Из жизни теадора жерико
Автор: cocktail at среда, 28 сентября 2011 г.
Теодор Жерико (26.09.1791-1824) — французский живописец и график, родоначальник французского романтизма в живописи. Правда, когда большинство современников поняли его великую роль, он был уже мертв. И термин “романтизм” впервые появился в некрологе, посвященном Теодору Жерико.
Он был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый. Ему было всего тридцать два года.
За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. Он лежал подобно мумии, страшный своей худобой, и рисовал.
Дюма был потрясен.
Плот «Медузы»
ГЕНЕТИКА
Отец Теодора Жерико был довольно известный, но крайне скучный и обыденный человек. Он отличался большой порядочностью и исключительной честностью. Однако устремлений своего сына, росшего сорвиголовой, он не понимал и не одобрял. Знакомые про него говорили: — Это — курица, высидевшая орла!
Раненый кирасир, покидающий поле боя
ЧЕГО НЕ СДЕЛАЕШЬ РАДИ КРАСОТЫ!
Жерико с детства безгранично восхищался кавалеристами. Самой главной чертой этих героев он считал их выгнутые в разные стороны ноги. Чтобы походить на своих любимцев, он даже придумал особое устройство для собственных ног, чтобы они стали такие же кривые, как у опытных наездников.
Офицер конных егерей, идущий в атаку
ПАРАДОКСЫ
— Что вы рисуете, молодой человек? — как-то с неудовольствием сказал Жерико его наставник, художник Герен. — Ваш колорит неправдоподобен. Все эти контрасты и светотени заставляют меня думать, что вы писали свой этюд не иначе, как при лунном свете. Что же до ваших академических штудий — они похожи на натуру не больше, чем похож на скрипку ее футляр! — А то, что пишете вы, сударь, — пробурчал дерзкий молодой человек в спину своему учителю-классицисту, — похоже на скрипку, отлитую из гипса и тщательно раскрашенную под настоящую. Глядеть на нее можно, но уж ни одной ноты на ней не взять, это точно!
Сумасшедший
ЗА ЭТО НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ…
— Хочу уехать на Восток, в Иерусалим, в далекое путешествие! — сказал как-то юный Жерико барону Жерару — превосходному французскому художнику-баталисту. — Не понимаю. Вы богаты от рождения, одарены талантом, — удивился Жерар, — что еще вы хотите найти, путешествуя в далеких краях? Чего вам не достает здесь? — Я слышал, что нельзя стать настоящим художником, не пострадав! — Ах, дорогой мой, — усмехнулся Жерар, — чего-чего, а уж несчастья искать — лишнее. За это не волнуйтесь: как только вы станете художником, они сами вас найдут!
Скачки в Эпсоме
ПОМЕРЯЛИСЬ СИЛАМИ
Первым учителем Жерико в парижской Школе изящных искусств был Карл Берне. Он был известнейшим баталистом и непревзойденным мастером рисовать лошадей. Жерико, однако, относился к нему скептически.
— Одна моя лошадь съест семь его лошадей! — говаривал он.
Источник: http://cocteil.blogspot.com/2011/09/blog-post_28.html
Художник теодор жерико биография и творчество — философия
За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет.
За 15-16 лет в творчестве художника Жерико были заложены основы революционного романтизма, потеснившие царивший академический классицизм во французской живописи девятнадцатого века.
Он был свидетелем революционных событий: становления и падения империи Наполеона, Реставрации и первых проявлений демократии в 20-х годах девятнадцатого столетия. И эти потрясения, естественно, нашли свое отражение в творчестве художника Жерико.
Краткая биография художника Теодора Жерико
Биография художника Жерико представлена немногими основными событиями. Уроженец Руана, он почти всю свою короткую жизнь провел в Париже.
Получив основы образования в Императорском лицее, в 1810-1812 годах художник берет уроки у мастера батальных сцен Берне, «исторического» художника Герена, знакомится с работами Гро.
Неустанно молодой живописец работает с натурой, изучает античность, делает копии с картин старых мастеров и пишет картины «Офицер конных егерей» и «Раненый кирасир, покидающий поле боя».
Проведя год в Италии (1816-1817), художник Т. Жерико изучает античную живопись, знакомится с творчеством Микеланджело, Рафаэля, Энгра. В итоге, он пишет картину «Бег свободных лошадей в Риме», где страсть объединяет человека и животного, где важны не краски, а форма и композиция.
Вернувшись в Париж, живописец ищет темы для творчества в окружающем его мире. Работая в мастерской на улице Мартир, он создает картину «Укрощение быков», пишет портреты, занимается литографией. В Англии (1820-1821) он возобновляет занятия литографией, знакомится с работами Констебля.
https://www.youtube.com/watch?v=pvc363vyJpw
На родине работает над новыми картинами, однако вследствие его кончины в 1824 году после тяжелой болезни работа остается незавершенной.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….
Творчество художника Т. Жерико
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени, и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
Противопоставленная привычной салонной живописи, эта картина, пронизанная движением и темпераментом, необычной пластикой и колоритом, вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.
В своем творчестве живописец, с присущим ему максимализмом, выносит на суд истории потрясения своей эпохи.
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором он может выразить свое отношение к происходящим событиям, и он пишет картину «Плот «Медузы».
Он работает долго, тщательно выписывая каждого из пятнадцати персонажей, их муки от жажды и голода, безнадежность положения и радость от подоспевшей помощи.
И, конечно, красной строкой в картине проходит осуждение автором человеческого эгоизма, безответственности, и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям. Естественно, картина, в которой критика находила параллели с бездеятельностью правительства Франции, не получила должного одобрения.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей.
Написанное в 1821 году в Париже, полотно «Скачки в Эпсоме» стало этапным в биографии художника Жерико и было признано каноническим, образцом для подражания.
Одной из последних картин является «Печь для обжига извести» (1822-1823), заложившая основы реалистического направления в пейзажной живописи.
Смотреть на видео обзор картины художника Т. Жерико Гибель Медузы
Источник: http://filosofia.ru/xudozhnik-teodor-zheriko-biografiya-i-tvorchestvo/
Жерико Дерби В Эпсоме
Дерби 1821 года в Эпсоме или Гонки («Course de chevaux, дит traditionnellement дерби Le de Epsom 1821 года за Лувр»), живопись 1821 года Теодором Жерико в Лувре, показывая Дерби Эпсома того года.
Описание картины «Скачки в Эпсоме»
Небольшие фигурки всадников и лошадей представлены на фоне пейзажа. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр).
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Второй дистанционный столб виднеется в глубине, подчёркивая активное начало композиции4.
Ежегодно к участию в скачках допускается 20 чистокровных скакунов-трехлеток верховой породы из Великобритании и других стран. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю.
Описание картины Теодора Жерико «Дерби в Эпсоме»
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Благодаря этому романтическому, т. е. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Начались преследования сторонников Наполеона, но прежде всего бывших участников революции, республиканцев, всех противников старого порядка и аристократии.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Второй дистанционный столб виднеется в глубине, подчёркивая активное начало композиции.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Уже первые произведения Ж.
, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Работа хранится в Лувре, в Париже. Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
Скачки в Эпсоме, Теодор Жерико, 1821
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Ж.
впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей.
В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр).
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Помимо чисто спортивной интриги со скачками в Эпсоме связана интересная политическая история. чтобы умереть».
В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами.
В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне).
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Как и на «Королевских скачках» в Аскоте, в «Эпсомском Дерби» присутствует непременный флёр аристократизма, выражающийся в повышенных требованиях к дресс-коду и наличием шикарных VIP-лож для самых привилегированных гостей.
В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. Небольшие фигурки всадников и лошадей представлены на фоне пейзажа. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Лувр. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон).
В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы.
Французский художник и график. Эпсомское Дерби издавна соперничает с другими престижными скачками – Королевский Аскот (Royal Ascot), которые считаются самыми гламурными и светскими. Четыре наездника скачут по беговому полю.
Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.
Описание картины Теодора Жерико «Скачки в Эпсоме»
Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – «Плот Медузы» (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Четыре наездника скачут по беговому полю. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень.
Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Учился у К. Берне (1808—10) и П.
Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Площадкой для «Эпсомского Дерби» служит местный ипподром «Эпсом Даунс».
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г.
, когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Картина «Скачки в Эпсоме» не похожа на его анималистику, это возврат художника к любимой теме, к которой он обращался, работая в Италии над серией подготовительных этюдов к задуманной, но неосуществлённой картине «Бег свободных лошадей» (1819).
Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль.
В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). В течение нескольких столетий звание «самых гламурных» скачек Великобритании переходило то к одному, то к другому мероприятию, в зависимости от того, кому королевский двор официально отдавал предпочтение. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Скачки «Эпсомское Дерби» в Эпсоме
Белый столб, ярко освещённый солнцем, у правого края картины— отправная точка этого движения, всадники уносятся от него налево, в сторону открытого пространства, поле слегка понижается в том же направлении.
Грозовые облака заволокли небо, тёмно-синяя полоса то ли холмов, то ли моря отделяет его от земли. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Ему не спастись.
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».
Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Наиболее красочно подобная традиция проявляет себя во время первого дня скачек с красноречивым прозвищем «День леди».
На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Жерико (Gricault) Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график.
Призовой фонд дерби достигает суммы 1, 5 миллиона фунтов. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. После смерти Бодлера художник сближается с Э.
Золя, пишет его портрет.
Каждый год «Эпсомское Дерби» принимает участие в соперничестве со скачками «Королевский Аскот» за внимание первых лиц правящей монаршей династии.
В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр).
И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/zheriko-derbi-v-epsome/
Теодор Жерико
Художник Теодор Жерико прожил короткую жизнь – всего 33 года. Из них на творчество было отпущено лишь полтора десятилетия, но и за этот срок он успел столько, сколько иной творец не успевает и за 40. Его гибель стала огромной потерей для искусства – он был основоположником революционного романтизма в живописи и отразил в полотнах весь накал страстей своего века.
Детство и юность
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане, в семье зажиточных буржуа, но большую часть жизнь провел в Париже.
Отец принадлежал к нормандской знати и владел табачными плантациями в южной части страны, а мать происходила из уважаемого купеческого рода. Она рано умерла, и Жоржу-Никола Жерико пришлось полностью взять на себя воспитание сына.
Юные годы будущего художника пришлись на период Великой Французской революции, однако бурные события тех лет обошли его родителей стороной.
Портрет Теодора Жерико
Как отпрыск знатного семейства Теодор должен был получить достойное образование и пройти военную службу. Он учился в пансионе и окончил Императорский лицей. Мальчик много общался с дядей.
Жан-Батист Каруэль собирал картины голландских и фламандских мастеров, часто брал Теодора в музей и поощрял его увлечение живописью.
Он оказал сильное влияние на формирование вкусов и предпочтений художника – в течение всей карьеры Жерико считал работы фламандцев эталонными и тяготел к батальному жанру.
Живопись
В те годы во Франции был в моде стиль ампир, но это направление с его тяжеловесными чертами не нравилось Теодору.
В 1808 году он начал учиться у Карла Верне, считавшегося тогда признанным мастером батальных сцен, и под руководством учителя создал первые работы на военную тему.
Из раннего периода творчества сохранилось множество набросков и эскизов со сценами битв и изображением обожаемых художником лошадей.
Бюст Теодора Жерико
Юный Теодор сдружился с сыном Верне Орасом. Вместе с учителем и другом он ходил в Лувр, цирк Франкони, посещал конные заводы и манежи. В мастерской Карла Жерико провел 2 года, после чего перешел в обучение к Пьеру Герену, одному из основоположников романтического направления в искусстве.
Тот вкладывал в образование своих подопечных довольно мало усилий, но именно там манера письма Жерико сформировалась окончательно. С Гереном он сохранял связь и в последующие годы, часто заходил в гости, приглашал посмотреть на свои труды. Кроме того, в его доме Теодор познакомился с Эженом Делакруа, который потом стал близким другом и советчиком.
Картина Теодора Жерико «Потоп»
Вскоре Теодор почувствовал себя готовым к самостоятельному творчеству. С 1811-1812 годов сохранилось 50 этюдов обнаженной натуры, в которых впервые проявился стиль мастера – неожиданная игра света и тени, драматизм и напряжение, энергичная манера письма.
В 1812 году Жерико представил на суд публики картину «Портрет лейтенанта М. Д.» («Портрет Дьедонне»). Позже он выставлялся под другим названием – «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку».
На нем художник изобразил воина в разгар битвы: белый конь встал на дыбы, персонаж смотрит назад, держа в руке обнаженную саблю.
Картина стала результатом напряженного труда: к ней сохранилось 20 эскизов, и известно, что это только малая часть попыток.
Картина Теодора Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»
После «Офицера…» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде.
Успех батального полотна подтолкнул его к созданию серии картин, но его интересовали не столько красочные парады и битвы, сколько передача духа времени через изображения офицеров и солдат. Работы не были официальными заказами, поэтому Жерико чувствовал себя свободно и смог вложить в них свое видение.
Очевидно, что они писались с конкретных людей, но Теодор постарался избежать упора на индивидуальность, стремясь передать лишь общие черты.
Новые творения были представлены в салоне в 1814 году, уже после поражения Наполеона, и стали напоминанием об уходящей эпохе. На выставке среди прочих картин, авторы которых выбрали нейтральные темы, его серия смотрелась не слишком выгодно.
Успех дебютной работы повторить не удалось – искусствоведы либо проигнорировали труды Жерико, либо отозвались о них в неодобрительных выражениях.
Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность.
Картина Теодора Жерико «Раненый кирасир, покидающий поле боя»
После творческой неудачи молодой художник решил изменить свою жизнь, причем весьма неожиданным образом. Даже авторы официальных биографий не могут пояснить, чем он тогда руководствовался в своих поступках.
К удивлению друзей и близких, Теодор, до этого сторонившийся военной службы, поступил в мушкетерскую роту. Ему довелось сопровождать до границы Людовика XVIII, спасавшегося бегством во время Ста дней, после чего самому Жерико пришлось перебираться в Нормандию, притворившись крестьянином.
Там художник остался до середины 1815 года и вернулся к творчеству, начав перерабатывать полученные впечатления в новые картины.
Как и многим творцам того времени, Жерико хотелось посетить Италию, которая считалась колыбелью живописных традиций. Денег на поездку не хватало, но вскоре подвернулась возможность заработать росписью стен дома в Вилле-Котре. Он уехал в Италию спешно и в смятенном состоянии духа, причиной стали неурядицы в личной жизни.
Картина Теодора Жерико «Плот «Медузы»
Художник провел в другой стране год, который впоследствии охарактеризовал как «грустный и несчастный».
С творческой точки зрения время прошло продуктивно: Жерико посетил достопримечательности, написал несколько пейзажей, зарисовал знаменитые фрески в Санта Мария Новелла и обзавелся новыми друзьями и полезными знакомствами, но жажда чего-то эпического и масштабного так и осталась неутоленной.
Из Италии Теодор привез идею картины «Плот «Медузы», посвященной трагическому эпизоду в истории французского флота – гибели фрегата у Канарских островов.
К созданию своего шедевра художник подошел со всей основательностью: собрал свидетельства, нашел и расспросил очевидцев, прочел книгу о событии.
В это время он часто посещал набережные для написания этюдов неба и моря, а также больничные морги, чтобы лучше изобразить на картине мертвые головы, и даже создал у себя в ателье нечто вроде анатомического театра.
Картина Теодора Жерико «Скачки в Эпсоме»
«Плот «Медузы» получил противоречивые оценки публики и критики. С одной стороны, это было очевидно гениальное произведение, точно передавшее драматизм ситуации. С другой, ряд искусствоведов отметил в полотне неестественность поз, излишнюю патетику и холодность красок.
В 1821 году художник съездил в Англию, где поселился в семье Адама Элмора, торговца лошадьми. Под его влиянием он вернулся к любимой теме и написал работу «Скачки в Эпсоме», где изобразил 4-х наездников на фоне зелени бегового поля и мрачных грозовых облаков. Это одна из его немногих полноценных картин того времени, когда Жерико отдавал предпочтение гравюрам и акварели.
Картина Теодора Жерико «Сумасшедшая старуха»
Последние годы художника отмечены несколькими портретами, отчетливо продемонстрировавшими его подавленное состояние: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Сумасшедшая старуха». Эти портреты считаются вершиной французской живописи XIX столетия, но, кроме мастерства исполнения, они поражают зрителя своим драматизмом и отчаянием.
Личная жизнь
О любовных увлечениях художника известно немного. Он так и не женился, а из детей у него был только внебрачный сын, плод кратковременной связи с женой дяди, Александриной Модест Карюэль. Роман не принес Жерико счастья, напротив, породил только чувство глубокого стыда и раскаяния.
Вероятный портрет Александрины Модест Карюэль
Родившегося ребенка пришлось отдать в приют, его мать спешно покинула Париж, а художник в знак скорби обрил голову и заперся в мастерской. Когда у Теодора появился шанс уехать в Италию, он устремился туда в поисках душевного покоя, но личную драму переживал до конца дней.
Смерть
Художнику было всего 33 года, но его физическое здоровье стремительно ухудшалось. Помимо болезней, состояние усугубили травмы, полученные во время верховых прогулок.
Могила Теодора Жерико
Причина его смерти точно не известна, по одной из версий, ею стало очередное падение с лошади — Жерико получил сильный удар в висок. Мастер скончался в Париже 26 января 1824 года. Его работы хранятся в музеях Лувра и Руана, несколько картин есть и в собрании Эрмитажа.
Картины
- 1812 – «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»
- 1817 – «Бег свободных лошадей в Риме»
- 1817 – «Конный рынок»
- 1817 – «Рабы, останавливающие лошадь»
- 1817 – «Укрощение быков»
- 1814 – «Раненый кирасир, покидающий поле боя»
- 1818 – «Отрубленные головы»
- 1818-1819 – «Плот «Медузы»
- 1819 – «Жертва крушения»
- 1819-1822 – «Портрет клептомана»
- 1820 – «Кораблекрушение»
- 1821 – «Конь во время грозы»
- 1821 – «Скачки в Эпсоме»
- 1822-1823 – «Печь для обжига извести»
- 1823 – «Две почтовые лошади»
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/70615-teodor-zheriko.html