Описание картины василия васильевича кандинского «сумеречное (1917)»

Кандинский, Василий Васильевич

кандинский василий васильевич кандинский, кандинский василий васильевич верещагин
4 (16) декабря 1866(1866-12-16)

Место рождения:

Москва (Российская империя) Дата смерти:

13 декабря 1944(1944-12-13) (77 лет) Место смерти:

Нёйи-сюр-Сен (Франция, близ Парижа) Страна:

 Франция  Российская империя Германия Жанр:

живописец, график и теоретик изобразительного искусства Учёба:

частная студия Антона Ашбе (Мюнхен), Мюнхенская академия художеств Подпись:  Работы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кандинский.

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса.

Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета.

В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне.

В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию.

После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Лучшие годы
  • 3 Наиболее известные работы
  • 4 Персональные выставки
  • 5 Сочинения
  • 6 Память
  • 7 Источники
  • 8 Библиография
    • 8.1 Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей
    • 8.2 Статьи
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

Биография

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. ст.) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование.

В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 г.

прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля) совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. В (1895—1896) трудился художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г. В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной, В. Г. Бехтеевым, Д. Н. Кардовским, М. В. Добужинским, И. Я. Билибиным, К. С. Петровым-Водкиным, И. Э. Грабарем.

С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе.

В 1900 г. поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой сам же и преподавал.

С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников.

«Амазонка». 1911. Азербайджанский музей искусств, Баку

В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.

В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.

После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой.

В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).

В 1918—1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 г.

 — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН.

Продолжал он и писать — в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).

В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся.

В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.

С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе.

В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем.

Лучшие годы

Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб.

В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца» Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Münter), 26-летней слушательницей школы. Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной.

После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и нигде не выставлялись.

Однако некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году.

Читайте также:  Описание картины уильяма блейка «навуходоносор»

Наиболее известные работы

  • «Колебание»
  • «Композиция»
  • «Москва»
  • «Восток».

Список работ  

  • «Синий всадник», 1903,
  • «Двое на лошади», 1906,
  • «Пестрая жизнь», 1907,
  • «Рок. Красная стена», 1909,
  • «Синяя гора», 1909,
  • «Дамы в кринолинах», 1909,
  • «Интерьер (моя столовая)», 1909,
  • «Озеро», 1910,
  • «Импровизация № 7», 1910,
  • «Этюд к „Композиции II“», 1910,
  • «Без названия (Первая абстрактная акварель)», 1910,
  • «Композиция IV», 1911,
  • «Композиция V», 1911,
  • «Импрессия III (Концерт)», 1911,
  • «Картина с черной аркой», 1912,
  • «Картина с белой каймой», 1913,
  • «Маленькие радости», 1913,
  • «Композиция VI», 1913,
  • «Композиция VII», 1913,
  • «Импровизация. Потоп», 1913,
  • «Фуга», 1914,
  • «Москва. Красная площадь», 1916,
  • «Москва. Зубовская площадь», около 1916,
  • «Смутное», 1917,
  • «Серый овал», 1917,
  • «Сумеречное», 1917,
  • «Белый овал», 1919,
  • «Композиция VIII», 1923,
  • «В черном квадрате», 1923,
  • «Желтое, красное, синее», 1925,
  • «Маленькая мечта в красном», 1925,
  • «Несколько кругов», 1926,
  • «Вверх», 1929,
  • «Нежное восхождение», 1934,
  • «Доминирующая кривая», 1936,
  • «Композиция IX», 1936,
  • «Пестрый ансамбль», 1938,
  • «Композиция X», 1939,
  • «Вокруг круга», 1940,
  • «Небесно-голубое», 1940,
  • «Различные происшествия», 1941,
  • «Последняя акварель», 1944,

Персональные выставки

  • 2011—2012 — «Кандинский и „Синий всадник“», Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Отдел личных коллекций, Москва, 5 октября 2011 — 15 января 2012

Сочинения

  • Василий Кандинский. О духовном в искусстве. — 1910.
  • В. В. Кандинский (текст художника). — М., 1918.
  • Über das Geistige in der Kunst. — Münch., 1912 (на рус. яз. частично, в кн.: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912. — Т. 1. — . — С. 47—76).
  • Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. — Münch., 1926 (на рус. яз. в кн.: Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — С. 63—232. Перевод с немецкого Елены Козиной).
  • Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. — 2001. — Тир. 1300 экз., доп. тираж 1000 экз.
  • Кандинский В. В. О духовном в искусстве (Живопись) / Доклад на Всероссийском съезде художников в 1911 года (за отсутствием автора доклад прочитан Н. И. Кульбиным).

Память

  • В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BUN) носит имя «В. Кандинский».

Источники

  • Личное дело Василия Кандинского, заведенное в Имперском комиссариате по охране общественного порядка Германии (РГВА. Ф. 772k, Оп. 3, Д. 464).

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. — М.: Галарт, 1994. — 238 с. — 5000 экз. — ISBN 5-269-00880-7.
  • Турчин В. Кандинский в России. — М.: Художник и книга, 2005. — 448 с. — ISBN 5-9900349-1-1.
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». — М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-4350-0011-5.

Статьи

  • Рейнгардт Л. Абстракционизм. // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. — М., 1969. — С. 101—111.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work. — N. Y., 1958.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker, 2002. — ISBN 3-8297-1004-6.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-17238.html

Разгадать шифр Кандинского

?Photozov (photozov) wrote,
2016-09-28 00:00:00Photozov
photozov
2016-09-28 00:00:00В честь 150-летнего юбилея художника Василия Кандинского Русский музей проводит уникальную по своему масштабу экспозицию.

В пяти залах корпуса Бенуа Михайловского дворца открылась выставка произведений народного творчества, которые вдохновили художника на создание нового течения в искусстве — абстракционизма.

В жизни Кандинского был удивительный период – это годы с 1914-го по 1921-й, когда он жил в России, когда после революции хотел устроить свою революцию в отечественном искусстве. Но организаторы выставки расширили экспозицию за пределы этого семилетия.

В результате был взят период в четверть века — от начала творчества в 1896-м, когда 30-летний преуспевающий юрист отказался от доходного места и начал всерьез заниматься живописью, до отъезда из России в 1921 году. Посетив выставку вы увидите разного Кандинского.

№1.

«Красная церковь», «Импровизация», «Сумеречное», «Золотое облако» — в Русском музее представлены лучшие картины художника Василия Кандинского, но здесь же много и неизвестного Кандинского. Здесь выставлены полотна из коллекции Эрмитажа, Пушкинского музея, Третьяковской галереи, других музеев, а также частных собраний.

№2.

В экспозицию вошли не только полотна самого Кандинского, но и многих из его современников: Ларионова, Гончаровой, Поленовой, Рериха, Явленского и др. Эти художники участвовали вместе с Кандинским в выставках Салона Издебского и общества «Синий всадник» и в начале ХХ века также свободно развивали в своих работах образные принципы символизма, модерна и экспрессионизма. Именно под влиянием неоромантиков, экспрессионистов Кандинский все дальше отходил от фигуративной живописи и пришел абстракционизму.

№3.

Кстати о корнях абстракционизма Кандинского. Начинает выставка с изделий, созданных северными народными мастерами неслучайно. Здесь можно увидеть иконы, лубок, расписные предметы крестьянского быта (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки, резьба по дереву). Дело в том, что в студенческие годы Кандинский увлекался этнографией и даже отправился в экспедицию по Вологодской области. Поразившие молодого Василия Кандинского своей красочностью и яркой декоративностью и оказавшие существенное влияние на формирование его живописной системы. Кураторы выставки пытаются убедить зрителей, что истоки абстракций Кандинского — тоже на севере России.

Читайте также:  Инсталляция сальвадора дали «крест ангела»

№4.

«Мы обозначаем корни Кандинского в нашем народном искусстве. как повлияло народное искусство на его творчество, как оно его заставило жить в картине, вращаться в картине. И он тогда еще сказал, что понял, как надо писать картину — чтобы зритель тоже вращался в ней. Зритель становится ближе к Кандинскому, он начинает его понимать. Это не просто размахивание кистью и красками, как многие думают, а это новый язык. Язык 20 века, которым для художника было важно выразить то, что он чувствовал», — говорит заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.Очень точно о выставленных картинах Кандинского сказал Владимир Круглов (ведущий научный сотрудник отдела живописи Русского музея): «В этих произведениях реальность шифруется. Это, конечно, интеллектуальное искусство. И вот так подойти просто и понять что к чему — это невозможно». Я бы даже посоветовал воспользоваться экскурсоводом, так как многим потребуется переводчик с Кандинского.Выставка в Русском музее продлится до 21 ноября.

Благодарю за возможность посетить столь яркую и познавательную выставку spbblog

№5.

№6.

№7.

№8. И это тоже Кандинский. «Зимний день. Смоленский бульвар. (1916)

№9.  Ранний Кандинский — «Одесский порт» (конец 1890-х годов)

№10.

№11.

№12. На выставке много цитат Кандинского.

Самым ярким примером отражения в абстракциях Кандинского народного искусства считают картины, которые посвящены Георгию Победоносцу. На выставке одна из его картин размещена рядом с вологодской иконой Святого Георгия, датируемой шестнадцатым столетием.

№13.№14.

№15.

№16. Импровизация 4, 1909г., В.В. Кандинский.

№17.

№18. Натюрморт с пестрой скатертью, 1909г., А.Г. Явленский.

№19.

№20.

№21. Лошадь-молния, 1907г., Д.Д. Бурлюк.

№22. Владимир Круглов на примере картины «Два овала» рассказывает, что зашифровано в картине Кандинского.

№23. Два овала, 1919г., В.В. Кандинский.

№24.

№25. Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.

№26.  Одна из известных работ Василия Кандинского — «Сумеречное» (1917г.)

№27. Еще один известный шедевр — «Импровизация» (1910г.)

№28. Импровизация 34, 1910г., В.В. Кандинский.

№29. Синий гребень, 1917г., В.В. Кандинский.

№30. Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела живописи Русского музея.

№31.

№32. Белый овал, 1919г., В.В. Кандинский.

№33. Прекрасная незнакомка.

№34.Композиция VI, 1913г., В.В Кандинский.

№35. На выставке представлены не только картины Василия Кандинского, но и его рукописи.

№36. А также фарфор расписанный по эскизам Кандинского. Кстати, всего сохранилось 10 эскизов и шесть из низ представлены на этой выставке.

№37. В одном из залов можно посмотреть фильм о великом художнике.

№38. Выставка будет интересна как поклонникам творчества Кандинского, так и мало знакомым с его работами.

№39.

№40.

№41.

№42.

Источник: https://photozov.livejournal.com/122402.html

Кандинский Василий Васильевич — «Энциклопедия»

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [22.11(4.12).1866, Москва — 13.12.1944, Нёйисюр-Сен, близ Парижа], российский живописец, график, дизайнер, теоретик искусства, поэт. Родился в семье коммерсанта. Окончил юридический факультет Московского университета (1893). В 1889 году участвовал в экспедиции по Вологодской губернии, познакомился с народным искусством.

Решив стать художником, в конце 1896 переехал в Мюнхен, где обучался живописи в школе А. Ажбе (1897-98) и в Академии Художеств у Ф. фон Штука (1900); познакомился с А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной, Д. Н. Кардовским и И. Э. Грабарём. В 1901 году основал в Мюнхене объединение художников «Фаланга» («Phalanx»).

В 1903-07 путешествовал по странам Европы и Северной Африки (Тунис); неоднократно заезжал в Россию. С 1908 поселился в Мурнау, близ Мюнхена. В 1909 основал «Новое мюнхенское художественное объединение» («Neue Кünstlervereinigung Мünchen»), в 1911 — объединение «Синий всадник» (совместно с Ф.

Марком; в 1912 выпустил в свет одноимённый альманах с обложкой по собственному эскизу — программный документ художественного авангардизма). Исполнял также акварели, выставочные плакаты, ксилографии: «Стихи без слов» (1903, изданы в 1904); книга стихотворений Кандинского в прозе «Звуки» («Klänge») с авторскими иллюстрациями (1913).

В поэзии Кандинского соединились черты символистской и экспрессионистической поэтики, а также футуристические зауми. Длительные дружеские отношения, базировавшиеся на неизменном интересе Кандинского к музыке, связывали его с А. Шёнбергом.

Реклама

Работы Кандинского 1900-х годов отмечены различными влияниями — от русского народного лубка, немецкие гравюры 15 века до французского импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма, модерна и «Мира искусства» [«Одесса.

Порт» (конец 1890-х годов, ГТГ), «Воскресенье (Древнерусское)» (1904, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам); портреты второй жены Кандинского, художницы Габриелы Мюнтер (Мünter) (1877-1962), и др.].

В живописных пейзажах конца 1900-х годов, написанных в Мурнау и близких немецкому экспрессионизму, форсированные цвета приобретают силу самостоятельной выразительности, пространственные планы колышутся, изображение утрачивает зрительную устойчивость («Пейзаж с башней», 1908, Национальный музей современного искусства, Париж; «Мурнау.

Вид с железной дорогой и замком», Городская галерея Ленбаххаус, Мюнхен, и др.). Пейзажные фантазии 1910-х годов балансируют на грани фигуративности и абстракции, натурные формы всплывают и исчезают в потоках красочных масс [цикл «Импровизации» (с 1909; ГТГ, ГРМ, Музей современного искусства, Стокгольм, и другие собрания); «Озеро» (1910, ГТГ) и др.].

В 1912 году в Мюнхене вышла книга Кандинского «О духовном в искусстве» («Über das Geistige in der Kunst»), ставшая одним из первых опытов теоретического обоснования абстракционизма (первая абстрактная акварель Кандинского была создана ещё в 1910).

В теории Кандинского элементы художественной формы (линия, цвет) являются носителями первичных смыслов; комбинации таких форм-знаков, освобождённых от предметности, образуют художественный текст, раскрывающий духовное содержание универсума.

Полотна Кандинского 1910-14 сохраняют связь с пейзажным восприятием, однако полыхания цвета, парящие формы, молниеносные росчерки ассоциативно соотносятся скорее с общими представлениями о динамических процессах в природе — органической жизни, геологических катаклизмах, пульсирующих токах микромира, коловращениях в космическом пространстве: «Импровизация №27 (Сад любви II)» (1912, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Картина холодных форм» (1914, ГТГ); цикл картин крупного формата «Композиции» (I-III не сохранились; IV — 1911, Художественное собрание земли Северная Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф; V — 1911, частное собрание, Швейцария; VI — 1913, Эрмитаж, Санкт-Петербург; VII — 1913, ГТГ) и др.

В конце 1914 года Кандинский вернулся в Россию, где после 1917 работал в московском отделе ИЗО Наркомпроса, в Институте художественной культуры (Инхук; 1920-21), преподавал в Свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1918-21) и Московском университете (1920; почётный профессор), занимался реорганизацией музеев в России (один из организаторов Музея живописной культуры, смотри — Живописной культуры музей в Москве, также директор в 1919-21); был вице-президентом Российской академии художественных наук (РАХН, 1921). Сотрудничал с К. С. Малевичем и А. М. Родченко. В этот период абстрактные формы в живописи Кандинского обретают почти вещественную плотность, а фигуративные трактуются как «сгущения» нематериальных энергий («Москва I», 1916, ГТГ; «Сумеречное», 1917, ГРМ). В начале 1920-х годов его эскизы использовались в России также в росписях по фарфору (смотри иллюстрацию к статье Декоративно-прикладное искусство).

В конце 1921 Кандинский возвратился в Германию и по предложению В. Гропиуса преподавал в Баухаузе (в Веймаре и Дессау), где вёл класс аналитического рисунка и мастерскую настенной живописи, занимался проблемами дизайна. В 1924 по инициативе Кандинского возникло художественное объединение «Синяя четвёрка» («Blaue Vier») в Берлине (П. Клее, А. Г.

Читайте также:  Описание картины николая шильдера «искушение»

Явленский, Л. Фейнингер и Кандинский). Кандинский продолжал публиковать теоретические работы («Основные элементы формы», «Курс и семинар по цветоведению», «Абстрактный синтез на сцене», «Абстрактное искусство» и др.); в 1926 в Мюнхене вышла его книга «Точка и линия на плоскости» («Punkt und Linie zu Fläche…

»), в которой начала художественного формообразования выводятся из линейных построений. Под воздействием конструктивизма Баухауза сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им «лирическим геометризмом».

Из основных геометрических элементов (круг, овал, треугольник, квадрат) и их производных формируются сложные фигуры, располагающиеся по параллельным планам или расходящимся осям («Маленькая мечта в красном», 1925, Художественный музей, Берн; «Жёлтое — Красное — Синее», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.).

Некоторые работы («Квадрат», 1927, галерея Маг, Париж) своей игрой со зрительными иллюзиями на несколько десятилетий опережают эксперименты оп-арта. К концу 1920-х годов «хореография» геометрических форм обретает почти сценическую выразительность, являя некую отвлечённую модель сюжетных взаимодействий («Уровни», 1929, Музей С.

Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Лёгкое», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж). По проекту Кандинского были исполнены также настенные росписи в Зале приёмов в Юрифрай (1922) и керамический декор Музыкального салона для немецкой строительной выставки (архитектор Л. Мис ван дер Роэ, 1931; оба — в Берлине; не сохранились).

Созданное Кандинским оформление постановки балета «Картинки с выставки» на музыку  М. П. Мусоргского (1928, Дессау) явилось практической разработкой художником проблем светомузыкального синтеза (смотри Светомузыка).

В 1928 году Кандинский получил германское гражданство. В 1930-31 путешествовал по Италии, Египту, Палестине, Турции, Греции. В 1933, после закрытия нацистами Баухауза, Кандинский переселился во Францию; в 1939 принял французское гражданство.

В Германии его работы были показаны на выставке «Дегенеративное искусство» (1937) и изъяты из музеев.

В живописи последнего десятилетия жизни Кандинским достигнут определённый синтез предшествующих поисков: мягко изгибающиеся формы заключены в чёткий контур и ясно выделяются на однотонном фоне («Вокруг круга», 1940, Музей С.

Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Мягкий порыв», 1944, Национальный музей современного искусства, Париж). Некоторые из поздних абстракций Кандинского напоминают древние пиктограммы, магические знаки или идеограммы, сближаясь с живописью Х. Миро и предвосхищая направление иероглифического абстракционизма.

Соч.: А. Schoenberg, W. Kandinsky: letters, pictures and documents / Ed. by J. Hahl-Koch. L.; Boston, 1984; Complete writings on art / Ed. by К. С. Lindsay, Р. Vergo. N. Y., 1994; W. Kandinsky and G. Мünter: letters and reminiscences, 1902-1914 / Ed. by А. Hoberg. Мünch.; N. Y., 1994; Über das Theater. Кöln, 1998; Избранные труды по теории искусства. 2-е изд. М., 2008. Т. 1-2.

Лит.: Grohmann W. W. Kandinsky. Leben und Werk. Кöln, 1958; Ringbom S. The sounding cosmos. Åbo, 1970; Weiss Р. Kandinsky in Munich: the formative Jugendstil years. Princeton, 1979; idem. Kandinsky and Old Russia… New Haven, 1995; Long R. С. W. Kandinsky: the development of an abstract style. Oxf.; N. Y., 1980; Röthel Н. К.

, Benjamin J. К. Kandinsky, catalogue raisonné of the oil paintings. L., 1982-1984. Vol. 1-2; Poling С. V. Kandinsky’s teaching at the Bauhaus. N. Y., 1986; Кудряшов Ю. Философия искусства Кандинского в свете эстетики немецкого романтизма // Проблемы музыкального романтизма. Л., 1987; В. В. Кандинский: Кат. выставки. Л.

, 1989; Barnett V. Е. Kandinsky watercolours: Catalogue raisonné. Ithaca, 1992-1994. Vol. 1-2; Сарабъянов Д. В., Автономова Н. Б. В.Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994; Лакост М. Кандинский. М., 1995; Сарабьянов Д. В. В. Кандинский в русском контексте // Вопросы искусствознания. 1997. Вып.

1; Многогранный мир Кандинского. [Сб. ст.] / Ред. Н. Б. Автономова и др. М., 1998; Mazur-Keblowski Е. Apokalypse als Hoffnung: Die russischen Aspekte der Kunst und Kunsttheorie V. Kandinskijs vor 1914. Тüb., 2000; Гонтарь С. М. Кандинский: Годы в России, 1866-1921. Краснодар, 2002; Турчин В. С. Кандинский в России. М.

, 2005; Дружкова Н. И. Кандинский в Баухаузе… М., 2006.

В. А. Крючкова.

Источник: http://knowledge.su/k/kandinskiy-vasiliy-vasilevich

Ссылка на основную публикацию