Иванов андрей иванович – галерея произведений (14 изображений)
Одним из талантливейших живописцев начала 19 века был Андрей Иванович Иванов, отец знаменитого Александра Иванова. Свои творения он в основном посвящал героям древней истории России
Наиболее удачны его картины «Подвиг молодого киевлянина» и «Единоборство Мстислава с Редедей», в которых вдохновенно отражены патриотические настроения русского общества, рожденные Отечественной войной 1812 года. Так, вторая из названных картин была закончена художником в дни, когда Москва была захвачена Наполеоном.
Андрей Иванович Иванов родился в 1775 году и до 1782 находился в Московском Воспитательном доме. Учился в Академии Художеств (1782 – 1797) в историческом классе у Г.И.Угрюмова и Г.-Ф.Дуайена. Награжден большой золотой медалью, аттестатом 1-й степени на звание классного художника и оставлен пенсионером при ИАХ.
В 1800 признан «назначенным» в академики, в 1803 за программу «Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из Рая» (6) удостоен звания академика. За картину «Единоборство Мстислава с Редедей» (11) получил звание профессора. В 1804 – 1811 принимал участие в украшении Казанского собора в Петербурге, выполнял заказы Академии Художеств.
Преподавал в ИАХ (1798-1830), С 1821 – в должности старшего профессора. В 1830 году был уволен из Академии по личному распоряжению Николая I.
1. Иванов Андрей «Автопортрет» 1800 Холст, масло 47,7х39,5 Государственная Третьяковская галерея2. Иванов Андрей «Портрет Е.И.Ивановой в виде весталки» 1800 Холст, масло 47,7х39,7 Государственная Третьяковская галерея3. Иванов Андрей «Склонившийся натурщик, опирающийся на правую руку и правое колено. Этюд» Конец 1790-х Бумага, масло 63,5х49 Государственная Третьяковская галерея4. Иванов Андрей «Авель. Этюд» Конец 1790-х Бумага, масло 46,5х64 Государственная Третьяковская галерея5. Иванов Андрей «Ганимед» 1800-е Холст, масло 140,5х106 Государственный Русский музей6. Иванов Андрей «Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из Рая» 1803 Холст, масло 161х208 Государственный Русский музей7. Иванов Андрей «Смерть Пелопида» 1805-1806 Холст, масло 119,5х141 Государственная Третьяковская галерея8. Иванов Андрей «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» Не позднее сентября 1810 Холст, масло 204х177,5 Государственный Русский музей9. Иванов Андрей «Сретение Господне» Не позднее 30 апреля 1810 Картон, масло 50,5х108 Государственный Русский музей10. Иванов Андрей «Крещение Спасителя» Конец 1810 — начало 1811 Картон, масло 50,5х109 Государственный Русский музей11. Иванов Андрей «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году» Не позднее 27 августа 1812 Холст, масло 285х205 Государственный Русский музей12. Иванов Андрей «Минерва, парящая в эфире небес. Эскиз» 1819-1820 Холст, масло 73х107 Государственный Русский музей13. Иванов Андрей «Крещение князя Владимира в Корсуни» 1829 Холст, масло 211,3х158,5 Государственная Третьяковская галерея14. Иванов Андрей «Преображение» Между 1807 и 1809 Картон, масло 83,5х155,5 Государственный музей истории религииИванов андрей иванович – галерея произведений (14 изображений)
Источник: http://cultobzor.ru/2014/08/andrey-ivanov-gallery/
Сретение Господне в русской живописи
Симеон Богоприимец. Алексей Егорович Егоров (1776-1851). 1830-1840-е гг. Холст, масло. 94×70,6.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Симеон Богоприимец. Василий Кузьмич Шебуев (1777-1855). 1847 г. Холст, масло. 231х138. Эскиз для одноименной картины из Третьяковской галереи (1843) Внизу посередине подпись и дата: Шебу 1847. Поступила: в 1928 из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка. Инв. № Ж-8481
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сретение Господне. Андрей Иванович Иванов (1775-1848). 1800-е. Не позднее 30 апреля 1810 г. Прессованный картон, масло 50,5х108. Эскиз для росписи Казанского собора Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сретение Господне (фрагмент). Андрей Иванович Иванов (1775-1848). 1800-е. Не позднее 30 апреля 1810 г. Прессованный картон, масло 50,5х108. Эскиз для росписи Казанского собора
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На обороте надпись: Андрея Иванова; мелом: № 31
Пост, в 1932 из Казанского собора (Ленинград). Инв.№ Ж-5470.
В Каталоге 1980 — вторая половина 1800-х. Из прошения А. И. Иванова, которое рассматривалось Советом ИАХ* 27 января 1812, следует, что для „церкви Казанския Богоматери» им было написано 10 образов, в том числе „Сретение Господне» и „Крещение Спасителя» (каталог 704), помещенные в приделе Казанской Богоматери (Петров 1865**, с. 12).
А. И. Иванов работал над образами уже в 1804 — на академической выставке того года экспонировался один из указанных в прошении 1812 образ — „Христос в пустыне, коему служат ангелы» (ОР РНБ***, фонд 708 (Н. П. Собко), дело 1322, лист 2 оборот, 3). В монографии С. В.
Коровкевич время написания образов определяется как 1809 (?) (Коровкевич 1972****, с. 43-44).
Однако в описи работ, представленной Советом ИАХ в Комиссию о построении Казанской церкви 30 апреля 1810 и включающей в себя „живописные работы для церкви Казанския Богоматери, взятые исправлять нижеписанными г-ми художниками», упоминается лишь „Встретение», но отсутствует „Крещение Спасителя» (Аплаксин 1911*****, с. 87-88).
Следовательно, „Сретение» могло быть написано не позднее 30 апреля 1910, а „Крещение Спасителя» — во второй половине 1810 — первой половине 1811: освящение собора состоялось 15 сентября 1811. * Императорская (Российская) Академия художеств.
Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 — Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 — Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 — Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при ИАХ. Императорская Академия художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.
** Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. П. Н. Петрова. СПб, 1865, т. 2. *** Отдел рукописей и редкой книги Российской Национальной библиотеки. Санкт-Петербург. **** Коровкевич С. В. Андрей Иванович Иванов. 1775-1848. М., 1972. ***** Аплаксин А. Казанский собор. Историческое исследование о соборе и его описание. СПб, 1911. http://www.tez-rus.net/ViewGood37258.html
Симеон Богоприимец. Неизвестный русский художник 19 в. Холст, масло
Луганский областной художественный музей
Сретение. Вишняков Иван Яковлевич. 1755–1756 г. Холст, масло, 56,5х77,5. Икона для Троице-Петровского собора
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сретение Господне. Валериан Отмар. 1898 г. Холст,масло, 41х67. Оригинал для мозаики храма Спаса на крови.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сретение. Карп Золотарёв? Кон.17 века.
Роспись в церкви Покрова в Филях
Источник: http://www.ippo.ru/ipporu/article/sretenie-gospodne-v-russkoy-zhivopisi-202490
Иванов Андрей Иванович :: Виртуальная галерея
Биография
Сведения о его происхождении не сохранились, первые свои годы будущий великий художник провёл в Воспитательном доме в Москве. В 1782 опекунский совет в числе прочих двадцати восьми питомцев направил его в петербургскую Академию художеств.
Учителем Андрея Ивановича в историческом классе был Григорий Иванович Угрюмов, выдающийся мастер, один из основоположников русской исторической живописи. Его влияние можно проследить на творчестве и педагогической практике Андрея Иванова.
Известное воздействие на воспитание молодого художника мог также оказать Габриэль-Франсуа Дуайен, приехавший в Россию в 1791 г. и до 1801 г. несколько лет с перерывом руководившим историческим классом в петербургской Академии Художеств. 29 декабря 1795 года — получил 1-ю серебряную медаль за рисунок с натуры.
В 1797 году за картину «Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу» получил Большую золотую медаль и тогда же аттестат 1-й степени на звание классного художника. Был оставлен пенсионером при Академии для «вящего в художествах познания» и почти одновременно начал там же преподавать.
1 сентября 1798 года пенсионер Андрей Иванов был зачислен в академический штат. Примерно к этому же времени относится его встреча с будущей женой — Екатериной Ивановной Демерт (1782? — 1843). 20 декабря 1798 года был назначен «для обучения учеников рисованию», 18 августа 1800 г.
Иванов стал «назначенным в академики, а 21 сентября в церкви Симеона и Анны состоялось венчание. Вступив в брак, он уже не мог, по академическим правилам, получить заграничного пенсионерства и по его словам, «уступил» эту возможность своим товарищам — А. Е. Егорову и В. К. Шебуеву.
После бракосочетания молодые супруги поселились на академическом Литейном дворе, в здании «бывшей трубной», где семья жила во всяком случае до 1811 г. Здесь в 1806 г. у Ивановых родился сын Александр — будущий гениальный художник. Позднее, будучи уже старшим профессором, Андрей Иванов получил квартиру в главном здании Академии.
У Ивановых было десять детей: Екатерина (1802—1856?), Александр (1806—1858), Петр (1809—1819), Мария (1811—1836), Павел (1815—1819), Сергей (1822—1877), Елизавета (1824—1833), Надежда (1804—?), Николай (р. 1813), Надежда-вторая (р. 1817).Трое последних умерли во младенчестве. Александр воспитывался как старший сын в семье, преемник отца, его заместитель и помощник. Младший сын, Сергей, впоследствии стал видным исследователем античной архитектуры.
Продвижение на служебном поприще шло успешно. С 29 сентября 1802 г. он, вместе с Егоровым, «правит должность» адъюнкт-профессора в натурном классе, а 1 мая следующего года вступает в эту должность со штатным окладом.
1 сентября 1803 он получает звание академика за картину «Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из рая». Ревностно продолжая педагогическую деятельность, в свободное от занятий время он выполняет многочисленные оригиналы для копирования.
Его учебные рисунки с произведений старых итальянских мастеров XVII века (Доменикино, Караччи, Гвидо Рени), а также Лосенко долго использовались в качестве образцов в академических классах, многие из них были гравированы А.Ухтомским.
Принимал участие в составлении проектов медалей — большой и малой в 1808 году, с надписью «Отечество за усердие 1807» и 1809 году — в честь заключения мира со Швецией в Фридрихсгам.
Писал иконы: «Архангела Гавриила и Михаила» для церкви при Конном полку в Санкт-Петербурге, «Моление о чаше» для Михайловского замка, в 1804—1805 гг. написал запрестольный образ «Воскресение Христово с хором ангелов» и иконы для половины иконостаса церкви Апостола Павла при Мариинской больнице в Санкт-Петербурге.
Вместе с В. Л. Боровиковским, А. Е. Егоровым, В. К. Шебуевым, А. Г. Варнеком и другими художниками участвовал в работе по живописному украшению Казанского собора, для которого написал иконы: «Рождество Богородицы», «Сретение Господне», «Крещение», «Преображение Господне», «Христос в пустыне», «Архидиакона Лаврентия» и др. в 1804—1811 гг. Писал иконы для церквей Преображенского, Измайловского, 1-го Карабинерного полков.
С 1 сентября 1806 г. Иванов уже официально утверждён в должности адъюнкт-профессора исторического класса.
С 1812 — профессор за картину «Единоборство князя Мстислава Удалого с косожским князем Редедей». В 1820 году написал «Минерву, парящую в небесах» для чугунной лестницы Академии Художеств.
Отставка Иванова в то время, когда он только что был отмечен знаком тридцатидвухлетней беспорочной службы, до сих представляется как следствие исключительно одного произвола Николая I, осудившего картину «Смерть генерала Кульнева»(1830).
Атмосфера, сложившаяся в то время в академических стенах, убедительно показывает большую сложность происшедшего. Беспрецедентный случай отставки четырёх уважаемых профессоров — Иванова, С. С.
Пименова и двух братьев Михайловых, один из которых был ректором,- свидетельствовал, что в Академии художеств шла жестокая борьба за главенствующее положение. На пути Шебуева, мечтавшего о месте ректора, стоял старший профессор Иванов.
Через несколько лет его ученик Карл Брюллов, вернувшийся в Россию, получил на торжестве в честь своего возвращения лавровой венок, который он тут же возложил на голову стоявшего рядом с ним Иванова, показав этим поступком, что безгранично уважает своего учителя и во многом обязан ему своим успехом. Выйдя в отставку, Иванов продолжил работать, главным образом, по заказам. Оторванный от привычной трудовой обстановки, вместе с тем он сохранил интерес к судьбе учеников и всем академическим событиям.
Конец Иванова особенно печален. В 1843 г. смерть унесла заботливую супругу. Вскоре Петербург покидает младший сын Сергей. Андрей Иванов остался на попечении внучки Е. Сухих — довольно легкомысленной особы, несомненно повинной в утере ряда работ А. И. и А. А. Ивановых. Скончался в июле 1848 г. от холеры. Погребён на Смоленском кладбище, могила не сохранилась.
Был активным участником Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.
Творчество:
В живописи придерживался академической системы построения исторической картины. Иванов воплощал в своих произведениях идеи гражданственности и патриотизма («Смерть Пелопида», «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году»).
Много работал в жанре религиозной живописи для церквей Петербурга (иконы в Казанском и Преображенском соборах, в Конюшенной церкви, в церкви Почтамта и Михайловского замка). Также написал иконостасы для церкви св.
благоверного князя Александра Невского в Варшаве, церкви Русской духовной миссии в Пекине и для Сионского собора в Тифлисе.
Его произведения, отличавшиеся прекрасным академическим рисунком и тонким колоритом, высоко ценились современниками.
Иванов был выдающимся представителем старо-академической школы: отличный рисовальщик, прекрасно понимающий композицию, он писал свободно и в то же время добивался особого совершенства в моделировании формы.
Как блестящий преподаватель, воспитавший много учеников, в том числе Карла Брюллова и своего сына Александра Иванова, занимает одно из видных мест в истории живописи России.
Работы А. И. Иванова, указанные в «Словаре русских художников» Н. П. Собко:
«Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу»
«Христос в пустыне»
Автопортрет. 1800. (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Портрет Екатерины Ивановны Ивановой в виде весталки. 1800. (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
«Адам и Ева с детьми под деревом по изгнании из Рая» 1803 (Государственный Русский музей, С.-Петербург)
Смерть Пелопида. 1805—1806. (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Эскиз «Петр Великий в лагере при р. Прут»
Голова Сибиллы с картины Доменикино (гравирована Н. Плаховым)
Руки Сибиллы с картины Доменикино (гравирована А.Ухтомским)
«Стоящая фигура с розгами» с Доменикино (гравирована А.Ухтомским)
«Сидящий циклоп» с А.Караччи (гравирована А.Ухтомским)
Голова Марии Магдалины (гравирована А.Ухтомским)
Голова Михаила Архангела с картины Гвидо Рени
«Правосудие» с картины Лосенко
«Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году». Около 1810-х гг. (Государственный Русский музей, С.-Петербург)
«Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей». 1812. (Государственный Русский музей, С.-Петербург)
«Смерть генерала Кульнева». 1827—1830 гг.
«Петр Великий». 1837—1838 гг.
Иконы «Архангел Гавриил и Михаил» для церкви Конного полка в Санкт-Петербурге. 1803
Икона «Моление о чаше» для Михайловского замка.
Запрестольный образ «Воскресение Христово с хором ангелов» и иконы для половины иконостаса церкви Апостола Павла при Мариинской больнице в Санкт-Петербурге. 1804—1805
Иконы «Рождество Богородицы» ,»Сретение Господне»,»Крещение Спасителя» для главного придела Казанского собора в Санкт-Петербурге. 1804—1811
Икона «Архидиакон Лаврентий» для придела Рождества Богородицы Казанского собора в Санкт-Петербурге. 1804—1811
Иконы «Спаситель», «Богоматерь», «Преображение Господне», «Христос в пустыне, которому служат ангелы», «Христос, воскрешающий сына вдовицы» для придела Антония и Феодосия Казанского собора в Санкт-Петербурге. 1804—1811
Икона «Св. апостол Андрей» для Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Иконы «Архангел Гавриил и Михаил»,»Преображение», «Воскресение Господне» для церкви Спаса Нерукотворного при Главном Конюшенном дворе в Санкт-Петербурге.
Запрестольный образ «Христа Спасителя, сидящего на престоле Славы и окруженного Силами небесными», «Благовещение», четырёх Евангелистов с рисунков Варнека, «Воскрешение Спасителя», «Богоматерь», «Сретение Господне», «Св.
Благоверный князь Александр Невский» с оригинала Шебуева, «Моисея, приемлющего закон на горе Синай», «Рождество Спасителя», «Поклонение волхвов», «Амвросия Медиоланского, воспрещающего Феодосию вход в храм» для церкви Сретения Господня при российской миссии в Пекине.
Шесть образов с изображением 12 апостолов и 4 святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа для церкви Преображенского полка
«Плащаница», «Иоанн-воин» для Троицкой церки Измайловского полка
«Спаситель», «Богоматерь», «Архангел Гавриил», «Архангел Михаил» и запрестольный образ «Снятие с креста Спасителя» для церкви 1-Карабинерного полка в Санкт -Петербурге
«Тайная вечеря» и запрестольный образ «Снятие с креста» 1831 г. для церкви Киевского полка
«Воскресение Христово» для Сенатской церкви
«Тайная вечеря», «Преображение Господне», «Взятие Богоматери на небо» для Смольного монастыря
«Преображение Господне» и «Сошествие Св. Духа» для собора Александра Невского в Варшаве
«Пророка Моисея» для Сионского собора в Тифлисе
Икона «Апостолы Петр и Павел». 1841
Икона «Св. Константин и Елена». 1841
Источник: http://art.mvsm.ru/Author.aspx?ID=1603
Сретение Господне
Сретение Господне — это двунадесятый непереходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля (2 февраля по старому стилю) и установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40-й день по рождении для совершения установленной жертвы. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…».
Церковно-славянское слово «сретение» можно перевести на русский язык словом «встреча». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоприимца и Анны пророчицы с Господом Исусом Христом. Слово «сретение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего с большим, человека с Богом.
Содержание
Подробности события Сретения Господня верующие узнают из Евангелия от Луки. По ветхозаветному закону Моисеову первенца, т.е. старшего сына, посвящали Богу.
Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.
Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Также и женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву — однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили пару голубей (Лев. 12:6-8).
По преданию, после Рожества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона.
В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни.
По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285 — 247 до Р. Х.
) Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Девая во чреве приимет родит Сына…», он решил, что это ошибка, и хотел написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии.
И вот наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов: Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца. С радостью старец воскликнул:
Эта молитва читается теперь за каждой православной службой в конце Вечерни.
После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал:
Таким образом, праздник Сретения Господня напоминает нам и о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном.
Узнала Господа и Анна пророчица — вдова 84 лет, которая жила при храме и служила Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия.
Вероятно, поклонение волхвов, которое вспоминается в праздник Рожества Христова, произошло после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет… Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.
Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360 году своей жизни. Он не боялся смерти, ведь обетование, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал на руках Мессию! И шел теперь рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.
Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в Православии. Обычно в 40-й день или позднее мать с ребенком приходит в храм.
Женщине вычитываются молитвы «сорокового дня», после чего она уже может прикасаться к святыне и молиться в храме (до этого ей положено стоять в притворе). Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь.
Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня.
Праздник Сретения Господня — один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от Богоявления, называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века:
Затем праздник распространился во всех поместных Церквях, его стали совершать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили в 544 году.
В VI веке, в правление императора Юстиниана (527–565), Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва — эпидемия оспы, занесенной из Африки.
Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно.
В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом.
О празднике Сретения Господня встречаются упоминания в проповедях священномученика Мефодия Патарского (ок.
260 — 312), святителя Кирилла Иерусалимского (315 — 386), святителя Григория Богослова (329 — 389), святителя Амфилохия Иконийского (около 340 — после 394), святителя Григория Нисского (ок. 335 — 394), святителя Иоанна Златоуста (ок. 347 — 407).
Сретение Господне — необычный праздник. Он одновременно Господский и Богородичный. Читая тропарь празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице:
Тропарь празднику. Русский текст
В кондаке мы обращаемся к Господу:
Кондак празднику. Русский текст
Также и величание празднику, обращенное к Господу Исусу Христу, прославляет одновременно Богородицу:
Величaемъ тS, живодaвче хе7, и3 чтeм8 пречcтую м™рь твою2. є3ю1же по зак0ну нhнэ принесeсz в8 цRковь гDню.
Праздничные стихеры написаны известными церковными гимнографами — Анатолием, патриархом Константинаграда (V век); Андреем Критским (VII век); Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным, патриархом Константинопольским Германом (VIII век); Иосифом Студитом (IX век) и многими другими. Они не просто рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их значение.
Стихеры на вечерни, написанные патриархом Германом, говорят о том, что Младенец, которого держит на руках старец, — Бог, принявший плоть для спасения людей:
Гlи, симеHне, кого2 носS на рукu2 в8 цRкви рaдуешисz; комY зовeши и3 вопіeши, нн7э свободи1хъсz, ви1дэхъ бо сп7са моегw2; сeй є4сть t дв7ы рождeисz. сeй є4сть t бGа бGъ сл0во, воплоти1выисz нaсъ рaди, и3 спасhи чlка. томY поклони1мсz.
«Вeтхіи дeньми мLньствовавъ пл0тію…», — поют верующие слова церковных песнопений и удивляются смирению Божию. Господа, давшего людям Закон, Богородица приносит в храм Божий, чтобы исполнить установленное: «…по зак0ну зак0ну творeцъ, законъ и3сполнsz, в8 цRквь прин0ситсz…».
Вот стихера Андрея Критского объясняет нам, что́ означают два молодых голубя, принесенных в жертву в день Сретения Господня: «…ћкw супрu1гъ г0рличища несквeрную цRковь, и3 t kзhкъ н0выz лю1ди. голуби1нна же двA птенцA, ћкw начaлнику вeтхому же и3 н0вому…»
Праздничный канон, написанный Космой Маиумским, имеет краегранесие: «Христа радостно старец объемлет». Это основная идея канона. В греческом оригинальном тексте первые буквы каждого стиха складывались в эту фразу.
Каждый стих канона не просто рассказывает какую-либо деталь праздничного события, но и объясняет его значение, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаии, которому серафим подал горящий уголь, чтобы очистить уста.
Nчищaетсz и3сaіz t серафи1ма ќгль пріeмъ. стaрецъ вопіzaше б9іи м™ри, ты2 ћкw клещaми, рукaма просвэщaеши мS. подaвши ми2 є3г0же н0сиши, свёта невечeрнz, (т.е. негаснущего) и3 ми1ромъ њбладaюща (т.е. владычествующего).
Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет припев — краткое хвалебное обращение ко Христу или Богородице, в зависимости от праздника. Хор повторяет его перед каждым стихом.
Канон Сретению и в этом отличается от прочих: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных! Это позволяет молящимся глубже понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. «…БGон0се симеHне, пріи3ди2 подъи3ми2 хrтA, є3г0же роди2 дв7а чтcаz мRjz.
Nбьeмлетъ рукaма стaрецъ симеHнъ, содётелz зак0ну, и3 вLку всsческихъ. Не стaрецъ менE держи1тъ, но ѓзъ держю2 є3го2. т0й бо t менE tпущeніz пр0ситъ. …»
————————
Библиотека Русской веры
Канон Сретению Господню →
Читать онлайн
————-
В паремиях: в 1-й паремии (из книг «Исход» и «Левит») напоминается ветхозаветный закон посвящать Богу первенцев; во 2-й паремии (Исаии I, 1-12) описывается видение пр.
Исаии, который узрел Бога Саваофа, седящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии (Исаии XIX, 1, 3-5, 12, 16, 19-21) содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении пред Господом идолов египетских и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии.
Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Исусом Христом и разбились в прах.
В Апостоле (Евр. VII, 7-17) говорится о превосходстве первосвященничества Христа и жертв Им принесенных перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя. В Евангелии (Лк II, 23-40) повествуется о внесении Христа младенца в храм.
Таким образом, люди, молящиеся не только за Литургией, но приходящие и за вечернюю службу, имеют возможность узнать не только описание, историю события праздника, но понять его смысл и значение для каждого человека.
Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который по-разному празднуется старообрядцами и новообрядцами. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста.
В древних богослужебных Уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новообрядцы в таком случае переносят праздник на один день раньше, на Прощеное воскресенье.
В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно.
Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника.
Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи.
В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса.
И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания (полиелеоса) молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения.
Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т. е.
начинают ослабевать морозы и в воздухе чувствуется приближение весны. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях.
Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее.
По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. е. травы будут дороги. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки.
Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».
Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432–440 гг., находим в мозаиках римской базилики Санта Мария Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется.
Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.
Среди русских иконописных памятников Сретения одной из самых древних является фреска церкви Спаса на Нередице, XII в.
Иконописцы не случайно вводят в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона.
После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон.
На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.
Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного.
Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533-36 гг., первоначально не имел алтарного выступа. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты.
Храм перестраивался в XVIII–XIX вв. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов.
В настоящее время только одна старообрядческая церковь освящена во имя Сретения Господня — в селе Черкесская Слава Тульчинского уезда (Румыния). Поздравляем прихожан с престольным праздником!
Источник: http://ruvera.ru/sretenie
Икона «Сретение Господне»
Множество икон посвящено святым и пророкам. Но помимо них есть иконы, которые были написаны в честь праздников и событий. Икона «Сретение» — одна из таких.
Сретение Господне — великий двунадесятый праздник, который очень важен для верующих. Его значение настолько велико, что было решено написать икону в честь праздника и сделать ее символом торжества еще в древности — примерно во втором-третьем веке нашей эры, в разгар борьбы христианства и язычества.
История и описание иконы
История иконы — это история праздника Сретения. Началось все с Рождества Христова, после которого прошло 40 дней. По традиции древних евреев, первого мальчика в семье нужно было посвящать в веру на сороковой день от рождения. Для этого проводился специальный ритуал с жертвоприношением, на который Дева Мария и Иосиф принесли двух голубей.
Иногда на иконе изображаются голубок и горлица, которые в католицизме стали особым символом добра и света. Почти всегда на иконе есть сама Дева Мария, Иосиф, Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, а также младенец Иисус.
Образ отображает события того дня, когда Господь наш Иисус Христос принял древний обряд посвящения. Это был момент соединения двух величайших эпох. Именно с этой минуты и начался отсчет нашей эры. Это был горизонт, на котором встретились Ветхий и Новый Заветы.
Это величайший момент в истории мира.
Принимал в веру и совершал обряд Симеон Богоприимец, который, по некоторым данным, прожил более двух столетий в ожидании младенца Христа, Мессии, который должен будет спасти мир. Пророчество исполнилось, как и было задумано Небесами и Отцом нашим Богом.
Сретение означает «встреча». Это величайшая встреча Бога в человеческом облике с миром. Эта икона полностью отражает суть праздника, его тайный смысл и всю мощь веры человеческой, поэтому многие священнослужители рекомендуют ее иметь в доме каждому христианину.
В чем помогает икона «Сретение Господне»
Образ «Сретение» — это уникальная икона, действие которой направлено на всестороннюю помощь верующему человеку. Это поистине чудотворный образ, наряду с другими иконами, посвященными двунадесятым праздникам. Она помогает практически во всем. Перед ней можно и даже нужно молиться каждый день.
Она заменит любую другую икону такого типа. Ее можно повесить в любой комнате и использовать как молитвенную или оберегающую. Икона помогает людям видеть тайный смысл в любом событии, в любом действии других людей.
Она наполняет душу верой и смыслом, ведь рядом с ней можно почувствовать некое божественное присутствие.
Молитва перед иконой
Читать можно любые молитвы, направленные к Богородице или Святой Троице, к Иисусу Христу. Это может быть «Отче наш», «Живые помощи», «Символ Веры». Эти три самые главные молитвы — основа всему. Их должен знать каждый. Если вы хотите, то можете прочитать также специальную молитву ко дню Сретения:
«Господь наш, судьбу и замысел Отца Бога принявший, вечно будем мы рабами твоими недостойными, ибо не видим мы силы твоей без подсказок твоих. Дай нам знаний и мудрости, чтобы понять все, вокруг нас происходящее.
Чтобы жизнь нашу направить по нужному пути, чтобы возлюбить твои заповеди и принять их за истину навеки. Заступница наша, Дева Мария, моли Бога о нас, о грешниках и о детях твоих непослушных.
Не введи нас во искушение и помоги жизнь эту короткую прожить достойно, с улыбкой на лице, без скорби и уныния греховного. Да будет воля Божия на все времена, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь».
Где находится икона
Икона Сретения Господня есть во многих храмах. Этот образ наносится также на стены внутренние и внешние. Часто бывает так, что в храме есть икона Сретения. Встречается множество храмов, построенных в честь этого великого праздника, так что найти икону в каком-либо из них вам не составит труда.
День иконы «Сретение» — это непосредственно сам праздник 15 февраля. В этот день икона станет великолепным подарком близкому человеку или даже целой семье. Праздник этот является непереходящим, так что дата его не меняется. Иногда богослужение переносят на 14 число, но случается это крайне редко. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Церковные праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого православного человека. Чтобы провести их должным образом, необходимо …
В православии есть множество важных праздников, одним из которых является Сретение Господне. Этот день наполнен …
15 февраля все православные верующие отмечают праздник Сретения Господня. В этот великий день младенец Иисус …
Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. …
Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-sretenie-gospodne/