Описание картины альбрехта дюрера «поклонение святой троице» (1511г.)

Поклонение святой троице алтарь

Искусство германии. живопись. альбрехт дюрер (1471–1528)

Алтарь «Поклонение Святой Троице» заказал Дюреру Маттиас Ландауэр – нюрнбержец, владелец процветающей медной мастерской.

Ландауэр построил за свои деньги богадельню для двенадцати (по числу апостолов) одиноких стариков – бывших ремесленников. Молва окрестила ее Домом двенадцати братьев. Была сооружена при богадельне капелла.

Для нее и заказал Ландауэр алтарь знаменитому художнику.

Алтарь было решено делать небольшим, без боковых створок. Уже одно это было ново и необычно. От боковых створок, от большого размера Дюрер отказался легко, но не смог расстаться с представлением о том, что алтарь должен быть непременно торжественным.

Капелла Дома двенадцати братьев была посвящена Tроице и всем святым. Это определяло сюжет картины. Работал над ней Дюрер снова очень долго, первые наброски сделал еще в 1508 году, а появилась картина в капелле только в 1511 году.

Ему все казалось, что работа еще не готова. Дюрер прописывал картину тончайшими слоями темперы, в некоторых местах слегка дотрагиваясь до ее поверхности маслом. Там, где краска слишком блестела, он гасил блеск, слегка прикасаясь к ее поверхности пальцем.

Картина навсегда сохранила следы этих прикосновений.

Когда Дюрер в верхней части картины написал голубя – воплощение Святого Духа, под ним – Бога-отца, который держит крест с распятым Христом, он следовал давнему обычаю. Такое изображение Троицы было традиционным и называлось «Тропом милосердия». Но Дюрер не просто повторил общепринятое. Это было не в его характере, да и время повелительно заставляло искать новых решений.

Тот, кто подходил к картине Дюрера, сразу видел – на небо вознесены не только святые праведники, но и миряне. Они образуют единую толпу.

На клубящемся облаке, которое парит в воздухе как огромный ковер-самолет, стоят епископ, рыцари, богатые горожане, монахи и монашенки, солдаты, крестьянин с цепом. Все в праздничных одеждах и все вместе.

Так Дюрер выразил мысль, что все жители земли – и те, у кого есть деньги, чтобы заплатить за отпущение грехов, и те, у кого их нет, и знатные, и простые, и богатые, и бедные – равны перед «Тропом милосердия».

Поклонение Святой Троице. 1511 Дерево, темпера, масло. Музей истории искусств, Вена, Австрия

Обитателям Дома двенадцати братьев было интересно разглядывать людей в толпе. Тем более, что некоторых они узнавали. Вот седой старик необычайно робкого вида. Это заказчик картины – Маттиас Ландауэр.

На прежних алтарных картинах их заказчики – донаторы – выглядели чаще всего людьми важными, уверенными в себе, гордыми своими нарядами и гербами. В Ландауэре Дюрер всячески подчеркнул смирение.

Созерцающие картину догадывались: Страшный суд миновал Началось тысячелетнее царство божие – царство справедливости, равенства, всеобщего братства людей.

Внизу, под нижним слоем облака,- опустевшая земля. На ней – одинокая крохотная фигурка. Она опирается на камень, на котором написано, кто и когда создал картину. Это Дюрер. У него печальное, задумчивое лицо.

Он единственный, кто остался на земле и кто грустен,- он изобразил себя таким, каким был по большей части, когда работал над «Поклонением Святой Троице» и вообще в эту пору своей жизни.

Не только этот человек, который печально, одиноко и отрешенно стоит на земле, но и все, что его окружает – деревья, холмы, горы,- кажется бесконечно удаленным от того, кто глядит па картину.

А все фигуры, которые парят в небе, опираясь па облако, по сравнению с крошечным человеком огромны. Зритель невольно перестает замечать, сколь мал алтарь. Благодаря соотношению между фигурами в небе и фигуркой на земле он кажется монументальным.

Картина была необычайно красива. Самую большую радость при взгляде на нее доставлял цвет. Картине этой, в отличие от других, которые погибли или были сильно переделаны при реставрациях, посчастливилось. Она уцелела и пережила века. Ее краски до сих пор сохраняют пленительную свежесть, яркость, силу.

В картине победно звучат красный, синий, зеленый и золотой цвета. Светло – синий плащ, трепещущий позади распятия, перекликается с темно – синим одеянием Марии, глухими синими одеяниями пророков, синими нарядами мирян. В толпе вспыхивают алые, карминно – красные и багряные пятна одежд.

Музыкально – радостное многозвучие цвета вызывает радость в душе сегодняшнего человека, который видит картину в музейном зале.

← Биография Альбрехта Дюрера

← Апокалипсис

← Три «Мастерские гравюры» на меди

← Портреты картины

← Алтари, Мадонны

← Гравюры

← Акварели, рисунки

Наверх

Источник: http://germany-art.com/painting/durer/durer_altar_10.html

Альбрехт Дюрер: картины художника с названиями и описанием :

Альбрехт Дюрер – искусный график и живописец родом из Германии, ставший видной фигурой западноевропейского Ренессанса. Картины Альбрехта Дюрера по сей день считаются подлинными произведениями искусства.

Также художник был признан одним из величайших мастеров ксилографии, поднявшим это направление изобразительного искусства на новый уровень развития.

Дюрер стал первым теоретиком среди североевропейских художников, написав руководство по декоративно-прикладному и изобразительному искусству.

Детство

Дюрер родился в 1471 году, 21 мая, в немецком городе Нюрнберге. Будущий великий живописец и график посещал латинскую школу. В возрасте 15 лет юный Альбрехт был отправлен на обучение в мастерскую известного в Нюнберге в те времена художника Михаэля Вольгемута.

Странствия

В 1490 году Альбрехт завершил обучение и отправился в странствие, в ходе которого он перенимал умения у мастеров из других земель. Дюрер мечтал посетить художника Мартина Шонгауэра, но застать его не успел: тот умер в 1491 году. Семья покойного радушно приняла Дюрера и даже позволила ему работать в мастерской художника.

Позднее Дюрер перебрался в Базель к брату умершего Мартина Шонгауэра и там, по догадкам, принял участие в изготовлении известных деревянных гравюр к «Кораблю дураков» авторства Себастьяна Бранта.

Еще какое-то время художник провел в Страсбурге. Именно здесь создал Альбрехт Дюрер картину с названием «Автопортрет с чертополохом». Произошло это в 1493 году. Это произведение считается одной из самых известных картин Альбрехта Дюрера.

Нюрнберг

В 1495 году картины Альбрехта Дюрера начали создаваться в его собственной мастерской. В 1498 году был издан «Апокалипсис», для которой Дюрер создал 15 ксилографий. Позднее типография Кобергера издала «Страсти св. Бригитты», для которой художник нарисовал 30 гравюр, что только добавило Дюреру поклонников.

Примерно в то же время было создано несколько живописных портретов, некоторые из которых стали одними из самых известных картин Альбрехта Дюрера. Но одной из самых значимых работ Дюрера этого периода стало произведение «Поклонение волхвов». Не менее известны стали картины Альбрехта Дюрера с названиями «Дрезденский алтарь» и «Семь кораблей».

Венеция

В 1505 году Дюрер отправился в Италию. Здесь художник выполнил ряд известных работ на заказ, среди которых – «Праздник венков из роз». По словам Дюрера, именно это произведение заставило признать окружающих его мастеров, что он не только успешный гравер, но и превосходный живописец.

Большое влияние на Дюрера оказал Джованни Беллини – признанный живописец: картины Альбрехта Дюрера «Мадонна с чижиком» и «Христос среди учителей» были созданы именно по просьбе Беллини. Художника высоко оценили в Венециии, даже предлагали остаться, но Дюрер покинул Италию в 1507 году.

Возвращение домой

Дюрер вернулся в Нюрнберг и в 1511 году написал знаменитый алтарь «Поклонение Святой Троице». Обращаясь к описанию картины Альбрехта Дюрера, можно отметить, что в основе иконографической программы алтаря лежит трактат «О граде Божьем».

С 1507 по 1512 год Дюрер сосредоточился на достижении наивысшего мастерства в искусстве гравирования. Среди известных работ того периода называют гравюры «Страсти на меди», «Жизнь Марии», «Большие страсти» и «Малые страсти».

Со временем контрастные образы в произведениях Дюрера становятся более мягкими. Действие происходит в пространстве, выстроенном с соблюдением законов перспективы. Это легко проследить, например, по серии гравюр «Жизнь Марии».

Знакомство с императором

С 1512 года художнику стал покровительствовать император Максимилиан I. Ему было доверено работать над ксилографией «Триумфальной арки» для императора.

Позднее Дюрер принял участие в иллюстрировании одного из изданий «Молитвенника императора Максимилиана». Художник получил от своего покровителя грамоту, которая защищала его деревянные и медные гравюры от копирования.

Благодаря таким важным связям финансовое положение Альбрехта Дюрера исправилось, и он вновь смог творить, не испытывая материальных затруднений.

Последние годы

В конце жизни Альбрехт много писал, оставив за собой множество глубоких произведений, в которых прослеживалось знакомство художника с нидерландским искусством. Один из ярких примеров – диптих «Четыре апостола».

По поводу этой картины ходило много разговоров: кто-то видел в сюжете картины лишь изображения разных типов темпераментов, другие – реакцию художника на религиозные споры в обществе, а некоторые даже идею несоовподения реальности с гуманистической утопией.

Одной из последних картин Альбрехта Дюрера стал автопортрет, на котором он указывает в область селезенки. В Нидерландах Дюрер подхватил неизвестную болезнь, от приступов которой он мучился до самой смерти. Скончался великий художник 6 апреля 1528 года у себя на родине.

Шедевры

Альбрехт Дюрер – признанный гений графики, живописи и гравюры. Графическое наследие Дюрера считается одним из крупнейших по объемам в истории искусства наряду с Да Винчи и другими великими мастерами.

В живописи Дюрер возвел на новый уровень искусство портрета, и особенно автопортрета.

Он создал не менее 300 ксилогравюр и больше 80 гравюр на меди: печатная графика стала для художника основным средством заработка.

Настоящим шедевром считается серия ксилографий «Апокалипсис» – воплощение религиозных переживаний народа в конце столетия. Произведение прекрасно совмещает в себе позднеготический художественный язык и стиль итальянского Возрождения.

Особенно примечательна картина Альбрехта Дюрера «Меланхолия» – медная гравюра, которая считается самым таинственным произведением мастера. Сюжет картины полон неоднозначных аллегорий и ярких символов. Внимание на изображении привлекает крылатый Гений, склонившийся над раскрытой книгой. На поясе ангела можно заметить несколько кошельков.

Читайте также:  Описание картины михаила нестерова «преподобный сергий радонежский»

Немного выше изображен Путто, олицетворяющий ангельский дух. Вокруг также размещены разнообразные предметы: гвозди, пилы, щипцы, молоток, линейка с рубанком. У ног крылатого существа дремлет собака. Стены помещения украшены часами и весами, а также можно заметить колокол и квадрат, полный разными числами. К стене приставлена лестница, а позади виднеется радуга.

Смысл изображения до сих пор представляет интерес для исследователей искусства.

Одна из известнейших работ – картина Альбрехта Дюрера «Руки молящегося». Это не просто эскиз рук: на картине Дюрер изобразил ладони своего брата, благодаря котором теперь имя художника известно на весь мир. Когда-то братья договорились быть художниками по очереди: один из них должен был заниматься тяжелой работой, чтобы у второго была возможность творить.

Тружеником стал брат, и, когда настало время обратно меняться местами, руки брата столь огрубели, что он уже не имел возможности стать художником. Именно его молящиеся руки изобразил Альбрехт на своей картине. Картина демонстрирует великолепный пример выразительности при минимуме средств.

Эта работа является одной из самых узнаваемых не только среди работ автора, но и в общемировом изобразительном искусстве.

Еще одна знаковая работа художника – «Автопортрет в образе Христа». Новаторство этого портрета состоит в изображение себя в анфас на светском портрете: до этого момента фигуры изображались в профиль или полупрофиль.

Сравнив себя с Иисусом, художник преподносит себя как представителя нового времени, возводя себя на пьедестал творца.

По воспоминаниям современников, Дюрер признавался, что желал увековечить свое имя и юное лицо, поставив себе своеобразный памятник при жизни.

Современные исследователи называют Дюрера северным Леонардо да Винчи, и не зря: этот человек привнес огромный вклад в развитие изобразительного искусства. Его новаторские приемы в ксилографии и живописи приблизили эти направления искусства к новому витку развития.

Многие исследователи сходятся во мнении, что в настоящее время невозможно определить, насколько большое влияние оказал Альбрехт Дюрер на развитие изобразительного искусства и было бы оно сейчас таким, какое оно есть, не будь имени этого человека в истории мирового искусства.

Источник: https://www.syl.ru/article/381252/albreht-dyurer-kartinyi-hudojnika-s-nazvaniyami-i-opisaniem

Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer)

Альбрехт Дюрер (1471-1528) родился в городе Нюрнберг в семье ювелира Альбрехта Дюрера Старшего ( Albrecht Dürer the Elder).
C 1477 г. Альбрехт начал посещать латинскую школу и, после нескольких лет учебы, приступил к изучению основ ювелирного дела и рисования под руководством отца.

Об успехах мальчика свидетельствует «Автопортрет» (A self-portrait), созданный в 1486 г. и находящийся в галерее Альбертина. В том же году Альбрехт поступил учеником в мастерскую известного живописца и гравера, представителя нюрнбергской школы живописи, Михаэля Вольгемута (Michael Wolgemut). В 1490 г.

период основного ученичества закончился и, по существовавшей в то время традиции, наступил период так называемого «промежуточного ученичества».

Этап «промежуточного ученичества» заключался в том, что молодой художник отправлялся в путешествие для изучения творчества знаменитых мастеров живописи.

Следует отметить, что талант Дюрера проявился уже в первой известной его картине «Портрет отца» (Albrecht Dürer the Elder with a Rosary), написанной в 1490 г. и в настоящее время хранящейся в галерее Уффици.

С 1490 г. по 1494 г. Дюрер побывал во многих городах Германии, Швейцарии, совершенствуя свое мастерство живописца и графика.

В 1493 г. художником была написана картина «Автопортрет с чертополохом» (Portrait of the Artist Holding a Thistle), считающаяся одним из шедевров живописи.

Весной 1494 г. Дюрер вернулся в Нюрнберг, но уже через три месяца отправился в свое первое путешествие по Италии, где им были сделаны пейзажные акварели окрестностей Альп и южного Тироля.

По мнению искусствоведов, на творчество Дюрера заметное влияние оказали работы флорентийского и венецианского художников Антонио Поллайоло (Antonio Pollaiuolo) и Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna). Яркой иллюстрацией влияния итальянской живописи на творческий стиль Дюрера служит его 13 «Автопортрет», созданный в 1489 г.

Вместо обычного нейтрального монохроматического фона на картине изображен интерьер, с окном, через которое вдалеке видны горы, что является характерной особенностью венецианских и флорентийских картин того времени.

Стремлению найти идеальные пропорции в изображении человека, вероятно, способствовало знакомство с венецианским живописцем и графиком Якопо де Барбари,  который считал, что идеальное изображение человека можно создать с помощью геометрических вычислений.

Результатом творческих поисков Дюрера стала знаменитая гравюра на меди «Адам и Ева», созданная в 1504 г.Осенью 1505 г. художник совершил второе путешествие в Италию.

Большую часть времени он провел в Венеции, изучая творчество Джованни Беллини (Giovanni Bellini), ведущего венецианского мастера живописи Раннего Ренессанса. Влияние Джованни Беллини на творчество Дюрера прослеживается в портретах мужчин и женщин, созданных между 1505 г. и 1507 г.

В 1506 г.

в Венеции Дюрер завершил работу над одной из самых своих знаменитых работ – алтарь «Праздник венков из роз» (The Feast of the Rose Garlands) для погребальной часовни в церкви Святого Варфоломея в Германии.

https://www.youtube.com/watch?v=mJxXmJ07jKc

В феврале 1507 г. художник вернулся в Нюрнберг и через два года приобрел большой дом, в котором в настоящее время находится музей Дюрера.

В некоторые из картин, написанных после его второго возвращения из Италии, например, «Мученичество Десяти тысяч» (Martyrdom of the Ten Thousand) и «Поклонение Святой Троице» (Adoration of the Trinity), искусствоведы отмечают влияние Андреа Мантеньи.

В 1512 г. в Нюрнберг с визитом прибыл император Священной Римской империи Максимилиан I (The Holy Roman emperor Maximilian I), который принял Дюрера на службу и до 1519 г. художник, в основном, работал по его заказам.

В 1521 г. Дюрер посетил города Брюгге и Гент и ознакомился с творчеством выдающихся фламандских мастеров XV в.

Яна ван Эйка (Jan van Eyc), Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden), Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes).

После возвращения в Нюрнберг здоровье Дюрера стало ухудшаться. Хотя он и продолжал писать портреты, но, в основном, посвятил себя работе над теоретическими и научными трудами.

Умер Албрехт Дюрер 6 апреля 1528 г.

42 картины Альбрехта Дюрера

Источник: http://gallart.by/Durer.html

Святая Троица на великих полотнах

19 июня христиане отмечают один из самых главных церковных праздников.

Звон церковных колоколов, торжественный молебен, радостные лица прихожан. Вот такой он, праздник святой Троицы. Этот день окружен мистикой, наполнен народными приметами и гаданиями. Но “КП” в Украине” решила выяснить, какой след великий праздник оставил в мировой живописи. 

Робер Кампен. “Троица”. 1430-е годы

На картине – сидящий на троне Бог, придерживающий мертвое тело Христа. Порхающий голубь олицетворяет Святой Дух. 

Автор полотна одним из первых великих мастеров фламандской живописи привлекал современников своей реалистичностью и утонченностью. 

В старых архивах сохранилась информация, что Робер Кампен владел несколькими домами в Турне (Бельгия), также у него была большая мастерская и множество учеников. Так что, думаем, художник не бедствовал, да и денег на свежие краски с холстами у него хватало. 

Василий Верещагин. “Троицын день. Село Коломенское”. 1875 год

Василий Верещагин за свою жизнь успел побывать во многих удивительных местах, участвовал в нескольких войнах. Но помимо реалистичных хмурых работ, связанных со смертью и разрухой, у художника нашлись и весьма позитивные творения.

В его работе “Троицын день” навсегда замерли женщины в ярких платочках и с зонтиками, обсуждающие что-то мужчины, дети, не отходящие далеко от своей стильно одетой матери. Одним словом, праздничная суета. Прям как сейчас.

Только фасоны платьев устарели.

Эль Греко. “Троица”. 1579 год

Художник родился на Крите и еще в юности увлекся иконописью. Впоследствии он перебрался в Испанию.

Слава к Эль Греко пришла благодаря картине “Погребение графа Оргаса”, к нему посыпались заказы, в основном от церкви.

Что касается его работы “Троица”, особо и не нужно описание, яркие цвета картины сами создают эмоциональный “коктейль”. Дух захватывает при виде ангелов, парящих над телом Христа. 

В последние годы у Эль Греко не было отбоя от заказчиков. Но художник отличался расточительностью и промотал все заработанное… 

Борис Кустодиев. “Троицын день”. 1920 год

Кто не знает кустодиевских женщин? Округлые формы, пышная грудь, розовые щеки. Но не только им уделял внимание русский художник Борис Кустодиев.

Одно из главных мест в его творчестве занимают серии “Маслениц”, “Ярмарок”, “Гуляний”. Не оказался забытым и “Троицын день”. Купеческое семейство, юный продавец цветов, продавец булок и пряников, извозчик, беседующие дамы.

Все довольны, беззаботны и счастливы. Да, это вам не “Бурлаки на Волге”. 

Альбрехт Дюрер. “Поклонение Святой Троице”. 1511 год

Заказ на создание этого алтарного образа для часовни в Нюрнберге Альбрехт Дюрер получил в 1508-м от одного богатого купца. Работу живописец смог закончить лишь в 1511 году.

В целом же Дюрер зарабатывал на жизнь гравюрами, которые затем его жена и мать везли продавать на рынки.

Кстати, современный обыватель знает Дюрера именно по гравюрам, которыми проиллюстрированы подарочные варианты Библии. 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА 

Оксана ШЕВЧЕНКО, арт-галерист:

– Во времена Средневековья, в раннюю христианскую эпоху, до конца примерно XVII-XVIII века, когда художники стали рисовать более светские сюжеты, основным идеологом государства была церковь. И она располагала большими финансами. А жизнь художника тогда была не дешевое удовольствие. Чего только стоило обучение, краски, холсты.

Не мудрено, что живописцы не писали по воле своего вдохновения, а выполняли требование заказчика. Есть еще одна причина, почему в те времена религиозная тематика в искусстве преобладала: тогда церковь апеллировала к широким массам, а большинство людей были неграмотны.

И живопись того периода была по сути историей христианства в картинках. 

Читайте также:  Описание картины энтони ван дейка «амур и психея»

Уже в XIX веке церковь не имела такого мощного влияния на общественное сознание, и искусство, в частности художники, стало обращаться больше к светским сюжетам, в том числе и благодаря состоятельным заказчикам.

Конечно, иконописцы существуют и сегодня, но уже не в таком количестве. И есть художники, которые специализируются на росписи современных христианских храмов.

Наряду с сюжетом Троицы одними из самых популярных сюжетов являются распятие Христа, Мадонна с Младенцем, Благовещение. 

Источник: https://kp.ua/life/542380-sviataia-troytsa-na-velykykh-polotnakh

Альбрехт Дюрер — величайший немецкий художник — мастер западноевропейского Ренессанса

Альбрехт Дюрер

Немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения.

Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства.

Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии.

Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Дата и место рождения — 21 мая 1471 г., Нюрнберг, Германия.

Дата и место смерти — 6 апреля 1528 г. (56 лет), Нюрнберг, Германия.

Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, из которых выжили восемь.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг.

Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó — «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer.

О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин).

Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута.

Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя.

В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики.

Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. Wanderjahre), во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года.

Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе.

Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауером, творчество которого сильно повлияло на юного художника, так как тот умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного, и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской Шонгауэра. Позднее Дюрер переехал в Базель.

Вскоре молодой художник возвращается в Нюрнберг. Теперь он уже имеет репутацию известного художника, поэтому не только получает заказы, но и открывает собственную школу.

Дюрер выполняет ряд гравюр на меди – «Продажная любовь» (1495–1496), «Св.

семейство с кузнечиком» (около 1494–1496), «Три крестьянина» (около 1497), «Блудный сын» (1498), а также гравюры на дереве – «Геркулес», «Мужская баня».

«Этими гравюрами открывается блестящая плеяда графических работ Дюрера… Художник теперь свободно владеет резцом, применяя острый, угловатый и нервный штрих, с помощью которого создаются извилистые, напряженные контуры, пластически лепится форма, передаются свет и тени, строится пространство.

С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи.

Здесь Дюрер воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен.

В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497-1511), «Жизнь Марии» (около 1502-11) и «Малые страсти» (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики.

В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Дюрера к ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов.

Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями; в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека; «Св. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта.

В 1498 году художник начал работу над иллюстрациями к Священному писанию. Дюрер выпустил свою лучшую книгу – иллюстрированный Апокалипсис. Серия гравюр из восемнадцати листов до сих пор считается непревзойденным шедевром полиграфического искусства.

Дюрер должен был обратиться к образам, воплощавшим жизнь в духе странного метафорического религиозного видения, которые словно бросали вызов карандашу художника. Средневековый мастер выражал их посредством великих символов во вневременной среде. Дюрер также внес эту космичность и вневременность в свое произведение.

Его композиция возносилась, подобно крутой стене, в пространство вселенной. Небеса и земля сливались в одно великое целое. Однако весь опыт изучения реальности, приобретенный им за это время, не мог быть отброшен.

Огромным достижением Дюрера было то, что силой своего воображения и реалистического мастерства он воплотил эти гигантские видения с их заклинаниями и экстазом в образы, обладавшие жизненной убедительностью.

Тогда же Дюрер приступил к работе над циклом гравюр «Больших страстей», а в 1502 году – над циклом «Жизнь Марии», завершив их только в 1511 году. Все три цикла принадлежат к величайшим достижениям религиозного искусства в области гравюры на дереве.

В начале века Дюрер выполнил несколько монументальных заказных работ: Паумгартнеровский алтарь, «Оплакивание Христа»,

В 1505 году Дюрер вновь прерывает работу в своей мастерской и отправляется в Венецию. Его поездка была вызвана тем, что в итальянских городах появились поддельные гравюры с монограммой Дюрера. Кроме того, художник надеялся, что в Венеции он получит новые заказы.

Действительно, прибыв в Венецию, Дюрер получает выгодное предложение. Руководители немецкой колонии в этом городе решили поручить мастеру ответственный заказ – изготовление алтарных картин для местной церкви. Вероятно, столь ответственный заказ помог ему получить итальянский художник Д. Беллини. С ним Дюрера связывали дружеские отношения еще со времени предыдущего приезда.

Он успешно работает в Венеции, совершает поездки в другие города, встречается с великим Рафаэлем. Дюрер подарил Рафаэлю свой автопортрет, исполненный гуашью на очень тонком холсте.

В 1507 году Дюрер возвращается в Нюрнберг и вновь приступает к работе. Ему хотелось хотя бы некоторое время поработать не на заказ, а для души. И он вернулся к своему старому замыслу – образам Адама и Евы. Однажды он уже воплотил их в гравюре.

В 1509 году Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена).

Иконографическую программу алтаря, состоявшего из картины и деревянной резной рамы, выполненной неизвестным нюрнбергским мастером, в верхней части которой была вырезана сцена Страшного суда, разработал Дюрер. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем».

Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу, художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником.

В 1513–1514 годах мастер создает произведения, знаменующие вершину его творчества. Это в первую очередь три гравюры на меди: «Всадник, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним» (1514) и «Меланхолия» (1514).

Дюрер был единственным художником, которому Максимилиан назначил пожизненную годовую ренту в 100 флоринов. Однако в 1519 году Максимилиан умирает, и Дюрер лишается ренты.

В 1520 году художник вместе с женой отправился в Нидерланды для того, чтобы получить санкцию на продолжение выплаты ренты у нового императора Карла V, ожидавшего коронации в Ахене. На протяжении всего пути художника ждал восторженный прием.

Антверпенские художники пригласили знаменитого коллегу на торжественный обед.

В 1523–1528 Дюрер опубликовал теоретические трактаты «Руководство к измерению циркулем и линейкой» и «Четыре книги о пропорциях человека», вобравшие в себя выводы, к которым он пришел в результате изучения пропорций, и ставшие основой руководства по обучению живописи.

По замыслу автора, они должны были стать своеобразным введением к задуманной им энциклопедии художника. Однако осуществить этот грандиозный замысел Дюрер уже не успел. 6 апреля 1528 года художник умер после тяжелой болезни печени.

Читайте также:  Описание картины питера рубенса «герцог лерма»

Дом-музей Дюрера

Место, где жил и работал художник с 1509 года до своей смерти в 1528 году. Дюрер жил в доме с женой, матерью и своими учениками и подмастерьями. Сегодня дом — музей и принадлежит вместе с Собранием графики Нюрнберга к объединению музеев города.

Здание имеет два уровня: нижние этажи построены из песчаника, а три верхних имеют деревянный каркас. Крыша — полувальмовая, со слуховыми окнами, обращенными в сторону улицы.

Первый музей художника создан в этом старинном доме в 1826 году: изначально экспозиция ограничивалась одной комнатой.

И только в 1871 году в честь 400-летия со дня рождения Альбрехта Дюрера весь дом был переведен под управление музея.

Здание пострадало в годы Второй мировой войны, однако стало одной из первых восстановленных музейных площадок, открылось для посетителей в 1949 году. Музей располагается в центральной части города, рядом с Нюрнбергским замком и парковой зоной.

Произведения

Меланхолия

1514 г.

Резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «Меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера, и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.

Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве.

За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации, и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды».

Адам и Ева

Картина немецкого художника Альбрехта Дюрера. Картина представляет собой две крупноформатные доски, написанные маслом. Диптих написан в 1507 году. Обе панели 209 см в высоту, а в ширину одна 81 см, другая 80 см.

Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен. Стоит сказать, что данное произведение и его сюжет создано в духе античного времени. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии.

Люди, изображенные на полотне, полностью обнаженные, все прописано до мельчайших деталей, даже их рост, они изображены в свою истинную величину.

Это очень важно из-за того, что по Библии Адам и Ева являются прародителями человечества, первыми людьми, сошедшими с небес на землю и давшими начало расе людей.

В Библии говорится, что Адам и Ева имели множество различий между собой, именно поэтому автор изобразил их по отдельности. Но присмотревшись внимательней, можно увидеть, что картина представляет собой единое целое – Адам удерживает ветку, а Ева плод, который раньше на ней висел.

Автопортрет Дюрера

Последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.

«Автопортрет» («Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет», «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»; нем. Selbstbildnis im Pelzrock) Альбрехта Дюрера, написанный в начале 1500 года, — последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.

Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета.

Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой. В этом произведении Дюрер, кажется, подошёл к тому, что историк искусства Марсель Брион, называет «классицизмом по Энгру. Лицо с непреклонностью и безличным достоинством маски, скрывающей беспокойство потрясений, боли и страсти внутри».

Кажущаяся симметрия картины несколько нарушена: голова расположена чуть правее центра, пряди волос падают набок, взгляд направлен влево.

В конце XV — начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета (один из немногочисленных примеров использования такого ракурса — серия портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненная Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу).

В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. В Северной Европе поворот в три четверти появляется в портретах приблизительно с 1420 года, его использовал Дюрер в своих более ранних автопортретах.

Художники позднего средневековья и раннего Возрождения разрабатывали этот более трудный вид и гордились умением изображать модель в три четверти. Для зрителя начала XVI века вид анфас был связан не со светским портретом, а с религиозным и, прежде всего, — изображением Христа.

Четыре ведьмы

Одно из самых загадочных произведений Дюрера. Сюжет его разными учеными толковался по-разному. В основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру. Дверь слева, из которой вырываются языки пламени и видна голова дьявола, олицетворяет врата ада, дверь справа, перед которой лежит кость, – врата смерти.

Изображены четыре женщины: одна из них, на заднем плане, возможно, Эрида – богиня раздора; в трех фигурах на первом плане видят Венеру, Минерву и Юнону. Последняя была покровительницей замужних женщин, поэтому изображена в чепце.

Некоторые исследователи связывают гравюру с темой «Суда Париса» и рассматривают ее как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мучениям.

В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т.д. Он выполняет множество портретов в живописи, гравюре и рисунке, постоянно зарисовывает народные типы.

От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди — «Мужская баня», «Танцующие крестьяне», «Четыре ведьмы», «Волынщик», «На рынке»).

В это же время он занимается декоративным искусством и книжной графикой, изображая в гравюре по заказу императора Максимилиана грандиозную триумфальную арку и украшая рисунками на полях его молитвенник.

Поклонение волхвов

Картина Альбрехта Дюрера, написанная по заказу курфюрста Саксонии Фридриха III в 1504 году для алтаря замковой церкви в Виттенберге. Считается одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годом.

Эта картина напоминает незаконченное полотно Леонардо да Винчи на аналогичный сюжет, также хранящееся в Уффици. Но непосредственное влияние на Дюрера оказали венецианцы — Андреа Мантенья с его пристрастием к обилию камня в картинах и Джованни Беллини с его светлой и ясной живописью. Однако персонажи Дюрера написаны с той степенью психологизма, которая была особенно ему присуща.

Источник-интернет

Альбрехт Дюрер — величайший немецкий художник — мастер западноевропейского Ренессанса обновлено: Декабрь 4, 2017 автором: interesno-vse.ru

Источник: http://interesno-vse.ru/?p=20995

Поклонение Святой Троице

Альбрехт Дюрер

Поклонение Святой Троице (Алтарь Ландауэра), 1511

Allerheiligenbild (Landauer Altar)

Тополёвая доска, масло. 135?123 см

Музей истории искусств, Вена

«Поклонение святой Троице» или «Алтарь Ландауэра» (нем. Allerheiligenbild, Landauer Altar) картина Альбрехта Дюрера, выполненная в 1511 году. В настоящее время находится в венском Музее истории искусств.

История создания

Алтарный образ был заказан богатым нюрнбергским купцом Маттиасом Ландауэром для капеллы Всех Святых в доме Двенадцати братьев (нем. Zwolfbruderhaus).

Этот приют для престарелых ремесленников был создан Ландауэром, жители дома должны были ежедневно молиться о спасении души основателя и как вознаграждение получали кров, одежду и пищу.

Сам Ландауэр также вошёл в число первых жителей дома Двенадцати братьев в 1510 году.

Алтарный образ был заказан в 1508 году, однако выполнен только через три года.

Сюжет

У алтаря отсутствуют традиционные в конце XV — начале XVI веков в Германии створки (боковые крылья), он был вставлен в богатую резную раму (или портал, также разработанный Дюрером): в верхней части обрамления представлена сцена Страшного Суда, внизу — гербы донатора. Рисунок 1508 года показывает, что портал с самого начала был частью алтарного образа.

Цвет портала, выполненного неизвестным нюрнбергским резчиком, был, вероятно, специально подобран к картине. Дюрер разработал его в ренессансном стиле с объёмными колоннами, поддерживающими фронтон арки. Капелла в Доме Двенадцати братьев — самый ранний пример деятельности Дюрера в качестве художника-декоратора.

Алтарная картина, резной портал и оформление окон капеллы составляли единый по замыслу комплекс.

Алтарь отображает видение Града Божьего (лат. De Civitate Dei) после Страшного Суда, согласно описанию Августина в трактате «О граде Божьем». Художник соединил все достижения немецкой и итальянской живописи в изображении сонма святых, окружающих Троицу и возглавляемых Девой Марией и Иоанном Крестителем.

Центральная ось композиции — распятие, поддерживаемое Богом-Отцом, надо всем в виде голубя парит Святой Дух. Среди святых и героев Ветхого Завета художник поместил портреты реальных людей. Старик в тёмном плаще, преклонивший колени в молитве, — Матиас Ландауэр.

За множество представленных в «Поклонении Святой Троице» человеческих типов это произведение Дюрера было названо «шекспировской галереей».

Нижняя часть композиции представляет вид озера среди холмов, вероятно Дюрер был вдохновлён пейзажами Альбрехта Альтдорфера и Иоахима Патинира. Возможно, что это озеро Гарда, которым художник восхищался во время своей поездки в Венецию[1].

Справа внизу Дюрер изобразил себя у картуша с латинской надписью Albertus Durer Noricus faciebat anno a Virginis partu 1511 (Альбрехт Дюрер из Нюрнберга создал это в 1511 году после рождения Девы).

В биографии Дюрера Иоганн Конрад Эберлайн отмечает: «Появление художника как земного свидетеля разворачивающихся событий способствует объективации многопланового визионерского содержания произведения»[2].

Дальнейшая судьба картины

В 1585 году, когда Рудольф II приобрёл картину Дюрера, рама алтаря осталась в Нюрнберге[1], в настоящее время она находится в Немецком национальном музее. В Вене алтарный образ экспонируется в современной копии оригинального обрамления.

Источник: http://vv-travel.ru/warticle/poklonenie-svyatoy-troice

Ссылка на основную публикацию