Христос и грешница художника поленова — философия
Замысел создать полотно на библейский сюжет, передающий нравственно-этическую суть христианского учения, был задуман художником Василием Поленовым в 1868 году, во время учебы в Академии. На примере евангельской истории о Христе и грешнице художник В. Д.
Поленов хотел донести людям идеи гуманизма, составляющие учение Христа: любовь к человеку и всепрощение. В то время было модно события из прошлой истории рассматривать на одной параллели с происходящими в современности, истолковывая их как постоянное повторение полной драматизма жизни страдающего человека.
Так и в картине Василия Поленова Христос и грешница сюжет из Евангелия воспринимался как отзыв на реально происходящие ситуации своего времени.
Первые шаги к написанию задуманной картины Грешница и Христос, исполненной воспитательного значения, художник Поленов сделал во время учебных поездок за границу в начале 70-х годов (1872 и 1876).
Тогда известный русский художник Василий Поленов сделал первые эскизы и зарисовки. С 1881 года художник полностью отдается работе над полотном.
Он отправляется на Восток, чтобы изучить местность, особенности пейзажа, древние сооружения и типажи людей, – все, что могло помочь в понимании среды и условий, в которых жил и проповедовал Христос.
Смотреть на видео картины художника В.Поленова
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….
Для написания этюдов к картине Христос и грешница Поленов побывал в Египте, Сирии, Палестине и Греции.
Такие этюды как Нил у Фиванского хребта (1881), Развалины Тель-Хум (1882) и другие, на которых изображены местный пейзаж или развалины древних строений, являются самодостаточными произведениями искусства.
Описание великой картины художника Поленова Христос и грешница
В основу сюжета картины было положено изречение Христа Кто из вас без греха? из Евангелия, и грешница Василия Поленова – отнюдь не блудница, а изобличенная в прелюбодеянии женщина.
Взбудораженные горожане, приведшие преступницу на суд, готовы забросать ее камнями, однако сидящий в окружении своих адептов Христос мудрым взглядом озирает толпу разгневанных жителей и женщину, стоящую с видом загнанного зверька. Идеями христианского милосердия, прощения и справедливости, отрицанием лицемерной морали проникнута картина В.
Поленова Христос и грешница. Однако статичность картины, тщательность изображения на ней палестинского пейзажа, архитектурных особенностей местности, этнографический реализм в показе костюмов и типов людей отвлекают внимание зрителей от воспитательного значения картины.
Мастерское изображение света и воздуха, будто марево в жаркий день, немного расплывчатые фигуры горожан, и только красивое лицо Христа на картине художника Василия Поленова дано четким и сосредоточенным. Картина была закончена в 1887 году.
Смотреть на видео про картину художника Василия Поленова Христос и Грешница
Источник: http://filosofia.ru/xristos-i-greshnica-xudozhnika-polenova/
Василий Дмитриевич Поленов Христос и грешница (Кто из вас без греха?): Описание произведения
На XV передвижной выставке 1887 года (лучшей из всех, по мнению критика Стасова) оказалось целых два «гвоздя» – две крупноформатных картины, написанные двумя Василиями. Первая – всем известная «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, а вот вторая – шестиметровое полотно Василия Поленова «Христос и грешница».
Поленов, правда, хотел назвать картину «Кто из вас без греха?» и был весьма опечален, что цензура, которой этот вопрос показался провокационным, не позволила. Курировавший выставку цензор Никитин сначала изменил название на «Христос и блудная жена», а вскоре и вовсе решил не допускать картину к экспонированию.
Проблема заключалась в том, что работа Поленова, вынося за скобки мистику и метафизику, изображает Христа как учителя, мудреца, Сына человеческого – не как Бога.
История, которую взял для изображения Поленов, рассказана в Евангелии от Иоанна. Иисус учил в Иерусалимском храме. Ему внимают люди, сидящие кружком.
А в это время разъярённая толпа под предводительством фарисея (он в белых одеждах и активно жестикулирует) и саддукея (рыжебородого и ехидного) привела к Христу на суд женщину, которую застала за прелюбодеянием. Толпа кричит, что, по закону Моисея, таких побивали камнями, и требует от Иисуса ответа, как поступить с женщиной. Христос же отвечает: «Кто без греха, первый брось в неё камень».
Как многие тогда в России, Поленов находился под сильным впечатлением от книги «Жизнь Иисуса» француза Эрнеста Ренана, чьей целью было, как выразился писатель Иван Гончаров, «отнять от Иисуса Христа Его божественность».
В сходном русле двигался и Лев Толстой, ценивший христианское учение, «в котором проповедуется любовь, смирение, уничижение, самоотвержение и возмездие добром за зло», но не веривший ни в божественную природу, ни в воскресение Христа. «Христа и грешницу» Поленова тоже будут воспринимать в этом ключе.
Викентий Вересаев писал: «Картина даёт такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить – не Бога, а человека с огромной душой». Разумеется, цензура напряглась, но всё разрешилось для картины благополучно. Еще до официального открытия выставку посетил император Александр III; он купил картину Поленова, опередив дававшего за «Христа и грешницу» 20 тысяч рублей Павла Третьякова. Покупка царём автоматически снимала с картины цензурные запреты. «Христос и грешница» принесла Поленову 30 тысяч, но не принесла удовлетворения.
Ни к одной из картин Поленов не готовился так долго, как к «Христу и грешнице». Он задумал её еще студентом, а осуществил, когда ему перевалило за 40. Родственники – отец, мать, сестры Вера и Лиля, жена Наташа, друг и меценат Савва Мамонтов, художники Репин и Суриков – не только знали о планах Поленова, но были, так или иначе, втянуты в работу: обсуждали, спорили, советовали.
Сестре Вере (они с Василием были близнецами, брат изображал её на картинах «Заросший пруд» и «Бабушкин сад») не посчастливилось увидеть «Христа и грешницу»: она умерла от болезни лёгких в 37 лет. Но, по семейной легенде, перед смертью Вера взяла с Василия обещание, что он обязательно закончит давно задуманную «картину о Христе» – так ей будет спокойнее умереть.
Для наиболее реалистичной передачи природы, одежды, лиц и фигур Поленов специально ездил в Италию и на Ближний Восток: он был уверен, что там еще сохранились те типы внешности, которые были распространены во времена Христа. Ему хотелось сделать картину максимально исторически достоверной.
Своей благоустроенной мастерской у Поленова долго не было, и он писал «Христа и грешницу» в просторном кабинете Саввы Мамонтова.
Другие передвижники – Маковский, Репин, Суриков – до выставки держали в тайне даже темы своих картин, Поленов же, напротив, ничего не скрывал: к нему в мамонтовский кабинет наведывались смотреть на Христа и Павел Третьяков, и Лев Толстой.
Вопрос, который особо волновал Поленова, – как на самом деле выглядел Христос? Не в идеализирующей традиции искусства Возрождения или классицизма, а в реальности. «Мне хочется доискаться исторической правды, – писал художник сестре. – Истина, какая бы она ни была, для меня несравненно выше вымысла».
Поленова печалило, что объективной информации о внешности Христа не найти: «Положительных данных очень мало. Те, которые до нас дошли, крайне противоречивы. С самого начала возникает спор и два противоположных сказания. Одно описывало его почти физическим уродом, другое, наоборот, облекает его в красивую внешность».
Биограф Поленова Марк Копшицер не без лукавства замечает, что, очевидно, Поленов в конце концов склонился ко второй версии, раз просил позировать для Христа Исаака Левитана (1, 2) и Константина Коровина: второй был благообразный бонвиван, первый – красавец с библейской внешностью и вследствие этого неисправимый сердцеед.
Кстати, на всех поленовских эскизах Христос (с узнаваемым профилем Левитана) изображён в головном уборе. Изучив исторические источники, Поленов пришёл к выводу, что именно так будет правильно – недаром и все остальные герои тоже с покрытыми головами: при палящем палестинском солнце иначе просто нельзя.
И на самой картине головной убор до последнего момента тоже был, Поленов записал его перед самым вернисажем.
На этом настояла мать Поленова Мария Алексеевна – ведь канонический Христос и на картинах, и на иконах всегда с непокрытой головой! Мария Алексеевна была особой властной, вмешивалась в работу сына – и на сей раз художник, особенно заботливо относившийся к матери после смерти сестры, не рискнул перечить.
Поленов осуществил свой давний замысел и получил императорское признание, но вслед за ним – волну отрезвляющей, а порой и просто неоправданно жестокой критики.
«Мне жаль, что у Христа короткие волосы», – сентиментально сетовал в письме художнику Павел Третьяков.
Заезжая знаменитость, шведский художник Андерс Цорн заметил, что у Поленова гораздо удачнее его «большой картины» – пейзаж «Зима в Имоченцах». Картину упрекали в излишнем академизме – особенно это бросалось в глаза в сравнении с «Боярыней Морозовой».
Но обиднее всего оказалась реакция Льва Толстого – свидетеля создания «Христа и грешницы» и, как казалось, единомышленника художника. «Поленов красив, но бессодержателен, – резал свою «правду-матку» Толстой.
– Правая сторона картины написана очень хорошо – сама грешница, евреи; левая никуда не годна: лица банальные, Христос у него – какой-то полотёр, а апостолы плохи; сзади – декорация». Это – в письме третьему лицу. Но и в лицо Поленову Толстой говорил что думал: «А вы не любите его… Вон того, кто сидит посередине».
Но Толстой ошибался. «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ», – писал Поленов. «Христос и грешница» станет началом огромного и по-своему грандиозного евангельского цикла картин, который Поленов завершит только к 1909 году. В него войдут картины «Среди учителей», «За кого меня почитают люди», «На Генисаретском озере» и другие.
Источник: https://artchive.ru/artists/754~Vasilij_Dmitrievich_Polenov/works/374363~Khristos_i_greshnitsa_Kto_iz_vas_bez_grekha
В. Д. Поленов
кликните на картинку, чтобы увеличить (2220 х 1200, 1.1 Мб)
(1888 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия)
Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами.
Каждый, кто имел отношение к живописи, мечтал в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. В их числе был и молодой художник Василий Поленов.
Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница».
За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская история о встрече Христа с грешницей. К Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии. Сопровождавшие ее мужчины обратились к нему с вопросом о том, как поступить с нечестивой – ведь еще Моисей учил бить камнями всех, совершивших этот грех.
На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». И продолжил писать, не проронив больше ни слова. Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину.
Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить.
Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там.
Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа. Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте.
Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ. Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха?».
Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа.
Но, как ни странно, полотно впечатлило императора Александра III, который не только допустил ее к демонстрации, но и приобрел картину для своего музея. Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения? Дело в том, что Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса.
Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей.
Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой. И ему удалось это сделать.
Некоторые другие картины Поленова на библейскую тему:
;
Источник: http://outpouring.ru/news/2016-04-24-8855
Василий Дмитриевич Поленов. «Христос и грешница». 1888
Передвижники посылали с просветительной целью иногда и в глухие города выставки, составленные из картин, бывших на выставках прежних годов. Такая выставка, носившая название параллельной, посетила в 80-х годах и наш город. На ней находилась картина Поленова «Христос и грешница» (вариант большой картины, находящейся в настоящее время в Русском музее в Ленинграде).
Картина произвела на меня ошеломляющее впечатление. Передо мной раскрылось какое-то волшебство. Необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала.
Все это принималось тогда непосредственно и до бесконечности глубоко.
И мне думается, что это воздействие на человека, впервые увидевшего художественное произведение, не искушенного еще в технике, ремесле искусства, — самое сильное и верное.
То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве — ее красота — охватило меня и держало долгое время в очаровании…
Поленов поставил себе задачей изложить в картинах всю трагическую повесть о Христе, от его рождения до Голгофы, и приступил к выполнению этого огромного труда. Как бы вступлением к этому циклу картин явились «Христос и грешница» и «Христос среди учителей», написанные Поленовым после первого его путешествия в Палестину.
Первая картина была запрещена цензурой и президентом Академии художеств князем Владимиром, который сказал: «Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна».
Вред заключался в том, что Поленов изобразил Христа без нимба, простым человеком, а народу полагалось показывать его как бога. Картина являлась отрицанием божественности Христа, что по тогдашним временам не допускалось.
Однако приехавший на выставку Александр III, как ни странно, разрешил обнародовать картину, желая, вероятно, показать свой «просвещенный либерализм» или сознавая, что все равно этот «вред» под спудом удержать нельзя.
Когда впоследствии «Грешницу» все же поместили в музей, к ней привесили надпись «Блудная жена». Василий Дмитриевич всегда возмущался этим обозначением картины. «Да нет же, — говорил он, — грешница не блудная жена, с ней случилось несчастье, она впала в грех, как грешили и те, что не решились бросить в нее камень».
Яков Минченков. «Поленов Василий Дмитриевич».
* * *
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ (1844-1927)
Источник: http://aria-art.ru/0/P/Polenov%20V.%20Hristos%20i%20greshnica.%201888/1.html
Христос и грешница (Василий Поленов) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
Январь 25th 2012 —
Кто из вас без греха?
Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
Евангелие от Иоанна
В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника Василия Поленова Вера. Василий Дмитриевич впал в такое состояние, будто заболел он сам. Им с Верой было по тридцать шесть. Они родились в один день, и, как это часто бывает с близнецами, один оказался слабее другого.
Вера Дмитриевна была хрупкого здоровья. Многие годы семья пыталась укрепить её самочувствие на курортах Франции, Швейцарии, в Крыму, но безуспешно… Когда Верочка хворала, Василий всегда делал для нее что-нибудь приятное. То рисунок, то стихи… В этот раз он стал писать симфонию.
Торопился, чтобы успеть к ее выздоровлению завершить хоть первую часть. Они подолгу разговаривали, когда он сидел с возле Вериной кровати. Вспоминали детские годы. У них было замечательное детство. Папа – петербургский дворянин, Дмитрий Васильевич Поленов – был известным археологом и библиографом.
Мама занималась живописью и детской литературой.
В семье был настоящий культ Иванова. Отец познакомился с ним в Италии. Приехал. Восторженно рассказал об удивительном труде этого… этого… гениального художника. И с тех пор Поленовы жили ожиданием приезда автора «Явления Христа народу» в Петербург. У Иванова никого не было в столице. Было решено, что он остановится у них.
Дмитрий Васильевич даже приобрел большое кресло-качалку, в котором мог бы разместиться любезный его сердцу Александр Андреевич, и они стали бы говорить о живописи, об искусстве… Этим мечтам не суждено было сбыться. Через шесть недель после приезда в Россию, Иванов заболел холерой и внезапно умер.
В память о нем в доме Поленовых осталось кресло и оригинальный этюд Иванова, на котором были изображены складки одежды Иоанна Крестителя и двух апостолов.
— А помнишь, — спросила Вера, — ты мечтал продолжить дело, начатое Ивановым.
Иванов создал Предтечу и показал Христа, грядущего народу, а ты хотел создать Христа пришедшего и совершающего Свой путь среди народа? Дай мне слово, что ты начнешь серьезно работать и писать большую картину, о которой мы давно говорили? — Какую, Верочка? — Христос и грешница… Через несколько дней после этого разговора Вера Дмитриевна умерла.
Первый за кадром. Сестра не зря переживала за Поленова. Ему было 36, а он не так много успел сделать. Два года провел на сербско-турецком фронте, сначала добровольцем на передовой, потом уже в качестве художника – при штабе наследника престола. Участвовал в сражениях, получил медаль «За храбрость» и крест. Вернувшись, написал «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»…
Потом попал в мамонтовский кружок, в этот почти непрекращающийся вихрь карнавала… Занялся театральными постановками, попробовал себя в качестве декоратора, актера-трагика и даже композитора… Но все было не то… Наверное, думал Василий Дмитрич, та согрешившая женщина, которую привели ко Христу книжники и фарисеи, тоже вот так жила и жила себе беззаботно, пока в один прекрасный день не почувствовала, не поняла всем своим существом, что грех действительно убивает…
Потрясенный смертью сестры, Поленов долго не может прейти в себя. Он бежит в Абрамцево. Там он заканчивает давно начатую картину «Больная». И там же вместе с Васнецовым проектирует, строит и расписывает приусадебную церковь. Потом отправляется в свое первое путешествие по Востоку, где начинает собирать материал для своей обетной картины…
Более менее он приходит в себя, только обретя своего нового ангела-хранителя. Женится на Наталье Васильевне Якунчиковой… Зиму года молодые проводят в Риме. Там Василий Дмитрич держится молодцом, постоянно работает. Жена пишет его младшей сестре Елене, что он «втягивался в свою картину, что она стала ему совсем ясной, он её видел. Дело шло как нельзя лучше…»
Спустя некоторое время Наталья Васильевна пишет, что «В России в мамонтовском кружке идет «Алая роза». Василия тянет туда. Ну да всего не соединишь. «Алая роза» — на две недели увлечения, а работа должна идти…»
Еще через некоторое время в Рим приезжает сам Мамонтов. «… Василий кутит во всю мочь. Ты не представляешь, каким тяжелым духом повеяло на меня с приездом Саввы Мамонтова. При этом страшная избалованность, эгоизм, грубость чувств.
Не представляешь, как мне больно, что он будет писать картину в таком настроении теперь.
Может, я и утрирую, но мне кажется, что лучше бы он её бросил… Надо сказать, что правая группа написана под впечатлением Саввы и ужасно мне противна, кроме грешницы».
Следующее письмо из Москвы: «Василий пока картину оставил. Работает над другими. К тому, что он будет писать весной, отношусь с большим сомнением. Слишком уж хорошо его знаю. Я начинаю вполне теперь осознавать, сколько еще нравственных мучений связано впереди с этой вещью и её судьбой…»
В 84 году в семье Поленовых родился сын, но 86-м мальчик внезапно умер. Поленов целый год не может придти в себя, страдает припадком неврастении, его преследуют мысли о самоубийстве. В таком состоянии он закачивает работу над картиной…
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Евангелие от Иоанна
Слова Христа прозвучали как гром среди ясного неба.
Шел четвертый год Его проповеди… На этот раз они были уверены, что поставили Иисуса в безвыходное положение. Если Он сейчас согласится с требованием закона, они скажут: «Вот! Он говорил, что пришел взыскать и спасти погибшее, а Сам же это погибшее осуждает на побиение камнями». Если же Христос помилует грешницу, Он нарушит закон. И вот такая ловкая провокация оборачивается против них самих.
Они стали мучительно соображать, как вести себя дальше. «Я не могу бросить камень первым, — думал каждый, — но неужели ни один не сможет? Надо посмотреть… А сам Иисус. Уж Он-то точно без греха».
Любопытство победил инстинкт самосохранения. «Если Учитель настоящий пророк, то Ему ничего не стоит открыть и мой грех перед всеми. Чего доброго и меня побьют… Пойду, пока Он не смотрит…
Это был сложнейший выбор: можно остаться праведным перед людьми, но виноватым перед совестью и Богом; можно раскаяться и ожидать вместе с этой падшей женщиной справедливого возмездия. Иисус, наклонившись низко, каждому дал полную свободу этого выбора…
«Кто из вас без греха?» — так назвал оконченную картину Поленов. Она была впервые показана на 15-й выставке передвижников 24 февраля 1887 года, но сенсацией стала еще до дня открытия.
Приобрести эту картину мечтал Третьяков. Торгуясь о цене, он предложил художнику объявить всем, что картина уже продана.
И, если на выставке она понравится Александру III, то Поленов получит солидную сумму, в противном же случае цена будет меньше.
В конце февраля Василий Дмитрич «Сегодня на выставке был государь. Он был необыкновенно мил и деликатен. Увидев меня, обрадовался, подал руку, спросил, отчего я совсем не бываю в Петербурге. Подойдя к моей картине, сказал: «Интересно, но жаль, что картина плохо освещена».
Потом подошла государыня и заметила, что выражение лица у Христа – превосходно. «Правда-правда, — сказал государь — издали он мне показался немного стар, но выражение лица чудесно.
Поленов, а ваша картина свободна?» «Никому не принадлежит, Ваше императорское величество» «В таком случае, я оставляю ее за собой»…
Картину не просто «приняли». Это был триумф. Настоящая награда за многолетний труд. Ни одна картина не вызывала в наше время таких серьезных суждений. Все были в восторге.
Была правда и большая ложка дегтя. По настоянию цензуры картину переименовали. В каталоге выставки она значилась как «Христос и грешница». В императорском музее полотно выставили уже совсем под другим названием: «Блудная жена». Поленов воспринял это очень болезненно.
«Как вы не понимаете, — возмущался он, — это совершенно противоречит Евангельскому рассказу. Ведь там ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина». И не она героиня моей картины.
Ее смысл – в утверждении достоинства человека, христианского милосердия, прощения и любви»
Через десять лет ему еще раз придется спорить с официальным взглядом на искусство. «На днях я вернулся из Петербурга. Какое там самодовольство, какое презрение! Все называют мою картину «нигилистической».
Но я против этого протестую. Я никогда не был нигилистом, я всегда был против разрушений цинизма. Я всегда ненавидел и теперь ненавижу динамит, смертную казнь, произвол. А это главная тема современной России».
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Помимо названия, еще один, может быть, самый главный вопрос хотел поставить перед зрителем Поленов.
Вопрос о том, не стал ли Христос виновным в нарушении закона, отпустив грешницу, ведь заповедь Моисея требовала истребить зло от Израиля?… Нет, не стал: дух закона соблюден – женщина раскаялась так глубоко, что больше не будет грешить. Зло истреблено.
Любовь Христа исполнила и смертоносную букву, призванную страхом смерти удержать других от развращения – грех этой женщины Спаситель взял на Себя. Он умрет за нее на Кресте… Именно в этом для Поленова – продолжение дела Иванова, который избрал для «Явления Мессии» слова Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Тяжелое физическое и нравственное состояние, вызванное внезапной смертью первого ребенка, долго преследовало Поленова. Страдая припадками мрачного настроения, он сначала уезжает лечиться за границу, а потом решает поселиться в деревне. В 89 году он пишет жене из Парижа: «Головные боли возвращаются с той же силой, и теперь я убедился, что только время и деревня меня излечат.
Как ни хороша Европа, а Россия мне милей. Кроме того, подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон». Через год он купил захудалое имение на берегу Оки, по собственному проекту построил там дом, в котором и разместил свою мастерскую. Лето Поленов проводил с топором и пилой в лесу, с веслами и парусами на реке.
Ранней осенью и весной писал этюды.
Отдохнув, он снова берется за евангельские сюжеты. Эту тему он любил больше всего на свете, называл «трудом всей своей жизни».
Еще в Императорской академии художеств, он написал «Воскрешение дочери Иаира», получив за нее большую золотую медаль и право ехать за границу.
Потом картина, обещанная Вере… Теперь – грандиозный проект, который в свое время очень хотел, но не успел сделать Иванов. «Из жизни Христа».
Евангельский цикл был закончен лишь в 1908 году. В 1909 – 58 картин были показаны на выставке в Петербурге, 64 – в Москве и других русских городах. Год ушел на переговоры с цензурой. Они затягивались до бесконечности. Друзья посоветовали Поленову поехать к градоначальнику.
Там петербургские власти в лице генерала с эполетами, выдержав художника, как положено, в передней, пообещали прислать цензора, даже трех: одного гражданского, другого военного и цензора духовного.
Поленов волновался: «Если один запретил мою «Грешницу», то что сделают трое!»
Когда цензура, наконец, явилась, военный щелкнул шпорами и пожал плечами – сцены «Из жизни Христа» не являлись военной угрозой.
Но гражданский цензор, которому обыкновенно поручалось проверять содержание этикеток на бутылках и консервах, проявил большее усердие: «Помилуйте, да разве это Христос? Да еще в таком колпаке! А это что, его ученики? Хороши, нечего сказать!» Спасение пришло оттуда, откуда меньше всего ожидали.
Представитель духовной цензуры – невысокого роста архимандрит, ученый от богословия – пояснил своему гражданскому коллеге, что Христос заключает в себе начала божественное и человеческое. Поленов, взяв одно человеческое, мог, как человек своего времени, написать и колпак, исторически верный. «Ну, разве что так», — согласился гражданский цензор и подписал разрешение.
После грандиозного успеха России почти весь цикл «Из жизни Христа», включая картину «Христос и Грешница», решили отправить на выставку в Америку. Как водится, из-за бюрократических проволочек, подготовка полотен к отправке затянулась, и к назначенному рейсу груз не подоспел.
К счастью… Потому что корабль, который должен был отправить картины Поленова на другой конец света, носил название «Титаник». Увидев в этом Божий Промысел, Василий Дмитриевич долго не решался выставлять свои работы за рубежом. Потом была первая мировая война. Потом революция.
Потом – голод, террор, изъятие церковных ценностей.
В 1924 году, понимая, что дома его картины теперь долго не будут востребованы, Поленов разрешил отправить полотна из евангельского цикла за океан. Часть из них там была продана. Часть пропала.
В Россию не вернулась ни одна. Те немногие, что остались, на долгие десятилетия оказались в запасниках.
Так что целые поколения потомков знают Поленова только, как автора «Заросшего пруда» и «Московского дворика»…
Еще в 1887 году, поздравляя с картиной, Васнецов зовет Поленова расписывать Владимирский собор в Киеве. «Кто чего не говори, — пишет он, — а православная Русская Церковь достойна того, чтобы в ней работали настоящие художники. Твоя подготовка гораздо серьезнее моей. Нет для русского художника святее и плодотворнее дела, чем украшение храма».
«Дорогой друг, Василий Михайлович. Я решительно не в состоянии взять на себя работы в соборе. Я совсем не могу настроиться для такого дела. Ты – совершенно другое. Ты – вдохновился этой темой, проникся ее значением, ты искренно веришь в высоту задачи, поэтому и дело идет. А я этого не могу. Для меня Христос и его проповедь – одно, а современное православие — другое»
Русская Церковь того синодального времени казалась Поленову и многим его современникам обыкновенным чиновничьим закостеневшим институтом, в котором батюшки были на службе не у Бога, а у государства.
К великому, к величайшему, сожалению, она во многом и была такой, иначе не случилось бы никакой революции… Еще святой московский митрополит Филарет (Дроздов) писал Николаю I: «Вы поставили Церковь на колени, следующим будет Ваш престол!»
Но когда Церковь стала гонимой, отношение к ней изменилось. Василий Дмитрич ходит по праздникам в храм — сам построил его у себя в Поленове и написал для его хора литургию. Он увлекается работой по созданию в Москве народного театра.
Пишет пьесы для детей, сочиняет музыку. Свой дом превращает в музей и создает для окрестных крестьян диораму – 70 прозрачных, меняющихся в зависимости от освещения картин.
Они изображают кругосветное путешествие, начинающееся на берегах Оки.
Последние годы жизни проходят в припадках болезни, сочетающихся то с периодами удивительной бодрости, то уныния. Одним из последних желаний Поленова было еще раз увидеть «высшее, что создало русское искусство – картину Иванова «Явление Христа народу».
Книга, из которой я черпал содержание моих работ, учит нас милости и прощению, а не осуждению и нетерпимости, она учит относиться строго к себе и снисходительно к другим. Правда, задача очень трудная, это подвиг. Василий Поленов
Программа «Библейский сюжет»
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/video/xristos-i-greshnica-vasilij-polenov-2.html
3 Картина «Христос и грешница»
Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом передвижничества.
Полотно, так непривычно изображающее евангельское ее бытие, сначала не было разрешено цензурой Победоносцева. А президент Академии художеств великий князь Владимир сказал: «Конечно, для нас картин интересная, но для народа она вредна».
Однако приехавший на выставку Александр III, как ни странно, разрешил обнародовать полотно.
До того как попасть в Русский музей (1897), «Грешница» находилась в Зимнем дворце, где к ней привесили надпись: «Блудная жена». Василий Дмитриевич возмущался: «Да нет же! Грешница не блудная жена, с ней случилось несчастье, она впала в грех, как грешили и те, что не решились бросить в неё камень…».
Некоторые критики обвиняли Поленова в оскорблении религиозного чувства, в отходе от канонического образа Спасителя. Но много было и положительных рецензий — Гаршина, Короленко, Стасова и других. А вот отзыв Е.М.Татевосяна: «Это было событие, это был настоящий праздник, особенно для нас, молодёжи, учеников его. Мы праздновали точно свою победу.
После традиционных, почти чёрных картин «Грешница» была светлым, жизнерадостным, горячо-солнечным произведением в холодной, снежной Москве. К тому же она была дерзким вызовом для религиозных ханжей.
Знойный южный день; солнце перешло за полдень и, бросая недолгие тени, ярко освещает преддверие иерусалимского храма с широкою каменного лестницею, ведущею в сени, поддерживаемые колоннами красного порфира, с несколькими старыми, корявыми черно-зелеными кипарисами, возвышающими свои вытянутые, сжатые вершины в ясную синеву южного неба; справа виден бедный опаленный солнцем восточный город, уходящий в гору.
https://www.youtube.com/watch?v=euMITlMM-BE
На дворе храма волнение.
Только, спешащий на работу в поле после полуденного отдыха крестьянин, взгромоздившийся на смиренного ослика вместе со своими кирками и мешками, да небольшая кучка людей, сидящая слева внизу у лестницы, не разделяют этого волнения.
Несколько женщин и какой-то поселянин, пришедшие с провизией и клетками с птицей, может быть, для продажи, а может быть, и для жертвы, еще не поняли, зачем ворвалась в ограду эта шумная толпа, зачем она ведет какую-то женщину.
Группа Учителя с учениками полна спокойного ожидания.
В бедных запыленных дорожных одеждах, в грубой обуви сидят они: юноша Иоанн, вперивший в толпу задумчивый взгляд, два брата Заведеевы, с некрасивыми, но умными и сильными лицами; тут же и человек, носящий суму через плечо, с острыми, сухими чертами лица, с общим характером доктринерства, какое и владело его душой и погубило его, — казначей Иуда. Вблизи них и Учитель. Он обернулся к разъяренной толпе, ведущей преступницу, и спокойно ждет вопроса предводителей.
Толпа передана художником живою. Он проник в самую сущность массового движения и выразил стадное чувство, большею частью преобладающее в нем.
Большинство толпы — равнодушные, повинующиеся только этому чувству, которое велит бить — будут бить, велит плакать — будут плакать, велит кричать «осанна!» и подстилать одежды — будут сами ложиться под ноги грядущего.
Они горят не своим огнем; все дало им общее возбуждение; как стадо овец, они готовы шарахнуться за первым, на кого более других подействует внешняя причина. Многие, быть может, и не знают, кого ведут и за что будут бить. Таков высокий флегматик, держащий преступницу за плечи и ведущий ее перед собою.
Ведет, очевидно, не он, а нечто ему совершенно не известное, с чем он и не считается, о чем и не думает; он только старательно исполняет чужое веление и с добросовестностью современного полицейского тащит туда, куда, как он полагает, почему-то тащить следует.
Тут и улыбающийся рыжий еврей; в его улыбке есть что-то двусмысленное; быть может, он накануне покупал ласки этой самой женщины-ребенка или подобной ей.
Тут же и юноша, заглядывающий на нее с любопытством еще не проснувшейся страсти, — ему тоже суждено участвовать в грехе, подобном совершенному ею; сгорбленный старик с потухшим взором, покопавшись в своей памяти, найдет и свое, участие в таких же делах. И все они ведут побивать ее камнями. Такова толпа.
Но видны в ней и иные лица: фарисей, разъяренный до последних пределов, готовый растерзать в куски сам, своей волей; другой, с восторгом слушающий, как два священника, выступившие вперед толпы, бешено кричат Иисусу: «Моисей повелел нам, а ты?» Он впился в них глазами и разделяет их радость и торжество: ненавистному бунтовщику, возмутившему стоящее болото Мертвого закона, задан вопрос, который его погубит. Священники, составляющие центр картины, составляют и основу ее содержания. Привычная важность еще несколько сдерживает одного из них, высокого чернобородого, с сильною проседью старца, но другой, рыжий, с одутловатым лицом, весь обратился в ненависть, дикую, безумную. Что для них бедная девочка! Не все ли равно, растерзают ее или останется она жива? Она почти не существует для них; вся сила их ненависти направлена на этого простого, спокойного человека, хладнокровно слушающего их вопли.Что скажет Он?
Инстинктивно упираясь назад, конвульсивно сжав руки в кулак, стоит эта преступница-полуребенок, ожидающая казни или милости. Не знаю, намеренно или нет, но Поленов не сделал из нее главной фигуры. Быть может, для него не была важна самая жертва; быть может, главная задача его, превосходно выполненная, состояла именно в изображении толпы, о которой сейчас было говорено.
Как бы то ни было, главные лица евангельского рассказа в картине не поставлены на первый план. Я не могу согласиться с толками о том, что грешница не похожа на грешницу, что Христа будто бы «искать надобно», что в его изображении художник потерпел полную неудачу.
Не видим ли мы каждый день на наших улицах таких же грешниц, только что выступивших на путь греха, за который в библейские времена побивали камнями?
Взгляните на грешницу Поленова; не то же ли это, беспрестанно проходящее перед нами, наивное лицо ребенка, не сознающего своего падения? Она не может связать его с горькою участью, ее ожидающею, быть растерзанной толпой, побитой камнями; она, как попавшийся дикий зверек, только жмется и пятится; и ее застывшее лицо не выражает даже ужаса. Мне кажется, оно так и быть должно.
Христос Поленова очень красив, очень умен и очень спокоен. Его роль еще не началась. Он ожидает; Он знает, что ничего доброго у Него не спросят, что предводители столько же, и еще более, хотят Его крови, как и крови преступившей закон Моисеев.
Что бы ни спросили у Него, Он знает, что Он сумеет ответить, ибо у Него есть в душе живое начало, могущее остановить всякое зло. Поленов взял всю сцену, как она, по его представлению, должна была быть.
Это не группа с театральных подмосток, где есть главные персонажи, тщательно одетые и загримированные, с художественно выраженными чувствами на лицах, и есть толпа статистов, одетых с чужого плеча, нелепо расставивших руки и ноги и еще более нелепо и нецелесообразно корчащих шаблонно-актерскую гримасу.
Завязка сюжета картины основана на противостоянии мудрого в своем спокойствии Христа и разъяренной толпы. Образ Христа, над которым Поленов очень долго работал, не соответствовал ни канонам академической живописи, ни традициям передвижнического искусства. В нем не было ни напряженной драматичности Н.Н.
Ге («Тайная вечеря», 1863), ни внутреннего борения И.Н.Крамского («Христос в пустыне», 1872), ни величайшего «томления духа» В.Г.Перова («Христос в Гефсиманском саду», 1879).
Христос Поленова — спокоен и самоуглублен. Он выражает поленовское мироощущение, основанное на осознании истины, красоты и гармонии окружающего мира, присутствующее во всех картинах художника, поленовское элегическое настроение.
Поленовского Христа трудно представить себе «изгоняющим торгующих из храма». Для этого ему недостает страстности. Шумная кричащая толпа ведущих грешницу иудеев как бы нарушает спокойный ход его размышлений. И зритель тоже начинает воспринимать толпу как нечто «лишнее».
Этих суетных людей трудно соотнести с величественной красотой той страны, жителями которой они являются.
Зрителям хорошо известны из Евангелия события, которые должны были воспоследствовать за изображенной сценой. Но было ли в самой картине ожидание такого разрешающего драматизм сцены исхода? Его можно предугадать, пожалуй, в красоте живописи кар тины.
Зло не может совершиться среди гармонически прекрасной природы, подернутой легкой пеленой предвечернего золотисто-лилового солнечного освещения. Природа дышит покоем и умиротворенностью. Тот же покой, нравственная сила исходят и от образа Христа.
Но можно ли ждать чуда нравственного преображения от толпы людей, обезображенных гневом? Она написана столь правдоподобно, что исчезает всякая возможность предположить такое чудо.
Источник: http://cult.bobrodobro.ru/19839
Поленов В.Д. «Христос и грешница»
Впервые картина была показана на XV выставке Товарищества передвижников вфеврале 1887 года. Картина поначалу была осуждена цензурой, а президент АкадемииХудожеств великий князь Владимир определил : «…Для народа она вредна».Однако увидевший картину Александр III разрешил ее демонстрацию и даже, как
ни странно, приобрел ее для своего музея.
Написанию картины предшествовали несколько поездок в Египет, Палестину и
Сирию для изучения быта, нравов и колорита древней Иудеи. Первые эскизы былисделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах.
Путешествие наВосток было необходимо художнику, чтобы «вжиться» в атмосферу библейскогоповествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достовернуюобстановку.В то время в России не выпускали таких больших холстов — размеры картины:3,07 метра на 5,85 метра.
Художник отправляется в Италию, заказывает тамхолст и выписывает его в Россию.Всего при работе над этой темой им было сделано более 150 подготовительныхрисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины, некоторые из них хранятсяв ГРМ.
Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице(Евангелие от Иоанна, глава VIII.)Там говорится:«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весьнарод шел к нему.
Тут книжники и фарисеивзятую в прелюбодеянии, и,поставивши ее посреди, сказали Ему:Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовалнам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его,чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из васбез греха, первый брось в нее камень.И опять, наклонившись низко, писал на земле.Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим,начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящаяпосреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина!где твои обвинители? никто не осудил тебя?Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди ивпредь не греши».
В 1881–82 годах, во время путешествия по Сирии и Палестине, Василию Поленовувстретились развалины древнего храма времен царя Ирода, который, по его мнению,вполне мог быть молчаливым свидетелем тех давних библейских событий.Художник разворачивает действие картины на фоне повседневной жизни восточного
города:
беседуют, не обращая внимания напроисходящее на площади; наверху, в жилой части, развешено сушитьсябелье,а человек на ослике – справа, надвигаясь прямо на нас, – едет посвоим делам.
Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы вАкадемии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственныепроблемы, содержащиеся в евангельском повествовании — идею христианской любвик ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для негобыло ее название.
Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном изписем:«Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха».В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге,разрешили «Христос и грешница»…
А в музее Александра III ееназвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскомурассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина…Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа.
Поленов акцентировал свое внимание на человеческом в Нем, выведя за скобкивсе собственно метафизическое и мистическое. Христос у него — не Бог, а странник,мудрец, гуманист. Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовалоэтическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренанаи религиозным реформаторством Л.
Толстого (хотя сам писатель язвительно назвалполеновского Христа «полотером»).Работа вызвала жаркие споры. Реакцию молодежи точно иллюстрирует оценка В.Вересаева: «Картина дает такого Христа, — писал он, — каким мы Его теперьтолько и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой».
http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_gresh.html
Рассказы о шедеврах
Источник: https://alindomik.livejournal.com/1788497.html