Бегство в Египет. Евангельские события — Евангельские места. Путеводитель
Евангельский рассказ об этом событии чрезвычайно краткий, большинство подробностей содержится в апокрифических Евангелиях детства.
Пребывание Святого семейства в Египте
Евангельский рассказ
Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).
Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. Евангелист связывает (Мф.2:15) бегство в Египет с пророчеством Осии: «Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос.11:1).
Бегство в Египет. фреска Джотто в капелле Скровеньи [показать]Джотто ди Бондоне (1266–1337), Public Domain
О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву», но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете.
Чтимые церковью места
Евангелие не сообщает о местах, которые Святое семейство посетило на своём пути в Египте, они известны лишь из Священного Предания.
Наиболее подробно этот вопрос рассмотрен в традиции коптов — египетских христиан. Классическим источником по этому вопросу являются сочинения папы Феофила, 23-го патриарха Александрийского (384—412 гг.).
Святое семейство на привале Адам Эльсхаймер (1578–1610), Public Domain
К числу почитаемых мест относятся:
- Матария (en:Al-Matariyyah) (северная окраина современного Каира): почитается сикомора, в тени которой укрылось от жары Святое семейство, и колодец (кладка относится к римской эпохе), возведённый над источником, забившем по приказанию Иисуса. Копты почитают сикомору и от умирающего дерева берут росток, который сажают рядом. В настоящее время растёт дерево, посаженное в 1906 году (рядом находится его засохший предшественник, посаженый в 1672 году).
- Эль-Минья (в 20 км от города на восточном берегу Нила расположен монастырь в котором в 328 г. императрицей Еленой был построен храм над пещерой, где по преданию нашло себе убежище Святое семейство во время бегства в Египет).
- Церковь Святых Сергия и Вакха (Абу Серга): построена на месте предполагаемого отдыха или временного проживания Святого семейства.
- Монастырь Каламон (Иорданская долина): почитается пещера, в которой Святое семейство останавливалось на ночлег.
- Церковь Святой Марии в Маади (южная окраина Каира) — построена в IV в., в павильоне на территории храма находятся ступении, ведущие к воде — их почитают как место где Святое семейство село в лодку, чтобы отправиться в путь в Верхний Египет.
Апокрифические истории
Апокрифические источники в отличие от канонических текстов содержат описание многочисленных подробностей и чудес связанных с бегством в Египет. При этом наиболее раннее из Евангелий детства — Протоевангелие Иакова (ок. 150 г.
) не упоминает об этой истории, а сообщает, что «Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребёнка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли». Подробное описание бегства содержится в Евангелии Псевдо-Матфея (IV в.
) и Арабском евангелии детства Спасителя (VI в.).
Евангелие Псевдо-Матфея
Данный апокриф, как и канонический текст, сообщает, что Иосиф получил повеление отправится в Египет от явившегося ему ангела и далее рассказывает о чудесах, которые произошли по пути Святого семейства.
Автор апокрифа сообщает, что Иосифа и Марию сопровождали трое отроков (предание считает их детьми Иосифа) и молодая девушка (предание считает её повитухой Саломеей).
Для передвижения «у них было два вола и повозка, в которой везли необходимые вещи».
Когда путники решили сделать привал в одной из пещер, то из неё:
Изумлённым родителям Иисус сказал: «не смотрите на Меня только как на Младенца. Я совершенный муж, и надлежит всем диким зверям сделаться ручными предо Мною». Дальше в пути дорогу путникам указывали львы и леопарды, которые склоняли свои головы перед младенцем. Дикие звери не причиняли вреда овцам и баранам, которых Иосиф и Мария взяли из Иудеи.
Автор апокрифа считает это исполнением пророчества Исаии: «волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11:6).
Чудо с пальмой (Великолепный часослов герцога Беррийского) anonimus, Public Domain
В дороге Мария присела отдохнуть под пальмой на вершине которой было множество плодов.
Иосиф не смог достать их своей жене и тогда Иисус повелел пальме наклонится и Богородица смогла утолить голод.
В ответ на замечание своей матери, что у них закончилась вода, Иисус повелел пальме: «пусть из-под корней твоих истечёт источник, который скрыт под землёю, и пусть даст нам воду утолить жажду нашу». На следующий день, отправляясь в путь, Иисус в благодарность пальме произнёс:
Явившийся ангел «взял одну из ветвей, и он полетел в глубину неба, держа эту ветвь в руке. И присутствующие, видя это, были как мёртвые».
По просьбе своего отца Иисус чудом сократил тридцатидневный путь до Египта так, что они прошли его в один день и вошли в город Сотин.
Пришедший в храм градоначальник Афродисий счёл, что «если бы этот Младенец не был Богом, наши боги бы не пали на лица свои при виде Его, и не простёрлись бы перед Ним. Это свидетельствует, что Он их Владыка». И чтобы избежать Божьего гнева, погубившего фараона при исходе евреев из Египта «народ этого города признал Иисуса Христа своим Господом».
Сокушение идолов (книжная миниатюра, 1423 год) Bedford Master, Public Domain
Святое семейство оставалось в Сотине до тех пор пока ангел не возвестил Иосифу, что можно вернуться в Иудею так как умерли «искавшие жизни Младенца».
Арабское евангелие детства Спасителя
- Сокрушение идола и исцеление сына жреца
Пройдя всего один день пути Святое семейство достигло крупный египетский город в котором был «идол, которому, клятвенно повинуясь, прочие идолы и божества египтян покорствовали». Когда они вошли в город случилось землетрясение и горожане спросили у идола о его причине:
После этого идол пал. Святое семейство остановилось в странноприимном доме, куда ворвался бесноватый сын жреца и, схватив одну из пелёнок Иисуса, возложил себе на голову: «…тут начали бесы, в змей и ворон обратившись, изо рта его стремглав выпрыгивать! И тотчас, волею Господа Христа исцелённый, стал этот мальчик Бога славить, а потом Господа, его исцелившего, благодарить принялся».
Видя такие чудеса, родители Иисуса испугались, решив, что если на родине, ища Иисуса, Ирод убил всех младенцев вифлеемских, то египтяне за поругание местного бога сожгут их. Иосиф и Мария приняли решение покинуть этот город.
- Обращение в бегство разбойников
Идя по пустыне, Святое семейство проходило мимо логова разбойников, которые вернулись в него с награбленной добычей и пленниками.
В этот момент они услышали «великий гул, который бывает, когда войско и конница великого царя с барабанным боем из города выступает.
Бросили тут, испугавшись, разбойники всё награбленное, пленники же развязали путы друг другу, на ноги встали, разобрали скарб свой и разъехались».
Войдя в один город, Мария увидела бесноватую — «невыносимы одежды ей были и терпеть она не могла покоев: голая, ремни и цепи, которыми связывали её, порвав, то и дело на пустыри убегала и, стоя на перекрёстках дорог, да на кладбищах, в людей камнями швыряла». Как только Мария пожалела женщину, то вышел из неё бес и её родные «с величайшим почётом приняли у себя Владычицу Марию с Иосифом».
В одном селении была свадьба, но «из-за козней проклятого сатаны и усердия чародеев онемела тамошняя невеста и совсем бессловесной сделалась». Когда Святое семейство проезжало через селение, то: «немая невеста к Господу длани свои и на руки Его подхватила и, крепко к себе прижав, целовала, баюкала и качала, над Ним склонившись. И разомкнулись тотчас уста её, и стали уши слышать».
В городе, через которые проходило Святое семейство жила женщина, на которую во время купания в реке набросился «в змеином облике сатана» и стал регулярно посещать её и насиловать. Увидев младенца Иисуса, женщина попросила Марию разрешить ей взять его на руки:
« Anno Domini» (Святое семейство в Фивах, Эдвин Лонгсден Лонг) Edwin Long (1829–1891), Public Domain
Избавленная от змея девушка взяла воды, которой умывали младенца Иисуса и омыла ей тело своей прокажённой подруги, которая от этого исцелилась и стала спутницей Святого семейства. Придя в другой город, новая спутница Иосифа и Марии узнала что у жены градоначальника родился сын, поражённый проказой.
Она рассказала ей свою историю исцеления и тогда «жена властителя и позвала их, чтобы насладились они гостеприимством её, и приготовила Иосифу пир роскошный со множеством приглашенных. А потом, на заре, собрала она ароматную воду, в коей Господа Иисуса купала, и той водой облила сына своего, который с нею был. И немедля очищен был сын её от проказы».
Мария и Иосиф, получив щедрые дары от правителя, отправились дальше в путь.
Проезжая мимо кладбища, Святое семейство встретило рыдающих трёх женщин с мулом.
Узнав, что мул это их брат, превращённый в животное в день его свадьбы, «подняла тут Владычица Мария Господа Иисуса и на спину мула того положила, и, сама вместе с женами зарыдав, Иисусу Христу сказала: „Внемли, Сыне! Исцели Ты мула этого великой силой Своей и сделай его человеком, разумом наделенным, каким он и прежде был“. И едва отлетели слова эти от уст Марии, изменился в облике мул и человеком сделался, юношей чистым и непорочным».
Пересекая пустыню Святое семейство встретило двух разбойников — Тита и Думаха, которые были дозорными при своих спящих товарищах. Тит не хотел причинять вреда Иисусу и его родителям и уговорил Думаха их пропустить:
Источник: http://gospel-ru.touristgems.com/history/503-begstvo-v-egipet/
Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone). Часть 2
Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе.
Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем.
В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи* в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.
Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи. Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит. Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.
Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом* — довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу — найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.
Капелла была расписана согласно определенному плану. Арка пресбитерия * резко разграничивает пространство нефа и апсиды. Таким образом, Джотто получил в нефе как бы самостоятельное пространство и мог свободно компоновать один из наиболее единых в истории искусства фресковых ансамблей.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового простого деревянного свода капеллы, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами. Он разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в десяти медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и ветхозаветных пророков, по четыре с каждой стороны.
Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31×2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение.
Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров.
Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.
На торцовой стене помещено изображение Страшного суда, а на боковых — сцены из жизни Христа и Богоматери, расположенные в три регистра.
Часовня. Вид входа в часовню, торцовая стена. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.
Часовня. Вид напротив входа в часовню. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.Основная часть цикла, созданного Джотто, состоит из 34-х сцен, написанных в три яруса на северной и южной стене капеллы. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера.
Схема расположения фресок в капелле Скровеньи. Падуя.
В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны. Цикл сцен из жизни Марии начинается на южной стене в верхнем ряду у арки пресбитерия историей родителей Марии, Св. Анны и Иоакима, и продолжается на северной стене, развертываясь к арке пресбитерия, на которой представлено монументальное изображение «Благовещения».
Господь посылает архангела Гавриила к Деве. 13. 1306г. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска
Благовещение: Архангел Гавриил, посланный Богом. 14. 1306г. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Благовещение: Дева, получающая Благую весть. 15. 1306г. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Иоакима. Благая весть святой Анне. 3. 1304-06гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Сцены из жизни Девы Марии. Свадьба Девы.
Источник: https://das-gift.livejournal.com/11805.html
Джотто ди Бондоне. Работу выполнила ученица 8 «А» класса лицея и 7 Ерофеева Ксения. — презентация
1 Джотто ди Бондоне. Работу выполнила ученица 8 «А» класса лицея и 7 Ерофеева Ксения<\p>
2 Биография.<\p>
3 Ранние годы. Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьюо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле де Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте восьмидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно сокращение от Анджиолотто, либо Амброджотто.<\p>
4 Шедевры. К раннему периоду в творчестве мастера исследователи относят большой расписной крест, Мадонну с младенцем и из церкви Мадонна с младенцем. Сан Джорджо алла Коста (Флоренция), алтарный образ «Стигматизация Святого Франциска (Лувр, Париж) и Полиптих из флорентийской церкви Бадиа.Мадонна с младенцем. «Расписной крест» Расписной Крест. около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами, и вскоре стал образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в «Распятии» для церкви Сан Миньято аль Тедеско). Тяжело свисающее тело Христа наделено в нём настолько земной природой, что некоторыми даже воспринималось как недостойное Джотто — замечательного автора фресок капеллы Скровеньи. Джотто ди Бондоне написал это Распятие в соответствии с установившимся каноном – на окончании правого и левого лучей креста изображены скорбящие Мария и Иоанн Богослов. Стилистически они близки к изображениям Исава и Иакова в истории Исаака, написанной Джотто в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи. Произведение не имеет подписи автора, однако известно, что Распятие из ц. Санта Мария Новелла упоминается как работа Джотто итальянским историком искусства XV века Лоренцо Гиберти, и что в 1312 году засвидетельствовано присутствие некоего Распятия Джотто в этой церкви. Исследователи видят также тесную близость фигур Марии и Иоанна к двум погрудным изображениям ангелов на остатках самого прославленного произведения Джотто – мозаики Навичелла на фасаде собора Св. Петра в Риме, впоследствии полностью переделанной при реконструкции базилики, затеянной папой Юлием II.Расписной Крест.<\p>
5 Мадонна с младенцем. «Мадонна с младенцем» из ц. Сан Джорджо алла Коста дошла до нас в обрезанном виде. Особенно пострадали правый и левый край. Из того, что осталось, можно мысленно реконструировать, что Мадонна восседает на троне светлого мрамора с розоватым обрамлением и мозаичными бордюрами в стиле «космати», которые оканчиваются резным готическим украшением в виде голов животных.<\p>
6 Мадонна с младенцем.<\p>
7 Расписной Крест.<\p>
8 Характерные для ранних работ Джотто яркий свет и тщательная проработка деталей тесно связаны между собой. В самом деле, хотя на полотне или на фреске перед нами присутствует иллюзия реальности, её изображение, однако и в реальности чем ярче освещение, тем лучше видны детали. Появление чувства пространства, композиционное мастерство Джотто, искусное смещение оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя, необычно светлые тона фресок, умение достигать живописных эффектов не за счёт количества цветов, а за счёт градации их оттенков — все эти черты проявились в творчестве Джотто достаточно рано, и стали характерными приметами его неповторимого стиля.<\p>
9 Работы Джотто. Поклонение волхвов.Поклонение волхвов.Поклонение волхвов. Положение Во гроб.Положение во гроб.Положение во гроб. Поцелуй иуды.Поцелуй иуды.Поцелуй иуды. Бегство в Египет.Бегство в Египет.Бегство в Египет.<\p>
10 Поклонение волхвов.<\p>
11 Поцелуй иуды.<\p>
12 Положение во гроб.<\p>
13 Бегство в Египет.<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/677643/
Джотто ди Бондоне – биография и картины художника в жанре Проторенессанс – Art Challenge
Итальянский живописец, основоположник проторенессанса. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане.
Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. В начале 14 века Джотто посетил Рим.
С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.
Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308).
Фрески Джотто, посвященные жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами, отличаются драматизмом и жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства, почти скульптурной лепкой пластического объема, простотой и в то же время выразительностью жестов и ракурсов, светлым, праздничным колоритом.
Искусство Джотто отличалось огромной изобразительной силой и драматической выразительностью своих образов.
Воздействие его на зрителя было тем сильнее, чем естественнее и реалистичнее были художественные приемы Джотто, поставившего перед собой задачу изображения реального трехмерного пространства, построенного на перспективно-линейном основании.
Не обладая знанием научной перспективы, примитивными, казалось бы, средствами Джотто достиг небывалого для искусства своего времени эффекта, одним из первых введя в живопись изображение интерьера.
Одновременно с этим вторым завоеванием Джотто было создание пластической, округлой человеческой фигуры, причем каждая из изображенных им фигур обладала и чисто материальной весомостью и в силу этого глубокой жизненной, реалистической убедительностью.
Собственно, росписи капеллы дель Арена в Падуе в творческом наследии Джотто занимают центральное место.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера, построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всему ансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает в этих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапы патриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самым замечательным открытием Джотто являются его персонажи — коренастые, широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки.
В 1310-х годах Джотто работает во Флоренции. К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти», украшавшая главный алтарь францисканской церкви Оньиссанти (ныне хранится в Галерее Уффици). По стилю она непосредственно связана с фресками капеллы Дель Арена, поэтому может быть отнесена к 1306-1310 годам.
Францисканская базилика Санта Кроче, капеллы Перуцци и Барди во Флоренции хранят основные произведения позднего периода творчества Джотто.
Роспись капеллы Перуцци, представляющая сцены из жизни Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, выполнена почти исключительно в технике альсекко, поэтому плохо сохранилась, но, несмотря на это, она и сегодня еще демонстрирует расцвет творческих сил художника. Пространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха.
Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны, движение фигур свободнее. На некоторых картинах представлено по две сцены, как, например, рождество и наречение Иоанна Крестителя. Все достигается сильным укорачиванием перспективы.
Сдержанность, экспрессивная драматическая выразительность образов знаменуют собой дальнейшее развитие художественных тенденций фресок капеллы Дель Арена. Цвета здесь более глубоких тонов и более мягкие, чем на падуанских фресках. В капелле Барди в сценах жития св.
Франциска архитектурные формы стройнее, скульптурность контуров несколько смягчается. В изображениях в большей мере ощущается готический стиль, чем в капелле Перуцци, где наследие античности играет более заметную роль. Свет в обеих капеллах падает на изображения со стороны окна, источника естественного света. Укорачивание перспективы ориентировано на зрителя, стоящего у входа в капеллу
В алтарных образах Джотто, сохраняя во многом традиционную композиционную схему, по-новому строил пространственные отношения фигур, стремился к внутренней значительности образов («Мадонна во славе» или «Мадонна Оньиссанти», 1310–е, Уффици).
В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320–1325) в церкви Санта-Кроче во Флоренции мастер достиг органической связи живописи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, благородной сдержанности колорита
В 1328-1332 годах Джотто работал в Неаполе придворным живописцем у короля Роберта Анжуйского. Цикл «Знаменитые мужи» из большого зала замка Кастель Нуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, также утрачены.
В 1334 году Джотто вновь работает во Флоренции, где руководит строительством собора. По его проекту было начато возведение знаменитой флорентийской звонницы, Кампанилы, и сегодня являющейся символом и гордостью Флоренции.
Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.
Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н.
античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры.
Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.
Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора.
Состоящее из пяти ярусов, это стройное и легкое сооружение, украшенное рядом рельефов, над некоторыми из которых Джотто работал совместно с Андреа Пизано, является одним из лучших украшений архитектурного ансамбля Флоренции. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции.
Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14 века, прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших в Сиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело.
Художественные реформы Джотто были глубоки и значительны, и его историческое значение было осознано не только в последующие века, но и его современниками.
В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное», и следовал в своих изображениях природе. Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — великие мастера Возрождения — обращались к искусству Джотто как к живительному и вечно свежему источнику глубоко этических, человечных образов.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/41.html
Лучшие картины Джотто ди Бондоне и их описание
Слова, которыми можно обозначить творчество великого итальянского художника Джотто ди Бондоне, это строчки поэта Арсения Тарковского:
Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Эти слова характеризуют не только писателя, но и всю эпоху, в которой он жил. Картины Джотто и есть тот самый мост, который соединил два этапа в искусстве живописи.
Основоположник современной живописи
Джотто жил на рубеже двух столетий 13 го и 14 го. Ровно середина его жизни пришлась на этот период, и эпоху эту во всей мировой культуре принято называть эпохой Данте и Джотто. Они были современниками.
Картины Джотто с названиями помимо Падуи, Флоренции и Ватикана есть в каталогах собраний таких музеев, как Жакмар Андрэ и Лувр во Франции, в Национальной галерее искусства в Вашингтоне и в Рэйли (университет в Северной Каролине), в Париже, в Германии и в Великобритании.
До него в европейском мире принята была икона или византийская живопись. Картины Джотто ди Бондоне с названиями по библейским сюжетам говорят сами за себя. Но это отнюдь не иконы. Это и знаменитая «Мадонна Оньисанти», хранящаяся в Уффици, и картина Джотто «Бегство в Египет».
Придание библейским персонажам телесности
Биограф итальянских художников Джорджо Вазари сообщает нам легенду, бытовавшую в то время: Джотто был учеником художника Чимабуэ. И в музее Уффици рядом висят две картины, две Мадонны Мадонна Чимабуэ и Мадонна Джотто.
Когда вы смотрите на обеих Мадонн и сравниваете их, даже если вы ничего не знаете об искусстве, вы видите разницу не только между двумя художниками, но и между двумя эпохами, между двумя совершенно разными принципами. Вы видите абсолютную разницу. Вы понимаете, что они совершенно по разному воспринимают этот мир.
Картины Чимабуэ необыкновенно изысканны, изящны, можно сказать, что он художник не просто византийский, средневековый, а готический. Его Мадонна бесплотна, изумительно красива, декоративна.
Долгие пальцы, длинные руки не держат младенца, а делают знак того, что они его держат. Лицо её передает принятый в византийской живописи восточный канон: узкое лицо, долгие глаза, тоненький нос, печаль в глазах.
Это плоская бесплотная каноническая условная живопись иконы, лика. Не лица, не типа личности, а лика.
А рядом висит икона, или, скажем, уже картина, Джотто. На троне, инкрустированном, красивом троне, в стиле, который только тогда был принят, только тогда входил в моду. Такая инкрустация мрамором. Сидит женщина широкоплечая, мощная, молодая, с румянцем во всю щёку. Крепко держит руками младенца.
Прекрасная белая рубашка. Тело подчеркивает её мощь. И она спокойно смотрит на нас. В лице её нет страданий. Оно полно высокого человеческого достоинства и покоя. Это уже не Мадонна, не икона Богородицы. Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета.
То есть это и Мария, и Прекрасная дама.
Можно с уверенностью сказать, что то, что сделал Джотто в живописи, продержалось в европейском изобразительном искусстве до импрессионизма.
Именно Джотто создал то, что на современном языке называется композицией. Что такое композиция? Это то, как видит художник сюжет, то, как он как он его себе представляет.
Он выступает в роли свидетеля, участника события. Он создаёт иллюзию, будто бы лично там присутствовал.
Сопричастность действию сюжета
То есть художник сам является сценаристом, режиссёром и актером своих картин. Его творения это некий театр, в котором действуют актёры, и режиссирует этими актёрами он художник. «Я там был! Слово даю, я при этом присутствовал, а было это так», практически говорит своими творениями Джотто. Ну мыслимо ли для средневекового сознания такое утверждать!
Джотто предстаёт перед нами личностью, которая отвечает за то, что пишет. И картины его, в частности, «Поцелуй Иуды» и «Бегство в Египет», это фрески, написанные очевидцем действия.
Фреска, написанная самим художником
Примерно в 1303 году Джотто получил замечательное предложение заказ расписать маленькую церковь, которая была построена в городе Падуе на римской Арене. Биограф Джото, точнее, один из его биографов Джорджо Вазари оставляет очень интересные сведения. Он говорит о том, что Джотто приехал расписывать падуанскую церковь, ненадолго опережая свою компанию, то есть товарищей.
Точно так же, как в Средние века Андрей Рублёв писал сотоварищи, точно так же и на Западе церкви расписывал художник, имеющий большое имя, сотоварищи, то есть со своей художественной бригадой. «Поцелуй Иуды» фреска, которую он писал сам.
По всей вероятности, это одна из немногих его абсолютно авторских работ, как «Троица» Рублёва, и она действительно очень полно раскрывает личность Джотто.
«Поцелуй Иуды»: описание картины
И когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», то сразу выделяем глазами центр композиции. В этом центре происходят главные драматические события. Мы видим, как Иуда, обняв Христа, поглощает его. И эти две фигуры центральные.
Мы видим справа, как вошёл первосвященник иерусалимского храма. Он показывает пальцем на Христа. А слева мы видим апостола Петра, который хоть и отрёкся трижды, пока трижды пропел петух, но всё таки вытащил хлебный нож и отрезал им ухо.
Мы видим, как он с этим ножом кидается на Иуду, но путь ему преграждает толпа, и если мы проследим за направлением руки первосвященника и за направлением ножа, то обнаружим, что эти линии сходятся над плащом Иуды, просто на лицах.
Поэтому мы можем сказать, что центром композиции являются даже не две фигуры, соединенные вместе, а два лица. Вот с этой точки интересно данную композицию прочитывать.
Энергетика и напряжённость
Всегда о Джотто говорят с некой иронией: «Что открыл Джотто?». Например, в «Амаркорде» у Феллини, когда в школе учительница по искусству спрашивает о том, что создал Джотто, ученики хором кричат: «Перспективу».
Это очень смешно. Ведь никакой перспективы Джотто не создал. Это неправильное утверждение.
Он не перспективу создал, а другое пространство картины, где под пространством следует понимать действие, разворачивающееся перед зрителем.
Взгляните на фреску «Поцелуй Иуды». Там толпа народа. И эта толпа вошла в ночи. По тёмному небу факелы, горящие вправо и влево. Вы чувствуете движение на фоне неба.
По тёмному небу эти огни, языки пламени колеблются, вы ощущаете волнение и наэлектризованность толпы. Что интересно в массовке? То, что она отнюдь не индифферентна.
В этой массовке, если посмотреть внимательно, разработан почти каждый участник. Там есть просто невероятно переданные состояния.
Многовремённость
Джотто был первым, но и последним. Он, что называется, не только поставил, но и решил огромное количество задач, не просто создав композицию «Я, Джотто, это решение драматургическое вижу так: вот мои действующие лица, вот мой хор!», а когда проработав это психологически, когда он ещё показывает в одном действии многовремённость.
Каждая из его фресок вызывает большое изумление, и даже недоумение. Каким образом человек за одну свою жизнь, не имея прецедентов, что называется, выйдя в трансцендентный ноль, создал с чистого листа современное европейское искусство, композицию как временное действие, как причинно следственную связь, насытив ее разновременностью и очень большим количеством психологических оттенков?
Заключение
В этой статье мы более менее подробно разобрали только две картины Джотто с названиями «Поцелуй Иуды» и «Мадонна Оньисанти». Работами мастера можно восхищаться бесконечно.
На них можно смотреть часами, но и целой жизни не хватит, чтобы рассказать о всех творениях Джотто ди Бондоне, картины которого были и временем ценимы, и во времени остались.
Все они создания величайшего художника и человека, начавшего с нуля.
Источник: https://autogear.ru/article/186/010/luchshie-kartinyi-djotto-di-bondone-i-ih-opisanie/
Джотто ди Бондоне. Фрески Нижней церкви Сан-Франческо
Погруженная в полумрак, Нижняя церковь двхэтажной базилики Сан-Франческо в Ассизи построена в стиле старинной римской крипты, массивного каменного склепа, распололожена большей частью в толще холма, под ней находится крипта, где хранятся останки Святого Франциска Ассизского.
Капелла Магдалины
Капелла Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи была расписана Джотто и его учениками ок. 1310 г.
На боковых стенах размещаются сцены из жизни святой, в том числе с епископом Понтано, а на своде — медальоны с изображением Христа, Богородицы, Магдалины и Лазаря.
Площади для росписи в капелле Магдалины более обширны, чем в Падуе, и две сцены, повторяющие падуанские фрески — Воскрешение Лазаря
и «Не прикасайся ко мне!»
решены масштабнее и внушительнее. В сцене Воскрешение Лазаря те же персонажи предстают тех же позах, как и в Падуе, но в ней ощушается больший размах, жест Христа более выразителен, присутствуют более выразительные пространственные паузы вокруг фигур Марий.
В нижней части изображение Магдалины с епископом Понтано
помещено между прекрасных витых колонн, как во францисканском цикле. Декоративное построение цикла определяется наличием более низкой части, в верхней части фрески разделены плоскими карнизами.
Фрески правого (северного) трансепта. История Христа
Фрески Джотто, рассказывающие о детстве Христа, явились революционными для своего времени тем, что на них изображены реальные люди с их эмоциями в натуралистичном ландшафте.
Восемь эпизодов детства Христа: — Посещение Марии Елизаветой
— Рождество— Поклонение волхвов
— Принесение во храм
— Избиение младенцев
— Бегство в Египет
— Редкий сюжет Возвращение в Назарет мальчика-Христа с Марией и Иосифом
— Христос среди учителей
Фрески крестового свода. Францисканские Аллегории
После окончания работы по украшению капеллы Магдалины и правого трансепта Нижней церкви в Ассизи, Джотто с учениками расписа паруса свода над главным алтарем, смежным с правым трансептом. На самом видном месте изображен Святой Франциск во славе.
Эта фреска уникальна тем, что одежды святого и фон покрыты золотом, особенно если учесть масштабы росписи парусов свода.
На парусах размещены сложные аллегорическе композиции:
— Аллегория Целомудрия, или Чистоты
— Аллегория Послушания
— Аллегория Нищеты, или Венчание Святого Франциска с Нищетой
Источник: https://santo-leprotto.livejournal.com/4196.html