Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Питер Пауль Рубенс. Слева – Венера перед зеркалом, 1612. Справа – Похищение дочерей Левкиппа, ок. 1618
28 июня исполняется 439 лет со дня рождения знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса. Споры о рубенсовских «грациях» длятся уже не одно десятилетие.
Ничто так не подвержено частым переменам, как эстетические идеалы и каноны красоты.
И эта тема не даёт покоя искусствоведам и любителям живописи: так что же всё-таки воплотил художник в своих работах – собственные предпочтения, идеалы эпохи Возрождения или ироничное их преувеличение?
Рубенс. Персей и Андромеда, 1620-1621
Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в.
Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии, изображением обнажнёной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом.
На смену абстрактной духовности приходит подчёркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты. Природа отныне не противопоставляется Богу, а воспринимается как его воплощение на земле, так же, как и человеческая красота.
Рубенс. Слева – Автопортрет с женой Изабеллой Брандт, 1609. Справа – Сыновья художника Альберт и Николас, 1626-1627
Рубенс. Суд Париса, 1625
Представления о женской красоте вполне соответствовали духу самой эпохи: пышные формы воспринимались как свидетельство физического здоровья и внутреннего величия.
Брантом пишет: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, их ценят.
Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча». Рубенс во многом придерживался эстетики Возрождения, хотя только этим нельзя объяснить созданный им идеал красоты.
Рубенс. Слева – Портрет Изабеллы Брандт, 1625-1626. Справа – Портрет Изабеллы Брандт, 1626
Рубенс. Суд Париса, 1635-1638
Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддаётся сомнению. Это верно в том случае, когда речь идёт о пышности и богатстве красок, об изображении тяжеловесных фигур в стремительном движении, в моменты невероятного эмоционального напряжения.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».
В творчестве Рубенса действительно воплотилась барочная телесность и тяжеловесная красота, однако присущая барокко условность уступает у него напору живой реальности.
Рубенс. Слева – Три грации, 1639. Справа – Вирсавия у Фонтана, 1635
Рубенс. Венера и Адонис
Идеал рубенсовской красоты далёк и от классических канонов, и от современных представлений о ней. Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными.
Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений.
Каждый миллиметр их телесных несовершенств выписан с таким тщанием и любовью, что сомнений не остаётся: Рубенс действительно преклонялся перед таким типом красоты и считал его идеальным для изображения.
Рубенс. Слева – Портрет Елены Фоурмен с её первенцем Франсом, 1635. Справа – Елена Фоурмен с детьми Клер-Жанной и Франсуа, 1636-1637
Рубенс. Слева – Портрет Елены Фоурмен в свадебном одеянии, 1631. Справа – Портрет Елены Фоурмен
Подтверждением того, что на формирование его идеалов повлияла не только эстетика Возрождения, но и личные предпочтения, является и то, что художник был женат на женщинах именно такого типа и всю жизнь писал их с любовью и восхищением.
Чертами Изабеллы Брандт и Елены Фоурмен наделены женские персонажи на многих картинах Рубенса. Историк искусства Э.
Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определённый женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жён. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
Рубенс. Слева – Шубка, 1636-1638. В центре – Автопортрет в шляпе. Справа – Портрет Елены Фоурмен
Рубенс. Венера и Адонис, 1635
Хотите обладать белозубой улыбкой? Простое, эффективное и безопасное средство, которое можно с успехом применить самостоятельно, без похода к стоматологу, – отбеливающие полоски для зубов Celebrity Smile.
Celebrity Smile — это тонкие эластичные полоски, покрытые отбеливающим гелем. Они точно повторяют уникальную форму ваших зубов. Активные компоненты обеспечивают отбеливающий эффект и не травмируют эмаль.
Эффективность полосок доказана клинически: после первого применения полосок Celebrity Smile Ваши зубы станут значительно светлее, а уже через 7 дней — посветлеют на 4-5 тонов.
Let’s block ads! (Why?)
Источник: Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Источник: http://kleinburd.ru/news/zhenshhiny-s-poloten-rubensa-grotesk-ili-shhedrost-prirody/
Рубенс Питер Пауль. Картины и биография. Rubens Peter Paul
Рубенс Питер Пауль Картины и биография Питера Пауля РубенсаРубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.
Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции «Воздвижение Креста», около 1610-1611, «Снятие со Креста», около 1611-1614, — обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века («Автопортрет с женой Изабеллой Брант», 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.
Со страстным «языческим» жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровнуюГерцог Лерма, 1603 Музей Прадо, МадридМаркиза Бригитта Спинола Дориа 1606, Галерея искусства, ВашингтонСвятой Георгий и дракон 1606-1607, Музей Прадо, МадридТуалет Венеры, 1608 Музей Тиссен-Борнемиса, МадридРомул и Рем с волчицей, 1616 Капитолийская пинакотека, РимСоюз Земли и Воды, 1618 Эрмитаж, Санкт-Петербург Красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия («Союз Земли и Воды», около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.Суд Париса 1605Мария Паллавичино 1606Филопемен и старая рабыня, 1609-1610Художник с женой Изабеллой БрантВозвращение с войны 1610-1612Прометей прикованный 1610-1612Похищение Ганимеда 1611-1612Каледонская охота на кабана, 1612Венера бесчувственная, 1613Триумф Виктории 1614 Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин «История Марии Медичи» (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы («Возчики камней», около 1620, «Пейзаж с радугой», около 1632-1635, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).Обнаружение младенца Эрихтония, 1615Венера у зеркала 1615Четыре стихии 1615Ночная история 1616-1617Ахилл, Одиссей и Диомед 1617Умеренность 1617Похищение дочерей Левкиппа, 1617Голова Медузы 1617Елена Фаурмент 1629Пьяный Силен 1618 Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.
Анна Австрийская 1622Мария Медичи в образе БеллоныВстреча Марии Медичи и Генриха IVВзятие герцогства Юлих, 1622-1625Прибытие в Марсель 1623Церера и две нимфы 1624 В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент («Шубка», около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств («Кермесса», около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).Сад любви 1632Портрет камеристки 1625Нимфы и сатиры 1634Портрет дамы в соломенной шляпкеТерей, Прокна и Филомела 1635-1638 В «стеновский» период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — «Елена Фаурмент с детьми» (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), «Три грации» (1638-1640, Прадо, Мадрид), «Вакх» (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.
Похищение Гипподамии 1636-1638Конный портрет Филиппа II, 1628Меркурий и Аргус 1636-1638Шубка 1630Орфей и Эвридика 1636-1638Диана и Каллисто 1638-1640Три грации 1635Нимфы, преследуемые фавнами, 1638-1640Персей освобождает Андромеду, 1641Римское милосердие 1640-1641 В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.
Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).
Творчество Питера Пауля Рубенса Примечание.
1. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
Источник: http://www.nitpa.org/rubens-piter-paul-kartiny-i-biografiya-rubens-peter-paul/2/
Питер рубенс фламандский живописец эпохи барокко…-
ПИТЕР РУБЕНС ФЛАМАНДСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ ЭПОХИ БАРОККО |
Среда, 28 Июня 2017 г.
Ada Peters
Cегодня 28 июня, средаПитер Рубенсфламандский живописец эпохи барокко 28 июня 1577 — 30 мая 1640440 лет назад 377 лет назад Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Вестфалия), в семье юриста. Когда мальчику было одиннадцать лет, его отец умер.
Мать переехала с детьми в Антверпен. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще.
Питер Пауль РубенсАвтопортрет Предложить название1623В 1600 году художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, писал портреты и алтарные образы.В 1603 году итальянский покровитель Рубенса Винченцо Гонзага послал его в Испанию в составе дипломатической миссии.
В 1608 году Рубенс стал придворным живописцем Изабеллы Австрийской, поселился в Антверпене и в 1609 году женился на аристократке Изабелле Брант.Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с женой Изабеллой Брант. 1609От этого брака родилось трое детей.
Мастерство художника пользовалось все растущим спросом, и он создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк, Йорданс и Ф.Снейдерс. Он выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а по окончании работы он слегка подправлял картины. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.
«Автопортрет с женой Еленой Фоурман и сыном»Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, мифологические композиции. В них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам. Художник получал заказы и из-за границы – Англии, Франции.
Он написал для Марии Медичи цикл аллегорических панно на сюжеты из ее жизни и выполнил картины для гобеленов по заказу Людовика XIII.Три ГрацииПитер Пауль Рубенс1634, 221×181 смС начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность.
В 1628 и 1630 годах Рубенс ездил в Мадрид и Лондон с дипломатическими поручениями и участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией. Вернувшись в Антверпен, Рубенс был встречен с большими почестями; испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский король — личное дворянство.
Последние пять лет жизни художник провел в загородном поместье. До последних дней он работал, реализуя в своих полотнах неистощимое воображение и творческую энергию.Умер Питер Рубенс 30 мая 1640 года в Антверпене.
Источник: http://www.calend.ru/person/3255/
© Calend.ru
********
ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ: 15 ЦИТАТ РУБЕНСА О ПОЛИТИКЕ, ЭКОНОМИКЕ, УСТРОЙСТВЕ МИРА, ВОЙНЫ И ЧЕЛОВЕКА |
Среда, 28 Июня 2017 г. Ada PetersГоворит и показывает:15 цитат Рубенса о политике, экономике, устройстве мира,войны и человекаПитер Пауль Рубенс состоял в переписке чуть ли не со всеми интеллектуалами и коллекционерами Европы XVII века.
Он писал часто и подробно, но всегда только по делу: обменивался впечатлениями о прочитанных книгах, обсуждал заказы на картины или новую античную гемму в своей коллекции, переживал о войнах и делал политические прогнозы.
Стройной теории искусства из его писем не соберешь, но некоторые точные мысли и между прочим сформулированные правила жизни рисуют огромную личность, которая больше теорий.
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет (фрагмент), 1623,Канберра, Национальная галерея АвстралииПадение ФаэтонаПитер Пауль Рубенс1608, 98.4×131.2 смМой талант таков, что, как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества. Не имея привычки питаться дымом тщетной лести, я склонен думать, что так же рассуждают все порядочные люди.Если мне не доверяют, то дали мне слишком много денег, а если доверяют, то слишком мало.Я самый равнодушный к общественным делам человек на свете, за исключением тех случаев, когда дело касается моих перстней и моей собственной особы. При прочих равных условиях я почитаю весь мир своей родиной и уверен, что буду повсюду желанным гостем.Конечно, было бы много лучше, если бы юнцы, ныне владеющие миром, поддерживали между собой дружеские отношения, вместо того чтобы тревожить весь христианский мир своими причудами.Дела общественные идут здесь самым тихим шагом, это не столько война, сколько отсутствие мира, или, вернее, неудобства войны без преимуществ мира. Во всяком случае, наш город изнывает, подобно телу, постепенно умирающему от истощения.С каждым днем убывает число жителей, ибо несчастный народ не может добыть себе средства к существованию ни ремеслом, ни торговлей. Надо надеяться, найдется некое средство смягчить это зло, вызванное нашим собственным неразумием, ежели не исполнится тираническое повеление: пусть пропадают друзья, лишь бы погибли враги*.Герцогу Мантуанскому следовало бы умереть на несколько месяцев раньше — до того, как он продал англичанам свою коллекцию.Возвращаясь к бедности монархов, скажу, что не могу объяснить ее ничем, кроме перехода сокровищ мира в руки большого числа частных лиц. Бедность казны не имеет иных причин: величайшая река, разделенная на множество ручьев, быстро высыхает.К тому же система экономии почти всех Государей так дурна и беспорядок так глубоко проник в их дела, что чрезвычайно трудно привести их в хорошее состояние.Нарцисс, влюбленный в собственное отражение. ЭскизПитер Пауль Рубенс1636, 14.5×14 смГосподин Моризо своими похвалами превратил бы меня во второго Нарцисса, если бы я не приписывал все его высокие и приятные слова учтивости и прилежанию, ибо он воспользовался моей работой как слабым поводом для упражнения своего красноречия.Вы бы удивились, увидев, что не только многие, но почти все в восторге от того, что общественное несчастье позволяет по справедливости обвинять правительство и выказывать свою ненависть. Сила ненависти такова, что из-за нее забывают свои собственные несчастья и пренебрегают ими для наслаждения местью.Мы вступили в такие времена, когда каждый, подобно тому как для плавания, так и для жизни, тем более приспособлен, чем свободнее он от поклажи.Основное различие между жизнью нашего века и жизнью древних — праздность и отсутствие физических упражнений; ведь ясно, что еда и питье не способствуют укреплению тела.Три ГрацииПитер Пауль Рубенс1634, 221×181 смДля одних художников рисовать античные статуи весьма полезно, для других же настолько опасно, что может вести к гибели их искусства.Я никогда не советовал начинать войну, но, когда мог, всеми силами старался добиться мира. Если бы не опасность повредить себе в будущем, я предпочел бы не раздавать моих произведений людям недостойным.Примечание:*В качестве дипломата Рубенс занимался миротворческой деятельностью — биографы художника с гордостью отмечают, что он сыграл важную роль в окончании затронувшей всю Европу Тридцатилетней войны, от которой страдала и его родная Фландрия Источники цитат: письма Рубенса и его книга «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами».Собрала Анна Сидельникова
Источник: https://subscribe.ru/group/nash-soyuz/13900297/
28 июня 1577 года родился Питер Пауль Рубенс
?Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
2016-06-29 21:24:00Галина Чванина
kazanocheka
2016-06-29 21:24:00Автор — Томаовсянка.
Это цитата этого сообщения
История искусств не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа.
Мак Руузес
Рубенс начал писать только к 30 годам, но успел создать отлаженное производство картин прямо у себя дома, был другом герцога Бекингема, нескольких министров и приятным собеседником европейских королей, бросил дипломатическую карьеру после большой победы и получил дворянскую шпагу от двух монархов.Рубенс учился больше 10 лет.
Питер Пауль, 14-летний паж антверпенской графини де Лалэнг, к светской жизни оказался совсем не расположен. Ему, знавшему три живых языка (фламандский, немецкий и французский), латынь и греческий, мальчику с исключительной памятью, в пажах было до смерти скучно.
До сих пор у него не наблюдалось никаких особых склонностей и исключительной одаренности, спокойный и уравновешенный, Питер Пауль давал родителям разобраться со своими взрослыми проблемами и не доставлял им хлопот. Но паж — это уже невыносимо.
«У каждого свой дар, мой талант таков, что, как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества». Питер Пауль Рубенс
Понимание предназначения приходит к юному Рубенсу самым ненадежным путем, даже скорее непротоптанной тропинкой.
Потому что больших дорог вокруг Питера Пауля просто не было: Реформация удалила из церквей все живописные изображения, семья в изгнании, в бедности, а значит аристократические замки с их коллекциями тоже для посещения закрыты.
Дома есть только одна иллюстрированная Библия. С нее-то и начнется самообразование: мальчик каждый день усердно копирует иллюстрации,пытаясь в точности повторить каждую линию.
Проучившись 8 лет и сменив трех фламандских учителей, Рубенс поедет в Италию, где продолжит копировать каждую интересную линию, что попадается по пути: колонны дворцов, картины предшественников, путевые впечатления. Первые важные самостоятельные работы он создаст только к 30 годам.
«Автопортрет со второй женой Еленой Фурман в саду»Рубенс был гениальным дельцом. В его доме располагалась настоящая мануфактура по производству картин, здесь постоянно работала целая команда учеников-подмастерьев, и некоторые из них были вполне уверенными и состоявшимися художниками. Но работать у Рубенса считали честью: Рубенс знаменитость мировой величины, и Рубенс — это надежный поставщик заказов и средств к существованию. Позже Рубенса, толкового и даже гениального предпринимателя, критики с тонкой душевной организацией часто ругали, что, дескать, превратил искусство в конвейер. На самом деле, привлечение учеников к созданию масштабных заказов изобрел, конечно,не он. Микельанджело расписывал потолок Сикстинской капеллы, например, вместе с учениками. А до него стены той же капеллы расписали Боттичелли, Гирландайо и Перуджино, тоже вместе с помощниками.
Фламандец работал честно, не скрывая отлаженного механизма создания картин: он выстроил дом-дворец, в котором большую часть помещений занимали мастерские,набрасывал эскиз и отдавал в мастерскую помощникам, чтоб те прописывали пейзажи,драпировки, животных, небо и фоны. Лица героев Рубенс всегда оставлял за собой и часто проходился кистью по всему полотну, добавляя деталей и важных, живых штрихов. На современных европейских выставках в одном зале иногда оказываются рядом первоначальный авторский эскиз и готовая картина — зрителя поражает точность и динамичная напряженность замысла Рубенса. Точно как терпкое редкое вино, которое ученики потом разбавили наполовину водой.
Конечно, он и сам мог нарисовать дерево или лошадь, но вполне осознанно шел на компромиссы, даже в ущерб собственной репутации. Уж очень многим хотелось«своего Рубенса». И тогда художник мог искусно торговаться: не хотите ли, милостивый государь, полотно чуть меньшего размера, но уже готовое и саморучно мною написанное, но дороже. Ну или подождите еще пару месяцев и будет вам картина дешевле, но с привлечением учеников и в указанных вами размерах (точно впишется в простенок между окнами в вашем прекрасном доме), правда, я полностью прошелся по нему кистью, так что отличить от моего ни за что не сможете.»Крестьянский танец». 1630-1635. Рубенс боялся Ван Дейка. И любил, и ценил, конечно, и рекомендовал европейским монархам, и поручал молодому помощнику делать копии для гравюр со своих картин,и посылал в Италию и во Францию заключать договоры о собственных авторских правах,но совершенно точно видел в Антонисе опасного соперника. Ван Дейк, мальчик-вундеркинд, тонко чувствующий людей и мир, самоуверенный,образованный и импульсивный, пришел в прославленную мастерскую Рубенса 18-летним и стал жить в его доме. Очень скоро заказчики Рубенса, вынужденные ждать своих картин по несколько месяцев и платить немалые деньги, начали уверенно перешептываться:«Ван Дейк может точно так же».
Рубенс был достаточно умен и прозорлив, чтобы оценить исходящую от ученика угрозу. Одну и ту же историю рассказывают биографы Рубенса и биографы ван Дейка. Однажды метр закончил огромное полотно и уехал из дома. Ученики по неосторожности смазали еще свежие краски. Антонис уверенно взялся испорченный фрагмент переписать — и справился отлично. Исследователи со стороны ван Дейка добавляют «Рубенс даже ничего не заметил», а со стороны его учителя — «вернувшись, Рубенс конечно заметил,что картина исправлена, но не сказал ни слова». В любом случае настал момент, когда жить в одном городе они больше не могли: Рубенс настоятельно рекомендует юноше пожить в Италии и изучить мастеров Возрождения. Ван Дейк наконец-то был свободен.
Автопортрет в кругу друзей Мантуа.
Рубенс был одновременно английским и испанским дворянином. Еще в 1608 году,вернувшись из Италии, сходу влюбившись и женившись, Питер Пауль написал свадебный автопортрет с женой Изабеллой. Молодожены искренне счастливы, сам художник сияет,он полон надежд, спокоен и уверен. И у него есть шпага.
Мы видим только эфес,но Рубенс не оставляет нам шанса оставить ее незамеченной — он держит на ней руку.
Тогда он еще не имел права носить шпагу, потому что дворянином не был. Зато был самоуверен, честолюбив и напрочь лишен философских юношеских иллюзий о бедности как источнике вдохновения.
Он никогда не стеснялся попросить у эрцгерцогини жалованья или у герцога Гонзага — покрыть непредвиденные расходы, возникшие по пути в Испанию.
Он мог уехать в Рим по своим делам, будучи на службе у мантуанского герцога, и получив приказ немедленно возвращаться, написать:«Я не смогу так поспешно покинуть Рим из-за некоторых важных работ, которые я вынужден был взять на себя (признаюсь в этом Вашей Милости) по необходимости,ибо я посвятил все лето на изучение моего искусства и не в состоянии был прилично содержать дом и двоих слуг в течение года на 140 скудо, полученные мною из Мантуи за все время моего отсутствия. К тому же мне представился прекраснейший и великолепнейший случай, какой только может представиться в Риме, и честь побудила меня воспользоваться милостью судьбы. Речь идет о главном алтаре нового храма отцов-ораторианцев, называемого Санта Мария ин Валличелла, ныне, без сомнения, самого знаменитого и посещаемого из всех римских храмов. Хотя вышеупомянутая моя работа еще не начата, лица столь высокого звания интересуются ею, что я не могу, не заслужив порицаний, отказаться от заказа,славно отвоеванного у лучших художников Рима». И герцог разрешит Рубенсу остаться в Риме и закончить работу! Не удивительно, что дипломатические способности фламандца вскоре оценили короли.
Рубенс получит долгожданную шпагу, причем вполне заслуженно, причем сразу от двух королей, причем сначала от короля Англии. Карл I подарил художнику кольцо и цепь с бриллиантами, а Оксфордский университет присудил ученую степень магистра искусств. От короля Испании (Фландрия тогда — часть Испании) шпага придет годом позже, без кольца и бриллиантов, но с признанием заслуг и чтобы «дать ему возможность ради чести еще более усердствовать на нашей службе».
Пейзаж с радугой, 1632
Рубенс остановил одну войну. И именно за это получил дворянство от примиренных им держав. Тридцатилетняя война закончилась только через 8 лет после смерти Рубенса, но на ее ход художник смог повлиять.
Выезжая в свою первую официальную дипломатическую миссию, Рубенс составил опись имущества и завещание на двух сыновей. На всякий случай. В переговорах между Англией и Испанией он значительно уступал в знатности остальным участникам, но был самым обязательным и пунктуальным игроком в этих четырехлетних переговорах. Король Испании Филипп IV не верил, что какой-то живописец может участвовать в деле особой государственной важности, но он не учел, что Бекингем был давним другом Рубенса и недавно купил у художника часть его античной коллекции, что король Англии Карл I считал Рубенса одним из самых интересных собеседников и готов был продержать фламандца около себя столько, сколько тот выдержит, без зазрения совести ведя за его спиной переговоры с кардиналом Ришелье.
«Четыре философа». Справа налево: Ученый Ян Вовелиус, знаменитый философ-стоик Юстус Липсиус, ученик Липсиуса, брат художника Филипп и Рубенс; над ними бюст Сенеки. 1612
Тридцатилетняя война — затяжное, жестокое и запутанное событие, которое значительно сократило население Европы и могло бы стать показательной хрестоматией интриг,хитростей, предательств, неисполненных обещаний и подлостей. И Рубенс во всей этой истории выглядит рыцарем: биографы сходятся во мнении, что кроме тщеславия, без сомнений, им руководило жгучее желание приблизить мир прежде всего у себя на родине, объединив наконец Фландрию и Соединенные провинции. Именно для этого он столько усилий приложил к установлению мира с Англией, которая поддерживала Соединенные провинции.
«Сильнее всего на свете мне хотелось бы вернуться домой и больше никуда не уезжать», — напишет 54-летний Рубенс перед самым окончанием своей изматывающей англо-испанской миссии.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kazanocheka.livejournal.com/92896.html
Счастливы по-разному: художники, жившие как у Бога за пазухой. Часть I
Со стереотипным образом сумасшедшего бродяги в берете и жилетке, бородатого и длинноволосого, современные художники успешно расправились. Многие выглядят стильно и носят Версаче.
Дэмиен Хёрст надевает массивные кольца на все пальцы сразу, Герхард Рихтер светски импозантен, Джефф Кунс фотографируется в белом костюме и галстуке. Но до сих пор есть мифы о художниках, против которых не повоюешь, просто надев модные туфли.
Спросите у соседа или любого прохожего (только чур не караулить у художественных академий и у Института проблем современного искусства), знает ли он во всей истории изобразительного искусства хоть одного счастливого во всех отношениях художника.
Скорее всего, вы услышите, что все они были одинокими, непризнанными, нищими алкоголиками, и каждый третий умер от сифилиса, а каждый второй покончил с собой. Причем не дожив до 40 лет.
На самом деле среди великих живописцев встречались те, кто дожил до старости, женился по любви, стал прекрасным родителем для своих детей и был богат и признан при жизни, а иногда даже в ранней молодости.
Конечно, у каждого умирал кто-то из родных, случались периоды безденежья и отчаянья, но эти пятеро, к примеру, настоящие счастливчики.АвтопортретТициан Вечеллио1560-е , 96×72 смТициан
Прежде всего, Тициан прожил дольше всех известных художников — 99 лет (и это в эпоху чумы и бесконечных испано-французских войн, ведущихся на территории Италии). Основательный, вдумчивый, спокойный, умный и гармоничный Тициан Божественный — эдакий мудрый старец, к которому страшно и лестно идти за советом и жизненным опытом, но старцем он, конечно, был не всегда.
Отец Тициана, государственный муж, был достаточно здравым, чтобы считать профессию художника бесперспективной, но при этом достаточно чутким, чтобы позволить мальчишке развивать незаурядные способности. 10-летний Тициан уехал в Венецию учиться, а уже в 29 получил титул первого художника Венеции.
Первый художник — это много важных государственных заказов, оплачиваемых городом, и личных живописных заявок от влиятельных герцогов, пап и королей. Это восторг правителей, знавших толк в искусстве и жаловавших дворянское звание за гениальные полотна.
Это трепет вельможных женихов, понимавших, что полотно Тициана сделает благосклонной юную невесту.
Тициан Вечеллио. Венера АнадиоменаТициан был красивым мужчиной и знаменитым художником. Венецианские дамы — от герцогинь до куртизанок — позировали ему, а иногда задерживались в мастерской подольше или даже надолго. Но это пока он не встретил Чечилию. Она была другая: застенчивая, светлая, улыбчивая, но твердая и надежная. Тициан писал любовниц и жен герцогов и королей, но когда его собственная жена увидела себя на холсте обнаженной, она разрыдалась и попросила ее не позорить. Есть версия, что черты лица Чечилии на полотне «Венера Анадиомена» художник изменил.Художник пережил многих любимых и важных людей: жену, дочь, сына, близких друзей, покровителей, учителей и даже учеников. Ему было 99 — и он был счастлив наконец-то отправиться на встречу с ними в другой, лучший мир.Автопортрет в кругу друзей из МантуиПитер Пауль Рубенс1604, 78×101 смПитер Пауль Рубенс
Историк искусства Роже де Пиль, современник Рубенса, оставил подробный отчет о его добродетелях: и осанку имел величественную, и нрав ровный, и ум проницательный, голос — и тот был исключительно приятен.
«Он вставал всегда в четыре утра и обязательно начинал день слушанием мессы, потом он принимался за работу, имея всегда при себе наемного чтеца, читающего ему вслух какую-нибудь хорошую книгу… Он работал таким образом до 5 часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город, или на городские укрепления, или как-то иначе старался дать отдых своему уму», — пишет де Пиль. Добавьте к этому знание четырех европейских языков плюс латынь и греческий, светские манеры, которым пажа Питера Пауля обучали с 13 лет.
Совершенно непонятно, когда Рубенс успел написать 1400 картин, потому что кажется, все сильные мира сего старались заполучить его еще и в придворные советники: ему доверяли государственные тайны и верили в исключительные политические способности.
Он едет в путешествие по Италии за вдохновением — и сразу же попадает на службу к герцогу Мантуанскому, 8 лет в свое удовольствие колесит по Италии по государственным делам и по музеям, возвращается в Нидерланды — и становится придворным художником инфанты Изабеллы, а потом и ее поверенным, объездившим всю Европу с дипломатическими миссиями.
Набрасывая портрет английского короля Карла I, он мог прямо в мастерской вести с ним миротворческие переговоры, а спустя несколько недель получать из рук его военного противника награду.
Источник: https://pravoslavnaa.livejournal.com/35286.html
Искусство Фландрии В XVII в. художественные традиции нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, — презентация
1 Искусство Фландрии В XVII в. художественные традиции нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, но самобытные фламандская и голландская школы живописи. Причиной такого раз деления послужила драматическая история Нидерландов во второй поло вине XVI в. В то время в Нидерландах широко распространился протестантизм вероучение, отрицавшее почитание икон как идолопоклонство и отказавшееся от церковного искусства. В 1566 г. по стране прокатилась волна иконоборчества. За несколько дней было разгромлено множество храмов и монастырей, уничтожены статуи святых, алтари, иконы. Король Испании Филипп II, под властью которого находились тогда Нидерланды, отправил в страну большую армию, чтобы восстановить господствующее положение Католической Церкви. Испанцы жестоко подавляли волнения, при этом десятки тысяч нидерландцев погибли. В ответ на насилие вспыхнуло вооружённое восстание. На севере страны, где протестанты составляли большинство населения, в 1581 г. было провозглашено новое государство Республика Соединённых провинций. Ведущая роль в нём принадлежала Голландии, и довольно скоро так стали называть всю страну. На юге Нидерландов победу одержали испанцы. В 1585 г. сдался последний оплот повстанцев город Антверпен. Филипп II в 1598 г. передал Южные Нидерланды любимой дочери инфанте Изабелле ( ). Вновь образованное государство в официальных документах называли Католическими Нидерландами, в учёных трудах Бельгией, в просторечии же Фландрией, как и самую развитую из входящих в неё провинций. Оно полностью зависело от Испании. В борьбе за религиозные идеи поражение потерпела культура: немало пре красных памятников искусства уничтожили протестанты, но и в католических провинциях надолго пришлось забыть об исконной художественной традиции. Католическая Церковь с подозрением относилась к сказочной пестроте старонидерландского искусства. Художники, которые пытались по своему толковать библейские сюжеты, рисковали быть обвинёнными в ере си. Церковное искусство изменилось. Оно отныне должно было не просто объяснять прихожанам Священное Писание, а в буквальном смысле очаровывать, подчинять их сознание авторитету Церкви. Этому служили органная музыка, причудливая архитектура храмов, религиозная живопись. Если в Средние века храм мыслился как школа, то в XVII в. он скорее напоминал театр. Гильдия (от нем. Gilde) в Средние века в Европе название религиозных, политических, профессиональных и других объединений. Святой Лука, который, по преданию, написал портрет Богоматери с Младенцем Иисусом Христом, считался покровителем художников, поэтому гильдия живописцев носила его имя.<\p>
2 ПИТЕР ПАУЭЛЬ РУБЕНС ( гг.)<\p>
3 Питер Пауэл Рубенс родился в городке Зиген в Вестфалии (Германия). Отец будущего художника, антверпенский юрист Ян Рубенс, был протестантом и вывез семью за границу спасаясь от преследований испанцев. Там Рубенсы перенесли немало лишений, а в 1587 г., после смерти отца семейства, перешли в католическую веру и вернулись на родину, в Антверпен. Юный Рубен ходил в школу при соборе и получил неплохое гуманитарное образование. Уже в тринадцатилетнем возрасте он решил стать живописцем и начал учиться у разных мастеров. В 1598г. молодой художник был принят в члены городской гильдии Святого Луки, что дало ему право подписывать и продавать свои работы.<\p>
4 Автопортрет с женой Изабеллой Брандт (Жимолостная беседка) 1609г. В 1600 г. Рубенс отправился в Италию: посетил Венецию, Флоренцию, Геную, Рим. В 1602 г. он поселился в Мантуе и поступил на службу к герцогу Винченсо I Гонзага, владельцу знаменитой коллекции живописи. Рубенс копировал и изучал наиболее прославленные работы итальянских мастеров. По поручению своего покровителя он совершил поездку в Испанию, где познакомился с произведениями испанских художников. В 1608 г. Рубенс поспешно возвратился в Нидерланды, узнав о тяжелой болезни матери, но в живых её он уже не застал. Художник обосновался в Антверпене и женился на дочери городского секретаря Изабелле Брандт. В связи с этим событием Рубенс написал автопортрет с супругой, известной под названием «Жимолостная беседка» (1609 г.). Молодожены изображены сидящими в саду под пышным кустом жимолости. Собственным чертам живописец придал оттенок философского спокойствия с лёгким налётом печали, взгляд юной Изабеллы полон живого любопытства.<\p>
5 Водружение креста г. Картина находится: Старая пинакотека, Мюнхен В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это сулило жалованье, престиж и большую свободу творчества. К тому же ему позволили не переезжать в Брюссель, где находился двор. В 10-е гг. XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами. В 1610 – 1611 гг. он расписал алтарь антверпейской церкви Святой Вальпургии. Его центральная часть – «Водружение креста» — посвящена распятию Христа. Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Палачи с яростным усилием поднимают крест. Лица их почти не видны, а напряженные мышцы тел, стальные латы, тускло – красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. Даже пригвожденный к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы.<\p>
6 Среди произведений Рубенса на религиозные сюжеты особое место занимает «Последнее причащение Святого Франциска» в алтаре францисканской церкви Антверпена (1619 г.). Эта картина интересна не броскими живописными эффектами, а редкой для Рубенса задушевностью. Слабый свет из полузанавешенного окна проникает в бедную монастырскую церковь. Краски на полотне мягкие и приглушенные. В сумраке среди бурых одеяний монахов выделяется бледно – золотистое тело полунагого Святого Франциска (перед смерть он решил отречься от последних земных благ, которыми ещё пользовался, в частности от верхней одежды). Простые лица монахов, прощающихся с наставником, выражают искреннее горе и одновременно решимость мужественно перенести утрату.<\p>
7 Похищение дочерей Левкиппа г. Картина находится: Старая Пинакотека, Мюнхен Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. В картине «Похищение дочерей Левкиппа» ( гг.) привлекает необыкновенно искусная композиция. Все фигуры – похитители, отчаянно сопротивляющиеся девушки, стремительно рвущиеся кони – объединены по принципу симметрии. В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую.<\p>
8 Битва греков с амазонками 1615 – 1619 г. Картина находится: Старая Пинакотека, Мюнхен Дух напряженной, яростной схватки передаёт картина «Битва греков с амазонками» (1615 – 1619 гг.). по небу проносятся свинцово – сизые и огненные тучи. Скачущая конница напоминает ворох осенней листвы, подхваченной ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадей, блики на стали доспехов… Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчивые арки моста. Это усиливает драматизм сцены: мост надежен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Побежденные барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Картина написана стремительными, энергичными мазками.<\p>
9 В 1614г. Рубенс перестроил свой дом в Антверпене и превратил скромное жилище в настоящий дворец, а сад украсил беседками и павильонами в итальянском стиле. Там же располагалась мастерская, где безостановочно кипела работа. У прославленного живописца не было отбоя от заказчиков само высокого ранга, среди которых – французская королева – мать Мария Медичи, правителя Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы… Естественно, справиться с таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог. Но у него ещё с первых лет пребывания в Антверпене было достаточно учеников, которые помогали ему и в то же время постигали на практике приёмы его искусства. Работа над картиной была надежно отлажена. Сначала Рубенс делал красками эскиз. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. На тщательно загрунтованный холст (Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт красному итальянскому: на белом краски более насыщены светом) ученики наносили основные линии композиции и цветовые пятна. Когда подготовительная работа заканчивалась, живописец, слегка тронув фигуры лёгкими, виртуозными мазками, буквально оживлял их. При этом Рубенс сознавал, что с некоторыми задачами другие художники справляются лучше, чем он. Мастер доверял исполнять цветы и животных в своих композициях Яну Брейгелю, натюрморты –Франсу Снейдеру, пейзажи фоны – другим живописцам. Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс.<\p>
10 Портрет Изабеллы Брандт 1625 г. Картина находится: Галерея Уффици, Флоренция Рубенс написал немало портретов, хотя не был портретистом по призванию – ему не хватало психологического чутья. Однако постичь и отобразить душевные качества близких людей ему было вполне по силам. Приблизительно 1625 г. датируется портрет Изабеллы, жены художника. Она изображена в открытом чёрном платье. На заднем плане тревожно догорает закат. Этот торжественный фон оттеняет живое и тонкое лицо с удивленно приподнятыми бровями, блестящими тёмно – карими глазами, трогательными ямками на щеках. Год спустя тридцатичетырехлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы. Рубенс писал о ней: «Она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной… что все любили её живую и оплакивали мёртвую».<\p>
11 Портрет Елены Фоурмен 1633 г. Картина находится: Старая Пинакотека, Мюнхен На склоне лет Рубенс искал покоя. В одном дружеском письме он признавался: «Я решил снова жениться, потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон пытались убедить сделать выбор при дворе… Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисть…». Рубенсу было пятьдесят три года, а его избраннице Елене Фоурмен – всего шестнадцать, когда в 1630 г. они обвенчались. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг. В её лице нет тонкости, того ума, что отличали покойную Изабеллу Брандт: Секрет обаяния Елены – в простодушии и наивной жизнерадостности. Как ни странно, Рубенс ещё задолго до встречи с ней изображал в своих работах женщин с подобными чертами. Его идеал бодрой и чистой юности вдруг нашел воплощение в девушки, жившей по соседству.<\p>
12 Шубка 1638 – 1640 г. Портрет Елены Фоурмен 1633 г. Картина находится: Художественно – исторический музей, Вены На знаменитом полотне «Шубка» ( гг.) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. Поза купальщицы напоминает античные статуи, но это всё на зрителя сдержанно – приветливо, строгая Елена за то что-то выговаривает своему пасынку Николасу, мальчик слушает упрёки с грустной почтительностью. В поздние годы жизни Рубенс достиг изумительного совершенства и лёгкости в искусстве владения кистью. Точные, подвижные мазки прекрасно передают разреженность воздуха, упругость и тяжесть дорогих тканей, тепло здорового тела.<\p>
13 Кермесса 1635 – 1636 г. Картина находится: Лувр, Париж В 1635 г. Рубенс купил поместье Стен в Брабанте, провинции Южных Нидерландов. Отныне основным содержанием его творчества стали образы близких людей и скромная, но величественная брабантская природа. Художник по-прежнему не мыслил природы отдельно от обживающих её людей. Явно под впечатлением от произведений Брейгеля Старшего он написал свою «Кермесу» ( гг.). по спокойной равнине с высохшей речкой, уснувшими от полуденного зноя деревья, пологими холмами на горизонте, словно вихрь, проносится толпа разгоряченных, опьяневших крестьян. Отчаянно отплясывают они бешеный танец. Жадно обнимаются пары влюбленных, кривляются старички, матери кормят младенцев грудью, а детишек постарше угощают пивом. Крестьяне спешат насладится краткими радостями праздника. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца<\p>
14 Автопортрет 1639 г. Картина находится: Художественно – исторический музей,Вены В числе последних работ Питера Пауэля Рубенса – автопортрет 1639г. Взгляд художника внимателен и суров. Лицо осунулось, побледнело. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Рубенсу оставалось жить меньше года. Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков.<\p>
15 Итог Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна. Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи, но лишь для того, чтобы на этой основе обновить и преобразовать художественную традицию Нидерландов. Фламандская школа – это прежде всего школа Рубенса. Его творчество оказало большое влияние и на многих мастеров из других стран.<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/259664/