Описание картины питера рубенса «поклонение пастухов»

Презентация «Питер Рубенс и его творчество»

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация «Питер Рубенс и его творчество»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Питер Пауль Рубенс Нурмаматова Валерия 7 «Б» Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем… Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски, лица, платья! М. Карамзин

2 слайд Описание слайда:

Питер Пауль Рубенс — величайший живописец в истории мирового искусства. Одна из прекрасных жемчужин фламандской живописи. Художник принадлежит к числу самых блистательных фигур европейской культуры XVII века. Он родился 28 июня 1577 в немецком городке Зигене(Вестфалене).Он был шестым ребенком в семье юриста Яна Рубенса и Марии Пейпелинкс.

3 слайд Описание слайда:

Первыми учителями Рубенса стали дальние родственники — сначала Тобиас Верхахт, а спустя два года – Адам Ван Норт. Вскоре Питер поступил в мастерскую к самому известному антверпенскому живописцу Отто ван Веену.

Учитель оказал серьезное влияние на эстетическое образование Рубенса. В 1598 году он поступил в антверпенскую гильдию Святого Луки. Став самостоятельным художником, он продолжил совершенствовать свое искусство.

4 слайд Описание слайда:

Портреты Питера Когда Рубенс проживал в Италии, он написал портреты многих аристократов, например , «Автопортрет в кругу друзей из Мантуи», «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа».

5 слайд Описание слайда:

В 1609 живописец познакомился с секретарем городского суда Яном Брантом. Его дочь Изабелла понравилась Рубенсу . 3 октября 1609 художник женился на ней. Свое счастье Рубенс отразил в полотне «Автопортрет с Изабеллой Брант»

6 слайд Описание слайда:

Первым крупным заказом, полученным Рубенсом в Антверпене, стала большая картина «Поклонение пастухов» для зала антверпенской ратуши.

7 слайд Описание слайда:

Успех и славу лучшего живописца Антверпена Рубенсу принесло исполнение двух триптихов : «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» Триптихи Питера

8 слайд 9 слайд 10 слайд Описание слайда:

Героями картин Рубенса становились исключительно прекрасные люди как духовно, так и физически. Живописца привлекали темы, рассказывающие о высокой стойкости несгибаемого человеческого духа, героическом начале , способности к подвигу( «Христос в терновом венце», «Отцелюбие римлянки» )

11 слайд 12 слайд 13 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-piter-rubens-i-ego-tvorchestvo-788065.html

Пустая страница

В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять.

У него нет глухих теней – все светится. Эти шаловливые амуры – «путти» – начиная с позднего Возрождения и особенно в XVII и XVIII веках неизменно населяют композиции на мифологические сюжеты, а иногда фигурируют и в роли ангелов, окружающих мадонну.

  • 250 великих и известных картин – Часть2
  • Презентация «Творчество Питера Пауля Рубенса»
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Описание картины Питера Рубенса «Женский портрет»
  • Описание картины Питера Рубенса «Сусанна и старцы»

За ними чудится призрак пустоты. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Но, как бы то ни было имя Рубенса – символ целой художественной эпохи.

История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, совершенного авторитета, такого творческого триумфа, – писал о Рубенсе один из его биографов.

Однако орден иезуитов был главным и постоянным заказчиком Рубенса. Нагота Андромеды, как вообще у Рубенса, далеко не классична: северные художники так никогда и не научились «античным» строгим и чистым линиям и пропорциям итальянских Венер. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. А ведь оно только одно из многих.

  • Описание картины Питера Рубенса «Самсон и Далила»
  • Описание картины Питера Рубенса «Поклонение пастухов»
  • Описание картины Питера Рубенса «Суд Париса»
  • Описание картины Питера Рубенса «Вирсавия у фонтана»
  • Описание картины Питера Рубенса «Возвращение Дианы с охоты»
  • Описание картины Питера Рубенса «Автопортрет»

Его учителями по её части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван-Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодого художника любовь ко всему античному. Усилия не пропорциональны цели.

Фландрия – южная часть Нидерландов (теперешняя Бельгия), которая после революционных событий конца XVI века осталась под протекторатом Испании и примкнула к католическому миру, в то время как Северные Нидерланды (Голландия) отделились и получили самостоятельность как буржуазная протестантская республика.

Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста».

Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Раскол Нидерландов означал раскол их художественных традиций. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. «Смешались в кучу кони, люди» – так почти во всех больших заказных картинах Рубенса.

Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена.

Автопортрет с мантуанскими друзьями (деталь) самый ранний из автопортретов Анна Австрийская, 1622 Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью.

  • Описание картины Питера Рубенса «Вакх»
  • Описание картины Питера Рубенса «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»

Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639). Портреты семьи Рубенса Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи.

(Сыграли свою роль и хронические задержки с выплатой жалованья. ) В октябре 1608 г. он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре.

Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов. В 1640 г. Рубенса не стало.

Он поспешил на север, но уже не застал её в живых. Все это можно почувствовать перед «Персеем и Андромедой» в Эрмитаже. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.

В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св.

Рубенс с равной готовностью писал картины и на религиозные сюжеты и на сюжеты античной мифологии – и те и другие выглядят у него вполне «языческими».

Фламандское искусство – это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. Ни блестящее образование, ни светский лоск, ни жизнь в Италии не истребили в Рубенсе «мужицкого» начала.

Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль.

Оно с тем большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии доподлинной чувственности на холсте, чем более призрачной, «игровой» становилась его собственная роль в жизни общества. Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого.

Его вдохновляли произведения венецианцев Высокого Возрождения – неизменных учителей лучших живописцев XVII столетия, а также произведения Мике-ланджело, отчасти и. Таков был в Италии Бернини, а позже – Тьеполо.

В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.

Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку.

Женскую наготу Рубенс писал с особенной маэстрией.

В 1625 г. в его присутствии 21 полотно из жизни королевы было установлено в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). И Рубенс не исключение.

Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены «примитивы» – произведения старинных мастеров. Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры.

Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена.

С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими короноваными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.

Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Питер Пауль Ру769бенс (нидерл.

Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви св.

Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

Луки. Он не знал неудач и потрясений, был счастлив в учениках, счастлив в семье, путешествовал, был богат. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя.

В 1620-е гг. Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена. В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения.

Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.

Его младший современник Веласкес был придворным живописцем испанского монарха, а Рубенс – всего лишь придворным живописцем испанских наместников во Фландрии но Веласкес находился на положении скромного полуслуги, а Рубенс занимал высокие дипломатические посты, жил в собственном роскошном дворце, возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую исполнявшую заказы европейских венценосцев и богатых католических орденов. Во время своих странствий Рубенс овдовел. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру.

Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам. В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. Рубенс — создатель огромных барочных композиций.

Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.

Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми».

В 1598 он был принят в гильдию св. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене.

Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.

В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).

А между тем некоторые композиции Брейгеля определенно предвещают фламандское барокко: хотя бы рисунок «Жатва», где на первом плане крестьянин жадно пьет из огромного кувшина. Ее нежное тело, кажется излучает свет.

Читайте также:  Описание картины михаила нестерова «портрет дочери о. м. нестеровой»

Но Рубенс никогда не был педантом. Все же Андромеда Рубенса прекрасна. Они неизменно пожинали восторги их окружала прижизненная слава и почет. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».

XVII и XVIII века знали нескольких художников – баловней счастья и любимцев фортуны (по крайней мере такими они рисуются, судя по известным фактам их биографий).

Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Неисчерпаемое обилие и живость образов, свежесть и поэтичность импровизации, виртуозная техника, мощный, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. Кажется, что общего у Рубенса и Питера Брейгеля.

Вот почему Рубенс плохо смотрится в репродукциях, тогда как «примитивы» и в черно-белом воспроизведении сохраняют свое главное. Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все мыслятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса.

Кажется, что нужно сделать лишь шаг, превратив этих брейгелевских крестьян в «божества полей и источников», – и перед нами будет композиция в духе Рубенса. Рубенс из старинной семьи антверпенских граждан. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г. ) музей Рубенса.

И даже в «Воздвижении креста» происходит напряженная схватка – схватка людей с тяжелым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.

Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.

Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо.

Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»).

Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

Он прекрасен как художник, не очень глубок как художник. Можно заметить как некую закономерность, что «любимцами судьбы» оказывались художники хотя и замечательно талантливые, но не самые глубокие.

В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств).

Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.

Роуэн Аткинсон Умер
Роялти Браун
Рудольф Брандт
Рудольф Фон Альт
Ричард Мейсер

Источник: http://gorod-el.ru/wdr/201706/rubens-biografiya-kartiny-iskusstvo-video-galereya/

Поклонение пастухов

1530-е годы

холст (перевод с дерева), масло по темперной подготовке

242 х 151 см

Инв.: 208

Подпись справа внизу, на камне: BENVENV… GAROFALO.

Вверху на бандероли, придерживаемой ангелами, традиционная надпись: GLORIA IN EXELSIS DEO (Слава в вышних Богу).

Верх картины закруглен. Первоначальная деревянная основа была составлена в щит из нескольких досок, предположительно из четырех. По трещинам старой основы утраты авторской живописи. В разных местах изменившиеся в тоне реставрационные тонировки. По всей поверхности неравномерно потемневший загрязненный лак.

Участки темного фона в верхних углах надполуциркульным завершением являются поздним дополнением. На обороте холста номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2157 и надпись: Переложена съ дерева на холстъ А.Митрохинымъ 1841 года. С.Петербургъ.

На подрамнике бумажная наклейка с надписью: Куплена Его Светлостiю княземъ Волконскимъ министром Императорского Двора.

Сюжет из Нового завета: Лк. 2:14. «Gloria in exelsis Deo» — славословие, возглашаемое ангелами при рождении Христа.

Согласно Вазари, композиция была исполнена Гарофало в 1507 году, вскоре после возвращения из Рима, для церкви Санто Спирито в Ферраре, где она и находилась до 1819 года. К истории создания произведения относится следующий фрагмент из жизнеописания художника, где Вазари сообщает: «…он написал… еще два [алтарных образа — В.М.

], помещенные в церковь Санто Спирито, на одном из которых Богоматерь в небесах с Младенцем на руках, а внизу еще несколько фигур, на другом же Рождество Христово. Работая над этими вещами, он не раз вспоминал с огромной печалью покинутый им Рим и обещал себе вернуться туда во что бы то ни стало». — Вазари 1970, IV, с. 468 (…fece …

due altre, che furono poste nella chiesa di Santo Spirito; in una delle quali è la Vergine in aria col Figliuolo in collo, è di sotto alcun altre figure; e nell'altra, la Natività di Gesù Cristo. Nel fare delle quali opere ricordandosi alcuna volta d'avere lasciato Roma, né sentiva dolore estremo, ed era risòluto per ogni modo di tornarvi… -Vasari-Milanesi 1881, VI, p.

463). В комментарии Габричевского картина из собрания ГМИИ ошибочно приводится как находящаяся в Эрмитаже.

Несмотря на то что картина относится к сравнительно раннему периоду творчества Гарофало, она обнаруживает глубокое освоение традиций классической живописи Ренессанса. Это, с одной стороны, близкий североитальянской живописи опыт Леонардо, а с другой — полученные в Риме уроки Рафаэля и Микеланджело.

После Вазари картина упоминается многими авторами XVIII-XIX веков, в частности Бризигеллой (Brisighella 1991), в его описании художественных памятников Феррары: «Il quadro dell'altare nella cappella del SS.

mo su cui sta dipinta la Natività del Nostro Signore nel presepio, è opera del sopramentionato Garofalo» (Алтарная картина в капелле Сантиссимо [Сакраменто], на которой представлено Рождество Господа нашего, произведение упомянутого выше Гарофало).

Указание на происхождение картины из церкви Санто Спирито содержится и в рукописном каталоге Липгарта 1928 года.

Тем более удивительно, что эти сведения остались неизвестны специалистам, писавшим о Гарофало, в частности Неппи (Neppi 1959) и Фьораванти Баральди (Fioravanti Baraldi 1977), а у Меццетти и Маттальяно картина приводится как пропавшая (Mezzetti, Mattaliano 1981).

Фьораванти Баральди в монографии о творчестве художника (Fioravanti Baraldi 1977) пишет буквально следующее: «…

non è possibile individuare con certezza la derivazione di questa grande pala che, tra l'altro appare opera di bottega per i modi semplificati e dimessi con cui viene interpretato il modello garofalesco, vicino allo stile del Maestro dei Dodici Apostoli» (…

невозможно с уверенностью определить происхождение этой большой алтарной композиции, которая из-за упрощенной интерпретации модели Гарофало представляется работой мастерской, близкой по стилю Мастеру Двенадцати Апостолов). Таким образом, исследовательница полностью исключает авторство самого Гарофало.

В церкви Санто Спирито картина находилась в капелле Сакраменто.

В 1816 году монахи, которым принадлежал монастырь, получили разрешение на продажу картины, с тем чтобы вырученные средства направить на проведение необходимых работ по реконструкции.

Продажа произведения состоялась 20 марта 1818 года (Lombardi 1974, II, р. 119); покупателем был барон Камуччини из Рима (Boschini 1844, I, p. 364), который продал его в Эрмитаж.

В решении фона использованы мотивы архитектуры, виденной Гарофало в Риме; изображение лестницы и арки встречается и в других работах художника, в частности, в картине на ту же тему из Национальной галереи старого искусства в Риме (инв. 1266; Fioravanti Baraldi 1977, № 171), которая, без сомнения, уступает по уровню исполнения произведению из собрания ГМИИ.

По мнению Лукко (устно, 1997), картина была написана в 1530-е годы. Копия небольшого размера, принадлежавшая Джакомо Бамбини, находилась в Галерее Костабили (Laderchi 1840; Galleria Costabili 1871).

Происхождение: 1819 барон Камуччини из Рима приобр. у капитула церкви Санто Спирито, Феррара; 1840 через кн. Волконского (Петербург) приобр. для Эрмитажа (в рукописном кат. Липгарта указано: «барон Камуччини продал в 1840 Эрмитажу»); с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Scalabrini [1755], р. 88; Опись Эрмитажа 1859, № 2157; Липгарт 1928, л. 416.

Литература: Baratti 1770, р. 170; Scalabrini 1773, р. 175; Frizzi 1787, р. 82; Laderchi 1840, р. 4, № 292; Boschini 1844, I, p. 364; Кат. Эрмитажа 1863, с. 21, № 59 (номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Cat. Ermitage 1863, р. 17; Waagen 1864, S. 51, № 59; Кат. Эрмитажа 1869, с. 27; Cat. Ermitage 1869, р. 27; Galleria Costabili 1871, p.

21, № 278; Vasari-Milanesi 1881, VI, р. 46З; Penther 1883, S. 28, № 59; Кат. Эрмитажа 1885, с. 27, № 59 (номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Кат. Эрмитажа 1888, с. 27; Кат. Эрмитажа 1889, с. 166-167 (история приобретения картины); Cat. Ermitage 1891, p. 154; Кат. Эрмитажа 1892, с. 126; Кат. Эрмитажа 1895, с. 125; Harck 1896, S. 419; Неустроев 1898, с.

45 (ошибочно — Поклонение волхвов); Cat. Ermitage 1899, p. 127; Кат. Эрмитажа 1901, с 135, № 59; Кат. Эрмитажа 1908, с. 9; Кат. Эрмитажа 1912, с. 78-79; Альбом Эрмитажа 1912, с. 51 ил.; Кат. Эрмитажа 1916, с. 10; Berenson 1936, р. 187; Кат. ГМИИ 1957, с. 34; Neppi 1959, р. 37, 55, tav. 36 (ошибочно — как находящаяся в Эрмитаже); Кат. ГМИИ 1961, с.

48; Lombardi 1974, II, р. 119; Fioravanti Baraldi 1977, p. 164; Mezzetti, Mattaliano 1981, II, р. 114; 1983, III, p. 13; Левинсон-Лессинг 1985, с. 152; Кат. ГМИИ 1986, с. 52, ил. 15; Brisighella 1991, р. 458, 459, 462, 653; Маркова 1992, с. 138-140 ил.; Fioravanti Baraldi 1993, p. 237-238, № 171а; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 99; Guidebook 1995, р. 98; Кат.

ГМИИ 1995, с.92 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 170.

Источник: http://www.italian-art.ru/canvas/15-16_century/g/garofalo_benvenuto_tisi/the_adoration_of_the_shepherds_2/index.php

Биография Питера Пауля Рубенса и галерея картин

Автопортрет с Изабеллой Брант

РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), –  великий фламандский художник и дипломат.

Рубенс  как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие  творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века.

Благодаря такому подходу  Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять.

Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг.

Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.

Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность.  Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

 Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов.

Читайте также:  Описание картины михаила врубеля «хождение по водам»

Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен.

Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца.

Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников.

Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).

 Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс и  Франс Снейдерс. Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины.

Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.

Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.

  В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом.

Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль.

Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени…

Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.

Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени.

Что бы Рубенс ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира.

«История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа», — писал о Рубенсе один из его биографов.

Союз Земли и Воды

Туалет Венеры 1612-1615

Суд Париса

Поклонение пастухов

Похищение дочерей Левкиппа

Симон и Перо

Drunken Silenus

Rubens. Marie de Medici. Queen of France

Rubens. Leda and the Swan.

Rubens. Lamentation of Christ.

Head Of Medusa

Head of a Franciscan Friar

Four Studies of the Head of a Negro

Duke of Lerma

Снятие с креста

Christoffel Plantin

Christ on the Cross. 1627

Boy with Bird

Assumption of the Virgin

Assumption of the Virgin

Персей и Андромеда

Пейзаж с руинами горы Палатин в Риме

Охота на крокодила и гиппопотама

Пьяный Силен

Распятие

Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми.

Шубка

Автопортрет в кругу друзей

Уверение Фомы

Четыре континента

Автопортрет Рубенса

Воздвижение креста

Суд Париса

Фламандское искусство — это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все мыслятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса.

XVII и XVIII века знали нескольких художников — баловней счастья и любимцев фортуны (по крайней мере такими они рисуются, судя по известным фактам их биографий). Они неизменно пожинали восторги, их окружала прижизненная слава и почет. Таков был в Италии Бернини, а позже — Тьеполо. Из этих редких процветающих счастливцев, вероятно, самым счастливым и процветающим был Рубенс.

Его младший современник Веласкес был придворным живописцем испанского монарха, а Рубенс — всего лишь придворным живописцем испанских наместников во Фландрии; но Веласкес находился на положении скромного полуслуги, а Рубенс занимал высокие дипломатические посты, жил в собственном роскошном дворце, возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую, исполнявшую заказы европейских венценосцев и богатых католических орденов. Он не знал неудач и потрясений, был счастлив в учениках, счастлив в семье, путешествовал, был богат. Можно заметить как некую закономерность, что «любимцами судьбы» оказывались художники хотя и замечательно талантливые, но не самые глубокие. И Рубенс не исключение. Он прекрасен как живописец, не очень глубок как художник. Золотую жилу своего искусства он разрабатывал усердно, но односторонне, и сама его плодовитость ныне ощущается как недостаток: может быть, Рубенс был бы более велик, если бы сделал меньше. Но, как бы то ни было, имя Рубенса — символ целой художественной эпохи. Эпохи, когда искусство, попадая в придворную золотую клетку и чуя угрозу внутреннего оскудения, оборонялось от него всеми своими внешними чарами. Оно с тем большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии доподлинной чувственности на холсте, чем более призрачной, «игровой» становилась его собственная роль в жизни общества.

Фландрия — южная часть Нидерландов (теперешняя Бельгия), которая после революционных событий конца XVI века осталась под протекторатом Испании и примкнула к католическому миру, в то время как Северные Нидерланды (Голландия) отделились и получили самостоятельность как буржуазная протестантская республика.

Раскол Нидерландов означал раскол их художественных традиций. Условно говоря, во Фландрии победила итальянизирующая струя, в Голландии — традиции, идущие от ван Эйков и Брейгеля.

Однако и та и другая линии очень видоизменились по сравнению с XVI веком, причем национальные нидерландские начала по-своему не менее сильно сказались и во фламандском барокко.

Рубенс, закладывая основы новой фламандской живописи, отталкивался не от маломощных нидерландских романистов, а прямо от искусства Италии, где он прожил в молодости несколько лет, работая при дворе герцога Мантуанского.

Его вдохновляли произведения венецианцев Высокого Возрождения — неизменных учителей лучших живописцев XVII столетия, а также произведения Мике-ланджело, отчасти и Караваджо.

Собственно итальянское барокко для Рубенса не было образцом — вернувшись уже в 1608 году в Антверпен, он сам стал создавать фламандскую школу барокко параллельно итальянской, а не следом за ней.

И как жаркий подмалевок на его картинах просвечивает сквозь прозрачные лессировки, так во фламандском барокко явственно просвечивает исконная нидерландская подоснова. Кажется, что общего у Рубенса и Питера Брейгеля? А между тем некоторые композиции Брейгеля определенно предвещают фламандское барокко: хотя бы рисунок «Жатва», где на первом плане крестьянин жадно пьет из огромного кувшина. Кажется, что нужно сделать лишь шаг, превратив этих брейгелевских крестьян в «божества полей и источников», — и перед нами будет композиция в духе Рубенса. Ни блестящее образование, ни светский лоск, ни жизнь в Италии не истребили в Рубенсе «мужицкого» начала. Этот изящный светский человек, умный дипломат оздоровил придворное искусство притоком свежей крови своей родины.

 Он привил искусству барокко относительную вольность нрава, простодушно-грубоватую чувственность, заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой.

И все это у него удачно сплавилось с требованиями пышного декора, помпы, восхваления монархов и не вызывало ни малейшего протеста со стороны церкви.

А меж тем религиозный дух незаметно ускользнул из фламандского искусства: если в итальянском барокко его немного, то во фламандском нет и вовсе.

 Рубенс с равной готовностью писал картины и на религиозные сюжеты и на сюжеты античной мифологии — и те и другие выглядят у него вполне «языческими». Однако орден иезуитов был главным и постоянным заказчиком Рубенса.

Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий. «Смешались в кучу кони, люди» — так почти во всех больших заказных картинах Рубенса.

Идет ли охота на кабана или вакхический пир, сражаются ли амазонки, мужчины ли преследуют женщин или женщина мужчину — всюду азарт борьбы, напряжение сил, то кипучее брожение материи, которое в отвлеченной форме выражает барочная архитектура.

И даже в «Воздвижении креста» происходит напряженная схватка — схватка людей с тяжелым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих.

 В этих постоянно, снова и снова варьирующихся мотивах схваток есть много, на современный взгляд, утомительного и внешнего. За ними чудится призрак пустоты. Усилия не пропорциональны цели.

Похищение дочерей Левкиппа — двух рыхлых нагих красавиц — не требует и не оправдывает такой яростно-динамической композиции с вздыбившимися конями, какую соорудил Рубенс на этот сюжет.

Кстати сказать, такое несоответствие между действием и целью, между предельной мобилизацией сил и незначительностью препятствий вообще составляет одну из характеристических черт стиля барокко — стиля принципиально атектоничного, пренебрегающего понятием целесообразности.

Барочные статуи с могучими телами помещаются в слишком узкие ниши, барочные конные памятники ставятся на узкие постаменты, пышные массивные здания иногда втискиваются в узкие переулки, под тяжеловесной роскошью костюмов прячутся тщедушные фигуры.

 Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены «примитивы» — произведения старинных мастеров.

Вот почему Рубенс плохо смотрится в репродукциях, тогда как «примитивы» и в черно-белом воспроизведении сохраняют свое главное.

Рубенса можно смотреть только в подлиннике: оценить Рубенса — значит оценить его действительно прекрасную, сочную, сияющую и сквозистую живопись, его теплый, как живое тело, колорит. У него нет глухих теней — все светится.

 Он накладывал краску в тенях жидким прозрачным слоем, так что сквозь нее просвечивал теплый красноватый подмалевок, а освещенные места писал пастозно, то есть более густо, но переходы между тенью и светом не резки: все артистически обобщено и приведено в свето-цвето-вую гармонию.

Еще для Рубенса характерно письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазками: например, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти.

В живописном почерке Рубенса так много свободного артистизма, что его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят легкими, исполненными своеобразной грации. Все это можно почувствовать перед «Персеем и Андромедой» в Эрмитаже.

Женскую наготу Рубенс писал с особенной маэстрией. Нагота Андромеды, как вообще у Рубенса, далеко не классична: северные художники так никогда и не научились «античным» строгим и чистым линиям и пропорциям итальянских Венер.

 Они писали своих отечественных красавиц — пышных, широкобедрых и дебелых.

Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно: он говорил, что не стоит раболепно подражать античным статуям, «ибо в наш век, полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное», и добавлял, что человеческие тела теперь, увы, сильно отличаются от античных, «так как большинство людей упражняют свои тела лишь в питье и обильной еде».

Читайте также:  Описание картины иеронима босха «извлечение камня глупости»

 Все же Андромеда Рубенса прекрасна. Ее нежное тело, кажется, излучает свет. Обычное для Рубенса насыщение золотистых тонов кожи красноватыми оттенками в тенях здесь еще усилено рефлексами от красного плаща Персея — картина напоена тонами румяной зари.

В ней нет чрезмерного нагнетания движения, она относительно спокойна, даже лирична; подвижность вносят главным образом амуры, которые стягивают с Андромеды золотое покрывало, показывая ее Персею во всей прелести наготы, помогают Победе, венчающей Персея, заигрывают с его крылатым конем.

Эти шаловливые амуры — «путти» — начиная с позднего Возрождения и особенно в XVII и XVIII веках неизменно населяют композиции на мифологические сюжеты, а иногда фигурируют и в роли ангелов, окружающих мадонну.

Кажется, художники просто не могли обходиться без этих голеньких детей с крылышками, порхающих, играющих, кувыркающихся и во все вмешивающихся.

 «Путти», конечно, всегда покровительствуют любви: в другой эрмитажной картине Рубенса — «Венера и Адонис» — целомудренный Адонис убегает от Венеры, а амур удерживает его за ногу. Наивно-лукавые амуры хлопочут около действующих лиц, сочувствуют, иногда поддразнивают и позволяют себе различные проказы.

 Через них события получают оттенок игры, освещаются светом какого-то беспечно-легкого восприятия, отделяющего «радостное искусство» от «серьезной жизни».

 Рубенс привлекательнее всего в его позднем периоде, когда меньше пишет заказные аллегорические композиции и больше — природу и портреты своей молодой жены. Создавший на своем веку столько бурных «вакханалий» и «битв», Рубенс как личность вовсе не имел ничего вакхического и воинственного: он был человеком степенным, умеренным, примерным и любящим семьянином.

 Овдовев и не чувствуя себя, как он писал, «готовым к безбрачию», он в пятьдесят три года вторично женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен; судя по портретам, она очень напоминала его первую жену, Изабеллу Брандт, — тот же миловидный, кроткий ясноглазый облик, который у Рубенса появляется в картинах часто и задолго до второго брака. Похоже, что в юной Елене Фоурмен Рубенс нашел свой постоянный идеал женщины. Ее портреты принадлежат к лучшему, что он написал.

Источник: http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/68-1-0-2993

Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского

Вы знаете, что между Россией и княжеством Лихтенштейн всего лишь  20 лет существуют дипломатические отношения? А ведь когда-то, а именно в 1815 году, между Россией, Пруссией и Австрией, частью которой  являлось княжество Лихтенштейн, был заключен Священный союз, подаривший этим странам 30 лет мирной жизни.  Теперь мы дружим, и в Государственный Музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина приехали из Лихтенштейна величайшие шедевры фламандской живописи. Нам несказанно повезло, потому что эта коллекция является одной из лучших среди всех музеев мира.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. Ок. 1616

Афишей выставки «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» является портрет Клары Серены, дочери художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640).

Ей около пяти лет, а жить ей уготовано всего лишь двенадцать лет. Не хочется думать об этом, когда смотришь на ее прелестное радостное личико, полное детской непосредственности.

На портрет не было официального заказа, художник писал картину не на продажу, а для себя.

Питер Пауль Рубенс. Святая Анна украшает Марию цветами.1609

Шедевры фламандской живописи

На выставку фламандской живописи привезли 19 картин  великого Рубенса, и я теряюсь при выборе произведений для моего рассказа. Трогательным образом Девы Марии мы любуемся, глядя на картину «Св.Анна украшает Марию цветами». Мария готовится к введению во храм, и Св.Анна кладет на голову Марии цветочный венок. Видимо, Марии предстоит сейчас обручение с Иосифом.

Питер Пауль Рубенс.Оплакивание Христа.1612

В картине «Оплакивание Христа» Рубенс следует средневековой итальянской иконографии, в которой Христос изображался лежащим на плите. Над ним наклонилась переполненная горем Богоматерь, которая вынимает терновый шип из головы Сына.

Питер Пауль Рубенс. Сатир и служанка с корзиной фруктов. Ок. 1615

В 1609 году Питер Пауль Рубенс возвращается в Антверпен из Италии, где он близко познакомился с живописью Караваджо. И вот появляется картина «Сатир и девушка с корзиной фруктов». На ней образ Сатира воплощает неприхотливую, полную удовольствий жизнь в единении  с природой. Он питает страсть к вину, женщинам и танцу.

Питер Пауль Рубенс. Нахождение младенца Эрихтония. Ок.1616

У Питера Пауля Рубенса была обширная библиотека, благодаря которой художник был прекрасно знаком с античной культурой. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз».

У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Минерва спрятала его в корзину и запретила ее открывать. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет, и тайна была раскрыта.

Рубенс изобразил тот драматический момент, когда любопытная Аглавра приоткрывает корзину и зовет сестер посмотреть на младенца.

Питер Пауль Рубенс.Марс и Рея Сильвия.1616

Рея Сильвия, жрица богини Весты,  следила в храме за вечным огнем. Весталки заботились о том, чтобы он никогда не погас, иначе государству грозили страшные беды.

На картине Рубенса Марс стремительно приближается к весталке. Сводником между Марсом и Реей Сильвией выступает бог любви Амур.

Римский поэт Вергилий повествует, что у Реи родились близнецы от Марса – Ромул и Рем, основавшие впоследствии Рим.

Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Ок. 1629

На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века, из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса.

  Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии.  На выставке в Музее изобразительных искусств, привезенной из Лихтенштейна, представлено 10 его работ. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз.

Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей».  Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис».

Антонис Ван Дейк.Святой Иероним.1615

В картине «Святой Иероним» Ван Дейк рассказал об ученом священнике, который перевел Библию на современную латынь. С большим трудом он подыскивал подходящие слова для перевода с греческого оригинала. Стопка книг создает ощущение надежного убежища ученого. Лев, которому по легенде Св.Иероним вытащил из лапы колючку, стал верным спутником Святого.

Жак Йорданс.Поклонение пастухов. 1615

После смерти Питера Пауля Рубенса в 1640 году Жак Йорданс (1593-1678) стал считаться ведущим мастером фламандской школы. Картина «Поклонение пастухов» Жака Йорданса считается одним из ранних его произведений. Краски яркие, а свечение, исходящее от Младенца, чистое и нежное. Тема рождения Иисуса Христа всегда трогательна, и близка зрителю.

Жак Йорданс.Девушка со стариком и попугаем.

В картине Йорданса «Девушка со стариком и попугаем» явно видна тема неравных пар, высказанная художником с иронией и насмешкой. Пожилой человек богат, судя по его одежде, и уверен в себе и в достижении своей цели. Тема вечная как мир, могу я добавить. В облике девушки художник изобразил свою дочь Элизабет Йорданс, часто служившую моделью для его произведений.

Франс Люйкс.Явление Христа Марии Магдалине и ангелам.1625

Картина Франса Люйкса (1604-1668) «Явление Христа Марии Магдалине и ангелам» представляет особый интерес, так как была написана в самом начале творческого пути, когда он покинул мастерскую Рубенса.

Иисус Христос, прежде чем вознестись на небо, несколько раз чудесным образом являлся ученикам. В первое воскресное утро он явился Св.Марии Магдалине.

Кроме Иисуса Христа, особенно запоминается облик Марии Магдалины.

Питер Брейгель младший.Перепись населения в Вифлееме.1607

Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего, и картина «Перепись в Вифлееме» является копией.

Вы помните, что император Август приказал провести перепись населения, поэтому Мария и Иосиф должны были отправиться в родной город Иосифа Вифлеем, где в хлеву Мария родила Иисуса. Поскольку Иисус родился в декабре, то Питер Брейгель старший поместил событие в зимний пейзаж.

На переднем плане изображены Мария, завернутая в голубой плащ, и идущий перед ней Иосиф с пилой. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни.

Хендрик Ван Бален.Похищение Европы

Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632).

Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Чтобы при похищении девушки никого не испугать своим появлением, он превратился в великолепного быка, у которого шерсть сияла как золото.

Европа села на его спину, и бык увез красавицу на Крит. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.

Ян Букхорст. Пять неразумных дев

Выставка совершенно уникальна, все картины являются мировыми шедеврами.

К сожалению, в своем рассказе я не могу показать все привезенные произведения, Но я надеюсь, что заинтересовала вас живописными работами из Княжества Лихтенштейн, и вы найдете их на просторах Интернета.

Выставка была открыта в Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина с 19 июня по 19 октября 2014 года по адресу: улица Волхонка, 12.

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/rubens-van-deyk-yordans-shedevryi-flamandskoy-zhivopisi

Картина «Поклонение пастухов»

Поклонение пастухов — один из эпизодов Нового Завета, входящий в рождение Христа..

История сюжета

Поклонение пастухов — один из эпизодов рождения Иисуса Христа, описание которого было представлено в Новом Завете. Пастухи были впервые упомянуты в священном писании, когда к ним явился ангел и поведал о рождении спасителя.

Ангел подает пастухам знак, который направляет их в Вифлеем на поиски того самого младенца.
После долгих поисков пастухи все же добрались до яслей Иисуса и поведали матери его об их встрече с ангелом.

Младенец Христос стал надеждой для всего человечества, поэтому пастухи пали перед ним на колени, надеясь на спасение.

Создание полотна

Полотно «Поклонение пастухов», написанное знаменитым испанским художником Эль Греко в 1612 году, входит в цикл картин, посвященных библейским сюжетам. Данная картина относится к позднему периоду творчества художника, отличительными чертами которого являются мрачные цвета, загадочность и чувство безысходности.

В его работах данного периода образы людей приобретают все больше нереальных черт: пропорции людских тел сильно искажаются и приобретают пугающие нездоровые очертания, которые порой напоминают собой языки пламени, вырывающиеся из костра. Сильно вытянутые фигуры людей словно парят над землей, символизируя духовное слияние человека с Богом. Одежды мистических героев будто существуют отдельно от хозяев, они всегда остаются запечатленными в необычном движении.

Благодаря разному освещению картина разделяется на две части. Самой светлой частью, естественно, является ложе Христа. Дева Мария находится рядом со своим сыном, лежащим на белоснежной простыне.

Младенца окружают фигуры пастухов, лица которых слегка освещены светом, исходящим неведомо откуда. На второй, более темной, части картины изображены ангелы, зависшие в воздухе и с трепетом наблюдающие за новорожденным.

Существует мнение, что пастух, находящийся на переднем плане полотна, является автопортретом Греко.

Цветовая гамма картины делает ее мрачной и загадочной, стирая границы между реальностью и воображением. Таинственный свет, идущий от младенца Христа, делает фигуры людей расплывчатыми, что привносит в полотно нотку мистики.

Любимая картина Эль Греко

Эль Греко писал несколько полотен на этот библейский сюжет, но данная работа является его любимой и последней. Он создал ее специально для монастыря Санто-Доминго-эль-Антигу, где и находится его могила. Данное полотно долгое время служило украшением алтаря надгробия Эль Греко.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/elgreco/kartina-poklonenie-pastuxov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector