Описание картины эдварда мунка «больная девочка»

Отчаяние художника Эдварда Мунка приводит к картине «Больная девочка»

Если вы думаете, что самым несчастным художником на свете был Винсент Ван Гог, значит, вы не слыхали об Эдварде Мунке. По сравнению с Мунком, жизнь Ван Гога выглядит сплошным весельем. По крайней мере у Ван Гога было счастливое детство.

Что касается Мунка, странно, как он вообще выжил и, более того, нашел в себе силы трансформировать свои страдания в экспрессивное искусство. Самым известным выражением его горестной тоски стали картина и литография «Крик», вопль, вырвав­шийся из глубин Вселенной.

В конце концов мальчик, не надеявшийся дожить до зрелого возраста, умер восьмидесятилетним стариком, обеспеченным и почитаемым.

Он так и не сумел прогнать своих демонов, но выдавил их, как краску, на холст, оста­вив нам в наследство искусство, пронзительно выражаю­щее человеческую боль.

Эдвард Мунк был сыном Кристиана Мунка, армейского врача, который познакомился и сочетался браком с Лорой- Катериной Бьолстад, когда его полк в 1860-е годы квар­тировал в маленьком норвежском городке Лётене. Там родились первые двое детей: Софи в 1862 году и Эдвард в 1863 году. Через год семья переехала в Христианию (ныне Осло), где на свет появились еще трое детей — Ан- дреас, Лора и Ингер.

Лора-Катерина, вероятно, заболела туберкулезом еще до замужества, и Мунк на всю жизнь запомнил, как она кашляла кровью в платок. Она умерла в 1868 году на гла­зах у Софи и Эдварда. Утрата жены усугубила свойствен­ный Кристиану кальвинистский фатализм, которым он ще­дро делился с детьми.

Мунк так боялся смерти и вечного проклятия, что просыпался ночью в ужасе, думая, что он уже умер, и спрашивал себя: «Я в аду?» Бронхиты и про­студы каждую зиму только добавляли страхов; в тринад­цать лет он начал кашлять кровью.

Он одолел болезнь, но его сестре повезло куда меньше — год спустя Софи умерла от туберкулеза.

 От горестной атмосферы в семье, где постоянные утраты сочетались с суровой бедностью, Мунк спасался, как мог, хотя возможности у него были ограничены. Он находил ра­дость в рисовании; рисовал углем, забравшись на печь.

Но Кристиан, считавший художников развратниками и без­божниками, отправил сына учиться на инженера. Проучив­шись год, Мунк сказал отцу, что хочет стать художником. Несмотря на яростное сопротивление Кристиана, Мунк поступил в Норвежский институт искусств.

Он быстро до­казал свою состоятельность как художник, и, возможно, отец смягчился бы, работай Мунк в традиционной мане­ре, получая стипендии, продавая картины и не нуждаясь в деньгах. Но Мунк связал себя с наиболее радикальным искусством.

Он также подружился с богемной компанией, в которой читали Ницше и оправдывали самоубийство. В 1885 году Мунк уже не мог избавиться от похмелья без утренней дозы алкоголя, и у него был роман с замужней женщиной.

Тогда же он начал работу над своим первым шедевром «Больная девочка», на котором он изобразил свою сестру Софи на смертном одре.

Когда он работал над картиной «больная девочка», слезы текли у него по лицу; под влиянием нахлынувших чувст он взял бутылку с растворителем и плеснул его на холст — на кар­тине образовались потеки краски.

Мунк выставил картину в октябре 1886 года в надежде, что публика оценит ее эмо­циональную глубину. Но его лишь высмеяли.

Больная девочка

Удрученному Мунку негде было искать утешения. Дома недовольный отец молился о спасении его души, а сестра Лора погрузилась в мир фантазий и иллюзий (первые при­знаки шизофрении).

Правда, однажды удача улыбнулась ему: Мунка награ­дили стипендией для поездки в Париж с целью совершен­ствования мастерства, но даже «город света» не утишил его боль. В ноябре 1889 года умер его отец, и Мунк впал в отчаяние. Он записал в своем дневнике: «Я живу с мерт­вецами».

Из книги «Тайная жизнь великих художников». Э. Линди.

Картины Эдварда Мунка

Comments:

Источник: http://www.pavelin.ru/lichnosti/103-munk.html

Эдвард Мунк

С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:

Детство и юность

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.

Эдвард Мунк и его сестра Ингер

Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.

Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм.

Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал.

Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.

Эдвард Мунк

В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере.

В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь.

Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».

Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.

Автопортрет Эдварда Мунка

Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика.

Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми.

Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.

В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

Картина Эдварда Мунка «Больная девочка»

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

Картина Эдварда Мунка «Весна»

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел».

Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Читайте также:  Описание картины пьера огюста ренуара «девушки в черном»

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.

Станислав и Дагни Пшибышевские

В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.

Эдвард Мунк на смертном одре

Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.

Музей Эдварда Мунка

Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Картины

  • 1886 — «Больная девушка»
  • 1892 — «Отчаяние»
  • 1893 — «Крик»
  • 1893 — «Смерть в комнате больного»
  • 1894 — «Мадонна»
  • 1894 — «Пепел»
  • 1895 — «Вампир»
  • 1895 — «Ревность»
  • 1896 — «Голос» («Летняя ночь»)
  • 1897 — «Поцелуй»
  • 1900 — «Танец жизни»
  • 1902 — «Четыре возраста в жизни»
  • 1908 — «Автопортрет на фоне голубого неба»
  • 1915 — «У смертного одра» («Лихорадка»)
  • 1919 — «Автопортрет после испанского гриппа»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/65826-edvard-munk.html

Семён Талейсник: Истоки «фриза жизни» Эдварда Мунка

Как и у каждого гения, считают, что грань между нормой и патологией весьма зыбкая и неустойчивая. Как врач, я с этим положением согласен… Создавая картины на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев.

Семён Талейсник

Это небольшая часть описания моего знакомства с характером и манерой изображения больных людей на холстах художников.

Из почти полусотни найденных в Интернете репродукций картин различных живописцев многих странах, с изображёнными на них больными людьми, я столкнулся с несколько обособленным миром раскрытия этой темы у двух норвежских художников — Эдварда Мунка и Кристиана Крога.

Их взгляды оказались схожими в изображениях интересующих меня персонажей. Я их даже отнёс бы к одной школе по теме трагической и грустной.

Всемирную известность норвежскому художнику Эдварду Мунку, принесла, написанная им в 1893 году картина «Крик» («Отчаяние»).

Это был период его жизни, полный сомнений и разочарований, с наплывом неодолимых горестных воспоминаний и переживаний после случившихся в детстве смертей близких.

Да ещё усугубленный несостоявшейся, кстати, и нежеланной им свадьбы, и обескураживающим розыгрышем его друзей в сговоре с невестой, сообщивших ему, якобы, о её смерти. После ряда ссор и потасовок с виновниками, он попал в психиатрическую клинику на полгода.

Картина «Крик», впоследствии проданная за наибольшую цену (аукцион Sotheby’s — 120 млн долларов, 2 мая 1912 года), потраченных покупателями на всех аукционах, и по сей день, вызывает разноречивые суждения и отголоски. Но это история более поздняя, чем тема рисунков Мунка, которая меня заинтересовала.

Рис 1. «КРИК» 1893, Эвард Мунк. Национальная галерея, Осло

Это полотно, по словам художника, входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти»… Вот, что он сказал о непосредственном поводе к созданию картины:

«Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет — и меня охватило чувство меланхолии.

Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».

Как и у каждого гения, считают, что грань между нормой и патологией весьма зыбкая и неустойчивая. Как врач, я с этим положением согласен… Создавая картины на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев.

В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти, в результате коих он периодически становился пациентом психиатрических отделений.

Однажды он познакомился с незаурядным психиатром доктором Линде, который отнёсся к пациенту с огромным вниманием. Он создал своему пациенту все условия для рисования и фотографирования в клинике. Художник любил снимать себя и создал серию автопортретов.

Дружба между врачом и пациентом, благотворно сказалась на здоровье Мунка и легла в основу лечебного направления — арт-терапии, исцеления искусством.

Но первой картиной Эдварда Мунка была картина «Больная девочка», нарисованная им ещё в 1886 году. Поводом для её создания были три пережитые им смерти самых близких ему людей, оставившие глубокий трагический след в душе художника.

Это была смерть от туберкулёза матери, а позднее — его старшей сестры Софии от быстротечной чахотки и вскоре старшего брата Андреаса. Вторая сестра заболела шизофренией. Смерть матери поразила душу ребёнка на пятом году его жизни, а вторая в 14 лет.

Не удивительны душевные и творческие последствия перенесенных смертей. Да и сам художник не отличался богатырским здоровьем.

«Болезнь, безумие и смерть были ангелами у моей колыбели и с тех пор сопровождали меня всю жизнь» — написал впоследствии художник. Возвращаясь к теме смерти, он писал картины или эскизы к ним о больной девочке в 6 или 8 вариантах (по разным источникам).

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Христиана Мунка, который был бессилен в оказании помощи и предотвращения смерти своих жены и детей.

И это бессилие, и отчаяние шагающего из угла в угол, бессмысленно молившегося, врача также зафиксировалось в памяти ребёнка, ставшего живописцем, и изменившим своё отношение к религии.

Он пишет картины, отличающиеся большой жизненной правдой и человечностью, выражающие его трагическое ощущение жизни. Всё чётче и реальнее показывая состояние и отдельные признаки (симптомы) больного человека.

Рис 2. «БОЛЬНАЯ ДЕВОЧКА» (Det syke barn), 1886, Эдвард Мунк (1863 — 1944), Национальная галерея Осло

На, поистине, трагической по сюжету картине, показана тяжело больная рыжеволосая (какой была и сестра Мунка Софи) девушка с изможденным лицом, лежащая в постели с высоко поднятым головным концом её, возможно, из-за затруднённого дыхания.

Более светлое лицо, как бы нарочито освещённое, нежели видимый сумрак комнаты. Выражение бледного лица спокойное, глаза прикрыты или закрыты, что чётко не прорисовано, как и пальцы на безжизненно согнутых кистях рук.

Подле постели видна согбенная фигура матери, опустившей в отчаянии помочь голову, возможно в рыданиях, чтоб не видела дочь…

В череде беспощадной критики и неприятия картины «Больная девочка» из-за отмеченной выше её незавершённости, по мнению многих художников и критиков, некоторые всё же подчёркивали «своеобразие» и «трогательность» работы. Но в то же время отмечали небрежность автора и нежелание совершенствовать технику рисунка.

«Он видит только то, что существенно», говорил его старший коллега и единственный его учитель живописи Кристиан Крог. Вот почему картины Мунка кажутся „незавершенными“. В этом чувствуется влияние экспрессионизма.

Мунк отвергал необходимость подчёркивания деталей.

В портретах он неохотно рисовал пальцы, уши, не чётко показывал женскую грудь, и никогда не показывал ногти, презрительно отзываясь о художниках, «выписывающих ноготки».

Но, как дальше настаивал Крог: «Они завершены, именно завершены — это его (Мунка) оригинальные завершённые работы. Произведение искусства завершено тогда, когда автор откровенно выразил все, что у него на душе…»

Рис 3. «ВЕСНА» (1889 г.) Эдвард Мунк

Даже позднее, уже в 1889 году в картине «Весна» он снова возвращается к этой болезненной для него теме и рисует порыв весеннего ветра в окне комнаты, где как паруса надуваются занавески и пробиваются лучи солнечного света, как провозвестники возможного выздоровления.

Но фигура и измученное болезнью лицо сидящей на кресле больной девушки, опирающейся на высокую его спинку, столь трагичны, что оптимизма в сюжете, говорящем скорее об угасании жизни, заметить невозможно. Всё плохо и безнадёжно выражает обречённый взгляд больной в никуда.

Об этом свидетельствуют и беспомощная поза, и беспокойное выражение лица матери, сидящей подле, не знающей к чему приложить руки, чтобы помочь и облегчить страдания дочери.

Следующая картина предшественника, в какой-то мере, учителя, и, уж точно, единомышленника, Эдварда Мунка, норвежского живописца Кристиана Крога, можно считать катализатором картин Мунка о боли, горести и безнадёжности.

При рассматривании нижеследующего, поистине реалистического полотно, Крога, признаки болезни сразу бросаются в глаза зрителю.

Эту картину явно больной девочки, нарисованную в необычном ракурсе с близкого расстоянии, сидящей в кресле-каталке, я нашёл совершенно случайно и неожиданно для себя, знакомясь с обстоятельствами написания картины Мунка того же названия.

Ибо было уже выше сказано, что эта картина Кристиана Крога, была предтечей темы, ставшей личной и для Мунка.

Норвежский живописец, и писатель, будучи главой группы художников-реалистов, позже ставший директором Академии художеств в Осло и председателем Союза норвежских художников, Кристиан Крог, призывал собратьев по кисти сосредоточивать своё внимание и фиксировать взгляд на жизни отдельного человека. Крог был автором многих жанровых картин с тщательно выписанными портретами на них. Что можно увидеть на этом холсте.

Рис 4. «БОЛЬНАЯ ДЕВОЧКА», Кристиан Крог, (1852 — 1925)

Читайте также:  Описание картины ильи машкова «снедь московская хлебы»

Ни у кого из зрителей не возникает даже тени сомнения, что на холсте нарисована тяжело больная девочка. Бросается в глаза резкая (мёртвенная) бледность лица, синюшность век, и особенно кистей рук с землистым оттенком покрывающей их кожи, с плотно и тревожно сомкнутыми ладошками.

Об этом свидетельствует также весь облик как бы обиженной судьбой, огорчённой, если не страдающей от недуга, девочки. Она едва сдерживает слёзы. Покрытое тёплым одеялом тело почти до груди, подложенная под спину подушка свидетельствуют о возможной малоподвижности немощной больной.

Кристиан Крог не мог не заразить Эдварда Мунка больничной темой, тем более, что ряд смертей в семье последнего преследовали его память и сознание постоянно. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без руля» — писал впоследствии Мунк.

К сожалению, в Интернете не представлены репродукции (либо я не смог их найти) картин Мунка «У смертного ложа/Агония», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», которые косвенно могли быть оценены глазами врача в данном исследовании.

После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был изъят, как образец «дегенеративного искусства», и пущен с молотка. Сейчас он находится в «Галерее Тейт» в Лондоне. Однако, сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом».

Так выглядят или мне показались интересными для просмотра глазами врача представленные картины норвежских художников о больных людях.

Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=10508

Эдвард Мунк — картина «Крик»

Сегодня речь пойдет о всемирно известном шедевре художника Эдварда Мунка — картине «Крик». И о том, как сделать подарок ценителям высокого искусства.

Сначала о самом шедевре.

История создания картины

«Крик» — группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба.

Мунк сам объяснил, как родился замысел этой картины: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

4 варианта исполнения картины «Крик»

Что пишут критики

««Крик» обращается к коллективному, бессознательному.

Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», — сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby’s. Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Что изображено на картине

На картине изображена человеческая фигура, кричащая от отчаяния. Это полотно предвещало распространение модернизма, открывая темы отчаяния, отчужденности и одиночества. Кажется, что мастер смог предвидеть будущее.

Небо, горы, мост – все захвачено этим криком, свернуто в воронку, в водоворот – безумные, несущиеся куда-то мазки свистяще-красного, шипяще-синего, завывающе-желтого, они мчатся и уносят всё, уносят сознание за пределы, словно поток смывают все безупречные конструкции ума, все представления и понимания. Ничего не остается человеку на мосту – только в ужасе, схватившись за голову, кричать: через секунду этого мира не станет!

Две другие человеческие фигуры на картине – друзья, ушедшие вперед по мосту – явно ничего не слышат.

Прямые как перила моста, они все еще из человеческого мира, они беззаботны и уверены в его прочности (и моста, и мира), в то время как кричащий, изогнутый, словно сбитый с ног, уже почти не здесь, он почти улетает, сорванный с фундамента своей уверенности криком природы. Его искривленные формы подобны кривизне природы – линиям берега, фьорда, небес.

«Крик», Э.Мунк, масло

Где хранятся оригиналы

2012 г. американский мультимиллионер заплатил 90 миллионов евро за вариант «Крика», выполненный пастелью на картоне. Это самая дорогая картина в частной коллекции.

Сейчас оригинал (холст, масло) выставлен в музее Мунка в Осло.

Картина была украдена в день открытия Олимпийских игр в Лиллехаммере в 1994 г. Воры оставили записку: «Спасибо за плохую охрану». Картина была найдена спустя несколько месяцев.

Установка картины «Крик» в музее Мунка, Осло

Музей Мунка, Осло, главный вход

Биография художника

Эдвард Мунк в 1889 году

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а затем и сестра Софи.

В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.

В 1885 году он посетил в Париже восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.

Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.

В Осло находится открытый в 1963 году музей Мунка, из которого 22 августа 2004 года двумя вооружёнными преступниками были похищены полотна «Крик» и «Мадонна».

Посмотреть, какие еще мировые шедевры ЕСТЬ НА АКСЕССУАРАХ LOQI, можно на этой странице.

Интересные факты

  • На аукционе картина была продана за 12 минут и установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства – 19,1 миллионов долларов. За последнее десятилетие барьер в 100 млн долларов удалось взять лишь трем произведениям искусства – двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти. «Крик» побил рекорд, установленный картиной Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов;
  • удивительно то, что эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники. И дело не столько в колоссальной стоимости «Крика». Дело в уникальном и необъяснимом воздействии этой работы на зрителя. Картина эмоционально насыщенна и способна вызывать сильные эмоции. С другой стороны, самым неведомым образом, создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого;
  • Образ в картине «Крик» Мунка не раз появлялся в различных видах искусства. Так, знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена именно этой картиной.

Современные версии картины, переработки и юмор на основе картины

Реклама Mountain Dew

Mountain Dew — не очень известный у нас, но зато четвертый по потреблению в США безалкогольный газированный напиток. На рекламе этого напитка мы видим слоган «Урбанизируй культуру» и оригинальное объяснение «крика»: герой просто катался на скейте и упал на перила моста.

Реклама Кетчупа

Кетчуп со вкусом «Кричащий соус Мунка»

Анонсирование фильма «Крик одного дома»

Анонсирование фильма «Крик одного дома»

А теперь немного подробнее о том, как сделать оригинальный подарок ценителям высокого искусства

Если Вы хотите сделать оригинальный подарок ценителям высокого искусства, то сумочка LOQI MUSEUM с репродукцией картины «Крик» как раз для вас!

Ваш подарок от LOQI будет не очередной безделушкой, а полезным аксессуаром, который можно использовать каждый день.

И не забудьте рассказать немного того, что Вы узнали в статье об этой картине, когда будете дарить подарок, и это выделит вас из всех остальных! Более того, изображение мирового шедевра будет каждый день вдохновлять того, кому Вы подарите этот подарок и притягивать взгляды всех окружающих!

Сумочка LOQI  MUSEUM — Scream так же универсальна и удобна в использовании, как и привычные сумки коллекций LOQI FASHION и LOQI  MUSEUM.

Все они складываются в маленький удобный чехол на молнии:

Сумка LOQI с картиной «Крик» в чехольчике Сумка LOQI с картиной «Крик» в чехольчике

и сворачивается в рулончик, легко помещаясь в любой карман!

Сумка LOQI с картиной «Крик» свернутая в рулончик Ее удобно носить как на плече, так и в руках: широкие двойные ручки сумки не натирают ладони.

Сумка LOQI с картиной «Крик» не достаёт до земли, даже если вы носите её в руках Сумка LOQI с картиной «Крик» — с большими широкими лямками ее удобно носить на плече

Мировые шедевры становятся немного ближе каждому из нас с музейной коллекцией аксессуаров от LOQI (Германия). Музейная коллекция LOQI — это коллекция с изображением всемирно известных произведений искусств: картин Ван Гога, Малевича, Гогена и других художников.Узнать о 12 преимуществах аксессуаров LOQI с мировыми шедеврами можно на этой странице.

Посмотреть, какие еще мировые шедевры ЕСТЬ НА АКСЕССУАРАХ LOQI, можно на этой странице.

Источник: http://blog.ecoloft.ru/?p=7668

12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк (Edvard Munch)

Previous Entry | Next Entry

art_tourismЭдвард Мунк (Edvard Munch). 12 декабря 1868 — 23 января 1944

Автопортрет с зажженной папиросой. 1895. Холст, масло, 110,5 х 85,5. Национальная галерея, Осло
На выставке Эдварда Мунка в Леопольд Музее, Вена

Картины о жизни и смерти

Биография и творчество Эдварда Мунка (1863 — 1944)На творчество Эдварда Мунка повлияло болезни в детстве и потери близких. Особенно потрясла будущего художника смерть пятнадцатилетней сестры Софии, старше его всего на год.
Сестра Ингер. 1884. Холст, масло, 97 х 67. Национальная галерея, ОслоПятилетним ребенком он потерял от чахотки мать, затем в 1889 году умер его отец. Позже художник говорил, что считал эти факторы очень важными для его личного и художественного развития: «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без руля».
Больная девочка. 1885 — 1886. Холст, масло, 119,5 х 118,5. Национальная галерея, ОслоНеудивительно, что с темой болезни связана очень важная, самая ранняя работа Мунка — Больная девочка. В 1930 году Мунк писал директору Национальной галерее в Осло: «Что касается картины Больная девочка, она была написана в период, который я называю «веком подушки». Многие художники изображали тогда больных детей, лежащих на высоко поднятых подушках».В 1887 году Мунк написал картину «Юриспруденция»: три студента правоведа сидят за круглым столом, обложившись книгами. Картина экспонировалась на осенней выставке в 1887 году в числе шести работ и была встречена ироническим пренебрежением критики.Решающим для Мунка стал 1889 год. Он начался тяжелой болезнью, а во время выздоровления художник написал «Весну», где отчетливо звучит автобиографическая нота: сочетание воспоминаний о смерти сестры и собственное выздоровление.
Весна. 1889. Холст, масло, 169 х 263,5. Национальная галерея, ОслоВ основном картина «Весна» почти академична по трактовке. Однако полотно «Летняя ночь», написанное тем же летом, свидетельствует о том, что художник утвердился в новом европейском искусстве конца XIX века и сделал шаг в XX век.
Летняя ночь (Ингер на берегу). 1889. Холст, масло, 126,5 х 162. Собрание Расмуса Мейера, БергенВ то время, как как пресса и зрители упорно отвергали работы Мунка, художник отправился в Париж, где приступил к знакомству с новым французским искусством. Он посещал уроки рисунка в художественной школе Леона Бонна и постигал живопись Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Моне, Писарро, Мане и Уистлера на художественных выставках. Не исключено, что полотно «Ночь в Сен-Клу» было написано под воздействием «Ноктюрнов» Уистлера.
Ночь в Сен-Клу. 1890. Холст, масло, 64,5 х 54. Национальная галерея, ОслоДве работы, появившиеся вслед за Ночью в Сен-Клу, показывают творчество Мунка в другом свете. Весенний день на Карл-Юханс-гате, написанный в 1890 году во время краткого пребывания в Норвегии, безусловно говорит и влиянии импрессионистов, так же как и Улица Лафайет, созданная после возвращения в Париж.
Весенний день на Карл-Юханс-гате. 1890. Холст, масло, 80 х 100. Картинная галерея, Берген
Улица Лафайет. 1891. Холст, масло, 92 х 73. Национальная галерея, ОслоИюнь, сентябрь 1895 и весну 1896 года Мунк провел в Париже, делая наброски масляными красками. Три холста с парижскими натурщицами говорят о том, что художник работал в русле творчества таких мастеров, как Пьер Боннар, Тулуз-Лотрек.
Парижская натурщица. 1896. Холст, масло, 80,5 х 60,5. Национальная галерея, Осло
Натурщица. 1896. Дерево, масло, 65 х 49,5. Собрание Расмуса Мейера, Берген

Читайте также:  Описание картины эдгара дега «танцевальный класс»

«Фриз Жизни: поэма жизни, любви и смерти»

Главный труд Мунка — произведение, которое вобрало в себя все аспекты человеческого существования: иначе говоря — «Фриз Жизни».
Мадонна. 1894 — 1895. Холст, масло, 91 х 70,5. Национальная галерея, ОслоВ декабре 1893 года, Мунк выставил в Берлине новую серию картин. Картина «Голос» была первой в цикле из шести полотен.

В дальнейшем, под названием Любовь, этот цикл стал центральным разделом Фриза Жизни.
Голос. 1893. Холст, масло, 87,5 х 108. Музей изобразительного искусства, Бостон»Лунный свет» — другая картина из этого цикла, написана в 1895 году. Внимание художника сосредоточено на лунной дорожке на воде. Психолог сказал бы, что лунный столб олицетворяет мужское начало, а вода — женское.

Лунный свет.1895. Холст, масло, 31 х 110. Национальная галерея, ОслоПублика относилась к Мунку как к мазиле-сумасброду, считала вызовом обществу, когда тематика его произведений выходила за пределы хорошего вкуса и морали. Картина «Созревание», законченная в 1894 году, не выставлялась. Но это полотно, несомненно, явилось предшественницей серии «Рождение любви».

Созревание.1894. Холст, масло, 151,5 х 110. Национальная галерея, ОслоВ картине «Мужчина и женщина», написанной в Бергене в 1898 году, Мунк передает роковое влечение полов и угрозу, исходящую от сексуальности.
Мужчина и женщина. 1898. Холст, масло, 60,2 х 100.

Собрание Расмуса Мейера, БергенПолотно с красноречивым названием «На следующий день» было написано в 1886 году, затем было уничтожено.
На следующий день.1894 — 1895. Холст, масло, 115 х 152. Национальная галерея, ОслоКартина «Поцелуй», написанная в 1897 году представляет откровенную, обнаженную композицию.

В реальной основе — сцена биографического характера: комната, где мужчина целует женщину, напоминает Мунка в Сен-Клу.
Поцелуй.1897. Холст, масло, 99 х 81. Музей Мунка, ОслоНа выставке в Лейпциге одной из самых загадочных в цикле Фриз Жизни предстала картина «Пепел». Доминанта композиции — женщина, она смотрит прямо на нас.

Однако главное внимание приковано к бревну, горизонтально лежащее на переднем плане. Бревно, кажется, уже обратилось в пепел.
Пепел.1894. Холст, масло, 120,5 х 141. Национальная галерея, Осло»Три возраста женщины» (около 1894 года) впервые экспонировалась в 1895 году в Стокгольме под названием «Сфинкс» на выставке произведений Мунка на тему любви.
Три возраста женщины.

Около 1894. Холст, масло,164 х 250. Собрание Расмуса Мейера, БергенВ знаменитой картине «Крик» — после 1893 года художник написал еще 50 ее вариантов — мы чувствуем страх и бессилие Человека перед лицом Природы.

В дневнике Мунк писал: «Я прогуливался с двумя друзьями — солнце клонилось к закату — вдруг небо стало кроваво-красным — я остановился, чувствуя себя измученным, и прислонился к ограде — кровь и языки пламени взметнулись над черно-синим фьордом и городом — друзья продолжили свой путь, а я застыл на месте, дрожа от страха — и ощутил бесконечный крик, исходящий от Природы».

Полотна заключительного раздела Фриза Жизни посвящены Смерти.
У смертного ложа. 1895. Холст, масло,90 х 12,5. Собрание Расмуса Мейера, БергенТекст частично по книге: Ульрих Бишофф. Эдвард Мунк. Картины о жизни и смерти. TASCHEN. Арт-родник. 2003.

Глаз вопиющегоТиражирование работ, использование фотографии, репортажность: экспозиция в Центре Помпиду рассказывает о том, что норвежский художник предвосхитил искусство второй половины ХХ векаУ выставки «Эдвард Мунк: современный взгляд» неожиданный пролог: пятиминутный фильм, снятый 64-летним художником в 1927 году в Осло. На проекции — он сам, хорошо одетый господин в шляпе с сосредоточенным лицом. Далее

Источник: https://art-tourism.livejournal.com/20199.html

Мунк Эдвард (1863 — 1944) (экспрессионизм)

Замечательный норвежский художник. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению. С одинаковой силой в его творчестве проявились черты символизма, экспрессионизма и реализма.

Думается, что не имеет смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. Все явления жизни художник «пропускал» через себя, очень индивидуально воспринимая их.

Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение.

Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Все то неповторимое, индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в эти годы. К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: «Крик», «У смертного одра», «Больная девочка», «Танец жизни».

Все они основаны на личных переживаниях художника. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов.

Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии. Так, известно несколько вариантов «Больной девочки» с 1886 до 1930-х годов.

Это была реакция на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него источником вдохновения, и своего рода навязчивой идеей.

Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер. Ребенком он пережил и смерть матери. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Мунк вырос в очень религиозной семье.

Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла; борьба с религиозными запретами — все это причудливо переплелось в его душе. Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Довольно долгое время она привлекала Мунка.

Но в среде богемы, где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Мунк стоял особняком. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Это было для него открытием.

После посещения Парижа Мунк написал такие картины, как «На следующий день», «Переходный возраст».

Мунк долгое время жил во Франции, в Германии, но постоянно наезжал в родную Норвегию, и именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. В 1892 году Мунк приехал в Берлин со своей выставкой, которая вызвала скандал, ее пришлось закрыть. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.

Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием «Фриз жизни». Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Здесь Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии.

Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Так, женщина картинах «Фриза» — это первая Женщина, это — Ева. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она — средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти.

Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза — такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел».

Пейзаж в полотнах «Фриза жизни» — это и конкретное место, и Вселенная, образ мира, как его представлял себе Мунк. Его море — это всегда тот же узнаваемый нами морской пейзаж, это — образ Моря; его лес — это тот самый первобытный лес, впервые увиденный лес, каким его видят и запоминают дети.

Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Образ человека — это лишенный защитной оболочки,обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение.

В картине «Крик» фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное «нечто». Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).

Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в его подсознании инстинкты.

Традиционные методы уже не могли помочь Мунку выразить эти ощущения, образы. И художник беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. Так, он пишет зеленым лицо мужчины в картине «Ревность», деформирует фигуру человека в картине «Крик», которая считается первой европейской картиной в стиле экспрессионизма.

Источник: http://cvetamira.ru/munk-edvard-1863-1944-ekspressionizm

Ссылка на основную публикацию