Описание картины алексея саврасова «камень в лесу у разлива»

Алексей Саврасов

Алексей Саврасов – хрестоматийная фигура в русской живописи, человек тяжелой судьбы. Его работы настолько поэтичны, что похожи на стихи классиков, выписанные на холсте. Гения обожали ученики, зрители почитали за сказанное им новое слово в искусстве, но распад семьи, алкоголизм и последовавшие за этим материальные трудности привели художника к трагическому концу.

Детство и юность

О ранних годах в биографии Алексея Кондратьевича известно мало. Он коренной москвич. Родился весной 1830 года в купеческой семье, проживавшей на территории Замоскворечья.

Портрет Алексея Саврасова

Отец Кондратий Артемьевич промышлял галантереей и мечтал, что дети унаследуют его коммерческую жилку.

Возложенные родителем надежды оправдал младший брат живописца – Николай, унаследовавший семейное дело.

Интересный факт – до 50-х годов художник писал свою фамилию как отец – через «о», Соврасов, но впоследствии «отретушировал». Таким образом, с единоутробными сестрами и братом фамилии разнились.

Мальчик рано увлекся изобразительным искусством. Уже в 12 лет он рисовал акварелью и гуашью пейзажи романтической направленности.

Работы, сделанные подростком, ценили как настоящие произведения искусства и с удовольствием покупали на улице, что поначалу отца, видевшего в этом перспективы прибыли, радовало.

Все переменилось с того момента, как юный Алексей огласил решение выучиться на художника и поступать в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ).

Алексей Саврасов

Соврасов-старший категорически противился выбору сына, который в 1844 году успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом. В ход шли наказания рублем, родительская немилость и даже пленение на чердаке. Отсутствие юноши на занятиях в МУЖВ объяснялось семейными причинами.

Только благодаря живому участию в судьбе талантливого ученика педагогов, однокурсников и содействию обер-полицмейстера Москвы Дмитрия Лужина Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса.

Карл Рабус

Фигура Рабуса в жизни Саврасова – фундаментальная. Выпускник петербургской Академии художеств, талантливый пейзажист, он прославился в первую очередь как педагог. Мастер слова вырастил и вдохновил Каменева, Герца, Аммона, Бочарова и многих других. Под его началом гений студента раскрылся – о Саврасове мгновенно заговорили как о новом явлении в русской живописи.

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом.

Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».

Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции.

Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге».

Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»

В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» – картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал

Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода – «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

Личная жизнь

В 1857-м художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. В браке родились 5 детей. 2 дочери художника скончались в младенчестве, что стало для него и супруги страшным ударом.

Портрет Алексея Саврасова

В 1876-м пара разошлась. Жена уехала к сестре, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний.

Пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья «из прошлого», например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой.

С 1983-го до кончины жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным советским художником.

Смерть

Годы нужды и пагубное пристрастие к алкоголю подточили здоровье художника. Забытый всеми, в 1897 году он умер в больнице для бедных.

Могила Алексея Саврасова

На погребении присутствовали двое: меценат Третьяков и ученик Левитан, описавший мастера так:

Могила находится на Ваганьковском кладбище.

Картины

  • 1850 – «Камень в лесу у Разлива»
  • 1852 – «Рассвет в степи»
  • 1854 – «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
  • 1859 – «Пейзаж с рекой и рыбаком»
  • 1862 – «Швейцарский вид»
  • 1869 – «Лосиный остров в Сокольниках»
  • 1871 – «Бурлаки на Волге»
  • 1871 – «Грачи прилетели»
  • 1871 – «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»
  • 1873 – «Просёлок»
  • 1875 – «Радуга»
  • 1884 – «Кутузовская изба в Филях»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/29786-aleksei-savrasov.html

Не только «Грачи»

В Государственном художественном музее Алтайского края отмечают 185-летие Алексея Кондратьевича Саврасова.

Имя этого художника, как и его программная картина «Грачи прилетели», знакомы каждому, не зря Алексей Кондратьевич считается создателем русского лирического пейзажа.

Его ученик Исаак Левитан писал: «Саврасов избирал не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а, наоборот, старался отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Алексей Кондратьевич очень любил раннюю весну, когда природа оживает и обновляется. Вот и в музее открыли его экспозицию именно в эту пору, хотя родился живописец в мае 1830 года. Мальчик из семьи небогатого торговца-галантерейщика сам выучился рисовать. К 12 годам неплохо владел кистью и писал на продажу акварелью или гуашью модные тогда романтические пейзажи вроде «Извержения Везувия».

Вестник весны Алексей СаврасовРыцарь красоты Василий ПоленовПесни о России Бориса Кустодиева

В 1844 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но по настоянию отца, желавшего видеть сына купцом, а уж никак не художником, вынужден был бросить учебу.

Однако через четыре года возобновил свое образование по настоянию друзей – студентов училища и преподавателя Карла Рабуса.

И уже два года спустя Совет училища признал его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и присвоил Саврасову звание художника за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива».

Живописец не сразу пришел к реалистическому пейзажу, по мере творческого взросления он испытал влияние таких европейских мастеров академической пейзажной живописи, как Добиньи, Руссо, Коро, Милле.

«Могила на Волге. Окрестности Ярославля». А.К. Саврасов, 1874

Его расцвет как мастера приходится на 1870-е годы. В это время художник много путешествует, совершает поездки на Волгу, Оку, в Ярославль и Нижний Новгород, под Кострому и в Болгары под Казанью.

Волжские просторы наиболее поразили воображение Алексея Саврасова. В 1971 году его картина «Волга под Юрьевцем» (1871) получает первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств.

В конце того же года его главное полотно «Грачи прилетели» впервые появляется на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге и получает самые высокие оценки современников.

Алексей Кондратьевич сумел раскрыть красоту и поэзию самых скромных и привычных мест русской природы.

Юбилейная выставка в

Художественном музее Алтайского края

получилась камерная – всего четыре шедевра: «Весенний вечер», «Ночь. Воробьевы горы», «Избушка со старым дубом» и «Могила на Волге. Окрестности Ярославля». Эта скромная коллекция живописи А.К. Саврасова тем не менее считается лучшей в Сибири. Выставка открыта до 22 марта.

Источник: https://www.culture.ru/news/38903/ne-tolko-grachi

Мастер лирического пейзажа Алексей Саврасов (1830-1897)

   Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.

И. Левитан

  Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке, и был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, что за Яузою. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья – семья жила то на Якиманке, то на Пятницкой улице, то у Калужской заставы.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «везувий»

Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот.

Но путь в большое искусство оказался нелегким. 

  Поступив в 1844 году в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), он, по-видимому из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его “из квартиры за страсть к живописи, на чердак”, был вынужден прекратить учебу.

И только в 1848 году, благодаря помощи учеников МУЖВ Александра Зыкова, Сергея Грибкова и преподавателя Карла Рабуса, а также просвещенного обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И.Д.

Лужина, прослышавшего о “необыкновенных художественных способностях” Алексея, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом.

Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851

  В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла.

Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год).

Более зрелой и мастерски исполненной стала картина  Алексея Саврасова “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” . Этот пейзаж принес художнику первое признание, сделал его знаменитым.

Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859

  “Пейзаж с рекой и рыбаком” наглядно демонстрирует достижения Саврасова. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.

Лунная ночь. Болото. 1870

 Первоочередное значение образах картин Саврасова получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870). Изначально свойственная  ему “виньеточная” манера рисунка, выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

Радуга. 1875

Зимний пейзаж. Иней. 1870-е

  Отдельно следует упомянуть работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж “Закат”. Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве.

Печёрский монастырь под Нижним Новгородом. 1871

  В 1870 — 1875 художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” (1870), “На Волге” (1870-ые годы) и первая повествовательно раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним Новгородом”.

Просёлок. 1873

 Незримо-зримая “душа”, особое символико-поэтическое настроение оживляет и последующие вещи Алексея Саврасова: его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (“Дворик”, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (“Сухарева башня”, 1872; “Вид на Московский Кремль. Весна”, 1873). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина “Проселок”, (1873).

Могила на Волге. Окрестности Ярославля. 1874

  Последующие работы Саврасова позволяют судить насколько был велик его творческий потенциал, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы: “Ивы у пруда” (1872), “Весенний день” (1873). В картине “Могила на Волге. Окрестности Ярославля”  появляются черты символизма.

На Волге. 1875

В 1870 — 1875 совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Среди работ Саврасова, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” , “На Волге”. К этому же времени относится и начало работы над картиной “Волга под Юрьевцем” (1871). Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве художник.

  Знавшие Саврасова порой поражались, встречая его – мрачного, преждевременно состарившегося, опустившегося и оборванного, ходившего по улицам с непокрытой седой взлохмаченной головой, напоминавшего, как писал в “Москве и москвичах” Владимир Гиляровский, “библейских пророков”.

  В 1894 году архитектор Александр Померанцев, также потрясенный случайной встречей с Саврасовым, писал в докладной записке в Академию художеств: “Достигнув преклонного возраста (Саврасову за шестьдесят лет), этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли бы удовлетворила самого непритязательного ремесленника, вынужден подвергаться самым крупным лишениям… Он за последние годы попал в руки некого эксплуатирующего его талант торговца, который, продавая его картины по дорогой цене, сам оплачивает их грошами, постоянно держа художника в состоянии задолженности… Картины.., проданные за несколько сот рублей, были оплачены ему несколькими десятками рублей, что известно и самому художнику, и на что он даже и не жалуется, по-видимому, почти примирившись со своей тяжелой долей”. Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. Тот же Померанцев свидетельствовал: “При всем том, ознакомившись с последними работами А.К. Саврасова, …я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти… бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи; то же должен сказать и о виденных мною его рисунках”.

   При всем драматизме личной судьбы Саврасова последние годы его жизни стали и порой торжества художественных идей мастера. Ведь в основе творчества лучших русских художников конца XIX века в противовес и вопреки сумеречной действительности лежало утверждение отрадного чувства единства с красотой родной природы, воплощению которого он посвятил свою жизнь.

artsait.ru›

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://tomaovsjnka.livejournal.com/101285.html

Алексей Саврасов и Иван Шишкин, великие художники

Из всех современных искусств важнейшим для нас, безусловно, является фотография.

Но не будем забывать и её предшественниках — великих художниках, картины которых остаются непревзойденными образцами для подражания любому творцу, решившему запечатлеть в своих работах изменчивую красоту окружающего мира. Вспомним о тех, чья жизнь была посвящена неустанному поиску прекрасного — Алексей Саврасов и Иван Шишкин.

Судьба Алексея Кондратьевича Саврасова удивительна и драматична, он был учителем Исаака Левитана, но его часто называют «художником одной картины», последние годы он провел в нищете забытье. Но это был величайший русский пейзажист.

Алексей Кондратьевич родился 12 мая 1830 года в семье московского купца. Саврасов не пошел стопами отца — уже в ранней юности проявились его необыкновенные способности в живописи, которые и определили судьбу юноши. В 1844 он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится по 1854 год.

В 1848 году Московское художественное общество в своем отчете называет Саврасова учеником, представившим лучшие эскизы.

Позже его назовут надеждой русского искусства, а в 1850 за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива» Совет Московского художественного общества присваивает Саврасову звание художника.

Саврасов летом 1854 года, после окончания учебы, пишет свои пейзажи у Финского залива под Петербургом. И осенью на выставке, которая проходила в Академии художеств, представляет две свои картины, за них он получает звание академика. Это были полотна «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума».

В основном работал и жил Алексей Кондратьевич в Москве. Там он активно принимает участие в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, начиная с 1871 и по 1875 год. В конце 1871 года именно там и была впервые представлена его знаменитая картина «Грачи прилетели», ставшая целой эпохой в русской живописи.

Этюды к «Грачам» Саврасов написал в деревеньке Молвитино Костромской губернии. Завершал работу он уже в своей московской мастерской. Сразу же эту картину для своей коллекции купил Павел Третьяков, а в 1872 году Саврасов получил предложение повторно написать эту же картину.

Именно «Грачи прилетели» была той картиной, которая дала повод называть Саврасова «художником одной картины».

С 1873 по 1878 год картины Саврасова представлены на академических выставках. Также его работы появляются на венской выставке 1873 года и парижской выставке 1878 года. В 1882 году картины Саврасова представлены на всероссийской выставке в Москве. Но это уже период жизни Саврасова, окрашенный печальными тонами.

В конце 1870-х годов у Саврасова ухудшается зрение, он тяжело болеет и не может работать в прежнем режиме, все реже выставляется, к тому же, распалась его семья.

Когда в 1882 году после смерти Перова, который его «прикрывал», Саврасова уволили, то лишенный казенной квартиры, художник вынужден скитаться и жить в трущобах. Последние годы он провел в нищете и скончался в московской больнице для бедных 26 сентября 1897 года.
http://alexey-savrasov.ru/malceva.php — Ф.Мальцева об Алексее Саврасове.

Иван Иванович Шишкин — поэт русского леса — родился 13 января 1832 года в городе Елабуга, что в Вятской губернии. Сын купца, он происходил из древней вятской фамилии.

В возрасте двенадцати лет его определили учеником в 1-ю казанскую гимназию. Проучившись там до пятого класса, Иван Шишкин оставляет учебу и, ведомый грёзами об искусстве, поступает в 1852 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс училища, Шишкин продолжает получать образование уже в петербургской Академии Художеств с 1856 по 1865 год.

Иван Иванович плотно занимается и самосовершенствованием, не ограничиваясь академическими занятиями. Он помногу рисует, а также пишет с натуры этюды. Излюбленные его виды, это окрестности Санкт-Петербурга и остров Валаам. Мастерство художника в владении карандашом и кистью оттачивается.

Шишкин получает в 1860 году за два вида местности Кукко, которая находилась на Валааме, большую золотую медаль. Эта награда давала еще и право поехать заграницу, как пенсионеру академии. В 1861 году Иван Шишкин отправляется в Мюнхен, в 1861 перебирается в Цюрих, там он впервые пробует гравировать «крепкой водкой».

Кроме этого в Цюрихе под покровительством одного из лучших изобразителей животных — профессора Коллера – Иван Иванович срисовывает и пишет с натуры.

Потом последовала экскурсия в Женеву, знакомство с произведениями Диде и Калама. Дальше был переезд в Дюссельдорф, где по заказу Быкова Шишкин пишет «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Когда картина была отослана в Петербург, то художнику незамедлительно было присвоено звание академика.

Иван Иванович, тоскуя по родине, вернулся в Петербург раньше положенного срока в 1866 году. Шишкин активно принимает участие в учрежденном тогда Товариществе передвижных выставок.

Читайте также:  Описание картины василия верещагина «торжествуют»

А в 1870 художник примыкает к образовавшемуся тогда в Петербурге кружку аквафортистов. Он снова пробует себя в гравировке «царской водкой».

Это занятие он больше не оставлял до последних дней жизни, уделял ему много времени, как и живописи.

Во владении художника находилась усадьба в деревне Выра, где он проводил много времени и работал. В 1873 году академия приобретает картину Шишкина «Лесная глушь». За эту работу его возводят в профессорское звание.

В 1892 году, после того, как начал действовать новый устав академии, Иван Шишкин приглашен в качестве руководителя учебной пейзажной мастерской. Но был он на этой должности, в силу целого ряда причин, совсем недолго.

Великий Шишкин скоропостижно скончался за мольбертом, он работал над новой картиной. Произошло это в Петербурге 8 марта 1898 года.
http://tphv.ru/shishkin.php — Иван Шишкин на сайте Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Биография, галерея картин, статьи о творчестве художника.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=25807

Художник Алексей Саврасов. Почему автор знаменитой картины «Грачи прилетели» закончил свои дни в полной нищете?

Алексей Саврасов, родившийся 12 (24 по н.с.) мая 1830 года в небогатой московской купеческой семье, с детства увлекся рисованием. Он самоучкой освоил живопись акварелью и гуашью, пробовал писать маслом. Стремление юноши «учиться на художника» вызвало решительное сопротивление отца, видевшего в Алексее продолжателя семейного торгового дела.

Обострившиеся отношения с отцом даже заставили Алексея бросить учебу в Московском училище живописи и ваяния, в которое он с большим трудом поступил в 1844 году.

Продолжить учебу он смог только в 1848 году, благодаря помощи преподавателя училища Карла Ивановича Рабуса, взявшего его в свой пейзажный класс, и, как ни странно, московского обер-полицмейстера генерал-майора Ивана Дмитриевича Лужина, оказавшего покровительство талантливому юноше.

Кстати, генерал и позднее продолжал опекать Саврасова, а в летнее время приглашал его в свое имение, где молодым художником было написано не мало интересных работ.

Несколько лет, проведенных вне стен училища, когда Саврасов, хоть и урывками, занимался самостоятельно, не прошли даром.

Алексей практически сразу же выделился среди товарищей по учебе не по годам зрелым отношением к живописи и несомненным талантом.

На него обратили внимание и меценаты, которых всегда хватало в Москве, выделив в 1849 году средства для поездки Саврасова на Украину, откуда Алексей Кондратьевич привез несколько хороших картин и массу этюдов.

Украинские работы Саврасова, показанные на училищной выставке, были с интересом приняты зрителями и, что для юного художника чрезвычайно важно, благожелательно отмечены критиками.

На следующий год Саврасов окончил училище, получив звание художника за картины «Камень в лесу у Разлива» и «Вид Московского Кремля при лунном освещении». На выставках стали появляться его новые работы, о которых преподаватель училища Николай Александрович Рамазанов так отозвался в журнале «Москвитянин»: «Пейзажи г.

Саврасова… дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».

На молодого пейзажиста обратили внимание и представителей императорской семьи.

Президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна, приобретя в 1854 году одну из его картин, пригласила художника пожить в ее загородном дворце под Ораниенбаумом, чтобы отобразить самобытную местную природу.

Здесь Саврасовым был написан цикл картин, за который Совет Академии художеств присвоил ему звание академика, что было для того времени событием весьма редким. Дело в том, что высокое звание получил живописец, не являвшийся выпускником академии, которому всего-то было 24 года.

Естественно, что творчество художника, к которому проявляли внимание члены императорской семьи, оказалось востребованным, его картины охотно покупали. В 1857 году, после смерти Рабуса, Саврасову предложили возглавить пейзажный класс в Московском училище живописи и ваяния. В этот же год он женился на Софье Герц, с братьями которой был хорошо знаком.

Несмотря на педагогическую и общественную деятельность Саврасов продолжал много писать, его картины стали выставляться не только в России, но и за границей.

Он и сам в шестидесятые годы нашел возможность дважды побывать в Европе, посетив крупнейшие галереи и художественные музеи ряда стран, познакомившись с молодыми художниками, которые, как и он, искали новые пути в живописном отображении природы.

Стоит отметить, что Саврасов оказался талантливым педагогом, его учениками были Лев Каменев, Исаак Левитан, Сергей и Константин Коровины, Михаил Нестеров, Сергей Светославский, ставшие впоследствии знаменитыми художниками.

Игорь Грабарь, которого со многими учениками Саврасова связывала тесная дружба, так описывал творческую атмосферу в мастерской Алексея Кондратьевича: «Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом как о событии и уводил с собой молодежь опять туда, в зеленые рощи и поля».

Видимо, Саврасов и сам заражался задором своих учеников. В 60−70 годы им написано много прекрасных работ. Наиболее известной из них стала «Грачи прилетели», первые этюды к которой художник написал в деревне Молвитино на родине легендарного Ивана Сусанина.

В конце 1871 года картина была представлена на первой выставке Товарищества передвижников, среди соучредителей которого был и Саврасов. Небольшая по размерам, всего 62×48,5 см, она не затерялась среди работ других пейзажистов.

А сразу же вызвала интерес и собратьев по живописи, и зрителей. Иван Николаевич Крамской так отозвался об этой картине: «Пейзаж Саврасова „Грачи прилетели“ есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин.

Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“».

Трудно поверить, что столь оптимистичную картину художник писал в год, когда у него умерла дочь и тяжело заболела жена. Тяжелые переживания художник старался глушить изматывающей работой.

Казалось, что это ему удается, под его кистью рождались лиричные, наполненные светом и воздухом полотна, восхищавшие современников. Но в душе живописца назревал надлом, проявившийся уже во второй половине 70-х годов. Художник стал реже выставляться, в его работах становилось все меньше вдохновения.

Саврасов все чаще стал прибегать к традиционному русскому средству глушить тоску, что сказалось не только на творчестве, но и на семейной жизни.

Ситуация усугубилась в 1882 году, когда Саврасов был уволен из училища и лишился казенной квартиры. Жена от художника ушла, а он стал все ниже и ниже опускаться на дно.

Саврасов пытался бороться с судьбой, у него появилась гражданская жена, родилось двое детей. К сожалению, победить пагубную привычку он уже не смог. Но не зря на Руси говорят, что талант не пропьешь.

В минуты просветлений он продолжал писать.

Естественно, что большинство картин в это время создавались Алексеем Кондратьевичем не по вдохновению, а для заработка. Но и в них чувствовалась рука мастера.

1894 году архитектор Александр Померанцев, отправивший в Академию художеств докладную записку с просьбой оказать помощь остро нуждающемуся Саврасову, отмечал: «Не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти … бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи; то же должен сказать и о виденных мною его рисунках».

Дочь художника Вера, бывшие друзья и ученики всячески пытались помочь Саврасову, но результата добиться не смогли. 26 сентября (8 октября по н.с.) 1897 года Алексей Кондратьевич скончался в московской больнице для бедных. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/36838/

Пустая страница

Он тусклый и потому не дает блики на свету. Вокруг ствола берез проталинки, видны следы детей, собак, а может быть даже зайцев. Это дает ощущение щемящей тоски по чему-то светлому, возвышенному, нездешнему.

А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. И грачи на картине – как вестники весеннего обновления. Вдалеке раскинулось черное поле. По одну сторону дороги остался лес, а по другую виднеется лишь несколько небольших кустов. Весеннее небо особенное. Здесь всё так гармонично, что хочется самому попасть в такое райское место.

Для изображения птиц художник использует черные, темные цвета. Уже нет таких кучевых серых облаков, которые роняют на землю пушистые снежинки. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Отец мальчика был небогатым купцом. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Картина представляет собой довольно неказистый, обыденный пейзаж. Деревня очень хорошо вписывается в окружающий её ландшафт.

В этой картине русский зимний пейзаж разделен на две части. На картине изображён короткий момент между дождём, который только что прошёл и солнцем, которое появилось на небе после дождя. Картина представляет собой довольно неказистый, обыденный пейзаж. Но мешала болезнь160— алкоголизм.

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. Над домами возвышается небольшая часовня.

Но совсем скоро на них будет роскошный наряд из зеленой и сочной листвы. Художник пожелал изобразить её именно над домиками жильцов деревушки. Вот почему радуга такая яркая и светится под лучами солнца.

И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это – весна. История создания картиныУчитель: Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы.

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа.

По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Это полотно художник писал маслом в период с 1870 по 1880 года.

Картина выполнена в импрессионистической технике. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Побеждая непогоду, явилось солнце. И. Н. Крамской говорил, что в картине «есть душа». А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить – воздух.

На переднем плане – рыхлый грязный снег. Да она и сейчас неплоха. Их мы видим на березках на первом плане. : Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Но эта заурядность кажущаяся.

С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Это своего рода застывшее мгновение, которое запечатлел художник. Серые деревянные домики как будто тоже просыпаются после долгого зимнего сна. На самом же деле эта обыденность мнимая. Она идёт медленно, чтобы не расплескать воду.

В течение многих лет картина «Грачи прилетели» является одним из самых знаменитых русских пейзажей, настоящим живописным символом России. Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» мне понравилась тем, что в этих серых, коричневых красках есть радостное предчувствие весны, тепла, ласкового солнца. Но почему же нас неоставляет ощущение светлой радости, бодрости, счастья.

Читайте также:  Описание картины эдварда мунка «созревание»

Описание картины Алексея Саврасова «Разлив Волги под Ярославлем»

Этот пейзаж – не бездушный слепок с окружающей природы, в ней есть трепет настоящей жизни. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Он тусклый и потому не дает блики на свету. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Серые деревянные домики как будто тоже просыпаются после долгого зимнего сна.

Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. А если дым идет столбом, погода обещает быть хорошей. В его картине зимний пейзаж является явным отражением душевного состояния художника.

Описание картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Степь днём (1875)»

Среди их обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи – вьют новые гнезда, обновляют старые Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. Они выглядят пока очень одинокими, худенькими и раздетыми. Церковь была построена в конце XVIII века.

Однако их полотна были больше похожи на работы итальянских и французских мастеров. Драматизм картине придают одинокие кусты, на фоне которых деревья кажутся мертвыми. И Саврасов сумел очень точно передать этот момент. Несколько голых берез – кривых и изломанных.

Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. А. К.

Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так, что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда.

Но совсем скоро на них будет роскошный наряд из зеленой и сочной листвы. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это – весна. Поле уходит далеко вдаль и переходит в линию горизонта.

Снег еще не сошел полностью, от земли идет теплый пар. По мокрой тропинке осторожно ступает старушка с вёдрами. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Конечно же, в России были и другие художники-пейзажисты.

Данное явление природы очень необычное. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Пейзаж на первый взгляд безрадостен, небо пасмурно, голые ветви деревьев тянутся к небу. На окраине села, на холме – несколько корявых березок. Уже нет таких кучевых серых облаков, которые роняют на землю пушистые снежинки.

В серый цвет окрашены и березки. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами.

Дважды был в гражданских браках (не надо считать гражданские семьи чем-то неудачным в 19 веке в рафинированных столицах Российской империи гражданские семьи были весьма частым явлением160— хотя формально и не имели таких же юридических прав, как теперь). Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа.

Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. К ней ведёт от реки тропинка из глины, возле которой есть лесенка к деревне. Картина выдающего и очень талантливого художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» – одно из лучших полотен мастера.

Картина была написана А. К. Саврасовым в 1871 году. Пейзаж на картине «Просёлок» был новаторским для русской живописи семидесятых годов XIX столетия. Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 года в Москве. Морозный зимний день.

Саврасов учился в Московском училище живописи, ваяния, зодчества.

Описание картины Алексея Саврасова «Сельский вид»

За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Над домами возвышается небольшая часовня. Несколько голых берез – кривых и изломанных. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. На втором плане мы видим деревню.

Одним из его учеников был известный художник И. И. Левитан. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся.

Описание картины Алексея Саврасова «У ворот монастыря»

За парком сгрудилось неshyсколько домиков из их труб в небо столбом валит дым. Их мы видим на березках на первом плане. Пасмурный весенний день. Для изображения птиц художник использует черные, темные цвета. Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» мне понравилась тем, что в этих серых, коричневых красках есть радостное предчувствие весны, тепла, ласкового солнца.

Некоторые считают радугу божьим подарком или знаком. Сколько было таких сел в России. Сколько было таких сел в России. Первый признак наступления настоящей весны – прилет грачей.

Но эта заурядность кажущаяся. С картины так и веет запахом природы и свежестью дождя. А цвет и общее настроение картины тому подтверждение. Этот образ мы видим в картине «Проселок», где в луже на размытой дождем дороге блестит пробившийся сквозь тучи луч солнца. Не известно, куда она ведет и не известно, когда она закончится.

Можно сказать, что Бог благословляет всех жителей деревни и даёт им надежду. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Они выглядят пока очень одинокими, худенькими и раздетыми. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. На переднем плане – рыхлый грязный снег.

Видно, что они мокрые от растаявшего снега. Ну что тут может быть интересного: грязная, размытая дождем дорога, уходящая вдаль, тянущиеся к облачному небу старые ветлы да поля на горизонте. За ними виднеется черное поле, серый горизонт.

На фоне всей этой простой русской красоты показана радуга. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Описание картины Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

На втором плане мы видим деревню. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Неприхотлив и прост мотив картины.

Воздух тих, прозрачен и свеж. Каждая веточка как хрустальная, сквозь эту кружевную накидку едва чернеют стволы деревьев. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. Вокруг ствола берез проталинки, видны следы детей, собак, а может быть даже зайцев.

Описание картины Алексея Саврасова «Камень в лесу у разлива»

Весеннее небо особенное. Церковь была построена в конце XVIII века.

Птицы сидят на ветках, в прошлогодних гнездах, некоторые летают или сидят на снегу. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.

Картина выдающего и очень талантливого художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» – одно из лучших полотен мастера. Но проклятая болезнь не давала нормально жить.

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Видно, что они мокрые от растаявшего снега.

Картина наполнена воздухом – весенним, свежим, теплым. Птицы сидят на ветках, в прошлогодних гнездах, некоторые летают или сидят на снегу. Удивительное ощущение оставляет полотно. В серый цвет окрашены и березки. Поле уходит далеко вдаль и переходит в линию горизонта. Он еще два раза пробовал создать семью. И Саврасов сумел очень точно передать этот момент.

Описание картины Алексея Саврасова «Гроза»

На полотне изображена окраина небольшого селения. Небо по-зимнему голубое, облаков почти нет. Первый признак наступления настоящей весны – прилет грачей.

Источник: http://gorod-el.ru/wdr/201705/kartina-savrasov-harakteristika/

Маслом на холсте: культовые картины Алексея Саврасова

24 мая 1830 года родился русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели» Саврасов Алексей Кондратьевич. В день рождения знаменитого русского художника представляем вам его самые знаменитые работы вкупе с интересными фактами из биографии.

Сам Алексей Кондратьевич. 1870-е годы

Способности к живописи у будущего художника обнаружились в ранней юности. Отец мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», но маленький Алексей в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И.

Рабуса. Во время обучения, в 1849 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции.

В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Камень в лесу у Разлива — Алексей Кондратьевич Саврасов. 1849. Холст, масло.

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».

Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду

Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена Третьяковым в 1858 году.

Вид в окрестностях Ораниенбаума

Морской берег в окрестностях Ораниенбаума

Вместе с русским живописцем Пукиревым Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 — «Домик в провинции».

Сельский вид

Лосиный остров в Сокольниках

Домик в провинции

В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках.

В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье.

В этот период появилась его самая знаменитая — «Грачи прилетели», а также «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и другие.

Грачи прилетели

Печёрский монастырь близ Нижнего Новгорода

Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.

В конце 1870-х годов Саврасов начал страдать алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы, и в 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.

Село Волынское

«В последние годы, когда Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает русский писатель Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 — картина «Весна. Огороды».

Умер Алексей Кондратьевич Саврасов 8 октября 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.

Источник: https://surfingbird.ru/surf/maslom-na-holste-kultovye-kartiny-alekseya–vsdN20677

Ссылка на основную публикацию