Творчество Рембрандта. Анализ картины «Флора»
Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
Реферат по истории искусств на тему: Творчество Рембрандта. Анализ картины «Флора».
Выполнил: Соловьева Е. К. МОД-22
Проверил: Каминская
Санкт- Петербург 2011 г.
План
- Биография Рембрандта Харменса ван Рейна.
- Анализ картины Рембрандта «Флора».
- Мое отношение к картине.
- Вывод.
- Список литературы.
- Биография Рембрандта Харменса ван Рейна
« Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди — всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику.
Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай и воспроизводи нас.
В отечестве ты откроешь так много любезного сердцу, приятного, и достойного, что, раз отведав, найдёшь жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого»
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)
Семнадцатый век в качестве одной из главных эпох в истории западноевропейской живописи отмечен решительными сдвигами в образном мировосприятии и в художественной стилистике. Не менее существенны перемены, которые в ту эпоху произошли в сюжетно-тематической сфере.
Они очевидны в резком расширении сюжетного репертуара, в новизне многих тематических мотивов, в использовании большого жизненного материала, до того не входившего в орбиту живописи.
Ни в одну другую эпоху громадный круг образов библейского повествования не был воплощен столь полно и развернуто, как в творчестве одного лишь Рембрандта.
Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606—1669 в Лейдене — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.
Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Рембрандта отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов.
Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени).
Рембрандт писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Как график Рембрандт являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта.
«В ряду великих мастеров мирового искусства, — пишет советский искусствовед Евсей Иосифович Ротенберг, — имя Рембрандта всегда было окружено особым ореолом.
За этим именем возникает образ художника трагической, но прекрасной судьбы, образ человека, никогда не изменявшего тому, во что он верил, не способного поступиться даже самым малым в искусстве, если это шло против высшей человеческой правды.
Творческие создания Рембрандта воплощают лучшее из того, что создало искусство его родины, но значение их шире — они открыли новые пути для художников эпохи, в которую жил Рембрандт, они стали затем образцами для всех последующих эпох, они справедливо причислены к высшим достижениям человеческого гения».
У русских художников и в нашей искусствоведческой литературе нет и не было, по существу, разногласий в оценке Рембрандта.
Идеолог передвижничества, художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов называл Рембрандта «великим родоначальником нового европейского искусства», а идеолог враждебного передвижникам течения «Мир искусства», живописец Александр Николаевич Бенуа считал творчество Рембрандта «чудом в истории человечества». Выдающийся русский художник, идейный вождь передвижников Иван Николаевич Крамской называл Рембрандта «великим из великих», а один из величайших сынов России Илья Ефимович Репин писал: «Рембрандт более всего любил гармонию общего, и до сих пор ни один художник в мире не сравнялся с ним в этой музыке тональностей, в этом изяществе и законченности целого».
А целое для Рембрандта — это человек и Вселенная.
Но этот художник, открывший человечеству такие глубины познания, такие красоты самой горячей и щедрой любви, художник, в творчестве которого добро сияет с такою всепокоряющей силой, умер в нужде, непонятый, даже отвергнутый современниками, отупевшими от чванства и самодовольства голландскими бюргерами, поправшими лучшее, что за свою многовековую историю дал их народ.
Рембрандт — имя, ставшее легендой.
«Все писавшие в последнее время о Рембрандте, — так начинает свой очерк
о художнике великий бельгийский поэт Эмиль Верхарн, — мерили его аршином своей точной, рассудочной, ученой критики. Они старались разобрать его жизнь год за годом, радость за радостью, несчастье за несчастьем.
И вот теперь мы знаем все подробности его биографии, интересуемся его манией коллекционировать, его семейными добродетелями, его родительскими заботами, его неизменными увлечениями, его богатством, его разорением, его кончиной.
До нас дошла опись его имущества и документы по опеке над сыном, и благодаря тому критики могли проникнуть в жизнь великого человека, словно его бухгалтеры. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев.
Его обнажили — не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. Ныне он похож на того нагого бичуемого Христа у колонны, которого он, как говорят, рисовал, думая о своих кредиторах. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках».
- Описание картины Рембрандта «Флора»
Характерное рембрандтовское порождение в круге античных мотивов составляет сложившийся в раннее время, но продолженный затем в поздние годы тип картины, возникший на границе двух жанров – мифологического и портретного.
Это однофигурные в композиции с изображением мифологического божества с соответствующими атрибутами, в котором с несомненностью проглядывают черты какой-либо конкретной модели из семейного окружения мастера. Образы эти не имеют развернутой сюжетной трактовки и существуют в рамках представительского мотива.
Мера и характер мифологизации варьируется в широких пределах, что можно у видеть на примере трех композиций с изображением Флоры, созданных Рембрандтом в разные годы.
Две их них – Саския в виде Флоры в Эрмитаже (1634) и в лондонской Национальной галерее (1635) – должны быть названы, скорее, мифологизированными портретами; использованный в них антураж – одеяние, венки, цветы – несет на себе отпечаток атрибутивной условности.
Напротив, в относящейся к 1650-м годам «Флоре» в музее Метрополитен, моделью для которой служила Хкндрикье Стоффельс, конкретные черты этой последней оказались растворены в образе более широкого плана, которому придана естественная мифологическая форма бытия, без следов внешнего декора ранних работ.
Рассмотрим первую из этих портретов — поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (125*101 см). Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения.
В 1633 году Саския ван Эйленбюрх (Uylenburgh) стала невестой Рембрандта ван Рейна. На портрете этого года жена художника, в цветочном венке и просторном причудливом платье, преображается в богиню цветения Флору, окружённую лесным полумраком.
Выбор наряда не случаен: Саския готовилась стать матерью.
Очаровательный портрет юной Саскии в наряде Флоры является немым, но красноречивым свидетелем этой «поры весны и любви» гениального живописца. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны.
Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.
Когда началась жизнь его с Саскией, полная безумия и радости, он рисует ее так же, как до того рисовал себя, с тем же блеском и роскошью. Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство, искусство сверхъестественного и чудесного.
Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья и сердечного довольства.
Рембрандт любил наряжать Саскию в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос.
Внешность Саскии, здесь, как и на многих портретах цветущая и жизнерадостная.
Лицо ее безмятежно, с легкой затаенной улыбкой, с прозрачным, ласковым и внимательным взглядом, направленным немного ниже и левее зрителя.
Замысел берлинского рисунка и поза дрезденского портрета как бы объединились в картине Эрмитажа. Увенчанная цветами, Саския-Флора выступает за изобразительной поверхностью справа налево на фоне таинственной тьмы.
В поколенном портрете Флоры Рембрандт дает поэтический портрет своей молодой жены, стремясь выразить всю силу своего чувства в наивном и трогательном стремлении как можно лучше украсить ее изображение.
Широкий силуэт ее фигуры кажется изящным, он свободно размещается на картине, оставляя много места справа и особенно слева; освещенный куст зелени в правом углу и увитый яркими цветами жезл в левой части картины не заполняют пространства, а лишь подчеркивают глубину.
Пышная, златотканая одежда, в которой тонет тоненькая фигурка Саскии, увитый цветами жезл, который она держит в правой руке, и цветочный венец в распущенных волосах делают ее похожей на какую-то сказочную принцессу, в образе которой художник запечатлел не столько портрет самой Саскии, сколько портрет своей любви.
Придерживая на груди левой рукой зеленый шелковый плащ, Саския, слегка наклонив головку, повернула к нам свое простое, но прекрасное лицо и замерла на месте, стоя к зрителю немного боком.
Полное личико Саскии, ее круглые глазки и пухлые губки мы без труда узнаем: Рембрандт их так любил и так охотно передавал именно такими, какими видел. Но одного сходства мало! Портрет Саскии должен ласкать и радовать глаз, он должен быть праздником для созерцающего.
И, зачарованный красотой своей двадцатидвухлетней жены, художник самозабвенно окаймляет ее лицо локонами распущенных волос, подчеркивая женственную прелесть ее облика ее красочным окружением. Головку Саскии венчает цветочная гирлянда, гармонирующая с нежным румянцем щек.
Как будто бы только что сорванные, свежие и яркие цветы венка и жезла вносят радостную ноту в общий холодноватый колорит картины.
И наш взгляд скользит по богатейшим переливам светло-зеленого атласа и пестрой отделки ее длинного пышного одеяния, по серебряному шитью, украшающему рукав, и снова поднимаясь вверх, встречает богатые формы тюльпанов в венке.
Написано это безо всякой мелочности, которой было еще так много в ранних портретах Рембрандта, например, в «Портрете отца»; смело и свободно ложатся в разных направлениях мазки густой краски. Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах. И конечно, как истинный голландец, он со вкусом передавал массивность тяжелых тканей, сверкание серебряных нитей, нежность тюльпанов.
Замечательной красоты достигает живопись так называемых карнаций, как в прежние времена называли технику изображения человеческой кожи. И также красивые, яркие, крупные цветы, и также изумительно выписан плотный шелк плаща и прозрачная, полосатая, светло-коричневая ткань рукавов.
Рембрандт передает материальную, осязаемую красоту мира с такой полнотой, силой и тонкостью, какие неведомы даже профессиональным голландским мастерам натюрморта — стоит только сравнить розы и тюльпаны, украшающие рембрандтовскую «Флору» с цветами знаменитого натюрмортиста Кальфа, чтобы отдать предпочтение реализму и краскам молодого сына лейденского мельника.
«Флора» великолепнее, чем все попытки современников Рембрандта в этом роде — но в глазах современников картина не выпадала из рамок определенного типа.
Портрет Саскии-Флоры заворожил меня на первый взгляд таинственным цветовым сочетанием и образом, в котором представил автор данное произведение. Она как будто бы лесная нимфа из сказок фэнтези предстающей во всей этой цветочной атрибутике и богатстве одежд.
При невнимательном рассмотрении лицо Флоры не приравнивается к идеальным чертам и канонам красоты того времени. Она не была идеалом красоты: короткая шея, короткая талия и невыразительные глаза. Но по воле Рембрандта, охваченного своей страстью, она волшебно преображается. Она очаровательна и грациозна.
Если присмотреться, то можно заметить насколько виртуозно художник пользуется целой системой живописных и композиционных приемов и средств образной характеристики. Настолько чутко Рембрандт передал портрет своей жены, как будто это снимок фотографии, и вот-вот она оживет и предстанет перед нами во всей красе.
Но большее внимание меня привлекло одеяние в которую, обличил художник свою жену. Кажется, что Рембрандт заинтересован ею самою меньше, чем ее пышным одеянием. Картина – словно натюрморт из драгоценных тканей одежды, кроны цветов на голове и жезла, увитого цветами. Настолько скрупулезно он передал фактуру ткани, ее богатую вышивку и переливы на свету.
Что хочется пощупать и потрогать. Все это в сочетаний организует полный прекрасный, идеальный образ богини весны. Без таких работ наше представление о красоте и женственности было бы бедным и плоским.
Вывод: Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России — передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма. Портрет занимал в творчестве Рембрандта исключительно видное место. По всем своим художественным интересам и склонностям Рембрандт был прирожденным портретистом. Он стремится познать это явление во всей его особливости, во всем его своеобразии, во всей его неповторимой оригинальности. Рембрандт трактовал любую тему и любой жанр в чисто портретном духе, вскрывал в любом персонаже черты ярко выраженной индивидуальности, те самые черты, которые составляют сущность портретного образа.
Источник: http://student.zoomru.ru/isk/tvorchestvo-rembrandta-analiz-kartiny-flora/147270.1129551.s1.html
Саския и Рембрандт. Биография, дата и место рождения Саскии. Картины, интересные факты
Саския ван Эйленбюрх, младшая дочь богатого семейства, могла прожить самую обычную жизнь, и сегодня, спустя почти четыре столетия, никто и не вспомнил бы ее имени.
Так было бы, не встреть Саския Рембрандта ван Рейна. Сегодня же ее многочисленные изображения известны каждому почитателю живописи.
Из этой статьи можно узнать биографию жены художника и увидеть самые известные, написанные Рембрандтом портреты Саскии.
Ранняя биография
Саския ван Эйленбюрх родилась 2 августа 1612 года в Леувардене (Нидерланды), в семье градоначальника, адвоката и зажиточного горожанина Ромбертуса ван Эйленбюрха. Она была младшей из четырех дочерей Эйленбюрха, также в семье было еще четыре сына.
Мать семейства умерла в 1619 году от туберкулеза, когда Саскии было всего 7 лет. Спустя пять лет умер и отец. Все заботы о семье легли на старших детей, фактически в юношестве сестры и братья заменили девушке родителей.
Портрет будущей жены Рембрандта, Саскии, представлен ниже.
Кончина
Наконец у супругов был дом и долгожданный ребенок, однако организм Саскии, надломленный переживаниями и тяжело перенесенной последней беременностью, был окончательно сломлен подхваченной инфекцией туберкулеза. От него она и скончалась 14 июня 1642 года, меньше двух месяцев не дожив до своего тридцатилетия.
Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх».
Из-за этого спустя 12 лет Рембрандт не смог узаконить отношения со своей последней возлюбленной Хендрикье Стоффелс.
Эскизы и наброски с изображением Саскии
Помимо большого количества картин Рембрандта с Саскией, изображенной на них, большой интерес для исследователей жизни и творчества великого художника представляют его простые изображения супруги, выполненные карандашом.
Он делал их для памятной зарисовки или последующего перенесения на полотно. Таковыми являются, например, «Портрет Саскии-невесты» (1633), «Саския с жемчужным убором в волосах» (1634), «Четыре наброска Саскии» (1635), «Саския в образе святой Екатерины» (1638).
Гравюра «Автопортрет с Саскией»
Единственным семейным портретом супругов ван Рейн является гравюра, выполненная Рембрандтом в 1636 году. Сюжетное полотно «Блудный сын в Таверне», о котором пойдет речь далее, в расчет не берется, так как оно, все-таки, не имеет отношения к личной жизни художника и его жены.
Данная гравюра, напротив, являет собой повседневное увековечивание момента их единения, созданное не для искусства, а для памяти. Гравюрное изображение Саскии и Рембрандта на фото представлено выше.
«Блудный сын в таверне»
Эта знаменитая картина, известная также под названием «Портрет Рембрандта с Саскией на коленях», была написана художником в 1635 году. В качестве сюжета для этого полотна он выбрал библейскую притчу о блудном сыне.
Себя он изобразил сыном, распутствующим в таверне, а Саскию — блудницей. Богатые наряды, в которые Рембрандт облачил своих героев, соответствуют времени, современному для художника, а не библейским годам.
Поэтому картина не является иллюстрацией, а лишь передает смысл притчи.
Интересно, что изначальная версия полотна была больше, и, помимо Саскии на коленях Рембрандта, присутствовали другие персонажи. Однако после смерти супруги художник самостоятельно обрезал холст, оставив на картине только себя и ее.
«Портрет Саскии в аркадийском костюме»
Больше всего портретов Саскии Рембрандт создал в первые годы их семейной жизни.
Эта невероятно нежная работа, изображающая супругу художника в мифическом наряде жителей греческой Аркадии, выполнена в 1635 году, втором в их семейной жизни.
На портрете Саския нежно улыбается и рассеянно смотрит в сторону, одной рукой она держит цветы, другой – опирается на деревянный посох, увитый плетущимся растением.
Очевидно, во время написания картины Саския пребывала на одном из последних месяцев беременности. Она и подумать не могла, что младенец не проживет и месяца, а потому ее лицо лучится радостным ожиданием и нежностью.
«Минерва в своем кабинете»
В том же 1935 году Рембрандт изображает Саскию в образе Минервы, сидящей перед большой открытой книгой за столом в своем кабинете. Древнеримская богиня мудрости, науки и изобретений, Минерва являлась достаточно популярной и любимой героиней сюжетов художников-классицистов XVI-XVIII веков. Вот и Рембрандт решил написать портрет богини, с лицом, конечно же, своей красивой и мудрой жены.
Самым частым атрибутом Минервы в живописи и скульптуре является шлем римского легионера, венчающий ее голову и олицетворяющий ее еще и как богиню войны. Однако Рембрандт на своей картине решил избежать этого штампа и увенчал голову супруги лавровым венком.
Завершая работу над полотном, он все-таки написал и шлем, но поместил его за спиной богини, рядом с копьем и щитом.
Поверх богатого шелкового платья, схожего по цвету с аркадийским костюмом, с плеч Саскии-Минервы ниспадает богатый золотой плащ, символ римских правителей.
«Портрет Саскии в красной шляпе»
Еще один знаменитый портрет Саскии Рембрандт написал в 1634 году, еще до их женитьбы. Рабочее название полотна звучало как «Невеста художника в красной шляпе». На этой картине Саския еще по-девичьи стройна, ее лицо сдержанно и спокойно, а поза намекает на готовность сменить свой статус и отправиться на встречу с взрослой жизнью.
Богатое бархатное платье красного цвета и такая же шляпа, огромное количество украшений, меховая накидка — все это демонстрирует наряд богатой голландки. Именно так и выглядела Саския в повседневной жизни. Ее наряды отличались дороговизной материалов и великолепием покроя, а обе руки всегда были увешаны золотыми и серебряными браслетами.
Саския в образе Флоры
Рембрандт очень любил изображать супругу в образе древнеримской богини Флоры — символа весны, цветов, диких плодов и растений. Саския в образе Флоры, окруженная цветами, присутствует как минимум на трех полотнах художника.
Первое из них Рембрандт написал еще в 1633 году, когда Саския была его невестой. На нем девушка изображена крупным планом — она повернута к зрителю лицом и смотрит на него с задумчивой улыбкой.
Ее голову украшает нарядный полупрозрачный платок, поверх которого надет цветочный венок Флоры.
По неизвестным причинам оригинал картины не сохранился. Существует лишь копия картины, выполненная Говертом Флинком — современником Рембрандта. Он скопировал даже подпись автора оригинала и год написания.
Второй самый известный из портретов Саскии в образе Флоры Рембрандтом ван Рейном был написан в 1634 году, уже после их свадьбы. Картина схожа с «Портретом Саскии в аркадийском костюме», так как на обоих супруга художника по всей вероятности беременна.
Но в образе Флоры живот еще не слишком выделяется, и Саския скромно прикрывает его ниспадающей со спины частью платья. На голове богини пышный венок из полевых цветов и хвои, а в руке снова посох, также увитый цветами.
Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка.
Искусствоведы и исследователи творчества Рембрандта считают, что на этой картине он изобразил супругу в пик самого большого к ней чувства. Потому Саския-Флора получилась такой величественной, живой и прекрасной. Увидеть полотно можно в Эрмитаже.
Третий портрет, изображающий жену Рембрандта в образе Флоры, был написан в 1641 году, вскоре после родов их единственного выжившего ребенка — сына Титуса. На нем взгляд Саскии уже не рассеян и весел — эта Флора смотрит на зрителя в упор, а в глазах затаилась печаль потерь и переживаний. Однако нежная улыбка все равно свидетельствует о, наконец-то, обретенном счастье материнства.
Саския изображена в своей обычной одежде, на ней привычные украшения, а голову не украшает цветочный венок. Лишь маленькая красная маргаритка, которую женщина протягивает зрителю, осталась от предыдущего образа Флоры. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию.
По этой причине картина распространена и под другим названием — «Саския с красным цветком».
Многие считают картину пророческой. Путь от Саскии-Флоры, написанной в период первой беременности, к этой, познавшей горести и утраты всего за семь прошедших лет, будто бы отражен в символе цветка — единственного, оставшегося от прежнего пышного венка-букета.
И этот цветок Саския не прислоняет к волосам, а показывает зрителю, будто собираясь отдать. Так как цветы являются символом жизни, отданную маргаритку многие считают тем самым последним годом до преждевременной кончины Саскии, ведь картина была написана в 1641-м.
Выше было сказано о трех полотнах, но существует еще одна картина Рембрандта под названием «Флора». Он написал ее в 1654 году, но не обозначил в названии, кто является прототипом, а мнения современных искусствоведов по этому вопросу расходятся.
Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Ведь именно в этом году она была беременна от Рембрандта, и он официально стал жить вместе с ней.
Другие утверждают, что это предыдущая возлюбленная художника — Гертье Диркс, но версия лишена смысла, ведь они расстались со скандалом, и он вряд ли стал бы рисовать ее.
Совсем другое дело — главная любовь жизни художника, первая и единственная жена, с которой он расстался не по своей воле, совсем не желая этого. Сравнение портретов Саскии, Гертье и Хендрикье, очевидно, склоняют вероятность в пользу единственной законной госпожи ван Рейн, вдовцом которой Рембрандт оставался до конца своей жизни.
Но что могло побудить художника, начинающего семейную жизнь с новой женщиной, написать посмертный портрет прежней возлюбленной? Флора, изображенная в профиль, держит в руке горсть желудей — символ истины и процветания.
Рембрандт, исходя из завещания покойной супруги, прекрасно знал, что она не хотела его повторной женитьбы.
Возможно, этим полотном, вновь возведя Саскию в образ богини, художник пытался попросить у нее прощения и благословения на создание новой семьи.
Источник: https://autogear.ru/article/415/613/saskiya-i-rembrandt-biografiya-data-i-mesto-rojdeniya-saskii-kartinyi-interesnyie-faktyi/
Читать «Творчество Рембрандта»
Анатолий Вержбицкий
Творчество Рембрандта
Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году), изначально созданных для незрячих людей, слушателей «Говорящей книги», объединенных общей темой — Рембрандт.
Серия эта является результатом многолетнего исследования репродукций с всемирно известных картин и рисунков художника и относящихся к этим картинам нескольких тысяч фрагментов из опубликованных тогда в Советском Союзе трудов советских и зарубежных искусствоведов и писателей.
В серию включено более ста пятидесяти описаний драгоценнейших картин и рисунков Рембрандта, бережно хранящихся в музеях России, зарубежной Европы, Америки. Сверх того, рассказывается о более чем двадцати картинах других великих художников, в том числе Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса.
Текст посвящен рассказу о жизни и творчестве художника, чьи картины и рисунки известны каждому культурному человеку любой страны мира.
Особенностью текста является подробное описание картин (важное для незрячих, но не всегда сопровождающее работы для читателей, обладающих колоссальным зрительным опытом).
Сюжетную канву рулонов о Рембрандте представляет небольшой очерк Эмиля Верхарна, опубликованный в книге «Искусство книг для чтения» под редакцией Михаила Владимировича Алпатова.
Анатолий Вержбицкий
Заслуженный работник культуры России
ТВОРЧЕСТВО РЕМБРАНДТА
Слово французскому поэту Гийому Аполлинеру.
Мы хотим исследовать край необъятный и полный загадок,
Где цветущая тайна откроется тем, кто захочет ею владеть.
Там сверкание новых огней и невиданных красок,
И мираж ускользающий
Ждет, чтобы плоть ему дали, и дали названье;
Мы стремимся постичь этот мир доброты,
Погруженный в молчанье.
Это время, которое можно стереть или снова вернуть.
Снисхождение к нам! Мы ведем постоянно сраженье
На границах грядущего и беспредельного.
Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. Мы называем их вечными спутниками.
В России это, прежде всего, Пушкин, в Германии — Бетховен, в Австрии — Моцарт, в Англии — Шекспир, во Франции — Вольтер, в Италии — Микеланджело, в Испании — Сервантес, в Польше — Шопен, в Голландии — Рембрандт ван Рейн.
Великие национальные художники, они сродни друг другу мятежностью своего гения, поражающей мощью интеллекта и тою великостью сердца, которую Ромен Роллан справедливо считал необходимой приметой настоящего человека, художника, героя.
Один художник рассказывал, что когда он в первый раз вошел в римскую церковь Сан-Пьетро ин Винколи, где над неоконченной папской гробницей высится двухсполовинойметровая скульптура Микеланджело «Моисей», он был так потрясен этим титаническим образом, этим мрамором клокочущего гнева и сумрачного, почти нечеловеческого отчаяния, что ему захотелось съежиться и не подойти, а подползти в трепете к гигантскому изваянию. В грозном пророке, который, увидев отступничество своего народа от закона, готов разбить скрижали «Завета», скульптор показал человека вулканической силы страстей. Сдержанный гнев Моисея передает и движение могучей фигуры, и резко смятые складки одежды, и выражение красивого властного лица, в котором есть что-то жестокое, и бурно извивающиеся пряди огромной бороды. Сидящий Моисей пристально смотрит вдаль, готовый устремиться туда, где твориться неправое дело, где народ отлил золотого тельца и поклоняется этому денежному идолу.
Такое же чувство восторга и смущения испытываешь перед Рембрандтом. Как дерзнуть подступить к нему туда, где в полумраке, среди тревожных зарниц, он глядит в мир с самой высокой ступени человеческой гениальности?
Как Микеланджело, творец миров, выразивший весь пафос человеческого страдания и гордого человеческого бытия, недосягаемо возвышается над всем искусством Италии, так Рембрандт, открывший и запечатлевший в живописи глубочайшие тайны и грезы человеческой души, возвышается одиноко над всем искусством Нидерландов.
По высоте и напряженности трагического момента в его творениях Рембрандта сравнивают с Эсхилом и Шекспиром. А за последние десятилетия в западной литературе все чаще можно встретить утверждение, что во всем художественном творчестве человечества только русский роман девятнадцатого века дает психологический анализ подлинно рембрандтовской глубины.
И даже что только проникновение Льва Толстого и еще в большей степени Достоевского во все тайники человеческой души позволяет понять до конца великое откровение искусства Рембрандта.
Высокой человечности русской литературы, конечно, особенно близок всечеловеческий гений Рембрандта, ибо, как и величайшие гении нашей словесности, он вскрывает правду человеческого сердца во всей ее многогранности и глубине.
«В ряду великих мастеров мирового искусства, — пишет советский искусствовед Евсей Иосифович Ротенберг, — имя Рембрандта всегда было окружено особым ореолом.
За этим именем возникает образ художника трагической, но прекрасной судьбы, образ человека, никогда не изменявшего тому, во что он верил, не способного поступиться даже самым малым в искусстве, если это шло против высшей человеческой правды.
Творческие создания Рембрандта воплощают лучшее из того, что создало искусство его родины, но значение их шире — они открыли новые пути для художников эпохи, в которую жил Рембрандт, они стали затем образцами для всех последующих эпох, они справедливо причислены к высшим достижениям человеческого гения».
У русских художников и в нашей искусствоведческой литературе нет и не было, по существу, разногласий в оценке Рембрандта.
Идеолог передвижничества, художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов называл Рембрандта «великим родоначальником нового европейского искусства», а идеолог враждебного передвижникам течения «Мир искусства», живописец Александр Николаевич Бенуа считал творчество Рембрандта «чудом в истории человечества». Выдающийся русский художник, идейный вождь передвижников Иван Николаевич Крамской называл Рембрандта «великим из великих», а один из величайших сынов России Илья Ефимович Репин писал: «Рембрандт более всего любил гармонию общего, и до сих пор ни один художник в мире не сравнялся с ним в этой музыке тональностей, в этом изяществе и законченности целого».
А целое для Рембрандта — это человек и Вселенная.
Но этот художник, открывший человечеству такие глубины познания, такие красоты самой горячей и щедрой любви, художник, в творчестве которого добро сияет с такою всепокоряющей силой, умер в нужде, непонятый, даже отвергнутый современниками, отупевшими от чванства и самодовольства голландскими бюргерами, поправшими лучшее, что за свою многовековую историю дал их народ.
Рембрандт — имя, ставшее легендой.
«Все писавшие в последнее время о Рембрандте, — так начинает свой очерк о художнике великий бельгийский поэт Эмиль Верхарн, — мерили его аршином своей точной, рассудочной, ученой критики. Они старались разобрать его жизнь год за годом, радость за радостью, несчастье за несчастьем.
И вот теперь мы знаем все подробности его биографии, интересуемся его манией коллекционировать, его семейными добродетелями, его родительскими заботами, его неизменными увлечениями, его богатством, его разорением, его кончиной.
До нас дошла опись его имущества и документы по опеке над сыном, и благодаря этому критики могли проникнуть в жизнь великого человека, словно его бухгалтеры. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. Его обнажили — не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством.
Ныне он похож на того нагого бичуемого Христа у колонны, которого он, как говорят, рисовал, думая о своих кредиторах. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках».
Современная наука, терпеливая, мелочная, все крошащая, работающая только самыми точными инструментами, гордится тем, что составила подробную опись громкой славы Рембрандта.
Она оставила на этой славе следы своих маленьких зубов, она обгрызла ее острые углы, но не смогла прорыть себе хода в глубь ее громадной, великолепной, таинственной массы.
Что до нас, то мы попытаемся критиковать Рембрандта не извне, а изнутри, из глубин его духа.
Источник: http://litlife.club/br/?b=54940&p=18
Дом-музей Рембрандта
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) самый известный представитель Золотого века Голландской живописи. Родившись в семье мельника в голландском Лейдене (Leiden), мальчик берет уроки у лучшего лейденского мастера. Когда в 1623 году Рембрандт переезжает в Амстердам, Питер Ластман (Pieter Lastman) помогает родиться гению.
Талант и удивительная работоспособность позволяют в 1639 году приобрести чудесный дом на Jodenbreestraat, 4. Художник, привыкший жить на широкую ногу, так и не смог рассчитаться с кредиторами. Спустя 17 лет его пришлось подать за долги. На аукционе была распродана коллекция итальянских мастеров – бюсты и картины, редкое японское оружие и множество работ самого художника.
Основание музея
В 1911 году по велению королевы Нидерландов в доме был основан музей. Благодаря аукционным спискам воссозданы детали быта. Например, из 290 гравюр знаменитого живописца, в музее представлены 260.
Сохранилась забавная история об эстампе «Трех дерев»: Рембрандт на приеме у бургомистра заметил, что на столе нет горчицы. Тут же за ней отправили слугу. Художник, зная о медлительности посыльного, заключил пари, что он скорее награвирует доску, чем они увидят горчицу на столе. Пари было выиграно.
Но прославился он как портретист, умеющий уловить настроение и характер модели. Именно на портретах и была заработана основная часть его состояния. Существует более 100 автопортретов мастера.
По ним можно проследить настроение и жизнь гения: От радужной и полной надежд юности постепенно переходящей в разгульную и успешную зрелость и заканчивающуюся бледными красками нищеты, усталости и разочарования в конце жизни.
Сюжеты большинства его произведений соответствуют духу пуританской эпохи – библейские зарисовки, жизнь благочестивых современников.
В личной жизни ему повезло – он женится на своей самой лучшей модели Саскии ван Эйленбюрх (Saskia van Uylenburgh), дочери зажиточного бургомистра.
Поскольку на тот момент художник был очень популярен, то назвать сей брак элементом расчета, не представляется возможным. Самые известные картины с Саскией это «Саския Флора» и «Автопортрет с Саскией на коленях».
Увы, Саския умирает в 29-ти летнем возрасте, оставив Рембрандту новорожденного сына.
Рембрандт известен скандалами со своими любовницами после смерти жены. Первая няня сына, после того, как ее выставили на улицу, подала в суд в надежде, что церковь примет ее сторону. Пуританские нравы оказались не на стороне женщины. Но второй женой стала служанка Хендрикье. Которую Рембрандт пережил, как и своего сына. Умер в нищете и одиночестве.
Практическая информация
Адрес
Jodenbreestraat 4, Amsterdam
Часы работы
Ежедневно с 10.00 до 17.00
Цена билетов
- Взрослый 8 евро;
- Детский с 6 до 16 лет 1,5 евро;
- Детский до 6 лет бесплатно.
- Официальный сайт: www.rembrandthuis.nl
Совет
Можно записаться на мастер-классы и попробовать себя в качестве художника XVII века. Вам предстоит постичь мастерство гравировки, попробовать натянуть холст или размешать краски по рецепту гения.
(109
Источник: https://vAmsterdame.com/muzei/museum-het-rembrandthuis.html