Описание скульптуры джамболоньи «похищение сабинянок»

Скульптура «Похищение Сабинянок»

«Похищение Сабинянок» Джамболоньи

Вырезанная из цельного куска камня, эта мощная мраморная работа фламандского мастера Джамболона считается одним из лучших произведений в истории скульптуры.

Вызывающая технический интерес, этот шедевр сочетает в себе классические обнаженные формы, характерные для греческой скульптуры, и динамичность маньеризма.

Будучи произведением на основе римской мифологии, эта скульптура не являлась частью развития религиозного искусства в рамках контрреформации.

«Похищение сабинянок» прекрасно отражает «неопределенность» конца 16-го века, будучи полностью противопоставленной спокойной уверенности, исходившей от статуй высокого Возрождения (например, скульптур Микеланджело). Те же настроения видны в работе «Экстаз святой Терезы» Бернини. В любом случае, работа Джамболоньи сделала его неоспоримым и признанным мастером пластического искусства в Италии.

История

В 1563 году Джамболонья становится членом престижной Академии искусств во Флоренции. Первый шедевр он создает для города Болоньи: после получения оплаты за бронзовую скульптуру Нептуна, мастер создает ее для одноименного фонтана. Проектирование скульптуры сабинянок началось в 1579 году.

Первоначально художник планировал создать только две фигуры, что видно из подготовительных бронзовых заготовок (Музей Каподимонте, Неаполь), но потом добавил третью фигуру, о чем свидетельствуют восковые модели (музее Виктории и Альберта, Лондон).

Полномасштабную гипсовую модель можно увидеть в Галерее академии во Флоренции.

Статуя иллюстрирует легенду о начале «Сабинской войны». Почти все население Рима состояло из мужчин, а местные племена не разрешали вступать в брак своим женщинам по причине бедности римлян. Ромул организует праздник в городе, приглашая своих соседей, и в определенный момент происходит насильственное похищение женщин.

Работа высотой в 4,1 метра изготовлена из цельного куска мрамора и изображает три фигуры. У основания статуи — бородатый обнаженный мужчина, вероятно, муж молодой жертвы.

Другой мужчина моложе в сильных руках держит вырывающуюся женщину. Фигуры сплетены в единую группу через физический и зрительный контакт.

Динамическая композиция закручивается по спирали, что является уникальным атрибутом статуи, предлагая зрителю несколько точек, с которых можно изучить скульптуру.

Наследие

Добившийся высот в создании динамичных скульптур в стиле маньеризм из бронзы и камня, Джамболоньи оказал влияние на последующую барочную скульптуру и оставил после себя ряд учеников (Адриен де Врис, Пьетро Франкавилла, Пьер Пьюджет) и подражателей.

Источник: https://artrue.ru/sculpture/skulptura-poxishhenie-sabinyanok.html

Лоджия Ланци во Флоренции — 15 шедевров в одном месте

Лоджия Ланци, известная также как Лоджия Орканьи или Лоджия Синьории, — в память о ландскнехтах, наемных солдатах, охранявших великого герцога Козимо I.

История создания

Лоджия дей Ланци была построена между 1376-м и 1382-м годами, вероятно, по проекту архитектора Якопо ди Сионе, для проведения различных публичных мероприятий и церемоний.

Ее живой и даже веселый облик резко контрастирует с мрачной архитектурой Палаццо Веккио.

Сегодня Лоджия представляет собой еще и галерею античного и ренессансного искусства под открытым небом.

Название Лоджия дей Ланци восходит ко временам правления герцога Козимо Медичи I, когда в ее стенах размещались его наемные ландскнехты (пехотинцы), — итальянское «ланцикенекки» сократилось до приемлемого «ланци».

После строительства рядом Галереи Уффици крыша Лоджии была переделана архитектором Бернардо Буонталенти в террасу, с которой Медичи могли наблюдать за церемониями на Пьяцца делла Синьория.

На ступенях здания сохранились фамильные гербы Медичи – львы, а также два «марцокко» — мраморные статуи львов, считающиеся геральдическими символами Флоренции. Один из марцокко был сделан еще в эпоху Древнего Рима, а второй выполнен в 1598-м году скульптором Фламинио Вакка.

На одной из стен Лоджии есть латинская надпись 1750-го года, увековечивающая смену флорентийского календаря на общий римский.Еще одна надпись была сделана в 1893-м году в память о флорентийцах, проявивших себя во время присоединения Милана, Венеции и Рима к Итальянскому Королевству.

Ансамбль статуй

Внутри лоджии находится множество ценных скульптур.

Слева — знаменитый Персей Челлини (1553 г.). Персей — этот прекрасный шедевр из бронзы принадлежит Бенвенуто Челлини (1500-1571 гг.). Скульптор начертал свое имя на перевязи, перекинутой через плечо героя (1545-1554 гг.). Освободитель Андромеды изображен и тот момент, когда он отрубает голову Медузе-Горгоне.

Черты лица героя и вся его фигура представляют собой классический идеал сдержанной внутренней силы.

Справа — Похищение сабинянок Джамболоньи (1583 г.), в настоящее время находится в Галерее Академии).

В центре — Геркулес и Кентавр, также работа Джамболоньи (1559 г.); Аякс с телом Патрокла, древнегреческая скульптура; Похищение Поликсены скульптора Пио Феди (1866 г.).

Геркулес и кентаврАякс с телом ПатроклаПохищение Поликсены

У задней стены лоджии стоят шесть античных женских статуй.

Большинство из имеющихся в Лоджии Ланци статуй, как и «Давид» на площади — копии. Оригиналами являются лишь «Персей» и «Геркулес и Кентавр».

Видео

Лоджия Ланци отлично вписывается в оживленную площадь Сиьория, наполненную туристами. Предлагаем присоединиться с этой оживленности!

Отзывы туристов

Мария

Одна из красивейших или даже самая красивая площадь Флоренции. Достаточно перечислить, что здесь находится.

Лоджия дей Ланци она же Лоджия Синьории или Лоджия Орканьи с великолепными скульптурами, требующими отдельного описания. Знаменитый Давид(копия) и «Геркулес и Как» Баччо Бендинелли стоят у входа в Палаццо Веккьо.

Левее Палаццо на углу огромный фонтан «Нептун» скульптора Амманнати, а чуть поодаль возвышается конная Статуя Козимо I работы.

Екатерина

Этот музей под открытым небом собрал в себе самые знаменитые и красивые античные скульптуры. Это очень красиво.

Татьяна

Знаменитая лоджия Ланци, еще ее называют лоджия Орканья — очень необычно, множество скульптур под открытым небом, музей на свежем воздухе. Большая городская площадь, народ смотрит и фотографирует в любое время года, время суток, в любую погоду. Обязательно для посещения!

Как добраться

От ЖД вокзала пешая прогулка займет около 20 минут. За эту прогулку есть отличная возможность посетить великие места, такие как Базилики Сан-Лоренцо и Санта-Мария-Новелла.

Полезная информация

  • Адрес: Piazza della Signoria, 50121 Firenze, Италия
  • Время работы: круглосуточно
  • Стоимость билета: бесплатно

Источник: http://topitaly.ru/florentsiya/f-dostoprimechatelnosti/lodzhiya-lantsi.html

Площадь Синьории

Когда гуляешь по Флоренции, на площадь Синьории просто невозможно не наткнуться! Ее окружают Галерея Уффици, мост Веккьо, Палаццо Веккьо… и многие другие достопримечательности. Сама площадь имеет неправильную форму – в виде буквы “L” – и по всему ее периметру расположены рестораны.

Когда я была во Флоренции, эта площадь стала местом моих встреч с друзьями. Достаточно просто обозначить одну из многочисленных скульптур, где вы будете друг друга ждать, и вы уже ни в коем случае не потеряетесь.

Как добраться

Площадь Синьории расположена в самом центре Флоренции, и добраться до нее пешком от знаменитых базилик и достопримечательностей достаточно просто.

Но если вы находитесь в отдаленных от центра районах Флоренции, вам придется воспользоваться общественным транспортом.

От базилики ди Сан-Миниато или площади Микеланджело можно добраться на автобусе под буквой D. Для этого вам надо идти по направлению к набережной до остановки Lupo – Il Chiosco Potenza и ехать до остановки Ponte Vecchio, которая находится рядом со знаменитым мостом. Оттуда до площади вам останется пройти пару минут пешком.

Из музея Сан-Марко вы можете доехать на автобусе № 23 – от остановки Piazza di San Marco до Tintori. Дальше, опять же, до площади надо немного прогуляться пешком.

История

Время перемен

Площадь Синьории известна со времен Древнего Рима. По обыкновению римляне оставляли открытые площадки в центре города на пересечении главных дорог. Изначально она носила практический характер – там располагался театр и лавки ремесленников.

Позже на здесь построили 36 башен, в которых проживала семья Уберти. Ее члены были приверженцами императора и относились к партии гибеллинов.

Надо сказать, что главными противниками гибеллинов были гвельфы – сторонники направления, поддерживавшего папство и выступавшего против императорства. В то время между ними шла ожесточенная политическая борьба. В 1260 году гвельфы одержали вверх.

Они выгнали с площади семейство Уберти и снесли все 36 башен, в которых оно располагалось. С тех пор площадь начала приобретать знакомые нам очертания – то, что мы видим сейчас.

Название

Всего у площади было несколько названий. Изначально она была площадью Приоров, позже – площадью Великого Герцога, далее – площадью Наций. В 1310 году на площади возвели дворец Веккьо, где стало заседать правительство Флорентийской Республики. Тогда она получила свое новое и последнее на сегодняшний день название: площадь Синьории.

Как только на площади появилась резиденция власти, здесь возвели различные скульптуры, призванные вдохновлять членов правительства.

Скульптуры

По обе стороны от главного входа во дворец Веккью стоят две статуи: “Давид” и “Геркулес, победивший Какуса”.

«Давид»

Скульптура «Давид” работы Микеланджело является символом Флорентийской Республики. Изначально она была установлена именно на площади Синьории. Чтобы избежать порчи от воздействия осадков, оригинал скульптуры был перенесен в Академию изящных искусств Флоренции, а на площади оставили копию.

Давид изображен перед схваткой с Голиафом. Такая подача героя стала новшеством, потому что ранее было принято изображать Давида именно в момент торжества победы.

Скульптуру, конечно, хочется рассмотреть со всех сторон, однако ее круговой обзор на площади Синьории невозможен – Давид установлен спиной к стене.

Читайте также:  Описание картины константина васильева «нашествие»

«Геркулес, победивший Кактуса»

Скульптура изображает Какуса перед гибелью от рук Геркулеса. Существует несколько легенд, посвященных этой истории. Самая известная гласит, что Какус похитил коров Геркулеса. После долгих поисков Геркулес нашел своих коров. Услышав их мычание из пещеры Какуса, Геркулес со злости убил его дубинкой, разрушил пещеру и воздвиг на этом месте алтарь Зевса Еврисейского.

По легенде изваяние загораживает камень в стене, где Микеланджело нацарапал человеческий профиль. Это был портрет преступника, которого в тот момент вешали на площади.

“Юдифь с головой Олоферна”

Скульптура руки Донателло установлена недалеко от центрального входа во дворец. Выразительная и сложная по композиции бронзовая Юдифь отрезает голову Олоферна. Героиня изображена в простом одеянии – тем самым она олицетворяет безграничную внутреннюю женскую силу и отвагу, данную Богом.

Голова Юдифи считается идеальным примером творения Раннего Ренессанса.

Мне кажется, ее отрешенный, жестокий взгляд, направленный прямо перед собой, придает лицу какое-то необыкновенное выражение.

«Мардзокко»

Статуя льва с щитом, на котором изображен герб Флоренции, – еще одно творение рук Донателло. Изначально статуя создавалась для внутреннего дворика базилики Санта-Мария Новелла, но позже был перенесена в музей Барджелло. На площади Синьории установлена точная копия.

Лев – это символ покровителя Флоренции евангелиста Марка – стал под именем Мардзокко еще и символом самой Флоренции.

Фонтан Нептуна

Фонтан Нептуна располагается в самом центре площади. Его создателем был скульптор Бартоломео Амманати. Скульптурная группа имеет восьмиугольную форму, по центру располагается фигура Нептуна, выполненная из белого мрамора. Его окружают мифические морские существа.

Амманати строил фонтан целых десять лет. В работе ему помогал в то время еще начинающий мастер Джамболонья – именно он создал морских жителей, окружающих Нептуна. Лично мне кажется, что нимфы получились неестественными и вычурными.

Лицо Нептуна старались сделать похожим на лицо Козимо Медичи, чтобы подчеркнуть, что именно при этом правителе Флоренция получила выход к морю.

Когда я была во Флоренции, фонтан включали только вечером. С наступлением темноты его еще и подсвечивали, что придавало ему величественности, а всей площади – таинственности.

Лоджия Ланци

Она стоит перпендикулярно дворцу Веккьо. Изначально Лоджия предназначалась для приемов и собраний Флорентийской Республики, а сейчас представляет собой музей под открытым небом, где размещены скульптуры из собрания Галереи Уффици. Нередко в летние месяцы на Лоджии устраивают оперные и инструментальные концерты .

Расскажу подробней о некоторых скульптурах, размещенных в Лоджии Ланци.

«Персей с головой Медузы»

Пожалуй, самая знаменитая статуя Лоджии. Ее создал Бенвенуто Челлини по заказу Козимо Медичи. Во время создания скульптуры возникали постоянные проблемы. Поначалу Козимо хотел, чтобы голова медузы свисала с руки Персея. Отлить таким образом голову казалось почти нереальным, но скульптор справился с поставленной задачей.

Позже заказчик отказывался платить за работу Бенвенуто, более того, хотел обвинить его в растрате, т.к. не мог себе даже представить, сколько в действительности требуется времени и материала для изготовления скульптуры.

Когда у Бенвенуто закончились деньги на реализацию идей, чтобы избежать гнева правителя, он забросил в печку всю имевшуюся у в доме металлическую утварь, и, дабы огонь в печи не затухал, художник подтапливал ее своей мебелью.

За свое творение Бенвенуто в результате получил деньги, обрел славу и почет. Персей с головой медузы является его самой знаменитой работой!

«Менелай с телом Патрокла»

История создания этой скульптуры доподлинно не известна.

Остатки мраморного шедевра были найдены в Риме – их приобрел Козимо Медичи. Он поручил скульпторам выполнить «восстановление» разрушенного и обезображенного изваяния.

“Геркулес и Кентавр”

Самая «пластичная» скульптура Джамболоньи. Поражает точность и реалистичность передачи тел: видна каждая прожилка, каждый мускул и позвонок.

Мне даже на секунду показалось, что живых людей заковали в мрамор.

“Похищение Сабинянок”

По легенде древний Рим был заселен одними только мужчинами. Они были бедны, и соседние поселения не хотели выдавать своих дочерей замуж за нищих Римлян.

Тогда римляне устроили праздник и пригласили своих соседей – латинян и сабинян. Во время праздника римляне бросились на безоружных ничего не подозревавших гостей и похитили их девушек и женщин.

«Похищение Поликсены»

Работа скульптора Пио Феди по мотивам очень романтичной и красивой мифологической истории о том, как Ахилл влюбился в дочь Приама, против которого он воевал.

Для того чтобы быть со своей возлюбленной Поликсеной, Ахилл предал соотечественников и перешел на сторону врага. Но его, безоружного, предательски убил Парис прямо перед свадьбой с Поликсеной. После взятия Трои голос из могилы Ахилла потребовал свою часть добычи. Тогда греки принесли Поликсену в жертву.

Стоит сказать, что все скульптуры, находящиеся на площади или в Лоджии, это копии знаменитых произведений. Единственным оригиналом является “Персей с головой Медузы”.

Площадь Синьории чудесна и днем, и вечером. Гуляя по душным маленьким улочкам Флоренции, всегда приятно выйти на площадь и вдохнуть побольше воздуха. Провести чудный вечер, сидя с бокалом вина на одной из террас, наслаждаясь подсвеченными скульптурами и живой музыкой, которая так часто звучит в летние дни на площади Синьории.

Источник: http://travelask.ru/italy/florence/ploschad-sinorii

Джамболонья ДжованниСкульптуры и биография

Джамболонья Джованни (Giambologna Giovanni) (1529–1608)
Итальянский скульптор Джованни Болонья (Giovanni Bologna; собственно Жан де Булонь, Jean de Boulogne). Представитель маньеризма. Выходец из Нидерландов, учился у Ж.

Дюбрёка в Монсе, с 1554 или 1555 – в Риме, возможно, у Микеланджело. Работал во Флоренции при дворе Медичи, а также в Болонье, Генуе, Лукке.

Джамболонья находился под сильным влиянием Микеланджело, однако создал свой собственный художественный стиль маньеристского направления, отличающийся изящными поверхностями, холодной элегантностью и красотой.

От нидерландского искусства Джамболонья унаследовал жанровые мотивы (статуэтка «Птицелов», Флоренция, Национальный музей) и стремление к натуралистической иллюзорности, сказавшееся в его известных скульптурных изображениях птиц и декорации гротов виллы Кастелло. Но в целом творчество Джамболонья полностью входит в орбиту рафинированного придворного искусства Флоренции второй половины 16 века.

Однако в пределах этого искусства мастер в своей мелкой пластике раскрывает не только незаурядное композиционное дарование, тончайшее чувство ритма, но и острое ощущение пластической выразительности человеческого тела.

Свободой скульптурной лепки, внутренней динамичностью отличаются его небольшие модели для фонтанной скульптуры (например, для скульптур фонтана Океана начала 1570–х годов).

Утонченное чувство пластической красоты обнаженного тела, умение, даже подчиняя человеческую фигуру отвлеченному маньеристическому канону, сложному спиралевидному движению, передать ее естественную грацию проявляются в серии отмеченных виртуозным артистизмом бронзовых статуэток купающейся Венеры (1570–е; варианты во флорентийском Национальном музее и Лувре).

Среди многочисленных работ Джамболоньи были фонтаны в садах семейства Медичи. Джамболонья создавал богато декорированные фонтаны (“Нептун” на площади Нептуна в Болонье, 1566), памятники и статуи (Конный памятник Козимо I Медичи, бронза, камень, 1593, площадь Синьории, Флоренция).

А также, выделяющиеся свободой и динамикой пространственной композиции, изяществом пропорций, скульптурные группы (“Похищение сабинянок”, мрамор, 1583, Лоджия деи Ланци во Флоренции). Полная энергии и бешеного движения, эта компактная композиция с ее скрученными контурами создает ощущение драмы, соответствующее сюжету.

Впечатление конвульсивного движения передано протянутой рукой сабинянки; это движение продолжается в мускулистой, героической фигуре римлянина, сжимающего в объятиях свою жертву, и завершается в изгибе мужской фигуры внизу. Гладко отполированная, извивающаяся форма приглашает нас к обходу и восприятию с разных точек зрения.

Преувеличенная жестикуляция и пылкая энергия этой скульптуры характерны для стиля маньеризм. Сильное влияние на Джамболонью оказал Микеланджело, у которого он заимствовал мощные формы, чтобы создать новый тип скульптуры, полной движения и изящества.

Развивая идеи Бенвенуто Челлини, Джамболонья стремился к созданию “идеально круглой” скульптуры. обладающей свободой пространственного бытия (“Меркурий”, бронза, 1580, Национальный музей, Флоренция), органически слитой с природной средой (“Аллегория Апеннин”, камень, вилла Демидова, Пратолино).

Свою незаурядную одаренность Джамболонья проявляет, разрабатывая вслед за Челлини проблему передачи сложного движения в круглой, требующей кругового обхода скульптуре.

Блестящее решение этой проблемы он дает в статуе Меркурия, изображенного в стремительном полете (1560–е; Флоренция, Национальный музей), и в ставшей образцом для мастеров барокко скульптурной группе «Похищение сабинянки» (1580–1583; Лоджия деи Ланци).

Большую часть своей жизни скульптор Джованни да Болонья провел во Флоренции, куда переехал в 1553 году. Джамболонья похоронен в часовне, созданной по его собственному проекту в церкви Сантиссима Аннуциата.

Источник: http://smallbay.ru/artitaly/giambologna.html

Профессор Знаев

После того, как Ромул убил своего брата Рема и стал единоличным правителем основанного ими города, перед ним встал вопрос: кем населить растущий не по дням а по часам город. Священную рощу бога Лукариса Ромул объявил убежищем, где любой пришелец, свободный или раб, преступник или честный труженик, получал неприкосновенность и защиту Рима.

Вскоре массы тёмного, преступного сброда изо всех сопредельных государств наводнили Рим.

Так как это были преимущественно мужчины, то появилась новая проблема: где взять столько жён, чтобы каждый пришелец смог обзавестись семьёй? Молодых римлянок было немного, а окрестные племена, наслышанные о «достоинствах» новых подданных царя Ромула, не желали отдавать за них своих девушек, несмотря на все дипломатические усилия.

Тогда Ромул придумал коварный план, с помощью которого он рассчитывал не только решить проблему с жёнами, но и отомстить соседям за обидный отказ. С этой целью в Риме был объявлен праздник Нептуна Конного, и на него пригласили всех, кто только пожелает приехать в Рим.

В назначенный день в город съехались гости изо всех окрестных городов, а люди из племени сабинян взяли с собой даже жён и дочерей. Сабиняне и стали главными жертвами коварства римлян.

Читайте также:  Описание картины исаака левитана «весна. белая сирень»

В самый разгар праздника молодые римляне по особому сигналу начали похищать молодых девушек из числа приезжих – кому какая подвернётся.

Можно представить себе горе мужчин, которые вернулись домой опозоренные, без сестёр и дочерей, и горе женщин, разлучённых со своими близкими, увидевших своих «мужей» в первый раз в жизни! После этого оскорблённые соседи начали нападать на римлян, но все были ими биты, и лишь сабиняне были близки к победе, и уже кричали: «Одно дело похищать девиц и совсем другое – биться с мужами!» Но эта война всё-таки закончилась миром, и остановили её похищенные женщины. Понимая, что в этой битве погибнут либо их отцы и братья, либо уже прощённые мужья, женщины бросились разнимать сражающихся мужчин и те вняли их мольбам.

Эта легенда, рассказанная древнеримским историком Титом Ливием в монументальном труде «История Рима от основания до наших дней» вдохновила флорентийского скульптора Жана де Булонь, более известного как Джамболонья, на создание скульптурной группы «Похищение сабинянок».

Правда, из воспоминаний некоторых его современников (а имя Джамболоньи гремело в последней трети XVI столетия) следует, что ваятель создал великолепную динамичную скульптурную группу просто для того, чтобы лишний раз доказать недоброжелателям своё мастерство, а название «Похищение сабинянок» пришло уже позже, от подходящего по духу античного сюжета. Всё-таки подобная версия вызывает сильные сомнения.

Скульптура изначально предназначалась для установки в центре большой широкой площади. Учитывая то, что скульптура будет открыта взорам со всех сторон, Джамболонья должен был позаботиться о том, чтобы динамика мраморного действия была заметна отовсюду, чтобы скульптура не поворачивалась к зрителю «спиной».

Наверное, именно этим можно объяснить некоторую «хореографичность», надуманность принятых фигурами поз, но эмоциональное воздействие, оказываемое на наблюдателя мощной фигурой похитителя-римлянина, хрупкой девушкой, беспомощно бьющейся в его руках и поверженным сабинянином, признавшим своё поражение и прекратившим борьбу, от этого нисколько не ослабевает.

«Похищение сабинянок» находится на видном месте у палаццо Веккьо во Флоренции и пользуется законной популярностью как у туристов, так и у знатоков.

Источник: http://znaew.ru/index.php/znakomimsya-so-svoim-telom/6330-dzhambolonya-pokhishchenie-sabinyanok

Джамболонья «Похищение сабинянок»

После того, как Ромул убил своего брата Рема и стал, единоличным правителем основанного ими города, перед ним встал вопрос: кем населить растущий не по дням а по часам город.

Священную рощу бога Лукариса Ромул объявил убежищем, где любой пришелец, свободный или раб, преступник или честный труженик, получал неприкосновенность и защиту Рима. Вскоре массы тёмного, преступного сброда изо всех сопредельных государств наводнили Рим.

Так как это были преимущественно мужчины, то появилась новая проблема: где взять столько жён, чтобы каждый пришелец смог обзавестись семьёй? Молодых римлянок было немного, а окрестные племена, наслышанные о «достоинствах» новых подданных царя Ромула, не желали отдавать за них своих девушек, yесмотря на все дипломатические усилия.

Тогда Ромул придумал коварный план, с помощью которого jн рассчитывал не только решить проблему с жёнами, но и отомстить соседям за обидный отказ. С этой целью в Риме был объявлен праздник Нептуна Конного, и на него пригласили всех, кто только пожелает приехать в Рим.

В назначенный день в город съехались гости изо всех окрестных городов, а люди из племени сабинян взяли с собой даже жён и дочерей. Сабиняне и стали главными жертвами коварства римлян.

В самый разгар праздника молодые римляне по особому сигналу начали похищать молодых девушек из числа приезжих — кому какая подвернётся.

Можно представить себе горе мужчин, которые вернулись домой опозоренные, без сестёр и дочерей, и горе женщин, разлучённых со своими близкими, увидевших своих «мужей» в первый раз в жизни! После этого оскорблённые соседи начали нападать на римлян, но все были ими биты, и лишь сабиняне были близки к победе, и уже кричали: «Одно дело похищать девиц и совсем другое — биться с мужами!». Но эта война всё-таки закончилась миром, и остановили её похищенные женщины. Понимая, что в этой битве погибнут либо их отцы и братья, либо уже прощённые мужья, женщины бросились разнимать сражающихся мужчин и те вняли их мольбам.

Эта легенда, рассказанная древнеримским историком Титом Ливнем в монументальном труде «История Рима от основания до наших дней» вдохновила флорентийского скульптора Жана де Булонь, более известного как Джамболонья, на создание скульптурной группы «Похищение сабинянок».

Правда, из воспоминаний некоторых его Современников (а имя Джамболоньи гремело в последней трети XVI столетия) следует, что ваятель создал великолепную динамичную скульптурную группу просто для того, чтобы лишний раз доказать недоброжелателям своё мастерство, а название «Похищение сабинянок» пришло уже позже, от подходящего по духу античного сюжета. Всё-таки подобна» версия вызывает сильные сомнения.

Скульптура изначально предназначалась для установки в центре большой широкой площади. Учитывая то, что скульптура будет открыта взорам со всех сторон, Джамболонья должен был позаботиться о том, чтобы динамика мраморного действия была заметна отовсюду, чтобы скульптура не поворачивалась к зрителю «спиной».

Наверное, именно этим можно объяснить некоторую «хореографичность», надуманность принятых фигурами поз, но, эмоциональное воздействие, оказываемое на наблюдателя мощной фигурой похитителя римлянина, хрупкой девушкой, беспомощно бьющейся в его руках и поверженным сабинянином, признавшим своё поражение и прекратившим борьбу, от этого нисколько не ослабевает.

«Похищение сабинянок» находится на видном месте у палаццо Веккьо во Флоренции и пользуется законной популярностью, как у туристов, так и у знатоков.

Источник: http://www.webmechta.com/history/642-pohishenie-sabinyanok

Флоренция. Площадь Синьории, первый взгляд

Сердцебиение площади Сеньории сосредоточилось для меня в Лоджиях Ланци .

Экспрессия, с которой обрушивается на человека восприимчивого застывшая (или ожившая) в мраморе и бронзе драма — велика.

«Похищение сабинянок» Джамболоньи, 16 век

За нехваткой времени — пока — из интернета:

«В первой книге «Истории Рима» Титом Ливием описан такой драматический эпизод ранней римской истории. Когда Рим был неприступной крепостью, а римляне – суровыми и воинственными людьми, у большинства из них не было ни жен, ни детей, и город не имел будущего. Основатель и царь Рима Ромул не раз снаряжал посольства к соседним народам, чтобы посватать для римлян невест.

Но соседи не доверяли римлянам, считали их неизвестно откуда взявшимися пришельцами-дикарями, и никто не соглашался отдать им в жены своих дочерей. Тогда Ромул решил прибегнуть к хитрости. Он устроил в Риме праздник консуалий со спортивными играми и пригласил на них соседей — латинян и сабинян, горные племена, женщины которых славились красотой.

Принявшие приглашение явились в Рим с женами, дочерьми и сестрами.

Ромул предупредил римлян, чтобы они присмотрелись к девушкам, и каждый наметил бы для себя ту, которая ему больше по нраву. Когда игры были в разгаре, Ромул подал условный знак, сняв и снова надев свой пурпурный плащ. По этому знаку римляне схватили на руки латинянок и сабинянок и бросились бежать к своим домам. Девушки и женщины кричали и сопротивлялись, а их мужчины, ошеломленные неожиданностью, попытались отбить их у похитителей, но не смогли из-за безоружности и малочисленности, и вынуждены были вернуться домой, оставив своих женщин в Риме.Возмущённые соседи начали войну. Римляне разбили латинян, напавших на Рим. Гораздо труднее была война с сабинянами, которые потеряли особенно много женщин. При помощи дочери начальника капитолийской крепости, Тарпеи, сабиняне завладели Капитолием. Борьба продолжалась очень долго. Сабиняне под начальством царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в бегство. Ромул взывал к богам и обещал построить храм Юпитеру Статору (Останавливателю), если он остановит бегущих. В эту решительную минуту сабинские женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям и имеющие от них детей, с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражавшимися и стали умолять их прекратить битву.

Сабиняне согласились, и был заключён вечный мир, по которому два народа соединились в одно государство под верховным главенством Тита Тация и Ромула. Римляне должны были носить, кроме своего имени, ещё сабинское название — квириты.

Религия становилась общая. Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом Ромул учредил праздник Матурналий и дал женщинам много почётных прав». http://turbina.ru/guide/Florentsiya-Italiya-119590/Zametki/Lodzhiya-Lantsi-75806/».

А дальше начинается ещё интереснее. Смотрите:

«Название скульптуре дали современники, сам же мастер, приступая к созданию этой скульптурной группы, не имел ввиду никакой конкретный сюжет.

Он лишь намеренно поставил перед собой крайне сложную техническую задачу: изваять из цельного куска мрамора три человеческие фигуры с конрастными характерами, переплетенные в единое целое, которые с любой точки обозрения были бы безупречны.

Читайте также:  Описание рельефа донателло «пир ирода»

Эта работа должна была стать ответом критикам Джамболоньи, которые высказывали сомнения в том, что он способен создать монументальное произведение из мрамора.

Поставленная скульптором задача была блестяще решена.

Виртуозное исполнение фигур, закрученных в тугую спираль, поражала воображение, несмотря на некоторую неестественность поз и композиции. В этой работе нашла воплощение идея Бенвенуто Челлини об «идеально круглой» скульптуре, требующей кругового обхода, поскольку её образ и силуэт менялся в зависимости от местонахождения зрителя». ( Джамболонья )

«Это был первый случай в европейской скульптуре, когда была создана многофигурная композиция, на которую можно смотреть с нескольких позиций. Ранее подобные композиции создавались только в бронзе и в гораздо меньшем масштабе».

Джамболонья, как и Бенвенуто Челлини, и Баччо Бандинелли, скульптуры которых я покажу чуть позже, является представителем итальянского маньеризма.

«Маньеризм (от итал. maniera – манера, приём), который принято рассматривать как отражение кризиса гуманистических идеалов эпохи Возрождения, характеризовался повышенным вниманием к совершенству художественного исполнения, подчеркнутой изысканностью и виртуозностью стиля.

Его критики, впрочем, не без основания утверждали, что чрезмерное увлечение художников формой наносило ущерб содержанию их произведений».

«Фигуры «с лёгкостью выполняют своё хорошо отрепетированное хореографическое упражнение, но здесь, как и почти во всей эллинистической скульптуре, начисто отсутствует эмоциональный смысл.

И, действительно, скульптурная группа восхищает соразмерностью и продуманностью, но в ней не чувствуется подлинный пафос».

Я раздумывала над этим.Конечно, в сравнении с эмоциональной насыщенностью творений Лоренцо Бернини, например, который заставлял мрамор дышать и жить, струиться и напрягаться в усилии, скульптуры маньеристов кажутся менее выразительными, но.

Не зря, наверное, именно о Бернини я вспоминала, разглядывая персонажей Лоджии Ланци. Глядя на «Похищение сабинянок», вспоминала «Похищение Прозерпины».

Эта в отчаянии вскинутая рука женщины, всем телом, всем мучительным изгибом отклоняющейся от похитителя, эти пальцы мужчины на её бедре, проминающие мягкую, податливо-пластичную плоть. Смотрите, как похоже. Как рифмуется.

Мне кажется, я могла бы назвать Джамболоньи предтечей Бернини.

Не только вируозно закрученная композиция, не только эстетика видима в его творениях. Но и порыв, усилие, отчаяние, драма момента. Пусть ещё не дорождённые во всей своей выразительности. Но они живут, выпрастываются из мрамора, который ждёт будущего касания Бернини.  

Ещё одна драматическая композиция Джамболоньи. «Геркулес и Кентавр», 16 век

«Совершив все 12 подвигов, Геркулес женился на царской дочери Деянире. После свадьбы они отправились в Тиринф, древний город на полуострове Пелопоннес, и по дороге встретили кентавра Несса, перевозившего путников через реку Эвену. Несс решил похитить Деяниру, и Геркулес вынужден был убить кентавра».

«Похищение Поликсены» Пио Феди (19 век)

«В греческой мифологии Поликсена — дочь троянского царя Приама и его жены Гекубы. Однажды в храме Аполлона ее увидел Ахилл и влюбился в царевну без памяти. Тут следует отметить, что воевал Ахилл как раз против ее отца — Приама. Ахилл решил спросить у родного брата Поликсены Гектора,на каких условиях он может жениться на его сестре.

 Гектор заявил, что Поликсена будет принадлежать Ахиллу в тот день, когда тот предаст своих соотечественников. Ахилл, скрепя сердце, отказался от своих матримониальных замыслов. Некоторые даже говорят, что Ахилл вышел из войны не из-за обиды, нанесенной ему Агамемноном, а чтобы показать свое расположение к отцу Поликсены.

Когда Гермес, по велению Зевса, уговорил Ахилла принять выкуп за тело убитого им Гектора, выкуп определили в такое количество золота, сколько весил Гектор. Однако случилось так, что в сокровищнице Приама уже не оставалось слитков и драгоценных камней, а тело покойного перевешивало.

Наблюдавшая со стены Поликсена бросила вниз свои браслеты и тем самым дополнила недостающий вес. Этим поступком она снова вызвала восхищение влюбленного в нее Ахилла, который предложил Приаму оставить золото себе, но отдать ему Поликсену в жены. Троянский царь ответил, что отдаст дочь Ахиллу бесплатно, если тот убедит греков снять осаду и отплыть домой без Елены.

Тут версии знатоков античной истории несколько расходятся, но суть сводится вот к чему.Говорят, что Ахилл погиб не в бою от направляемой Аполлоном стрелы Париса, а стал жертвой заговора.

Говорят, будто Поликсена, которая так и не смогла простить Ахиллу смерть ее брата Троила, узнала, что пята героя уязвима (есть ли на свете такая тайна, которую не выведала бы женщина у мужчины, желающего доказать ей свою любовь?). По ее просьбе он пришел босиком и без оружия, чтобы закрепить договор принесением жертвы в храме Аполлона.

Деифоб, еще один брат Поликсены, прижал Ахилла к своей груди, а другой ее брат Парис уколол его в пяту отравленной стрелой или, как утверждают некоторые, мечом.Умирая на руках своих боевых товарищей, Ахилл умолял, чтобы Поликсену принесли в жертву на его могиле.

 После взятия Трои он явился во сне своему сыну Неоптолему и другим греческим вождям, угрожая встречными ветрами задерживать их флот у троянских берегов, пока они не исполнят его волю. Прорицатель Калхант заявил, что Поликсена должна достаться Ахиллу, который любил ее.

Против такого решения выступил Агамемнон (как говорят, чтобы угодить Кассандре, сестре Поликсены), но стала назревать ссора, и Одиссей убедил предводителя греческого войска уступить. По решению Совета вождей Поликсену принесли в жертву на могиле Ахилла на виду у всего войска, обязанности жреца при этом выполнял Неоптолем. Затем ее с честью похоронили, после чего сразу задули попутные ветры.

Похоже, скульптор запечатлел тот самый момент, когда коварную (или наивную?) Поликсену несут на заклание…» ( http://aziza01.livejournal.com/44061.html )

Есть и второй вариант истории, в котором сам Ахилл похищает Поликсену из Трои.

Пио Феди считается одним из лучших итальянских скульпторов новейшего времени, а «Похищение Поликсены» — одной из лучших его работ.

«Персей с головой горгоны Медузы» Бенвенуто Челлини , 16 век, оригинал

«Когда Бенвенуто Челлини вернулся во Флоренцию после долгих странствий по Европе, герцог Козимо Медичи заказал мастеру статую «Персей», которая должна была ассоциироваться с победой власти Медичи над Флорентийской республикой.

Согласно древнегреческому мифу, Персей убил Медузу, существо с ужасным лицом, от одного взгляда на которое люди превращались в камень. Челлини решил изобразить Персея в тот момент, когда он только что убил Медузу и, в порыве торжества, попирая ногами ее скрюченное тело, держит в высоко поднятой руке за волосы отрубленную им голову.

При лепке и отливке скульптуры Челлини натолкнулся на многочисленные трудности. Герцог не давал ему денег, необходимых для работы. Бенвенуто не имел возможности нанять достаточное количество подмастерьев. Он несколько раз впадал в отчаяние и готов был бросить работу и уехать, но затем вновь обретал мужество, чтобы «сразиться со своей судьбой».
/.

../ пришлось швырнуть в форму для отливки всю нашедшуюся в доме металлическую посуду, а огонь в печи, чтобы не погас, подпитывать мебелью

Когда скульптура «Персей с головой Медузы» была отлита и установлена в Лоджии Ланци, флорентийцы оказались настолько поражены огромной творческой энергией, проявленной Челлини, что говорили о нем: «Это не человек, а сущий дьявол, потому что он сделал то, что искусство не могло сделать».» ( http://turbina.ru/guide/Florentsiya-Italiya-119590/Zametki/Lodzhiya-Lantsi-75806/ )

Если смотреть с разных ракурсов, то выражение лица Персея кажется разным. И вот как хотите, но торжества героя-победителя я на этом лице не вижу.На нём скорее отпечаток бремени знания и долга. Печаль.

Фрагмент навершия Лоджий ЛанциЕщё одна скульптура в стиле маньеризма, продолжающая мотив, заданный в Лоджиях Ланци, — это «Геркулес, победивший Какуса» работы Баччьо Бандинелли.Находится он справа от входа в палаццо Веккьо.

«Какос (или Какус) (Какий, др.-греч. «плохой», «уродливый») — сын Гефеста (Вулкана).

По рассказам латинских поэтов, огнедышащий людоед, великан, который жил на Авентинской горе — месте будущего Рима (по другой версии на Палатинской), в пещере, окруженной остатками пожранных им человеческих тел.
Украл у Геракла четырёх быков и четырёх телиц из Герионова стада и, чтобы запутать следы, втащил их за хвосты в свою пещеру.

Геракл нашёл Какоса, услышав мычание коров, и задушил его. У Проперция — чудовище с тройной пастью.
Согласно описанию Диодора, Какий жил на Палатине и оказал радушный прием Гераклу. На Палатине имеется Какиев спуск с каменными ступенями, где некогда стоял дом Какия.

По Дионисию, он похитил коров Геракла, Геракл убил его дубиной, разрушил пещеру и воздвиг алтарь Зевса Еврисейского.
Согласно эвгемеристическому истолкованию, Какус был варварский вождь, побежденный войском эллинов во главе с Гераклом».

Про Баччьо Бандинелли говорят, что он был заклятым врагом Бенвенуто Челлини и ревностным соперником Микеланджело, манеру которого при этом старался усвоить.

Несмотря на человечьи страсти и слабости, творения всех троих встали рядышком на площади Синьории — Давид Микеланджело смотрит на Геркулеса Бандинелли, а тот, в свою очередь, — на Персея Челлини.

Забавно. Жизнь коротка, искусство — вечно.

Источник: https://edel.livejournal.com/369020.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector