Религиозные сюжеты в творчестве Сальвадора Дали
Религиозные сюжеты в творчестве Сальвадора Дали появились, когда художник достиг уже средних лет.
Сальвадор Дали «Вселенский собор» 1960 г.
До этого, как и его отец, Дали придерживался атеистических взглядов. Со временем Дали старший стал ревностным католиком, а его примеру последовал и сын.
Сальвадор Дали «Гвадалупская Богоматерь» 1959 г.
Картины на религиозные темы Сальвадор Дали начал писать в 1949 году. Именно в этом году он побывал на аудиенции у Папы Римского Пия XII. Будучи испанским художником, Дали был прекрасно знаком с художественными традициями этой страны, относящимися к религиозной живописи.
Сальвадор Дали «Тайная вечеря» 1955 г.
Художнику всегда хотелось стать достойным продолжателем этих традиций, но сохранить при этом свой собственный взгляд на такие основополагающие понятия в христианстве, как Распятие Христа, мученичество, Тайная вечеря, Мадонна с младенцем.
Сальвадор Дали «Ультрамариново-корпускулярное Вознесение Богоматери» 1952 г.
Сальвадор Дали «Мученик» 1982 г.
Именно полотна, написанные Дали в послевоенные годы, многие считают свидетельством окончательного разрыва художника с классическим сюрреализмом.
Сальвадор Дали «Персонаж, навеянный фигурой Адама с плафона Сикстинской капеллы в Риме» 1982 г.
Скорее всего, это не так. Ведь как раз религиозные сюжеты в творчестве Сальвадора Дали, воплощенные им в его произведениях в этот период, демонстрируют непревзойденное умение мастера интерпретировать в новом, неожиданном ключе традиционные образы и темы.
Сальвадор Дали «Пьета» 1982 г.
Сальвадор Дали «Пьета» 1982 г.
Уникальные трактовки Сальвадора Дали придавали его произведениям подчас шокирующий вид и вызывали весьма неоднозначные отклики. Так, его картину «Corpus hypercubus» одни считали по-настоящему великой и честной, другие же видели в ней «вульгарное проявление нездорового эротизма».
Сальвадор Дали «Corpus hypercubus» 1954 г.
Одними из наиболее запоминающихся картин Дали на религиозные сюжеты являются «Искушение св. Антония» и «Христос св. Иоанна Креста».
Замечателен также и «Атомистический крест», ставший визуальным воплощением осознания художником того, что после атомных бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки мир вступил в эпоху вовсе не мирного атома, готового в любой момент разнести его на кусочки. В центр креста Дали поместил круглый хлеб, основу всех основ.
Сальвадор Дали «Атомистический крест» 1952 г.
Похожее
Источник: http://aquarells.ru/syuzhety-i-temy/religioznye-syuzhety-v-tvorchestve-salvadora-dali
Сальвадор Дали и «Сад земных наслаждений» Босха
Андрей Стамболи прислал мне фотографии малоизвестных рисунков Сальвадора Дали, сделанные в доме-музее художника в Фигерасе.
С точки зрения Андрея, эти рисунки представляют из себя предварительные эскизы типов и персонажей триптиха «Сад земных наслаждений», авторство которого приписано Иерониму Босху. Андрей Стамболи утверждает, что автором этого произведения на самом деле является Сальвадор Дали.
Я хочу выразить глубокую признательность и благодарность Андрею – именно присланные им рисунки и его нахальное утверждение насчет «Сада земных наслаждений» подвигли меня к написанию этого поста.
Вообще-то я не считаю, что стиль Дали похож на Босха, однако стилистические параллели между этими конкретными рисунками и картинами Босха поразительны. Более того, внимательное разглядывание «Сада земных наслаждений» позволило обнаружить, по сути, автограф Сальвадора Дали.
Однако, обо всем по порядку.
Для начала, я хотел бы представить некоторые из рисунков.
Рисунки Сальвадора Дали из коллекции дома-музея в Фигерасе:
Рис. 1; Рис. 2; Рис. 3Рис. 4; Рис. 5; Рис. 6Рис. 7; Рис. 8; Рис. 9Рис. 10; Рис. 11; Рис. 12; Рис. 13
Центральные персонажи рисунков являют собой образцы средневекового шутовства, карнавализма и гротеска – вполне себе Босховские (и отчасти Брейгелевские) типы. То есть это не тот Дали, которого мы привыкли видеть, это какая-то удивительная смесь Дали и Босха.
Однако, объявить Дали изобретателем всех этих типажей вряд ли возможно: произведения Иеронима Босха были известны если не широкой публике, то хотя бы искусствоведам как минимум с начала ХХ века; вот некоторые примеры:
«Святой Иоанн Евангелист на Патмосе» — приобретено в 1908 Берлинской Gemäldegalerie у William Fuller-Maitland из Лондона;
«Святой Иероним» — приобретено в 1908 году Музеем изящных искусств Гента у семьи Colbert (Франция);
«Воз сена» — существует две копии этого триптиха, обе находились в монастыре Эскориал неподалеку от Мадрида, в 1907 году одна из них была передана в Мадридский музей Прадо;
триптих «Искушение святого Антония» — передан в 1911 году в Лиссабонский Museu Nacional de Arte Antiga королем Португалии Мануэлем II.
Несколько произведений Босха, согласно имеющимся документам и свидетельствам, были некогда вывезены из Венеции в Вену. После плачевного для Австро-Венгрии окончания Первой Мировой войны они были возвращены. Например, триптихи «Святые отшельники» и «Распятый мученик» были переданы в 1919 году из Венского Kunsthistorisches Museum во Дворец Дожей в Венеции.
Ряд других произведений Босха имеет истории, очень похожие на приведенные выше примеры.
* * *
Триптих «Сад земных наслаждений» был передан в Прадо лишь в 1939 году, до этого, согласно документальным свидетельствам, он находился в монастыре Эскориал в течение трех с лишним столетий.
Этот триптих имеет сильное сюжетное и стилистическое сходство с триптихами «Воз сена» (мы упомянули его ранее) и «Страшный суд» (находится в Венской Академии изобразительных искусств с первой половины XIX века).
Иероним Босх. Сад земных наслаждений.
Иероним Босх. Воз сена.
Иероним Босх. Страшный суд.
Все три произведения имеют также сходство на уровне отдельных персонажей. Вот, например, странные существа (демоны?) с мордами, напоминающими одновременно крыс и рыб:
Фрагменты «Воза сена», «Страшного суда» и «Сада земных наслаждений»
В то же время «Сад земных наслаждений» содержит целую галерею образов, которых мы не найдем на других произведениях Босха. Например, странные розовые и серо-голубые конструкции (растения? строения?) на левой и центральной панелях триптиха.
Больше всего они мне напоминают хитиновые покровы и конечности каких-то ракообразных или насекомых – и возникает прямая ассоциация с рисунком Дали, приведенным выше (рис. 2).Далее, мы видим птиц с характерным для ибисов длинным клювом, загнутым вниз – и это особенность именно «Сада земных наслаждений» (отметим, что множество птиц населяет все три триптиха).
Тут возникает ассоциация с птицей с рис. 1, приведенного в начале статьи.
Фрагменты «Сада земных наслаждений»: птицы с ибисо-образным клювом
Любопытно, что в этом триптихе присутствует еще одна птица семейства ибисовых – обыкновенная колпица, причем ее образ варьируется от реалистических вариантов до существ абсолютно макабрического вида:
Фрагменты «Сада земных наслаждений»: ложкообразные клювы
Ложки – прямая ассоциация с ложкообразными клювами – присутствуют у Дали на рис. 2, 5 и 9.Посмотрим теперь на следующий фрагмент правой панели триптиха:
«Сад земных наслаждений»: фрагмент правой панели
Мы видим сразу две детали, вызывающие ассоциации с рисунком Дали, изображающим «арбалетчика» (рис. 6): длинные морды тварей, раздирающих воина в латах, и собственно арбалет (висящий на дереве):
Фрагмент рисунка Сальвадора Дали
На правой панели триптиха имеется еще одно изображение арбалета (висит внутри «полого человека»):
«Сад земных наслаждений»: фрагмент правой панели
Обратим внимание на уши, как бы скрепленные стрелой. Похожую конструкцию мы находим и у Дали (рис.8):
Фрагмент рисунка Сальвадора Дали
Плоские профили головы скреплены чем-то вроде стержней со шляпками.А вот еще одна параллель:
Фрагменты рисунка Дали и правой панели «Сада земных наслаждений»
Уши (? крылья? покрывало?) с рисунка Дали очень похожи на головной убор существа с правой панели триптиха.Разглядывание творений Босха (или приписываемых Босху) затягивает, и находятся все новые и новые поводы для комментариев.
Например, можно попытаться понять, каким образом довольно реалистичное изображение слона попало на левую панель «Сада земных наслаждений» (а слон, как известно, был одним из любимых образов у Дали):
«Сад земных наслаждений»: фрагмент левой панели
Существует немало материалов, посвященных слону Ханно, появившемуся в Европе в 1514 году, но «Сад земных наслаждений» датируют более ранними годами (1516 – год смерти Босха). Еще имеется скупая информация относительно слона, который был вроде бы подарен ок.
1477 года Альфонсо V Португальским Рене Анжуйскому, однако, насколько мне известно, нет изображений, освещающих это событие, тем более таких, которые мог бы видеть Босх.
Откуда ж слон? Однако же, оставим дальнейшее изучение деталей ради главного – ради того, что я считаю автографом Сальвадора Дали, намеренно оставленным им на триптихе «Сад земных наслаждений». * * *В 1929 году Дали создал очень интересный образ – необычного вида автопортрет в профиль.
Этот автопортрет появился на картинах «Великий Мастурбатор», «Мрачная игра», «Фантасмагория»; в последующие годы Дали также воспроизводил этот образ в некоторых своих работах.
Сальвадор Дали. Фрагменты картин «Великий мастурбатор» и «Мрачная игра»
Этот же профиль мы видим на одном из рисунков Дали (рис. 13). И его же мы видим на левой панели «Сада земных наслаждений»:
Фрагменты одного из рисунков С.Дали и левой панели «Сада земных наслаждений»
Изображение с левой панели триптиха – довольно крупное, оно хорошо заметно практически на любых репродукциях:
«Сад земных наслаждений», левая панель
Таким образом, всемирно известный триптих «Сад земных наслаждений» содержит автограф Сальвадора Дали.
Занавес.
Источник: https://nezvanov.livejournal.com/9716.html
Самый популярный мученик
В истории церкви известны жития множества мучеников
В церковной литературе хватает и казней экзотических, и подвигов беспримерных — а все равно редко кого встретишь в живописи чаще Себастьяна.
Другая версия гласит, что сюжет полюбился живописцам совсем по иной причине: он позволял изображать обнаженное тело без опасений, что церковь найдет это неприличным. Художники Возрождения боготворили античные идеалы наготы, но долгое время вынуждены были считаться с религиозными ограничениями.
Вероятно, что по этой же причине изменился и возраст Себастьяна. По легенде он к моменту казни был мужчиной в зрелых летах и при солидной должности, а на большинстве картин мы обнаруживаем прекрасного юношу сродни Адонису или Аполлону.
Чем еще, как не вниманием авторов к цветущей и совершенной плоти, объяснить такую метаморфозу? Духовный пафос в этом сюжете был все-таки не менее важен. Образ Себастьяна трактовался как героический. Персонаж чаще всего выглядел непреклонным в вере и безразличным к неминуемой гибели.
Первые изображения мученика появились на фресках еще в VII веке. А с началом Ренессанса для Себастьяна настал поистине золотой период. Иконография этого святого, то есть совокупность вариантов его изображения, довольно обширна.
Мозаичная икона Святого Себастьяна VII века.
Святой Себастьян обычно изображается в виде полуобнаженного юноши, пронзенного стрелами. Здесь мы видим старца, одетого в парадные одежды. Его убеленную сединами голову окружает нимб. С этой мозаикой связана интересная легенда. Когда в Павии началась эпидемия чумы, появилось поверие, что она остановится, если в церкви Сан Пьетро ин Винколи будет сооружен алтарь, посвященный Святому Себастьяну. Этот алтарь победил черную смерть и, золота аура Себастьяна нейтрализует устрашающее впечатление, производимое белокрылой Синьорой с косой, как итальянцы именуют смерть.
Самым распространенным был сюжет с расстрелянием мученика. Повальное увлечение им пришлось на XV столетие. Почти одновременно с Антонелло да Мессиной свои варианты картин на эту тему создали Андреа Мантенья, Антонио Поллайоло, Сандро Боттичелли, а позднее к ним присоединились Тициан, Эль Греко, Паоло Веронезе, Хусепе Рибера, Антонис Ван Дейк.
Иногда сюжет будто становился навязчивой идеей. Например, Перуджино умудрился написать восемь картин со святым Себастьяном в главной роли, Гюстав Моро — семь, Гвидо Рени — пять. Возможно, впрочем, подобная продуктивность диктовалась пристрастием публики. Рассказывают, что когда французский король Людовик XIII увидел «Святого Себастьяна» кисти Жоржа де ла Тура, он распорядился вынести из своей комнаты все другие картины.
Между прочим, от стрел как раз Себастьян не погиб. Предание сообщает, что начальник преторианской гвардии, втайне обращавший людей в христианство и приговоренный за это императором Диоклетианом к расстрелянию стрелами, после казни остался жив. Израненного Себастьяна выходила некая вдова по имени Ирина.
Смерть пришла к нему позже, когда он вновь явился к императору и принялся обличать того за неоправданную жестокость по отношению к верующим в Иисуса. На сей раз Диоклетиан приказал забить непокорного камнями и сбросить тело в сточную канаву.
Впрочем, окончательное погребение Себастьяна произошло в катакомбах, где его захоронили единоверцы.
Несмотря на один и тот же «исходный материал», Себастьян у всех получался разным: у Мантеньи — суровым, у Риберы — экстатичным, у Гвидо Рени — женственным. А через несколько веков Сальвадор Дали и вовсе изобразил его в виде гермафродита на картине «Двуполый святой Себастьян».
Такая трактовка в наши дни получила особую популярность. Дело в том, что после искоренения чумы святой долго считался покровителем солдат и полицейских, но сегодня к его небесным функциям добавилась еще одна, которую официальная церковь не признает.
Своим защитником Себастьяна объявили геи, исповедующие католичество.
Источник: http://utahch.blogspot.com/2012/03/blog-post_08.html
Творчество сальвадора дали: методологический потенциал психоанализа — pdf
2 Содержание Введение… 3 1.Основные теории личности. 4 1.1. Психоаналитическая теория личности.. 4 1.2.Теория характерных черт личности….. 7 1.3.Гуманистическая теория личности 10 1.4.Теория социальных
Подробнее
САЛЬВАДОР ДАЛИ ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ Рыбкина Т.В. Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал Ставрополь, Россия SALVADOR DALI'S THE PERSISTENCE OF MEMORY Rybkina T.V. Moscow
Подробнее
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К 3-МУ ИЗДАНИЮ Наблюдая в течение десятилетия за тем, как была встречена эта книга и какое впечатление она произвела, я хотел бы предпослать третьему изданию несколько замечаний, направленных
Подробнее
БИП ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ Т.Е.ЧЕРЧЕС ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Учебно-методическое пособие МИНСК «БИП-С Плюс» 2010 1 УДК ББК Рекомендовано к изданию в качестве учебно-методического пособия кафедрой психологии
Подробнее
Лекция 5. Сознание как высший уровень развития психики. Сознание и бессознательное 5.3 Сознание и бессознательное в личности человека Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены
Подробнее
Поликарпова Ю.М. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ АЛЕКСИТИМИЧЕСКИ-ПОДОБНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ НА ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ПОЛИКОММУНИКАТИВНОЙ ЭМПАТИИ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.
Подробнее
Лекция 4 Тема: «Глубинная психология» Вопросы: 1. Основные направления глубинной психологии — психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939); — индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937); — аналитическая
Подробнее
День практических занятий Опросник к Интервью о привязанности для взрослых (AAI) (Adult Attachment Interview, Carol George, Mary Maim) Модифицирован для обучения ведущих групп по программе SAFE, Карл Бриш
Подробнее
Васюк Анастасия Владимировна Старший преподаватель кафедры Публичного права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный
Подробнее
Предисловие Виюне 1902 года Огюст Роден приехал в Вену. Берта Цуккеркандль, искусствовед и хозяйка одного из изысканнейших салонов того времени, пригласила великого француза вместе с великим австрийцем
Подробнее
Модель трех разумов, или почему некоторые ваши важные цели не реализуются? Джек Макани Если посмотреть на древние традиции, которые существуют в разных культурах, то практически во всех традициях мы можем
Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/41781224-Tvorchestvo-salvadora-dali-metodologicheskiy-potencial-psihoanaliza.html
Святой мученик Христофор и его иконография / Православие.Ru
Тропарь, глас 4:
Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.
* * *
Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).
В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.
О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и – еще больше – на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения.
Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов.
Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος – человек и φαγείν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.
По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.
Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить.
Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто.
Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии.
Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος).
Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли.
С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина.
Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения.
Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы.
Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия.
После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему.
Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе.
Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.
Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.
Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.
День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.
* * *
Иконография святого Христофора в православии
В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником.
Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа…». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником.
Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.
Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.
Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).
В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века.
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине».
Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.
Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский.
В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.
После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли.
Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой.
Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.
Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.
Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре.
Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми.
Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.
С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.
В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.
* * *
Житие и иконография святого Христофора в католицизме
Житие святого Христофора в западной традиции гласит, что он был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе.
Гигант Репрев отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир.
Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули.
Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».
Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.
В католицизме святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. букв. перевод его имени – «несущий Христа») – эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.
На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.
Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах.
Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения».
В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.
В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.
* * *
Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.
Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.
Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св.
Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св.
Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.
Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.
Возможно с образом святого Христофора, как он изображается в восточной традиции, связаны какие-то тайны и непонимание. В России имя Христофор встречается крайне редко, и написание достаточно большого количества его икон связано явно не с именем (католическая иконография делает акцент на имени «Христоносец»).
Христоносец – это ношение Христа внутри своего сердца, а не на плечах, снаружи. Именно сам образ святого Христофора трогает сердце человека. Ведь он был не только христианским мучеником, он мучился и будучи ещё язычником. Даже царь упал при необычном виде его. Христофор был изгоем среди людей нормального вида.
Возможно поэтому этот святой особенно близок именно тем людям, которые чем-то обделены, на вписались в эту жизнь, обладают какими-то физическими недостатками или уродством. Сам Господь говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24).
В любом случае стоит ознакомиться с житием и подвигами святого мученика Христофора.
Источник: http://www.pravoslavie.ru/48431.html
«Зодиак» был создан в Баку | Естественные Науки против глупости, невежества и лжи
Чингиз КАДЖАР
На картине Сальвадора Дали «Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека», выполненной в 1943 году, показан человек, вылупляющийся из яйца, похожего на земной шар. Стоящая рядом с этим своего рода глобусом женщина с младенцем указывает пальцем на Баку.
«Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека». Сальвадор Дали. 1943 г. Холст. Масло.
Музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберг, Флорида, США
Как считают современные исследователи, Баку мог быть выбран случайно, но они же не исключают, что гениальный художник мог вложить в это определенный смысл. Необыкновенные, удивившие Дали сведения о Баку он, вероятнее всего, мог почерпнуть из какого-то литературного источника.
Поиски в Интернете такого источника, упоминающего Баку в глобальном масштабе, привели к удивительной находке.
В сборнике The Literary Panorama, and National Register: A Review of Books, Register of Events, Magazine of Varieties («Литературный альманах и Национальный журнал: Обзор книг, фиксатор событий, журнал неординарных событий»), Лондон, за октябрь 1814 г.,
Обложка сборника: The Literary Panorama, and National Register: A Review of Books, Register of Events, Magazine of Varieties: Comprising Interesting Intelligence from. in America, the East Indies, Western, October 1814
с.257-260, сотрудником Института физики Национальной академии наук Азербайджана Талатом Мехтиевым была найдена статья, в которой утверждалось, что «Зодиак» (Зодиакальный пояс с двенадцатью знаками Зодиака) был создан местным философом, жившим в районе современного города Баку, 40 градусов с.ш., считающимся святым местом c древних времен (.
..а territory sacred from very remote antiquity). Вполне возможно, что это сенсационное сообщение как-то дошло до художника и вдохновило его на создание описываемого шедевра. Тем более что в 1943 году он отмечал десятилетие рождения «клуба», названного «Зодиак». В «клуб» входило двенадцать богатых любителей искусства — поклонников искусства Дали.
Каждый из них вносил определенную сумму денег в пользу бедного художника и получал взамен картины на выбор в один из месяцев года. Можно смело заявить, что именно в течение этого года рождается известный всему миру художник под именем Сальвадор Дали. «Зодиак» приносит ему славу, и он не мог не отметить как-то это событие в своем творчестве.
34: Title page of Carl Swartz's book on the origin of the constellations
Карл Шварц, шведский астроном-любитель и корреспондент Чарльз Дюпюи, Жан Delambre, и Жан Байи, написали трактат на шведском о происхождении конфигураций и значении названий созвездий, переведенной на французский язык и претерпевшей несколько изданий. Питер Дойг (Краткая история астрономии, 1951) — заимствование из Эдварда Маундером (JBAA, 1909) — допустил ошибку, утверждая, что Карл Шварц был, в течение нескольких лет, шведским консулом в Баку .
Полный текст данной статьи смотрите на английском здесь
Источник: http://maxpark.com/community/4057/content/2877774
Презентация на тему «Жизнь и творчество Сальвадора Дали»
- Слайд 1
Учитель ИЗО,МХК. МАОУ Ильинской СОШ .Лебедь С.Г
- Слайд 2
“К шедеврам ведут три дороги”, — сказал Сальвадор Дали. — “Первое – классический рисунок, Второе – классический рисунок, доведённый до бредовых Степеней совершенства, третье – классический рисунок, сверх насыщенный энергией”.
- Слайд 3
Жизнь и творчество Сальвадора Дали неразрывно связаны друг с другом. Многие события жизни художника находили отражение в его работах, а некоторые картины можно понять, только зная факты биографии.
- Слайд 4
Спору нет, испанский сюрреалист Сальвадор Дали — личность неординарная, художник с мировой славой, но скандалист, экстра-специалист по эпатажу. Но мало кому известно, что он проявлял повышенный интерес к научным достижениям своего времени и это привело его к отказу от мистических взглядов на суть жизни, в частности на ее происхождение.
- Слайд 5
Мимо внимания Сальвадора Дали не прошли самые первые сообщения о спиральной структуре и роли ДНК в эволюции жизни.
Эта проблема интересовала его затем до конца жизни и даже отразилась в его творчестве — Дали создал несколько картин на генетическую тему, которые, увы, не были замечены искусствоведами.
Дали создал свои полотна как раз в то время, когда кровожадные скептики набросились на авторов идеи тонких генетических структур. Своим всемирным авторитетом он поддержал тогда смелых новаторов-генетиков.
- Слайд 6
Примерно с 1926 года Дали писал в очень резкой, почти фотографической манере; одновременно он экспериментировал и с другими стилями. Работами этого периода Дали доказал, что он уверенно владеет живописной техникой старых мастеров. Это совершенство он позже использовал для того, чтобы представить как реальность самые фантастические сюжеты из своих иррациональных кошмаров и грез.
- Слайд 7
Андалузский пёс: фильм Сальвадора Дали и Луиса БунюэляГод выпуска: 1928. Продолжительность: 16 мин
Фильм представляет собой последовательность разноплановых, зачастую шокирующих, сюрреалистичных образов. В основе сценария фильма «Андалузский пес» лежат два сновидения его создателей Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали. Сцена с облаком, рассекающим луну («Словно бритва режет женский глаз») приснилась режиссеру картины Луису Бунюэлю.
Сцена с муравьями, ползающими по оторванной руке, — Сальвадору Дали. Бунюэль невысоко оценивал попытки логических объяснений фильма. «Мне доводилось слышать или читать более или менее изобретательные толкования фильма «Андалузский пес», но все они одинаково далеки от истины.
Вместе с Дали мы брали всё, что только приходило на ум, а затем безжалостно отбрасывали все то, что могло хоть что-нибудь значить» — говорил он в одном из своих интервью.
- Слайд 8
Весной 1929 года Дали через своего торговца картинами Камилла Гоеманса познакомился с французским поэтом Полем Элюаром, пообещавшим летом навестить художника в Кадакесе.
В этот период Дали со всей настойчивостью пытался вырваться из под влияния своего деспотичного отца и испытывал комплексы при общении с другими людьми. Состояние художника было близко к истерике.Его картины отражали ночные кошмары и были населены малопонятными образами.
Когда Элюар приехал в Кадакес с женой Галой и дочерью Сесиль, Дали сразу почувствовал, что его тянет к этой женщине.
- Слайд 9
Его истерия усилилась настолько, что друзья начали беспокоиться о здоровье художника и просили Галу позаботиться о нем. Чтобы привлечь внимание женщины, Дали повел себя еще более эксцентрично.
Он выбрил подмышки и выкрасил их голубым цветом, разрезал рубашку, вымазался козьим пометом с рыбьим клеем и украсил ухо красной геранью. А когда он увидел Галу, его начал сотрясать приступ безумного смеха. Тогда женщина взяла художника за руку и попыталась успокоить, пообещав никогда его не оставлять.
Вскоре стало ясно, что между Галой и Дали возникло сильное взаимное чувство. И когда Элюар хотел увезти жену назад в Париж, она решила остаться с Дали.
- Слайд 11
После того, как в 1949 году Дали получил аудиенцию папы Пия XII, во время которой тот благословил первый вариант Мадонны Порт-Льигата, художник официально заявил о своей приверженности католицизму. Не только в живописи, но и в статьях, написанных после возвращения из Соединенных Штатов, Дали все активнее обращался к религиозным сюжетам.
- Слайд 12
Интерес Дали к естественным наукам возник еще в 1930-е годы. Уже тогда его занимали теория относительности Альберта Эйнштейна и вопросы о соотношении пространства и времени.
Это нашло отражение в его творчестве (Постоянство памяти). Бомбардировка Хиросимы заставила Дали обратиться к теории атома.
Завороженный мыслью о том, что материя состоит из мельчайших элементарных частиц, он начал «дробить» формы своих изобразительных мотивов.
- Слайд 13
Естественнонаучные вопросы всегда занимали Дали. Запоем читая специальные журналы, художник постоянно черпал новейшую информацию. Уже в семидесятилетнем возрасте он пытался усвоить только что разработанную теорию катастроф.
Во всех работах Дали, посвященных естественнонаучной тематике, обращает на себя внимание отсутствие каких бы то ни было эпатирующих элементов изображения.
Причина этому — существование, по убеждению Дали, тесной связи между естественными науками и религией.
- Слайд 14
Дали был не только художником, но и писателем. Его перу принадлежат, помимо двух дневников и многочисленных произведений псевдоавтобиографического характера, роман, несколько стихотворений, многочисленные эссе и манифесты об искусстве.
Писательская деятельность имела для Дали ничуть не меньшее значение, чем живопись. И то, и другое были в его жизни связаны друг с другом самым тесным образом. Заметки, оставленные художником, — важный источник для истолкования его творчества.
- Слайд 15
Еще в молодые годы Дали, парадоксальный изобретатель и эстет, обратился к искусству фотографии. Снимки сохраняли воспоминания, стимулировали поиски тем, помогали в деле саморекламы.
Фотографии служили прежде всего мифу о Дали, который он сам искусно и упрямо создавал и который он однажды охарактеризовал как «свое величайшее художественное произведение».
Фотограф Марк Лакруа, друживший с живописцем, говорил, что в 1970-е годы художник начал «играть Дали» перед многочисленными камерами, как от него и ожидали.
- Слайд 16
С возрастом Дали определил для себя границы живописи и попытался расширить их с помощью новой техники, сделав живопись более доступной оптическому восприятию. Обращение к современным естественным наукам воплотилось в символику, порой перегружающую его картины.
- Слайд 17
Ненасытную жажду рекламы художник все чаще утолял с помощью телевидения, которое в начале 1960-х годов окончательно превратилось в средство массовой информации. Теперь художник мог добиться внимания зрителей, не интересовавшихся искусством.
Как и доклады, его многочисленные интервью и любые появления на телеэкране превращались в тщательно выверенные спектакли.
Например в ходе интервью на «Би-би-си» художник так активно вмешивался в работу режиссера, что, несмотря на простые вопросы, получился экспериментальный сюрреалистический радиофильм.Наряду с Пикассо Дали был причислен к великим, живущим сегодня классикам.
Но художник искал все новые и новые возможности саморекламы. Поэтому в 1960-е и 1970-е годы он интенсивно сотрудничал и с печатными средствами массовой информации, и с телевидением, всегда жаждущими сенсаций
- Слайд 18
Дали обожал провокации. Уже в годы учебы в Мадриде его эксцентричные выходки привлекали внимание. Вызывающая манера одеваться и шокирующее поведение вначале помогали студенту Дали преодолеть робость в общении.
Художник Дали одним из первых использовал рекламу как средство самовыражения, а его скандальные выходки были способом напомнить о себе и своей работе. Во время «Большой выставки сюрреалистов» в Лондоне в 1936 году Дали выступил с докладом и вышел на сцену в водолазном костюме.
Правда, в этом костюме он едва мог дышать, и скафандр мешал разбирать его слова. Отчаянная жестикуляция помогла присутствующим понять, что Дали плохо, и привратник с помощью отвертки вызволил художника.
- Слайд 19
В 1970-е годы Дали писал относительно мало, зато интенсивно занимался созданием своего музея в родном городе Фигересе. Постоянное упоминание Дали в средствах массовой информации, большие ретроспективные выставки в лучших музеях мира сделали его широко известным и открыли для него новую, молодую публику.
В это время он пытался разрабатывать трехмерное изображение, основываясь на призматических зеркальных системах, интересовался художественной голографией, техника которой была недавно изобретена. В 1982 году скончалась Гала.Несмотря на взаимное охлаждение в последние годы, Дали испытал шок от происшедшего и стал все более замыкаться в себе.
Он перестал писать и часто бредил идеей бессмертия. 23 января 1989 года Дали умер в башне Галатеи, где жил в последние годы.
- Слайд 56
Сальвадор Дали умел сделать легенду из любого момента, чуть ли не из каждого часа своей жизни. Его контакт с индустрией моды дал немало интересных изобретений.
Он придумал платья с фальшивыми накладными деталями, чтобы создать образ женщины, отвечающий эротическим представлениям мужчины; туфли на пружинках; искусственные ногти с маленькими зеркальцами, в которые можно смотреться; прозрачные манекены для витрин (в них наливали воду и выпускали рыбок для имитации кровообращения).
Дали также оформлял своими рисунками обложки и страницы журналов для женщин — «Harper’sBazaar» и «Vogue». В 1946 году обложку декабрьского номера «Vogue» украсила картина «Рождество», написанная в том же году, которая впоследствии дала идею для создания духов.
- Слайд 59
В начале XX века сюрреалистические идеи витали в воздухе, проникая в умы неординарных личностей, подобно вирусу. Сальвадор Дали, самый известный из носителей этого вируса, никогда не отказывал себе в удовольствии сотрудничества с представителями других областей искусства, разделяющими его сюрреалистические взгляды на мир.
- Слайд 60
Знакомство Дали с Жаном Кокто и эпатажным дизайнером ЭльзойСкиапарелли, которое произошло в 20-x годах прошлого века, было предрешено: Эльза не упускала случая шокировать публику, реализуя принципы сюрреализма в конструировании одежды, а Сальвадора и Жана очаровала идея создания арт-шедевров в платьях и костюмах.
- Слайд 61
Несколько эскизов Дали для шляпок Эльзы Скиапарелли (шляпа-котлета, шляпа-туфля и шляпа-чернильница):
- Слайд 62
Идея шляпы-обуви появилась у Дали еще в 1933 году, когда, фотографируя Гала, он положил ей на голову комнатную туфлю. В 1937 году задумка была реализована и пополнила шляпную коллекцию Скиапарелли.
Шляпу-туфлю носили Гала и сама Эльза, а затем она досталась одной из лучших клиенток Скиапарелли, Дэйзи Феллоуз, которая в то время была редактором франко-американского журнала Harper's Bazaar.
- Слайд 63
«Телефон-омар», также известный как «Телефон-афродизиак» (AphrodisiacTelephone), родился в мозгу Сальвадора Дали в 1935 году. Выполняя заказ еженедельного нью-йоркского издания AmericanWeekly, Дали нарисовал «телефон будущего» — аппарат, у которого вместо ручки… омар. «Телефон-омар» Сальвадора Дали (сейчас находится в галерее Tate Modern)
- Слайд 64
Губы — один из любимых символов Дали, олицетворение сексуальности, тайны и соблазна. Десятилетия спустя, в 1974 году, Сальвадор Дали вернулся к идее создания дивана в форме губ и совместно с испанским дизайнером Оскаром ТускетсБланкой создал кожаный ярко-красный диван, который стал центральным элементом комнаты Мэй Уэст в музее Фигераса.
- Слайд 65
Сатиново-алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандальной и необыкновенно сексуальной звезды Бродвея, актрисы Мэй Уэст, появился в 1937 году, в разгар творческого периода, который биографы Дали называют параноидально-критическим. Сам Дали считал Мэй Уэст эротическим памятником эпохи.
- Слайд 66
В 1933 году Дали создал мистический и немыслимый скульптурный коллаж из элементов совершенно различной природы, объектов своего фетиша и символов своего же страха — «Ретроспективный бюст женщины».
Сочетание хлеба и кукурузных початков с нежным лицом женщины и ее волнующей грудью создают образ плодородия.
Однако ползающие по лбу муравьи и форма багета (удлиненная, фаллическая) символизируют женщину, как объект потребления и представляют собой намек на тщательно скрываемую депрессию.
- Слайд 67
Что делает гения гением? Какая сила дарит ему вдохновение, поддерживает огонь в глазах и нашептывает сюжеты шедевров? Сальвадор Дали никогда не скрывал, что источники его вдохновения — это любовь, страсть и сексуальное желание.
Для любви и страсти у него была обожаемая Гала, а для поддержания сексуального желания он сам себе придумывал афродизиаки. Один из них — жакет, обостряющий сексуальное восприятие.
Сегодня к ужину наденьте чувственный жакет! К смокингу на тоненьких соломинках были подвешены 83 стаканчика с мятным ликером (странно, что испанец выбрал в качестве символа усиления влечения именно мяту: как известно, она успокаивает и немного притупляет мужскую силу).
- Слайд 68
Впервые «Дождливое такси» появилось на сюрреалистической выставке в Париже, в 1938 году.
- Слайд 69
Кресло и столик Leda Лампы
- Слайд 77
Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече (1932)
- Слайд 78
Сюрреалистический предмет, способный измерить мгновенное воспоминание (1932)
- Слайд 88
Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны) (1935)
- Слайд 110
Моя жена,обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой (1945)
- Слайд 120
Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы (1958)
- Слайд 122
Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отражёнными в шести зеркалах (1977)
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/mxk/zhizn-i-tvorchestvo-salvadora-dali