Описание картины андрея рябушкина «едут!»

Андрей Рябушкин: картины, биография

Андрей Петрович Рябушкин принадлежал к числу замечательных мастеров русской исторической живописи. Исключительность дарования художника заключалась в поэтическом видении прошлого, в тонком проникновении в поэтику и стилистику старины.

Андрей Петрович Рябушкин родился в селе Борисоглебском близ Воронежа в семье иконописца. В 1875 году Рябушкин поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали такие яркие и самобытные художники, как В. Г. Перов, И. М. Прянишников, Е. С. Сорокин, сразу оценившие талант юноши, его работоспособность. На ученических выставках появляются первые работы Рябушкина.

Одна из них — «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880) — была приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи. Первые успехи окрыляют молодого художника, и в 1882 году он поступает в Академию художеств в Петербурге. В эти годы он работает легко и быстро, но тяжелая болезнь и слабое здоровье затянули его пребывание в Академии художеств, которую он окончил только в 1890 году.

Ёще будучи учеником Академии художеств, Рябушкин с удовольствием начинает работать как иллюстратор в популярных журналах «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Исторический вестник». Его увлекают картины далекого прошлого русского народа, бытовая жизнь XVII века.

После окончания Академии художеств Рябушкин хотя и получил право на заграничную командировку, но отправился в путешествие по России. Он побывал в Москве, Ростове, Ярославле, Новгороде, Пскове, Киеве. Художник открывает для себя очарование старинных русских городов, одухотворенную красоту средневековых фресок.

Он интересовался «каждой мелкой подробностью, каждым старинным костюмом, старинной песней, старинной грамотой, старинной утварью, резьбой на избе, старинным узором на тканях, вышивками на полотенцах», он запоминал «каждую интересную мелодию, каждое местное выражение, одним словом, жил и дышал только своим, народным, русским». После окончания командировки художник живет и работает в Петербурге.

Талант Рябушкина развивается медленно, постепенно. Как художник он сформировался в демократических традициях московской живописи, поэтому бытовой жанр и особенно сцены из крестьянской жизни занимают большое место в творческом наследии мастера. Картины проникнуты светлым радостным настроением, мягким лиризмом.

Таковы «Возвращение с ярмарки» (1886), «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891), неоконченная картина «Праздник в деревне» (1892).

Для своих картин художник выбирает продолговатый, довольно вытянутый по горизонтали формат, что позволяет вместить в композицию большое количество фигур, размещенных свободно и естественно.

В этих сценах отсутствует развернутая сюжетная повествовательность, они бессобытийны, но с удивительной выразительностью воссоздается атмосфера, настроение праздника или его ожидания.

В 1892 году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок появилась картина «Потешные Петра I в кружале».

Художнику удалось точно передать суровый дух петровского времени, показать драматическое столкновение двух сил; история постигается не только через кульминационные трагические события в жизни народа или личности, но через события каждодневные, обыденные. Эта картина была высоко оценена И. Е. Репиным и по его совету приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи.

Наиболее плодотворным стало для художника обращение к русскому XVII веку, к освоению художественного наследия прошлого. Прошлое становится источником вдохновения, дает импульс художническому переживанию эпохи, поэтизации ушедшей культуры.

В картине «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895) передана атмосфера праздничного, шумного дня.

Каждому персонажу найдена тонкая психологическая характеристика: здесь и простодушный парень, и кокетливо потупившая очи красавица, и уверенный в себе удалой молодец.

Особенно выразительна в своей отрешенности от праздничной толпы фигура молодой женщины на первом плане. Яркая красочность одежд, энергичный цветовой ритм создают ощущение движения, биения жизни.

Очень интересна картина «Семья купца XVII века» (1897). Купец и члены его семьи откровенно позируют художнику. В этой картине есть многое от семейной фотографии XIX века, от парадного репрезентативного портрета и от парсуны, что придает художественному образу многослойную ассоциативность. Созданные воображением художника типы людей поразительны по своей убедительности, по своей правдивости.

Одно из самых поэтичных и гармоничных произведений А. П. Рябушкина — небольшая картина «Русские женщины XVII в. в церкви» (1899).

Тонкая согласованность красочного узорочья одежд и росписи церковного интерьера выдержана в мажорной цветовой гамме.

Цвет определяет эмоциональную выразительностью художественного образа, полного просветленной радости, внутренней успокоенности, душевной чистоты. По поводу этой картины художник отметил: «Вот теперь только я выучился».

В 1900 году эти картины были выставлены на Всемирной выставке в Париже, и Рябушкину была присуждена награда.

Последние годы жизни художника — период расцвета его творчества, период больших художественных завоеваний. Новое понимание картины как целостного и замкнутого единства композиции, цвета и ритма активизирует средства художественной выразительности.

В картине «Едут. (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII.века)» (1901) используется узкий вертикальный формат, края картины срезают фигуры, что создает впечатление большой толпы, часть которой изображена на полотне.

Яркие локальные цветовые пятна одежд уравновешивают композицию, придают ей законченность.

Рябушкин соединяет приемы средневековых русских фресок и новаторский для русской живописи этого времени прием фрагментарности в композиции и добивается впечатления торжественной декоративности.

Эмоциональное и декоративное качества цвета создают тонкий поэтический образ одного из лучших произведений Рябушкина — картины «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901). По широкой улице, мимо проулка проносится яркий пестрый свадебный поезд, спешат за ним парадно одетые люди. Красочная процессия движется по белому снегу на фоне темных деревянных строений.

Интенсивные цветовые пятна красного, малинового, золотистого, синего написаны тонким слоем краски, что придает цвету сияющую светозарность. Особенно выразительна одинокая фигура молодой женщины на первом плане. Глубоко задумавшись, женщина медленно уходит от праздничной процессии. Рождается чувство грусти, сожаления.

Душевное состояние персонажа художник выражает в мягкой, приглушенной цветовой гамме.

Многие картины Рябушкина впервые появлялись на выставках художественного объединения «Мир искусства», которое активно выступало за новые формы творчества и новые эстетические задачи, вставшие в 1900-е годы перед русской художественной культурой.

Картина «Чаепитие» (1903) появилась на выставке «Мир искусства» в год смерти художника. Небольшому произведению художник придал характер монументального полотна.

Крестьяне, чинно восседая за столом, совершают обряд чаепития, которое напоминает по своей торжественной значимости ритуальное действо.

Яркие и лаконичные характеристики персонажей, фронтальное расположение фигур, неглубокое пространство, строгий рисунок, тонкая, деликатная живопись и скрытое внутреннее напряжение создают сложный и неоднозначный в своем постижении художественный образ.

Тяжелая болезнь оборвала жизнь художника, многие творческие замыслы остались невыполненными. В творчестве Рябушкина проявились искания подлинного художника, воплотившего свои представления о прекрасном в замечательных произведениях живописи.

Галерея картин Андрея Рябушкина

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2910-ryabushkin.html

Рябушкин А.П

 Хрупкий и болезненный, “словно носящий в себе какую-то тайну”, “человек большого таланта и больших, скрытых страстей” (Михаил Нестеров), Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси. 

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1875-1882). После смерти своего учителя, В. Г.

Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-1890). Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину “Снятие с креста” (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза.

Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (240 Х 429 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину.

Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года. И Рябушкин отправился по старым городам России.

Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие.

С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания.

Все это интересует его давно: еще с 1880-х годов вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше).

Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает Василия Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева.

Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины “Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии” (1891) и исторической композиции “Потешные в кружале” (1892; изображены солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке).

Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое – отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.

Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, – яркое, красочное “Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате” (1893) – передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна.

Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии – в “думании” о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостные узоры расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и Илья Репин, Василий Поленов, и “мирискусники”, на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению “36 художников” (преобразовано вскоре в Союз русских художников).

Самая известная из поздних работ Рябушкина – “Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)” (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг – нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу.

Есть намек на драму – женская фигурка с мрачным выражением на раскрашенном лице, удаляющаяся в сторону от свадебного поезда.

Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж “Новгородская церковь”. На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.

Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева – В.В. Беляева, где он прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

Загородникова Е. В.

*   *   *

Галерея (60 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/ryabushkin-a-p

Историческая живопись Андрея Рябушкина

Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904), мастер исторической композиции, родился в семье крестьянина-иконописца Тамбовской губернии, в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда (ныне Борисоглебский район Воронежской области).

Следуя династической традиции, он тоже начинал заниматься живописью как иконописец, выполняя станковые и монументальные работы.

Благодаря своим способностям Рябушкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда взял культуру цвета и интерес к сюжетной картине, а потом учился в Академии художеств, где в совершенстве освоил рисунок и увлекся исторической темой. В совокупности эти профессиональные качества дали прекрасные результаты.

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. ГТГ

Рябушкин побывал во многих старинных русских городах, где писал этюды церквей, копировал  древние фрески, зарисовывал народные орнаменты. В музеях он изучал старинные ткани, бытовые предметы, костюмы, оружие. Рябушкина увлекала литература по истории Руси, летописи, народные сказания.

Большое значение в его творчестве имели книги Ивана Забелина об истории XVII века, рассказанной через бытовую культуру.

Еще в период учебы в Академии художник стал публиковать в иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси и бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни.

Главной темой творчества Андрея Рябушкина была допетровская Россия, XVII век. Однако первые шаги в общественной художественной жизни он делал с деревенской темой, особенности которой хорошо знал по своей малой родине – южному уезду Тамбовской губернии.

Читайте также:  Описание картины карла брюллова «эдип и антигона»

Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880. ГТГ

Воскресный день. 1889. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Из ранних исторических работ Рябушкина – картина «Потешные Петра I в кружале» (солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке).

Потешные Петра I в кружале. 1892. ГТГ

По-настоящему художник нашел себя и свою тему в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», которая была написана под впечатлением от проводившейся тогда реконструкции Теремного дворца Московского Кремля.

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893. ГТГ
Едут. Народ московскийво время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века.

1901. ГРМ


Стрелец
XVII века в праздничный день. 1895. ГРМ

В гости. 1896. ГРМ

Работы «Московская улица XVII века в праздничный день», «Русские женщины XVII века в церкви» и «Семья купца в XVII веке» получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899. ГТГ

Самая известная из поздних работ Рябушкина – «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (см. иллюстрацию № 1).

Рябушкина более привлекала светлая сторона истории, показанная через архитектуру старинного города, костюмы, ткани и другие предметы быта. Однако его работы не представляются стилизацией, а создают ощущение настоящей жизни. Они декоративны по живописи и точны в рисунке.

Н.Н. Третьяков на своих лекциях во ВГИКе и в Суриковском художественном институте говорил о кинематографичности картин Рябушкина, который строил композиции как своего рода кадры движения, стоп-кадры какой-то одной киноленты.

Источник: https://bellezza-storia.livejournal.com/426585.html

Андрей Рябушкин. “Едут!” (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901

Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904), отвергнутый своими товарищами-передвижниками «за отсутствие действия» в его полотнах, остался в русском искусстве общепризнанным мастером исторической живописи.

Как известно, участники «Мира искусства» любили более всего век Петра Великого, вообще восемнадцатый век, а Рябушкин был без памяти влюблен в русский век семнадцатый. Не случайно вождь «Мира искусства» А. Н.

Бенуа писал уже после смерти Рябушкина, что он «именно не ‘исторический живописец’ мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях».

Известно, что Рябушкин изъездил все старинные русские города, побывал во множестве монастырей и церквей, делая зарисовки и этюды. В начале ХХ века в мире не было лучшего знатока материального мира допетровской Руси, чем Рябушкин, шла ли речь о фресках, финифти, костюмах, оружии, иконах, особенно о тканях и предметах быта.

И с какой любовью он обряжал своих персонажей, возрождая, точнее создавая, для нас необыкновенно яркий, красочный семнадцатый век! В этом он был чем-то похож на Бориса Кустодиева, но только более этнографичен и точен в деталях, узорах.

Потомок иконописцев, он владел изографией, знал традиции иконописи и книжного дела, был отменным каллиграфом – написанные им почерком XVII века тексты были неотличимы от оригинальных. Как вспоминал знавший его И. Ф.

Тюменев, Рябушкин интересовался «каждой мелкой подробностью, каждым старинным костюмом, старинной песней, старинной грамотой, старинной утварью, резьбой на избе, старинным узором на тканях, вышивками на полотенцах». Может показаться, что, подобно Кустодиеву, Рябушкин раскрашивал, расцвечивал в своих картинах тусклый мир прошлого.

Но это не так. Как-то автору этих строк довелось увидеть в архиве, в фондах Мануфактур-коллегии петровской поры, дело с прикрепленными к листам образцами шерстяных тканей, шедших на мундиры полков. Прошло почти 300 лет, а естественные красители сохранили свои яркие цвета. Они буквально сияли всеми оттенками красного, зеленого, синего.

Ныне нам неведомы те разнообразные оттенки, например красного, а именно «червчатого», «чермленого», «брусьяного», «багреца», «орлеца», «бакана», не говоря уж о чуть позднейших цветах «адского пламени», «куропаткина глаза», «пюсовом, или цвете раздавленной блохи».

Когда смотришь описи имущества беглых холопов, то есть самой низшей касты русского общества XVII века, то поражаешься яркости их одежды: «кафтан киндячный (киндяк – хлопчатобумажная набивная ткань. – Е. А.) вишнев на зайцех, шапка красная с пухом, штаны голубые, зипун лазоревый». Все это и сияет, переливается на полотнах Рябушкина.

А еще Рябушкин обладал редчайшим для художника исторического жанра юмором. Точнее добрым, необидным для наших предков смехом. Стоит только посмотреть на его картину «Московская улица XVII века» или на полотно «Пожалован шубой с царского плеча!», чтобы ощутить этот разлитый по его картинам юмор.

Как тут не вспомнить известный шутливый разговор императора Павла I с Федором Ростопчиным, выходцем из татарских мурз, будущим генерал-губернатором Москвы 1812 года. Царь однажды спросил Ростопчина, почему Ростопчины не князья, как, например, Юсуповы.

На это остроумный Ростопчин отвечал, что в древности при русском дворе был принят такой обычай: если татарский мурза выезжал из Орды на Русь летом, то государь жаловал его княжеским титулом, а когда зимой – то шубой с царского плеча. Его предки, сказал Ростопчин, увы, приехали на Русь зимой!.

Вот мы и видим на картине Рябушкина этакого счастливца, а уж взгляды окружающих комментария не требуют.

Приезды иностранных послов в Москву были в то время большой редкостью, они становились всенародным зрелищем.

Ритуал въезда посольства тщательно регламентировался, был предметом переговоров и даже споров послов с приставами (комиссарами) – приставленными к ним знатными служилыми людьми, которые в сопровождении переводчика-толмача и обычно небольшого войска сопровождали посольство при въезде в столицу.

Войско это было составлено из дворян и стрельцов, которых называли «встречники». Правда, турецкого посла раз встречали с 16-тысячным войском, чтобы показать ему несметную рать «белого царя».

За город, в «останочный ям», где при въезде в Москву останавливалось посольство, посылали запряженные отборными конями золоченые кареты и верховых лошадей из царской конюшни. Их седла и чепраки были украшены золотом и жемчугами, лошадей сопровождали одетые в яркие кафтаны конюхи.

Часто к поводьям и ногам лошадей привешивались серебряные цепочки с широкими звеньями, и они мелодично звенели при движении. Существует описание въезда в Москву 29 апреля 1698 года «цысарского», то есть австрийского посольства Игнатия Христофора Гвариента, сделанное его секретарем Корбом.

Возможно, именно это посольство конца XVII века имел в виду Рябушкин на своей картине. Впереди процессии шел отряд из 400 нарядно одетых воинов во главе с посольским дьяком, за ними следовал конюший посла с четырьмя верховыми лошадьми, которых вели слуги. «Лошади, – пишет Корб, – были покрыты разноцветными попонами, большая часть которых была вышита шелком.

Потом на царских лошадях, в одеждах, блиставших золотом и серебром, и в шляпах, богато убранных разноцветными перьями, ехали чиновники господина посла. К ним присоединилось много царских дворян. Господин посол с царским комиссаром и толмачом ехали в вызолоченной карете, запряженной шестью белыми лошадьми.

шесть красивых карих лошадок везли собственную карету посла, великолепно изукрашенную живописью, золотом и разноцветными шелками. По обеим сторонам ее шло восемь пешеходов, одетых в платье прекрасных цветов и весьма богато убранных». Далее ехали экипажи с чиновниками посольства, наконец, поезд замыкали 400 воинов в полном вооружении.

И затем Корб описывает то, что возвращает нас к картине Рябушкина: «По обеим сторонам въезда в город стояло бесчисленное множество народа. Блеск экипажей и щегольство господина посла и сопровождавших его лиц побудило царицу, царевича и многих царевен посмотреть на наш въезд».

Вот такой въезд посольства с нетерпением и ожидали изнывавшие от любопытства москвичи. Их, теснившихся вдоль улиц на пути следования кортежа, сдерживала сплошная цепь стрельцов с алебардами. Думаю, что только в одном Рябушкин допустил вольность: он поставил рядом стрельцов трех разных полков – у каждого полка был кафтан своего цвета, и вряд ли в цепи стрельцы разных полков смешивались. Впрочем, современники писали, что часто достаточного числа стрельцов для непрерывной цепи от предместья до Кремля не хватало и тогда прибегали к хитрости: как только нарядный поезд медленно проходил мимо стрелецкой роты, она тотчас снималась с места и по параллельным кортежу улицам перебегала вперед, где выстраивалась вновь в цепь. Так что путаница, изображенная художником, исторически оправдана.

Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка.». Санкт-Петербург, «Арка». 2013 год.

* * *

XVII ВЕК

МОСКВА

НАРОД

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Источник: http://aria-art.ru/0/R/Rjabushkin%20A.%20Edut/1.html

Рябушкин : Мир искусства

Апрель 8, 2013

Осенью 1875 года в Московском училище живописи и ваяния появился красивый четырнадцатилетний мальчик-сирота, приехавший из села Станичная Слобода Тамбовской губернии. Звали его Андрей Рябушкин (1861-1904).

Родился он в крестьянской семье, был очень музыкален, увлекался пением, состоял в церковном хоре и слыл любимцем всех местных знатоков вокального искусства. Была у Андрея и еще одна страсть — рисование. Любовь к рисованию привил Рябушкину отец, прирабатывавший писанием икон, а также друг семьи А.

Преображенский, который потом и привез осиротевшего мальчика в Московское училище живописи.

Успехи Рябушкина сразу привлекли к нему внимание. Он стал любимым учеником Перова, держался всегда очень скромно, замкнуто и был духовно одинок. Поначалу Рябушкин предстал как бытописатель крестьянской жизни.

Его деревенские сцены — «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880), «Гадание девушек на святках» (1881), «На деревенских посиделках» (1890) и другие— написаны с большой теплотой, лиризмом и в то же время с какой-то доброй, чуть грустной иронией.

Огромное значение имели для Рябушкина, как и для других художников, выставки Товарищества передвижников.

Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии

Училище Андрей Петрович не окончил, после смерти Перова уехал в Петербург, в Академию художеств, где думал получить более глубокие и серьезные знания.

В академии художник очень подружился с Архиповым и Нестеровым, перешедшими туда вместе с ним из Московского училища, и особенно сблизился с образованнейшим и очень одаренным человеком — И. Ф. Тюменевым, возглавлявшим в академии оркестр.

Их роднили любовь к живописи, к музыке, интерес к русской истории и культуре. Рябушкин к этому времени уже увлекся исторической темой, в картинах своих стремился к тщательнейшему воспроизведению исторической обстановки эпохи.

Окончательный вариант его дипломной работы «Снятие с креста» (1890) отличался новизной композиции, необычной трактовкой темы и совсем не был похож на вариант, утвержденный академическим советом. Это не понравилось. Рябушкина лишили медали на конкурсе выпускников. Зато Репин и Поленов очень заинтересовались картиной. А П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи.

Снятие с креста

В конце 80-х годов Рябушкин начал уделять большое внимание колориту, передаче свето-воздушной среды. Формирование его творческих приемов относится в основном ко времени самостоятельной работы после выпуска из академии. Рябушкин получил звание классного художника первой степени.

В начале 90-х годов художник очень много ездит по стране. Осенью 1891 года он выбирает своим постоянным местом жительства имение Тюменева «Приволье», где для него строится отдельный домик-мастерская. В 1892 году Рябушкин принимается за большое историческое полотно «Потешные в кружале».

Эта первая крупная работа художника на историческую тему особенно близка картинам Сурикова.

Потешные в кружале

Самобытность Рябушкина-художника наиболее ярко проявилась, конечно, в историко-бытовых картинах середины и второй половины 90-х годов XIX века.

Это «Московская улица XVII века в праздничный день», «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины XVII столетия в церкви».

Этим произведениям предшествовали прекрасные графические работы: «Выход царицы Марии Ильинишны из церкви» (1893), «Сборы знатной боярыни к праздничной обедне» (1894) и другие.

Постоянно занимаясь живописью, художник в то же время часто делал иллюстрации для книг и журналов, а начиная с середины 90-х годов увлекся созданием картонов для мозаик и росписей крупнейших церквей и соборов, строившихся в то время. Все эти работы совершенствовали технику художника. Накапливался творческий опыт.

Читайте также:  Описание картины маурица эшера «день и ночь»

Лучшими его произведениями начала 90-х годов стали картины «Свадебный поезд в Москве. XVII столетие», «Едут!» (1901) и «Чаепитие», оконченное в 1903 году, за несколько месяцев до смерти художника.

Интересные композиции, смелое, необычное сопоставление звучных, красочных пятен, деталей костюмов, самих фигур, индивидуальная характеристика каждого лица делают произведения самобытными, запоминающимися.

Чаепитие

Рябушкин всегда выделялся среди живописцев особенно глубоким чувством историзма. Он весь проникался духом воспроизводимой им эпохи, и потому на его полотнах нет манекенов, наряженных в старинные одежды, а есть живые люди тех времен, близкие ему по духу. Большое влияние на формирование его творческой индивидуальности оказали древнерусская живопись и фреска.

Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»

Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»

Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»

Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса

Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур

Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена

Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»

Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца

Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе

В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора

Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь

На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия

Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд

Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь

Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»

Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается

Источник: http://ourarts.ru/?p=1788

Рябушкин Андрей Петрович – великий русский художник

Рябушкин Андрей Петрович родился 17 октября 1861 года в с.Станическая Слобода. Работал в жанре исторической и жанровой живописи. Его картины в большинстве своём описывают Московский быт времён 17 века.

Любовь к искусству у Андрея Рябушкина появилась ещё в детстве. Его отец и брат занимались иконописью и он, как младший в семье, помогал им. Время от времени Андрей и сам пробовал писать иконы и просто делать рисунки. Когда в 14 лет будущий великий художник осиротел, его талант к изобразительному искусству заметил А. Х.

Преображенский, который и дал ему тот самый билетик в жизнь. Преображенский увёз молодое дарование в Москву и определил в училище. Так  на небосклоне русского искусства появилась ещё одна звезда.  Вскоре после этого Рябушкин бросил училище и уехал в Петербург для того, что бы поступить в Академию Художеств. С его способностями это было сделать довольно просто.

Здесь, в Академии, он раскрыл свой талант полностью.

В своих работах Рябушкин изображает не только быт Москвы 17 века, но и различные деревенские темы, которыми увлёкся в последние годы своей жизни. Одной из лучших его картин считается ” Свадебный поезд в Москве “, которая была написана в 1901 году.

  Его знают и помнят как человека большого таланта, который с огромной любовью и преданностью относился к своей стране и истории. Его работы отмечались многочисленными наградами и отзывами, в том числе и иностранных критиков. При жизни его талант оценивали такие великие живописцы, как:  И. Е. Репин, В. Д.

Поленов  и другие. И сейчас его картины находятся в самых известных музеях России.

” Свадебный поезд в Москве “

В гости

В деревне. К обедне

Воскресный день

Девочка с куклой

Диакон

Русские женщины XVII столетия в церкви

Московская девушка XVII века

Московская улица XVII века в праздничный день

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)

Ожидают выхода царя

Иоанн Грозный с приближенными

Красная палата

Пожалован шубой с царского плеча

Поклон с красного крыльца

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате

Слепой гусляр, поющий старинку

Стрелец

Улица старой Москвы

Семья купца в XVII веке

В тереме

Владимир Красно Солнышко и его жена Апраксия Королевична

Алеша Попович

Василий Буслаев

Вольга Всеславьевич

Добрыня Никитич

Илья Муромец

Марфа Посадница

Микула Селянинович

Садко, богатый новгородский гость

Святогор

Рябушкин Андрей Петрович скончался в 1904 году на усадьбе Дидвинов Санкт-Петербургской губернии. Похоронен на Любанском кладбище.

via

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://oksana52.livejournal.com/3152867.html

Рябушкин Андрей Петрович — русский художник

Русский художник Рябушкин Андрей Петрович . Автор картин: «Втерся парень в хоровод…»; В гости; Возвращение с ярмарки.; Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17 века.; Московская девушка XVII века; и многих других.

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904)

Хрупкий и болезненный, “словно носящий в себе какую-то тайну”, “человек большого таланта и больших, скрытых страстей” (М. В. Нестеров), А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в МУЖВЗ (1875-82). После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).

Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину “Снятие с креста” (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза.

Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину.

Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года.

И Рябушкин отправился по старым городам России. Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты.

Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг.

вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше).

Читайте также:  Описание картины жана огюста энгра «купальщица»

Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева.

Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины “Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии” (1891) и исторической композиции “Потешные в кружале” (1892; изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке).

Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое – отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.

Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, – яркое, красочное “Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате” (1893) – передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна.

Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии – в “думании” о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки.

Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

В 1895 г. художник показывает большое полотно “Московская улица XVII века в праздничный день”. Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил.

На лицах – печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других.

Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта – “Русские женщины XVII века в церкви” (1899).

Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей – синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах.

Эти две картины и “Семья купца в XVII веке” (1896) получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и “мирискусники”, на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению “36 художников”.

Самая известная из поздних работ Рябушкина – “Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)” (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг – нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу.

Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом. Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, – он хорошо видел, как разрушается старый уклад (“Втерся парень в хоровод, ну старуха охать…”, 1902).

В гуаши “Чаепитие” (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж “Новгородская церковь”. На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм.

Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта. Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева – В. В. Беляева, где художник прожил последние три года.

Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

Картины художника

«Втерся парень в хоровод…»

В гости

Возвращение с ярмарки.

Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17 века.

Московская девушка XVII века

Московская улица XVII века в праздничный день

Пожалован шубой с царского плеча

Русские женщины 17 столетия в церкви

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие).

Семья купца в XVII веке.

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

Церковь

Источник: https://wearts.ru/ruartist/195

Галина Дятлева, Кристина Ляхова – Мастера исторической живописи

А. П. Рябушкин. “Едут!”, 1901, Русский музей, Санкт-Петербург

Напоминает провинциальную семейную фотографию картина “Семья купца в XVII веке” (1896, Русский музей, Санкт-Петербург). С простодушным видом все члены семьи как будто позируют художнику. Похожая на групповой портрет, эта композиция в то же время не является им. В лицах изображенных на полотне людей отсутствуют черты индивидуальной неповторимости.

Это свойственно и другим портретным работам Рябушкина. Такова и “Московская девушка XVII века” (1903, Третьяковская галерея, Москва). Лишая своих героев личностных свойств, художник, вероятно, стремится показать, что человек XVII столетия не сосредоточен на себе так, как современный, он экстравертивен (т. е.

обращен вовне) и неразрывно связан со своим народом.

Интересны женские лица на картинах Рябушкина, покрытые толстым слоем “декоративной косметики” той эпохи. Исторические источники свидетельствуют: “Боярыня или боярышня, бросившая бельма выкатывать, белиться, румяниться, сурьмить ресницы и подводить брови, подвергалась заточению в монастырь или домашнему истязанию”.

С искренней симпатией художник изображает женщин на полотне “Русские женщины XVII столетия в церкви” (1899, Третьяковская галерея, Москва). Картина поражает своим красочным великолепием: розовые, красные, желтые оттенки расшитых одежд, многоцветье витражных узоров и фресок, покрывающих стены храма.

Кажется, что под высокими церковными сводами звучит нежная музыка. Рябушкин сам был доволен написанным. Окончив работу над полотном, он сказал: “Вот теперь я только выучился”.

Картины “Русские женщины XVII столетия в церкви” и “Семья купца” были показаны на Международной выставке в Париже и принесли автору почетные дипломы.

А. П. Рябушкин. “Свадебный поезд в Москве”. Фрагмент, 1901, Третьяковская галерея, Москва

А. П. Рябушкин. “Московская девушка XVII века”, 1903, Третьяковская галерея, Москва

Непреодолимое чувство любопытства объединяет людей, изображенных на полотне “Едут!” (1901, Русский музей, Санкт-Петербург).

Второе название картины – “Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века”. Жгучий интерес принимает на лицах самые разнообразные формы: страх, ожидание, жажда чего-то нового и необычного.

Стрельцы сдерживают напирающую толпу, но сами не отрывают взгляда от того места, где должны появиться иноземцы.

Добиваясь большей выразительности, жизненной убедительности, Рябушкин делает изображение фрагментарным – фигуры и предметы не умещаются на полотне. Современники художника вспоминали, что для усиления подобного эффекта мастер срезал края уже готовой картины.

Такой прием характерен и для картины “Свадебный поезд в Москве” (1901, Третьяковская галерея, Москва).

Горизонтально вытянутая композиция создает ощущение быстрого движения процессии по застроенной одноэтажными деревянными домами московской улице. Скользят по снегу полозья саней, летят кони с нарядными всадниками.

Яркие краски костюмов, в которые одеты персонажи, купола церквей, сверкающие золотом в последних лучах заходящего солнца, вызывают у зрителя праздничное настроение.

Спиной к пышному поезду повернулась молодая девушка в нарядной одежде. Художник не дает пояснений, почему она так печальна и торопится скорей уйти от красочного зрелища: каждый воспримет картину по-своему.

Рябушкин прожил недолгую жизнь. В возрасте 43 лет он умер от туберкулеза. Замечательный мастер исторического жанра, автор прекрасных картин, открывших зрителю очарование прошлого, был мало известен при жизни и незаслуженно забыт после смерти.

Незадолго до смерти Иванов вновь обратился к теме приезда иностранцев в Москву.

Картина “Немец” (1910) выполнена в юмористическом ключе: горожане с чувством испуга или откровенной насмешки разглядывают гостей, одетых в нелепые и странные костюмы.

Но ирония не затмевает главного: мастер стремится показать проблему столкновения различных, не похожих друг на друга культур, идеалов и мировоззрений.

Русский художник Сергей Васильевич Иванов родился в городе Руза Московской губернии. В 1878–1882 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова и Е. С. Сорокина. В 1882 году молодой живописец ушел из училища и поступил в Академию художеств в Петербурге.

Но в 1884 году, как и многие его товарищи, недовольные методами академического преподавания, оставил академию и вернулся в Москву, в училище, где все напоминало о недавно умершем любимом учителе – Перове. Первую известность художнику принесла картина “В дороге. Смерть переселенца” (1889, Третьяковская галерея, Москва), отразившая критическое отношение автора к действительности.

Полотно привлекло внимание публики, его приобрел для своей галереи П. М. Третьяков.

Мастер бытового жанра, в 1897 году он увлекся произведениями на сюжеты из прошлого. История с детства интересовала Иванова, и теперь он с головой погрузился в архивные документы. Подолгу просиживал в Эрмитаже, делая зарисовки древнерусского оружия.

Работу над первой крупной картиной исторического жанра Иванов начал в Зарайске, где снял квартиру. Он обратился к Смутному времени – одной из наиболее трагических страниц русской истории рубежа XVI–XVII столетий. Мастер поставил перед собой задачу – показать народное восстание, выразившее ненависть к Лжедмитрию, предавшему национальные интересы.

С. В. Иванов. “Приезд иностранцев. XVII век”, 1901, Третьяковская галерея, Москва

Работа над полотном шла трудно. Иванову приходилось прерывать ее, чтобы уточнять некоторые детали, делать эскизы и натурные зарисовки. Он писал и стирал уже готовое, неудовлетворенный сделанным.

В эти годы художник был связан с передвижниками, выставлял свои картины на их выставках (с 1899 по 1903 год он являлся членом Товарищества), поэтому дух передвижничества не мог не проявиться в композиции, посвященной Смутному времени.

Главный герой картины “Смута” (1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург) – народ. Измученный беспросветностью безвременья, он в жестокой злобе и ненависти набрасывается на труп Григория Отрепьева, пытавшегося взойти на московский престол с помощью поляков.

Художника интересует не жертва, а многоликая и мощная толпа. На полотне видны лишь ноги Лжедмитрия, тело которого волокут за веревки по улице.

Иванов стремится во всей полноте показать это безбрежное человеческое море, для чего использует прием фрагментарности. На полотне отсутствует упорядоченность планов, одна фигура перекрывает другую, позы и жесты кажутся хаотичными, что усиливает впечатление беспорядочного движения толпы. Передавая силу гнева народа, автор делает фигуры и лица людей почти гротескными, искаженными ненавистью.

Иногда Иванов трактует исторический сюжет как бытовой. Так, в 1901 году он написал картину “Приезд иностранцев. XVII век” (1901, Третьяковская галерея, Москва). Работать над этой композицией живописец начал еще в 1890-е годы. Он сделал множество эскизов и зарисовок, прежде чем приступил к созданию полотна.

Обратившись к спокойному, лишенному драматизма сюжету, Иванов стремится показать отношение русского народа к иностранному послу. В центральной части композиции – старик с посохом и связкой баранок. Оглядываясь на возок с иностранцами, он тянет за руку дочь, стараясь поскорей увести ее от “дурного глаза” немцев.

Страх борется с любопытством: и старик, и девушка, одетая в красную шубку, косятся на приезжих.

Остальные прохожие, оказавшиеся свидетелями события, не торопятся уйти. Разные чувства выражены на лицах людей, наблюдающих за высокомерным чужеземцем: любопытство, удивление, недоверие. Очень точно и живо художник передает своеобразный колорит минувшей эпохи.

В отличие от Рябушкина, изображавшего своих героев с симпатией и любованием, Иванов скорее иронизирует над ними и даже критикует. Таково его отношение к народу, покорно распростершемуся у ног жестокого царя в композиции “Царь. XVI век” (1902, Третьяковская галерея, Москва).

Но некоторые работы Иванова говорят о его вере в народ, который художник считал главной движущей силой исторического процесса. Именно этой мыслью проникнута картина “Поход московитян. XVI век” (1903, Третьяковская галерея, Москва), изображающая спускающихся с горы на лыжах воинов.

Некоторые едва держатся на ногах, падают в снег, другие же, более стойкие и закаленные, твердо стоят на лыжах.

В рядах воинов нет стройности и величественности, и хотя автор, как всегда, подсмеивается над одетыми в разноцветные костюмы героями, зритель видит – это мощная, героическая сила, способная защитить родину от врагов.

Источник: https://profilib.org/chtenie/121202/galina-dyatleva-mastera-istoricheskoy-zhivopisi-52.php

Ссылка на основную публикацию