РЕСТАВРАЦИЯ
Картины и портреты В.Г.Перова.
Перов Василий Григорьевич
(23.12.1833 Тобольск – 29.05.1882, с.Кузьминки близ Москвы)
Живописец, рисовальщик; жанрист, портретист, автор картин на исторические и религиозные сюжеты. Педагог.
Происхождение: Добрачный сын тобольского прокурора, представителя древнего прибалтийского дворянского рода барона Г.К.фон Криденера (Крюденера). Некоторое время значился в документах как Васильев, по фамилии крестного отца. Фамилия Перов пошла от прозвища, данного мальчику за красивый почерк.
1846 – Окончил Арзамасское уездное училище и начал самостоятельно заниматься рисунком.
1846 – 1849 – обучение в АШЖС А.В.Ступина. Педагоги А.Н.Мокрицкий, М.И.Скотти и С.К.Зарянко. Существенное влияние на формирование творческой личности Перова оказали картины Федотова.
1851 – «Автопортрет»
1853 – переезд в Москву. Поступление в МУЖВ.
1856 – малая серебряная медаль за портрет брата, Н.Г.Криденера.
1857 – большая серебряная медаль за картину «Приезд станового на следствие». Показан произвол царских властей в деревне.
Однако, еще не вполне владея реалистическим мастерством, художник не сумел раскрыть тему с должной убедительностью.
Герой – молодой крестьянин, приговоренный к наказанию розгами, — явно идеализирован и близок по трактовке к образам крестьян у академических живописцев. Отрицательные персонажи удались лучше.
1860 – малая золотая медаль ИАХ за картину «Первый чин» («Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы»). По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П.А.Федотова.
В самом выборе сюжета, трактовке образа главного героя нетрудно обнаржуить воздействие картины Федотова «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик».
Перова роднят с Федотовым сатирическая заостренность, обличительная направленность творчества, художественный прием развернутого повествования. В.В.Стасов считал Перова прямым наследником и продолжателем Федотова.
1860 – переезд в Петербург
1861 – Большая золотая медаль за картину «Проповедь в селе» и право заграничного пенсионерства. Написана вместо задуманной картины «Сельский крестный ход на Пасху».
Обособленность фигур, локальность цвета говорят о не преодоленном до конца влиянии академической системы; внимание к фактуре предметов идет от Зарянко.
Но содержание картины, смелость обличения духовенства обнаруживают в Перове художника-демократа.
1861 – «Сельский крестный ход на Пасхе». Эскиз программы на большую серебряную медаль был отвергнут академическим советом за «непристойность» в изображении духовных лиц. После готовую картину немедленно сняли с постоянной выставки ОПХ и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати.
Картина явилась характернейшим произведением искусства нового направления. Ее антиклерикальная сущность совершенно очевидна. Пейзажный фон пронизан тоскливым настроением. Это усиливает впечатление неприглядности жизни старой русской деревни.
Стремясь к предельной обобщенности, типизации явления, художник отказывается от передачи местных особенностей в костюмах, намеченных в эскизе и раннем варианте картины, находящимся в КМРИ. Картина является рассказом, где Перов подробно повествует о людях их быте, окружающей природе. Поиски новых средств видны и в колорите.
В раннем варианте он строился на сочетании ярких локальных пятен одежд и серенького пейзажа. В картине ГТГ изменена тональность, достигнуто большее единство колорита, в котором преобладают неяркие, приглушенные тона, серо-коричневая красочная гамма.
Однако и здесь, при всей «вещественности» и конкретности цвета, отдельные фигуры и предметы еще недостаточно колористически связаны друг с другом и пейзажным фоном .
1862 – «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». В основу легла увиденная Перовым сцена отдыха монахов по пути в Троице-Сергиеву Лавру. Солдат-инвалид – один из первых положительны образов Перова.
1862 – работа «Дилетант»
С весны 1863 жил и работал в Париже. Там, как и на родине, его интересует прежде всего жизнь бедноты. В картинах того периода ощущаются пристальное внимание художника к чувствам простого человека, умение передать национальное своеобразие типов и характеров.
Они свидетельствуют о возросшем профессиональном мастерстве.
Художник овладевает живописным тоном, придающим его работам глубокую эмоционально-психологическую выразительность, в них исчезают жесткость контуров, изолированность фигур и предметов, свойственные ранним произведениям.
1863 – «Шарманщик», «Уличная сцена в Париже».
1863-1864 – «Савояр». Серо-зеленая красочная гамма этюда подчеркивает неприютность окружающей среды; «Слепой музыкант»
1864 – «Парижские тряпичники», «Парижская шарманщица»
Осень 1864 – посещение Италии. Возвращение в Россию. Поселился в Москве в доме дяди жены Ф.Ф.Резанова. Начал большую картину «Монастырская трапеза».
1865 – жанровые картины «Проводы покойника» (является одним из значительнейших произведений русского искусства 60-х годов. Художник сознательно ограничил палитру серыми и желто-коричневыми оттенками красок, объединенных общим тоном.
Этот строгий колорит определяет эмоциональный строй картины, передает ощущение неразрывной связи людей и природы, как бы проникнутых единым настроением. Колорит стал одним из активнейших средств раскрытия содержания произведения.
Избранный художником мотив зимних сумерек позволил ему, не выписывая деталей пейзажа, сосредоточить все внимание на крестьянке и ее детях); «Очередная у бассейна». Премии ОПХ и МОЛХ.
1866 – «»Тройка». Ученики мастеровые везут воду» (показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых. Центральная фигура была написана с двенадцатилетнего мальчика-нищего, тогда уже больного и вскоре умершего.
В первоначальном карандашном эскизе (ГТГ), а также эскизе маслом (ГРМ) страдание детей было показано более резко.
В законченном варианте образы детей более поэтичны и трогательны, но быть может, несколько сентиментальны), «Приезд гувернантки в купеческий дом» ( явное сходство с персонажами пьес Островского.
Подобно Федотову, Перов использует изображение открытых дверей, в данном случае как своеобразное обрамление для семейного купеческого портрета. Благодаря контрастному построению образов, которому подчинена композиция, наглядным становится социальный конфликт). Звание академика живописи ИАХ.
1867 – «Утопленница» (процесс работы над картиной описан Перовым в его рассказе 1880 года «На натуре. Фанни под № 30». Действие происходит на фоне Московского Кремля. Убрав излишние подробности, которые были в эскизе (ГТГ), Перов придал сюжету драматическую напряженность. Картина выдержана в серебристо-серых и синеватых тонах), «Учитель рисования».
1868 – «Последний кабак у заставы». Одна из лучших картин. Написана картина в не свойственной ранее Перову манере. Чистота цвета и легкость письма составляют ее отличительные живописные особенности. Эмоциональность пейзажа является средством истолкования события и человеческих переживаний.
1868 – «Сцена у железной дороги». Первая премия на конкурсе МОЛХ.
1869 – «Портрет В.В.Безсонова»
1870 – звание профессора живописи ИАХ за картины «Птицелов» (в картине сказалось тонкое понимание художником скромной русской природы, людей, живущих в близости с ней, что заставляет вспомнить страницы тургеневских «Записок охотника». Большим размером картин «охотничьего» цикла Перов утверждал значимость обычных явлений народной жизни) и «Странник».
1870 – стал одним из учредителей ТПВХ, вошёл в состав правления от московских художников.
1871 – «Охотники на привале», «Рыболов» (показаны редкие счастливые минуты в жизни простых людей, их радость от общения с природой), портреты А.Н.Островского и Е.П.Тимашевой. Показаны на I передвижной выставке в Петербурге.
В 1870-е характер творчества художника заметно меняется. На смену резко сатирической обличительной направленности приходит мягкий юмор ( «Ботаник», 1874) и даже мажорное восприятие жизни («Голубятник», 1874).
1870 – «Спящие дети». Присутствует сентиментальная нотка, вообще свойственная детским образам художника.
1874 – картина «Старики-родители навещают сыновнюю могилу». Сюжет навеян финальной сценой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (позднее художник разрезал ее на две композиции «Старичок» и «Старушка»).
Для искусства В.Г.Перова 1870-х характерны параллели с творчеством Тургенева, как в предыдущем десятилетии – с поэзией Н.А.Некрасова, пьесами А.Н.Островского и произведениями Ф.М.Достоевского.
1865 – «Гитарист-бобыль»
1867 – «Учитель рисования»
1868 – портрет-тип «Фомушка-сыч». Художник дает погрудное изображение, фиксирует внимание на лице. Темная одежда и фон подчеркивают желтизну старческой кожи. Серо-коричневую гамму лишь немного оживляет красный цвет шейного платка.
1870 – портрет-тип «Странник». Тип скитальца-правдоискателя стал чрезвычайно распространенным в литературе и искусстве 70-х годов.
В 1870-е жанр портрета переживал кризис. Высокие классические традиции изжили себя, новые ещё не сложились. На ход процесса влияло распространение дагерротипа. Именно в это время по заказу П.М.Третьякова Перов выполнил галерею образов выдающихся русских «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и учёной части»:
1869 – портреты В.В.Безсонова, А.Ф.Писемского
1871 – портрет А.Н.Островского. Внимание художника сосредоточивается на лице и руках, их выразительность – главное достоинство портрета.
Жест лежащей на коленях руки, как бы обращенной к собеседнику, легкий наклон всей фигуры вперед рождают ощущение особой жизненности. Перов совершенно по-разному пишет лицо, фон и одежду.
Сочетание внешней простоты и внутреннего богатства, высокого интеллекта, подчеркнутых обобщенностью форм, строгой выразительностью силуэта, придает портрету монументальность.
1872 – портреты А.Н.Майкова, И.С.Тургенева, В.И.Даля, М.П.Погодина, Ф.М.Достоевского (писатель показан целиком погруженным в свои мучительные думы. Прекрасно найдены поза и жест сцепленных у колен рук. Тонкие, нервные, с напряженными венами, узловатыми пальцами, они играют огромную роль в характеристике портретируемого.
Тонкое письмо позволяет художнику передать всю выразительность лица, его болезненную бледность. Великолепно вылеплена голова писателя. Колорит портрета строится на градациях серого и коричневого тонов, оживляемых красными полосками черного галстука.
По глубине психологического анализа, живописному мастерству портрет Достоевского – лучшее, что создано Перовым в этом жанре живописи); С.Т.Аксакова
и др.
В 1870-е Перов задумал трилогию, посвященную пугачевскому бунту. Работа продолжалась с 1873 по 1879. Однако замысле не был осуществлен. Появились лишь эскизы и вариант картины «Суд Пугачева» (1875).
В первоначальном эскизе (1875, ГТГ) художник намеревался показать вооруженных пугачевцев, приближающихся к помещичьей усадьбе. В картине же 1879 года (ГРМ) и более раннем варианте 1875 года(ГИМ) он изобразил сцену расправы с помещиками.
В работе над этой темой Перов в какой-то мере использовал текст «Капитанской дочки» Пушкина, но не передал богатство и глубину пушкинской повести, народный характер восстания; бледным получился и образ Пугачева.
Начав с изображения восстания, художник закончил показом столкновения двух сильных характеров – Пугачева и помещицы, защищающей дочь, переведя, таким образом, идею картины из плана социального в план морально-психологический.
Незавершенными остались и другие произведения на исторические сюжеты:
1876 – «Михаил Тверской в Татарской орде»
1879 – «Осада Пскова», «Пимен и Григорий»
1880-1881 – большое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере». Сложная тема раскола истолкована как ожесточенное столкновение двух религиозных партий, доходящее до драки их вожаков.
За исключением Никиты Пустосвята и одного из раскольников образы в картине маловыразительны и статичны, особенно царевны Софьи и ее окружения.
В построении композиции преобладают условные академические приемы.
1880 – «Первые христиане в Киеве»
1881 – на выставке в МОЛХ показана картина «Плач Ярославны».
Учениками Перова в МУЖВЗ были Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, С.В.Иванов, А.Е.Архипов, М.В.Нестеров, В.С.Смирнов, А.П.Рябушкин, В.Н.Бакшеев и др.
Главные работы:
«Автопортрет » (1851, КМРИ)
«Приезд станового на следствие» (1857, ГТГ)
«Первый чин» (1860, Посольство Исламской республики Иран, Москва)
«Проповедь в селе» (1861, ГТГ)
«Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ)
«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862, ГТГ)
«Савояр» (1863-1864, ГТГ)
«Парижские тряпичники» (1864, ГРМ)
«Гитарист-бобыль» (1865, ГРМ)
«Проводы покойника» (1865, ГТГ)
«Трапеза» (1865-1876, ГРМ)
«»Тройка». Ученики мастеровые везут воду» (1866, ГТГ);
«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ГТГ)
«Утопленница» (1867, ГТГ)
«Последний кабак у заставы» (1868, ГТГ)
«Сцена у железной дороги» (1868, ГТГ)
«Фомушка-сыч» (1868, ГТГ)
«Девочка с кувшином» (1869, ГРМ)
«Портрет А.Ф.Писемского» (1869, Ивановский ОХМ)
«Портрет В.В.Безсонова» (1869, ГТГ)
«Портрет И.М.Прянишникова» (вторая половина 1860-х, ГТГ)
«Странник» (1879, ГТГ)
«Птицелов» (1879, ГТГ)
«Спящие дети» (1879, ГТГ);
«Автопортрет» (1879, ГТГ)
«Охотники на привале» (1871, ГТГ; повторение 1877 — ГРМ)
«Портрет А.Н.Островского» (1871, ГТГ)
«Портрет И.С.Тургенева» (1872, ГРМ)
«Портрет Ф.М.Достоевского» (1872, ГТГ)
«Портрет А.Н.Майкова» (1872, ГТГ)
«Портрет М.П.Погодина» (1872, ГТГ)
«Портрет В.И.Даля» (1872, ГТГ)
«Портрет купца И.С.Камынина» (1872, ГТГ)
«Отпетый» (1873, ГИМ)
«Голубятник» (1824, ГТГ)
«Ботаник» (1824, ГТГ)
«Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880-1881, ГТГ).
_________________________________________________
Литература:
Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/kartiny_i_portrety_v_g_perova/14-1-0-87
Картина Перова Рыболов
В 1871 году в Санкт-Петербурге произошло значительное событие в мире искусства — открытие Первой передвижной выставки, в экспозицию которой была отмечена картина Перова Рыболов, Охотники на привале, портретные работы писателя А. К. Островского и светской девицы Елизаветы Тимашевой.
Большое внимание художник уделяет пейзажу, роль которого здесь также несколько иная. Ранее природа была средством создания психологического настроения, теперь Перов стремится передать обаяние природы, воздух, прелесть деревенской жизни.
Такой картиной Перова является и “Рыболов” картина размером (91 х 68 см). Старик, в сдвинутой на затылок шляпе, замерев, не сводит глаз с поплавка, не замечая ничего вокруг. Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки.
Перов душевно и с некоторой иронией изображает рыбака на берегу, с азартом наблюдающего за поплавком с нетерпением ожидая затянувшегося поклева.
Василий Григорьевич считался любителем рыбалки, поэтому и изобразил даже мельчайшие детали, характеризующие это увлечение.
Старик всматривается в воду небольшого водоема, и лицо его озаряет надежда о крупной рыбе. Он привстал, стараясь разглядеть ее. Поглощенный процессом, он уже предвкушает радость от улова.
Судя по одежде и начищенным сапогам, это помещик или купец, который решил отдохнуть на природе.
Другой персонаж картины — молодой мужчина, который нанизывает наживку. Его облик говорит, что он здесь, чтобы за свой улов выручить немного денег.
Как и ранее художник тщательно прописывает детали, добиваясь почти фотографического сходства с реальностью. Он стремится проникнуть в психологию рыболова и раскрыть его страсть к рыбалке. Подобные характеристики картин заметны также в «Птицелове» (1870) и в супер популярной картине Перова Охотники на привале (1871).
Именно в 1870-е годы произведения художника приобрели черты, отличающиеся от картин 60-х годов. Это, по словам биографа Перова Н. П. Собко, «мирные страсти». Картины утратили гражданский пафос, но это был шаг вперед для его творчества и русского реалистического искусства в целом.
Перов в 1874 году написал еще несколько картин этого жанра: «Голубятник» и «Ботаник», изображающие людей в тесном единении с природой. Эти темы не случайны, они показывали человека вне его будничных интересов.
Живая человеческая душа – вот что привлекало великого художника. Василия Григорьевича Перова чаще всего относят к художникам-портретистам.
Им написано много портретов выдающихся людей того времени, но не менее ярко проявился его талант и в жанровых картинах.
Сегодня картина Перова Рыболов находится Третьяковке в Москве, где представлены и его другие жанровые полотна
Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-perova-rybolov.html
Василий Перов. Биография художника
Василия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби». И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но целая портретная галерея и картины на исторические сюжеты.
Наследник художественных традиций
Василий Перов родился в 1834 году в сибирском городе Тобольске. Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера — просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал у себя в доме ссыльных декабристов.
Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца. В документах он числился как Васильев — по фамилии крестного.
А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.
В 1843–1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина.
Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики.
В 1840-х годах он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик».
В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин, преподавателями — Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова.
Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире.
В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль.
Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды.
«Подлинный певец скорби»
В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника… Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору.
В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками.
Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России.
Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову — ссылкой в Соловецкий монастырь.
Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга.
В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу.
Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города.
Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа».
Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию.
Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».
После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Позже Михаил Нестеров, ученик Василия Перова, называл живописца «подлинным певцом скорби».
Портреты и историческая живопись
В 1869 году Перов объединился с группой художников, и вместе они основали Товарищество передвижных художественных выставок. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов.
Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. Он писал рассказы о своем художественном опыте — «Тетушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)».
В 1870-е годы остросоциальных работ у Василия Перова стало меньше. В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом.
Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева — задумчивым и погруженным в собственные мысли. Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты.
Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя.
Портретная галерея
В последние годы жизни Перов обратился к новому жанру — исторической живописи. Он планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии — «Суд Пугачева».
Остальные полотна остались на стадии набросков. Это «Осада Пскова», «Пимен и Григорий», «Михаил Тверской в Татарской орде» и «Пытка боярыни Морозовой».
Последней работой мастера стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей — «Никита Пустосвят».
Василий Перов умер от чахотки в 1882 году, ему на тот момент было 48 лет. Его похоронили в Даниловом монастыре, а позже перезахоронили на кладбище Донского монастыря. На могиле художника установлен памятник работы скульптора Алексея Елецкого.
Источник: https://www.culture.ru/persons/8740/vasilii-perov
Секреты самой известной картины Перова
Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома.
В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».
Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций:
«Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований».
А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами:
«Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».
Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова.
Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.
В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова.
В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову:
«Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».
Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы.
Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом.
В. Перов. Охотники на привале, 1877 г.
В наши дни репродукции этой картины стали традиционным подарком для заядлых охотников. Полотно, написанное В. Перовым, в 1871 г., сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, а копия, созданная в 1877 г., – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Источник: http://storyfiles.blogspot.com/2016/09/blog-post_12.html
«Охотники на привале» — история известного шедевра
Большая часть выдающихся людей, в том числе писателей, композиторов, актеров, художников, были заядлыми охотниками и считали это хобби лучшим времяпровождением и самыми вдохновляющими моментами в жизни.
Описание охоты присутствует у признанных литературных классиков – Толстого, Тургенева, Хемингуэя. Тема охоты также часто увлекала великих художников.
На наших просторах одной из самых известных картин, посвященных охоте, является полотно Василия Перова «Охотники на привале», второе название – «Три охотника».
Большая часть выдающихся людей, в том числе писателей, композиторов, актеров, художников, были заядлыми охотниками и считали это хобби лучшим времяпровождением и самыми вдохновляющими моментами в жизни.
Описание охоты присутствует у признанных литературных классиков – Толстого, Тургенева, Хемингуэя. Тема охоты также часто увлекала великих художников.
На наших просторах одной из самых известных картин, посвященных охоте, является полотно Василия Перова «Охотники на привале», второе название – «Три охотника».
Картина «Три охотника»
Немного об авторе – художнике Василии Перове
Василий Григорьевич Перов был очень страстным и увлеченным природой охотником.
В последние годы жизни он даже стал корреспондентом журнала Сабанеева «Природа и охота», куда не только писал интересные зарисовки из своего опыта, но и разместил цикл теоретических статей об охоте. Конечно, любимое занятие не могло не быть запечатленным на полотнах художника.
В 70-х Перов создает серию картин, посвященных природе и отношению людей с ней – это такие полотна как «Голубятник», «Рыболов», «Птицелов», «Ботаник». А самой известной из этого цикла стала картина «Охотники на привале».
Автором было написано два варианта картины: один хранится в Москве в Государственной Третьяковской Галерее, а второй — в Санкт-Петербургском Русском Музее.
Василий Перов. Автопортрет
На первой выставке картина наделала много шума. Из-за нее даже перессорились многие художники и критики.
Стасов был в восхищении и сказал, что этот сюжет так же хорошо, как и охотничьи рассказы Тургенева. А вот Салтыкову-Щедрину она не понравилась. Писатель сказал, что в ней нет непосредственности, мол, художник уже очень нарочито показал одного охотника лгуном, второго — легковерным новичком, а ямщик всем видом показывает, что это именно так и есть.
Что же увидели зрители в 1871 году на выставке?
Именно тогда картина была выставлена впервые. Главное, что поразило публику тех времен – это интересный сюжет и психологические портреты действующих лиц на полотне.
На форе тревожной и унылой осеней природы на привал расположились три охотника. Персонажи, изображенные на картине — реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Охота явно была удачной – на первом плане мы видим трофеи – заяц и какая-то птица.
Еще мы видим другие охотничьи атрибуты – ружье, рожок, сеть и ягтдаш. Пожилой охотник – судя по одежде из дворян, но небогатых, рассказывает очередную байку и явно в духе барона Мюнхаузена.
Его горящий взор и активная жестикуляция свидетельствуют от том, что рассказ о произошедшей истории сильно преувеличен.
Памятник охотникам по мотивам картины Перова
Второй персонаж – молодой охотник, одетый дорого, с иголочки, внимательно слушает и по виду – верит каждому слову рассказчика. Выражение его лица свидетельствует о том, что весь рассказ старого рассказчика он доверчиво принимает за чистую монету.
Рядом прилег простой крестьянин, по одежде видно, что это, скорее всего, ямщик. Он сдвинул набекрень шляпу, и ухмыляется, недоверчиво почесывая за ухом.
По всему, он уже многократно слышал байки старого охотника и знает, что эти рассказы сильно расходится с тем, что он видел собственными глазами на много численных охотах. Он явно посмеивается над доверчивостью молодого охотника.
Даже кажется, что он думает о чем-то своем и уже не обращает внимание на рассказы старого барина.
Некоторые критики в сюжете увидели весь жизненный цикл человека: молодость, жадно познающая мир, впитывающая все с искренней верой. Далее приходит зрелость и опыт, когда все подвергается сомнению, а на веру уже ничего не принимается. А зрелость сменяется старостью, которая больше живет воспоминаниями прошлого.
На первый взгляд создается впечатление спокойствия и беззаботности на полотне. Но если всмотреться внимательно в сюжет, можно заметить беспокойство и тревогу в природе.
В небе кружат птицы, небо затянуло тучами, поднялся ветер – очевидно, приближается гроза. В противовес драматизму природы позы охотников полностью беззаботны. Автору удалось поистине гениально соединить драматический фон и почти анекдотический сюжет.
Большой успех картины и заставил Перова сделать с нее копию.
Современная история картины
На этом история трех охотников на привале не закончилась. Со времени появления картины она стала очень любимой в народе. По мотивам сюжета Перова были сделаны тысячи копий, изображение перенесено на гобелены, коврики, покрывала. Есть картина даже на конфетных фантиках.
Эту симпатичную троицу вышивают, делают аппликации, выжигают и в последнее время даже татуируют на теле. В городе Екатеринбурге установлен памятник по сюжету «Охотников». Появилась масса смешных и не очень карикатур, пародирующих сюжет картины.
Получается, что Перов блестяще справился с задачей, так как картина обросла собственной историей и множеством параллельных задач.
Одна из многочисленных пародий на картину
Интересные факты, связанные с картиной «Охотники на привале»
Это очень интересный момент. За те годы, что «Охотники на привале» находятся на хранении в Русском музее, ее несколько раз переносили из зала в зал. И сотрудники заметили, что у картины всегда намного теплее, чем в залах. По неизвестно причине и смотрители. И экскурсанты постоянно собирались группами именно у этой картины. Было решено изучить ее более основательно.
Учеными были выявлены поражающие факты. Во-первых, оказалось, что температура самого полотна и воздуха рядом с ним всегда почти на 3 градуса выше, чем во всем помещении, хотя с соседними картинами такого не наблюдалось. Часы, установленные рядом, давали сбой – механические замедлялись, а электронные переставали работать.
Люди тоже ощущают странные изменения в организме – у них заметно быстрее растут волосы и ногти.
Когда картину обучили рентгеновскими лучами – все были шокированы: распечатанный снимок показал не охотников, а… Ялтинскую конференцию – фигуры в точности стали похожи на Сталина, Черчилля и Рузвельта.
Когда сверху наложили карту Европы на кальке, то оказалось, что «Сталин» на полотне указывает на линию второго фронта.
Как ни странно, ученые нашли еще много, как они утверждают пророчеств на этом полотне – зашифрованные математические формулы, астрономические факты, даже точную схему Бермудского треугольника.
Правда это или вымысел, верить или нет – дело каждого, а вот полюбоваться шедевром – можно всегда.
Источник: http://iohotnik.ru/ohota-istorii-chitat-istorii-pro-ohoty/493-ohotniki-na-privale-istoriya-izvestnogo-shedevra.html
Рассмотрите Репродукцию Картины Василия Григорьевича Перова
Работы Суд синедриона. «Тройка» считается одной из самых пронзительных социальных картин Перова. Шапка у него сдвинута на затылок.
Но довольные охотой и увлеченные рассказом мужчины не замечают этого напряжения. С 1872 года он член союза передвижников а позднее двумя годами вошел в состав управления союзом.
Сочинение писать по эти вопросам. Главная тяжесть падает на старшего – он идет в середине.
Там, как и на родине, его интересует прежде всего жизнь бедноты. В 1870-е Перов задумал трилогию, посвященную пугачевскому бунту. Многие его работы насыщены лиризмом и психологизмом. На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. Уже была найдена композиция, уже составлена тройка – но не было лица центрового.
Картина Тройка. Его картины частенько выставлялись на всеобщее обозрение такие как, «Дети бегущие от грозы» «Посещение бедных» 1874 г, «Ожидание» 1875 г, Крах банка» (1881) в большинстве подобных выставках передвижников. Благодаря контрастному построению образов, которому подчинена композиция, наглядным становится социальный конфликт). СПб.
: тип.
– говорит Николай. Каждая деталь прорисована и ничто не упущено художником. Удивление и восхищение старшим товарищем так и написано на его лице.
Самая ярко выраженная фигура в картине Охотники на привале это конечно пожилой с виду охотник, страстно рассказывающий своим сотоварищам о своих явных или не совсем приключениях на охоте, фрагмент из того, что приблизительно он рассказывает: Вот досада разведя руки в сторону, второго зайца упустил а он был аж в два раза больше первого, первого то я удачно подстрелил. Эти ребята – тройка.
Сочинение по картине Охотники на привале Перова 6, 8 класс
В эти годы были написаны такие картины, как «Музыканты и зеваки», «Нищий на бульваре», «Шарманщик», «Савояр», «Продавец статуэток» и другие.
Однако и здесь, при всей «вещественности» и конкретности цвета, отдельные фигуры и предметы еще недостаточно колористически связаны друг с другом и пейзажным фоном.
Ученики мастеровые везут воду» (показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых. — 508 стб.
Молодой человек верит каждому слову рассказчика. А ведь у этого художника множество картин, где он изображает сирень. На картине изображено раннее утро.
Рассмотрите картину Василия Григорьевича Перова
После долгих уговоров она согласилась. Две странницы. И всё же она согласилась. Наклоненные фигуры детей передают напряжение от непосильного труда.
Шапка у него сдвинута на затылок. Он весь подался вперед и совсем забыл о своей папиросе. Он толкает плечом тяжелую бочку. Против него – молодой охотник, внимательно слушающий рассказ. Такая работа заслуживает внимание и высокой оценки., Распятие, просто не допускались к выставкам и запрещались к демонстрации. Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком.
Она что-то услышала – и уже готова продолжать охоту без своего хозяина. -А знаете ли вы, братцы, какого лося я подстрелил в прошлом году. Картина явилась характернейшим произведением искусства нового направления.
Описание картины «Охотники на привале»
Появилось и новое явление – детский труд. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. Видно, что он не верит рассказчику. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Детям очень холодно.
Василий хотел учиться живописи, но родители долго противились этому. Появились лишь эскизы и вариант картины «Суд Пугачева» (1875). 1885, картина с деревенскими детьми Игра в бабки. Перова. Он хорошо одет, ухожен.
Лица у них очень грустные. Как это ты так. ». Правдиво написал картину Забытая деревня, в которой смело отразил бедственное положение русского народа.
Каких только невероятных историй могут рассказать настоящие охотники. Двумя выстрелами сразу четырех зайцев застрелил. Народ тогда был тёмный и верил во всякие суеверия. Средний мальчик в «тройке» самый старший. Так же бедно и плохо одеты младший мальчик и девочка.
Автор картины «Тройка» с помощью художественных средств попытался воссоздать атмосферу мрачной обреченности, царившей в мире нищих и обездоленных.
Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева)— пожилой, опытный охотник, видимо из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.
тт. По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П. А. Федотова. Я вскидываю ружье. Встречный ветер развевает полы. Получилось, что три врача стали охотниками.
«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова
Премии ОПХ и МОЛХ. Народ тогда был тёмный и верил во всякие суеверия. – рассказал Иван.
Звание академика живописи ИАХ. Она до того измучена, что кажется полусонной, глаза ее полузакрыты. И кабан падает замертво. Да и лица героев картины выражают удовлетворение.
Под его руководством в МУЖВЗ стали известными такие художники, как В. Бакшеев и Архипов. Если раньше дети занимались тяжелыми физическими работами весьма редко, то распространение «отходничества» привело к появлению понятия «ребенок-рабочий». Видно, что он не верит рассказчику. Холодный ветер развевает их рваную одежду. Портрет В. А. Морозовой, Портрет Александра II и много много других.
Горькая ирония звучит в названии картины. Его ждало триумфальное будущее. На полотне изображены трое охотников, расположившихся на привале и ведущих между собой беседу. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.
К тому времени его произведения значительно возросли в плане живописного мастерства. Знаменитый мастер – художник, портретист и пейзажист, театральный художник. В 1862 году художник женился на Елене Шейнс, уехал с семьей в Париж за счет Академии. Долго они ходили по полю в поисках дичи.
Перов, картина «Охотники на привале»: описание интересные факты
Вот-вот вцепится своими когтистыми лапами». Кстати, после того как картина была выставлена на первой передвижной выставке имя Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. Известно, что такое охотничьи байки. Полевого В. М. Не таков третий участник этого эпизода.
Они развлекают друг друга интересными надуманными охотничьими историями. Его улыбка говорит: «Ох и врать ты, братец, горазд. Вокруг них пожелтевшая трава и побуревшие кустарники. В составе передвижников с 1878 года.
Картина была написана. -Ты уж ври да не завирайся. Кто-то из них подстрелил утку, а кто-то – зайца. Позы охотников их внешний вид о многом говорят зрителям. Никто ранее до Шишкина с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе. Они свидетельствуют о возросшем профессиональном мастерстве.
Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью. Светает. — М: Изобразительное искусство 1987. Вот эта была охота. Ему около двенадцати лет. Она рассказала, что давно барин писал портрет ее Васи. Второй охотник, также дворянин, похоже, еще новичок в этом деле.
Во всем его облике чувствуется и значительность и трагизм, та скорбная поэзия, которая есть в произведениях самого Перова. На лице мальчика – тоска, усталость, страдание. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Вдали виднеется несколько обнаженных деревьев.
Охотник-скептик — это еще один друг Перова, врач и художник-любитель Василий Бессонов. — 3 том: П. — 1899.
Холодный морозный ветер насквозь продувает их бедную худую. Вот это то и пугало бедную женщину. На его полотнах изображены картины с живописным колоритом цветов и света.
картины Василия Григорьевича Перова
И лишь третий охотник с недоверием относится к рассказу. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. Рассказчик — врач Дмитрий Кувшинников. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. Ему очень холодно, тащит сани из последних сил.
В. В. Стасов считал Перова прямым наследником и продолжателем Федотова. -Я братцы, в прошлом году один десять зайцев в степи загнал. — Стб. Немного в стороне бегает собака, которая не привыкла отдыхать. Перова «Охотники на привале» внимание приковывают трое мужчин, которые сидят кругом и о чем-то разговаривают.
— М. : Терра, 2001. Скорее всего, его рассказ – чистой воды выдумка. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка.
Список картин Василия Григорьевича Перова
Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/rassmotrite-reprodukciyu-kartiny-vasiliya-grigorev/