Подборка интересных фактов из жизни ван гога
Хоть Винсент Ван Гог и прожил жизнь, во многом более скромную, чем наши с вами, имя художника стало бессмертным, а его самого можно смело назвать Личностью с большой буквы.
Колоссальные цены на картины и окутанная мифами история об отрезанном ухе полностью затмили образ реально существовавшего человека, его круг интересов в рисунках и живописи.
Конечно, ни один список не передаст секреты человеческой души, но мы развеем тайны вокруг фигуры Ван Гога и расскажем о нём немного больше.
Гигантское наследие
«Звёздная ночь», рисунок к одноименной картине, Винсент Ван Гог, 1889 год
Сколько работ Ван Гога назовёт непрофессионал? Вероятнее всего, он видел «Звёздную ночь», пару интерпретаций подсолнухов и несколько автопортретов.
К сожалению, этого недостаточно, чтобы составить представление о художнике, оставившем после себя 870 картин. А ещё более 1100 рисунков, которыми он занимался в те дни, когда было слишком ветрено для написания картин маслом или когда не хватало денег на холст.
В отличие от других художников, делающих наброски и использующих их в качестве черновиков для будущих картин, Ван Гог возвёл собственные рисунки в жанр искусства, ведь для него было важнее не как изображать, а что.
Огромный багаж работ был результатом колоссальной производительности, когда в течение целых месяцев Ван Гог писал в день по картине.
Поздний расцвет
«Крыши. Вид из мастерской» – одна из самых ранних работ художника
Большинство художников раскрывают свои таланты ещё в детстве. Часто их заставляют рисовать или писать насильно, чтобы к совершеннолетию новоиспечённые живописцы уже нашли собственный стиль.
Ван Гог, напротив, принял решение начать рисовать лишь в возрасте 27 лет, после того как у него не сложилась карьера арт-дилера. Кроме того, хоть он и брал несколько уроков живописи, классическим художественным образованием всё же пренебрёг, решив изучать технику великих мастеров по их картинам и репродукциям.
Учитывая то, что скончался Ван Гог в 37 лет, выходит, он писал по 87 картин в год. Это чересчур продуктивно даже на сегодняшний день, когда в арсенале художников столько цифровых приспособлений, упрощающих работу. Искусствоведы утверждают, что именно позднее начало и скорая смерть не дали Ван Гогу превратиться в звезду при жизни.
Признание ждало его сразу после смерти. За этот короткий промежуток времени слава попросту не успела разнестись людской молвой по миру.
Опыт учительства
Ван Гог любил пейзажи и море
В 23 года Ван Гог стал работать за кров учителем в интернате Уильяма Стокса в Английском городе Рамсгите.
В школе было всего 24 студента в возрасте от 10 до 14 лет, и, как признавался Ван Гог в письмах к своим родителям, это было совсем немного. Его разочаровывало то, как трудно было втолковать что-то ученикам, ему приходилось механически повторять одно и то же.
Ещё его возмущало то, что Уильям Стокс отправлял воспитанников в постель без ужина или чая, даже если, казалось бы, они вели себя достойно.
С этих же времён у Ван Гога появилась любовь к побережьям, ведь он был вынужден водить туда своих учеников даже в штормовую погоду. Как бы то ни было, всего через два месяца, невзирая на чувства и старания молодого учителя, Ван Гога отстранили от должности.
«Пуритане идут на службу»
Картина Джорджа Боутона, так впечатлившая Ван Гога
Во время своего пребывания в Великобритании, куда он приехал в 1873 году, Винсенту на глаза попалась картина, которая стала не просто его любимой, она наложила отпечаток на всю его оставшуюся жизнь.
Это было полотно 1867 года кисти Джорджа Генри Боутона, первоначально носившее название «Ранние пуритане Новой Англии идут в церковь». Для Ван Гога этот опыт был не только художественным, но и религиозным. В этой картине он почувствовал, как искусство переплетает духовность и божественность с обычной процессией.
Именно в этот период Ван Гог решил покончить с рисунками и перейти к живописи.
Увольнение с поста проповедника за «излишнее усердие»
Готическая церковь в Овере, работа 1890 года
В последней попытке устроиться на работу, которая могла бы его увековечить, Ван Гог отправился в Бельгийский городок Боринаж, где стал читать проповеди шахтёрам. Миссионерской деятельностью Винсент заинтересовался только будучи в Англии, хотя вырос художник в семье протестантского пастора.
Насколько известно, его первую дошедшую до нас проповедь Ван Гог начал фразой: «Наша жизнь — Путешествие Пилигрима». Интересно, что несмотря на нищенское существование, Ван Гог проявлял крайнее усердие в своём деле, вёл неутомимую деятельность и был самоотвержен, но, как оказалось, недостаточно красноречив.
Спустя восемнадцать месяцев его отстранили от должности за чрезвычайное усердие, не продлив контракта.
Завсегдатай борделей
Разгульный образ жизни Ван Гога привел к развитию сифилиса, что доставляло художнику сильные физические и душевные муки
Несмотря на благочестивые взгляды и набожность, в борделях Ван Гог не был случайным гостем.
О своём пристрастии он часто упоминал в письмах к брату Тео, используя среди прочего нецензурные выражения.
У него была система, согласно которой бордель следовало посещать раз в пятнадцать дней (когда Тео посылал достаточно денег), чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, но не давать разуму размягчиться и тем самым отрицательно сказаться на работе.
Безусловно, связывать сексуальную активность с уменьшением умственных способностей было несвойственно для того периода времени. Хоть Ван Гоговская система тайм менеджмента и выглядела привлекательно, она не уберегла его от болезней, передаваемых половых путём, в том числе от гонореи, свалившей художника на три недели, которые он провёл в госпитале.
Споры об импрессионизме
Импрессионизм или нет, но в 2015 году пейзаж был продан коллекционеру из Азии за $66,3 млн
Практически все самые известные и дорогие картины Ван Гога относятся к тому времени, когда он уже успел посетить Париж в 1886 году и якобы оказался под влиянием импрессионизма.
Тем не менее тогда он уже не был наивным художником, способным мгновенно подвергнуться воздействию. Уже в 1884 году, будучи в Нидерландах, на полотнах Винсента преобладали угрюмые фигуры, выполненные в тёмных тонах, например, как на знаменитой картине 1885 года «Едоки картофеля».
О работах этого времени Тео писал в письмах, что, по его мнению, они выполнены под влиянием импрессионистов. Сам Ван Гог импрессионистом себя не считал, утверждая, что не знает, о чём идёт речь, не видит никакой связи с этим направлением и не ощущает никакой нужды чувствовать эту связь.
Художник попросту показывал, насколько это прекрасно, наслаждаться чем-то новым.
Возможно, он не сам отрезал себе ухо
После инцидента Ван Гог был помещен в приют для душевнобольных, где он пишет несколько автопортретов, на которых нашло отражение его состояние
Последнее историческое расследование касательно драматически отрезанного уха, дало основания подозревать, что Ван Гог на самом деле травмировал себя не сам.
Считалось, что Винсент, огорчённый решением Поля Гогена, его музы, покинуть их жёлтый дом в Арле, отрезал бритвой мочку уха. Теперь же говорят, что во время бурной ссоры Ван Гог спровоцировал Гогена выхватить фехтовальную шпагу, и тот, вероятно случайно, отсёк Винсенту кусок уха. Главное доказательство содержится в переписке.
Ван Гог писал, что касательно этого инцидента между бывшими друзьями заключён «пакт молчания». Позже Тео сообщал о том, как удачно было то, что при Гогене в тот день не оказалось пистолета. Ещё сильнее наводит на мысль тот факт, что Поль Гоген называл Ван Гога «человеком, у которого рот на замке».
Другой поступок, воспринимаемый общественностью неверно, это передача злополучного куска уха некой Рашели из дома терпимости. Но это был вовсе не подарок сумасшедшего, он передал ей ухо и попросил: «Беречь его как зеницу ока».
Отравление свинцом
Своё восхищение желтым цветом, олицетворявшим солнце и жизнь, Ван Гог в итоге довел до кульминации: желтым написаны не только цветы, но и вазы, и поверхности столов, и фоны картин
С уверенностью можно сказать, что одной из причин психологических проблем Ван Гога была его привычка обсасывать кисти со сладким послевкусием свинцовых красок.
Таким образом он потреблял настоящий нейротоксин. Некоторые утверждают, что Винсент не облизывал кисти, ему просто удобно было держать их во рту. Но факт остаётся фактом, его организм подвергался воздействию чрезмерного количества опасного вещества. Может, это и к лучшему, ведь полагают, что отравление свинцом повлияло на стиль работ Ван Гога.
Некоторые картины позднего периода его творчества отличаются обилием люминесцентных цветов, а также наличием ореола вокруг предметов, что тоже может свидетельствовать об отравлении, отразившемся на его зрении и визуальном восприятии предметов. Кроме того, Ван Гог был известен тем, что ел краску, отдавая предпочтение жёлтой и некоторым другим ярким цветам.
Эта пагубная привычка обострилась к концу жизни. Он писал в письмах к Тео: «Соберу все ненужные остатки и съем».
Продал больше одной картины
Картина долгое время необоснованно считалась единственной проданной художником при жизни
Образ нуждающегося и неоценённого художника подпитывается мифом о том, что Винсент Ван Гог при жизни продал всего лишь одну картину.
Точнее, даже не он сам, а его крайне терпеливый брат Тео — арт-дилер по совместительству. Пейзаж «Красные виноградники в Арле», написанный в 1888 году, был продан в 1890 за четыреста франков, что на сегодняшний день эквивалентно примерно ста долларам. Но факты говорят, что Ван Гог был чуточку успешнее.
Как минимум он продал ещё одну картину в Великобритании. Это был один из автопортретов художника. Вы можете подумать, что портрет неизвестного художника не относится к товарам, пользующимся большим спросом, но, так или иначе, некие Лондонские дилеры Салли и Лори заинтересовались картиной.
На самом деле, с точки зрения количества продаж, популярностью пользовались рисунки Ван Гога. Не настолько, чтобы художник мог стать самодостаточным и перестать зависеть от брата, но все же его положение было не таким уж трагичным, как любят описывать биографы и искусствоведы.
Кроме всего прочего, это повод обратить внимание на рисунки Ван Гога, которые отнюдь не хуже его картин.
Любопытно, что легенда об отрезанном ухе дала имя интересной болезни — Синдрому Ван Гога. Но не ухом единым известен художник. Как оказалось, вся жизнь Винсента полна абсурдных и эксцентричных событий.
Всю творческую карьеру Ван Гог работал без жалости к себе, а его труд прерывали только приступы душевной болезни и депрессии, которые привели к самоубийству. Но наследие художника поразительно.
Его многочисленные картины, наполненные всеми оттенками жёлтого цвета, освещают мир словно солнце.
Источник: https://www.publy.ru/post/20441
Винсент ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндирт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко. — презентация
1<\p>
2 Винсент ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндирт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор ван Гог (родился ), протестантский пастор, а матерью Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.<\p>
3 В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Первоначально будущий художник с большим рвением взялся за работу, добился хороших результатов, и в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В конце августа Винсент переехал на Хакфорд Роуд. В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж, где ван Гог посещал выставки в Салоне и Лувре и в конце концов сам начал пробовать свои силы в живописи. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени, и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В результате в конце марта 1876 г. его уволили из фирмы Goupil & Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников- совладельцев компании.<\p>
4 Спасаясь от депрессии, вызванной событиями в Патюраже, ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе необязательно иметь талант, главное много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно. В это же время ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника представителя гаагской школы живописи Антона Мауве. Винсент много работал, изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер- Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж).<\p>
5 Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» ( , Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов. Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще<\p>
6 . На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Меняется роль человека в картинах ван Гога его нет совсем, или же он является стаффажем. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля постимпрессионизма.<\p>
7 Несмотря на творческий рост ван Гога, публика по- прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» своеобразное братство художников-единомышленников, работавших бы для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену. Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Винсент переехал в Арль. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче свето воздушности («Персиковое дерево в цвету») В это время, подобно импрессионистам, ван Гог создавал серии работ с изображением одного и того же вида<\p>
8 В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведения<\p>
9 После первой выставки картин в конце 1880-х годов известность ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. После его смерти мемориальные выставки были организованы в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников. К середине XX века Винсент ван Гог рассматривается как один из величайших и самых узнаваемых художников в истории. В 2007 году группа голландских историков составила Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль».<\p>
10 В своем последнем письме к Тео Винсент признался, что, поскольку у него не было детей, то он рассматривает свои картины как потомство. Размышляя над этим, историк Саймон Шама пришёл к выводу, что он «действительно имел ребёнка экспрессионизм, и много-много наследников». Шама упоминает широкий круг художников, которые адаптировали элементы стиля ван Гога, в их числе Виллем де Кунинг, Говард Ходжкин и Джексон Поллок. Фовисты расширили область применения цвета и свободу в его использовании, также как и немецкие экспрессионисты из группы «Die Brücke» и другие ранние модернисты. Абстрактный экспрессионизм 1940-х и 1950-х годов рассматривается как частично вдохновленный широкими, жестикуляционными мазками ван Гога. Вот что говорит искусствовед Сью Хаббард о выставке «Винсент ван Гог и Экспрессионизм»:В 1957 году ирландский художник Фрэнсис Бэкон ( ) на основе репродукции картины ван Гога «Художник на пути в Тараскон», оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны, написал серию своих произведений. Бэкон был вдохновлен не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим ван Гогом, которого Бэкон расценивал как «отчужденного лишнего человека».<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1306544/
10 фактов о Ван Гоге, которые знают только настоящие фанаты
Хоть Винсент Ван Гог и прожил жизнь, во многом более скромную, чем наши с вами, имя художника стало бессмертным, а его самого можно смело назвать Личностью с большой буквы.
Колоссальные цены на картины и окутанная мифами история об отрезанном ухе полностью затмили образ реально существовавшего человека, его круг интересов в рисунках и живописи.
Конечно, ни один список не передаст секреты человеческой души, но мы развеем тайны вокруг фигуры Ван Гога и расскажем о нём немного больше.
Гигантское наследие
«Звёздная ночь», рисунок к одноименной картине, Винсент Ван Гог, 1889 год
Сколько работ Ван Гога назовёт непрофессионал? Вероятнее всего, он видел «Звёздную ночь», пару интерпретаций подсолнухов и несколько автопортретов. К сожалению, этого недостаточно, чтобы составить представление о художнике, оставившем после себя 870 картин.
А ещё более 1100 рисунков, которыми он занимался в те дни, когда было слишком ветрено для написания картин маслом или когда не хватало денег на холст. В отличие от других художников, делающих наброски и использующих их в качестве черновиков для будущих картин, Ван Гог возвёл собственные рисунки в жанр искусства, ведь для него было важнее не как изображать, а что.
Огромный багаж работ был результатом колоссальной производительности, когда в течение целых месяцев Ван Гог писал в день по картине.
Поздний расцвет
«Крыши. Вид из мастерской» – одна из самых ранних работ художника
Большинство художников раскрывают свои таланты ещё в детстве. Часто их заставляют рисовать или писать насильно, чтобы к совершеннолетию новоиспечённые живописцы уже нашли собственный стиль. Ван Гог, напротив, принял решение начать рисовать лишь в возрасте 27 лет, после того как у него не сложилась карьера арт-дилера.
Кроме того, хоть он и брал несколько уроков живописи, классическим художественным образованием всё же пренебрёг, решив изучать технику великих мастеров по их картинам и репродукциям. Учитывая то, что скончался Ван Гог в 37 лет, выходит, он писал по 87 картин в год.
Это чересчур продуктивно даже на сегодняшний день, когда в арсенале художников столько цифровых приспособлений, упрощающих работу. Искусствоведы утверждают, что именно позднее начало и скорая смерть не дали Ван Гогу превратиться в звезду при жизни. Признание ждало его сразу после смерти.
За этот короткий промежуток времени слава попросту не успела разнестись людской молвой по миру.
Опыт учительства
Ван Гог любил пейзажи и море
В 23 года Ван Гог стал работать за кров учителем в интернате Уильяма Стокса в Английском городе Рамсгите. В школе было всего 24 студента в возрасте от 10 до 14 лет, и, как признавался Ван Гог в письмах к своим родителям, это было совсем немного. Его разочаровывало то, как трудно было втолковать что-то ученикам, ему приходилось механически повторять одно и то же.
Ещё его возмущало то, что Уильям Стокс отправлял воспитанников в постель без ужина или чая, даже если, казалось бы, они вели себя достойно. С этих же времён у Ван Гога появилась любовь к побережьям, ведь он был вынужден водить туда своих учеников даже в штормовую погоду.
Как бы то ни было, всего через два месяца, невзирая на чувства и старания молодого учителя, Ван Гога отстранили от должности.
«Пуритане идут на службу»
Картина Джорджа Боутона, так впечатлившая Ван Гога
Во время своего пребывания в Великобритании, куда он приехал в 1873 году, Винсенту на глаза попалась картина, которая стала не просто его любимой, она наложила отпечаток на всю его оставшуюся жизнь.
Это было полотно 1867 года кисти Джорджа Генри Боутона, первоначально носившее название «Ранние пуритане Новой Англии идут в церковь». Для Ван Гога этот опыт был не только художественным, но и религиозным.
В этой картине он почувствовал, как искусство переплетает духовность и божественность с обычной процессией. Именно в этот период Ван Гог решил покончить с рисунками и перейти к живописи.
Увольнение с поста проповедника за «излишнее усердие»
Готическая церковь в Овере, работа 1890 года
В последней попытке устроиться на работу, которая могла бы его увековечить, Ван Гог отправился в Бельгийский городок Боринаж, где стал читать проповеди шахтёрам. Миссионерской деятельностью Винсент заинтересовался только будучи в Англии, хотя вырос художник в семье протестантского пастора.
Насколько известно, его первую дошедшую до нас проповедь Ван Гог начал фразой: «Наша жизнь — Путешествие Пилигрима». Интересно, что несмотря на нищенское существование, Ван Гог проявлял крайнее усердие в своём деле, вёл неутомимую деятельность и был самоотвержен, но, как оказалось, недостаточно красноречив.
Спустя восемнадцать месяцев его отстранили от должности за чрезвычайное усердие, не продлив контракта.
Завсегдатай борделей
Разгульный образ жизни Ван Гога привел к развитию сифилиса, что доставляло художнику сильные физические и душевные муки
Несмотря на благочестивые взгляды и набожность, в борделях Ван Гог не был случайным гостем. О своём пристрастии он часто упоминал в письмах к брату Тео, используя среди прочего нецензурные выражения.
У него была система, согласно которой бордель следовало посещать раз в пятнадцать дней (когда Тео посылал достаточно денег), чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, но не давать разуму размягчиться и тем самым отрицательно сказаться на работе.
Безусловно, связывать сексуальную активность с уменьшением умственных способностей было несвойственно для того периода времени.
Хоть Ван Гоговская система тайм менеджмента и выглядела привлекательно, она не уберегла его от болезней, передаваемых половых путём, в том числе от гонореи, свалившей художника на три недели, которые он провёл в госпитале.
Споры об импрессионизме
Импрессионизм или нет, но в 2015 году пейзаж был продан коллекционеру из Азии за $66,3 млн
Практически все самые известные и дорогие картины Ван Гога относятся к тому времени, когда он уже успел посетить Париж в 1886 году и якобы оказался под влиянием импрессионизма.
Тем не менее тогда он уже не был наивным художником, способным мгновенно подвергнуться воздействию.
Уже в 1884 году, будучи в Нидерландах, на полотнах Винсента преобладали угрюмые фигуры, выполненные в тёмных тонах, например, как на знаменитой картине 1885 года «Едоки картофеля».
О работах этого времени Тео писал в письмах, что, по его мнению, они выполнены под влиянием импрессионистов. Сам Ван Гог импрессионистом себя не считал, утверждая, что не знает, о чём идёт речь, не видит никакой связи с этим направлением и не ощущает никакой нужды чувствовать эту связь. Художник попросту показывал, насколько это прекрасно, наслаждаться чем-то новым.
Возможно, он не сам отрезал себе ухо
После инцидента Ван Гог был помещен в приют для душевнобольных, где он пишет несколько автопортретов, на которых нашло отражение его состояние
Последнее историческое расследование касательно драматически отрезанного уха, дало основания подозревать, что Ван Гог на самом деле травмировал себя не сам. Считалось, что Винсент, огорчённый решением Поля Гогена, его музы, покинуть их жёлтый дом в Арле, отрезал бритвой мочку уха.
Теперь же говорят, что во время бурной ссоры Ван Гог спровоцировал Гогена выхватить фехтовальную шпагу, и тот, вероятно случайно, отсёк Винсенту кусок уха. Главное доказательство содержится в переписке. Ван Гог писал, что касательно этого инцидента между бывшими друзьями заключён «пакт молчания».
Позже Тео сообщал о том, как удачно было то, что при Гогене в тот день не оказалось пистолета. Ещё сильнее наводит на мысль тот факт, что Поль Гоген называл Ван Гога «человеком, у которого рот на замке». Другой поступок, воспринимаемый общественностью неверно, это передача злополучного куска уха некой Рашели из дома терпимости.
Но это был вовсе не подарок сумасшедшего, он передал ей ухо и попросил: «Беречь его как зеницу ока».
Отравление свинцом
Своё восхищение желтым цветом, олицетворявшим солнце и жизнь, Ван Гог в итоге довел до кульминации: желтым написаны не только цветы, но и вазы, и поверхности столов, и фоны картин
С уверенностью можно сказать, что одной из причин психологических проблем Ван Гога была его привычка обсасывать кисти со сладким послевкусием свинцовых красок. Таким образом он потреблял настоящий нейротоксин. Некоторые утверждают, что Винсент не облизывал кисти, ему просто удобно было держать их во рту.
Но факт остаётся фактом, его организм подвергался воздействию чрезмерного количества опасного вещества. Может, это и к лучшему, ведь полагают, что отравление свинцом повлияло на стиль работ Ван Гога.
Некоторые картины позднего периода его творчества отличаются обилием люминесцентных цветов, а также наличием ореола вокруг предметов, что тоже может свидетельствовать об отравлении, отразившемся на его зрении и визуальном восприятии предметов.
Кроме того, Ван Гог был известен тем, что ел краску, отдавая предпочтение жёлтой и некоторым другим ярким цветам. Эта пагубная привычка обострилась к концу жизни. Он писал в письмах к Тео: «Соберу все ненужные остатки и съем».
Продал больше одной картины
Картина долгое время необоснованно считалась единственной проданной художником при жизни
Образ нуждающегося и неоценённого художника подпитывается мифом о том, что Винсент Ван Гог при жизни продал всего лишь одну картину. Точнее, даже не он сам, а его крайне терпеливый брат Тео — арт-дилер по совместительству.
Пейзаж «Красные виноградники в Арле», написанный в 1888 году, был продан в 1890 за четыреста франков, что на сегодняшний день эквивалентно примерно ста долларам. Но факты говорят, что Ван Гог был чуточку успешнее. Как минимум он продал ещё одну картину в Великобритании. Это был один из автопортретов художника.
Вы можете подумать, что портрет неизвестного художника не относится к товарам, пользующимся большим спросом, но, так или иначе, некие Лондонские дилеры Салли и Лори заинтересовались картиной. На самом деле, с точки зрения количества продаж, популярностью пользовались рисунки Ван Гога.
Не настолько, чтобы художник мог стать самодостаточным и перестать зависеть от брата, но все же его положение было не таким уж трагичным, как любят описывать биографы и искусствоведы. Кроме всего прочего, это повод обратить внимание на рисунки Ван Гога, которые отнюдь не хуже его картин.
Любопытно, что легенда об отрезанном ухе дала имя интересной болезни — Синдрому Ван Гога. Но не ухом единым известен художник. Как оказалось, вся жизнь Винсента полна абсурдных и эксцентричных событий.
Всю творческую карьеру Ван Гог работал без жалости к себе, а его труд прерывали только приступы душевной болезни и депрессии, которые привели к самоубийству. Но наследие художника поразительно.
Его многочисленные картины, наполненные всеми оттенками жёлтого цвета, освещают мир словно солнце.
http://www.publy.ru
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2016/09/10_37.html
Биография Винсента Ван Гога
Опубликовано: 24.07.2017 — 09:00
Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) – знаменитый нидерландский художник, который своим творчеством оказал огромное влияние на живопись XIX-XX веков.
Его творческий путь был недолог, всего десять лет, но за это время он успел создать около 2100 картин, из них 860 произведений написаны маслом. Творил в художественном направлении постимпрессионизма. Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, автопортреты.
Он жил в нищете и постоянных тревогах, лишился рассудка и покончил жизнь самоубийством, только после этого критики оценили его великое творчество.
Рождение и семья
Винсент появился на свет в южной нидерландской провинции Северный Брабант, которая расположена около границы с Бельгией. Там была маленькая деревушка Грот-Зюндерт, где 30 марта 1853 года и родился будущий великий художник.
Его отец, Теодор Ван Гог, 1822 года рождения, был протестантским пастором.
Мама, Анна Корнелия Карбентус, была родом из Гааги, что расположена на западе Нидерландов. Её отец переплетал и продавал книги.
Всего в семье родилось семеро детей, Винсент был вторым, но самым старшим, потому что первый ребёнок умер. Имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну, мать с отцом мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род.
Так звали дедушку по линии отца, который всю жизнь служил в церкви протестантов. Но спустя полтора месяца от рождения ребёнок умер, его смерть стала тяжёлым ударом, родители были безутешны в своём горе. Однако прошёл год и у них родился второй малыш, которого решено было снова назвать Винсентом в честь умершего братика.
Он и стал тем великим победителем, который принёс славу фамилии Ван Гог.
Спустя два года после рождения Винсента в семье появилась девочка Анна Корнелия. В 1857 году родился мальчик Теодорус (Тео), который впоследствии стал известным в Голландии торговцем картин, в 1859 году сестра Элизабет Губерта (Лиз), в 1862 году ещё одна сестрёнка Виллемина Якоба (Вил), а в 1867 году мальчик Корнелис (Кор).
Детские годы
Среди всех детей Винсент был самым нудным, трудным и своенравным, отличался странными манерами, за что частенько получал наказания. Гувернантка, которая занималась воспитанием детей, любила Винсента меньше остальных и не верила, что из него может получиться что-то путное.
Он рос угрюмым и одиноким. В то время как остальные дети носились по дому и мешали отцу готовиться к пасторской проповеди, Винсент уединялся. Он уходил бродить по деревенским окрестностям, внимательно разглядывал растения и цветы, плёл косички из шерстяных ниток, сочетая при этом яркие оттенки и восторгаясь игрой красок.
ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?
Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.
Начать тест
Однако стоило только Винсенту выйти из семейного окружения и оказаться среди людей, как он становился совершенно другим ребёнком. Среди односельчан проявлялись совсем иные стороны его характера – скромность, добродушие, сострадание, дружелюбие, предупредительность. Люди видели в нём милого, тихого, задумчивого и серьёзного ребёнка.
Удивительно, но такая двойственность потом преследовала художника до конца его дней. Он очень хотел иметь семью и детишек, но прожил жизнь в одиночестве. Он творил для людей, а они отвечали ему насмешками.
Среди братьев и сестёр Винсент был наиболее близок с Тео, их дружба продлилась до последнего вздоха художника. Сам же Ван Гог вспоминал своё детство как пустое, холодное и мрачное.
Образование
Когда Винсенту исполнилось семь лет, родители отдали его на обучение в деревенскую школу. Однако спустя год забрали оттуда, и образование мальчик получал на дому у гувернантки.
Осенью 1864 года его отвезли в школу-интернат, которая располагалась в 20 километрах от родной деревни, в городке Зевенберген. Отъезд из родного дома наложил на мальчика глубокое впечатление, он сильно страдал и вспоминал об этом всю жизнь. В этот период Ван Гог сделал свои первые зарисовки и копии литографий.
Через два года его перевели в другой интернат, это был колледж Виллема II в городе Тилбург. Лучше всего подростку давались иностранные языки, здесь же он начал обучаться рисованию.
В начале весны 1868 года, когда учёба ещё не закончилась, Винсент бросил колледж и уехал домой к родителям. На этом его формальное образование окончилось. Родителей очень волновало, что сын вырос таким нелюдимым.
А ещё их беспокоило то, что Винсента не привлекала ни одна профессия.
Как только отец заводил с ним разговор о том, что надо трудиться, сын с ним соглашался, коротко отвечая: «Конечно, труд – это необходимое условие человеческого бытия».
Юность
Отец Ван Гога всю жизнь служил в не очень престижных приходах, поэтому мечтал, чтобы у его сына была хорошая высокооплачиваемая работа. Он обратился к своему брату, которого тоже звали Винсент, чтобы тот помог куда-нибудь устроить юного Ван Гога.
Дядюшка Сент раньше работал в крупной торгово-художественной фирме, но уже отошёл от дел и понемногу занимался торговлей картин в Гааге.
Однако связи у него остались, и летом 1869 года он дал племяннику свои рекомендации и помог устроиться на работу в гаагский филиал фирмы «Гупиль».
Здесь Винсент прошёл первоначальное обучение на должность дилера по продаже картин и с огромным рвением принялся работать. Результаты он показывал неплохие, и уже летом 1873 года парня перевели в лондонский филиал от этой фирмы.
Каждый день по роду службы ему приходилось сталкиваться с произведениями искусства, и парень стал прекрасно разбираться в живописи, причём не просто разбираться, но и глубоко ценить её.
На выходных он ходил в городские галереи, антикварные лавки и музеи, где любовался работами французских художников Жюля Бретона и Жана-Франсуа Милле.
Пробовал рисовать и сам, но потом, разглядывая каждый новый рисунок, недовольно ухмылялся.
В Лондоне он жил на квартире у вдовы священника Урсулы Луайе. Винсент влюбился в дочь хозяйки Евгению. Но у девушки молодой паренёк, скверно говорящий на английском языке, вызывал лишь чувство забавы.
Ван Гог предложил Евгении стать его женой. Она дала резкий отказ, заявив, что уже давно помолвлена, а он, провинциальный фламандец, ей не интересен.
Такой удар Винсент получил впервые, но последствия этой душевной раны остались на всю жизнь.
Молодой Ван Гог был раздавлен, ему не хотелось ни работать, ни жить. Винсент писал в письмах брату Тео, что только Бог помогает ему выжить, и, наверное, он станет священником, как дед и отец.
В конце весны 1875 года Винсента перевели по работе в Париж. Но потерянный интерес к жизни привёл к тому, что его уволили в связи с плохим исполнением своих обязанностей, не помогло даже покровительство дядюшки Сента. Ван Гог вернулся в Лондон, где какое время работал в интернате на неоплачиваемой должности учителя.
Поиск себя
В 1878 году Винсент уехал на родину в Нидерланды. Ему уже было 25 лет, а он так и не определился, как дальше жить.
Родители отправили сына в Амстердам, где он поселился у дяди Яна и начал усердно готовиться к поступлению в университет на факультет теологии.
Совсем скоро учёба разочаровала молодого Ван Гога, ему хотелось быть максимально полезным для простых людей, и он принял решение уехать на юг Бельгии.
Винсет приехал в шахтёрский район Боринаж в качестве священника. Он спасал горняков, попадающих под завалы, проводил беседы с умирающими людьми, читал проповеди шахтёрам. На последние деньги он покупал воск и лампадное масло, рвал свою одежду на бинты. Он не имел ни малейшего представления о медицине, но помогал безнадёжным больным, в скором времени его стали считать «не от мира сего».
При этом у Винсента постоянно возникало желание рисовать. Он хотел набрасывать на бумагу каждый предмет, который встречался на пути. Но Ван Гог понимал, что рисование станет отвлекать его от основного дела и решил не начинать. Каждый раз своему желанию взять в руки кисть или карандаш он говорил твёрдое «нет».
У него не было ничего. О женщинах он не мог даже думать после отказа Евгении. Деньгами Винсенту помогал младший брат Тео. Родные настаивали, что пора бросать свои проповеди, которые не приносят дохода и возвращаться к жизни, обзаводиться домом и семьёй.
Творческий путь
В конце концов, Винсент решил прислушаться к упрёкам родни, он оставил проповеди и определил для себя единственно желанный и верный жизненный путь – рисование. В этом деле у него не было никакого опыта, но как сказал сам Ван Гог: «Где есть желание, там найдётся и выход». Он стал осваивать технику рисования, изучать законы перспективы, ради искусства готов был терпеть всяческие лишения.
В 1880 году брат Тео помог Винсенту материально, чтобы тот смог отправиться в Брюссель на обучение в Королевскую академию изящных искусств. Проучившись там четыре месяца, Ван Гог поругался с преподавателем и уехал домой к родителям.
В это время у них гостила его кузина Кее Вос-Стрикер, с которой Винсент попробовал завязать любовные отношения. Понравившаяся женщина вновь отвергла его.
Не в силах больше терпеть неудачи на любовном фронте Ван Гог решил навсегда завязать с попытками создать семью и посвятить свою жизнь только рисованию.
Он переехал в Гаагу, где его учителем в мире живописи стал художник-пейзажист Антон Мауве. Денег у Ван Гога по-прежнему не было, его содержал Тео.
Винсент стал очень много трудиться, чтобы отблагодарить младшего брата за его доброту и покровительство. Он много ходил по городу, изучая каждую мелочь, особенно художника интересовали бедные кварталы.
Так появились его первые картины «Задворки» и «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога».
Вскоре из Гааги Винсент уехал в провинцию Дренте на северо-востоке Нидерландов. Там он снял отельную хижину, оборудовал её под мастерскую и с утра до ночи рисовал пейзажи. Также его очень увлекала тема крестьян, их повседневного быта и труда.
Отсутствие художественного образования всё-таки сказалось на картинах Ван Гога, ему проблематично было изображать человеческие фигуры. Так выработался его собственный стиль, в котором человек был лишён грациозных, плавных, размеренных движений, он как бы сливался с природой и становился неотъемлемой её частью. Этот подход хорошо виден в его картинах:
- «Крестьянка у очага»;
- «Две женщины на вересковой пустоши»;
- «Копающая крестьянка»;
- «Селяне за посадкой картофеля»;
- «Две женщины в лесу»;
- «Две крестьянки, копающие картофель».
В 1886 году художник переехал из Дренте в Париж к своему брату. Этот плодотворный период отметился в творчестве Ван Гога тем, что его палитра стала гораздо светлее. Раньше в его картинах преобладали краски землистого оттенка, а теперь появилась чистота голубого, красного, золотисто-жёлтого цветов:
- «Экстерьер ресторана в Аньере»;
- «Мосты вдоль Сены на Асниере»;
- «Папаша Танги»;
- «На окраине Парижа»;
- «Заводы в Аньере»;
- «Закат на Монмартре»;
- «Угол парка д’Аржансон в Аньере»;
- «Внутренний двор госпиталя в Анри».
К сожалению, публика никак не принимала и не покупала картины Ван Гога. Это наносило художнику душевные муки. Но он продолжал работать сутками напролёт, при этом мог целыми неделями сидеть только на табаке, абсенте и кофе.
Последние годы жизни и смерть
Употребление большого количества абсента в результате привело к развитию психических отклонений. Однажды во время приступа Винсент срезал себе на ухе мочку, после чего его поместили в психиатрическую больницу в палату для буйных.
Весной 1889 года его перевезли в заведение для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Здесь он прожил год, за это время написал около 150 картин.
В конце 1889 года его работы впервые вызвали неподдельный интерес на Брюссельской выставке, а в январе 1890 года вышла восторженная статья о картинах Ван Гога. Однако художника уже ничего не радовало.
В начале 1890 года его отпустили из клиники, и Ван Гог приехал к брату. Он успел написать свои знаменитые полотна:
- «Сельская дорога с кипарисами»;
- «Улица и лестница в Овере»;
- «Пшеничное поле с воронами».
А 27 июля 1890 года Винсент стрелял в себя из револьвера, который купил, чтобы отпугивать птиц во время рисования. Он промахнулся и не попал в сердце, поэтому скончался лишь через полтора суток, 29 июля, от потери крови. Ушёл тихо, не сказав ни слова. Всё, что он хотел сказать этому миру, Ван Гог изобразил на своих полотнах. Ровно через полгода умер его младший брат Тео.
При жизни художника было продано только четырнадцать его картин. Прошло сто лет, и его работы вошли в список самых дорогих полотен, продаваемых в мире. Например, «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в конце 1990-х годов был продан в частную коллекцию за 90 миллионов долларов.
Источник: http://stories-of-success.ru/vinsenta-van-goga
Винсент Ван Гог
Спасаясь от депрессии, вызванной событиями в Патюраже, Ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, главное — много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.
В это же время ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать.
Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника — представителя гаагской школы живописи Антона Мауве. Винсент много работал, изучал жизнь города, особенно бедных кварталов.
Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма — мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж).
Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Он копировал все литографии пособия в 1880/1881 годах, а затем вновь в 1890 году, но уже только часть.
В Гааге художник попытался создать семью. На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми.
Этот поступок окончательно рассорил художника со своими друзьями и родственниками, но сам Винсент был счастлив: у него появилась модель. Однако у Христин оказался тяжёлый характер, и вскоре семейная жизнь ван Гога превратилась в кошмар. Очень скоро они расстались.
Художник не мог больше оставаться в Гааге и направился на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую, и целые дни проводил на природе, изображая пейзажи.
Однако он не очень увлекался ими, не считая себя пейзажистом — много картин этого периода посвящено крестьянам, их повседневному труду и быту.
По своей тематике ранние работы ван Гога могут быть отнесены к реализму, хотя манеру исполнения и технику назвать реалистичными можно лишь с определёнными существенными оговорками.
Одной из множества проблем, вызванных отсутствием художественного образования, с которыми столкнулся художник, стало неумение изобразить человеческую фигуру.
В конце концов это привело к одной из основополагающих особенностей его стиля — толкованию человеческой фигуры, лишённой плавных или размеренно-грациозных движений, как неотъемлемой части природы, в чём-то даже уподобляющейся ей.
Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову.
Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). В серии картин и этюдов середины 1880-х гг.
(«Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
Осенью 1885 года ван Гог неожиданно покинул Дренте, потому как на него ополчился местный пастор, запретивший крестьянам позировать художнику и обвинивший его в аморальности.
Винсент уехал в Антверпен, где снова начал посещать занятия живописью — на сей раз в живописном классе при Академии художеств. Вечерами же художник посещал частную школу, где рисовал обнажённые модели.
Однако уже в феврале 1886 ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства.
Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена.
В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов. С некоторыми из них — Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром — художник познакомился вскоре после приезда в Париж благодаря брату. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов — в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем — в фойе «Свободного театра». Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием — изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще. На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин — около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Меняется роль человека в картинах Ван Гога — его нет совсем, или же он является стаффажем. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля — постимпрессионизма.
Несмотря на творческий рост ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом.
К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции — в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» — своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену.
Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Винсент переехал в Арль. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».
Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы.
Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).
В это время, подобно импрессионистам, ван Гог создавал серии работ с изображением одного и того же вида, правда, добиваясь не точной передачи изменчивых световых эффектов и состояний, а максимальной интенсивности выражения жизни природы. Его кисти этого периода принадлежит также ряд портретов, в которых художник опробовал новую художественную форму.
Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва.
Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва)), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)). Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен; «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Спальня ван Гога в Арле 1888
25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи.
Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью ван Гога, сам ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять саму идею единого коллективного направления живописи во имя будущего. В конце концов Гоген, искавший в Арле покоя для своей работы и не нашедший его, решил уехать.
Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента.
До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха.
По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Гоген спешно покинул Арль, не навестив ван Гога в больнице, предварительно сообщив о произошедшем Тео.
Источник: https://spark.adobe.com/page/UWlC5ZclbXOl8/