Божественная комедия в живописи
О влиянии работы Данте на творчество знаменитых живописцев.
Ад Данте в живописи
Со времен написания культовой Божественной комедии прошло немало лет, однако, идеи и образы, созданные Данте, вдохновляют художников на написание иллюстраций к поэме, а скульпторов на создание различных памятников. Некоторые мастера весьма скрупулезно воссоздавали детали произведения, другие привносили свои идеи.
Сандро Боттичелли (1445–1510)
В 1550 году Джорджо Вазари писал следущее:
Стоит отметить, что первые комментарии к комедии были опубликованы во Флоренции, в 1481 году, когда она только набирала популярность. Иллюстрации мастер создал в 1490-х годах, для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Работа являлась беспрецедентной. В то время было принято создавать иллюстрации книг в формате небольших изображений, акцентируя внимание на тексте, однако, у Боттичелли они больше похожи на картины.
Многочисленные и крупные, они сопровождают каждую песнь поэмы. Художник был чрезвычайно внимателен к первоисточнику, точно изображая каждую сцену.
Многие иллюстрации были растеряны, некоторые лежат в музеях Ватикана и Берлина.
Карта ада
Боттичелли также составил очень подробную карту подземного мира. Знаменитая карта, как и другие работы художника, считается одним из самых точных изображений ада по Данте. Восхищение, которое живописец испытывает к поэту, можно видеть в портрете Алигьери, созданном в 1495 году для библиотеки Боттичелли.
Сатана
Страданус (1523–1605)
Известный под именами Ян ван дер Страт, Джованни Страдано и Страданус, фламандский живописец жил во Флоренции и был близок с семьей Медичи.
Несмотря на то, что художник был одним из ведущих мастеров итальянского маньеризма, он не забывал о своем происхождении, что отчетливо видно в серии иллюстраций к Божественной комедии.
Суровый северный характер раскрывается прежде всего в изображениях Инферно, содержащих демонические образы и жуткие ландшафты.
Данте и Вергилий пересекают реку Стикс с помощью паромщика Флегия
Уильям Блейк (1757–1827)
102 рисунка Блейка, иллюстрирующих комедию, были введены в эксплуатацию в 1825 году. После смерти художника, два года спустя, было найдено множество набросков и предварительных композиций.
В отличие от Боттичелли, Блейк не только уделяет внимание деталям поэмы, но и привносит собственную точку зрения на ключевые сцены. Образы, созданные Уильямом, иногда намекают на критическое отношение к труду Данте, хотя и имеют множество признаков, свидетельствующих об интеллектуальной симпатии поэта и художника.
Поль Гюстав Доре (1832–1883)
Доре был известным французским художником. Начав свою карьеру в возрасте 16-ти лет, он работал иллюстратором для газет и издательств. Его работы ценились за то, что удачно совмещали элементы реализма и романтизма, а также хвалились за потрясающее изображения тел и внимание к анатомии. Огромного успеха живописец достигает в 1865 году, благодаря своим иллюстрациям к Библии.
Уже в 1855 году Доре планировал создать серии иллюстраций к шедеврам мировой литературы. В списке авторов, помимо Гомера, Оссиана, Гете и других, был также и Данте Алигьери. Этот проект Гюстав реализовал в промежутке между 1861 и 1868 годами, и был так вдохновлен Божественной комедией, что сам финансировал создание рисунков к Аду.
Восхищение поэмой в 19 веке было велико, поэтому иллюстрированная книга Доре в кротчайшие сроки достигла успеха. В дальнейшем была закончена работа над Чистилищем и Раем, а сама книга переведена на многие языки.
Иллюстрации Доре к комедии шедевральны. Мастер сумел передать сверхъестественную атмосферу поэмы, помогая зрителю погрузиться в сюжеты, поставив себя на место главного героя. Гюстав смог донести структуру жизни и смерти, изобретенную Данте, созданную на четыре века ранее.
Вильям Бугро (1825–1905)
Автор многих реалистичных картин на мифологические и религиозные темы не был по достоинству оценен при жизни, во многом из-за его негативного отношения и отказа от импрессионизма и авангарда.
С Божественно комедией связана работа «Данте и Вергилий в аду», в которой герои сталкиваются с алхимиками, фальшивомонетчиками, лжесвидетелями и самозванцами. Джанни Скикки, узурпатор и обманщик, вцепился в шею Капаччо, еретика и алхимика.
Они бьют друг друга руками, ногами, головой, разрывая тела на куски.
Франц фон Байрос (1866–1924)
Австрийский живописец и писатель фон Бойрос известен благодаря иллюстрациям эротических книг (Декамерон Боккаччо, Сказки тысячи и одной ночи). Рисунки Байроса по Божественной комедии наполнены влиянием Густава Климта, Коломана Мозера, Альфонса Мухи, а также стилем прерафаэлитов.
Сальвадор Дали (1904–1989)
По случаю 700-го дня рожденья Данте Алигьери, в 1951 году, Дали было поручено создать набор рисунков к Божественной комедии. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве.
В сотнях иллюстраций, кроме образов снов и галлюцинаций, характерных для стиля Дали, можно видеть сырость и материальность Ада Данте.
Помимо простого создания рисунков на основе поэмы, художник также хотел передать все эмоции и чувства, которые привели Данте к созданию своей загробной жизни. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами.
Взгляд Биатриче. Дали.Обход в долину цветов. Дали.Данте из серии ДалиЦербер. Дали.
Источник: https://artrue.ru/articles/bozhestvennaya-komediya-v-zhivopisi.html
Ад, чистилище и рай за $350 000. Гид по выставке иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» — citydog.by | журнал о Минске
В первый день весны в Национальном историческом музее открывается выставка иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Мы сходили на монтаж и узнали у куратора, почему этой весной стоит прийти и посмотреть на творения великого испанца.
«Читать “Божественную комедию” – то же самое, что читать Библию»
Выставка продлится два месяца – до 1 мая. Она занимает целый павильон на втором этаже Национального исторического музея на Карла Маркса, 12. Большое пустое пространство разделили высокими перегородками, вдоль которых и надо идти, если хотите смотреть иллюстрации в том порядке, в котором они расположены в книге.
На каждой иллюстрации есть пометка с цитатой из «Божественной комедии», чтобы лучше понять, о чем рисунок.
У выставки стоит возрастное ограничение 16+, потому что многие иллюстрации поистине жуткие.
Хотя кураторка и главная инициаторка создания выставки Ольга Клип с этим не согласна: «Знаете, это так красиво, это так качественно, что, мне кажется, вкус надо воспитывать с детства.
Не думаю, что здесь есть настолько пугающие сцены. От детей все равно все не скроешь, поэтому лучше учить их на хорошем примере».
Всего на выставке 100 иллюстраций стоимостью около $350 тысяч долларов. Иллюстрации предоставил итальянский коллекционер, который в свое время купил все собрание у галеристов в Париже.
Раньше иллюстрации в Беларуси никогда не выставлялись. «Лишь несколько раз фрагментарно, хотя их аутентичность вызывает сомнения».
– В нашей коллекции только оригиналы – и это заключение экспертов. Также как доказательство – титульный лист, на котором Дали небрежно оставил шариковой ручкой подпись и рисунок, – объясняет Ольга.
В Италии дети в школе целый год изучают «Божественную комедию» как кладезь знаний об античной и средневековой культуре.
– Я считаю, что наша выставка – это хороший прецедент начать знакомство с культурой, на которой зиждется и наша нынешняя. Понятно, что эта книга крайне сложная. По сути, читать «Божественную комедию» – то же самое, что читать Библию. А посещение этой выставки обязательно облегчит восприятие того, что написал Данте.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
В 1951 году итальянское правительство заказало у Сальвадора Дали иллюстрации к «Божественной комедии». Особое издание этой книги хотели выпустить в год 700-летия Данте Алигьери. Художник за несколько лет нарисовал 100 акварелей.
Итальянцы возмутились тому факту, что книгу их великого поэта будет иллюстрировать испанец. В итоге правительству пришлось отозвать свой заказ.
– Дали как дебошира мало беспокоило мнение итальянской общественности. Так что даже после снятия заказа он продолжил работу, но уже с типографией в Париже, – рассказывает Ольга. В начале выставки висит обложка как раз французской версии «Божественной комедии».
Затем в течение четырех с половиной лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную под контролем Дали переводили акварели на печатные пластины (ксилография). Они потратили на это 3500 специальных деревянных досок. В 1963 году работа над ксилографиями закончилась, а через два года увидело свет юбилейное издание «Божественной комедии».
Дали подготовил по картине к каждой тысяче строк
Просматривая эти иллюстрации, мы как будто читаем «Божественную комедию» – Дали подготовил по картине к каждой тысяче строк. А книга полна персонажей из античной мифологии, средневековой культуры, древневосточной философии, что не могло не отразиться на иллюстрациях художника.
– Вот, например, Герион – страж восьмого круга ада. По сути, это тот же знакомый нам Змей Горыныч из русского фольклора. Если углубляться, то можно понять, насколько фольклоры переплетаются и как много они берут друг у друга.
На последнем, девятом, круге ада в «Божественной комедии» томились предатели. Вмерзший в льдину Люцифер терзает в своих трех пастях Иуду, Марка Юния Брута (организатор заговора против Цезаря) и Кассия (также заговорщик против Цезаря). Дали изобразил это весьма специфично.
Дальше Ольга выделяет картину пышных сцен райского сада с разнообразными цветами, и куда же без ангелов с нимбами.
– Это сильно отличается от тех же сюрреалистических трактовок ада у Дали. Глядя на райские сцены, этого метода практически и не найдешь. Здесь он больше художник-романтик.
Любопытно, что при трактовке именно ада Сальвадор Дали прибегает к сюрреалистическому методу. Определенное представление об аде у художников сложилось во времена эпохи Возрождения и XIX века. Испанец же использует совсем другую цветовую гамму, часто ад вовсе не мрачный. Но даже в ярких цветах он находит адскую составляющую.
В иллюстрациях встречается множество известных мифических персонажей. Из реально живших людей – персонажей книги – нарисованы совсем немногие. Но, конечно, есть изображение самого Данте Алигьери.
Самая последняя иллюстрация в книге – Данте видит Христа и Деву Марию, ангелов, и в итоге перед главным героем раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных.
ЧТО БУДЕТ ЕЩЕ? КИНОПОКАЗЫ И ЛЕКЦИИ
На выставке кроме иллюстраций покажут кино и проведут несколько лекций. Их прочитает доцент кафедры романских языков филфака БГУ.
– В общем-то, главный романист в стране и эксперт по Данте. Он будет рассказывать подробности «Божественной комедии». Книга Данте – энциклопедия в шести томах, так что там всегда есть о чем поговорить.
На лекциях расскажут еще о самом Сальвадоре Дали, о психоанализе в его сюрреализме. Готовится лекция о том, как «Божественная комедия» изображалась художниками на протяжении семи столетий, заканчивая Дали.
– Кинопоказы также пройдут прямо в этом павильоне. А весной, когда распогодится, хотим устроить театральные представления и кинопоказы во дворике музея. Но с этим мы пока еще определяемся.
Посетить выставку можно ежедневно с 1 марта по 1 мая в Национальном историческом музее (К. Маркса, 12). Входной билет для взрослых стоит 10 рублей, для студентов – 8 рублей, а для школьников и пенсионеров – 5 рублей. Музей работает с 11:00 до 19:00.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Источник: https://citydog.by/post/dali-post/
Как Сальвадор Дали спустился в ад Данте
Знаменитая «Божественная комедия» Данте Алигьери начинается с того, что поэт, земную жизнь пройдя до половины, очутился в сумрачном лесу, сбившись с прямого пути. Начинается поэма, прямо скажем, не очень воодушевляюще.
Это больше напоминает начало какой-то страшной истории или кровавого детектива.
Своим творчеством Данте внес большой вклад в развитие поэзии и в понимание человеческой натуры, однако главное его достижение — созданный им образ ада, который повлиял на концепцию ада в человеческом сознании.
В аду Данте девять кругов, и в каждом из них все более изощренные и жестокие пытки и наказания, огонь, лед, мифические создания и страшные демоны. «Божественная комедия» — аллегория о грехе и об искуплении.
Проводником Данте в аду становится Вергилий — другой поэт, который также затрагивал тему ада в творчестве. Мимо такой темы, конечно же, не смог пройти Сальвадор Дали, ревностный католик.
Тот факт, что поэму ранее иллюстрировали Уильям Блейк и Гюстав Доре, лишь добавил теме привлекательности.
(Всего 34 фото)
Источник: Dangerous Minds
В 1957 году итальянские власти обратились к Сальвадору Дали с просьбой создать серию из 101 акварели для нового издания «Божественной комедии», приуроченного к 700-летию со дня рождения Данте Алигьери и намеченного на 1965 год. Дали принялся за работу.
Но когда первые из акварелей Дали были выставлены во дворце Паллавичини-Роспильози в Риме, часть итальянской публики осталась недовольна тем, что, чтобы отдать дань памяти величайшему поэту их страны, наняли испанца, а не итальянца. Проект быстро свернули.
Но Дали это не смутило, и он закончил работу над иллюстрациями.
В 1964 году он обратился к своему французскому издателю Жозефу Форе, который тогда работал над выпуском тома иллюстраций Дали к новому изданию «Дон Кихота».
Художник предложил сделать новое издание поэмы Данте Алигьери с его иллюстрациями. Форе показал выборку из акварелей Дали издательскому дому Les Heures Claires, который с энтузиазмом отнесся к проекту.
Два гравера — Раймон Жаке и его ассистент по фамилии Тарикко — получили задачу вручную вырезать 3500 деревянных блоков, необходимых для репродукции акварелей Дали. На итальянском вышло ограниченное издание книги. Репринты акварельных иллюстраций Дали к «Божественной комедии» можно купить в интернете.
В иллюстрациях заметны характерные для Дали детали — удлиненные конечности, расползающиеся лица и тревожное настроение. Хотя его иллюстрации нельзя сравнивать с работами Доре и Блейка, работы Дали создают сюрреалистичную интерпретацию ада и всех его наказаний.
Источник: https://BigPicture.ru/?p=838151
Дали и Данте: Ад под солнцем Средиземноморья
Сальвадор Дали. «Черный дьявол. Ад. Песнь 21». Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери. 1959–1963.
Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Графические листы к «Божественной комедии», показываемые в Музее Фаберже начиная с 1 апреля, датированы 1958–1963 годами, и это не просто одна из самых больших работ Сальвадора Дали в жанре «книга художника».
Может быть, именно поэтому, в отличие от иллюстраций к другим великим книгам, серию к «Божественной комедии» показывают целиком, не пропустив ни одного звена? Данте Алигьери вместе с другими творцами Раннего Возрождения входил в пантеон сюрреалистов и самого Дали, прежде всего как лучший и самый известный пример столь ценимого ими визионерства.
Приключения испанца в Италии
«Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!» — эти слова Сальвадора Дали в «Дневнике одного гения» датированы маем 1956 года.
Работы, созданные художником в начале 1950-х годов по заказу итальянского правительства для издания «Божественной комедии» к 700-летию Данте, были восприняты в Италии крайне негативно.
В прессе Дали припоминалось все, от сюрреалистского прошлого до фашистских симпатий, а главное — испанец не должен касаться основополагающего для итальянской нации литературного памятника, к тому же на государственные деньги. Проект прервался, но желание воплотить его в реальность уже не оставляло Дали.
«Божественная комедия» была далеко не первым его опытом в книжной графике.
Целенаправленно к иллюстрации художник впервые обратился в 1934 году, когда вышло новое издание поэмы Лотреамона «Песни Мальдорора».
В 1948 году, вернувшись из Америки, Дали иллюстрирует жизнеописание Бенвенуто Челлини (эти работы также представлены на выставке), а в 1956 году им были сделаны литографии к «Дон Кихоту».
На открытии выставки «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в петербургском Музее Фаберже
В результате «Божественная комедия» выходит в парижском издательстве Les Heures Claires в шести томах. Было выпущено 2,9 тыс. экземпляров, а также 100 нумерованных с пагинацией римскими цифрами и 44 на японской бумаге. Все они были отпечатаны в веронской типографии Stamperia Valdonega.
Рисунки Дали были сделаны акварелью, гуашью и пером, а затем переведены в печатную технику. Сохранить все художественные особенности оригинала удалось благодаря использованию цветной ксилографии — так же, как это делалось в знаменитых японских гравюрах.
Каждый рисунок Дали воспроизводился последовательными оттисками с отдельных печатных форм числом от 20 до 37, за счет чего переданы все оттенки цвета. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тыс.
досок, которые были уничтожены после печати тиража.
Мимо букв
Верный своей манере Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое.
Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все же сохранил верность сюрреалистической образности и не оставил до конца принесшие ему известность приемы.
И здесь он опять пользуется сюрреалистическим словарем, к созданию которого приложил руку.
Как всегда, сам мэтр лучше всего объяснит свое искусство.
Весной 1960 года перед открытием парижской выставки, на которой был представлен цикл иллюстраций к «Божественной комедии», он выводит в «Дневнике одного гения»: «Когда меня спрашивают, почему я в таких нарочито светлых тонах изобразил ад, отвечаю, что романтизм совершил низость, убедив весь свет, будто ад черен, как угольные копи Гюстава Доре, и там ничего не видать. Все это вздор. Дантовский ад освещен солнцем и медом Средиземноморья, вот почему ужасы моих иллюстраций так аналитичны и суперстуденисты на вид, ведь у них ангельский коэффициент вязкости. На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости. Мне хотелось, чтобы мои иллюстрации к Данте получились словно легкие следы сырости на божественном сыре. Вот откуда эти пестрые разводы, напоминающие крылья бабочки».
Иллюстрации к «Божественной комедии» на выставке «Сальвадор Дали.
Сюрреалист и классик» в петербургском Музее Фаберже
Изображая Данте, чей профиль узнаваем со времен портрета, созданного Боттичелли через полтора века после смерти поэта, Дали изображает самого себя, а в образе Беатриче — обожаемую им Галу.
Как он выразился в том же дневнике, «продолжая потомственную линию греков, Дали лишь тогда доволен собой, когда ему удается из тоски пространства и времени и квантованных волнений души делать сыр! И сыр мистический, божественный!»
«Божественная комедия» справедливо считается одной из вершин художественной карьеры Сальвадора Дали и шедевром книгопечатного искусства. В 2008 году на аукционе Christie’s в Лондоне экземпляр книги был продан за £10 тыс., превысив эстимейт в два раза.
Для Дали, увидевшего рай и ад глазами Данте, было естественно установить еще более короткое знакомство с их создателем — вслед за «Божественной комедией» в 1963–1964 годах он берется за иллюстрирование Библии.
Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4439/
Иллюстрации Сальвадора Дали и Гюстава Доре к Божественное комедии Данте Алигьери
Всех без исключения художников в конечном итоге характеризует лишь одно — созданные ими творения. Каждое из них по-своему уникально и несет некий смысл, который автор пытается донести до нас с вами. Сравнивать художников и живописцев очень трудно, ведь у всех людей разное восприятие мира — их мироощущения различны. Объединяет их одно — это безудержная фантазия и желание творить.
Cerberus ( Гравюра Гюстава Доре)
В этой статье я постараюсь сравнить работы двух гениев, которые работали в разных направлениях, но создали нечто такое, что их объединило в наших с вами глазах. В данном случае речь пойдет о Поле Гюставе Доре и Сальвадоре Дали.
А объединила их, пусть они делали её в разное время, работа по созданию иллюстраций к одному из величайших произведений в литературе, а именно к La Divina Commedia или Божественной Комедии Данте Алигьери. Само произведение построено очень симметрично и разделяется на три части: первая часть Ад, вторая Чистилище и третья Рай.
Опираясь на католической традиции, загробный мир, как известно, состоит из ада, куда попадают те, кто навечно должен гореть и мучатся, чистилища — для тех, кто искупает свои грехи и рая — обители безгрешных людей наслаждающихся загробной жизнью. И Данте в своей «комедии» проводит нас по всему загробному миру, где всё очень детально и живо описывает.
Наверное, именно из-за такого талантливого описания побуждающего фантазировать и представлять было выбрано именно это произведение для иллюстрирования.
Гюстав Доре начал рисовать с самого детства. И каждое его произведения было выполнено с таким мастерством, что он стал очень известным, будучи ещё совсем молодым.
Каждая его гравюра как вызов к следующей, рисуя всё с большим рвением и желанием он достиг непревзойдённых успехов в этой области рисунка.
Одна из его известнейших гравюр сделанных для иллюстрации Божественной комедии — этоCerberus.
Ведь, как известно, именно Цербер охраняет вход в царство мёртвых, именно с него начинается путешествие. В сравнении с акварелью Сальвадора Дали, на ту же тему, не беря во внимание то, что он сюрреалист, обе иллюстрации различны, но одновременно дополняют друг друга.
Оба художника передали нечто своё, неповторимую атмосферу страха — в случае Дали или покоя в рисунке Доре. Ведь все мы боимся оказаться в загробном мире и переплыть реку Стикс, но также наше сознание будоражит интерес к тому, а что там на противоположном берегу.
Очень точный, наполненный большим количеством деталей рисунок Доре, разительно отличается от акварели Дали сделавшим сильнейший акцент на агрессию и непокорность цербера, не взяв детали за основу.
Cerberus (Сальвадор Дали)
Сальвадор Дали сделал акварели к каждой из 100 песен, в отличии от Доре бравшим за основу сюжет из любой терцины ( 3 строчки ) из песни. Независимо от этого очень многие их гравюры/ акварели перекликаются друг с другом, тем самым дополняя и давая нам основу фантазировать дальше самим.
In the heaven of Mercury ( Cальвадор Дали)
Mercury ( Гюстав Доре)
Ведь эти две иллюстрации тоже перекликаются? Не так ли?!
Любая из их гравюр/ акварелей с одной стороны — это не с чем не сравнимое произведение искусства, но сравнивая такие работы друг с другом понимаешь, что пусть один из них был гравёром и живописцем, а другой был выдающимся сюрреалистом осознаешь, что искусство настолько многогранно, что даже двух гениев мало чтоб охватить его со всех сторон, пусть это даже просто иллюстрации к произведению.
Источник: http://monemo.ru/culture/illjustratsii-salvadora-dali-i-gjustava-dore-k-bozhestvennoe-komedii-d/
Второй пост о Дали
Продолжая поднятую тему о выставке Сальвадора Дали в прошлом посте, сегодня решил поделиться с вами графикой, представленной на выставке из частной коллекции Александра Шадрина. К сожалению есть возможность показать не все работы из тех, что мы видели, но большая часть из них под катом перед вами:
Все изображения кликабельны для просмотра в большом размере
Графику Сальвадора Дали представляют цветные литографии, гравюры и рисунки, созданные им с 1963 по 1977 год, в посте они расположены в хронологическом порядке кроме трех последних.
Хронос из Серии Мифология, гравюра, 1963 Почти все гравюры и литографии Дали разбиты на серии или подсерии, среди которых очень много иллюстраций на книги или известные в том числе и мифологические сюжеты, которые обрабатываются и переосмысляются худложником. Перед нами греческий бог Хронос, персонифицирующий время, неумолимо уничтожающее человека. В его распахнутом ящике внутреннего мира мы видим лишь человеческие останки, которые он уже успел поглотить, следовательно с точки зрения земного, человека ничего не ожидает кроме тлена и разложения. Вихрь слева напоминает метафору ускоряющегося движения времени, в то время как единственную надежду оставляет корабль справа с движущейся к нему фигурой, а треугольник над ним, возможно, символизирует некое божественное начало, благоволяющее движущемуся.
Георгий победоносец и дракон, гравюра, 1965 Гравюра, возможно, послужившая прообразом скульптуры, которую вы видели ранее. Однако тут святой Георгий обходится без копья, растаптывая копытами своего коня дракона, имеющего, кстати, женские атрибуты, и дарящий розу своей музе. Женский образ музы здесь скорее напоминает мираж или воображение героя, она все еще далека от него. Ровный ряд костей, разделяющий их, возможно символизирует путь испытаний, который еще следует преодолеть.
Сюрреалистические цветы, гравюра, 1968 Серия сюрреалистических цветов представлена в двух работах и прдеставляет собой образ живых, трансформирующихся в подсознании автора, цветов. Это прекрасные и в то же время опасные образы, соединяющие в себе и грацию и обаяние и острые листья, стебли, ядовитые оттенки.
Сюрреалистический цветок, гравюра,1968 Эти работы Дали во многом предвосхитили всплеск фантастики в Америке и Европе, когда мир буквально заполонили (как и прилавки магазинов) годзиллы, анаконды, челюсти и целый сонм ядовитых и плотоядных цветов из сотни и одной чужеземной галактики.
Обнаженная в Ванной из серии Почтение Альбрехту Дюрреру, гравюра,1968 Многие работы Дали полны цитат, восходящих к творчеству классических художников, и сам Дали не скрывает этого, как правило указывая влияние или элемент заимствования в названии своей работы. Дали говорил: «Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении».
Женщины-Цветы, литография, 1970 Литографию «Женщины-цветы» Сальвадор Дали создал, оформляя балет Тристан и Изольда для Метрополитен-опера, в Нью-Йорке. Началась Вторая Мировая Война и премьеру балета отложили, но декорации и костюмы, созданные Дали, получили самостоятельное существование. Дали так описывал свою работу: Женщины — это прекрасные цветы, в которых одновременно присутствует несколько начал. Слева у женского образа изображены многочисленные рыбьи хвосты, справа кошачьи хвосты, поддерживаемые подпорками, которые опираются на женские ноги. Рыба – символ Иисуса Христа, т.е. божественное, святое начало в женщинах. Кошачьи хвосты символизируют кошек, т.е. темное, демоническое и сексуальное начало, которое приписывают кошкам, с которыми часто сравнивают женщин. Женская святость и женская сексуальность полностью зависят от самой женщины, но если не будет мужской поддержки, изображенной в многочисленных подпорках, то женщина не проявит эти свои лучшие качества. На святой стороне можно увидеть только рыбьи хвосты, на сексуальной стороне, внизу присутствует один рыбий хвост, который освещает демоническое и сексуальное начало в женщине. Многочисленные шипы символизируют, что если мужчина желает иметь женщину прекрасную как роза, то он должен терпеть женские слабости, капризы и другие шипы женского характера. Отдельное самостоятельное направление изображенные Дали шипы, повязки, ошейники, получили в секс-индустрии, но для Дали это было уже не интересно. На женской голове можно увидеть символ с лучами, внизу этот символ увеличен и лучи становятся змеями. Это голова Медузы Горгоны, она символизирует, что когда мужчина смотрит на прекрасные женские ножки, он столбенеет, каменеет гораздо больше, чем когда он смотрит на прекрасное женское лицо. С правой стороны под символами кошачьих хвостов у женских ног можно увидеть маленькие фигурки мужчин, которые стоят на полусогнутых ногах, молятся и сгорают в огне страсти по божественным и сексуальным женщинам. Так Дали иллюстрирует то, что сексуальное начало в женщинах для мужчин гораздо интереснее, чем святое. Это одна из немногих работ, которую Дали подписал Гала — Сальвадор Дали в благодарность за то, что она сделала из него мужчину – значит человека. В 1977 году Дали передает эту работу в фонд «Мир Дали», а далее она попадает в Россию.
Жадность из серии человеческие пороки (Гаргантюа и Пантагрюэль), литография, 1972 В изображении человеческих пороков Дали не изображает самого человека, подверженного греху, как традиционно, а пытается выразить опеределение самого греха через его символическую составляющую.
Убийство из серии человеческие пороки (Гарагантюа и Пантагрюэль), литография,1972
Каждый грех сопоставлен со своим цветом. Во многом эти работы вызывают ассоциацию с чудовищами, изображенными Иеронимусом Босхом, которыми, возможно, Дали и вдохновился, использовав некоторые из деталей в качестве цитирования — как например вооруженные бронированные существа.
Мартышка и Носорог из серии Бестиарий Ла Фонтэна, графюра, 1972 При иллюстрации басен средневекового французского писателя Лафонтена Сальвадор Дали использует технику акварели, чтобы показать, с одной стороны, нереальность, размытость, сказочность сюжетов, с другой стороны, пропечатывая черной краской контуры изображаемых персонажей, Дали указывает на их переход из мира мифов в реальный мир геральдических символов.
Башня Гала из серии 50 лет Сюрреализму, гравюра, 1975Жираф — один из первых образов, появившихся в самом начале творческого пути Дали. Прежде всего Дали очень нравится жираф и поэтому он ассоциирует его со своей родиной (хотя понятно, что жирафы там не водятся). К тому же жираф на очень длинных ногах (впоследствии появившихся позднее у слонов и носорогов), что символизирует не только грацию, но и неустойчивость. Горящий жираф появляется как предчувствие бедствийбудущей гражданской войны, причем несколько ранее чем известная картина маслом «Предчувствие гражданской войны». На этой картине образ горящего жирафа появляется вновь, падая из башни Гала, изгоняемый римским папой.
Беседка Гала из серии 50 лет сюрреализму, гравюра, 1975Здесь один из лучших двойной портрет самого Дали вместе с Гала. Буквы перед ними являются инициалами обоих.На мой взгляд, очень трогательная и романтическая работа.
Божественная туфля Гала, гравюра, 1975Дали любит и боготворит все, связанное с Гала, даже возводя ее туфельку в ранг монумента. Снизу на такой своеобразны памятник смотрят двое — взрослый и ребенок, представляя два рубежных возраста, переход между которыми и помогает осуществить женское начало. Туфелька рождает и большую подпорку, как символ поддержки и помощи.
Божественность испанской культуры, гравюра, 1975Здесь Дали изображает момент брака, при этом он достаточно трепетно относится к римскому папе, изображая его в центре картины. Дали и Гала были жеаты более сотни раз — как только они вместе оказывались в новом другом городе, Дали и Гала проводили свадебный обряд заново.
Божественность сюрреализма из серии 50 лет сюрреализма (изображен городок Кадакес), гравюра,1975Здесь перед нами одно из лучших графических изображений Гала, вручающая венок расплывчатому образу художника. Дали говорил: «Я могу изобразить открывшееся мне божественное откровение, но вот описать его — это выше моих сил!»
Вечное напоминание о Сюрреализме из серии 50 лет сюрреализма, гравюра,1975Дали говорил: «Комар, ранним утром впивающийся вам в ляжку, может послужить молнией, которая озарит в вашем черепе неизведанные ещё горизонты».
Время и Гала из серии 50 лет Сюрреализма, гравюра, 1975Одним из страхов Дали был и страх смерти. Но если о стархом собственной смерти можно хоть как-то договорится, страшнее всего видеть ход времени, который запечатлевается на близких, которых видишь рядом. Именно поэтому на этой работе Дали изображает печально идущую фигуру Гала, со спины, не изображая ее лицо, для него она вечно молода и прекрасна, и неоступно следующую за ней костлявую фигуру времени.
Покорение Америки из серии 50 лет Сюрреализма, гравюра, 1975Покорение Америки изображено в виде охоты и погони за фигуркой человека, которого преследуют монарший и церковный черепа, закидывающие его костями.
Почтение Пикассо из серии 50 лет Сюрреализма, гравюра, 1975
Дали писал: «Пикассо говорил мне: «Искусство — дитя сиротства и тоски. Другие пишут свою жизнь, я пишу картины.» Можно заметить и здесь некоторые аллюзии на неоклассический период творчества Пабло Пикассо, когда тот пишет портреты мальчиков-арлекинов, — это их удаляющиеся вдаль по дороге фигуры, несущие подпорки — Пикассо оказал большое влияние на Дали с самого начала его творчества.
Почтение Фрейду из сери 50 лет Сюрреализма, гравюра, 1975Дали восхищался Зигмундом Фрейдом и был большим поклонником его теории психоанализа. Однако, цитируя нашего экскурсовода: «В картинах Сальвадора Дали намного больше фрейдизма, чем в работах самого Фрейда».
Горящий жираф из серии Витражи, литография, 1977
Так любимый Дали жираф, символизирующий его родную страну, охвачен огнем и беспокойством, но ноги его не длинные ходули, а скорее сегментарны на этом рисунке.
Девственница и носорог из серии витражи, литография, 1977Вместо образа единорога женский образ сопровождает носорог со множествеом разноцветных «съёмных рогов».
Королевское насекомое из серии Витражи, литография, 1977Здесь художник изображает себя в образе насекомого вместе с символизирующими наслаждение мухами. Однажды в начале своего творческого пути Дали проходил из одного города в другой. За время своего перехода, он облился медом и вином. Естественно, это привлекло множество мух. В результате когда Дали достиг конечной точки своего путешествия — он словно переродился и состоялся. Так как мухи целиком съели и смыли нектар с его тела, он обновился, очистился, а мухи в свою очередь наполнились этой вдохновляющей жидкостью.
Литография из серии иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери
В литографиях особенно поражает не только талант Дали как графика, но и его работа с цветом. Особенное внимание заслуживают его образы ангелов.
Девятый круг ада из серии иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, литографияСправа от фигуры, чертящей на песке и опирающейся на подпорку, — профиль самого Данте.
Рай, литография
Картина изображает момент грехопадения и изгнания Адама и Евы из рая. Алая фигура справа — ангел с мечом, изгоняющий людей прочь. В центре — Адам и выходящая из его ребра Ева, держащая в руке яблоко познания. Справа мы видим змея-искусителя, который связан как с самой Евой, так и со зверем носорогом, видимо, олицетворяющим животное начало в человеке. Печальное и маленькое лицо Бога можно рассмотреть тоже справа, Он словно смотрит издалека, опечаленный поведением людей.
Источник: https://bagerlock.livejournal.com/317380.html
Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик в Музее Фаберже
Когда: 1 апреля — 2 июля
Где: Музей Фаберже, Санкт-Петербург
«Сюрреализм — это я», — этой знаменитой фразой Дали в 1936 году порвал с Андре Бретоном и сюрреалистами, став еще при жизни олицетворением этого течения в искусстве. «Жадный до долларов», он превратил свое имя в бренд, став своеобразной поп-звездой от живописи.
Работы Дали регулярно выставляют в крупнейших музеях мира, показывая испанского мастера то как живописца, то в роли иллюстратора модных журналов. На этот раз выставка Дали пройдет в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.
В первую очередь она посвящена тому, как Дали осваивал наследие итальянских художников эпохи Возрождения. Кураторами выставки стали Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали», и Томас Клемент Саломон, научный сотрудник компании Мондо Мостре.
Они поделились с нами тем, как проходила работа над концепцией и созданием экспозиции в Музее Фаберже.
«Выставка не имеет ничего общего с предыдущими проектами, мы хотели показать позднее наследие Дали и углубиться в важный иконографический элемент — пейзаж. В то же время мы хотели представить Дали в совершенно новом ключе, слабого и больного, но не потерявшего желание творить».
Сальвадор Дали, «Пейзаж с загадочными элементами», 1934
Итальянская тема в творчестве Дали впервые была рассмотрена на выставке, проходившей в начале этого года в Палаццо Блу в Пизе.
На вопрос, что объединяет две выставки, Монсе Агер отвечает: «Сама идея объединяла оба проекта, однако в Санкт-Петербурге мы хотели подчеркнуть сюрреалистический период и присутствие пейзажа во всей его художественной карьере».
Разговор именно об этом жанре не случаен — на выставке будет представлен «Пейзаж с загадочными элементами», приобретенный фондом в 2011 году у частного коллекционера.
В отличие от других работ, где художник запечатлел каталонскую долину Ампурдан, здесь Дали обращается к работе Яна Вермеера «Искусство живописи», более известной как «Мастерская художника».
Переосмысление искусства старых мастеров было для Дали так же нормально, как писать свои собственные картины, — среди подобных работ можно назвать и «Капричос» Гойи, и «Пьету» Микеланджело, и иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Но почему так важен именно Вермеер? Агер отвечает на этот вопрос цитатой из книги самого художника «50 магических секретов мастерства», где он прямо заявляет, что готов лишиться левой руки, только бы увидеть Вермеера на десять минут за мольбертом.
«Дали считал Вермеера одним из величайших мастеров, он превозносил его мастерство, вдохновение, рисунок, цвет и достоверность его работ».
Сальвадор Дали, «По мотивам „Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело» ,
Источник: https://www.buro247.ru/culture/arts/29-mar-2017-salvador-dali-in-faberge.html
«Иллюстрации к божественной комедии Данте Алигьери» — скачать презентацию
Слайд 1
Описание слайда:
«Иллюстрации к божественной комедии Данте Алигьери»
Слайд 2
Описание слайда:
Содержание. -Автор «Божественной комедии» -Структура и причины создания произведения -Иллюстрации к «Комедии» Данте -Сравнительные анализы -Социологический опрос -Выводы на основе опроса
Слайд 3
Описание слайда:
Памятник Данте (арх. Риччи) г. Флоренция Данте Алигьери (1265 -1321) Место рождения г. Флоренция. Создатель «Божественной комедии»
Слайд 4
Описание слайда:
Данте с экземпляром «Божественной комедии» у входа в Ад. Фреска в Санта-Мария-дель-Фьоре. (Доменико Мочеллини) Комедия состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Каждая часть имеет 33 песни, но вся поэма составляется с 100 песен.
Слайд 5
Описание слайда:
Джованни ди Паоло (1400-1482) первый художник , проиллюстрировавший комедию. Она располагалась на 190 листах и состояла из 112 миниатюр.
Слайд 6
Описание слайда:
«Миниатюра с изображением Флоренции. Черт на куполе Санта Мария дель Фьоре»
Слайд 7
Описание слайда:
Берлинский музей- место хранения 1-й половины иллюстраций к «божественной комедии»
Слайд 8
Описание слайда:
По мнению Данте Ад имеет форму воронки, идущей от поверхности земли к центру. Боттичелли в своем рисунке показывает ее разрез.
Слайд 9
Описание слайда:
«Всего меня мой глаз, в тоске раскрытый, К вершине рядной башни приковал. Где вдруг взвились, для бешеной защиты, Три Фурии, кровавы и бледны И гидрами зелеными обвиты». (Песнь девятая)
Слайд 10
Описание слайда:
«Так иногда, для облегченья мук, Иной всплывал, лопатки выставляя, И, молнии быстрей, скрывался вдруг». (Песнь двадцать вторая)
Слайд 11
Описание слайда:
Уильям Блэйк (1757-1827) — английский художник, создавший только 7 гравюр к произведению Данте. Уильям Блэйк (1757-1827) — английский художник, создавший только 7 гравюр к произведению Данте.
Слайд 12
Описание слайда:
«Цербер»
Слайд 13
Описание слайда:
Эжен Делакруа (1798-1863) Французский живописец. Первая самостоятельная работа художника, принесшая ему известность – «Ладья Данте»
Слайд 14
Описание слайда:
«Данте и Вергилий Ладья Данте»1822 г.
Слайд 15
Описание слайда:
Фрагменты картины Делакруа
Слайд 16
Описание слайда:
«Воронка» Гюстав Доре(1832-1883)-французский художник. в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Доре работал над ними с 1861-1869 г.
Слайд 17
Описание слайда:
Иллюстрации к «Божественной комедии» Ад.
Слайд 18
Описание слайда:
Песнь семнадцатая. «Герион» ( животное с лапами и телом льва, крыльями птицы и хвостом змеи)
Слайд 19
Описание слайда:
Памятник искусству Сальвадора Дали. «Лошадь со всадником спотыкаясь» (М.Госалез) Сальвадор Дали (1905-1989) -испанский живописец и график. С 1951—1964г он работал над гравюрами к «Божественной комедии» Данте. Заказчиком было итальянское правительство, вскоре отменившее заказ, но не повлиявшее на законченность великих гравюр к .
Слайд 20
Описание слайда:
Иллюстрации Ада. Дали
Слайд 21
Описание слайда:
« Мошенничество » « Мошенничество »
Слайд 22
Описание слайда:
Сравнение техники изображения Доре и Дали
Слайд 23
Описание слайда:
Социологический опрос. Слышали ли вы ранее о произведении Данте Алигьери «Божественная комедия»?
Слайд 24
Описание слайда:
Картины каких художников вам понравились больше?
Слайд 25
Описание слайда:
Нужно ли иллюстрировать «Божественную комедию» Данте Алигьери в наше время?
Источник: http://mypresentation.ru/presentation/illyustracii_k_bozhestvennoj_komedii_dante_aligeri
750 лет и 15 портретов Данте Алигьери
В эти дни великому Данте стукнуло семь с половиной веков. Считается, что его крестили 26 мая, а с днем рождения даже в Википедии данные расходятся. Но дата такая, что не грех праздновать и подольше! Все-таки, Данте! Автор книги про которую все знают, но никто не читал.
Фрагмент фрески 1450 года. Написано через 130 лет после смерти Данте.
«Божественная комедия», которая на самом деле просто «Комедия», и которую никто не читал, но все знают, что там про ад. Увы, незавидна участь титанов Ренессанса в пост-пост модерне! Все помнят только имя.
А ведь Данте Алигьери, действительно, титан! Создал итальянскую литературу и несколько величайших произведений, нарисовал всему человечеству рай и ад. Вел политическую борьбу за власть в родной Флоренции, а потом долго жил в изгнании. Создал одну из самых романтических историй любви в истории человечества.
Это один из главных воплощений образов Творца и Изгнанника в мировой культуре. Человек, которого чаще всего изображают в лавровом венке. Поэтому особенно интересно посмотреть, как видели Данте в разные времена. Великим гражданином, визионером, любовником, одиноким изгнанником, символом страны.
Тем более, что рисовали Данте художники не менее талантливые, чем он сам. Полюбуйтесь и вы, как выглядит гений, имя которого знает каждый спустя семь с половиной веков после рождения! С юбилеем, Дуранте!
Данте на обложке первого издания «Божественной комедии».
Данте на фреске во дворце Кардуччо (1450) в эпоху «монументализации» образа.
Портрет работы Доменико де Микелино. Фреска собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Поэт на фоне родного города, которого не увидел, Ада, Чистилища и небес.
Канонический портрет Сандро Ботичелли
Данте на фреске в Палаццо Жудичи
Варези. Шесть тосканских поэтов. Чино ди Пистойа, Гвиттоне д’Ареццо, Кавальканте, Бокаччо, Данте и Петрарка.
Посмертная маска Данте.
Фреска Луки Синьорелли, 1499-1502 год, капелла Сан Брицио
В эпоху Просвещения и Новое время Данте представляли, как великого, но мрачного визионера. Таким увидел его Гюстав Доре, иллюстрируя «Божественную комедию».
В XVIII и XIX веках художники все чаще обращаются к образу поэта-изганника, непонятого толпой и одинокого. Антонио Котти. Данте в Вероне
Данте в изгнании. Фредерик Лейтон. 1864
Доменико Петарлини. Данте в изгнании. Около 1860
Эта страсть к изображению Данте в изгнании неслучайна. В эпоху идет объединение Италии и образ великого сына нации, не находящего себе приюта, был актуален среди итальянских мастеров. А для художников прерафаелитов главным в образе и жизни Данте стала его любовь к Беатриче.
Данте и Беатриче — Джон Уильям Уотерхаус
Россетти. Беатриче, встретив Данте на свадебном пиру, отказывается приветствовать его.
Генри Холидей. Встреча Данте и Беатриче.
Росетти. Встреча Данте и Беатриче в раю. Ну а перед гостями Флоренции он предстает вот таким.
Памятник Данте на площади Кроче, Флоренция.
Источник: http://samcult.ru/heritage/3237