Площадь Святого Марка в Венеции
Одна из самых знаменитых площадей Италии – площадь Сан Марко в Венеции. Кстати, есть площадь Сан Марко и во Флоренции, но мы там еще не были, да и венецианская площадь будет постарше – основана она в 9 веке, а флорентийская – в 13.
Одни называют ее площадь Сан Марко в Венеции, другие – переводят и говорят “площадь Святого Марка”. В интернете можно найти массу интересной информации и об ее истории, и о легендах и мифах, связанных с этой площадью. Не буду грузить датами и историческими данными, давайте просто прогуляемся по ней.
Начнем с причала, где каждый турист считает своим долгом сфотографироваться на фоне гондол и Гранд канала. Виды, и правда, очень красивые, особенно, если вам повезло с погодой. Но давайте пойдем дальше, то ли еще будет!
Причал
Источник: http://knowabroad.com/moi-puteshestviya/italiya/ploshhad-svyatogo-marka-v-venetsii.html
Сан-Марко в Венеции – площадь с тысячелетней историей
Площадь Сан-Марко в Венеции условно можно разбить на две части: пьяцетту и пьяццо. Пьяцетта — небольшая территория между самой площадью Святого Марка и каналом Джудекка. Она встречает гостей входными воротами в виде двух гранитных колонн.
Справа от них стоит Дворец дожей (правителей города), слева — Библиотека Марчиана, заканчивается пьяцетта Колокольней. Центром притяжения служит Собор Сан-Марко — главная достопримечательность города. Не менее интересны здания Прокураций, Часовая башня, Лоджетта.
Современный вид, форму, размеры она приобрела к 1777 году. Сейчас ее длина 175 м, ширина 82 м.
Сан Марко – главная площадь Венеции
Сердце и визитная карточка Венеции. И хотя в городе немало других площадей, это единственное место называющееся площадь или пьяцца (Piazza), что подчеркивает ее значимость.
Остальные называются — компо (compo), что переводится как небольшое поле. Пьяцца Сан-Марко — известный исторический и культурный центр Венеции.
На протяжении многих веков она является местом притяжения миллионов людей со всего света, здесь проводятся городские церемонии, торжества и знаменитый Венецианский карнавал.
Венеция: билет в собор Святого Марка с проходом вне очереди
Опера Ла Фениче: билет с проходом вне очереди и аудиогидом
Краткая морская прогулка на Мурано, Торчелло и Бурано
Венеция: совместная прогулка по гондоле
История
История возникновения этого удивительного места уходит корнями в 829 год.
Венецианские купцы, имевшие торговые дела в египетской Александрии, ухитрились тайком вывезти мощи великого христианского святого, апостола Иисуса Христа — евангелиста Марка, спрятав их в саркофаг среди свиных шкур.
Видимо они заметили, что мусульмане никогда не прикасаются к «нечистому» грузу. План удался, таможенный досмотр обошел их стороной, и мощи благополучно прибыли в Венецию.
Для их размещения построили базилику Сан-Марко, соответственно и площадь перед ней назвали также. В 976 году во время пожара здание сильно пострадало. Вместо него был построен величественный собор. Площадь постепенно расширялась, стала центром города, на ней проходили все политические мероприятия, народные праздники и даже казни.
Архитектурные достопримечательности
Знакомство с достопримечательностями начинается для туристов сразу же, как только они выходят из вапоретто (морские такси). На Piazza San Marco сосредоточен целый ряд исторических зданий и сооружений.
Колонны Святого Марка и Теодора
Первое, что видят гости, ступая на мостовую пьяцетты, это две гранитные колонны. Они привезены из Константинополя в 1125 году, а установлены только в 1196 году.
Колонны монолитные и очень тяжелые, вес каждой более 100 тонн, именно из-за этого их длительное время не могли установить. Одну из колонн венчает мраморная статуя Святого Теодора с копьем, попирающего ногами дракона.
Эта сцена символизирует власть Венеции над морской стихией. Святой Теодор был первым покровителем города и до сих пор очень любим и почитаем венецианцами.
На капители другой колонны — бронзовый крылатый лев, держащий лапу на открытом Евангелии. Лев — библейский символ святого Марка. Он изображен на гербе Венеции.
Этой фигуре более 2500 лет, по одной версии она была привезена из Китая, другие усматривают в ней образец ассирийского искусства. В прежние времена пространство между колоннами служило местом казней.
До сих пор венецианцы считают дурной приметой проходить там, где свершались смертные приговоры.
Собор Сан-Марко
По существующей легенде евангелист Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне. Однажды, попав в страшную бурю, он пережидал ее. Во сне явился ангел и возвестил, что он обретет вечный покой на этой земле.
И вот, уже 12 веков мощи святого покоятся под сводами собора, названного в его честь. С первого же взгляда Собор Сан-Марко поражает своим великолепием.
Базилика, построенная в 829 году, сильно пострадала от пожара 976 года, поэтому на ее месте решили построить новое здание. Современный вид собор приобрел в 1094 году.
В тот период было велико влияние на Венецию Константинополя. Поэтому здание возведено в византийском помпезном стиле, с роскошью, нехарактерной для храмовых сооружений Западной Европы. Мраморный фасад украшен многочисленными колоннами, башнями, барельефами, скульптурами. Необычайно красивы мозаичные композиции со сценами «Страшного суда» и «Похищения мощей Святого Марка».
У собора пять входных порталов. Над главным — установлена величественная бронзовая квадрига (четыре коня). Скульптуры относят к работе древнегреческого мастера 4 века до н.э. Они украшали триумфальную арку Нерона в Риме, а потом арку Трояна. Венецианцам достались в качестве военного трофея. Венчают храм пять куполов, облицованных серебристыми прямоугольными пластинами.
Не менее завораживает внутреннее убранство. Из-за обилия золота Собор Сан-Марко нередко называют «Золотой Собор». Своды, стены, купола покрыты мозаикой из разноцветного муранского стекла. Купол расписан сценами «Сотворения мира». Но главная драгоценность находится под алтарем: это рака с мощами Святого Марка.
Золотой Алтарь — великое произведение готического искусства выполнен в 1345 году. Его размеры — 3,50*1,4м. На нем изображены эпизоды из Священного Писания, жизни Святого Марка. В драгоценный оклад вставлены эмали и 2500 камней: аметисты, изумруды, сапфиры, рубины. Иконостас изготовлен из серебра, покрыт слоем золота, украшен множеством эмалевых пластин, драгоценных камней.
Часовая башня
Здание построено в 1499 году под руководством архитектора Кодуччи. Композиция состоит из четырех частей. Главный ее элемент — сине-золотые астрономические часы. На циферблате два круга: наружный и внутренний.
Золотая стрелка показывает время по наружному кругу. На внутреннем — изображены знаки зодиака и фазы Луны. Над часами установлена медная статуя сидящей Мадонны с младенцем Христом.
Дважды в год, на Богоявление и Вознесение, перед ней появляются волхвы, склоняющиеся в поклоне.
По обе стороны от статуи — небольшие прямоугольные окошечки, где указываются текущие часы и минуты. Выше установлена скульптура крылатого льва, держащего в лапах открытое Евангелие.
Венчают башню статуи двух мавров из бронзы: старик и юноша. В руках у них длинные молоты, которыми они периодически ударяют по колоколу: за 5 минут до целого часа и через 5 минут.
Это символ уходящего вперед времени.
Библиотека Сан-Марко
Библиотека находится на северной стороне пьяцетты. Длина здания 80 м. Оно построено в 1537-1545 г.г. по проекту архитектора Сансовино. Первоначально библиотека предназначалась для хранения старинных греческих, латинских первопечатных книг и манускриптов (рукописных свитков), преподнесенных городу кардиналом Брессаноне.
В последующие годы пополнялась за счет военных трофеев, монастырских и семейных коллекций. Сейчас библиотека Сан-Марко (Marciana) насчитывает около 40 тыс. уникальных экземпляров.
Беломраморный фасад очень наряден, украшен балюстрадой из статуй, колонн.
Внутреннее убранство не менее изыскано: на стенах — портреты знаменитых мыслителей и философов, в позолоченном зале хранятся рукописи в изысканных переплетах.
Дворец Дожей
Здание в стиле венецианской готики, украшенное колоннами, ажурными арками создает впечатление воздушности и легкости. Расположено оно одной стороной к морю, фасадом — к площади. Во дворец ведет Лестница Гигантов, по обе стороны от нее – две огромные статуи, символизирующие войну и море: Марс и Нептун. Между ними вверху – барельеф крылатого льва. Здесь давали присягу избранные дожи.
Дворец дожей был построен в XIV веке, имел несколько предназначений:
- Частные апартаменты дожа (правителя Венеции). Там они жили и правили
- Магистратура, где заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии
- Гражданский и церковный Суд
- Трибуна — с балкона второго этажа дож обращался к жителям Венеции
- Тюрьма
В залах магистратуры обсуждались законы, решались политические, церковные вопросы, принимались послы и дипломатические миссии. В зале Сената вершился суд, и до наших дней сохранилась судебная трибуна 18 века. Интерьер дворца поражает своей роскошью. Стены и потолок облицованы мрамором, гобеленами, кожей с золотой отделкой.
Украшением служат полотна гениальных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Порденоне, фрески Паоло Веронезе. На одних изображены сцены, прославляющие Венецию: победоносные битвы, построение флота, морские сражения.
На других — эпизоды из Священного Писания, боги античного мира. Особого внимания достойно уникальное собрание оружия: боевого, декоративного, трофейного.
Всего экспозиция насчитывает 2031 предмет, в их числе доспехи французского короля Генриха IV, рыцарей-крестоносцев, турецкий штандарт, сабли, мушкеты.
Старая и Новая Прокурации
Прокурации были построены для размещения высших чиновников исполнительной власти — прокураторов.
В их обязанности входило исполнение постановлений дожа и Сената в финансовой, юридической, имущественной, политической и других сферах. Первую Прокурацию — Старую — построили на северной стороне площади в 1532 году.
Это длинное трехэтажное здание с арками, лоджиями, колоннами. Из-за разрастающегося бюрократического аппарата одного здания оказалось недостаточно.
В 1586 году напротив него были построены Новые Прокурации. А в 1810 году по указу Наполеона на западе площади построили еще одно здание — Ала Наполеоника (крыло Наполеона), соединяющее обе Прокурации. Все здания построены в едином стиле эпохи Возрождения. Сейчас на верхних этажах располагаются музеи, нижние отданы под кафе.
Лоджетта Сансовино
Лоджетта — небольшое изысканное здание, созданное по проекту архитектора Сансовино в стиле барокко, примыкающее к колокольне. Время постройки: 1537-1540 годы.
Фасад выполнен из белого и цветного мрамора, украшен колоннами, барельефами со сценами из античной мифологии, статуями богов. Долгое время Лоджетта служила местом встреч знатных патриций. Позже в ней разместилась стража Дворца дожей.
Сейчас через Лоджетту входят на смотровую площадку колокольни.
Кампанила
Кампанила — смотровая площадка и колокольня собора Сан-Марко. У основания имеет форму квадрата со стороной 12 м, высотой 98,6 м.
Она выстроена из кирпича, увенчана мраморной звонницей с пятью колоколами, украшена статуями богинь Правосудия, Венеры, Минервы, фигурой крылатого льва.
Завершается колокольня шпилем в форме пирамиды, на вершине которого установлен флюгер с золотым архангелом высотой 2 м.
Первая башня на этом месте была построена в IX веке, служила смотровой площадкой и маяком. В начале XVI века построили новый вариант колокольни. Она простояла почти 400 лет и в 1902 рухнула. Десять лет шли работы, и первоначальный вид был восстановлен полностью.
Сан Марко – площадь голубей
Голуби стали неотъемлемой частью Piazza San Marco. Согласно преданию, на освящение собора приехало много гостей. В числе даров были два голубя, которых выпустили на волю. Они сели на карниз собора, что было сочтено символичным знаком, голуби признаны священными. С тех пор сложилась традиция охранять и кормить птиц.
Со временем их расплодилось великое множество. Из санитарных соображений, и чтобы ограничить потомство, голубей кормят специальным кормом. До 2008 года пакетики с крупой можно было купить на площади, но потом продажу прекратили и туристам запретили кормить птиц.
Время работы и цены на билеты
Время работы достопримечательностей на пьяццо Сан-Марко разнится по сезонам. Высоким сезоном считается апрель–октябрь, низким: октябрь–апрель.
Собор Святого Марка:
- Вход в Собор бесплатный. В будни часы работы: 9.30 –17.00, в выходные: 14.00–17.00.
- Билет в Музей Святого Марка стоит 5 €. Открыт ежедневно: 9.45 – 16.50.
- Посещение Сокровищницы – 3 €. В будни: 9.45 – 17.00, выходные:14.00 – 17.00
- Вход в Золотой алтарь 2 €. В будни: 9.45 –17.00, выходные: 14.00 –17.00
В низкий сезон время посещения сокращено на час. Вход в Собор с багажом запрещен, нельзя делать фото- и видеосъемку, громко говорить и находиться в открытой одежде.
Дворец дожей:
Время работы дворца в высокий сезон: 8.30 – 19.00. В низкий: 8.30 – 17.30.
Цена билета – 19 €; для детей 6-14 лет, людей старше 65 лет – 12 €. По этому билету можно также войти в Музей Коррер, Археологический музей и библиотеку.
Кампанила Сан-Марко:
Октябрь, праздник Пасхи – июнь: 9.00 –19.00; ноябрь – праздник Пасхи: 9.30 – 15.45; июль – сентябрь:9.00 – 21.00. Цена билета 8 евро.
Где находится и как добраться
Сан-Марко — центр Венеции. Поскольку весь город находится на островах, то общественным транспортом в нем служат вапоретто. Это небольшие теплоходы, курсирующие между островами по Гранд-каналу по установленным маршрутам.
Венеция с материковой частью Италии соединена дамбой. Поезда приходят на железнодорожный вокзал Санта Лючия, автобусы — на станцию у Римской площади. Далее до центра можно дойти пешком или добраться на вапоретто (проезд 7 €) №1, №2, №4.1, №5.
1 и N (ночной маршрут) до причала «Пьяццо Сан-Марко».
От аэропорта, который находится в 12 км от города, ходят автобусы. Режим их работы с 5.20 утра до 24.20 часов, цена билета 8 €. Останавливается у Римской площади.
В Венеции GuruTurizma рекомендует следующие отели:
Видео: Собор Сан- Марко — самый посещаемый храм Венеции
Площадь Святого Марка в Венеции на карте
(Пока оценок нет)Загрузка…Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:
Источник: https://GuruTurizma.ru/ploshhad-san-marko-v-venecii/
Площадь Сан-Марко в искусстве — The Art of Travel
Один из моих любимых сюжетов в изобразительном искусстве – площадь Святого Марка в Венеции. Многие художники, известные и не очень, имеют в коллекции своих работ пейзажи на эту тему. На протяжении долгого времени я собирала эти картины. Настало время поделиться ими.
Сан-Марко днем и ночью, в дождь и при ярком солнечном свете, в наши дни и много веков назад – вид площади остается неизменным. И как она выглядела в 1496 году на картине итальянского художника эпохи Ренессанса Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко», почти такой же остается по сей день.
Неотъемлемой частью городского пейзажа долгое время были голуби – они также запечатлены на полотнах.
Согласно легенде, первые голуби появились на площади в год завершения строительства базилики Святого Марка. В то время в Венеции существовала традиция подносить дожу раз в год дары от каждого района города. Обычно это были продукты питания — фрукты, сладости, дичь и тому подобное.
Но однажды среди даров была обнаружена клетка с двумя голубями. Птиц выпустили из клетки, они вылетели наружу и уселись на арке фасада только что освященной базилики. Это было истолковано как очередное чудо святого Марка, и голуби стали священными птицами.
Дож подписал декрет, по которому обязался кормить за свой счёт эту пару голубей и всё их потомство.
Птиц продолжали кормить на протяжении веков, даже когда они заполонили всю площадь. Нарушила эту традицию лишь эпидемия птичьего гриппа в 2008 году. Тогда городские власти запретили продажу на площади Сан Марко корма для голубей, и с тех пор их здесь уже не встретишь.
Собор Святого Марка в 1881 году был изображен на холсте Огюста Ренуара.
А в 1887 году появился в работах Валентина Серова.
Очертания Сан-Марко видны в работе Джеймса Уистлера «Ноктюрн в синем и золотом. Собор Святого Марка в Венеции» 1879-80 гг.
И едва прослеживаются на холсте Юрия Константинова.
Но одним из самых верных поклонников и воздыхателей популярного венецианского пейзажа стал Франческо Гварди, который посвятил Сан-Марко серию своих работ.
Еще один автор, который написал более 17 «портретов» Сан-Марко — Джованни Антонио Каналь, известный также под именем Каналетто.
А эту картину неизвестного автора я увидела в Словении в гостинице у нашего друга Патрика. Его отец собрал великолепную коллекцию, которой украсил холлы и номера своего пансиона.
И напоследок — работа 2010 года российского художника Азата Галимова «Зонтики на Сан-Марко».
Давайте дружить!
Подписывайтесь на мои группы в социальных сетях, и регулярно получайте новые впечатления!
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы обращайтесь в раздел Контакты
Источник: http://askmontenegro.ru/2015/08/san-marko-art/
Площадь и собор Святого Марко в Венеции
Оставшиеся площади жители города называют campo или campiello – полем или маленьким полем. В IX веке это была небольшая площадка возле Собора Святого Марка. В 1777 году площадь обрела свои сегодняшние размеры. В наши дни площадь Святого Марка имеет форму трапеции с длиной – 175м, шириной в широкой части – 82м, а в узкой – 56м.
Северную сторону площади занимает здание Старых Прокураций, южную — здание Новых Прокураций.
К Старым Прокурациям пристроена часовая башня с колоколом, по которому каждый час бьют бронзовые статуи, а циферблат украшен знаками зодиака.
Эти здания в западной части соединяют аркады Фабрике Нуове, благодаря чему площадь имеет вид огромного двора эпохи Возрождения. В юго-восточном углу возвышается колокольня Сан-Марко. Высота колокольни – 99м.
Собор Святого Марка
Совет: попасть в собор без очереди можно купив билет заранее онлайн за 5 евро.
По легенде в 828 году два венецианских купца Рустико и Буоно украли тело Святого Марка и вывезли его из Александрии, предварительно спрятав в свиных тушах. Для хранения мощей Святого Марка и была возведена базилика, которая была освящена в 832 году. В 976 году пожар практически уничтожил базилику, но к концу X века ее реставрировали.
Новое строительство собора по византийскому образцу (Константинопольская церковь Двенадцати апостолов) было начато в 1063 году, а в 1094 собор был освящен. В течение следующих веков собор украшался и расширялся. Каждый иностранный корабль, приходивший порт, должен был предоставить в собор драгоценный подарок.
Много реликвий оказалось в церкви после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году.
Собор Сан-Марко становится религиозным и политическим центром Венецианской республики. В соборе проводились грандиозные официальные церемонии: коронация и представление горожанам нового дожа, благословление войск перед войной (в частности перед 4-м крестовым походом). Здесь же получил свое благословление перед отплытием капитан Марко Поло.
Более 4-х веков собор строился и достраивался. Это сказалось на архитектурном стиле. Собор представляет собой гармоничную смесь эпох и стилей.
Здание собора построено в форме греческого креста размерами 76,5м на 62,5м, высота по центральному куполу – 43м. Интерьер церкви представлен разнообразным иконостасом, статуями апостолов и многочисленной мозаикой.
В наши дни Собор Сан-Марко является действующим храмом, где проводятся богослужения. А такие реликвии как мощи Святого Марка, мощи мученика Исидора, образ Богородицы «Никопея», делают Собор Сан-Марко центром христианского паломничества.
Жми «Нравится» и получай лучшие посты в в Фейсбуке!
Источник: https://Italy4.me/veneto/venice/ploshhad-svyatogo-marka-v-venecii.html
Биография Валентина Серова
Опубликовано: 15.12.2016 — 23:27
Серов Валентин Александрович (1865-1911) – русский художник, портретист, график.
Рождение и семья
Великий художник появился на свет 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге.
Его отец, Александр Николаевич Серов, был знаменитым русским композитором и музыкальным критиком.
Мама художника, Валентина Семёновна Серова, тоже музыкальный критик и композитор, родом была из еврейской семьи. Её родители Бергман Семён Яковлевич и Гудзон Августина Карловна в Москве держали небольшую лавку колониальных товаров. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения.
Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Не поладив с директором учебного заведения, ушла и начала брать частные уроки у Александра Серова, за которого в скором времени вышла замуж, несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте.
В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Отцу было 43 года, когда он женился на своей 17-летней ученице Валентине Бергман. Прошло чуть больше года, и у них родился единственный сын, которого назвали Валентином.
Детство
Семья Серовых была очень открытой и гостеприимной, в их дом всегда приходило много гостей. Мама и папа сына ласково называли Тоша, мальчику было около четырёх лет, когда он уже впервые побывал с родителями за границей.
Ранние детские годы Валентина прошли в артистическом мире, повсюду его окружало искусство. Среди друзей отца было много знаменитых и талантливых людей – Тургенев, Антокольский, Репин, Ге, последний к малышу был особенно ласков и часто рисовал ему в альбомах лошадок.
Мама была одержимой нигилисткой и полностью поддерживала идеи Чернышевского. Её соратники часто собирались в доме Серовых и порой за спорами мешали маленькому Тоше слушать новые музыкальные произведения отца. Тем не менее мальчик любил такую суетность и шум.
В эти минуты он получал возможность остаться наедине с собой, наблюдать за всеми, разглядывать, размышлять.
ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?
Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.
Начать тест
Но в январе 1871 года скоропостижно от сердечного приступа умер отец, и для маленького Валентина начались бесконечные скитания. После смерти Александра Николаевича его вдова решила написать оперу, но для этого нужно было дальше обучаться теории музыки и композиции, она уехала в Мюнхен.
А шестилетнего сына отправила в имение к своей подруге Н. Н. Друцкой-Соколинской на хутор Никольский в Смоленской губернии. Там мальчика определили в коммуну последователей Чернышевского.
Именно здесь был впервые замечен его талант к художеству. Но, в общем, от коммуны у ребёнка остались не самые лучшие воспоминания. За какую-то детскую проказу Друцкая порвала его рисунок. Но мальчик не смог этого простить и тайком порезал ножницами её любимое платье.
В 1872 году коммуна распалась, и маленького Валентина перевезли к матери в Мюнхен.
Детские годы за границей
Несмотря на своё страстное увлечение общественной деятельностью и музыкой, мама всё-таки обратила внимание на удивительные способности сына к рисованию.
Хотя для неё было неожиданным, что талант ребёнка стал проявляться в направлении живописи, а не музыки.
Валентина Семёновна стала развивать способности сына и в 1873 году отдала восьмилетнего ребёнка на обучение к немецкому гравёру Карлу Кёппингу.
Однажды рисунки мальчика увидел скульптор Антокольский. В детских художествах Серова уже тогда можно было заметить, что природа заложила в него дар к живописи. Антокольский посоветовал матери развивать у сына художественный талант и немедленно отдать его на обучение к Репину, который в то время проживал в Париже.
Осенью 1874 года Валентина Семёновна последовала советам Антокольского и перевезла сына в Париж. Она хорошо была знакома с художником И. Е. Репиным, который к тому времени уже успел прославиться своей картиной «Бурлаки на Волге».
Художественные способности мальчика Репин оценил высоко и стал с удовольствием с ним заниматься. Учитель говорил о ребёнке: «Он настолько самозабвенно занимался рисованием, что иногда приходилось заставлять его бросить всё и отдохнуть».
Возвращение в Россию
В Париже Серовы пробыли чуть меньше года и в 1875 году вернулись в Россию. Они поселились в Абрамцево (Сергиево-Посадский район Московской области) в имении Мамонтовых.
Здесь мать с сыном пробыли всё лето, и юный художник написал тогда свой первый натюрморт «Синяя ваза». К осени Серовы вернулись в Санкт-Петербург, и мальчик поступил на обучение в гимназию Карла Мая.
Но здесь они тоже долго не задержались.
Мать познакомилась со студентом-нигилистом Василием Ивановичем Немчиновым, влюбилась, стала жить с ним гражданским браком, и вскоре они вместе отправились на Украину.
Там поселились сначала в Киеве, позже переехали на принадлежавший Немчинову хутор Ахтырка в Харьковской губернии. Надо отдать должное, с маминым вторым мужем у ребёнка сложились хорошие отношения.
Мужчина оказался прекрасным человеком, вместе с маленьким Валентином они ходили на охоту и рыбалку.
Пока жили в Киеве, Серов обучался в гимназии и посещал рисовальную школу Н. Н. Мурашко, которую рекомендовал ему Репин. В рисовальной школе талант Серова был отмечен малой серебряной медалью. В 1876 году у Валентина родился младший брат Александр.
https://www.youtube.com/watch?v=eSoJjgoXjn8
Но вскоре на Украине началась эпидемия холеры. В конце 1878 года мать с детьми бежали в Москву, а Немчинов остался на хуторе, чтобы лечить крестьян.
Если б он и захотел, всё равно не получилось бы уехать с Серовыми, Василий считался не благонадёжным в политическом смысле и находился под постоянным наблюдением полиции.
Вскоре стало известно, что Немчинов сам заболел холерой и умер. Мать погоревала и принялась за работу над своей оперой.
Обучение
А Валентин продолжил в Москве свои занятия с Репиным, который к тому времени уже вернулся в Россию и поселился в Хамовниках. Также Серова определили на учёбу в третий класс первой московской прогимназии. Учиться парню не нравилось совсем, худшего ученика в классе вряд ли можно было отыскать, зато его рисунками восхищались все.
Когда уезжали с Украины, мама Валентина Семёновна оказалась беременной и в 1879 году родила дочь Надежду. Весной мать с младшими детьми уехала в Новгородскую губернию, а старшего Валентина оставила в Москве у своих родственников.
Но 14-летний юноша больше жил у Репина и под его руководством начал много и усердно работать.
Репин писал портреты масляными красками, а Серов копировал их карандашом, так он учился передавать светотеневые эффекты.
Юноше всё больше нравилось рисовать натюрморты, но уже в 1879 году он написал первые свои знаменитые портреты – мецената Саввы Ивановича Мамонтова и членов его семьи, а также своего учителя Репина.
Из гимназии Серова отчислили, и он с чистой совестью стал путешествовать с учителем Ильёй Ефимовичем. Репин много ездил, чтобы собрать материалы для своих работ, а Валентин всюду следовал за ним. Они проехали через всю Украину и Крым, побывали также в местах, связанных с Запорожской Сечью, а на лето уезжали в Абрамцево.
В 1880 году Репин направил Серова в Петербург, где парень поступил в Императорскую Академию Художеств. Как и советовал ему Илья Ефимович, Серов попал в класс П. П. Чистякова, который уже воспитал не одно поколение талантливых художников – Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля.
Валентин беспрекословно подчинялся Чистякову, порой его мнение было важнее для него, чем репинское. И Чистяков в свою очередь любил способного студента, гордился им и первым открыл юному художнику сокровища Эрмитажа.
Он говорил о Серове, что «не встречал ещё в своей жизни человека, которому бы в такой полной мере природа отпустила талант в постижении художественного искусства.
У него всё было превосходно: светотень и колорит, рисунок и характерность, композиция и чувство цельности».
Желание Серова творить самостоятельно было слишком велико, и, не окончив курса, он покинул Академию. Своё дальнейшее художественное образование он получил в голландских и итальянских музеях, где изучал живопись Европы.
Творчество
Ранние произведения Серова относились к русскому импрессионизму.
Среди раннего творчества художника особенно хочется отметить картины:
- 1885 – «Волы»;
- 1886 – «Осенний вечер. Домотканово», «Зима в Абрамцеве. Церковь», «Открытое окно. Сирень», «Пруд в Абрамцеве»;
- 1887 – «Букет сирени в вазе»; «Площадь Святого Марка в Венеции», «Набережная Скьявони в Венеции»;
- 1888 – «Заросший пруд. Домотканово».
На формирование его художественных взглядов особенное влияние оказала жизнь Серова в Домотканово в имении его хорошего друга Владимира Дервиза и в Абрамцеве в имении мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
Художник боготворил природу средней полосы России с её рощами и полянами, перелесками и оврагами, он обожал русские деревни с околицами.
И именно Абрамцево и Домотканово вдохновляли его на счастливые творческие успехи, в этих имениях он создал свои знаменитые полотна.
На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка.
Девочка как будто на одно мгновение зашла в комнату, чтобы взять со стола персик, а художник увидел её в этот момент и запечатлел. По словам самого Серова, он писал картину с особенным упоением и работал над ней всего месяц.
«Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова.
В Домотканово он нарисовал ещё одну картину-шедевр «Девушку, освещённую солнцем». На этом полотне художник изобразил свою двоюродную сестру Симонович Марию Яковлевну. Девушка сидит в саду под деревом, а сквозь ветви и листву пробивается солнечный свет, играет бликами на её одежде.
Обе эти картины просто дышали красотой и свежестью, светом и юностью. О них говорили, будто полотна сотканы из воздуха и солнца. Работы Серова высоко оценили не только живописцы, но и коллекционеры. Художник только начинал свой путь, а сразу же оказался в числе лидеров.
Серов стал востребованным живописцем. Тульские помещики Селезнёвы заказывали ему роспись плафона «Феб лучезарный», за что заплатили 1000 рублей. Валентин стал выставлять свои полотна на конкурсах.
Его картина «Девушка, освещённая солнцем» была приобретена Третьяковым за 300 рублей, а «Девочка с персиками» в русском благотворительном обществе любителей художественного искусства получила единственную премию в 200 рублей в номинации «Портрет».
Его мастерство крепло, а тематика картин постепенно удалялась от пейзажа и натюрмортов, всё больше Серов стал писать портреты. Среди его натурщиков были как близкие и родные ему люди, так и многие знаменитости того времени:
- Максим Горький и Фёдор Шаляпин;
- Николай Лесков и Антон Чехов;
- Константин Коровин и Пётр Кончаловский;
- Исаак Левитан и Илья Репин;
- Гликерия Федотова и Мария Ермолова.
Популярность и известность, конечно же, радовали Серова, но вместе с этим для него началась кабала художника-портретиста, в которой он оказался до самой своей смерти. Ему заказывали портреты представители буржуазного класса, высшая знать и даже члены царской семьи.
В 1897 году Серов написал с натуры портрет великого князя Павла Александровича. В 1900 году это полотно выставили в Париже на всемирной выставке, картина получила Гран-при. Валентин Александрович стал одним из лучших европейских портретистов конца 19 века.
В 1898 году умер Третьяков, Серова избрали членом совета Третьяковской галереи, эту должность он занимал до конца своих дней.
Семья и дети
В 1889 году Серов женился на Ольге Фёдоровне Трубниковой.
Девушку воспитали родственники Серова по материнской линии Симоновичи, в их семье и произошло знакомство художника с любовью всей его жизни. Яков Миронович Симонович лечил от туберкулёза маму Оли. Но женщина умерла, и тогда Симоновичи приняли решение взять Олю в свою семью и воспитали её, как родную дочь.
Долгие девять лет они ждали тот день, когда станут мужем и женой. Сотни написанных писем и сказанных тёплых слов, наполненных любовью и нежностью. Благодаря Третьякову, который купил картину «Девушка, освещённая солнцем», Серов, наконец-то, смог на заработанные деньги сыграть свадьбу с любимой женщиной.
29 января 1889 года они венчались в Санкт-Петербурге в Храме Пресвятой Богородицы, свидетелем был И. Е. Репин.
После свадьбы они вместе побывали в Париже на Всемирной художественной выставке, после чего вернулись в Россию и поселились в Москве.
У Серовых родилось шестеро детей.
Старшая дочь Ольга родилась в 1890 году, после революции, когда власти конфисковали серовский домик, осталась жить в стране. Умерла в 1946 году, после смерти Ольги в 1947 году были напечатаны её воспоминания об отце.
Сын Александр, родился в 1892 году, окончил Петроградский политехнический институт. Уехал жить в Ливан, для этой страны он разработал ирригационную систему, картографию водоёмов и рек, создал первые правила уличного движения. Он прожил дольше всех детей Серовых, умер в 1959 году.
Юрий родился в 1894 году, эмигрировал во Францию, где выступал на сцене. Скончался в 1929 году в возрасте 35 лет.
В 1896 году родился сын Михаил, жил в Москве, умер в 1938 году в возрасте 42 лет.
Сын Антон, родился в 1900 году, как и брат Михаил, прожил 42 года, погиб во время блокады Ленинграда.
Самая младшенькая дочь Наталья родилась в 1908 году, она была любимицей в семье, особенно обожал её отец. Уехала из России, жила во Франции, умерла так же, как и два старших брата, в возрасте 42 лет.
Смерть
Рано утром 5 декабря 1911 года Валентин Александрович собирался к Щербатовым на портретный сеанс. Но внезапно у него случился приступ стенокардии, он упал и умер. В самом расцвете сил и творчества, ему было всего 46 лет. Жена Оля пережила его на 11 лет, умерла в 1927 году за границей.
Ещё ни разу смерть художника в России не воспринималась так трагично, уход Серова приравнивали к уходу Пушкина, Чехова или Толстого. Похоронили его сначала на Донском кладбище, позже останки перенесли на Новодевичье кладбище.
Источник: http://stories-of-success.ru/valentina-serova
Русский импрессионизм: 5 выдающихся художников
История русского импрессионизма началась с картины «Портрет хористки» Константина Коровина, а также с непонимания и осуждения публики. Впервые увидев это произведение, И. Е. Репин не сразу поверил в то, что работа исполнена русским живописцем: «Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом…».
Сам Константин Алексеевич начал писать свои полотна в импрессионистической манере еще в студенческие годы, будучи не знакомым с картинами Сезанна, Моне и Ренуара, за долго до своего путешествия во Францию. Только благодаря опытному глазу Поленова Коровин узнал, что использует технику французов того времени, к которой пришел интуитивно.
В то же время русского художника выдают сюжеты, которые он использует для своих картин, – признанный шедевр «Северная Идиллия», написанная в 1892 году и хранящаяся в Третьяковской галерее, демонстрирует нам любовь Коровина к русским традициям и фольклору.
Эту любовь художнику привил «мамонтовский кружок» – сообщество творческой интеллигенции, в которое входили Репин, Поленов, Васнецов, Врубель и многие другие друзья известного мецената Саввы Мамонтова. В Абрамцево, где располагалась усадьба Мамонтова и где собирались члены художественного кружка, Коровину посчастливилось познакомиться и работать с Валентином Серовым.
Благодаря этому знакомству творчество уже состоявшегося художника Серова приобрело черты легкого, светлого и стремительного импрессионизма, которые мы видим в одной из его ранних работ – «Открытое окно. Сирень».
Портрет хористки, 1883
Северная идиллия, 1886
Черемуха, 1912
Гурзуф 2, 1915
Пристань в Гурзуфе, 1914
Париж, 1933
Валентин Серов
Живопись Серова пронизана присущей только русскому импрессионизму чертой – в его картинах отражено не только впечатление от увиденного художником, но и состояние его души в данный момент.
Например, на картине «Площадь святого Марка в Венеции», написанной в Италии, куда отправился Серов в в 1887 году в связи с тяжелой болезнью, преобладают холодные серые тона, что дает нам представление о состоянии художника.
Но, несмотря на достаточно мрачную палитру, картина является эталонным импрессионистическим произведением, так как на ней Серову удалось запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
В письме невесте из Венеции Серов писал: “В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное”.
После путешествия по Италии Валентин Серов возвращается в Абрамцево, где и создает свое самое известное и действительно «отрадное» произведение «Девочка с персиками», на котором изображена старшая дочь Саввы Мамонтова Вера.
На момент создания этого шедевра Серову было всего 22 года, но его профессионализм позволил наполнить свою работу сразу несколькими жанрами: на картине мы видим и портрет, и натюрморт, и пейзаж за окном. Вопреки канонам стремительного импрессионизма, Серов писал картину ежедневно около трех месяцев, чем, по его собственным словам, «измучил двенадцатилетнюю Верочку».
Но у зрителя все же создается впечатление, что девочка присела всего на минутку, и художнику удалось поймать момент и поделиться с нами своим мимолетным, светлым и счастливым впечатлением.
Открытое окно. Сирень, 1886
Площадь Св. Марка в Венеции, 1887
Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)
Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе, 1896
Девушка, освещенная солнцем, 1888
Купание лошади, 1905
Александр Герасимов
Одним из учеников Коровина и Серова, перенявшим у них экспрессивный мазок, яркую палитру и этюдную манеру письма, стал Александр Михайлович Герасимов. Расцвет творчества художника пришелся на время революции, что не смогло не отразиться в сюжетах его картин.
Несмотря на то что Герасимов отдал свою кисть на службу партии и прославился благодаря выдающимся портретам Ленина и Сталина, он продолжал работать над импрессионистическими пейзажами, близкими его душе.
Работа Александра Михайловича «После дождя» открывает нам художника как мастера передачи воздуха и света на картине, чему Герасимов обязан влиянию своих именитых наставников.
Художники на даче у Сталина, 1951
Сталин и Ворошилов в Кремле, 1950-е
После дождя. Мокрая терраса, 1935
Натюрморт. Полевой букет, 1952
Игорь Грабарь
В разговоре о позднем русском импрессионизме нельзя не обратиться к творчеству великого деятеля искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, перенявшему многие техники французских живописцев второй половины XIX века благодаря своим многочисленным поездкам в Европу.
Используя приемы классических импрессионистов, на своих картинах Грабарь изображает абсолютно русские пейзажные мотивы и бытовые сюжеты. Пока Моне рисует цветущие сады Живерни, а Дега – прекрасных балерин, Грабарь изображает теми же пастельными цветами суровую русскую зиму и деревенскую жизнь.
Больше всего Грабарь любил изображать на своих полотнах иней и посвятил ему целую коллекцию произведений, состоящую из более ста маленьких разноцветных набросков, созданных в разное время суток и при разной погоде. Сложность работы над такими рисунками состояла в том, что краска застывала на морозе, поэтому работать приходилось быстро.
Но именно это и позволяло художнику воссоздать «тот самый момент» и передать свое впечатление от него, что и является главной идеей классического импрессионизма.
Часто стиль живописи Игоря Эммануиловича называют научным импрессионизмом, потому как он придавал большое значение свету и воздуху на полотнах и создал множество исследований о передачи цвета. Более того, именно ему мы обязаны хронологическим расположением картин в Третьяковской галерее, директором которой он был в 1920-1925 годах.
Березовая аллея, 1940
Зимний пейзаж, 1954
Иней, 1905
Груши на синей скатерти, 1915
Уголок усадьбы (Луч солнца), 1901
Юрий Пименов
Совершенно неклассический, но все же импрессионизм развивался и в советское время, ярким представителем которого становится Юрий Иванович Пименов, пришедший к изображению «мимолетного впечатления в постельных тонах» после работы в стиле экспрессионизма.
Одной из самых известных работ Пименова становится картина «Новая Москва» 1930х годов – светлая, теплая, будто написанная воздушными мазками Ренуара. Но в то же время сюжет этой работы совершенно не сочетается с одной из основных идей импрессионизма – отказа от использования социальных и политических тем.
«Новая Москва» Пименова как раз великолепно отражает социальные изменения в жизни города, которые всегда вдохновляли художника. «Пименов любит Москву, ее новь, ее людей. Живописец щедро отдает это свое чувство зрителю», – пишет в 1973 году художник и исследователь Игорь Долгополов.
И действительно, глядя на картины Юрия Ивановича, мы проникаемся любовью к советской жизни, новым кварталам, лирическим новосельям и урбанистике, запечатленным в технике импрессионизма.
Творчество Пименова еще раз доказывает, что у всего «русского», привезенного из других стран, свой особенный и уникальный путь развития.
Так и французский импрессионизм в Российской империи и Советском Союзе вобрал в себя черты русского мировоззрения, национального характера и быта.
Импрессионизм как способ передачи одного лишь восприятия действительности в чистом виде остался чужим для русского искусства, потому что каждая картина русских художников наполнена смыслом, осознанием, состоянием переменчивой русской души, а не просто мимолетным впечатлением. Поэтому уже в следующие выходные, когда Музей Русского Импрессионизма заново представит основную экспозицию москвичам и гостям столицы, каждый найдет что-то для себя среди чувственных портретов Серова, урбанистики Пименова и нетипичных для Кустодиева пейзажей.
Новая Москва
Лирическое новоселье, 1965
Костюмерная Большого театра, 1972
Раннее утро в Москве, 1961
Париж. Улица Сен-Доминик. 1958
Стюардесса, 1964
Возможно, для большинства людей до сих пор фамилии Коровин, Серов, Герасимов и Пименов не связаны определенным стилем искусства, но открывшийся в мае 2016 года в Москве Музей русского импрессионизма все же собрал произведения этих художников под одной крышей.
Источник: https://porusski.me/2016/12/12/011-russkij-impressionizm-5-vydayushchihsya-hudozhnikov/
Путешествуя с мольбертом: Валентин Серов
Несколько точек на карте, сыгравших важную роль в жизни и творчестве художникаЖизнь Валентина Серова была путешествием не только в метафорическом смысле. Он с детства привык к разъездам.
Четырехлетним гостил в доме Рихарда Вагнера на Люцернском озере, в шесть жил и учился в Мюнхене, к девяти годам — перебрался с матерью в Париж.
С возрастом Валентин Александрович не утратил страсти к перемене мест.
Напротив: обычно сдержанный и хмурый дома, он делался энергичен и весел, всякий раз, когда паковал чемоданы.
Подмосковная усадьба Абрамцево, принадлежавшая Савве Мамонтову с 70-х годов XIX века, была, что называется, «домом высокой культуры». На лето сюда съезжалась богемная публика: художники, музыканты, актеры, писатели, просто сочувствующие. Савва Иванович — щедрый хозяин и покровитель искусств — умел принимать гостей.
Вместе с тем от большинства подобных загородных очагов культуры Абрамцево отличала одна немаловажная деталь. Здесь не только давали самодеятельные театральные представления, музицировали на роялях, болтали об искусстве и закатывали эпические обеды. Здесь еще и работали.
Историки искусства считают, что Абрамцево и сформировавшееся там художественное содружество — важнейшая веха в развитии неорусского стиля и русского модерна в целом.
Что касается Валентина Серова, для него поездки в Абрамцево были в первую очередь возможностью отдохнуть от деспотичной матери — именно здесь, а не в Швейцарии или Германии прошли его самые счастливые детские годы.
Охота, лошади, лодки и плоты, общение со сверстниками, которого ему так не хватало в Европе, — Серов влюбился в Абрамцево еще ребенком. Он возвращался сюда снова и снова. Мамонтовых Валентин Александрович считал семьей. Поместье — домом.
Неудивительно, что именно здесь он написал «Девочку с персиками» — самое известное и самое жизнерадостное свое полотно.
Поместье в 20 километрах от Твери в 1886 году приобрел художник Владимир Дервиз. Дервиз был однокашником Серова по Академии художеств. Кроме того он был женат на его двоюродной сестре — Надежде Симонович, и Валентин Александрович часто гостил у родственников с детьми и женой.
Стоявший на холме господский дом окружали места необыкновенной красоты: дикий парк с восемью прудами, цепью тянувшимися в еловый лес. Привлеченные этой практически нетронутой натурой, сюда часто приезжали признанные мастера пейзажа (в их числе был, к примеру, Исаак Левитан).
Не устоял перед очарованием здешней природы и Серов: значительная часть его наследия, которую сегодня объединяют модным тэгом «Серов — не портретист», родом из Домотканова (1, 2).
Впрочем, здесь он написал и знаменитые «солнечные» портреты: жены Ольги и двоюродной сестры Марии. Уже по этим двум картинам можно сделать вывод, что Домотканово было еще одной географической точкой, где Серов был как дома, еще одним его «местом силы».
Впервые Валентин Серов побывал в Париже в 1874 году — мать привезла его, девятилетнего, учиться у Ильи Репина. Серовы поселились на бульваре Клиши, столь любимом импрессионистами.
Однако первым ярким парижским впечатлением юноши стал не Мулен Руж и не выставка импрессионистов в мастерской знаменитого фотографа Надара, а жившие по соседству шлюхи (подробности здесь). Поняв, какую оплошность она совершила, Валентина Серова переехала из дома «с репутацией» в пансион мадам Виардо.
Эту потерю юному Валентину компенсировали парижские зоопарки (особенно он любил зверинец в Булонском лесу), где тоже было немало занятных созданий.
Позднее Серов бывал в Париже несколько раз, в основном — по делам: Приезжал на Всемирную выставку и вместе с дягилевской труппой, привозил на лечение заболевшего сына.
Жизнь в Париже была для Серова марафоном по выставкам и музеям с перерывами на работу: в 1910-м в Париже Серов написал портрет Иды Рубинштейн. Пожалуй, именно в Париже родился и окреп Серов-модернист. Впрочем, художник ценил и редкие моменты парижской праздности.
По свидетельствам очевидцев, здесь он заметно веселел и даже выглядел моложе. В Париже Валентин Александрович вел «правильный образ жизни», который сам описывал в письме жене так: «Вина не пью, курить — курю, под автомобиль пока не попадаю».
В 1887-м 22-летний Серов вместе с Ильей Остроуховым и братьями Михаилом и Юрием Мамонтовыми — побывал в Италии. Особенное мощное впечатление на друзей произвели Флоренция и Венеция.
Молодые люди побродили по площади Святого Марка и Дворцу дожей, послушали в опере Франческо Таманьо, поахали перед полотнами Рафаэля и Тициана, отравились купленными из-под полы устрицами и спасались коньяком — словом, поездка задалась.
Именно здесь Серов замыслил «писать отрадное», что успешно воплотил: по возвращении из Венеции он создаст «Девочку с персиками». С годами «отрадное» чувство, связанное с Венецией и Флоренцией, не померкло — этот праздник был с Серовым всегда.
Куда более драматично складывались его отношения с Римом.
Если первые впечатления граничили с восторгом, то в письмах, отправленных во время следующих поездок, художник сообщал, что его уже «немножко пучит от искусства», что «Рим стал как-то похуже» и «глупое веселье ему не к лицу». «Да, Рим делается прекрасным, общеевропейским Берлином», — писал он своему приятелю, коллекционеру живописи Ивану Трояновскому.
— Что они вообще сейчас строят? Это все тот же нивелирующий все и вся современный отельный стиль. Нет больше тишины ни глазу, ни уху. Треклятый трамвай проведен по всем улицам и переулкам, и на каждом завороте визжит неистово (у нас лучше на Арбате, по крайней мере, смазывают какой-то дрянью); вся площадь, все пантеоны — все обвито этим чудом удобства».
В 1907-м Валентин Серов предпринял путешествие в Грецию совместно с Львом Бакстом. Храм Парфенона и Акрополь произвели на художников неизгладимое впечатление. Спустя годы, Серов вспоминал, как они с Бакстом, превозмогая усталость и жару, взбирались на покрытый маками холм к Акрополю.
И как, поднявшись, он признался: «Хочется плакать и молиться». В мемуарах Бакста есть воспоминания о том, как они отплыли с материка на Крит и как Серов всю ночь простоял на палубе, «испытывая трепетное, быть может, атавистическое чувство близости к старым берегам, к настоящей Трое».
Они следовали примерно тем же маршрутом, что и принявший облик быка Зевс: должно быть, именно здесь родился замысел «Похищения Европы». В ходе греческого путешествия Серов и Бакст много работали. Впрочем, результатом этой поездки стали не только высокие идеи и возвышенные переживания.
Так, однажды между приятелями вышла размолвка из-за того, что известный волокита Бакст решил приударить за 15-летней танцовщицей — по всей видимости, барышней не самых строгих правил.Портрет Марии Цетлиной в 2014 году был продан с аукциона Christie’s за $ 14,510 млн.
, став самым дорогим произведением русского искусства в истории лондонских аукционов.Осень 1910-го Валентин Серов провел в Биаррице на вилле, принадлежавшей семье Цетлиных. Здесь он жил размеренной скучноватой и беззаботной жизнью, которая доступна лишь очень состоятельным людям. Утренняя прогулка по пляжу.
Затем до обеда — два коротких (не более часа) сеанса: над портретом Марии Цетлиной (к слову, видной общественной и политической деятельницы) Серов работал не торопясь. Потом поездка в горы на роскошном черном лимузине.
С наступлением сумерек Валентин Александрович отправлялся в казино (не будучи азартным игроком, он установил себе лимит в 20 франков, но всякий раз уходил с небольшим выигрышем). После, в компании Марии Самойловны и ее мужа, иногда заходил в дешевую таверну, где резались в карты одетые в черное, мрачные крестьяне-баски.
«Живу у одних богачей на вилле… комфорт до отупения», — сообщал он в письме Александру Бенуа.
Два месяца в Биаррице были бы абсолютной идиллией, если бы не атлантический океан, ревущий прямо за окнами. Волны, поначалу восхищавшие Серова, становились все более высокими, темными и грозными. «Кажется, я больше не выдержу близости океана — он меня сломил и душу издергал — надо бежать» — писал Серов жене. Так он и сделал, едва окончив портрет.
В 1901 году Валентин Серов приобрел участок земли и дом в финском местечке Ино. Иметь здесь загородный дом было в те годы модным поветрием. Неподалеку, в окрестностях Терийок были дачи у старых друзей Серова — Ильи Репина и Василия Матэ, еще одним его соседом был писатель Леонид Андреев.
Построив новый дом, Серов отвел весь второй этаж под мастерскую. Здесь он старался писать лишь то, что хотел (1, 2), тщательно оберегая мирную дачную жизнь от заказных портретов и отношений с клиентами.
В Ино были написаны несколько вариантов «Похищения Европы», а в последние годы Серов активно работал здесь над иллюстрациями к басням Крылова.
Источник: https://arthive.com/publications/1994~Puteshestvuja_s_molbertom_Valentin_Serov