Статья по МХК на тему: Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли, (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. — 17 мая 1510 г.) — итальянский живописец тосканской школы.. Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции.
Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478; «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495).
Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»).
[more]
Мадонна с книгой
Мадонна с Младенцем и ангелами
Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды.
После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Это прозвище распространилось и на других братьев.
(Джованни, Антонио и Симоне ) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы.
Святой Августин в молитвенном созерцании
Сначала, будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться ювелирному мастерству. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его.
Четкость контурных линий и умелое применение золота, приобретенное им в бытность ювелиром, навсегда останутся в творчестве художника.
Антонио стал хоршим ювелиром, а Алессандро окончив курс обучения, увлекся живописью и решил посвятить себя ей.
Святой Августин
Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что, позже, обеспечилo его внушительными связями. По соседству жила семья Веспуччи. Один из них, Америго Веспуччи (1454-1512), известный торговец и исследователь, именем которого названа Америка. В 1461-62г по совету Джорджа Антонио Веспуччи, он был послан в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи, в Прато, город в 20км от Флоренции.
Поклонение волхвов
В 1467-68г, после смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию, многому научившись у учителя. Во Флоренции молодой художник, учась у Андрео де Верроккио, где в это же время учится Леонардо да Винчи, становится известным.
К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника, с 1469 года работавшего в доме отца. В 1469 году Сандро был представлен Джорджем Антонио Веспуччи влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини.
С этой встречи в судьбе художника происходят крутые перемены.
Портрет Данте,1478 г
В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ; Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени его творчество, а это период расцвета, связано с именём Медичи. В 1472-75гг.
он пишет две маленькие работы, изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся для дверок шкафа. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св.
Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори(Маggiori), во Флоренции,
Возвращение Юдифи
Джулиано деи Медичи, 1478 г
Портрет молодого человека
Появляются прекрасные мадонны, излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г, исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи.
Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано.
Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один.
Рождение Венеры
Рождение Венеры
Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады на штандарте Джулиано. После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи и свое место в официальной жизни города. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного.
Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов, этого характерного испытания мастерства художника.
Став известным во всей Италии, начиная с конца 1470-ых, Боттичелли получал все более выгодные заказы от клиентов вне Флоренции.
Весна
В 1481 Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы украсить фресками стены папской часовни, названной «Сикстинской капеллой «.
Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481г до мая 1482г. Боттичелли выполнил три сцены. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда.
За это время во Флоренции произошли важные события, которые повлияли на настроение, присущее этому произведению.
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Искушени
Фрески Сикстинской капеллы в Риме: Юность Моисея, фрагмент
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Искушение Христа
Пир Настаджио дельи Онести
Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако за время, прошедшее от начала работы до ее завершения, прекрасная Симонетта скоропостижно умерла, а сам Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит.
Это отразилось на настроении картины, внеся в нее ноту грусти и понимания быстротечности бытия. «Рождение Венеры» написано несколькими годами позже «Весны». Неизвестно, кто из семейства Медичи был ее заказчиком.
Примерно в это же время Боттичелли пишет эпизоды из » Истории Настаджио дельи Онести » (Боккачио «Декамерон»), «Паллада и Кентавр» и «Венера и Марс».
Венера и Марс
Афина Паллада и Кентавр
В последние годы своего правления Лоренцо Великолепный, 1490г призвал во Флоренцию известного проповедника Фра Джироламо Савонаролу. Видимо, этим Великолепный хотел укрепить в городе свой авторитет.
Но проповедник, воинствующий поборник соблюдения церковных догм, вошел в резкий конфликт со светской властью Флоренции. Он сумел приобрести в городе много сторонников.
Под его влияние попало немало талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли.
Благовещение, 1490 г
Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая. Художник стал больше тяготеть к религиозным сюжетам, даже среди официальных заказов его в первую очередь привлекали картины на библейские темы.
Симонетта Веспуччи
Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли.
В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. По всему городу звучали пламенные речи Савонаролы. В городе, бывшем колыбелью гуманистической мысли Италии, произошла переоценка ценностей. В 1494 году из города был изгнан наследник Великолепного, Пьеро, и другие Медичи.
В этот период Боттичелли продолжал испытывать большое влияние Савонаролы.
Клевета
Все это сказалось на его творчестве, в котором наступил глубокий кризис.
Тоской и печалью веет с двух «Оплакиваний Христа» Проповеди Савонаролы о конце света, Судном дне и Божьей каре привели к тому, что 7февраля 1497г.
, тысячи людей устроили на центральной площади Синьории костёр, где сжигали ценнейшие произведния искусства, изъятые из богатых домов: мебель, одежду, книги, картины, украшения.
Св. Себастьян
Фрески виллы Лемми под Флоренцией, Лоренцо Торнабуони перед аллегорическими фигурами семи свободных искусств, фрагмент
Среди них, поддавшихся психозу, были и художники. (Лоренцо де Креди, прежний компаньон Боттичелли, уничтожил несколько из своих эскизов с нагими фигурами.
) Ботичелли был на площади и, некоторые биографы тех лет, пишут, что, поддавшись общему настроению, сжёг несколько эскизов( картины находились у заказчиков), но точных свидетельств нет При поддержкой Римского папы Александра VI Савонарола был обвинен в ереси и приговорен к смерти. Публичная казнь очень подействовала на Боттичели.
Рождество
Мадонна с восемью поющими ангелами (Берлинская Мадонна)
Он пишет «Мистическое рождение» , где показывает своё отношение к происходящему. Последние из картин посвящены двум героиням Древнего Рима — Лукреции и Виргинии. Обе девушки, ради спасения чести, приняли смерть, которая подтолкнула народ к смещению правителей.
Картины символизируют изгнание семейства Медичи и восстановление Флоренции, как республики. Если верить его биографу, Джорджо Вазари, живописца мучили в конце жизни болезнь и немощь. Он стал » так сутул, что он был должен идти при помощи двух палок «. Боттичели не был женат, детей у него не было.
Умер он одиноким, в 65лет и был похоронен недалеко от монастыря Санта Марии Новеллы.
Оплакивание Христа
Смерть Лукреции
[url]http://www.bibliotekar.ru/Kboticelli/index.htm[/url]
Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2012/04/12/sandro-bottichelli
Мужской портрет и скульптура
Опубликовано пользователем сайта
Красотаalfa-omega 36 24 февраля 2015, 18:12
Многие известные художники были весьма симпатичными мужчинами.
Альбрехт Дюрер
Выше — Автопортрет Дюрера. Ниже — тоже Автопортрет, но в образе Христа, 1500
Портрет молодого мужчины.
Не красавец, но, по-моему, есть в нем обаяние.
Рафаэль
Также был весьма симпатичным мужчиной.
Автопортрет с другом (Рафаэль слева, с длинными волосами)
Сандро Боттичелли
Помимо всем известной «Весны» и «Рождения Венеры», писал отличные мужские портреты. Вот один из них.
Портрет молодого человека, 1483
Питер Пауль Рубенс
Портрет герцога Букингема, 1625
Автопортрет с Изабеллой Брандт (первой женой)
Тот самый неловкий момент, когда муж красивее жены.
Автопортрет
Тициан
У Тициана много красивых мужских портретов.
Мужской портрет, 1544-1545 (фрагмент)
Вблизи
Юноша с разорванной перчаткой, 1523
Портрет мужчины в красной шапке, 1516
Портрет Ариосто, 1510
Итальянцы часто писали мужчин с горячим взором
Тинторетто
Мужской портрет (Франческо Боссано)
Андреа дель Сарто
Портрет молодого человека, ок. 1517
Аньоло Бронзино
Портрет молодого человека с книгой, 1530
Начитан и интеллегентен либо хочет казаться таковым.
Микеланджело
Тетки у него были страшные (за исключением Пьеты). А вот мужчины — очень даже. Видать, знал в них толк…
Рождение Адама (фрагмент росписи в Сикстинской капелле) (надеюсь, не потрут за пропаганду порнографии)
Умирающий раб (некоторые утверждает, что он тут явно не умирает…)
Давид (эталон мужской красоты всех времен и народов)
Веласкес
В отличие от итальянцев Веласкес не льстил никому, даже королям. Поэтому всего лишь пара портретов с неклассическими красавцами, но совершенно замечательными по исполнению. Их хочется рассматривать.
Мужской портрет, 1635
Франсиско де Риоха, поэт
Антонис Ван Дейк
Автопортрет
Находится в Эрмитаже. Фото не показывает всю красоту картины. Но те, кто видел его вживую, наверняка подтвердят, что Ван Дейк там очень хорош.
На этом фрагменте можно рассмотреть лицо вблизи
Эль Греко
Писал людей с красивыми и выразительными глазами, вытянутыми чертами лица. Мужские портреты не исключение.
Хорхе Теотокопулос (сын художника)
Портрет монаха (фрагмент)
Лоренцо Бернини
Именно он создал множество прекрасных фонтанов по всему Риму и наваял много красивых статуй, которые теперь стоят в музеях. Был весьма привлекательным и, по преданию, пылким мужчиной. За что чуть не угодил в тюрьму.
Автопортрет, 1623
Автопортрет, 1630
Караваджо
Писал миловидных юношей, если только это не были какие-нибудь грешники. Некоторые утверждают, что указанные ниже портреты — автопортреты либо самого Караваджо либо его, гхм, любовника.
«Юноша с лютней (Лютнист)», 1595
Мальчик с корзиной фруктов, 1593
Голландцы не стремились к приукрашиванию людей. Но уж если им попадались красавцы, они их и рисовали таковыми.
Франс Хальс
Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия. Фрагмент. 1627
Очень напоминает Вениамина Смехова — Атоса из «Д`Артаньяна и трех мушкетеров»
Перенесемся в 19 век
Доминик Энгр
Еще один художник-красавец.
Портрет Энгра кисти Жана-Пьера Коро
Гюстав Курбе
Портрет Поля Варлена
Еще один портрет черноглазого горячего мужчины
Эдгар Дега
Писал в основном женщин во всевозможных ракурсах, но есть у него и весьма привлекательные мужчины
Портрет Леона Бонна (тоже художника)
А это — Леон Бона в собственном исполнении (автопортреты)
Эжен Делакруа
Портрет Леона Рьезенера, 1835
Ну а вот так бы выглядели наши звезды в классическом обрамлении. По-моему, оригиналы все-таки лучше…
Орландо Блум
Марат Башаров
Оставьте свой голос:
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/105318_muzhskoy-portret-i-skulptura
Сандро Боттичелли – художник весны
Первая неделя марта каждого года в мире знатоков Возрождения считается временем Сандро Боттичелли. И не только потому, что Алессандро ди[…]
Первая неделя марта каждого года в мире знатоков Возрождения считается временем Сандро Боттичелли. И не только потому, что Алессандро ди Мариано ди Ваи ди Филипепи, прославившийся как Сандро Боттичелли, родился 1 марта 1445 года.
Главное, что именно этот ярчайший художник Возрождения создал образы Весны, которые и сегодня остаются классическими и в то же время современными.
Картина Боттичелли «Primavera» («Весна») – одна из самых лирических и поэтичных во всей истории мировой живописи, а ее автора нередко называют «художником Весны», хотя он создал немало знаменитых и узнаваемых картин и фресок.
Сандро Боттичелли. Primavera (Весна). Около 1482. Темпера. 203х314 см. Галерея Уффицци, Флоренция.
Будущий художник родился в семье ремесленника во Флоренции в квартале Санта-Мария-Новелла в самый разгар кватроченто – так называют итальянское Возрождение XV века.
Ему повезло, потому что вокруг работало столько замечательных художников, что был даже выбор, у кого из гениев учиться.
Сандро, который унаследовал от старшего брата толстяка Джованни прозвище Боттичелли – Бочонок, пять лет учился Фра Филиппо Липпи, а после отъезда учителя в Сполетто подался в мастерскую Андреа Вероккьо.
Сандро Боттичелли. Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов». Около 1475. Темпера. Галерея Уффицци, Флоренция.
Постепенно обретая собственный стиль, молодой художник выполняет все больше заказов церквей и частных лиц.
Около 1475 года он пишет для состоятельного флорентийца Гаспаре дель Ламы полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо евангельских персонажей изображает семейство Медичи и самого себя.
Картина настолько удачна, что слава Боттичелли выходит за пределы Флоренции, и о нем говорят как об одном из лучших среди всех замечательных художников его поколения.
Папа Сикст IV поручает ему руководство работами по росписи стен Сикстинской капеллы, причем вместе с Боттичелли эту капеллу, которая будет признана непревзойденным шедевром, расписывают Гирландайо, Перуджино и Росселли. Окончательный вид капелла примет после того, как в 1508-1512 годах уже при Юлии II ее алтарную стену и потолок распишет Микеланджело.
В 1482 году Боттичелли, уже овеянный славой, пишет самую романтичную и загадочную свою картину «Весна». Это полотно очаровывает уже десятки поколений зрителей, и на протяжении более половины тысячелетия порождает массу толкований. Только в ХХ веке Аби Варбург установил литературные источники сюжета этой великой картины, среди которых поэма Лукреция «О природе вещей».
Весенний хоровод и другие образы картины Боттичелли вдохновили многих художников, предопределив мотивы их творчества. Современные исследователи считают, что фрагменты Primavera чаще любой другой картины во всей истории живописи используются для иллюстрирования книг, в особенности, романов. Это образы на все времена.
Сандро Боттичелли. Primavera (Весна). Около 1482. Фрагмент.Сандро Боттичелли. Primavera (Весна). Около 1482. Фрагмент.Сандро Боттичелли. Primavera (Весна). Около 1482. Фрагмент.Сандро Боттичелли. Primavera (Весна). Около 1482. Фрагмент.Сандро Боттичелли. Primavera (Весна). Около 1482. Фрагмент.Сандро Боттичелли. Primavera (Весна). Около 1482. Фрагмент.Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Около 1485. Темпера на холсте. 172,5х278,5 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Клевета Апеллеса. 1495–1497. Темпера. 62х91 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Паллада и кентавр. 1482–1483. Темпера. 207х148 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем (Мадонна делла Лоджиа). Около 1467. Темпера. 72х50 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Мадонна и младенец с двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем. 1465–1470. Темпера. 85х62 см. Галерея Академии, Флоренция.Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем и шестью святыми. Около 1470. Темпера. 170х194 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Нахождение тела Олоферна. 1470–1472. Темпера. 31х25 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Возвращение Юдифи в Ветулию. 1470–1472. Темпера. 31х24 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Около 1475. Темпера. 111х134 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Рождение Христа. 1476–1477. Фреска. 200х300 см. Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция.Сандро Боттичелли. Мадонна Маре (Морская Мадонна). Около 1477. Темпера на дереве. 40х28 см. Галерея Академии, Флоренция.Сандро Боттичелли. Мадонна Магнификат. Около 1480. Темпера. Диаметр 118 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом. Около 1487. Темпера. Диаметр 143,5 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Благовещение Честелло. Около 1489. Темпера. 150х156 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Оплакивание Христа. Около 1490. Темпера. 140х207 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.Сандро Боттичелли. Святой Доминик. 1490-е. Темпера на холсте. 44,5х26 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. Около 1469. Темпера. 51х33,7 см. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция.Сандро Боттичелли. Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего. Около 1474–1475. Темпера. 51,5х44 см. Галерея Уффицци, Флоренция.Сандро Боттичелли. Портрет Данте. Около 1495. Темпера. 54,7х47,5 см. Частная коллекция.Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество. 1500. Темпера на холсте. 109,5х75 см. Национальная галерея, Лондон.
Источник: http://eaculture.ru/dates/2181
Сандро Боттичелли (1445 — 1510)
Настоящее имя Сандро Боттичелли — Алессандро ди Мариано Филипепи. Трудно назвать художника эпохи Возрождения, имя которого было бы больше связано с историей Флоренции.
Он родился в семье кожевника Мариано Ванни Филипепи.
После смерти отца главой семьи становится старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли (бочонок), это прозвище пристало к нему то ли за чрезмерное пристрастие к вину, то ли из-за его полноты.
В пятнадцать-шестнадцать лет одаренный мальчик поступает в мастерскую знаменитого Филиппи Липпи.
Усвоивший технику фресковой живописи, Алессандро Боттичелли (прозвище брата стало своего рода псевдонимом художника) поступает в самую знаменитую во Флоренции художественную мастерскую Андреа Вероккьо.
В 1469 году Сандро Боттичелли был представлен видному государственному деятелю Флорентийской республики Томазо Содерини, который свел художника с семьей Медичи.
Отсутствие привилегий, предоставляемых богатством и знатностью, с юности приучило Сандро во всем полагаться только на собственную энергию и дарование. Настоящей школой для «взбалмошной головы» — юного Сандро стали улицы Флоренции с их дивной архитектурой и храмы со статуями и фресками родоначальников Возрождения Джотто и Мазаччо.
Ищущий свободы и творчества живописец обретает ее не в традиционных церковных сюжетах, а там, где его «обуревают любовь и страсть».
Увлекающийся и умеющий нравиться, он очень скоро находит свой идеал в образе девушки-подростка, пытливо познающей мир. Боттичелли считали певцом утонченной женственности.
Всем своим мадоннам художник дарит, как сестрам, одно и то же проникновенное, мыслящее, чарующе неправильное лицо.
Художник сплавляет воедино свои наблюдения жизни с впечатлениями античной и новой поэзии. Благодаря мифологическому жанру италянская живопись становится светской и, вырываясь за стены церквей, входит в жилища людей каждодневным источником наслаждения прекрасным.
Для семьи Медичи Боттичелли выполнил свои самые знаменитые и крупные заказы. Сандро никогда не покидал Флоренцию надолго. Исключение — его поездка в Рим к папскому двору в 1481-1482 годах для росписи в составе группы художников библиотеки Сикстинской капеллы. Возвратившись, он продолжает работать во Флоренции. В это время были написаны его самые знаменитые работы — Весна, Рождение Венеры.
Политический кризис во Флоренции, разразившийся после смерти Лоренцо Великолепного, и прихода к духовной власти в городе воинствующего проповедника Савонаролы, не мог не сказаться на творчестве художника.
Потерявший нравственную опору в лице семьи Медичи, глубоко религиозный и мнительный человек, он попал в духовную зависимость от экзальтированно-религиозного и нетерпимого проповедника. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.
Его работы на религиозные темы сухи и перегружены деталями, художественный язык стал более архаичным. Казнь Савонаролы в 1498 году вызвала у Боттичелли глубокий душевный кризис.
В последние годы своей жизни он вовсе перестал писать, посчитав это занятие грешным и суетным.
Источник: http://cvetamira.ru/sandro-bottichelli-1445-1510
Сандро Боттичелли – биография и картины художника в жанре Раннее Возрождение – Art Challenge
Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.
Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына.
По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.
В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля.
Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.
Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.
До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками.
Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.
В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици).
Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.
Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги.
Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.
Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти.
Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.
В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.
Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки.
Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/42.html
Сандро Боттичелли · Галерея изображений · Энциклопедия античной мифологии
Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи; Sandro Botticelli), 1445–1510 гг. · знаменитый итальянский художник раннего Возрождения.
Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро.
С 1465 г. по 1467 г. Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469). Его ранние работы близки к картинам учителя, чье творчество наполнено нежными, лиричными образами.
Так, «Мадонна» (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи.
После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468).
В 1470 г. Боттичелли открывает собственную мастерскую, которая по мере роста популярности художника расширялась, в нее поступают ученики, в 1472 г. он вступает в гильдию св. Луки.
По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет «Силу» (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души.
Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках.
В своем творчестве Боттичелли часто обращается к религиозной живописи, например, «Мадонна Евхаристии» (1472, Бостон, Музей Гарднер).
Согласно символике этого произведения, виноград и колосья пшеницы, которые держит ангел, указывают на таинство причастия, а колос, который берет Мадонна, – горестное принятие будущих мучений Христа.
Две небольшие картины «Возвращение Юдифи из лагеря Олоферна» и «Нахождение тела Олоферна» (обе 1472–1473, Флоренция, галерея Уффици) написаны им по сюжетам из Ветхого Завета.
В 1474 г. Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску «Успение Мадонны» в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583 г.). В этом же году он создал «Св.
Себастьяна» (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер.
При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела.
Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. Написаны знаменитые «Весна» (ок. 1478), «Рождение Венеры» (1484–1486), «Паллада и кентавр» (1482), «Венера и Марс» (ок. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци.
В 1475 г. для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени для Джулиано Медичи с изображением Афины Паллады. В картине «Поклонение волхвов» (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане.
Боттичелли выступает портретистом не только в «Поклонении волхвов». Великолепен профильный «Портрет Джулиано Медичи» (ок. 1478, Бергамо, галерея Каррара) и «Портрет молодой женщины» (1475, Флоренция, галерея Питти). Известный «Портрет молодого человека с медалью» (ок.
1474, Флоренция, галерея Уффици) является новой композиционной формой портрета и вероятно, первый портрет, выражающий духовную жизнь человека. Боттичелли отказывается от традиций распространенного до тех пор профильного портрета.
Он обращается к трехчетвертному изображению, переходит от погрудного портрета к поясному, пишет на портретах руки, что было новшеством, заменяет нейтральный фон пейзажем.
«Весна» («Примавера») (ок. 1478, Флоренция, галерея Уффици) была написана Боттичелли для кузена Лоренцо Великолепного на сюжет, навеянный стихами Овидия и придворного поэта Медичи Анджело Полициано.
Хрупкая, стройная Весна в затканном цветами платье, поддерживая складки одежды, разбрасывает нежные цветы. В центре картины, склонив голову, помещена мечтательная Венера, покровительница любви, справа от которой соединились в танце три грации и стоит Меркурий. Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира.
Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию. Позы, движения носят завораживающий характер: плавные жесты, мягкие наклоны голов, изысканные линии складок одеяний.
Боттичелли создает земной рай, убирая из картины категорию пространства, за деревьями видно небо, но нет глубины, луг похож на прекрасный гобелен.
В образе Венеры Боттичелли стремился соединить черты языческой, телесной, и одновременно, христианской, духовной красоты.
В 1478 г. Боттичелли пишет фреску с изображением казненных заговорщиков для дворца Барджелло, которая была уничтожена в 1494 г., в 1480 г. создает монументальную фреску «Св. Августин» для церкви Всех святых во Флоренции, в 1481 г. – фреску «Благовещение» (Флоренция, галерея Уффици) для паперти монастыря Сан-Мартино далле Скале.
В 1481–1482 гг. папа Сикст IV (1471–1484) пригласил в Ватикан Боттичелли, Д. Гирландайо (1449–1494), Перуджино (ок. 1450–1524), Б.Пентуриккио (1454–1513), К.Россели (1439–1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы.
Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета.
Слева от алтарной стены Боттичелли изображает сцены из Ветхого завета «Испытание Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона», справа от алтарной стены помещены сцены из жизни Христа «Искушение Христа».
«Паллада и кентавр» (1482, Флоренция, галерея Уффици), написанная Боттичелли, как и Весна, для кузена Медичи, находилась на вилле Кастелло вместе с «Весной» и «Рождением Венеры».
Существует несколько толкований этого произведения: победа Лоренцо Великолепного над Неаполем, победа Медичи над Пацци и др. Украшенная оливковыми ветвями, Паллада в белом платье держит алебарду.
Рядом с ней кентавр, изображение которого навеяно античными рельефами.
Картина «Венера и Марс» (ок.
1485, Лондон, Национальная галерея) имеет вытянутые горизонтальные пропорции, отсюда вытекает предположение, что картина была написана Боттичелли для украшения боковой стенки свадебного сундука, кассоне.
В соответствии с гуманистическим мировоззрением, от союза Венеры и Марса (любви и борьбы) рождается Гармония. Бодрствующая Венера и погруженный в глубокий сон Марс символизируют идею триумфа любви, торжества мира над войной.
«Рождение Венеры» (1484–1486, Флоренция, галерея Уффици) продолжает тему «Весны». Миф о Венере, рожденной из пены морской, соответствовал эллинистическим воззрениям круга Лоренцо Великолепного.
Морские волны выносят на берег огромную раковину, похожую на раскрытый нежный цветок со стоящей в ней обнаженной, хрупкой богиней с задумчиво печальным лицом. Зефиры, стремительно парящие в воздухе, подгоняют раковину к берегу, осыпают ее цветами и колышут золотые пряди волос Венеры.
Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. И в «Весне», и в «Рождении Венеры» линия – мощное средство эмоциональной выразительности. В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность.
Ее облик – достижение великой гармонии, он считается одним из самых прекрасных поэтичных женских образов в мировом искусстве.
В 1485 г. Боттичелли создает «Мадонну с младенцем между Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» (Берлин, Государственные музеи), написанную для алтаря капеллы в церкви св.
Духа во Флоренции, позже «Мадонну с гранатом» (1487, Флоренция, галерея Уффици) для зала аудиенций во дворце Веккио, «Благовещение» (1489–1490, Флоренция, галерея Уффици) и «Величание мадонны (Мадонны дель Магнификат)» (1483–1485, Флоренция, галерея Уффици).
В 1490-х гг. у художника нарастают пессимистические настроения. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Тоска, безнадежность читается в картине «Покинутая» (ок.
1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: «Оплакивание» (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), «Клевета» (ок.
1495, Флоренция, галерея Уффици), сюжетом для которой послужило повествование римского писателя II в. до н.э.
В 1491 г. Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных проектов оформления фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В 1496 он пишет «Св. Франциска» для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. В 1492–1500 гг.
он создает цикл иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, где каждой песне посвящен один рисунок.
Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев; Рим, библиотека Ватикана).
В 1501 г. завершает работу над «Рождеством» (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». В 1504 г. входит в комиссию художников, которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело «Давид».
Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.
В творчестве Боттичелли находят яркое воплощение черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Он считается одним из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Поэтичность и одухотворенность его картин раннего и зрелого периода перерастают в поздних работах в трагическое мироощущение и болезненную надломленность.
Источник: http://greekroman.ru/art_botticelli.htm