«Сказочный» художник Юрий Васнецов
Оформление детской книги всегда было и будет самым серьёзным экзаменом для иллюстраторов из-за неподкупной честности маленьких критиков.
И высшей оценкой творчества художников становится узнаваемость их иллюстраций, которые память будет хранить с детства, когда эмоции и первые впечатления ещё не были затёрты жизненным опытом.
4 апреля отмечается день рождения художника, который сделал для ребёнка встречу с книгой незабываемой—Юрия Алексеевича Васнецова. О творчестве «сказочного» художника читайте в нашей статье.
Первый день апреля задаёт мажорную тональность всему месяцу—День смеха. 2 апреля мир отмечает Международный день детской книги—праздник без возрастного ценза (ведь «мы все родом из детства»), с обязательной улыбкой, теплом в груди и ворохом детских воспоминаний.
А 4 апреля отмечается день рождения художника, который сделал для ребёнка встречу с книгой незабываемой—Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973гг.).
Создатель волшебного мира сказочных образов, таких близких и понятных ребёнку (ведь его рисунки зверей и птиц так похожи на игрушки), художник ещё при жизни был признан классиком в области детской книги.
Юрий Алексеевич, любимым чтением которого до старости оставались сказки, так определил главную задачу своего творчества: «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и её щедрой природе».
Ю. А. Васнецов
«Сказочный» художник Юрий Алексеевич Васнецов родился 4 апреля 1900 г. в Вятке в семье священника, где дед и братья тоже были духовного сословия.
Семья Юрия Алексеевича состояла в отдалённом родстве с известными русскими живописцами Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, а другой родственник—фольклорист Александр Васнецов, собрал более 350 народных песен северной России.
Этот факт о многом говорит—и об атмосфере в семье, и о её «генетической» талантливости.
Иллюстрация к сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок» Ю. Васнецов
Славу себе Вятская губерния заслужила, в первую очередь, своими кустарными промыслами: игрушечным, кружевным, мебельным и сундучным. Мария Николаевна, мать художника, была известной в Вятке вышивальщицей и кружевницей.
Такое культурное семейное наследие, народная, как сам художник говорил, «базарная», культурная среда стали благодатной почвой для развития его таланта.
А талант был, поистине, многогранный (вектор деятельности Юры определялся словом «интересно!»): мальчик шил сапоги, переплетал книги, расписал стены своей комнаты, ставни и печки своих соседей затейливыми узорами и фантастическими зверушками, характерными для народного искусства. Уже в то время источником его вдохновения было народное творчество и фольклорные традиции. Позже заслуженный художник признавался:
Иллюстрация к сказке «Три медведя» Ю. Васнецов
На радость многим поколениям детей верх взяла любовь к рисованию: молодой Юрий Васнецов принял решение стать профессиональным художником. Логика подсказала, что делать дальше: в 1921 г. Юрий Алексеевич приехал в Петроград и поступил на факультет живописи ГСХМ, который успешно закончил в 1926 г.
Это было время, когда общество генерировало новые революционные идеи, а Петроград стал инкубатором революционных художественных идей. Среди петроградских учителей молодого Васнецова были: русский «сезанист» Осип Браз, русский «импрессионист» А.
Карев, Александр Савинов, лидеры русского авангарда—Михаил Матюшин и супрематист Казимир Малевич. Вопрос о том, что удалось достичь Ю. Васнецову в живописи, долго оставался открытым.
Индивидуальные особенности живописного языка мастера (художник стремился возродить традиции русского примитивизма) в его «формалистических» работах 1920-х годов свидетельствуют о его незаурядном таланте живописца.
«Дама с мышкой» Ю. Васнецов
Начавшуюся тогда кампанию по борьбе с формализмом, Юрий Алексеевич вполне обоснованно воспринял как предупреждение (идеологические преследования уже коснулись его книжной графики) и перевёл живопись в категорию увлечения, которое доверял только родным и близким друзьям-художникам. Его работы (в основном, пейзажи и натюрморты) практически никому не были известны и только после смерти художника получили достойное признание на персональной выставке в Государственном Русском Музее в 1979 г.
Достойной альтернативой живописи стала книжная графика. Молодой художник начал успешно сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства под руководством В.В.Лебедева.
Успех Юрия Алексеевича был в его личных качествах, в его богатом воображении, прямым следствием которого стала креативная интерпретация темы образов русского фольклора—сказки. Уже в 1930-х годах Ю.Васнецов стал известным и узнаваемым иллюстратором детских сказок В.Бианки («Болото»), П.Ершова («Конёк-Горбунок»), К.
Чуковского («Путаница», «Пятьдесят поросят»), Л.Н.Толстого («Три медведя») и автором забавных литографических эстампов для детей на те же сказочные темы. Поездка на Север в 1931 г. подтвердила правильность выбранного пути.
Обращение к народным истокам, успешное соединение утончённой живописи с традициями народного искусства породило феномен «сказочной» живописи Ю.Васнецова, когда иллюстрации приобретают первостепенное значение, подчиняя себе текст.
Иллюстрации Ю. Васнецова
В иллюстрациях Ю.Васнецова цвету отведена главная роль, и это находка, которой до сих пор нет равных. Цвет становится первой азбукой—«цветовой», которую легко и радостно осваивает ребёнок: волк—серый, лиса—рыжая, гусь—белый.
А для создания эмоционального настроения рисунков и усиления восприятия образов, художник использует цвет фона. Этот художественный приём, когда цвет становится средой происходящего действия, получил название «принципа волшебного фонаря».
Постоянно ориентируясь на свой «вятский» мир, художник придавал своим сказочным персонажам особую выразительность, наряжая их в костюмы своего северного края: добрых маму-Козу и маму-Кошку—в нарядные цветные юбки с кружевами, обиженного Зайку «согрел» тёплой кофтой.
И, помогая малышам правильно расставить акценты, оставлял злых волка, лису и медведя без одежды.
Иллюстрация к сказке «Три медведя» Ю. Васнецов
Книжная графика, хоть и самая любимая, составляла только одну грань его творчества. В годы войны, сначала в Молотове, а потом в Загорске, Ю.А.Васнецов был главным художником Института игрушки, преподавал в ленинградской школе изобразительных искусств, создавал костюмы и декорации спектаклей по пьесам А.
Горького для ленинградских театров. В 1971 г. был создан анимационный фильм «Терем-теремок» по рисункам Ю. А. Васнецова. Творчество художника было высоко оценено, ему присвоили звания: Заслуженный художник РСФСР (1946 г.), Народный художник РСФСР (1966 г.) и лауреат Государственной премии СССР (1971 г.).
Но самой высокой наградой художника остаётся благодарная память потомков.
автор: Людмила Велигорская
Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Skazochnyj-hudozhnik-YUrij-Vasnecov.aspx?ID=2541
Великий сказочник из Вятки Юрий Васнецов
Пожалуй, нет в отечественной детской книге имени столь любимого, как Юрий Васнецов. Сегодня ему исполнилось бы 115 лет. Этому удивительному художнику удалось заново открыть читателю русскую сказку. Знакомые, хорошо известные сюжеты он представил так, что «старые-старые сказки» засияли-заиграли, удивляя яркостью и самобытностью образов.
Словно протёрли старинное затуманившееся зеркало, и мы увидели самих себя, своё детство, мир своих сказок. И это радостное удивление узнавания и открытия не проходит, передаётся из поколения в поколение.
Вот только книги с иллюстрациями замечательного художника найти ныне, увы, всё труднее и труднее…Картины Юрия Васнецова знакомы нам с детства, они украшали наши первые и самые любимые книжки – «Ладушки», «Сорока-ворона», «Теремок», «Три медведя».
График, живописец, народный художник РСФСР Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) родился в старинном русском городе Вятке. Однажды его спросили: «Какой вы получили самый дорогой подарок?» И он ответил: «Жизнь. Подаренная мне жизнь». Он получил его в 1900 году 22 марта (4 апреля по старому стилю).
И дед Юрия Васнецова, и отец, и все братья отца принадлежали к духовному сословию. Большая семья священника о. Алексия Васнецова (матушка Мария Николаевна и шестеро детей) жила в двухэтажном доме при кафедральном соборе.
Отец его был псаломщиком в сельской церкви, но благодаря большому трудолюбию и прекрасному голосу получил место дьякона, а потом стал священником в городе Вятке.
Жили не в нужде, но в неуклонно соблюдаемой умеренности. Скромно ели, скромно одевались. Младшим перешивали со старших, старшим – со взрослых. Дети привыкали к труду и к мысли, что рассчитывать придется только на самих себя. Держали их довольно строго.
Опоздание к обеду считалось серьезным проступком. За столом могло достаться и ложкой по лбу. Однако строгость отца была какая-то домашняя.
Человек он был добрый, застенчивый и деликатный, но порядок считал нужным поддерживать, потому что дом есть дом… После революции все семьи священников были выселены из соборного дома буквально на улицу. Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик.
Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке. Еще в детстве Юре нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея. Любимым словом Васнецова было «интересно».
Окончив школу и отслужив в армии, Юрий Васнецов в 1921 году приехал в Петроград и поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Учился у Казимира Малевича (вот уж что невозможно представить, глядя на васнецовских «мещанских» лошадок, кошечек и барашков!).
Успешно закончил учебу в 1926 году. Сперва он работал в школе учителем рисования, но как раз в эти годы в Ленинграде организовывалось новое детское издательство. Главный художник В. В. Лебедев познакомился с Васнецовым и предложил ему попробовать оформлять книжки для детей. Это было в 1928 году.
Первая книжка для детей, которую он нарисовал, вышла в 1929 году. Это был «Карабаш» Виталия Бианки. После иллюстраций к рассказам Бианки Лебедев поручил Васнецову русские народные сказки. Здесь-то и раскрылся и заблистал талант Юрия Алексеевича.
С тех пор многие прославленные детские писатели издавались с иллюстрациями Васнецова.
А через четыре года Васнецов всех удивил. Он принес иллюстрации к «Коньку-горбунку», и все сразу поняли: вот как надо! Чтобы нарядно, празднично, весело и просто! А через много лет Юрий Гагарин увидит на выставке васнецовского Конька-горбунка, летящего среди звезд по черному небу, и скажет: «Вот кто был первым космонавтом!»
В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к «Английским народным песенкам» С. Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке «Кошкин дом» (1947).
Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам «Чудодейное колечко» (1947) и «Небылицы в лицах» (1948).
Больше всего он любил работать над сказками, потешками, народными прибаутками. Текста они занимают мало, зато художнику остается вдоволь места, чтобы пофантазировать.
Посмотрите, какой у него многоцветный, яркий, выразительный мир! Кажется, что иллюстрации наполнены звуками и запахами. Гогочут гуси, кукарекает петух, рычат медведи, воют волки и во все горло распевают весенние птицы. Когда Васнецов рисовал, он умел становиться ребенком.
Сначала ему самому было страшно в глухом лесу, который он изображал, или весело на солнечной лужайке — и уже только потом мы все, и маленькие и большие, начинаем испытывать такие же неподдельные, живые чувства. Быть ребенком — чудо. Но не меньшее чудо — уметь сохранить его в себе на долгие годы.
С возрастом он становился не старше, а еще моложе. Большим ребенком называли друзья этого мудрого человека, так беззаветно преданного игре и празднику и постоянному творческому труду.
Если представить все творчество Васнецова как полноводную реку и отправиться вверх по ее течению в поисках истока, в конце концов, придешь в страну детства, о которой сам Юрий Алексеевич сказал однажды: «Все еще живу я всем тем, что запомнил и видел в детстве… Это все мои впечатления детские».
Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами: мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. Там живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки и расписывают их яркими красками. Эти игрушки называются дымковскими.
«Очень я любил игрушки вятские из глины, из дерева, кошки-копилки, гипсовые лошадки, петушки — все интересно по цвету!» Став взрослым, он всегда вспоминал, как весной на его родине устраивались ярмарки. Это были настоящие праздники игрушки! Самыми веселыми и любимыми игрушками были свистульки.
В них свистела вся ярмарка: и взрослые, и дети! В памяти Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни – «от сердца, от души расписаны».
Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам.
И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки — все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков.
«Совершенно непостижимо, как он, окончив Академию художеств и живя в городе, где есть Эрмитаж и Русский музей, сохранил в искусстве психологию тех мастеров, которые в старину расписывали дуги и прялки»,- сказал о нем В. Конашевич.
Васнецов заимствовал образы из своих детских впечатлений. В уютном крепком теремке, куда художник так любил поселять своих медведей и зайцев, козлят и котиков, нельзя не узнать его вятский родительский дом.
Сказки, которые он слышал в детстве, впечатления детских лет всегда жили в его сердце и воплощались в фантастических сказочных образах, в его рисунках. Лишь вернувшись в собственное детство, в стихию народного творчества, Юрий Васнецов открыл свой художественный сказочный мир.
Именно эта связь с народной традицией дала удивительную свободу и силу фантазии художника, именно эта близость народным корням делает его работы столь дорогими для читателя: мы словно узнаем то, что нам давно хорошо знакомо и любимо. И благодарны художнику за то, что он в этом «знакомом» открывает нам новые яркие грани, дарит чудо.
Юрий Алексеевич рисовал для самых маленьких. Поэтому его иллюстрации можно долго рассматривать. Большое внимание Васнецов уделял оформлению книжки в целом. Так же, как Лебедев и Конашевич, он много работал над обложкой книги, над шрифтом. Его стиль не спутаешь ни с каким другим.
Картинка заполняет все пространство книжного листа, а иногда и разворот книги, сочетается с орнаментом или рисованным шрифтом. Много книжек у художника Васнецова, и отличить его рисунки можно с первого взгляда. Все звери такие симпатичные, словно игрушечные, дома разукрашенные, картинка словно кружевами оплетена.
У лисы шубка с помпончиками, у лошадки в хвосте и в гриве – бантики. Будто это не рисунок, а вышивка. Кошка на окошке рубашку шьет. А в доме – уборка. Рыжий котище со стола убирает, черная собачонка языком чашку вылизывает, курица веником половицы метет. Много всякого зверья делом занято.
Коты занимают в творчестве Васнецова особое место. Им художник посвящает отдельные листы и целые сюжеты. Вот как он говорил о своих любимых сказочных персонажах: «Медведь, лиса, заяц. Но и многих других люблю – петухов, мышей… Боюсь мышей, а рисовать люблю. Снегири по цвету красивы очень. Ежей люблю.
Страшно интересно» А заблистали его сказочные звери в сборниках русских народных сказок, песенок, загадок 60-х годов «Ладушки» и «Радуга-дуга», за них в 1971 году он был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, уже будучи народным художником России.
В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок».
Вот что говорил сам Васнецов о своем подходе к иллюстрированию: «Рисуй, пиши, что любишь. Больше смотри вокруг… Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай – пусть он будет цветок, но другой.
Ромашка – и не ромашка…» На вопрос о любимых цветах отвечал: «Незабудки очень нравятся своей голубизной и желтенькими пятнышками в серединке. Ландыши… Когда я их нюхаю с закрытыми глазами, мне кажется, что я король…Сирень люблю за ее цвет и запах. Сиреневый цвет мой любимый». Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки.
А любимейшими занятиями – писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку. Самыми любимыми месяцами в году считал «…апрель – начало весны, пробуждение природы. Декабрь – зима, иней, заснежено все…Сентябрь – воздух прозрачнее, природа звучнее, чем летом.
Пейзажи интереснее по цвету. Синее небо».
Много иллюстраций создано Юрием Алексеевичем, и среди них нет ни одной одинаковой! С ярких картинок приветливо глядят симпатичные коты и мыши, волки и медведи, зайцы и бараны, кони и совы… Здесь можно увидеть диковинные деревья: и великаншу ель, и березу – царицу всех берез, и короля дубов, и рябину… И синее море неописуемой красоты… Васнецов создал своей фантазией целостный сказочный мир с его законами, нравами, обычаями. Над этим миром всегда светит доброе солнце и не менее добрая луна, в нем все трудятся, поют и пляшут, а если и сердятся друг на дружку, то чуть-чуть… В каждом персонаже — частица души художника, каждому он подарил что-то свое, васнецовское. Этому – взгляд, тому – походку, третьему – повадку… Все персонажи разные, у каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.<\p>
В оформлении Васнецова массовыми тиражами издавались многие книги для детей — «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) «Лис и мышонок» Бианки и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства. Юрий Алексеевич — не единственный художник в роде Васнецовых. Отыскался в семнадцатом веке общий предок – его и двух великих русских художников, братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, также свято чтивших родину, родную землю и национальную самобытность. «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и ее щедрой природе».
Васнецов умер 3 мая 1973 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в Государственном Русском Музее (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX века.
Для тысяч и тысяч тех, кто бережно хранит книжки с его иллюстрациями, чтобы передать их детям и внукам, художник всегда жив. Живут книги – значит, и он живет.
О нём вышла книга Эраста Кузнецова «Медведь летит, хвостом вертит». — СПб.: Печатный двор Детгиз, 2007.
Это не просто альбом работ талантливейшего иллюстратора, а удивительное путешествие в его мир, рассказ о жизни – творческий портрет, не официально-хрестоматийный, а начисто лишённый глянца, открывающий нам живого человека, сложного, интересного, привлекательного своей самобытностью.
Ещё одна книга — Власов.Б. Неизвестный Юрий Васнецов. — М.: «Красный пароход», 2011.
Полюбуйтесь чудесными рисунками Ю.Васнецова!
Вам они нравятся?
Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2015/03/blog-post_22.html
Юрий Васнецов. Картинки из нашего детства :
Этот художник доказал свое мастерство и созданием живописных полотен, и оформлением спектаклей в театрах, и в качестве художника-графика.
Но все же именно иллюстрации к сказкам Юрия Васнецова снискали особую любовь и признание маленьких читателей. Это стало главным делом его жизни.
Об этом вспоминаем теперь мы, бывшие дети, читатели книг, в которых рассматривать иллюстрации, созданные этим художником, было не менее увлекательно, чем разбирать тогда еще по складам свои первые тексты.
Что же нам известно о биографии Юрия Васнецова?
Юность художника
Будущий художник родился в 1900 году в российском городке Вятки, в семье священника, служившего в местном соборе.
Отдаленные родственные узы связывали эту семью с другими Васнецовыми — художниками Виктором и Аполлинарием, а также Александром Васнецовым, известным фольклористом, собирателем народных песен.
Конечно, подобное семейное наследие не могло не сказаться на будущем творчестве художника.
Все свое детство Юрий Васнецов провел в Вятке. В этом провинциальном городке работало большое количество кустарных мастерских и артелей. Промыслы были самыми разными — мебельные, сундучные, игрушечные. Да и сама мать Юрия слыла в округе отменной вышивальщицей и кружевницей.
Впечатления детства — самые яркие и именно они оказывают влияние на формирование наших представлений о мире, на воспоминаниях, которые остаются с нами до конца дней. Полотенца с вышитыми петухами, расписанные в русском народном духе короба и сундуки, яркие деревянные и глиняные игрушки — бараны, медведи, лошади, куклы…
Все эти образы неспроста попали на страницы книг со знаменитыми васнецовскими «сказочными» иллюстрациями.
Молодой Юрий очень хотел стать художником — поэтому в 1921 году он поступил в Петроградские Государственные Свободные Художественные Мастерские (сокращенно ГСХМ) на отделение живописи. Среди учителей Васнецова называют Осипа Браза, Александра Савинова и даже русских авангардистов — Казимира Малевича и Михаила Матюшина.
Работа в издательстве
После обучения художник начал сотрудничать со знаменитым Детгизом, где под началом живописца и, по общему мнению выдающегося мастера плаката, Владимира Лебедева он создал свои первые шедевры. Иллюстрации к детским книжкам «Болото» и «Конек-Горбунок», как сейчас принято говорить, «сделали ему имя».
Вслед за ними были опубликованы оформленные Юрием Васнецовым «Три медведя» Льва Толстого, «Небылицы в лицах», «Ладушки», «Радуга-дуга». Тогда же им была создана и серия картин, созданных так называемой «техникой плоской печати» — детских литографических эстампов на традиционную фольклорную тематику.
После поездки на Север в 1931 году художник Юрий Васнецов окончательно укрепился в избранном пути. Уже владеющий всеми навыками мастера-живописца, он еще тщательнее подошел к изучению народных истоков.
Феномен живописи Юрия Васнецова
Осуществив путешествие в русские северные края, художник начал осваивать новые для себя тонкости мастерства. Тогда и заговорили о «феномене живописи Васнецова».
Вот, например, один из натюрмортов, с изображенной на нем большой рыбой: на продолговатом, красного цвета подносе лежит большая, с серебряной чешуей рыба. Картина стилистически выполнена так, что непонятно — то ли это геральдический знак, то ли просто коврик со стены крестьянской избы.
Красные, черные и серебристо-серые тона противопоставлены, но в тоже время уравновешивают друг друга в общей художественной плоскости натюрморта.
Высоко оценивая как народное «базарное» искусство, так и каноны утонченной живописи, Юрий Васнецов к 1934 году создал такие полотна как «Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпкой и бутылкой» и др.
Однако опасаясь преследований, которые коснулись творческих работников того времени в связи с начавшийся кампанией борьбы с формализмом, Васнецов рисовал что называется «в стол», сделав эту часть своей живописи тайной и показывая картины лишь близким людям.
Лишь после смерти на выставках работы Юрия Алексеевича Васнецова в полной мере обрели своих поклонников. Тогда стало понятно, сколь велик был дар этого человека — являясь выдающимся «детским» художником, он был и замечательным мастером живописи XX века.
Образы иллюстраций
Совсем не случайно художник писал впоследствии, что всегда жил тем, что запомнил с детства.
И вот, почти так же, как вятские игрушки, нарядно и празднично, «одевает» художник своих героев. Кошки и козы, матери многочисленных семейств, носят на его иллюстрациях юбки, украшенные оборками и кружевами. Так и хозяйничают.
А вот Зайчик, обиженный Лисой — на него художник, должно быть, из сострадания, надел теплую кофточку.
Медведям же и волкам по вполне понятной всем детям логике одежды чаще всего не полагалось, потому что были они всем остальным зверям опасными и хищными врагами.
А вот необыкновенно добрый котик:
Носит котик по зимнему времени добротные расписные валенки, на шее у него повязан розовый бант, и баба сбоку от шагающего кота шумно радуется его появлению, и собака не торопится облаивать. А еще дальше домики с занесенными снегом крышами, с горящими окнами, и дым из труб столбом прямо в небо — а значит, и погода тихая, безветренная, ясная.
А как это глупо — жить во вражде! Вот две вороны сидят, отвернувшись друг от друга, нахохлившись, смотрят в разные стороны:
И окружающий этих скупердяек-ворон пейзаж совсем не тот, что на других картинках. Он куда скупее на краски и радости в нем явно недостает.
На иллюстрациях Юрия Васнецова оживает особый мир — уютный, добрый, спокойный. И необыкновенно красочный.
В таком мире любому ребенку, а может, иногда и взрослому, захочется задержаться подольше, вглядываясь в его героев, заряжаясь их душевной щедростью, проживая вместе с ними их пусть и «пряничные», но такие трогательные истории.
При этом звери, нарисованные Васнецовым, не приторны, но — таинственны. Некоторые критики даже считали, что художник пишет «страшноватые» картинки, пугая детей.
И еще это ведь очень по-русски: если страшно — то до дрожи, грустно — так до слез, а уж если радость — то непременно пир на весь мир.
Стилистика и цвет
Эмоциональность рисунков Васнецова продиктована прежде всего цветом, играющим в восприятии образов решающую роль. Он и декоративен, что вообще характерно для народного искусства, и поэтичен, что, в свою очередь, отличает все творчество художника.
Васнецовские иллюстрации — цветовая азбука для ребенка. Все просто, как в сказке: волк — серый, зайчик — белый, лиса — рыжая и т.п. Активно используется художником принцип, как называют этот прием искусствоведы, «волшебного фонаря».
Действие происходит на некоем, обязательно праздничном, ярком цвете фона (красный, желтый, синий и др.).
Эта среда, в которой общаются персонажи, композиционна сама по себе, и в то же время она — то новое яркое пятно, которое так необходимо детям, переворачивающим очередную страницу в ожидании новых впечатлений.
В заключение
Книга, особенно в детских руках, — товар копеечный, скоропортящийся. У кого из нас в детстве не было «Плывет-плывет кораблик», иллюстрированный Конашевичем? Или знаменитого «Багажа» с рисунками Лебедева? А «Радугу-дугу» с чудесными животными Васнецова забыть и вовсе невозможно.
Но у кого «дожили» эти книжки до наших дней? Наверное, лишь совсем у немногих. А ведь это были добротно сделанные, прекрасно оформленные, выполненные в удобном большом формате детские книги. И те, у кого они все еще хранятся, прекрасно знают, как воспринимают их сегодняшние дети.
Да так же, как и взрослые много лет назад — с радостью и восхищением.
На ярких, остроумно и занимательно выполненных иллюстрациях Васнецова выросло уже несколько поколений юных читателей, а сам художник еще при жизни был назван классиком детских книжных иллюстраций.
Источник: https://www.syl.ru/article/373882/yuriy-vasnetsov-kartinki-iz-nashego-detstva
7 «сказочных» иллюстраторов
Они подарили нам сказку! Художники-иллюстраторы, которые «оживили» наших любимых героев. Путеводитель по книжкам, стилю, техникам и истории из жизни.
Мастер графики, создатель особого типа иллюстрированной книги, «первый профессионал книги» — как его называют специалисты. Его пример — другим наука, в творчестве Билибина искали вдохновения многие поколения не только иллюстраторов, но и графических дизайнеров.
«Царевна-лягушка», «Василиса-прекрасная», «Марья Моревна», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» — стоит найти на полке любимые с детства книжки, чтобы убедиться — красота!
Стиль. Узнать работы Билибина можно по большого формата тонкой книге-тетради с крупными цветными рисунками. И художник здесь — не просто автор рисунков, но и всех декоративных элементов книги — обложки, инициалов, шрифтов и орнаментальных украшений.
В музее-заповеднике «Абрамцево» до сих пор хранятся книги проиллюстрированные Еленой Поленовой.
Сестра знаменитого живописца Василия Поленова, хоть и была связана с богемным «мамонтовским кружком» – художниками, артистами, архитекторами, всегда интересовалась народным, крестьянским.
Ее вдохновляли сказы, в ее письмах друзьям упоминаются герои фольклора, например: бабушка Федосья – мастерица придумывать веселые небылицы.
Стиль: Основное в пейзажах Поленовой – внимание к «мелочам»: травам, цветам, грибам, насекомым. Она старалась «перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в котором живут и действуют эти удивительные существа».
«Краденое солнце» Корнея Чуковского, «Кошкин дом» Самуила Маршака, «Конек-горбунок» Петра Ершова — героев всех этих книг мы представляем благодаря рисункам Юрия Васнецова.
Стиль: Художника вдохновляли нарядные дымковские куклами и яркие петухи, традиции лубка и народная фантазия оказали заметное влияние на творчество иллюстратора.
Деталь: Книжная графика была лишь частью творчества Васнецова. В живописных произведениях он проявил себя как очень крупный мастер, соединивший народную культуру и высокую эстетику.
Владимир Конашевич дал нам возможность увидеть доктора Айболита, Тянитолкая, малютку Бибигона, Конька-Горбунка и мудрецов, которые плыли по морю в грозу.
Рассказывая о том, как придумывает рисунки, Конашевич признавался: «Есть художники, которые изобретают и думают с карандашом в руке… Я художник другого склада.
Раньше, чем я возьмусь за карандаш, я должен выяснить всё заранее, представить себе мысленно уже готовый рисунок во всех деталях…»
Стиль: Для художника, работающего с детскими книгами одного таланта рисовать мало, нужен второй — доброта. Мир Конашевича — как раз такой, мир доброты и мечты. Художник создал узнаваемый стиль в оформлении сказок: яркие образы,витиеватые узоры, виньетки, «живая» композиция, которая захватывает не только детей, но и взрослых.
«С малых лет, сколько себя помню, — признавался Георгий Нарбут, — меня влекла живопись. За отсутствием красок, которых я не видел, пока не попал в гимназию, и карандашей я использовал цветную бумагу: вырезал ножницами и клеил мучным клеем» .
Художник, рисовальщик и иллюстратор, организатор высшего графического образования на Украине Георгий Нарбут, учился у Михаила Добужинского и Ивана Билибина, последний даже говорил: «Нарбут огромнейших, прямо необъятных размеров талант… Я считаю его самым выдающимся, самым большим из русских графиков».
Cтиль. В мастерской Нарбута рождались гениальные идеи и создавались шедевры, изменившие историю книги в России. Книжная графика — это не просто виртуозная техничность и изысканность вкуса. Стиль Нарбута — это всегда выразительная обложка, декоративно оформленный титульный лист, буквицы и искусные иллюстрации.
Художник намеренно избегал излишней публичности, оттого факты о ее биографии так скудны. Известно, что он был выходцем из московского купечества и учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Зворыкина считают основоположником «русского стиля» в книжной иллюстрации и лучшим графиком-орнаменталистом начала XX в.. С 1898 года он иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств Ивана Сытина и Анатолия Мамонтова. Первым опытом художника в области детской книги была книжка «Сказка о золотом петушке» Александра Пушкина.
Стиль. Вдохновение для своих работ Борис Зворыкин искал в русской старине, декоративно-прикладном искусстве, иконописи, деревянном зодчестве и книжной миниатюре. Недаром он был одним из активных членов «Общества возрождения художественной Руси».
Борис Диодоров «оживлял» для нас героев русской и зарубежной классики. «Тутту Карлссон Первую и единственную, «Людвига Четырнадцатого и других», «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями», «Дело в шляпе» (об истории головных уборов в России совместно с Ириной Кончаловской) — всех не перечислишь: всего художник проиллюстрировал около 300 книг.
Диодоров работал главным художником издательства «Детская литература», получил из рук принцессы Дании золотую медаль Г. Х. Андерсена, его работы выставлялись в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее.
Стиль: красота тонких линий. Техника офорт, при которой стальной иглой процарапывают рисунок на покрытой лаком металлической пластине довольно сложна, но только она позволяет добиться воздушности и тонкости в исполнении.
Источник: http://russian7.ru/post/7-skazochnyx-illyustatorov/
«Иллюстрации сказок»
Иллюстрации сказок
Иллюстрация – это рисунок или любое изображение, помещенное в книге.
Слово это происходит от латинского «illustratio» — освещение, наглядное изображение.
Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.
Иллюстрация может быть цветной или черно-белой. Например , иллюстрации Билибина И. Я. , приведенные ниже иллюстрация к « сказке о золотом петушке» Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»
Иллюстрация к «Cказке о царе Салтане» Иллюстрация к «Cказке Царевна-лягушка»
Иллюстрации Васнецова Юрия Алексеевича к сказкам
Иллюстрации Васнецова Юрия Алексеевича к сказкам
Иллюстрации Васнецова Юрия Алексеевича к сказкам
Первый печатный букварь был издан Лаврентием Зизанием в Вильно в 1596. Первой иллюстрированной детской книгой в России был «Букварь» Кариона Истомина. Вышел он в Москве в 1692-94 годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были украшены изображениями людей, животных, предметов быта, растений, построек.
Лучшие образцы русской книжной графики накануне 1917 года были созданы художниками «Мира искусства» -(русское художественное объединение). На рубеже XIX — XX столетий они возродили в России искусство книги, которое пришло к этому времени в самый печальный упадок.
В основу была положена мысль о книжном оформлении, как о целостном декоративно-графическом единстве, все важнейшие части которого подчинены одной общей задаче украшения книги
Художники стремились связать рисунок с плоскостью книжной страницы и шрифтами текста. Например , как мы видим это , на ниже приведенных иллюстрациях художника Билибина И. Я.
Мастера «Мира искусства» сумели с блеском решить ту задачу, которую поставили перед собой в области книжной графики. В их руках иллюстрированная книга снова обрела художественную выразительность.
Искусство отрывалось от реальной действительности и конкретной натуры. Например иллюстрация Билибина И. Я.
Иван Яковлевич Билибин получил известность как один из самых оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги — обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.
В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса-прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и другие. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Одна из особенностей иллюстраций Билибина — это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Билибин увлеченно работает над эскизами к первой постановке «Золотого петушка» Римского-Корсакова.
Сказочные герои — добрые и злые, прекрасные и безобразные — волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Например «Иван-Царевич на Сером Волке»
Ковёр-самолет
Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) — иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака и др. Его по праву называют художником русской сказки. «Три медведя», «Конек-горбунок», «Теремок» и многие другие.
Иллюстрации В.Сутеева к сказкам
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/illiustratsii-skazok.html