Описание картины аполлинария васнецова «расцвет кремля. всехсвятский мост и кремль в конце xvii века»

Васнецов Аполлинарий МихайловичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Васнецов Аполлинарий Михайлович – русский исторический живописец, мастер пейзажа. Родился 7 августа 1856 года в деревне Рябово, неподалеку от Вятки в семье священника.

Получил воспитание в Вятском духовном училище. Осенью 1872 года он по настоянию своего старшего брата Виктора Михайловича Васнецова приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.

Но вскоре вынужден был возвратиться в Вятку и устроиться там на должность городского учителя.

Двор удельного князя, XIII-XIV век, 1908 год, Государственный Исторический музей, Москва
Новгородский торг, 1909 год, Мемориальный музей-квартира Аполлинария Васнецова, Москва
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века, 1913 год, Третьяковская галерея

В 1878 году он вместе с молодой женой Александрой Владимировной Рязанцевой переехал в Москву к брату Виктору Васнецову, и с этого времени Аполлинарий Михайлович окончательно посвятил себя живописи и графике.

В 1880–1890 годах Васнецов жил в Петербурге, зарабатывая на жизнь рисунками, которые публиковались в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и других. Много работал в Киеве и снова в Москве.

Совершил несколько поездок по северу и югу России, изучал новые приемы в технике живописи в Париже, также путешествовал по Италии и Германии.

Аполлинарий Михайлович был членом Товарищества передвижников и одним из основателей Союза русских художников. В 1901–1918 годах преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководя там классом пейзажной живописи после смерти Исаака Левитана.

Озеро, 1902,

Третьяковская галерея

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века, 1922
Московский Кремль при Дмитрии Донском, 1922, Музей истории и реконструкции города Москвы
Старая Москва. Разъезд после кулачного боя, 1900-е годы, Самарский художественный музей
Площадь Ивана Великого в Кремле в XVII веке, 1903, Государственный Исторический музей, Москва
Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке, 1922, Музей истории и реконструкции города Москвы

К числу наиболее удачных картин Аполлинария Васнецова, замечательных тонкой и сильной передачей общего впечатления природы, принадлежат: «Серенький день», «Родина», «Тайга на Урале», «Кама» (все четыре в Третьяковской галерее в Москве), «На Севере» и «Старая Москва» (обе в Русском музее императора Александра III в Санкт-Петербурге).

На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века, 1900, Государственная Третьяковская галерея
Скит, 1901 год, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века, 1901, Ярославский художественный музей
Сумерки, Музей русского искусства, Киев
Родина, 1866, Третьяковская галерея
Кама, 1895, Третьяковская галерея
Северный край. Сибирская река, 1899, Русский музей, Санкт-Петербург

Картины Аполлинария Васнецова. Продолжение →

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/vasnezov_apollinariy.html

Васнецов А.М

Для увеличения — нажмите на изображение

Кузнецов Н.Д. Портрет А.М. Васнецова. 1897

Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, — понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа.

К. Ф. Юон

 Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. 

Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым и другими.

Искусство Васнецова глубоко национально и демократично. Оно питалось источниками, уходящими в самую глубину народной жизни. Русская природа, жизнь народа, его история — основные темы в живописи художника.

Замечательный мастер эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по теории искусства, истории, археологии.

Эти работы, интересные сами по себе, способствовали обогащению и углублению содержания его художественных произведений.

Аполлинарий Михайлович родился 6 августа (25 июля ст. ст.) 1856 года в небольшом селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область) в многодетной семье священника. Его отец был одаренным и просвещенным человеком. Он знал и любил природу, интересовался естественными науками, астрономией и к тому же сам хорошо рисовал.

Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. «Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды…

Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», — писал в своей «Автобиографии» А. Васнецов.

Детские годы Аполлинария были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 — отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой.

Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник. Пример старшего брата был воспринят младшим.

Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

Андриолли был человеком весьма прогрессивных взглядов, что не могло не сказаться в дальнейшем на формировании демократического мировоззрения Аполлинария Васнецова.

В 1872 году Аполлинарий, окончив Вятское духовное училище, по настоянию брата переезжает в Петербург.

Первые три года жизни в столице будущий художник под руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М.

Максимовым и другими художниками, набирается знаний, увлекается литературой, историей, естествознанием.

В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.

Увлечение Васнецова народническими идеями было временным, но демократически убеждения художника, сформировавшиеся в эти годы, проходят красной нитью через всю его жизнь и творчество. Любовь к народу, интерес к его жизни, быту и фольклору сохранились у него навсегда. Лучшим подтверждением этому является глубоко народное творчество Васнецова на всех этапах его деятельности.

«Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, — вспоминал Васнецов, — я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами».

Уже в первые годы пребывания в Москве у художника появляется особый интерес к ее архитектурным памятникам, который впоследствии вылился в серьезное увлечение, определившее одну из существенных сторон его творчества.

Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович. Под его руководством Аполлинарий много и упорно работал, достигая все более заметных успехов.

С 1883 года А. Васнецов начинает показывать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В том же году чуткий ко всему новому П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи пейзаж «Серый денек» (1883). Для молодого художника это была, несомненно, большая творческая победа. Он становится все более широко известным мастером-пейзажистом.

В 1885-1886 годах Аполлинарий Михайлович предпринял путешествие по России. Он побывал на Украине и в Крыму. Своим поездкам художник придавал большое значение. В его автобиографии читаем: «Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей».

В семье Васнецова хранится «карта России, на которой красным карандашом самим художником отмечено около ста пунктов — Урал, Сибирь, Крым, Кавказ, Украина, побережье Финского залива и т. д., где он писал этюды и рисовал.

Читайте также:  Описание картины аркадия александровича пластова «юность»

К 1900 году А.М. Васнецов становится известным художником, «с именем», но определению В.В. Стасова. Его картины пользуются успехом у публики, и около десяти произведений его приобретено Третьяковской галереей.

Наиболее излюбленной темой исторического цикла работ А. Васнецова была Москва XVII столетия — эпохи, которую сам художник изучал и любил больше всего. Однако в целом охват интересующих его исторических периодов у этого художника-ученого был, конечно, более широким.

В 1912 году А.М. Васнецов едет с семьей за границу. Он побывал на северных итальянских озерах и в Швейцарии. «Впечатление от Швейцарии осталось неизгладимое»,- вспоминал художник.

По возвращении на родину Аполлинарий Михайлович, как и прежде, много путешествует по России, забираясь с этюдником в самые глухие уголки. И где бы ни писал свои этюды художник, он всегда удивительно верно умел передать ландшафт местности. Глядя на его картины и этюды, никогда нельзя спутать характер изображаемой им местности — Урала, Кавказа, Украины, Средней России и т. п.

В 1900-е годы Васнецов разработал несколько архитектурных проектов гражданских и церковных построек. Для них характерно наличие черт древнерусской архитектуры, столь хорошо изученной художником.

Аполлинарий Михайлович Васнецов был одним из тех русских художников, которые не только приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию, но и вложили немалый труд в становление молодой советской культуры. Он много работал в различных творческих комиссиях, продолжал свою деятельность и как художник и как ученый-археолог.

По свидетельству современников А. М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества «Старая Москва», он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы.

Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Изучая древние планы, летописи, свидетельства иностранных путешественников, А. М.

Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.

Еще в 1900 году художника приняли в члены Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе. С 1901 года он стал членом-корреспондентом этого общества, а в 1906 году за заслуги на научном поприще единогласно был избран действительным членом Московского археологического общества.

С 1918 по 1929 год Аполлинарий Михайлович был председателем, а потом почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Работал он в этой комиссии с огромным увлечением и любовью.

Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни.

*   *   *

Галерея (123 изображения)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/vasnetsov-a-m

Аполлинарий Васнецов: картины, биография


Творческое наследие А. М. Васнецова, на первый взгляд, как бы распадается на две части (примерно равные и по художественному уровню и по количеству работ), каждая из которых могла бы принадлежать какому-то одному художнику.

Первая — незаурядному пейзажисту, тяготевшему к изображению широких пространств, суровых и величественных ландшафтов.

И вторая — увлеченному древнерусской архитектурой, средневековым укладом жизни, с археологической дотош­ностью воссоздавшему облик древней Москвы.

Однако подобное противостояние двух сторон, двух периодов творчества Васнецова возникает только на первый взгляд. Без глубокого историзма художественного мышления вряд ли могли появиться его эпические пейзажи, раскрывающие в вечной и могучей природе неразрывную связь времен, эмоциональное единство прошлого и настоящего.

С другой стороны, без опыта художника-пейзажиста Васнецов, вероятно, не сумел бы придать своим архитектурно-историческим видам убедительную конкретность, дословную реальность. Выбор жизненного пути был для А. М. Васнецова мучительным.

С детства тянувшийся к живописи и много рисовавший, он, оказавшись в начале 1870-х годов в Петербурге, вдруг начи­нает испытывать сомнения в своем таланте. Оставляет мечту о поступлении в Академию ху­дожеств, где уже учится его старший брат Виктор, пробует найти свое призвание то в науке (изучает геологию), то в литера­туре (пишет повесть).

Наконец, увлекшись идеями народников, больше года учительствует в деревне близ родной Вятки. И только в 1878 году, поселившись в Москве, подле своего брата, в ту пору уже известного художника, Аполлинарий Васнецов всерьез обращается к живописи.

Здесь, в Москве — в Нескуч­ном саду и на Воробьевых го­рах, а затем в подмосковном селе Абрамцеве Васнецов неуто­мимо пишет этюды, стремится задержать на холсте изменчивый лик природы, вырабатывает соб­ственный художественный почерк. Огромное значение для его роста как живописца имело пребывание в Абрамцеве, на даче мецената С. И. Мамонтова, где Васнецов сближается с В.

Д. Поленовым, И. Е. Репиным, В. А. Серовым, И. И. Левитаном, М. В. Несте­ровым и многими другими ху­дожниками. В 1883 году он дебю­тирует на Передвижной выставке картиной «Серый денек» — ти­пичным пейзажем в духе пере­движников со скромным моти­вом, простой и уравновешенной композицией, приглушенным ко­лоритом и общим минорным на­строением.

Однако что-то в кар­тине предвосхищало следующие пейзажи Васнецова с их эпиче­ским размахом; заметное в ней, а также в полотне 1886 года «Родина» стремление к охвату большого простора открывающих­ся до горизонта далей со всей полнотой проявляется в работах конца 1880—1890-х годов.

Идя далее по пути поисков эпического начала в пейзажных мотивах, Васнецов создает свою так называемую «Уральскую серию». Его картины, созданные, по словам самого Васнецова, благодаря «воображению, фанта­зии и способности к обобщению», — «Тайга на Урале. Си­няя гора» (1891), «Горное озеро. Урал» (1892), «Сибирь» (1894), «Кама» (1895) и др.

, — исполне­ны монументальности образов природы, грандиозности безбреж­ных пространств, нередко — под­линного героического звучания; они написаны, в сравнении с ран­ними работами, в более широкой, обобщенной манере, в сумрачной цветовой гамме, лишенной пле­нэрной свежести абрамцевских этюдов, с декоративными компо­зиционными акцентами.

С конца 1890-х годов Васнецов обращается ко второй своей главной теме — изображению Москвы XVII века. Воскрешая облик древней Москвы, быт ее жителей, Васнецов, с его темпераментом иссле­дователя, должен был не столько полагаться на свою фантазию, сколько опираться на серьезное специальное изучение прошлого.

И он уделяет много труда и времени изучению древнерусского зодчества, истории Руси XVII века, штудирует записки иност­ранцев, посещавших Москву в это время, особенно внимательно исследует приложенные к запи­скам планы города.

Его большие исторические виды Москвы, вы­полненные в 1900-е годы, строго документальны (настолько, на­сколько позволял уровень тогдашней науки), всегда под­черкнуто конкретны («На рассвете у Воскресенских во­рот. Конец XVII века», «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века», «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» и т. д.

), как бы реконструирова­ны на основе исторических мате­риалов. Однако часто недостава­ло реальных доказательств той или иной реконструкции: архео­логические раскопки в ту пору в Москве почти не велись. Тогда приходила на помощь научная интуиция, и во многих случаях Васнецов оказывался прав (как это подтвердили последующие открытия). Научные достоинства работ Васнецова были по праву оценены учеными-современниками.

В 1900 году он становится чле­ном Комиссии по сохранению древних памятников, в 1901 году его избирают членом-корреспон­дентом, а в 1906 — действитель­ным членом Московского архео­логического общества. Уже после революции он возглавляет (с 1918 года) Комиссию по изучению старой Москвы, руководит архео­логическими исследованиями при земляных работах в центре го­рода.

Читайте также:  Описание картины михаила нестерова «преподобный сергий радонежский»

Древняя Москва не мыслится Васнецовым без населяющего ее люда.

И он изображает ремес­ленников, купцов и приехавших на ярмарку крестьян, скоморохов и стрельцов, бояр, возвращаю­щихся с охоты, он переносит зри­теля на пестрые рыночные пло­щади с грудами товаров и харак­терными народными сценками, на узкие немощеные московские улочки с глухими частоколами, причудливыми, рубленными из дерева теремами, с повседнев­ным их бытом.

Древняя Москва оживает в произведениях Васне­цова, золотом горят ее бесчислен­ные купола, белеют башни Крем­ля, шумят людские толпы — слышится само эхо истории (эскиз декорации к «Опричнику*).

Аполлинарий Михайлович Васне­цов, пейзажист и археолог, пе­дагог (17 лет жизни посвятил он работе с молодыми художни­ками) , общественный деятель, прожил долгую и творчески пло­дотворную жизнь. Его заслугам по достоинству было воздано при Советской власти. На могиле умершего мастера постановлени­ем правительства воздвигнуто надгробие с высеченными слова­ми: «Художнику, историку, мыс­лителю». Бережно сохраняется в Москве мемориальная квартира- музей художника.

Галерея картин Аполлинария Васнецова

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2831-lopsed.html

Как при царе. 12 спорных ретро- идеи российских законодателей / Bubr. ru

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил вернуться к монархии, и каждые 10 лет избирать императора. Это уже не первая спорная инициатива в таком духе — депутаты, чиновники, представители церкви и общественных организаций с завидной регулярностью оглядываются в царское прошлое.

Вот самые яркие ретро-идеи последних лет:

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил избрать на 10 лет царя или императора, обладающего всей полнотой власти.

Главный либерал-демократ страны считает, что смена политического режима и более жесткий курс необходимы для успешного развития страны.

«Все партии запретить! Пусть будет монархия», — призывает Жириновский. Напомним, титул императора всероссийского был введен Петром Первым. В Основных законах Российской империи указывалось, что император — это «монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

По мнению депутата Госдумы от ЛДПР Михаила Дегтярева, присоединение Крыма к России, создание Таможенного союза и рост патриотических настроений должны найти отражение в государственной символике.

Черно-желто-белые цвета считалась гербовыми, имперскими и с 1858 по 1883 год использовались для украшения в торжественных случаях. В то же время официальным торговым флагом оставался бело-сине-красный триколор, а военные корабли ходили под Андреевским флагом. Сейчас имперские цвета используют праворадикальные движения.

Еще одна инициатива парламентариев из ЛДПР — вернуть Кремлю первоначальный белый цвет. «Образ белокаменного Кремля, как и в древности, будет символизировать приоритет норм морали и нравственности в повседневной жизни наших граждан и правителей в противовес моральному упадку в странах западной цивилизации», — поясняет депутат Михаил Дегтярев.

В XIV веке при Дмитрии Донском вокруг Кремля были возведены белокаменные стены, однако уже в следующем столетии на их месте возникла кладка из обожженного кирпича. Москва оставалась краснокаменной, пока в XVIII веке стены не побелили, чтобы «скрыть порухи» и придать им более праздничный вид. Традиция побелки сохранилась до ХХ века.

Фонд поддержки исторических традиций «Возвращение» ратует за возвращение улицам и городам России исторических названий. Представители фонда хотят деидеологизировать топонимику, чтобы она выполняла свою первоначальную функцию — «служить ориентирами в пространстве, а не памятниками различным политическим деятелям».

Киров, в таком случае превратится в Вятку, Ульяновск — в Симбирск, Краснодар — в Екатеринодар. Кроме того, в фонде выступают за замену кремлевских звезд двуглавыми орлами.

Казаки Бурятии призвали вернуть им часть государственных полномочий, как в дореволюционные времена. Тогда в казачьих войсках действовала система самоуправления, и казаки сами организовывали охрану правопорядка на своих территориях.

«Справлялись с этой задачей элементарно: пять розг в середине села… Это система, которая была создана и потеряна и которую мы сегодня мечтаем воссоздать хоть в каких-то рамках», — заявил Анатолий Аксентьев, атаман станицы Селегинская.

Депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев требует вернуть губернии и уезды, так как это является более традиционным для России. По мнению политика, возвращение исторических названий выглядело бы вполне логичным шагом в период политического и экономического возрождения страны.

Губерния была высшей единицей административно-территориального деления в России, а уезд — низшей. Петр Первый разделил страну сначала на восемь губерний, а потом увеличил их число до десяти. Территории губерний были обширны. Например, Московская губерния включала в себя современные Московскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Владимирскую, Костромскую и часть Ярославской области.

Авторы «Концепции семейной политики РФ на период до 2025 года» выступают за возвращение к традиционным семейным ценностям. Наиболее подходящей для современной России они считают многодетную православную семью.

Для стимулирования деторождения предлагается комплекс мер: выплата отцовского капитала при рождении четвертого ребенка, включение ухода за тремя детьми в трудовой стаж, дифференциация ипотечной ставки в зависимости от количества детей.

Также предлагается вести борьбу с разводами и абортами. Все законы, влияющие на семейную политику, должны проходить общественную экспертизу с участием представителей РПЦ и других конфессий. Большинство семей в дореволюционной России были многодетными, наличие трех наследников считалось «необходимым минимумом».

С 26 октября 2014 года Россия перейдет на зимнее время, в дальнейшем сезонный перевод осуществляться не будет. Таким образом страна вернется к дореволюционному времени.

С 2012 года во всех регионах страны в школьной программе помимо «Основ религиозных культур и светской этики» появился курс «Основы православной культуры». В дореволюционной России Закон Божий был обязательным предметом для учащихся начальной и средней школы. Большевиками преподавание этой дисциплины было запрещено.

Депутаты ЛДПР Игорь Лебедев и Сергей Иванов предлагали клеймить людей, осужденных за коррупционные преступления. Клеймо в виде буквы «К» размером два на три сантиметра предполагалось наносить на тыльную сторону левой ладони. Клеймление фальшивомонетчиков, бунтовщиков, разбойников на Руси применялось до 1863 года.

ЛДПР и КПРФ предложили возродить в России родовые усадьбы, под которые предполагалось выделять каждому гражданину не менее одного гектара земли.

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин говорил о разработке «общероссийского дресс-кода», который регулировал бы нормы внешнего вида мужчин и женщин в общественных местах.

Источник: lenta.ru

Источник: http://bubr.ru/post/view/800/

Аполлинарий Васнецов (стр. 4 из 6)

Оборона Москвы от хана Тохтамыша.

XIV век, 1918

Следующий этап строительства Москвы представлен в работе, которую сам художник назвал «Вероятный вид белокаменного Кремля при Дмитрии Донском» (1922). Слишком мало сохранилось свидетельств того, как выглядел этот Кремль, поэтому автор и оговаривает это в названии произведения. Проступают узнаваемые нами черты древнего Кремля в работе «Московский Кремль при Иване III.

Начало XVI века» (1921). Уже построены главные храмы на Соборной площади, Кремль становится каменным, его стены и башни (пока еще без шатров) свидетельствуют о неприступной мощи города. Но особенно убедительно и поэтично воссоздал Васнецов жизнь города и горожан XVII века.

От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. Свои знания о жизни Москвыон выразил в статье «Облик старой Москвы», которая была опубликована в 1910 году во втором томе «Истории русского искусства», вышедшей под редакцией Игоря Грабаря.

Вот отрывки из этого произведения, которые художник подтвердил многочисленными графическими листами: «По словам иностранных послов и путешественников, Москва XVII века не уступала по величине Парижу и превышала многие выдающиеся города Европы; население ее достигало двухсот тысяч жителей.

Но, несмотря на обширную территорию, занимаемую Москвой, ее многолюдство и некоторую городскую организацию, …это была все-таки огромная деревня, притом же деревня трудовая. Все ее концы — с названиями Кожевники, Сыромятники, Гончары, Оружейники — разве не говорят о чисто народном характере города, разделенного на участки по роду занятий?».

«Попробуем перенестись воображением на триста-четыреста лет назад… Центр средневекового уклада жизни города сосредотачивался в Кремле. Здесь были главные храмы, жили царь, митрополит и самые богатые и властные мужики — бояре; здесь находились приказы на Ивановской площади, здесь шли суды и расправы.

Читайте также:  Описание картины ильи репина «портрет мусоргского»

Окруженный со всех сторон водой и рвами, он имел вид неприступного замка, как его и называли иностранцы». «Кремль был продуктом векового народного творчества; здесь вылилось в осязательную форму все то, что могло создать оно. Складывались про него былины, сказки; он принимал облик сказочного жилища Жар-птицы…

В Китай-городе — кружала и харчевни, погреба в Гостином дворе с фряжскими винами… Здесь же зазывали прохожих в кружала и притоны словоохотливые женщины с бирюзовыми колечками во рту. Слышен был плач детей-подкидышей, вынесенных сюда в корзинах все теми же божедомами, собирающими добровольные приношения на их пропитание… Пройдет толпа скоморохов с сопелями, гудками и домрами…

Раздастся оглушительный перезвон колоколов на низкой деревянной колокольне на столбах… Склоняются головы и спины перед проносимой чтимой чудотворной иконой… Разольется захватывающая разгульная песня пропившихся до последней нитки бражников… Гремят цепи выведенных сюда для сбора подаяния колодников… Крик юродивого, песня калик перехожих… Смерть, любовь, рождение, стоны и смех, драма и комедия — все завязалось неразрывным непонятным узлом и живет вместе как проявление своеобразного уклада жизни средневекового народного города».

Изобразительные эквиваленты этих живописных сцен мы находим в акварелях «Москва при Иване Грозном. Красная площадь» (1902), «Старая Москва. На крестце в Китай-городе» (1902), «Царская площадка и Красное крыльцо Грановитой палаты в Кремле» (1904), «Площадь Ивана Великого в Кремле» (1903), «Старая Москва. Скоморохи» (1904), «Медведчики (развлечение)» (1911).

Столь же жанровый и динамический характер носят работы «Крытый Воскресенский мост в конце XVI века» (1921) и «Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке» (1926). Видимо, не случайно трижды — в 1902, 1916 и 1922 годах — Васнецов обращался к теме Книжные лавочки на Спасском мосту как к доказательству интенсивной интеллектуальной жизни москвичей далекого прошлого.

Слегка переиначив мотив большого полотна 1901 года, Васнецов в 1922 году создал одну из лучших своих крупных акварелей «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». Живописная красота кремлевской панорамы предстает здесь во всем своем великолепии.

Всего более 120 произведений, посвященных Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Аполлинарий Васнецов.

Другие образы и темы в картинах Аполлинария Васнецова

Вид из Ласточкиного Красные скалы
гнезда. Крым, 1924 в Кисловодске, 1895

Кроме монументально-эпических картин, воспевших природу Урала и Сибири и принесших Васнецову известность и признание, он создал еще немало пейзажных работ, связанных с иными мотивами. Материал для них он получал в многочисленных поездках по России и Европе.

Начиная с 1885-1886 годов Васнецов неоднократно посещал Украину и Крым, в 1895 году был на Кавказе, длительные поездки в Европу (Франция, Италия, Германия, Швейцария) совершал в 1898-1899 и 1912 годах. Большое количество этюдов составляло своеобразный фонд, из которого живописец черпал мотивы для своих больших полотен.

Внимательное изучение натуры было связано у Васнецова с пытливым интересом ученого-естествоиспытателя. С другой стороны, природа давала художнику впечатления, которые он мог воплотить в сложные романтико-символические образы. Такова картина «Элегия», написанная в 1893 году и навеянная воспоминаниями о Крыме.

Состояние вечерней сумрачной природы навевает особое ощущение грусти и одиночества. Это было живописным выражением модных тогда настроений «конца века», в которых звучали разочарование, тоска и обреченность. Поэтические параллели подобным переживаниям можно найти у Валерия Брюсова: Мне снится прошлое.

В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.

Есть много светлых дум, погибших, погребенных, — Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами! Отголоски подобных настроений есть и в других философски-романтических работах Васнецова, таких, как «Северная элегия» (1897) или «Отзвуки минувшего» (1901).

Следует, однако, отметить, что философские размышления о смысле жизни и ее конечности носят в картине «Элегия» более реальный, а не мистически обреченный характер. Живописный образ здесь связан с античными мифологическими представлениями и несет стоически-просветленные переживания. Огромное впечатление на художника произвела природа Кавказа. «Поездка на Кавказ, — писал он, — дала мне возможность видеть проявления стихийных сил природы в их кульминационном пункте. Нагроможденные друг на друга скалы, пропасти, вечные снега и тучи, ползущие по скалам, дали мне темы для картин».

Большой вклад внес Аполлинарий Васнецов в развитие русского театрально-декорационного искусства конца XIX — начала XX века. Интерес к театру зародился у него в 1880-е годы в Абрамцевском кружке, в котором у художников возникла идея устройства домашних спектаклей.

Из семейного театра выросла Московская частная опера Саввы Мамонтова. Художники, а в их числе были Виктор Васнецов, Василий Поленов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Коровин и другие, совершили переворот в области театральной декорации.

Родились новые принципы оформления.

Художник превратился в активного участника сценического представления, определяющего изобразительный строй спектакля, его художественную значимость. Живописная театральная декорация и костюмы стали явлением большого искусства.

Поначалу Аполлинарий Васнецов выступал здесь в качестве исполнителя; самостоятельной этапной работой для него стали декорации к опере Модеста Мусоргского «Хованщина», созданные в 1897 году для Московской частной оперы Мамонтова. Оформление первого действия оперы «Красная площадь» вводило зрителя в жизнь Москвы конца XVII века.

Значительное место занимает здесь архитектурный пейзаж с громадами Кремля и Покровского собора. Художник искал и нашел в оформлении спектакля точное живописное соответствие музыкальному вступлению к опере — замечательному «Рассвету на Москве-реке».

Ярко выражен русский национальный характер и в эскизе «Стрелецкая слобода», где изображена центральная площадка стрелецкого посада в Замоскворечье. Его деревянные постройки затейливо украшены деревянной декоративной резьбой. Как отмечалось, работа над «Хованщиной» укрепила Васнецова в намерении глубоко изучить прошлое Москвы.

Интересно отметить, что если для других русских художников работа в театре являлась продолжением и развитием их станкового творчества, то для Васнецова все было наоборот. Отталкиваясь от сценических образов, он и создал в своих живописных и графических произведениях жанр историко-архитектурного московского пейзажа.

Затем последовали декорации к операм Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907), «Царская невеста» (1912). В 1904 году вместе с Коровиным Аполлинарий Васнецов оформил финал оперы Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». С ним же в 1907 году в Большом театре были созданы декорации к «Снегурочке» Римского-Корсакова.

В 1912 году появились эскизы к «Опричнику» Чайковского. И в них важную роль играла древнерусская архитектура. Кроме того, Аполлинарий Васнецов сотрудничал в эти годы с Народным городским театром, организованным Поленовым. За свою большую творческую жизнь Васнецов создал огромное количество живописных этюдов.

На раннем этапе они служили сначала средством овладения техническими возможностями живописи, а затем стали играть вспомогательную роль, образуя основу его «сочиненных» монументальных полотен. Таковы этюды с мотивами природы Абрамцева, Финляндии, Крыма, Урала и Кавказа. Но очень скоро живописные наброски видов Франции, Италии, Германии, Швейцарии, серии этюдов облаков, виды Новгорода, Пскова, Москвы и Подмосковья стали обретать самостоятельную художественную ценность. Их широкая и смелая манера письма по своей поэтике и стилистике относится к московской живописной школе позднего импрессионизма начала XX века.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Источник: http://MirZnanii.com/a/118343-4/apollinariy-vasnetsov-4

Ссылка на основную публикацию