Описание картины тициана «сизиф»

Мировая художественная культура (10 класс)

Тициан прожил долгую (почти век!) жизнь (1477 — 1576) и завоевал всемирную славу наравне с другими титанами Высокого Возрождения. Его современниками были Колумб и Коперник, Шекспир и Джордано Бруно. В девять лет он был отдан в мастерскую мозаичиста, учился в Венеции у Беллини, позднее стал помощником Джорджоне.

Обширно творческое наследие художника, обладавшего кипучим темпераментом и удивительным трудолюбием. Работая в самых различных жанрах, он сумел выразить дух и настроение своей эпохи.
Каким был Тициан? Посмотрите на автопортрет, выполненный им в преклонном возрасте. Мы видим пожилого человека с крупными мужественными чертами лица.

Узкая полоска воротника врезается в пышную серебристую бороду. Чёрная шапочка подчёркивает напряжённость выразительного профиля. Пальцы правой руки сжимают хрупкую кисть. Несомненно, перед нами деятельная, творческая натура, полная жажды жизни. Художник подался вперёд, как будто вглядываясь в лицо собеседника.

Величав и спокоен проницательный взгляд человека, умудрённого жизненным опытом. Чёрное одеяние богато и изысканно, оно гармонично сочетается с серебристой гаммой общего колорита.В историю мировой живописи Тициан вошёл как непревзойдённый мастер колорита. Один из современных критиков писал:«В колорите он не имеет себе равных… он идёт в ногу с самой природой.

В его картинах цвет соперничает и играет с тенями, как это происходит в самой природе» (Л. Дольче).В его картинах цвет становился универсальным носителем идеи и важнейшим средством художественной выразительности. Не случайно искусствовед В. Н. Лазарев говорил, что Тициан «мыслит краской».

Изысканность прославленного колорита художника достигалась тем, что мастер умел извлекать особый цветовой эффект из соотношений тонов, сопоставления оттенков ткани и обнажённого тела, из материала холста и наложенного на него мазка краски. Яркие, сочные краски ранних полотен Тициана свидетельствовали о радостном восприятии окружающего мира.

В позднем творчестве колорит теряет прежнюю яркость и контрастность, становится почти монохромным, но живопись при этом по-прежнему обладает чарующей декоративной звучностью и эмоциональной насыщенностью.

Тициану принадлежит дальнейшее открытие огромного потенциала масляной живописи, которая по сравнению с традиционной темперой давала возможность в каждом мазке более полно передать выразительность авторского замысла.

Раньше поверхность полотен была ровной и гладкой, Тициан же начал использовать холсты с грубо обработанной фактурой, где особенно ощутима шероховатая, словно вибрирующая поверхность. Сильными ударами кисти он в буквальном смысле слова «лепил цветом», накладывая широкие свободные мазки, сглаживая чёткость очертаний, создавая рельеф светлого и тёмного.

Одним из первых Тициан использовал цветовую гамму для психологической характеристики героев. Смелым новатором он выступил и в изображении природы. Создавая пейзажи с натуры, он показал, как преображается природа в зависимости от времени суток, как под воздейст-вием света пульсируют краски, меняются очертания предметов.

Он положил начало так называемому архитектурному пейзажу.

Колористический талант художника в полной мере проявился в так называемых «поэзиях» (poesie) — произведениях на мифологические темы. Опираясь на литературный первоисточник — «Метаморфозы» Овидия, — Тициан создавал собственные композиции, в которых стремился отразить нравственный смысл мифологических сюжетов и образов. В картинах «Персей и Андромеда», «Диана и Актеон», «Венера перед зеркалом», «Похищение Европы», «Даная», «Флора», «Сизиф» он мастерски передал драматизм сюжетов, стихийную чувственность и гармонию возвышенного духа мифологических героев.

«Венера Урбинская» — подлинный шедевр художника. Об этой картине современники говорили, что Тициан, в отличие от Джорджоне, под влиянием которого он, безусловно, находился, «раскрыл глаза Венере, и мы увидели влажный взор влюблённой женщины, обещающей большое счастье». Действительно, он воспел сияющую красоту женщины, написав её в интерьере богатого венецианского дома. На заднем плане две служанки заняты домашними делами: они вынимают из большого сундука туалеты для своей госпожи.В ногах Венеры, свернувшись комочком, дремлет маленькая собачка. Всё обыденно, просто и естественно и вместе с тем возвышенно и символично. Горделиво и спокойно смотрит она прямо на зрителя, ничуть не смущаясь своей ослепительной красоты. На её теле почти нет теней, а смятая простыня лишь подчёркивает грациозную стройность и теплоту её упругого тела. Красная ткань под простынёй, красная занавеска, красная одежда одной из служанок, ковры такого же цвета создают эмоционально насыщенный колорит. Картина глубоко символична. Венера — богиня супружеской любви, об этом говорят многие детали. Ваза с миртом на окне символизирует постоянство, роза в руке у Венеры — знак долгой любви, а свернувшаяся у её ног собачка — традиционный символ верности.Значительную часть творчества Тициана составляют произведения, посвящённые библейской тематике. Ради достижения высоких идеалов герои его картин — библейские персонажи и христианские мученики — готовы на самопожертвование. В картинах с удивительным мастерством передана стихия человеческих чувств: надежда и отчаяние, верность идеалам и предательство, любовь и ненависть. К шедеврам, созданным Тицианом, можно отнести картины «Ассунта», «Динарий кесаря», «Коронование терновым венцом» и «Святой Себастьян».

В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его.

Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взор к небу.

Её заплаканное лицо, волны золотистых распущенных волос, ниспадающих на плечи, выразительный жест прижатой к груди красивой руки, лёгкое одеяние из шёлковой ткани с яркой полосатой накидкой написаны художником с особой тщательностью и мастерством.

Рядом изображены стеклянный кувшин и череп — символическое напоминание о быстротечности земной жизни и смерти. Мрачное грозовое небо, скалистые горы и раскачивающиеся от ветра деревья подчёркивают драматизм происходящего.

Тициан — один из величайших портретистов мира, позировать которому считали за честь многие знаменитые люди той эпохи. Кисти художника принадлежит блистательная портретная галерея — императоры и короли, папы и вельможи, прекрасные женщины, философы и гуманисты, доблестные воины и простые граждане.

В каждом из созданных портретов поражают точность и глубина характеров, чувствуется активная гражданская позиция автора. Портретное сходство никогда не было самоцелью для художника: сквозь верность натуре отчётливо проявлялось его собственное представление о глубинных противоречиях человеческой личности.

Если в ранних портретах мастер акцентирует внимание на внешней красоте, силе и достоинстве портретируемых, то в поздний период творчества он стремится показать их сложный внутренний мир.

Портреты Тициана несут в себе следы титанической борьбы художника за право жить по законам счастья, правды, красоты и разума.

В каждом его герое выражены мечты об идеальной личности, живущей в свободном обществе, о гармонии мира, достигаемой даже ценой нечеловеческого страдания. 

«Портрет юноши с перчаткой» — одно из лучших творений Тициана. Преобладающие строгие, тёмные тона призваны усилить ощущение тревоги и напряжения. Выхваченные светом руки и лицо позволяют более внимательно приглядеться к портретируемому. Несомненно, перед нами одухотворённая личность, которой присущи интеллект, благородство и в то же время горечь сомнений и разочарований. В глазах юноши тревожное раздумье о жизни, душевное смятение человека смелого и решительного. Напряжённый взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». В блестяще выполненном камерном портрете молодого человека можно также отметить спокойную строгость композиции, тонкий психологизм и свободную манеру письма.Поздние работы Тициана полны противоречий и загадок. В последние годы жизни, в совершенстве овладев стихией цвета, Тициан работал в особой манере. Вот как рассказывал об этом М. Боскини в книге «Богатые сокровища венецианской живописи» (1674):

«Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей… фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить.

Я сам видел такие энергично сделанные подмалёвки, исполненные густо насыщенной кистью либо в чистом красном тоне, который призван был наметить полутон, либо белилами.

Той же кистью, окуная её то в красную, то в чёрную, то в жёлтую краску, он вырабатывал рельеф освещённых частей. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырёх цветов вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры…

Читайте также:  Описание картины диего веласкеса «папа иннокентий»

Последние ретуши он наводил лёгкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место… К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью».

Источник: http://do2.rcokoit.ru/mod/page/view.php?id=379660

Тициан

?Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2012-08-03 13:00:00Николай Подосокорский
philologist
2012-08-03 13:00:00Оригинал взят у bolivar_s в Тициан.

Итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения -Тициан.Тициан
 

Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.Адам и Ева Аллегория возрастовПохищение ЕвропыЕго искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. (“Христос и грешница”, Художественная галерея, Глазго; “Христос и Магдалина”, Национальная галерея, Лондон; так называемая “Цыганская мадонна”, Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости.  Любовь небесная и любовь земнаяВакханалияМажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (“Любовь земная и небесная”, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; “Флора”, около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; “Динарий кесаря”, 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм (“Мужской портрет”, Национальная галерея, Лондон; “Юноша с перчаткой”, около 1520, Лувр, Париж).Диана и Актеон Конец 1510-х-1530-е гг. – новый период в творчестве Тициана, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики (“Вознесение Марии”, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция)ФлораЮдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен (“Празднество Венеры”, 1518, Прадо, Мадрид; “Вакх и Ариадна”, 1523, Национальная галерея, Лондон; “Положение во гроб”, 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали (“Введение во храм”, 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; “Мадонна семьи Пезаро”, 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; “Венера Урбинская”, 1538, Галерея Уффици, Флоренция).Чудесное исцеление ноги Бахус и АриаднаКонец 1530-х-1540-е гг. – время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. Аллегория бренности (Ванитас)С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.Венера с зеркалом
Венера на леопардовой шкуре

Венера, завязывающая глаза АмуруВенера и АдонисДоминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Тициана – “Ипполито Медичи” (1532-33), так называемый “Ла белла” (около 1536), “Пьетро Аретино” (1545) – все в Галерее Палатина, Флоренция, “Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе” (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), “Карл V” (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), “Карл V в сражении при Мюль Берге” (1548, Прадо, Мадрид) и др.Праздник на АндросеДиана и КаллистоДанаяС середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности.Мать Cкорбящая (Dolorosa)
Святой СебастьянСвятой Себастьян 
Сизиф
Святой Иоан Баптист в отшельничестве
Мученичество святого ЛаврентияСвятой ИеронимЖизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений (“Даная”, около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; “Венера и Адонис”, 1554, Прадо, Мадрид; “Воспитание амура”, около 1565, Галерея Боргезе, Рим; “Венера перед зеркалом”, 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; “Похищение Европы”, около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.
Воспитание АмураВенера УрбинскаяСвятая Мария МагдалинаНаписанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни (“Св. Иероним”, около 1552, Лувр, Париж; “Положение во гроб”, 1559, Прадо, Мадрид; “Кающаяся Мария Магдалина”, 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; “Св. Себастьян”, Эрмитаж, Ленинград; “Коронование терновым венцом”, Старая пинакотека, Мюнхен; “Оплакивание Христа”, 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.).Венера с кавалером играющим на органеПодношение Филиппа IIТроица во славеОтличительное свойство поздних работ Тициана – их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.
Благовещение
БлаговещениеБлаговещение Мадонны 
Мадонна с кроликом
Мадонна Гипси
Мадонна и дитяМадонна с младенцем 

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцемМадонна во славе К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох – Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.
Христос в Эммаусе
Динарий кесаря
“Не тронь меня “
Христос и грешница
Взятие Христа
Се человек
Несение креста
Несение крестаБичевание Христа «Коронование терновым венцом»
“Коронование терновым венцом “
Распятие
Распятие Христа
Христом и Вор на ГолгофеОплакивание Христа 
Положение Иисуса во гробПоложение Иисуса во гроб
Воскресение Иисуса ХристаВоскресение Иисуса Христа Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов. 
Аллегория времени,управляемого разумом                

Читайте также:  Описание картины казимира малевича «жница»

Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. “Королем живописцев и живописцем королей” называли Тициана еще при жизни.

Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени.

Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов.

Портрет Федерико Гонзага, герцога Мантуа
Портрет Пьетро Аретино
Портрет инквизитора, дожа Андреа Гритти
Портрет мужчины в платье с синими рукавами
Портрет мужчины в красной шапке
Портрет мужчины с перчаткой
Кардинал Александро Фарнези
Портрет музыканта
Портрет Якобо Страдо
Портрет молодого англичанина
Портрет Папы Юлия второго
Портрет Папы Павла третьегоПапа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе (незавершена) 
Портрет Марка Антонио Тревисани
Портрет Томазо Винченцо Мости
Портрет Филиппа второго
Портрет славянки
Портрет Клариссы Строцци с собачкой 

ТИЦИАН Франциск I, король Франции,  1538.

Источник: https://philologist.livejournal.com/2304020.html

Сизифов труд

Тициан.Сизиф.

Строитель и царь древнего греческого города Коринфа Сизиф во всех делах проявлял себя хитрым, расчетливым и коварным обманщиком. Во всей Греции не было более изворотливого и корыстолюбивого человека. Но зато благодаря своей изворотливости и хитрости он сумел скопить немалые богатства, построил себе дворец. И слава о его сокровищах вышла далеко за пределы Коринфа.

Сизиф копил всю свою жизнь. И когда наступила старость, не знал, что делать со всем имевшимся у него капиталом, делиться он ни с кем не собирался. И даже когда настал смертный час, когда в его жилище постучался бог смерти мрачный крылатый Танат, Сизиф размышлял над тем, как обмануть ему смерть.

Он впустил Таната в свое жилище, представился гостеприимным хозяином, а сам ждал момента, чтобы отвлечь гостя и заковать его в оковы. Ничего не подозревавший Танат решил отдохнуть. Сизиф воспользовался моментом и заковал руки и ноги мрачного гостя, сделал его полностью недвижимым и перевел дух. Он остановил свою смерть. И радовался как ребенок.

Но не только свою смерть остановил Сизиф. Танат не смог больше посещать дома других умирающих, и на земле люди перестали умирать, они забыли о смерти. Никаких похорон. Все кладбища заросли, и жертвы никто больше не приносил подземным богам. Весь земной порядок, заведенный громовержцем Зевсом, был нарушен.

Узнал об этом великий олимпийский бог и очень рассердился. Потребовал восстановления прежнего миропорядка. Он послал к хитрому Сизифу бога войны Ареса, такого же коварного и вероломного, как сам Сизиф.

Арес не стал разговаривать с Сизифом, а моментально снял оковы с Таната и выпустил крылатого бога смерти на свободу. А тот, возмущенный коварством Сизифа, набросился на него, вытащил из него душу и отправил ее в царство теней.

И все на земле снова вернулось на круги своя, все пошло прежним путем: люди совершали жертвоприношения подземным богам, копали могилы, организовывали похороны умершим.

Но упрямый старик Сизиф никак не хотел согласиться со своей кончиной. Он успел шепнуть жене, чтобы она не хоронила его тело, чтобы не приносила жертвы подземным богам. Он вернется.

Жена послушалась мужа и не стала хоронить Сизифа, она не совершила обряд жертвоприношения. Напрасно ждали Аид и его жена Персефона похоронных жертв от Сизифа. Их не было.

В этот момент к трону подземного царя приблизился старик, который назвал себя Сизифом. Он упал на колени и вознес руки в небу

— О великий подземный бог, всесильный царь Аид,— заплакал он,— ты в силе и в мудрости равен самому Зевсу. Прими мудрое решение, отпусти меня на свободу. Я приду к своей жене, и мы совершим богатый обряд жертвоприношения. После я вернусь в царство теней.

Аид поверил слезным заверениям старца и отпустил его. Но Сизиф не собирался делать жертвоприношения, не собирался и возвращаться в подземный мир. Сизиф остался в своем пышном дворце. И как ни в чем не бывало принялся пировать, отмечая свое счастливое возвращение.

Аид ждал, ждал и вскоре понял, что старик обманул его. Он был в страшном гневе. Так с ним еще никто не поступал. Он призвал мрачного Таната, рассказал ему о коварстве Сизифа, и Танат пообещал ему, что снова приведет старика.

Танат застал Сизифа в пиршественной зале, где тот вместе с друзьями пил, веселился и смеялся над одураченными богами. Танат незаметно подкрался к нему и схватил за горло. Сизиф перестал дышать и замертво упал на пол, душа его отлетела теперь навсегда.
Франц фон Штук.

Сизиф

В загробной жизни хитрому Сизифу было назначено тяжелое наказание. Он был осужден на вечное вкатывание огромного камня на вершину горы. Все силы напрягал Сизиф, докатывал камень до самой вершины, но там силы его покидали, и камень скатывался вниз.

Приходилось Сизифу спускаться вновь, браться за тяжелый камень и снова вкатывать его в высокую гору, и опять на самой вершине горы силы его покидали.

Так вечно катит камень Сизиф и никогда  не может достигнуть цели — вершины горы.

Отсюда выражения «сизифов труд», «сизифов камень», означающие тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки.

Согласно Гомеру — хитрый, порочный и корыстолюбивый человек. Первым среди эллинов воспользовался хитростью и обманом.

Источник: https://bubligum9000.livejournal.com/44298.html

Что такое сизифов труд на самом деле

Образ античного героя грандиозного полотна «Наказание Сизифа» был взят Тицианом Вечеллио из древнегреческого мифа, повествующего о том, как хитрейший греческий царь выдал людям тайны богов Олимпа, за что и понес тяжкое наказание.

Тициано Вечеллио «Наказание Сизифа». (1547-1549). Размер картины 237 x 216 см, холст, масло.

Это полотно, впечатляющее своими размерами – около двух с половиной метров в высоту и шириной более двух метров, у зрителя вызывает ощущение остановки течения времени и бесконечности.

Тициано Вечеллио «Наказание Сизифа». Фрагмент.1547-1549 Тициан за счет красочной палитры и мастерского использования света и тени сумел на холсте великолепно передать фактуру и склад атлетической фигуры античного героя, освещенной последними закатными лучами солнца.

Мускулистое его тело как бы намертво слилось с огромной каменной глыбой в единый монолит, не уступая ей в твердости; и которое олицетворяет бесконечный и бесполезный тяжкий труд, называемый “Сизифововым”

Миф о хитром Сизифе, посмевшем тягаться с богами Олимпа

Античная греческая мифология насыщена множеством ярких героев, одним из которых был коринфский царь Сизиф. Существует несколько версий легенды, связанной с этим именем, но все сводятся к одной сути: Сизиф, будучи чрезмерно хитрым, коварным и изворотливым человеком, умудрился нажить себе недоброжелателей не только среди людей, но и среди богов.

Зевс – Громовержец. Античная вазопись Как повествует одно из древнегреческих преданий: однажды Сизиф осмелился разоблачить в неблагочестивых деяниях самого владыку Олимпа – бога Зевса, который страшно разгневавшись, послал к провинившемуся царю смерть в облике бога Танатоса.

Дабы тот незамедлительно низверг Сизифа в царство мертвых к Аиду, а тот подверг его самым жестоким мучениям. Однако хитрый Сизиф не оплошал, он устроил Танатосу почетную встречу за роскошным столом и, напоив бога, велел его заковать в оковы.

На земле сразу же перестали умирать люди, даже тяжело больные и смертельно раненые воины, которые сами просили прекратить их страдания.

Но смерть не приходила к ним. И никто уже не приносил жертвы богам подземного царства. И сам владыка царства умерших – Аид удивлялся, почему так долго не появляются в его владении новые тени усопших. Этого беспорядка не вынес бог войны Арес, он лично прибыл в Коринф и освободил Танатоса из оков, первой жертвой которого стал, конечно же Сизиф

Читайте также:  Описание картины сергея григорьева «вратарь»

Бог войны – Арес. Античная вазопись.

Но и на этот раз хитрость и изворотливость царя взяли верх, он перед смертью приказал своей жене Меропе, чтобы та после его ухода в царство мертвых оставила тело без погребения и не совершала никаких заупокойных обрядов.

И поскольку ритуальный обычай был дерзко нарушен, возмущенная душа Сизифа обратилась к Аиду и Персефоне с просьбой отпустить его в мир живых на три дня, чтобы он мог позаботиться о собственных похоронах, а заодно и хорошенько наказать нерадивую жену.

И боги царства мертвых, растроганные его благородным негодованием, согласились отпустить неупокоенную душу Сизифа на этот срок.

Боги мертвых – Аид и Персефона. Античная вазопись. Однако, вернувшись в мир живых, Сизиф напрочь забыл о своем обещании. Куда уж лучше было хитрому коринфскому царю жить под голубым небом и нежиться под теплыми лучами солнца и радоваться, что посчастливилось ему одному из всех смертных вернуться из мрачного царства, а не быть тенью умершего во владениях Аида.

Но это уже не сошло с рук лжецу. Аид, сильно разгневавшись, вновь послал бога смерти за душой Сизифа, которую Танатас и низверг в преисподнюю.

Бог смерти Танатас. Античная вазопись.

С тех времен и несет тяжкую кару в загробной жизни за все свое коварство, за весь обман, которые совершил на земле коринфский царь. И вынужден подымать на высоченную, гору огромный камень.

Изможденный тяжким трудом из последних сил доходит Сизиф почти до самой вершины: еще небольшой шаг и окончен будет Сизифов труд, но зловещий камень выскальзывает с его рук и с грохотом катится вниз, вздымая шлейф пыли.

И вновь начинает свою работу коринфский царь.

Персефона смотрит на Сизифов труд в подземном царстве Аида. Аттическая чернофигурная амфора, ок. 530 до Р. Х.

Наказание за непослушание смерти продолжается и поныне: так и тащит свою тяжкую ношу Сизиф, но никак ему не суждено достигнуть горной вершины.

Сизиф, олицетворяющий “сизифов труд” в творчестве художников, скульпторов, поэтов:

Скульптура “Сизифов труд”. 1534. Одиссей, видевший Сизифа в царстве теней, так повествовал о нем:

Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью; Тяжкий камень снизу обеими влек он руками В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись. Камень двигал он вверх; но едва достигал до вершины С тяжкою ношей, – назад устремлялся обманчивый камень. Снова силился воздвигнуть тяжесть он, мышцы напрягши.

Тело в поту, голова вся покрыта черною пылью.

Источник: http://interesno.cc/article/12609/chto-takoe-sizifov-trud-na-samom-dele

Сизиф

Сизиф

Сизиф (Σίσιφος), в греческом мифотворчестве сын царя Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и других героев, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта (Аполлодор, I 7, 3; I 9, 3; Павсаний, IX 34, 7).

Сизиф царствовал в построенном им городе Эфире, впоследствии переименованном в Коринф, (Гомер, Илиада, VI 153) и был основателем истмийских игр. По одной из версий мифа, власть в Коринфе Сизифу передала Медея (Павсаний, II 3, 11).

Сизиф был олицетворением мудрости, изобретательности, хитрости; этими же качествами отличаются его потомки (Главк, Беллерофонт, Одиссей), а жители основанного им города известны как предприимчивые мореплаватели и как хитрый, бойкий народ.

Мифы рисуют Сизифа хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты.

Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сизиф назвал отцу имя похитителя и указал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал воду основанному Сизифом храму и городу (Аполлодор, I 9, 3; III 12, 6). Разгневанный Зевс послал за Сизифом бога смерти Танатос, но Сизиф не только не пошел за ним, но, обманув, сумел заковать Танатоса в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали.

Только после вмешательства Ареса (по некоторым источникам Аида) Танатос был освобожден из оков и в свою очередь одолел Сизифа, который, однако, успел до наступления своего смертного часа приказать жене оставить его без погребения и не совершать погребальных возлияний в расчете, что ему будет разрешено вернуться на землю (Феогнид, 701).

В аиде Сизиф умолил Персефону разрешить ему вернуться на землю, чтобы наказать жену, нарушившую священные обычаи. Муж Персефоны Аид поддался на его хитрость и отпустил Сизифа, но он обманул владык подземного царства Аида и Персефону, остался среди живых и не думал возвращаться в аид.

Сизиф много лет прожил на земле, прежде чем разгневанные боги послали за ним Гермеса (Гомер, Илиада, VI 153).

Одна из послегомеровских версий мифа считает не Лаэрта, а Сизифа отцом Одиссея. По преданию, у Сизифа было прекрасное стадо, скот из которого начал воровать сосед Автолик. Автолик умел менять внешний вид животных и поэтому, хотя Сизиф и подозревал его, доказать ничего не мог.

Тогда Сизиф вырезал у всех своих коров на нижней стороне копыта особый знак. Ночью Автолик опять угнал скот, а утром Сизиф всем показал отпечатки копыт на дороге. Толпа возмущенных соседей отправилась к Автолику и, пока во дворе кипела ссора, Сизиф вошел в дом и силой взял дочь Автолика Антиклею.

Таким образом Антиклея забеременела и от этой связи родился Одиссей (Еврипид, Ифигения, 524; Софокл, Филоктет, 417)

Традиция рисует Сизифа хитрым стяжателем, презирающим законы богов и людей. Ненавидя своего брата Салмонея, Сизиф замыслил убить его и запросил оракул Аполлона, как это совершить. Оракул ответил, что Салмонея могут погубить только дети его дочери Тиро, если они родятся от Сизифа. Тогда Сизиф стал любовником Тиро, и от этой связи родились близнецы.

Предупрежденная оракулом Тиро, чтобы спасти отца, убила своих детей (Гигин, Фабулы, 60). Кроме того, Сизиф совершал беззаконные набеги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая огромным камнем. За свои преступления Сизиф сурово наказан в аиде.

Он должен вкатывать в гору тяжелый камень, который, достигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала (Гомер, Одиссея, XI 593 след.). Это наказание символизирует тщетность попыток Сизифа одержать верх над богами.

В лице Сизифа в связи с его посмертным наказанием греческий миф изобразил бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и тонкости ума перейти границы познаваемого; наказание Сизифа есть наказание беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достиг предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания.

Сизиф считался основателем Истмийских игр, учрежденных им в честь племянника Меликерта, тело которого он нашел на берегу близ Коринфа и похоронил (Гигин, Фабулы, 273). В Коринфе существовали культ и святилище Сизифа (Диодор, XX 103; Страбон, VIII 6, 21).

Образ Сизифа, хитрого, корыстолюбивого героя, отражает представления греков о жителях крупнейшего торгового центра материковой Греции – Коринфа. Другая мифологическая традиция рисует Сизифа героем-богоборцем, противостоящим своей изворотливостью произволу богов. Миф о Сизифе нашел отражение в трагедиях Эсхила, Еврипида, Софокла и в произведениях изобразительного искусства.

Гробницу Сизифа показывали на Истме (на Коринфском перешейке); у источника на Акрокоринфе Пирены находился его храм Героон.

Источник: http://www.nitpa.org/sizif/

Ссылка на основную публикацию