Владислав Артемов — Алексей Степанов
По зимней дорожке
Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва
Нестеров писал впоследствии: «Степанов был лучшим анималистом… Он был учеником И.М. Прянишникова, затем В.Г. Перова, кончил Школу живописи при В.Е. Маковском.
Прянишников и Перов, страстные охотники тургеневского типа, учили и нашего Степочку любить охоту не столько как спорт (тем более бесцельное хищничество), сколько за то, что в предрассветные часы тяги совершается в природе, — любить поэзию охоты.
Его животные, звери, как и у Рылова, как-то чувствовали в художнике своего друга…».
Известно, что многие художники оттачивали свое мастерство в изображении зверей в Зоологическом саду. Степанов редко там работал, и рисунки животных, сделанные там, не очень хороши, поскольку животные изображены не в движении, а в статических позах. Быстрые наброски, сделанные на охоте, получались у него гораздо лучше.
А в изображении домашних животных — лошадей, коров, овец, собак — Степанову не было равных. Особенно хорошо получались у него лошади и собаки, характер и повадки которых он знал досконально. Он подолгу наблюдал за ними и на охоте, и в деревне, и дома, и в мастерской. Но больше всего Степанов любил изображать лошадь, или, как он говорил, «лошадку».
Степанов часто бывал на ипподроме: «Он и там, — по словам современника, — по временам вынимал из кармана альбомчик или свой миниатюрный ящичек и делал наброски». Он любил изображать и скачки, и бега, сосредотачиваясь прежде всего на передаче движения.
Ему заказывали «портреты» прославленных лошадей, которые побеждали в соревнованиях, рысаков знаменитых конюшен, но эти заказные работы мало его привлекали. Чаще всего он рисовал невзрачную крестьянскую лошадку, труженицу, кормилицу семьи.
Стадо. 1910-е
Таганрогская картинная галерея
Стойло. 1910-е
Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Не надо забывать, что в крестьянской России того времени, где сельское население составляло больше восьмидесяти процентов, лошадь занимала совершенно особое положение. Например, в литературе (Ан- тон-горемыка О.В. Григоровича) какой трагедией обернулась для крестьянина потеря лошади. Лошадь стала главным героем рассказа Л.Н.
Толстого Холстомер. Лошадь была не просто рабочей силой, она являлась основой благосостояния семьи, символом достатка и благополучия, без нее была немыслима крестьянская жизнь.
Да и для других сословий лошадь была насущной необходимостью: без нее невозможна была настоящая охота, без нее нельзя было отправиться в дорогу, без нее даже армия теряла мобильность и боеспособность.
И потому изображение лошадей в то время тоже, вероятно, воспринималось несколько по-иному и вызывало более глубокие эмоции, нежели в наши дни.
Неказистые, косматые лошадки тряслись по осенней распутице, волокли соху по пашне, терпеливо дожидались хозяев у кабаков и постоялых дворов, катали деревенскую молодежь на Масленицу, брали снежные городки… Изображения лошадей на картинах русских художников встречаются очень часто, но, пожалуй, трудно найти художника, у которого образ лошади был бы показан с такой любовью и душевной теплотой, как на картинах Степанова. Это, впрочем, признавали и современники.
На Волге. 1897
Самарский областной художественный музей
У каждой из этих лошадок именно свое неповторимое «лицо», в каждой виден подлинно портрет, написанный с большим и теплым чувством.
Сбор на охоту, Охота с борзыми, На пашне, Охотник с собаками, Приезд учительницы, Цугом, Постоялый двор, Деревня зимой, Глухая провинция, После охоты, Паром, Зимой, Катание на Масленицу, Убитый, Жокеи, Лошадь, Лошадка, На санях, На водопой, По зимней дорожке, Стойло, Уехали, Зимний пейзаж и так далее — на всех этих картинах, созданных в разные годы, совершенно разных не только по теме и настроению, но и по жанру, изображена лошадь, и везде она является одной из главных действующих персонажей.
Точно так же Степанов относился к изображению всех других животных, и в этом заключается то самое главное и существенное, что отличает Степанова-анималиста от его предшественников.
Сбор на охоту. 1900-е
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
С гончими на охоту. 1900-1910
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск
Необыкновенной свободы и исключительного мастерства в живописи Степанов добился долгой настойчивой работой, непрерывными упражнениями в рисунке, причем работа эта происходила постоянно — и на этюдах, и в мастерской.
Степанов делал наброски и зарисовки не только в специальных альбомах, но практически на любой подходящей плоскости, которая попадалась под руку: на коробке папирос, на салфетке, на скатерти, на дверях. Так, однажды на дверях у своего приятеля художника Архипова, не застав его дома, Степанов нарисовал лося.
Это было своеобразной визитной карточкой, и Степанов не сомневался, что Архипов точно поймет, кто приходил к нему в гости.
Уже в самые ранние годы ученичества заметна склонность Степанова к тому, чтобы внимание зрителя не отвлекалось второстепенными деталями, а сосредотачивалось на самом важном. Он не увлекается скрупулезным изображением мелочей, его рисунок становится все более скупым, отточенным, резким.
Путем неустанных упражнений он достиг такой профессиональной легкости и стремительности карандаша, что мог невероятно быстро, несколькими штрихами обозначить фигуру зверя и птицы в движении, наметив то самое важное и существенное, что можно потом, не торопясь, развить и закончить в мастерской.
Лошади, собаки, лоси, медведи, волки — все это запечатлевал он с почти фотографическим сходством. Многоле'гнее сотрудничество с журналом Природа и охота было очень плодотворным, оно дало Степанову огромный опыт, он научился великолепно чувствовать природу.
Наблюдая ее в самых разных состояниях, в разные времена года, Степанов научился различать множество оттенков желтого, коричневого, зеленого, рыжего, серого, черного и, что интереснее всего, белого цвета.
Ученик Степанова А.П. Панфилов вспоминает: «В классе он иногда нам рисовал сам… «Краски поменьше», — говорил он, и сам писал жидким, прозрачным мазком.
Мне написал однажды гуся, я этого гуся храню и любуюсь, особенно тем, как тонко брал он тон. У гуся шейка взята совсем почти одним цветом с фоном, все тем же белым, а какая разница.
«Цветом писать легко, — говорил Степанов, — а вот ты попробуй белым по белому написать — вот это мастерство!..».
Охота. 1885
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск
Сам Степанов в полной мере обладал таким мастерством, он умел передать в своих картинах глубокий лирический настрой самыми скромными средствами. Колорит его картин со временем становился все более сдержанным и скупым.
Степанов не стремился «расцветить» мир, показать его более ярким, чем он есть. В этом смысле он оставался верен природе, но не столько в красках, сколько во взаимных отношениях, в полутонах, в тончайших переходах черного, серого, оливкового и разных оттенках коричневого.
Рассматривая его картины, можно определенно сказать, что Степанов предпочитал изображать переходное время дня, вечерние сумерки и ранний рассвет, у него почти нет солнца, небо всегда в облаках, осень и зима — вот любимые его времена года. «Брал он, — рассказывает А.П.
Панфилов, самые тонкие отношения. Но это не импрессионизм и не небрежность, — брал нежно, но в упор, и это самое трудное».
Но довольно часто в гамму своих излюбленных серых, коричневых, оливковых оттенков, в тончайшие изменения белого он неожиданно вносил яркое пятно. «Однажды в Училище, в перерыве между работой, — вспоминает художник В.А. Филиппов, — разговорились о зиме, о ее красоте.
Я вспомнил его исключительную картину, бывшую на Союзе, где была изображена часть террасы, а по бокам кусты сирени и уходящие вдаль снега… День пасмурный, а на кустах сирени сидят снегири, такие прекрасные, очаровательные. Я и сейчас вижу во всей прелести эту картину, которая так глубоко меня поразила из всей выставки на Союзе. Я сказал об этом.
Алексей Степанович задумался и проговорил: «Снегирь — ведь это краса зимы, самая настоящая сказка».
В 1889 году на XVII выставке Товарищества передвижников появилось одно из самых замечательных произведений А.С. Степанова — картина Лоси.
Источник: https://profilib.org/chtenie/2530/vladislav-artemov-aleksey-stepanov-4.php
Петр Михайлыч — Охота — Охотники.ру
Отрывок из книги «Воскресные охотники» (Из собрания Павла Гусева)
Картина Алексея Степановича Степанова «Утренний привет», 1897 год.
Егерь привел на цепи собаку. В руке он держал мертвого цыпленка.
— Еще одного цыпленка задушила, проклятая! — сказал он. — Вот и цыпленка нарочно несу.
— Не может быть! — воскликнул Василий Тихоныч, вскочив с места. — Это ты сам цыпленка задушил.
— Ну вот… Стану я божью тварь душить, да еще хозяйкино добро, у которой живу. Вот смотрите, на цыпленке собачьи зубы то, если вы такой невероятный человек, что словам моим не верите.
— Да это, может статься, хорек!
— Ах ты, Господи! На месте преступления собаку захватил, изо рта у ней цыпленка вырвал. Потому только и поймал ее на цепь, проклятую, что в чулан она забралась. В чулане-то уж ей было не увернуться. А то бы и посейчас не поймать…
Василий Тихоныч рассматривал задушенного цыпленка.
— Действительно, горло перекусила, — сказал он. — Диана! Как же ты так? Ах ты тварь мерзкая!
Он размахнулся и хватил собаку цыпленком по морде. Собака зарычала и оскалила зубы.
— Это на хозяина-то! На охотника-то! — воскликнул доктор. — Смотрите, ведь она вас чуть не укусила. Ну и английская дрессировка!..
— Да, да… Это оттого, что она русских слов не понимает, не понимает даже, за что я ее бью. Понятное дело, пес английский, родился и воспитывался среди англичан.
— Позвольте, ваша милость, я ее сейчас привяжу в сенях к столбу да арапником смоленым раз пяток вытяну — и в лучшем виде русский арапник поймет, — предложил егерь. — А когда бить буду, цыпленка перед ним положу.
— Постой, постой… Ты, может быть, ее от дичи отучишь. Тогда уж собака и дичь н е будет брать, — остановил его Василий Тихоныч.
— Будет-с… Чего вы сомневаетесь! Я эфиопскую собаку арапником вышколю, а не то что английскую. Помилуйте, ведь это безобразие! Охотничий пес — и вдруг хватает цыплят с насеста и жрет их. Это уж ни на что не похоже!
Егерь потащил собаку.
— Ты только полегче, только полегче! — кричал ему вслед Василий Тихоныч и вышел с егерем вместе в сени.
Через минуту раздались удары арапника и визг собаки. Василий Тихоныч вернулся в комнату и тащил за собой на цепи собаку. Та не шла. — Ну, на говядинки, на! — совал он ей в рот кусочек мяса.
Собака и на мясо не обратила внимания. Кое-как дотащил он ее до стола, привязал за ножку дивана, и она сейчас же спряталась под диван.
— Англичанка… Ни слова по-русски не понимает, русская-то дрессировка ей даже дика — вот это из-за чего, — говорил он в оправдание собаки.
— Однако позвольте, милейший. Ведь невозможно же этому быть, чтоб в Англии охотничьим собакам дозволялось по чуланам цыплят ловить, — заметил доктор.
— Ах, Богдан Карлыч, ведь мы с вами в Англии не были и не знаем, какие там порядки.
— Как? В Англии собакам цыплят позволяют жрать?!
— Не то, не то. Я о другом… Все может случиться. Может быть, там и цыплята другого вида. Ведь это русский цыпленок. Почем вы знаете, может быть, она, никогда не видавшая русского цыпленка, за дичь его приняла!
«Сцена охоты». Художник Lancelot Speed. |
— За глухаря? Ловко! Хорошая будет охотничья собака.
— Ха-ха-ха! — разразился хриплым смехом и Петр Михайлыч, выпивший уже две рюмки коньяку, несколько пришедший в себя и развеселившийся.
— Теперь не будет цыплят ловить! Долго будет русскую науку помнить! — махнул рукой егерь.
— Боюсь только, что ты на дичь мне ее испортил, — сказал Василий Тихоныч. — Будет бояться дичь брать.
— Не станет бояться, ежели она настоящая охотничья собака.
— Покажи-ка, покажи-ка, какие она у тебя фокусы с говядиной делает? — спросил Петр Михайлыч.
— Диана! Иси! На! — крикнул собаке Василий Тихоныч, достав кусочек говядины из кармана и вызывая из-под дивана собаку, но та не шла. — Нет, без английских слов ничего не поделаешь да и напугана она поркой, — прибавил он.
Вошел мужик Степан.
— Поедете сегодня, ваше степенство, на железную дорогу? — спросил он. — Уж ежели поспевать на поезд, то надо сейчас ехать.
Петр Михайлыч был в раздумье.
— Ах, и нужно бы домой ехать, жена ждет, — сказал он. — Но как я поеду домой, не бывши еще на охоте! Надо хоть какую-нибудь пичужку застрелить. Уж и не знаю, право.
— Да полно тебе! Оставайся! А завтра чуть свет на уток со мной… — сказал ему Василий Тихоныч.
— Какие тут утки, ежели у меня выводки куропаток есть приготовлены.
— Тогда сначала на уток, а потом на куропаток, и завтра с вечерним поездом домой.
— Жена-то ждет — вот в чем сила. Опять же завтра и векселю срок в банке.
— Да неужто приказчики-то не распорядятся заплатить, ежели с векселем в лавку придуть?
— Так-то оно так, но вексель-то чужой, а мой только бланк. Положим, что векселедатель человек надежный… Но жена, жена…
— Жене телеграмму… Вот мужик и съездит на железную дорогу телеграмму подать.
— В лучшем виде, ваша милость, съезжу. Лошадь готова… — встрепенулся мужик.
— Нельзя, нельзя телеграмму… Напугаешь жену, подумает Бог знает что… Нет, уж лучше так… Позвольте, да у нас сегодня которое число? Второе ведь?
— Ну ты и хватил! Третье. Второе вчера было. Сегодня суббота, третье число…
Петр Михайлыч схватился за голову.
— Батюшки! Так ведь векселю-то сегодня срок, а не завтра. Ах ты незадача какая! — воскликнул он. — А ведь я думаю, что все еще второе число!
— Второе число было вчера, и вы изволили весь день… — начал было егерь.
— Молчи! Не сбивай с толку! И так уже я сбился с этим проклятым бражничаньем! А из-за чего? Чуть только сюда придешь — сейчас и лезут к тебе разные мужики, бабы, девки, ребятишки. Кто раков тащит, кто грибов, кто рыбы… Тьфу! Да неужто, господа, сегодня в самом деле суббота? — удивляется Петр Михайлыч. — Честное слово, я думал, что пятница.
— Потерял купец пятницу! Ха-ха-ха! — захохотал Василий Тихоныч. — Просто ты проспал ее.
— Ну чего зубы скалишь?! Чего?! Нет, надо ехать сейчас домой.
— Прикажите лошадь сейчас подавать? — спросил мужик.
— Не надо, не надо, — перебил его Василий Тихоныч. — Он останется. Ну чего ты сегодня поедешь? С какой стати? Не сделав ни одного выстрела — и ехать?
Натюрморт. K. Hollar, 1972 г. |
— Да вот вексель-то…
— Ночью приедешь и платить будешь? Кто же по ночам платит?! Да и не заплатили по векселю, так вексель все равно теперь протестован. Но как не заплатить? Ведь у тебя там люди остались торговые, понимающие люди.
— Так-то оно так, — согласился Петр Михайлыч.
— Ну и оставайся. Вот и Богдан Карлыч остается. Сегодня мы выпьем, закусим, часика на два сядем втроем с болваном в винт сыграть, а потом спать и утречком все трое на охоту. Сначала на утках мою англичанку попробуем, а потом на твоих куропаточных выводках… Амфилотей! Сбегай в лавочку и купи карты! Вот рубль. Да слышишь! Нельзя ли нам велеть уху сварить?!
Егерь отправился исполнять требуемое. Мужик стоял и переминался с ноги на ногу.
— Не поедете сейчас, Петр Михайлыч? Откладывать лошадь? — спрашивал он.
— Откладывай! — махнул рукой Петр Михайлыч.
Через полчаса охотники играли в винт с болваном, сидя около потухшего самовара. Хозяйка готовила за стеной ужин. Было чадно. Пахло пригорелым маслом. Ларец с бутылками был переставлен на стул.
Владелец его Василий Тихоныч и Петр Михайлыч то и дело подходили к нему, вынимали из него фляжки, наливали себе рюмки и пили.
Не отставал от них и доктор Богдан Карлыч, но при каждом обращении к ларцу приговаривал:
— В первый раз против своих принципов иду и пью то, что мне не положено, но это исключение по случаю того, что я сегодня под дождем на охоте промок.
— Карл Богданыч, что вы! Да вас и дождь-то только чуть-чуть прихватил! — воскликнул Василий Тихоныч. — Ну да что тут! Выпьете.
* * *
На другой день с пяти часов утра начал егерь будить спящих охотников, но никто из них в это время не встал. Петр Михайлыч даже и голоса не подал. С вечера опять было много выпито разной хмельной дряни.
В половине шестого егерь опять приступил к расталкиванию охотников — тот же результат. В шесть часов он подал самовары и снова начал будить — и снова без успеха.
На этот раз Петр Михайлыч подал признаки жизни, но когда егерь начал его поднимать, чтобы посадить на кровати, он схватил свой сапог, пустил им в егеря и снова повалился на подушку.
В половине седьмого доктор встал и приступил к умыванию. Прежде всего он посмотрел на свой язык в маленькое карманное зеркальце. Язык был бел. Доктор покачал головой.
— Ах как скверно, когда с вечера изменишь своим правилам и поешь что-нибудь, — сказал он. — Никогда я не ужинаю, а вчера на ночь поел — и вот в результате расстройство желудка. И какой ужин!
Н.А. Лейкин 1 августа 2011 в 15:44
Источник: https://www.ohotniki.ru/hunting/article/2011/08/01/610673-petr-mihaylyich.html
Алексей Степанов. Живопись и графика из частных собраний
До 09.10.2017 в Галерее «Даев-33».
В 2018 году исполняется 160 лет со дня рождения А.С. Степанова — замечательного русского художника, академика Императорской Академии художеств, педагога. В преддверии этого юбилея Галерея «Даев-33» проводит выставку его произведений из частных собраний Москвы и Петербурга.
«Алексея Степановича Степанова, нашего «Степочку», мы все любили. Да и как было его не любить! Я совершенно уверен, что на всем белом свете не нашлось бы такого свирепого человеконенавистника, который ни с того, ни с сего, «здорово живешь», невзлюбил бы Алексея Степановича.
Его любили равно за его чудесный нрав, как и за его прекрасное искусство, любили так, как он любил нас, как любил он своих мишек, лошадок, лосей, всех малых и больших зверушек и зверей, коих изображал.
Он любил и родной наш пейзаж, любил крестьянский быт и охотничий люд. Все и всё платили ему ласковым вниманием, добрым чувством. Степанов был лучшим анималистом после Серова» — так писал о своем друге-художнике Михаил Васильевич Нестеров.
Всего на выставке в Галерее представлено 46 живописных и графических работ художника.
Жемчужина нашей коллекции – несомненно, картина «Качели», с 1924 года находившаяся в Музее Института Карнеги в США, и недавно вернувшаяся в Россию.
«Приятели» — ранняя работа, написанная А. Степановым еще в годы обучения в МУЖВЗ. «Гоп-гоп!», «Март», «Приезд в село», «Сборщицы клюквы» и т.д. — внешне незамысловатые пейзажи и сюжеты из охотничьей и деревенской жизни, но с какой любовью, мастерством и знанием своего дела Степанов переносит на холст то, что ему нравится, то, что ему дорого.
И, конечно, анималистика! Лоси, волки, собаки, лошадки, изображать которых очень любил этот замечательный художник – подлинные шедевры этого жанра.
Алексей Степанов «Качели» 1910-еАлексей Степанов «Гоп! Гоп!» 1888Алексей Степанов «Зимой в деревне» 1910-еАлексей Степанов «На псарне»Алексей Степанов «Охота на волка» 1900-еАлексей Степанов «Интерьер» 1910-еАлексей Степанов «На балконе» 1910-еАлексей Степанов «Борзые» 1919Алексей Степанов «Волки в лесу» 1915Алексей Степанов «Лось» 1910Алексей Степанов «На охоте» 1910-еАлексей Степанов «Пригород» 1916
Информация (на 25.05.2016):
Галерея «Даев-33».
Адрес: Даев переулок, дом 33.
Ближайшие станции метро «Сретенский бульвар» и «Тургеневская».
Время работы: понедельник – пятница с 12:00 до 19:00, суббота с 12:00 до 18:00, воскресенье – выходной день.
Вход свободный.
Источник: http://cultobzor.ru/2017/05/aleksey-stepanov-daev-33/
Описание картины Алексея Степанова «В деревне». Степанова картины
ГлавнаяКартиныСтепанова картины
Алексей Степанович Степанов родился 24 апреля 1858 года в Симферополе. Его отец был военным, участвовал в Крымской войне. Из-за ранней смерти родителей мальчика, оставшегося сиротой, опекун забирает в Москву.
Там Степанов учится в Институте обер-офицерских сирот. По настоянию опекуна он поступает в Костантиновский межевой институт на землемерное отделение. Это учебное заведение Степанов успешно окончил в 1879 году.
Полученная профессия не привлекала Степанова. Он стремился освоить искусство живописи. В 1880 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Руководителем Степанова стал И.М. Прянишников.
В 1883 году Степанов получает малую серебряную медаль, в 1884 году – большую серебряную медаль за картину «Отец и сын, или Военная беседа». В это же время художник начинает сотрудничать с журналом «Природа и охота».
В этом издании до 1895 года публикуются его рисунки.
В конце восьмидесятых годов Степанов несколько лет подряд работает вместе с Левитаном. В летнее время они пишут с натуры пейзажи Звенигорода, живописные уголки Волги.
Как и Левитан, Степан считается создателем так называемого «пейзажа настроения». Художник не просто передает красоту какого-либо состояния природы.
Каждая работа является отражением определенного настроения, психологического состояния человека.
С 1888 года Степанов начинает постоянно участвовать в экспозициях Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Особенный успех имело полотно «Лоси едят сено зимой», представленное на выставке 1889 года. Эту картину приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков.
Полотна Степанова отличаются эскизностью, прозрачностью мазка, небольшим спектром выбранных оттенков. Жанр большинства работ художника критики определяют как пейзажно-анималистический. Излюбленной темой Степанова всегда оставалось изображение животных: «Волки у плетня», «Волки ночью», «Лось и лайки», «На промысел», «Лоси».
В 1889 году Степанов становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он работает в классе анималистической живописи. Позднее художник получает звание профессора. Его учениками стали П.Д. Корин, Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов.
Значительное влияние на творческую манеру Степанова оказало знакомство с французской живописью во время путешествия за границу. В результате появилось полотно «Прачки в Виши». Одной из последних картин стала работа «Качели».
Степанов умер 5 октября 1923 в Москве.
Лучшие картины Степанова А.С.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Варвара Федоровна Степанова. Биография, картины, плакаты
Русская художница, представительница авангардизма первой половины 20 века, родилась в Литве в городе Ковно 23 октября 1894 г. С 1910-1914 гг.
училась в художественной школе в городе Казани, но, не закончив ее, уехала в Москву со своим будущим мужем художником А.М Родченко.
В Москве работала на фабрике, сначала бухгалтером, а потом машинисткой, но в свободное время писала картины в студии К.Ф.Юона.
В Москве определился ее самостоятельный путь в искусстве. К авангардизму В.Ф.Степанова пришла не сразу. Сначала занималась визуальной поэзией. В1919 г. иллюстрировала книгу А.Е.Крученых «Глы-Глы». Работала в отделе ИЗО Наркомпроса. С 1920-1925 гг. читала лекции в студии ИЗО Академии коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской, а параллельно, в Высших художественных мастерских.
Это был период активной творческой деятельности В.Ф.Степановой. Кроме преподавательской деятельности, она, как новатор текстильного дизайна, выполнила 150 рисунков для ситценабивной фабрики в 1924-1925 гг. В.Ф.Степанова использует свой авангардный опыт в дизайне декораций и костюмов к пьесе А.В.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в театре В.Э.Мейерхольда в 1922 г.
Большое место в творчестве В.Ф.Степановой занимала работа художественного редактора в журналах: «Кинофот», «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Советская жизнь».
С 1933-1934 гг. она занимает должность художественного редактора в Партиздате. В 50-х годах, вместе с А.М.Родченко, оформила целую серию агитационно-политических альбомов.
Постепенно в творчестве В.Ф.Степановой футуризм вытесняется социалистическим реализмом. Ее работы, выполненные в 20-х гг, воплотили преждевременный творческий расцвет художницы-авангардистки. Плакаты и коллажи тех лет, не были рассчитаны на общественный тираж.
Где бы ни выступала В.Ф.Степанова, она отстаивала свободу и независимость искусства, которое не могло подчиняться каким-либо директивам.
В последние годы жизни она работала редактором в издательстве «Искусство».
В.Ф.Степанова умерла в Москве 20 мая 1958 года.
Картины художницы Варвары Степановой:
www.avangardism.ru
Описание картины Алексея Степанова «На охоте»
Живопись Алексей Степанова на сегодняшний день находится в основном в частных коллекциях.
Алексей Степанович был удивительным человеком – он обладал таким мягким и покладистым нравом, так сильно любил людей – что получал эту любовь от всех окружающих обратно в удвоенном размере.
Невероятно позитивный, он смотрел на мир как ребенок – удивленно и радостно. И свое восприятие мира отражал в написанных им картинах.
Более всего Степанов любил рисовать животных. Собаки, лошади, дикие животные, сцены охоты составляют львиную долю произведений этого мастера.
На протяжении всей своей творческой жизни художник сотрудничал с журналом «Природа и охота», в котором активно публиковал свои рисунки.
Также он преподавал анималистическую живопись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние на Степанова оказало творчество французских импрессионистов.
Картина «На охоте» изображает типичную сцену охоты с собаками. Посреди грязно-серой, промокшей дороги белоснежные фигуры гончих смотрятся эффектно и настраивают на праздничный лад – художник воспринимает охоту как своебразный праздник. Взгляды всадников устремлены вдаль – возможно, кто-то из них уже увидел потенциальную добычу.
Несмотря на то, что охота была особенно частым мотивом в творчестве художника – он не относился к ней как к простому убийству. Степанов прекрасно знал и понимал повадки разных животных, изучал их в дикой природе.
Реалистичность изображения дикой фауны стала одной из отличительных черт всех работ художника. Что же касается, к примеру, собак – автор отличал малейшие различия в поведении разных пород.
Все это сделало его действительно великим русским анималистом – к сожалению, отчасти незаслуженно забытым.
opisanie-kartin.com
Описание картины Алексея Степанова «Медведь»
Алексей Степанович Степанов — русский и анималист. Выступал иллюстратором для книжки «Картины из русской природы и быта». Этот художник не имеет такой массовой известности, как например, Левитан или Шишкин, но это один из самых лучших реалистичных авторов начала XX века. Считается одним из создателей русского реалистичного пленэра.
Творческое наследие художника Степанова включает в себя много пейзажей с красотами русской природы, портретов, картин с изображением русских деревень и их быта (например «В огороде», «На дровнях», «Деревня зимой»).
Но наивысшего мастерства художник достиг именно в изображении животных и птиц, делая точные и уникальные карандашные зарисовки. Будучи заядлым охотником, Степанов, делал наброски на ходу прямо с ускользающей живой натуры.
Всего по нескольким точкам и ведущим линиям художник создавал реалистичные картинки животных и птиц, передавая с феноменальной точностью каждый мускул или волосок шерсти. Эти рисунки вполне могли бы послужить учебным пособием для начинающих художников, т.
к постоянно штудируя зрение и руку, художник добился истинного сходства с натурой (например, рисунок «Тритон», где изображена голова скаковой лошади, которая изображена очень реалистично).
К таким работам художника относится и набросок карандашом «Медведь». Плотная и динамична, почти черная штриховка карандашом в районе передних лап и морды животного, чередуется с серой полутенью его тела, создавая контур сидящего вполоборота медведя.
Кажется, что животное вот-вот встанет с задних лап и, повернувшись, уйдет обратно в малинник.
Степанову удалось добиться невозможного, преодолев статику карандашного рисунка, как бы оживив изображение, и приведя его в движение с помощью контрастных нюансов карандашных штрихов.
Алексей Степанович Степанов – истинно народный художник, т.к. на своих картинах изображал простую и реалистичную красоту русской природы, быта и деревни.
opisanie-kartin.com
анималист, жанрист, пейзажист :: SYL.ru
Александр Степанов – талантливый русский художник, который создал достаточное количество прекрасных картин. Многие из них находятся в художественных галереях России. Сегодня мы подробно рассмотрим его картину «Лоси», которая навевает легкую грусть, зато заставляет нас окунуться в настоящую реальность.
Александр Степанов
Будущий художник родился в Санкт-Петербурге в 1860 году. Он является известным русским художником, анималистом, акварелистом и пейзажистом. Стоит отметить, что его картины часто путают с картинами Алексея Степанова, поскольку они писали в схожих манерах.
Мать мальчика была дочкой Х. Книпера – известного русского офицера и участниками финляндской кампании. Александр Степанов появился на свет в благородной дворянской семье, где он был желанным ребенком.
С самого детства Степанов был глухонемым, поэтому обучение проходил с специализированной школе.
Учеба и начало пути
Когда мальчик подрос, он продолжил свое обучение в Императорской Академии художеств. В 1891 году он окончил её с отличием, освоив полный курс наук.
Известность, как художник, он получил после картины «Господь Иисус Христос благословляет детей». Почти сразу же после этого он написал ещё одну картину под названием «Икона Трёх Радостей».
На сегодняшний день, местонахождение картин неизвестно, но художественные галереи не теряют надежды отыскать эти жемчужины творчества Степанова.
«Лоси»
Известно, что в живописи художник предпочитал холодные оттенки цветов, такие как, серый и коричневый. Картина Александра Степановича Степанова «Лоси» наглядно демонстрирует эту особенность. Зритель видит пасмурный день, серое небо и холодную зиму.
В центральной части картины расположен стог сена, который практически полностью занесён снегом. Его окружили четыре голодных лося. Мы видим, что две особи – взрослые, а две другие – ещё совсем маленькие.
Самое крупное животное смотрит в сторону, как будто прислушиваясь к звукам и шорохам, чтобы вовремя избежать опасности.
Шерсть у животных грубая и короткая, насыщенного коричневого цвета. Морды лосей тощие, исхудалые. Тяжелая зима утомила их, они хотят насытиться, но пищи нигде нет, а вот опасностей полно.
Зима тяжела для этих животных не столько морозом, сколько отсутствием пищи. Лоси не бывают подолгу в одном месте, они постоянно странствуют в поисках пропитания.
На заднем фоне видны кустарники и темный густой лес.
На картине лоси подошли к стогу сена, который заботливо оставили люди. Несмотря на то, что животные нашли пищу, картина все же оставляет чувство грусти и печали. Зрителю хочется помочь животным, спасти от голода.
Очень трогательно смотрятся маленькие лоси, которые уже приступили к поеданию сена, в то время как взрослые особи настороженно оглядываются по сторонам.
Что хотел показать Александр Степанов? «Лоси» — это пародия на голодных людей, которых в тяжелые времена на Руси было много.
Картины художника
Картины Александра Степанова были очень популярны в стране. Их часто покупали за баснословные деньги богатые граждане. Особой ценностью они пользовались у коллекционеров живописи. На сегодняшний день, картины Степанова можно найти в самых разных областях России. Они бережно хранятся в музеях и галереях страны.
Известно, что две картины творца находятся в Третьяковской галерее. Предположительно они были написаны в 1889 и 1890 годах. Также исследователям известно, что картины были написаны в селе Горяинкове в Самарской губернии. Там дядя Степанова – Иван Книпер – был на службе у помещика Горяинова.
Первая картина называется «Утро в усадьбе». На ней зритель может увидеть тетёшку и двоюродную сестру художника, которых он изобразил с непередаваемой нежностью. Сюжет второй картины показывает Ивана Книпера, который наблюдает за дойкой коров. Она называется «На скотном дворе».
Именно эта картина была помещена на страницы журнала «Нива».
Фонды Государственного Русского музея в Петербурге могут похвастаться этюдом работы Степанова под названием «Куры». В фонд также был передан портрет матери Степанова Натальи Книпер, который он исполнил углем. Открыл доступ в семейный архив двоюродный племянник художника Всеволод Арнольд.
Подводя итог, хочется сказать о том, что картина Александра Степанова «Лоси» — это уникальный дар русского художника-акварелиста, пейзажиста, жанриста и анималиста всему будущему поколению. Не все художники обладают даром так точно и правдиво изображать животных и их чувства.
www.syl.ru
Описание картины Алексея Степанова «На охоте» Картины художников
Описание картины Алексея Степанова «На охоте»
Ответ:
Живопись Алексей Степанова на сегодняшний день находится в основном в частных коллекциях.
Алексей Степанович был удивительным человеком — он обладал таким мягким и покладистым нравом, так сильно любил людей — что получал эту любовь от всех окружающих обратно в удвоенном размере.
Невероятно позитивный, он смотрел на мир как ребенок — удивленно и радостно. И свое восприятие мира отражал в написанных им картинах.
Более всего Степанов любил рисовать животных. Собаки, лошади, дикие животные, сцены охоты составляют львиную долю произведений этого мастера.
На протяжении всей своей творческой жизни художник сотрудничал с журналом «Природа и охота», в котором активно публиковал свои рисунки.
Также он преподавал анималистическую живопись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Большое
влияние на Степанова оказало творчество французских импрессионистов.
Картина «На охоте» изображает типичную сцену охоты с собаками. Посреди грязно-серой, промокшей дороги белоснежные фигуры гончих смотрятся эффектно и настраивают на праздничный лад — художник воспринимает охоту как своебразный праздник. Взгляды всадников устремлены вдаль — возможно, кто-то из них уже увидел потенциальную добычу.
Несмотря на то, что охота была особенно частым мотивом в творчестве художника — он не относился к ней как к простому убийству. Степанов прекрасно знал и понимал повадки разных животных, изучал их в дикой природе.
Реалистичность изображения дикой фауны стала одной из отличительных черт всех работ художника. Что же касается, к примеру, собак — автор отличал малейшие различия в поведении разных пород.
Все это сделало его действительно великим русским анималистом — к сожалению, отчасти незаслуженно забытым.
Прислал: Миронова Алина . 2017-10-08 22:27:19
opisanie-kartin.iusite.ru
Описание картины Алексея Степанова «В деревне»
А.С.Степанов великий русский пейзажист и портретист, он работал в разных направлениях зачастую вопреки общественно-политическим взглядам того времени.
Его жизнь была тяжелой в сиротском доме, что, безусловно, отложилось на его творчестве. Его картина «В деревне» написана в начале двадцатого века в неспокойное время для России.
Как раз в этот период активно распространялись революционные идеи, во всех работах творческих людей усердно выискивался политический подтекст.
На полотне изображена деревня зимой. На скорую руку собранный забор, покосившейся деревянный амбар, двери которого едва держатся. На заднем плане виднеются деревенские дома, а возможно хозяйственные постройки.
Изображен небогатый деревенский двор, а главным героем картины является конь. Насыщенный черный цвет лошади придает животному благородства. Именно он хозяин пространства, холод опустошил двор, конь чувствует себя хозяином.
В его уверенной стати можно рассмотреть гордость и независимость.
Художник реалистично отобразил хозяйство деревенского дома и положение дел зимой. В зимнее время работы в деревне немного, да и морозы в России не позволяют много времени проводить на улице. Большую часть дня крестьяне проводят дома возле огня.
Для лошади прогулка очень важна, если животное не будет ходить на воле, то оно может даже погибнуть. Поэтому каждый владелец выпускает лошадей гулять на несколько часов в день.
Видно и в сюжете картины, что коня выпустили, а сами хозяева вернулись к теплому очагу.
Невозможно не ощутить в образе животного одиночество и тоску. Его глаз не видно, но кажется, что взгляд очень грустный. Возможно, его гнетет холод и видно, что иней посеребрил его гриву.
Хотя, скорее всего, ему просто одиноко, его некому понять, поддержать. Художник передал свои личные чувства таким образом. Степанов так и остался в душе одиноким мальчиком, который после смерти родителей остался совсем один.
Он как этот конь стоит среди хозяйского двора и погружен в свои мысли.
Картина хоть и написана в светлых тонах, но пропитана грустью. Белый снег и, казалось бы, хорошая погода должны поднимать настроение, но от полотна так и веет одиночеством.
Хочется погладить коня, рассказать ему, что он не один и все еще нужен. Просто сейчас зима, спит природа и возможности ограничены.
Наступит весна, простор лугов будет манить вдаль, тогда конь станет скакать во всю прыть и ощутит абсолютную свободу, так необходимую ему.
opisanie-kartin.com
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/stepanova-kartiny.html
«Охотники на привале» Василия Перова. Реплики хрестоматийного полотна. (К началу учебного года и осенней охоты)
«Охотники на привале» Василия Перова – одно из самых хрестоматийных и тиражируемых в разных формах полотен русской живописи. Любой хрестоматийный текст обладает особой историей и особой рефлексией. Текст обретает новые смыслы и старые, живописные «реплики» перестают восприниматься в контексте культурных традиций времени написания картин.
Валентин Вадимович Головин – д.ф.н., профессор, руководитель Центра исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.
1 сентября 2015 г.
на факультете истории искусств состоялся первый в академическом году Открытый исследовательский семинар, посвященной картине Василия Перова «Охотники на привале» – одного из хрестоматийных и наиболее тиражируемых в разных формах полотен русской живописи.
Любой хрестоматийный текст обладает особой историей и особой рефлексией. Со временем он обретает новые смыслы и теряет старые; живописные «реплики» перестают восприниматься в контексте культурных традиций времени написания картин.
В рамках своей лекции «»Охотники на привале» Василия Перова. Реплики хрестоматийного полотна» Валентин Головин (д. ф. н., профессор, руководитель Центра исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН) предложил участникам семинара реальный и культурный комментарий этого известного полотна.
Василий Перов. Охотники на привале (1871). Третьяковская галерея
В начале своего выступления лектор рассказал о подходах к понимаю хрестоматийных текстов вообще. Любое хрестоматийное произведение, будь то полотно или литературный текст, изобилует деталями, которые мы привыкли не замечать; примером тому может служить картина «Неравный брак» В. Пукирева.
Лектор обратил внимание на то, что жених, изображённый на полотне, носил орден Св. Владимира 2-й степени, а значит попадал в десятку чиновников России: единовременно эту награду носили не более двадцати человек.
Он также указал на дороговизну перчаток невесты и величину её рубина и заключил, что при попытках анализа произведения детали могут в корне поменять представление о нём.
Другой иллюстрацией этого тезиса стал фрагмент картины, находящейся в частной коллекции, на которой изображены сваленные в кучу казачьи трофеи.
В ходе атрибуции этих предметов выяснилось, что в их числе, наряду с черкесской кожаной плетью и ножнами кавказского серебряного кинжала, оказался гладкоствольный дамский седельный пистолет, а также дамское седло, а это означает, что казак расправился не только с кавалером, но и с дамой. Это позволяет нам понять подтекст картины, который может существенно повлиять на её восприятие.
Важная задача, стоящая перед исследователем хрестоматийного произведения искусства – не поддаться соблазну рассматривать его в качестве этнографического источника, коим оно не является. Например, на известной картине Г.
Мясоедва «Смотрины невесты», судя по костюмам персонажей, по крайней мере, три женщины – из разных частей империи. Кроме того, смотрины в таком виде могли состояться, разве что в самых южных частях страны.
По большому счёту, того, что изображено на этой картине, в действительности произойти не могло.
Все вышеприведённые тезисы о хрестоматийных текстах важны и для анализа картины Перова «Охотники на привале». Вскоре после своего появления в 1871 году картина получила позитивные отзывы М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Стасова, Ф. М.
Достоевского, однако теперь она настолько растиражирована, что говорить о ней считается моветоном: в некоторых монографиях, посвящённых Перову, полотно даже не упоминается. Это отнюдь не означает, что современная публика в состоянии считать «реплики», которые закладывал в картину художник.
Напротив, обширная искусствоведческая литература зачастую привносит в полотно новые, ошибочные смыслы. Чтобы отделить факты от мифов, лектор предложил поставить в отношении картины несколько вопросов. Рассмотрим их ниже.
Кто изображён на этой картине?
По одной из версий на картине Перов изобразил своих знакомых – Дмитрия Кувшинникова (рассказчик), Василия Бессонова (лежащий) и Николая Нагорного (слушающий). Впервые это предположение появилось в 1962 г. на страницах альманаха «Охотничьи просторы». Источником послужило письмо дочери Нагорнова: «Кувшинников Д. П.
был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников Д. П. рассказывает, отец и Бессонов слушают.
Отец — внимательно, а Бессонов — с недоверием…».
Поскольку существует портрет Бессонова кисти Перова, а также фотография Кувшинникова (который, возможно, стал прототипом героя чеховского рассказа «Попрыгунья»), мы имеем возможность сравнивать их с охотниками и рассуждать о (не)сходстве – но не более того.
Где происходит действие?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на детали пейзажа и охотничьи трофеи. Зацепкой здесь может послужить и костюм охотника-простолюдина, а точнее одна его деталь: так называемая шапка-гречник, схожая по форме с гречневым пирогом, за что и получила своё название – северно-русский головной убор.
На первом плане картины – заяц-русак и тетерев. При этом, тетерев обитает где-то в Воронежской губернии, а заяц дальше Ладоги и Онеги не скачет. Таким образом, у нас есть южная граница (тетерев) и северная (заяц-русак), из чего следует заключить, что действие происходит где-то в средней полосе России.
Когда это происходит?
В монографиях можно встретить самые разные предположения о том, в какое время года происходит действие, от ранней весны до поздней осени. В действительности же, на это есть чёткие указания: по закону, который действовал 1774-й по 1892 г., сезон охоты начинался в Петров день, то есть 12-го июля, а псовая охота начиналась приблизительно 8-го сентября.
Головин склоняется к версии, что Перов изобразил именно псовую охоту, а действие происходит поздней осенью.
Аргументом в её пользу служит и тот факт, что заяц-русак начинает линять в сентябре, заканчивает в ноябре, и при этом дольше всего летний мех у него остаётся на спине и на голове, что видно и на картине: движение линьки зайца, которое может быть только осенним, мастерски выписано Перовым, который и сам был охотником.
На кого они охотятся? (Ружейная это охота или псовая?)
Сначала исследуем версию псовой охоты. На неё указывает, собственно, наличие собаки, которая могла оказаться борзой (судя по ушам и хвосту) и добытый заяц-русак, на которого охотились с собаками.
Охотник-рассказчик одет в свободный кафтан до колен, на нём чёрная барашковая шапка, которую очень любили поклонники псовой охоты, на груди у него бинокль, необходимый для высматривания зверя, и при этом у рассказчика нет портупеи с пороховницей.
Наконец, на картине присутствует рожок – непременный атрибут псовой охоты.
Теперь перейдем к версии ружейной охоты. Головин предположил, что на картине изображена не борзая, а популярный в те времена и очень дорогой сеттер из породы лавераков. Эту породу, которая к началу XX перестала существовать, подробно описал специалист по русским охотничьим собакам Леонид Сабанеев. В своей работе он указывает, что в 1860-е гг.
в Москве и Петербурге чаще всего действительно встречались именно прежние английские сеттеры.
У таких собак уши были оттопыренные, плечи очень пологие (косые), шерсть, начиная от затылка, слегка волнистая, длинная и шелковистая, а уборная псовина на передних ногах до лап и на гачах – довольно густая.
Считалось, что чем более у таких собак согнуты коленки – тем они лучше, а также что хорошие сеттера хвост несут очень низко, волоча, а потому опущенный книзу хвост лучше, чем, приподнятый.
И хотя породу изображённой на картине собаки определить нелегко, поскольку на картине мы видим лишь круп и хвост собаки, в то время как её морда остаётся нам не видна, стоит признать, что она во многом подходит под это описание.
В пользу версии о ружейной охоте есть и другие аргументы. Во-первых, добыты тетерева, на которых с борзыми не охотились. Во-вторых, присутствуют ружья (причём, знаменитой английской фирмы «Энфилд», что тоже небезынтересно, очень дорогие и удобные в обращении), которые на псовой охоте не требуются: на ней требуется кинжал, которого здесь нет.
Наконец, заяц-русак, на которого хоть и охотились с собаками, на картине цел, что противоречило правилам псовой охоты, которые соблюдались беспрекословно.
Согласно этим правилам убитого зайца следовало отколоть (ткнуть кинжал между лопаток), отпазанить (отрезать у него передние лапки и дать их собакам) и приторочить (вставить за задние лапы в седло) – об этом можно узнать, в частности, из «Псовой охоты» Некрасова.
Рассмотрим другие детали картины. Мы видим обтянутую кожей флягу, недоеденный огурец, буханку и ломоть хлеба, куриную косточку и стопку, вероятно, серебряную (этого требовала охота), из которой пили, скорее всего, водку – ритуальный напиток охотников.
Однако здесь же есть и не столь очевидные детали: например, ворона, которая пикирует в непосредственной близости от собаки. Не заметить пикирующую ворону довольно затруднительно, но охотники так увлечены рассказом настолько, что не обращают на птицу никакого внимания.
Теперь обратимся к самим этим персонажам.
Охотник-рассказчик одет в стёганый кафтан, штаны, и безукоризненно белую рубашку, а его галстук завязан типом «художничий», который Перов очень любил и надел примерно двенадцати своим персонажам. На нём охотничьи кожаные сапоги с очень низким каблуком (к слову, на псовую охоту высоких сапог никогда не надевали).
Наконец, у рассказчика очень ранняя форма бинокля, первой половины XIX века, что может свидетельствовать о его опытности.
Следующий персонаж (слушающий) одет дорого и добротно.
Сапоги у него на гигантских каблуках, что на охоте было крайне неудобно, на голове у слушающего картуз из лакированной кожи, который называли форменным (его следовало протирать специальной салфеткой, чтобы он блестел), галстук, завязанный по-эпикурейски, а также дорогая английская капсульница и не менее дорогая дробовница. Интересно, что левая рука у него дымиться, хотя сигарета – в правой: он запепелил огнево, однако так увлёкся разговором, что совершенно позабыл закурить.
Наконец, последний персонаж одет, по выражению Тургенева, как ямщик. Стасов, в свою очередь, писал о «роже хохочущего мужика, немножко подмигивающего и скалящего белые зубы», которая «вырисовывается по самой середине картины из-под мятого и дырявого гречневика, сдвинувшегося у него на лбу в сторону».
Как правило, этого не видно на репродукциях, однако на оригинальной картине Перова на гречневике действительно можно разглядеть изрядное количество дыр. На ум приходит ситуация, когда подкидывали чью-то шляпу и палили по ней.
Эта деталь красноречива не менее, чем оскал охотника-простолюдина и его жест, выражающие насмешку над барином.
Всё это – незажжённая сигарета, пикирующая ворона, насмешка и ещё многое другое – дают нам понять, что художник запечатлел кульминационный момент развернувшейся ситуации.
В завершение своего выступления, Головин отметил, что, несмотря на всю тривиальность и китчевость картины «Охотники на привале», он считает это произведение образцом жизнеподобия.
Алина Новик
Источник: https://eu.spb.ru/news/15444-okhotniki-na-privale-vasiliya-perova-repliki-khrestomatijnogo-polotna-k-nachalu-uchebnogo-goda-i-osennej-okhoty
Калидонская охота: почему Рубенс рисовал ее четыре раза?
В королевстве, где все тихо и складно, Где ни войн, ни катаклизмов, ни бурь, Появился дикий вепрь огромадный —
То ли буйвол, то ли бык, то ли тур.
Сам король страдал желудком и астмой, Только кашлем сильный страх наводил, А тем временем зверюга ужасный Коих ел, а коих в лес волочил.
Владимир Высоцкий. «Про дикого вепря»
Очень может быть, что Владимир Высоцкий, сочиняя свою песню, был знаком если не с «Метаморфозами» Овидия, то с изложением этого мифа.
Вот что рассказывает нам Овидий:
Вепрь был, — Дианы слуга и ее оскорбления мститель. Царь Оэней, говорят, урожайного года начатки Вышним принес: Церере плоды, вино же Лиэю, Сок он Палладии возлил белокурой богине Минерве.
Эта завидная честь, начиная от сельских, досталась Всем олимпийским богам; одни без курений остались, Как говорят, алтари обойденной Латониной дщери. Свойственен гнев и богам.
«Безнаказанно мы не потерпим! Пусть нам почтения нет, — не скажут, что нет нам отмщенья!» — Молвит она и в обиде своей на поля Оэнея
Вепря-мстителя шлет…
Итак, богиня Диана не получила полагающихся ей почестей, решила покарать нечестивцев и послала им наказание: ужасного вепря. Чтобы избавиться от этого бедствия, царь этой местности пригласил на охоту всех легендарных героев того времени (их перечислено у Овидия 28) и одну прелестницу, которая стала причиной бедствий — Аталанту.
Некоторые из этих охотников были изображены, вылеплены, высечены в камне (часть изображений дошла до наших дней). Калидонская охота тоже была изображена не один раз. И не только в античные времена.
Один из героев Калидонской охоты — вепрь. Его изображение на древних вазах напоминает современного бородавочника, обитающего в Африке. Может быть, во времена греческого эпоса бородавочник встречался и в Греции.
Достоверность портретов остальных — нулевая. Тем более, когда речь идет о картинах, написанных в середине прошлого тысячелетия. А драматический и красочный сюжет был хорошо известен.
Питер Пауль Рубенс возвращался к нему четыре раза.
Художник почти буквально воспроизводит на своих полотнах описание Овидия, но каждый раз немного по-разному (за исключением последнего варианта, когда картина воспринимается скорее как пейзаж, чем сцена охоты).
Самый ранний вариант — 1611 год. На лошадях — близнецы Кастор и Поллукс, с копьем — Мелеагр, женщина чуть позади него (она только что пустила стрелу, лук — в левой руке) — Аталанта, на земле -Анкей:
Вот повалился Анкей, набухшие кровью обильно,
Выпав, кишки растеклись, и мокра обагренная почва.
Аталанту Овидий описывает так:
Сверху одежда ее скреплялась гладкою пряжкой, Волосы просто легли, в единственный собраны узел; И, повисая с плеча, позванивал кости слоновой
Стрел хранитель — колчан; свой лук она левой держала.
Аталанта первая из охотников своей стрелой попала в вепря — и пустила ему кровь.
… наложила Дева-тегейка стрелу и пустила из гнутого лука. Около уха вонзясь, стрела поцарапала кожу Зверя и кровью слегка обагрила густую щетину.
Это давало ей право на участие в дележе добычи: Дева, однако, не так веселилась удара успеху, Как Мелеагр: говорят, он первый увидел и первый Зверя багрящую кровь показал сотоварищам юным.
«Ты по заслугам, — сказал, — удостоена чести за доблесть!»
И это же послужило причиной ужасных событий, которые начались сразу после завершения охоты.
Картина как бы достаточно реальна, за исключением того, что герои вышли охотиться практически голыми (Мелеагр и один из близнецов), и кабан какой-то полусонный. Динамизм создают лошади Кастора и Поллукса: он написаны крупно, подробно и храпят от ужаса — это читается на их мордах.
Братья меж тем близнецы, — еще не созвездие в небе, — Видные оба собой, верхом на конях белоснежных Ехали; оба они потрясали в воздухе дружно
Остроконечья своих беспрерывно трепещущих копий.
Второй вариант написан в 1618 году, через семь лет после первого и отличается от него прежде всего тем, что вепрь написан почти черным, а вокруг него все фигуры высвечены. Больше контраста — выше драматичность. Аталанта (теперь уже полуголая) рядом с Мелеагром, за Алатантой появились еще две женские фигуры, тоже полуобнаженные. На первом плане справа — собаки, нападющие на вепря, который одну лапу поставил на поверженного охотника. И вид у вепря угрожающий. Этот вариант картины получился более динамичным, все действующие лица — в едином порыве.
Третий вариант — 1628 год. Рубенс меняет положение Мелеагра: он ставит его справа. Роль Аталанты обозначена точнее: ее стрела пронзила ухо вепря.
Здесь нет близнецов на конях — Кастор и Поллукс отсутствуют совсем. Но динамизм картине придают нападающие и растерзанные псы.
Похоже, что это — заготовка, не все детали прописаны до конца и цветовая гамма приглушена, что не характерно для живописа Рубенса.
А вот в этом варианте (1636 год) прежде всего воспринимается пейзаж — тот самый лес, в котором охотились на вепря.
Частый никем никогда не рубленный лес начинался С ровного места; под ним расстилались поля по наклону… Дол уходил в глубину; обычно вода дождевая Вся устремлялась туда; озерко порастало по краю Гибкою ивой, ольхой малорослой, болотной травою,
Всякой лозой и густым камышом, и высоким и низким.
Мрачное место, мрачная обстановка, глухой лес и несколько ярких пятен: Аталанта слева, Мелеагр справа, собаки, один из близнецов на коне. Вепрь почти слился с фоном, только поблескивает его клык. Аталанта стреляет из лука, а Мелеагр бежит к вепрю. Близнецы на конях спешат к месту схватки, и стая собак несется с прыжками к добыче.
От варианта к варианту нарастает драматичность действия, напряженность, а в конечном варианте — почти полный мрак. Возможно, как отражение последовавшей драмы, возможно — как метафора тайников человеческой души.
Что же произошло на охоте? Аталанта ранила зверя — и получила почетное право на трофей. Мелеагр убил вепря — и как победитель он имел право раздать трофеи. А поскольку еще до начала охоты Мелеагр влюбился в Аталанту:
Только ее увидел герой Калидонский, сейчас же И пожелал, но в себе подавил неугодное богу Пламя и только сказал: «О, счастлив, кого удостоит
Мужем назвать!»
Мелеагр отдает Аталанте голову кабана, а его дядья — участники охоты — не хотят этого. Начинается ссора — и Мелеагр убивает своих дядьев. Это приводит к смерти самого Мелеагра — причем от рук его матери, которая не могла смириться с потерей братьев.
Вот такая жестокая история с Калидонской охотой.
Что же хотел показать Рубенс? Видимо, в ранних вариантах — накал охоты, жестокость и мощь зверя, драматизм потерь, а в последнем — мрачность финала: трагическая развязка из-за вспыхнувшей любви.
P. S. В 1635 году, за год до последнего варианта «Калидонской охоты» Рубенс нарисовал еще одно полотно. Это «Аталанта и Мелеагр». На ней Мелеагр вручает Аталанте трофей — голову кабана.
А победитель, поправ грозивший погибелью череп, Молвил: «По праву мою ты возьми, нонакрийская дева, Эту добычу: с тобою мы славу по чести разделим». Тотчас он деве дарит торчащие жесткой щетиной
Шкуру и морду его с торчащими страшно клыками…
Справа наверху, в облаках какая-то богиня с выражением тихого ужаса, по всей видимости, предвещает беду от этого поступка. И еще одна интересная деталь: Эрот на переднем плане. Обратите внимание на его правую руку: он как бы отодвигает от Аталанты голову вепря. И его лицо не выражает радости, как обычно в любовных сценах.
Видимо, после этого у Рубенса появилась мысль написать нечто более соответствующее трагедии, чем-то, что было написано ранее.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/@rochlenko/posts/39623/