Питер Брейгель Старший
Питер Брейгель Старший / Новелла Матвеева /
Хула великого мыслителя угоднее Богу,чем корыстная молитва пошляка.
(Ренан)
Питер Брейгель Старший. “Художник и знаток”.
( Исследователи предполагают, что изображение художника может являться автопортретом самого Брейгеля)
В палаццо и храмах таятся,Мерцая, полотна и фрески.Зажгла их рука итальянцаИ скрылась в их царственном блеске…Даль в дымке, одежды цветущи,
Фигуры ясны, но не резки.
На ликах огня и покояСлиянием – кто не пленится!И все же (строка за строкою)Всегда (за страницей страница)Я Питера Брейгеля буду
Злосчастная ученица.
Ах, лучше бы мне увязатьсяВослед за классическим Римом!Не так-то легко и солидноБрести по пятам уязвимым,Ранимым… За Брейгелем-старшим,
За Брейгелем неумолимым.
Прозренья его беспощадны,Сужденья его непреложны.Его дураки безупречны,Его богомольны – безбожны,Его отношения с вечной
Бессмертной Гармонией – сложны.
Его плясуны к небосводуПудовую ногу бросают,Как камень из катапульты…Старухи его потрясаютЛица выражением тыльным
На пиршестве жизни обильном.
…Однажды за ветками вязов,Меж сонных на солнышке хижин,Увидел он пир деревенский.И понял, что пир – неподвижен.И только, пожалуй, бутыли
На этом пиру не застыли.
Увидел детину-танцора.И красками в памяти выжглось,Что фортелей в танце – изрядно,Но главное в нем – неподвижность.А с публикой тоже неладно,
И главное в ней – неподвижность
Питер Брейгель Старший. “Крестьянский танец”
Молчанье росло, невзираяНа стук деревянных бареток.Был танец такой деревянный -Как пляска хмельных табуреток!И ста языков зеплетанье…
И все это – разве не тайна?
И молния быстрой догадки,Что некий мясник мимолетен,Как перышко, как сновиденье!Хотя предостаточно плотен,
И нет на лице трепетанья.
Не странность ли это? Не тайна?!Сплошной, носовой, анонимныйИ ханжеский гомон волынокЗудел, обволакивал танецВолной звуковых паутинок…Но странным молчанием тянет
От гульбищ на этих картинах.
И слышу: как музыка листьев -(Тишайшая!) – голос пронесся:“Те фортели были недвижныЗадолго до их переносаНа Брейгелевы полотна!
То, плотное – было бесплотно!..
_____
Симпатией приятнойК художнику влеком,Хохочущий Заказчик
Бряцает кошельком.
Он ехал из Брабанта, -Звенели стремена,Позвякивали шпоры,
Как звякает казна.
Звенела вся лошадка:Ступив на поворот,Копилочною щелью
Ощеривала рот.
Он ехал из Брабанта, -Пунцовый от вина…И нес весенний ветер
С деревьев семена…
… Он смотрит на картину.Он пятится назад.Он бьет себя по ляжкам
(И ляжки вдруг звенят).
Он мастера находит,В простой беседе с ним,То Брейгелем Мужицким,
То Брейгелем Смешным…
______
Воистину, зрелища явны:Кто стал бы скрывать показное?На публике зрелища зреют,
Как рожь под ударами зноя.
Тем более дорого стоит,
Кто тайное в явном откроет.
О, каверзный Брейгель!Простейшие пьянки и пляски,Как жуткую тайну, открыл он.Как заговор, предал огласке.И взгляд уловил моментально,
Что это действительно – тайна.
Не тайна – пещеры драконовИ пропасти черной Гекаты.Таинственен подслеповатый,Приплюснутый, тусклый, бессвязный,Создания перл компромиссный,
Творенья венец безобразный.
Таинственно все, что ничтожно.Таинственно, невероятно!Понятьем объять невозможно.И, значит, оно необъятно!Великое измеримо.
Ничтожное необъятно!
Бессмертие вовсе не странно,Но смерть изумляет, ей-Богу!… Прогнать ее тщась, неустанноНазванивал Брейгель тревогу:Веревки на всех колокольнях,
Звоня, оборвал понемногу…
Как блики на пряжках башмачных,Как срезки мертвецкой фланели,Как сыр, – у натурщиков жуткихСтвороженно бельма тускнели,В последней картине “Слепые”,
Застыв на последнем пределе.
С тех пор, подвернувшись попутно,“Слепых” принимает канава:Извечно, ежеминутно…Но где же Гармония, право?Где длинные трубы-фанфары,
Звучащие так величаво?!
Питер Брейгель Старший. “Слепые”
______
Ступает Гармония ровно,Нигде не сбивается с шага.Один ее взор, безусловно,Для нас наивысшее благо!А плащ ее – ветер весенний
Для целого Архипелага.
Верна, постоянна, урочнаКак Разум, Душа и Святыня.Но жаль: не указано точно,Где именно эта богиняСлоняется? Лес? Катакомбы?
Край пропасти? Пустошь? Пустыня?
Я карту дорог раскатаю,Я путь ее, в шутку, размечу…А спросят: “Гармония – сказка?”“Чистейшая правда!” – отвечу,Но я-то пока не питаю
Надежды на личную встречу.
А есть же на свете – ей-Богу! -Счастливчики, вещие люди:Они ежедневно, помногу,По их показаниям судя,Гармонию зрят! И свободно
Об этом калякают чуде!
Ну что же! К юродивым частоНисходит святой в ореоле.По-свойски: с какой-нибудь пастойИль мазью от мелочной боли…А вместо святого явиться
Не может Гармония, что ли?
Но даже прохвосты (обычноПричастные каждой святыне,А им-то уж точно и личноИзвестны приметы богини!)Не чаю, когда разобяжут
И где ее встретить – подскажут.
Гармония! В мире не мирном,Скрипящем, наморщенном, сложном,Готовом низвергнуться в безднуПри слове неосторожном, -Дурак, ограниченный малый —
Один гармоничен, пожалуй.
Гармония? Сладко мечтая,На древних руинах ЭлладыОдин восседал бы. ДругиеСидеть на сегодняшних рады,В развалинах греясь привычно,Вписав себя в них гармонично,Публично крича от придуманной боли
В действительно трудной юдоли.
______
Антверпен покидаетЗаказчик-пилигрим.Занятных две картиныСлуга везет за ним.На будущей неделеЗаказчик будет самПотешные картины
Показывать гостям.
… Боярышник пушистыйСиял ему в глаза…А где-то за холмами
Невнятно шла гроза,
И тщетно пилигримуШептал вечерний зной,Что Брейгель – не Мужицкий,
Что Брейгель – не Смешной,
Что, может быть, не стоитГостей-то приглашать?Что в мир приходит гений
Не тешить, а мешать,
Что страшно он смеется.(Не там ли, за холмом,Он, кашляя, смеется,Как сумеречный гром,Большие бочки смехаКуда-то вдаль катя?..)Но ты дремли! Не бойся,
Усатое дитя!
Закат поджарил рощиНа бронзовой золе…Спи телом, спи душою,
Спи дома, спи в седле…
______
… При мысли о душах несложных,Разгадывать кои не надо:К раскрытию коих подходятКлючи от амбара и склада, -Всегда ли резонно – не знаю,
Но Брейгеля я вспоминаю.
При мысли о лицах недвижных,В тугом напряженье покоя(На задней стене мыловарниВсегда выраженье такое!На брусьях, на дубе стропильном…);При мысли о каменно-мыльном,О твердо-подошвенном взореАсфальтовых глаз Примитива;О пальце картофельно-беломНа кнопке вселенского взрыва;О судьбах, скользящих по краю, -Я Брейгеля вспоминаю.При мысли о логике нищей,О разуме задремавшем,О стоптанном ухе, приникшемК железным чудовищным маршам, -О Брейгеле я вспоминаю! —
О Питере Брейгеле-старшем.
1967-1968
Питер Брейгель старший — южнонидерландский живописец, самый известный из всех, кто носил эту фамилию. Родился предположительно между 1525 и 1530 г в городе Бреда (северный Брабант) Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.
Питерт Брейгель старший — отец Питера Брейгеля младшего (Адского) и Яна Брейгеля (Райского). Питера Брейгеля старшего называли Брейгелем мужицким, потому что персонажи его произведений — простые люди: крестьяне и горожане, бедняки.
Даже святые в его живописи теряются в толпе проходимцев и обывателей…
В результате этого некоторые источники сообщают, что живопись Брейгеля старшего связана с передачей деталей быта простых людей того времени, и ценна именно тем, что являет собой некий исторический архив.
Но это не так.
Речь идёт не о передаче деталей человеческого быта того времени, а о том, что через демонстрацию каких то бытовых сцен, может быть даже подчёркнуто бытовых — передаются глобальные философские концепции, например о том, как порок в человеке переплетается с естественным и природным, и как естественное и природное — с возвышенным и идеальным, и о том как всё это странно и фантастически сочетается в человеке.
И ещё мне кажется, что многие картины об обмане.
Смерть везде, за ней последнее слово, люди умирают там и тут, но словно даже не замечают этого, и продолжают бегать, суетиться, набивать кашей рты…Кажется, что вся эта суета — и есть жизнь, но нет, это обман. Как не хватает красоты, как беспомощны и жалки попытки людей притворяться живыми без красоты, как тиха и покойна Мария, проезжая на ослике через заснеженную площадь…
И всё же красота у Брейгеля чаще всего побеждает в целом, работает закон Толкиеновской снежинки: когда озлобленный Мелькор захотел исказить мир, сковать воду морозом — Илуватар преобразил его намерение, и мороз породил снежинки…
Люди Брейгеля старшего инфантильны и беспечны, они словно не ведают что творят, весёлые, неунывающие, безжалостные, словно заведённые тряпичные куклы они исполняют ежедневные свои дела и так балаганчик вертится…
Квинтесенция этого сюжета — последняя картина художника «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей», где в бесконечно прекрасном пространстве мироздания — огромные ворота виселицы и пляшущие под ними беззаботные крошечные крестьяне. И сорока. Сорока — символ трикстёрства, непостоянства. Сегодня ты здесь — завтра там…
Почему бы не начать пост с последней картины?
«Сорока на виселице».
Живопись Брейгеля старшего так же передаёт представление о человечестве как о величественном множестве ничтожно малых величин.
«Игры детей»
Инфантильность, незрелось. Люди — как дети, но могли бы стать взрослее, мудрее… Когда же дети поумнеют? Когда станут человечнее, когда жизнь их станет осмысленнее?
«Сенокос»
Сенокос Брейгеля очарователен и напоминает мне Ван Гога.
«Фламандские пословицы»
Картина с изображением нидерландских пословиц — «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», — включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний.
«Крестьянская свадьба»
Об этой картине спорили много и долго. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины, по другой на полотне изображена «Тайная вечеря». Ни одна из версий не была подтверждена.
«Триумф смерти»
Скелеты убивают людей, и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста. Не означает ли это того, что… (шёпотом даже сегодня: что Брейгель не считал Церковь спасением для человечества).
«Битва масленицы с постом».
Считается что это противоборство Добра и Зла, где Масленица — Зло, а пост — Добро. Но судя по картине ничего такого не имелось в виду. Обе стороны выглядят ужасно, Масленица — бессмысленное эпикурейство, а пост — немощь и истощение. Картина достаточно трагична, полный тупик. Убога форма без содержания.
«Крестьянский танец».
В 1567-1569 Когда писалась эта картина, было только что подавлено сильнейшее восстание народных масс — иконоборчество. Отношение к нему Брейгеля неизвестно.
Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера, и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки, имевшие, видимо, политический характер). Связано с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля — «Крестьянская свадьба»
«Притча о слепых».
Здесь всё очевидно: духовная слепота предсказуема, особенно в купе с умственной недалёкостью, когда слепой позволяет себя вести слепому же. Поучительно во все времена.
https://www.youtube.com/watch?v=AaGF8exYJ_8
Восхитительны зимние сюжеты Брейгеля старшего. Кисть мастера подарила нам истинное сокровище.
«Перепись в Вифлееме».
Между прочим, на здании, где проводится перепись — герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский.
Святое семейство расстворяется в толпе, и неизвестно что в этом мире главное, а что второстепенное.
«Охотники на снегу»
Является частью серии из шести картин, изображающих времена года (пять из них, включая картину «Охотники на снегу», сохранились)
Здесь истинное отображение снежинки Толкиена.
«Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц».
В необъятном прекрасном мире есть ловушка для птиц. Птицы и люди — где граница? На всякую душу свой ловец, но мы его не видим, его на картине нет.
«Мизантроп»
На картине «Мизантроп» размещены слова: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен молодой злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.
http://smallbay.ru/bruegel.html
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/g/ghirland/ridolfo/index.html
Village Street by Piter Brueghel the Elder
Поклонение волхвов в зимнем пейзаже
Иосиф и Мария
Калеки
Страна лентяев
Сумрачный день, 1565, Музей истории искусств, Вена
Путь на Голгофу
Возвращение стад
Падение Икара
Жатва
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43922233252/prev
Презентация на тему » Питер Брейгель Старший»
- Скачать презентацию (3.41 Мб)
- 164 загрузки
- 3.8 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация по МКХ, благодаря которой школьники познакомятся с великим живописцем Питером Брейгелем Старшим и его лучшими картинами. Автор не концентрирует внимание на биографии мастера, отдавая ей лишь ее малую часть, основное внимание уделено картинам.
Краткое содержание
- Происхождение художника
- Лучшие картины
- Нидерландские пословицы
- Калеки
- Художник и знаток
- Описание картин
- Форматpptx (powerpoint)
- Количество слайдов15
- Аудитория
- Словамхк живопись художники брейгель
- КонспектОтсутствует
- Предназначение
- Для проведения урока учителем
- Слайд 2За этим эпитетом стоит не только факт его биографии(Брейгель родился в крестьянской семье), но и огромный интерес художника к простым людям, к их быту и повседневной жизни.
- Слайд 3
- «Жатва»
- «Крестьянская свадьба»
- «Крестьянский танец»
- «Нидерландские пословицы»
- Слайд 7
Последний период жизни Брейгеля совпал с бурными потрясениями в жизни Нидерландов.
Его творчество той поры, как зеркало, показывает, в каком направлении шла эволюция художника. Картины Брейгеля наполнились горечью и смирением перед лицом неумолимого рока.
- Слайд 9
- «Лень-ловушка дьявола»
- «Ни одна мельница не мелет водой, которая уже утекла»
- «Каждую селёдку следует вешать за собственные жабры»
Картину можно воспринимает как своеобразную энциклопедию жизни народа, преломленную под сатирическим углом зрения художника.
- Слайд 10
Глубоким трагизмом наполнены многие картины Брейгеля. Одна из написанных в последние годы – «Калеки»
- Слайд 12
Художник держит в руке кисть, а знаток – кошелёк с деньгами. Художник видит мир духовным зрением , но он беден. «Знаток» искусства слеп духовно, но богат.
Он абсолютно уверен, что дело художника – угождать и писать по указке таких, как он. Тогда в чём же урок? Наверное, в том, чтобы каждый человек стремился честно жить, вопреки многочисленным соблазнам.
Именно такой и была жизнь великого нидерландского художника Питера Брейгеля
- Слайд 14
Брейгель скончался в Брюсселе 9 сентября 1569 года и был погребен в церкви Нотр-Дам де ла Шапель
- Слайд 15
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/mxk/piter-breygel-starshiy
Брейгель Питер СтаршийКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), великий нидерландский живописец, прекрасный график и рисовальщик.
В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе.
Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции.
От многочисленных нравоучительных картин и сатирических притч-рисунков, изобилующих гротескными и причудливыми фантастическими персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.
Эти три картины Питера Брейгеля Старшего хранятся в Музее истории искусства в Вене
Изображая постоянно движущуюся народную массу, нидерландский художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, – обе в Музее истории искусств, Вена; и другие картины, посвященные крестьянскому труду). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель).
Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве художника с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.
Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, нидерландский живописец создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор.
В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира.
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена).
Падение ангелов,
1562
На пути в Египет,
1563
Сумрачный день,
1565
Сенокос,
1565
Жатва,
1565
Возвращение стад,
1565
Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают нидерландского живописца одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения.
Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Питера Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке.
Поклонение волхвов
в зимнем пейзаже, 1567
Страна лентяев,
1567
Калеки,
1568
Крестьянская свадьба,
1568
Крестьянский танец,
1568
Обращение Савла,
1567
Малая Вавилонская башня,
1564
Поклонение волхвов,
1564
Мизантроп,
1568
Гравюры Питера Брейгеля Старшего
Алхимик,
1560-е
Гордыня,
1567
Святой Иероним,
1565
Чревоугодие,
1567
Автопортрет Питера Брейгеля, 1565, фрагмент работы “Художник и знаток”
Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.
2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
Источник: http://smallbay.ru/bruegel.html
Брейгель, Питер (Старший)
Pieter Brueghel
Пи́тер Бре́йгель Ста́рший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude ; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).
Содержание
- 1 Биография
- 2 Некоторые известные работы
- 3 В кинематографе
- 4 В литературе
- 5 Генеалогическое древо
- 6 Примечания
- 7 Литература
- 8 Ссылки
Биография
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Рисунок «Художник и знаток», ок. 1565—1568 гг.
Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.
В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры.
В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку.
По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах.
Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур.
Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года.
Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке.
Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу.
Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна».
Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль.
К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.
Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. До нас она не дошла, к тому же у ван Мандера соседствуют правда и вымысел.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
Охотники на снегу (1565). Музей истории искусств, Вена Мизантроп (1568). Музей Каподимонте, Неаполь Триумф смерти (1562) Музей Прадо, Мадрид
Некоторые известные работы
Основная статья: Список картин Питера Брейгеля Старшего
Примечание. Поскольку названия картин не принадлежат Брейгелю (придуманы музейными работниками и позднейшими искусствоведами), в разных языковых традициях (и даже в пределах одной традиции) они могут различаться.
- Цикл картин «Перевёрнутый мир»:
- Битва Масленицы и Поста, 1559. Музей истории искусств, Вена
- Игры детей, 1559-60. Музей истории искусств, Вена
- Нидерландские пословицы, 1559. Берлинская картинная галерея, Берлин
- Падение Икара, 1558. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- Морской бой в гавани Неаполя, 1558—1562. Galleria Doria Pamphili, Рим
- Триумф смерти, 1562. Музей Прадо, Мадрид
- Падение мятежных ангелов (др. название: Падение восставших ангелов), 1562. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- Вавилонская башня, 1563. Музей истории искусств, Вена
- На пути в Египет, 1563. Институт искусства Курто, Лондон
- Вино на празднике Святого Мартина, 1563-65. Мадрид
- Путь на Голгофу (др. название: Несение креста), 1564. Музей истории искусств, Вена
- Самоубийство Саула, 1564. Музей истории искусств, Вена
- Поклонение волхвов, 1564. Лондонская Национальная галерея, Лондон
- Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии, 1565. Институт искусства Курто, Лондон
- Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только 5:
- Охотники на снегу, 1565. Музей истории искусств, Вена
- Возвращение стада, 1565. Музей истории искусств, Вена
- Сенокос, 1565. Дворец Лобковица в Пражском Граде, Прага
- Жатва, 1565. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- Сумрачный день, 1565. Музей истории искусств, Вена
- Перепись в Вифлееме, 1566. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- Свадебный танец, 1566. Институт искусств Детройта, Детройт
- Избиение младенцев, 1566. Музей истории искусств, Вена
- Обращение Савла, 1567. Музей истории искусств, Вена
- Страна лентяев, 1567. Старая пинакотека, Мюнхен
- Крестьянский танец, 1567. Музей истории искусств, Вена
- Крестьянская свадьба, 1568. Музей истории искусств, Вена
- Сорока на виселице, 1568. Гессенский музей, Дармштадт
- Мизантроп, 1568. Музей Каподимонте, Неаполь
- Притча о слепых (др. название: Слепые), 1568. Музей Каподимонте, Неаполь
- Калеки, 1568. Лувр, Париж
В кинематографе
- «Мельница и крест» (Швеция, Польша, 2011). Режиссёр — Лех Маевски. В роли Питера Брейгеля — Рутгер Хауэр.
В литературе
- «Питер Брейгель» — роман бельгийского писателя Феликса Тиммерманса (англ.)русск. (1928).
Генеалогическое древо
Питер БрейгельСтарший | |||
Питер БрейгельМладший | Ян БрейгельСтарший | Мари Брейгель | |
Амбросий Брейгель | Ян БрейгельМладший | Анна Брейгель | Давид ТенирсМладший |
Абрахам Брейгель |
Примечания
- ↑ Record #118674013 // Gemeinsame Normdatei — Leipzig: Katalog der Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014. Проверено 9 апреля 2014.
- ↑ Согласно современной нидерландско-русской практической транскрипции, эту фамилию по-русски следует передавать как «Брёгел».
- ↑ В Мадриде нашли средневековый шедевр
Литература
- Bastelaar R. van, Hulin de Loo G. Peter Bruegel l’Ancien, son oeuvre et son temps, v. 1-2. Brux., 1906—1907.
- Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. М., 1939.
- Климов P. Питер Брейгель. М., 1959.
- Львов С. Л. Питер Брейгель Старший. М., 1971.
- Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М., 1983.
- Grossmann F. Peeter Brueghel. — L.: Firenze, 1956.
- Rocquet C.-H. Breuegel ou l’atelier des songes. P., 1987; рус. переводы: Роке К.-А. Брейгель (серия «Жизнь замечательных людей»). М.: Молодая гвардия, 2008. 304 с. ISBN 978-5-235-03134-0; Роке А. К.-А. Брейгель, или Мастерская сновидений. СПб.: «Вита Нова», 2010. ISBN 978-5-93898-306-9
- Marijnissen R.H. Bruegel: tout l’oeuvre peint et dessiné. Anvers, 1988.
- Francastel P., Ferrier J.L. Bruegel. P., 1995.
- Rucker R. As above, so below: A novel of Peter Bruegel. N. Y.: Forge, 2002.
- Хаген Р. М., Хаген Р.. Брейгель. — М.: Taschen/Арт-Родник, 2002. 95 с. ISBN 3-8228-7150-8
- Бьянко Д. Брейгель: Сокровища мировых шедевров / Пер. с ит. В.Гривиной. М.: БММ, 2012. — 160 с., ил., 3000 экз., ISBN 978-5-88353-461-3
Ссылки
- Брёгели или Брюгели // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Любительский веб-сайт по П.Брейгелю (с полным собранием его картин)
- Картины Брейгель, Питер (Старший)
- Брейгель Питер. Биография // art-klyan.com
- на artcyclopedia.com
- на Web Gallery of Art
- Питер Брейгель. Биография, хронология жизни, галерея, музей
- Pieter Bruegel the Elder at Olga’s Gallery
- Творчество Брейгеля заложило основу развития нидерландской школы
Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-146333.html
Картины Брейгеля Старшего. Жизнь и творчество художника
Искусство и развлечения 13 апреля 2015
Этот человек был недоволен политикой властей и вседозволенностью церкви, но всю жизнь молчал. За него говорили его картины. После него не осталось письменных документов, но осталась созданная им школа живописи. Он творил свои шедевры и подделывал чужие. Имя одного из самых загадочных художников прошлого — Питер Брейгель Старший.
Гений, о котором почти ничего неизвестно
Неизвестна даже точная дата его рождения. До наших дней дошли только отрывочные сведения о том, что в нидерландской провинции Бреда в 1525 году родился ребёнок, которому суждено было войти в историю мировой живописи под именем Питер Брейгель Старший.
Впрочем, у него появится ещё и прозвище ― «Мужицкий». Вся его жизнь уложилась в трёх дошедших до нас документах. Это записи о принятии Брейгеля в Гильдию живописцев города Антверпен, о регистрации брака и подводящая всему итог запись о смерти и погребении.
Вот и всё. Величайший художник своего времени, он не оставил ни автопортрета, ни портретов жены и детей.
Есть основания полагать, что на некоторых из своих картин живописец изобразил самого себя, придав отдельным персонажам собственные черты. Однако картины Брейгеля Старшего хранят свою тайну.
Остались, правда, его портреты, выгравированные современниками, но они лишены сходства между собой, и потому не убедительны.
Всё началось с графики
Но не всё скрыто от нас временем. Известно, что в начале своего пути Брейгель занимался графикой. Этому искусству его обучал придворный художник, признанный тогда мастер Питер Кук ван Алст. Для молодого человека было большой удачей попасть в мастерскую столь почтенного мэтра. Талант его быстро развивался, и вскоре он уже получил выгодную работу у издателя гравюр Иеронимуса Кока.
Далее окончательно определяется его жизненный путь ― он профессиональный художник. Постепенно молодому художнику становится тесно в рамках графики, и он начинает пробовать свои силы в живописи.
Видео по теме
Вступление в Гильдию художников
Картины Брейгеля Старшего открыли ему дорогу в Гильдию художников. Событие очень важное, так как без официального статуса невозможно было рассчитывать на получение выгодных заказов, а в будущем — места при дворе.
Вступив в гильдию, Питер Брейгель Старший впервые увидел картины своего великого предшественника Иеронима Босха. Они потрясли его воображение. Достаточно владея к тому времени техническими навыками, он создал целую серию полотен, выполненных в манере своего кумира. Для неопытного взгляда картины Брейгеля Старшего мало чем отличались от картин Босха.
Картины с чужой подписью
И вот тут произошёл неприятный инцидент.
Дело в том, что тщеславие всегда было одним из людских пороков, и некоторые заказчики покупали у Брейгеля картины при условии, что он поставит на них не свою подпись, а подпись какого-нибудь именитого мастера. Молодой художник выполнял их просьбы.
Но однажды случился скандал: гравюра на сюжет одной из его картин была продана с подписью Иеронима Босха как подлинник, за большие деньги. С невероятным трудом удалось избежать серьёзных неприятностей.
Поездка в Италию и выбор творческого пути
Когда Брейгелю исполнилось 25 лет, он совершил путешествие в Италию. Надо сказать, что эта страна всегда была своего рода Меккой для художников. Через триста лет Карл Брюллов напишет, что сам воздух Италии исполнен вдохновения. Здесь молодой живописец увидел пейзажи, которые потом ожили на его полотнах. По возвращении из поездки он жил в Антверпене, а затем в Брюсселе.
К этому времени художник Брейгель Старший уже вполне определился как творческая индивидуальность. Дело в том, что в середине XVI века в живописи Нидерландов господствовало направление «романистов», то есть художников, положивших в основу своего творчества стиль итальянского маньеризма. В отличие от своих соотечественников, он остался верен традициям старонидерландской школы.
Символизм в творчестве художника
Творчество Брейгеля Старшего сочетает в себе элементы реальности и фантастики. Как и многие передовые люди своего времени, он был недоволен царящим в стране произволом властей и церкви, но молчал, так как каждый осмелившийся поднять голос рисковал оказаться на костре. Приговоры выносились незамедлительно.
Современники его считали «немым». Но у художника есть своё оружие ― обращение к людям через символы, заложенные в его картинах. Это были своего рода зашифрованные послания. Картины Брейгеля Старшего — это «эзопов язык» в живописи.
Не каждый понимал их смысл, но для тех, кому они предназначались, этот язык был красноречивей слов.
Питер Брейгель Старший закончил свою жизнь 15 сентября 1569 года, достигнув небывалых высот творчества и оказав влияние на развитие всей последующей мировой живописи. Его прах обрёл вечный покой в церкви Богородицы в Брюсселе.
Он одним из первых показал на своих полотнах жизнь простых людей и за это стал именоваться «мужицким» художником.
В статье приведены 4 репродукции с его картин:«Художник и знаток» (возможно, она передаёт портретные черты автора), «Вавилонская башня», «Крестьянская свадьба» и «Возвращение охотников».
Источник: fb.ru
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
Источник: http://monateka.com/article/128308/