Описание скульптуры венеры милосской

Древнегреческая скульптура «Венера Милосская»: загадка Франции | France & Paris

Франция — удивительная страна, насчитывающая огромное количество достопримечательностей. Одной из самых загадочных и привлекающих внимание является античная статуя «Венера Милосская». Давайте подробнее узнаем о истории ее происхождения и постараемся разгадать ее тайны.

Внешний облик статуи: описание

Древнегреческая скульптура «Венера» была создана много веков назад, около 150-90 лет до нашей эры. Архитектурное изваяние имеет второе название — Афродита с острова Мелос.

Статуя выполнена из белого мрамора и являет собой копию античной богини любви высотой в 210 см. Её местоположение — Лувр, Париж. Божество в женском обличии придерживает руками упавшее одеяние. Рост богини 165 см, а пропорции 90-70-95.

Как выразился Огюст Роден: «У неё совершенный, широкий, как море, живот!»

«Венера» интересна уникальностью исполнения и своим туманным происхождением. Она заставила многих людей говорить о ней и поклоняться. Ее статус неоспорим и когда-то обеспечил ей исключительную популярность, которой она пользуется до сегодняшнего момента.

К сожалению, такое внимание на прошлое и красоту скульптуры не даёт пролить свет на некоторые ее свойства.

Скульптура выполнена типичным для античности способом — она собрана из двух частей. Ее ноги до бедер крепко и очень аккуратно соединены с туловищем и головой.

Узкая щель на левом плече изваяния говорит о том факте, что данная конечность выполнена из отдельного куска мрамора.

С другой стороны правая рука имеет ровную поверхность скола, что говорит об единстве происхождения с верхним блоком скульптуры и ее реставрации в античности.

Скульптуру нашли до плеч лишенной рук и без левой стопы. Позднее отыскать их не получилось. По этой причине не один раз поднимались споры об облике и идентификации скульптуры. И все они сводились к тому, что это облик полуобнаженной женщины, демонстрирующей своё великолепное телосложение.

Очень похоже на Афродиту, которая славилась чувственностью своих форм и женственностью. Рядом с местом, где нашли скульптуру, находилась рука с яблоком. Не совсем долго, но это подтверждало гипотезу о том, что изваяние — прототип Афродиты как участницы суда Париса.

Но техника ваяния очень отличалась, и поэтому со временем люди отказалась от данного предположения и утвердили, что найденный фрагмент не имеет ничего общего с Венерой.

История находки скульптуры «Венера»: происхождение

Скульптуру обнаружили в 19 веке на острове Мелос крестьяне. Моряк Оливье Вутье сошёл с французского судна на берег в поисках, чем можно поживиться. В то время на островах было много древностей, которые очень ценились и хорошо продавались в городе.

Местный крестьянин Йоргос Кентротас составил мореплавателю компанию, и вместе они нашли скульптура среди обломков старого амфитеатра. Француз решил вывезти изваяние с острова, но без разрешения это было неосуществимо. Вутье сообщил капитану судна о своей находке и попросил отплыть в Стамбул для получения разрешения. К сожалению, капитан не разделил его точку зрения.

Вутье был не в том положении, чтобы командовать, и отступил. Не остался равнодушным в этой истории Жюль Дюмон-Дюрвиль — морской офицер. Именно он отправился в Стамбул и получил добро на вывоз. Когда он вернулся на остров, то обнаружил, что статую погрузили на русское судно. Один человек из турецкого верховенства заплатил хорошую сумму капитану за перевоз скульптуры в Стамбул.

Офицер сумел договориться с местными жителями и выкупил статую. Турецкие власти очень разозлились и потребовали выпороть наиболее влиятельных людей Мелоса.

Достижение решения, которое устраивало бы и турков, и французов, не обошлось без конфликта. По этой причине Венера была лишена рук уже после ее обнаружения.

После покупки королем Людовиком-18 статуя находилась во дворце, сокрытая от глаз публики. Ровно через год в первый день весны Людовик-18 отправил ее в Лувр.

У скульптуры отсутствуют конечности до плеч, что не даёт возможность восстановить скульптуру. Это создало предпосылки для того, чтобы люди сложили абсолютно невероятные версии первоначального облика статуи. Многие были уверены, что сделанная из мрамора богиня поддерживает ими свой наряд.

Тайны и загадки статуи «Венера Милосская»

Люди чаще всего узнают Венеру Милосскую как статую без рук. Считают, что это ее главная загадка. На самом деле статуя Венера хранит в себе больше тайн.

  1. Непонятна связь статуи со своим названием. По мнению архитекторов статуя — прототип греческой богини любви. В Греции ее имя — Афродита, а Венера -это римское название.
  2. Скульптора была найдена с плитой, на которой имелись данные о создателе — его имя Александрос Антиохийский. Куда исчез постамент после, никто не знает.
  3. Возможно, статуя изображает не Венеру. Одни говорят о том, что статуя является копией морской богини Амфитриты. Ее особенно почитали островитяне Милоса.
    Другие считают, что это скульптура богини Виктории. Ее власть распространялась на победу и поражение воюющих, поэтому в руках у скульптуры могло быть копьё.
  4. Среди ценителей искусства нашлись и недоброжелатели. Ренуар- художник-импрессионист, высказался об архитектурном творении совсем нелестно, заявив, что прототип очень далек от настоящей женской красоты.
  5. Во время Второй Мировой войны Скульптура была вывезена вместе с другими ценными артефактами из Лувра. Они долгое время хранились в замках деревней Франции.
  6. Возможно, статуе принадлежали различные цветные украшения: браслеты, кольца, ободок. Об этом свидетельствуют борозды и выступы в мраморе.
  7. Многие считают, что именно несовершенство скульптуры является источником вдохновения. Например, отсутствие рук пробуждает фантазии о том, как могли быть они расположены, что находилось в них.

Видео о скульптуре Венера Милосская

Источник: https://pari.guru/iskusstvo-frantsii/skulptura-venera/

Где находится статуя Венеры Милосской

Изначально создателем Венеры Милосской считался Пракситель, первый изваявший скульптуру типа «Венера стыдливая». Однако этот мастер жил в IV до н.э., а ряд особенностей, таких как удлиненное повернутое туловище и маленькая грудь, характерен для более позднего периода – конец II, начало I века до н.э.

Личность скульптура доподлинно так и не была выяснена, но принято считать автором Милосской богини Александроса (Агесандра) Антиохийского. Именно это имя было указано на постаменте статуи, утерянном позже.

Однажды случайной находкой крестьянина из Греции на острове Милос оказалась статуя богини.

По мнению исследователей она провела в плену земли около 2-х тысячелетий, было очевидно, для того чтобы предотвратить уничтожение статуи, ее надежно спрятали от опасности.

Подобные меры безопасности спустя 50 лет пришлось повторить. В 1870 году Венеру Милосскую снова заточили в подземный плен – погреб полицейского здания Парижа. Приближение немцев к столице вынудило пойти на такие меры, уже вскоре полицейская префектура сгорела дотла, а статуя, благодаря бдительности работников искусства, осталась неповрежденной.

Но перед этим она достаточно долго пробыла в загоне для коз, куда ее спрятал греческий крестьянин, жаждущий выгоды. Именно здесь античную богиню заметил офицер французской армии – Дюмон-Дюрвиль.

Как человек имеющий образование, он не мог не оценить по достоинству шедевр, явно сохранивший свой первоначальный вид практически полностью. Француз без сомнений признал богиню любви и красоты.

Вдобавок ко всему, существует много упоминаний о том, что в руках у Венеры было яблоко от Париса.

За свою находку крестьянин потребовал нереальную сумму, которой у офицера не было. Однако с помощью дипломатии и уговоров Дюмон-Дюрвиль договорился, чтобы тот не продавал никому скульптуру, пока он не вернется с деньгами. Объяснив ценность подлинного шедевра консулу в Константинополе, офицер добился от него помощи в приобретении скульптуры для музея Франции.

С радостной новостью Дюмон-Дюрвиль примчался на Милос, но тут его ожидало разочарование. Жадный крестьянин уже продал статую туркам, сделка был совершена, а античное произведение было упаковано. Однако все же уговоры Дюмона в комплекте с заоблачной суммой сделали свое дело. Упакованная статуя тайно была перегружена на французский корабль.

Турки обнаружили пропажу и не согласились просто так расстаться с ценной находкой. В результате произошло небольшое сражение между французским и турецким судном за право обладать скульптурой богини. Многие считают, что именно в этом противостоянии были утеряны руки Венеры. До сих пор об их местонахождении ничего не известно.

Афродита Милосская все же осталась в руках у французов. В 1821 году скульптура была определена французским послом в Лувр. Сейчас Венера считается одним из главных экспонатов музея и находится в отдельном зале. Несмотря на щербинки и отсутствие рук, античная богиня предстает перед посетителями Лувра истинным идеалом красоты.

Источники:

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-822690-gde-nahoditsya-statuya-venery-milosskoy

Тайны статуи Венеры Милосской

Статуя Венеры Милосской  почти две сотни лет украшает собой знаменитый парижский Лувр. Миллионы людей любовались этим образцом женской красоты, исполненным в мраморе великим греческим ваятелем.

Многие ли из них знали, что подарил его современности простой неграмотный крестьянин, а для того, чтобы отбить Венеру у турков, французы устроили целую морскую битву?  Множество тайн связано с этой статуей, и немало вопросов задают по этому поводу ученые, не зная на них точных ответов.

Кто же именно изваял Венеру Милосскую, что держала она в руках и, наконец, где же эти самые руки?

Афродита — дочь бога Зевса и океаниды Дионы, покровительница любви и красоты, весны и жизни. Одна из двенадцати великих богов Олимпа.

  К сожалению, до наших дней дошли только некоторые из образов, которые высекали древнегреческие скульпторы. Лишь два тысячелетия спустя боги снова предстали перед людьми в своих каменных образах.

Венера Милосская — величайший шедевр древнего искусства. И величайшая мировая загадка.

Один из островов Кикладского архипелага подарил миру эту прекраснейшую статую, ставшую  символом великого древнегреческого искусства. Милос — крохотный каменистый остров посреди Эгейского моря.

Его населяет всего несколько тысяч человек, которые испокон веков занимались скотоводством и добычей обсидиана.

На протяжении многих столетий остров переходил из рук в руки то к грекам, то к итальянцам из Венеции, то к туркам и французам.

Символом острова является яблоко. Удивительный факт, но и символом Афродиты было яблоко. Месяц богини — апрель. И именно в апреле произошла эта замечательная история. Шел 1820 год. Кристинин Иргос со своими сыновьями готовился засеять небольшой клочок земли кукурузой.

Он тщательно вспахал место будущих посевов, но в самом конце участка его плуг наткнулся на остаток монолитной стены. Цельный, да еще и обработанный камень высоко ценился на острове, и Иргос не поленился выкопать находку, для того, чтобы потом продать её строителям.

Каково же было его удивление, когда вместо каменной плиты его взору предстала ниша, в которой стояла статуя Афродиты, рядом с которой покоились обломки мрамора и две сломанные статуэтки.

Грек прекрасно знал о том, что французы, владевшие на тот момент островом, очень любят произведения древнегреческих мастеров. Поэтому  первым делом он направился к консулу Бресту. Иргос предложил ему осмотреть скульптуру и в случае, если она заинтересует консула, готов был уступить её за разумную плату, составлявшую 350 франков

. К сожалению, Брест не был знатоком в этом вопросе, однако прекрасно понимал, что сможет угодить Людовику XIII, если преподнесет в дар королю какой-нибудь ценный древний артефакт. Король был страстным любителем искусства и с радостью пополнял свою коллекцию в Лувре.

Консул отправил с греком нескольких офицеров из стоявшей в гавани острова французской флотилии, которые должны были вынести свой вердикт относительно ценности статуи. Мнение французов разделились. Кто-то считал что статуя не представляет собой ничего особенного, другие, напротив, видели в ней шедевр мирового искусства.

А на следующий день в гавань зашло судно «Ла Шеврет», на котором служил мичман Дюмон-Дюрвилль, впоследствии ставший адмиралом, занимавшийся исследованием прибрежных вод Южного полюса.

Молодой человек получил блестящее образование на родине и прекрасно разбирался в тонкостях греческой скульптуры. Одного взгляда ему хватило, чтобы понять, что перед ним — нечто особенное.

Он сразу же написал рапорт, с просьбой выделить деньги на покупку данной скульптуры.

Пока запрос шел во Францию вместе с другой дипломатической почтой, о скульптуре прознали турки, во главе с военачальником Ойкономосом Верги, который был в то время номинальным правителем всех островов Кикладского архипелага.

Он лично прибыл на остров и потребовал у Иргоса продать ему статую. Греку ничего не оставалось делать, кроме как подчиниться.

И, когда французы вновь приплыли на остров для того, чтобы забрать скульптуру, её уже грузили на турецкий корабль.

Раздосадованные французы решили, что так просто они находку не отдадут, и бросились в погоню за уплывающей фелюгой. В Эгейском море состоялась первая стычка.

В результате абордажа французским морякам удалось отбить сначала верхнюю часть статуи, а затем туркам под страхом смерти пришлось отдать и нижнюю часть.

Во Франции изувеченное произведение искусства подверглось тщательной реставрации и вскоре было преподнесено в дар Людовику XIII. Королю настолько понравился подарок, что он щедро наградил Дюмон-Дюрвилля.

Несколько месяцев французы скрывали факт существования статуи, опасаясь международного скандала, поскольку статуя была захвачена посредством пиратства. Тем не менее, такое произведение искусства невозможно было долго скрывать от мира. И вскоре Лувр посетили послы Турции, Голландии и Англии, которые первыми ознакомились с шедевром.

С момента обнаружения статуи не затихают споры о том, кто является её автором. Изначально считалось, что она принадлежит резцу Праксителя — великого древнегреческого скульптора. Однако вскоре было установлено, что статуя была создана гораздо позже, в 120 году до н.э., поэтому споры разгорелись с новой силой.

Историки приписывали авторство и Скопасу и другим известным мастерам. Однако правда оказалась куда банальнее. На постаменте обнаружилась надпись: «Александр (или Атессандр), сын Менида из Антиохи, исполнил это».

По сей день он считается автором этого шедевра, хотя некоторые искусствоведы считают, что он изготовил только постамент.

По сей день не утихают споры и о руках Венеры. В первых описаниях статуи француз Дюрвилль рассказывает о руках, однако в конце рапорта есть приписка о том, что руки были отломаны прежде, чем скульптура была найдена.

Видимо, турки хотели отреставрировать статую, однако в результате стычки в море у них остались только мраморные руки, которые впоследствии были утеряны. Еще одним предметом споров является вопрос о том, что держит в руках богиня.

Кто-то говорит, что яблоко, другие предполагают, что она держит щит Марса или сосуд для сока, иные заявляют, что она просто защищается от поклонника. Однако нам не суждено узнать этого никогда.

Читайте также:  Описание картины тициана «сизиф»

Холодный мрамор свято хранит свои тайны. А Венера Милосская по сей день остается образцом изображения женского тела.

На снимках: место, где была найдена статуя Венеры Милосской;  портрет Дюмон-Дюрвилля.

Источник: http://repin.info/iz-tmy-vekov/tayny-statui-venery-milosskoy

Венера Милосская описание

Венера Милосская описание

  1. Она самая красивая из всех богинь, вечно юная и пленительная. Ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви. И даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают Немецкий искусствовед Г. Мюллер

    Несохранившиеся почти до плеч руки скульптуры, не позволяют реконструировать скульптуру, однако дают место существованию разных версий о первоначальном облике Венеры, одна из которых предполагает, что богиня поддерживала ими свои одеяния.

    Спадающие живописными складками одежды драпируют ее ноги от бедер, оставляя обнаженным торс, что придает скульптуре ощущение величавой монументальности. Но мягкая моделировка тела, легкий наклон головы и торса придают очарование и женственность облику.

    Ясная и возвышенная красота Венеры Милосской воскрешают нравственные идеалы классического греческого искусства.

  2. Всем известна знаменитая статуя Венеры Милосской, почему она без рук Статуя богини любви Афродиты (середина II в. до н. э.) , из белого мрамора. Считается, что создателем е является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский (надпись неразборчива) . Прежде приписывалась Праксителю. Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая) : богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.) . Высота скульптуры 2,02 м. Пропорции 86х69х93 при росте 164 (в пересчете на рост 175 пропорции 93х74х99). Была найдена в 1820 г. на острове Мелос (Милос) в Южной Греции, одном из Кикладских островов Эгейского моря крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле. Руки е были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти е в свою страну, и турками (владельцами острова) , которые имели то же намерение. База с подписью автора также утрачена.

    это информация из Википедии

    А вот ещ:
    Статуя была случайно обнаружена на острове Милос в 1820 году одним греческим крестьянином. С целью выгодно продать свою находку он до поры до времени спрятал античную богиню в загоне для коз. Здесь ее и увидел молодой французский офицер Дюмон-Дюрвиль.

    Образованный офицер, участник экспедиции на острова Греции, он сразу же оценил хорошо сохранившийся шедевр. Бесспорно, это была греческая богиня любви и красоты Венера. Тем более, что она держала в руке яблоко, врученное ей Парисом в известном споре трех богинь.

    Крестьянин запросил огромную цену за свою находку, но у Дюмон-Дюрвиля таких денег не оказалось. Однако он понимал подлинную ценность скульптуры и уговорил крестьянина не продавать Венеру, пока он не раздобудет нужную сумму. Офицеру пришлось отправиться к французскому консулу в Константинополь, чтобы купить статую для французского музея.

    Но, возвратившись на Милос, Дюмон-Дюрвиль узнал, что статуя уже продана какому-то турецкому чиновнику и даже запакована в ящик. За огромную взятку Дюмон-Дюрвиль вновь перекупил Венеру. Ее срочно положили на носилки и повезли в порт, где швартовался французский корабль.

    Буквально сразу же турки хватились пропажи. В завязавшейся потасовке Венера несколько раз переходила от французов к туркам и обратно, во время той схватки и пострадали мраморные руки богини. Корабль со статуей вынужден был срочно отплыть, а руки Венеры были оставлены в порту. Они не найдены и до сих пор.

  3. Это статуя очень красивой женщины из белоснежного мрамора
    Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, — такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/venera-milosskaya-opisanie/

Безрукая венера милосская

Венера Милосская. Скульптор (предположительно) Пракситель. II в. до н. э.

Всемирно известная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре,- эталон женской красоты — не имеет, к сожалению, обеих рук.

Это великолепное произведение искусства, высеченное из белого мрамора, было найдено на южном греческом острове Милос в 1820 году, отсюда и название — Милосская.

Пропорции богини долгое время считались идеальными: рост 164 см, плечи — 86, талия — 69 и бедра — 93 см.

ней действительно восхищает все: и грациозная осанка, и прическа, и тонкие черты лица, и аккуратные складки одежды.

По одной легенде, в руках она держала яблоко, по другой — щит, по третьей — стыдливо придерживала упавшие одежды. Кто автор скульптуры — точно не установлено.

Но руки она потеряла не во время раскопок и не во время перевозки. Они стали жертвой яростной потасовки между турками и французами.

В 1820 году известный французский мореплаватель и естествоиспытатель Дюмон-Дюрвиль отправился в кругосветное плавание и по пути зашел на остров Милос. Корабли пополнялись водой и  провиантом, а капитан вместе с другими офицерами отправился осматривать местные достопримечательности.

l Случайно проходя мимо жилища одного пастуха, в деревянном загоне для коз он заметил белокаменную женскую фигуру. Приблизившись, Дюмон, к своему удивлению, узнал в ней греческую богиню любви Афродиту (по-латыни Венера). На вопрос, откуда она у крестьянина, тот рассказал, что выкопал ее из земли.

Дюмон попросил продать ее ему. Но хитрый крестьянин понял, что французский офицер — наверняка богач, и запросил непомерно высокую цену. Торг ни к чему не привел, но упустить великолепное творение Дюмон не хотел.

  Он видел похожую скульптуру в придворном музее и понимал, что новоявленная Венера прославит его.

За помощью капитан обратился к послу Франции в Константинополе. Тот согласился выделить необходимую сумму. Однако, когда Дюмон снова прибыл на Милос, хитрый крестьянин сообщил ему печальную весть: он уже продал скульптуру одному турецкому богачу, и тот скоро заберет ее.

Досаде Дюмона не было предела, и он предложил крестьянину гораздо большую сумму. Тот, поразмыслив, согласился уступить. Довольный Дюмон приказал матросам аккуратно упаковать скульптуру. Вместе с грузом они отправились на корабль.

Однако прибывший за своей покупкой турок догадался, что его обманули. Он избил крестьянина и вместе со слугами бросился в погоню. Французов настигли на берегу. На предложение турок вернуть статую французы ответили отказом. Завязалась потасовка.

В пылу сражения богиня любви становилась попеременно достоянием то одной, то другой стороны. Потекла кровь.

Пострадали не только люди, но и Венера — она так часто переходила из рук в руки, что, в конце концов, сама оказалась без обеих рук. И все же французы проявили себя истинными рыцарями, не отдали свою добычу и погрузили ее на корабль.

На месте прошедшего сражения они долго искали отбитые руки богини, но ничего не нашли. Видимо, турки забрали их с собой.

Скульптура вызвала восхищение французского двора. Ее выставили в Лувре. Дюмон был осыпан всякими милостями. Позднее он организовал экспедицию по следам пропавших кораблей знаменитого мореплавателя Лаперуза, останки которого обнаружил на далеком острове Ваникоро недалеко от Австралии.

К сожалению, вскоре после возвращения домой Дюмон погиб в железнодорожной катастрофе. Но спасенная им Венера, хоть и без рук, прославилась на весь мир. Ее копии множились и стали продаваться не только в антикварных лавках, но и в обычных магазинах Парижа.

Поднятый вокруг нее ажиотаж приводил иногда к курьезным ситуациям.

Дюмон-Дюрвилъ (полное имя Жюль Себастъян-Сезар Дюмон-Дюрвилъ) (1790-1842) — французский мореплаватель и океанограф

В конце XIX века одна американская газета из Сан-Франциско сообщила, что местный ценитель искусств заказал себе копию парижской Венеры. Ему пообещали доставить статуэтку.

Прошло несколько недель, и копия, наконец, прибыла. Но когда ее распаковали, то у ценителя перехватило дыхание: у Венеры не было обеих рук. Возмущенный получатель потребовал через суд если не возвращения потерянных частей тела, то хотя бы возмещения убытков.

Он заказывал себе полноценную копию, с руками. Свою жалобу- прошение потерпевший направил в фирму, осуществлявшую поставку, и в суд.

И вот тут последовало самое удивительное: суд принял сторону заявителя — вынес решение, что за обе обломанные руки компания-поставщик обязана возместить убытки своему заказчику — оплатить стоимость «поломанного при транспортировке изделия».

Заявитель свои деньги получил. И остался доволен. Лишь позднее он узнал, что у самого оригинала Венеры — эталона женской красоты, выставленного в Лувре,- нет обеих рук.

Рождение Венеры. Художник С. Боттичелли. Ок. 1483 г.

Источник: http://100grt.ru/unikalnye-drevnosti/bezrukaya-venera-milosskaya/

«Венера Милосская» и ее тайны :

Пять тайн богини

Эту статую знают все. «Венера Милосская» — известнейшее произведение древнегреческого искусства и звезда коллекции Лувра. Ежегодно посмотреть на нее приезжают около шести миллионов человек со всего мира.

Случайно найденная в поле греческого крестьянина, «Венера Милосская» стала настоящим гимном достижениям человеческого творчества и синонимом красоты и грации.

Однако эта статуя имеет и свои тайны, о которых пойдет речь в статье.

Несоответствие деталей

От внимательного глаза не укроется некоторое несоответствие верха и низа статуи. «Венера Милосская» как бы составлена из двух частей: бюст статичен, а ноги изображены в движении. И действительно, ведь статую нашли частями.

Сначала были обнаружены бюст и голова, а через пару дней неподалеку нашли ноги и фрагмент пояса с застежкой. При еще более внимательном изучении выясняется, что вообще вся статуя собрана из взаимозаменяемых деталей (ноги, стопы, бюст).

Причем каждая такая деталь ваялась отдельно.

Куда делись руки?

Была ли когда-нибудь «Венера Милосская» с руками? По сему поводу дебаты не утихают до сих пор. Доподлинно известно, что во Францию шедевр прибыл безруким.

Скульптор Ланж в 1822 году сделал богине недостающие конечности, но затем отказался их продемонстрировать из-за неоднозначных мнений, которые вызвала его работа. До сих пор остается загадкой, была ли Венера на презентации в Лувре с руками или без.

Путешественник Жюль Дюмон Дюрвилль сообщал, что через несколько дней после открытия он осмотрел статую «Венера Милосская». Параметры ее составили в высоту 6 футов, она изображала женщину, чья правая рука держала драпировку и пояс, а левая — поднятое вверх яблоко.

Кроме того, ходят легенды, что руки Венеры были потеряны во время драки между турками и французами, произошедшей из-за желания каждой стороны владеть ею. Утверждалось также (в 1874 году), что статуя была найдена целой и даже стояла на постаменте.

А при чем здесь любовь?

Действительно ли статуя «Венера Милосская» изображает богиню любви? Это имя она получила с легкой руки французского моряка Оливье Вутье, который, увидев ее сразу после находки, воскликнул: «Моя Венера!».

По самой же статуе ничего определенного сказать нельзя, и виной тому, опять же, отсутствие рук. Греческих богинь можно идентифицировать только по атрибутам, которые они держат в руках, а без них это может быть кто угодно.

Если в руках яблоко, корона, зеркало или щит, то это Венера, если лук или амфора, то Артемида, и так далее. Пока загадка остается неразгаданной.

Переделки имели место

Нос богини идеален. Но все, кто видел статую сразу после находки, утверждали, что он был поврежден. Оказывается, в 1822 году все тот же реставратор Ланж изготовил и закрепил на лице Венеры гипсовый нос.

Когда этот протез Ланжа попытались убрать, то, посмотрев, что получается нечто несуразное, передумали и водрузили его на место.

Кроме носа, переделкам в разное время подверглись левая грудь, стопа и щиколотка.

А кто творец?

Это главная загадка богини. Вначале общее мнение специалистов приписывало ее руке Праксителя, величайшего древнегреческого скульптора IV века до н. э.

Однако некоторые художественные приемы (легкий поворот корпуса, маленькая грудь и удлиненный торс) относятся к более поздней школе, к концу эллинистической эры (II и I век до н. э.).

Таким образом, личность автора «Венеры Милосской» так и остается тайной. Точно известно лишь одно – это был великий мастер.

Источник: https://www.syl.ru/article/75811/venera-milosskaya-i-ee-taynyi

Венера Милосская

Статуя Венеры Милосской по праву считается одной из самых известных и древних статуй в мире. Мало найдется людей на Земле, которые никогда не слышали о ней, но мало кто знает о том, где она представлена, как она создана и найдена.

История создания статуи

Статуя создана в традициях греческой культуры, которая стала распространяться по всем территориям, которые завоевал Александр Македонский и соседствующим с ними. Художники стали изображать богинь с человеческими лицами, отвечая новому для того периода времени веянию в искусстве — реализму.

Авторство приписывается Александросу (Агесандру) Антиохийскому. Время создания — середина второго века до нашей эры.

Описание статуи

Венера — это статуя богини любви Афродиты, созданная из белого мрамора. Изначально статуя была названа как Венера стыдливая, богиня, которая придерживает правой рукой упавшее одеяние. Высота статуи примерно 2,02 м, рост по пропорциям соответствует 164 см человеческого роста.

Изначально, как стало известно достоверно, Венера держала в левой руке яблоко.

История находки статуи

Это было весной 1820 года на острове Милос (в честь которого впоследствии и была названа статуя). Греческий крестьянин по имени Юргос, возделывая свой участок, наткнулся на каменную нишу, в которой он обнаружил статую богини. Юргоса впечатлило прекрасное рукотворное создание, оно было абсолютно не повреждено и прекрасно сохранилось.

Остров Милос принадлежал Турции, к берегам которой очень редко прибивало корабли иностранцев. Поэтому Юргос, не надеясь найти покупателя на свою находку, практически подарил ее местному священнику. Священник же, в свою очередь, имел планы подарить статую кому-либо из турецких вельмож.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «победа»

Узнав о находке простого крестьянина, французский посол в Турции решил приобрести ее, для чего послал на Милос своего секретаря на военном корабле. Но он опоздал, когда корабль прибыл, статуя уже была на турецком корабле. Попытки договориться со священником о покупке замечательной находки не увенчались успехом, священник был непреклонен. Тогда французы решили отвоевать статую.

Перевес силы был на стороне французов, статую удалось отвоевать, но тогда же она и потеряла руки.

Место экспозиции статуи

В 1821 году статуя Венеры Милосской была приобретена одним из самых известных в мире музеев — Лувре, где специально для нее был выделен отдельный зал как для одной из самых больших исторических ценностей в мире.

Источник: http://www.muzzeum.net/venera-milosskaya/

Венера Милосская: 15 малоизвестных фактов об одной из самых знаменитых статуях Лувра

Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название «Венеры Милосской» вводит в заблуждение

Венера — у римлян, Афродита — у греков.

Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера — римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена

Статуя с острова Милос.

8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому

Шедевр Александроса Антиохийского.

Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру

Амфитрита и Посейдон.

Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту — морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории.

Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками.

Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя — Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции

Париж. Лувр. Венера Милосская.

Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов

Статуя без рук.

Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком «грубыми и неизящными». Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи).

Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода.

Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская — объект национальной гордости французов

Венера Медичи — конкурентка Венеры Милосской.

Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры — статую Венеры Медичи — из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии.

А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой

Ренуар ставил красоту Венеры под сомнение.

Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали

Один из замков во французской провинции.

К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали

Обворованная Венера.

Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей

Венера выше, чем среднестатистический человек.

Высота Венеры Милосской — 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения

Возможно Венера Милосская выглядела так.

Отсутствующие руки Венеры Милосской — гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.Кристина созерцательКристина созерцатель

Источник: https://obiskusstve.com/828911736026302735/venera-milosskaya-15-maloizvestnyh-faktov-ob-odnoj-iz-samyh-znamenityh-statuyah-luvra-/

Загадка Венеры Милосской

10.10.2016 0 6514

Эта скульптура — одно из наиболее известных произведений искусства, и одно из самых прекрасных. Писатель Шатобриан, увидев ее впервые, воскликнул: «Греция еще не давала нам лучшего свидетельства своего величия!».

Первый исследователь — секретарь Французской Академии художеств Картмер де Кинси — назвал статую Венерой Милосской, хотя вернее было бы дать ей греческое имя — Афродита.

Ведь статуя была создана (и найдена) в Греции, а не в Риме. Скульптура богини любви известна каждому.

Но если спросить, кто и когда создал Венеру Милосскую, как она выглядела изначально — ответом нам будут только предположения.

Афродита — богиня любви и красоты, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально она считалась богиней моря, неба и плодородия.

Ее имя в переводе с греческого означает «рожденная из пены». Культ богини любви был распространен по всей Греции.

Храмы Афродиты, в которых приносились бескровные жертвы, привлекали целые полчища молодежи, стремящейся к взаимной и счастливой любви.

Скульптурные изображения Афродиты — не редкость в античном искусстве. Ее изображали и обнаженной, и стыдливо кутающейся в одежды. Многие города заказывали ее статуи для своих храмов. До нашего времени, правда, большинство скульптур не сохранилось: войны и землетрясения, которых немало было в Греции, разрушали целые города.

Греческие статуи Афродиты. Слева направо: Афродита Менофантоса (Menophantos) Греческая скульптура 1-го века  до н. э., Италия, Национальный музей Рима. Скульптура Афродита, Эрот и Пан. 100 год до н.э., Дельфы, Греция.     Афродита Синуэсская 4 век до н. э. Греческая скульптура. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей.

Поэтому подлинников греческого искусства во всех музеях мира очень немного, и представление об этом периоде европейской культуры складывается на основании изучения мраморных копий, исполненных римлянами, подражавшими знаменитым мастерам. Впрочем, иногда земля отдает скрытые в ее недрах сокровища. Благодаря счастливой случайности были найдены статуи Афины, Артемиды, Ники… Олимпийские боги после многовекового заточения возвращаются на землю.

Милос (Мелос) — маленький скалистый островок в Эгейском море. Его покровительницей издавна считалась Афродита, которую римляне называли Венерой. Атрибутом богини считалось яблоко (символ острова), а ее месяцем был апрель.

Поэтому то, что именно на Милосе была обнаружена чудесная статуя этой богини и что произошло это как раз в начале апреля, глубоко символично. В 1820 году крестьянин Иргос вместе со своим сыном обрабатывал свое поле. Рядом находились руины древнего театра. Но Иргос редко обращал на них внимание: хозяйственные заботы занимали все его время.

Распахивая участок,  крестьянин наткнулся на остатки стены и вытесанные из камня плиты.

Обработанный камень ценился на острове (его использовали как строительный материал), поэтому Иргос решил выкопать свою находку и принялся расширять яму.

Через некоторое время ему удалось откопать широкую каменную нишу, в которой глазам потрясенного крестьянина предстала статуя Афродиты, а рядом с ней лежали две статуэтки-гермы и несколько обломков мрамора.

Иргос знал, что иностранцы интересуются древними находками и что за статую можно получить крупное вознаграждение. Поэтому он отправился к французскому консулу Бресту и предложил ему осмотреть скульптуру.

Тот был не силен в искусствоведении, но прекрасно знал о том, что французское правительство заинтересовано в пополнении коллекции Лувра.

Поэтому Брест обратился к командирам стоящих в гавани французских кораблей с просьбой прислать офицера, разбирающегося в искусстве.

Мнения господ офицеров разделились. Одни полагали, что в статуе нет ничего особенного, другие доказывали, что она уникальна. Брест запросил разрешение на покупку у вышестоящей инстанции, а тем временем в гавань прибыло французское гидрографическое судно «Ла Шеврет». Мичман Дюмон-Дюрвилль (будущий адмирал, исследователь Антарктиды) сразу же понял, насколько ценна находка.

Благодаря его отчету французское правительство распорядилось выделить деньги для покупки статуи. Но к тому времени о Венере узнал Ойкономос Верги — приближенный Мурзуки, в то время фактически управлявшего всеми греческими островами.

Верги потребовал у жителей Милоса продать статую Турции. Когда корабль «Л’Эстафетт» прибыл в Милос, статую уже грузили на турецкую фелюгу. Французы бросились в погоню. Им удалось отбить у турок верхнюю половину статуи, а позже — выкупить и нижнюю часть.

Статуя (точнее, ее фрагменты, которые позже подверглись реставрации) была доставлена во Францию и преподнесена в дар королю Людовику XIII. Принимавшие участие в приобретении шедевра древности Вуатье и Дюмон-Дюрвилль были не только награждены, но и стали настоящими героями в глазах французской художественной богемы.

Король некоторое время пытался скрыть существование статуи (ведь Турция считала ее захват прямым пиратством), но слухи о прекрасном античном творении разошлись по всему миру, и Венера была помещена в Лувр. Первое знакомство с шедевром состоялось 7 мая 1821 года. Посмотреть на Венеру Милосскую приехали послы из Англии, Голландии, Турции.

Присутствовал на церемонии и греческий посол. Но в то время закона об охране ценностей в Греции еще не существовало (он появился в 1834 г.), поэтому греческие сокровища вывозились без всякого разрешения, а страна, в которой были созданы шедевры мирового искусства, не могла даже заявить протест.

Венеру Милосскую приписали резцу Праксителя, известнейшего скульптора древности (этого очень хотел Людовик XIII), хотя со временем было установлено, что скульптура была создана позже — приблизительно в 120 году до н.э. Вопрос о том, кто же является автором Венеры, поднимался неоднократно.

Выдвигалось предположение, что статуя была изваяна другим знаменитым мастером — Скопасом. А несколько позже, благодаря усердию ученика Гро, который зарисовывал скульптуру и привезенные с ней фрагменты мрамора, была обнаружена надпись, сделанная на пьедестале, до сих пор никем не замеченная.

Полустершиеся греческие буквы складывались в слова: «Александр (или Агессандр), сын Менида из Антиохи, исполнил это». После изучения надписи разгорелись дебаты. Одни радовались тому, что «нашелся» настоящий автор скульптуры (кстати, сегодня его имя помещают практически во всех справочниках по искусствоведению).

Другие, более осторожные, полагали, что Александр создал только пьедестал для статуи. А третьи склонялись к мысли, что оставивший подпись мастер был… первым реставратором Венеры Милосской.

На вопрос, что же реставрировал этот мастер, сторонники версии отвечали кратко: руки. Точнее, положение рук. Доказать или опровергнуть это предположение крайне сложно, ведь у Венеры руки отсутствуют.

Куда исчезли руки статуи? Описывая скульптуру, Дюрвилль упоминал о том, что богиня «…

в левой поднятой руке держала яблоко, а правой придерживала красиво драпированный пояс, небрежно ниспадавший от бедер до ног». Сын консула Бреста, впрочем, упоминает только об одной руке — левой.

Во всяком случае, Жан Экар в книге, вышедшей в 1873 году, приводит множество показаний очевидцев «приключений» скульптуры.

Доводы Экара казались выверенными и правдоподобными… до проведения серьезных исследований. Оказалось, что Экар привел только ту выдержку из отчета Дюрвилля, которая укладывалась в его версию.

И «забыл» о приписке, текст которой не оставляет сомнения в том, что статуя лишилась рук значительно раньше, чем разгорелась памятная стычка между турками и французами: «Обе руки у нее были, к сожалению, сломаны».

Окончательный вердикт вынесли эксперты: судя по патине (слою окислов) на обломках рук, а также качеству мрамора, руки были отбиты задолго до обнаружения статуи.

До сих пор не прекращаются споры о том, что держала в руках богиня любви. По мнению одних скульпторов — яблоко.

Статую пытаются отождествить с мифом о том, как Гера, Афина и Афродита (в римском варианте — Юнона, Минерва и Венера) явились к пастуху Парису с просьбой решить, кто из них прекраснее.

Каждая из них сулила юноше дары в случае победы. Парис вручил яблоко Афродите, отдав ей предпочтение перед остальными, а она пообещала ему Елену Троянскую.

Другие полагают, что Венера смотрелась в зеркало, любуясь своей красотой. Профессор Хасс высказывал мнение, что скульптор изобразил Венеру после купания, в тот момент, когда она собиралась умастить свое тело соком.

Читайте также:  Описание картины федора рокотова «портрет суровцевой»

В одной руке она держала фрукт, а в другой — сосуд для сока. Были и другие толкования. Венера сжимала в руках веретено… Держала щит Марса… Защищалась от навязчивого поклонника или, напротив, соблазняла его…

Возможно Венера Милосская выглядела так

Одной из наиболее аргументированных считается версия, которой придерживается целая плеяда ученых: статуя богини любви — часть скульптурной группы. На это указывает незаконченная драпировка с левой стороны и обработка мрамора на спине Венеры.

Искусствоведы расходятся лишь в том, кто же именно входил в группу. Существует несколько реконструкций, представляющих всевозможные скульптурные композиции: Венера и Геракл, Венера и Марс, Венера и Парис… Поза статуи трактуется совершенно по-разному, однако на сегодня она считается самой лучшей для изображения женского тела.

Статуя Афродиты хранит молчание. Все, что мы знаем о ней, — она прекрасна. Остальное — цепочка домыслов. Ведь при желании можно построить сколько угодно предположений.

Например, по каким признакам исследователи решили, что перед ними именно статуя богини? Почему не предположить, что это кто-то из великих смертных или героев древности? Например, Елена Троянская? Впрочем, при одном лишь взгляде на статую все вопросы и сомнения кажутся мелкими и неважными.

Вдали от родной земли, через две тысячи лет после того, как скульптор взял в руки резец, она остается живым символом прекрасного. В отличие от древних греков, мы не поклоняемся богине. Но зато поклоняемся Красоте, воплощенной в ее скульптуре. Не случайно Венера Милосская — единственное произведение искусства, которому посвящено огромное количество стихов чуть ли не на всех языках мира.

Источник: http://oursociety.ru/publ/drevnie_civilizacii/zagadka_venery_milosskoj/6-1-0-272

Венера Милосская (Aphrodite, Venus de Milo)

france_guideoctavia555

Где находится: Лувр, крыло Сюлли, 1-й этаж, зал 74. Найти легко по указателям, развешанным по стенам музея.

На сайте Лувра

На что посмотреть: Венеру (или по греческой мифологии, Афродиту), богиню любви и красоты, олицетворяет множество статуй, но как различается воплощенный в них образ.

И самым знаменитым из них является всемирно известная Венера Милосская, поставленная в Отделе античного искусства в Лувре. Одна из «трех столпов Лувра», увидеть которые считает своим долгом каждый посетитель Лувра (два других – Ника Самофракийская и Джоконда).

Считается, что создателем её является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский (надпись неразборчива). Прежде приписывалась Праксителю. Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял около 350 до н. э. Пракситель). Именно эта Венера подарила миру современные стандарты красоты: 90-60-90, ибо ее пропорции — 86х69х93 при росте 164 см.Исследователи и историки искусства долгое время относили Венеру Милосскую к тому периоду греческого искусства, которое называется «поздней классикой». Величавость осанки богини, плавность божественных контуров, спокойствие лица — все это роднит ее с произведениями IV века до нашей эры. Но некоторые приемы обработки мрамора заставили ученых отодвинуть дату исполнения этого шедевра на два столетия вперед.

Путь в Лувр.

Статуя была случайно обнаружена на острове Милос в 1820 году одним греческим крестьянином. Вероятно, не меньше двух тысячелетий провела она в подземном плену. Тот, кто ее туда поместил, очевидно, хотел спасти от угрожавшей беды. (Кстати сказать, то была не последняя попытка спасти статую. В 1870 году, через пятьдесят лет после того, как нашли Венеру Милосскую, ее вновь упрятали в подземелье — в погреб парижской полицейской префектуры. Немцы стреляли по Парижу и были близки к столице. Префектура вскоре сгорела. Но статуя, к счастью, осталась цела.) С целью выгодно продать свою находку греческий крестьянин до поры до времени спрятал античную богиню в загоне для коз. Здесь ее и увидел молодой французский офицер Дюмон-Дюрвиль. Образованный офицер, участник экспедиции на острова Греции, он сразу же оценил хорошо сохранившийся шедевр. Бесспорно, это была греческая богиня любви и красоты Венера. Тем более, что она держала в руке яблоко, врученное ей Парисом в известном споре трех богинь.
Крестьянин запросил огромную цену за свою находку, но у Дюмон-Дюрвиля таких денег не оказалось. Однако он понимал подлинную ценность скульптуры и уговорил крестьянина не продавать Венеру, пока он не раздобудет нужную сумму. Офицеру пришлось отправиться к французскому консулу в Константинополь, чтобы уговорить того купить статую для французского музея. Но, возвратившись на Милос, Дюмон-Дюрвиль узнал, что статуя уже продана какому-то турецкому чиновнику и даже запакована в ящик. За огромную взятку Дюмон-Дюрвиль вновь перекупил Венеру. Ее срочно положили на носилки и повезли в порт, где швартовался французский корабль. Буквально сразу же турки хватились пропажи. В завязавшейся потасовке Венера несколько раз переходила от французов к туркам и обратно. Во время той схватки и пострадали мраморные руки богини. Корабль со статуей вынужден был срочно отплыть, а руки Венеры были оставлены в порту. Они не найдены и до сих пор. Но даже лишенная рук и покрытая щербинками античная богиня настолько чарует всех своим совершенством, что этих изъянов и повреждений попросту не замечаешь. Слегка наклонена ее маленькая голова на стройной шее, приподнялось одно плечо и опустилось другое, гибко изогнулся стан. Мягкость и нежность кожи Венеры оттеняет соскользнувшая на бедра драпировка, и вот уже невозможно оторвать глаз от скульптуры, почти два века покоряющей мир своей чарующей красотой и женственностью.
Многие восхищались Венерой Милосской. Посетив Лувр в 1872 году, писатель Глеб Успенский писал: «Тут больше всего и святей всего Венера Милосская. В ней, в этом существе — только одно человеческое в высшем значении слова».

Через двенадцать лет Успенский воплотил эти впечатления в рассказе «Выпрямила». Рассказ ведется от лица сельского учителя Тяпушкина. Там ему представился случай побывать в Лувре.

Под неотразимым впечатлением от статуи Венеры Милосской герой рассказа обретает уверенность в конечном торжестве света и разума на земле: «Я стоял перед ней, смотрел на нее и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. Похожа ли она видом на руку человеческую? Нет, это просто какой-то кожаный комок. Но вот я дунул в нее, и она стала похожа на человеческую руку. Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растет, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом. Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло. Что это такое? Где и в чем тайна этого твердого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос; я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. Но я ни минуты не сомневался в том, что сторож, толкователь луврских чудес, говорит сущую правду, утверждая, что вот на этом узеньком диванчике, обитом красным бархатом, приходил сидеть Гейне, что здесь он сидел по целым часам и плакал это непременно должно было быть; точно так же я понял, что администрация Лувра сделала великое для всего мира дело, спрятав эту каменную загадку во время франко-прусской войны в деревянный дубовый ящик в глубине непроницаемых для прусских бомб подвалов; представить себе, что какой-то кусок чугуна, пущенный дураком, наевшимся гороховой колбасы, мог бы раздробить это в мелкие дребезги, мне казалось в эту минуту таким злодейством, за которое нельзя отомстить всеми жестокостями, изобретенными на свете. Разбить это! Да ведь это все равно, что лишить мир солнца; тогда жить не стоит, если нельзя будет хоть раз в жизни не ощущать этого! Какие подлецы! Еле-еле домучатся до гороховой колбасы и смеют! Нет, ее нужно беречь, как зеницу ока, нужно хранить каждую пылинку этого пророчества. Я не знал «почему», но я знал, что в этих витринах, хранящих обломки рук, лежат действительные сокровища; что надо во что бы то ни стало найти эти руки, что тогда будет ещё лучше жить на свете, что вот тогда-то уж будет радость настоящая… …И все-таки я бы не мог определить, в чем заключается тайна этого художественного произведения и что именно — какие черты,какие линии животворят, «выпрямляют» и расширяют скомканную человеческую душу. Я постоянно думал об этом и все-таки ничего не мог бы передать и высказать определенного… И как бы вы тщательно ни разбирали этого великого создания с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель. Да, он потому (как стало казаться мне) и закрыл свое создание до чресл, чтобы не дать зрителю права проявить привычные, шаблонные мысли, ограниченные пределами шаблонных представлений о женской красоте. Ему нужно было, и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребенка, старика — с ощущением счастья быть человеком, показать все нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасным — вот какая огромная цель овладела его душой и руководила рукой. Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, не думая о поле, а, пожалуй, даже и о возрасте, и ловя во всем этом только человеческое. Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чем и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на скомканную перчатку, а не на распрямленную. И мысль о том, когда, как, каким образом человеческое существо будет распрямлено до тех пределов, которые сулит каменная загадка, не разрешая вопроса, тем не менее рисует в вашем воображении бесконечные перспективы человеческого совершенствования, человеческой будущности и зарождает в сердце живую скорбь о несовершенстве теперешнего человека.

Художник создал нам образчик такого человеческого существа, которое вы, считающий себя человеком и живя в теперешнем человеческом обществе, решительно не можете себе представить способным принять малейшее участие в том порядке жизни, до которого вы дожили. Ваше воображение отказывается представить себе это человеческое существо в каком бы то ни было из теперешних человеческих положений, не нарушая его красоты. Но так как нарушить эту красоту, скомкать ее, искалечить ее в теперешний человеческий тип — дело немыслимое, невозможное, то мысль ваша, печалясь о бесконечной «юдоли» настоящего, не может не уноситься мечтою в какое-то бесконечно светлое будущее…»

Немецкий искусствовед Г. Мюллер писал о Венере: «Она самая красивая из всех богинь, вечно юная и пленительная.

Ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви. И даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит Венеру одолжить ей этот пояс.

Золотые украшения богини горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают».

Руки Венеры.

Когда Венеру Милосскую впервые выставили в Лувре, знаменитый писатель Шатобриан сказал: «Греция еще не давала нам лучшего свидетельства своего величия!» И почти сразу же посыпались предположения о первоначальном положении рук античной богини. В конце 1896 года во французской газете «Illustration» было напечатано сообщение некоего маркиза де Трогофа о том, что его отец, служивший офицером на Средиземном море, видел статую целой, и что богиня держала в руках яблоко. Если она держала яблоко Париса, то как были расположены ее руки? Правда, впоследствии утверждения маркиза были опровергнуты французским ученым С. Рейнаком. Однако статья де Трогофа и опровержение С. Рейнака еще больше возбудили интерес к античной статуе. Немецкий профессор Хасс, например, утверждал, что древнегреческий скульптор изобразил богиню после омовения, когда она собралась умастить свое тело соком. Шведский ученый Г. Саломан высказал предположение, что Венера — это воплощение сладострастия: богиня, пустив в ход все свое очарование, сводит кого-то с пути истинного.

А может быть, это была целая скульптурная композиция, от которой до нас дошла одна только Венера? Многие исследователи поддержали версию шведского ученого, в частности, Картмер де Кинси предположил, что Венера была изображена в группе с богом войны Марсом.

«Поскольку у Венеры, — писал он, — судя по положению плеча, рука была приподнята, она, вероятно, опиралась этой рукой на плечо Марса; правую же руку вложила в его левую руку». В XIX веке пытались реконструировать и восстановить первоначальный облик прекрасной Венеры, были даже попытки приделать ей крылья.

Но «доделанная» скульптура теряла свое мистическое очарование, поэтому было решено не восстанавливать статую.

В Лувре по-настоящему умеют показывать шедевры. Так, статуя Венеры Милосской размещена посередине небольшого зала, а перед ней простирается длинная анфилада комнат, в которых ни одни из экспонатов не поставлен в середине. Из-за этого едва зритель входит в античный отдел, то сразу видит только Венеру — невысокую скульптуру, белым призраком возникающую на туманном фоне серых стен…

Источник: https://france-guide.livejournal.com/42308.html

Ссылка на основную публикацию