Описание скульптуры микеланджело «утро»

Известные скульптуры Микеланджело Буонарроти

Краткая биография Родился будущий гениальный художник и скульптор в семье обедневшего дворянина в 1475 году в городе Капрезе.

Из-за нехватки финансов отец отдает его на воспитание в семью Тополино, где мальчик знакомится с глиной и начинает учиться лепить фигуркиСо временем его отдают в мастерскую к местному художнику, а позже в школу скульптора Джованни. Там его и замечает Лоренцо Медичи.

Именно этот человек дал Микеланджело возможность раскрыться. Он покровительствует его учебе, а после до самой смерти помогает с получением дорогостоящих заказов

За свою жизнь Буонаротти успел поработать в Риме, Флоренции и Болонье. Давайте теперь поговорим о его творчестве более подробно.

Общая характеристика творчества

В данной статье нами будет затронута только одна из граней творчества Микеланджело — скульптуры. Описание самых знаменитых из них вы сможете прочитать ниже. Гений этого человека самым лучшим образом выражается в скульптуре. Даже в свою живопись он переносит пластичность форм и положение фигур, свойственные только объемным вещам.

Примечательно то, что главным достижением Микеланджело Буонаротти является новаторство. Именно из-за действий вразрез канонам он прославился в веках. Его статуя «Давид» стала эталоном Высокого Ренессанса, а «Пьета» — лучшим воплощением тела мертвого человека в скульптурном исполнении.

Давайте познакомимся ближе с работами этого гения эпохи Возрождения.

«Моисей» Одна из самых знаменитых работ – «Моисей» Микеланджело.Описание скульптуры мы дадим немного позже. Сейчас давайте поговорим о месте, где она воздвигнута.

Данное изваяние входит в комплекс скульптурной гробницы Папы Римского Юлия II, которая располагается в Сан-Пьетро-ин-Винколи, римской базилике. Работа над этой скульптурой продолжалась в течение двух лет, начиная с 1513 года.

Кроме этого, по бокам находятся статуи, созданные учениками Микеланджело. Первоначальный замысел Папы Юлия II был очень тенденциозным и грандиозным. Он хотел соорудить свою шедевральную гробницу в базилике Святого Петра.

Ее проект включал в себя множество статуй и других украшений. Но планы не осуществились ввиду нехватки финансов у его наследников. Таким образом, нам представлен «бюджетный» вариант первоначального проекта.

Итак, «Моисей» — скульптура Микеланджело, которая прославила в веках своего творца. Сегодня она считается одним из самых знаменитых изваяний. Чем же она примечательна

Высота статуи – 235 сантиметров, но мощь, которая таится в ее очертаниях, поистине колоссальна. Скульптор изобразил вождя еврейского народа в момент возвращения после беседы с Богом, когда Моисей увидел соплеменников, поклоняющихся золотому тельцу.

Фигура очень динамична и наполнена внутренней энергией. Мы видим вздувшиеся вены и ураган страстей на лице вождя. В правой руке он держит скрижали, а нога у него выдвинута резким и коротким движением вперед, словно он собирается вскочить и начать действовать.

Искусная работа резца Микеланджело сравнивалась современниками с собольей кистью живописца. Тончайшие волоски бороды выглядят мягкими и шелковистыми, кроме этого, в изваянии нет ни одного миллиметра необработанного мрамора.

Композиция является полностью завершенной и выражает всю экспрессивность человеческого гения.

«Моисей», скульптура Микеланджело, не оставляет равнодушным никого. Мощный волевой напор завораживает, а иногда и пугает зрителей. Как сказал Стендаль, если вы не видели этого изваяния, вы понятия не имеете о возможностях скульптуры.

«Давид» В нашей статье мы постараемся осветить наиболее известные скульптуры Микеланджело. Второй такой, наравне с предыдущей, является «Давид». Это пятиметровое изваяние стало символом Флорентийской республики практически сразу после создания.

Сегодня оно располагается в Академии искусств во Флоренции и предназначено для кругового обзора. Статуя изображает молодого еврейского царя Давида, который готовится к бою с гигантом Голиафом. Он сосредоточен и немного напряжен, так как противник явно превосходит его по физическим качествам. Одновременно с этим во взгляде Давида сквозит непоколебимая уверенность в победе.

Кто же являлся заказчиком шедевра? Еще в середине пятнадцатого века во Флоренции заговорили об украшении Санта-Марии-дель-Фьоре. Это соборный флорентийский храм. Планировалось окружить его двенадцатью изваяниями самых знаменитых библейских персонажей из Ветхого завета.

Работу по осуществлению проекта начал Донателло со своим подмастерьем, но он успел создать только одну скульптуру После его смерти проект был приостановлен, а глыба мрамора (в народе прозванная «Гигантом»), предназначенная для статуи Давида, постепенно рассыпалась под воздействием эрозии.

В начале шестнадцатого века была созвана комиссия, в состав которой входил и Леонардо да Винчи, которая постановила подписать контракт с двадцатишестилетним скульптором Микеланджело Буонарроти. Он приступил к работе в сентябре 1501 года. Борьба с мраморной глыбой заняла у него более двух лет.

Именно к этой скульптуре относится высказывание, что для создания шедевра нужно просто отсечь все лишнее. Однако в 1504 году, когда работа была завершена, пораженные флорентийцы решили поместить Давида в лоджии Ланци, месте, где проходили заседания городского совета.

Теперь борьбу за свободу олицетворял шедевр Микеланджело Буонарроти. Скульптуры же Донателло были перемещены в другое место из зала совета.

Существует несколько интересных фактов, связанных с этой работой. «Давид» – самая копируемая скульптура эпохи Возрождения. Ее дубликаты стоят в Москве, Лондоне и на разных площадях родного города.

Также примечательно, что лондонская копия оснащена фиговым листком, на случай приезда королевы.

А в двадцатом веке Иерусалим отказался принимать у себя копию статуи «голого итальянца пятнадцатого века», так как «Давид» Микеланджело оказался необрезанным.

Аллегория суток Гробница Медичи во Флоренции хранит в себе множество скульптур Микеланджело. Мы отдельно поговорим о двух композициях. Первая из них изображает причастность небесных стихий к роду «величайшего флорентийского правителя». Эта скульптурная группа состоит из четырех фигур, стоящих попарно на двух саркофагах.

Задумка мастера была в том, чтобы показать немыслимую даже для небожителей тяжесть бренного существования. Они изображены в неудобных позах на крышках саркофагов, в стремлении соскользнуть быстрее вниз. Аллегории разного времени суток изображены в виде фигур молодых мужчин и женщин.

Естественная античная красота и идеальность пропорций контрастируют со средневековым христианским образом «мучительного ощущения скорби» из-за бренности существования. Композиция состоит из Ночи, Дня, Утра и Вечера. Первые две скульптуры располагаются на надгробии Джулиано, а вторые – на саркофаге Лоренцо Медичи.

Проект создавался по заказу Климента VII, который решил увековечить своих родственников, которые умерли молодыми. Работа над статуями завершилась в 1534 году, но не все были установлены на планируемые места. Сегодня терракотовая модель статуи «День», например, находится в Хьюстоне, «Утро» — в Лондоне.

Модель «Вечера» была утеряна, ее купил какой-то коллекционер, и следы с этого времени пропали.

Самой прекрасной частью композиции считается скульптура «Ночь». Микеланджело, как говорили современники, в ней изобразил «спящего каменного ангела, в котором чувствуется дыхание».

Таким образом, скульптуры Микеланджело, несмотря на некоторые недостатки, о которых мы поговорим далее, являются подлинными шедеврами человеческого гения.

Статуи Медичи Это вторая часть композиции знаменитой капеллы в склепе властителей Флоренции. Она состоит из двух скульптур, одна из которых изображает Джулиано, носившего титул герцога Немурского, а другая — Лоренцо II, герцога Урбинского. Они прославились тем, что первыми за всю историю рода Медичи получили такие высокие титулы.

Здесь важно упомянуть основной недостаток Микеланджело Буонарроти. Скульптуры этого мастера не имеют портретного сходства со своими прототипами. Он ненавидел портреты и говорил, что подобная мелочь никому не нужна, так как это никто не заметит через тысячу лет.

Образ, похожий на статую Лоренцо, выражает роденовская скульптура «Мыслитель». Микеланджело создал это изваяние в образе римского полководца в позе глубокой задумчивости. Зооморфный шлем скрывает большую часть лица в тени. Именно по этому поводу до сих пор идут споры среди исследователей.

Одни говорят, что этим великий мастер намекал, что Лоренцо перед смертью страдал сумасшествием. Другие утверждают, что это всего лишь аллегорический образ тяжести дум. Так или иначе, но лицо у Джулиано проработано лучше. Он изображен в виде античного действенного начала.

Он молод, без шлема, полон энергии, но взгляд его совершенно безучастен. Таким образом, он олицетворяет саму концепцию идеи мудрого правления. Совместно с аллегорическими фигурами времени суток, Лоренцо и Джулиано формируют завершенную композицию.

Она переносит зрителей в эпоху Возрождения, когда происходило становление современных государств. Период интриг, политической борьбы и непомерного количества утех

Рабы Далее мы рассмотрим один из самых удачных примеров скульптуры Микеланджело. С названиями «Моисей» и «Давид» мы уже познакомились. Та композиция, о которой мы сейчас поговорим, задумывалась как часть мавзолея Юлия II. Она состоит из двух фигур – рабов, умирающего и восставшего.

Читайте также:  Описание картины александра дейнека «сгоревшая деревня»

Поскольку мастер редко придавал значение портретному сходству и аллегорическому смыслу своих творений, то мы ничего не можем сказать ни о точном значении, ни о прототипах. Если вопрос о последних вряд ли разрешится когда-либо, то по поводу смысла, вложенного в эти динамичные образы, до сих пор ведутся споры.

Одни говорят, что это изображение искусств, которым благоволил Папа Римский, другие отмечают, что это аллегория провинций, завоеванных во время правления Юлия II.

Статуи рабов изображают двух молодых и сильных юношей, которые находятся в путах. Один из них пытается нечеловеческим усилием разорвать оковы, второй же бессильно повисает, сдавшись.

Эти фигуры, как и многие другие знаменитые скульптуры Микеланджело, словно «высвобождаются» самостоятельно из глыбы. У них интересная судьба. Когда статуи были закончены, проект надгробия изменился. Поэтому Буонаротти дарит их своему знакомому Стоцци за гостеприимство, а последний преподносит их Франциску I. Так образцы скульптур Микеланджело оказались в Лувре.

Бахус «Пьяный Вакх» считается первой удачной работой молодого мастера. Он создал ее в двадцать два года по заказу Рафаэля Риарио, итальянского кардинала. Интересен тот факт, что кардинал с ее помощью хотел просто расширить свою коллекцию античных изваяний.

Но когда он увидел окончательный вариант статуи, синьор Риарио категорически отказался ее забирать. Скульптуру приобрел банкир Галли, который жил недалеко от дворца Канчеллариа. Спустя практически сто лет ее покупают Медичи и перевозят во Флоренцию.

Сегодня скульптура является экспонатом в флорентийском музее Барджелло. Некоторые исследователи творчества Микеланджело Буонаротти, например Виктор Лазарев, считают это произведение прямым подражанием античной пластике.

Они говорят, что в этом первом самостоятельном творении совершенно нет личности автора.

«Вакх» изображает римского бога виноделия, которому соответствовал греческий Дионис, в сопровождении маленького сатира. Эта парочка находится в расслабленном состоянии, побежденная воздействием хмельного напитка.

Бахус смотрит на чашу с вином, лицо его выражает порыв влюбленности к своему творению. Мышцы же бедер и живота расслабленны.

Одни исследователи говорят, что это свидетельствует о его духовной и физической слабости, склонности к зависимостям. Другие оправдывают античного бога тем, что он находится просто в значительной стадии опьянения.

Об этом свидетельствует его поза. Он наклоняется вперед, будто падает, но мышцы спины напряжены, чтобы сохранить равновесие.

Оплакивание Христа

Единственным произведением, на котором есть автограф автора, является скульптура Микеланджело «Пьета». Название ее происходит от итальянского слова, которое означает «скорбь, жалость». Главным сюжетом этой сцены является оплакивание Богородицей погибшего сына, Иисуса Христа

Скульптура Микеланджело «Пьета» считается искусствоведами одним из нескольких сохранившихся произведений переходного периода от Раннего Возрождения пятнадцатого века к высокому периоду этой эпохи. Для готики характерен образ мертвого Спасителя на руках Девы Марии, но в своем произведении Буонаротти полностью его переосмысливает.

Здесь Богородица изображена в виде молодой девушки, которая скорбит о потерянном близком человеке. Если присмотреться к композиции, то можно увидеть, что в ней происходит резкий раздел между живым и мертвым. К первому относятся такие атрибуты, как женское, одетое и вертикальное, их антонимы являются символами мертвого в «Пьете».

По оценкам специалистов, эта скульптура стала эталоном среди всевозможных изображений этой библейской сцены.

Источник: https://www.colors.life/post/462406/

Утро

Искусство Италии 16-го века
Скульптура Микеланджело Буонарроти «Утро» также имеет и другие названия «Утренняя заря» и «Аврора». Высота скульптуры 203 см, мрамор. Произведением, завершающим фазу Высокого Возрождения в творчестве Микеланджело Буонарроти и одновременно кладущим начало новому художественному этапу, явилась флорентийская капелла Медичи.

Работа над ней, растянувшаяся почти на пятнадцать лет (с 1520 по 1534), была на длительный срок прервана важными событиями в истории Италии. Разгром Рима в 1527 году означал не только конец независимости Италии, но и наступление кризиса ренессансной культуры.

Флоренция, ответившая на разгром Рима вторым изгнанием Медичи и установлением республики, оказалась осажденной войсками императора и папы.

Именно во время наибольшей опасности, в период одиннадцатимесячной осады, Микеланджело обнаружил свою верность республиканским убеждениям. Назначенный Военным Советом республики на ответственный пост руководителя фортификационных работ, он во многом способствовал обороне города. После падения Флоренции и восстановления господства Медичи над ним нависла смертельная угроза.

Микеланджело спасло лишь то, что тщеславие папы победило его мстительность: Климент VII Медичи хотел обессмертить свой род в произведениях великого мастера.

Настроения Микеланджело, вынужденного в условиях полного порабощения Флоренции и режима жесточайшего террора продолжать прерванную работу над усыпальницей Медичи, не могли не сказаться на характере замысла и образного решения этого комплекса.

Усыпальница Медичи – это капелла при церкви Сан Лоренцо, построенная и украшенная целиком по проекту Микеланджело. Она представляет небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом; белые стены расчленены пилястрами темно-серого мрамора.

В капелле две гробницы – герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского; они размещены друг против друга, у противоположных стен. Третья стена – против алтаря – занята статуей мадонны, по сторонам от нее – статуи святых Косьмы и Дамиана, выполненные учениками Микеланджело.

Проект Микеланджело не был осуществлен полностью; им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид»; Флоренция, Национальный музей) и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).

Статуи Микеланджело – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», помещенные на саркофагах Джулиано и Лоренцо Медичи, воплощают символы быстротекущего времени.

История искусства периода Высокого Возрождения. Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artreness/michelangelo31.html

Скульптурные шедевры Микеланджело

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)Опубликовано 13.12.2016 14:46Просмотров: 1549

По характеру своего дарования Микеланджело ощущал себя прежде всего скульптором. 

Известно более 50 скульптурных произведений Микеланджело, но некоторые из них утрачены, авторство некоторых под вопросом, а одну из них («Флорентийская пьета») разбил сам автор, но его ученик Тиберио Кальканьи восстановил её по предварительной модели. 

Микеланджело «Флорентийская пьета» (около 1555). Мрамор, 226 см. Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Микеланджело «Битва кентавров», или «Бой Геркулеса с кентаврами») (около 1492)

Мраморный барельеф со сценой кентавромахии относится к первым известным независимым произведениям Микеланджело (наряду с «Мадонной у лестницы»), в котором он проявил себя в качестве скульптора. Вазари писал, что, глядя на эту работу, невозможно поверить, что это работа юноши, а не уважаемого мастера.

Микеланджело «Битва кентавров». Дом Буонарроти во Флоренции

Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Предположительно, сцена изображает бой кентавров с лапифами (полумифическое-полуисторическое племя).

Это был последний бой, происходивший на свадьбе, поэтому в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу).Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями.

В толпе молодых воинов выделяется фигура юноши с камнем в руке, который он пытается бросить. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.

Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу.

Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей.

Фрагмент барельефа «Умирающий воин»

Этот барельеф вырезан на куске каррарского мрамора.

Микеланджело «Пьета» (1499)

Пьета́ (от итал. pietà – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией.
Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал. Копии «Пьеты» находятся во многих католических храмах по всему миру.

Микеланджело «Пьета». Мрамор. Высота 174 см. Собор святого Петра (Ватикан)

«Пьета» Микеланджело – скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна изображена совсем юной, скорбящей об утрате Сына.
Искусствоведы считают композицию «Пьеты» безупречной.

Читайте также:  Описание картины джампетрино «кающаяся мария магдалина»

Фигуры являют собой единое целое, но скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное.

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Микеланджело «Умирающий раб» (около 1513)

Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Они предназначались для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Этот проект существовал в нескольких вариантах.

Второй вариант включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе гробницы. Микеланджело успел закончить 2 из них, и начать 4, но работа над этим вариантом была остановлена. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов.

Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».

Микеланджело «Умирающий раб». Мрамор. Высота 2, 28 м. Лувр (Париж)

В «Восставшем рабе» видели олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» – живописи, так как у ног фигуры видно незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae (крылатое латинское выражение «искусство – обезьяна природы».

Микеланджело «Моисей» (1515)

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/645-skulpturnye-shedevry-mikelandzhelo

Сош 8 подольск, творчество микеланджело

Портреты Микеланжело Буонарроти

Портрет Микеланжело

работы Марцелло Венусти

Бюст Микеланжело Буонарроти

работы Даниеле да Волтерра

Делакруа, Микеланджело

в своей мастерской, 1850

Вазари, Памятник Микеланджело, 1570

Работы Микеланджело Буонарроти
на мифологические и античные сюжеты:

Леда и лебедь, 1530 Леда с лебедем
Похищение Ганимеда, 1533 Битва кентавров
Атлант (Пленник), 1536 Похищение Ганимеда Аполлон (Давид), 1530
Фаэтон, 1533 Дионис (Бахус), 1497 Фаэтон, 1533
Брут, 1540 Голова Клеопатры

Работы Микеланджело Буонарроти на библейские сюжеты:

Давид, фрагмент Давид Давид, фрагмент
Гробница Юлия II, церковь Сан-Пьетро Гробница Юлия II, Моисей, 1515, церковь Сан-Пьетро Гробница Юлия II, Рахиль и Лия, 1515, церковь Сан-Пьетро
Мадонна Дони Мадонна у лестницы, 1490 Мадонна Тондо Питти, 1505
Манчестерская мадонна, 1497, Национальная галерея, Лондон Мадонна Брюгге, 1505, Собор Нотр-Дам, Брюгге Пьета, 1550, Флорентинский собор
Пьета, собор Святого Петра, Ватикан Пьета, собор Святого Петра, Ватикан Пьета из Палестрины, Галерея Академии, Флоренция
Святой Петроний, Церковь Сан-Доменико, Болонья Христос, церковь Санта Мария сопра Минерва, Рим Святой Прокл, Церковь Сан-Доменико, Болонья
Распятие Святого Петра,

1550, Ватикан

Распятие Святого Петра,

1550, Ватикан

Обращение

Святого Павла, 1545

Капелла Медичи
(Новая Сакристия церкви Сан Лоренцо во Флоренции):

Интерьер Капеллы

Медичи, 1533

Мадонна с покровителями семьи Медичи —

Святыми Косьмой и Дамианом

Святой Косьма Мадонна Медичи Святой Дамиан
Гробница Лоренцо Медичи, 1531 Фрагмент капеллы Медичи, 1534 Гробница Джулиано Медичи, 1533
Гробница Лоренцо Медичи, Вечер Гробница Лоренцо Медичи, Статуя Лоренцо Гробница Лоренцо Медичи, Утро
Гробница Джулиано Медичи,

День

Гробница Джулиано Медичи,

Статуя Джулиано

Гробница Джулиано Медичи,

Ночь

Ночь! сладкая, хоть мрачная пора, От всех забот ведущая к покою! Как зорок тот, кто чтит тебя хвалою, Как та хвала правдива и мудра! Ты тяжесть дум снимаешь до утра, Целишь их жар прохладою ночною, И часто я, влеком своей мечтою, Во сне взлетаю на небо с одра. О сумрак смерти, знаменье предела Всех вражеских душе и сердцу бед, Конец печалей, верное лекарство, — Ты можешь врачевать недуги тела, Унять нам слезы, скинуть бремя лет И гнать от беззаботности коварство.
Этот сонет (одно из наиболее известных стихотворений Микеланджело) составляет поэтический комментарий художника к его статуе «Ночь» на гробнице Джулиано Медичи. А вот комплиментарная эпиграмма на «Ночь» флорентийца Джованни ди Карло Строцци:
Вот эта Ночь, что так спокойно спит Перед тобою, — Ангела созданье. Она из камня, но в ней есть дыханье: Лишь разбуди, — она заговорит.
Ответное четверостишие Микеланджело последовало тут же:
Отрадно спать — отрадней камнем быть. О, в этот век — преступный и постыдный — Не жить, не чувствовать — удел завидный… Прошу: молчи — не смей меня будить.

                  (перевод Тютчева)

Мне сладко спать, а пуще — камнем быть, Когда кругом позор и преступленье: Не чувствовать, не видеть — облегченье. Умолкни ж, друг, к чему меня будить?

                  (перевод Эфроса)

Сикстинская капелла:

Внешний вид капеллы Вид на алтарную стену Страшный суд

Алтарь Вид от алтарной стены

Дверь Ложа Вход

Фрески потолка, 1511-1512

Чтобы узнать, кто изображен на фресках, наведи курсор на фигуру (можно приблизить!!!)

Другие работы Микеланджело:

Победа, 1533, Палаццо Веккио, Флоренция Победа, 1533, Палаццо Веккио, Флоренция Пленник (Умирающий раб), 1513, Лувр, Париж
Пленник (Восставший раб), 1513, Лувр, Париж Скорчившийся мальчик, Эрмитаж, Санкт-Петербург Пленник (Бородатый раб), Галерея Академии, Флоренция
Вестибюль библиотеки Лауренциана, Флоренция Вестибюль библиотеки Лауренциана, Флоренция Читальный зал библиотеки Лауренциана, Флоренция
Читальный зал библиотеки Лауренциана, Флоренция Купол собора Святого Петра, Ватикан Купол собора Святого Петра, Ватикан
Порта Пиа, Рим Порта Пиа, Рим
Капитолий, Рим Капитолий, Рим
Капитолий, Рим Капитолий, Рим

Из статьи Эфроса «Поэзия Микеланджело»

Стихи Микеланджело:

*************************** Спокоен, весел, я, бывало, делом Давал отпор жестокостям твоим, А ныне пред тобой, тоской язвим, Стою, увы, безвольным и несмелым; И ежели я встарь разящим стрелам Метою сердца был недостижим, — Ты ныне мстишь ударом роковым Прекрасных глаз, и не уйти мне целым! От скольких западней, от скольких бед, Беспечный птенчик, хитрым роком годы Храним на то, чтоб умереть лютей; Так и любовь, о донна, много лет Таила, видно, от меня невзгоды, Чтоб ныне мучить злейшей из смертей. *************************** Высокий дух, чей образ отражает В прекрасных членах тела своего, Что могут сделать Бог и естество, Когда их труд свой лучший дар являет. Прелестный дух, чей облик предвещает Достоинства пленительней всего: Любовь, терпенье, жалость, — чем его Единственная красота сияет! Любовью взят я, связан красотой, Но жалость нежным взором мне терпенье И верную надежду подает. Где тот устав иль где закон такой, Чье спешное иль косное решенье От совершенства смерть не отведет? *************************** Ночь! сладкая, хоть мрачная пора, От всех забот ведущая к покою! Как зорок тот, кто чтит тебя хвалою, Как та хвала правдива и мудра! Ты тяжесть дум снимаешь до утра, Целишь их жар прохладою ночною, И часто я, влеком своей мечтою, Во сне взлетаю на небо с одра. О сумрак смерти, знаменье предела Всех вражеских душе и сердцу бед, Конец печалей, верное лекарство, — Ты можешь врачевать недуги тела, Унять нам слезы, скинуть бремя лет И гнать от беззаботности коварство. *************************** Дерзну ль, сокровище мое, Существовать без вас, себе на муку, Раз глухи вы к мольбам смягчить разлуку? Унылым сердцем больше не таю Ни возгласов, ни вздохов, ни рыданий, Чтоб вам явить, мадонна, гнет страданий И смерть уж недалекую мою; Но дабы рок потом мое служенье Изгнать из вашей памяти не мог, —

Я оставляю сердце вам в залог.

*************************** Нет радостней веселого занятья: По злату кос цветам наперебой Соприкасаться с милой головой И льнуть лобзаньем всюду без изъятья! И сколько наслаждения для платья Сжимать ей стан и ниспадать волной, И как отрадно сетке золотой Ее ланиты заключать в объятья! Еще нежней нарядной ленты вязь, Блестя узорной вышивкой своею, Смыкается вкруг персей молодых. А чистый пояс, ласково виясь, Как будто шепчет: «не расстанусь с нею…» О, сколько дела здесь для рук моих! *************************** Скажи, Любовь, воистину ли взору Желанная предстала красота, Иль то моя творящая мечта Случайный лик взяла себе в опору? Тебе ль не знать? — Ведь с ним по уговору Ты сна меня лишила. Пусть! Уста Лелеют каждый вздох, и залита Душа огнем, не знающим отпору. Ты истинную видишь красоту, Но блеск ее горит, все разрастаясь, Когда сквозь взор к душе восходит он; Там обретает божью чистоту, Бессмертному творцу уподобляясь, — Вот почему твой взгляд заворожен. *************************** Лишь вашим взором вижу сладкий свет, Которого своим, слепым, не вижу; Лишь вашими стопами цель приближу, К которой мне пути, хромому, нет. Бескрылый сам, на ваших крыльях, вслед За вашей думой, ввысь себя я движу; Послушен вам — люблю и ненавижу, И зябну в зной, и в холоде согрет. Своею волей весь я в вашей воле, И ваше сердце мысль мою живит, И речь моя — часть вашего дыханья. Я — как луна, что на небесном поле Невидима, пока не отразит В ней солнце отблеск своего сиянья. *************************** Природа сотворила Все чары девушек и донн, Чтоб дать их той, кем я воспламенен, Но кто и сердце мне оледенила. Ни разу не томила Кого-либо скорбь, горшая моей! Смятенье, страх, унылость дней Не ведали прочнее основанья; Но также ликованья

Сильней не знало ни одно созданье.

Читайте также:  Описание картины василия верещагина «под плевной»

К Джованни, что из Пистойи

Я получил за труд лишь зоб, хворобу (Так пучит кошек мутная вода, В Ломбардии — нередких мест беда!) Да подбородком вклинился в утробу; Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу, Полез к горбу; и дыбом — борода; А с кисти на лицо течет бурда, Рядя меня в парчу, подобно гробу; Сместились бедра начисто в живот, А зад, в противовес, раздулся в бочку; Ступни с землею сходятся не вдруг; Свисает кожа коробом вперед, А сзади складкой выточена в строчку, И весь я выгнут, как сирийский лук. Средь этих-то докук Рассудок мой пришел к сужденьям странным (Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!): Так! Живопись — с изъяном! Но ты, Джованни, будь в защите смел: Ведь я — пришлец, и кисть — не мой удел! *************************** О, было б легче сразу умереть, Чем гибелью томиться ежечасной От той, кто смерть сулит любви злосчастной! Увы, как сердцу не тужить, Когда его все горше дума губит, Что та, кого люблю, меня не любит? Как можно мне остаться жить, Когда она твердит, и это явно, Что ей себя не жаль, — меня ж подавно? Как мне внушить ей жалость, если впрямь Ей и себя не жалко? — О, проклятье! Ужели вправду должен смерть принять я? *************************** Любую боль, коварство, напасть, гнев Осилим мы, вооружась любовью. *************************** О память об ударе, что нанес Мне в грудь кинжал, отточенный любовью… *************************** Я тем живей, чем длительней в огне. Как ветер и дрова огонь питают, Так лучше мне, чем злей меня терзают, И тем милей, чем гибельнее мне. *************************** Когда раба хозяин, озлоблен, Томит, сковав, в безвыходной неволе, Тот привыкает так к злосчастной доле, Что о свободе еле грезит он. Привычкою смиряем тигр, питон И лев, в лесу родившийся для воли: Юнец, творящий вещь в поту и боли, Прибытком сил за труд вознагражден Но иначе огонь себя являет: Зеленых прутьев пожирая сок, Он мерзнущего старца согревает, Он юных сил в нем возрождает ток, Живит, бодрит, опять воспламеняет, — И вот уж тот любовью занемог. Кто в шутку или впрямь изрек, Что стыдно старцу пламенеть любовью К высокому, — тот предан суесловью! *************************** Увы, увы! Как горько уязвлен Я бегом дней и, зеркало, тобою, В ком каждый взгляд прочесть бы правду мог. Вот жребий тех, кто не ушел в свой срок! Так я, забытый временем, судьбою, Вдруг, в некий день, был старостью сражен. Не умудрен, не примирен, Смерть дружественно встретить не могу я; С самим собой враждуя, Бесцельную плачу я дань слезам. Нет злей тоски, чем по ушедшим дням! Увы, увы! Гляжу уныло вспять На прожитую жизнь мою, не зная Хотя бы дня, который был моим. Тщете надежд, желаниям пустым, Томясь, любя, горя, изнемогая, (Мне довелось все чувства исчерпать!) Я предан был, — как смею отрицать? Скрыв истину, меня держали страсти В своей смертельной власти; Но срок их царства мне казался мал. И, длись он дольше, — я бы не устал. Влачусь без сил, — куда? Не знаю я; Страшусь глядеть, но время, убегая, Не прячет явь, хоть отвращаю взгляд. И вот теперь мне годы плоть язвят, Душа и смерть, усилия смыкая, Мной доказуют бренность бытия; Когда догадка истинна моя (Стань, Господи, тому порукой!), Я буду мучим вечной мукой: Ведь вольной волей. Боже, я твой свет

Отверг для зла, и мне спасенья нет.

*************************** Спустившись с неба, в тленной плоти, он Увидел ад, обитель искупленья, И жив предстал для божья лицезренья, И нам поведал все, чем умудрен. Лучистая звезда, чьим озарен Сияньем край, мне данный для рожденья, Ей не от мира ждать вознагражденья, Но от тебя, кем мир был сотворен. Я говорю о Данте: не нужны Озлобленной толпе его созданья, — Ведь для нее и высший гений мал. Будь я, как он! О, будь мне суждены Его дела и скорбь его изгнанья, — Я б лучшей доли в мире не желал! *************************** Верните вы, ручьи и реки, взорам Поток не ваших и соленых вод, Чей быстрый бег сильней меня несет, Чем вы своим медлительным напором. И ты, туман, верни глазам, которым От слез невидим звездный небосвод, Их скорбь, и пусть твой хмурый лик блеснет В мой жадный зрак яснеющим простором. Верни, земля, следы моим стопам, Чтоб встать траве, примятой мной сурово, И ты, глухое эхо, — ропот мой; И взгляды, вы, — святой огонь очам, Чтоб новой красоте я отдал снова Мою любовь, не взятую тобой. *************************** Уж чуя смерть, хоть и не зная срока, Я вижу: жизнь все убыстряет шаг, Но телу еще жалко плотских благ, Душе же смерть желаннее порока. Мир — в слепоте: постыдного урока Из власти зла не извлекает зрак, Надежды, нет, и все объемлет мрак, И ложь царит, и правда прячет око. Когда ж. Господь, наступит то, чего Ждут верные тебе? Ослабевает В отсрочках вера, душу давит гнет; На что нам свет спасенья твоего, Раз смерть быстрей и навсегда являет

Нас в срамоте, в которой застает?

*************************** Лишь на огне кузнец чекан дарит Куску железа, мудрый труд свершая; И, золота огнем не расплавляя, Высоких форм художник не творит; И если Феникс прежде не сгорит, То не воскреснет, — так вот, умирая, Я льщусь мечтой ожить меж духов рая, Кому ни смерть, ни время не вредит. От действия огня, что на потребу Мне в благо дан, чтоб воскресить меня, — Я стал почти уж тенью гробовою; Но если он влеком природой к небу, Я ж сделался частицею огня, — Что ж не берет меня он ввысь с собою? *************************** Ужели, донна, впрямь (хоть утверждает То долгий опыт) оживленный лик, Который в косном мраморе возник, Прах своего творца переживает? Так! Следствию причина уступает, Удел искусства более велик, Чем естества! В ваяньи мир постиг, Что смерть, что время здесь не побеждает. Вот почему могу бессмертье дать Я нам обоим в краске или в камне, Запечатлев твой облик и себя; Спустя столетья люди будут знать, Как ты прекрасна, и как жизнь тяжка мне, И как я мудр, что полюбил тебя. *************************** Хоть и сулит мне вящее желанье К моим годам года додать не раз, — Смерть не замедлит шага ни на час; Чем больше ждешь, тем ближе с ней свиданье. Да и к чему на счастье упованье, Раз лишь в скорбях Господь приемлет нас? Скольженье дней, и все, что тешит глаз, Тем злостнее, чем ярче их блистанье. И ежели, мой Боже, я порой Весь отдаюсь могучему стремленью, Несущему покой душе моей, Но собственной ничтожному ценой, — Дай в тот же миг свершиться вознесенью!

Чем дольше срок, тем пыл к добру слабей.

Источник: http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Michelangelo.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector