Описание картины поля гогена «автопортрет»

Писал с себя: 8 автопортретов Поля Гогена

ВЕЛИКИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК САМ ЗАПЕЧАТЛЕЛ ВСЮ СВОЮ РАЗНООБРАЗНУЮ ЖИЗНЬ В СЕРИИ СОБСТВЕННЫХ КАРТИН

Творчество Поля Гогена было революционным для своего времени. Впервые вместо античного идеала европейской публике были представлены образы «варварские». Культура нецивилизованных народов, считавшаяся долгое время дикой и примитивной, вдруг стала интересна широкой аудитории.

Вслед за Гогеном художники стали примерять на себя этот экзотичный стиль, который в дальнейшем перерос в отдельное направление в искусстве — неопримитивизм.

Правда, не только новый сюжет и его непривычное воплощение привлекали современников, но и сам путь художника, отказавшегося от благ цивилизации, чтобы прочувствовать на себе первобытную жизнь во всей ее простоте.

И пожалуй, самым интересным документом о его биографии являются автопортреты, которые художник оставил в большом количестве. 

Это один из самых ранних «Автопортретов» Гогена. Он написан в 1885 году, когда художнику было 37 лет. К этому времени он уже имел десятилетний опыт живописца, поэтому назвать эту работу ученической никак нельзя.

Она создана в тот переломный момент жизни, когда художник решил навсегда оставить свою семью, супругу и четверых детей (пятого из них, сына шести лет, он ненадолго берет с собой в Париж), чтобы целиком посвятить себя творчеству.

Художник пишет себя в очень тесном интерьере, который больше напоминает чердак, чем жилую комнату. В это время Гоген не мог продать ни одну из своих картин и жил тем, что расклеивал афиши за жалкие пять сантимов в день.

Уход в богемную жизнь самопровозглашенных художников обходился ему слишком дорого. Еще совсем недавно успешный буржуа был не готов к такому нищенскому существованию.

И на этом автопортрете художник изобразил себя изрядно уставшим, его взгляд, полный сомнений и, возможно, нелегких дум, обращен за пространство холста.

Это будет несвойственно всем последующим автопортретам художника, где он пытливо смотрит на зрителя. 

Когда прыжок в омут парижской богемы обернулся неудачей, Гоген стал подумывать, не удалиться ли ему в провинцию. К этому времени сына Кловиса он отослал обратно к матери в Данию, а сам решил отправиться в Бретань (Понт-Авен и Ле Пульдю).

К нему приезжали молодые художники-единомышленники, которых привлекали здешняя красота и недорогая жизнь. В Бретани искусство Гогена впервые получило признание. «Мне здесь хорошо и успешно работается.

Меня здесь уважают как лучшего живописца в Понт-Авене», — сообщает он в письме своей жене.

Идиллический бретонский период был прерван двухмесячной поездкой в Арль, куда его пригласил Винсент Ван Гог.

Последний замыслил основать своеобразную «Мастерскую юга» по образцу средневековых мастерских, где художники могли бы работать вместе. И первое предложение о сотрудничестве он отправил Гогену.

Между художниками завязалась оживленная переписка, в ходе которой Гоген отправил Ван Гогу свой автопортрет.

Он изобразил себя на фоне портрета художника Эмиля Бернара, вместе с которым они жили в Понт-Авене. Гоген сопроводил этот автопортрет «объяснительной запиской».

Свое письмо он начал с толкования подписи «Отверженные», сделанной им на портрете: «Я посылаю тебе не только свой портрет, но и портрет всех нас, несчастных жертв общества, которые за зло платят добром». Один из любимых приемов Гогена — показать себя непризнанным гением.

Дело в том, что популярность художника в провинции не сопровождалась его экономическим подъемом: «Что правда, то правда: это уважение не стяжало мне ни сантима».

Впоследствии и Ван Гог прислал ему свой автопортрет. Для Гогена Ван Гог выбрал автопортрет, который только что закончил и который, по его словам, был почти «бесцветен: пепельно-серые тона на светло-зеленом фоне». Своему брату Винсент писал: «Портрет, который я посылаю Гогену, может потягаться с его портретом.

Я написал Гогену в ответ на его письмо, что если и мне позволено возвеличить свою личность, то я это сделал, стараясь изобразить в портрете не только себя, но вообще импрессиониста. Я представил себя на нем бонзой, бесхитростным почитателем вечного Будды.

И когда я сравниваю свою концепцию с концепцией Гогена, то вижу, что она у меня так же серьезна, но менее безнадежна».

История этих двух портретов предвосхищает историю развития взаимоотношений двух живописцев. Работая бок о бок, они бесконечно спорили и постоянно вступали в новые живописные соревнования, создавая разные вариации одного и того же сюжета. И как известно, одному из них этот творческий поединок стоил мочки уха.

После размолвки с Ван Гогом Гоген вновь оказывается в Бретани. Возвратившись в свою провинцию, он уже стал совсем иначе видеть привычные пейзажи. Отныне в его палитре доминирует желтая краска — в этом можно усмотреть влияние Ван Гога с его излюбленной темой желтых подсолнухов.

В «Автопортрете с желтым Христом» 1889 года Гоген изобразил крест, который он видел в церкви деревни Тремало близ Понт-Авена. Этот крест, как образ истинной веры, представлен в качестве предмета народного творчества. Так возникает ассоциация между художественным творчеством и божественным творением. Здесь есть еще одна параллель — это автопортрет Гогена и образ распятого Христа.

Художник вновь говорит о себе как о страдальце. Впрочем, выражение лица Гогена на картине исполнено острой сосредоточенности на самом себе, которое вовсе не сочетается с мыслью о страдании или набожности. Но для Гогена роль художника всегда будет именно ролью. И более всего он любит надевать маску одиноко страдающего пророка, чьи творческие силы презрительно игнорируются.

Похожим настроением проникнут «Автопортрет с нимбом» 1889 года. Только вместо былого надменного вида — уныние и подавленность. Художник предстает перед зрителем исполненным меланхолии. Еще со времен Ренессанса меланхолия считалась отличительным признаком творческих людей.

В этой работе усилено декоративное начало, ведь ее изначально создавали в качестве декора на дереве. Владелец гостиницы, в которой Гоген решил остановиться со своими друзьями, предложил художнику оформить стены и мебель.

Гоген выбрал для себя дубовый шкаф и на его двери создал этот портрет, исполненный сложной символикой. Картина состоит из двух цветовых плоскостей желтого и красного цветов, где центральное место занимает волнообразный орнамент.

Лицо Гогена находится между двумя христианскими символами искушения — яблока и змеи, а над головой он изобразил нимб, что говорит о той высокой роли, которой наделяет себя художник.

В дальнейшем такая орнаментальная стилизация особенно ярко проявится в полинезийском периоде художника. 

Гоген очень любил изображать себя на фоне собственных произведений. В этой работе видны детали написанного годом ранее полотна «В волнах (Ундина)» 1889 года.

Женская фигура с огненно-рыжими волосами просматривается в верхнем правом углу картины.

Картина «Ундина» была создана как один из манифестов символистов и представляет собой метафору современной женщины, покинувшей цивилизацию для воссоединения с природной стихией.

В это время Гоген активно общался с парижскими поэтами-символистами, превозносившими идею ухода от реального мира.

Вместе они любили фланировать по улицам Парижа в эксцентричных нарядах, упиваясь чувством, что не принадлежат уютному буржуазному мирку. Душой и сердцем этого кружка были поэты Стефан Малларме и Поль Верлен.

Каждый вечер вторника они собирались у Малларме на обсуждения, как же поразить воображение публики новой выходкой. Итогом таких дискуссий стал отъезд Гогена в тропики.

Этот портрет относится уже к таитянскому периоду. Гогена пленила своеобразная красота острова в Тихом океане, тишина ночей и ленивая грация туземцев. Однако он не желал слиться с природой, а скорее дистанционно ее изучал. В этом автопортрете художник изображает себя типичным европейцем, о чем говорит его вполне традиционный наряд.

Своему лицу автор придает пытливое выражение: его вопрошающий взгляд обращен к зрителю. Что спрашивает художник? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть вторую часть холста, где Гоген изобразил более раннюю работу «Дух мертвых не дремлет».

Художник написал эту картину после того, как однажды вернулся поздно домой и, открыв дверь хижины, зажег спичку. Он увидел, как его возлюбленная, таитянка Техура, лежала ничком на кровати голая, дрожа от страха.

Оказалось, что она восприняла пламя спички как явление духа мертвых, и ее охватил смертельный страх, хотя для европейца спичка была предметом повседневного быта. Впервые Гоген столкнулся с той пропастью, которая разделяла две культуры.

При этом изображение Техуры вполне традиционно. Это типичный европейский образ Венеры или Олимпии. Только вместо белой Венеры появляется черная полинезийка. 

Автопортрет 1896 года, пожалуй, самый мрачный из портретов Гогена. За три года, что прошли с момента написания предыдущего, художник успел вернуться во Францию, получить наследство от дядюшки, тут же его потратить, сломать лодыжку, заболеть сифилисом и вновь отправиться на Таити. 

Второе путешествие было уже не таким безоблачным, как первое. Гоген страдает от многочисленных болезней и депрессий. Его возлюбленная Техура покинула его и вышла замуж за другого. Поэтому вполне закономерно, что художник снова показывает себя страдальцем. 

Он представлен перед зрителем в крестьянской рубахе, выступая в этот раз в роли отшельника. Только теперь еще взгляд художника полон недвусмысленного обвинения.

«Это ужасное общество, которое мы принуждены терпеть, общество, где ничтожные людишки торжествуют в ущерб великим, суть наша Голгофа», — писал Гоген. Портрет написан на темном фоне, где на просвет можно увидеть две смутные фигуры.

Они словно выходцы из царства теней, которые сопровождают в последний путь художника. 

Эту картину Гоген создал шесть лет спустя. Здесь художник ведет откровенный рассказ, никого не обвиняя и не играя какой-либо роли. Себя он изображает в больничном халате, уставшим, но не сломленным. Последние месяцы он активно выступал за права туземцев, сражаясь в суде с колониальной администрацией.

Все то время, что он находился на острове, он продолжал работать, создавая картины, которые переправлял для продажи к себе на родину. Постепенно имя Гогена стало узнаваемым, и если раньше его работы воспринимали как чудаческие, то теперь его искусство наконец получило признание.

«В настоящее время на вас смотрят как на удивительного, легендарного художника, который из далекой Океании посылает странные, неподражаемые произведения — итоговые произведения великого человека, так сказать, исчезнувшего из мира… Вы не должны возвращаться. Вы пользуетесь иммунитетом великих мертвых.

Вы вошли в историю искусства!» Однако Гоген так и не ощутил эту славу. Он умер в возрасте 54 лет у себя дома в Атуане, страдая от невозможности уехать к себе на родину.

Но красивая история о том, как художник переправился через океан в поисках земного рая, вдохновляла не одно поколение живописцев, жаждущих обрести свое место в истории искусства.

Источник: https://tass.ru/spec/gauguin_170

Поль Гоген: необычная биография необычного человека

1848-1903: между этими цифрами — целая жизнь крупнейшего, великого, гениального живописца Поля Гогена.

Читайте также:  Описание картины валентина серова «портрет и. а. морозова»

            «Единственный способ стать Богом—это поступать, как Он: творить».

Поль Гоген

на фото: фрагмент картины Поля Гогена «Автопортрет с палитрой», 1894

Подробности жизни Поля Гогена сложились в одну из самых необычных биографий в истории искусства. Его жизнь действительно давала поводы разным людям говорить о ней, восторгаться, смеяться, возмущаться и преклонять колени.

Поль Гоген: ранние годы

Поль Эжен Анри Гоген родился в Париже 7июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала.

После поражения июньского восстания, семья Гогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал.

Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей.

Ярким примером мужества в семейном окружении Поля была и его бабушка Флора Тристан, одна из первых в стране социалистка и феминистка, опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». От неё Поль Гоген унаследовал не только внешнее сходство, но и её характер, её темперамент, безразличие к общественному мнению и любовь к путешествиям.

Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену, что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника. После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию.

Но серая провинциальная жизнь в Орлеане и учёба в парижском пансионе надоели Гогену, и он в 17 лет, вопреки воле матери, поступил на службу во французский торговый флот и побывал в Бразилии, Чили, Перу, а затем—у берегов Дании и Норвегии. Это был первый, по общепринятым меркам, позор, который Поль принёс своей семье.

Мать, которая умерла во время его плавания, не простила сына и, в наказание, лишила всякого наследства. Возвратившись в Париж в 1871 году, Гоген с помощью своего опекуна Гюстава Ароза, друга матери, получил должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы.

Полю было 23 года, и перед ним открывалась блестящая карьера. Он довольно рано обзавёлся семьёй и стал образцовым отцом семейства (у него было 5 детей).

«Семья в саду», Поль Гоген, 1881, х.м., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Занятия живописью как хобби

Но своё стабильное благополучие Гоген без колебании принёс в жертву своему увлечению—живописи. Писать красками Гоген начал в 1870-х годах.

Поначалу это было воскресное хобби, и Поль скромно оценивал свои возможности, а семья считала его увлечённость живописью милым чудачеством.

Через Гюстава Ароза, который любил искусство и коллекционировал картины, Поль Гоген познакомился с несколькими импрессионистами, с энтузиазмом восприняв их идеи.

После участия в 5 выставках импрессионистов имя Гогена зазвучало в художественных кругах: сквозь парижского брокера уже просвечивал художник. И Гоген решил полностью посвятить себя живописи, а не быть, по его выражению, «воскресным художником».

Выбору в пользу искусства способствовал и биржевой кризис 1882 года, подкосивший финансовое положение Гогена. Но финансовый кризис отразился и на живописи: картины плохо раскупались, и жизнь семьи Гогенов превратилась в борьбу за выживание.

Переезд в Руан, а позже—в Копенгаген, где художник продавал брезентовые изделия, а его жена давала уроки французского, не спасли от нищеты, и брак Гогена распался. Гоген с младшим сыном вернулся в Париж, где не нашёл ни душевного покоя, ни благополучия. Чтобы прокормить сына, великий художник вынужден был зарабатывать расклейкой афиш.

«Я узнал настоящую нищету, — писал Гоген в «Тетради для Алины», своей любимой дочери. — Это верно, что, вопреки всему, страдание обостряет талант. Однако его не должно быть слишком много, иначе оно вас убивает».

«Цветы и японская книга», Поль Гоген, 1882, дерево, масло, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Формирование собственного стиля

Для живописи Гогена это был переломный момент. Школой художника был импрессионизм, достигший в тот период своего расцвета, а учителем — Камиль Писсарро, один из основателей импрессионизма. Имя патриарха импрессионизма Камиля Писсарро позволило Гогену принять участие в пяти из восьми выставок импрессионистов между 1874 и 1886 годами.

«Водопой», Поль Гоген, 1885, х.м., частная коллекция

В середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма, и Поль Гоген начал искать свой путь в искусстве.

Поездка в живописную Бретань, сохранившую свои древние традиции, положила начало переменам в творчестве художника: он отошёл от импрессионизма и выработал собственный стиль, соединив элементы бретонской культуры с кардинально упрощённой манерой письма—синтетизм.

Этому стилю свойственно упрощение изображения, передаваемого яркими, необычно сияющими красками, и намеренно чрезмерная декоративность.

Синтетизм появился и проявился около 1888 года в работах и других художников школы Понт-Авена—Эмиля Бернара, Луи Анкетена, Поля Серюзье и др.

Особенностью синтетического стиля было желание художников «синтезировать» видимый и воображаемый миры, и зачастую создаваемое на полотне было воспоминанием о некогда увиденном.

Как новое течение в искусстве, синтетизм получил известность после организованной Гогеном выставки в парижском кафе Вольпини в 1889 году. Новые идеи Гогена стали эстетической концепцией известной группы «Наби», из которой выросло новое художественное течение «ар-нуво».

«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген, 1888, х.м., 74,4 х 93,1см., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Искусство древних народов как источник вдохновения для европейской живописи

Кризис импрессионизма поставил художников, отказавшихся от слепого «подражания природе», перед необходимостью найти новые источники вдохновения. Искусство древних народов стало поистине неисчерпаемым источником вдохновения для европейской живописи и оказало сильное влияние на её развитие.

Стиль Поля Гогена

Фраза из письма Гогена «Ты всегда можешь найти утешение в примитиве» свидетельствует о его повышенном интересе к примитивному искусству.

Стиль Гогена, гармонично сочетающий импрессионизм, символизм, японскую графику и детскую иллюстрацию, прекрасно подходил для изображения «нецивилизованных» народов.

Если импрессионисты, каждый по-своему, стремились анализировать красочный мир, передавая действительность без особой психологической и философской основы, то Гоген не просто предлагал виртуозную технику, он размышлял в искусстве:

Его живопись—это полные гармонии метафоры со сложным смыслом, часто пронизанные языческим мистицизмом. Фигуры людей, которые он писал с натуры, приобретали символический, философский смысл. Цветовыми соотношениями художник передавал настроение, душевное состояние, раздумья: так, розовый цвет земли на картинах—символ радости и изобилия.

«День божества (Махана но натуа)», Поль Гоген, 1894, х.м., Чикагский институт искусств, США

Мечтатель по натуре, Поль Гоген всю жизнь искал рай земной, чтобы запечатлеть его в своих произведениях. Искал его в Бретани, на Мартинике, на Таити, на Маркизских островах.

Три поездки на Таити (в 1891, 1893 и 1895 годах), где художник написал ряд своих знаменитых работ, принесли разочарование: первобытность острова была утрачена. Занесённые европейцами болезни сократили  население острова с 70 до 7тысяч, а вместе с островитянами вымирали их обряды, искусство и местные ремёсла.

В картине Гогена «Девушка с цветком» чувствуется двойственность культурного уклада на острове в то время: об этом красноречиво свидетельствует европейское платье девушки.

«Девушка с цветком», Поль Гоген

В своих поисках нового, неповторимого художественного языка Гоген не был одинок: стремление к переменам в искусстве объединило непохожих и самобытных художников (Сёра, Синьяка, Ван Гога, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Боннара и других), дав рождение новому течению—постимпрессионизму.

Несмотря на принципиальную несхожесть стилей и почерков, в творчестве постимпрессионистов прослеживается не только мировоззренческое единство, но и общность в житейском плане—как правило, одиночество и трагизм жизненных ситуаций. Их не понимала публика, да и они не всегда понимали друг друга.

В рецензиях на выставку картин Гогена, привезённых с Таити, можно было прочитать:

После такой уничижительной критики Поль Гоген на родине не задержался и в 1895 году вновь, и уже в последний раз, уехал на Таити. В 1901 году художник перебрался на остров Доменик (Маркизские острова), где и умер от сердечного приступа 8 мая 1903 года. Поль Гоген был погребён на местном католическом кладбище острова Доменик (Хива-Оа).

«Всадники на побережье», Поль Гоген, 1902 год

Даже после смерти художника французские власти на Таити, преследовавшие его при жизни, безжалостно расправились с его художественным наследием. Невежественные чиновники продавали его картины, скульптуры, деревянные рельефы с молотка за гроши.

Жандарм, проводивший аукцион, на глазах у собравшихся людей сломал резную трость Гогена, но припрятал его картины и, вернувшись в Европу, открыл музей художника. Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ.

Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания.

«Когда свадьба?», Поль Гоген, 1892, х.м., Базель, Швейцария (до 2015 года) 

Однажды в письме к Полю Серюзье Гоген с отчаянием предположил: «…мои картины пугают меня. Никогда публика не примет их». Однако, картины Гогена публика принимает и покупает за большие деньги.

Например, в 2015 году неназванный покупатель из Катара (по данным МВФ—самой богатой страны мира с 2010 года) купил картину Гогена «Когда свадьба?», за 300 млн. долларов.

Картина Гогена получила почётный статус самой дорогой картины в мире.

Справедливости ради нужно отметить, что Гогена совершенно не волновало отсутствие интереса публики к его творчеству. Он был убеждён: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше.

Но разве это может иметь какое-то значение?» Вся жизнь Поля Гогена была борьбой с мещанством и предрассудками. Он всегда проигрывал, но, благодаря своей одержимости, никогда не сдавался.

Любовь к искусству, жившая в его неукротимом сердце, стала путеводной звездой для художников, шедших по его следам.

автор: Людмила Велигорская

Поль Гоген — прообраз Чарльза Стрикленда из романа Моэма «Луна и грош»
Цитаты из романа Моэма «Луна и грош»

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Pol-Gogen-neobychnaya-biografiya-neobychnogo-cheloveka.aspx?ID=2624

Поль Гоген

Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.

Читайте также:  Описание картины антуана ватто «капризница»

Художник Поль Гоген

Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов.

Например, в 2015 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн.

Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху Ван Гог, так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.

Автопортрет Поля Гогена

Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье.

Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии».

Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.

Портреты Поля Гогена

Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека.

За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры.

Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.

Поль Гоген

Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий.

В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии.

Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.

Молодой Поль Гоген

Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище.

Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом.

Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни.

Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию.

В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.

Эпатажный Поль Гоген

Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.

Картина Поля Гогена «Когда свадьба?»

В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура.

Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем.

Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.

Картина Поля Гогена «Бретонская деревня под снегом»

Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким Эдгаром Дега, оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.

Картина Поля Гогена «Шьющая женщина»

В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань.

В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами.

Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.

Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»

Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности.

Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!».

Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.

Картина Поля Гогена «Дух мертвых не дремлет»

В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии.

Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне.

Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.

Картина Поля Гогена «Женщина, держащая плод»

Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда [ты] идёшь?»).

В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец Морозов, в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа.

Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Личная жизнь

Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.

Поль Гоген с женой

К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной.

Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше.

Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.

Смерть

Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.

Могила Поля Гогена

Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.

Дональд Сазерленд в роли Поля Гогена

К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение.

В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда Дональд Сазерленд.

Также британский прозаик Сомерсет Моэм написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.

Произведения

  • 1880 – «Шьющая женщина»
  • 1888 – «Видение после проповеди»
  • 1888 – «Кафе в Арле»
  • 1889 – «Жёлтый Христос»
  • 1891 – «Женщина с цветком»
  • 1892 – «Дух мёртвых не дремлет»
  • 1892 – «А, ты ревнуешь?»
  • 1893 – «Женщина, держащая плод»
  • 1893 – «Её звали Вайраумати»
  • 1894 – «Забава злого духа»
  • 1897–1898 – «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
  • 1897 – «Больше никогда»»
  • 1899 – «Сбор плодов»
  • 1902 – «Натюрморт с попугаями»
Читайте также:  Описание скульптуры сергея коненкова «паганини» (1908)

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5074-pol-gogen.html

Автопортреты — 1886-1890 Ван Гог — картины

Февраль 01, 2012

Сколько автопортретов написал Винсент Ван Гог? Сегодня известно 35 полотен, 28 из которых появились в Париже в 1886-1888 годах.

Автопортрет в серой шляпе

1887; 44х37,5 см
Музей Ван Гога, Амстердам

По поводу автопортретов Ван Гога выдвинуто много версий. Поговаривали, что склонность к абсенту делала его несносным, поэтому никто не хотел ему позировать и художнику приходилось рисовать самого себя.

По другой версии, написание собственных портретов было поиском, многократно повторявшейся попыткой понять самого себя.

«Автопортрет в серой шляпе» и «Автопортрет с трубкой» были написаны в Париже в 1886 году в охристо-стальной гамме. Они носят следы «голландского» периода. «Автопортрет в серой шляпе» 1887 года отмечен влиянием дивизионизма Поля Синьяка и Жоржа Сера.

Автопортрет,
посвященный Гогену

1888; 62х52 смХудожественный музей Фогга

Кембридж, Массачусетс

Приезд в Арль обозначил разрыв с импрессионизмом. «Автопортрет, посвященный Гогену» — впалые щеки, коротко остриженные волосы, потерянный взгляд — и «Автопортрет с мольбертом» — неподвижный стеклянный взгляд.

Оба полотна отражают страх перед бездной, на грани которой балансировал Ван Гог.

Внимательно, с соблюдением хронологической последовательности рассматривая автопортреты Ван Гога, мы видим эволюцию состояния духа художника: от спокойной уверенности в себе до крайнего разочарования в жизни…

Автопортрет
с отрезанным ухом и трубкой

1889; 51х45 см
Частное собрание

«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» появился в учреждении для душевнобольных. Он изображает человека, изнуренного болезнью, сломленного и предчувствующего следующий припадок. В глазах застыл немой вопрос: «Зачем?» Иногда его называют портретом покаяния.

То же самое лицо мы обнаруживаем в появившемся в 1889 году «Художнике без мольберта». Ван Гог, корректируя эффект отображения в зеркале, который делал бы его левшой, доказывает, что он мастер художественной техники.

Автопортрет

1889; 65х54,5 см
Музей д'Орсэ, ПарижВан Гог-художник определенно не является безумцем! В картине, появившейся в Сен-Реми, он изменяет технику письма. Появляются спиралевидные закрученные следы кисти, которые мы также находим в «Дороге с кипарисом» и в «Звездной ночи».

Автопортретов Ван Гога существует много, но фотография сохранилась только одна. На снимке, сделанном на берегу Сены, в Аньере (1887), он стоит спиной, сбоку от Эмиля Бернара.

Мы располагаем также портретами Ван Гога, написанными Тулуз-Лотреком и Писсаро (последний изобразил Ван Гога спорящим с известным критиком Феликсом Фенеоном). Однако самым известным остается «Винсент, рисующий подсолнухи» кисти Гогена. Картина была создана в Арле.

Ночью, осматривая этот портрет, Ван Гог сказал: «Это, конечно, я. Но я, потерявший рассудок…»

(1853-1890) Винсент Ван Гог

Поделиться ссылкой в социальных сетях

«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.

«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.

Добавляйте знания
и делитесь ими!

Знаете ли вы …
…муравьиный круг?

Если один из группы муравьёв начинает двигаться по кругу, остальные движутся за ним, образуя так называемый муравьиный круг. Он вбирает в себя всё больше и больше насекомых, которые продолжают бег, пока не упадут.

Источник: http://www.filoli.ru/artists/001-van-gogh/avtoportrety.php

Пустая страница

Картина «Таитянские пасторали» экспонирована на выставке «Поль Гоген» ( 10) вместе со всеми другими произведениями художника из МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2.

Описание картины Поля Гогена «Пирога»

«Я только что закончил три полотна, – писал Поль Гоген с Таити в декабре 1892 года. И я восклицаю: «Господи, если ты есть, я обвиняю тебя в несправедливости и жестокости». И с новой силой загорается в нем идея уехать прочь.

Здоровье ухудшалось с той же скоростью, что и финансовые дела. Толчком к созданию полотна стало вполне конкретное событие. Дело в том, что Папеэте, столица Таити, крайнее разочаровала Гогена.

Надеялся, что это станет для него главным источником дохода. В этом виде искусства его зрелый стиль тоже можно назвать примитивистским.

– Они кажутся мне лучшими, а поскольку через несколько дней – 1 января, я датирую одно из них, лучшее, 1893 годом. «Если все будет в порядке, я уеду в феврале.

В светильнике закончилось масло и поджидавшая художника Техура осталась лежать в темноте. Молодая девушка списана с Техуры, юной таитянской жены Гогена. Благодаря его рекомендациям Гоген получает должность биржевого брокера.

Аве Мария Это таитянский вариант религиозных полотен, созданных Гогеном в Бретани. необычно. Там были проведены последние годы жизни Гогена, там же он безнадежно, физически страдал.

Он умер на острове Хива-Оа (Маркизские острова).

Художник свободно объединяет на плоскости богатые ритмические мотивы изысканные краски вносят в картину ощущение солнечного света, который материализуется в медно- смуглом теле таитянки, в ее огненно- красном парео.

Кроме того Гоген создал несколько прекрасных литографий, гончарных работ. Тогда художник брался за нож и дерево. Он перестал выходить из дому. В сущности, он опоздал сюда лет на сто. Заказчица посчитала это издевательской карикатурой, упрятала картину на чердак, а по городу разнесся слух, будто у Гогена нет ни такта, ни дарования.

В 1897 году Гоген пытался совершить самоубийство, но не смог. Не знаю, почему (все покрыто чистой зеленой веронезе и такой же киноварью), мне кажется, что это старинная голландская картина или старинный гобелен.

За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Вдобавок довольно быстро выяснилось, что как художник он – весьма своеобразен. Она была очень встревожена.

Впрочем, причиной тому был вовсе не тупапау (дух, охраняющий мертвых), В реальности все было гораздо прозаичней – Техуру мучили подозрения, что Гоген решил навестить проституток. Христос, напоминающий Гогена, везде изображен на фоне бретонских ландшафатов.

А немногие слушатели, собравшись на эти щемящие звуки, не могли удержать слез. Вторая стадия означала, что Гоген заразился много лет назад, еще во Франции.

Но тщетно. Потом у него вдруг воспалились глаза. Он часами сидел в мастерской и играл на фисгармонии.

Описание картины Поля Гогена «Женщина, Держащая плод (1893)»

Гоген не был ортодоксальным христианином и его картина пронизана языческим мистицизмом. Покину Францию, Гоген не оставил своих занятий деервянной скульптурой. В этом виде искусства его зрелый стиль тоже можно назвать примитивистским.

Однако, прибыв в Париж в 1872 году, получает поддержку знакомого ему с детства друга матери Гюстава Арозы, биржевого дельца, фотографа и коллекционера современной живописи. «Дух мертвых бодрствует».

1892 На этой картине наблюдается характерное для художника смешения вымысла с явью.

Я никогда не знал ни счастья, ни радости, одни напасти. Все симптомы указывали на сифилис во второй стадии.

Миссионеры, торговцы и прочие представители цивилизации уже давно сделали свое омерзительное дело: вместо красивого селения с живописными хижинами Гогена встретили шеренги лавок и кабаков, а также безобразные, неоштукатуренные кирпичные дома. «Жёлтый Христос».

1889 В В 1889 году Гогену сообщили, что его последние картины не пользуются спросом в Париже. Меланхолическое настроение здесь подчеркивает осенний ландшафт. Чему приписать это.

(Женщина, держащая плод). Язвы распространились по всей больной ноге, а затем перешли и на вторую ногу. От болеутоляющих он тупел. Временами поднималась высокая температура. В 1893 году в биографии Гогена состоялось возвращение во Францию. Возможно и в данном произведении есть неразгаданный символический смысл.

Что толку от добродетелей, труда, мужества и ума. » Однако счастье было недолгим: местные жители втянули «прославленного журналиста» в политические интриги, начались проблемы с властями и в итоге он и тут нажил себе множество врагов.

Первый же заказанный ему портрет произвел ужасное впечатление. Художник отдавал отчет, что подобная трактовка может возмутить чувства верующих христиан. Только подлечили глаза – нога разболелась до того, что он не мог ступать на нее и слег.

Впрочем, мне кажется, всем моим полотнам не хватает цвета».

В позах женщин – особая грация и пластика. Их успели уже как следует отцивилизовать.

Описание картины Поля Гогена «Ночное кафе в Арле»

Она познакомила его с множеством таитянских легенд. Затем еще пять лет провел в рисовании. А ведь он делал большую ставку на портреты. Однажды Гоген отправился в Папеэте и задержался там дотемна.

Желтый Христос – не исключение. Естественно, после этого никто из обеспеченных жителей таитянской столицы не хотел стать его новой «жертвой». Очень сильное кровоизлияние и сердечные боли. Если же пробовал подняться, начинала кружиться голова и он терял сознание.

Описание картины Поля Гогена «Портрет Ван Гога»

Куда-нибудь подальше из Европы, в теплые края. Однако отъезд состоялся не сразу, Гогену помешало непредвиденное обстоятельство: болезнь. Композиция картины очень необычна. У меня будет деревянный резной дом». Тогда художник брался за нож и дерево.

Эти образы не всегда поддаются расшифровке. Гоген быстро выучивается французскому языку и начинает преуспевать в образовании.

Под стать персонажам «Пасторалей» сказочный пейзаж картины с огромными белыми лилиями и розовыми магнолиями, с поразительно красочными отражениями на воде, граничащими с абстракцией. Правда, врачи уверяли, что это не опасно, но писать он в таком состоянии не мог.

Картина поразила многих друзей художника. Куда идешь. Мир дикарей сохраняет ту естественную гармонию, которую утратила цивилизованная Европа.

Этим художник возобновил интерес публики, но заработал очень мало денег. «Невезение преследует меня с самого детства.

Присутствие ангела ассоциируется с Благовещеньем (библейский эпизод, в котором ангел приносит Деве Марии благую весть о предстоящем рождении Христа), а центральные фигуры напоминают сцену поклонения волхвов.

«Ничто не помешает мне уехать и я останусь там навсегда. Он представил несколько своих работ.

Описание картины Поля Гогена «Автопортрет»

Именно лилии, введенные в центр картины, задают основу общего модуса композиции.

Источник: http://gorod-el.ru/wdr/201705/kartiny-gogen-pol/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector