Описание картины бориса кудрявцева «март»

Картина Левитана «Март»: описание и анализ :

Картина Левитана «Март» – неожиданный пейзаж в творчестве художника, потому что он не любил рисовать снег и зиму, предпочитая осень и лето.

Тверская губерния

В поисках подходящей натуры художник вместе с С. П. Кувшинниковой приехал в Тверскую губернию в 1893 году и остановился в усадьбе Островно. Его приняли очень радушно и поселили на втором этаже в светлых комнатах с прекрасными видами на озеро и закат. Живописец много и плодотворно работал.

Здесь в Удомле он написал свой шедевр – «Над вечным покоем»: на бугре стоит деревянная церквушка, вросшая в землю, и заросшее, заброшенное, забытое кладбище с покосившимися крестами. Картина Левитана «Март» даже еще не была задумана. Жизнь в усадьбе текла размеренно и мирно: катались на лодке на озере, ходили за грибами, вечерами С.

Кувшинникова играла на рояле Бетховена, Грига, Листа, Шумана.

Визит соседей Турчаниновых

В середине лета 1894 года из соседней усадьбы Горки, которая была всего в двух верстах от Островно по другую сторону озера, приехали соседи якобы с визитом к Софье Петровне, но в действительности им хотелось познакомиться с И. Левитаном. Глава семейства И. Н. Турчанинов был сенатором в Петербурге.

Его супруга Анна Николаевна 39 лет от роду была настоящей выдержанной светской дамой в корректных туалетах, у которой подрастали три дочери. Она на 4 года была старше Левитана, что не помешало ему глубоко увлечься Анной Николаевной. Он переехал в Горки и вдруг стал писать натюрморты с цветами.Они так хороши изысканностью и свежестью.

Шло лето, и картина Левитана «Март» ему еще даже не приходила в голову. Зато букетов цветов Левитан написал невиданно много. Потому что художник просто потерял голову от стильной, утонченной и умной Анны Николаевны. «Васильки» он подарил Варе, старшей дочери Турчаниновой, которая влюбилась в художника первой пылкой любовью, что ему очень мешало.

Ни до Горок, ни после художник не обратится к теме натюрмотов.

События в доме Турчаниновых

Чтобы у Левитана было отдельное помещение для работы, его поселили в обустроенной под мастерскую баньке. В Горках пейзажист прожил до глубокой осени 1894 года. Это был плодотворный период. Кроме натюрмортов с цветами, он изобразит пастелью двухэтажный дом Турчаниновых с мезонином в произведении «Осень. Усадьба» (1894 год).

Картина Левитана «Март» также покажет линию его фронтона. В 1895 году, в середине марта, художник снова приезжает в Горки и за кратчайшее время пишет полотно «Март» – невероятную новаторскую картину. До него никто не видел ни такого снега, ни синих теней от деревьев, ни яркого солнечного неба поразительной голубизны.

Картина Левитана «Март» стала образцом для многих русских художников. Они в своих пейзажах использовали ее мотивы.

Левитан, «Март»: описание картины

Свежий холодный воздух и начинающаяся радостная весна, казалось, хлынули с полотна. Мажорна по своему настроению картина Левитана «Март». Фото (репродукция) показывает ликование природы. Перефразируя самого Исаака Ильича, можно коротко сказать, что пейзаж – это часть природы, которая прошла через характер и чувства художника.

Так надо рассматривать это произведение. Картина Исаака Левитана «Март» – это его чудесное открытие, ранее никем не замеченное. Солнышко уже пригревает по-весеннему. Растаял снег на дороге, которая подходит к дому.Рядом стоит лошадь, запряженная в сани, и мирно греется под теплыми лучами. Зима не хочет сдаваться весне и уходить.

Еще глубоки сугробы под деревьями, но вся природа с нетерпением ждет пробуждения. Сосны темны, от них падают насыщенные ультрамариновые тени. По контрасту с ними сияют светлые стволы осин, залитые солнечным светом, к которому они тянутся.Тему пробуждения природы художник развивал не раз. Тревожное пробуждение, встречу «утра года» показывает этюд «Весна.

Последний снег». Он появился в то же время, когда Левитан написал картину «Март».

Колористическое решение и композиция

Колорит предвещает уход зимы. Наезженный путь, прописанный охрой, первый подчеркивает скорое избавление от нее. Лежащие рядом тяжелые яркие белоснежные снеговые сугробы с синими тенями лишь подчеркивают мажорное настроение, которое овладело художником. Они написаны густыми мазками, в противоположность небу, которое покрыто тонким слоем краски.

Весна во всем: в ярком голубом небе, в скворечнике, который ждет гостей, в купающемся в солнечных лучах светло-желтом деревянном доме, в снеговой шапке, которая вот-вот соскользнет с козырька.Колорит выдержан в белых, зеленых и синих тонах. Анализ картины Левитана «Март» следует продолжить, сказав о ее композиции. Она смела своей простотой.

Четырехугольник двора художник ограничивает стеной дома с одной стороны и снегом с другой. Снеговая поляна перед лесом делит полотно пополам. Получается, что перед зрителем талый снег, а перед лесом еще стойко держится зима. Весна не за горами.

Движение, изгиб дороги помогают «войти в март» и почувствовать прелесть этого тихого, безветренного, теплого места.

Приступ неврастении

Когда наступила цветущая весна, то Левитан совсем запутался в своих отношениях с матерью и дочерью. Варвара упрашивала его убежать с ней. В муках меланхолии художник выходит из дома и в июне на озере стреляется. Это была имитация самоубийства, потому что художник вернулся в дом и, как на сцене, бросил под ноги хозяйке убитую им чайку. Это видел сам А.

Чехов, который прибыл по приглашению Анны Николаевны поддержать Исаака Ильича и привести его нервы в порядок. Писатель-врач, однако, не нашел ничего серьезного, особенно в той ране, на которую жаловался И. Левитан. Жизнь и драмы в Горках он позже описал в повести «Дом с мезонином» и комедии «Чайка».

Писатель никому не назовет, кто был прообразом Тригорина и Аркадиной, но окружение и так все поняло. Левитан впоследствии очень обидится, увидев себя вновь в произведении Чехова, но позже, как всегда, помирится с Антоном Павловичем. Более того, увидев «Чайку» на сцене, он оценил ее глубину и правдивость. В имении Чехов пробыл пять дней и очень скучал.

Его ждали неотложные дела в Лопасне. Писатель приглашал друга к себе в Мелихово, но тот отказался. Его увлек новый сюжет «Ненюфары».

Смерть И. Левитана

В конце концов его больное сердце не выдержало тех волнений, в которых он постоянно пребывал. Отпечаток на болезнь сердца наложил вторично перенесенный тиф в 1896 году. К 39 годам он ходил, задыхаясь, с палкой в руках.

Анна Николаевна за ним ухаживала, но сделать уже было ничего невозможно. Так он и умер у нее на руках, оставив в мастерской десятки незаконченных картин и сотни этюдов.Прах Левитана теперь покоится на Новодевичьем кладбище неподалеку от его друга, который пережил его лишь на четыре года.

В кабинете А. Чехова в Мелихово висит этюд Левитана «Озеро Островно».

Источник: https://www.syl.ru/article/289523/new_kartina-levitana-mart-opisanie-i-analiz

Сочинение по картине Левитана Март 4 и 5 классы (описание)

Март

На этом полотне художника предстает то время, когда во всем ощущается скорый приход весны. Это первый календарный весенний месяц – март. Еще лежат кругом сугробы снега, но безоблачная голубизна неба как бы говорит о том, что, хоть и не отступили еще совсем холода, но довольно скоро уже солнце будет пригревать намного сильнее. И уже пригревает понемногу.

https://www.youtube.com/watch?v=RZOWv6Tc-Aw

Один из таких ясных солнечных дней и запечатлел художник. На картине мы видим безоблачно-ясное небо. Кругом – сугробы. Видим и дорогу, на которой снег  подтаял, но, скорее, не столько от солнечного тепла, сколько от того, что по ней, наверное, часто ездят.

 По правую сторону от нее стоит деревянный большой дом. Видна лишь его часть. Видно, что дом в два этажа. Перед входной дверью – крыльцо под козырьком, на котором лежит еще снег. Крышу дома видно частично.

Неподалеку от крыльца, стоит на дороге лошадь, запряженная в небольшие санки. Снежные сугробы на картине со слегка серовато-голубым оттенком. Видны на них чьи-то следы и тени от деревьев. Красуются кругом березки.

На одной из них, которая растет подле дома, висит скворечник, он в ожидании скорых весенних гостей. Не случайно, наверное, затесался он в этот пейзаж.

Ведь глядя на него, сразу же думаешь о птицах, которые должны будут скоро вернуться после зимнего путешествия, возвещая приход весны. А березок много стоит возле дома и напротив – через дорогу.

Дальше виднеется сосновый бор, в который ведет тропа, едва виднеющаяся на картине. Все пронизано солнечным светом. Погода этим мартовским днем стоит, как создается впечатление, довольно теплая для этого времени. С картины так и веет приближающейся весной. Вся природа в ожидании этих дней.

Простота изображения того, что каждый постоянно наблюдает, очень живописна на картине Левитана. А яркость и солнечность используемых им цветов создает из этой, такой привычной и часто наблюдаемой картины, какой-то особый бодрящий настрой.

Сочинение описание картины Март Левитана

Художник Исаак Левитан написал свою весеннюю картину «Март» в 1895 году, и по праву её можно считать одним из лучших его творений.

Полотно изображает любимое время года Левитана – весну, месяц март. Как тонко и многогранно он передает обычный погожий весенний денек!

На переднем плане – дорога, прогретая солнечным теплом. Она уже освобождается от плена холодного снега, который отступил под первыми теплыми лучиками ласкового солнышка. На ней множество следов и проталин.

Сугробы по правую и левую сторону рыхлые, вот-вот превратятся в звенящие ручейки и побегут наперегонки с друг другом навстречу большой воде.

Они ярко сверкают и переливаются всеми цветами радуги на солнце, словно калейдоскоп, и кажется, что если посмотришь на них, то в глазах зарябит.

В центре картины, запряженная в сани пегая лошадка, разгруженная, она отдыхают у порога аккуратного бежевого дома в два этажа. Дверь открыта, наверняка сейчас оттуда выйдет хозяин и вновь погонит животинку по лесной тропинке в глубь леса.

Лес охраняют могучие пушистые ели, откидывающие большие и расплывчатые синеватые тени. Словно стражи, угрюмо насупившись, молчаливо бдят на своём посту.

Не скоро еще растает весь снег. Стройные робкие березки, еще только готовятся принарядиться в свои летние наряды, а пока набираются сил, растят почки. На одной из красавиц-берез – скворечник, ожидающий новоселов из далеких краев. Зазвенит стройной песней капель, и запоют на разные лады птицы, дождавшиеся прихода долгожданного тепла.

Яркое чистое синее небо над головой без единой тучки или облачка, изображено невероятно глубоко и реально. Оно словно дышит весенней свежестью и лазурной прохладой, не предвещая непогоды.

Палитра художника полна холодных оттенков – голубого, черного, коричневого, темно-зеленого, но, несмотря на это, пейзаж притягивает взор, своим задорным настроением, очаровывает житейской радостью, небывалой гармонией, таящейся в каждом мазке его кисти. Яркий контраст белого подчеркивает красоту и чистоту природы, её утонченность, пронизанную чарующим волшебством и магией этого чудного местечка на опушке леса.

На полотне нет ничего лишнего – каждая деталь и оттенок прорисованы скрупулезно, точно, с чувством. Чувствуется что-то родное в этом пейзаже, что волнует сердце и трогает душу.

Весна – время разительных перемен, перерождения и зарождения новой жизни – именно это хотел передать Исаак Левитан. 

4 и 5 классы. 2, 3, 6, 7 класс

Читайте также:  Описание картины томаса гейнсборо «голубой мальчик»

← Ранняя весна↑ Левитан И.И.Лесистый берег →

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-levitana-i.i/sochinenie-opisanie-kartinyi-levitana-mart

Картина дня: “Март” Исаака Левитана

Художник: Исаак Левитан

Картина: “Март”

Дата написания картины: Март 1895 года

Размер холста: 60 х 75 см

Место постоянного экспонирования: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Глядя на шедевр Исаака Левитана “Март” несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.

Озарённая солнцем, очевидно, она задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей.

https://www.youtube.com/watch?v=1K3Mac0Pmh0

Портрет Исаака Левитана кисти Валентина Серова. 1892 год

На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света.

На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег – тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами.

Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь.

Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа.

Левитановский зал в Третьяковской галерее

Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Неужели пришла весна? Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Природа нежится в тёплых солнечных лучах.

Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны.

Скоро это произойдёт, ведь на дворе – март!

Валентин Серов пишет портрет Исаака Левитана. Фотография 1892 года

Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана.

Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века — Игоря Грабаря, Константина Юона и многих других.

История создания картины

В 1894—1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно Тверской губернии.

 Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет.

Он и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894), которая в настоящее время является частью коллекции.

Исаак Левитан. “Март”

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей — художницей Софьей Петровной Кувшинниковой.

У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года.

Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера.

Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888

Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов.

Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня, которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр.

Исаак Левитан. Фотография 1898 года

В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег», которая впоследствии находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина. В настоящее время её местонахождение неизвестно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, Русский музей).

Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке «передвижников», проходившей в 1896—1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, а также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В том же 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым.

Исаак Левитан. Весна. Последний снег. Этюд. 1895

Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано другому владельцу. Уже после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в результате поджога).

Сюжет картины

35-летний Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стена главного дома которой видна в самой правой части картины.

Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями.

Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть.

Исаак Левитан. Осень. Усадьба (1894)

Мажорный, жизнеутверждающий мотив картины показывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и холодного снега.

Это подчёркивается цветовым контрастом между тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами осин перед ними, которые своими ветками будто бы тянутся к весеннему солнцу.

В частности, это стремление вверх дополняется очень высоким расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся впечатление, что он приделан к слишком тонкой ветке.

https://www.youtube.com/watch?v=x4mUZAJ47VE

Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников.

Картина «Март» является ярким образцом так называемого «левитановского пейзажа», в котором, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический оттенок переживания.

Источник: https://wanderings.online/kartina-dnya-mart-isaaka-levitana/

Описание картины Левитана «Март»

«Март» — это одна из самых известных картин художника Исаака Левитана. Картина была написана в марте 1895 года, полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов.

На картине И. И. Левитана «Март» изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу.

Эта картина полна движения: лошадка, которая, похоже переминается с ноги на ногу, деревья немного раскачиваются от лёгкого ветерка.Также в картине много звуков.

Чувствуется поскрипывание половиц под ногами человека в доме. Капает подтаявший снег с крыши, а когда лошадка слегка переминается, слышится лёгкое похрустывание.

Можно почувствовать запах леса, а точнее хвои, запах деревни, лошадки и свежий воздух.

В этой картине есть мотив ожидания. Лошадка как бы ждёт человека. Скворечник ждёт своих хозяев, скворцов.Всё ожидает прихода весны и тепла. И кажется, когда придёт весна, всё придёт в движение.

В картине И.И.Левитана «Март»  чувствуется присутствие человека.Об этом говорит беспечно раскрытая дверь, небрежно снятые ставни первого этажа и оставленная лошадь, запряжённая в сани. О присутствии человека также говорит и тропинка, ведущая в лес, и истоптанная, грязная дорога.

В картине много белого цвета, который передаёт снег, но в некоторых местах он чуть темнее, а где-то совсем серый от того, что он тает.Зелёным цветом изображены деревья.Ветки берёз жёлто-коричневые.Где-то он темнее, а где-то светлее.Лазурное небо без единого облака.Почти фиолетовым цветом изображены тени.

В этой картине, хотя она не осенняя, огромное количество жёлтых красок. Так художник передаёт солнечный свет.Солнца не видно, но всё пронизано его лучами.

Снег на картине «Март» голубоватый, местами жёлтый, а в тени синий и даже фиолетовый.Снег истоптан, на нём много следов.Он покрыт корочкой, настом.Снег на картине ноздриватый, я бы сказала даже пористый.

На картине много деревьев.Видно, что на деревьях почки только начали набухать.Ветки берёз похожи на паутину, потому что они почти прозрачные.Прозрачность веток придаёт картине воздушность, даже беспечность.

В правой части картины изображена часть дома.Она имеет жёлтоватый оттенок от солнца.На крыше крыльца лежит кучка снега, как бы обкусанная солнцем.

Дорога изъезженная, с лужами и талым снегом.Она грязная и посыпана песком или соломой.Дорога заворачивает за сугроб.

Лошадь стоит у самого крыльца.Эта простая, деревенская лошадка, привыкшая к работе.Она ожидает хозяина, который либо распряжёт её , либо поедет на ней куда-то, так как она запряжена в сани.

Эту прекрасную картину можно увидеть в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Источник: http://ktoikak.com/opisanie-kartinyi-levitana-mart/

Сочинение по картине И.И.Левитана «Март»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»

2 слайд Описание слайда:

И. И. Левитан — выдающийся художник-пейзажист конца XIX века. Он родился в местечке Кибарты Ковенской губер­нии, в бедной семье. Судьба его была нелёгкой. Лишив­шись родителей, он с ранних лет узнал нужду, горе, уни­жение и нищету. Искусство стало призванием Левитана буквально с самого детства.

В двенадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. В девятнадцать лет Левитан написал картину «Осенний день. Сокольники». Она была представлена на выставку и приобретена П. М. Третьяковым для галереи.

Период наибольшей зрелости таланта Левитана — нача­ло и середина 1890-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений живописи: «Март», «Золотая осень» и др. Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа ожи­ла, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его твор­чеством.

В пейзажных полотнах Левитана почти нигде нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием прекрасного художник словно очеловечивает природу.

3 слайд Описание слайда:

Жил-был грустный художник Исаак Левитан. А грустен он был потому, что уж очень невесёлая была у него жизнь. Родился он в еврейском местечке Кибарты в Литве. В 1873 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Исаак Левитан мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! У грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде и башмаках с оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды у него и вовсе не было.

Представьте, как он замерзал в холодные зимние дни…

4 слайд Описание слайда:

В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своём училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож, которого все боялись и звали “Нечистая сила”, как кого-нибудь лешего или домового.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «горы»

5 слайд Описание слайда:

Да, трудно пришлось грустному художнику, но всё же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он.

Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, Левитан умел отдыхать только наедине с природой.

Он умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

6 слайд Описание слайда:

Но… Левитан не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер; или осень, когда Солнца становится совсем мало.

7 слайд Описание слайда:

Картины художника, начиная с ранних работ, словно говорят зрителю: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчивого любовного взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть, более глубокая и одухотворённая.

8 слайд Описание слайда:

Смотрите, вот новая картина “Владимирка”! Как она печальна! Видите, дорога. На ней никого нет; только земля и небо. Но мы как будто слышим протяжную песню и звон кандалов. А знаете, почему? Потому что по этой дороге водили арестантов в Сибирь. Художник это знает. И смотрите, как удивительно: арестантов на картине нет, а их тоскливые вздохи и тяжкие мысли остались!

9 слайд Описание слайда:

А на другой картине “Над вечным покоем” — высокий берег и на нём бедная церквушка. Рядом несколько деревьев и покосившихся крестов на кладбище. Печально, тихо…Грустный художник Левитан увидел это сверху, как летящая птица.

Церковь кажется совсем маленькой, крестики — крохотными, а небо и земля огромны и словно о чём-то говорят друг с другом.

И каждый, кто посмотрит на эту картину, подумает о том, что люди рождаются и умирают, а вода, земля и небо вечны и остаются такими же всегда. Грустно…

10 слайд Описание слайда:

Но в 1895 году в душе художника Исаака Левитана произошёл перелом. После неярких печальных полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Художник стал другим. Конечно, он не сделался весельчаком.

Но всё же перестал прятаться от Солнечных Лучей, и они то и дело стали появляться на его картинах. Вот свежий ветер надувает паруса залитого Солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут пушистые облака, река вся покрыта мелкими быстрыми волнами.

Всё так нарядно, бодро, весело! Даже не верится, что эту картину написал Исаак Левитан. Как сказал Константин Георгиевич Паустовский, “картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз.

Они скромны и точны, но чем дальше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков”.

11 слайд 12 слайд Описание слайда:

Судя по названию картины, о каком времени года пойдёт речь? Какие ассоциации возникают у вас при слове «весна»? Тепло, яркое солнце, капель, журчание ручьёв, таяние снега, молодая зелень, проталины, радостное настроение, сосульки, голубое высокое небо, чистый и свежий воздух, долгие светлые дни. Настоящий художник всегда учит особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию — в привычном и будничном.

13 слайд 14 слайд Описание слайда:

Всмотритесь в неё, а я расскажу историю её появления. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Левитан ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. “Видно, не придётся сегодня поработать, — подумал он, — слишком светло всё, слишком ярко, как в театре.

Как жаль, целый день пропадёт!” Вдруг в синем небе над его головой закричала лесная птица сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут солнечные лучи брызнули ему в глаза и с непривычки Левитан словно ослеп.

Он привстал в санях, замахал руками и тоже вывалился в снег. А лошадка на радостях, что сани стали совсем лёгкими, рванулась вперед, да и припустила рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная. Лежит Левитан в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то и нет! Сел он, глаза открыл.

С непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота-то, какая!

15 слайд Описание слайда:

Картина И. И. Левитана «Март» — один из самых поэтич­ных пейзажей в русском искусстве. Художнику удалось пе­редать самые первые мгновения весны, самые первые её шаги. Дыхание весны ощущается во всём: в ноздреватом снеге, в проталине у дома, в капели, в прозрачном воздухе и в голубом, по-весеннему высоком небе.

Когда смотришь на картину, возникает ощущение, что зима отступает, не в силах сопротивляться весне. На дороге, что ведёт к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особен­но тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит, ещё не тронутый. Небо — высокое, нежно-голубое, чистое.

Свет солнца тёп­лый, жёлтый. Под действием солнечных лучей снег на кры­ше начал подтаивать и вот-вот, шурша, сползёт с неё. Весна идёт из леса, который нежится под тёплым голу­бым небом. И удивительная тишина вокруг. Полное безлю­дье пейзажа помогает почувствовать эту тишину. Но присутствие человека незримо ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь.

Она пригрелась на солнышке. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.

16 слайд Описание слайда:

Нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает? Смотришь на картину и чувствуешь дыхание весны. Хочется прямо сейчас сесть в сани и проехаться по лесной тропинке, ощутить свежесть и чистоту воздуха. Подставить лицо яркому солнышку и насладиться его теплом.

17 слайд Описание слайда:

Давайте посмотрим на картину в целом. Что мы видим? Сюжет картины очень прост. Запряжённая в сани лошадка стоит у крыльца деревянного дома, зимняя дорога, оттаивающая от яркого солнца, сугробы снега и деревья — вот и всё, что мы видим. Но при пристальном всматривании обнаруживаются детали, неприметные сначала.

18 слайд Описание слайда:

Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нём? Высокое голубое небо; лазурное, чистое по-настоящему весеннее небо; ясное и безоблачное, кажется, можно разглядеть высоко парящую птицу.

19 слайд Описание слайда:

А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображённые на картине. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья, словно купаются в высоком небе; стволы деревьев устремлены вверх; тоненькие гибкие веточки берез переливаются разными цветами; стройные стволы берёз словно светятся, а за ними виднеется тёмная зелень сосен.

20 слайд Описание слайда:

А каким художник изобразил снег? Снег на крыше крыльца подтаял; на дороге снег потемнел; стал рыхлым; появились проталины.

21 слайд Описание слайда:

Попробуйте определить цветовую гамму картины. Оттенки каких цветов нашли здесь сочетание и в чём? Цветовая гамма картины строится на сочетании трёх цветов: жёлтого, голубого и зелёного с добавлением белого.

Жёлтый — на стене дома, на двери, в верхушках деревьев, в коричневой шерсти лошади. Голубой окрашивает весеннее небо, тени от деревьев слева. Зелёный — в хвое сосен. Белый — в изображении снега.

Цветовая гамма необычно звучная и выразительная, как гимн весне, обновлению природы.

22 слайд Описание слайда:

Настроение картины прежде всего создаётся присутствием солнца. Что вы можете о нём сказать? Солнце ласково пригревает и отражается на жёлтых стенах деревянного дома, в зелени сосен и голубых тенях деревьев; потоки яркого света делают стену дома золотистой, как янтарь; тёплые лучи весеннего солнца растопили снега; ласковое весеннее солнце льёт на землю свет и тепло.

23 слайд Описание слайда:

Что вы можете сказать о настроении, которое рождается при вглядывании в это произведение искусства? Неброский на первый взгляд сюжет картины рождает ощущение тепла и радости, чувствуется даже запах весны.

Будничная картина заставляет переживать чувство радости и праздника.

Наряду с радостным настроением мы испытываем чувство лёгкой грусти, ведь с зимой тоже расставаться жалко, да и весна только начинается, будут впереди ещё и холода, и морозы, но верится: обязательно случится что-то хорошее.

24 слайд Описание слайда:

Картина “Март” — это одно из самых радостных произведений Исаака Левитана. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня, которое складывается из звона капели и быстрых ручейков талой воды, из слепящих лучей солнца, из необыкновенных голубых теней, которые, кажется, бывают только в марте.

25 слайд Описание слайда:

Афанасий Фет. 1843.

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю, сам что буду Петь,- но только песня зреет.

26 слайд Описание слайда:

Словарная работа художник, автор, живописец; картина, работа, произведение, пейзаж; колорит, контраст, оттенки; написать картину, создать произведение; мастерство, талант художника, живописца.

27 слайд Описание слайда:

Материал к сочинению День: тёплый, солнечный, радостный, яркий, весенний. Небо: светлое, ясное, приветливое, лучезарное. Лес: тёмно-зелёный, мрачный. Капель: звонкая, весёлая, задорная, весенняя.

Лошадь: одинокая, рыжая, дремлющая. Деревья: тоненькие рыжие осинки, нежные хрупкие бе­рёзки, тянущиеся к солнцу.

Снег: голубоватый, ноздреватый, рыхлый, грязный и под­таявший на дороге, сползающий с крыши дома.

28 слайд Описание слайда:

Перед нами картина замечательного русского художника Исаака Левитана “Март”. В верхнем углу репродукции мы видим лазурное небо. Оно высокое и по-настоящему весеннее. Стройные стволы берёз словно светятся, за ними виднеются тёмно-зелёные сосны. На земле ещё лежит снег, но уже на тропинке он подтаял, потемнел, стал рыхлым.

Солнце ласково пригревает и отражается на жёлтых стенах деревянного дома, в зелени и голубых тенях деревьев. На дороге стоит лошадка, запряжённая в сани. Наверное, она ждёт своего хозяина, который вот-вот выйдет из дома. И.И. Левитан был необыкновенным человеком. Он очень любил природу и сумел передать её красоту и величие.

29 слайд Описание слайда:

Художник Исаак Левитан — необыкновенный человек. Его картины, на первый взгляд, очень просты, но если вглядеться, тебе откроется совсем другой мир. Картина И.И. Левитана “Март” — первенец его новых ощущений о солнечном свете. В произведении художника мы видим чистое, по-настоящему весеннее небо, и через его безоблачность, кажется, можно разглядеть высоко парящую птицу.

Деревья купаются в просторе неба. Они, отбрасывая на снег лиловые тени, неподвижно стоят, приподнимая ветви как можно выше. Немного дальше от светящихся берёз мы видим тёмную зелень сосен. Снег, растопленный ласковым весенним солнцем, слегка потемнел. Всё больше стало появляться проталин. На картине не видно человека, но можно почувствовать его присутствие.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «жемчужина»

На одной из танцующих берёз висит скворечник, это значит, что заботливый хозяин уже побеспокоился о своих перелётных друзьях и с нетерпением ждёт их возвращения. Верная лошадка дожидается своего хозяина и стоит спокойно. Но стоит появиться человеку, и она начнёт переступать с ноги на ногу, собираясь в путь. Исааку Левитану удалось в картине “Март” передать состояние природы в начале весны.

Картина позволяет верить в будущее и ожидать новых перемен.

30 слайд Описание слайда:

Замечательный художник Исаак Левитан известен как автор многих печальных картин. Но в 1895 году в его творчестве появились жизнерадостные картины, одна из которых называется “Март”. На репродукции изображено раннее мартовское утро. На голубом небе нет ни облачка.

Ветви стройных берёз тянутся к солнечным лучам. За молодыми берёзками виднеются тёмно-зелёные сосны. От деревьев ложатся тени. Снег уже подтаивает, хотя в лесу ещё лежат рыхлые сугробы. Деревянный дом весь залит солнечным светом. Приоткрыта дверь, на крыше почти не осталось снега.

У крыльца дома стоит запряжённая в розвальни лошадь, которая дремлет, пригретая теплом. Я согласен с К.Г. Паустовским, который сказал, что “картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз.

Они скромны и точны, но чем дальше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков”.

31 слайд Описание слайда:

Картину “Март” создал замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан. Этот весенний пейзаж прекрасно передаёт настроение художника. Высокое голубое небо. Яркое солнце освещает дом, тропинку, макушки стройных берёз. Деревья отбрасывают на снег лиловые длинные тени.

Снег переливается светло-голубым оттенком. Он стал рыхлым. Глубоко в лесу лежат сугробы. Солнце ласкает лучами лошадь, и она, наслаждаясь, стоит неподвижно, запряжённая в сани. Проталины навевают чувство тепла, уюта.

Заботливый хозяин постарался для первых скворцов и смастерил небольшой, но уютный скворечник. Скоро прилетят скворцы и начнут музыкальную симфонию. Кругом свежо. Хочется прокатиться с ветерком на бодрой лошадке, почувствовать запах весны, тепла. Художнику И.И.

Левитану удалось передать красоту природы, её очарование.

32 слайд Описание слайда:

На холсте И. И. Левитана «Март» изображён обыкновен­ный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряжённая в сани… Вся картина пронизана тёплыми тонами. Светлая стена дома, оранжевые столбики крыльца, голубые тени на сне­гу, ярко-синяя глубина неба — всё это пронизано солнеч­ным светом.

Именно этот мягкий, солнечный свет вызыва­ет ощущение наступления весны. Всё словно замерло вокруг, согретое весенним тёплым солнцем. Не шелохнутся деревья, в ожидании задремала рыжая лошадка у крыльца. Настроение, создаваемое картиной, можно определить одним словом: праздник.

В пейзаже «Март» художник показал пробуждение при­роды, весеннее обновление земли.

33 слайд

Общая информация

https://www.youtube.com/watch?v=gBMXRQqM0ms

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/sochinenie-po-kartine-iilevitana-mart-744071.html

Костромские сюжеты и мотивы в творчестве Бориса Кустодиева

Дача у Бориса Кустодиева была под Кинешмой и он часто ездил в Кострому. Впрочем, с этим городом у художника связано не только творчество. «Кострома для Кустодиева — город судьбоносный, — рассказывает хранитель Костромского музея-заповедника Нина Померанцева.

— Здесь он встретил свою любовь, свою жену. И многие искусствоведы считают, что Кострома для художника стала любимым городом». С тех пор почти на всех картинах в собирательном образе русского города — как авторский знак — присутствуют костромские мотивы.

Например, всем известная «Масленица» из Русского музея в Петербурге.

Масленица. Коллекции Русского музея

На дальнем плане видна костромская пожарная каланча.  Или вот аналогичный пример, где на картине изображены торговые ряды.

Костромские сюжетыПровинция (Кострома) 1906 год. Холст, масло. 83 x 105 см Частное собрание

Многие работы Кустодиева в Кострому попали в 1982 году из расформированного в селе Островское* музея художника.

Теперь в планах такой музей возродить, но уже в Костроме, чтобы любой турист мог сравнить великолепную живопись и натуру.

И даже попытаться отгадать точку, с которой художник видел костромские храмы, торговые ряды или каланчу.

Пожарная каланча на площади в Крутогорске. 1915 г.

Кустодиев – самобытный русский художник, который всегда шел своим путем.

  Его критиковали буквально все: старые передвижники  — за то, что в его картинах избыток лубочности;  авангардисты – за то, что он, ученик Репина, слишком «реалист»;  модернисты – за то, что  слишком «прямолинеен»;  а пролетарские художники  —  за «воспевание» купеческо — кулацкой зажиточной среды.

Костромская изба 1914

Подобные обвинения возникают из-за кажущейся разбросанности творчества Кустодиева. В нем удивительным образом уживались  совершенно разные, порой даже конфликтующие между собой  художественные привязанности.

  Так, например, он пишет картины «Купчиха с зеркалом», «Купчиха с покупками» — купеческая тема, почти одновременно (1920 год) – «Троицын день» — языческий праздник древней Руси, и тогда же – картины «Большевик» и «Первомайский парад. Петроград.

Марсово поле», отражающие революционную идеологию.

Пейзаж в костромской губернии 1914 год

Однако, все обвинения несправедливы.

На самом деле, Кустодиев искал свой путь, искал долго и мучительно, искал стиль, отвечающий гармонии  его внутреннего мира.
В начале своего творчества Кустодиев — верный последователь Репина.

В это время он посещает Костромскую губернию, строит там дом и знакомится с русской провинцией, которую искренне полюбил.

В Маурино художник отстраивсет себе дом-мастерскую  «Терем», фасады этого дома спроектировал Д.С.Стеллецкий. Здесь Кустодиев работает с 1905 по 1915 годы.

Деревня Маурино Костромской губернии 1905 г.

Затем наступил в жизни художника парижский период, в котором он увлекается импрессионизмом, о чем явно свидетельствует его работа «Утро». Однако увлечение было недолгим.

Ярмарка. Центральная площадь в Семеновском-Лапотном около церквей Николы и Афанасия 1906 г.

В 1906 году Экспедицией заготовления государственных бумаг Кустодиеву была заказана картина-лубок для серии «Народных изданий».

Так появляется знаменитая «Ярмарка», в которой уже проявились те стилистические особенности, которые стали его «визитной карточкой»: повествовательность, жизнелюбие, яркость красок, материальная плотность изображаемого.

Этот стиль совпал с мировоззрением художника, был органичен для него.

Ярмарка 1908 г.

Александр Николаевич Бенуа вот что сказал о художнике: «Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость…».

Лес близ Маурино

Тем не менее, он еще продолжал экспериментировать, поэтому менял темы, менял приемы письма, особенно экспериментировал с красками. «Я так люблю все это богатство цветов, но не могу их передать…» (из письма к жене).

Красками Кустодиев стремился запечатлеть не столько реальность жизни, сколько свою мечту, он создал своей живописью совершенно уникальный художественный мир. В этом его мире читается радостное ощущение жизни, красота и яркость декораций, «праздник жизни».

В некотором роде, это идеальный мир, в котором будто бы живут русские люди… Во всяком случае, Кустодиев говорил сам о своих работах так, что он изображает русскую жизнь такой, как он ее видит.
Должно быть, отсюда и его революционные картины, созданные после 1917 года.

Попытки отобразить те же «праздники», картинки счастливой жизни, но уже в новом времени.

Картина «Гулянье» была передана в дар Костромскому музею Юлией Евстафьевной Кустодиевой в 1929 году.

Все творчество Кустодиева – это мечта о праздничной и осмысленной жизни на земле, и ее он стремился донести даже тогда, когда был уже очень болен и прикован к постели.

Несмотря на болезнь, он оставался на удивление работоспособным и продолжал создавать жизнерадостные  картины наперекор упадочническим настроениям эпохи.

*Ранние работы живописца начала XX века были написаны в селе Островское, тогда оно называлось Семеновское Лапотное. Там жили друзья художника.

Литература:

Андрей Тихомиров  В Костроме открывается выставка неизвестного Кустодиева

Источник: http://live.kostromka.ru/advertisement/kustodiev-boris-2074/

Описание картины Исаака Левитана «Март» Картины художников

Любовь способна толкать на подвиги, любовь вдохновляет и становится музой. Нечто подобное произошло с художником Левитаном. Хоть он был женат, но его сердце покорило одно прелестное создание, и этим толкнуло его на целый ряд художественных композиций. Картина «Март» также плод чувств и проявлений эмоций художника, к своей соседке по даче.

Теплое весеннее солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья еще покрыты снегом и листьев еще нет, можно просмотреть присутствие скворечника на дереве. Все это предшествует скорому наступлению лета. Вскоре можно будет разгуливать по лесу, со своими друзьями, наслаждаясь красотой природы.

Друзья приехали на короткое время, и у подъезда стоят, уставшие от дороги, лошади. Какая приятная картина, сколько в ней радости и надежды. Только это картина художника отражает такие светлые мысли и чувств. Она единственная, и больше он не напишет ничего подобного.

Как и у каждого художника, у Левитана были свои особенности. Например, он крайне редко писал зимнюю тематику, предпочитая весну или осень. Но картина март является исключением.

Зимний пейзаж, изображенный Левитаном, стал поворотным моментом в истории российской живописи. Удивительно, но так красиво описал зиму, сияние снега, деревья и небо, в зимнем великолепии, только этот человек. До него, не было подобного произведения, с таким красочным

описанием зимы.

В картине нет присутствия ожидания. Лошадь греется от солнечных лучей, не ожидая своих господ. Веки лошади прикрыты, и она наслаждается теплом солнечных лучей.

Отличие картины «Март» заключается в точности, простоте и ясности этой картины. Зритель погружается в состояние, переданное на полотне. Видя полосы дороги, на которой оттаял снег, видя деревянный домик перед собой, кажется, будто ты тоже присутствуешь на самой картине. Характер картины уютный, и в этом его особенность.

Часть картины, на которой изображено снежное поле, разделяет полотно на две половины, при этом вносит долю умиротворения и спокойствия. Передняя часть картины отражает приятное томление. Например, стена дома, крыльцо, крыша, они разогреты лучиками солнца. Лошадь томится под солнцем, дорого согретая и оттаявшая. А на задней половине видно вовсе другое описание.

Деревья, хмурого состояния, березы с листвой, не сброшенной в предзимье, и еще не потревоженный солнцем снег. Делаем вывод о том, в чем идея и замысел мастера. Хоть и наступает период теплоты, но не все пережило зимнее и хмурое состояние. То есть, тяготы и заботы, груз проблем и печалей, не покинул полностью. Смысл в том, что к временам возрождения не всегда легко подготовится.

Картина, изображенная в этом шедевре естественная и правдивая, простая и незамысловатая. Но все же в картине присутствует и полная завершенность мысли художника.

Источник: http://opisanie-kartin.iusite.ru/20_opisanie_kartiny_isaaka_levitana_mart.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector