Аркадий Александрович Пластов (1893 — 1972)
Аркадий Александрович Пластов (19(31).1.1893, с. Прислониха, ныне Ульяновской области,- 12.5.1972, там же) Советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947).
Окончив духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). Жил в родном селе. В 1920-х — начале 1930-х гг.
работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. С 1935 Пластов писал преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей.
С большой проникновенностью Пластов прославлял благородный труд и духовную красоту советского крестьянина. Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своём творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 — начала 20 вв.
Его работам свойственна непринуждённая простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых красок.
«В январе 1931 года в нашем селе организуется колхоз. В его организации я принимал горячее участие.В том же году в один июльский день случился у нас пожар.
С час резвилось красивое всепожирающее пламя, и полсела ушло дымом в знойное июльское небо.У меня сгорел дом и все вообще имущество. Все, что до сего времени я написал, нарисовал, — все пропало в пламени, стало пеплом, — горько вздохнул Пластов.С этого времени я перестал принимать участие в полевых работах. У меня остались один огород и корова.
Надо было восстанавливать погибшее, и в темпах чрезвычайных. Это было время, когда я медленно подходил к тому, как сделаться наконец художником».
Аркадию Александровичу Пластову в ту пору было около сорока лет. Иной, может быть, заколебался, свернул с намеченного в юности пути ,,создать эпопею из крестьянского житья-бытья», разменял бы свой талант на мелочи.Но не таков был Пластов.
И с новой силой он собирает этюды, материалы к будущим картинам. Все впрок… для будущих полотен.Художник выступает с первыми своими картинами «Колхозный праздник» , «Стадо» и «Купание коней». В этих полотнах он заявил о себе как выдающийся колорист.
Колхозный праздник (Праздник урожая)
И опять перед Аркадием Александровичем Пластовым встает дилемма: либо продолжать скрупулезную, внешне малоприметную, но многотрудную работу по собиранию этюдов, эскизов к задуманной эпопее, приносящую пока не столько лавры, сколь хлопоты, либо соскользнуть на путь писания модных в то время помпезных композиций.
Пластов избирает первый путь. Он остается верен себе.Дни, месяцы, годы проходят в труде, исканиях.Его главная тема — Человек и Родина — не находит еще своего полного пластического выражения.Грянул гром Великой Отечественной.И гражданская лира Пластова зазвучала в полную силу.
«Фашист пролетел»… 1942 год.
Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка.Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы Что это?Припал щекой к сухой колкой траве пастушок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле.
Не встать емуДалеко, далеко в ясном небе над изумрудными зеленями фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь.Воет пес, задрав мохнатую морду к небу. Жалобно мычат коровы, блеют овцы.Вдали затихает ноющий зловещий звук. Шелестят березы.«Отец горько переживал войну, — рассказывал мне Николай Аркадьевич, сын художника. — В его душе кипел справедливый святой гнев.
И эти его чувства вылились в картине „Фашист пролетел».Однажды отец писал осенний этюд. И этот мотив настолько растрогал его, что я увидел слезы на его глазах.Когда вернулись с этюда домой, отец вмиг набросал эскиз будущей картины.Начался мучительный сбор материала. Сельские мальчишки помогали ему. Но никак никому не удавалось упасть в траву, как хотелось отцу.
Наконец один малыш, споткнувшись, как-то неловко растянулся на сухой траве.- Стой, стой! — вскричал отец.Через семь дней картина была написана.В ее основу лег тот первый, глубоко тронувший отца осенний этюд.Семь дней. Вот срок создания шедевра.Сколько раз история искусств дает нам уроки победы воли духа, любви к Родине, которые ведут художника к сверкающим вершинам искусства…
Много, много неповторимого рассказал молодой Пластов, сам интересный художник.
Отец и сын.
Бесценны письма Аркадия Александровича к Николаю.Вот всего два из этого наследия:
«С большим вниманием и удовольствием прочитал твои письма. Знай, милый сынка, что радостью бьется мое сердце и гордостью, когда я читаю о том, что ты пишешь и рисуешь и не кичишься достигнутым, а относишься вдумчиво и критически.
Это очень верно, это так и нужно — вот этот здравый взгляд на вещи, на себя, на свои поступки, на движенье своих мыслей. своего сердца.Через это достигается то беспокойство духа, плодотворное и творческое, без которого немыслимо никакое движение вперед. Всегда держись этой троицы: веры, что делаешь то, что нужно, надежды, что у тебя хватит силы на это, и любви к этому делу.
Конечно, насильно не следует приневоливать себя ни к чему, но дисциплина духа должна быть всегда на высоте. Ведь бывают моменты, особенно у таких молодых, как ты, когда беспечная мысль, что все успеется, завладевает человеком так сильно, что начинается беспорядочный разброс сил и туда и сюда, и вообще впустую.
Вот тут-то и должна быть стержнем поведения мысль, что работать надо систематически, никогда не отступая от планомерного упражнения в любимом деле.Ведь никогда не придет в голову в какой-то момент взять да и бросить дышать, например. Впереди времени, мол, много, еще надышусь.Так и эта работа.
Она должна быть ритмична и неустанна, как биение нашего сердца.
Иногда послабже, иногда поинтенсивнее, но безостановочна, неусыпна — и тогда какая будет радость пожинать плоды умных и прекрасных трудов своих».
Жатва. 1945 г.Государственная Третьяковская галерея
Думается, что эти мудрые слова обращены не только к одному Николаю.
В них великое правило, если говорить прозой, мера, норма бытия для каждого истинного художникаТруд, труд и еще раз труд!
Не менее весомо второе письмо, датированное маем 1947 года: «Ты вот пишешь несколько раздраженно о тех, кто не понимает лирики Чехова или Левитана и т.п.Плюнь на это.Наши ворота, корова, собака и т.д.
ведь тоже ничего в этом не смыслят, и стоит ли на них за это рычать.Не стоит игра свеч, тем более что вряд ли все перечисленные тобой субъекты персонально в этом виноваты, ты думаешь, что, пофыркивая на них, ты им или себе что-нибудь докажешь.Нет.Так сложилась у них судьба.
Алмаз, блистая бриллиантом в перстне, вряд ли имеет право поплевывать на алмаз, находящийся где-нибудь в глубине земли.
Чем тот виноват, что его не вытащили на свет божий, не гранили, не вставили в кольцо?Обстановка, жизненные условия — страшная вещь, сынок, и поэтому надо в жизни больше думать о том, как бы оправдать затраченные на нас силу и средства, любовь и внимание, непрестанно ускоряя свой шаг навстречу открывшейся твоему взору правде.
Людей этих, обездоленных и окорначенных жизнью, надо жалеть и помогать по силе возможности чего-нибудь понять из того, что еле-еле им брезжит.
Конечно, все это правда, что воображение и разумение их кургузора и часто смешно и нелепо, но, милый мой сынка, когда ты будешь много старше и опытнее в жизни, ты с горечью увидишь, что даже с большими данными познать истину и видеть красоту нелегко, не так-то много мы можем сделать для славы нашего искусства и знания.Конечно, это очень хорошо, что тебе более понятна мати-пустыня, с которой ты ведешь наедине задушевные беседы. В этом счастье на всю жизнь.Но в то же время не замыкайся с молодых лет в позе а ля Печорин или Базаров.
Нет ничего легче очерстветь сердцем, залезть в жесткую броню аристократического отщепенства и навеки потерять через это ту тончайшую отзывчивость сердца к малым людям, которая, как воздух, необходима истинному художнику и без которой человек просто невыносим».
„Познать истину и видеть красоту нелегко», — пишет Пластов сыну. И вот к тем людям, которые хотят понять лирику Чехова или Левитана, обращены глубоко философские полотна-метафоры художника, дающие обильную пищу уму и сердцу зрителя.
«Родник»…
Шумит ветер в густом ивняке. Гонит в высоком небе рваные облака. Рвет косынку, распушил тяжелые косы, шуршит в складках светлого ситцевого платья девушки, пришедшей по воду. Гонит рябь по темной воде.Серебряной звонкой струйкой бежит студеная влага в подставленное ведро.
Солнечные зайчики, продравшись сквозь заросли ивняка, сверкнули в устье желоба, рассыпались битыми алмазами в ведре и озарили стройную фигуру девушки.Свежесть.Чистота.Победоносная босоногая юность властно чарует нас в этом холсте.
Мы невольно вспоминаем далекие страницы своей собственной жизни, и что-то светлое, радостное вопреки нашей воле посещает нашу душу.Такова магия пластовской живописи.
«Юность» …
Источник: https://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/1124-arkadij-aleksandrovich-plastov-1893-1972.html
Художник Аркадий Пластов: картины, биография
Биография Пластова
Жизнь колхозной деревин, ее труд и быт, горе и радости на протяжении долгих лет составляли содержание творчества народного художника СССР, лауреата Ленинской премии Аркадия Александровича Пластова (1893-1972). Аркадий Пластов — действительный член АХ СССР (1947).
Произведения Пластова отличаются стремлением к безыскуссности и простоте. В них всегда чувствуется большой живописный талант художника. Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию.
Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище, живописи, паяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении у С. М.
Волнухина.
Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим.
Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни. Все эти заготовки погибли в 1931 году во время пожара, но несчастье не сломило художника, он нашел в себе силы по-настоящему засесть за картину.
В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Картины «Колхозный праздник» (1937). «Стадо» (1938), «Купание коней» (1938) принесли ему известность.
Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно «Фашист пролетел» (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору.
Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну.
В 1945 году Аркадий Пластов написал картину «Сенокос», которая прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны.
Последующие произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни советской деревни. В картине «На колхозном току» (1949) художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится здесь еще более яркой.
Колористические поиски Пластова ясно ощущаются и в полотне «Ужин трактористов» (1951). Глядя на эту картину, хочется говорить о ее целостном образе. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.
Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.
Среди работ Аркадия Пластова также выделяется и картина «Весна» (1051). Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку.
Художник мастерски передает красоту юного обнаженного женского тела, прозрачность еще студеного воздуха. Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи. В дальнейшем Пластов создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру.
К таким картинам относятся, например, «Лето» (1958) и «Полдень» (1961).
Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек «Девушка с велосипедом (1955-1956), «Девушка с граблями» (1957), «Ванюшка Репин» (1958) и др. Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Они очень близки по мировосприятию его картинам.
Картины Пластова
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/797-plastov.html
Пластов Аркадий Александрович – художник, биография
Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество которого не могут остаться незамеченными в истории искусства периода 20 века. Еще при жизни он стал членом Академии Художеств, был признан народным художником СССР и отмечен множеством наград.
Родился будущий художник в деревне Прислониха (сейчас – территория Ульяновской области), в январе 1893 года, в небогатой семье. Его отец – деревенский книгочей, а дед – местный иконописец. Маленький Аркадий даже не думает о карьере живописца.
Родители видят в нем будущего священника, и пытаются сделать все, чтобы дать сыну должное образование. И вот, после трех классов образования, полученного в сельской школе, десятилетнего парня принимают на обучение в Симбирское духовное училище.
Там он учится там 5 лет, после чего поступает в духовную семинарию, где намерен продолжить обучение.
Но, в 1908 году, Пластов понимает, что его призвание в другом. Весной он наблюдает за работой иконописцев, работающих над росписью деревенской церкви, и это оставляет неизгладимое впечатление. Аркадий твердо решил: что он станет именно художником, чего бы это ни стоило.
И вот, в 1912 году юноша уезжает в Москву, чтобы получить там художественное образование.
Два года он учится в Строгановском училище, после чего пытается поступить в МУЖВЗ, но на отделение живописи ему попасть не удается.
Поэтому, до 1917 года Аркадий вынужден обучаться в скульптурном отделении. Но, он ходит на занятия к Архипову, Корину и Степанову, где обучается изобразительному искусству.
В 1917 году Пластов возвращается в родные края, где и начинает практиковаться как живописец. Он работает с натуры, рисуя в основном односельчан. Художник даже создает целый цикл картин, посвященный крестьянскому быту, получивший название «Житье-бытье». Но, Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество должны пережить перерождение.
В 1931 году случается пожар, и дом Пластова сгорает дотла. Все работы, которые он успел написать, уничтожены: не уцелел ни один этюд, ни один эскиз. Фактически, художнику, которому исполнилось почти сорок лет, приходится начинать работу с нуля. Но художник не отчаивается, и снова берется за кисть. Он оставляет полевые работы, полностью окунувшись в живопись.
Пластов посещает выставки передвижников, рассматривает работы мастеров, входящих в Союз русских художников, и учится у них. В своих работах художник не только продолжает устоявшиеся традиции, но и делает свой вклад в развитие русской школы живописи.
И вот, в 1935 году, он наконец-то обретает признание. Его картины удостаиваются Московской выставки, а сам Аркадий участвует практически в каждом крупном событии мира искусства.
В своих произведениях живописец изображает жизнь и работу простых крестьян.
В его картинах чувствуется любовь к природе, любовь к деревне: художник не понаслышке знаком с бытом русского крестьянина, и изображает простые жизненные ситуации, как никто другой любит писать детей Саня Маликов, Первый снег, Летом и другие
В период с 1941-1965 годов Пластов рисует целый цикл картин, посвященных жизни простых жителей села. Такие работы, как «Жатва» и «Сенокос» 1945 года,, а также «Ужин трактористов» 1951 года, получают хвалебные отзывы не только простых граждан, которые тепло отзывались о его полотнах, но и матерых критиков того времени.
Еще одна известная серия картин была написана Пластовым в Великую Отечественную войну. Яркий ее представитель, «Фашист пролетел» 1942 года, до сих пор считается шедевром советского искусства военного и поствоенного периода.
В период 1950-х годов, Пластов выставляет полотна «Юность» и «Весна», вызвавший восторг у зрителей. Не забывает художник и красоту русской женщины.
Среди-картин этой тематики отмечают полотна «Мама» (1964г), «Солнышко» (1966г), и «Из прошлого», (1969г). Также художник рисует несколько иллюстраций к произведениям Чехова, Некрасова, и Толстого.
Живописные работы Пластова пронизаны любовью к природе, он с глубоким уважением относится к простому быту крестьян и уважаем ими.крестьянства.
За свой вклад в искусство творец был награжден несколькими медалями, двумя орденами Ленина, получил звание народного художника СССР а в его родном селе сейчас находится музей , который называется «Народный художник А.А. Пластов».
В общей сложности перу живописца принадлежит несколько тысяч картин, над которыми он работает до глубокой старости. Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество которого могла оборвать только смерть.
Великий творец живописи скончался 12 мая 1972 года.
Источник: http://www.art-portrets.ru/art20veka/hudozhnik-plastov.html
Художник Аркадий Александрович Пластов | Картины
Рубрика: картины и живописьОпубликовано 17.10.
2018 · Комментарии: 3 · На чтение: 15 мин · Просмотры:
Художник Аркадий Пластов – Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии и Государственной премии имени И.Е. Репина, автор тематических и исторических картин, иллюстратор, портретист и пейзажист. Его называют одним из самых ярких и самобытных мастеров.
Аркадий Александрович Пластов родился в селе Прислониха Симбирской губернии 31 января 1893 года, в семье сельского потомственного иконописца Александра Григорьевича Пластова. Аркадий был шестым ребёнком в семье.
Автопортрет
Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…
Аркадий Пластов.
Родители будущего художника мечтали, что их сын станет священником и после того, как Аркадий окончил третий класс сельской школы, его отдали в Симбирское духовное училище. А ещё через пять лет, в 1908 году, Пластов поступил в Симбирскую духовную семинарию.
Случилось так, что весной 1908 года Аркадий познакомился с работниками артели иконописцев, которые приехали подновить церковь в Прислонихе. Руководил работой артели отец художника. А кроме того, Александр Григорьевич Пластов был церковным старостой и псаломщиком. Архитектором, который построил церковь в Прислонихе, был дед будущего великого художника Григорий Гаврилович Пластов.
Зимний праздник (Никола)
Отец научил Аркадия растирать краски, начал обучать основам живописи. Впоследствии художник вспоминал:
Осенью 1908 года внезапно умирает отец будущего художника. Аркадий поражён этой смертью и его горю просто нет предела. Он возвращается в семинарию, но учится без всякой охоты.
Чтобы скрасить пребывание в семинарии Аркадий много читает и рисует портреты своих однокурсников.
Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи.
От Вишнякова Аркадий узнал о существовании различных направлений в живописи, о архитектуре и архитектурных стилях и был поражён великолепной архитектурой Парижа и Рима, которую увидел в книгах.
Вскоре в семинарии, как вспомогательную дисциплину, ввели урок рисунка. Уроки рисунка вёл начинающий художник Д.И. Архангельский, который вскоре стал наставником Аркадия Пластова. Картины Васнецова, Сурикова, Репина и Нестерова просто очаровали Аркадия:
Счастье
И чем больше юноша узнавал о мировой живописи, знакомился с творчеством русских художников, тем сильнее было его желание стать живописцем.
Профессор семинарии Вишняков ввёл молодого художника в круги симбирской знати и достаточно скоро нашёл для Аркадия попечителя, который согласился оплачивать обучение молодого художника в Москве. Да ещё и Симбирская управа согласилась выплачивать талантливому молодому человеку стипендию в размере 25 рублей в месяц.
Впрочем, практически всю эту стипендию Аркадий отдавал матери, которая жила в Прислонихе с тремя малолетними детьми.
Теплый весенний день
Через четыре года, в 1912 году, Пластов поехал в Москву с решением стать живописцем. В последствии он так описывает свою первую встречу со старой столицей:
Ярая весна
Однако, не имеющего системной подготовки Пластова в МУВЖЗ не приняли и он поступил учеником в мастерскую И.И. Машкова, а затем перешёл в Строгановском училище, вольнослушателем, где его наставниками были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский.
В 1914 году молодой художник поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.
А когда случилась октябрьская революция Пластов оставил Москву и вернулся в родную Прислониху, устроился на должность секретаря сельского совета, крестьянствовал, а в свободное время рисовал.
Лишь через восемь лет, в 1925 году Аркадий Александрович вернулся в Москву, где рисует сельскохозяйственные плакаты, но малую родину не забывает и часто гостит в Прислонихе, принимает самое активное участие в организации колхоза в родном селе, два года работает рядовым колхозником, только на зиму выезжает в Москву со справкой о том, что «колхозник А.А. Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности».
В 1931 году случилась трагедия – пожар уничтожил 59 дворов в Прислонихе, в том числе и дом Пластова — в огне погибли все работы художника. У художника уцелел только огород и корова.
С того момента Пластов полностью отказывается от крестьянствования и всё своё время посвящает живописи.
Именно в тот период у Аркадия Александровича появляется правило: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре.
Художник с великой тщательностью пишет этюды всех частей и деталей будущей картины в результате чего эскиз каждой картины «обрастает» огромным количеством рабочих набросков, этюдов, зарисовок.
Для написания картины «Купание коней» (картина писалась по заказу для выставки «ХХ лет РККА и ВМФ», художника командируют в воинскую часть, которая квартировала в районах Кавказских предгорий.
Купание коней
В автобиографии Пластов так описывает процесс работы над картиной «Купание коней»:
В 1935 году Аркадий Александрович показывает в Москве свои картины «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Публика принимает картины очень хорошо и Пластов становится постоянным участником всех больших художественных выставок.
А ещё через два года картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» приносит автору и успех, и всесоюзную известность.
Колхозный праздник (Праздник урожая)
Яркое, красочное полотно показывает быт советской деревни в тридцатых годах.
Вот что сам художник писал о художественном замысле этого полотна:
Эта картина, «агитация за счастье» — групповой портрет русского крестьянства:
Пред самым началом Великой Отечественной войны Пластов пишет несколько больших композиционных акварелей, в том числе и автобиографическое полотно «Выборы комитета бедноты».
Выбор комитета бедноты
В военные годы художник пишет целую серию картин, которые отличаются от всех его предыдущих работ огромным драматизмом. Тут можно вспомнить «Гитлеровцы пришли», «Один против танка», «Защита родного очага».
Фашист пролетел
А полотно «Фашист пролетел» стало одним из самых трагических и сильных художественных произведений, написанных во время войны и о войне. Вот что о картине писал О. Сопоцинский:
В 1943 году майора интендантской службы Пластова командируют в очищенный от фашистов Сталинград . Художник был до глубины души поражён размером и глубиной увиденного в тех местах человеческого горя и внезапно, впервые, написал обнажённое женское тело в картинах «Трактористки» и «Суббота». Жизнь должна победить и сокрушить смерть – вот сокровенный замысел этих картин.
Трактористки
А картина «Трактористки» висела в мастерской художника до самой его смерти. Пластов называл их «Сияющими купальщицами, создающими в мастерской прямо праздник»:
А потом пришла долгожданная победа.
Сенокос
Радостная изумрудная зелень луговых трав, смеющийся солнечный день, с удовольствием и задором работающие косари, искрящиеся краски солнечных лучей и красок природы – весь мир ликует и приветствует наступивший долгожданный мир.
Художник писал:
Художник пишет одновременно две картины: «Сенокос» и «Жатва». Если «Сенокос» — это яркая радость, то «Жатва» рассказывает о непростой жизни в послевоенной советской деревне: нелегок труд крестьянина.
Жатва
Прогуливаясь по ржаному полю художник увидел сценку крестьянского обеда, когда сильные работают с невиданным упрямством, а старые и малые отпущены на обед:
В 1946 году Пластов пишет одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег».
Первый снег
В 1947 году – «Едут на выборы», через два года – «Колхозный ток», ещё через два года «Ужин трактористов».
Ужин трактористов
Через семь лет эту картину («Ужин трактористов») покажут на выставке в Лондоне и Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер увидев картину скажет:
В 1953-1954 годах Пластов пишет великолепный картины «Юность» и «Весна».
Юность
«Весна» — это, пожалуй, одна из лучших работ художника. После того, как картину выставили в Третьяковской галерее, посетители стали называть это полотно «Северной Венерой».
Весна
Вот что написала о «Весне» И. Емельянова:
В шестидесятых годах художник создаёт целый ряд полотен, посвященных русской женщине, счастью материнства: «Солнышко», «Из прошлого», «Мама».
Мама
Художник работал до своего последнего дня.
Полдень
Умер Аркадий Александрович Пластов 12 мая 1972 года в своей родной деревне Прислониха.
Картины художника Аркадия Александровича Пластова
Название неизвестно
Из прошлого
Дубы
Смерть дерева
Арка Тита
Лето
У речки
У речки
Когда на земле мир
Сбор картофеля
Облачные тени
Горожанка
Весна на Мирской горе
Базар
Внук рисует
Колхозный ток
Немцы идут (Подсолнухи)
Едут на выборы
Молодые
Август колхозника
Апрель
Полдень
Пастух Виталий
Солнышко
Тройка
Родник
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/radostnye-pejzazhi-xudozhnik-arkadij-plastov.html
Коллекция отечественной живописи: картины А. А. Пластова :
В 2018 г. в России будет отмечаться 125-я годовщина со дня рождения замечательного русского художника Аркадия Пластова. Весной 2011 г. в Москве с успехом проходила выставка мастера.
Классик отечественной живописи
Уроженец Симбирской губернии Аркадий родился в крестьянской семье. Среди его предков были иконописцы и архитекторы. Закончив Симбирское духовное училище, а затем и семинарию, Пластов отправился обучаться в Москву.
Он учился в Императорском Строгановском художественном училище и училище живописи, ваяния и зодчества по классу скульптуры.
По окончании трех лет обучения А. А. Пластов выбрал путь сельского живописца и вернулся на свою родину.
Прерванная учеба была обусловлена вполне объективными причинами — революционными событиями в стране. Все картины живописец создавал, наблюдая жизнь односельчан и родную природу.
Картины А. А. Пластова
Творчество Аркадия Пластова многогранно. Работы его нельзя отнести к какому-то одному жанровому направлению: он и портретист, и пейзажист, и мастер бытового жанра. Он работал в разных видах живописи — писал картины в технике масла, гуаши, акварели, создавал графические работы и плакаты, книжные иллюстрации.
Его произведения воспевают красоту русской природы и очарование деревенских будней. Среди иллюстраций известны работы по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, поэме «Мороз Красный Нос» Н. А. Некрасова, на православные сюжеты. Картины А. А. Пластова прозрачны и светлы, наполнены теплотой и любовью.
Солнечный колорит делает их радостными и привлекает зрителя лучезарностью.
А. Пластов и Л. Толстой
Любимым писателем Аркадия Александровича Пластова был истинно народный мастер — Лев Николаевич Толстой.
Именно благодаря его влиянию творчество Пластова также стало истинно народным, ведь кто, как не истинный крестьянин, возделывающий родную землю, понимает чаяния себе подобных. Именно потому Пластов не только создавал иллюстрации к книгам Л. Н.
Толстого, но и в революционное время, как и писатель, стал защитником русского крестьянства — своих односельчан. Среди его картин-раздумий о тяжкой крестьянской доле — иллюстрации к «Казакам», к «Холстомеру», «Поликушке» и «Утру помещика».
Традиции крупного жанра — эпопеи — подтолкнули Аркадия Пластова к созданию серии полотен, посвященных военной тематике. В ней он воспел войну как истинно народное явление, основанное на общем единении и созвучии душ.
Образ лошади в творчестве А. А. Пластова
Укоренившаяся с детства в сердце Аркадия Александровича Пластова любовь к деревне еще более «вросла» в него под влиянием Льва Николаевича Толстого.
Один из важных в творчестве художника образов — образ лошади. Создать яркие и натуралистичные изображения помогли мастеру множественные наброски, сделанные им с натуры. Кони на полотнах и иллюстрациях Пластова трогательны и прекрасны, даже в своей печальной старости.
А мир, окружающий лошадь, как и ее образ, — гимн жизни и красоте, преданности и трудолюбию.
Благодаря наблюдениям за лошадьми, такими разными в селе — сытыми и голодными, гривастыми, в нарядном убранстве, гордо несущими всадников или упорно тянущими телеги и сани, эти животные стали самыми яркими образами произведений Пластова.
Потому и праздники, посвященные «лошадиным» святым, и народные обряды, связанные с этим грациозным животным, так любимы художником и так ярко им воплощены в его творчестве: «Купание коней», «Ночное», «Бега» и др.
Гимн Человеку в картинах А. А. Пластова
Образ человека имеет также важное значение в творчестве А. А. Пластова. Почти портретное изображение в бытовых полотнах делает людей более значимыми и интересными для зрителя.
Простые открытые лица деревенских жителей, красота юности, доверчивость и чистота детства, мудрость и опыт старости, стойкость и основательность людей среднего поколения — символ цикличности и вечности жизни, ее глубины и разнообразия.
Послевоенный этап творчества открывает картина «Сенокос», которая по праву может считаться гимном мирной жизни и победе русского народа над фашизмом.Гимном мирному труду звучат картины «На колхозном току» и «Трактористы».
Гимном юности и женской красоте является картина «Весна». Аллегоричность этого произведения напоминает нас к творчеству мастеров Возрождения: обнаженная фигура юной девушки воспринимается как аналог древнегреческой Афродиты. Она вышла из бани, как богиня из морской пены, только вместо юных нимф возле нее — маленькая трогательная девочка.
И не нимфа здесь служит Красоте и Юности, а Красота и Юность — маленькой нимфе.
Красота созидательна, и в данном случае она она является верным залогом строящейся судьбы девочки-подростка, ведь внимание, тепло, забота и любовь близкого человека, — качества, присущие по-настоящему красивым людям, делает нас сильнее, защищеннее, успешнее, увереннее и счастливее.
Человеческая красота не может существовать обособленно от живительной силы природы. А потому в картинах А. А. Пластова особое место отводится образам русской природы. Она — не просто красивая «рама» для образа человека, а самостоятельный образ, завораживающий и таинственный в своем непостоянстве и в то же время прекрасный в своей неизменности.
Источник: https://www.syl.ru/article/357603/kollektsiya-otechestvennoy-jivopisi-kartinyi-a-a-plastova
«Родник творчества Аркадия Пластова. 120 – летию художника посвящается…» Автор: Смирнова Татьяна Евгеньевна, учитель ИЗО и черчения МОУ Шолоховская средняя. — презентация
1 «Родник творчества Аркадия Пластова. 120 – летию художника посвящается…» Автор: Смирнова Татьяна Евгеньевна, учитель ИЗО и черчения МОУ Шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района, Костромской области Д. Шолохово<\p>
2 31 января 2013 года исполнилось 120 лет со дня рождения великого художника Аркадия Пластова ( ), чьи картины стали классикой русской живописи XX века. А. А. Пластов в лесу около Прислонихи. Конец 1960-х гг.<\p>
3 Из биографии художника Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В гг. Пластов жил в родном селе; как «грамотный», занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда — и число его произведений приблизилось к Одних портретов — несколько сотен. В основном это портреты односельчан. Основной темой творчества Пластова становятся жизнь и труд на земле. Его полотна пропитаны глубоким чувством природы, знанием быта русской деревни Аркадий Пластов г.<\p>
4 Одна из самых известных картин Аркадия Пластова «Фашист пролетел» была написана в 1942 году. Нельзя забыть тихий, щемящий сердце русский перелесок, упавшего ничком на землю пастушка с простреленной головой, еле видный над горизонтом крестик фашистского самолета. Война — народная трагедия, посягательство на священные законы бытия<\p>
5 Картина«Жатва» (1945 г.) была написана в конце войны. Жатва – это уборка урожая, созрели зерновые и надо собрать всё до последнего колоска. Вот они – работники: ребята, которым надо бы за партой сидеть, да старик, которого на войну не взяли. Трагедия войны здесь ощущается в отсутствии отцов и старших братьев, да в сдержанном колорите убранного поля.<\p>
6 Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле, мирной земле, запечатленной в Сенокосе (1945).<\p>
7 «Ужин трактористов» 1951 г. Немудреный. Но нет вкусней его и желанней. Потому что сдобрен он трудом великим. Да потому, что накрыли стол — саму землю нашу — милые сердцу руки. На миг задумался тракторист в просоленной алой майке и старой фронтовой фуражке танкиста. О чем? Льется тугая струя молока, мерно колотится сердце трактора, нетерпеливо постукивает деревянной ложкой молодой вихрастый русый паренек, подручный тракториста, тихо мурлычет нехитрую песенку милая курносая девчонка в белой косынке. Сама жизнь. Без прикрас. Терпкая, горькая, желанная, в каждом мазке.<\p>
8 «Родник» 1952 г. Шумит ветер в густом ивняке. Рвет косынку, распушил тяжелые косы, шуршит в складках светлого ситцевого платья девушки, пришедшей по воду. Гонит рябь по темной воде. Серебряной звонкой струйкой бежит студеная влага в подставленное ведро. Солнечные зайчики, пробравшись сквозь заросли ивняка, сверкнули в устье желоба, рассыпались битыми алмазами в ведре и озарили стройную фигуру девушки. Свежесть. Чистота. Победоносная босоногая юность властвует в этом холсте.<\p>
9 Полотно «Юность» (1953 – 1954 г.) излучает жизнеутверждающую силу. На зеленом ковре среди полевых цветов колоритным пятном художник изображает обнаженное по пояс тело юноши. Он упал, опьяненный беззаботной, полной надежд юностью. Сорванная рубаха лежит рядом, его грудь распирает звенящий свежий воздух. Верный пес застыл в напряженном ожидании. Он косится на своего хозяина, не решаясь нарушить его мечты.<\p>
10 «Весна» 1954 г. Сыплет редкий мягкий снежок. Мартовский, последний. Сквозь прозрачную вуаль серого дня перед нашим взором предбанник деревенской бани. Молодая женщина впопыхах собирает дочку, курносую, обаятельную малышку, трогательно прикусившую нижнюю губку. Рыжая челка торчит из-под теплого платка. Мать торопится. Шуршит под ногами золотая солома. Звонко падает тяжелая капель. Зябко. Зрители Третьяковки называют эту картину «Северной Венерой», с таким виртуозным мастерством написано это полотно.<\p>
11 Картина «Полдень» (1961 г.) представляет нам яркость теплых красок, острое чувство композиции, заставившее сделать невидимой линию горизонта, чтобы сильнее ощущался благословенный холод колодезной воды в спертой духоте знойного пекла в разгаре крестьянской страды. Далеко позади годы войны, мирная жизнь прочно установилась на мирной земле. И нет ничего милее родной земли и мирного, созидающего труда во имя жизни.<\p>
12 Его сенокосы и жатвы, его гумна с хлебом, его стада, пастухи, бесчисленные портреты крестьян воспевают труд, который наполнял всю его жизнь, который он знал не со стороны, не отделяя себя в своем непритязательном быту от того крестьянского мира, который так убедительно и мощно воссоздан на его полотнах. На сенокосе г. А. А. Пластов среди своих героев. Начало 1950-х.<\p>
13 Все холсты Пластова — отражение жизни родного села. Это был поистине неповторимый творческий подвиг всей жизни художника, отразившего в образе своей деревни нелегкое бытие той поры. И этот уникальный труд зримо подтверждает всемогущество и великую надобность истинной станковой живописи, способной так правдиво и убедительно отразить время, людей. А. А. Пластов пишет этюд в стаде. Прислониха, конец 1950-х гг.<\p>
14 Художник говорил: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать». А. А. Пластов на крыльце мастерской, Прислониха сер х гг.<\p>
15 Благодаря активному участию Николая Николаевича Пластова, внука Аркадия Александровича, в октябре 2010 года у нас в Костроме состоялась выставка работ и личных вещей художника. Фото экспонатов выставки в Костромском государственном музее — заповеднике<\p>
16 «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись». Аркадий Пластов Памятник в Ульяновске<\p>
17 Поле пшеницы, 1960г Аркадий Александрович Пластов – великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов и останется в вечности такой, какой изобразил её художник. Любовь к родной земле – вот неиссякаемый родник творчества Аркадия Пластова!<\p>
18 Интернет – ресурсы, использованные для подготовки презентации fashist-proletel-v-1943-m-vozili-v-tegeran-na-vstrechu-stalina-s-ruzveltom-i- cherchillem fashist-proletel-v-1943-m-vozili-v-tegeran-na-vstrechu-stalina-s-ruzveltom-i- cherchillem ksandrovich_plastov_1893_1972/ ksandrovich_plastov_1893_1972/ plastov.htmlhttp://biopeoples.ru/hudozhnik/page,5,1004-arkadijj-aleksandrovich- plastov.html<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/623334/
Пластов Аркадий Александрович
Урок развития речи в 5 классе
«Сочинение-описание
По картине А.А.Пластова «Летом»
Филипцова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №1 п. Пангоды
Надымского района ЯНАО
Год
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Пластов Аркадий Александрович(1893 г.-1972 г.) — советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Родился в январе 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца.
Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончанию трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадий стал учеником Симбирского духовного училища. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.
Весной 1908 года на будущего художника неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. С этого момента мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».
Дальнейшее постижение художественного мастерства Пластов продолжил в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова).
После Октябрьской революции Пластов вернулся в родное село. Здесь он решил создать цикл картин, рассказывающих о крестьянском «житье-бытье». Пожар, случившийся в 1931 году, уничтожил дом и все имущество художника. Сгорели все его этюды и эскизы. Этот момент стал поворотным в жизни Аркадия Александровича. Он решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи.
На творчество Пластова большое влияние оказали работы художников передвижников и мастеров Союза русских художников. Живописец продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 — начала 20 веков.
В 1935 году к художнику пришла известность. На состоявшейся в Москве выставке впервые экспонировались картины Пластова: «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». С этого момента он становится постоянным участником всех крупных художественных выставок.
Основной темой творчества Пластова становятся жизнь и труд на земле. Его полотна пропитаны глубоким чувством природы, знанием быта русской деревни («Купание коней», 1938).
С большой теплотой и любовью он изображает простых сельских жителей (цикл картин «Люди колхозной деревни», 1951-65), проникновенно прославляет нелегкий труд крестьянина («Сенокос», «Жатва» , 1945, Третьяковская галерея, «Ужин трактористов», 1951).
Во время Великой Отечественной войны художник создает целую серию картин. Пластов в своих произведениях достигает огромного драматизма, живописного воплощения мыслей и чувств. Среди этой серии выделяется работа «Фашист пролетел» (1942) — одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны.
В 1953 — 1954 гг. Пластов создает прекрасные картины Юность и Весна. Восхищенные современники второе полотно назвали «Северной Венерой».
Русской женщине, красоте материнства посвящает художник ряд своих произведений шестидесятых годов: «Солнышко» (1964-1966), «Из прошлого» (1969), «Мама» (1964).
Пластов оставил заметный след в области иллюстрации. Хорошо известны работы художника к произведениям художественной литературы: рассказам Чехова, поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», рассказу Л. Н. Толстого «Холстомер».
За свою творческую деятельность Пластов Аркадий Александрович награжден двумя орденами Ленина, а также медалями. В Прислонихе — родном селе художника, открыт музей, посвященный его творчеству.
Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов А. А. 12 мая 1972 года.
II. Беседа по картине.
– Любите ли вы лето? (Да , очень!)
– Ходите ли вы в лес?
– Собираете ли в лесу грибы и ягоды?
– Что привлекает ваше внимание в картине? (Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина и т.д.)
– Рассмотрим картину более внимательно. Кто изображен на картине? Опишите каждого более подробно. (На картине я вижу мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, она очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой.)
– Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они? (Руки у женщины загорелые, сильные, натруженные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.)
– Давайте опишем девочку. (Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка.)
– Что можете сказать о лице девочки и ее наряде? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь.)
– Что можете сказать о собаке? (Собака дремлет, положив голову на лапы, ей очень жарко, она очень привязана к хозяевам.)
– Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? (Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы).
– Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)
Учитель.Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный цвета называются в живописи теплыми цветами. Они наполнены теплом и помогают автору передать радостное , хорошее настроение. Синий, фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с ощущением холода и передают грустные мотивы.
– Какие же цвета использовал А.А. Пластов? (Теплые – т.к. художник хотел передать хорошее и радостное настроение.)
– Какое впечатление произвела на вас картина? (Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники.)
Учитель.В картине художник использует теплые и холодные тона, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.
– Сочетание даже контрастных цветов придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.
III. Лексическая работа.
Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый – изумрудный, яркий – ослепительный. (Зеленая полянка, изумрудная трава; яркие краски, ослепительный луг/)
Можно записать целые предложения, которые составили учащиеся.
IV. Работа над составлением плана.
1. Слово о художнике.
2. Описание картины:
а) люди и собака; б) корзина, ведро, кувшин;
в) поляна.
3. Мое впечатление от картины
V. Устная работа по плану.
VI. Написание сочинения.
Учитель.Приведу в пример одно из таких сочинений:
Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне, например, “Витя-подпасок”, “Первый снег”, “Летом” и другие. На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака.
На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь.
Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко. На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх.
Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица. На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды. Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки.
Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление , что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве, цветам и всему тому, чего так мало у нас на крайнем севере, а все это живет на картине Пластова.
Пластов Аркадий Александрович
Источник: https://stydopedia.ru/3x2a32.html