Описание картины рембрандта харменса ван рейна «даная»

Даная

Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Даная». Размер картины 185 x 203 см, холст, масло. Эта историческая картина переработана живописцем в 1646-1647 годах.

Даная, дочь аргосского царя Акрисия, согласно мифу, после губительного предсказания оракула, была заключена отцом в недоступное подземелье, но владыка Олимпа Зевс, воспылав к ней любовью, проник к Данае через световое отверстие в виде золотого дождя.

Эта тема воплощалась художниками Ренессанса и голландскими маньеристами в двух различных иконографических вариантах; Рембрандт продолжает в этой работе линию так называемого «типа куртизанки».

Но что сделал Рембрандт в этой картине? Во-первых, художник опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви. Лишь чудесный блеск света освещает переливающееся тонами слоновой кости тело. Мотив становится таким образом интимнее, он лишается гласности и приобретает скрытую и доверчивую человечность. Даже тело женщины не обладает общепринятыми чертами.

Оно очень индивидуально, его положение — случайно, с его отвисшим животом, прижатой грудью, с прикрытыми покрывалом ногами оно сильно отличается от античного идеала красоты. Кроме того — это мгновенное, неповторимое воздействие света, который гладит тело, окутывает его теплыми прозрачными тенями и создает свое собственное пространство. Оно охраняет тело, не скрывая его.

Картина становится таким образом более, чем когда-либо, сценой, диалогом. Каждый жест, каждое выражение лица, каждое движение тела Данаи предполагают невидимого партнера, женщина на ложе предназначена ему, только ему» (Рихард Гаманн). Вместо дождя — золотой свет, олицетворение счастья, любви, избавления.

«Подобное символическое толкование света полностью соответствовало общим художественным устремлениям Рембрандта» (Якоб Розенберг).

Новейшие рентгенологические исследодования доказали, что такое глубокое одухотворение образа и всей сцены является следствием более поздней переработки. Выяснилось, что, наряду с другими существенными изменениями (например, усиление неприкрытой чувственности), лицо и волосы в первоначальном варианте принадлежали другой модели.

Первый, записанный вариант был создан под явным впечатлением лица Саскии, окончательное изображение передает, вероятно, черты Геертье Диркс.

Поэтому не исключено, что эта глубоко внутренняя и чувственная картина, с ее приветствующим и манящим жестом Данаи, обладает собственной тайной: «Таким образом в этой картине тесно переплетаются судьбы Саскии, Геертье и Рембрандта».

Собственно, Саския умирает от болезни в 1642 году, она оставляет Рембрандту сына Титуса, единственного оставшегося в живых ребёнка.

В конце того же года Рембрандт берёт в дом молодую вдову трубача Геертье Диркс, легко перенявшей вскоре обязанности домохозяйки (в этой роли Диркс упоминается у биографа Рембрандта Хубракена) и соответственно гражданской жены художника.

Семь лет спустя Геертье Диркс покидает дом, освобождая место рядом с художником юной Хендрикье Стоффельс, которая была моложе её на десять лет.

Впоследствии разыгрался спор вокруг жалобы Геертье о нарушении обещания Рембрандта жениться на ней и об украшениях из наследства Саскии, которые Рембрандт вначале подарил Геертье и позже забрал.

Рембрандт очень быстро прекращает этот спор: в 1650 году он с соглашения брата Геертье и одобрения амстердамских бургомистров за свой счёт заключает Геертье Диркс на двенадцать лет в тюрьму города Гауды.

Но уже в мае 1655 года она, больная, благодаря стараниям её эдамской подруги и вопреки ожесточённому сопротивлению Рембрандта, оказывается на свободе. Год спустя Рембрандт заключает в долговую тюрьму её брата из-за невозвращения денежных средств.

История искусства периода барокко. Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_17.html

Рембрандт

Рембрандт Харменс ван Рейн – известнейший живописец, офортист и рисовальщик «Золотого века». Всеобщее признание и слава, резкое падение и нищета – так можно охарактеризовать биографию великого гения искусства. Рембрандт стремился через портреты передать душу человека, о многих произведениях художника, овеянных тайной,  до сих пор ходят слухи и догадки.

Начало 17 века было спокойным для Нидерландского государства, которое обрело независимость республики в момент революции.  В стране развивались промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.

Автопортрет Рембрандта

В  старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия, в домике на Ведештеге прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1607 года.

Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника Хармен ван Рейн был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней.

Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье, поэтому большая семья жила в достатке.

Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами. 

Несмотря на достаток, семья Хармена жила скромно, соблюдая строгие католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.

Автопортрет Рембрандта в 23 года

Рембрандт трепетно относился к своей матери в течение всей жизни. Это выражается в портрете, написанном в 1639 году, на котором изображена мудрая старушка с добрым и немного грустным взглядом.

Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».

Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывался красивый пейзаж лазурной реки, которую освещают лучи солнца, пробирающиеся сквозь небольшое окошко постройки и проходящие сквозь туманы мучной пыли. Возможно, за счет детских воспоминаний будущий художник научился искусно владеть красками, светом и тенью.

Рембрандт в молодости

В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.

Первоначально мальчик ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.

Молодой Рембрандт. Автопортрет

Детство будущего художника было счастливым, так как  родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу.

Из биографии первого учителя Рембрандта известно мало, у представителя позднего маньеризма не сохранилось огромного художественного наследия, из-за чего проследить влияние Якоба на формирования выработки стиля Рембрандта практически невозможно.

В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.

Живопись

Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.

Картина Рембрандта «Побиение камнями святого апостола Стефана»

В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город.

 Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев.

 Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.

Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:

  • «Побиение камнями святого  апостола Стефана» (1625),
  • «Паламедеи перед Агамемноном» (1626),
  • «Давид с головой Голиафа» (1627),
  • «Похищение Европы» (1632),

Юноша продолжает черпать вдохновение на улицах города, гуляя по скверам,  дабы встретить случайного прохожего и запечатлеть его портрет резцом на деревянной дощечке. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.

Гравюра Рембрандта «Портрет матери»

Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками.

«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.

Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христос перед Пилатом» (1636).

Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.

Читайте также:  Описание картины константина васильева «нашествие»

Картина Рембрандта «Портрет Саскии ван Эйленбург»

Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты.

Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке.

Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.

В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Дело в том, что ван Рейн отошел от канонов стандартных групповых портретов, которые изображались с лицами, повернутыми к зрителю. Крайне реалистичные портреты доктора и его учеников сделали художника знаменитым.

Картина Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа»

В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.

В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.

Картина Рембрандта «Ночной дозор»

Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.

Заказчикам не понравилось, что нидерландский живописец отошел от канонов, которые развивались в 17 веке. Тогда групповые портреты были парадными, а участники изображались анфас без какой-либо статики.

По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.

Техника и картины

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.

Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.

Фрагмент картины Рембрандта «Святое семейство», 1645 год

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году,  лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.

На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.

Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.

Картина Рембрандта «Святое семейство», 1646 год

Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.

Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.

Картина Рембрандта «Даная»

Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.

Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте.

Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае.

Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.

Картина Рембрандта «Еврейская невеста»

«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.

Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.

Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.

Личная жизнь

В 1642 году от туберкулеза умирает Саския, у возлюбленных был сын Титус (трое других детей скончались в младенческом возрасте), с которым Рембрандт поддерживал дружеские отношения.

В конце 1642 года художник встречается с молодой особой Гертье Диркс. Родители Саскии были огорчены тем, как вдовец распоряжался приданым, живя в роскоши.

Позже Диркс подает в суд на своего возлюбленного за то, что тот нарушил обещание взять ее в жены. От второй женщины у художника родилась дочь Корнелия.

Картина Рембрандта «Саския в образе богини Флоры»

В 1656 году Рембрандт из-за материальных трудностей объявляет себя банкротом и уезжает в уединенный домик на окраине столицы.

Жизнь ван Рейна не шла по нарастающей, а наоборот,  уходила в упадок: счастливое детство, богатство и признание сменились ушедшими заказчиками и нищенской старостью.

Настроение художника прослеживается на его полотнах. Так, живя с Саскией, он пишет радостные и солнечные картины, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635).

На полотне ван Рейн смеется искренним смехом, а лучезарный свет озаряет комнату.

Картина Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях»

Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.

Картина «Заговор Юлия Цивилиса», написанная в 1661 году, не была оплачена заказчиками, потому что лица участников заговора не проработаны скрупулезно, в отличие от предыдущих работ ван Рейна.

Картина Рембрандта «Портрет сына Титуса»

Незадолго до смерти, живя в бедности, в 1665 году Рембрандт пишет автопортрет в образе Зевксиса.

Зевкис – это древнегреческий живописец, который скончался ироничной смертью: художника развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи, и он умер от смеха.

На портрете Рембрандт смеется, художник не постеснялся вложить в полотно долю черного юмора.

Смерть

Рембрандт предал земле своего сына Титуса, который скончался от чумы, в 1668 году. Это печальное событие резко ухудшило душевное состояние художника. Ван Рейн умер 4 октября 1669 года и был похоронен в нидерландской церкви Вестеркерк в Амстердаме.

Памятник Рембрандту на площади Рембрандта в Амстердаме

При жизни художником было написано около 350 полотен и 100 рисунков. Человечеству понадобилось два века, чтобы по достоинству оценить этого великого художника. 

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5059-rembrandt.html

Творчество Рембрандта (стр. 1 из 2)

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вер­шин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуман­ное, проникнутое горячей верой в торжество справедливых жизнен­ных начал, оно воплотило в себе самые передовые и жизнеутверждаю­щие идеи своего времени.

Художник поднял изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и пси­хологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит.

Духовная жизнь человека стала отныне доступной изображению средствами реалисти­ческого искусства.

Рембрандт выступил новатором во многих жанрах.

Как портре­тист, он явился создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости.

Как исторический жи­вописец, он претворил далекие античные и библейские легенды в со­гретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях.

Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщен­ному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоратив­ных моментов, чувственности и жестокости.

В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и Другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью тело Христа, завернули его в бога­тую плащаницу и похоронили.

Читайте также:  Описание картины ильи глазунова «вклад народов ссср в мировую культуру и цивилизацию»

Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной прав­дой. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников собы­тия в глубокое горе. Художник вглядывается в лица, стараясь про­никнуть в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее.

Взволнованно передает он обморок Марии, матери Христа, плач и стенания женщин, страдание и скорбь мужчин, испуг и любопытство подростков.

В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной кар­тины Рубенса того же названия, используя отдельные композиционные мотивы вели­кого фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев.

Другим важным достижением этой картины, наряду с индиви­дуализацией чувств действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности многофигурной композиции.

Три главных момента легенды — снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы — освещены тремя различными источниками света, ин­тенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены.

Начало нового периода в жизни и творческой деятельности масте­ра было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной до­зор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.

Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из этого кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее, собраннее и глубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес к внутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе.

В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений худож­ника — «Даная» , хотя на картине стоит дата 1636.

На создание обра­за Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския.

Но через десять лет, как по­казали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный перво­начальным решением, существенно перерабатывает образ главной ге­роини.

Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому, Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки.

Таким образом, голова, пра­вая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс про­ник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком.

Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В пер­воначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в ка­честве доминант.

Во втором варианте, то есть в 1646—1647 годах, Даная получила и углубленную психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и переживаний. «Даная», таким образом,—наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма.

Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего дости­жениями в области портрета. Внешне портреты этого периода отли­чаются, как правило, большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, поло­жив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выде­лены лицо и кисти рук.

Это всегда пожилые, умудренные долгим жиз­ненным опытом люди — старики и старухи с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали худож­нику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека.

В собрании Эр­митажа эти работы хорошо представлены незаказными портретами:

«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».

Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портре­та «Старик в красном».

Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 го­да (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный вариант трактует ту же тему— человек на­едине со своими думами.

На этот раз художник применяет строго сим­метричную композицию, изображая неподвижно сидящего старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена выраже­ния лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии.

То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение.

Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные руки обретают художественную, выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь.

Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа и благородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.

К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проник­новенное произведение — «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника.

Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим — идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь,— находит наивысшее, совершеннейшее воплощение.

И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые вырабо­тал художник за долгие десятилетия творчества.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состоя­ние и покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение.

Безмерная свет­лая радость этих двоих — старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, прячуще­го лицо на груди отца,— составляет главное эмоциональное содержа­ние произведения.

Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой сцены.

Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доми­нируют золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы.

В нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпа­тель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына).

Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности — краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся из­нутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

Только умудренный огромным жизненным опытом человек и ве­ликий, проделавший большой путь художник мог создать это гениаль­ное и простое произведение.

Источник: http://MirZnanii.com/a/134641/tvorchestvo-rembrandta

Рембрандт ван Рейн: биография и творчество :

Чем прославился Рембрандт Харменс ван Рейн? Имя его должно быть известно каждому образованному человеку. Это одаренный голландский художник, гравер, непревзойденный мастер светотени, один из крупнейших представителей золотого века — выдающейся эпохи нидерландской живописи, которая пришлась на 17 столетие. О жизни и творчестве этого одаренного человека и расскажет статья.

Начало пути

Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. Родился он в семье зажиточного мельника. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. Родители его были люди просвещенные.

Они рано заметили, что мальчик одарен от природы умом и талантом, и вместо ремесленного дела решили отдать его «в науку». Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению, изучал Библию.

В 14 лет он успешно закончил школу и стал студентом университета Лейдена, который в то время славился на всю Европу. Лучше всего юноше давалась живопись, и опять же родители проявили мудрость и дальновидность.

Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. Через три года Рембрандт ван Рейн настолько преуспел в рисунке и живописи, что развитием его таланта занялся сам Питер Ластман, который возглавлял амстердамскую школу живописи.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «весть шамбалы»

Влияние авторитетов

Раннее творчество Рембрандта ван Рейна сформировалось под влиянием таких авторитетов, как нидерландский мастер живописи Питер Ластман, немецкий художник Адам Эльсхаймер, нидерландский художник Ян Ливенс.

Пестрота, красочность и внимание к деталям, присущие Ластману, ярко видны в таких работах Рембрандта, как «Побиение камнями св. Стефана», «Крещение евнуха», «Сцена из древней истории», «Давид перед Саулом», «Аллегория музыки».

Ян Ливенс — друг Рембрандта, работал с ним бок о бок в общей студии с 1626 по 1631 год. Их работы во многом перекликаются, а стили так похожи, что даже опытные искусствоведы часто путают руки мастеров.

На Адама Эльсхаймера герой нашей статьи ориентировался, постигая значение светотени для передачи настроения и эмоций на холсте. Влияние немецкого живописца ярко прослеживается в работах «Притча о неразумном богаче», «Христос в Эммаусе», «Симеон и Анна в Храме».

Проявление индивидуальности. Успех

В 1630 году Хармен ван Рейн умер, его имущество разделили между собой старшие братья Рембрандта. Молодой художник еще некоторое время работал в мастерской в отчем доме, но в 1631 году уехал искать счастья в Амстердам.

В столице королевства он организовал мастерскую и стал специализироваться на портретном искусстве. Искусное использование светотени, характерная мимика лиц, своеобразие каждой модели — все это характеризовало формирование особого стиля художника. Рембрандт ван Рейн стал получать массовые заказы, добился комерческого успеха.

В 1632 году он получил заказ на групповой портрет. В результате свет увидело творение «Урок анатомии доктора Тульпа». Гениальная работа, за которую Рембрандт получил большой гонорар, не только прославила его, но и окончательно подтвердила творческую зрелость художника.

Муза

Модному молодому художнику во время светского визита представляют дочь бургомистра города Саскию.

Не столько внешние данные девушки (она не слыла красавицей, хотя была миловидной и веселой), сколько ее солидное приданое привлекло Рембрандта, и через полгода после знакомства молодые люди обручились, а еще через год сочетались законным браком. Женитьба позволила герою нашей статьи войти в высшие круги общества.

Молодожены жили хорошо. Рембрандт ван Рейн написал множество портретов своей супруги, в том числе она позировала ему при создании шедевра «Даная». Его доходы в то время были колоссальными. Он купил особняк в самом престижном районе Амстердама, обставил его шикарной мебелью, создал внушительную коллекцию произведений искусства.

В браке родилось четверо детей, но выжил только младший сын Титус 1641 года рождения. В 1642 году Саския умерла от болезни. С собой она, кажется, унесла и удачу мастера.

Угасание славы. Жизненные невзгоды

Начиная с 1642 года художника преследует злой рок. Достигает расцвета своего таланта Рембрандт ван Рейн. Полотна его, однако, становятся все менее популярными, он постепенно теряет заказчиков и учеников.

Отчасти биографы объясняют это своенравием мэтра: он категорически отказывается идти на поводу у заказчиков и творит так, как подсказывает ему сердце.

Второй причиной угасания славы великого живописца называют, как ни странно, его мастерство и виртуозность, которые не могли понять и оценить обыватели.

Жизнь Рембрандта меняется: он постепенно нищает, переезжает из роскошного особняка в скромный дом на городской окраине. Но продолжает тратить огромные суммы на произведения искусства, что приводит к его полному банкротству. Финансовые дела берут в свои руки подросший сын Титус и Хендрикье — любовница Рембрандта, от связи с которой у него родилась дочь Корнелия.

«Рота капитана Франса Банинга Кока» — 4-метровое полотно, самая масштабная картина мастера, «Купающаяся женщина», «Флора», «Титус в красном берете», «Поклонение пастухов» — это работы мастера, написанные им в трудный период его жизни.

Поздние творения

В последние годы жизни Рембрандт ван Рейн, биография которого изложена в статье, достиг вершин своего творчества. Он на два столетия опередил своих современников и предсказал линии развития искусства 19 века в эпоху реализма и импрессионизма.

Отличительной чертой его поздних работ является монументализм, крупногабаритность композиций и ясность образов. Картины «Аристотель с бюстом Гомера» и «Заговор Юлия Цивилиса» особенно характерны в этом отношении.

Глубоким драматизмом пронизаны полотна «Возвращение блудного сына», «Артакссеркс, Аман и Эсфирь» и «Еврейская невеста». Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни.

Рембрандт ван Рейн, картины которого являются истинными шедеврами искусства, умер в бедности в 1969 году. Был тихо похоронен в амстердамской церкви Вестеркерк. По достоинству его оценили только спустя несколько столетий.

Рембрандт Харменс ван Рейн: картины гения

За свой недолгий путь на Земле Рембрандт написал около 600 картин, создал примерно 300 офортов (гравюр на металле) и почти 1500 рисунков. Большинство его работ хранится в Рейксмюсеуме — Художественном музее Амстердама. Самые знаменитые его полотна:

  • «Урок анатомии» (1632).
  • «Автопортрет с Саскией» (1635).
  • «Даная» (1636).
  • «Ночной дозор» (1642).
  • «Возвращение блудного сына (166(7?)).

Рембрандт — один из величайших художников в истории. Повторить его характерный стиль до сих пор никому не удалось. Одаренный и талантливый сын мельника оставил после себя бесценное наследие — шедевры мирового искусства.

Источник: https://www.syl.ru/article/301944/rembrandt-van-reyn-biografiya-i-tvorchestvo

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669)

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.

В этот период он много пишет портретов членов своей семьи — матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей.

Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов.

В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина «Урок анатомии».

Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи — Саскии ван Эйленборх — и с этих пор попадает в патрицианские круги.

Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: «Флора», «Автопортрет с Саскией на коленях».

Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью.

Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом.

Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: «Синдики», «Возвращение блудного сына», поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.

Источник: http://cvetamira.ru/rembrandt-harmens-van-reyn-1606-1669

Ссылка на основную публикацию