Иванов Виктор Семенович (1909–1968)
Выдающийся советский график, живописец, художник кино. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Член-корреспондент АХ СССР (1958). Награжден Государственными премиями СССР (1946, 1949). Наиболее известен как мастер политических плакатов, за свою жизнь создал более 300 листов на различные темы, многие из которых вошли в золотой фонд советского плаката.
Виктор Семенович Иванов учился в Московском изотехникуме памяти 1905 года (1926–1929) у Е. Н. Якуба, в студии Д. Н. Кардовского в Москве (1928–1929), в 1933 году окончил отделение кино ленинградского ИНЖСА по специальности художник-постановщик, учился у М. П. Бобышова, Б. В. Дубровского-Эшке.
Художник Иванов, начиная с 1933 года, оформлял кинофильмы на студиях «Мосфильм» и «Межрабпомфильм»: «Честь» Е. В. Червякова (1938), «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма (1939, совместно с Дубровским-Эшке), «Парень из Тайги» О. И. Преображенской, И. К. Правова (1941), «Дорогой бессмертия» (1957).
С середины 1930-х годов жил и работал в Москве, с 1934 – участник многих крупных выставок; занимался главным образом, агитационно-политическими и социальными плакатами: «Вырастим здоровый молодняк» (1935), «Рабы разгибают спину» (1938), «Подать руку помощи братским народам Западной Украины и Западной Белоруссии – наша священная обязанность», «Из уст в уста передается лозунг национальной войны: «Падет в бою отец, сын ыстанет на его место, брат сменит погибшего брата, жена сменит убитого мужа» (оба 1939), «Социалистической промышленности и транспорту – трудовые резервы!» (1940).
Во время войны выполнил более ста плакатов, несколько работ в соавторстве со своей женой – художницей Ольгой Буровой.
В 1941–1943 годах участвовал в выпуске знаменитых оборонных плакатов «Окна ТАСС» («Чтоб скорее дрогнули враги, чтоб росли свинцовые удары» №522, «Все силы на разгром врага» №529, №558, «Умножим нашу славу» №582, №622, «Моряки не подведут» №630, «Салют героям» №699, «Восстановительный фронт №720, «Смерть немецким оккупантам! №729, «Связистка» №751, №798).
Лучшие плакаты Иванова отличаются публицистической страстностью, конкретным раскрытием темы: «Бей, коли, гони, бери в полон!», «Вперёд! На Запад!» (оба 1942), «Да здравствует единый фронт свободолюбивых народов против фашистких захватчиков!» (1942), «Пьём воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943), «Ты вернул нам жизнь!» (1943), «Водрузим над Берлином знамя победы!» (1945), «Так оно и будет!» (1945), «Враг коварен – будь на-чеку!» (1945), «Они вернули свое счастье!» (1946).
По своей пронзительной эмоциональности, острой характерности героев и трагическому восприятию действительности: «Каждый рубеж – решающий!» (1942), «Смерть детоубийцам!» (1942, в соавторстве с О.
Буровой), «Вся надежда на тебя, Красный воин!» (1943), «Мсти за горе народа!» (1943), «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния! Смерть фашистам – детоубийцам!» (1944), военные плакаты Виктора Иванова близки работам своего коллеги и приятеля, другого замечательного художника Алексея Кокорекина.
Произведения этих выдающихся плакатистов и технически решаются близкими живописными средствами. Плакаты Иванова скорее напоминают жанровые картины военного времени, но благодаря большей лаконичности, в том числе и цветового строя, всё-же остаются плакатами.
В послевоенные годы продолжил успешно работать в качестве художника-плакатиста, создавал плакаты на темы политики, индустрии и спорта: «Матери всего мира, боритесь за мир!» (1949), «Бдительность – наше оружие!» (1953), «Наш путь – путь коммунизма!» (1956), «Упорство и труд к успеху ведут!» (1956), «К новым успехам во славу Родины!», «Народ и партия – едины!» (оба 1957), «Работай по-коммунистически!» (1958).
Занимался живописью, выполнил ряд станковых произведений, – портретов и историко-революционных картин: «Актриса Е. А. Максимова» (1935), «Портрет О. Б.
» (1937), «Штурм Зимнего Дворца» (1938), «На освобожденной земле» (1945), «Патриотка» (1946–1947), «Ленин на субботнике» (1965), «Портрет художницы В. И.
Араловой-Петерсон» (1966); серии: «Подмосковье» (1955), «За рубежом» (1956, 1958, 1961, 1962) и другие. Создал цикл антивоенных графических работ «Проклятие фашизму» (1961).
Участвовал практически во всех крупных выставках: «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота» (1934), Всесоюзные художественные выставки (1945–1950, 1952, 1954, 1955, 1957, 1958, 1961, 1965), «30 лет Советских Вооруженных Сил» (1948), «Советские художники в борьбе за мир» (1952), «Советская Россия» (1960), выставки произведений московских художников (1961, 1963, 1964); рисунка, иллюстраций, плаката (1940), советского плаката (1948) в Москве и Ленинграде; «Плакаты о Красной Армии» (1942) в Перми, Всесоюзные выставки плаката в Киеве и Москве (1959, 1963) и других. Участник многих зарубежных выставок, в том числе в Лондоне (1934), Вене (1948), Хельсинки (1950).
Удостоен десяти Почетных дипломов на Международных выставках плаката в Италии (1948), серебряной медали Академии художеств СССР (1964), золотой медали Академии художеств СССР за серию плакатов (1967).
Автор книги «Как создается плакат» (Москва, 1963), ряда статей о советском политическом плакате и искусстве кино.
Выпускались марки с плакатами художника: «Наше знамя – знамя победы!» (1965), «На запад!» (1968).
В 1970 году В. Иванов за серию плакатов «В. И. Ленин» (1963–64) был награждён посмертно специальной премией на Всесоюзном конкурсе политического плаката к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Живописные работы и плакаты художника В. С. Иванова находятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Государственном Русском музее, Российской государственной библиотеке (бывшей им. В. И.
Ленина), Центральном музее Вооруженных Сил и Центральном музее Великой Отечественной войны, Научной библиотеке Российской Академии художеств, Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Одесском художественном музее, фондах Самарского областного историко-краеведческого музея и Саратовского художественного музея, во многих частных собраниях России, Великобритании, Германии, Франции.
*О друге и собрате по оружию (воспоминания В. Иванова).
Источник: http://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/60-ivanov-viktor-semenovich-1909-1968.html
Советские политические плакаты Великой Отечественной войны
В начало страницы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Источник: http://fhw.kemrsl.ru/semhron/content/events/?ELEMENT_ID=751
Плакаты. Более 2500 плакатов советской пропаганды, агитации, рекламы
Более 2500 плакатов. Дореволюционные и советские произведения наглядной агитации. Большая коллекция военных постеров 1941 — 1945.
Коллекции плакатов по темам: агитация и пропаганда, выборы, спорт, техника безопасности, борьба с алкоголизмом, олимпиада, кино и театр и, конечно же реклама.
Биографии знаменитых художников-плакатистов таких как Моор, Бисти, Дейнека, Родченко, Иванов, Лебедев, Лисицкий, коллектива «Кукрыниксы». Статьи и книги об плакатном искусстве и различных техниках создания плаката.
Советский плакат появился в годы пролетарской революции; он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.
Кто не помнит плакат Д.С.Моора «Ты записался добровольцем?».
Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение.
В эти тяжелые дни выходило мало газет.
Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст — лозунг, сопровождавший изображение, — запоминался и призывал к действию.
Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов.
Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат — делает контрреволюционное дело«. Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.
Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д.С.Моора, Маяковского, М.М.Черемных и В.Н.Дени. Каждый из этих художников своими, только ему присущими средствами и приемами создавал агитационные произведения большой выразительной силы.
Телеграммы, приходившие с фронта, за несколько часов превращались в плакаты — знаменитые «Окна РОСТА». Душой этого дела был Маяковский. Он писал на тексты последних телеграмм стихи и сопровождал их рисунками.
Так же активно работал Черемных.
За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, а утром на улицах в витринах пустующих магазинов уже висели «Окна РОСТА», в наглядной и остроумной форме рассказывающие о последних новостях.
Замечательный мастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов, политических дельцов и всяческих соглашателей.
Когда в стройках первых пятилеток поднималось величественное здание социализма, на строительных площадках, полях первых колхозов, башнях элеваторов, бетонных массивах Днепрогэса, словом, по всей нашей стране — всюду — можно было встретить агитационный плакат. И если сейчас просматривать плакаты тех лет, покажется, будто листаешь художественную летопись перестройки.
Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат «Родина-мать зовет!». Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В.
Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. Страстью борьбы был наполнен плакат А.Кокорекина «За Родину!», на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. Советская Армия остановила, а затем отбросила врага, и когда В.
Иванов в плакате «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга» создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д.А.
Шмаринова «Красная Армия несет освобождение». А когда победой окончилась Великая Отечественная война, Л.Ф.Голованов изобразил советского воина героя-победителя, простого русского парня на фоне берлинского рейхстага. Как лозунг звучит победная надпись «Дошли!», которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии, изображенной на плакате.
За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Опять начали выходить «Окна», теперь называвшиеся уж не «Окнами РОСТА», а «Окна ТАСС».
В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры, их действие подчеркивалось характерным движением.
Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения.
Теперь художники научились внимательней вглядываться в лица людей, предавать их характеры и психологию — это сделало плакат еще более активным и впечатляющим.
После окончания войны основной темой плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами. Интересные и остроумные композиции на тему мира наряду с опытнейшим мастером плаката В.Говорковым создали молодые художники Н.Трещенко, О.Савостюк и Б.Успенский.
В послевоенные годы добился выдающихся успехов и советский кинопрокат. Лучшие мастера киноплаката — В.Кононов, М.Хейфиц, Б.Зеленский, И Хазановский и другие — отказались от простого оповещения о выходе того или иного фильма и приступили к углубленному раскрытию в художественных образах идейного содержанию кинокартины.
Работы этих художников не раз завоевывали на международных конкурсах ведущие места.
Грандиозная программа семилетнего развития народного хозяйства, намеченная 21 съездом партии, потребовала от агитации в том числе и от плаката, новых усилий.
Снова на целинных станах, на гигантских новостройках семилетки появлялись яркие и темпераментные плакаты, побуждающие энтузиазм масс, зовущие трудящихся на выполнение намеченных партией планов.
Советский плакат шагал в ногу со временем. Он создавал образы наших предков, совершающих трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире.
Русский плакат
Шрифт в наглядной агитации
Источник: https://www.davno.ru/posters/%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D0%BC-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%83-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B0-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BC-%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%B7-%D0%BF%D1%80%D1%83%D1%82%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D0%B1%D1%83%D0%B3%D0%B0-%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8E.html
Как советские художники приближали славный день Победы? Часть 1
Великая Отечественная война мобилизовала деятелей искусства на отпор врагу всеми возможными для них средствами.
Многие из созданных в годы войны произведений по накалу патриотических чувств, художественному мастерству, выразительности и эмоциональности по праву считаются непревзойденными.
Наиболее значительные из них вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового искусства.
Стоит отметить, что многие художники встали на защиту Родины с оружием в руках. Более 900 из них ушли на фронт. Они были свидетелями, а то и непосредственными участниками происходящих драматических событий.
Верные своему профессиональному и нравственному долгу, они между боями успевали в походных альбомах, на клочках бумаги, сделать наброски прошедшего боя, нарисовать портрет сослуживца или выпустить боевой листок с броскими карикатурами. Многочисленные зарисовки и этюды, созданные в перерывах между боями В. Богаткиным, О. Верейским, Н.
Жуковым и другими фронтовиками, представляют собой бесценный художественно-документальный материал. Неслучайно на художественных выставках произведений тех лет их работы всегда представлены и вызывают неизменный интерес зрителей.
Первыми художественный «залп» по фашистам произвели Кукрыниксы, уже на третий день войны издавшие плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Вскоре Н. Тоидзе создал самый известный плакат военных лет «Родина-мать зовет!».
Этот плакат потрясающе выразителен, недаром он считается лучшим произведением жанра. На него и сегодня трудно смотреть без волнения. Плакат «Родина-мать зовет!» и песня «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.
Александрова), рожденные в первые дни Великой Отечественной войны, стали её своеобразными художественными символами.
Естественно, что в годы войны особо ценилась оперативность в художественном освещении событий на фронте и в тылу. Были созданы тысячи плакатов, листовок, открыток.
При этом использовались не только художественно обобщенные образы, но и фотографии — ставшие документальным свидетельством тех событий. Так, одним из лучших плакатов того времени стал созданный В.
Корецким плакат «Воин Красной Армии, спаси!», основу которого составила удивительная по выразительности фотография.
Фронтовики вспоминают, что эмоциональные плакаты В. Иванова «Пьем воду родного Днепра, Будем пить из Прута, Немана и Буга» и Л. Голованова «Дойдем до Берлина» помогали укреплять веру в свои силы и неизбежность разгрома агрессоров.
Особую роль выполняли сатирические плакаты. Нередко броские листы «Окон ТАСС», выполненные от руки буквально через несколько часов после произошедших событий и размноженные с помощью трафарета, становились первыми художественными свидетельствами побед Красной Армии. Именно оперативность «Окон» была их главным преимуществом по сравнению с печатными плакатами и листовками.
В выпуске плакатов активное участие принимали лучшие отечественные художники: Кукрыниксы, Б. Ефимов, М. Черемных, Г. Нисский и многие другие. Наши военные плакаты пользовались поразительной популярностью не только в СССР, их выставки в годы войны с большим успехом проходили в Англии, США, Швеции, Иране, Китае.
Наряду с оперативными художественными произведениями в годы войны создавались потрясающие по глубине эмоционального воздействия на зрителей полотна. Одной из первых таких картин стала работа А. Пластова «Фашист пролетел».
В ней нет боя и сражающихся солдат, а только осенний пейзаж, разбредающееся стадо, убитый мальчик-подпасок и силуэт улетающего фашистского самолета.
В картине протест художника против жестокого, бессмысленного убийства сливается с болью за родную землю, над которой надругался враг.
В первые годы войны было создано немало картин, на которых изображалось именно варварство фашистов: превращение в руины мирных городов и сел, зверские казни и издевательства над людьми, творимые захватчиками. Таковы, например, полотна Г. Ряжского «В рабство», Я. Николаева «За что?», В. Серова «Расстрел».
Неизгладимое впечатление на зрителей оказывала картина С. Герасимова «Мать партизана», показывавшая, что моральное превосходство даже перед лицом смерти остается на стороне советских людей. На картине крупным планом изображены только две фигуры: простая русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и палач-эсэсовец, который не в силах сломить дух русской женщины.
Одной из первых работ, в которой художник показал неумолимость всенародного сопротивления захватчикам, стала картина К. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года».
Художник с документальной точностью запечатлел легендарный парад, с которого бойцы уходили прямо на фронт.
Редко кому из участников этого парада удалось дожить до победы, но свой долг перед Отечеством они исполнили до конца.
Пожалуй, одной наиболее эмоциональных картин того времени стало полотно А. Дейнеки «Оборона Севастополя», в которой автор смог передать яростную ожесточенность последнего рукопашного боя моряков-черноморцев на набережной города русской морской славы. Несмотря на всю трагичность сюжета, зритель понимает, что этих людей можно убить, но победить их невозможно.
Показательно, что уже в наши дни большой плакат с репродукцией этой картины Дейнеки и лаконичной надписью «Здравствуй, НАТО», встречал в Севастополе американские корабли.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/16072/
История, роль и значение советского плаката
#187;, изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. Страстью борьбы был наполнен плакат А. Кокорекина За Родину!, на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. Советская Армия остановила, а затем отбросила врага, и когда В.
Иванов в плакате Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д.
А. Шмаринова Красная Армия несет освобождение. А когда победой окончилась Великая Отечественная война, Л.Ф. Голованов изобразил советского воина героя-победителя, простого русского парня на фоне берлинского рейхстага.
Как лозунг звучит победная надпись Дошли!, которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии, изображенной на плакате.
За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Опять начали выходить Окна, теперь называвшиеся уж не Окнами РОСТА, а Окна ТАСС.
В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры, их действие подчеркивалось характерным движением.
Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения.
Теперь художники научились внимательней вглядываться в лица людей, предавать их характеры и психологию — это сделало плакат еще более активным и впечатляющим.
После окончания войны основной темой плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами. Интересные и остроумные композиции на тему мира наряду с опытнейшим мастером плаката В. Говорковым создали молодые художники Н. Трещенко, О. Савостюк и Б. Успенский.
В послевоенные годы добился выдающихся успехов и советский кинопрокат. Лучшие мастера киноплаката — В. Кононов, М. Хейфиц, Б.
Зеленский, И Хазановский и другие — отказались от простого оповещения о выходе того или иного фильма и приступили к углубленному раскрытию в художественных образах идейного содержанию кинокартины.
Работы этих художников не раз завоевывали на международных конкурсах ведущие места.
Грандиозная программа семилетнего развития народного хозяйства, намеченная 21 съездом партии, потребовала от агитации в том числе и от плаката, новых усилий. Снова на целинных станах, на гигантских новостройках семилетки появлялись яркие и темпераментные плакаты, побуждающие энтузиазм масс, зовущие трудящихся на выполнение намеченных партией планов.
.2 Художественные средства выражения и приемы в создании плакатов как вида изобразительного искусства на примерах работ художников-плакатистов
плакат социальный реклама
Анализируя и сопоставляя работы известных плакатистов, можно судить как о разнообразии творческого метода, так и о различии приемов, применяемых при создании плакатов.
К примеру, работа художника А.П. Апсита Грудью на защиту Петрограда.
Какое социальное задание, продиктованное жизнью, стояло перед художником? — Дать агитационный плакат, обращенный к защитникам Петрограда.
Каково содержание плаката, его целевая установка? — Отстоять город, разгромить врага.
Каков материал плаката? — Образы рабочих, представителей разных национальностей, плюс активный лозунг-призыв.
Орудия производства? — Уголь и бумага.
Каковы художественные средства выражения, прием, примененный в решении плаката? — Плакат решен графически, скупыми средствами монохромного рисунка, композиционно активно и монолитно изображающего динамику атаки людей, объединенных пафосом порыва, решимости и воли.
Для тех лет этот плакат — шаг вперед в становлении реалистического плаката вообще и в творчестве самого Апсита в частности. Этому художнику свойственна была трактовка плаката главным образом в символико — аллегоричесмком духе.
Плакат Ты записался добровольцем художника Д.С. Моора — классический пример произведения исключительной идейно-художественной силы.
В чем же его особенность? В том, что ему в полной мере присущи идейная целеустремленность, политическая страстность, активность и выразительность формы.
Сопоставляя плакаты Моора и Апсита с точки зрения использования художественных средств, можно, на первый взгляд предположить, что между ними много общего. В основе тот же черный рисунок, только более обобщенный и энергичный.
Новым в плакате Моора является наличие красного цвета, введенного локально, без нюансов, как в фигуру первого плана, так и в фон. Однако красный цвет в данном плакате имеет не только декоративное значение, делая его более броским, но и смысловое.
Благодаря красному цвету, фигура Красноармейца и завод за его спиной приобретают еще более символическое и образное звучание. Герой плаката воспринимается как образ, олицетворяющий пролетариат молодой республики.
Завод-символ труда, рожденного революцией и находящегося в опасности. Художественное достоинство данного плаката не померкло и доныне.
В искусстве нет правил, но есть свои жесткие законы. Не случайно этот же плакат, почти полност
Источник: https://www.studsell.com/view/59709/10000