Боровиковсеий Владимир Лукич
Боровиковский В.Л. русский художник церковной и портретной живописи. Его письмо отличается прекрасной техникой, лёгкостью, композиционным мастерством и умением польстить портретируемому.
Родился в 1757 году в Миргороде в казачьей семье. Отец Боровиковского В.Л. и два брата его Иван и Василий работали иконописцами в храмах. Так с малых лет русский художник обучался у отца письму икон. Затем Боровиковский проходит воинскую службу, по окончании которой снова вернулся к церковной живописи в стиле барокко.
Путёвкой в жизнь для русского художника послужили две его картины, написанные 1787 году в аллегорическом стиле для украшения одного из «путевых дворцов» государыни , Екатерины II, дворцы возведены на пути следования её в Крым. Одна из картин изображала императрицу, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая – императора Петра I в образе пахаря и государыню Екатерину II – сеятельницу.
Боровиковский В.Л. переехал в Петербург. В Академии художеств его не брали из-за возраста. Так русский художник поселился в доме Н.А. Львова и познакомился с друзьями Г.Р. Державиным и И.И. Хемницером, Е.И. Фоминым.
Попав в круг интеллигенции, с 1792 года, художник обучается у австрийского живописца И.Б. Лампи, при дворе Екатерины II. Существуют сведения, что Боровиковский В.Л. пользовался советами Левицкого Д.Г.
, а в дальнейшем стал одним из его учеников.
В 1795 году Боровиковский В.Л. получает звание академика, а в 1802 он уже советник Академии художеств.
В начальном творчестве русского художника в Петербурге приоритетны миниатюрные портреты, написанные маслом, а также парадный портрет, его произведения являлись образцами для других художников.
Известные его работы – портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, митрополита Михаила, князя Лопухина-Троицинского, портрет Фет — Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, написанный по заказу Екатерины II.
В 1790-х годах в своём творчестве русский художник прибегает к сентиментальному стилю в портрете. Переходит от официального сословного портрета к человеку с естественными и простыми чувствами, в качестве фона художник пишет природу. Колорит нежный, письмо прозрачное. Пейзаж, присутствующий в портретах русского художника – русский, народный.
Здесь и белые стволы берёз, полевые цветы, колосья ржи. Всё это создаёт лирическую атмосферу в картинах русского художника. В качестве примера можно привести его картину «портрет О.К. Филиповой» — жены друга художника. Женщина в саду, в белом утреннем платье, тут нет жеманства, кокетливости. Художник тонко подмечает черты лица молодой женщины.
Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка – придают мечтательность, нежность и задумчивость.
Художник написал целую серию женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они отличаются точной передачей характера, неуловимых движений душевной жизни.
Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея — слияние человека с природой.
С 1804 по 1811 годы Боровиковский В.Л. занимается религиозной живописью, он расписывал вместе с другими художниками Казанский собор в Петербурге.
Расцвет творчества Боровиковского не долог. С 1810 года на смену приходят новые художники, талантливые и молодые. Меняются и вкусы заказчиков.
Боровиковский был одинок, у него и ранее было немного друзей, но в последние годы он и вовсе избегает общения. Его увлекает мистика. Он всё больше отдаёт приоритет религиозной живописи.
Последняя его работа – иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.
В последние годы жизни работал как педагог, обучал искусству живописи, открыв у себя на дому частную школу. Его последователем, унаследовавшим поэтическое восприятие мира, стал Алексей Венецианов.
- Портрет генерал-майора Боровского
- Портрет императора Александра I
- Портрет императора Павла I
- Портрет императрицы Екатерины II
- Портрет Муртази-Кули-Хата
- Портрет Луизы Жормен де Сталь
- Портрет императрицы Марии Фёдоровны
- Портрет княжны Марии Павловны
- Портрет графини Безбородко с дочерями
Источник: http://rus-artist.ru/2012-12-17-14-41-42.html
Екатерина 2 законодатетельница (парадный)
Заказы двора на царские портреты с конца 1770-х годов шли через государственного канцлера А. А. Безбородко, ценителя искусства, обладателя большой коллекции живописи и покровителя Левицкого. В 1783 году он и заказал художнику для своего петербургского дома парадное изображение государыни, в дальнейшем известное под названием «Портрет Екатерины II — Законодательницы».
Новое произведение Левицкого стоит особняком в его творчестве. Оно отличается, прежде всего, надуманностью литературного замысла. В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II.
Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века. Екатерина изображена в храме Фемиды — богини Правосудия.
Она одета в строгое белое платье с мантией, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь) и святого Владимира 1-й степени (лента и крест). Статуя богини Фемиды и своды законов у ног императрицы свидетельствуют о ее государственной деятельности, корабли на дальнем плане — о победах России на Черном море.
Все детали, вместе с маковыми цветами, сжигаемыми на жертвеннике,- аллегория образа справедливой, приносящий свой покой в жертву общественному служению правительницы
Портрет был чрезвычайно популярен, неоднократно копировался и повторялся. Передовые люди видели в нем идеальное воплощение образа просвещенного монарха, призванного мудро управлять державой. Орел с оливковой ветвью воспринимался как символ просвященной, сильной и мирной России.
Камерные портреты левицкого….
1778 год — Портрет Марии Дьяковой – ей 18 лет. Но выглядит старше. Дочь сенатского обер-прокурора…(сейчас – это председатель верховного суда)… встречалась с начинающим архитектором – Николаем Львовым. Тайно встречались на квартире Левицкого. На портрете – беззаботная девушка с полуулыбкой. Работает светотень. Беззаботный взгляд.
Обаяние и привлекательность, острый ум и отзывчивое сердце молодой женщины делали многих ее друзьями, поэты посвящали ей стихи. Романтична история ее замужества. Знакомство с Н. А. Львовым вскоре перешло в трогательную взаимную любовь. Дьякова не получила согласия родителей на брак: жених был беден. Они обвенчались тайно и первое время вынуждены были скрывать это.
Портрет Дьяковой принадлежит к числу лучших произведений живописца, в нем с новой силой воплотились творческие идеалы художника, нашедшего чрезвычайно удачную для этого модель.
Как и другие произведения камерного стиля Левицкого, портрет Дьяковой решен очень скупыми средствами, без каких-либо прикрас, способных отвлечь внимание зрителя.
Вместе с тем художник отнюдь не склонен повторять один и тот же трафарет композиционной схемы, одинаковое расположение фигур, однородные колористические сочетания.
Почти неуловимыми различиями в наклоне головы, изгибе шеи, движении плеч он придавал каждому персонажу самостоятельную позу, сохраняя при этом ее живость и естественность; то же происходило с костюмом, прической, украшениями, деталями — всегда неповторимыми. Художник, мобилизуя свою изобретательность и ресурсы живописца, добивался в каждом случае новых комбинаций, сходных только своей жизненной убедительностью и психологической точностью.
История – они тайно обвенчались и 3 года жила под родительским кровом. В 1781 – получено благословение на брак. Левицкий подарил портрет Марии Львовой — ей 21 год. Но выглядит на 30.
Ушло обаяние юности, но даже если мы не знаем ничего о ней, то скажем, что она твердо стоит на ногах. Через несколько лет – Львов без всякой протекции тестя станет одним из самых богатых людей России.
У Львовых самый престижный салон.
Портрет Урсулы Мнишек
Портрет Урсулы Мнишек был написан в зените мастерства и славы художника. Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы. С натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, ломкость атласа, седину пудры модного высокого парика. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца.
Лицо написано сплавленными мазками, неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность. На темном фоне выигрышно сочетаются голубовато-серые, серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона.
Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Ее светлые открытые глаза обдуманно скрытны, но не таинственны, как в лучших портретах Ф. С. Рокотова. Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера.
Лампи — конкурент левицкого…
портрет Анны Давиа — 25 лет. Приехала в Петербург из Франции, не отличалась строгостью нравов. В России появилось много богатых поклонников, в т.ч. Безбородко – попросил Левицкого сделать портрет.
Последним выдающимся живописцем-портретистом 18 века, чье творчество падает на рубеж 18-19 в.в. был ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ(1757-1825) Расписал кафедральный собор В Кременьчуке (аллегорические фрески прославляющие Екатерину)
Родом с Украины. О нем заговорили, когда он расписал кафедральный собор в Кременчуге. Его пригласили в столицу…был учеником Левицкого, но и еще Лампи (колорит). На эпоху сентиментализма – (от франц. – чувства) — направление прежде всего литературы, предвестие романтизма, в эту эпоху появляется самый популярный жанр массового искусства — мелодрама.
Екатерина 2 на прогулке в Царскосельском парке (парадный.формально) – такой портрет может появиться только в эту эпоху – она гуляет с собачкой по аллеям Царскосельского парка, возможно вспоминает свою молодость… находится в состоянии воспоминания. Даже в то время портрет был принят неоднозначно. Тип портрета – формально – он парадный… по сути – здесь интимность настроения.
Сентиментальные настроения [в творчестве Боровиковского] коснулись и изображения монархини.
Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ — на фоне Чесменской колонны, второй вариант — ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей.
Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе все того же [Николая Александровича] Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами).
Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».
Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного [в академики], а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика художник получил позже).
Портрет из собрания Государственного Русского музея возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского. Написанный в начале XIX века портрет более сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной выписанностью деталей.
Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.
Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского; творение Боровиковского благодаря гравюре обрело как бы вторую жизнь и имело большой успех).
Образ кисти Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы — от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой сентиментального толка трактовке образа простой сельской жительницы
Лучшим портретом Боровиковского считается написанный в 1797 голу – портрет Марии Лопухиной.
В ее портрете пейзаж выступает в качестве аккомпаниатора душевного состояния модели. До Боровиковского его так никто не трактовал.
С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения.
Грустно задумчивому взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Мягкая воздушяая дымка заполняет пространство.
Творческие условия создания художественной формы на основе темы(проблемы) –
Конструкция, концепция создания.
Проблема одиночества ребенка в неполноценной семье.
— портрет сестер Гагариных
На рубеже XVIII — начала ХIХ века Боровиковский обратился к новому для него типу группового семейного портрета. Это позволило художнику внести новые качества в открытую им форму лирического портрета.
К числу наиболее удачных относится портрет сестер Гагариных. В его композицию вводится жанровое действие. Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты музицированием.
Mладшая — играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра. Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа.
Изысканная ярко-красная гитара не вносит диссонанс, а лишь подчеркивает светлые образы сестер.
Хотя замысел этой картины близок идеям сентиментализма, показывая идиллию домашнего быта и нежные чувства, рождаемые музыкой, все же он несет в себе значительный элемент новизны: в основу его поло жен мотив активного действия. В соответствии с ним и характеры девушек уже не скрыты тенью неопределенной мечтательности: в них больше конкретности и естественности.
Умело использован почти квадратный формат холста, на котором удачно скомпонованы две фигуры. Пейзажному фону в картине отведена небольшая роль. Зато предметы быта: одежда, гитара, ноты — занимают почти половину живописной поверхности.
Новое проявляется и в объемно-пластической трактовке формы: художник пользуется нехарактерным для него прежде светотеневым контрастом в лицах. Колорит портрета построен на противопоставлении сближенных тонов, без применения рефлексов. По-прежнему мягки сочетания серого с розовым, жемчужно-белым, несколько озвученные ярким цветом гитары.
Эти не столь значительные изменения в композиции и цвете существенно меняют тот лирико-эмоциональный образ, который был найден Боровиковским в предшествующее десятилетие.
— портрет князя Куракина.
“Портрет князя А. Куракина” — одна из вершин в развитии русского парадного портрета.
Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого:
«Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат…»
И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт».
«Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность — напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.
Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику.
По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь… размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.
Каждая деталь комнаты показывает его величественную личность. Напыщенный, хитрый и изворотливый
ПО СКУЛЬПТУРЕ – СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Монументальная скульптура – «Медный всадник» Фальконе – разбирали на 1 лекции.
Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году. Рядом Сенат.
Станковая скульптура — Шубин
Федот Иванович Шубин — (1740-1805) – родом из Архангельской губернии. Учился у француза Николя Жилле. Окончил академию с золотой медалью, потом отправился во Францию на учебу (родина барокко – Италия)…. Вернувшись в Россию – работает в основном в мраморе. Мрамор – аристократизм модели. Бронза – когда нужно показать обнаженную натуру.
Бюст- погрудное изображение модели
Лучший из бюстов — Бюст Голицына – 1773. В фас – уверенный взгляд вельможи. В профиль – скептик и циник.
Превосходство над окружающими, светская изысканность, перенасыщенность жизненными благами. Удержана ценность человеческой личности.
Бюст Румянцева
Бюст Екатерины 2
Бюст Ломоносова
Бюст Павла 1
Источник: https://infopedia.su/1×9602.html
Тверская областная картинная галерея
На выставке «Портреты, образа и рукописей груды…» представлены работы из фондов Тверской картинной галереи, происходящие из усадьбы князей Куракиных Степановское-Волосово.
Усадьба Волосово расположена в 50 километрах от города Зубцов, недалеко от границы Московской области. Согласно официальным актам имение принадлежало Куракиным с XVII века. Расцвет усадьбы пришелся на конец XVIII – первую половину XIX века. В 1871 году имение по наследству перешло в собственность князя Степана Борисовича (1754-1805).
Тогда же, по имени своего владельца, она получила название «Степановское». Строительство в усадьбе обширного дворца началось в 1792 году, а завершено оно было в 1810-е годы уже при следующем владельце, князе Александре Борисовиче Куракине (1752-1818). При нем же был разбит усадебный парк.
Автором проекта дворца традиционно считается Джакомо Кваренги (1744-1817), но конкретное воплощение его принадлежит, видимо, одному из крепостных архитекторов князей Куракиных. Дворец Степановского-Волосова — характерный памятник усадебной архитектуры эпохи классицизма.
Несмотря на то, что весь ансамбль практически не имеет никакого архитектурного убранства, благодаря удачно найденному сочетанию различных по форме объемов выглядит он очень живописно.
Окончательно усадебный ансамбль сложился при племяннике А.Б.Куракина, Борисе Алексеевиче Куракине (1784-1850). При нем рядом с дворцом вырос целый городок, называемый хозяевами «Слободкой», регулярно распланированный, с улицами и проспектами, обелисками, шлагбаумами. Доминантами всего комплекса были пожарная каланча и здание театра, выстроенные в «готическом вкусе».
К 1917 году в усадьбах Тверской губернии сосредоточились колоссальные художественные ценности. В имении князей Куракиных находилось, пожалуй, самое значительное по количеству и качеству собрание произведений искусства. Художественные коллекции в усадьбе сформировались очень быстро, в течение первой половины XIX века.
Первые произведения появились ещё при князе А.Б. Куракине, в 1810 году: портрет князя, «скопированный живописцем Повеликиным» и девять видов Степановского, написанные художником Прохоровым. Основная же часть коллекций сложилась при князе Б.А. Куракине.
Значительная часть художественных произведений и предметов убранства интерьеров была привезена из других имений и столичных дворцов Куракиных. Живописная коллекция заметно была расширена за счет изготовления копий с портретов, находившихся в других княжеских собраниях.
Кроме того, часть предметов была изготовлена специально для Волосовского дворца крепостными мастерами, приобретена в столицах или привезена из-за границы.
Коллекция живописи и графики насчитывала более тысячи вещей и состояла из галереи фамильных портретов (Куракиных, Нарышкиных, Паниных, Репниных, Голицыных, Трубецких, Орловых, Нелединских-Мелецких и представителей других, родственных Куракиным, дворянских фамилий), галереи царских и императорских портретов начиная с царя Алексея Михайловича, и, собственно, коллекции картин, рисунков и гравюр, преимущественно западных мастеров XVII — XIX вв.
Также в усадьбе находились коллекции скульптуры с античных времен до современности; фамильных вещей, включавшая различные предметы, изготовленные представителями различных поколений семьи Куракиных или принадлежавшие им; табакерок и трубок, размещенная в двух специально изготовленных комодах красного дерева с «цельными зеркальными стеклами»; японского, китайского, а также европейского фарфора и хрусталя. Были в Волосово-Степановское коллекция разнообразнейших ваз, которой «изстари славился род князей Куракиных», и минералогическая коллекция, насчитывавшая «1636 штук разного рода минералов». Кроме этого, нужно еще упомянуть составлявшие убранство залов дворца сотни предметов мебели русской и европейской работы XVII-XIX вв., (в том числе, гарнитур XVIII века, обитый гобеленами; круглый золоченый стол с мраморной столешницей, подаренный, по преданию, Наполеоном А.Б.Куракину), многочисленные часы (в бронзовых, мраморных, малахитовых, фарфоровых корпусах), канделябры, подсвечники, шандалы, люстры (большей частью XVIII века).
После октябрьской революции в имении был создан совхоз «Волосово». В 1918 году дворец и все его имущество было взято под охрану «Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины» с целью создания в нем музея.
Несмотря на это, вскоре начались «выемки» имущества из дворца. В 1918-1920 годах различными учреждениями было вывезено в Тверь, Зубцов, Ржев, Старицу большое количество предметов мебели и «посуды», а также книг.
В 1919 году наиболее ценные предметы были вывезены в Москву.
В 1937-1938 годах значительная часть усадебной коллекции поступила в Калининскую областную картинную галерею из Тверского музеума. В настоящее время в собрании Тверской областной картинной галереи удалось выявить более 150 живописных работ русских и зарубежных художников, а также единичные произведения графики и образцы художественной мебели, происходящие из куракинской коллекции.
Особенно хорошо сохранилась галерея фамильных портретов. Наибольший интерес представляют работы петровской эпохи: барочный парадный портрет князя А.Б. Куракина и портрет А.И. Паниной в детстве, датированный 1715 годом.
Несомненным украшением коллекции служат портрет А.И. Куракиной (1730-е гг), написанный Франкартом, портрет П.И. Панина (1742 г.) работы И.Я. Вишнякова (недавно атрибутированный) и портрет А.А.
Куракиной (рубеж 1760-х — 1770-х гг) работы Ф.С. Рокотова.
К сожалению, авторство большинства портретов из «фамильной галереи» до сих пор не установлено, но многие из них, благодаря высоким художественным качествам, могут быть соотнесены с произведениями «круга» того или иного известного мастера (Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского, С.С.Щукина, Т.А.Неффа и др.). Частично сохранилась и «Царская галерея», составленная в основном из старых (XVIII и начала XIX вв.), очень качественных копий с императорских портретов.
Отдельный раздел коллекции составляют произведения князя А.Б.Куракина 2-го. Это картины на религиозные и военные сюжеты, портреты жены и детей князя, а также копии с работ французских салонных художников середины XIX века. Иностранная часть коллекции немногочисленна, но разнообразна. Здесь представлены произведения XVII-XIX вв.
французской, немецкой, итальянской, английской, голландской школ живописи. Из наиболее интересных можно выделить следующие: «Вакх и Ариадна» А.Куапеля, «Зефир и Флора» Ф. де Труа, два городских пейзажа работы неизвестного итальянского художника XVIII века круга Белотто и др.
К сожалению, как и в «русской» части коллекции, большинство произведений пока остаются безымянными.
Цель этой выставки — представить зрителю жемчужины коллекции Куракиных из фондов ТОКГ.
Источник: http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/68.html
Боровиковский Владимир Лукич
Боровиковский Владимир Лукич — русский живописец. Внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей. Обладая виртуозной живописной техникой, Боровиковский по праву может считаться одним из лучших русских портретистов.
Родился 5 августа 1757 года на Украине, в небольшом городке Миргороде. Отец художника, Лука Боровик, по мнению одних исследователей, был простым казаком, по другим — мелкопоместным шляхтичем.
Первые навыки в искусстве Боровиковский получил в семье: его отец и братья занимались иконописью. Поэтому Владимир Лукич вначале своего творческого пути занимался церковной живописью.
Обратить на себя внимание высшего света Боровиковскому помог счастливый случай: аллегории, созданные художником в 1787 году для оформления торжественного пути Екатерины II в Крым (не сохранились), произвели впечатление на императрицу. Не оставили они равнодушным и одного из самых авторитетных ценителей в свите императрицы — Н. А. Львова. По его рекомендации художник был приглашен в Петербург.
В Северной столице Боровиковский брал некоторое время уроки у австрийского художника И. Лампи. Большое влияние на творчество живописца оказал крупнейший русский мастер восемнадцатого столетия Левицкий Д. Г., с которым Боровиковский был знаком лично.
Начиная с конца восьмидесятых годов основным жанром в творчестве художника становится портрет. В 1795 году Боровиковский написал один из самых известных своих портретов — «Екатерина II на прогулке в Царском Селе». Живописец был признан официальными кругами Академии художеств. В 1795 году он получил звание академика, а в 1802 году — почетное звание советника Академии художеств.
В конце 1790-х — начале 1800-х годов слава Боровиковского достигла вершины. Это время расцвета творчества художника. Живописец получал множество заказов. Ему позировали цари, государственные деятели, полководцы, отцы церкви. В 1797 году Боровиковский написал портрет М. И. Лопухиной, свое самое поэтическое произведение.
Боровиковсий В. Л. щедро делился своим талантом. Он преподавал в своей петербургской частной школе. Среди его учеников наибольшую известность приобрели Бугаевский-Благородный И. В. (кисти которого принадлежит портрет Боровиковского см. выше) и Венецианов А. Г..
В конце жизни Боровиковский почти полностью посвящает себя религиозной живописи, которой он так или иначе занимался всю жизнь.
Умер Боровиковский В. Л. в Петербурге 6 апреля 1825 года.
Детские образы в творчестве Боровиковского
Известные портреты Боровиковского
Источник: http://webstarco.narod.ru/18vek/borovikovsky.html
Урок в 6 классе. по теме «Жанр портрета. Портрет в живописи». Курс ведется по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». — презентация
1 Урок в 6 классе. по теме «Жанр портрета. Портрет в живописи». Курс ведется по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Учитель ИЗО Сидорович О.С. МОУ лицей «Экос». г.Новоалександровск Ставропольский край 2009г.<\p>
2 Мистер «Х»Мистер «У» Мистер «Z»<\p>
3 Консультация специалиста! Портрет (франц. рortrait) – направление (жанр) изобразительного искусства, посвященное изображению определенного человека или группы людей — внешне сходное изображение человека, его нрав, внутреннее мироощущение, жизненный настрой. Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист должен выявить признаки эпохи и социальной среды.<\p>
4 Признаки парадного портрета Парадный портрет это официальный портрет, направленный на возвеличивание и прославление изображаемых. Рокотов Ф.С. «Портрет Григория Орлова»<\p>
5 Парадные портреты Ван Дейк «Карл II в детстве» Рокотов Ф.С. «Екатерина II Алексеевна»<\p>
6 Признаки романтического портрета Романтические портреты полны тончайшей духовности. Они характеризуются творческим осмыслением натуры, поэтической образностью, обогащением выразительных средств, артистизмом. И даже если личность модели не раскрывается в них подчас во всей полноте, они все же ярко характеризуют эпоху, выявляют особенности ее духовной жизни и художественных исканий. Романтическая личность, разнообразна в своих проявлениях. Мечтательность и одновременно склонность к героическому порыву, живая естественность лица, романтическая вера в неисчерпаемость духовных сил человека-творца. Боровиковский В.Л. «Портрет А. Лопухиной»<\p>
7 Романтический портрет Тропинин В. «Портрет А.С.Пушкина» Ф. Гойя. «Портрет Антонии Зарате»<\p>
8 Признаки характерного портрета Характерный портрет вводит нас во внутренний мир человека и открывает в нем величайшие богатства человеческой личности. Репин И.Е. « Протодиакон»<\p>
9 Характерный портрет Рембрандт ван Рейн. Портрет пожилой женщины Тициан. Портрет Пьетро Аретино<\p>
10 А теперь отправляемся на аукцион!<\p>
11 Используйте Бланк заказа товара Названия картин1р2р3р 1Репин И.Е. «Портрет писателя Льва Толстого» 2Боровиковский В.Л. «Портрет князя Куракина» 3 Репин, И. Е. «Осенний букет » 4Кипренский О.А. « Портрет А.А. Челищева» 5Рембрандт ван Рейн. «Портрет старика в красном» 6Левицкий Д.Г. «Портрет Екатерины II в храме правосудия» 7Тициан. « Портрет молодого англичанина» 8Брюллов К.И. «Итальянский полдень» 9Ф.Гойя «Портрет семьи короля Карла IV»<\p>
12 Лот 1 Репин И.Е. «Портрет писателя Льва Толстого»<\p>
13 Лот 2 Боровиковский В.Л. «Портрет князя Куракина»<\p>
14 Лот 3 Репин И. Е. «Осенний букет»<\p>
15 Лот 4 КипренскийО.А. « Портрет А.А. Челищева»<\p>
16 Лот 5 Рембрандт ван Рейн. «Портрет старика в красном»<\p>
17 Лот 6 Левицкий Д.Г. «Портрет Екатерины II в храме правосудия»<\p>
18 Лот 7 Тициан. « Портрет молодого англичанина»<\p>
19 Лот 8 Брюллов К.И. «Итальянский полдень»<\p>
20 Лот 9 Ф.Гойя «Портрет семьи короля Карла IV»<\p>
21 А теперь проверим, много ли денег мы заработали: модельный ответ 1 ряд. Парадный портрет: лоты 2, 6, 9 2 ряд. Романтический портрет лоты 3, 4, 8 3 ряд. Характерный портрет лоты 1,5, 7 1 верный ответ-3 балла 2 верных ответа-4 балла 3 верных ответа-5 баллов<\p>
22<\p>
23 Литература Л.А. Неменская Изобразительное искусство 6 класс. © Сидорович О.С. «Экос»2009<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/792152/