Описание картины уильяма блейка «навуходоносор»

3 творческие составляющие феномена Уильяма Блейка

Блейк традиционно относится к одним из первых романтиков в английском и европейском искусстве. Однако его творчество слишком многогранно, чтобы судить о нём только в рамках раннего романтизма.

В нём можно прочесть черты и более поздних стилей – прерафаэлитов, модернистов, символистов, сюрреалистов. Оно словно бы стоит над временем, и невозможно связать его с каким-то одним направлением.

Интерес представляет и загадочная личность самого художника, которого современники считали чудаком, а его работы называли “внушёнными дьяволом”, видя в них смутные пророчества чего-то страшного и непонятного им. Сам мастер заявлял: “Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле”.

“Вечерняя Москва” попыталась разобраться в основных творческих составляющих “феномена Уильяма Блейка”.

МИСТИК и ВИЗИОНЕР

Свободомыслие и мистицизм взглядов Блейк впитал с младых ногтей. В семье мелкого, но достаточно просвещённого лондонского лавочника из Сохо, где рос мальчик, беседы за чаем на популярные тогда темы пророчеств и духовных откровений были обычным делом.

Особенно в семье интересовались работами шведского христианского мистика Эммануила Сведенборга.

Именно в ходе дискуссии об идеях Сведенборга совсем ещё маленький мальчик услышал пророчество, глубоко запавшее ему в душу: старому миру приходит конец, грядёт новый мир, который должен наступить в 1757 году и начиная с которого все старые религиозные системы распадутся, как карточный домик, и на земле наступит эра нового Иерусалима. Впечатлительный Уильям не мог не соотнести предсказание с собственной датой рождения. Тогда же у него начали появляться первые видения, что усилило ощущение собственного особого предназначения и собственной великой миссии. В последующие годы Блейк называл свои видения посещениями Эдема.

Первое видение он описал так: “Бог приблизил свое чело к одному из окон нашего дома”. Удивительно, что ребёнку было на тот момент всего четыре года. Помимо лика Божьего за окном, ему впоследствии являлись небесные ангелы, сидящие на дереве, чьи блестящие крылья просвечивали сквозь листву, и сам пророк Иезекииль, сидевший посреди лужайки на зеленой траве.

Родители списывали видения на огромную силу воображения и яркую фантазию мальчика. С ходом времени она только развивалась.

Этому способствовало и то, что с 10 лет Уильяма, научившегося читать и писать, забрали из школы, и образование ему давала мать.

Богатое воображение значительно способствовало совершенствованию в нём тех наклонностей, которые впоследствии приняли форму его великого призвания.

Мистические взгляды и визионерские откровения он пронёс с собой на протяжении всего творческого пути. Более того, Блейк дал начало визионерскому искусству (от слова “visio”), вдохновлённому видениями, снами, галлюцинациями и различного рода откровениями, полученными художником в момент создания произведения.

Именно мистическими видениями навеяны многие поэтические и художественные образы Блейка. Стараясь придать зримый облик необычным, фантастическим героям, возникающим у него в голове, он старался освободить сознание от всех условностей.

Отсюда расхождение с традиционными английскими представлениями об искусстве и литературе, с общепринятыми догмами и моралью, в особенности на раннем этапе его творчества.

ХУДОЖНИК и ГРАВЁР

Ещё в детстве Блейк, получавший образование на дому, увлёкся рисованием. Родители поощряли это: отец специально приобретал для него рисунки и гравюры с греческими сюжетами, которые мальчик искусно перерисовывал.

Именно в гравюре впоследствии наиболее ярко проявился талант Блейка-художника. Родители отдали мальчика на уроки живописи, а в 15-летнем возрасте он стал учеником гравёра Джеймса Бэзира. К концу обучения, к 21 году, Блейк стал профессиональным гравёром.

В 1778 году молодой человек поступил в знаменитую Королевскую Академию художеств.

Блейк был приверженцем классического стиля эпохи Высокого Возрождения. Не поддаваясь новым течениям и не признавая “пятнистых и смазанных демонов” новой живописи, он выбирал чистые контурные линии и тщательную прорисовку образов.

Его вдохновляли легенды древних бриттов, искусство готики, картины и фрески классических итальянских художников – Микеланджело и Рафаэля. В 1782 году Блейк женился на Кэтрин Бушер, ставшей его музой и подругой до конца дней. Он научил неграмотную, но невероятно милую девушку, читать и писать. Хоть у них и не было детей, они жили в полной гармонии друг с другом.

Кэтрин стала его помощником во всём, среди невзгод и неудач не давая угаснуть вдохновению в душе мужа и помогая в печати его иллюстраций.

В 1788 году, в возрасте 31 года, Блейк начал эксперименты в области рельефного оттиска. Впоследствии именно этот метод он стал применять для оформления своих книг и картин, и именно этим методом был выполнен один из его шедевров — иллюстрации к Библии. Своими разработками Блейк совершил переворот в книгопечатании.

“Мучители Иова” (1820)

Блейк развил уникальный творческий почерк, совместив в своём творчестве гравюру и литературу.

Так называемые “иллюминированные рукописи”, создаваемые Блейком, – собственноручно проиллюстрированные, раскрашенные и отпечатанные книги, напоминающие древние манускрипты, где художественные миниатюры соединялись с текстом причудливой вязью и составляли единый и неделимый сплав – представляют собой уникальное явление в истории книгопечатания и искусства.

Основная часть художественных работ – акварельные и гравюрные иллюстрации к его стихам: “Дитя-радость” к сборнику “Песни неведения” (1789); “Творец вселенной”, известный у нас как “Великий архитектор” к поэме “Европа” (1794), “Дьявол, поражающий Иова проказой” к “Книге Иова” (1825).

Примеры других известных картин Уильяма Блейка – “Навуходоносор” (1795); “Ньютон” (1795); “Сотворение Адама” (1795-1805); “Сон Иакова” (1799-1806); “Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце” (1806-1809); “Христос, принимающий на себя роль Спасителя” (иллюстрация к “Потерянному раю” Дж. Мильтона, 1808) и многие другие.

“Ньютон” (1795)

После 1818 года, после встреч с художником и астрологом Джоном Варли, впечатлённым рассказами Блейка о его видениях и попросившим изобразить их на бумаге в его присутствии, появилась известная серия “Головы призраков”, состоящая из более сотни карандашных портретов.

Они включали образы исторических и мифологических личностей, таких как Давид, Соломон, Саул, Лот, Иов, Сократ, Юлий Цезарь, Иисус Христос, Мухаммед, Боудикка, Карл Великий, Эдуард I, Джон Мильтон, Вольтер, а также Дьявол, “Голова Призрака Блохи” и другие образы.

На основе последнего Блейк создал одну из наиболее известных своих картин “Призрак Блохи”, называемую одним из самых страшных произведений искусства.

“Призрак Блохи” (1819-1920)

Кроме своих собственных сочинений Блейк иллюстрировал произведения и великих поэтов прошлого. В 1822 году художник создал серию великолепных акварельных иллюстраций к поэме Джона Мильтона “Потерянный Рай”.

В 1825 году Блейк увлёкся “Божественной комедией” Данте, вдохновившей его на создание серии гравюр и акварелей к ней.

Несмотря на то, что неожиданная смерть – 12 августа 1827 года, в возрасте 69 лет – не дала реализовать задумку, оставшиеся несколько акварелей и 7 пробных оттисков удостоились большого восхищения и славы.

ПОЭТ и ПИСАТЕЛЬ

Блейк известен, в первую очередь, как поэт, но его литературное творчество многогранно: проникновенные лирические стихи, “пророческие” поэмы, афористическая проза, комментарии к собственным произведениям и критика чужих сочинений.

Самые известные произведения Блейка – “Песни невинности и опыта”, “Книга Тэль”, “Книга Иова”, “Бракосочетание рая и ада”, “Америка”, “Европа”, “Иерусалим”. Однако на русский язык переведена пока лишь незначительная часть работ автора.

Увлечение поэзией пришло к Блейку также в детстве, однако первый сборник стихов “Поэтические наброски” вышел в 1783 году, когда ему было 26 лет.

В него входили стихи, написанные в период 12-20 лет, то есть ещё 6 лет он молчал. Действительно, Блейк осознал, что для выражения его сложных мысленных образов одних словесных формулировок мало.

Позже он начал создание уже упомянутых “иллюминированных рукописей”, которые вмещали в себя и слова, и рисунки.

Опыт оказался удачным, и в 1784 году Блейк вместе с братом Робертом открыл собственную типографию, которая стала сотрудничать с издателем-радикалом Джозефом Джонсоном. Блейк увлёкся идеями французских революционеров, поддерживал борьбу американцев за независимость.

Блейк писал не постоянно, а время от времени, чувствуя вдохновение. В 1784 году он сочинил, но оставил неоконченным свой манускрипт “Остров на луне”. В 1789 году, воодушевлённый началом французской Революции, он издал сборник стихотворений “Песни невинности”.

В 1790—1796 годах Блейк создал серию нерифмованных поэм, известных под общим названием “Пророческие книги”.

Среди них такие сочинения, как “Бракосочетание Неба и Ада” (1790—1795), “Книга Уризена” (1794), “Книга Лоса” (1795).

В 1794 году, в период якобинского террора во Франции, разочарованный революцией, поэт выпустил сборник “Песни опыта”. Значительный период жизни Блейк посвятил самой большой своей поэме “Иерусалим” (1804—1820), в которой его мистический символизм достиг апогея.

Блейк известен своими радикальными по тем временам взглядами. Так, в вышедших в 1793 году “Видениях Дочерей Альбиона” он называет жестоким абсурдом необходимость принудительного воздержания, накладываемого институтом брака, а также в принципе осуждает брак без любви.

Ранние работы, дышащие духом бунтарства и мятежности, могут рассматриваться как протест против догматической религии. Но Блейк не восставал против веры, как таковой, а отрицал авторитаризм церкви как института. Поздние работы Блейка представляют собой развитие гуманистических идей поэта.

Кроме того, Блейк питал отвращение к рабству и верил в половое и расовое равенство.

Несколько его стихов и картин выражают идею всеобщей гуманности: “все люди похожи (хоть они и бесконечно разные)”.

Он встал на защиту прав женщин реализовывать свои способности и возможности, что сделало личность Блейка горячо любимой среди феминисток XX века.

https://www.youtube.com/watch?v=86MHYJZDFGU

Уильям Блейк оказал значительное влияние на западную культуру, особенно XX века: поэты-битники 1950-х и молодёжь 1960-х поднимала творчество Блейка на знамёна. Им восхищались Аллен Гинсберг, Олдос Хаксли, Боб Дилан. Песня “Иерусалим” на стихи Блейка сегодня считается неофициальным гимном Великобритании.

Для русского читателя Блейка открыли поэты-символисты, а главным переводчиком стал Самуил Маршак, который всю жизнь работал над переводами его стихов. Многим читателям известно переведённое им четверостишие из “Прорицаний невинности”. Оно представляет собой наилучший итог творчества талантливого автора:

В одном мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка

Источник: https://vm.ru/news/2013/11/27/3-tvorcheskie-sostavlyayushchie-fenomena-uilyama-blejka-224621.html

Уильям Блейк

Большое видится на расстоянии. Эти есенинские слова в полной мере характеризуют отношение современников и потомков к Уильяму Блейку. Только в 20 веке художник, поэт и философ удостоился звания выдающегося деятеля английского искусства и литературы. При жизни его считали одержимым дьяволом.

Главным источником творчества Блейка была Библия. Но автор символического «Великого архитектора вселенной», живший в эпоху научного прорыва, не любил ни одну церковь и в итоге создал собственную мифологию – сочетание принципов Просвещения с религиозными догматами.

Детство и юность

Уильям Блейк родился в Лондоне в ноябре 1757 года и всю жизнь прожил в британской столице, не нуждаясь во внешнем влиянии окружения – мастер довольствовался внутренними переживаниями.

Портрет Уильяма Блейка

Тому, как сложилась его биография, Уильям обязан родителям, не ограничивавшим наследникам свободу. Отец держал лавку в Сохо, где продавал ткани. Мать воспитывала детей, которых родилось 7, но двое умерли младенцами.

Семья для того времени была довольно образованной, хотя с некоторыми особенностями. Если речь шла о книгах – то в доме читали труды естествоиспытателя Эммануила Сведенборга и мистика Якоба Бёме.

Увлечение Блейка живописью началось с репродукций картин Альбрехта Дюрера, Микеланджело и Рафаэля Санти, которые приобретались специально для сына.

В возрасте 10 лет Уильям пошел в художественную школу, затем подрабатывал в граверной мастерской, одновременно изучая способы нанесения рисунка на твердые поверхности. Зарисовки в Вестминстерском аббатстве навсегда поселили в сердце будущего гения любовь к религиозным мотивам и готическому направлению.

Портрет Уильяма Блейка

В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, но учебное заведение не окончил.

Причиной стало непринятие молодым художником проповедуемого педагогами эклектичного стиля и желания вогнать учеников в строгие рамки. Юноше ближе оказалась классика Высокого Возрождения.

Покинув стены академии, Уильям начал зарабатывать изготовлением гравюр по чужим рисункам. Этому виду искусства Блейк отдал 40 лет жизни.

В 1784 году, получив наследство после смерти отца, Уильям, брат Роберт и партнер Джеймс Паркер открыли типографию, выпускавшую книжные иллюстрации.

Живопись

В живописных полотнах Уильяма Блейка, помимо религиозности, прослеживается тяга к мифологии и символизму, граничащим с фантастикой. Художник проводил параллели между Святой Троицей и союзом религии, воображения и искусства: и там, и там части единого целого не существуют порознь.

Картина Уильяма Блейка «Адам и Ева находят тело Авеля»

Чтобы расшифровать скрытые в картинах послания, зрителю потребуются знания о времени, в котором жил творец, и Святого Писания.

По легенде Бога Уильям увидел еще в раннем детстве. Став постарше, рассказывал об ангелах, облепивших дерево. Позднее к видениям присоединились голоса.

Возможно, это подтолкнуло Блейка к изобретению иллюминированной печати, при которой изображение сопровождалось стихами.

Произведениям известного британца свойственны замкнутость объемов и форм, местами – четкая графичность, нарушение общепринятых законов построения композиции. Тому пример – иллюстрации Откровения Иоанна Богослова.

Картины Уильяма Блейка «Радостный день, или Танец Альбиона» и «Великий красный дракон и жена, облеченная в солнце»

В писании апостола рассказывалось о числе дьявола 666, 4 всадниках и звере Апокалипсиса, вавилонской блуднице и втором пришествии. Неудивительно, что столь красочное повествование подтолкнуло множество художников на визуальное воплощение героев.

Свое видение представил и Блейк. В 1805 и 1810 годах им написаны 2 варианта «Великого красного дракона и жены, облеченной в солнце».

Первая картина хранится в Национальной галерее в Вашингтоне, вторая – в Бруклинском музее.

В обеих сразу бросается в глаза тело чудовища, однако главный персонаж, если следовать содержанию «Апокалипсиса», – лежащая в нижней части полотна женщина, олицетворяющая для кого – Церковь, а для кого – Богородицу.

https://www.youtube.com/watch?v=GJNBeTIpBpI

Картина Уильяма Блейка «Великий Архитектор» («Ветхий днями»)

По словам Уильяма, «свет других миров» помогал в создании «Сна Иакова». Центральная фигура картины «Радостный день, или Танец Альбиона» – соединение образа Христа и витрувианского человека.

При помощи акварели и чернил в 1805 году Блейк написал удивительно тонкую, почти монохромную работу «Ангелы охраняют Христа в гробнице». «Адам дает имена животным», выставленная в музее Поллока в Глазго, исполнена уже на деревянной доске в технике темпера.

Второе название картины «Великий Архитектор» – «Ветхий днями», так обозначали Бога в мировых религиях. Автор дал ему имя Уризен. Гравюра является иллюстрацией к книге «Европа: Пророчество». В мифологии Блейка Уризен – носитель отрицательной, черной силы, стремящейся сделать человечество единообразным, неспроста ведь он что-то измеряет циркулем.

Картина Уильяма Блейка «Геката»

Психоаналитики, рассматривая полотно «Геката», видят в нем отказ от владения пространством, замешательство, а искусствоведы – очередное нарушение живописных канонов: богиня колдовства изображена в виде 3 отдельных фигур вместо традиционных соединенных спинами. И повсюду тайные знаки: сова, считавшаяся символом мудрости, а позднее – зла, коварный змей, обладающий знаниями, сама Геката, смотрящая искусителю в глаза, но руку она держит на Библии.

Литература

Поэзия и проза Уильяма Блейка, по мнению ряда знатоков, также не вписываются в общепринятые правила, на этот раз – английской филологии. Тем не менее, уже два века ими зачитываются поклонники романтизма, разбирают на цитаты, а особенно красочные строки превратились в афоризмы:

Принято считать, что Уильям в понимании человеческой природы опередил свое время, более того, исследователями творчества Блейка-поэта отмечены черты психоанализа, который получил распространение на сто лет позднее.

Стихотворение Уильяма Блейка «Тигр, тигр…»

Первый стихотворный сборник под названием «Поэтические наброски» увидел свет в 1783 году. Затем вышли оптимистичные «Песни невинности» и омраченные горечью осознания действительности «Песни опыта».

Иллюстрации к книгам Уильям оформлял собственноручно, а оба этих труда – еще и в одну книгу, как символ противоположных состояний души.

Стихотворению «Дитя-Радость» противопоставлялся образ «Больной розы», «Эхо в зелени» контрастировало с «Деревом яда», «Ягненок» – с «Тигром».

Сочинение «Бракосочетание рая и ада» – своеобразный ответ поэту и мыслителю Джону Мильтону на вопросы, косвенно заданные в поэме об Адаме «Потерянный рай». К ней Уильям выпустил цикл акварельных работ. Высшая способность, присущая человеку, по Блейку – воображение, дается Адом.

Иллюстрация к поэме Уильяма Блейка «Бракосочетание рая и ада»

Рай олицетворяет рациональность и порядок. Зло становится силой, которая меняет мир, а Добро в традиционном понимании пассивно и реакционно. Но по одиночке они существовать не могут, и только их единство, то самое «бракосочетание» рождает целостную, духовную личность.

Будучи крещенным англиканской церковью, Уильям Блейк сопротивлялся религиозным догмам, высмеивал покорность и покаяние. С другой стороны, стихотворения «О скорби ближнего» и «Божественный образ» – гимн присутствию Бога в судьбе каждого человека, в радостные и печальные моменты.

Личная жизнь

В личной жизни Уильяма Блейка было куда меньше поисков и метаний, чем в творческой. С женой Кэтрин Буше поэт познакомился в то время, когда переживал крах предыдущих отношений – девушка отказалась выходить замуж. Блейк обвенчался с избранницей в 1782 году.

Портрет Кэтрин Буше, жены Уильяма Блейка

В лице супруги Уильям обрел любящего и верного друга, с пониманием относившегося к тому, что у мужа

Кэтрин, не умевшая даже расписаться в свидетельстве о браке, под присмотром Уильяма научилась читать и писать, выполнять гравюры. Женщина станет вдохновителем Блейка во времена неудач и помощницей в иллюстрировании книг.

Смерть

Уильям Блейк умер в августе 1827 года в бедности. До последних дней художник работал над иллюстрациями к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. Этой работе итальянского мыслителя Блейк посвятил в общей сложности 102 рисунка, множество предварительных набросков.

Могила Уильяма Блейка

Как и у Вольфганга Амадея Моцарта, последним пристанищем британского гения стала общая могила на кладбище Bunhill Fields в Лондоне. После Второй мировой войны власти решили разбить на этом месте парк. Поскольку о точном месте захоронения никто не знал, ограничились памятной плитой, на которой написали, что «неподалеку лежат останки» Блейка и его жены.

В 21 веке поклонники творчества Уильяма потратили 2 года на установление конкретного места погребения. На помощь пришли древние церковные книги и знания современного ландшафтного дизайнера Кэрол Гарридо. Исследуя каждый сантиметр, энтузиасты нашли точное место.

Уильям Блейк

Лондонское Общество Блейка объявило сбор пожертвований для памятника поэту, неравнодушные люди перечислили почти $ 40 тыс. И в августе 2018 года ценители романтизма обрели место паломничества. На могиле Уильяма Блейка установлена белая мраморная плита с указанием имени, дат жизни и смерти и надписью: «Поэт. Художник. Пророк». Фото надгробия опубликовало издание The Guardian.

Интересные факты

  • В 1949 году власти Австралии учредили премию имени Уильяма Блейка за вклад в религиозное искусство.
  • Много лет спустя после смерти Блейк гностико-католической церковью причислен к лику святых, несмотря на антирелигиозную позицию.

Набросок портрета Уильяма Блейка

  • В 1931 году на сцене лондонского театра «Олд Вик» был поставлен балет Job: A Masque for Dancing, впервые созданный полностью британским творческим коллективом. Балет основан на Книге Иова из Библии и был вдохновлен иллюстрированным изданием Уильяма Блейка, опубликованным в 1826 году.
  • Строки «Тигр, тигр, жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах. Чей бессмертный взор, любя, Создал страшного тебя?» звучат в сериале «Менталист» с Робин Танни и Саймоном Бейкером.

Цитаты

Картины

  • 1786 – «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями
  • 1793 – The Gates of Paradise. Серия иллюстраций к поэме «Потерянный рай»
  • 1794 – «Радостный день или Танец Альбиона»
  • 1795 – «Исаак Ньютон»
  • 1805 – «Великий красный дракон и жена облеченная в солнце»
  • 1810 – «Коттедж Блейка»
  • 1820 – «Призрак Блохи»
  • 1820 – «Солнце в гневе»
  • 1827 – «Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг ада»
  • 1827 – «Вихрь любовников»

Библиография

  • 1783 – «Поэтические наброски»
  • 1789 – «Песни невинности»
  • 1792 – «Песнь свободы»
  • 1793 – «Бракосочетание Рая и Ада»
  • 1794 – «Песни опыта»
  • 1794 – «Европа. Пророчество»
  • 1809 – «Мильтон»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/65061-uiliam-bleik.html

Навуходоносор

Имя его известно из надписей на глиняных табличках, из еврейских источников и от античных авторов. Правильная форма имени Навуходоносора – Набу-кудурри-усур, что означает: “бог Набу, охрани мои границы”.

Именно это имя оттиснуто на миллионах кирпичей, находящихся ныне на развалинах Вавилонской башни, описанной Геродотом. Археологи раскопали также и знаменитую “дорогу процессий”.

Эта дорога вымощена огромными квадратными каменными плитами, и на нижней стороне каждой из них высечена надпись: “Я – Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона.

Мардук – главное божество Вавилона

Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь”.

    В то время как его отец подчеркивал свое простое происхождение, Навуходоносор объявил себя потомком легендарного царя Нарам-Суэна, правившего в III тыс. до н.э. Год рождения Навуходоносора неизвестен, но, скорее всего, это случилось до 630 г. до н.э., так как, согласно обычаю, Навуходоносор, начавший военную карьеру в самом юном возрасте, к 610 г. до н.э. занимал важный пост в армии. Он первый, кого упомянул его отец Набополасар как простого работника, участвовавшего в восстановлении храма Мардука, главного бога города и страны.

    В 607-606 гг. до н.э. Навуходоносор в качестве наследного принца вместе со своим отцом командовал армией в горах к северу от Ассирии (Харран). Навуходоносор прославился как замечательный полководец еще при жизни отца. После того как египтяне в 606-605 гг. до н.э. нанесли несколько серьезных поражений вавилонянам, в 605 г.

до н.э. Набополасар поручил ему войну против египетского фараона Нехо, захватившего всю Сирию, Палестину и Финикию. Оплотом египтян в Сирии был сильно укрепленный город Кархемыш. Неожиданно форсировав Евфрат, Навуходоносор атаковал египетский лагерь под городскими стенами.

В ожесточенном бою вавилоняне сломили сопротивление солдат фараона и на их плечах ворвались в Кархемыш. Потерпев поражение на улицах города, остатки египетской армии в панике бежали к Хамату. Здесь Набополасар настиг врагов со своей конницей и перебил большую их часть.

Этот разгром произвел сильное впечатление на правителей Сирии, которые тут же безропотно признали власть вавилонского царя.

Навуходоносор (картина Вильяма Блейка)

В разгар этих событий старик Набополасар умер. После смерти отца, последовавшей 16 августа 605 г. до н.э., Навуходоносор спешно вернулся в Вавилон и в течение трех недель закончил коронационные торжества. На 23-й день после кончины отца Навуходоносор занял царский трон. Подобная стремительность и последовавшее затем молниеносное возвращение в армию показали, что империя попала в крепкие руки.    Во время похода в Сирию и Палестину (июнь-декабрь 604 г. до н.э.) он покорил несколько мелких царств и княжеств, включая Иудею, захватил город Ашкелон (Аскалон), разграбил и разрушил его. Окончательно усмирение Палестины заняло около трех лет. В 603 г. до н.э. Навуходоносору покорился иудейский царь Иоаким. В армии Навуходоносора служили также греческие наемники.

    В 601-600 гг. до н.э. он вновь столкнулся с египтянами и в начале кампании потерпел несколько серьезных поражений, явившихся результатом отступничества ряда покоренных государств, в том числе и Иудеи. В результате Навуходоносор был втянут в затяжную войну в Палестине. В 600-599 гг. до н.э.

ему пришлось вернуться в Вавилон, где молодой царь организовал ремонт вышедших из строя боевых колесниц… Оппозиционное движение вавилонянам по-прежнему было очень сильным. Оплотом недовольных продолжала оставаться Иудея. Новый стратегический план, разрабатываемый с декабря 599 г. по март 598 г. до н.э.

, был нацелен на завоевание арабских племен в северо-западной Аравии, его стержнем являлась идея обязательной оккупации Иудеи. Годом позже Навуходоносор вступил в пределы Иудейского царства и 16 марта 597 г. до н.э. принял капитуляцию Иерусалима.

Царь Иоаким не решился на сопротивление и открыл перед вавилонянами ворота.

Навуходоносор в походе

Навуходоносор велел казнить его и возвел на престол сначала Иехонию, а через три месяца – Цидкию. На некоторое время в стране установился мир. После короткой кампании в Сирии в 597-596 гг. до н.э. Навуходоносор был вынужден вернуться в столицу и отразить вторжение эламитских войск (современный юго-западный Иран).
    Ситуация обострилась, когда в 595-594 гг. до н.э. в Вавилоне вспыхнуло восстание, в котором приняли участие отдельные армейские части. Навуходоносор сумел быстро овладеть положением и вскоре провел две успешные военные кампании в Сирии (594 г. до н.э.). О дальнейших походах Навуходоносора известно не из сохранившихся хроник, а из других источников, частично из Библии, где приводится описание повторной осады Иерусалима и 13-летней осады Тира. Остались также неясные сведения о походе в Египет (Иосиф Флавий). Из этих источников следует, что в 590 г. до н.э. война с Египтом возобновилась, а в 589 г. до н.э. восстали иудеи. В 588 г. до н.э. Навуходоносор подступил к Иерусалиму. Египетский фараон Априй пытался помочь осажденным, но потерпел поражение в сухопутной битве. На море, впрочем, египтяне оказались сильнее вавилонян, разбили их и овладели Финикией. Однако помощь к иудеям так и не прибыла. Вавилоняне воздвигли вровень с городскими укреплениями осадные валы и башни, подвели к стенам и воротам тараны. Осажденные защищались с исключительной стойкостью и наносили врагу огромный урон. Только в июле 586 г. до н.э. вавилонянам удалось пробить брешь в стене и прорваться внутрь укреплений. Город был разграблен, а затем разрушен до основания. Все образованные жители Иерусалима были выселены (еще одна депортация была проведена в 582 г. до н.э.). После этого Навуходоносору пришлось вновь покорять Финикию.

Вавилонская башня (классическая интерпретация)

Он быстро взял Сидон, но мощный и хорошо подготовленный к осаде Тир оборонялся от вавилонян на протяжении 13 лет. Только в 575 г. до н.э. тирийцы согласились признать главенство Вавилона – выдали заложников и приняли вавилонского наместника.    Находясь под впечатлением ассирийских имперских традиций, Навуходоносор сознательно проводил политику экспансии. При этом было объявлено, что Мардук отдал ему под начало всю землю, чтобы “от горизонта до горизонта ему не было соперников”…    Обладавший крупным военным талантом Навуходоносор к тому же проявил себя выдающимся дипломатом. Он был приглашен в качестве третейского судьи в споре между мидянами и лидийцами.    Мало что известно о его семейной жизни. Он женился на мидийской царевне Амитис (Семирамиде) и, чтобы утолить ее тоску породным горам, возвел знаменитые “висячие сады”…

Правление Навуходоносора было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древней Востоке с населением около 200.000 человек.

На одном конце города находился огромный царский дворец, а на другом — главное святилище вавилонян — Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 метров.

Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу семиэтажный зиккурат (ступенчатая пирамида) высотой 91 метр, который назывался Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли).

Компьютерная модель Вавилонской башни

Названный в Библии “Вавилонской башней” он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Мардука. При Навуходоносоре Вавилон превратился в мощную крепость. Он был обнесен двойной стеной, высота которых достигала 14 метров. Город окружал глубокий и широкий ров с водой.    Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, в 600 г. до н.э. Навуходоносор приказал возвести “висячие сады”. В архитектурном плане “висячие сады” представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов – платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42м, наименьшая – 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм.     Успех садоводов, должно быть, зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась вода из Евфрата. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов, так что земля всегда оставалась влажной.

    Висячие сады были построены, вероятно, у реки и смотрели на городские стены Вавилона.

Висячие сады в представлениии древних греков

Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых, возможно, возвышалась над землей 40 метров. Навуходоносор распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряженных волами, и речных ладьях.    В 331 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут в тени “висячих садов” он скончался в 323 г. до н. э. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.    Ворота Иштар в Вавилоне, перестроенные при Навуходоносоре, – громадная полукруглая арка, ограниченная по сторонам гигантскими стенами и выходящая на довольно длинную дорожку для шествий, вдоль которой справа и слева также тянулись стены. Построено все это из кирпича, покрытого ярко-голубой, желтой, белой и черной глазурью. Для пущего великолепия стены ворот и дорожки покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают ряды степенно шествующих львов. Стены ворот сверху донизу покрыты перемежающимися рядами изображений двух других животных. Одно из них – мощный бык свирепого вида, второе… вот тут-то и начинается зоологическая головоломка.

    Обычно это второе животное называют вавилонским драконом, и это тот же самый зверь, который фигурирует под таким же наименованием в Библии.

Ворота Иштар после восстановления

В клинописных надписях сохранено его вавилонское название – сирруш. Мы так и оставим, хотя существуют некоторые сомнения по поводу его правильного произношения.    Сооружение впечатляет, и неудивительно, что царь Навуходоносор, который перестраивал ворота Иштар, очень гордился ими. Когда работы завершились, он составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. С присущим той эпохе отсутствием скромности надпись сообщала в своих первых строках:    “Я – Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый принц, правящий по воле и благоволению Мардука (верховного бога вавилонян), высший правитель Города, любимый Небом (сыном Мардука, верховным богом соседнего города Ворсиппа), хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополасара, царя вавилонского…”

    Далее в надписи сообщается, что из-за постоянного повышения насыпи для дороги, ведущей в Вавилон, высота ворот все время уменьшалась, и в конце концов Навуходоносор приказал полностью перестроить их.

Сирруш – вавилонский дракон

Все это подтверждается археологическими находками, и у нас нет оснований сомневаться в верности или подлинности надписи, которая случайно оказалась не совсем законченной.    Несмотря на роковую роль, которую Навуходоносор сыграл в иудейской истории, его образ в религиозной традиция освещен благоприятным, уважительным светом. Сообщается, что он приставил охрану к пророку Иеремии, который объявил его инструментом Бога, чьей рукой были наказаны непокорные и забывшие завет. Пророк Иезикииль выразил то же отношение к Навуходоносору…    Ничем не подтверждается рассказ пророка Даниила о 7-летнем безумии, охватившем царя. Скорее всего, это относится к событиям, связанным с преемником Навуходоносора Набонидом, который выказал эксцентричность, оставив Вавилон и поселившись в оазисе Тейма, что в Арабистане.

    В новое время имя Навуходоносора стало синонимом безжалостного завоевателя. С ним сравнивали Наполеона…

Использованные источники

    1. Ишков М.Н. Навуходоносор. – Москва: Астрель, 2001.    2. Рыжов К. Все монархи мира. Древний Восток. – Москва: Вече, 2001.    3. Всемирная история войн. Книга первая. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. – Москва: Полигон 1997.

Источник: https://mesopotamia-ru.livejournal.com/1607.html

Уильям Блейк | БОМОНД

Уильям Блейк — философ, художник, поэт и один из самых ярких представителей романтизма в Англии. Дабы не образовалось неверной трактовки в отношении художника, под понятием романтик, подразумевается представитель европейского культурного течения XIX века, а не любитель идеализировать любовные отношения. 

Уильям Блейк «Элохим и создание Адама».
 

К слову, романтизм, как европейское течение, является весьма противоречивым культурным феноменом, соединившим в себе достояния различных эпох.

Тут и средневековый религиозный мистицизм, и увлеченность мифологичными сюжетами —  идеальная смесь античного понимания природы и средневекового религиозного объяснения бытия.

 Романтизм воплотил идею нового человека, творящего на грани разрушения и созерцания. 

Уильям Блейк «Великий Архитектор».

Уильям Блейк воплотил в своих живописных работах наилучшие идеи прошлых веков, переосмыслив и создав нечто принципиально новое. Попытки определить его картины в рамки какого-то жанра — тщетны.

Он шел впереди планеты всей, и как минимум на сто с лишним лет обогнал модернистские направления европейской живописи.

Его работы можно смело отнести к числу сюрреалистических, реалистических и даже символических, и все бы ничего, если не тот факт, что время их написания на порядок опережает все эти течения. 

Уильям Блейк «Навуходоносор».
 

Невооруженным взглядом заметно, как в творчестве Блейка то и дело мелькают художественные образы с полотен Франциска Гойя, Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.

Тогда как цветовые решения, к которым обращается Блейк, относят нас к картинам Караваджо.

Барочные бордово-коричневые оттенки, выделение центральной фигуры посредством игры света и тени, тщательно обрисованные, местами гротескные, рубенсовские фигуры — создают кардинально новую подачу образов и сюжета. 

Уильям Блейк «Цербер». Иллюстрации к «Божественной комедии».

Рассматривая представленные иллюстрации, хочется еще раз обратить внимание на его необычную манеру создания образов, а также на не классическое распределение объектов и новые композиционные решения.

Художник тяготеет к средневековым мистификациям, но при этом ощущает острую необходимость в ренессансной реалистичности форм, из этого противостояния, рождается, даже не романтическое, а какое-то сугубо блейковское отражение реальности.

Безусловно, как каждый художник, Уильям Блейк пользовался достояниями мировой культуры, отражая в своих картинах образы, почерпнутые из работ предшествующих гениев. Но, в то же время, он не просто смешивает разные художественные техники, а создает принципиально новое воплощение образов.

Источник: http://maxpark.com/community/5231/content/5534129

Живописцы, розы, лисы, вечность и милосердие

William Blake (1757—1827) был художником и мастером слова, он печатал
книги со своими текстами и иллюстрациями — сегодня бы их называли «артбуками».

Уильям Блейк «Творец вселенной». (фрагмент)

Мой ангел, наклонясь над колыбелью,Сказал: «Живи на свете, существо,Исполненное радости, веселья,

Но помощи не жди ни от кого».

Уильям Блейк Данте, бегущий от трех зверей.
Иллюстрации к “Божественной комедии” 1827

— Что, маэстро, важнее всего в портретисте?Он ответил: — Особые качества кисти.— А еще? — Он, палитру старательно чистя,Повторил: — Разумеется, качество кисти.— А еще? — Становясь понемногу речистей,

Он воскликнул: — Высокое качество кисти!

Уильям Блейк Исаак Ньютон 1805

Уильям Блейк Первая книга Уризена. Уризен в центре взрыва 1794

Муха

Бедняжка-муха,Твой летний райСмахнул рукоюЯ невзначай.Я — тоже муха:Мой краток век.А чем ты, муха,Не человек?Вот я играю,Пою, покаМеня слепая

Сметет рука.

Коль в мысли сила,И жизнь, и свет,И там могила,Где мысли нет, —Так пусть умру яИли живу, —Счастливой мухой

Себя зову.

Посредством глаза, а не глазомСмотреть на мир умеет разум,Потому что смертный глаз

В заблужденье вводят вас.

***Бог приходят ярким светомВ души к людям, тьмой одетым.Кто же к свету дня привык,

Человечий видит лик.

Уильям Блейк Добрый и злой ангел 1805

Не грех, коль вас волнуют страсти,
Но худо быть у них во власти.

***— Мой сын, смирению учитесь у овец!..

— Боюсь, что стричь меня вы будете, отец!

Уильям Блейк Навуходоносор 1805

Есть шип у розы для врага,А у барашка есть рога.Но чистая лилия так безоружна,

И, кроме любви, ничего ей не нужно.

Уильям Блейк Мечта юного поэта. Иллюстрации к поэмам Мильтона
“Веселый” и “Задумчивый” 1820,

Уильям Блейк Радость. Иллюстрации к поэмам Мильтона
“Веселый” и “Задумчивый” 1820,

Можно в скорби проследитьСчастья шелковую нить.***Не ждите, что поверит вам

Не верящий своим глазам.

Уильям Блейк Иллюстрации к Библии. Призрак Самуила, появившийся Саулу 1800

Уильям Блейк Призрак Блохи 1820

Есть у меня богатство дум,Восторги духа, здравый ум,Жена любимая со мною.Но беден я казной земною.Я перед богом день и ночь.С меня он глаз не сводит прочь.Но дьявол тоже неотлучен:Мой кошелек ему поручен…Итак, не быть мне богачом.К чему ж молиться и о чем?Желаний у меня немного,

И за других молю я бога.

Пускай дает мне злобный чертОдежды, пищи худший сорт, —Мне и в нужде живется славно…А все же, черт, служи исправно!Была бы жалость на земле едва ли,Не доводи мы ближних до сумы.И милосердья люди бы не знали,

Будь и другие счастливы, как мы.

Уильям Блейк Книга Иова. Бегемот и Левиафан 1821

Лисица винит западню, а не себя.Ворона хотела бы, чтоб все на свете было черным, сова — чтобы все было белым.Голова — возвышенное, сердце — пафос, половая сфера — красота, руки, ноги — пропорции.Расчетливость — богатая и безобразная старая дева, за которой волочится бессилие.Если бы другие не были дураками, мы были бы ими.

Тот, чье лицо не излучает света, никогда не будет звездой.

Вечность влюблена в творения времени.Радости оплодотворяют. Скорби рождают.

Одна мысль заполняет бесконечность.

Уильям Блейк Творец вселенной. Фронтиспис к поэме «Европа: пророчество» 1794

В одном мгновенье видеть вечность,Огромный мир — в зерне песка,В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

Уильям Блейк в переводах С. Маршака.Источник – artchive.ru

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/1797469.html

Картины Уильяма Блейка впервые привезли в Россию

Произведения мистика, художника и поэта показывают в Пушкинском музее

Пушкинский музей открыл эту выставку к Декабрьским вечерам Святослава Рихтера. Получается красивое событие — к высокодуховным и эстетским листам Блейка подобрана музыкальная программа «Безумные песни: фантазии и видения», не ограниченная только британской музыкой, потому что под таким названием можно сыграть любого романтика.

Эпитет «высокодуховные» по сути подходит к акварельным листам и картинам на железе Уильяма Блейка, с детства имевшего божественные видения и уверенного в своем предназначении явить миру истинные библейские образы. И если сегодня увиденные им в откровениях картины кажутся романтически-сказочными, так потому, что к духовидцам теперь нет доверия.

Блейка и при жизни держали за чудака, которому, по словам его друга, к концу жизни оставался один шаг до звания величайшего художника Англии и один шаг до работного дома. Блейк на хулы отвечал, что весь наш мир есть воображение и видение, но каждый видит по-своему: «В глазах скупца гинея краше солнца».

Иронизировать над серьезностью веры Блейка в свою богоизбранность смысла не имеет — это портит удовольствие от его рисованных картин: среди них много красивых, поэтичных, волнующих.

Галерея Тейт организовала московский показ с разумностью и тщательностью главного британского музея национального искусства, который, кстати, три года назад показал выставку Блейка в своих стенах. Работ привезли много, и среди них есть лучшие, хрестоматийные.

Идеален и романтичен «Нью­тон» — обнаженный златокудрый красавец, сидя на краю живописного камня, чертит циркулем на развернутом на земле свитке.

Религиозно просвещенный современник Блейка, возможно, сумел бы разобраться в символике изображения (в музее зрителям помогают толковательные подписи, экскурсоводы и культурная программа Британского совета), но независимо от наличия масонских намеков работа кажется глубокой и значительной.

Сказочно страшен «Навуходоносор» — картина мучительного превращения человека в животное. Прекрасны многочисленные девы, водящие свои грациозные хороводы по самым разным духовным и художественным поводам. Прельстительно розов и золотист «Сатана во славе». Падший ангел не прекращал возбуждать воображение художника и представлен в его творчестве в красе и силе.

Рисунок и композиции у Блейка могут показаться странными, кукольными, но это не следствие неумений, невозможных у профессионального гравера и ученика академии. Просто такими — непропорционально большеголовыми, с гордыми греческими профилями, с мускулистыми телами под тонкими одеждами — представали ему в видениях библейские, дантовские и легендарные герои.

Неоромантики, жившие через сто с лишним лет после Блейка, почитали его как предтечу сюрреализма.

Рассматривать и разгадывать многонаселенные и сложносочиненные произведения самого знаменитого английского визионера — занимательное занятие, они насыщены побольше, чем картины Сальвадора Дали, на место которых встали в Белом зале музея. Но эта выставка не будет популярнее предыдущей — она не пугает.

До 19 февраля

Это неполный текст новости

Источник: https://afisha.rambler.ru/exhibitions/11947460-kartiny-uilyama-bleyka-vpervye-privezli-v-rossiyu/

Ссылка на основную публикацию