Описание картины энтони ван дейка «амур и психея»

Рубенс, «Амур и Психея». Откуда появилось наслаждение?

В семье смертных родилась девочка необыкновенной красоты. Народ любовался на нее, любование перешло в поклонение. Публика перестала чтить богиню красоты Венеру, ее храмы опустели.

Венера обиделась. Жестоко обиделась. И решила наказать эту девочку, которую звали Психея (далее — все цитаты из «Метаморфоз» Апулея):

Сейчас же призывает она к себе сына своего крылатого, крайне дерзкого мальчика, который… вооруженный стрелами и факелом, бегает ночью по чужим домам, расторгая везде супружества.

Речь идет о Купидоне (или Амуре, что-то же самое), стрелы которого поражают сердца и заставляют людей влюбляться. Мамочка жаждет мести:

Заклинаю тебя узами любви материнской, нежными ранами стрел твоих, факела твоего сладкими ожогами, отомсти за свою родительницу.

Так озадачив своего сыночка, «она долго и крепко целует сына полуоткрытым ртом».

(Что-то поцелуй не очень похож на материнский…)

А Психею никто не берет в жены, несмотря на ее красоту. Родители обращаются к оракулу, который говорит, что ей (Психее) надо броситься в пропасть. Тогда ее подберет некто с ужасным обликом, и он будет ей мужем. Они приводят ее на край утеса, а сами уходят домой:

Психею, боящуюся, трепещущую, плачущую на самой вершине скалы, нежное веяние мягкого Зефира, всколыхнув ей полы и вздув одежду (видимо, Зефир тоже был не прочь познакомиться с девичьими прелестями), слегка подымает, спокойным дуновением понемногу со склона высокой скалы уносит и в глубокой долине на лоно цветущего луга, медленно опуская, кладет.

Психея бредет по лугу и попадает в какой-то дворец, любуется его красотами. За ней ухаживают невидимые существа, ее кормят, обихаживают и провожают в спальню.

По окончании развлечений, уступая увещеваниям сумерек, отходит Психея ко сну. В глубокой ночи какой-то легкий шум долетает до ее ушей. Тут, опасаясь за девство свое в таком уединении, робеет она, и ужасается, и боится какой-либо беды, тем более что она ей неизвестна.

Психея в полудреме — и вот наступил момент ее, если можно так сказать, бракосочетания:

Но вошел уже таинственный супруг и взошел на ложе, супругою себе Психею сделал и раньше восхода солнца поспешно удалился. Тотчас же голоса, дожидавшиеся в спальне, окружают заботами потерявшую невинность новобрачную. Так продолжалось долгое время. И по законам природы новизна от частой привычки приобретает для нее приятность…

Но Психея скучает по сестрам, плачет, просит невидимого супруга сделать так, чтобы она могла их повидать. Муж говорит ей о том, что ничего хорошего из этого не выйдет, что она навлекает страдания на себя и на него. Но если ей так хочется, он исполнит ее пожелание. И разрешает ей одарить сестер всем, чем она захочет.

Она поблагодарила мужа и с прояснившимся лицом говорит: «Да лучше мне сто раз умереть, чем лишиться сладчайшего твоего супружества! Ведь кто б ты ни был, я люблю тебя страстно, как душу свою, и с самим Купидоном не сравняю».

Сестрицы не удовольствовались полученным и продолжили свои нечестивые игры. Они опять просятся в гости, и опять супруг предупреждает:

«Коварные девки эти всеми силами готовят против тебя гибельные козни, и главная их цель — уговорить тебя узнать мои черты, которые, как я тебя уже не раз предупреждал, увидевши, не увидишь больше».

А Психея снова уговаривает своего супруга разрешить им побывать у нее в гостях:

«Заклинаю тебя этими благовонными, по обе стороны спадающими кудрями твоими, твоими нежными, округлыми, на мои похожими ланитами, грудью твоей, каким-то таинственным огнем наполненной…»

Сестрички в это время очередного визита подговаривают Психею убить своего супруга:

«Возьми отточенную бритву и, проведя медленно для придания большей остроты по ладони, тайно спрячь ее в постели с той стороны, где ты всегда ложишься; затем хорошую лампу, до краев наполненную маслом, ярким пламенем горящую, прикрой каким-нибудь горшочком; все эти приготовления сделай в величайшем секрете.

Затем, когда он извилистыми движениями подымется, как обычно, на ложе, растянется и погрузится в глубокий покой, объятый тяжестью первого сна, соскользни с кровати босая, ступая на цыпочках как можно осторожнее, освободи лампу от покрова слепого мрака, воспользуйся для совершения славного подвига твоего помощью света, высоко воздень правую руку с обоюдоострым оружием

и сильным ударом голову зловредного змея от туловища отсеки».

Психея уже готова на преступление. Наступает ночь, она открывает свою лампу. Видит прекрасного Амура, разглядывает его, и ее решимость испаряется:

…любопытная Психея не сводит глаз с мужниного оружия, осматривает и ощупывает его (некоторая двусмысленность: не совсем понятно, о каком оружии речь, что она осматривает и ощупывает), вынимает из колчана одну стрелу, кончиком пальца пробует острие, но, сделав более сильное движение дрожащим суставом, глубоко колет себя, так что на поверхности кожи выступают капельки алой крови. Так, сама того не зная, Психея воспылала любовью к богу любви.

Намерение отсечь голову супругу улетучилось. Мало того,

Разгораясь все большей и большей страстью к богу страсти, она, полная вожделения, наклонилась к нему и торопливо начала осыпать его жаркими и долгими поцелуями, боясь, как бы не прервался сон его.

Увы, недолги были радости:

«…Пока она, таким блаженством упоенная, рассудком своим не владеющая, волнуется, лампа ее, то ли по негоднейшему предательству, то ли по зловредной зависти, то ли и сама пожелав прикоснуться и как бы поцеловать столь блистательное тело, брызгает с конца фитиля горячим маслом на правое плечо богу.

Ожог был нешуточный. Купидон улетает к матери, лежит у нее в покоях. Психея начинает его искать. А Венера как будто не знает, где находится ее сын:

Тут чайка, птица белоснежная, …представ перед Венерой, что купалась и плескалась, докладывает ей, что сын ее обжегся, стонет от боли, причиняемой тяжелой раной, лежит — неизвестно, поправится ли.

Но страшнее другое — люди на земле перестали любить:

У всех народов из уст в уста уже говор и ропот идет, и Венеру со всей ее родней поминают недобрым: сынок, мол, на горах любовью занимаясь, а сама она в океане купаясь, от дел своих отстали, а через то ни страсти нет никакой,

ни очарования, ни прелести…

Всё опростилось и охамело:

Все стало неблаговидно, грубо и дико; ни браков супружеских, ни союзов дружеских, ни от детей почтения, но всеобщее позорище и от грязных соединений

горечь и отвращение.

Обозленная Венера не хотела союза Купидона и Психеи. Но в конце концов дело дошло до Юпитера, который

…отдает приказ Меркурию сейчас же схватить Психею и доставить на небо и, протянув ей чашу с амброзией, говорит: «Прими, Психея, стань бессмертной.

Пусть никогда Купидон не отлучается из объятий твоих, и да будет этот союз на веки веков». Немедленно свадебный стол роскошный накрывают. На почетном ложе возлежал новобрачный, прижав к груди своей Психею.

Подобным же образом возлежал и Юпитер со своей Юноной,

а за ними по порядку и все боги.

И финал: Так надлежащим образом передана была во власть Купидона Психея, и, когда пришел срок, родилась у них дочка, которую зовем мы Наслаждением.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/48036/

Ван Дейк

ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599–1641) –знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта.

Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны.

В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в.

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.

С юных лет ван Дейк обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие св. Петра», ок. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель; «Юпитер и Антиопа», ок. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).

 
Около 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры.

Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, ван Дейк в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная гал., Берлин-Далем). 

Святой Иероним

Святой Иероним

Мученичество святого Себастьяна

Автопортрет в виде Париса

В конце 1620 — начале 1621 ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен. 
В произведениях этого периода (портрет Ф. Снейдерса с женой, Картинная галерея, Кассель; «Св.

Мартин», церковь Сен-Мартен, Завентем) определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. 
С конца 1621 ван Дейк жил в Италии (гл. обр. в Генуе).

В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция)

Anthony van Dyck — Virgin and Child — Walters

Anthonis van Dyck — Madonna en kind met de Heilige Catharina van Alexandrië

Anthony van Dyck — Virgin with Donors

Коронование терновым венцом,1620

Оплакивание Христа 1634

Anthony van Dyck — Pentecost

Anthony van Dyck — The Brazen Serpent

Anthony van Dyck — Christ on the Cross

Anthony van Dyck — Crucifixion —

La Piedad (Van Dyck)

Поцелуй Иуды

Mucius Scaevola vor Porsenna Rubens van Dyck

Святой Амвросий и император Феодосий

Читайте также:  Описание картины меризи да караваджо «зубодер» (1609)

:Anthony van Dyck — Venus Asks Vulcan to Cast Arms for her Son Aeneas

:Anthony van Dyck Rinaldo and Armida

Амур и Психея

Anthony van Dyck — Jupiter and Antiope

Пьяный Силен

Antoon Van Dyck — Silène ivre soutenu par un faune et une bacchante

Anthony van Dyck — St George and the Dragon

Anthony van Dyck — St Martin Dividing his Cloak

Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты — старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж.

Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, ок.

1623, Эрмитаж, Ленинград).

Портрет Франса Снейдерса с женой,1631

Портрет кардинала Бентивольо

Маркиза Бальби,1625

Маркиз Антонио Джулио Бриньоле — Сале,1625

Портрет Паулины Адорно

Портрет Элизабет или Терезии Ширли в восточной одежде

Портрет леди Элизабет Тимблиби и виконтессы Доротеи Андовер

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком,1625

Мария-Луиза де Тассис,1630

Портрет ребёнка с птицей

 
С конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы.

Это период высшего творческого подъёма ван Дейка, когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Гал.

Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов «Иконография») раскрыть богатство духовной жизни своих современников.

Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции («Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; «Отдых на пути в Египет», кон. 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). 

Отдых на пути в Египет,1625

Сусанна и старцы

Самсон и Далила,1625

Триумф Силена,1625

Видение блаженного священника Иосифа,1625

Портрет Томаса Ховарда, графа Арунделя и его жены Алатеи Тальбот

Портрет семьи Ломеллини

Портрет Мари де Ро

Портрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Николо Каттанео

Портрет Мари Русвен, жены художника

Портрет рыцаря с красной повязкой

Генриетта Мария,1625

Карл 2 в детстве,1625

Карл 1,1625

Шарлотта Баткенс госпожа Ануа с сыном,1631

Портрет Маргариты Лотарингской

Портрет королевы Генриетты Марии с карликом Джеффри Хадсоном

Anne Fitzroy, Countess of Sussex (1661-1722), Circle of Anthony van Dyck

Anthony van Dyck — Portrait of Philadelphia and Elisabeth Wharton

Портрет Вильгельма Оранского с его невестой Марией Стюарт

Charles II, Marie and James II

С 1632 ван дейк работал в лондоне как придворный художник карла i, исполнял многочисленные портреты короля («карл i на охоте», ок. 1635, лувр, париж), его семьи («дети карла i», 1637, виндзорский замок) и знати (портреты ф. уортона, нац. гал. искусства, вашингтон, дж. стюарта, метрополитен-музей, нью-йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры

Портрет короля Англии Карла I верхом на коне,1635

Конный портрет Карла Первого, короля Англии

Конный портрет Карла Первого, короля Англии с его шталмейстером Сен-Антуаном

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд,1632

В последних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран. 

http://bibliotekar.ru/Kdeyk/index.htm

http://commons.wikimedia.org

http://wmuseum.ru/   http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post216258138/

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43526373172/prev

Миф в живописи. Мужчины

Недавно я рассказывала о мифологическом жанре в живописи на примере трех легендарных красавиц Античности (читайте здесь). В этой статье речь пойдет о древнегреческих и древнеримских мужчинах, засветившихся на картинах великих художников. Хотя они чуть реже попадают на полотна, но всё же можно выделить нескольких античных звезд. Среди них Вакх, Амур и Прометей.

О чем: Все знают Вакха как любителя выпить, но это была не единственная его работа на Олимпе: он отвечал за флору, вдохновение и театр.

Родился из бедра Зевса, воспитывался нимфами, был превращен собственным отцом в козленка… В общем, нелегкая судьба привела юного бога к рюмке, а старик-Силен научил Вакха работать с лозой и создавать вино.

В живописи его часто изображают как участника празднеств, которые и на самом деле устраивались в его честь в Древнем Риме.

Где искать: Сложно встретить другого такого персонажа-оборотня в мировой живописи. Миловидный (хотя не всегда чистоплотный) юноша с картин Пуссена, Тициана и Караваджо превращается в пьяную обрюзгшую и вконец опустившуюся плюшку у Корнелиса де Вос и Рубенса.

Корнелис де Вос, Триумф Вакха

О чем: Амур — сын Венеры, иллюстрация к пословице «Яблоко от яблони недалеко падает», ведь он тоже постоянно попадает в любовные передряги. Одна из них описывается в мифе про Амура и Психею.

Это античный вариант «Ромео и Джульетты»: Венера запретила сыну увлекаться Психеей, но тот, конечно, ослушался. Потенциальная свекровь обозлилась на девушку, как это нередко бывает в жизни, и послала ее выполнять трудные задания.

Самой сложной оказалась просьба принести шкатулку из подземного царства, в которую заглянула любопытная Психея и погрузилась в вечный сон. От шекспировского финала пару спасли сверхспособности Амура, который поцелуем разбудил спящую красавицу.

Именно этот трогательный момент любят изображать сентиментальные живописцы эпохи Рококо. Еще один излюбленный сюжет — момент, когда Психея смотрит на спящего Амура несмотря на его запрет.

Где искать: Чаще Амура изображают как крылатого пухлого мальчика нежного возраста, но в мифе об Амуре и Психее он предстает уже взрослым юношей, как на картинах Ван Дейка, Рафаэля, Рубенса, Бугро.

Антонис Ван Дейк, Амур и ПсихеяВильям Бугро, Амур и ПсихеяЛуи Жан-Франсуа Лагрене, Психея будит спящего Амура

О чем: Пожалуй, одна из самых трагичных страниц древнегреческой мифологии. Прометей украл огонь у богов и отдал его людям, за что был прикован к скале на съедение орла.

К счастью, именно для таких случаев в древнегреческой мифологии существовал Геракл, который и спас нашего Робин Гуда. А на людях Зевс отыгрался, послав им в наказание первую женщину Пандору.

Она открыла свой злосчастный ящик, из которого по миру распространились беды и страдания.

Где искать: На картинах Тициана, Рубенса, Григорио Мартинеса, Генриха Фюгера, Якоба Йорданс.

Ян Косье, Прометей, несущий огоньРубенс, Прометей прикованныйГригорио Мартинес, Прикованный Прометей

Красивое издание о греческих и римских мифах, среди которых Вы найдете немало подобных занимательных историй:

Мифы и легенды Древней Греции и Рима

Читайте также статью «5 картин о любви» и подписывайтесь на арт-блог PaintingRussia (кнопка в нижнем правом углу)!

Источник: https://paintingrussia.com/2017/10/16/mif_muzhchiny/

Плохой монарх с хорошим вкусом: коллекция Карла I

Два года спустя, в 1625 году, его отец, Джеймс I, умер, и Карл стал королем Англии. Теперь он мог реализовать свои амбиции, и собрать величайшую королевскую коллекцию произведений искусства, которую Британия когда-либо видела.

Амур и Психея Энтони ван Дейка (Королевская коллекция Trust, Ее Величества Королевы Елизаветы II)

У него не было конкурентов. Джеймс не интересовался искусством, и собрал очень мало картин.

Король Карл быстро восполнил потерянное время. В течение следующих 20 лет он приобрел 2000 произведений искусства, в частности, мастеров итальянского Ренессанса. 

Он также убедил двух ведущих современных художников Европы — Рубенса и Ван Дейка — приехать в Англию. 

Триумф Цезаря: носители вазы Андреа Мантенья (Королевская коллекция Trust, Ее Величества Королевы Елизаветы II)

Ван Дейк стал его придворным художником, завещав богатство блестящих и проницательных портретов культурному и тщеславному монарху, который погрузил Англию в кровавую и губительную гражданскую войну. Эта гражданская война урезала аппетиты Карла. Она также стоила 300 000 жизней, а королю его головы.

После того, как Карл был казнен, в 1649 году Оливер Кромвель пустил королевскую коллекцию на продажу. 

Это было отчасти практично (после пяти лет гражданской войны правительственные казны были пустыми), но это было также политическим актом. Подобно королям Франции и Испании, чьей силе и престижу он подражал, коллекция произведений Карла была символом его самодержавного статуса и его верой в божественное право царей.

Картины Карла были выставлены в Сомерсет-Хаусе. Любой мог прийти и увидеть их. Раньше эти картины никогда не видела публика — тогда не было публичных галерей.

Это был первый раз, когда простые люди смогли увидеть коллекцию произведений Карла, и последний раз — до сих пор.

После Реставрации Карл II попытался собрать потерянную коллекцию отца. Он не смог возвратить произведения искусства, которые ушли за границу (сливки коллекции), но большая часть работ, которые остались в Великобритании, вернулась и попала в Королевскую коллекцию.

(Слева) «Энн Крезачер» Ганса Гольбейна Младшего (приблизительно 1527); «Чарльз I на охоте» д’Антони ван Дейка (c.1635) (RMN-Grand Palais (Musée du Louvre) / Christian Jean)

Так был ли Карл I настоящим знатоком?

Нет сомнений в том, что его главная цель заключалась в том, чтобы произвести впечатление на других монархов и их послов и укрепить его авторитет — напомнить всем, кто был боссом. 

Однако собрание подтверждает, что Карла интересовали не только звездные имена. У него был превосходный глаз. Неудивительно, что Рубенс назвал его «Величайшим любовником картин среди королей мира».

Он, возможно, был гнилым монархом, но, как и многие тираны, имел изысканный вкус.

«Королева Генриетта Мария с сэром Джеффри Хадсоном» Энтони ван Дейка (c.1633); «Венера с Меркурием и Амуром» Корреджо (c.

1525) (RMN-Grand Palais (Лувр)

Королевская академия искусств в партнерстве с The Royal Collection Trust представит «Карл I: король и коллекционер» — крупную выставку, которая воссоединит коллекцию произведений искусства короля Карла I в Англии (1600-1649) — одного из самых необычных и влиятельных коллекций произведений искусства, когда-либо собранных.

Выставка продлится до 15 апреля 2018 года.

«Ужин в Эммаусе» Тициана, (c.1530) (RMN-Grand Palais (Musée du Louvre)

Читайте также:  Описание картины ивана крамского «лесная тропинка»

Из: tanjand.livejournal

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/eto-interesno/plokhoy-monarkh-s-khoroshim-vkusom-kollektsiya-karla-i

Фламандский живописец Антонис ван Дейк

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII вековОпубликовано 24.01.2017 17:02Просмотров: 875

Антонис ван Дейк известен как мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. 

С данными художественными направлениями своего творчества он определился в ранние годы и практически не отступал от них.
Два года (1618-1620) он работал в мастерской Рубенса и был его учеником – самым талантливым из многочисленных учеников мастера. В это время у ван Дейка уже была собственная мастерская, но он продолжал совершенствовать своё мастерство, работая помощником у Рубенса.

Антонис ван Дейк «Питер Пауль Рубенс в Лувре» (1627-1628)

Творчество Антониса ван Дейка (1599-1641), представителя фламандской школы реализма, определило развитие живописи второй половины XVII в. в направлении светскости. Художник исключительного дарования и таланта, он создал образы, характеризующие целую эпоху. Разработанные им типы аристократического и интеллектуального портрета повлияли на дальнейшую европейскую портретную живопись. 

Из ранней биографии Антониса ван Дейка

Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.
Первыми ранними его произведениями были портреты, в том числе и автопортрет.

Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)

В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг.

он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.

В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.

Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)

Дальнейший жизненный и творческий путь ван Дейка

Недолгий творческий путь (всего немногим более 20 лет) у ван Дейка прошёл в различных странах: он работал при дворе английского короля Якова I (конец 1620-начало 1621 г.), возвращался в Антверпен, затем некоторое время жил и работал в Генуе (Италия), в Германии.

С 1627 г. – снова Антверпен, где он стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 г. – снова Лондон и работа придворным художником Карла I., который посвятил его в рыцари, а затем пожаловал ему статус королевского художника.

В 1639 г. в Англии он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 г. у них родилась дочь Юстиниана. Но в 1641 г. у Антониса ван Дейка резко ухудшилось здоровье, он скончался 9 декабря 1641 г. в возрасте 42 лет.

Художник похоронен в соборе св. Павла в Лондоне.

Вскоре после возвращения из Италии ван Дейк написал автопортрет, который является жемчужиной собрания Эрмитажа.

Антонис ван Дейк. Автопортрет (около 1622-1623). Холст, масло. 116х93,5 см. Эрмитаж (Петербург)

На портрете явно изображён баловень судьбы (так ван Дейка называли современники). Тонкие черты лица, белые холёные руки – аристократический тип налицо.

Утончённость портрету придаёт и сочетание цветов: коричнево-розового, черного, серо-белого.
В расцвете своего творчества Антонис ван Дейк работал при дворе короля Карла I.

Здесь он создал целую галерею портретов английской знати, среди которых и портрет Джеймса Стюарта, герцога Леннокса и Ричмонда.

Антонис ван Дейк «Портрет Джеймса Стюарта» (ок. 1634-1635). Холст, масло. 215,9х127,6 см

Это парадное изображение: серебряная звезда на камзоле свидетельствует о том, что перед нами – кавалер ордена Подвязки (сама подвязка видна на его левой ноге). Запечатленный во весь рост, он стоит в горделивой позе, зрителю приходится смотреть на него чуть снизу.Любимая собака этого аристократа изображена также высокой и долговязой.

Портрет отличается реалистичностью, добродушным юмором, но в то же время обаянием и человечностью.

Антонис ван Дейк «Конный портрет Карла I» (ок. 1637-1638). Холст, масло. 367х292,1 см

В 1625 г. Карл I стал королём Великобритании и Ирландии (преемник своего отца Якова (Джеймса) I). Будучи придворным художником, ван Дейк создал 35 портретов монарха, семь из них – конные.

На данном портрете Карл I изображён как король-воин на великолепном коне, в рыцарских доспехах и с командным жезлом в руке. Он облачен в гринвичские доспехи (изготовлявшиеся в XVI в.

в Гринвиче в Англии).

Антонис ван Дейк «Автопортрет с сэром Эндимионом Портером» (ок. 1635). Холст, масло. 119×144 см

На полотне художник рядом с собой изобразил Эндимиона Портера, королевского постельничего, с которым был в приятельских отношениях.

Но групповой портрет построен на противопоставлении: простой буржуа, добившийся высокого дворянского титула (Эндимион Портер) изображён как простоватый человек, на лице которого не прослеживаются черты врождённого благородства.

Себя же художник изобразил в непринуждённой изящной позе, в трёхчетвертном повороте, позволяющем увидеть красивую форму головы, тонкие черты лица.

Но ван Дейк отдал должное и приятельским отношениям: их левые руки символически лежат на камне. Но и здесь подчёркнуто благородство художника – на его кисть надета перчатка.

Антонис ван Дейк «Отдых на пути в Египет» (1630). Хост, масло. 134,7х114,8 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Картина написана на сюжет из Евангелия от Матфея.После того, как царю Ироду волхвами было предсказано о рождении в Вифлееме младенца, который станет царём, он принимает решение убить всех детей в возрасте до трёх лет.

Той же ночью ангел явился во сне Иосифу и приказал всему семейству бежать в Египет и ждать там, пока не получит нового сообщения. Иосиф вместе с Марией и младенцем отправились в путь. Преодолев длинный переход, святое семейство остановилось на отдых. Иосиф отправился на поиски приюта, оставив Марию с ребенком под деревом.

Дерево наклонилось, чтобы создать больше тени. Неподалеку пробился из земли ручей, из которого Мария и младенец утоляли жажду.

Картина создана во время пребывания художника в Антверпене.

Антонис ван Дейк «Амур и Психея» (1638). Хост, масло. 200,2х192,6 см. Кенсингтонский дворец, Королевская коллекция (Лондон)

Это одна из последних работ художника. Написана в Лондоне.Сюжет для картины взят из «Метаморфоз» Апулея. Психея была третьей дочерью в семье смертных людей. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены. Этому воспротивилась его мать Венера.

Тогда Амур отправился с Психеей в замок, где появлялся перед ней только ночью и не разрешал на себя смотреть при свете. Сестры подговорили девушку тайно взглянуть на него и она, воспользовавшись свечой, увидела его лицо. Амур проснулся от пролитого на него горячего воска, рассердился и покинул Психею одну в замке.

Психея пришла просить помощи у Венеры, но та решила погубить девушку разными сложными заданиями. Одно из них – принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Богиня подземного царства Прозерпина сжалилась над девушкой и отдала ей шкатулку с условием не открывать её.

На обратном пути Психея не выдержала, открыла её – и моментально уснула вечным сном.Амур отправился на поиски девушки. Своим поцелуем он пробуждает её от вечного сна.

Предполагается, что работа Антонису ван Дейку была заказана для украшения Королевского дворца в Гринвиче.

Заключение

Ван Дейк создал около 900 живописных полотен. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой.

Он работал быстро и легко, кроме того, использовал многочисленных помощников, художников Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки и т.п.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Традиции его портретной живописи до сих пор сохраняются в искусстве уже в течение столетий.

На своих портретах он изображал людей разных сословий, разного социального уровня, изображаемые им характеры различны по душевному и интеллектуальному складу. Ван Дейка считают одним из создателей официального парадного, в том числе аристократического портрета, а также создателем интеллектуального портрета.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-kontsa-xvi-xviii-vekov/664-flamandskij-zhivopisets-antonis-van-dejk

Картина Амур И Психея

И только один Рафаэль выпадает из этой эпохи – как бы случайно здесь оказался. С давних времен люди понимали, что не всякая живопись подходит для любых мест. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.

Эту тему использовали в своём творчестве скульпторы Филипп Бертран (1664 – 1724), Антонио Канова (1757 – 1822), Морис Дени (1870 – 1943), художник Рафаэль (1483 – 1520), придворный художник Наполеона Франсуа Жерар (1770 – 1837), драматург Мольер (1622 – 1673), поэт и писатель Лафонтен (1621 – 1695), композиторы Люли (1632 – 1687) и Сезар Франк (1822 – 1890).

Когда Психея с хрустальным сосудом в руках стояла у подножия скалы и с отчаянием смотрела на неприступную вершину, мимо пролетал орел. Берегись.

Итак, Давид прекрасно отдает себе отчет в том, что события увлекают его за собой, хотя и относит сдвиги, происшедшие в его работе, в приемах, во взглядах за счет легкомыслия, свойственного французам.

Когда Эрос проснулся и понял, что именно собиралась сделать Психея, он ее бросил. Души убитых Одиссеем женихов также уходят в аид с писком нетопырей.

миф. Твой муж – отвратительный и злобный змей.

Увидев нож в руках любимой, Эрот пришел в ярость от ее предательства и оставил ее. Венера строго-настрого запретила богам и людям помогать несчастной, давать ей приют и утешение и принялась за поиски «беглой служанки». Венера является к Юпитеру на колеснице, запряженной птицами и требует предоставить ей Меркурия.

Исцелившийся от ран Эрот тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет ее. Экстаз Психеи Поблизости росла тенистая роща, а среди деревьев стоял беломраморный дворец. Белоснежное красивое тело девушки словно светится в утренних сумерках. В это время больной от обжога Амур лежал у своей матери. Лондон. — Амур) повсюду сопровождал свою мать Афродиту (в рим.

Читайте также:  Описание картины жоржа сёра «вуаль»

Описание картины «Маленькие Амур и Психея»

— Венера), был исполнителем её воли и помощником во всех её делах. миф. Психея представлялась и как летящая птица.

— Юпитер) принимает сторону Эрота в споре с сердитой Афродитой и благословляет влюбленных. Ей стали даже воздавать божеские почести, забывАфродиту. В 1817 году Давид пишет для графа Соммарива «Амура и Психею» (коллекция принцессы Мюрат).

Все же он не отрицает эволюции, происшедшей в его творчестве и рассчитывает на своего несчастного ученика, долженствующего писать согласно канонам «идеала прекрасного», установленным на веки вечные.

Огненная заря также мало соответствует «идеалу прекрасного».

Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал. Купидон любит Психею, которая является олицетворением духовной сущности человека. Она помнила, что не должна в него заглядывать, но не смогла совладать с любопытством.

Но чем может он оправдать фигуру юноши, выскакивающего из постели своей любовницы.

Неужели эта романтическая история не вызвала интереса ни у Микеланджело (1485 – 1564), ни у Жана Гужона (1510 – 1565), ни у Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553), ни у Тициана (1485 – 1576), ни у Бенвенуто Челлини (1500 – 1571), ни у Сандро Боттичелли (1445 – 1510). Долго скиталась Психея, отвергнутая всеми и наконец пришла к чертогу Венеры. Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой.

Когда он уснул, Психея потихоньку встала, зажгла светильник и, замирая от ужаса, взглянула на супруга. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы.

Так, Психея должна была разобрать по зернам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями.

Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с его помощью добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов.

Что же касается его самого, то он, согласно старой народной пословице- «делай то, что я тебе говорю, но не то, что я делаю», – приспособляет античное ко вкусам сегодняшнего дня.

Картина пропитана романтикой, граничащей с эротизмом. Этот сюжет получил отражение во многих произведениях искусства. Иными словами, в XV – XVI веках этой легенды ещё не было. Горемычная Психея подумала, что легче умереть, нежели выполнить эту задачу.

Сюжет легенды средневековые гуманисты стали трактовать как философскую аллегорию стремления Души (Психея с греческого переводится как душа) соединиться с Желанием (Амур – божество любви), результатом чего является Наслаждение (их Потомство).

Едва выбравшись из подземного царства на свет, она приоткрыла крышку. Психея послушалась совета и принесла Венере целую охапку золотой шерсти. От брака Психеи с Эротом родиласьВолупия, богиня, олицетворяющая наслаждение.

Либо Рафаэль жил гораздо позже, то есть, в XVII веке, когда «открыли» Апулея с его «древнегреческой» легендой. Ганс Лихт (см.

Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. После этого, довольные, что им удалось посеять в душе Психеи сомнения, сестры ушли, оставив ее одну. Сестры вернулись домой, но из головы у них никак не выходила история, которую рассказала им Психея. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим.

Между тем Эрот возвратился к матери, которая принялась лечить его раны и тиранить Психею. Душа же в переводе с древнегреческого и есть Психея. 370 x 265 см. Барокко. Холст, масло.

Так, в классической живописи существовало определенное «разделение труда» и полотна с брутальными сюжетами не допускались до спальни.

Меркурий объявляет всюду, что тот, кто «вернет из бегов или сможет указать место, где скрывается беглянка, царская дочь, служанка Венеры, по имени Психея», получит в награду от Венеры «семь поцелуев сладостных и еще один самый медвяный с ласковым языка прикосновением».

Но Психея готова сама идти на поклон к свекрови, чтобы смягчить ее гнев и найти супруга. Долго скиталась Психея, отвергнутая всеми и наконец пришла к чертогу Венеры. В конце концов он находит Психею, его поцелуй возвращает девушку к жизни.

Описание картины Вильяма Бугро «Психея и Амур»

Обратите внимание на даты жизни всех этих людей: XVII –XVIII – XIX века. Королевское собрание произведений искусства. Зевс (в рим. Двери сами собой распахнулись перед ней и царевна, робея, вошла внутрь. Никогда еще не доводилось Психее видеть подобной роскоши.

Греческое слово «психея» означает «душа» и «бабочка». Тёмный колорит картины подчёркивает светлые прелестные тела юных возлюбленных.

Художники / Копии картин / Жуков Фёдор Иванович / Работы автора / Амур и Психея

Завистливые сестры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, чтоЗефирунесет их в волшебный дворец Эрота.

Так же бабочка являлась символом души. «Сексуальная жизнь в Древней Греции») считает, что материал легенды очень древний и якобы существовал в древнегреческой прозе с незапамятных времён, но каким-то образом был утерян и стал известен нам только в той форме, которую придал ему Апулей.

Эрот согласился исполнить желание матери, но увидев Психею, сам полюбил её. Нечаянно уколовшись стрелой Амура, Психея воспылала еще большей любовью к богу, однако, рука Психеи дрогнула, светильник наклонился и капля горячего масла упала на плечо спящего. Статуя «Амур и Психея» в Летнем саду Санкт-ПетербургаАмур тотчас же проснулся.

Разгневанная богиня не замедлила дать следующее задание.

Четыре испытания для Души с точки зрения психологов

Психея часто изображалась в образе молодой девушки с крыльями или бабочки. Я всегда то и дело убеждал тебя остерегаться, всегда дружески уговаривал.

Картина французского художника Жака Луи Давида «Купидон и Психея» написана в гедонистическом вкусе времени Империи. Церера и Юнона тщетно ходатайствовали за неё перед Венерой.

Психея в отчаянии отправляется искать возлюбленного по всему свету.

(Кстати сказать, современный немецкий литературовед.

  • ЖЕРАР ФРАНСУА Амур и Психея или Психея, получающая первый поцелуй любви
  • Картина АМУР И ПСИХЕЯ Вильяма Бугро
  • Картина Антониса ван Дейка «Амур и Психея»
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Амур и Психея — Антонис ван Дейк
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • История любви Психеи: часть первая

Психея ещё нежится на любовном ложе, отдыхая от ночи любви. Увидев ее, заплаканную изможденную, Пан посоветовал ей не убиваться, а молиться Купидону и хотя такой совет был едва ли не абсурден, Психея решила во что бы то ни стало найти супругаBurne-Jones Edward (1833-1898) — Психея и Пан 1874 г.

Достигнув ближайшего города, в котором, царицей была ее сестра, Психея отправилась к ней и рассказала, что свет лампы открыл ей, что мужем ее был сам Купидон, но что он проснулся и выгнал ее, объявив, что предпочитает ее сестру (и Психея назвала имя). Он превращает Психею в богиню, сделав ее бессмертной.

Случилось так, что Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки Психеи. Нидерланды (Фландрия).

1844 Adolphe William Bouguereau. Однажды он ужалит тебя – и ты умрешь страшной смертью. Утром, до того как рассвело, Амур удалился, чтобы снова прийти, когда стемнеет. Она горько плакала, кляня себя, что послушалась сестер. Но Психея готова сама идти на поклон к свекрови, чтобы смягчить ее гнев и найти супруга.

  • Древнегреческий миф в литературных произведениях
  • Изобразительное искусство: миф об Амуре и Психее
  • Картины по стилям и направлениям
  • Напишите отзыв о статье Амур и Психея (ван Дейк)

Когда же после полудня спадет солнечный жар и приятная речная прохлада стадо успокоит, тогда. Подстрекаемая сестрами, Психея решает убить Эрота. Морис Дени Амур переносит Психею на небо 1908 г.

After Godfried Schalcken Вскоре Психея снова захотела повидаться с сестрами и они, как и в прошлый раз, на крыльях Зефиров прилетели к ней в гости.

Увидев Психею, сестры изобразили на своих лицах притворное горе и воскликнули: «О, несчастная.

Но как узнал о ней их современник Рафаэль и создал известную фреску «История Амура и Психеи» на вилле Фарнезина в Риме, якобы ещё в 1517 году. Засмотревшись на Эрота, Психея пролила на него несколько капель раскаленного масла и тот проснулся.

Давид же дал ей человеческий облик, но летающую над влюблёнными бабочку он тоже изобразил, как напоминание о древнегреческом изображении Психеи.

Безутешная Психея, насильно возвращенная к жизни, бродила в поисках Купидона, расспрашивая всех, кого встречала на пути – нимф, Пана и Цереса, которые с сочувствием выслушивали ее рассказ и ее признания в любви. Пейзаж, видный из окна, холмы при восходе солнца.

Амур полетел выполнять приказание матери, но все вышло не так, как хотела Венера. Я всегда то и дело убеждал тебя остерегаться, всегда дружески уговаривал.

Она рвет на Психее платье, таскает ее за волосы и задает ей невыполнимые задания. Полностью миф содержится в работах Апулея – известного древнеримского писателя и философа. Душа Патрокла удаляется с «писком», причем употребляется глагол tridzein, «щебетать», «пищать».

Но Купидон, который с негодованием наблюдал за тем, как мать издевалась над девушкой и понимал, что ничем не может ей помочь, невидимым шел за Психеей. Она прячет в спальне лампу и нож.

Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/kartina-amur-i-psiheya/

Ссылка на основную публикацию