Урок танца
Год создания: 1879 год
Картина одного из основателей импресионизма.
Оригинальный размер: 64.5 х 56.2 см.
Музей: Нью-Йорк, Метрополитен (Metropolitan Museum of Art, New York City)
Описание: Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима. Художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность.
Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.
Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд, сделанные для обложки глянцевого журнала.
Работая над циклом картин, посвященном хореографии, Дега рассказывает и об изнанке балетного мира. Он изображает балерин не только купающимися в лучах славы и в буре оваций, художник все чаще показывает их беспредельно уставшими, измученными долгими репетициями морально и физически.
Их позы некрасивы, ноги неестественно вывернуты, загримированные лица в свете рампы выглядят страшными масками. Изображая балерин с грустной иронией, художник вступает в конфликт с официальной живописью. За этого его называют пессимистом, очернителем и любителем грязного белья.
Критик Жорж Ревьер писал о картинах Дега: «Посмотрев эти пастели, вы не пойдете больше в оперу».
Что же заставляло художника снова и снова возвращаться к теме театральных подмостков? Может быть, судьба балерин напоминала ему собственную жизнь в искусстве, не всегда безоблачную и праздничную? И, будучи практически слепым стариком, художник лепит танцующие фигурки из темного воска? Но на картине полного сил, сорокалетнего Эдгара Дега, «Урок танцев» пока еще нет и тени тревоги. Юные балерины красивы, беззаботны, легки как бабочки и полны надежд на будущее.
Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.
Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873—1875; «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж; «Танцовщицы на репетиции», 1879, МГИИ, Москва; «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж).
Описание картины Эдгара Дега «Урок танца»
Дега известен миру как художник, передающий в своих картинах невероятное изящество и утончённость балерин. Многие исследователи считают, что именно в его картинах этот вид искусства отобразился по — новому. Художник с пониманием относится к тяжёлому труду порхающих танцовщиц и восхищается их гибкостью и мастерством.
Невозможно представить себе, какой это кропотливый ежедневный труд. Ведь необходимо каждый день выполнять бесчисленные па, учиться терпению, выслушивать объективную и необъективную критику. И всё это для того, чтоб блеснуть на сцене идеально выполненным танцем, от которого публика будет в полном восторге.
В картинах Дега юные балерины похожи на маленьких фей. Мастер подчёркивает лёгкость своих вдохновительниц, но не забывает указать на их лицах отражение усталости, от которой картины становятся естественнее.
Художника всегда интересовали не только известные балерины, которые часто блистали на сцене, но и рядовые танцовщицы. Дега в каком — то смысле жил балетом. Ему было интересно всё: что делают балерины на репетициях, как готовятся морально, какие эмоции испытывают перед зеркалом, позируют ли они. Именно поэтому в картинах всегда присутствует дух естественности.
На картине изображена маленькая девочка, занимающаяся возле перекладины. По лицу видно, что она невероятно устала, но если вглядеться, можно увидеть упрямство и готовность заниматься дальше. При этом художник представляет её, как неоперившегося птенца. Она некрасива ещё, не так опытна, но вскоре изнуряющие занятия закончатся, и перед нами предстанет дива — лебедь.
Музыкант кажется замечтавшимся, его мысли скользят где — то вдалеке. А девочка старательно выводит элементы и повторяет па, неотрывно глядя на него, словно пытаясь угадать его мысли.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Urok_tantsa1/
Эдгар Дега
Перфекционист, доходящий в работах до обезоруживающей гармонии форм и цвета, Илер-Жермен-Эдгар де Га известен миру как яркий представитель импрессионистского движения. Ту невесомость и грацию, которую он являл миру посредством холста, в действительности невозможно заключить в рамки одного конкретного направления.
Детство и юность
Будущий художник родился 19 июля 1834 года в семье преуспевающего банкира. Отец Огюсто де Га являлся организатором неаполитанского торгового дома. Мать Селестина Мюссон была дочкой брокера хлопковой биржи.
Глава семейства содержал жену и детей, а Селестина, как хранительница домашнего очага, поддерживала уют и порядок в доме. Мать скоропостижно скончалась, когда мальчику не было и 13 лет.
Художник Эдгар Дега
Эдгар рос способным ребенком: увлекся латынью и историей. Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что юриспруденция – это не его.
Огюсто хотел, чтобы старший сын получил образование и пошел по его стопам, унаследовав в дальнейшем семейный бизнес. Узнав о намерении сына бросить университет, он решает не довлеть над отпрыском, предоставляя Эдгару возможность выбора.
Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств, где наставник Ламотт прививает юноше любовь к лидеру европейского академизма Ж.Д. Энгру.
Эдгар Дега в молодости
Эдгару повезло родиться в семье аристократов. Парень никогда не испытывал трудностей, связанных с нехваткой денег. Пока другие начинающие художники боролись с голодом и с опаской смотрели в завтрашний день, юноша в 1856 году решает оставить учебу и на 2 года уезжает в Испанию.
Там молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса.
Окрыленный юноша по возвращению в Париж открывает мастерскую, создавая ряд произведений на исторические сюжеты.
Автопортрет Эдгара Дега
Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, в рамках своего творчества объединить античность и современность у Дега не вышло.
Знакомство с Эдуардом Мане, случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе «Гербуа». Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности.
Эдуард Мане
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность.
Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
В дальнейшем эти воспоминания помогали передавать ритм городской жизни, создавая детализированные образы людей, мест и событий.
Портрет Эдгара Дега
Материальное благосостояние позволяло Эдгару пребывать в вечных поисках себя. Живописец нарушал каноны, экспериментировал со светом, формой, издевался над композицией – в общем, делал все возможное и невозможное, чтобы новое видение создало эффект свежести работ.
В результате творческих скитаний творец сумел добиться точной выветренности композиционного строя полотен, в которых больше не было ничего случайного. Все элементы подчеркивали смысл сюжета.
Живопись
Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.
Тема балета фигурирует в творчестве многих художников. Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.
Картина Эдгара Дега «Голубые танцовщицы»
Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью. Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места.
Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж.
Асимметричность композиции и неравномерный обрез краев говорит об увлечении художника фотографией
Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.
Картина Эдгара Дега «Джентльмены на скачках: перед стартом»
Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.
Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет. В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.
Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.
Картина Эдгара Дега «Абсент»
Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.
Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия». В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана.
Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время.
О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.
Картина Эдгара Дега «Площадь согласия»
Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора. После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.
Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей. Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».
Картина Эдгара Дега «Гладильщицы»
Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением. Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.
Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья. Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.
«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.
Картина Эдгара Дега «Танцевальный класс»
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем, и секунда бездействия, как смерть.
Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.
Личная жизнь
Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. На полотнах колориста часто появлялись образы обнаженных женщин, но достоверно известно, что мэтр не имел близких отношений ни с одной из муз.
Автопортреты Эдгара Дега в шляпе
Любитель широкополых шляп с глазами, отражавшими печаль всего мира, предпочитал гордое одиночество шумным компаниям. Нелюдимый художник не переносил повышенного внимания к своей персоне.
Из-за столь отстраненного образа жизни и привычки вечно бормотать что-то себе под нос друзья и родные ласково называли его «медвежонком».
Скульптуры Эдгара Дега
Являясь свободолюбивым человеком, живописец отрицательно относился к институту брака. По заявлениям биографов, меланхоличный перфекционист не нуждался в физической близости. Скульптор любил глазами и получал удовольствие путем созерцания женского тела.
Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Гений импрессионизма считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения. Восхищение было исключительно духовным.
Сюзанна Валадон
Примечательно то, что даже после публикации серии работ «Сцены в закрытых домах», посвященной легкодоступным женщинам, никто и на долю секунды не усомнился в непорочности мэтра.
Единственно приемлемое состояние души творца – одиночество. Его он сознательно выбрал в качестве верного спутника жизни.
Смерть
Бесконечно печальными были последние годы жизни Дега. Незрячего гения, бесцельно слонявшегося по улицам Парижа, поглотил горестный пессимизм. Ему было неописуемо больно от того, что у него больше нет возможности созерцать жизнь, движение которой он запечатлевал своей волшебной кистью.
Живописец скончался в Париже 26 сентября 1917 года.
Памятник на могиле Эдгара Дега
Попрощаться с товарищем пришли его приятели: Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.
Известно, что Дега на дух не переносил болтовни. Поэтому при жизни попросил Форена отказаться от траурной речи и закончить простой незамысловатой фразой:
Произведения
- «Этюд рук» (1860)
- «Начало охоты» (1863-1865)
- «Всадники на дороге» (1864-1868)
- «Интерьер» (Насилие) (1868-1869)
- «Побережье в Эббе» (1869-1870)
- «Танцевальный класс» (1871-1874)
- «Площадь Согласия» (1875)
- «В кафе» (абсент) (1876)
- «Женщина за туалетом» (1876-1877)
- «Диего Мартелли» (1879)
- «Оперная ложа» (1880)
- «Лица преступников» (1881)
- «Гладильщицы» (1884)
- «В танцевальной студии» (1897)
- «Голубые танцовщицы» (1899)
- «Балерины за кулисами» (1900)
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/5110-edgar-dega.html
10 самых известных картин Эдгара Дега
Знаковые работы известного импрессиониста Дега.
Хотя Эдгар Дега старался дистанцироваться от движения, работы его авторства считаются одними из основополагающих стиля импрессионизма, который, среди прочего, характеризуется точным изображением света, яркими цветами и откровенными позами героев. Большинство его работ написаны на тему танца. Художник как никто другой славился своим умением захвата движения. Вот 10 из его самых известных картин.
#10 Дамский магазин
Год создания: 1884–1890
Миллинери являлась дизайнером и производителем головных уборов. На этой картине изображена женщина изучающая одну из шляп в магазине. Переход к заводскому производству превзошел ручную работу по многим параметрам, и эта картина — своеобразная дань художника к умирающей профессии, которую тот любил и уважал.
#9 Хлопковая контора в Новом Орлеане
Год создания: 1873
«Хлопковая контора» ознаменовала поворотный момент в карьере художника, подарив ему признание и финансовую стабильность. На картине изображен бизнес дяди живописца — Мишеля Муссона, занимающегося хлопком в брокерском деле.
#8 Звезда
Год создания: 1878
Дега известен работами, изображающими танцоров, в частности балерин. В то время как большинство из них сосредотачиваются на репетициях и подготовке к выступлению, эта работа показывает на сцене одинокую балерину. Позади неё темная фигура, вероятно, покровитель. На данный момент танцовщица купается в славе своего выступления. Именно в это время Дега начинает мастерски захватывать движение.
#7 Площадь Согласия
Год создания: 1875
Площадь Согласия является одной из главных общественных площадей Парижа. Произведение изображает курение сигары виконта Людовика-Наполеона Лепика с дочерьми и собакой, пересекающими парижскую площадь. Персонаж слева — писатель Даниэль Галеви, друг Дега.
#6 Женщина, вытирающая себя после ванны
Год создания: 1895
Произведение относится к известной серии работ, изображающих обнаженных женщин во время купания, расчесывания и т.д. в которой, зачастую, героини находятся в неудобных позах. Реакция на серию была неоднозначна и удостоилась как критики, так и похвалы. Некоторые критики обвиняли автора в женоненавистничестве, как видно, беспочвенно.
#5 Репетиция балета на сцене
Год создания: 1874
К концу жизни Дега постоянно углублялся в любимую тему, изображая балерин на работе и репетициях. Он изобразил их в сотнях различных ракурсах и позах. Данная картина изображает одну из таких работ. Один из самых знаменитых шедевров интересен необычным контрастом в выражениях и жестах танцоров.
#4 Изнасилование
Год создания: 1868–1869
Так же известная как «Похищение» и «Интерьер» — наиболее театральная композиция художника, изображающая человека и частично обнаженную женщину. Сюжет сцены остается загадкой. Анализ учеными литературных произведений того времени, из который, возможно, была почерпнута композиция, не дал результатов. Таинственности изображению придает мастерское использование света и тени.
#3 Портрет Беллелли
Год создания: 1858–1867
Одна из ранних работ мастера изображает его тетю Лору с мужем Дженнаро, их дочь Джулию и Джованну. Лаура беременна и одета в черное, так как недавно умер её отец, который показан на портрете позади. Этот портрет интересен захватом напряженности и эмоциональным отдалением среди членов семьи.
#2 Танцевальный класс
Год создания: 1871–1874
Эдгар был постоянным посетителем старой Парижской оперы и даже имел доступ к классам танца, так как был другом Жюлем Перро, известного балетмейстера. Художник наблюдал и фиксировал самые спонтанные и естественные движения танцоров. В этой амбициозной работе художник мастерски изображает смущение и движения балерин.
#1 Абсент
Год создания: 1876
Самая известная картина Эдгара Дега — представление растущей социальной изоляции в Париже, на стадии бурного роста. Женщина тускло смотрит в окно, перед ней стоит бокал абсента. Рядом с ней сидит мужчина, похожий на алкоголика.
Эта парочка сидит в известном парижском кофе «Новые Афины». Английские критики высказали мнение о том, что фигуры на картине шокирующие, неуклюжие и пропащие.
В настоящее время работа известна своей уникальностью и по сей день оказывает влияние на других художников.
Источник: https://artrue.ru/style/impressionism/10-izvestnyx-kartin-edgara-dega.html
Современное искусство по кусочку. Импрессионизм. Часть 2
Опубликовано пользователем сайта
В предыдущей части я остановилась на том, что одним из источников вдохновения для творчества импрессионистов были японские ксилографии — укиё-э. Особенно любили асимметрию в композиции — характерный прием укиё-э для усиления эмоциональной выразительности, когда правая часть рисунка больше левой.
Кацусика Хокусай (1760-1849)
Кроме асимметрии, укиё-э прельщает своей упрощённостью, рисунком на манер комикса. Эдгар Дега (1834-1917) взял немало из японской графики. В частности его впечатлил Утагава Хиросигэ. Еще раз приведу здесь его станцию Оцу, чтобы было нагляднее.
Утагава Хиросигэ, Станция Оцу (1848-1849)
Композиция построена таким образом, что зритель будто подглядывает за происходящим сверху. Такой эффект камеры наблюдения. Благодаря диагонали, проведенной снизу вверх создается ощущение движения и взгляд движется вдоль этой прямой.
Важный момент: Хиросигэ обрезает композицию, усиливая динамику. Вообще, этот прием характерен для укиё-э. В европейской живописи такое «обрезание» не использовалось.
Всё же композиция так или иначе выстраивалась в рамках полотна или поверхности, на которую оно наносилось.
Дега решил исправить ситуацию.
Эдгар Дега, Танцевальный класс, 1974
Стоит ли отмечать, что Дега совершенно игнорирует принципы написания картин, провозглашаемые Академией. Полотно говорит само за себя. Композиция строится по диагонали от нижнего левого угла к верхнему правому, ракурс приподнят, а изображение обрезано «по живому». Благодаря этому, картина не выглядит статичной. Создается эффект только что схваченного мгновения. Хотя это далеко не так.
Эдгар Дега, Автопортрет с приветствием, 1866
Сам Дега признавался: » Нет искусства менее спонтанного, чем у меня». И в этом смысле он действительно далек от импрессионизма. Дега не увлекался живописью на пленэре, работал в мастерской с предварительными набросками. Если для Моне наиболее важным был свет и цвет, то для Дега — движение и ракурс.
Возможно, именно поэтому двумя излюбленными сюжетами для него стали балерины и лошади. И те, и те отличаются ярко выраженной физиологичностью — их тела интересно рисовать в динамике, с разных точек. Но балерины Дега — не воздушные, эфемерные создания.
Они показаны в моменты, далекие от романтики — изнурительные репетиции, раздевалки, закулисье.
К каждой картине он тщательно готовился, анализируя и изучая человеческую анатомию сродни тому, как это делал в свое время да Винчи.
Способ воссоздать непосредственное ощущение движения Дега подсказали не только японские графики. Многому он научился у нового и быстро развивающегося искусства фотографии. В частности, у Эдварда Мейбриджа (1830-1904) — первопроходца в этой области. Его, теперь уже знаковые работы — серии снимков поэтапно запечатлевающих движение лошадей и людей.
Эдвард Мейбридж
Дега изучал и копировал их перед тем, как приступить к работе над картиной. Вообще, Эдгар Дега был импрессионистом более по своим новаторским методам, нежели по духу. Скрупулезность, тщательная проработка композиции, пристальное внимание к анатомии и главное — верность линии и контуру. Манера, отсылающая нас больше к академии, нежели к спонтанным зарисовкам на плэнере.
Если знать, что Дега был в свое время дружен с Жаном Огюстом Домиником Энгром — классиком академизма — все становится вполне понятно. Еще раз Энгр для наглядности)
Жан Доминик Энгр, Большая Одалиска, 1814
Кстати, пока искала Одалиску, столкнулась с современным искусством «в действии»))
Вот кто-то серьезно вдохновился)
Традиционалист до мозга костей, Энгр внушил своему коллеге понимание рисунка как основы картины. Дега действительно стал прекрасным рисовальщиком, умевшим рисовать не хуже старых мастеров ( как Пикассо и Матисс, кстати). Это бросается в глаза в «Коляске на скачках».
Эдгар Дега, Коляска на скачках, 1869-72
Опять привет японцам — теперь по диагонали мы видим коляску с парочкой буржуа. Изображение безжалостно обрезано спереди, таким образом Дега усиливает динамику композиции. Но главное — рисунок. Это не небрежные штрихи, свойственные импрессионистам.
Здесь — кропотливая длительная работа, аккуратно и грамотно положенные краски. Даже критикам пришлось признать за Дега умение рисовать. Возможно, в них затеплилась надежда на то, что современное искусство можно соединить с искусством старых мастеров и таким образом продолжить традицию.
К слову, сам Дега тоже стремился к этому. Собственно он себя называл реалистичным художником.
Да, действительно, его нельзя назвать полноценным импрессионистом, как Моне, Ренуара и Писсарро, но многое в его работах созвучно методу коллег. Сюжеты современной жизни, яркая палитра, видимая небрежность исполнения и стремление ухватить ускользающий миг.
Кстати, у Дега есть еще одна интересная особенность. Во многих портретах он заметно смазывает лица. В некоторых случаях становится даже жутковато, особенно на контрасте с прорисованными фигурами, руками и платьем.
Раскол в группе, соединившей столько ярких индивидуальностей, был неизбежен. Накануне выставке 1886 года в Париже, уже известное сообщество художников было на грани распада. Но окончательное разделение произошло не на почве творческих разногласий. В дело вмешалась политика.
Камнем преткновения стало «дела Дрейфуса» в сер 90х. Собственно, это дело посеяло раздор среди всей Франции. Альфред Дрейфус — капитан французской армии еврейского происхождения был ложно обвинен в измене ( передаче немцам секретных документов) и сослан в тюрьму. Позже появились доказательства его невиновности.
Дега, Ренуар и Сезанн разделили антисемитскую позицию военных, подставивших Дрейфуса намеренно. Ренуар даже писал, что никогда больше не будет иметь дело с евреями. На минуту, Камиль Писсарро — идейный вдохновитель группы — был евреем. Его поддержал Моне и писатель Эмиль Золя, который перенял эстафету Бодлера в деле защиты современного искусства.
Несмотря на раскол, импрессионисты уже сделали себе имя. 1886 год был их звездным часом — Дюран-Рюэль организовал выставку в Америке. Ее ошеломительный успех вполне передают слова самого торговца:
«Американская публика не смеется и не обсуждает новинки. Она просто покупает».
Очень правдоподобное описание того, что будет происходить на рынке современного искусства во второй половине XX века.
Продолжение следует)
Немного тех, о ком почти ничего не сказала:
Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919)
Камиль Писсарро (1830-1903)
Альфред Сислей (1839-1899)
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/131447_sovremennoe-iskusstvo-po-kusochku-impressionizm-chast-2
Балет Здгара Дега
На этот пост о балете меня подтолкнул выпуск «Нереальной политики» с Тиной Канделаки, Андреем Колесниковым и главное, гостьей программы, Анастасией Волочковой.Эдгар Дега.Репетиция балета. 1873. Холст, масло.45,8 x 61.Кембридж (штат Массачусетс). Художественный музей Фогга.
Балет Эдгара Дега
Огромную роль в творчестве Дега сыграло балетное искусство. Он увлекся балетом в 70е годы и до конца дней оставался его поклонником.«Карандаш и уголь, масло и пастель, нежно-серые гризайли и яркие гармонии, отдельные фигуры и многолюдные композиции- все эти пути были испробованы Дега для новых и новых воплощений завладевшей им темы».
Балет для Дега- это некий живой организм, это совершенно особый ритм жизни, который очень сложно понять и принять. Балет – это, прежде всего, тяжелый труд, это долгая изнурительная работа, предвосхищающая грандиозное действо, интересующее художника меньше всего. Для него не существуют некоего идеала, некоей прима-балерины, задаренной цветами, любовными посланиями и восторженными взорами.
«Балерина Дега – существо всецело телесное, физическое; это живой автомат – кости и мускулы, облеченные газом и шелком, юбочкой и трико. Ее пляска не одухотворена и не осмысленна внутренним переживанием, это – движение, только движение.
Ее мимика, ее выражения – они не сводятся к пресловутой и трафаретной улыбке, sourire de la danseuse, которая должна расцвести на сцене, или к гримасе усилия, с которой она обучается своему трудному искусству».
Любопытны записи, сделанные Эдмоном де Гонкуром в 1874 году: «Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из их арабесок.
И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи».Одна из самых ранних работ балетного цикла – «Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (1872). В просторном танцевальном зале идет репетиция балета.
Три танцовщицы расположились у станка, в левом углу, среди группы балерин справа, находятся хореограф и скрипач. Передний план пуст, лишь деревянный стул заполняет пространство, чуть левее молодая танцовщица, она замерла в ожидании указаний и советов хореографа.
Между этой одинокой фигуркой и преподавателем танца возникает некое напряженное пустое пространство, оно усиливает чувство одиночества и страха, ведь сейчас все внимание обращено только на нее, сейчас она не должна ошибиться. Но, не смотря на живописные группы танцовщиц, все же центром композиции является пустое пространство, и взгляд зрителя сосредоточен на зеркально-гладком полу.
Интересен колорит картины, спокойные бежево-серые тона стен прекрасно сочетаются с воздушными белоснежными нарядами балерин. До блеска начищенный пол будто сливается с арочным зеркалом в стенной нише.
«Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (1872)В «Танцевальном классе» 1874 года, из музея Метрополитен в Нью-Йорке, – небольшое помещение, с низким потолком и деревянным полом, составленным из многочисленных досок.
Возможно, могло бы создаться ощущение тесноты и невыносимой летней духоты, если бы не зеркало, которое отражает в себе огромное окно, светлое небо и две призрачные фигурки балерин (будто возникающих из ниоткуда и ненаблюдаемых больше нигде в пределах картины).
Вдоль зеленой стены рассредоточены фигуры юных балерин, каждая изображена в особой позе, кто-то старается показать все свое мастерство, кто-то, устав от репетиции, просто отдыхает, прислонившись спиной к стене, на заднем плане можно разглядеть дам в шляпках, возможно, они зашли полюбоваться танцем своих дочерей, а возможно, это фрейлины, сопровождающие своих послушниц и беспрестанно наблюдающие за бедняжками…Одинокая фигура справа, чуть в стороне от всех – великий мастер романтического балета Жюль Перро, облаченный в светлый льняной костюм, он опирается на деревянную трость и внимательно наблюдает за танцующей перед ним юной балериной, вероятно, спустя мгновение он вынесет свой вердикт…Существует еще одна версия «Танцевального класса», но 1873–1875 года, из парижского музея Орсэ. Все тот же зеленый, но слегка измененный зал, зеркало обрамлено темными, будто малахитовыми колоннами. Две танцовщицы на первом плане изображены в другом ракурсе, одна из них, пытается прийти в себя, ее голова запрокинута назад, а рука тянется к уставшей спине, чтобы хоть немного привести в рабочее состояние позвоночник и мышцы. Другие же, будто, парят с необыкновенной легкостью над темным полом, под зорким взглядом балетмейстера, изображенного в той же самой позе, что и на нью-йоркской картине.»Танцевальный класс» 1873-1875.В этих девочках еще можно разглядеть всю ту хрупкость и изящность, присущую только юному возрасту. В более поздних работах Дега изящества будет все меньше и меньше, его работы будут отражать всю трагическую историю балерины: «вот она – еще худенькая девочка и уже преждевременная женщина с жеманно поджатыми губками, в декольтированном корсаже, рядом с сестрой в коричневом гимназическом платьице, которую ждет та же участь. Вот и самые упражнения ее, чуждые всякого подъема и увлечения и скучные, как этот серый парижский день, льющий свои холодные волны через громадные окна фойе-упражнения, утомляющие до той же неистовой рабочей зевоты, которую мы видим у «Гладильщицы»».Картина «Репетиция балета на сцене» из музея Орсэ, 1874 года скорее напоминает фотографию, благодаря своим колористическим особенностям. Мы, словно, наблюдаем откуда-то сверху за репетицией балета. В то время как одна группа балерин отрабатывают свои пируэты, другая группа, располагающаяся в левом углу, отдыхает. Вот, девушка присела на скамейку, она сидит спиной к зрителю и почесывает спину. А другая, лениво потягивается и зевает. Кто-то перевязывает ленты на пуантах, кто-то просто стоит, умирая от скуки и невыносимости нескончаемого дня. Невозможно различить лица балерин, они неотличимы друг от друга, в них нет никакой индивидуальности, невозможно представить, что спустя какое-то время эти изможденные девушки перевоплотятся в дивных принцесс и крылатых фей, будут порхать над сценой Гранд Опера и сводить с ума поклонников.«Репетиция балета на сцене» 1874.В «Репетиции на сцене» 1874 года из музея Метрополитен, появляются два новых персонажа – бурно жестикулирующий балетмейстер и вальяжный, почти сползающий со стула мужчина. Фигуры балерин далеки от сложившихся в 20 веке балетных канонов. Они приземисты и коренасты, их шеи коротки, их лица грубы, в них полностью отсутствует какое-либо вдохновение, им чужд восторг, и кажется, что только лишь мечта о славе может сподвигнуть их на продолжение занятий.«Урок танца», 1879 года из Метрополитена, дает нам четкое представление о несчастной судьбе совсем еще юного существа, не понимающего, зачем она здесь и кому это нужно. Она стоит у станка, уставшая и бесконечно одинокая, в воздушной газовой пачке, с повязанным на боку белоснежным атласным бантом, ее наряд, будто, весь соткан из тысячи бликов. Девочка скорее напоминает заводную куклу, запрограммированную на определенные действия, она, словно марионетка, призванная служить своему кукольнику, а он, беспрестанно следит за каждым ее движением. Ее взор обращен на него, но для нас он невидим, и только печальный скрипач, наполняет танцевальный зал прекрасной мелодией. Здесь воздух пропитан разобщенностью человеческих душ, здесь исчезают понимание и доброта, здесь будет забыто еще одно детство и незаметно промелькнет еще одна жизнь.»Урок танца» 1879.В работе «Танцовщицы у палки», 1876–1877, две балерины, неловко закинувшие ноги на палку, разрабатывают суставы и кости. Они посвящают себя беспросветным дням бесконечных репетиций, мечтая о триумфальных выступлениях и всеобщем признании.«Танцовщицы у палки» 1876–1877.И вот, одна из них уже танцует на большой сцене – «Звезда» 1876-1877г. Художник запечатлел ее в момент грациозного па, и кажется, что счастье переполняет ее в этот миг, и что теперь значат испытанные в танцевальных классах муки, по сравнению с мигом славы? Ее наряд сияет в свете рамп, черная ленточка на шее изящно развевается и вторит летящим движениям танца. «Здесь художник, работая пастелью, словно соревнуется в виртуозности со своей героиней. Его штрихи- то тонкие и протяжные, то густые и отрывистые – переливаются перламутровыми оттенками в облачном сгустке многослойного муслина. Особенно великолепно мгновенные касания красного, падающие цветочной россыпью на тюнику балерины. Стремительный танец руки, долгие скольжения и быстрые броски пастели как будто внушены мимолетностью балетных образов». А где-то на заднем плане ожидают своего выхода остальные балерины и за декорацией можно разглядеть фигуру режиссера в черном костюме, но сейчас они второстепенные герои, и лишь та, которая танцует в праве зваться царицей сего действа.«Звезда» 1876-1877.«Балерина с букетом цветов» предстает перед зрителем в глубоком реверансе. Сегодня она блистала на этой сцене и скромный букет цветов, преподнесенный ей одним из поклонников, сулит ей невиданный успех. А на заднем плане изображены танцовщицы с веерами, две из них присели под соломенный зонтик, грациозно склонив, друг к другу головки, балерина в алом венке отдыхает, опершись на основу зонта, четвертая балерина, чуть выставив ножку вперед, собирается прошествовать в другую часть сцены. Как интересно распределяет Дега живописные группы танцовщиц, если в правой части балерины тонки и изящны, то в левом углу мы найдем лишь грубых, коренастых девушек. И, кажется, что кто-то совершил нелепую ошибку, облачив этих безликих существ, в столь прекрасные воздушные наряды, украсив их волосы чудесными цветами. А где-то вдали, виднеется голубое небо и горы и, глядя на них, совершенно забываешь, что это всего лишь декорации и традиционная уловка театрального художника.»Балерина с букетом цветов» около 1877.В картине «Балерина у фотографа» 1875 года из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина невероятно насыщенный колорит становится доминирующим началом картины. Танцевальный зал скорее напоминает некое подводное царство, старый древесный пол будто устлан морскими травами, а сквозь огромное окно, омытое прозрачными водами, виднеется, окутанный синей дымкой призрачный город. Посреди зала, в несколько нелепом па застыла молодая танцовщица, она позирует невидимому фотографу, ее руки воздеты над чуть запрокинутой головой, а полупрозрачная пачка не может скрыть от любопытного зрителя далеко не изящные ножки, скованные тугими пуантами. «Острота и гротескность женской фигуры, в которой больше животного, нежели человеческого, смягчена нежной туманностью, насыщенной голубовато-морской гармонией, а холодная монотонность последней изящно оживлена пикантностью кораллово-алых губок балерины и бутоньерки, приколотой к ее поясу…» Дега постоянно сопоставляет природною красоту с человеческим несовершенством. «Этот контраст красоты вещей, красоты природы, города, света и воздуха и некрасивых. В ЧЕМ-ТО ДУШЕВНО И ФИЗИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ ПРЕСЛЕДУЕТ Дега повсюду»…«Балерина у фотографа» 1875.Совершенно иное ощущение вызывает картина «В театре», 1880 года из Парижа. Прежде всего, в глаза бросается пестрота театральных костюмов танцовщиц, взгляд зрителя устремляется в глубину сцены, на которой танцуют балерины, а разноцветных нарядах, оранжевых, голубых, желто-зеленых, схожих с красочным оперением, какой-нибудь диковинной птицы. И лишь спустя миг взгляд падает на терракотовые перила ложа, на которые манерно опирается женская рука в белой перчатке, держащая бинокль. В правом углу фрагментарно изображен веер из павлиньих перьев. Нам не дано видеть сидящую даму, и мы можем только догадываться, кто является обладательницей этих прекрасных аксессуаров. Танцующие балерины, будто не подозревают о чьем-то присутствии в верхней ложе и о том, что в любой момент их могут начать разглядывать в бинокль, словно какую-нибудь пеструю бабочку, оказавшуюся под микроскопом.Пастель «Танцовщицы на сцене» (или «Зеленая танцовщица»), ок.1880, поражает, прежде всего, мастерски выполненным, вертикально вытянутым форматом. Фигуры трех танцовщиц буквально взмывают вверх, их летящие бирюзовые пачки, обрамленные по краям каймой лучистых искорок, прекрасны и невесомы, будто крылья стрекоз. Руки танцовщицы, находящейся в центре композиции распростерты и ее левая рука, кажется, сливается с поднятой ножкой невидимой балерины, стоящей чуть ниже, в свою очередь ее правое колено плавно переходит в рисунок пачки иллюзорной танцовщицы, скрывшейся за пределами картины. По контрасту с «зеленой» группой балерин, на заднем плане сияют в пламенных одеяниях девушки из кардабалета, причем, в отличие от зеленых танцовщиц они расположены строго по горизонтальной линии. «Раздвижное», распахивающееся веером пространство великолепно передает динамику сходящихся и расходящихся балетных группировок».«Танцовщицы на сцене» (или «Зеленая танцовщица») ок.1880.Существует несколько иная версия «Танцовщицы на сцене» из Художественного музея в Далласе, 1882–1884 гг. Практически то же построение композиции, что и в предыдущей работе, но здесь доминирует четкая перспективная вертикаль и полностью отсутствует горизонтальное начало. Вереница переплетенных рук и сливающихся полупрозрачных тканей балетных нарядов тянется от нижнего правого края картины и постепенно растворяется в иллюзорном пространстве верхней части картины.Около 1898 года была написана одна из лучших картин Эдгара Дега – «Голубые танцовщицы» (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Своеобразный, крупный план, срезанные фрагменты лиц и платьев, безусловно, напоминают фотографию. Работа выдержана в глубоких, насыщенных тонах. Несмотря на то, что действие происходит на сцене, как и в «Танцовщице у фотографа» создается впечатление некоего водного пространства, но если изображенное в прежней работе ассоциировалось с морскими или даже океанскими безднами, то в «Голубых танцовщицах» распознается мотив заросшего кувшинками пруда.«Голубые танцовщицы» ок. 1898.Фосфоресцирующий синий цвет платьев придает всему происходящему некоторый мистический оттенок. «Голубые танцовщицы», словно прекрасные неземные создания, кружатся в чарующем танце воды. Желтые цветы, украшают их волосы, а одеяния сливаются с иллюзорным небом и водой.
Случайность и фрагментарность изображаемого события становятся главными художественными принципами Эдгара Дега.
Спасибо сюда. Проиллюстрировано мной.
Много репродукций Дега.
Источник: https://art-shmart.livejournal.com/12310.html
Дега Танцевальный Класс
Другие нимфы уже поникли, опустили головы и сгорбили плечи – усталость дает знать о себе. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», – сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему.
Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки).
Дега очень часто обращался к теме танцовщиц, но он отнюдь не был эротоманом. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях. На тему танцовщиц Дега в сильной степени повлиял Оноре Домье. Перро беседует с балериной с зеленой лентой на пачке.
Описание картины Эдгара Дега «Танцевальный класс»
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Он говорил по этому поводу: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Эдгар Дега – Танцевальный класс
Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. А балерины на переднем плане пока ожидают своей очереди, чтобы предстать перед мастером.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи.
На картине – последние минуты урока.
Именно в «репетиционных» полотнах Дега прослеживается двойная работа художника – разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.
Художник запечатлел конец урока или перерыв. «Танцевальный класс» – одна из самых известных работ Эдгара Дега.
Яркие краски поясов, костюмов и других украшений выражают энергию и элегантность танцовщиц, падающий справа свет подчеркивает их позы.
На картине зрители видят танцевальный класс мастера Жюля Перро, стоящего во властной позе. В сущности выбор не так уж плох. В произведении явлена сущность балета – это, прежде всего, тяжелый труд, это долгая изнурительная работа, предвосхищающая грандиозное действо. За этого его называют пессимистом, очернителем и любителем грязного белья.
Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину».
«Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, вот таким образом его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей.
В конце концов он стал за сценой «своим» человеком. Картина «Танцевальный класс» (87х75, холст, масло, около 1871-1874 годов) стала первым полотном Дега большого формата с изображением танцовщиц.
Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873—1875 «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж «Танцовщицы на репетиции», 1879, МГИИ, Москва «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж).
Дега же стал одержим тем, чтобы показать закулисье, мир танца без прикрас и заигрываний. Их позы некрасивы, ноги неестественно вывернуты, загримированные лица в свете рампы выглядят страшными масками. Результат этого процесса – выступление на сцене, красота и изящество движений танцовщиц.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Следует также отметить, что изображение танцовщиц на картинах Дега лишено какого-либо личного человеческого контакта.
Ракурс несколько необычен — зритель видит все происходящее немного сверху.
Балетный класс, Эдгар Дега, 1881
Неудавшийся арабеск заставил ее сделать неловкое движение. Вид отчужденного замерзшего Парижа за окном усиливает чувство одиночества. Критик Жорж Ревьер писал о картинах Дега: «Посмотрев эти пастели, вы не пойдете больше в оперу».
Произведение Эдгара Дега «Танцкласс» представляет строго выверенный, подчиняющийся определенным правилам процесс репетиции балерин их сложный многочасовой труд по физическому самовоспитанию, тренировку выносливости.
Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар. Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет.
«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины.
Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима. В этом их сила и слабость. Танцовщицы, расположившиеся вдоль стены студии, репетируют.
Описание картины Эдгара Дега «Танцевальный класс в Опере»
Композиция строится вокруг пожилого преподавателя.
Вот одна из записей в «Дневнике» Эдмона де Гонкура: «Вчера я провел целый день в мастерской удивительного художника по имени Дега.
Однако, несмотря на всю их легкость, видно, что балет — это тяжелый физический труд. Класс предстает как ячейка, в которой происходит формирование каждой из балерин. В сущности выбор не так уж плох.
Танцевальный класс (Балетный класс)
Художник не более чем беспристрастный наблюдатель сцены. Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме.
Все внимание сосредоточено на танцовщицах, вот таким образом фон сведен к минимуму.
В полотне отображен тот миг, когда всё прекрасное уже завершено и юные богини, только-только отбросив высокопарность, спускаются с небес на бренную землю, в быт.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201803/dega-tancevalnyy-klass/