Эдвард Мунк
С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:
Детство и юность
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.
Эдвард Мунк и его сестра Ингер
Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.
Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм.
Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал.
Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.
Эдвард Мунк
В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере.
В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь.
Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».
Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.
Автопортрет Эдварда Мунка
Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика.
Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми.
Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.
В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.
Живопись
В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:
Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.
Картина Эдварда Мунка «Больная девочка»
А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.
После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.
Картина Эдварда Мунка «Весна»
На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.
В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:
В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.
Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»
Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».
В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел».
Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».
Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.
Картина Эдварда Мунка «Крик»
В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:
Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.
Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»
Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:
Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».
Картина Эдварда Мунка «Созревание»
1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.
Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»
В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.
Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.
Личная жизнь
Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.
В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.
Станислав и Дагни Пшибышевские
В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.
Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.
Тулла Ларсен и Эдвард Мунк
Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.
До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.
Смерть
Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.
Эдвард Мунк на смертном одре
Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.
После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.
Музей Эдварда Мунка
Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.
Картины
- 1886 — «Больная девушка»
- 1892 — «Отчаяние»
- 1893 — «Крик»
- 1893 — «Смерть в комнате больного»
- 1894 — «Мадонна»
- 1894 — «Пепел»
- 1895 — «Вампир»
- 1895 — «Ревность»
- 1896 — «Голос» («Летняя ночь»)
- 1897 — «Поцелуй»
- 1900 — «Танец жизни»
- 1902 — «Четыре возраста в жизни»
- 1908 — «Автопортрет на фоне голубого неба»
- 1915 — «У смертного одра» («Лихорадка»)
- 1919 — «Автопортрет после испанского гриппа»
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/65826-edvard-munk.html
12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк (Edvard Munch)
Previous Entry | Next Entry
art_tourismЭдвард Мунк (Edvard Munch). 12 декабря 1868 — 23 января 1944
Автопортрет с зажженной папиросой. 1895. Холст, масло, 110,5 х 85,5. Национальная галерея, Осло
На выставке Эдварда Мунка в Леопольд Музее, Вена
Картины о жизни и смерти
Биография и творчество Эдварда Мунка (1863 — 1944)На творчество Эдварда Мунка повлияло болезни в детстве и потери близких. Особенно потрясла будущего художника смерть пятнадцатилетней сестры Софии, старше его всего на год.
Сестра Ингер. 1884. Холст, масло, 97 х 67. Национальная галерея, ОслоПятилетним ребенком он потерял от чахотки мать, затем в 1889 году умер его отец. Позже художник говорил, что считал эти факторы очень важными для его личного и художественного развития: «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без руля».
Больная девочка. 1885 — 1886. Холст, масло, 119,5 х 118,5. Национальная галерея, ОслоНеудивительно, что с темой болезни связана очень важная, самая ранняя работа Мунка — Больная девочка. В 1930 году Мунк писал директору Национальной галерее в Осло: «Что касается картины Больная девочка, она была написана в период, который я называю «веком подушки». Многие художники изображали тогда больных детей, лежащих на высоко поднятых подушках».В 1887 году Мунк написал картину «Юриспруденция»: три студента правоведа сидят за круглым столом, обложившись книгами. Картина экспонировалась на осенней выставке в 1887 году в числе шести работ и была встречена ироническим пренебрежением критики.Решающим для Мунка стал 1889 год. Он начался тяжелой болезнью, а во время выздоровления художник написал «Весну», где отчетливо звучит автобиографическая нота: сочетание воспоминаний о смерти сестры и собственное выздоровление.
Весна. 1889. Холст, масло, 169 х 263,5. Национальная галерея, ОслоВ основном картина «Весна» почти академична по трактовке. Однако полотно «Летняя ночь», написанное тем же летом, свидетельствует о том, что художник утвердился в новом европейском искусстве конца XIX века и сделал шаг в XX век.
Летняя ночь (Ингер на берегу). 1889. Холст, масло, 126,5 х 162. Собрание Расмуса Мейера, БергенВ то время, как как пресса и зрители упорно отвергали работы Мунка, художник отправился в Париж, где приступил к знакомству с новым французским искусством. Он посещал уроки рисунка в художественной школе Леона Бонна и постигал живопись Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Моне, Писарро, Мане и Уистлера на художественных выставках. Не исключено, что полотно «Ночь в Сен-Клу» было написано под воздействием «Ноктюрнов» Уистлера.
Ночь в Сен-Клу. 1890. Холст, масло, 64,5 х 54. Национальная галерея, ОслоДве работы, появившиеся вслед за Ночью в Сен-Клу, показывают творчество Мунка в другом свете. Весенний день на Карл-Юханс-гате, написанный в 1890 году во время краткого пребывания в Норвегии, безусловно говорит и влиянии импрессионистов, так же как и Улица Лафайет, созданная после возвращения в Париж.
Весенний день на Карл-Юханс-гате. 1890. Холст, масло, 80 х 100. Картинная галерея, Берген
Улица Лафайет. 1891. Холст, масло, 92 х 73. Национальная галерея, ОслоИюнь, сентябрь 1895 и весну 1896 года Мунк провел в Париже, делая наброски масляными красками. Три холста с парижскими натурщицами говорят о том, что художник работал в русле творчества таких мастеров, как Пьер Боннар, Тулуз-Лотрек.
Парижская натурщица. 1896. Холст, масло, 80,5 х 60,5. Национальная галерея, Осло
Натурщица. 1896. Дерево, масло, 65 х 49,5. Собрание Расмуса Мейера, Берген
«Фриз Жизни: поэма жизни, любви и смерти»
Главный труд Мунка — произведение, которое вобрало в себя все аспекты человеческого существования: иначе говоря — «Фриз Жизни».
Мадонна. 1894 — 1895. Холст, масло, 91 х 70,5. Национальная галерея, ОслоВ декабре 1893 года, Мунк выставил в Берлине новую серию картин. Картина «Голос» была первой в цикле из шести полотен.
В дальнейшем, под названием Любовь, этот цикл стал центральным разделом Фриза Жизни.
Голос. 1893. Холст, масло, 87,5 х 108. Музей изобразительного искусства, Бостон»Лунный свет» — другая картина из этого цикла, написана в 1895 году. Внимание художника сосредоточено на лунной дорожке на воде. Психолог сказал бы, что лунный столб олицетворяет мужское начало, а вода — женское.
Лунный свет.1895. Холст, масло, 31 х 110. Национальная галерея, ОслоПублика относилась к Мунку как к мазиле-сумасброду, считала вызовом обществу, когда тематика его произведений выходила за пределы хорошего вкуса и морали. Картина «Созревание», законченная в 1894 году, не выставлялась. Но это полотно, несомненно, явилось предшественницей серии «Рождение любви».
Созревание.1894. Холст, масло, 151,5 х 110. Национальная галерея, ОслоВ картине «Мужчина и женщина», написанной в Бергене в 1898 году, Мунк передает роковое влечение полов и угрозу, исходящую от сексуальности.
Мужчина и женщина. 1898. Холст, масло, 60,2 х 100.
Собрание Расмуса Мейера, БергенПолотно с красноречивым названием «На следующий день» было написано в 1886 году, затем было уничтожено.
На следующий день.1894 — 1895. Холст, масло, 115 х 152. Национальная галерея, ОслоКартина «Поцелуй», написанная в 1897 году представляет откровенную, обнаженную композицию.
В реальной основе — сцена биографического характера: комната, где мужчина целует женщину, напоминает Мунка в Сен-Клу.
Поцелуй.1897. Холст, масло, 99 х 81. Музей Мунка, ОслоНа выставке в Лейпциге одной из самых загадочных в цикле Фриз Жизни предстала картина «Пепел». Доминанта композиции — женщина, она смотрит прямо на нас.
Однако главное внимание приковано к бревну, горизонтально лежащее на переднем плане. Бревно, кажется, уже обратилось в пепел.
Пепел.1894. Холст, масло, 120,5 х 141. Национальная галерея, Осло»Три возраста женщины» (около 1894 года) впервые экспонировалась в 1895 году в Стокгольме под названием «Сфинкс» на выставке произведений Мунка на тему любви.
Три возраста женщины.
Около 1894. Холст, масло,164 х 250. Собрание Расмуса Мейера, БергенВ знаменитой картине «Крик» — после 1893 года художник написал еще 50 ее вариантов — мы чувствуем страх и бессилие Человека перед лицом Природы.
В дневнике Мунк писал: «Я прогуливался с двумя друзьями — солнце клонилось к закату — вдруг небо стало кроваво-красным — я остановился, чувствуя себя измученным, и прислонился к ограде — кровь и языки пламени взметнулись над черно-синим фьордом и городом — друзья продолжили свой путь, а я застыл на месте, дрожа от страха — и ощутил бесконечный крик, исходящий от Природы».
Полотна заключительного раздела Фриза Жизни посвящены Смерти.
У смертного ложа. 1895. Холст, масло,90 х 12,5. Собрание Расмуса Мейера, БергенТекст частично по книге: Ульрих Бишофф. Эдвард Мунк. Картины о жизни и смерти. TASCHEN. Арт-родник. 2003.
Глаз вопиющегоТиражирование работ, использование фотографии, репортажность: экспозиция в Центре Помпиду рассказывает о том, что норвежский художник предвосхитил искусство второй половины ХХ векаУ выставки «Эдвард Мунк: современный взгляд» неожиданный пролог: пятиминутный фильм, снятый 64-летним художником в 1927 году в Осло. На проекции — он сам, хорошо одетый господин в шляпе с сосредоточенным лицом. Далее |
Источник: https://art-tourism.livejournal.com/20199.html
Эдвард Мунк: картины, биография, произведения, фото
Талантливого норвежского художника Эдварда Мунка многие западные ценители живописи считают основателем новой эпохи искусства. Это имя хорошо известно на Западе, где произведения, созданные Эдвардом Мунком, занимают почетное место в одном ряду с такими известными мастерами, как Гоген и Сезанн.
В России творчество Мунка известно не слишком хорошо, но ни один человек, видевший его полотна, не оставался равнодушным. В большинстве произведений присутствуют мотивы одиночества и смерти, однако, основная часть россиян знакома с живописью норвежского художника по полотну «Девушки на мосту», находящемся в ГМИИ им. Пушкина.
Эдвард Мунк написал эту картину в стиле, кардинально отличающемся от других своих произведений, отразив состояние душевной радости, крайне редко появляющееся у художника. В течение нескольких лет живописец создал семь версий этого полотна. Одну из них, написанную в 1903 году, привез в Россию из Парижа коллекционер Иван Морозов.
Биография Эдварда Мунка хорошо известна поклонникам его творчества. Большинство из них считают, что события, пережитые будущим художником в детстве, повлияли на творчество, наполнив написанные полотна мрачными цветами. Однако среди произведений представлены также живописные и графические портреты известных людей, великолепные пейзажи с северной природой.
Детство и юность норвежского художника
Эдвард Мунк появился на свет в небольшом городке Лэттен, расположенном в норвежской провинции Хедмарк. Его отцом был военный врач Кристиан Мунк, а матерью Лаура Катрине Бьельстад, родившаяся в семье торговца. Спустя некоторое время семейство Мунк переехало в столицу Норвегии, Осло.
Отец Эдварда поздно создал семью, однако, в ней появилось пятеро детей. Беззаботное детство Эдварда Мунка закончилось в год смерти матери, умершей от туберкулеза. Мальчику тогда исполнилось шесть лет. Спустя девять лет от той же болезни в пятнадцатилетнем возрасте скончалась его старшая сестра Софи.
Эти печальные события кардинально изменили отца семейства. Веселый рассказчик и мечтатель тяжело переживал потерю жены, а затем и дочери, став строгим, чрезвычайно набожным человеком. Сам будущий художник в детстве часто болел бронхитом, приступы острого ревматизма заставляли его подолгу находиться в постели, пропуская занятия в школе.
Вспоминая детство, Мунк говорил о нем, как о безрадостном времени, наполненном потерями. Отец считал, что сын должен стать инженером, настояв на поступлении мальчика в Высшую техническую школу. Однако Эдвард быстро понял, что он видит свое будущее в творческой профессии.
Он оставил учебу в технической школе и поступил в Государственную академию искусств. Первым учителем Эдварда Мунка стал скульптор Ю. Миддльтун, а затем молодой человек учился живописи у Кристиана Крога, известного норвежского художника. В это время Мунк начал увлекаться написанием пейзажей, наиболее популярным жанром в национальной живописи.
Одновременно на полотнах появляются мрачные мотивы. С помощью картин художник визуально отражает собственные эмоции и настроение. Одиночество и смерть становятся героями его произведений. В жизни молодого живописца продолжаются трагические события – умирает отец и младший брат, уходит из жизни сестра, страдавшая душевным заболеванием.
Эти потери стали причиной отречения Мунка от религии и поисков новой системы ценностей. Он утверждает, что в человеческой жизни отсутствует смысл, а бессмертия можно добиться только в искусстве. По словам художника, смысл жизни придают только картины, отображающие его переживания.
Первая выставка
Впервые персональная выставка произведений Эдварда Мунка состоялась в 1889 году в Христиании (так тогда называлась столица Норвегии Осло). Ее результаты принесли молодому художнику одновременно огорчение и радость. Критики негативно восприняли творчество Мунка, однако, такая реакция привлекла внимание к его работам европейских авангардистов.
По итогам выставки художник получил государственную стипендию, предоставившую Мунку возможность продолжить художественное образование за рубежом. Около трех лет он жил и работал в Берлине и Париже, где близко познакомился с творчеством известных постимпрессионистов того времени. Гоген, Тулуз-Лотрек и Ван Гог оказали сильное влияние на творчество Мунка.
В девяностые годы Эдвард создал цикл полотен, известный под названием «Фриз жизни». Каждое полотно цикла живописец посвятил жизненным бедам и страстям. Работы этого цикла Мунк показывал на выставках в Берлине (1902 год) и в Праге (1905 год). Первая выставка в Берлине стала причиной грандиозного скандала, но при этом его работы получили признание у творческой интеллигенции.
В это время художником были созданы картины, ставшие самыми знаменитыми. Многие из живописных произведений Мунк позднее перевел в графику. Он вновь и вновь обращался к написанным произведениям, создавая некоторые в десятке вариантов, используя различные техники – живопись, пастель, графику.
Знаменитый «Крик», первоначально представленный публике под названием «Крик природы», был написан в 1893 году. Затем были созданы еще три версии этой картины в разных техниках. Уже в первом варианте четко видны признаки экспрессионизма, получившего дальнейшее развитие в творчестве мастера. Образ ужаса, появившийся в этой работе художника, появлялся и в последующих работах живописца.
В 1909 году Мунк возвращается в Норвегию, где приобретает усадьбу поблизости от Христиании. Он получает большие заказы на выполнение оформления общественных зданий, пишет портреты и пейзажи, а также продолжает создание картин на темы, сделавшие его творчество известным. В этой усадьбе и закончилась жизнь знаменитого норвежского живописца. Эдвард Мунк умер от простуды в январе 1944 года.
Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
СозреваниеДевушка и смертьМертвая матьКупающиеся мужчиныМадоннаОтчаяние 1892Автопортрет в адуБольная девочкаВампирПоцелуйСледующий деньРевностьУбийцаМеланхолияТревога 1894Пепел
Источник: http://surzhyk.org/edvard-munk/
Эдвард Мунк. Поэма о Жизни и Смерти
Есть люди, которые выпадают из контекста времени, не столько опережая его, сколько становясь вообще вне времени, попадая сразу в вечность.
Они соединяются в отдельные сообщества и гроздья, тянутся друг к другу, понимая с полувзгляда и полжеста.
Мои любимые Ван Гог, Мунк, Гамсун, Достоевский, Кафка, Кьеркегор, Буковски… Через время и расстояния они узнают себя друг в друге, питаясь друг от друга и продолжая друг друга.
Эдвард Мунк — один из них. Эдвард родился в 1863 году, 12 декабря.
Мунк сумел, как немногие художники, разве что только Ван Гог, выразить чувства, знакомые каждому человеку, но которые люди либо стесняются, либо опасаются показывать и выражать, либо считают неприличным проявлять их, боясь сойти за сумасшедшего.
Запад, чопорно-пуританский запад, особенно. И первая же значительная картина Мунка «Больная девочка», с которой начался художник, вызвала шквал критики: в депрессивности, упадничестве и декадентстве, потому что выражала запретное: боль, страдание, муку и отчаяние человека.
Больная девочка
Уже в 29 лет появилась его самая знаменитая картина – «Крик», купленная в 2012 г. почти за 120 млн долларов чуть ли не Абрамовичем.
Крик
Мунк состоялся уже к тридцати годам. Но еще полвека он творил и создавал один за другим шедевры: «Ревность», «Тревога», «Меланхолия», «Отчаяние», «Голгофа», «Мадонна», «Вампир», «Солнце», «Лунный свет», «Танец жизни» и т.д.. Насколько же сильна была боль, чтобы так творить!!!
Одиночество
Чувства печали, смерти и одиночества сопровождали художника всю жизнь, он желал только одного: освободиться от мучившего его ужаса и кошмара, депрессии и одиночества. Он писал, чтобы не сойти с ума окончательно…
Найденная манера письма вкупе с собственным опытом переживания этих чувств, стали основными, дав начало новому направлению в искусстве — экспрессионизму.
Он ни с кем не боролся, ни на кого не хотел походить, он только избавлялся от собственного ада…
Отчаяние
Мальчик рос физически очень слабым, болезненным и, как часто бывает, очень чутким и чувствительным.
Родители были людьми очень разными: отец – военный врач, очень жесткий и набожный, страдавший психическим расстройством, мать на двадцать лет младше мужа, очень болезненная, окончательно надорвавшаяся в бесконечной беременности и ежегодном рождении ребенка (аборты по религиозным мотивам запрещались). Родители прожили вместе шесть лет, после которых в семье осталось пятеро детей.
Смерть матери, когда мальчику было всего пять лет, не была в семье последней. Болезнь матери передалась старшей дочери, которая тоже умерла от туберкулеза, умерла совсем юной — в пятнадцать лет. Агония сестры проходила на глазах мальчика. Болезненность передалась и ему.
Смерть в комнате больной
Но еще страшнее был нрав отца: очень набожный и религиозный, он старался воспитывать детей в строгих пуританских обычаях, травмируя и насилуя детскую психику. Он постоянно попрекал детей, при их малейшей провинности, грехами, на которые, как он пугал, мать смотрит, молча порицая.
Он внушал детям страх, сделав его постоянным спутником детства, а потом юности и зрелости. Это может понять только тот, кто прошел через ужасы этого страха, внушенного «благочестивыми» родителями.
Не зря Эдвард, как только стал самостоятельным, навсегда отказался от религии, воспринимая ее только как рабство. Отец был очень не сдержан, гневлив, находясь во время вспышек на грани психического безумия. В такой атмосфере и от дурной наследственности сошла с ума сестра Эдварда.
Смерть и ужас навсегда вошли в душу ребенка, а с годами Мунк сам стал страдать психическими расстройствами, маниакально-депрессивным психозом, потерей памяти, усугублявшимися алкоголизмом и наркотиками. В такой тяжелой атмосфере смерти, болезни, тоски, одиночества и безумия формировался мальчик.
Это предопределило не только жизнь, но и все творчество Мунка, сумевшего, однако, преодолеть путь героев своих картин: сумасшествие, алкоголизм, наркотики, одиночество, страх, ревность и суицид. Но кто знает, не будь этого безумия, состоялся ли гений Мунка?
Лунный свет
Счастье… Мы часто рассуждаем о счастье. Но вот вопрос: счастье или несчастье рождает такие великие полотна, как «Крик» или «Подсолнухи»? Выразить свой талант – это счастье или несчастье? Но это так, к слову.
Мунк хотел говорить о самом главном в человеке, о живом человеке, о живых чувствах. Ему это удалось.
Автопортрет с бутылкой вина
Искусство Мунка очень сложное, в нем можно найти разные стили и влияния: от реализма, импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма до модерна, к которому он, в конечном итоге, тяготел и в котором творил.
Он впитал в себя все стили и направления, обучаясь сначала в Осло (тогда еще Христиания), в Королевской школе искусства и дизайна, потом в Париже, куда его направили, как лучшего выпускника школы, учиться на три года, потом — в Берлине, куда он переехал после окончания учебы и стажировки в Париже.
В общей сложности он прожил за границей почти двадцать лет. Но даже не это было главным. Гораздо более сильное влияние он испытал от встреч с конкретными людьми, сформировавшими его философию.
Живопись стала только инструментом ее выражения. Сначала это был его учитель Крог, вокруг которого кучковалась молодёжь.
Потом это был местный нигилист Ханс Ягер, живший под девизом «Страсть разрушения есть страсть творческая».
Он защищал суицид, считая, что самоубийство – единственный радикальный путь к свободе.
Он научил Мунка многому: сформировал антибуржуазный стиль жизни и негативное отношение к истеблишменту, дал идею, с помощью которой можно понять себя, свои чувства и смысл жизнь – «писать свою жизнь», свое эмоциональное и психологическое состояние.
Это переключило его регистр жизни: Мунк стал вести «Дневник души», в котором записывал все свои эмоциональные состояния, печали, тревоги, радости, перенося потом их на полотно и создавая симфонию слова и живописи.
Ханс Ягер
Влияние Ягера было настолько сильным, что Мунк считал его единственным, кто по-настоящему сформировал его философию: «Многие считают, что мои идеи сформировались под мистическим влиянием Стриндберга или вообще берлинского периода. Но это не так: они уже были сформированы раньше». Но богема научила его не только новому пониманию жизни. Она научила пьянству, дебошу и свободной любви.
Потом были знакомства с Метерлинком, Ибсеном, Ницше, Пшибешинским, Стриндбергом, Малларме и многими другими, только укреплявшими его философию и жизненное кредо: «В своем искусстве я пытаюсь объяснить жизнь и ее смысл для самого себя». Этому кредо он остался верен до конца, пройдя через все повороты жизни, испытания, удачи и неудачи, болезни и смерти.
В Париже Эдвард Мунк знакомится с Гогеном, ставшим его лучшим другом, Ван Гогом и Тулуз Лотреком, наиболее сильно повлиявшими на него в художественном отношении. Особенно Ван Гог. Его влияние чувствуется в мазке Мунка, таком же эмоционально-страстном и плотном.
Но в рамках импрессионизма Эдварду было тесно. Он считал, что «впечатлений» недостаточно, надо идти вглубь, поэтому картины Ван Гога так поразили его: они шли дальше импрессионизма, через цвет – к внутреннему миру, цвет стал лишь средством выражения внутреннего состояния.
Мадонна
Эдвард Мунк стремится использовать эмоциональный контент и энергию страсти.
Следуя наказу Ягера «писать свою жизнь», означающее эксплуатацию собственной энергии страсти и собственных эмоций, Мунк начинает период рефлексии, самоиспытаний и экспериментирования над собой, собственным душевным миром. «Больная девочка» стала первой ласточкой на этом пути, первым опытом ухода от чисто импрессионистической манеры живописи.
Первая выставка работ Мунка на родине вызвала шквал критики. Такого еще в Норвегии не видели. Критика заходилась в остракизме, обвиняя Мунка в импрессионизме, анархизме, отказе от лютеранских религиозных традиций, в напрасно потраченных на бездарность деньгах и еще Бог знает в чем.
Травили беспощадно, как никого и никогда, ни до, ни после. Его называли отщепенцем семьи, славившейся строгими религиозными правилами. Соседи слали ему и его отцу анонимки, отец сжигал его рисунки с обнаженной натурой, считая живопись дурной и безбожной профессией.
Только его учитель Крог защищал Мунка.
Смерть матери
Так с 20 до 30 лет в мучениях и обвинениях Мунк искал свой стиль, свое направление. Наконец, свершилось: в 1893 году, на Берлинской выставке Мунк впервые показывает результат своих мучительных исканий. Он выставляет первые шесть картин из цикла, тогда названного «Любовь». Позднее он назовет его «Фриз жизни – Поэма о Любви, Жизни и Смерти».
Так закончился период поиска себя и своего пути, своей неповторимой манеры, вылившийся в новое направление искусства – экспрессионизм.
Голгофа
«Фриз» был не просто циклом картин, это была новая философия жизни, философия в образах и символах. Замысел цикла – в понимании жизни как она есть со всеми ее сложностями, вариациями, радостями и печалями.
Все названия картин цикла обозначены однозначно-символически: «Танец жизни», «Одиночество», «Поцелуй», «Мадонна», «Крик», «Барка юности», «Вампир», «Болезнь девочки», «Тревога», «Пепел», «Разрыв», «Три возраста женщины», «Адам и Ева», «Голгофа», «Половое созревание» и другие.
Ревность
Начав с шести картин, он постепенно дополнял серию еще в течение десяти лет. Тридцать лет жизни и десятки картин, вошедших в этот удивительный ряд.
Тридцать лет жизни и всего несколько десятков картин! Все, что хотел сказать художник о женственности, эротизме, борьбе женского и мужского, страданиях, тоске и одиночестве человека, смерти, все, что сам выстрадал, что сам пережил — все выражено в этой Поэме.
Два одиноких человека
Весь «Фриз» был показан впервые в 1902 году. Напряжение в период поисков было столь велико, что в 1908 году он попадает в психиатрическую лечебницу, из которой Мунк выйдет уже другим.
Вампир
Но темы «Фриза» — этапы жизни, роковая страсть и роковая женщина, болезнь, безнадежность любви, тревога, измена, ревность, сексуальное унижение, расставания и разрывы, зарождение жизни и смерть – останутся основными и навязчиво повторяющимися на всю оставшуюся жизнь.
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2013/12/blog-post_3759.html
Мунк 150
Опубликовано пользователем сайта
Про киноChi-lady 17 30 сентября 2016, 16:21
В 2013 году 2 июня в честь стопятидесятилетия со дня рождения Эдварда Мунка (12.12.1863 — 23.01.1944) в Норвегии открылась самая масштабная выставка его работ.
На днях прошел — а в некоторых городах продолжается — показ экскурсионного фильма, посвященного этому уникальному событию — «Мунк 150«. Коротко. Этот фильм сам по себе — произведение искусства.
Рассказ ведущего, интервью экспертов, выдержки из дневников и писем, музыка, пейзажные кадры, цветовая схема, монтаж, каждая деталь работает на раскрытие сущности и внутренней логики творчества Эдварда Мунка. С каждым кадром Мунк становится все более реальным для современного зрителя.
Расписание здесь: http://www.theatrehd.ru/ru/titles/17/schedule/133 Успевают приобщиться к великому москвичи (всегда им везет))), хабаровчане и жители Минска, если очень-очень поторопятся.
Кто хочет подробностей, не боясь ни спойлеров, ни дилетантских рассуждений? ни многабукв — продолжайте читать.
Начну с формальностей. Режиссер: Бен Хардинг Ведущий: искусствовед Тим Марлоу Респонденты — кураторы выставки: Джон-Ов Стейхауг (Jon-Ove Steihaug), Май Бритт Гюленг (Mai Britt Guleng), Нильс Ольсен (Nils Ohlsen). В фильме также принимает участие главный редактор норвежского ежедневного издания Афтенпостен.
В интервью он объясняется за редакторов-предшественников и беспардонную критику Афтенпостен по отношению к великому Мунку.
Представлены описания следующих картин: • Больная девочка (1885–86) • Автопортрет (1886) • Весна (1889) • Ночь (1890) • Созревание (1895) • Пепел (1894) • Поцелуй (1890-1897) • Девушки на мосту (1901) • Вечер на улице Карла Иоанна (1892) • Отчаяние (1892) • Смерть в комнате больного (1893) • У смертного одра (Лихорадка), (1893) • Крик (1893) • Вампир (1893) • Мадонна (1894-95) • Красное и белое (1899-900) • Танец жизни (1899–1900) • Автопортрет с бутылкой вина (1906) • Смерть Марата (1907) • Работы по оформлению Аулы Королевского университета в Кристиании (Осло) • Автопортрет. Ночной странник. (1923-24) • Автопортрет между часами и кроватью (1940-43) Простите, если что-то упустила.
Композиция включает в себя демонстрацию полотен, комментарии экспертов о каждой работе, эмоциональных предпосылках написания картин и их последующей судьбе.
Немного игровой реконструкции, основанной на дневниках и письмах Эдварда Мунка.
Любопытная деталь: в своих записях Мунк дословно повторяет речевой оборот Чарльза Диккенса «world of sorrow and trouble» («Оливер Твист»). Возможно, просто расхожее выражение: время не отличалась легкостью.
Создатели и кураторы выставки рассказывают не только о живописи, но и о принципах экспозиции, собственных находках и решениях. Организаторы не искали легких путей привлечения зрителя. Например, наиболее популярный «Крик» поместили в ряд других работ на белом фоне без рамок, как пожелал сделать сам Эдвард Мунк при жизни.
При такой экспозиции чуть меняется ракурс и менее известные картины обретают новую силу и значимость, достигается «симфонический эффект выставки». Чувствуется большое уважение к воле автора. Живой интерес искусствоведов, проделавших кропотливую работу по изучению многочисленных писем, заметок Мунка и его современников, их трепетное внимание к художнику захватывает и заражает.
Они любят великого норвежца и влюбляют в него зрителей. С благодарностью хочется отметить операторскую работу.
Картины на большом экране воздействуют неожиданно сильно. Есть возможность рассмотреть детали холста крупным планом. Разглядеть, как создавались и чего стоили отдельные шедевры: сомнения, поиск верного штриха и оттенка, соскабливание и снова сомнения, новые штрихи.
«Он наносил краску и отковыривал, наносил и снова отковыривал. Слой за слоем«. (цитата не точная)))
Запомнился серо-черно-белый кадр: стая птиц взмывает над холодной рябью фьорда. И зритель переносится в пасмурную атмосферу Мунковских мест. Или другой пейзажный кадр: лес и озеро в Осгорстранне. Темно-зеленые («как глаза Милли Таулов») водоросли в мутной воде, — и в зал предается душевная смута, безысходность, смятение.
Автобиографические сцены-реконструкции, исполненные актерами, очень деликатно вписаны в картину и дополняют общую тональность повествования. У художника были три сестры и брат. Самая красивая — Ингер — часто появлялась на его полотнах.
Источник: http://classic-online.ru/
Старшая сестра — Юханна София умерла от туберкулеза.
Ее длительная болезнь и смерть оставили эмоциональный отпечаток на всю жизнь художника. Памяти Софии посвящена, возможно, самая авторская из всех его работ «Больная девочка». Картине уделяется наибольшее внимание как первой, где проявился неповторимый авторский стиль.
В реакции на эту картину хорошо видна тема власти и отстаивания права на авторское повествование. Власть в лице критиков и журналистов как бы прозрачно намекает художнику: «А ну, давай-ка, сбацай нам чего нибудь в привычной академической манере да помажорней». А художник такой: «Помилуйте, а с чего бы вдруг помажорнее? Как есть, так рисую».
Эдвард Мунк проявлял способности к точным наукам и даже поступил в технический колледж шестнадцатилетним. Новинками техники и возможностями создания новых эффектов изображения он интересовался до конца своих дней. Его работы впоследствии оказывают влияние на фотографию.
Например, перила, уходящие в перспективу и придающие изображению глубину, — рефрен многих картин Мунка. Линии, уходящие за горизонт — прием, широко используемый и в современной фотографии.
Источник: http://expressionists.ru/category/edvard-munk-kartiny/
Источник: https://www.instagram.com/nikonrussia/ http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/2664-gorodskojj_pejjzazh_sanktpeterburga_215_foto.html Или «Сила момента», чему так доверяла Диана Арбус и многие другие знаменитые фотографы. Эдвард Мунк, закончив картину, оставлял ее под открытым небом, чтобы солнце и капли дождя немного приглушили краски.
На некоторых полотнах видны следы птичьего помета. Их продемонстрировали крупным планом. Самый знаменитый «Крик» создавался и по сей день существует в четырех вариантах. У картин в наше время — не менее захватывающая судьба, чем при их создании. «Крик» похищали два раза. Второй раз вместе с «Мадонной». Один из похитителей «Крика» ранее был судим за похищение картины «Вампир».
Вот ведь одержимый гад!
Когда показывали и объясняли картины на о неизбежности смерти — «Комната умирающего», «У смертного одра» — маленькая девочка в зале настойчиво запросилась домой, до этого вела себя крайне спокойно. Маме пришлось увести ее.
Оставьте свой голос:
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_kino/135277_munk-150