Пушкин — Мадонна — Рафаэль
Когда я впервые услышала на пушкинской конференции в Яропольце, что Пушкин написал сонет “Мадонна” под впечатлением картины Рафаэля “Бриджуотерская Мадонна”, я как-то насторожилась.
Я человек из прошлого века.
В мои школьные годы сонет “Мадонна” в списке произведений, обязательных к изучению на уроках литературы отсутствовал. Хотя «это мы не проходили, это нам не задавали», этот сонет я знала.
Знала и про иконографическое отождествление жены Пушкина с Сикстинской Мадонной Рафаэля.
Позже, в 1994 году в газете «Эхо Литвы» была опубликована статья «Он называл ее Мадонной» с изображением другой Мадонны Рафаэля, которая запечатлелась в моей памяти, и название картины было другое – “Донна Велата”.
Публикация меня насторожила и побудила самостоятельно ознакомиться с историей поиска картины, на которой “Мадонна” Рафаэля и жена Пушкина – «одно лицо»… В начале 1960-х годов пушкинисты ещё не отыскали картину, послужившую источником вдохновения поэта, и, следовательно, не пришли к единому мнению. У пушкинистов существовало несколько версий, какая именно картина вдохновила поэта на создание сонета, первоначально называемого “Картина”.
МАДОННА
Все исследователи были единодушны в том, что А.С.Пушкин вдохновился работой некоего мастера итальянской школы.
Самое раннее предположение об атрибуции картины, было сделано на основе так называемых “Записок” Александры Осиповны Смирновой-Россет, вероятно написанных её дочерью, писательницей Ольгой Николаевной Смирновой. В “Записках” Ольга Николаевна намекает, что образом для пушкинского сонета стала “Мадонна” Перуджино из коллекции её отца Николая Михайловича Смирнова.
Этого предположения придерживались следующие пушкинисты: А.В.Средин (1872 – 1934) – живописец, график, литератор; М.Д. Беляев (1884 – 1955) – организатор и заведующий литературным музеем Пушкинского Дома, создатель музея-квартиры Пушкина на Мойке 12; В. Данченко – автор книги «Пушкин об Италии»;
Е.Егорова, написавшая «Наш влюбленный Пушкин» («…увидел образ средь картин/ Мадонны Перуджино…» 2000-ые годы).
Картина Перуджино (учителя Рафаэля) хранится в ГМИИ им. Пушкина, Москва
Литератор В.Ф.
Саводник (1874 – 1940) предполагал, что им может быть полотно “Мадонна” Рафаэля, известное в пушкинские годы и советовал искать в Эрмитаже именно ту картину, на которой есть пейзажный фон с пальмой Сиона.
Поиски начали с просмотра архивных документов того периода. В первую очередь искали полотна Рафаэля, приобретенные для Эрмитажа, в том числе на аукционах. Картину, описанную в сонете, не обнаружили.
Другой литератор, Н.К.Писканов, обращал внимание на то, что надо искать не литографию или гравюру неизвестного полотна Мадонны, а картину на холсте.
Известный литературовед Б.В.Томашевский (1890 -1957) был ближе всего к разгадке, обратив внимание на первоначальное название сонета «Картина»:
В лирике Пушкина нет ничего случайного и надуманного. В сонете “Мадонна” А.С.Пушкин говорит о конкретной картине. Более того, в письме от 30 июля 1830 года к невесте – будущей жене Натали – он пишет:
Это письмо может служить ключом к разгадке. “Часами простаиваю… перед белокурой мадонной, похожей на вас… купил бы…” – задумался дотошный пушкинист – “Картина должна была где-то продаваться!”
Пока одни исследователи творчества Пушкина (обратите внимание на их годы жизни – до 1960-ых) кропотливо разыскивали полотно, заседали и рассуждали, другие придерживались мнения, что Пушкин любовался копией «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.
Атрибуция более поздних авторов, продолжающих отождествлять “чистейшей прелести чистейший образец” с Сикстинской Мадонной, возможно, является вопросом их предпочтения.
Шустов А. «Чистейшей прелести чистейший образец». Белые ночи. Лениздат, 1980 г. Петр Киле «Мадонна» Пушкина: кто она?» 2000-ые. Из интернета. Валерий Лепахин «Икона в творчестве Пушкина». 2011 г. Из интернета. В.Мироненко (кандидат исторических наук, Украина) «Раскрыта тайна пушкинской Мадонны?» О чудотворной елецкой иконе Божьей матери. 2012 г. Из интернета.
М.В.Строганов (Калининский государственный университет) рассуждает, что сонет построен на синтезировании изображений двух мадонн Рафаэля: Сикстинской и Бриджуотерской. См. в Библиотеке Пушкинского Дома.
Про отождествление с “Сикстинской Мадонной” Рафаэля охотно верилось. Это было первым, что приходило в голову, потому что картину широко растиражировали на открытках, репродукциях, копиях, она была популярна и всем известна.
Мы доверяли ученым мужам и принимали на веру то, что нам предлагали.
Вглядываясь в лик Мадонны, каждому хотелось познать не только ее религиозный, но и философский смысл и разглядеть или хотя бы уловить в нем черты жены Александра Сергеевича.
Когда появляется новое иконографическое отождествление с картиной кисти Рафаэля «ДОННА ВЕЛАТА» – Дама в покрывале (Газета «Эхо Литвы» № 235, 1994), я, доверяя написанному и принимая на веру прочитанное, надолго задержалась в плену именно этого изображения.
Сравните с портретом Н.Н. Пушкиной В. Гау 1841 года.
Или с картиной Макарова И. 1849 г.
И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1849
Очень даже похожи! Но бездоказательно! Потому что Пушкина надо читать!
Удивительно, что автор газетной статьи не соотносил своё предположение с текстом пушкинского сонета. В картине “Донна Велата” нет религиозного сюжета.
Также не принята во внимание строка в одном из вариантов рукописи Пушкина: «Пречистая и с ней играющий Спаситель». Где Младенец? И дата газетной публикации поздняя – 1994 год.
Наверное, пушкинист находился в плену образов Мадонны последнего флорентийского периода Рафаэля, для которых моделью служила его возлюбленная Форнарина и на отсутствие Младенца не обратил внимания.
Разве исследователь не был знаком с записками известнейшего пушкиниста Цявловского М.А., который еще в сороковых годах начал расставлять точки над i в споре исследователей о вариантах и догадках? К сожалению, Мстислав Александрович не успел завершить свои труды – он умер в 1947 году.
Однако, только при “прочесывании” или просеивании информации можно было «выловить» две газетные заметки о старинной картине, которая продавалась в книжном магазине Селёнина и была выставлена в витрине.
Цявловский пишет, что в газетной заметке Лангера В. («Литературная газета» от 1 апреля 1830 года!) упоминается старинная картина, приписываемая Рафаэлю. Полотно с изображением Мадонны и Младенца было выставлено в витрине книжного магазина на Невском, принадлежавшего И.В.Селёнину, именно в июле 1830 года.
Интересно, что заметку опубликовали в газете в связи с сомнением по поводу авторства и предположением, что картина является не подлинником, а копией.
В ней же прозвучала просьба-обращение Лангера к читателям при любом авторстве приобрести «нашими богатыми соотчичами сию картину для своей галереи, история коей нам неизвестна, измененная временем и поправками».
Через некоторое время в “Литературной газете” (14 августа 1830) появилось новое сообщение, что с неизвестной картины, изображающей Богородицу с Младенцем и приписываемой Рафаэлю, делается литография. Цявловский догадался, что раз картину не отыскали, надо искать литографию и ее автора. Оказалось, что литографию исполнил молодой художник А.Безлюдный.
Ученый обнаружил её в отделе графики Русского музея в Ленинграде. Литография имеет подпись: «рис. на камне А. Безлюдный с оригинальной картины итальянской школы». Таким образом, Мстислав Александрович Цявловский убедительно доказал, что Пушкин именно у Селёнина увидел картину, о ней он писал Наталье Николаевне.
Кроме того Цявловский установил автора литографии. Дальнейшей разработкой этого вопроса занялся Георгий Михайлович Кока, выступивший в начале января 1960 г. с докладом на «Пушкинском чтении» в Пушкинском Доме. Докладчик утверждал, что Пушкин имел в виду копию с картины Рафаэля «Бриджуотерская Мадонна» (см. А. Антонов. “Как Пушкин создавал сонет «Мадонна».
— «Вечерний Ленинград», 1960, № 13, от 16 января).— Т. Ц.
Источник: http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/cyavlovskij/madona.htm
Более того, Георгий Михайлович предположил, что неизвестные лица выставили для продажи у Селёнина копию картины Рафаэля. Продавцы выдавали полотно за подлинник (об этом говорит ее высокая цена) и, так как никто из петербургских собирателей её не купил, картину (копию) сняли с продажи и куда-то увезли.
Г.М.Кока находит сообщение у биографа Рафаэля Пассавана, что в каталогах Штеделевского института искусств (Германия) эта картина значилась с 1833 года до конца XIX века. Она пропала в годы Второй Мировой войны. Настоящее ее местонахождение неизвестно. За 150 лет поисков и «накидывания» вариантов, картину никто в нашей стране не видел.
И всё-таки, где же живописный оригинал?
Много времени потратили исследователи, чтобы установить точное авторство, название картины и найти ее настоящее местонахождение. Возможно, что картина была многим известна хотя бы потому, что с нее было сделано пять копий и более 10 литографий и гравюр.
Теперь мы знаем, что картина писана Рафаэлем, названа «Мадонна Бриджуотера – Madonna Bridgewater», по имени владельца герцога Бриджуотер (Duke of Bridgewater, 1756 – 1829). После смерти герцога картина больше века хранилась в лондонской галерее «Дом Бриджуотеров». Теперь оригинал находится в Национальной картинной галерее Шотландии в Эдинбурге.
Несколько слов о литографии. Георгий Михайлович Кока в своем исследовании «Пушкин перед “Мадонной” Рафаэля» указал, что в кабинете у М.С.Воронцова, по всей вероятности, была литография Бриджуотерской Мадонны, возможно работы художника А.А.Романе. Она была известна Пушкину.
Не могу оставить без упоминания литографию Бриджуотерской Мадонны, которая висит на даче в кабинете А.С.Пушкина в Царском селе. Любопытно, когда она появилась у поэта? Или же это лишь музейная реконструкция?
Интересное наблюдение можно найти у толкователя творчества Рафаэля Эжена Мюнца. Рассматривая ряд рафаэлевских работ, он пришел к выводу, что в них не осталось ничего религиозного. (С.М.Стам «Флорентийские мадонны Рафаэля» Изд. Саратовского университета 1982, стр. 18)
Сравните эту мысль с высказыванием неизвестного (1839) в письме:
Было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из множества красавиц и составляло особенность ее натуры. «Он очарован своей Натали и говорит о ней как о Божестве», – писала Надежда Осиповна Пушкина дочери Ольге.
«Чистейшей прелести чистейший образец» – с этим соглашались буквально все современники великого поэта, как женщины, так и мужчины, когда речь шла о Наталье Николаевне Гончаровой. Более того, в свете Наталью Николаевну между собой и в переписках стали называть Мадонной.
https://www.youtube.com/watch?v=mvADl6F1Lr4
Сам Пушкин считал, что милое, чистое, доброе, прелестное создание он ничем не заслужил перед Богом – настолько Натали была необыкновенной, абсолютно ни в чем не похожей на его подруг и женщин, ранее им встреченных.
21 августа 1833 года, уже будучи женатым, Пушкин писал Натали:
Из-за материальных трудностей поэт не смог купить портрет, которым так любовался. Но взамен появился бессмертный сонет “Мадонна”. Слово было найдено точное и священное, оно стало названием пушкинского сонета и описанием его божественной жены Натали.
Глядя на Мадонну Рафаэля, действительно ощущаешь сходство с Натальей Николаевной Пушкиной. Размышляя о портретном сходстве, мне захотелось современными техническими возможностями проверить то, что увидел зоркий глаз Пушкина.
Для этого надо совместить изображения методом наложения.
Вот что получилось при постепенном наложении портрета Натальи Николаевны кисти В.Гау на картину “Донна Велата”:
В.Гау Портрет Н.Н.Пушкиной
Для наложения надо сделать поворот – зеркальное отражение.
Зеркальный поворот портрета Н.Н.Пушкиной
Выровнять изображение по масштабу и постепенно накладывать одно изображение на другое
Наложение двух портретов. Схема 1Наложение двух портретов. Схема 2Наложение двух портретов. Схема 3
Для картины “Мадонна Бриджуотера” и другого портрета Н.Н. Гончаровой проделаем те же наложения.
«Мадонна Бриджуотера»В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843.Наложение двух портретов.
Фантастика! Невероятное совпадение! Похожи, как две капли воды. И это при том, что между этими портретами двух Муз обоих гениев – три столетия! И ведь они уроженки разных стран – России и Италии – с разными национальными чертами! Да, бывают странные сближения (совпадения)…
Русланова В.В. Сентябрь 2016
Источник: https://kraeved1147.ru/pushkin-rafael/
Тагильская мадонна
Тайна «Тагильской Мадонны»
Руководитель: Горбунова Елена Викторовна
Выполнила: Стрелец Ангелина,
ученица 7 гкласса
Настоящим брендом Нижнего Тагила является картина «Святое семейство», приписываемая кисти великого итальянского художника Рафаэля Санти
«Мадонна с вуалью» (итал. Madonna del Velo) — одна из мадонн Рафаэля, размером 120×90 см, написанная в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо, именовалась «Мадонной дель Пополо» (Madonna del Popolo).
Рафаэль Санти(1483- 1520) великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель Умбрийской школы.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Бриджуотерская Мадонна
Сикстинская Мадонна
Тагильская Мадонна
«Святое семейство», или «Мадонна дель Попоило»- ил «Тагильская Мадонна»,
Цель: изучить факты, свидетельствующие о принадлежности картины кисти Рафаэля
Объект исследования- Живопись Рафаэля Санти
Предмет исследования- «Тагильская Мадонна»
Гипотеза : подтвердить, действительно ли картина «Тагильская Мадонна» принадлежит кисти Рафаэля Санти
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования
2. Посетить музей изобразительных искусств в Нижнем Тагиле, где находится подлинник картины
3. Узнать, каким образом картина попала в Нижний Тагил
4.Определить подлинные черты картины – пометки, тайные знаки
Методы
Теоретические —(работа с историческими источниками, изучение литературы по проблеме и теме исследования.)
Эмпирически е – (обработка информации; обобщение и систематизация фактов, опытно-поисковая работа
Господский дом по улице Тагильской. Здесь в 1924 году была найдена картина
Дом Анатолия Демидова
Надпись по вороту платья Мадонны. «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году». RAPHAEL URBINAS PINGEBAT MDlX,
- RAPHAEL URBINAS PINGEBAT MDlX,
И́горь Эммануи́лович Граба́рь (1871—1960)
- Русский советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
- Академик АХ СССР (1947). Академик АН СССР (1943). Народный художник СССР (1956).
- Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Картина «Мадонна дель Пополо». Или «Мадонна с вуалью». Ещё один вариант этой картины хранится сейчас во Франции..
Николай Никитич Демидов (1773–1828)
Крупный русский промышленник и меценат из рода Демидовых.
Владелец частной картинной галереи и подмосковной усадьбы Алмазово. (с 1796); тайный советник (с 1800).
Анатолий Николаевич Демидов(1812 — 1870)
Русский и французский меценат, действительный статский советник, князь Сан-Донато.
Был женат на Матильде де Монфор, родной племяннице Наполеона
Павел Николаевич Демидов (1798 — 1840)
Русский предприниматель, владелец богатейших Уральских чугуноплавильных заводов, действительный статский советник.
Почетный член Императорской Академии Наук, меценат и благотворитель.
Павел Павлович Демидов
Князь Сан-Донато — русский промышленник и благотворитель из рода Демидовых.
Сбоку на белом фоне нарисован вот такой значок. Корона, лилии. Это герб герцогов Орлеанских
Что мне стало известно после исследования?
- « Мадонна с вуалью» (итал. Madonna del Velo) — одна из мадонн Рафаэля, размером 120×90 см, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо, где висела напротив рафаэлевского портрета заказчика и именовалась «Мадонной дель Пополо» .
- В 1920-е гг. И. Э. Грабарь атрибутировал как оригинал «Мадонны с вуалью» вариант картины, обнаруженный на чердаке дома Анатолия Демидова в Нижнем Тагиле. После реставрации «Тагильская Мадонна» экспонировалась в Пушкинском музее .
В декабре 2014 года отметила своё 505-летие!
Благодарю Вас за Внимание!
Источник: https://multiurok.ru/files/taghil-skaia-madonna.html
Образы Мадонны в творчестве Пушкина и Рафаэля
Рафаэлевская мадонна для Пушкина – эталон женской красоты. Красота и благородство образа мадонны Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы России. Так, В.Г.
Белинский писал, увидев «Сикстинскую мадонну» Рафаэля: «Я невольно вспомнил Пушкина – то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний, недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре».
«Автопортрет». Как известно, Рафаэль – Великий мастер Высокого Возрождения. Сын художника, поэта-гуманиста, о котором мы знаем немного. Рафаэль Санти рано достиг высших почестей.. Известный автопортрет художника написан им в 1506 г., когда Рафаэлю было 23 года. Голова его и плечи чётко вырисовываются на гладком фоне.
Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией. Но художник ещё робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако в его облике уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие.
Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий овальный подбородок выдают решимость и властность.
«Мадонна Конестабиле»(1504 г). В раннем произведении Рафаэля, названном «Мадонна Конестабиле», по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью.
Задумчивость, оттенок лёгкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж. Главные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчёркивают нежность и хрупкость облика женщины матери, красоту мира, его окружающего.
Мадонна великолепна. Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе..
Мадонна Темпи» (1508 г). С первого взгляда поражает своей искренностью, редкой простотой и ни с чем не сравнимой радостью Мадонна Темпи. …Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына, идёт по зелёному лугу.
Художник трепетно передаёт всю полноту материнского счастья, способность женщины всем своим существом отдаться этому чувству. А вокруг голубой и прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые дали, гладь озера, прозрачный воздух – все вторит гармонии материнства.
Лирический настрой всего полотна лишь подчёркивает философскую и общечеловеческую значительность образа матери, идущей с ребёнком на руках навстречу жизни.
«Сикстинская мадонна». «Сикстинская мадонна» по праву признана вершиной творчества великого живописца.
Раздвигающийся занавес вверху – это мотив явления чуда, слева – Святой Сикст потрясён видением вместе со святой коленопреклонённой Варварой – как бы посредники между зрителем и мадонной.
Мария спускается с небес; границей земного и небесного миров является парапет, на который облокотились чудесные ангелочки. Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына, во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.
:
:
«
Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту, среди них замечательное стихотворение «Кто знает край …» 1828 г.
Это стихотворение обращено к Марии Мусиной-Пушкиной, вернувшейся из путешествия по Италии.
Сам Пушкин никогда не был в Италии и вообще за границей, однако, силой своего богатого воображения в ореоле поэтического вымысла представил себе неизведанный южный край.
- Дивясь и радуясь душой, И ничего перед собой Себя прекрасней не находит, Стоит ли с важностью очей Пред флорентийскою Кипридой. Их две…и мрамор перед ней Страдает, кажется, обидой Мечты возвышенной полна, В молчанье смотрит ли она На образ нежной Форнарины, Или Мадонны молодой, Она задумчивой красой Очаровательней картины. Скажите мне: какой певец, Горя восторгом умиленным, Чья кисть, чей пламенный резец Предаст потомкам изумленным Ее небесные черты? Где ты, ваятель безымянный Богини вечной красоты? И ты, харитою венчанный, Ты, вдохновенный Рафаэль?
Кто знает край, где небо блещет Неизъяснимой синевой, Где море теплою волной Вокруг развалин тихо плещет; Где вечный лавр и кипарис На воле гордо разрослись,… …………………………….
Где Рафаэль живописал: Где в наши дни резец Кановы Послушный мрамор оживлял, И Байрон, мученик суровый, Страдал, любил и проклинал? ………………………………. Волшебный край, волшебный край, Страна высоких вдохновений, Людмила зрит твой древний рай, Твои пророческие сени. ……………………………….
На рай полуденной природы, На блеск небес, на ясны воды, На чудеса немых искусств В стесненье вдохновенных чувств Людмила светлый взор возводит,
- Чтобы понять произведение – нужно вдумчиво вчитаться в содержание, выяснить для себя непонятные слова и образы, узнать историю создания произведения, как оно связано с жизнью и творчеством поэта, его мыслями и чувствами.
- А.С.Пушкин прекрасно знал античную историю и литературу, древнегреческие и римские мифы, что позволило ему свободно использовать античные образы в своей поэзии. Флорентийская Киприда – знаменитая античная статуя Венеры, хранящаяся во Флоренции (Италия), в галерее Уффицы. Под образом мадонны молодой поэт, вероятно, подразумевал прославленную Мадонну дела Седиа Рафаэля, которая выставлена в галерее Питти (Флоренция). Говоря о ваятеле безымянном, поэт, очевидно, имел в виду неизвестного скульптора III-го века до н.э., создавшего Венеру Медицийскую. В этом стихотворении поражает могучая зрелость таланта поэта, сила выражения и обилие глубоких мыслей, высказанных с прекрасной простотой. Каждая сторона изящна, музыкальна и зрима. В заключительных строках «Пиши Марию, но другую. С другим младенцем на руках» поэт имеет в виду то, что Мусину-Пушкину звали Марией и у нее в это время был маленький сын. Пушкин, по словам П.А.Вяземского, был очарован Мусиной-Пушкиной и, конечно же, завидовал ей, видевшей бессмертные полотна Рафаэля. Судя по всему, и она была неравнодушна к нему.
Образ рафаэлевской мадонны присутствует также в стихотворении «Ее глаза» (1828 г.)
- Она мила – скажу меж нами – Придворных витязей гроза, И можно с южными звездами Сравнить, особенно стихами, Ее черкесские глаза. Она владеет ими смело, Они горят огня живей; Но сам признайся. То ли дело Глаза Олениной моей! Какой задумчивый в них гений, И сколько детской простоты, И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!… Потупит их с улыбкой Леля – В них скромных граций торжество; Поднимет – ангел Рафаэля Так созерцает божество.
- Это стихотворение – ответ П.А.Вяземскому на его стихотворение «Черные очи», где он воспевает Александру Осиповну Россет (Смирнову).Пушкин противопоставляет очам Россет глаза Олениной и сравнивает их с глазами «Сикстинской мадонны» Рафаэля.
- Поднимет – Ангел Рафаэля Так созерцает божество…
- Стихотворение адресовано Анне Олениной – девушке, которую поэт мечтал увидеть своей женой. В начале 1829 г. Пушкин посватался к Анне, но, как традиционно случается, получил отказ. Вот тогда-то как прощание и возникло стихотворение, вдохновившее впоследствии великого русского композитора Даргомыжского на создание известного романса. Однако современные исследователи жизни и творчества поэта считают, что не все так просто в несостоявшейся женитьбе на Анне Олениной. Надежда Кандакова – поэт и глубокий знаток творчества Пушкина – предлагает свою версию. Она основывает ее на недавно опубликованных в России дневниках Анны Олениной. Есть свидетельства, что Пушкину было дано согласие на брак с Анной. И по этому случаю устроили семейный вечер, где должно было состояться объявление о помолвке. Гости собрались, а Пушкина не было. Он приехал спустя час, удалился с отцом Анны в кабинет, там состоялся разговор, но гостям никаких объяснений дано не было. Их дает дневник Анны Олениной. В это время она переживала очень сильное любовное чувство, но не к Пушкину. Остатки этого чувства еще тлели, полюбить другого она была не готова. И Пушкин, по мнению Н.Кондаковой, почувствовал это и ушел сам.
Я вас любил Любовь еще ,быть может, В душе моей исчезло не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно. То робость, то ревностью томим. Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
- По мнению известных литературоведов, стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…», написанное им в это время, посвящено А.Олениной. А то светлое чувство, выраженное этими стихами, навсегда останется воплощением истинного благородства и человеческого достоинства, сумевшего стать выше вполне понятного и законного эгоизма любви».
- Во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Царском селе, среди его экспонатов в кабинете поэта у стола над диваном висит гравюра А.Л.Романе с картины Рафаэля, известной под названием «Бриджуотерская мадонна» . По мнению исследователя пушкиноведа М. А. Цявловского, старинную копию этой картины, выставленной для обозрения публики, Пушкин видел летом 1830 г. На Невском проспекте в магазине книгопродавца И. В. Сленина. Хотя по мнению пушкиноведа Владимира Данченко, в книге «Пушкин об Италии» – он утверждает, что эта картина принадлежала кисти Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля. В письме невесте из Петербурга в Москву от 30 июня 1830 г. поэт писал: «Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне,что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей». Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра – сонета «Мадонна» . Сонет был впервые напечатан в альманахе «Сиротка» на 1831 год. Этот альманах можно видеть на столе пушкинского кабинета.
- «. Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда хотел свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/obrazy-madonny-v-tvorchiestvie-pushkina-i-rafaelia
Мадонны Рафаэля: картины и стихи
28 марта 1483 года родился Рафаэль Санти.
Малая Мадонна Коупера, 1504-1505 |
Мадонна Рафаэля из Урбино
Где ангелу земному краски взять,
Чтоб красоту прославить неземную?
Он должен был, покинув мастерскую,
На небе — в Царстве Божьем — побывать.
Он светлой сделал вьющуюся прядь,
Заняв у солнца краску золотую,
Он горних духов благодать живую
Сумел во взгляде ясном передать.
Он сделал взор божественный открытым,
Зарю и млечность звездного пути
Соединил и подарил ланитам.
Помог лучу улыбки расцвести —
И навсегда пребудет знаменитым,
Дерзнув на землю рай перенести.
(Джамбаттиста Марино)
Мадонна в зелени, 1506 |
Сикстинская мадонна, 1513-1514 |
К Сикстинской мадонне Вот Сын Её, — Он, тайна Иеговы,Лелеем Девы чистыми руками.У ног Её — земля под облаками,На воздухе — нетленные покровы.
И, преклонясь, с Варварою готовыМолиться Ей мы на коленях сами,Или, как Сикст, блаженными очамиВстречать Того, Кто рабства сверг оковы. Как ангелов, младенцев окрыленных,Узришь и нас, о, Дева, не смущенных:Здесь угасает пред Тобой тревога. Такой Тебе, Рафаэль, вестник Бога,Тебе и нам явил Твой сон чудесныйЦарицу жен — Царицею Небесной!
(Афанасий Фет, 1864)
Мадонна Конестабиле (Мадонна с книгой). 1504 |
Бриджуотерская мадонна1506-07г. |
Мадона
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель —
Она с величием, Он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(Александр Пушкин, 1830)
Мадонна в кресле, 1515 |
Мадонна Грандука. 1504 |
При посылке Рафаэлевой МадонныВ часы тяжелых дум, в часы разуверенья,Когда находим жизнь мы скучной и пустойИ дух слабеет наш под бременем сомненья,Нам нужен образец терпения святой.
А если те часы печали неизбежныИ суждено вам их в грядущем испытать,Быть может, этот Лик, спокойный, безмятежный,Вам возвратит тогда и мир и благодать! Вы обретете вновь всю силу упованья,И теплую мольбу произнесут уста,Когда предстанет вам Рафаэля созданье,Мадонна Чистая, обнявшая Христа! Не гасла вера в Ней и сердце не роптало,Но к небу мысль всегда была устремлена;О, будьте же и вы — что б вас ни ожидало -Исполнены любви и веры, как Она! Да не смущает вас душевная тревога;Да не утратите средь жизненного зла,
Как не утратила Святая Матерь Бога,
Вы сердца чистоты и ясности чела.
Источник: http://bibliomirok.blogspot.com/2016/03/blog-post_47.html
Тема: «Образ матери в разных видах искусства».. Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «любимая»
1 Тема: «Образ матери в разных видах искусства».<\p>
2<\p>
3<\p>
4<\p>
5<\p>
6 Я верю, что женщина – чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать, И если «любимая» — слово святое, То трижды священное – женщина-мать! Л.Рогожников<\p>
7<\p>
8 Hаша мамочка С кем пеpвым мы встpечаемся, Пpидя на белый свет, — Так это наша мамочка, Ее милее нет. Вся жизнь вокpyг нее вpащается, Весь миp наш ею обогpет, Весь век она стаpается Hас yбеpечь от бед. Она — опоpа в доме, Хлопочет каждый час. И никого нет кpоме, Кто так любил бы нас. Так счастья ей побольше, И жизни лет подольше, И pадость ей в yдел, И меньше гpyстных дел! (Павел Статенин)<\p>
9 МАМА — ПЕРВОЕ СЛОВО Слова Энтина Ю, музыка Буржоа Ж. Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе. Так бывает — ночью бессонною Мама потихоньку всплакнет, Как там дочка, как там сынок её — Лишь под утро мама уснет. Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе. Так бывает — если случится вдруг В доме вашем горе — беда, Мама — самый лучший, надежный друг — Будет с вами рядом всегда. Мама — первое слово Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе. Мама землю и небо, Жизнь подарила мне и тебе. Так бывает — станешь взрослее ты И, как птица, ввысь улетишь, Кем бы ни был, знай, что для мамы ты — Как и прежде, милый малыш. Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе. Энтин Ю<\p>
10 Я помню спальню и лампадку Игрушки, тёплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел — хранитель над тобой…» Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки… Не ты ли ангелом была? (И.Бунин)<\p>
11 Бунин Иван Алексеевич<\p>
12 (песня Мама) Мама, мама – ангел сквозь года, Мама, мама – ясная звезда, Мама – ты как земля Обетованная. Твоя любовь как нить, Землю с небом соединяющая, Твоя любовь нам жить позволяющая. Твоя любовь вопросов не задает, Твоя любовь всегда надеется и ждет. Твоя любовь как солнце не выбирающая, Твоя любовь оконце в нас открывающая, Твоя любовь как под дождем свеча, Твоя любовь как пламя горяча. Мама, мама – свет моих очей, Мама, мама – нет тебя родней, Мама – ты как земля Обетованная. Твоя любовь все терпит, Твоя любовь все знает, Твоя любовь мир держит И в беде его не бросает. Твоя любовь в каждом доме живет, Твоя любовь его бережет, Твоя любовь крыла в нас растит, Твоя любовь никогда не спит. Мама, мама – ангел сквозь года, Мама, мама – ясная звезда, Мама – ты как земля Обетованная. Мама, мама – свет моих очей, Мама, мама – нет тебя родней, Мама – ты как земля Обетованная.<\p>
13 Картины Рафаэля Санти. Рафаэль Санти<\p>
14 Кто изображён на картине?<\p>
15 Сикст V Гробница Сикста V, РимРим, Санта Мария МаджореСанта Мария Маджоре Картина написана в начале 16 века по заказу итальянского монастыря Святого Сикста.<\p>
16 Обратите внимание на другие картины созданные Рафаэлем. Что их объединяет? «Мадонна со щегленком» Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле)<\p>
17 Обратите внимание на другие картины созданные Рафаэлем. Что их объединяет? Сикстинская мадонна. Мадонна Грандука Бриджуотерская Мадонна<\p>
18<\p>
19<\p>
20 Шуберт (Schubert) Франц Петер<\p>
21 Икона Владимирской Богоматери<\p>
22<\p>
23 С.В.Рахманинов<\p>
24<\p>
25<\p>
26 ОТЛИЧНО!<\p>
27<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/399753/
Черкашина Лариса Сергеевна — Наталия Гончарова
Бытует, правда, некая легенда: поэт, в слезах от восторга, якобы простоял всю ночь на коленях у брачной постели! Но эта пастораль слабо согласуется с живым пушкинским темпераментом!
О, как милее ты, смиренница моя! О, как мучительно тобою счастлив я, Когда, склонялся на долгие моленья, Ты предаешься мне нежна без упоенья, Стыдливо-холодна, восторгу моему Едва ответствуешь…
Живо и еще одно предание, также документально не подтвержденное, — будто бы во время свадебного ужина Пушкин увлекся с друзьями беседой о литературе, и бедная невеста от обиды не смогла сдержать слез…
А 20 февраля — день памятный для Натали. Впервые она получила приглашение на бал как госпожа Пушкина! Бал был дан в особняке Анастасии Щербининой, дочери знаменитой россиянки — княгини Екатерины Дашковой, сподвижницы Екатерины II.
Один из гостей почтенной Анастасии Михайловны Александр Кошелев, чиновник Министерства иностранных дел, в будущем издатель, оставил памятную запись: «Вчера на бале у Щербининой встретил Пушкина. Он очень мне обрадовался. Свадьба его была 18-го, т. е. в прошедшую среду. Он познакомил меня со своею женою, и я от нее без ума. Прелесть как хороша».
А через два дня снова праздник — благотворительный маскарад (в пользу пострадавших от холеры) в Большом театре!
Александр Булгаков как всегда добросовестно сообщает брату все московские сплетни и новости: «Был изрядный ужин… За одним столом сидели мы и Пушкин-поэт; беспрестанно подходили любопытные смотреть на двух прекрасных молодых. Хороша Гончарова бывшая…
На Пушкина всклепали уже какие-то стишки на женитьбу; полагаю, что не мог он их написать, неделю после венца; не помню их твердо, но вот а реи ргиэ (приблизительно. — фр.) смысл:
Хочешь быть учтив — поклонись, Хочешь поднять — нагнись, Хочешь быть в раю — молись, Хочешь быть в аду — женись!
…Он, кажется, очень ухаживает за молодою женою и напоминает при ней Вулкана с Венерою».
В завистниках и злопыхателях у молодой четы недостатка не было.
Некий Протасьев, передавая светскую болтовню некой мадмуазель Софи, приписывает эти вирши уже самому поэту:
«Скажу тебе новость — Пушкин, наконец, с неделю тому назад женился на Гончаровой и на другой день, как говорят, отпустил ей следующий экспромт:
Кто хочет быть учен, Учись Кто хочет быть спасен, Молись Кто хочет быть в аду, Женись. Счастливое супружество!»
Пушкин о том «экспромте», сочиненном якобы им, знал и, разумеется, восторга по этому поводу не испытывал…
На девятый день после свадьбы Натали впервые пришлось выступить в роли хозяйки — Пушкины приглашали к себе гостей на Арбат.
Александр Булгаков (28 февраля 1831):
«Пушкин славный задал вчера бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось…Ужин был славный; всем казалось странным, что у Пушкина, который жил все по трактирам, такое вдруг завелось хозяйство…»
В числе приглашенных к Пушкиным был и старый князь Юсупов.
А первого марта пришелся на последний день Масленицы. Катанье в санях (в них участвовал и несостоявшийся жених Натали князь Платон Мещерский), блины у Пашковых. Москва, как говорили, тряхнула стариной. Праздникам и веселью, казалось, не будет конца…
Как и поздравлениям поэту с женитьбой.
Екатерина Карамзина:
«Я повторяю свои пожелания, вернее сказать надежду, чтобы ваша жизнь стала столь же радостной и спокойной, насколько до сих пор она была бурной и мрачной, чтобы нежный и прекрасный друг, которого вы себе избрали, оказался вашим ангелом-хранителем, чтобы ваше сердце, всегда такое доброе, очистилось под влиянием вашей молодой супруги…»
Петр Плетнев:
«Поздравляю тебя, милый друг, с окончанием кочевой жизни… Полно в пустыне жизни бродить без цели. Все, что на земле суждено человеку прекрасного, оно уже для тебя утвердилось. Передай искреннее поздравление мое и Наталье Николаевне: целую ручку ее».
А в ответ на несохранившееся письмо своей обожательницы Елизаветы Хитрово, вероятно также с поздравлениями, Пушкин холодно замечает:
«Суматоха и хлопоты этого месяца (марта. — Л. Ч.), который отнюдь не мог бы быть назван у нас медовым, до сих пор мешали мне вам написать».
В марте же знакомец поэта литератор Я. И. Сабуров пишет в Петербург брату: «Здесь не опомнятся от женитьбы Пушкина; склонится ли он под супружеское ярмо… Как справится он с тем, чтобы нарушить привычный ритм своей жизни?..
Во всяком случае, на худой конец, больше будет прекрасных строф; итог писателя — это его книга, а как он к ней приходит — его дело.
Пусть брак, семья станут лишним томом в его библиотеке материалов — я согласен: она будет лишь богаче и плодотворнее…»
Одно из редких и, пожалуй, самых образных замечаний о Пушкине тех дней: «Пьян своею женою»! Именно так из Рима (!) утверждал знакомец поэта, писатель и критик Степан Петрович Шевырев.
Но были и те, кого якобы беспокоила судьба Наталии Пушкиной.
Вот Егор Антонович Энгельгардт, в прошлом директор Царскосельского лицея, пишет лицейскому приятелю поэта Федору Матюшкину: «Знаешь ли, что Пушкин женился? Жена его москвичка, как говорят, очень любезная, образованная и с деньгами. Жаль ее: она верно будет несчастлива. В нем только и было хорошего, что его стихотворческий дар, да и тот, кажется, исчезает…»
Источник: https://fanread.ru/book/10375599/?page=35
«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина»
«Образы мадонн в творчестве А.С. Пушкина»
Выполнила: Гаврильева Вера ученица 8 «б» класса Руководитель: Кириллина Т.Г.Намцы, 2008
Оглавление:
Введение Глава I. Глава II. Заключение Список использованной литературы
Введение
«Рафаэлевская мадонна для Пушкина – эталон женской красоты. Красота и благородство образа мадонны Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы России. Так, В.Г.Белинский писал, увидев «Сикстинскую мадонну» Рафаэля: «Я невольно вспомнил Пушкина – то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний, недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре». Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит. И свой рисунок беззаконный На ней бессмысленно чертит. Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуей; Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой. Это отрывок из пушкинского стихотворения «Возрождение». Существует предположение, что оно было навеяно молодому Пушкину хранящейся в Эрмитаже рафаэлевской мадонной, очищенной от позднейших записей.
Цель:воспитание чувства прекрасного, нравственного идеала на примере муз А.С.Пушкина и мадонн Рафаэля.
Задачи:
1. Познакомиться с творчеством поэта и художника 2. Найти способы передачи идеала женственности, красоты 3. Выявить самобытность и неповторимость искусства Гении живописи и словесности, как раз проявили в своем вдохновенном творчестве то мудрое спокойствие, которое выше, значительнее восторга, ту силу ума, что обеспечивает соразмерность частей единого художественного целого – и то, что было ими создано, являет действительно истинное великое совершенство.
Глава I. Рафаэль Санти — художник эпохи Возрождения
Как известно, Рафаэль – Великий мастер Высокого Возрождения. Сын художника, поэта-гуманиста, о котором мы знаем немного. Рафаэль Санти рано достиг высших почестей. Римский папа хотел увенчать его небывалой для живописи наградой, и лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом.
Но главной своей вершины он достиг в области живописи, став Великим мастером Высокого Возрождения. Известный автопортрет художника написан им в 1506 г., когда Рафаэлю было 23 года.Голова его и плечи чётко вырисовываются на гладком фоне. Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией.
Но художник ещё робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако в его облике уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий овальный подбородок выдают решимость и властность.
В раннем произведении Рафаэля, названном «Мадонна Конестабиле», по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью. Задумчивость, оттенок лёгкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж.
Главные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчёркивают нежность и хрупкость облика женщины матери, красоту мира, его окружающего.Мадонна великолепна. Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе..
«Сикстинская мадонна».
«Сикстинская мадонна» по праву признана вершиной творчества великого живописца.В.А. Жуковский после посещения Дрезденской галереи, где и по сей день экспонируется эта картина, писал: «… на лице её ничего не выражено, но в нём находишь в каком-то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство уже перешедшее за границу земного. И далее Жуковский произносит слово определение: «Гений чистой красоты был с неё».Раздвигающийся занавес вверху – это мотив явления чуда, слева – Святой Сикст потрясён видением вместе со святой коленопреклонённой Варварой – как бы посредники между зрителем и мадонной. Мария спускается с небес; границей земного и небесного миров является парапет, на который облокотились чудесные ангелочки. Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.
Глава II. «Чистейшей прелести чистейший образец».
Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту, среди них замечательное стихотворение «Кто знает край …» 1828 г.
Это стихотворение обращено к Марии Мусиной-Пушкиной, вернувшейся из путешествия по Италии. Сам Пушкин никогда не был в Италии и вообще за границей, однако, силой своего богатого воображения в ореоле поэтического вымысла представил себе неизведанный южный край. А.С.
Пушкин прекрасно знал античную историю и литературу, древнегреческие и римские мифы, что позволило ему свободно использовать античные образы в своей поэзии.Флорентийская Киприда – знаменитая античная статуя Венеры, хранящаяся во Флоренции (Италия), в галерее Уффицы.
Под образом мадонны молодой поэт, вероятно, подразумевал прославленную Мадонну дела Седиа Рафаэля, которая выставлена в галерее Питти (Флоренция). Говоря о ваятеле безымянном, поэт, очевидно, имел в виду неизвестного скульптора III-го века до н.э., создавшего Венеру Медицийскую.
В этом стихотворении поражает могучая зрелость таланта поэта, сила выражения и обилие глубоких мыслей, высказанных с прекрасной простотой. Каждая сторона изящна, музыкальна и зрима.
Читаешь стихотворение и зрительно представляешь описываемые картины Этому способствует обилие метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений (небо блещет, неизъяснимой синевой; послушный мрамор оживлял; чудеса немых искусств, мрамор перед ней страдает, кажется, обидой; задумчивой красой; пламенный резец; небесные черты ; харитою венчанный, ты, вдохновенный Рафаэль…В заключительных строках «Пиши Марию, но другую. С другим младенцем на руках» поэт имеет в виду то, что Мусину-Пушкину звали Марией и у нее в это время был маленький сын. Пушкин, по словам П.А.Вяземского, был очарован Мусиной-Пушкиной и, конечно же, завидовал ей, видевшей бессмертные полотна Рафаэля. Судя по всему, и она была неравнодушна к нему. Пушкин часто бывал у них в доме и в доме ее родителей – князя М.М.Урусова…
Стихотворение «Кто знает край …» появилось как результат рассказов М. А. Мусиной-Пушкиной о пребывании в Италии.
Образ рафаэлевской мадонны присутствует также в стихотворении «Ее глаза» (1828 г.)
Это стихотворение – ответ П.А.Вяземскому на его стихотворение «Черные очи», где он воспевает Александру Осиповну Россет (Смирнову).
Пушкин противопоставляет очам Россет глаза Олениной и сравнивает их с глазами «Сикстинской мадонны» Рафаэля Поднимет – Ангел РафаэляТак созерцает божество… Какова же история создания этого стихотворения? Стихотворение адресовано Анне Олениной – девушке, которую поэт мечтал увидеть своей женой.
Вырастая в семье крупного петербургского сановника, Президента академии художеств, Анна Оленина с детства вращалась в кругу выдающихся людей своего времени, сама была образованной и общительной личностью. В начале 1829 г. Пушкин посватался к Анне, но, как традиционно случается, получил отказ.
Вот тогда-то как прощание и возникло стихотворение, вдохновившее впоследствии великого русского композитора Даргомыжского на создание известного романса. Однако современные исследователи жизни и творчества поэта считают, что не все так просто в несостоявшейся женитьбе на Анне Олениной.
Надежда Кандакова – поэт и глубокий знаток творчества Пушкина – предлагает свою версию. Она основывает ее на недавно опубликованных в России дневниках Анны Олениной. Есть свидетельства, что Пушкину было дано согласие на брак с Анной. И по этому случаю устроили семейный вечер, где должно было состояться объявление о помолвке.
Гости собрались, а Пушкина не было. Он приехал спустя час, удалился с отцом Анны в кабинет, там состоялся разговор, но гостям никаких объяснений дано не было. Их дает дневник Анны Олениной. В это время она переживала очень сильное любовное чувство, но не к Пушкину. Остатки этого чувства еще тлели, полюбить другого она была не готова.
И Пушкин, по мнению Н.Кондаковой, почувствовал это и ушел сам.
По мнению известных литературоведов, стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…», написанное им в это время, посвящено А.Олениной. А то светлое чувство, выраженное этими стихами, навсегда останется воплощением истинного благородства и человеческого достоинства, сумевшего стать выше вполне понятного и законного эгоизма любви».
Во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Царском селе, среди его экспонатов в кабинете поэта у стола над диваном висит гравюра А.Л.Романе с картины Рафаэля, известной под названием «Бриджуотерская мадонна». По мнению исследователя пушкиноведа М. А. Цявловского, старинную копию этой картины, выставленной для обозрения публики, Пушкин видел летом 1830 г. На Невском проспекте в магазине книгопродавца И. В. Сленина. Хотя по мнению пушкиноведа Владимира Данченко, в книге «Пушкин об Италии» – он утверждает, что эта картина принадлежала кисти Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля.
В письме невесте из Петербурга в Москву от 30 июня 1830 г. поэт писал: «Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей». Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра – сонета «Мадонна».Сонет был впервые напечатан в альманахе «Сиротка» на 1831 год. Этот альманах можно видеть на столе пушкинского кабинета. Это стихотворение обращено к Наталье Николаевне Гончаровой, тогда еще невесте Пушкина. Как известно, 30 июня 1830 года поэт писал: «Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тыс.рублей». Это была старинная копия картины Рафаэля «Бриджуотерская мадонна», продававшаяся в качестве подлинника в книжном магазине И.В. Сленина, в Петербурге. Очевидно, именно она воодушевляла Пушкина на создание поистине волшебных строчек, с любовью слетающих с уст поэта. Прием отрицания, с которого начинается стихотворение: » Не множеством картин старинных мастеров» еще более подчеркивает желание автора созерцать только одну картину с изображением пречистой мадонны – «чистейшей прелести чистейший образец».Поражает лексика стихотворения: ни одного лишнего или малоговорящего слова. Со свойственной Пушкину простотой выражаются глубочайшие чувства любви и восторга к своей мадонне. Употребление слов высокого стиля (обитель, пречистая, божественный спаситель, взирали, творец, ниспослал), использование описательных слов в превосходной степени (пречистая, чистейший) органично вплетаются в ткань стихотворения, придавая ему торжественность и плавность. Стихотворение написано в форме сонета. Автор особенно подчеркивает чистоту и невинность своей мадонны. «Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, чистейшей прелести чистейший образец.» «Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания». Ее чарующий облик – вершина совершенства и гармонии. Такой видит ее Пушкин, такой видим ее и мы. Именно эту божественную, небесную красоту поэт все время искал на земле.Изображенная кистью художника, она является идеалом, предметом желаний и мечтаний. Ее волнующая, дурманящая прелесть греет сердце и душу. Простое созерцание божественного лика приносит покой, радость, умиротворение. Лицезреть ее – вот высшее благо. Поэт говорит, что «лишь одной картины он «желал быть вечно зритель». Мы видим, что не взирая на то, что мадонна с младенцем Иисусом купаются «во славе и лучах», они остаются столь же просты и скромны. И в этом их подлинное величие», которое восхищает «Она с величием, он – с разумом в очах взирали кроткие, во славе и в лучах».Как мы видим, Пушкин не выходит за рамки классического построения сонета, четко следует правилам, обязывающим, чтобы он состоял из 14 строк: двух четверостиший и двух трехстиший. Но несмотря на такое небольшое количество строк, поэт мастерски вкладывает в положенные строки голос души, язык сердца, красноречивые чувства.У поэта не было возможности приобрести картину и «освятить ею свою обитель. Но взамен он получил гораздо большее. Он нашел божественную красоту на земле, обрел свою мадонну из плоти и крови. Как похожа она на ту самую Мадонну, увиденную им на картине. Кажется, словно с полотна шагнула она к поэту. Столь же невинна, столь же чиста. Пушкин верит, что она небесный, божественный дар, «ниспосланный ему самим Творцом в ответ на долгие мольбы». Светлое чувство к Наталье Николаевне согрело и озарило душу, заставило поверить в чудо, в то, что мечты осуществимы. Возможно, именно поэтому, последние строки наполнены необъятной радостью от сознания того, что самое заветное желание исполнено, что он обрел удивительный божественный дар. На первом плане стихотворения тема святой любви к святой женщине матери и женщине-подруге. И любовь к земному эталону любви так же прекрасна.ЗаключениеСписок использованной литературы 1. Г.Г.Бунатян. «Город муз». 1975 г. 2. С.Н.Вильчковский. «Царское село» 3. С.Я.Ласточкин; Ю.Ф. Рубежанский. «Царское село – резиденция российскихмонархов»
4. М.Руденская; С. Руденская. «В садах Лицея».
Источник: http://cat.convdocs.org/docs/index-72995.html