Уильям Тёрнер (1775-1851). Живопись
November 19th, 2008, 01:13 pmКак и обещал, публикую фотографии с выставки.Обычно творчество Тёрнера делят на 2 или даже 3 этапа.Не буду этого делать. Мне кажется, он очень последовательно развивался.Многое, по-моему, его роднит с Александром Ивановым.
И тот, и другой уже в юные годы достигли большого успеха. Оба всю жизнь мечтали о «большой картине». Оба открыли свою палитру в Италии.Оба выросли из Академии. Оба опередили своё время и не были поняты современниками. Оба последние годы жили замкнуто.
Оба оставили невероятно богатое наследие. Тёрнер — первый в истории искусств художник, который начал писать на белых грунтах. От этого его лессировки приобрели акварельную звучность. Ещё мне показалось, что писать мастихином — тоже его открытие.»похороны в море». 1842г.
На выставке в Пушкинском висит такая вот любопытная схема. Призванная показать,
как изменялась палитра художника во время его путешествий.Из схемы получается, что самые чёрные картины он писал, сидя у себя в Лондонской академии.А самые цветные — в Германии.
Это не совсем верно, потому что только в Италии он был трижды:в 19, 29 и 49-м годах.Романтический юноша со взором горящим. Автопортрет 1798г. (23 года)Прошу прощения, что не все репродукции с названиями.
Самых ранних работ 90-х годов нет. Но они, по-моему, похожи на Айвазовского.
«Десятая казнь египетская» 1802г. Год, когда 27-летний Тёрнер стал самым юным в истории действительным членом Академии.Фрагмент. Очень затейливые световые эффекты — свет сквозь облака.В те годы его восхищал Клод Лоррен. Уже здесь город — как единое светящееся пятно.»Трафальгарская битва». 1806-08. Тёрнер всю жизнь мечтл написать большую картину. Особенно после посещения Лувра в 1802г.»Падение Карфагена» фрагмент, 1817г. Но с рисунком, как видно, у Тёрнера были проблемы. А рефлексы на ступеньках — как у Николая Ге.Тоже из ранних работ. Видно, что его интересует разноцветный дым на заднем плане, как растворяется пейзаж.Напомнило, кстати, барбизонцев.»Поле Ватерлоо» выставлено в 1818г. Невероятные световые эффекты.»Снежная буря: Ганнибал и его армия переходят Альпы». 1812г. Хороший предлог сделать почти абстрактную вещь.Фрагмент: люди вписаны совсем ненавязчиво.Ещё фрагмент: всё-таки до середины 10-х годов он старался рисовать. Позднее — совсем забил.Кстати: критики довольно скоро стали обвинять Тёрнера, что его работы недописанные.А он уже в 1804 году выставлялся независимо от Академии, открыв собственную галерею.
Её 3D реконструкция на сайте Tate Britain.
«Бедствие в море»(?) 1835г. Уже поздняя большая тематическая картина.Фрагмент драгоценной живописи. Освободившись от академических оков рисунка.Работа около 35-го года. Несколько вещей на выставке довольно салонного свойства.Около 35-го года:»Свет и цвет (теория Гёте): утро после Всемирного потопа – Моисей пишет «Бытие»»Фантасмагорические вещи:»Переход через Чермное море»(?)»Тень и мгла. Вечер перед всемирным потопом.»»Смерть на бледном коне» 1825-35.Я уже писал о своих впечатлениях: свет, идущий изнутри.Всё изображённое только как кулисы к этому свету.Кстати, не так плохо осветили картины, как я предполагал. И фоны выбрали удачно.Тёрнер (как это ни удивительно, преподавал перспективу в Академии).Фрагмент: перспектива.Не запомнил название. Конец 30-начало 40-х.Дальше буду постить без названий. Итак, 40-е годы. Кто-то считает их «творческим кризисом».А по мне — самый расцвет!Да, кстати: он первым начал использовать изобретённые как раз при его жизни химические жёлтые.В его мастерской нашли 12 видов жёлтой.Абстрактный экспрессионизм!
Ещё вспоминалась недавняя выставка Никонова в Русском музее.
Позднее постараюсь выложить фотографии фрагментов живописи и акварели.Здесь небольшие подборки его работ:http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/t/turner/1/index.htmlhttp://kolox.livejournal.com/12680.htmlИ каталог на сайте Tate Britain:http://www.tate.org.uk/servlet/WorksList?cgroupid=999999996&searchid=9955&page=1 UPD: Как и обещал:
фрагменты живописи
и акварели Тёрнера.
Источник: https://pavel-otdelnov.livejournal.com/41260.html
В британии обнаружилась забытая картина уильяма тернера
Картина, купленная за 3,7 тысячи фунтов стерлингов, оказалась потерянным полотном британского живописца XVIII-XIX века Уильяма Тернера.
Речь идет о картине маслом, которую ценитель искусства Джонатан Уил (Jonathan Weal) приобрел восемь лет назад на аукционе в Кенте.
По словам Уила, в каталоге предположительным автором картины значился сам Уильям Тернер, однако подлинность полотна ставилась под сомнение, поэтому картина оценивалась всего в 700-900 фунтов.
По словам Уила, у него сомнений было куда меньше, поэтому он не побоялся поднять ставку, чтоб стать обладателем лота. Сейчас Уил заявляет, что его догадка оказалась верна, и полотно действительно принадлежит кисти Тернера, сообщает Лента.ру.
Название полотна — «Рыбацкие лодки в крепкий ветер» (Fishing Boats in a Stiff Breeze), его размер — 33 на 25 сантиметров. Эксперты считают, что картина была написана примерно в то же время, что и одно из самых известных полотен Тернера «Трафальгарская битва» (1806 год).
По мнению владельца картины, художник запечатлел лодки где-то между городами Рамсгейт (Ramsgate) и Бродстэйрс (Broadstairs) в графстве Кент.
По словам Уила, художник подарил полотно своему другу и душеприказчику — священнику Генри Скотту Триммеру (Henry Scott Trimmer).
В 1860 году — уже после смерти священника — картина была продана, а потом несколько раз переходила из рук в руки и в конце концов пропала из поля зрения общественности.
Авторство Тернера готовы подтвердить по меньшей мере шесть экспертов, среди которых — специалист по творчеству этого британского художника Сэлби Уиттингем (Selby Whittingham). В среду, 26 сентября, в картинной галерее Dulwich в Лондоне состоится конференция, в ходе которой будут представлены доказательства авторства Тернера, в числе которых — доклад компании Art Access and Research.
Полотно, предположительно, написанное Тернером, оценивают в 20 миллионов фунтов стерлингов. Намерен ли нынешний владелец картины выставить ее на торги, не сообщается.
Самым дорогим полотном Уильяма Тернера, проданным на аукционе, считается «Современный Рим — Кампо Ваччино» (Modern Rome — Campo Vaccino, 1839). В 2010 году музей Getty купил это полотно за 29,7 миллиона фунтов стерлингов.
Уильяма Тернера считают мастером романтического пейзажа. Он известен в первую очередь как акварелист, однако писал и маслом. Среди его самых известных работ — «Дождь, пар и скорость», «Поле Ватерлоо» и «Последний рейс корабля 'Отважный'».
Источник: https://www.obozrevatel.com/culture/82175-v-britanii-obnaruzhilas-zabyitaya-kartina-uilyama-ternera.htm
Корабли в живописи. Уильям Тёрнер
«Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море; прибывает английское пассажирское судно»
Необычайно реалистичная картина. Это связано с живыми воспоминаниями мастера, который и сам попал в ужасный шторм при первом своём путешествии во Францию. Достигнув Кале, из-за грозных бурлящих волн, корабль на котором путешествовал Тернер, не мог причалить к пристани, и в нетерпении художник пересел в шлюпку, что едва его не погубило.
Картина представляет собой магически-притягивающий пейзаж – пенное море, гребни волн, затянутое небо.
Всё эта невообразимая сила — лишь фон для ещё более удивительных вещей: средь бушующей воды пытаются достигнуть спасительной суши корабли со рвущимися от ветра парусами. Пассажиры испуганно жмутся друг к другу.
Однако на пристани всё идёт своим чередом – мужчина с вином ведёт какой-то взволнованный диалог с женщиной, рыбачки сортируют рыбу.
Это поразительный контраст заставляет ещё и ещё всматриваться в сюжет – не подвело ли зрения. Всё в действительности так — никакая буря не способна потревожить привычное течение жизни прибрежного Кале.
В технике Тернер верен себе – острый драматизм, достигаемый цветовыми сочетаниями и световыми контрастами, динамичность и внимание к деталям.
Этот стиль невозможно спутать, хотя и влияние его можно определить во многих картинах будущих импрессионистов.
1803 г. 240 x 170 см. Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Уильям Тернер «Трафальгарская битва, вид с вантов бизань-мачты по правому борту корабля «Виктории»
Созданная в 1808 году «Трафальгарская битва», принадлежит к одной из лучших работ, связанных с историческими событиями. Хотя здесь изображена смерть известнейшего британского флотоводца Горацио Нельсона, случившаяся на борту «Виктории», но даже самый беглый взгляд приводит к мысли, что событие и люди, – здесь не главное.
Мачты и паруса, на которых контрастируют световые переходы, а также явно ощущаемое противоборство корабельных снастей, магнетически привлекают внимание.
Картина принадлежит к категории работ, которые принесли художнику наибольшую популярность.
Трафсгальская битва. У.Тёрнер.
Уильям Тернер «Рыбаки в море»
1796 г. 91 x 122 см. Холст. Масло. Тейт Британия, Лондон, Великобритания.
В 1796 году, когда Уильям Тернер уверенно владел техникой акварели и всего лишь пару лет экспериментировал с масляной живописью, на выставке в Королевской академии были выставлены десять его акварельных работ и одна, выполненная маслом – «Рыбаки в море» («Марина Чомли»).
Формально, художник не занимался этой техникой, но при любом удобном случае, а именно, посещая мастерские коллег-художников, или дома богатых и влиятельных покровителей, подолгу изучал там работы старых мастеров.
После посещения выставки критиками, работа «Рыбаки в море» получила множество положительных отзывов. Не осталась в стороне пресса. Было отмечено, что Тернер владеет техникой масляной живописи на уровне стандартов академии.
Она изображает несколько рыбачьих судов в открытом море ночью. Лунный свет, льющийся в прорывы облаков, освещает на волнах лодку, на которой мигает красноватый огонек фонаря.
Тернер осваивает непривычные для него возможности масляной живописи: он усиливает контрасты между освещенными и затемненными частями и старается передать едва уловимое различие рефлексов фонаря от бликов лунного света на волнующейся водной глади океана. Уже в этой первой картине маслом он строит беспокойный световой овал композиции и окружает месяц туманным ореолом.
Тернер воплотил в этой картине свое трагическое ощущение неустойчивости бытия в зыбкости набегающих пенистых валов, столкновении резких диагоналей мачт и парусов и безнадежности усилий копошащихся в лодках людей, выхваченных из мрака надвигающейся бури случайно прорвавшимся лучом.
Характерный овал композиции особенно ясно виден в подготовительном рисунке с его черной громадой поверженного на бок корабля и стремящейся наперерез ему по орбите огромной кривой волны утлой лодчонки, белый парус которой стремительно несется к своей гибели и точно взывает о помощи.
Молодой художник в постоянном поиске совершенствования своего мастерства и работает над мельчайшими деталями. В картине, изображая океанскую гладь, он тонко передает на ней различия между отблесками луны и лучами от фонаря.
Эксперты полагают, что в этой работе отчетливо передано ощущение неустойчивости бытия, точно соответствующее внутреннему миру самого Тернера; подчеркивают это и на мгновение освещенные лучом позы рыбаков, создавая их незащищенность перед надвигающейся стихией.
Уильям Тернер «Голландские рыболовные лодки во время шторма»
Уильям Тернер «С судна, перевозящего рабов, бросают за борт умирающих и мёртвых, надвигается тайфун»
«Китобойные суда» 1846
В совершенстве владея техникой акварели, художник добивается легкости и прозрачности водяных красок, сквозь которые просвечивает тон белой бумаги. В поздних работах Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера появляются образы отвлеченной символики.
«Горящий уголь в ночи»
Уильям Тернер «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье»
Картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье» (1842), подверглась самой нещадной критике.
Тернер не перестает подыскивать сюжеты, при этом критерии поиска трудно понять даже людям, хорошо разбирающимся в искусстве.
Пытаясь добиться максимальной реалистичности в изображении морской стихии, пожилой мастер попросил привязать себя к корабельной мачте на четыре часа. Это событие даже присутствовало в примечании к названию.
Дикая, необузданная сила стихии, так привлекавшая Тернера, передана в картине почти на уровне физических ощущений. Как всякая творческая душа, он интуитивно чувствовал приближение катастроф мирового масштаба, и попытался это передать в форме собирательного образа бури.
Сам автор с обидой отмечал, что не преследовал цели быть понятым, но хотел «показать, на что это похоже»
1803
Кораблекрушение
В 1804 году Тёрнер открыл собственную галерею, где собирался выставлять свои лучшие полотна. Галерею он открыл «Кораблекрушением». М.А. Орлова пишет о картине: «Явственно ощутимо тут сопротивление волн яростному урагану, всей силой своей тяжести они влекутся обратно в океан.
И с такой же энергией люди на пострадавшем паруснике и лодках, спешащих ему на выручку, силятся удержаться на волнах.
Это уже вполне романтическое полотно построено на смелых контрастах светлого и темного, тонов холодных — темное море с изумрудными отливами — и горячих — пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах».
Венеция
1805
Кораблекрушение
Тейт Британ (Лондон)
Тернер родился в самой гуще тесных переулков Лондона, на берегу Темзы, 23 апреля 1775 года. Здесь мальчик ощущал пульс жизни огромного торгового города. Его отец имел цирюльню, среди постоянных посетителей которой было немало художников и граверов.
Поэтому не было ничего удивительного в том, что отец Тернера развесил в лавке и акварели своего сына, когда тому едва исполнилось двенадцать лет, и стал продавать их по два-три шиллинга за штуку. Это были сначала копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона.
Отец рассматривал занятия сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка. В конце XVIII века в Англии были весьма популярны топографические зарисовки, затем переводимые в гравюры, иллюстрирующие всякие путеводители и описания.
По рекомендации некоторых художников, заметивших талантливые рисунки мальчика, его зачисляют в декабре 1789 года в бесплатные ученики Королевской академии. Когда Тернеру было всего 15 лет, один из его рисунков был принят на выставку в академии.
Тернер сближается с кружком доктора Монро и с лучшими английскими мастерами акварели, увлеченными новыми идеями «живописности образов грандиозного, величественного пейзажа».
Огромное влияние на Тернера оказало также учение Гилпина о гармонии красок, советовавшее «сводить всю картину к основному, или ключевому, тону, который в пейзаже всегда надо брать с безоблачного участка неба».
В доме Монро художники в большинстве своем копировали работы старых мастеров, а Тернер, когда хотел понять достижения какого-нибудь художника, вместо копирования писал оригинальную картину в соответствующем стиле.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43204065455/next
Выполнили: Антоносян Нина 11 a, Носко Ольга 11 а. — презентация
1 Выполнили: Антоносян Нина 11 a, Носко Ольга 11 а<\p>
2 Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравер. Предтеча французских импрессионистов.<\p>
3<\p>
4 Уильям Тёрнер родился в конце апреля начале мая 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден. Сам Тёрнер называл датой своего рождения 23 апреля, что, впрочем, оспаривается рядом исследователей. Отец художника, Уильям Тёрнер, был мастером по изготовлению париков, а в конце 70-х гг. открыл цирюльню. В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (его мать была душевнобольной), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.<\p>
5 Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству. После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов, в том числе у Томаса Малтона. В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию, его экзаменовал Рейнолдс. В академии он посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств.<\p>
6 Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. С 1791 года работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.<\p>
7 Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен: по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию тем, что ему никогда не создать что-либо подобное. Спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Тёрнер тщательно изучал доступные ему картины Лоррена, а также альбомы с гравюрами Liber Veritatis. Гравюры были выполнены с рисунков французского художника, относившихся к зрелому периоду творчества. Позднее Тёрнер предпринял выпуск альбома Liber Studiorum, выполненный в той же технике, что и альбом рисунков Лоррена меццо-тино. Liber Studiorum предназначался для использования в качестве учебника для начинающих художников и гравюры были сгруппированы по тематическим разделам живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные.<\p>
8 Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году. В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.<\p>
9 4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Вест даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы.<\p>
10 Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.<\p>
11 В 1807 году Тёрнер занял должность профессора перспективы в Королевской академии. Однако программа обучения, составленная им, касалась гораздо более широкого круга вопросов, чем изучение перспективы. Она представляла своего рода переложение курса лекций Рейнолдса и обращалась к излюбленной теме Тёрнера вопросам «поэтической живописи». Особую известность завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»).<\p>
12 В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом необыкновенном городе и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.<\p>
13 Уже в 1800-х годах успехи Тёрнера вызвали замечания со стороны коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона, критиковавшего «вольности» и яркие цвета его картин. Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе. Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины. В х годах всё чаще появлялись критические выпады по адресу Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство. Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера был Джон Рёскин, назвавший его «величайшим художником всех времён». Живописец скончался 19 декабря 1851 г.<\p>
14 1812 Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы<\p>
15<\p>
16<\p>
17<\p>
18 На картине художник изобразил мчащийся поезд, единственно чётко распознаваемой деталью которого является труба паровоза. Всё остальное тонет и растворяется в золотистом мареве. На картине можно разглядеть опоры моста и лодку с двумя пассажирами. Картина была написана после поездки Тёрнера по Большой западной железной дороге, связывавшей юго- запад Англии, Западные земли и Южный Уэльс с Лондоном. Считается, что на картине изображён железнодорожный мост Мейденхед через Темзу между городками Тэплоу (Taplow) и Мейденхед (Maidenhead). Зрителю представлен вид на восток в сторону Лондона.<\p>
19 _Turner_auto-retrato.jpg. _Turner_auto-retrato.jpg Портрет Тернера. _The_Fighting_T%C3%A9m%C3%A9raire_tugged_to_her_last_Berth_to_be_broken.jpg Последний рейс корабля «Отважный» ea_Monsters.jpg «Восход с морскими чудовищами» TheFightingTemerairetuggedtoherlastBerthtobebroken.jpg e_Great_Western_Railway.jpg<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/209182/
1875-1881 годы. Старинная гравюра Золотая ветвь У.Тернера (Италия)
Гравюра по картине У.Тёрнера «Золотая ветвь»,
иллюстрирующей один из сюжетов «Энеиды»
«Кто не видел картину Тёрнера «Золотая ветвь»? Пейзаж, залитый золотистым свечением грёзы, в которую погрузился божественный дух Тёрнера, преобразивший прекраснейший из природных ландшафтов, увиденное в порыве вдохновения небольшое лесное озеро Неми, «зеркало Дианы», как называли его древние.
Незабываема спокойная водная гладь, окаймленная зеленой цепью Альбанских гор. Уединенность местности не нарушается двумя типично итальянскими деревеньками, погруженными в дрему на берегу озера, и дворцом – также в итальянском стиле – с садами, которые резкими уступами спускаются к озеру.
Кажется, будто Диана не захотела оставить этот одинокий берег и продолжает обитать в лесной чаще!
В древности на фоне этого лесного пейзажа неоднократно разыгрывалось одно и то же странное и трагическое событие. На северном берегу озера, прямо под отвесными утесами, к которым притулилась деревушка Неми, находились священная роща и святилище Немийской, или Лесной, Дианы. Озеро и роща были известны тогда под названием Арицийских.
Но город Ариция (теперь он называется Ла-Ричча) был расположен почти в пяти километрах отсюда, у подножия Альбанской горы, и отделен крутым спуском от озера, находящегося в небольшой воронкообразной впадине на склоне горы. В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека.
Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно тоже убить его и занять его место. Таков был закон святилища.
Претендент на место жреца мог добиться его только одним способом – убив своего предшественника, и удерживал он эту должность до тех пор, пока его не убивал более сильный и ловкий конкурент.
Должность эта, обладание которой было столь зыбким, приносила с собой царский титул. Но ни одна коронованная особа не была мучима более мрачными мыслями, чем НемийскиН жрец. Из года в год зимой и летом, в хорошую и плохую погоду, нес он свою одинокую вахту и только с риском для жизни урывками погружался в беспокойную дрему.
Малейшее ослабление бдительности, проявление телесной немощи и утрата искусства владеть мечом ставили его жизнь под угрозу: седина означала для него смертный приговор. От одного его вида прелестный пейзаж мерк в глазах кротких и набожных паломников. С суровой и зловещей фигурой Немийского жреца плохо сочетались мечтательная голубизна итальянского неба.
игра светотени в летних лесах и блеск волн на солнце.
Давайте лучше вообразим себе немийский пейзаж, каким он мог предстать перед запоздалым путником в одну из тех бурных осенних ночей, когда густым дождем падают увядшие листья и ветер поет погребальную песнь уходящему году.
Какая мрачная картина, положенная на меланхолическую музыку! На заднем плане темнеет растерзанный лес на фоне низкого, затянутого тучами неба, вздохи ветра в ветвях, шелест увядших листьев под ногами да плеск холодной воды о берег.
А на переднем плане в сумерках темная фигура человека, ходящего взад и вперед; и когда, выплыв из бегущего облака, бледная луна всматривается в него сквозь оплетенные ветви, на плече его ярко вспыхивает сталь.
Закон наследования титула жреца в Неми не имеет параллелей в классической древности. Для того чтобы найти ему объяснение, следует заглянуть дальше в глубь веков.
Никто, видимо, не станет отрицать, что подобный обычай отдает варварской эпохой и, подобно первобытному утесу на гладко подстриженной лужайке, в совершенном одиночестве возвышается посреди изысканного италийского общества времен Империи. Но именно грубый, варварский характер этого обычая вселяет в нас надежду на его объяснение.
Исследования в области древнейшей истории человечества обнаружили, что при множестве поверхностных различий первые грубые философские системы, выработанные человеческим разумом, сходны в своих существенных чертах.
Следовательно, если мы сможем доказать, что такой варварский обычай, как наследование титула жреца в Неми, существовал в других обществах, если нам удастся раскрыть причины существования подобного института и доказать, что одни и те же причины действовали в большинстве (если не во всех) человеческих обществ, при различных обстоятельствах пробуждая к жизни множество различающихся в деталях, но в целом сходных институтов, наконец, если нам удастся продемонстрировать, что те же самые причины, вместе с производными от них институтами, на самом деле действовали и в классической древности, – тогда мы сможем по праву заключить, что в более отдаленную эпоху те же причины породили правила преемственности жречества в Неми. За недостатком прямых сведений о том, как этот институт возник, наши заключения никогда не достигнут статуса доказательства, но они будут более или менее вероятными в зависимости от полноты, с какой удастся выполнить указанные условия. Предложить достаточно вероятное объяснение института жрецов в Неми, удовлетворяющее этим условиям, – вот цель данной книги.
Начнем с изложения тех немногих фактов и преданий по этому поводу, которые до нас дошли. Согласно одному из таких преданий, культ Дианы Немийской был учрежден Орестом. который, убив Фаоса, царя Херсонеса Таврического, бежал с сестрой в Италию; в связке веток он привез с собой изображение Дианы Таврической.
1 После смерти его останки были перевезены из Ариции в Рим и захоронены на склоне Капитолийского холма перед храмом Сатурна (рядом с храмом Согласия). Знатокам древности знаком кровавый ритуал, который предание связывает с Дианой Таврической. Оно гласит: каждый чужестранец, который высаживается на берег, приносится в жертву на ее алтаре.
Впрочем, будучи перенесен на италийскую почву, этот ритуал вылился в более мягкую форму. В немийском святилище произрастало некое дерево, и с него не могла быть сорвана ни единая ветвь. Лишь беглому рабу, если ему это удастся, позволялось сломать одну из ветвей.
В случае удачи ему предоставлялось право сразиться в единоборстве со жрецом и при условии победы занять его место и унаследовать титул Царя Леса (Rex Nemorensis).
По общему мнению древних, этой роковой веткой была та самая Золотая ветвь, которую Эней по наущению Сибиллы сорвал перед тем, как предпринять опасное путешествие в страну мертвых.
Бегство раба символизировало, по преданию, бегство Ореста, а его поединок со жрецом был отголоском человеческих жертвоприношений, когда-то приносившихся Диане Таврической. Закон наследования по праву меча соблюдался вплоть до имперских времен.
Среди прочих выходок Калигулы2 была такая: решив, что жрец Неми оставался на своем посту слишком долго, он нанял для его убийства дюжего головореза. Кроме того, греческий путешественник, посетивший Италию в эпоху Антонинов (I-II вв.
), писал, что наследование титула жреца по-прежнему добывается победой в поединке.» Отрывок из книги «ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ ИССЛЕДОВАНИЕ МАГИИ И РЕЛИГИИ» Джеймс Джордж Фрэзер, Лондон, июнь 1922 года.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner; 23 апреля 1775, Ковент-Гарден, Лондон — 19 декабря 1851, Челси) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравер. Предтеча французских импрессионистов. Уильям Тёрнер родился в конце апреля — начале мая 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден.
Сам Тёрнер называл датой своего рождения 23 апреля, что, впрочем, оспаривается рядом исследователей. Отец художника, Уильям Тёрнер, был мастером по изготовлению париков, а в конце 70-х гг. открыл цирюльню. В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (его мать была душевнобольной), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.
Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству. После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов, в том числе у Томаса Малтона. В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию, его экзаменовал Рейнолдс.
В академии он посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств.
Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. С 1791 года работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки. Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников.
Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен: по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию тем, что ему никогда не создать что-либо подобное.
Спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Тёрнер тщательно изучал доступные ему картины Лоррена, а также альбомы с гравюрами Liber Veritatis.
Гравюры были выполнены с рисунков французского художника, относившихся к зрелому периоду творчества. Позднее Тёрнер предпринял выпуск альбома Liber Studiorum, выполненный в той же технике, что и альбом рисунков Лоррена — меццо-тинто.
Liber Studiorum предназначался для использования в качестве учебника для начинающих художников и гравюры были сгруппированы по тематическим разделам — живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные. Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году.
В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.
4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Вест даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом.
10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы. Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха.
К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ.
Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным. В 1807 году Тёрнер занял должность профессора перспективы в Королевской академии.
Однако программа обучения, составленная им, касалась гораздо более широкого круга вопросов, чем изучение перспективы. Она представляла своего рода переложение курса лекций Рейнолдса и обращалась к излюбленной теме Тёрнера — вопросам «поэтической живописи». Особую известность завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»).
В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема.
Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом необыкновенном городе и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы. Уже в 1800-х годах успехи Тёрнера вызвали замечания со стороны коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона, критиковавшего «вольности» и яркие цвета его картин.
Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе. Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины. В 30-40-х годах всё чаще появлялись критические выпады по адресу Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство. Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера был Джон Рёскин, назвавший его «величайшим художником всех времён». Живописец скончался 19 декабря 1851 г. Согласно завещанию, всё собрание его произведений перешло британской нации (ныне экспонируется в лондонской галерее Тейт). В 2014 году на мировые киноэкраны вышел художественный фильм Майка Ли «Мистер Тёрнер», охватывающий события последних двадцати лет жизни художника. Роль самого Тёрнера исполнил Тимоти Сполл. (По материалам Википедии)
Источник: http://oldgravura.ru/prod/oldgravura—i8272/
Уильям Тернер (Joseph Mallord William Turner) 1775-1851 г. Британский художник. Предшественник импрессионистов
Родился 23 апреля 1775 года в Лондоне. Отец Уильяма был цирюльником. Непростая обстановка в доме (душевная болезнь матери) заставила будущего художника переехать в Брентфорд к дяде. Уже в это время Тернер начинает проявлять интерес к живописи. Окончив школу, он поселяется в Лондоне. В этот период Тернер много работает у топографов и архитекторов.
Один из них, Томас Молтон, становится первым учителем Уильяма в искусстве живописи.
В 1789 году Тернер поступил в Академию художеств в Лондоне. Значительное влияние на формирование мировоззрения начинающего художника оказал Рейнолдс. В этот же период Тернер работает для доктора Моро. Эта работа заключалась в копировании рисунков друзей доктора Моро.
В 1787 году художник создает свою первую акварельную работу. В это время он работает исключительно над акварелями и только значительно позднее начинает писать маслом. В 1790 году состоялась выставка в Академии, на которой был представлен один из акварельных пейзажей, написанных Тернером.
Впоследствии участие художника в таких выставках стало регулярным.Начало века для Тернера было ознаменовано работой над панорамой «Битва на Ниле», посвященной войне с французами, и картиной «Пятая египетская казнь». Последняя была приобретена меценатом Уильямом Бекфордом.
С 1791 года Тернер был художником-сценографом в «Пантеон Опере», а также давал уроки живописи.
В 1802 году Тернер становится членом Королевской академии художеств. Он решает отправиться в Париж, чтобы познакомиться с произведениями, представленными в Лувре. Впечатления, полученные по пути туда, стали основой для картины «Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море; прибывает английское пассажирское судно». Продолжал работать художник и в Швейцарии, которую он посетил вскоре.
Тернер стал самым молодым среди художников, получивших звание королевского академика. При этом художник непрерывно работал над усовершенствованием своей техники. В своих картинах он создает новый вид пейзажа, раскрывающий переживания и воспоминания художника.
Образы людей, практически всегда встречающиеся в работах Тернера, подчеркивают бессилие человека перед природной стихией.Большую известность имели картины Тернера, посвященные войнам при Наполеоне («Поле Ватерлоо», «Трафальгарская битва»).
Новаторское творчество позднего периода оценивалось публикой неоднозначно.
Тернер умер 19 декабря 1851 года в Лондоне.
Источник: https://www.colors.life/post/1109960/