Описание картины рембрандта харменса ванн рейна «сусанна и старцы»

Рембрандт Харменс ван Рейн — презентация, доклад, проект

Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:

Биография Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене в семье мельника среднего достатка; он был восьмым ребенком и единственным, об образовании которого родители позаботились особо.

Он учился в латинской школе и в университете, когда его склонность к живописи проявилась столь определенно, что он оставляет университет, по тем временам вряд ли юноша мог это сделать без согласия в семье.

Он учится живописи три года в мастерской Якоба ван Сваненбюрха, лейденского живописца, происходившего из патрицианской семьи и долгие годы проведшего в Италии.

Слайд 3
Описание слайда:

Блудный сын Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств. «Блудный сын» — последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее в наиболее горький период своей жизни, потрясенный смертью сына и любимой женщины. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка.

Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия. В одной из притч рассказывается о сыне, покинувшем кров родительского дома ради веселой и беззаботной жизни. Претерпев множество невзгод, юноша вернулся домой. Старик отец, ослепший за эти годы, принял его в свои объятия, простив ему свое горе и одиночество.

Рембрандт изобразил отца дряхлым и слабым.

Слайд 4
Описание слайда:

Флора Рембрандт написал эту картину в 1634 году, в год женитьбы на Саскии ван Эйленбурх, дочери одного из своих компаньонов. До самой своей смерти, которая последовала, когда ей было всего тридцать лет, эта женщина была любимой моделью художника.

Рембрандт изобразил ее здесь в одежде Флоры, богини Весны. Молодая женщина одета в богатый, весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам.

В эти годы художник любил писать драгоценные украшения и ткани, одевая, как в данном случае, свои модели в фантастические костюмы.

Слайд 5
Описание слайда:

Даная Царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню. Только служанка была при царевне. О красоте Данаи прослышал Зевс и проник к ней, превратившись в золотой дождь. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов.

«Даная», как и «Флора», относится к тому периоду творчества Рембрандта, когда мастера увлекала возможность передать в живописи красоту зримого мира. От Данаи трудно оторвать глаза. Весь ее облик озарен неповторимым обаянием женственности.

Она выглядит чуть старше, чем принято изображать избранницу Зевса, но именно это позволяет Рембрандту придать переполняющим ее чувствам особую глубину.

Слайд 6
Описание слайда:

Ночной дозор Эта самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием «Ночной дозор». Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году.

Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников.

Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек.

Слайд 7
Описание слайда:

Давид и Урия Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом, и Эсфирью».

Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев.

Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике.

Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина. Поэтому правомерно вернуться к старой версии. В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель.

Слайд 8
Описание слайда:

Снятие с креста Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. По традиции среди присутствующих изображают Богоматерь, несколько учеников Иисуса и Иосифа из Аримафеи.

В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился.

Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет.

Слайд 9
Описание слайда:

Жертвоприношение Авраама Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.

В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу, и велит ему остановиться. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, голова Исаака запрокинута и кажется, что в горло вот-вот вонзится нож.

В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично

Слайд 10
Описание слайда:

Пир Валтасара Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.

На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.

Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Даниил сказал царю, что они означают его гибель; предсказание сбылось в ту же ночь.

На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения.

Слайд 11
Описание слайда:

Сусанна и старцы История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается сомнению. Однако это не помешало художникам — католикам и протестантам — создавать на эту тему картины, исполненные драматизма и эротического очарования.

Когда Сусанна идет к купальне у себя в саду, из укрытия выходят два старца и начинают склонять ее ко греху, угрожая, что если она не разделит с ними ложе, они будут лжесвидетельствовать, что она прелюбодействовала с другим человеком.

Сусанна отказывается, и старцы велят взять ее под стражу, но вмешательство пророка Даниила спасает добродетельную красавицу. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.

Сусанна, тщетно пытающаяся прикрыть свою наготу, скорее рассержена, нежели испугана, но старец, срывающий с нее покрывало, поражает точностью наблюдения. Брошенные на берегу сандалии, по-видимому, были красноречивыми эротическими символами в голландском искусстве XVII века.

Слайд 12
Описание слайда:

Святой Матфей и Ангел Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. В отличие от других, однофигурных, портретов здесь позади апостола изображен ангел, вдохновляющий Матфея на написание Евангелия. Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт.

Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны. Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.

Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.

Слайд 13
Описание слайда:

Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии . Эта эффектная работа производит впечатление декорации и, возможно, написана по просьбе богатого заказчика. Центральная группа изображена с совершенной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит.

Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Надеясь уловить Иисуса, они спросили, надо ли побить такую камнями, как предначертано в законе Моисея.

Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.

Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах

Слайд 14
Описание слайда:

Христос в Эммаусе Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. После того как Иисуса распяли, двое его учеников, направлялись в Эммаус, селение неподалеку от Иерусалима.

К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Когда он преломил хлеб и подал им, глаза у них открылись и они узнали Иисуса, воскресшего из мертвых, но Он тут же стал невидимым для них.

В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.

Здесь же подчеркивается естественность, человечность происходящего: лишь неяркий нимб над головой Иисуса и восторженный, устремленный ввысь взгляд указывают на Его божественность, которой, очевидно, не замечает мальчик-прислужник.

Читайте также:  Описание картины данте россетти «возлюбленная» (невеста)

Слайд 15
Описание слайда:

Неверие апостола Фомы Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.

Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.

Рембрандт изобразил ночную сцену: сияние, исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется уверовавший Фома.

Слайд 16
Описание слайда:

Моисей со скрижалями законов Законодатель Моисей только что спустился с горы Синай с двумя каменными скрижалями, «на которых написано было перстом Божиим» Десять заповедей.

Это, несомненно, торжественное событие, но трудно быть уверенным, изображен ли здесь момент триумфа или гнева, когда Моисей, видя, что сыны Израилевы поклоняются золотому тельцу, бросил из рук своих скрижали и разбил их под горой.

Эта картина, возможно, была заказана для главы какой-то гильдии и предназначена для украшения камина в амстердамской ратуше.

Слайд 17
Описание слайда:

Святое семейство и ангелы Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие.

Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.

Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

Слайд 18
Описание слайда:

Софониба принимает чашу с ядом Величественная фигура на этой картине очень напоминает Саскию, хотя история Софонибы не совсем подходит молодой жене. Софониба, дочь карфагенского полководца Гасдрубала, жила в пору, когда Карфаген вел ожесточенную войну с Римом.

Чтобы закрепить союз с нумидийцами, Гасдрубал выдал дочь за царя Сифакса, но того разбил союзник римлян Масинисса, который немедля захотел взять царицу себе в жены.

Когда римляне запретили ему этот брак, он избавил Софонибу от дальнейших унижений, прислав чашу с ядом, которую царица выпила не колеблясь.

Рембрандт мог не относиться всерьез к этой романтической истории, но картина действительно изображает решительный момент и обдуманность действий, будучи в некотором отношении сравнима с более знаменитой и менее театральной «Вирсавией»

Слайд 19
Описание слайда:

Симеон во храме Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.

Господня». И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).

Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы.

Здесь свободная манера письма последних лет особенно заметна еще и потому, что работа не закончена, хотя это едва ли существенно: все сосредоточено на моменте, когда полуослепший старец качает на руках спеленутого Младенца — сцена, исполненная бесконечной нежности.

Слайд 20
Описание слайда:

Смерть мастера Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы. Рембрандт — поэт страдания и сострадания. Все скромное, нуждающееся, всеми забытое ему близко и дорого.

Сюжеты свои он выбирал в жилищах ремесленников, среди небогатой обстановки домашнего очага простолюдина; на его картинах мы видим несчастных больных, убогих и увечных. Кто хоть раз внимательно изучил «Милосердного самарянина» (музей Лувра), никогда не забудет этого дивного произведения.

Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Серьезная, реалистическая живопись, говорящая сердцу, нашла себе величайшего творца в лице Рембрандта.

Слайд 21
Описание слайда:

Великий Рембрандт, любимый многими и многими ненавидимый, совершил революцию в живописи богатой Голландии XVII века. Подобно метеору возник он среди мастеров, послушных воле заказчиков, которые всегда требовали портретного сходства, элегантных квадратных интерьеров с полами в клеточку и женщин в чепцах.

Великий Рембрандт, любимый многими и многими ненавидимый, совершил революцию в живописи богатой Голландии XVII века. Подобно метеору возник он среди мастеров, послушных воле заказчиков, которые всегда требовали портретного сходства, элегантных квадратных интерьеров с полами в клеточку и женщин в чепцах.

Слайд 22
Описание слайда:

Презентацию подготовила ученица 10 класса Смирнова Татьяна. Презентацию подготовила ученица 10 класса Смирнова Татьяна.

Источник: https://myslide.ru/presentation/102033_rembrandt-xarmens-van-rejn

Физики нашли неизвестные детали картины Рембрандта

Рентгенфлуоресцентный анализ картины Рембрандта Image courtesy of Springer Science+Business Media

Историки искусства в сотрудничестве с физиками обнаружили ранее неизвестные детали написания картины Рембрандта ван Рейна «Сусанна и старцы». При помощи нескольких методов сканирования они показали, как от версии к версии менялись позы главных героев и детали обстановки. Исследование опубликовано в Journal of Analytical Atomic Spectrometry.

Картина «Сусанна и старцы» изображает ветхозаветный сюжет, связанный с первым появлением пророка Даниила.

На ней к Сусанне пристают два старца, подглядывавшие за ней, пытаясь склонить ее к прелюбодеянию, шантажируя при этом ложными обвинениями в случае отказа. Следуя оригинальной истории, Сусанна откажет старцам и будет обвинена во встрече с любовником.

Лишь появление пророка Даниила спасет женщину от казни: он проведет перекрестный допрос старцев, который вскроет их обман, и обвинения будут сняты.

https://www.youtube.com/watch?v=wjdVcydP8g8

В исследовании использовались две техники — авторадиография с нейтронной активацией и рентгенофлуоресцентный анализ (РФА).

Изображения, полученные при помощи портативного РФА-сканера, сравнили с результатами авторадиографии, проведенной в лабораторных условиях. В результате ученым удалось восстановить химический состав красок и пигментов.

Даже если картина частично или полностью была перерисована, новые методы позволили определить, что было изображено на ней раньше.

Данные по распределению свинца и ртути позволили увидеть, что на первых версиях картины руки старца, стоящего ближе к Сусанне, были расположены иначе.

Ладонь его правой руки была или открыта, или расположена несколько выше, в то время как левая рука, возможно, касалась тела женщины. Позу Сусанны художник также корректировал.

Кроме того, по следовым количествам кобальта, содержащегося в смальте — ярко-синей краске, ученые выяснили, что изначально на фоне картины было видно чистое небо, а здание было значительно ниже.

Проанализированное изображение картины «Сусанна и старцы» Alfred et al.

Авторадиография с нейтронной активацией является самым распространенным инструментом для определения некоторых пигментов — угля, янтаря, медного зеленого и синего, смальты, киновари. Но она «не видит» кальций, железо и свинец.

Также это единственный метод для определения фосфора, содержащегося в угле в виде примеси. Обе техники позволяют увидеть отдельные мазки, что помогает разобрать использованную художником технику. 

Авторадиография с нейтронной активацией требует лабораторных условий, в которых картина должна находиться на протяжении нескольких недель.

Кроме того, только ограниченное количество элементов видны на авторадиограммах — марганец, медь, мышьяк, кобальт, ртуть и фосфор.

Однако авторадиография с нейтронной активацией обеспечивает лучшее разрешение изображения и меньше подвержена абсорбции в верхних слоях, что позволяет определять наличие фосфора в нижних.

РФА-сканер способен определить любые элементы, следующие за кремнием в таблице. Этод метод портативен: исследование можно проводить прямо в музее, но он не позволяет качественно разделить сигналы от некоторых элементов. Также РФА анализ на данный момент является самым быстрым методом исследования.

Ученые рассчитывают чаще использовать эту технику в будущем, чем авторадиографию. Однако у последней есть существенное преимущество: с ее помощью можно определять элементный состав в разных слоях.

Искусствоведы не в первый раз прибегают к помощи физиков для изучения истории картин.

Так, два года назад эта же группа специалистов выяснила,что картина «Портрет пожилого человека»  была написана поверх другого портрета.

Источник: https://nplus1.ru/news/2015/04/16/comparative-study-of-Rembrandt

Неожиданное открытие: картину Рембрандта тотально «отредактировал» известный художник XVIII века

К шокирующему выводу пришли специалисты Берлинской картинной галереи в результате исследования шедевра Рембрандта «Сусанна и старцы» (1647 год). Рентгеновское просвечивание полотна показало, что оно в своё время претерпело значительные изменения, и даже имя «виновника» названо с большой вероятностью.

Художник-реставратор Клаудия Лоренц-Ландсберг (Claudia Laurenze-Landsberg), которая проводила анализ, рассказала газете Berliner Morgenpost о крошечных пигментах на холсте, которых не существовало в XVII веке.

  • Рембрандт ван Рейн, «Сусанна и старцы». Берлинская картинная галерея
  • Зелёным цветом выделены «отредактированные» участки полотна

Более того, отдельные фрагменты картины не соответствовали стилю, в котором писал Рембрандт ван Рейн.

Специалист выяснила, что значительная часть полотна была перекрашена в XVIII веке, некоторые участки были просто промыты растворителем и прописаны заново в более современных для того времени светлых тонах.

Предположительно, «варварством» занимался английский художник и коллекционер Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds, 1723 — 1792), который собирал полотна Рембрандта и питал слабость к мастерам старой школы. По данным учёных, он часто вносил изменения в картины, попадавшие ему в руки. «Редактура» «Сусанны и старцев» относится как раз к тому периоду, когда полотном владел Рейнольдс. Это подтверждают и результаты исследования, проведённого в Великобритании.

Читайте также:  Описание картины василия васильевича кандинского «сумеречное (1917)»

Иллюстрация: автопортрет Джошуа Рейнольдса, ок. 1780 года. Королевская академия искусств

По словам директора музея Берна Линдеманна (Bern Lindemann), изменения довольно радикальны. «От картины, которую написал Рембрандт, остались только фигуры. Можно лишь догадываться какими мотивами руководствовался Рейнольдс. Очевидно, он считал, что полотно необходимо было усовершенствовать», — сказал он.

В Берлинской картинной галерее до 31 мая проходит тематическая выставка предварительных рисунков к картине «Сусанна и старцы», сделанных Рембрандтом и одним из его подмастерьев. Голландский мастер написал три версии этой работы, которые могут быть восстановлены с помощью современных технологий.

Вообще, Рембрандт продолжает преподносить сюрпризы в наши дни. Напомним, в прошлом году в Баклэнд-Эбби (Buckland Abbey) в Великобритании на обозрение публики был выставлен автопортрет Рембрандта, авторство которого было признано лишь недавно.

Вплоть до последнего времени предполагалось, что это работа одного из учеников — или даже вообще художника, не имевшего отношения к старому голландцу.

Однако после тщательной очистки полотна и удаления слоя пожелтевшего лака, наложенного позднее, учёные смогли рассмотреть оригинальные цвета и стиль письма, которые он скрывал. Перекрёстный анализ подписи также не оставил сомнений в том, что полотно принадлежит кисти Рембрандта.

Художник сделал «селфи» в 1635 году в возрасте 29 лет. Таким образом, это самый ранний из известных его автопортретов, и сейчас он оценивается в 50 млн долларов. Впрочем, Национальный фонд Великобритании, который владеет картиной с 2010 года, не собирается её продавать.

Источник: https://artchive.ru/news/796~Neozhidannoe_otkrytie_kartinu_Rembrandta_totalno_otredaktiroval_izvestnyj_khudozhnik_XVIII_veka

Выставки в Германии 2015: Выставка «Создание шедевра. Берлинская картина «Сусанна и старцы» Рембрандта» в Берлинской картинной г

название выставки:«Создание шедевра. Берлинская картина «Сусанна и старцы» Рембрандта»
время проведения:03.03.2015—31.05.2015
место проведения:Берлинская картинная галерея, Штауффенбергштрассе 40, город Берлин, Германия
сайт выставки:www.smb.museum

Выставка в Берлинской картинной галерее предлагает уникальную возможность увидеть, как творчество одного гениального художника простимулировало воображение другого великого мастера, и оценить результат их творческих действий, не совпадающих во времени, но направленных на один объект—картину Рембрандта «Сусанна и старцы».

Картина Рембрандта «Сусанна и старцы», которая давно внесена в список шедевров, сейчас хранится в Берлинской картинной галерее. Берлинская картинная галерея, один из ведущих европейских музеев, впервые была открыта в 1830г. Основу коллекции музея составили картины, купленные английским купцом Эдвардом Солли в 1821г.

Для того времени это был один из наиболее научно организованных музеев мира, систематичность которого была уникальной для музейного дела и в Европе.

К сожалению, во время Второй мировой войны постулат, что война освобождает от комплексов, получил своё трагическое подтверждение: здание музея было почти полностью разрушено; многие экспонаты, спрятанные в убежищах по всей Германии, потеряны, а 400 самых больших (в основном, алтари, которые трудно было спрятать)—уничтожены нацистами.

После войны разделение Берлина привело и к разделению коллекции: наиболее ценные произведения искусства экспонировались в пригороде Западного Берлина—Далеме, а остальные—в Восточном Берлине. Только через 50лет после раздела музея, в 1997г, коллекция была вновь объединена в специально построенном для неё здании в Культурфоруме в Берлине.

Сейчас Берлинская картинная галерея гордится богатейшей в мире коллекцией (около 900 работ) европейского искусства периода XIII-XVIIв. Это шедевры Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Рубенса, Рембрандта, Яна Вермеера и многих других известных живописцев. Музей собрал прекрасную коллекцию произведений периода Итальянского и Нидерландского Возрождения.

Рембрандт «Автопортрет»

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна, которое стало символом золотого века голландского искусства 40-60гг, представлено в музее 20работами из богатого наследия художника (всего сохранилось около 560картин, 300наименований его гравюр и 1500рисунков). Экспозиция, включающая шедевр художника «Сусанна и старцы», размещается в прекрасном зале восьмиугольной формы и считается одной из самых значительных в мире.

Рембрандт «Сусанна и старцы»

Картина Рембрандта «Сусанна и старцы», одна из лучших работ мастера на религиозную тему, была приобретена Берлинской картинной галереей в 1883г. Рембрандт начал писать картину «Сусанна и старцы» в середине 1630 г, но продана она была только в 1647г. Голландские художники того времени, следуя моде, писали в светлых тонах.

Картина Рембрандта своей богатой фактурой и цветовыми контрастами выделялась на общем живописном фоне Голландии и плохо воспринималась публикой. Картина была написана на библейский сюжет, как и большинство работ художника того периода.

Но несмотря на евангельскую тему, Рембрандт наполнил картину таким живым человеческим содержанием, что её только условно можно рассматривать как религиозное произведение. Сюжет взят из апокрифа—раннехристианского текста, не признанного христианской церковью и не вошедшего в библейский канон. Он повествует о Сусанне (на ивр.

«лилия»), красивой и благочестивой жене вавилонского еврея Иоакима. Двое старцев, предположительно старейшин, тщетно домогались её любви и в отместку за отказ, обвинили её в измене мужу. Суд поверил старцам и приговорил Сусанну к смерти.

От казни за прелюбодеяние Сусанну спас юноша Даниил, будущий знаменитый пророк, которому Бог открыл правду о невиновности девушки. Даниил допросил старцев каждого по отдельности и нашёл противоречия в показаниях развратных стариков. «По закону Моисея» лжесвидетели были приговорены к побитию камнями, а Сусанна—оправдана.

Этот библейский сюжет повторяется в картинах многих художников. Но картина Рембрандта «Сусанна и старцы» с недавнего времени привлекает пристальное внимание не только своим совершенством, но и благодаря сенсационной новости, прозвучавшей на конференции в лондонской Национальной галерее.

Берлинская картинная галерея сообщила об удивительном открытии: один из шедевров музейного собрания—картина Рембрандта «Сусанна и старцы» претерпела значительные изменения. Проводившая исследования реставратор Клаудия Лоренцо-Ландсберг после рентгеновского просвечивания полотна заметила на холсте крошечные пигменты, не существовавшие в XVIIв.

Более того, она отметила, что некоторые фрагменты картины не соответствуют живописной манере Рембрандта. В ходе этой высоконаучной детективной работы Лоренце-Ландсберг выяснила, что в XVIIIв значительная часть полотна была перекрашена, а целые фрагменты смыты растворителем и заново прописаны в более современном для того времени светлом тоне.

Предположительно, эти изменения мог внести знаменитый английский художник и коллекционер Джошуа Рейнольдс, который собирал полотна мастеров старой школы. По данным исследователей, он часто проводил живописные эксперименты, позволяя себе вмешиваться в замысел автора, и вносил свои, «современные», изменения в картины.

Результаты нейтронной авторадиограммы, проведённой в Великобритании, подтвердили, что значительные изменения в картине относятся к периоду, когда владельцем полотна был Рейнольдс. По свидетельству директора музея Берна Линдеманна: «От картины, которую написал Рембрандт, остались только фигуры.

Можно только догадываться, какими мотивами руководствовался Рейнольдс. Очевидно, он считал, что полотно необходимо было усовершенствовать».

Зелёным цветом показаны те места на картине, которые были, предположительно, изменены Джошуа Рейнольдсом. Исследования, конечно, дали ответ на многие вопросы. Но готовы ли мы принять такой ответ?

автор: Людмила Велигорская

Источник: http://2queens.ru/Articles/Vystavki-Vystavki-v-Evrope/Vystavki-v-Germanii-2015-Vystavka-Sozdanie-shedevra-Berlinskaya-kartina-Susanna-i-starcy-Rembrandta.aspx?ID=2554

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, — презентация

1 Рембрандт Харменс ван Рейн. «Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь — это все для меня…» Чупров Л.А. МОУ СШ 3 с. Камень_Рыболов Ханкайского района Приморского края<\p>

2 Возвращение блудного сына Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина. Сюжет взят из Нового Завета. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца.<\p>

3 Моисей со скрижалями законов, 1659 Законодатель Моисей только что спустился с горы Синай с двумя каменными скрижалями, «на которых написано было перстом Божиим» Десять заповедей. Это, несомненно, торжественное событие, но трудно быть уверенным, изображен ли здесь момент триумфа или гнева, когда Моисей, видя, что сыны Израилевы поклоняются золотому тельцу, бросил из рук своих скрижали и разбил их под горой. Эта картина, возможно, была заказана для главы какой-то гильдии и предназначена для украшения камина в амстердамской ратуше.<\p>

4 Неверие апостола Фомы, 1634 Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Рембрандт изобразил ночную сцену: сияние, исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется уверовавший Фома.<\p>

5 Христос в Эммаусе, 1648 Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. После того как Иисуса распяли, двое его учеников, направлялись в Эммаус, селение неподалеку от Иерусалима. К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Когда он преломил хлеб и подал им, глаза у них открылись и они узнали Иисуса, воскресшего из мертвых, но Он тут же стал невидимым для них. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Здесь же подчеркивается естественность, человечность происходящего: лишь неяркий нимб над головой Иисуса и восторженный, устремленный ввысь взгляд указывают на Его божественность, которой, очевидно, не замечает мальчик- прислужник.<\p>

6 Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии, 1644 Эта эффектная работа производит впечатление декорации и, возможно, написана по просьбе богатого заказчика. Центральная группа изображена с совершенной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит. Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Надеясь уловить Иисуса, они спросили, надо ли побить такую камнями, как предначертано в законе Моисея. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах.<\p>

7 Святой Матфей и Ангел, 1661 Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. В отличие от других, однофигурных, портретов здесь позади апостола изображен ангел, вдохновляющий Матфея на написание Евангелия. Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт. Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны. Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Книга едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.<\p>

8 Сусанна и старцы, 1647 История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается сомнению. Однако это не помешало художникам католикам и протестантам создавать на эту тему картины, исполненные драматизма и эротического очарования. Когда Сусанна идет к купальне у себя в саду, из укрытия выходят два старца и начинают склонять ее ко греху, угрожая, что если она не разделит с ними ложе, они будут лжесвидетельствовать, что она прелюбодействовала с другим человеком. Сусанна отказывается, и старцы велят взять ее под стражу, но вмешательство пророка Даниила спасает добродетельную красавицу. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Сусанна, тщетно пытающаяся прикрыть свою наготу, скорее рассержена, нежели испугана, но старец, срывающий с нее покрывало, поражает точностью наблюдения. Брошенные на берегу сандалии, по-видимому, были красноречивыми эротическими символами в голландском искусстве XVII века.<\p>

9 Пир Валтасара Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Даниил сказал царю, что они означают его гибель; предсказание сбылось в ту же ночь. На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения.<\p>

10 Жертвоприношение Авраама, 1635 Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу, и велит ему остановиться. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, голова Исаака запрокинута и кажется, что в горло вот- вот вонзится нож. В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично<\p>

11 Снятие с креста Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. По традиции среди присутствующих изображают Богоматерь, несколько учеников Иисуса и Иосифа из Аримафеи. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет.<\p>

12 Давид и Урия, Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом, и Эсфирью». Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев. Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике. Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина. Поэтому правомерно вернуться к старой версии. В таком случае фигура в красном муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель<\p>

13 Симеон во храме, Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Господня». И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы. Здесь свободная манера письма последних лет особенно заметна еще и потому, что работа не закончена, хотя это едва ли существенно: все сосредоточено на моменте, когда полуослепший старец качает на руках спеленутого Младенца сцена, исполненная бесконечной нежности.<\p>

14 Вирсавия, Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Многие эксперты полагают, что эта картина величайшее из всех творений Рембрандта. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Она отдалась ему и зачала. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. История малоприятная, и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Но, как часто бывает с картинами Рембрандта, вероятно, ошибочно вдаваться в тонкости толкования. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.<\p>

15 Софониба принимает чашу с ядом, Величественная фигура на этой картине очень напоминает Саскию, хотя история Софонибы не совсем подходит молодой жене. Софониба, дочь карфагенского полководца Гасдрубала, жила в пору, когда Карфаген вел ожесточенную войну с Римом. Чтобы закрепить союз с нумидийцами, Гасдрубал выдал дочь за царя Сифакса, но того разбил союзник римлян Масинисса, который немедля захотел взять царицу себе в жены. Когда римляне запретили ему этот брак, он избавил Софонибу от дальнейших унижений, прислав чашу с ядом, которую царица выпила не колеблясь. Рембрандт мог не относиться всерьез к этой романтической истории, но картина действительно изображает решительный момент и обдуманность действий, будучи в некотором отношении сравнима с более знаменитой и менее театральной «Вирсавией»<\p>

16 Святое семейство и ангелы, Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Мать, дитя, даже колыбель чисто голландские типы XVII века. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы- дети.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/426766/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector