Описание картины рафаэля санти «адам и ева»

Адам и Ева

Адам и Еваmarinagra wrote in history_of_artJune 16th, 2014Оригинал взят у marinagra в Адам и Ева
Братья Лимбург. Прекрасный часослов герцога Беррийского. Начало 15 в. Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая – самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения.

Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре соборов и на фресках, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения.

Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина — в поте лица добывать хлеб свой.

Английский миниатюрист. Изгнание из рая. Йоркская псалтырь, 1170 г.По Библии, изгнание из рая – точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом.

Однако для иудеев это сказание — лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия.

В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса.

Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.
Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.


Французская псалтырь. 1279 г.Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды.

В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в Средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях – гранаты).

На иврите слово «змей» — мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом.

Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).
Джиованни ди Паоло. Сотворение Земли и изгнание из рая. 1445Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения.

Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая.

У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.
Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.

В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей. Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха.

Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения?
Ян и Губерт ван Эйк.  Гентский алтарь. 1422-1432 гг.

Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур.

Но нас сейчас интересуют только две из них – Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент.

Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».
Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева.

Створки Гентского алтаря.
Фрагмент.1422-1432 гг.
Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение – композиционное и смысловое – изменилось, усилилось. Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много.

Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря – и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур.
Томмазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.
Изгнание Адама и Евы из рая.

1428Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь – в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи — «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», — пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.
Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря
«Страшный суд». Ок.1504 -1508 гг.

Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря
«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно.

Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай.

Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая.

В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой — «адской».
Иероним Босх. Рай. Фрагмент левой створки алтаря
«Сад земных наслаждений». Ок.

1504 г.Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого.

В «Возе сена» и «Страшном суде»  прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями.

В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец.

Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки… Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение — не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории.

В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда – прямо в ад.
Микеланджело Буонарроти. Грехопадение.
Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510 г.

) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея.

Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно – там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.
Рафаэль Санти. Грехопадение. Станца делла Сеньятура, Ватикан.

1508-11 гг. Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной.

То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило полного отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер. Сравним его первое произведение на нашу тему — гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. — и картины, написанные в 1507 г.

Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения. Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций.

Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины – «Адам» и «Ева».

В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты.

И действительно – его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность. Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться.
Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна… Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего — просто людей со всеми их грехами и добродетелями.
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.

Иллюстрации с сайта
http://www.wga.hu/index1.html

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/845951.html

Уникальный портрет Рафаэля.Дама с единорогом. | Волшебная сила искусства

             Обсуждая женские портреты Леонардо да Винчи,нельзя обойти вниманием этот знаменитый портрет Рафаэля «Дама с единорогом.»1506г .

Считается, что Рафаэль создал этот портрет  не   без   влияния «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, который в те годы тоже работал во Флоренции.

Однако, по мнению историков искусства,  «Дама с единорогом» напоминает о Джоконде лишь некоторыми композиционными приемами.

    Несколько слов о художнике. Рафаэль (1483-1520), один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

Его имя еще при жизни стало легендарным, современники называли его «божественным Санцио», а его искусство – воплощением ясной гармонии, уравновешенности, чистоты стиля.

Рафаэль, как истинный сын Возрождения, был разносторонним художником: архитектором, живописцем, рисовальщиком, мастером монументальных росписей. 

                  Портреты Рафаэля составляют самостоятельную и законченную область творчества художника. Профессор Борис Робертович Виппер дал такое определение Рафаэлю – портретисту: «Рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов во всей истории европейской живописи».

 Рафаэль.Дама с единорогом.1505г(размер картины 65 x 51)

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

             Портрет «Дама с единорогом» был написан художником в период его пребывания во Флоренции. Созданный им образ молодой прекрасной женщины полон очарования и чистоты юности.

Это впечатление связано так же с таинственным зверьком на ее коленях – единорогом, символом женского целомудрия. Незнакомка, изображенная Рафаэлем,  пребывает в полной гармонии с окружающим ее миром.

            Рафаэль создает новый тип ренессансного портрета. Огромную  роль играет в его портрете колористическое решение. Прославленному «сфумато» (итал.

sfumato- затушеванный, буквально – исчезающий, как дым) Леонардо Рафаэль противопоставляет красочную палитру, построенную на градации чистых светлых цветов, и придающую пейзажу ясную прозрачность, которая подчеркивает чистоту и цельность изображенного на его фоне женского образа. 

Женщина изображена сидящей в лоджии на фоне озерного пейзажа. Она одета как благородная дама, в платье с низким вырезом и с широкими рукавами (практически идентично наряду на картине «Донна Гравида»).

На шее у нее надета золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове — небольшая диадема, почти скрытая волосами.

Однако, что странно, на ее пальцах нет колец, включая обручальных — это необычно, так как женские портреты того времени создавались как правило по случаю свадьбы.

        В руках дама держит небольшого единорога — символ целомудрия. Согласно средневековым легендам, приручить его могла только девственница.

          Две главные черты этого портрета: «грациозное изящество, которому трудно противостоять, и загадочный характер этой таинственной дамы, которая все также продолжает избегать опознания»

 СЛОЖНАЯ СУДЬБА.Вопрос об авторстве.

            В прошлом она была сильно повреждена. Реставрация картины позволила вернуть шедевру его подлинный облик. Лишь в ХХ столетии реставраторы избавили живопись от позднейших дописок и привели ее в первоначальный вид. В 1930-е гг. были обнаружены позднейшие записи, открывшие сложный процесс искажения созданного Рафаэлем первоначального образа.

Рисунок из Лувра

           В ХIХ веке, когда портрет попал в картинную коллекцию виллы Боргезе, его автором считался Перуджино. И только в 1928 г. авторитетный историк искусств Роберто Лонги атрибутировал портрет как произведение Рафаэля Санти, относящийся к самому началу ХVI века.

Догадку подтвердили радиографические исследования проведенные в 1927 г., впервые в истории итальянской науки. Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. Выяснилось, что сначала это была «Дама с собачкой», а потом поверх собаки появился единорог.

Несколько раз переписывались и руки дамы.

       Однако картина не была закончена. Рафаэль вернулся к этой вещи лишь спустя несколько лет, и тогда уже дописал руки дамы, которая теперь обнимала уже единорога. Таким образом, символический смысл картины менялся: единорог — знак чистоты и непорочности.

                  В конце XVI века «Дама с единорогом» превратилась в святую Екатерину Александрийскую: неизвестный художник прикрыл ей плечи плащом и изобразил на заднем плане колесо, символ мученичества святой. И только во время реставрации 1935-1936 гг. картине вернули прежний вид.

 Впоследствии некоторые ученые предположили, что «Дама с единорогом» является портретом Джулии Фарнезе (Giulia Farnese) — любовницы Папы Римского Александра VI (Родриго Борджиа), представительницы династии Фарнезе, однако впоследствии гипотезу сочли необоснованной.

 Таким образом, сейчас предполагается, что работа велась в несколько стадий:

      Собственно Рафаэль написал фигуру до талии, небо и пейзаж. Женщина на этой стадии была намного более зрелой, чем сейчас.

  1. Затем другой художник написал колонны, парапет, рукава, собаку и руки. Возможно, этот сделал Джованни Сольяни, ученик Лоренцо Креди Следом был положен еще один слой краски — на колонны и парапет, увеличен объем волос, дописаны рукава и собака.
  2. Потом, несколько десятилетий спустя, собачка была превращена в единорога. Тогда же были переписаны обе руки.
  3. И, наконец, уже намного позже неизвестная дама была превращена в святую Екатерину путем добавления плаща и атрибутов. Это могло произойти в конце XVII века.

КТО ПОСЛУЖИЛ МОДЕЛЬЮ?

               Существует предположение, что моделью была Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа, поскольку единорог являлся родовой эмблемой ее фамилии. Ортолани указывает на рисунок в Лувре, который вероятно является подготовительным к портрету, и предлагает идентифицировать модель как Маддалену Дони, предмет другого портрета кисти Рафаэля.

Маддалена Дони кисти Рафаэля

Эта идентификация сейчас отвергается. Любопытно, впрочем, что украшение на шеи Маддалены Дони имеет изображение единорога.

Ла Донна Гравида.Рафаэль.1516г.

             В живописи Ренессанса есть очень немного примеров портретов беременной женщины. Рафаэль с большим чувствстом показывает будущую мать, её спокойную гордость. Левая рука, мягко подчеркивает выпуклость живота, пристальный взгляд направлен на зрителя.

                 Наряду с «Донной Гравида» и «Маддаленой Дони» входит в число 3-х первых женских портретов Рафаэля. Оберхубер считает, что это был первый настоящий «живой человек», написанный художником.

Большинство исследователей предполагают, что эта картина является результатом переосмысления Рафаэлем находок портретной живописи, предложенных в «Моне Лизе».

            В своих портретах Рафаэль стремится в конкретном облике каждой модели показать человека таким, каким он должен быть при полном развитии своих физических и духовных сил..В его портретах привлекает благородство идеала человека, воплощенного в конкретном, узнаваемом облике людей эпохи Возрождения. 

Источники.

http://www.rafaelsanti.ru/txt/5portr1.shtml

http://ria.ru/spravka/20110321/356218874.html

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2011/03/raffaello/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%D1%81_%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0​%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%​BB%D1%8F)

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/2469045

Адам и Ева Работа студентки 3 курса СПБГУ факультета филологии и искусств 1 немецкой группы Леоновой Натальи. — презентация

1 Адам и Ева Работа студентки 3 курса СПБГУ факультета филологии и искусств 1 немецкой группы Леоновой Натальи.<\p>

2 Изображение прародителей человечества, Адама и Евы – один из самых распространённых религиозных сюжетов живописи. Самые известные произведения на эту тему относятся именно к эпохе Возрождения. Существуют четыре схемы изображения Адама и Евы: сотворение Адама, сотворение Евы, грехопадение и изгнание из Рая. В трёх последних его сопровождает Ева. Кроме того, распространено изображение отдельно стоящих супругов, подчас на нейтральном фоне иногда в формате диптиха, который было удобно использовать для створок алтарей. В зависимости от того, изображена пара до грехопадения или после, она может быть либо нагой, либо одетой. Как правило, Адам всегда изображен молодым, или мужчиной в расцвете лет. Более редким примером является изображение Адама и Евы, трудящихся в поте лица после изгнания из Эдема. В раннехристианских изображениях пара обычно изображалась целиком обнажёнными, без фиговых листков если действие происходит в Эдемском саду, до грехопадения. Волосы Евы в этом случае длинны и роскошны. После изгнания из рая они изображаются одетыми, а волосы Евы имеют более скромный вид. Самые известные изображения Адама и Евы в исполнении немецких художников – это работы Дюрера, Кранаха, Бальдунга.<\p>

3 Ганс Бальдунг Грин Ева, 1524 Музей изящных искусств, Будапешт Хотелось бы начать с Ганса Бальдунга (его прозвали Грин, годы жизни – 1480,84 или 85 – 1545). Он — один из выдающихся художников так называемой верхние германской школы, известен как живописец, гравёра и рисовальщик. Считается самым талантливым учеником Дюрера. На мой взгляд, его Адам и Ева очень яркие и красивые, Бальдунг изображает их до грехопадения. Молодость, радостные выражения лиц и нагота свидетельствуют об этом. «Ева» (масло и дерево, Будапешт ), созданная в начале 1520-х годов, изображена юной девушкой. Её лицо, волосы отдалённо напоминают Деву Марию. Она чиста, свежа, но при этом мы видим у неё в руках веточку Дерева познания Добра и Зла из Райского Сада, и на этой ветке запретный плод – яблоко. Ева загадочно улыбается и смотрит в сторону, будто играет со зрителем. Фон – нейтральный, тёмный, поэтому Ева как будто сияет. На заднем плане мы видим только ствол дерева — того самого дерева, с которого был сорван запретный плод.<\p>

4 Ганс Бальдунг Грин Адам, 1524 Музей изящных искусств, Будапешт «Адам» (масло и дерево, Будапешт), который относится к тому же периоду (начало 20-х годов, дерево), предстает перед нами красивым мужчиной, напоминающим древнегреческого бога или атлета. Его взгляд обращен на священное Дерево – там мы видим Змея, который искушает его. Змей изображен с человеческим лицом – это сам Дьявол искушает Адама. Задний фон также тёмный, как и у «Евы».<\p>

5 Ганс Бальдунг Грин Адам и Ева, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид Еще одна картина Бальдунга – «Адам и Ева» (дерево, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид) созданная в период с 1531 по 1535 год,отличается светлыми красками. Адам и Ева находятся как бы на промежуточном этапе между грехопадением и изгнанием из Эдема (молодость, нагота, у Евы длинные волосы) – они уже вкусили запретный плод и ожидают Божьей кары. Ева обвивает рукой Дерево познания Добра и Зла, на самом древе мы видим змея, который тоже предчувствует кару. Адам обнимает Еву, пытаясь прикрыть ее от гнева Господа – над ними сгущаются черные тучи.<\p>

6 Ганс Гольбейн Младший Адам и Ева, 1517 Художественный музей, Базель Ганс Гольбейн Младший( ), самый яркий и талантливый представитель своей творческой семьи, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего. Свою жизнь провел в Базеле и Лондоне, испытал влияние Ганса Буркмайра. Его «Адам и Ева» (1517, Художественный Музей, Базель ) изображены на тёмном фоне не в полный рост, как на картинах Бальдунга, а по пояс. Они уже совершили первородный грех, но еще не изгнаны из Рая. Ева держит в руках надкусанное яблоко, и это яблоко червивое – оно несёт в себе зло. Лица Адама и Евы грустные, они знают, что их постигнет кара. Также можно предположить, что Адам еще не вкушал запретный плод и Ева протягивает ему яблоко.<\p>

7 Альбрехт Дюрер. Адам и Ева г. Прадо, Мадрид Наверное, самых известных «Адама и Еву» немецкой живописи эпохи Возрождения, написал именно Альбрехт Дюрер ( ). Дюрер считается одним из величайших творцов Ренессанса, у него было много учеников и его много копировали. Диптих «Адам и Ева» (1507, дерево, Прадо, Мадрид) является классическим образцом изображения прародителей человечества. Первоначально диптих предназначался для алтаря, но алтарь так и не был дописан. Адам и Ева еще не вкусили запретный плод, они оба держат в руках яблоки. Они молоды и прекрасны. Фон у обеих картин темный, Ева стоит рядом с Деревом познания и на нем лежит змей, тянущийся к яблоку.<\p>

8 Альбрехт Дюрер. Адам и Ева, 1504 Вторая работа Дюрера, посвященная Адаму и Еве – это резцовая гравюра на металле «Адам и Ева» (1504). В этой работе художник впервые попытался воплотить классический идеал красоты, пытаясь найти идеальные пропорции мужчины и женщины. Сюжет гравюры классическое представление библейской истории об Адаме и Еве в саду Эдема. Они поддались искушению и сорвали запретные плоды, но еще не попробовали их. Считается, что прототипом для фигур Адама и Евы послужили рисунки с античных статуй Аполлона Бельведерского и Венеры Медицейской. Художник оставил на гравюре полную подпись (табличка на ветке дерева в руках Адама) в отличие от своих других гравюр, отмеченных только монограммой. Эдем у Дюрера изображен как густой лес, на заднем фоне можно заметить кусочек горного пейзажа. Их окружают дикие животные – кот, мышь, кролик, бык, попугай, козел. Животные символизируют сотворение мира.<\p>

9 Лукас Кранах Старший Адам и Ева, 1526 Институт искусства Курто, Лондон Следующие несколько работ – это работы Лукаса Кранаха Старшего ( ). Кранах был живописцем и графиком, а в своём творчестве объединял традиции Готики и Возрождения. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге ( ), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Кранаха называли соперником Дюрера. «Адам и Ева» (1526, масло и дерево, Институт искусства Курто, Лондон ) – одна из большого количества работ Кранаха, посвященных тематике прародителей человечества. Но она, на мой взгляд, является лучшей. Особенно интересна композиция картины, она насыщенна персонажами. В центре мы видим Дерево познания, на котором лежит змей-искуситель и Адама и Еву, Ева только что сорвала запретный плод и протягивает его Адаму. Вокруг Адама и Евы животные – символы сотворения мира Господом Богом. Интересен задний план картины – он не нейтрален, мы видим лесной пейзаж. Очень красивый цвет неба.<\p>

10 Лукас Кранах Старший Адам и Ева, 1528 Следующая картина – это диптих «Адам и Ева» (1528, масло, галерея Уффици, Флоренция). Это – каноническое изображение первых людей на Земле, Ева стоит у Древа познания с яблоком в руке, на дерев мы видим змея, тянущегося к яблоку. Адам и Ева изображены на нейтральном фоне, краски светлые и яркие.<\p>

11 Лукас Кранах Старший Адам и Ева, 1533 Музей изобразительных искусств, Лейпциг «Адам и Ева» (диптих, 1533, масло, Музей изобразительных искусств, Лейпциг) отличаются особенно яркими красками. Ева также стоит у Дерева познания Добра и Зла с яблоком в руке, на дереве мы видим змея. Интересен фон диптиха – он не нейтральный, мы видим красивое лазурное небо и лесной пейзаж. За Евой лежит олень – символ Эдема и сотворения мира.<\p>

12 Ханс Мемлинг Адам и Ева, 1485/1490 Музей истории искусств, Вена Ханс Мемлинг (1433, ) в своем творчестве объединил позднеготические северные традиции с достижениями итальянской живописи Возрождения. Учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, с 1465 г. жил в Брюгге, где вскоре стал городским живописцем. Писал картины на религиозные темы, жанровые сцены и портреты. «Адам и Ева» (1485/1490, масло и дуб, Музей истории искусств, Вена) изображены в нишах, скорее всего, это картина предназначалась для алтаря. У Адама и Евы в руках яблоки, они еще не вкусили запретного плода. Интересно изображение Адама – он очень нежный, хрупкий. Цвета довольно темные, но фигуры Адама и Евы будто подсвечиваются.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1171244/

Описание картины Рафаэля Санти «Адам и Ева». Ева картины

Главная » Картины » Ева картины

    Как известно всем любителям живописи, одними из самых популярных для изобразительного искусства европейского Средневековья и Ренессанса являлись библейские сюжеты, что неудивительно, как мне представляется, если учитывать следующие факторы:- во-первых, для людей Средневековья религиозное сознание было едва ли не определяющим как в повседневной жизни, так и в творчестве;- во-вторых, именно библейские сюжеты были наиболее понятны в это время для представителей любых сословий, поэтому не стоит сбрасывать со счетов стремление художников быть понятыми массами, да и популярными не только в аристократической, но и простонародной среде;- в-третьих, многие живописцы работали по заказам Церкви, которая в условиях неграмотности абсолютного большинства своих прихожан, а также малопонятной мессе на мертвой латыни, стремилась донести до паствы суть христианской веры любыми способами, в том числе и посредством визуального ряда.

    Это, кстати, характерно как для католической, так и для православной Церкви. Фресковая живопись в культовых сооружениях и той, и другой конфессии изобилует изображениями сцен ветхозаветной истории, Страстей Господних, деяний апостолов, Страшного Суда и т.д.

    Я полагаю, будет интересно проследить, какие именно библейские сюжеты использовались художниками в их творчестве. И разумеется, в этом случае нужно начинать с Книги Бытия, с Акта Творения, с первых, согласно Библии, людей — Адама и Евы.

    На шестой День Творения, согласно Библии (Быт., 1:24-31), Бог создал первых людей — Адама и Еву.   Основные сюжеты об Адаме и Еве в изобразительном искусстве можно условно разделить на несколько тем:

— Акт Творения;- Пребывание Адама и Евы в Эдемском саду, то есть, в раю;- Искушение;- Изгнание из рая.

    До эпохи раннего Возрождения в Акте Творения Бог, как правило, изображался как второе лицо Троицы — Иисус Христос, но в более поздних произведениях его соотносят с «патриархальным» типом Бога-Отца. Он вдыхает жизнь в ноздри Адама или простирает свою руку, чтобы передать ему жизнь своим прикосновением.  В сцене сотворения Евы Адам лежит на земле, поскольку Бог погрузил его в глубокий сон, а сам тем временем извлекает из него ребро. Хотя в Книге Бытия утверждается, что Ева была создана из ребра уже после того, как Бог вынул его и прикрыл это место у Адама (Быт., 2:21 — 22), существовало широко распространенное правило, согласно которому она изображалась выходящей из тела Адама в тот момент, когда он еще спит.     По другой версии, ее изображают полностью сотворенной, стоящей перед Богом в позе, выражающей почтение. Изредка художники изображали эту пару без пупков, подчеркивая этим их непорочное происхождение.

Эдемский сад.

    В живописи художников Северного Возрождения изображалась буйная растительность в раю с длинными аллеями и лесными прогалинами.

Южные мастера же стремились к изображению рая как оазиса в пустыне; его питают четыре реки, и он часто обнесен стеной. В раю обитают всевозможные животные, а Адам дает им имена (Быт., 2:19 — 21).

Он может либо стоять над ними на возвышении, или же они проходят перед ним, а он тем временем записывает их имена в книгу.

Искушение.

    Бог под страхом смерти запретил Адаму вкушать плод от Древа познания добра и зла, но Змей, самый хитрый из всех Божьих тварей, соблазнил Еву, сказав: «Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт.,: 3: 5). Ева отведала плода и дала его Адаму, который также вкусил его. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт., 3: 7).

    Обычно Древо познания добра и зла — это яблоня или фиговое дерево. Змей — искуситель изображается вьющимся вокруг ствола или стоит рядом с ним. У него может быть женская голова, а порой и торс (здесь очевидно влияние ближневосточных преданий о Лилит). Адам и Ева стоят у дерева, Ева держит плод или изображена в тот момент, когда пытается скрыть его или же, надкусив, предлагает его Адаму.

Изгнание из рая.

    Бог проклял Змея: «Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах» (Быт., 3: 7). Ева за свое ослушание была осуждена в муках рожать детей и терпеть господство Адама.

Наказанием Адаму было впредь трудиться в поле до самой своей смерти, добывая себе хлеб насущный. Бог обрядил их обоих в одежды из кожи и изгнал из рая, чтобы они не вкусили также от Древа жизни и не обрели бессмертия.

И чтобы сохранить это Древо, Бог «поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Быт., 3: 24).

    В изобразительном искусстве Адам и Ева покидают Эдем обнаженными, прикрываясь руками, или же гирлянда из листьев обвивает их бедра; их лица выражают предельное горе и отчаяние. Изображается также ангел, выводящий их из рая, в руках которого меч или кнут.

  В последней сцене изнуренный Адам копает землю лопатой или мотыгой, пашет или сеет, а Ева либо помогает ему, либо сидит за прялкой. Иногда изображаются играющие возле нее двое малышей — Каин и Авель.  Надеюсь, вам было интересно.    Продолжение следует.

    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Описание картины Рафаэля Санти «Адам и Ева»

Потолочная фреска, мозаика. Размеры: 120 на 105 см. Датирована 1509-1511 гг. Находится в Станца делла Сеньятура, Апостольский дворец, Ватикан.

Указанная станца – переводится с итальянского как комната – это рабочий кабинет Папы римского, наиболее известна, потому что расписана по стенам и потолку одним из самых великих художников Возрождения в мировой истории. Именно в этом помещении расположена общеизвестная работа мастера – «Афинская школа».

Характерные изгибы картины объясняются выгнутой конструкцией свода и соседством с другими работами. Роспись по мокрой штукатурке дополнена мелкой золотистой мозаикой, которая заменила дальний план, но не лишила произведение объема и придала дополнительной, возможно, излишней роскоши.

Другое название творения – «Грехопадение» – соответствует основе сюжета, позаимствованной из христианской традиции.

В библии описано событие, когда женщина поддалась уговорам дьявола отведать плод дерева познания добра и зла, она уговорила попробовать и своего мужа, первого человека.

Он послушал ее, несмотря на предостережение: это может привести к смерти. В результате люди были изгнаны из Эдемского сада, лишились расположения бога и стали смертны.

Считается, что идею именно такого изображения змея-искусителя (наполовину ребенком) и общих образов Адама и Евы, Рафаэль позаимствовал из творчества другого выдающегося немецкого художника-современника А. Дюрера.

Пластичность и мягкие формы человеческих фигур подчеркнуты приемом контрапост, когда положения разных частей тела (в данном случае – линий плеч и бедер, особенно женских) противоположны, но вместе образуют гармонию. Буйство растительного мира Эдема выражено через рисунок множества деревьев и трав, которые, как и в большинстве полотен того периода, частично прикрывают наготу людей.

Осторожный выбор цвета, сияющая кожа и выражения лиц придают фреске безмятежность и возвышенность, среди которых темный змей тревожит и предвещает близкое несчастье.

opisanie-kartin.com

королевство ЦВЕТОВ | Ewa Bartosik

Польская художница Ева Бартосик ( Ewa Bartosik) стала необыкновенно популярной в Интернете, благодаря своим роскошным цветочным натюрмортам. Всем зрителям  нравится манера работы художницы.

Она пишет плотными мазками при помощи мастихина, создавая не просто рельефную поверхность картины, а настоящую мерцающую цветовую среду.

 У зрителя складывается ощущение, что хрупкие цветы прорастают через светящееся пространство и застывают на наших глазах.

Эта манера напоминает знаменитые «Подсолнухи» Винсента Ван Гога, но Ewa Bartosik вкладывает в свои натюрморты несколько иной смысл.

Главное в ее картинах – мерцание и переливы цвета в крупных, скульптурно вылепленных головках цветов. Все остальные детали, будь то подчеркнуто простые геометрические формы ваз, чуть намеченная условная поверхность стола или отсутствие глубины планов, становятся гранями абстрактного мира, в котором парят гордые и яркие цветы.

Расположение их в вазе никогда не бывает случайным. Все головки цветов образуют диагональ, плавно идущую из глубины слева направо, задавая тем самым неторопливый и торжественный ритм.

Такой прием позволяет художнице превратить любые цветы, будь то розы, подсолнухи или даже скромные настурции в королевские, несмотря на небольшой размер самих полотен.

 Торжественность ритма и подчеркнутый объем изображений делают натюрморты художницы геральдическими композициями, достойными парадных дворцовых интерьеров.

А здесь можно посмотреть нежность живописи ШЕРСТЬЮ | Марина Аскерова. Да, роскошные букеты могут быть изображены не только маслом!

actualartist.ru

Адам и Ева (картина Дюрера)

Адам и Ева» — картина немецкого художника Альбрехта Дюрера.

Картина представляет собой две крупноформатные доски, написанные маслом . Диптих написан в 1507 году. Обе панели 209 см в высоту, а в ширину одна 81 см, другая 80 см. Картина выставляется в Музее Прадо.

Адам и Ева (картина Дюрера)

История создания

В 1504 году Альбрехт Дюрер создает первую работу на данную тему — гравюру на меди «Адам и Ева». В 1507 году художник пишет диптих «Адам и Ева», предназначенный первоначально для алтаря (алтарь так и не был дописан).

Дюрер написал свою картину, вернувшись из путешествия по Италии, под впечатлением от искусства античности. Его картина является первым в немецкой живописи изображением полностью обнажённых людей в натуральную величину.

Сюжет

Картина написана на библейский сюжет, и представлена в двух независимых панелях. На одной Адам держит рукой ветку яблони, на второй стоит Ева, с лежащим в руке яблоком. Яблоко придерживает за черенок змей, свесившийся с Древа познания. На табличке, висящей справа от Евы на ветке есть надпись «Альбрехт Дюрер, немец, нарисовал эту картину после рождества Богородицы в 1507 году».

vilingstore.net

Описание картины Густава Климта «Адам и Ева»

Климт – модернист. Просто практически все его полотна подходят под этот стиль, стиль модерн. Все они яркие и запоминающиеся, как собственно и всё то, что делалось в рамках это стиля. Невозможно пройти мимо здания или шедевра живописи в стиле модерн, не обратив на него своего внимания. Всё дело в его элегантности, всё дело в изображении – мягкости форм, гибкости деталей.

Стиль Климта невообразимо красив. Достаточно вспомнить его полотно «Поцелуй». За красочным узором плаща, не сразу разглядишь целующихся. «Адам и Ева» – как бы продолжение темы «Поцелуя», но только более откровенное. Доминирует на полотне изображение Евы, обнажённой Матери мира. Она изображена на фоне своего мужа. Кстати фигура Адама изображена как то расплывчато.

Мы видим его лицо, плечи, но ноги прикрыты шкурой ягуара. Скорее всего, это изображение этой пары после грехопадения. Посмотрите на лицо Адама – оно уставшее и измождённое, Ева же светиться каким-то вселенским покоем, но вот в глазах – лукавство. Шкура леопарда укрывает Адама, а в ногах Евы – цветы. Даже несмотря на блистательную обнажённость и явно провокационную – Ева прекрасна.

Климт этим полотном напомнил нам о том, откуда взялась женщина. Адам изображён в таком как бы глиняном цвете. Ведь по легенде он сам сделан из земли, а вот женщина из ребра мужчины. И вот как это сделал художник: правая кисть руки как бы растворяется в Адаме – это намёк или даже символ на единение душ.

Стоит ли говорить о том, что полотна Климта в советское время были, строго говоря, прикрыты и о них знали только специалисты. Для широкой публики бывшего СССР полотна этого художника полновесно открылись лишь во времена перестройки и после распада страны. Такое некое забытье было создано именно из-за эротической откровенности полотен. Хотя, безусловно, признавалась гениальность живописца.

Климт создал не так много полотен, как некоторые его великие коллеги, но того что есть вполне достаточно, чтобы признать его великим мастером живописи.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/eva-kartiny.html

Ссылка на основную публикацию