Описание картины джорджо моранди «натюрморт»

Воображаемый музей – Джорджо Моранди. Натюрморт. Милан

Дорогие друзья, сегодня я представляю еще один шедевр с выставки «Воображаемый музей», который приехал к нам из Милана. Владельцем его является Пинакотека Брера, познакомиться поближе с ее историей можно здесь. Итак – Джорджо Моранди (1890-1964).

Натюрморт (V.51). 1920

Джорджо Моранди — метафизический этап

Джорджо Моранди – совершенно самостоятельное явление в искусстве ХХ столетия. Чаще всего Моранди упоминают как представителя так называемой «метафизической живописи». Но метафизический этап в его творчестве продлился недолго (1916-1919), а главные достижения художника относятся к 1940-м – началу 1960-х годов.

Натюрморт

Джорджо Моранди — короткая биография

Джорджо Моранди родился в Болонье, именно там, на центральной площади города, находится его мемориальный музей. В 1915 году он был призван в армию, у него произошел нервный срыв, и он был демобилизован.

Студент Болонской Академии, потом ее преподаватель, Моранди любил родной город и посвящал ему свои произведения. Всемирная слава пришла к художнику после выставок в Венеции (1948) и в Сан-Паоло (1953).

Последняя масштабная выставка произведений Моранди состоялась в Нью-Йорке в 2008 году в Музее Метрополитен. Она имела огромный успех.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1920

В искусстве его увлекала спокойная гармония произведений Джотто, колорит Вермера Делфтского и итальянских работ Коро, восхищал Сезанн. Моранди стремился постигать красоту обыденных вещей. Он исключил человека из круга художественных интересов. Вспоминается картина Ван Гога «Пара ботинок»,  которую мы недавно имели возможность посмотреть, тоже в рамках выставки «Воображаемый музей».

Джорджо Моранди. Натюрморт

Художник ограничил себя пейзажами окрестностей Болоньи и натюрмортами, составленными из нескольких простых предметов. Я хочу обратить ваше внимание на то, что Моранди часто использовал однообразные мотивы, но он никогда не повторялся в их живописном воплощении.

Натюрморт. Чашки и коробки. 1951

В картине «Натюрморт (V.51)» Моранди сконцентрировался на любимом сюжете. Все цвета этого натюрморта, написанного в 1920 году, как быдто пропитаны светло-серым цветом. Предметы окутаны сумрачной дымкой, что наполняет картину атмосферой мягкости, тишины и покоя.

Джорджо Моранди. Натюрморт

Здесь, как и в других натюрмортах мастера, главной темой становится умиротворение, тишина. Представленные предметы воспринимаются в удивительном единстве. В картине возникает замедленный ритм, в котором пребывают персонажи Моранди.

Пейзаж.1935-36

Таким образом художник отвлекает зрителя от скоростей современной жизни, от ее постоянных катастроф. Он напоминает о том, что в основе мироздания лежит гармония и красота, а не хаос и безнадежность. Его называют «Мастером тишины». Именно поэтому я советую всем остановиться и внимательно присмотреться к полотнам Джорджо Моранди.

Все картины кликабельны.

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/voobragaemi-muzey/voobrazhaemyiy-muzey-dzhordzho-morandi-natyurmort-pinakoteka-brera-milan

Джорджо Моранди. Красота простых вещей — Дневник живописи

Натюрморты Джорджо Моранди (1890-1964 гг.) – одни из самых узнаваемых в мире. Красивые в своей простоте. Похожие друг на друга. Они завораживают. Как будто перед нами нечто большее, чем просто бутылки и кувшины.

Как художник достиг такой красоты, изображая самые простые вещи? Зачем он упорно изображал одно и то же в течение нескольких десятилетий? Как ему удалось выработать свой неповторимый стиль?

Простота и глубина в одном флаконе

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1946 г. Галерея Тейт Модерн, Лондон. Wikiart.org

Его картины – это несколько обыкновенных вещей. Которые любой может найти на своей кухне. Вазочки, бутылки, банки. Они стоят рядом. Скромно демонстрируя себя.

И так на бесчисленном количестве полотен. В течение нескольких десятилетий. К чему такая повторяемость? Как будто художник что-то искал. И ему удалось это найти.

Потому что, несмотря на всю простоту и “банальность”, мы чувствуем. Картины вызывают эмоциональный отклик. Кому просто нравится. А кто и вовсе погружается в состояние медитации.

Ответ на эту загадку даёт сам художник: “Даже в самом простом на вид предмете великий художник может достичь вершин изобразительного мастерства и той глубины чувствования, которая находит в нас мгновенный отклик”.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1951 г. Музей Моранди, Болонья, Италия. Metmuseum.org

Картины для медитации

Как же Моранди достиг такого эффекта? Большую роль играет цвет. Вернее сложная тональность цвета. Тонкие переходы от серого к бежевому и бледно-голубому. Иногда вкрапления оранжевого. В сочетании с простой вещью, которая сама по себе не отвлекает от ощущений.

Фон тех же оттенков, что и предметы. Эффект парения. Полная оторванность от внешнего мира. Художник вырывает нас из шума цивилизации. Погружает в мир тишины и спокойствия.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1957 г. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Автралия. Artgallery.nsw.gov.au

Творческая изоляция

Каким человеком был Моранди? Особенности характера наверняка повлияли на формирование его стиля.

Моранди был интровертным человеком. Всю жизнь прожил в своём родном городе, в Болоньи (Италия). В квартире родителей с тремя сёстрами. Выбирался из Болоньи только на собственные выставки. В Рим и Флоренцию. Дал всего два интервью.

Сознательно избегал общественной художественной жизни. Был сосредоточен на работе в студии. Не занимался самовосхвалением. Особо к славе не стремился. Она сама его настигла.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1961 г. Музей Моранди, Болонья, Италия. Metmuseum.org

Моранди получил признание ещё при жизни. Роберто Лонги, знаменитый искусствовед, считал его самым выдающимся художником Италии 20 века.

В 1957 году Моранди был награждён на биеннале в Бразилии. Наравне с Поллоком и Шагалом.

Ещё он был признанным гравёром. Штриховкой он добивался аж 12 оттенков серого!

Джорджо Моранди. Натюрморт с пятью предметами. 1956 г. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия. Artgallery.nsw.gov.au

Моранди и Сезанн

Моранди был слеплен из того же теста, что и Сезанн. И тот, и другой пытались изобразить не саму вещь. А ее суть, квинтэссенцию.

А сделать это возможно только путём бесконечного изучения этой вещи. Через многократное повторение.

Сезанн всю жизнь писал три объекта. Гору Сент-Вектуар, что высится над его родным городком. Яблоки. И купальщиков.

Поль Сезанн. Яблоки. 1890 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Моранди иногда пренебрежительно называют “художником бутылок”. Интересно, называют ли Сезанна “художником яблок”?

***

“У великих людей нет другого назначения, как помогать нам быть выше внешних условностей, облегчить нам груз материи, избавить от него”. Так Жан Ренуар говорил о своём отце, Пьер-Огюсте Ренуаре. Но эти слова в равной степени могут относиться и к Моранди.

Моранди в России

Две работы Моранди хранятся в Эрмитаже. Они были подарены самим художником в 30-х годах 20 века.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1925 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/dzhordzho-morandi/

Джорджо Моранди

?gorbutovich (gorbutovich) wrote,
2017-09-11 19:30:00gorbutovich
gorbutovich
2017-09-11 19:30:00
Картина Джорджо Моранди в фильме «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. Кадр из фильма «Сладкая жизнь».

В Москве завершилась выставка Джорджо Моранди. 1890-1964, длившаяся с 25 апреля по 10 сентября 2017 в ГМИИ им. Пушкина.

Предыдущая, она же первая, выставка Моранди в Москве проходила в 1973 году, 44 года назад, тоже в Пушкинском музее.

Работы Моранди – это искусство ради искусства. Мастер прожил жизнь без погони за конъюнктурой и продаваемостью. Он не запятнал себя сотрудничеством с итальянским фашистским режимом, как это случилось с некоторыми художниками, работавшими в те годы в Италии.

Известность настигла Моранди в первые послевоенные годы и достаточно неожиданно — Эдуард Родити пишет, что слава начинается с 1948 года.Моранди – культовый художник для многих людей, занимающихся искусством: художников, искусствоведов, дизайнеров, архитекторов, кинематографистов.

Картины Джорджо Моранди /Giorgio Morandi снялась в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь», 1960 года.

Их там, кажется, две. Натюрморт Моранди, принадлежащий Микеланджело Антониони, участвует в его фильме «Ночь» из «Трилогии отчуждения».

2.
Кадр из фильма 1961 года «Ночь» Микеланджело Антониони из «Трилогии отчуждения»

Писатель Эдуард Родити, взявший большое интервью у Джорджо Моранди рассказывает:

«Когда я познакомился с Моранди в 1958 году, ему было 68 лет. Это высокий худощавый мужчина с седыми волосами, очень эрудированный, в одежде и манерах он упорно избегает любых деталей, способных намекнуть на богемный образ жизни, который все мы считаем типичным для художников.

3.
Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950. Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenzeimage.

Храня верность устоявшейся буржуазной традиции провинциальных городов Северной Италии, он ведет тот же образ жизни “под сурдинку”, что и большая часть университетских профессоров или представителей других свободных профессий его родного города, отличаясь при этом совершенно особой мерой скромности, замкнутости и аскетизма, которые, говоря о сдержанности Моранди, все же характеризуют его как чудака.»

4.
Джорджо Моранди. Автопортрет. 1925. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by Tatiana Gorbutovich

Русскоязычная версия «Оксфордского словаря по искусству» [*] о Моранди:

«Моранди (Morandi), Джоржо (1890-1964) — итальянский живописец и гравер. Родился в Болонье и прожил там всю свою жизнь.

5.
Моранди, Джорджио (1890-1964). Метафизический натюрморт. 1918 г. Холст, масло, 71,5 х 61,5 см. Поступил в 1948 г. Передан из Госдарственного музея нового западного искусства, куда поступил в 1933 г. в порядке обмена. Инвентарный номер: ГЭ-8957. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж. SourceЕсли не брать во внимание влияние футуризма на его живопись и нескольких лет, начиная с 1918, преданности идее метафизической живописи де Кирико, он держался в стороне от интеллектуальных споров и эстетических экспериментов XX в.6.
Джорджо Моранди. Натюрморт. 1918. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма). Photo by Tatiana GorbutovichЕсли не считать ранних пейзажей [1], он писал почти всегда только натюрморты, тщательно избегая литературного и символического содержания, используя тонко подобранные цветовые комбинации. Стиль художника имеет нечто общее с пуризмом, но он более поэтичный и интимный, дышащий атмосферой спокойствия и культивируемой чувствительности.

Более всех на его живопись повлиял Сезанн, которым он восхищался. После Второй мировой войны Моранди прославился на весь мир, а его живопись за свою поэтичность и приверженность чисто эстетическим ценностям пользовалась огромным уважением в среде молодых итальянских художников.» [*]

7.
Джорджо Моранди. Натюрморт. 1919. Пинакотека Брера (коллекция Йези), Милан. Photo by Tatiana GorbutovichВ работе 1919 года Моранди, подобно мастерам Ренессанса, располагает предметы в средней части плоского фона, разделенного на три полосы. Падающие тени позволяют понять, что плоскость – наклонная. Эта работа относится к раннему периоду творчества Моранди, когда он во многом опирался на работы великих мастеров Ренессанса.Точно известно, когда был написан этот натюрморт, поскольку Моранди писал о нем в письме Карло Карра́ 14 октября 1919 года: «Сейчас я работаю над натюрмортом, в котором положил бутылку и другие предметы на плоскость, получается неплохо».Куратор выставки Виктория Эммануиловна Маркова считает, что в этом натюрморте в первую очередь видно влияние работ Паоло Уччелло, особенно его знаменитых битв.8.
Паоло Уччелло «Битва при Сан-Романо». 1436-1440. Уффици / Paolo Uccello. Battaglia di San Romano. 1436-1440. w3270 x h1880 mm. Tempera on panel. Uffizi Gallery, Florence. Original (4061 x 2368). Source

Джорджо Моранди:

Мне часто приносило пользу изучение произведений некоторых великих мастеров прошлого. Тем не менее, я никогда не терял интереса и к экспериментам моих современников. Думаю, что в любом случае, Джотто, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа и Фуке еще могут научить многому любого современного художника.

—Единственным родом искусства, который продолжал интересовать меня, начиная с 1910 года, было искусство некоторых мастеров итальянского Возрождения – Джотто, Паоло Уччелло, Мазаччо и Пьеро делла Франческа, а затем Сезанна и первых кубистов.

—Большей частью моего понимания искусства мастеров итальянского Возрождения я обязан Сезанну и Сёра.9.
Джорджо Моранди. Натюрморт. 1919. Собрание фирмы ENI.

Photo by Tatiana GorbutovichВ 1919 году Моранди ориентировался на мастеров прошлого: Джотто, Мазаччо и Паоло Уччелло; также он обращается и к художникам начала XVII века, особенно к Караваджо. Кроме того, Моранди снова проявляет интерес к творчеству Сезанна. Это нашло отражение в «Натюрморте» 1919 года.

Здесь хорошо видно, что художник был знаком с работой Поля Сезанна «Натюрморт с комодом» 1887-1888 годов, который, как и большинство других картин французского мастера, Моранди видел только в репродукциях.Интерес к Караваджо и художникам XVII века выдает темная цветовая гамма.

Читайте также:  Описание картины франциско де гойя «молочница из бордо»

Форма жестких складок салфеток, лежащих на горизонтальной поверхности, напоминает драпировки и скатерти в картине Караваджо «Вакх». А словно окаменевший хлеб подобен хлебу, изображенному на столе в картине Караваджо «Христос в Эммаусе».

О своем «Натюрморте» Моранди упоминал в письме другу Джузеппе Раймонди 11 сентября 1919 года, и настойчиво просил его прислать монографию Амбруаза Воллара о Сезанне.10.
Моранди, Джорджио (1890-1964). Натюрморт. Около 1925 г. Холст, масло, 51 х 57,5 см. Поступил в 1948 г. Передан из Госдарственного музея нового западного искусства, куда поступил в 1931 г. Инвентарный номер: ГЭ-8898. Не представлено в постоянной экспозиции. Государственный Эрмитаж. Source

Джорджо Моранди:

Когда мне было двадцать с небольшим, больше всего я мечтал поехать в Париж. К сожалению, этому препятствовали слишком серьезные материальные затруднения, вынудившие меня остаться в Италии.

А потом появились обязанности, связанные с преподаванием и семьей, таким образом, я так и не смог отправиться за границу.—В моих первых работах, созданных в 1912-1916 годах, заметны явные влияния первых парижских кубистов, а также, и особенно, Сезанна.11.
Джорджо Моранди.

Натюрморт. 1929. Частное собрание. Photo by Tatiana Gorbutovich

Джорджо Моранди:

Моим любимым живописцем, когда я начинал писать, был Сезанн. Впоследствии, между двадцатыми и тридцатыми годами, у меня развился глубокий интерес также и к творчеству Шардена, Вермеера и Коро.—Шарден, я думаю, самый великий из всех художников, работавших в жанре натюрморта.

При помощи пигментов, собственных форм и чувства пространства, своей материи – matiere, как называли ее французские критики, – он смог вызвать в наших глазах образ того мира, который интересовал именно его.12.
Джорджо Моранди (1890-1964). Натюрморт. 1948. Холст, масло. Фонд Маньяни-Рокка, Мамиано ди Траверсетоло (Парма).

Photo by Tatiana Gorbutovich

Джорджо Моранди:

Я полагаю, что остаюсь сторонником скорее искусства для искусства, чем искусства для религии, социальной справедливости или славы нации. Ничто не чуждо мне более, чем идея искусства, которое должно было бы служить иной цели, нежели внутренние задачи самого искусства.13.

Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d'Arte Moderna di Bologna. Source / На выставке были две фотографии 1990 года мастерской Моранди Луиджи Гирри /Luigi Ghirri.

Возможно, это одна серия с фотографиями №13-17

Эдуард Родити:

«Моранди провел почти всю жизнь в одной и той же старомодной квартире, принадлежавшей еще его родителям, на одной из небольших улочек с портиками на первых этажах — эти улочки характерны для самого сердца старинного центра Болоньи.

Он никогда не женился, точно так же, как не были замужем три его сестры, с которыми он делит квартиру.

Моранди обращается с сестрами, при всем их большом жизненном опыте и уважении, соответствующем учительской профессии, как с тремя незрелыми девицами, постоянно нуждающимися в его руководстве и покровительстве.

Чтобы пройти в комнату, которую он использует как студию, ему необходимо проследовать через спальню сестер, где они проводят большую часть времени. Прежде чем осмелиться переступить порог своего ателье или вернуться оттуда в переднюю часть квартиры, он всегда стучит в дверь и ждет несколько мгновений, чтобы никому не помешать.

14.
Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d'Arte Moderna di Bologna. SourceНа стенах маленькой гостиной и столовой, обставленных очень незатейливо, во вкусе конца XIX века, висит несколько прекрасных картин: небольшой Якопо Бассано — одна из тех сцен на сюжет из Священного Писания, которым венецианский мастер придал характерные черты сельской жизни своего времени и своей местности. Там же два небольших этюда Джузеппе Мария Креспи, мастера болонского барокко. Один из этюдов Креспи, принадлежащих Моранди, — выполненное маслом очаровательное изображение молодой женщины, показанной спиной к зрителю, когда она сидит за туалетным столиком, а ее лицо отражается в зеркале.15.
Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d'Arte Moderna di Bologna. Source

Выбор картин в этой маленькой коллекции наглядно демонстрирует склонность Моранди к искусству, не являющемуся ни слишком аристократичным, ни слишком демократичным.

Как и великие мастера французского импрессионизма, он остался тесно связанным с жизненными ценностями и вкусами стабильного среднего класса, твердо веря в принцип золотой середины, выраженный Горацием.

В эпоху массовой культуры скромность и сдержанность, характерные для образа жизни и манеры Моранди, веют на нас особым слегка старомодным шармом, даже, лучше сказать, непринужденной элегантностью, которые отличали этот исчезающий на глазах социальный слой.»

16.
Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d'Arte Moderna di Bologna. Source

Эдуард Родити:

«Моранди предложил мне показать свое ателье. На стенах висело несколько незаконченных картин. Здесь и там на столах были сгруппированы некоторые привычные предметы домашнего обихода, покрытые толстым слоем пыли: бутылки, коробки, стаканы, расположенные, как в натюрмортах.

17.
Мастерская Джорджо Моранди. Этой фотографии на выставке не было. Museo d'Arte Moderna di Bologna. SourceОдна из картин имела необычно яркий колорит. В законченных работах Моранди есть несколько скрытых слоев краски – яркие красные и синие тона, придающие поверхности его серых и белых тонов теплое сияние.18.
Луиджи Гирри. Фотография из альбома «Мастерская Моранди», Париж, 1992 / Luigi Ghirri (1943-1992) «Atelier Morandi», Editions Contrejour, Paris, 1992.Images: 31,4 x 40,4 cm environ; portfolio: 63,2 x 52,3 cm. Portfolio comprenant 10 tirages chromogéniques couleur montés sous passe-partout. Chaque tirage est signé par Paola Ghirri, titré, daté et numéroté 1/1 au crayon et tampon sec « LUIGI GHIRRI » sous l’image. Estimation: 8 000-10 000 €. Résultat: 22 500 €. Source

Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/183580.html

Джорджо Моранди: картины, биография художника

Моранди родился и провел свою жизнь в Болонье. Его биографы указывают на внутреннюю связь между искусством художника и своеобразной красотой его родного города.

В облике Болоньи — с ее торжественными и суровыми средневековыми башнями, солнечными площадями и тенистыми аркадами — есть то особое сочетание монументальности, ясности и интимной поэзии, которое было присуще и творчеству выдающегося итальянского мастера.

Творческий путь Джорджо Моранди начался в 1910-х годах. В это время он создает пейзажи и натюрморты, в которых влияние сезанновской живописи сплавлено с влиянием кубизма и футуризма.

Мир как бы заново строится на его полотнах, приобретая полуреальные, полуабстрактные формы, наполненные монументальной, вещественной силой и проникнутые динамизмом.

Однако при всей буйной энергии, насыщающей эти ранние произведения, можно угадать утонченность, классичность души художника — проявляющиеся и в благородстве колорита, и в богатстве цветовых оттенков, и в общей уравновешенности композиции.

С 1918 по 1920 год Моранди, наряду с Джорджо де Кирико и К. Kap­pa,— один из создателей «метафизической живописи». Предметы в его натюрмортах теперь сведены к четкой геометрической формуле, но при этом обладают подчеркнутой стереометричностью, плотностью и своеобразной телесностью.

«Остранение» обычных вещей — бутылок или коробок — сочетается с использованием «странных» предметов — манеке­нов или объемных и плоских геометрических фигур, которые смещают пространственные представления зрителя и создают ощущение ирреальности изображения.

Этой же цели служат колорит, основанный на декоративном сочетании локальных коричневых, желтых и черных тонов, а также главное средство выражения художника — отточенная, твердая и пластичная линия.

Однако, при всей умозрительности созданного Моранди мира, в нем есть те гармония и ясность, которые отличали живопись болонского мастера от сюрреалистического искусства Кирико и мистицизма Карра и предвещали его обращение к более земным образам. Действительно, метафизический период оказался в творчестве Моранди кратковременным.

Уже в 1920 году он находит индивидуальный живописный стиль, противостоявший как крайним авангардистским течениям XX века, так и фашистскому «новеченто» с его бездуховным и бесчеловечным помпезным натурализмом.

На немногочисленных автопортретах 20-х годов Моранди изображал себя мечтателем, сосре­доточенно изучающим натуру и одновременно погруженным в свой внутренний мир.

Главным жанром его искусства по-прежнему остается натюрморт, но, показывая конкретные вещи, художник стре­мится передать и общее ощущение красоты, гармонии и величия при­роды, и разнообразную гамму чувств — от безмятежной и прозрачной ясности и чистоты до ме­ланхолии, скрытой тревоги или глубокого драматизма.

В отличие от необычных объектов мета­физической живописи, «персонажи» Моранди теперь подчеркнуто обыденны; это обиходные, простые и старомодные вещи, обладающие особой интимностью и теплотой,— разнообразные бутылки и фляги, провинциальные вазы с цветами или фруктами, кувшины, коробки, жестянки, керосиновые лампы, чашки, витые фаянсовые компотницы или морские раковины. Они не являют зрителю свое твердое, геометрическое «инобытие», а живут реальной, но поэтически-одухотворенной и как бы приподнятой над обыденностью жизнью. Если метафизическая живопись представляла собой своеобразную «линейную магию», то зрелое твор­чество Моранди — магия цвета, вернее, тончайших цветовых от­тенков (недаром художника часто называют «Шарденом XX века»). Предметы на его картинах мягко лепятся из многокрасочной и на­сыщенной светом живописной ма­терии, то почти растворяясь в ок­ружающем — бесконечном, при всей его конкретности — про­странстве, то четко выступая из него. При этом Джорджо Моранди сохраняет современную обобщенность и энер­гию пластического языка. Каждое его произведение представляет собой неповторимую гармонию, построенную на контрастах и со­звучиях формы и цвета; зеленые бутылки, синие и белые вазы, нежно-сиреневые стеклянные бока­лы, бледно-розовые раковины, вишневые и розовые цвета как бы переговариваются друг с другом и с цветовыми планами фона.

При всей неизменности своих сю­жетов и стилевых принципов, жи­вопись Моранди претерпевала на протяжении его творческого пути изменения, зависящие и от личных переживаний художника и от ду­ховного климата эпохи.

Так, в тра­гические для Италии 30-е годы он часто создавал сумрачные и почти фантасмагоричные композиции с вытянутыми, причудливыми по очертанию предметами, заполняю­щими всю поверхность картины.

Начиная с 40-х годов он помещает, по большей части, в центре полот­на простую и компактную группу предметов, а в колорите исполь­зует по преимуществу легкие и светлые краски — неуловимые гра­дации белых, золотистых, розовых, охристых или более холодных то­нов («Натюрморт», 1948).

Нако­нец, в самый последний период искусство Моранди проникается новой пластической и цветовой энергией, обретает особую свобо­ду и непосредственность выраже­ния.

Творчество Моранди отнюдь не исчерпывается своеобразным «пу­тешествием по комнате». Отдавая предпочтение натюрморту, он писал и многочисленные пейзажи — в ос­новном виды окрестностей Бо­лоньи.

В них кубистическая об­общенность формы сочеталась с фиксацией движения света и воздуха а чувство монументальной устойчивости мира — с ощущением непосредственной жизни природы. Моранди занимался не только живописью, но и графикой — глав­ным образом офортом.

С помощью простых перекрещивающихся штрихов художник достигал в своих гравированных натюрмор­тах и пейзажах удивительного богатства и мягкости тональных переходов — от бархатной черно­ты к жемчужно-серым и ослепительно-белым тонам.

Таинственное мерцание света и тени, заменяю­щее звучание красок, создает в офортах Моранди ту поэтическую атмосферу, которая отличала все произведения итальянского мастера.

Галерея картин Моранди

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2819-morandi.html

Джорджо Моранди: мастер тишины

Рубрика: 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала: 

Специальный выпуск. ИТАЛИЯ — РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Выставка выдающегося итальянского художника XX века Джорджо Моранди (1890-1964), проходившая осенью 2008 года в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, имела огромный успех.

Эта экспозиция стала самой масштабной на сегодняшний день ретроспективой творчества Моранди в Северной Америке. Теперь ей предстоит возвращение в немного измененном формате на родину мастера, в Болонью, для показа в Музее современного искусства (Museo d’Arte Moderna) начиная с 22 января 2009 года.

Читайте также:  Описание картины марка шагала «скрипач»

Именно в Болонье Моранди провел большую часть своей жизни, и там на центральной площади города находится его мемориальный музей.

Несмотря на то, что после смерти Джорджо Моранди его работы в Европе демонстрировались весьма широко, в Америке художник был представлен намного скромнее. Немалая заслуга в том, что Нью-Йорк смог увидеть экспозицию в Метрополитен, принадлежит недавно ушедшему на пенсию директору Филиппе де Монтебелло, который более 30 лет являлся гарантом верности музея высоким художественным принципам.

«Подобно живописным работам Джорджо Моранди, небольшим по размеру и глубоко личным по содержанию, их автору были чужды самовосхваление и превознесение своего искусства, столь характерные для большинства выдающихся мастеров XX века. Моранди свойственны спокойствие, иногда даже некоторая отчужденность и созерцательность.

Он был погружен в собственное творчество, его не волновали быстро сменявшие друг друга модные тенденции, — пишет де Монтебелло в предисловии к каталогу выставки художника.

— Наконец пришло время более широкого признания творчества Моранди, достойного занять заслуженное место в ряду лучших представителей современного искусства».

Показ в Метрополитен совпал по меньшей мере с тремя другими нью-йоркскими выставками произведений Моранди: в Итальянском институте культуры (Istituto Italiano de Cultura) демонстрировались его графические работы (экспозицию курировал Ринато Миракко, который совместно с Марией Кристиной Бандера организовывал и выставку в Метрополитен); в Pace Gallery были представлены офорты; небольшая монографическая выставка прошла в галерее Lucas Schoormans. Еще один важный показ запланирован на начало 2009 года в музее Phillips Collection в Вашингтоне. Этот впечатляющий выставочный марафон — заслуженное признание таланта итальянского мастера.

Экспозиция в Метрополитен наилучшим образом выявила суть поисков мастера.

Пожалуй, наиболее точно это сформулировано писателем и критиком Нэнси Юсеф: «Размещенные в современном подземном восьмигранном пространстве, его работы предстали как бы в некоем подобии туннеля, что давало возможность оценить как изменения, так и многочисленные повторения в творчестве художника.

Я была поражена его ранней живописью, отличающейся минимализмом: по форме это ранний Пикассо, но по своему стилю и духу напоминает, скорее, фресковую живопись итальянского Возрождения со свойственным ей вниманием к деталям.

Конечно, цветовая гамма, построенная на сочетании коричневого, бежевого, серого цветов, с вкраплениями цвета ржавчины и оранжевого (а в этой гамме он писал несколько десятков лет) ассоциируется с фресковой живописью. Все небольшого размера живописные работы, как правило, образуют серии — сосуды, кувшины, бутылки, изображенные в разных сочетаниях.

Произведения более зрелого периода демонстрируют искусство (анти) повторения. Известно, что художник экспериментирует с объемом, светом и тенью в этих сериях, но когда видишь их вместе, возникает ощущение парения… Такое происходит с вещами, когда на секунду отворачиваешься, а повернувшись, замечаешь, что они выглядят иначе.

И все же постоянство художественных образов Моранди просто поразительно, несмотря на все вариации. Глядя на эти работы, я погрузилась в умиротворенное медитативное состояние. Они казались абсолютно понятными, совершенно абстрактными, но одновременно очень осязаемыми.

В них не было никакого повествования, просто серия полностью осознанных моментов, сведенных до теплых оттенков в двухмерных формах, которые можно хоть и с натяжкой, но принять за трехмерное изображение предметов в пространстве.

В произведениях этого мастера воплотились чистота и искренность, как их понимали в ХХ веке, но вместе с тем, в них заключены и личные переживания. Интеллект Пикассо и Сезанна, чувственность и рефлексивность Ротко, отстраненность, но не холодность».

Болонья сыграла чрезвычайно важную роль в жизни Моранди: большая часть произведений создана им в родительском доме на Виа Фондацца.

Его мастерская — просторное помещение с окнами во двор, где кувшины, вазы и бутылки соседствовали с раковинами и книгами — была воссоздана в музее, посвященном искусству художника.

С 1993 года экспозиция музея занимает видное место в Палаццо д’Аккурсио, расположенном в самом центре города.

(Таким же образом воссоздана в московском Музее частных коллекций не менее примечательная мастерская русского художника Дмитрия Краснопевцева, о котором пойдет речь в конце статьи). Кстати, в январе 2009 года одновременно с выставкой в Болонье открывается и Дом-музей Моранди на Виа Фондацца, посетители которого смогут увидеть коллекцию книг, документов и другие экспонаты, связанные с именем художника.

Моранди считал, что Болонья «прекраснее Флоренции», признавая, однако, что Флоренции досталось больше шедевров искусства.

В 1907—1913 годах он обучался в болонской Академии изобразительных искусств, шаг за шагом отходя все дальше от академических традиций, которые царили в ее классах в начале XX века.

В 1930 году художник вернулся в академию уже в качестве преподавателя гравюры и оставался там до ухода на пенсию в 1956 году.

Летние сезоны Моранди проводил в горной деревне Гриццана, где написаны многие его пейзажи (художник работал там и в годы Второй мировой войны). Однако было бы неверно назвать Моранди «отгородившимся от окружающего мира, не выходившим за рамки привычного узкого пространства», как порой отзываются о нем критики.

Хотя Моранди выезжал за границу лишь дважды в последние годы жизни и так никогда и не увидел Парижа, он был хорошо осведомлен о современных художественных тенденциях, особенно о тех, которые пришли из Франции. Иногда источником информации для него служили чернобелые фотографии, опубликованные в ведущих итальянских журналах тех лет.

Венецианская биеннале также явилась для Моранди важной точкой отсчета: в свой первый приезд на международную выставку в 1910 году он увидел залы, посвященные творчеству Ренуара и Курбе, а 10 лет спустя — работы Сезанна, оказавшие на его творчество самое значительное (во многом его раскрепостившее) влияние.

Начиная с 1928 года художник также выставлял свои работы на биеннале, а в 1948-м получил первую премию.

Важным для Моранди городом был Рим, где с 1914 года мастер участвовал в коллективных выставках, в частности — в Выставке свободных футуристов (1914), на которой стал символом этого движения.

В 1913 году художник познакомился с Умберто Боччони и Карлом Карра, а в более поздних поездках в Рим, а затем и в Милан (крупнейший в те годы центр художественных галерей в Италии) — с Джорджо де Кирико.

В произведениях, созданных в начале 1920-х, несомненно, сказывается влияние футуризма, хотя он трансформировался в особый стиль, характерный только для Моранди. Впоследствии эти трансформации назвали метафизической живописью.

Вопрос о том, что повлияло на формирование авторского стиля, очень важен, особенно для художника, чье творчество кажется существующим вне времени и тем не менее со всей очевидностью развивает европейскую художественную традицию.

Экспозиция в Метрополитен дает возможность проследить и другие, менее явные ассоциации с классической восточной живописью. Кураторы выставки считают Моранди последним представителем фигуративной живописи, а также «поэтом ее кризиса».

Художник увлеченно исследовал традиции итальянского Возрождения. В 1928 году в автобиографическом очерке (опубликованном фашистским журналом «Л’Ассольто» и потому редко упоминаемом) Моранди писал: «Среди средневековых художников меня особенно интересуют тосканцы — прежде всего Джотто и Мазаччо.

Что же касается современных художников, я считаю, что Коро, Курбе, Фаттори и Сезанна можно справедливо назвать наследниками славных традиций итальянской художественной школы». В иной связи он высказался о роли Учелло, но, как ни странно, ни разу не упомянул Пьеро делла Франческа.

Исследователь творчества Моранди Невиль Роули полагает, что художник настолько тесно был связан с творчеством Пьеро, что такое упоминание казалось ему просто излишним.

Тем не менее делла Франческа попал в «список избранных», составленный известным критиком Роберто Лонги — старым другом и поклонником творчества Моранди. В этот перечень вошли имена художников, близких им обоим по духу, — «в хронологической последовательности: Джотто, Мазаччо, Пьеро, Беллини, Тициан, Шарден, Коро, Ренуар и Сезанн».

Шарден, несомненно, незримо присутствует в натюрмортах Моранди (на стенах в его мастерской много лет висели иллюстрации из альбома, посвященного Шардену); влияние Сезанна ощущается в пейзажных работах художника (так, прослеживается сходство в пространственном построении двух пейзажей Моранди 1927—1928 годов и картины французского живописца «Дом с трещинами в стенах» 1892—1894 годов). Однако творчество Моранди не ограничивается лишь этими жанрами: он создавал образные композиции, автопортреты (два наиболее примечательных из них относятся к началу 1920-х). Более поздние акварели, выполненные в технике «белым по белому», воспроизводят изысканную игру тончайших оттенков цвета на фоне фактурной бумаги, что само по себе вызывает в памяти классическую восточную традицию.

С 1914 года Моранди преподавал рисование в начальной школе, чтобы как-то заработать на жизнь (он был учителем на протяжении 15 лет). В 1917 году его призывали в армию, но через несколько месяцев комиссовали по медицинским показаниям.

Тем не менее первое десятилетие после окончания академии было для художника наиболее насыщенным в творческом отношении.

В 1918—1921 годах Моранди сотрудничал с группой «Валори Пластичи», отправившей несколько его работ на крупную коллективную выставку в Германию; в 1922-м Джорджо де Кирико, характеризовавший творчество Моранди как «метафизику самых простых предметов», ввел художника в круг участников выставок «Фьорентина Примавериле».

Начиная с середины 1920-х годов Моранди в значительной степени отдалился от творческих групп, хотя при этом нельзя сказать, что он вел жизнь отшельника: у него оставался круг близких друзей, в который входили художники и ученые.

В последнее десятилетие жизни к признанному мастеру постоянно приезжали живописцы, представители других творческих профессий.

Признаком большой популярности Моранди в Италии стало появление его произведений в ряде фильмов в послевоенные годы, в частности, в «Сладкой жизни» Федерико Феллини.

Моранди заслуженно считается одним из лучших европейских мастеров гравюры.

Он самостоятельно научился этой технике в академии; работая «черным по белому», применял сложную технику вытравливания по плотной поверхности с использованием кислоты и грунта, который готовил самостоятельно.

Эпиграфом к первому каталогу его графических работ стала фраза Одилона Редона «Черный цвет достоин уважения», что действительно является признанием высочайших достижений художника.

Указание на сходство Моранди с Рембрандтом — как в сюжетах, так и в технике — также вполне уместно. В своих сельских и городских пейзажах (в том числе в самой первой гравюре «Мост через реку Савена в Болонье», 1912), равно как и в натюрмортах, Моранди демонстрирует мастерство поперечной штриховки, с помощью которой ему удалось передать 12 различных оттенков серого и черного.

Влияние Моранди на советских художников старшего поколения имеет документальное подтверждение и прослеживается с конца 1920-х годов. В статье «Моранди.

Художник из Европы», подготовленной писателем Джованни Шайвиллером для каталога брюссельской выставки 1992 года, приводится следующий эпизод из раздела «Моранди, Шайвиллер и Терновец: встреча в Европе»: «Интересный факт сотрудничества Джорджо Моранди с моим отцом относится к 1927—1930 годам и касается российско-итальянских культурных отношений, начавшихся более 60 лет назад, в 1926 году, и известных лишь узкому кругу специалистов. Два человека, о которых пойдет речь, это Борис Николаевич Терновец (в 20-х и 30-х годах возглавлял Государственный музей нового западного искусства в Москве, двери которого навсегда закрылись после войны, а коллекции были поделены между Музеем им. Пушкина в Москве и Эрмитажем в Ленинграде) и мой отец Джованни Шайвиллер (1889—1965), книгоиздатель, редактор и искусствовед».

В 1924 году Терновец отвечал за подготовку павильонов СССР на Венецианской биеннале, а в 1927-м — на Международной выставке декоративного искусства в Монце. Он начал общаться с деятелями итальянской культуры, в том числе с Джованни Шайвиллером, с которым переписывался в 1926—1936 годах.

«В течение нескольких месяцев уточнялось, какими работами обменяются русские и итальянские художники (этим работам было суждено в дальнейшем обогатить коллекцию московского музея). Так, в 1927 году Шайвиллер обратился с этим вопросом к Моранди, который принял предложение и стал переписываться напрямую с Терновцом.

В 1930 году Терновец направил Моранди хвалебные отзывы о его гравюре и информацию о русской картине, на которую предлагалось обменять работу Моранди.

Завязалась переписка, которая насчитывает семнадцать писем, пять открыток и следующее сообщение Моранди Шайвиллеру от 12 апреля 1930 года: “Уважаемый господин Шайвиллер! Большое спасибо за письмо и проявленный интерес. Я с большим удовольствием прочитал письмо директора московского музея.

Читайте также:  Описание картины константина маковского «женский портрет»

Его предложение превосходит все мои ожидания. Я направлю вам десяток фотографий в ближайшее время. Что касается картины для московского музея, я с большим удовольствием пришлю ее Вам.

Добавлю, однако, что в настоящий момент располагаю лишь старыми работами, так как мои последние картины выставляются сейчас в Венеции и Питтсбурге. Тем не менее мне хотелось бы прислать что-нибудь из последнего, какую-нибудь серьезную вещь.

Две моих картины скоро должны вернуться из Америки: их не получилось там продать и уже явно не получится. Их будут выставлять в Нью-Йорке с 13 мая по 1 июня, а в конце месяца привезут обратно в Италию. Одна из этих картин, Natura morta от 1929 года, приводится в книге мадам Сарфатти. Как раз ее я и хотел бы передать в Россию. Благодарю Вас, и, пожалуйста, передайте мою благодарность директору московского музея. Передавайте привет Витали. Искренне Ваш, Моранди”».

Очевидно, Моранди имел в виду одну из двух картин из коллекции Эрмитажа (обе были перевезены в Эрмитаж из Музея западного искусства в Москве после его закрытия в 1948 году).

Работы мастера, несомненно, демонстрировались на выставках итальянского искусства в 1960-х, а также отдельно в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве в 1973 году.

Скорее всего, на одной из этих выставок, произведение, о котором идет речь в переписке, увидел Дмитрий Краснопевцев.

Стилистическое сходство работ русского и итальянского художников свидетельствует об общих тенденциях в развитии европейского и географически включенного в него советского искусства (Краснопевцев, как и Моранди, был превосходным гравером).

Их часто называют «метафизиками»: они следили за тем, как постоянно изменяются предметы в студии — бутылки, кувшины и прочие сосуды (из-за частого изображения которых Моранди иногда пренебрежительно называют «художником бутылок»). Оба автора оставались в определенной степени приверженцами традиции европейского колоризма, наиболее ярко прослеживающейся в камерных работах другого советского художника Владимира Вейсберга, на которого, как и на Моранди, сильнейшее влияние оказал Сезанн.

Моранди, Краснопевцев и Вейсберг практически не участвовали в «общественной» художественной жизни, предпочитая работать в обособленном пространстве своих студий и наблюдать за излюбленными предметами или пейзажами родных мест. Этот процесс наблюдения достигал такой силы концентрации, что становился сродни медитации.

Однажды в своем дневнике Дмитрий Краснопевцев написал: «Я испробовал все доступные средства, чтобы познать предмет; я смотрел на него с разных углов и всевозможных ракурсов, пытался мысленно проникнуть внутрь, как если бы он был полым, и изучать его форму изнутри, взвешивал его… Испробовав все, я могу с уверенностью сказать только то, что знаю предмет лишь поверхностно».

Как созвучны его мысли работам итальянского художника!

Конечно, нужно обладать определенной смелостью, чтобы отнести эти слова и к работам итальянского мастера, но высказывания Краснопевцева чрезвычайно глубоки и убедительны, впрочем, как и формулировки Роберто Лонги, писавшего, что Моранди способен «дойти до сути, до квинтэссенции вещественного».

И все-таки оставим последнее слово за самим Моранди, который утверждал: «Даже в самом простом на вид предмете великий художник может достичь вершин изобразительного мастерства и той глубины чувствования, которая находит в нас мгновенный отклик».

Автор и редакция журнала «Третьяковская галерея» выражают благодарность Музею Метрополитен (Нью-Йорк) и Музею Моранди (Болонья) за сотрудничество в подготовке этой статьи.

Вернуться назад

Источник: https://www.tg-m.ru/articles/sv-italiya-rossiya-na-perekrestkakh-kultur/dzhordzho-morandi-master-tishiny

Творчество Джорджо Моранди представляет музей Метрополитен

  • ДЖОРДЖО МОРАНДИ Натюрморт. 1916Источник:
  • ДЖОРДЖО МОРАНДИ Пейзаж. 1942Источник:
  • ДЖОРДЖО МОРАНДИ Натюрморт. 1963Источник:

16 сентября в нью-йоркском музее Метрополитен открылась выставка картин, акварелей и офортов известного итальянского художника Джорджо Моранди (Giorgio Morandi, 1890–1964).

В экспозиции представлено около 110 произведений, полностью охватывающих все этапы его творческого пути: традиционные натюрморты, а также пейзажи и редкие автопортреты, которые выставляются вместе впервые.

Все работы были собраны из крупнейших коллекций, которые составлялись в сотрудничестве с самим Моранди — собраний ученых и критиков, хорошо знавших художника, а также крупных итальянских коллекционеров, для которых он оставлял свои лучшие работы.

Выставка организована тематически и хронологически и включает ранние живописные опыты мастера, метафизические полотна, написанные вскоре после Первой мировой войны, классические натюрморты и пейзажи, выполненные в период творческой зрелости, и почти монохромные, «размытые» работы последних лет. Все эти произведения, объединенные общей экспозицией, воплощают талант Моранди, который стремился пробудить поэтичность и монументальность в знакомых предметах и ландшафтах, пытаясь, как он сам говорил, «прикоснуться к глубинной сути вещей».

Сложнее всего восстановить первый этап творческого пути художника, поскольку большинство произведений раннего периода он уничтожил.

И все же, благодаря некоторым важным работам, позаимствованным из итальянских музеев, можно увидеть, что некоторые черты, характерные для его зрелых работ, проявляются уже в самых ранних дошедших до нас картинах.

В двух натюрмортах 1916 и 1920 года заметно влияние Джотто и Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca).

Его увлечение метафизической живописью (Pittura metafisica) представлено, помимо прочих работ, натюрмортом 1918 года, в котором главенствуют формы соединяемых на полотне предметов, а не их символические значения. Особенно завораживают два автопортрета Моранди — редкие для него попытки изобразить человеческую фигуру. Художник написал себя так же, как и свои натюрморты, — без эмоций и психологического проникновения.

Еще одна удивительная картина, представленная на выставке, — натюрморт 1942 года, на котором изображена только нижняя часть группы объектов. Интересна ее история: искусствовед Карло Лудовико Рагьянти (Carlo Ludovico Ragghianti) назвал верхнюю часть первоначальной работы неудачной, после чего Моранди эту часть отрезал, а нижнюю вставил в раму и подарил эту необычную композицию Рагьянти.

В Метрополитен впервые в единой экспозиции представлены несколько серий картин. Композиция полотен в рамках одной серии неизменна. А творческий поиск художника отражается в небольших изменениях общего ракурса, освещения, или цвета и положения какого-либо объекта.

Кульминацией выставки можно назвать поздние, так называемые «размытые» работы Моранди — например, акварель 1963 года.

Джорджо Моранди родился в Болонье в 1890 году. В 1907 году он поступил во флорентийскую Академию изящных искусств.

В его ранних работах чувствуется влияние Поля Сезанна (Paul Cezanne), он увлекался кубизмом и футуризмом, а также метафизической живописью Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).

К началу 1920 годов начал формироваться уникальный стиль Моранди, который, благодаря постоянному повторению простых мотивов и скупости изобразительных средств, положил начало такому течению, как минимализм.

В 1914 году к творческой деятельности художника присоединилась преподавательская. До 1929 года он обучал рисованию в начальных школах Болоньи, а с 1935 по 1956 год преподавал гравировальное искусство во флорентийской Академии.

Его работы выставлялись на итальянских выставках Novocento, а также были отмечены премиями Венецианской Биеннале (1948) и Биеннале в Сан-Паулу (1957).

Знаменитый итальянский кинорежиссер Федерико Феллини (Federico Fellini) запечатлел одно из произведений Моранди в своем фильме «Дольче вита» (1960).

Моранди был склонен к уединению — за всю жизнь он дал всего одно интервью, и создавал свои произведения в основном для друзей и близких, почитателей его таланта, что привело к маргинализации его творчества в рамках искусства модернизма. Выставка Моранди в музее Метрополитен представляет публике выдающиеся достижения художника и способствует восстановлению его позиции в истории мировой культуры XX века.

Источник:

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080920_giorgio_morandi.html

Александр Генис о Джорджо Моранди • ARTANDHOUSES

Пока в ГМИИ имени А. С. Пушкина проходит грандиозная выставка «Джорджо Моранди.

1890–1964» (до 10 сентября), в издательстве «Редакция Елены Шубиной» готовится к печати новая книга писателя и эссеиста Александра Гениса «Картинки с выставки».

В ней автор «Камасутры книжника» и «Довлатова и окрестностей» рассуждает о любимых художниках и рассказывает о вернисажах в разных музеях мира.

С любезного разрешения издательства, ARTANDHOUSES публикует отрывок из книги, посвященный итальянскому классику Джорджо Моранди.

Балет бутылок Моранди

Прежде чем углубиться в картины Джорджо Моранди, Умберто Эко советовал навестить его дом в Болонье. Что я и сделал.

Узкая улица, замыкающая старую часть Болоньи, уставлена одинаковыми домами слегка варьирующейся окраски: сиена-охра-умбра.

Вибрация земляных оттенков разбивает монотонность невзыскательной архитектурной шеренги, но лишь настолько, насколько необходимо, чтобы тянуть ее мотив.

Родившийся в стране, пережившей золотой век своего искусства, Моранди констатировал этот факт. Дело в том, что его родная Болонья — город-исключение. Ее звездный час пробил в XVII веке, когда здесь основали первую и самую знаменитую Академию искусств.

Ее влияние три века отравляло жизнь художников всех стран и народов. Кошмар начался с того, что Болонская школа открыла постмодернизм. Пророк Академии Гвидо Рени решил, что шедевры Возрождения не переплюнешь, и поставил перед художником другую задачу.

Джорджо Моранди в мастерской около 1950

© Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze

«Подражать, — учил он, — следует не природе, а картинам других мастеров, взяв у каждого именно то, что ему больше удавалось».

Такая собранная — или содранная — у гениев живопись веками привлекала паломников и считалась образцовой при всех дворах: от Людовиков до Сталина. Сегодня она вызывает бешеную скуку.

Моранди нашел выход. Слава первого (после мэтров Возрождения) художника Италии не могла выбрать менее подходящую жертву. Его ценили все, начиная с Бенито Муссолини и кончая Бараком Обамой, повесившим две картины в Белом доме. Живопись Моранди цитировали в своих фильмах Феллини и Антониони. О нем писали стихи и романы. Моранди было всё равно.

«Натюрморт» 1958

Частная коллекция, Турин

Когда наконец разбогатевшему художнику пришла пора, как всем зажиточным болонцам, строить дачу в прохладных горах, архитектор, трепеща перед знаменитым заказчиком, принес блестящий проект. Вместо него Моранди нарисовал на листке квадрат с треугольником крыши. Подумав, добавил дверь и четыре окна. Таким этот дом и стоит — проще не бывает.

В перенасыщенной искусством Италии только простота позволила художнику выжить. Моранди никогда не писал портретов, пейзажи — редко и только летом. Всё, что он мог сказать, выражали натюрморты, обычно — из бутылок.

Пустая бутылка — странная вещь: она продолжает жить, исчерпав свое назначение.

«Дерсу Узала, — писал Арсеньев, — отказался стрелять в бутылку, не понимая, как можно разбить такую ценную вещь».

«Натюрморт» 1941

Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

Моранди тоже ценил бутылки и запрещал с них стирать пыль.

«Она у него поет», — сказал тот же Умберто Эко, и я понимаю, что он имеет в виду, потому что пыль позволяет увидеть, как на стекле оседает время.

К тому же бутылки (маленькая голова и широкое, как в юбке, тело) заменяли художнику мадонн его национальной традиции. Уважая предшественников больше тех, кто им подражал, Моранди вел искусство вспять — к нулевому, по его словам, уровню.

Как Галилей из недалекой Падуи, Моранди искал геометрию в природе. Ради нее он разбирал реальность на простые, словно те же бутылки, формы. Своими любимыми художниками он называл Пьеро делла Франческа, Сезанна, Пикассо, Мондриана, но был строже их всех.

На его картинах, где две-три бутылки едва танцуют со светом, даже лаконизм был бы излишеством.

СохранитьСохранить

СохранитьСохранить

Источник: http://art-and-houses.ru/2017/06/27/aleksandr-genis-o-dzhordzho-morandi/

Ссылка на основную публикацию