Описание картины тициана вечеллио «святой себастьян»

Святой Себастьян в шедеврах мировой живописи. Картины святой себастьян

ГлавнаяКартиныКартины святой себастьян

«Святой Себастьян» — картина великого итальянского художника Антонелло да Мессина (1429/31 — 1479). Картина был написана в 1476 году. Холст, масло. Размеры: 171 x 85,5 см. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене.

Святой Себастьян был крайне популярен у художников прошлого, которые занимались религиозной живописью.

Святого Себастьяна писали такие художники, как Тициан, Караваджо, Жорж де Латур, Джованни Больтраффио, Марко Пальмеццано, Эль Греко, Рубенс, Эжен Делакруа, Камиль Корро, Сальвадор Дали, Паоло Веронезе, Гверчино, Гвидо Рени и многие-многие другие.

По некоторым подсчётам, за историю живописи создано около 6000 изображений Святого Себастьяна, что делает его одним из самых популярных святых у художников прошлого и современности.

Как известно, христианский святой и мученик Святой Себастьян в наказание за свою веру был привязан к столбу и пронзён стрелами. Раны оказались несмертельными и он выжил, однако позже был забит камнями.

Антонелло да Мессина изобразил на своей картине не просто саму сцену поражения Себастьяна стрелами. Эта картина представляет силу веры. В первую очередь стоит отметить выражение лица и позу Себастьяна.

От пронзённых его стрел он не корчится от боли и его лицо не искажено от страданий. Он стоит ровно, а его взгляд отрешённо устремлён к небу. Таким образом художник изобразил стойкую и непобедимую убеждённость в своей вере и духовную чистоту святого.

Стоит также обратить внимание на окружение. На заднем плане находятся прекрасные дома с высокими арками. Люди на заднем плане занимаются своими делами. Их мало волнует казнь человека, который страдает за веру.

Этим художник показал, что Себастьян противопоставил себя всему миру, верил в правильность христианской веры несмотря на равнодушие и осуждение всех окружающих.

Картина выполнена очень мастерски и потому является одним из лучших изображений Святого Себастьяна, а также одним из лучших произведений живописи Раннего Возрождения.

Картина «Святой Себастьян» Антонелло да Мессина

Хотите стать самым оригинальным на предстоящем празднике? В этом случае вас заинтересуют поздравления на сайте http://mir-pozdravleniy.ru/. Большой выбор уникальных поздравлений на любой праздник и по любому поводу.

art-assorty.ru

Святой Себастьян – Экскурсия в Мадриде, Гид в Мадриде, Фламенко в Мадриде, Трансфер в Мадриде, Коррида в Мадриде

Самый популярный у геев святой Себастьян принадлежит кисти Гвидо Рени. О своей любви именно к этому Себастьяну дружно говорили немецкие гомосексуалы в начале XX века. Некоторым из них этот образ помог осознать собственную ориентацию.

Идеолог “мускулистого христианства” англиканский священник, личный капеллан королевы Виктории писатель Чарльз Кингсли (1819-1875 г.г.) никогда не признавался в своей гомосексуальности. Но написанные им (от первого лица) впечатления от картины Гвидо Рени Олтона Локка, юного героя его одноименной повести (1850 г.), говорят сами за себя:

“Эти мужские конечности, такие большие и такие деликатные, выделяющиеся на фоне призрачного света, беспомощность связанных рук, стрела, трепещущая в пронзенном боку, запрокинутый лоб, глаза, в темной глубине которых восторженная вера, казалось, побеждает муку и стыд… От напряженности моего взгляда глаза готовы были выскочить из орбит”.

А вот как описывает свои подростковые впечатления японский писатель Юкио Мисима: “Обнаженное тело божественно прекрасного юноши было прижато к дереву, но кроме веревок, стягивавших высоко поднятые руки, других пут видно не было. Бедра Святого Себастьяна прикрывал кусок грубой белой ткани…

Это ослепительно белое тело, оттененное мрачным, размытым фоном, светоносно. Мускулистые руки преторианца, привыкшие владеть луком и мечом, грациозно подняты над головой; запястья их стянуты веревкой. Лицо поднято вверх, широко раскрытые глаза созерцают свет небесный, взгляд их ясен и спокоен.

В напряженной груди, тугом животе, слегка вывернутых бедрах – не конвульсия физического страдания, а меланхолический экстаз, словно от звуков музыки.

Если б не стрелы, впившиеся одна слева, под мышку, другая справа, в бок, можно было бы подумать, что этот римский атлет отдыхает в саду, прислонившись спиной к дереву…”

В современном искусстве есть все – и полная фронтальная нагота, и зверские пытки, и страстные объятия. Но ни одна из них этих картин не вызывает у зрителя таких глубоких, в том числе эротических, чувств, как невинный, с устремленными ввысь глазами, Себастьян Гвидо Рени…

Моралист скажет, что каждый понимает в меру своей испорченности, а искусствовед – что в меру своей художественной культуры.

www.gidvmadride.com

Святой Себастьян – Гвидо Рени

«Святой Себастьян» — знаменитая картина великого итальянского художника болонской школы Гвидо Рени (1575-1642). Картина религиозного жанра была написана в первой половине XVII века — 1617-19 гг. Холст, масло. Размеры: 170 x 133 см. Находится в Национальном музее Прадо, Мадрид, Испания.

Святой Себастьян — известный христианский святой и мученик. Является, пожалуй, одним из самых популярных христианских святых, которых изображали великие художники. Чаще всего изображается как мужчина, привязанный к дереву и пронзённый стрелами.

Святого Себастьяна писали такие художники, как Антонелло да Мессина, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Сандро Боттичелли, Антонис ван Дейк, Паоло Веронезе, Аннибале Карраччи, Тициан, Эль Греко, Рубенс, Камиль Коро, Гюстав Моро и многие другие.

Гвидо Рени, который большую часть своего творчества посвятил мифологическим и религиозным темам, не мог пройти мимо такого яркого сюжета и создал картину, которая сегодня признана шедевром мировой живописи.

На картине Рени мы можем увидеть главного персонажа — Святого Себастьяна. Святой представлен молодым юношей. Его пронзает одна единственная стрела. Изогнувшись от боли, он смотрит вверх, будто ища поддержки в выпавших ему мучениях. Согласно истории святого, казнить Себастьяна повелел император Диоклетиан.

За приверженность к христианской вере он был привязан и пронзён стрелами. Палачи, которые привели приговор в действие, подумали, что Себастьян мёртв и оставили его на месте. Однако его раны оказались несмертельными, он смог выжить, после чего вновь явился перед императором, продемонстрировав силу своей веры.

После этого Святого Себастьяна казнили во второй раз. На этот раз его забили камнями.

Картина «Святой Себастьян» Гвидо Рени

Сделать дом красивым, удобным и современным вам помогут солнцезащитные системы Андрея Светлова. Здесь вы можете выбрать и приобрести рулонные жалюзи Екатеринбург. Большой выбор качественных товаров по самым приемлемым расценкам. Есть скидки.

Читайте также:  Описание картины карла брюллова «явление аврааму трех ангелов у дуба мамврийского»

art-assorty.ru<\p>

Святой Себастьян в шедеврах мировой живописи

Искусство и развлечения 4 марта 2015

В истории искусства есть сюжеты, вдохновлявшие художников в течение многих веков. Святой Себастьян, предание о котором возникло в эпоху раннего Средневековья, изображен на полотнах и фресках тысяч мастеров из разных стран. О чем эти картины? В чем привлекательность этого образа?

Воин и мученик

События, о которых повествует легенда о святом Себастьяне, происходили в конце третьего века, в эпоху жесткого преследования христиан.

Честный и мужественный Себастьян был командиром когорты в личной охране императоров Диоклетиана и Максимилиана.

Будучи тайным сторонником учения Христа, он обращал в новую религию своих солдат, поддерживал в вере тех, кто подвергался гонениям со стороны язычников.

Когда его убеждения открылись, Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна. Его привязали к стволу дерева и выпустили в него стрелы. Посчитав его мертвым, солдаты оставили приговоренного в лесу. Святой Себастьян был найден пришедшими его хоронить живым, и мать друга, святая Ирина, выходила его.

Себастьян не захотел тайно покинуть Рим и смело выступил против Диоклетиана, бросив ему в лицо обвинения в жестокости. По приказу императора мученик был забит до смерти и брошен в реку с нечистотами. Его мертвое тело было извлечено оттуда святой Лючией, которой во сне явился Себастьян.

Она похоронила тело около Аппиевой дороги и на месте захоронения впоследствии появился собор святого Себастьяна.

В годы жестоких эпидемий чумы, поражавших Европу в Средние века, царило убеждение, что болезнь передается по воздуху. Летящие стрелы, поразившие святого, стали символом жестокой болезни, а Себастьян явился олицетворением защиты от неумолимого бедствия.

В седьмом веке стал известен случай, когда по знамению свыше один горожанин выстроил в зачумленной местности часовню, посвященную Себастьяну, и мор прекратился. С тех пор культ святого стал повсеместным.

Церкви с изображениями мученика появились по всей Европе.

Огромная иконография

Подсчитано, что создано около 6000 изображений святого Себастьяна. Каждый художник отражает свое видение образа, используя художественные средства своего времени.

Одно из канонических изображений принадлежит кисти мастера Раннего Возрождения Антонелло да Мессина (ок. 1429/1431-1479). На его картине мы видим юношу, привязанного к столбу и пораженного стрелами, на фоне перспективы прекрасного городского дома с высокими арками, над которым бездонное голубое небо.

Горожане в богатых одеждах безмятежно занимаются своими делами. Фигура героя похожа на античную статую, лицо выражает неприятие всего земного, он не замечает ни боли от ран, ни красоты пейзажа.

Убежденность в истинной вере и устремленность к богу придает человеку красоту и духовную чистоту – в этом суть картины.

Красота истинной веры показана на многих других полотнах, героем которых был святой Себастьян. Их писали такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли (1445-1510), Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520), Пьетро Перуджино (1446-1523), Джованни Больтраффио (1466-1516).

Видео по теме

Тициан Вечеллио (1488/1490 – 1576)

Совсем другого героя изобразил на своей картине титан Возрождения – Тициан. Святой Себастьян – могучий воин, с уверенным спокойствием противостоящий злу. Драматизм надвигающейся кончины подчеркивает темный колорит, присущий окружению. Но живописный строй не мрачен, он богат множеством оттенков огня, дыма, пламенеющего закатного неба.

Тициан – истинный художник эпохи Ренессанса. Его отношение к гармонии человеческого тела берет начало из античных традиций, возрожденных мастерами той эпохи. А смелость и свобода живописных средств открывают путь живописцам следующих поколений.

Старый сюжет, новая живопись

В семнадцатом столетии рождается другой стиль живописи. Мастера барокко продолжают традиции, которые заложили Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан. Святой Себастьян также изображается прекрасным юношей, античным героем.

Но теперь значительно усложняется композиция, форма и живописная палитра. Лица на картинах – это лица людей из жизни. Они чувствуют и действуют не как герои мифов и легенд, они взяты художником из своего окружения, из реальности.

Гением, который повел за собой других, стал Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 – 1610). Его картины на библейские сюжеты долго не признавались официальной церковью. Его буйство и неукротимость лишили его долгой творческой жизни. Но он оставил после себя целое течение в живописи – караваджизм.

Его картина «Мученичество святого Себастьяна» известна только в копиях, но картины последователей художника с аналогичным сюжетом передают особенности живописной манеры Караваджо. «Святой Себастьян» Хосепе де Рибера (1591-1652) – шедевр новой для того времени живописи.

Характерный темный фон объединяет освещенные плотным боковым светом фигуры в сложную уравновешенную композицию. Великолепно написанные тело пораженного мученика, лицо святой Ирины, парящий ангел сразу привлекают внимание.

Именно рисующий, дающий глубину, зажигающий краски на темном фоне свет характерен для караваджистов.

Иногда используется только один источник света, как на картине Жоржа де Латура (1593-1652) «Святой Себастьян и святая Ирина». Пламя свечи выхватывает из тьмы невыразимо прекрасное женское лицо Ирины, фигуры лежащего юноши и плачущих женщин. Такое освещение подчеркивает тонкую игру цветовых нюансов и придает всей сцене особую значимость.

Сюжет на все времена

Художников всегда интересуют сильные чувства, которые рождаются на грани жизни и смерти, в борьбе добра и зла. Символом этой борьбы стал святой Себастьян.

Картина с таким сюжетом есть у многих великих мастеров живописи.

Эль Греко (1541-1614), Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Эжен Делакруа (1798-1863), Камиль Коро (1796-1875), Сальвадор Дали (1904-1989) по-разному изображали сцены из жития святого Себастьяна.

Общее в них – высокое искусство, рожденное вдохновляющим сюжетом и гением художника.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-svyatoj-sebastyan.html

Тициан

Тициан (итал. Tiziano Vecellio, 1476/1477 или 1480-е—1576) – признанный гений, которого ценили и любили на протяжении всей истории искусства.

Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан … заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».

Мало кто задумывался о том факте, что этот итальянский живописец жил в городе, который немало способствовал развитию его художественных дарований. Ведь Венеция эпохи Возрождения была богатой республикой, центром торговли, куда стекались путешественники со всего света.

Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Кроме того, государственные заказы требовали от художников репрезентативности, и Тициан не был исключением, что четко прослеживается в его творчестве.

Познавательно, что при жизни живописца ведущее положение Венеции среди других городов стало ослаблено, и это тоже отразилось на его работах: наряду с религиозными появляется интерес к аллегорическим и мифологическим сюжетам.

Читайте также:  Описание картины антуана ватто «капризница»

Для Венеции фигура Тициана исключительно важна: до этого периода достижения живописцев были незначительны. Тициан же поставил Венецию в одну линию с Флоренцией и Римом, не уступая Микеланджело, Рафаэлю, да Винчи.

Художник Тициан

Интересно, что точный год рождения художника Тициана не установлен: разные источники сообщают разные даты. Зато известно, что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, откуда он приехал в Венецию обучаться живописи вместе с братом. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.

В мастерской у Беллини он познакомился с Джорджоне, которым долгое время восхищался и стремился подражать его легкой манере. Однако очень скоро, в середине 1510-х годов, художник Тициан приобрел свой индивидуальный художественный почерк: его формы стали более тяжеловесными монументальными. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.

Художник Тициан работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.

Творчество Тициана

Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске.

Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др.). К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Известны также и алтарные произведения, которые Тициан выполнял по заказам венецианских церквей. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».

Во 20-х годах творчество Тициана больше обращается к портрету и мифологическим сценкам кабинетного размера, выполняя заказы высоких чиновников республики, покровителей искусств герцога Альфонсо Феррарского, Фредерико Гонзага.

Неизвестен тот факт, что в 1528 году художник выигрывает конкурс на роспись алтаря в доминиканской церкви Санти Джованни е Паоло. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.

Будет любопытно узнать, что в 1520 году у Тициана уже была собственная мастерская, где он успешно работал вместе с сыновьями и помощниками. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с абсолютной свободой манеры.

На грунт первым всегда наносился подмалевок, по которому художник мог накладывать слой лессировок. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.

Тициан, Картины

В двадцатых годах Тициан, картины которого стали символом города, был признан лучшим живописцем Венеции. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского.

Затем следуют заказы от императора Карла V, который назначает Тициана придворным живописцем, и для кого тот выполнил ряд картин. Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой. Важно, что придворные портреты последующих веков смогли появиться только на основе разработок Тициана.

Несмотря на огромное количество заказов, художник умудряется сделать каждую картину индивидуальной и не похожей на остальные.

Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». В поздних картинах художник стал уделять больше внимания именно цвету, наделяя его особыми психологическими характеристиками.

Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.

Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.

Тициан, Кающаяся Мария Магдалина

Оригинальный размер 119 x 98 см. 1560-е гг. Государственный Эрмитаж.

Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Ниспадающие одежды плохо прикрывают её грудь, которую она стыдливо прячет за пышными волосами, мягко очерченными светом.

Глаза, подернутые слезами, устремлены к небу, губы слегка приоткрыты, будто она шепчет молитву. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Беспокойная, напряженная палитра в сочетании с мерцанием света и тени создает драматическое настроение.

Отсутствие уплощающих объем жестких контуров помогает добиться красивого пластического рисунка, тело девушки кажется переданным в движении. Излюбленными густыми и уверенными мазками Тициан умело строит форму тела и пространственную среду картины, дополненную романтическим пейзажем.

Тициан, Святой Себастьян

Оригинальный размер 212х16 см. Ок. 1570-1572.

Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг.), который занимался гонениями христиан. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.

Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.

Необычно исполнение картины. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек.

На этом фантасмагорическом черном фоне особенно выделяется светящееся белизной тело Себастьяна, страдающего от ран. На лице его написано мучительное переживание и непоколебимость веры, ради которой он был готов умереть.

Картина уникальна и тем, что не была сделана на заказ, и, следовательно, её художественное решение отражало духовные переживания Тициана, а не личные вкусы заказчиков.

Компания АртФото изготовит репродукции картин Тициана в любой из техник. Печать на холсте, техника жекле, повтор маслом.

Источник: http://www.fotokartina.com/titsian

Святой Себастьян (100 картин)

Новый адрес страницы:
Тысяча святых Себастьянов

Читайте также:  Описание картины поля сезанна «гора святой виктории» (гора сент виктуар)

Образ Святого Себастьяна в искусстве

Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане.

Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру.

Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству.

Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами.

Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его.

Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку.

Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века.

Картины с его изображением писали Амико Аспертини, Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Жорж де Латур, Чима да Конельяно, Гвидо Рени, Сальвадор Дали, Антонио де ла Гандара, и др.

Повесть «Фабиола» Вестминстерского архиепископа Уайзмена изображает Себастьяна и как почитаемого центуриона, и в дни мученичества. Джордж Оруэлл отсылает к истории святого в романе «1984»: «истычет стрелами, как святого Себастьяна», Томас Гарди — в романе «Возвращение на родину»: «отдельные капли вонзались в Томазин, как стрелы в святого Себастиана».

В романе «Исповедь маски» Юкио Мисимы картина Гвидо Рени впервые вызывает сексуальные чувства у главного героя, после чего тот пишет о Себастьяне поэму в прозе. Святому Себастьяну целиком посвящена повесть Лоры Бочаровой «Сок Оливы».

О жизни святого снято несколько фильмов, в том числе — «Себастьян» Дерека Джармена, полностью снятый на латинском языке, и короткометражная лента «Святой» Баво Дефюрна. В книге Владимира Дудинцева «Белые одежды» герои рассматривают картину Антонелло де Мессина Св. Себастьян и проводят параллели с описываемыми там событиями.

Русский художник М. К. Соколов написал цикл картин, посвященных Св. Себастьяну (1921—1922). (Источник)
 

Антонио Джиоржетти «Святой Себастьян» (1665)

Под редакцией Tannarh’a, 2012-2014 гг

Живопись2012-11-06178705

Источник: http://tannarh.narod.ru/publ/iskusstvo/zhivopis/svjatoj_sebastjan_30_kartin/25-1-0-146

«Святой Себастьян» Тициана

Картина «Святой Себастьян» Тициана по праву считается жемчужиной Государственного Эрмитажа. Почему это произведение так сильно воздействует на зрителей? Кто изображен на нем?

В период раннего средневековья возникло предание об уроженце римского города Нарбонны Себастьяне. Получив образование в Милане, он направился в поисках счастья в Рим. Благодаря мужеству и честности молодой человек привлек к себе внимание римского императора Диоклетиана.

Заслужив его благорасположение, Себастьян получил назначение на почетную должность начальника первой когорты императорской гвардии, но не оправдал оказанного доверия. За скрытую приверженность к христианам его дважды приговаривали к смертной казни.

В первый раз юношу расстреляли стрелами, но он остался жив благодаря помощи Ирины, матери своего друга.

За то, что Себастьян не изменил своим убеждениям, его вторично подвергли казни — забили камнями и бросили в сточную канаву, откуда, по преданию, мертвое тело мученика извлекла святая Лючия и похоронила в катакомбах на Аппиевой дороге.

Образ римского воина, стойкого христианина, причисленного церковью к лику святых, становится одним из излюбленных в итальянском искусстве. В Венеции также существовал его культ.

Поэтому не случайно все знаменитые венецианские художники, начиная с учителя Тициана — Джованни Беллини и заканчивая Веронезе и Тинторетто, не раз обращались к образу святого. На протяжении долгой жизни Тициана также привлекала эта тема.

В ранний период творчества он дважды изобразил Себастьяна в церкви Санта Мария делла Салута и в Ватиканской галерее.

«Святой Себастьян» из Эрмитажа — одно из последних произведений мастера. Величественная поза Себастьяна, привязанного к стволу дерева, олицетворяет мужество, самообладание и спокойствие, несмотря на все мучения. Как неизбежное он принимает надвигающуюся смерть и с достоинством встречает ее.

Неровным, беспокойным светом освещена его фигура и страдальческое лицо, обращенное к небу. Окружающее пространство помогает полнее выявить трагизм происходящего. От горящего костра вздымаются языки пламени, бросая отблески на обнаженное тело святого. У его ног клубится дым, медленно поднимающийся вверх. Темное, облачное небо сливается с землей.

Зловещие отсветы падают на пустынную местность, как бы охваченную заревом пожара. Кажется, что с гибелью героя наступает момент трагического крушения мира. Но не безнадежность и отчаяние выражает произведение Тициана, а веру в величие человека и неукротимость его духа.

Себастьян — это не фанатик, изнуренный длительными постами и молитвами, а прекрасный юноша, мужественно противостоящий злу.

Хорошо известно воздействие, которое оказала на творчество Тициана античность. Как никто из мастеров Возрождения, он тонко понимал дух искусства той далекой эпохи. Основой художественного замысла «Святого Себастьяна», как и других произведений художника, послужили античные образы.

Эрмитажная картина строится на равновесии, гармонии форм и плавном течении линий. Основой для воплощения художественной идеи здесь служит цвет. Живописный строй полотна отличается изысканной красотой и богатством колористической гаммы.

Тициан добивается удивительного живописного эффекта. Красноватыми, желтовато-оранжевыми, коричнево-желтыми, черными, серыми и зелеными градациями цвета переданы фигура святого и окружающее пространство. «Святой Себастьян», по определению одного из исследователей творчества итальянского мастера, «богатейшая симфония красок, хотя доминируют в ней преимущественно темные тона».

Биограф венецианских художников Карло Ридольфи свидетельствует, что эта картина оставалась в доме Тициана до самой его смерти в 1576 году.

Через девять лет сын художника продал дом вместе с произведениями и имуществом венецианскому патрицию Кристофоро Барбариго.

Во владении рода Барбариго «Себастьян» находился почти триста лет, вплоть до 1850 года, когда собрание было распродано, и «Святой Себастьян» вместе с другими работами Тициана попал в Эрмитаж.

www.chernorukov.ru/articles/?article=101

Источник: http://www.inpearls.ru/1046705

Ссылка на основную публикацию