Филипп Андреевич Малявин Вихрь: Описание произведения
«Вихрь» – не просто одна из самых известных и масштабных картин Малявина, размерами больше смахивающая на театральный задник.
Программное полотно, обрушивающееся на посетителя Третьяковки лавинообразной, взрывной кроваво-красной мощью – метафора всей жизни художника, подобно вихрю ворвавшегося в чинный художественный мир Петербурга прямиком из афонского монастыря.
Малявин начал работать над холстом в самом начале событий, которые впоследствии вошли в историю под названием Первой русской революции.
Это ввело многих критиков, как современных художнику, так и нам, в соблазн приписывать «Вихрю» тревожное предчувствие надвигающегося урагана перемен, воплотившееся в революционно-алые сполохи энергичных дробных мазков.Выходца из крестьянской среды мало интересовали идеология или политика.
Малявина скорее занимали искания в сфере разработки таких красок, что позволили бы передать требуемую силу экспрессии, которой неизменно проникнуты его работы, посвященные русским женщинам-крестьянкам.
И в процессе создания «Вихря» ему таки удалось произвести свою личную революцию.
Правда, не без помощи коллеги – художника Игоря Эммануиловича Грабаря. «Зная, что я много возился с технологией красок, он просил меня дать ему какой-нибудь рецепт связующего вещества, поднимающий светосилу и интенсивность цвета – он собирался сам тереть краски, – вспоминает Грабарь. – Я дал ему рецепт, главными составными частями которого были венецианский терпентин и копаловый лак, предупредив его, что успех зависит от правильности дозировки: слишком большой перевес терпентина может сделать краску почти несохнущей, почему его надо регулировать смолой-копалом, расплавленным в льняном масле».
Рецепт Грабаря пришелся ко двору: с того времени Малявин пишет этим составом все свои картины. Но он пропускает мимо ушей предостережение товарища, и по широте душевной не жалеет ингредиентов.
Из-за чего краски «Вихря» продолжали жить своей жизнью еще долгое время после окончания работы над холстом, по свидетельству художника Грабаря: «Неумеренное количество венецианского терпентина, взятое Малявиным в связующем веществе, превратило красочное тесто этой картины в массу, до сих пор не затвердевшую, в жаркие летние дни распускающуюся и даже грозящую прийти в движение. Но яркость красок, их блеск действительно изумительный, оставляя далеко позади яркость простых масляных красок».
Несколько сохранившихся эскизов картины (1, 2) подсказывают, что Малявин трудился не только над поиском идеального компонента для красок «Вихря», но также искал то самое композиционное решение, которое смогло бы в полной мере воплотить в жизнь образ из его головы.Бабы постепенно разрастались, занимая все больше места в пространстве полотна. Все больше развевались и раскручивались в водовороте танца их наряды. В конце концов они заполонили собой весь холст, едва оставив для фонового пейзажа жалкие клочки по углам.
К слову, из воспоминаний того же Грабаря мы узнаем, что Малявин не видел решительно никаких перспектив для развития в написании ландшафтов из-за того, что все уже было написано до них: «Малявин меня убеждал бросить писать пейзажи: – Как же ты не понимаешь, что после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Пейзажу, батенька, крышка. Ты просто глупость делаешь. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках? Только плохие подделки под Левитана».
Зато на одеяниях кружащихся без удержу крестьянских «дервишей» Малявин отрывается по полной. Кажется, именно эти неистовые, неукротимые как все стихии природы, вместе взятые, сарафаны и есть главные герои картины. На фоне их кропотливой, филигранной, мозаичной проработки не то что пейзаж – лица персонажей уходят на дальний план.
Это одежды задают динамику и ритм полотна, буквально приводя в движение его поверхность и гипнотизируя всякого на него смотрящего. Сергей Голоушев (Глаголь) делится ошеломляющим воздействием картины на органы чувств: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят.
Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе».
Источник: https://artchive.ru/artists/151~Filipp_Andreevich_Maljavin/works/292223~Vikhr
Р. Кирсанова. Картина Ф.А. Малявина «Вихрь»
Филипп Андреевич Малявин прожил довольно долгую и насыщенную творческую жизнь. Излюбленные сюжеты его были, конечно, крестьянские типы. Он писал своих родственников, просто деревенских жителей, когда возвращался к себе на родину.
Малявин обучался в Академии художеств. И первые его работы были довольно сдержанные и по цвету, и по композиции. Он писал портреты и народные сцены, но там не было того огня и вихря, которые мы видим в его картине 1906 года «Вихрь». Современники сразу обратили внимание на необычность этой картины.
Вообще яркая красочность, насыщенная декоративность появились у Малявина уже в 90-е годы, к концу 90-х годов. Но то, что писали современники, например друг художника Сергей Глаголь, просто удивительно. «Картина оставляет впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами.
Краски горят, долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Мне чудится всегда невольная и смутная разгадка чего-то особого в самом русском духе.
Какой-то образ пожаров, «красный петух», запах крови, заливший русскую народную историю, вопли кликуш, опахивание деревень, мелькание дрекольев бабьего бунта».
Да, ощущение тревоги и напряжения, необычности увиденного мы все испытывали. Возможно, это связано с годом создания картины, потому что 1905 год – это год первой русской революции.
Но что значат слова про «опахивание деревень»? К такому обряду прибегали только в очень тяжелых ситуациях, например, когда грозила гибель всей деревне, или война начиналась, или какая-то моровая язва надвигалась. Вот тогда женщины выходили ночью с косами в руках.
А ведь женщина с косой – символ смерти, это считалось очень дурным предзнаменованием, женским инструментов был все-таки серп. И вот в своем «Вихре» Малявин изобразил женщин удивительных. И если мы подумаем, то поймем, почему так напрягала и настораживала всех эта картина.
Потому что эти женщины, подхваченные то ли ветром, то ли танцем, двигаются, танцуют – как мужчины, раскинув руки. Здесь пять фигур – это одна из самых больших картин художника, она занимает практически целую стену в экспозиции Третьяковской галереи – и они идут на зрителя. Конечно, они пугали. Все привыкли к другому, к медленному, плавному движению.
Билибин говорил о женском танце, что это красота покоя. Мужской танец действительно энергичный, мужчина выделывает всякие коленца, приседает, а для этого ему нужно раскинуть руки вокруг женщины. А та стоит спокойно, слегка поворачиваясь. Как говорили в давние времена, она «помавает ему пальцем»…
Наши современные представления, представления людей XX и даже XXI века о русском народном танце искажены, они не связаны с тем реальным танцем, каким он был в те поры, когда носили тяжелые ткани. Даже если это не была царская парча с настоящими золотыми или серебряными нитями, платье все равно было тяжелым. И оно обязательно было длинным. Только после 1923 года женская одежда начала укорачиваться так, что стали видны туфли. А до этого она не позволяла совершать ни скачков, ни прыжков, не позволяла лихо вертеться на одном месте.
XX век и появление народных ансамблей изменили картину. Многие хореографы, такие например, как известный Игорь Моисеев, стилизовали женский танец. И у нас, современных люди, создается представление о старинном танце, который был у нас до 1917 года, а возник очень давно, по тем образцам, что представлены теперь на нашей сцене. Это большое заблуждение.
И оно не позволяет современному зрителю по-настоящему понимать смысл картины Малявина. В отличие от тех, первых зрителей малявинского полотна, вполне чувствовавших его значание.
Им было легче – на гуляньях в Сокольниках, на дачах, у себя в деревнях (или на этюдах, если они были художниками), они еще видели этот настоящий народный танец – медленный и плавный для женщин и энергичный для мужчин.
Источник: http://yos.ru/mxk/44—lr.html
Презентация по изобразительному искусству. Фили пп Андре евич Маля вин — русский живописец|
Инфоурок › Искусство › Презентации › Презентация по изобразительному искусству. Фили пп Андре евич Маля вин — русский живописец|
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Описание картины Филиппа Малявина «Вихрь»
2 слайд Описание слайда:
Фили́пп Андре́евич Маля́вин — русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн». Родился: 22 октября 1869 г., Оренбургская область Умер: 23 декабря 1940 г., Ницца, Франция
3 слайд Описание слайда:
Филипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в бедной крестьянской семье, судя по его русским бабам – в старообрядческой вере. Старообрядцы – особая порода русских людей, твердокаменных и сильных. Когда смотришь на портрет отца художника, именно эти ассоциации возникают в голове: сила, мощь, стойкость и неподкупность.
4 слайд Описание слайда:
Малявин Филипп Андреевич. «Портрет А.И. Малявина, отца художника» (1898)
5 слайд Описание слайда:
В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской.
И здесь в его судьбу вмешался случай в лице скульптора Владимира Беклемишева, который, путешествуя по Греции и заехав в Афонский монастырь, увидел этюды и рисунки молодого иконописца.
Профессиональным чутьем Беклемишев увидел в юноше талантливого художника, пригласил его к себе в Петербург, помог сдать экзамены и стать вольнослушателем живописного отделения Академии художеств. Было это в 1892 году. Беклемишев вспоминал: «Интересный юноша был Ф.А. Малявин.
Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков». После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Соучениками Малявина по репинской мастерской были И. Э. Грабарь, К А Сомов, А П. Остроумова – Лебедева.
6 слайд Описание слайда:
Малявин Филипп Андреевич.Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря, 1895 Игорь Грабарь, однокашник Малявина по Академии, впоследствии писал: «Из старичков — учеников старой Академии, унаследованных новой, резко выделялись своими блестящими талантами… Ф.А. Малявин».
7 слайд 8 слайд Описание слайда:
Малявин создает необычную картину. Он изображает, как танцуют простые женщины. Кажется, что героини былин чудесным образом ожили на его картине. Разные стихии оказываются вовлеченными в этот странный хоровод. Одеяния развеваются.
Они нарочито растворены в сочных мазках кисти художника. Кажется, что это всполохи сказочного огня, или ледяные потоки воды. Временами они обжигаю нас дыханием могучего ветра. Иногда вдруг кажется, что мы видим сочные луга. Полотно невероятно динамично.
Кисть художника действительно движется очень размашисто. Это полностью соответствуют тому наполненному энергией танцу, который изобразил Малявин. Мастер создавал свои шедевры непростыми красками, которые сохли достаточно долго.
Именно поэтому такая живопись напоминает необузданный вулкан. Художник создает грандиозный мозаичный эффект, удивляющий своим великолепием.
9 слайд 10 слайд Описание слайда:
Краски наплывают друг на друга, формы теряют четкость. Это позволяет создать впечатление мощи, которая прорывается откуда-то изнутри. Творение становится максимально выразительным. Художник работает на стыке двух мощнейших тенденций.
Его полотно одновременно впечатляет импрессионистичным прочтением сюжета и выражением в стиле модерна. Малявин надеялся, что Россия возродится в духовном плане, но при этом он как будто ощущал разгул сил. Художник смог изобразить мощную энергию народа, его душу. Звучание этого творения поистине достигает апогея.
Художник заявляет современникам и всем нам о том, что нрав его дик и необуздан. Многие критики были уверены, что это полотно связано с настроениями грядущей революции. Малявин всегда стремился уберечь свои творения от идеологии.
Буйство красок и великолепное воплощение народного духа впечатляло не только современников художника. Сила мастерства художника действительно необыкновенная.
11 слайд 12 слайд Описание слайда:
«Баба в желтом» 1903) Малявин Ф. Бабы. 1905
13 слайд Описание слайда:
Малявин Филипп Андреевич. Автопортрет с женой и дочерью. 1911 г.
14 слайд Описание слайда:
Две девки. 1910. Ф.А. Малявин.На качелях
15 слайд Описание слайда:
Филипп Малявин. Фарандоль 1926 г.
16 слайд Описание слайда:
Ф. Малявин.«Русские бабы», 1920-е.
17 слайд Описание слайда:
Филипп Малявин . Филипп Малявин. Пляшущая баба
Краткое описание документа:
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-fili-pp-andre-evich-malya-vin-russkiy-zhivopisec-2699911.html
Филипп Малявин: картины, биография
В 90-х годах прошлого века учащиеся Петербургской императорской Академии художеств были немало поражены появлением в их среде странного юноши в какой-то необычной одежде.
С длинными волосами, с шапочкой в виде скуфейки, низко надвинутой на лоб, он казался растерянным и одиноким в шумной студенческой толпе. Но в выражении плоского скуластого лица, освещенного светлыми глазами, трогали какая-то наивная откровенность и простосердечие.
Это был Филипп Андреевич Малявин, известный впоследствии живописец, мастер крестьянской темы в очень своеобычном и темпераментном толковании.
В Академию Малявин попал прямо из Афонского монастыря. В далекой Греции русский мальчик принял послушничество, надеясь научиться живописи. В монастырской иконописной мастерской и увидел его работы молодой скульптор В. А. Беклемишев. Удивительный поворот в судьбе юного послушника совершился мгновенно. Вскоре был сдан вступительный экзамен в Академию художеств.
Успехи Малявина в этом высшем художественном учебном заведении России были блестящи. Из родной деревни в Самарской губернии каждую осень привозил он портреты и композиции «дивные по рисунку и живописи», как вспоминала его соученица А. П. Остроумова-Лебедева. Ранние работы Малявина — «Крестьянская девушка с чулком», «Портрет сестры» (обе —1895 г.
) — поражали целостным восприятием модели, глубоким проникновением в характер изображаемого. Молодой художник не расставался с альбомом. Многие товарищи и академические преподаватели были запечатлены им в рисунках и живописных этюдах. Из последних некоторые вылились в законченные произведения, такие, как «Портрет художника К. А.
Сомова» (1895), «Больная» (1897).
Дипломную картину Малявин посвятил крестьянской теме. На ней были изображены хохочущие крестьянки в ярких красных сарафанах. Это полотно 1899 года, названное «Смех», положило начало своеобразной декоративно-эпической или, как ее называли, «малявинской» манере в живописи.
Но в Академии разразился невиданный скандал в связи с его появлением на конкурсе.
Только авторитет Репина, угрожавшего уйти из Академии, если его ученику не дадут звания художника, смог повлиять на решение академического совета.
Звание все-таки присудили Малявину, правда, не за дипломную работу, а за ранее написанные портреты. Зато в следующем году в Париже «Смех» стал «гвоздем» Всемирной выставки. Малявина удостоили золотой медали.
В первом десятилетии нашего века Малявин был одним из самых известных художников. Он утвердился в декоративно и монументально понимаемой крестьянской теме. Его великолепные «Бабы» и «Девки» покоряли звучностью и блеском красок, выражением загадочной «нутряной» силы.
Бабы
Картин с такими названиями было написано им множество. Но каждый образ нес свою задачу, темные лица были тщательно выписаны и казались особенно значительными в хаосе пламенеющих, струящихся мазков. Особенную славу принесла художнику картина «Вихрь» (1906) с изображением пляшущих крестьянок.
картина «Вихрь»
Почти все полотно занимает праздничный, ликующий вихрь красных сарафанов. Только вверху выделяются пять женских лиц. В пиршестве красного цвета, в кружащихся ритмах мазков жила вечная стихия народного веселья, полного удали, бесшабашного и гордого торжества.
Известны заказные портреты работы Малявина, одно время он считался весьма модным портретистом. Правда, эта линия его творчества раньше других начала клониться к упадку; внешние эффекты, манерность, а иногда и раздражающая безвкусица все чаще появлялись в портретах предреволюционных лет.
Стали повторяться, утрачивая жизненность, крестьянские образы. Слава Малявина постепенно угасала.
Но по-прежнему мастеровиты были его рисунки. Сохранились целые альбомы с изображением крестьянок и портретными зарисовками. В графике у художника не было срывов.
С 1922 года и до самой смерти Малявин жил за границей. Созданные там работы казались слабым повторением его известных картин.
Картины Малявина
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1690-malyavin.html
МАЛЯВИН. СМЕХ. ВИХРЬ
Оригинал взят у veniamin1 в Сделал «Смех» Филиппа Малявина. Теперь, самую русскую картину, хотя бы можно разглядеть.
Оригинал взят у veniamin1 в
Сделал «Смех» Филиппа Малявина. Теперь, самую русскую картину, хотя бы можно разглядеть.
Сделал «Смех» Филиппа Малявина.
Теперь, самую русскую картину хотя бы можно разглядеть.
У меня есть неплохой пост о Филиппе Малявине. Если вдруг надо, то можно просто кликнуть в списке всех меток на первой странице моего журнала — Малявин.Малявин создал эту работу для экзамена на чин художника. Академия славно и громко посмеялась над этим «Смехом» и отказала ему в звании художника. Малявин был учеником Репина.
И Репин, с ещё несколькими влиятельными к концу века художниками, помогли Академии переменить решение. Малявину дали звание художника по совокупности нескольких старых работ. «Смех» по-прежнему не считался настоящей живописью. В следующем году, Париж и весь остальной мир, приехавший на Парижскую всемирную выставку 1900-го года, восхитился «Смехом».
Филипп Малявин получил золотую медаль.
Когда эта выставка двинулась в Европу (себя показать, на людей посмотреть), в Италии правительство страны сразу купило «Смех» для открывавшегося в Венеции музея современного искусства.
С тех пор эта работа, которую назвали самой русской, дольше века живёт в Венеции.
В прошлом, в 2013-м году, впервые за все эти годы, «Смех» привозили на выставку Малявина в Русском музее. Хорошей фотографии этой картины после выставки не появилось. Только маленькие и не слишком с понятием снятые. Из того что появилось тогда,— я повозился и сделал картинку побольше и порезче.
Потом ещё раз увеличил и снова добавлял постепенно резкость. Это была целая история с географией. Цветопередача, конечно же, получилась неважнецкая, как всегда в таких случаях, но теперь эту картину можно увидеть.Если на сегодня (1 января 2016-го года) вы видели хорошую репродукцию «Смех(а)»), то пожалуйста дайте мне знать.
На многих сайтах вы увидите совсем другую работу, которую художественные блоги называют «Смех» Филиппа Малявина. На самом деле это не картина «Смех», а эскиз к этой картине. Эскиз был создан за год до самой картины и тоже находится за границей (частная коллекция).
Вихрь. 1906г.
Малявин Филипп Андреевич.(1869-1940)Эта работа «Вихрь» считается лучшей работой Малявина вообще. Написана в 1906 году, когда Малявин и его слава были в самом пике. На «Вихрь» опасно смотреть. Если смотреть в глубину, то затягивает всё глубже и глубже. Как детская трубка, которая называлась «Калейдоскоп».
Сегодня их наверное уже и не выпускают. Для этой репродукции правильная цветопередача — важнейший элемент.
Эта работа принадлежит Третьяковке. Я надеюсь, что она у них находится в экспозиции, а не в запасниках.
И тогда, товарищи москвичи и гости столицы, вы сможете увидеть то, как замыслил и исполнил «ВИХРЬ», сам автор, яркий и оригинальный талант по имени Малявин Филипп Андреевич (1869-1940)
Вениамин
Источник: https://evakroterion.livejournal.com/599804.html
Филипп андреевич малявин
Для меня Филипп Малявин — это все оттенки красного, широкий мазок, свобода, масштаб, движение и тайные души его персонажей. Я, как и многие, познакомилась с творчеством Малявина благодаря его крестьянкам.
И до сих пор они для меня остаются единственными крестьянками в мире искусства. Картины, проходящие через время, становятся шедевром. Малявин крут. И с этим не поспоришь.
Давно я начала собирать его работы в папочку для этого поста.
И наконец-то это свершилось 🙂 Буду теперь пересматривать и вдохновляться, мечтая уже об альбоме с его репродукциями 😀
Немного о художнике:
Русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».
Малявин много занимался , обгоняя курс, получал медали и вскоре стал знаменитостью в ученической среде. Позже он становится учеником Ильи Репина, тот однажды сказал о нем: «По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков.
Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество».Крестьянки в ярких красочных нарядах — главные персонажи произведений Малявина.
К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом — подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в.
ее нередко расценивали как своеобразный вызов. Картина «Вихрь», показанная в 1906 г. на выставке объединения «Мир искусства», воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.
Некоторые искусствоведы называют этого художника представителем модернизма, без уточнения, многие считают его реалистом- передвижником «с уклоном в модернизм», а некоторые прямо причисляют его к импрессионистам.
Действительно, тематика, сюжеты, «буйность» красок, навязчивый красный цвет, отсылающий нас к иконописи, — все это затрудняет считать его целиком и полностью импрессионистом.
Превращение из безвестного послушника афонского монастыря в самого модного современного живописца произошло стремительно — Малявин одолел этот путь за пять-шесть лет, в 37 лет, не имея даже общего образования, стал. академиком.
Сам он говорил об особенностях своего письма:
«Не надо обращать внимание на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».
«Две девки»
«Баба»
«Мужской портрет»
«Портрет Ники Ратькова-Рожнова»
«Пляшущая баба»
«Крестьянин»
«Крестьянка, закрывающая свиткой рот»
«За изучением алфавита»
«Казанская девственница»
«За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной»
«Портрет Елизаветы Мартыновой»
В 1940 году немцы арестовывали Малявина в Брюсселе, где он работал над заказным портретом, они подозревали его в шпионаже, но отпустили, так как командиром гестаповского отряда был любитель и знаток искусства. Из Брюсселя в Ниццу, где был его дом, художник шел пешком, изголодался, измучился и вскоре после возвращения скончался.
Источник: https://katyalisich.livejournal.com/353670.html
Мастер красного. Ф.Малявин..docx — Курс лекций. История картин. МАСТЕР «КРАСНОГО». Филипп Малявин. История изобразительного искусства. ДХШ
Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно
МАСТЕР «КРАСНОГО». Филипп Малявин. Малявин Филипп Андреевич.Автопортрет. ииеияиФил пп Андр евич Мал вин — русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».Родился: 22 октября 1869 г.
, Оренбургская областьУмер: 23 декабря 1940 г., Ницца, ФранцияФилипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в бедной крестьянской семье, судя поего русским бабам – в старообрядческой вере. Старообрядцы – особая порода русских людей, твердокаменных и сильных.
Когда смотришь на портрет отца художника,
именно эти ассоциации возникают в голове: сила, мощь, стойкость и неподкупность.
«Портрет А.И. Малявина, отца художника» (1898)В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской.
И здесь в его судьбу вмешался случай в лице скульптора Владимира Беклемишева, который, путешествуя по Греции и заехав в Афонский монастырь, увидел этюды и рисунки молодого иконописца.
Профессиональным чутьем Беклемишев увидел в юноше талантливого художника, пригласил его к себе в Петербург, помог сдать экзамены и стать вольнослушателем живописного отделения Академии художеств. Было это в 1892 году. Беклемишев вспоминал: «Интересный юноша был Ф.А. Малявин.
Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков». После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Соучениками
Малявина по репинской мастерской были И. Э. Грабарь, К А Сомов, А П. Остроумова
– Лебедева.Эммануиловича Грабаря, 1895 Малявин Филипп Андреевич.Портрет художника Игоря Игорь Грабарь, однокашник Малявина по Академии, впоследствии писал: «Из старичков — учеников старой Академии, унаследованных новой, резко выделялись своими блестящими талантами… Ф.А. Малявин».
Портрет художницы Анны ОстроумовойЛебедевой, 1896
Портрет художника К.А.Сомова. 1895.
«Больная», 1897 год (Портрет Е. Мартыновой)
Уже ранние работы Малявина портреты крестьян («Крестьянская девушка с чулком», 1895; «Старуха», 1898) и соучеников художника по репинской мастерской принесли ему известность.«Крестьянская девушка с чулком» (1895)
За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной. 1895
Старуха. Портрет Д.И. Татаринцевой. 1898Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.
Ф.Малявин. Смех.1899
Настоящий фурор произвела картина Малявина «Смех» (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину.
Малявина обвинили вбессюжетности, отсутствии какойлибо идеи, в небрежной манере письма и других грехах. Знаменитый критик Стасов назвал смеющихся женщин шекспировскими «ведьмами из «Макбета», а всю изображенную сцену – «анафемской».
Так что звание художника Малявин получил не за скандальную картину «Смех», а за портретную живопись. Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже «Смех» был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства.
В начале 1900х годов появились портреты, в которых Малявин очень точно схватил характеры несколько фатоватого С. Дягилева, сосредоточенного М. Нестерова, часто задумчивого И. Репина.
Портрет Дягилева
Из Европы Малявин приехал известным художником, притом неплохо обеспеченным. Он женился, купил усадьбу в живописном месте под Рязанью и вплоть до 1920х годов почти безвыездно жил здесь и рисовал своих знаменитых крестьянских женщин.Ф.А.Малявин. Три бабы.
1902В 1902 году Малявин пишет картину «Три бабы» (19011902). О картине Малявина «Три бабы», В.В.Розанов скажет:«…Самая замечательная из фигур, однако, правая. Это она придала красный, огненный колорит картине…Бабу эту ничто не раздавит, а она собою раздавит. Баба эта — Батый.
От нее пошло, «уродилось», все грубое и жестокое на Руси, наглое и высокомерное. Вся «безжалостная» Русь пошла от нее. Тут — и Аракчеев, тут — и опричнина Грозного, и все худое…».Он сумел изобразить необузданную народную стихию через самое хрупкое и слабое – русских баб.
Сила женской природы в сочетании с необузданным русским
темпераментом завораживает.
«Девка» (1903)
«Баба в желтом» 1903)
Малявин Филипп Андреевич .Баба. 1903 1903 год стал особенно плодотворным для художника. В это время им были созданы три лучших произведения – «Девка», «Баба в желтом», и «Баба». Женский крестьянский тип стал особенно любимым и привлекательным для него.
Его «девки» и «бабы» со страстными лицами, пламенеющими взглядами, полные здоровья, красоты и молодости в нарядных цветастых сарафанах писались темпераментным экспрессивным мазком с поистине монументальным величием.
Изображая их во весь рост на вертикальных холстах, композиционно располагая фигуру так, что она заполняла почтивсе пространство, и используя точку зрения снизу, он добивался еще большей монументальной выразительности.
В этих портретах, при сохранении индивидуальных качеств, проступает больше обобщенное, типическое и народное.
Об этом очень точно писал Грабарь: «Его «мужики» и «бабы» – не просто портреты и этюды и даже не характеры только и не типы, а целый мир совсем особенный, никем до того не замеченный, им одним высмотренный. Он воплотил их в странных образах, сотканных из элементов до жуткости реальных, почти осязательных и в тоже время фантастических, превращающих «девок» и «баб» в какихто загадочных, сверкающих
необыкновенными красками фей».
Ф.Малявин «Вихрь»В 1905 году Малявиным было написано самое большое полотно «Вихрь».«Вихрь» — один из самых эмоциональных сюжетов, описанных Филиппом Малявиным. Сопоставленные друг с другом по контрасту красныйсиний в костюмах молодых женщин создают объемность и осязаемость образов, полноту жизни. Луг, на фоне которого танцуют крестьянки еще более усиливает контрастность красного.
Красный связывали с плодородием, с землей, с цветом глины, из которой Бог создал тело человека. Этому символизму цвета нас учат иконы.
Не случайно мастер «красного» Филипп Малявин в юности изучал иконопись в афонском православном монастыре Святого Пантелеймона на АйонОросе и был там послушником до 1891 года, пока его работу не увидел скульптор Беклемишев, забравший молодого художника учится в Петербург.
Вихрь (фрагмент)
Так же как и в иконе, свет, отражающийся на лицах крестьян – главное действующее лицо в картинах Филиппа Малявина, нерукотворный Свет духовного мира, падающий на одежду, освещающий предметы и людей, при этом не имеющий источника, находящийся будто внутри, просвечивающий насквозь, создающий просветленность образов.Красные крестьянки в его картинах светятся особенным внутренним светом как иконописные образы, как богообразные лики, с написания которых началась живописная история великого русского художника Филиппа Малявина.Малявин Ф. Бабы. 1905Даже с большого расстояния эта картина привлекает наше внимание размашистой манерой исполнения. Своим интенсивным колоритом и ярким узорочьем она напоминает пестрый ковер.В 1906 году «за известность на художественном поприще» Ф.А.Малявина удостоили звания академика. В этом году же году он отправился вторично в путешествие за
границу и долго жил в Париже, посещая музеи и художественные выставки.
Возвратившись домой он приступил к работе над большим семейным портретом, получившим название «Портрет автора с семьей». Эта картина экспонировалась на 8й выставке Союза русских художников в Москве в 1911 году, и для нее был устроен специальный вернисаж. Однако, семейный портрет, над которым художник работал неожиданно долго, почти всех разочаровал.
Автопортрет с женой и дочерью. 1911 г.В 1910х мастер создал сравнительно немного картин. Попрежнему важное место в егоживописи занимали женские образы («Две девки», 1910е; «Верка», 1913). Многие работы середины – второй половины 1910х годов отмечены таинственным и недобрым настроением.
В те же годы написан и ряд портретов стариков – больных и ущербных («Старуха», 1915).
Две девки. 1910.
Филипп Малявин. Верка. 1913.
Бабы. (Зеленая шаль). 1914
С 1922 года художник жил за границей. Малявину разрешили выехать во Францию для «устройства собственной выставки». Он жил в Париже, и выставка действительно состоялась в 1924 году и прошла с большим успехом.
Современники вспоминают, что художник активно пытался встроиться в чуждую среду и непривычную жизнь. Вплоть до Второй мировой войны Малявин пишет графические и живописные работы, которые неизменно посвящает русской тематике, есть у него и пейзажи, пишет он и заказные портреты.
Но до вершин начала своей карьеры художник больше никогда не поднимался.
Некоторые искусствоведы связывают это с тем, что Малявин, по сути, не имел какоголибо общего образования, не было у него глубоких знаний в области мировой культуры, его творчество во многом строилось интуитивно, базируясь на бурном темпераменте.
Многие говорили, что мастерство Малявина не получило за границей дальнейшего развития и как бы замерло в какойто точке. В воспоминаниях Федора Шаляпина читаем: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какимито тощими, с постными лицами… Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто…» . Автопортрет. 1940 г. – последний автопортрет художника.
Сам Малявин однажды с горечью обронил: «Вне родины нет искусства» .
Но за границей художник много работал, проходили его выставки по всей Европе, работы хорошо продавались. Европейские города: Прага, Белград, Лондон, Стокгольм, Париж с радостью принимали персональные выставки Ф.А. Малявина. Тысячи русских эмигрантов утоляли ностальгическую тоску о Родине перед его картинами.
А иностранные зрители проникали в тайну русской души. Для зарубежного периода особенно характерны картины с элементами гротеска, легкойдеформации формы. Они запечатлели героинь в действии – в танце, в пении, на качелях. Появлялись и окрашенные юмором композиции («Продавец платков», 192030е).Ф.А.Малявин.
«Продавщица шали».
Ф.А. Малявин. Песня
Ф.А. Малявин.На качелях
Фарандоль 1926 г.
Отдельные картины продолжали линию мрачноватых произведений второй половины 1910х годов. В них Малявин обращался к миру деревенских кликуш и прорицателей судеб («Старуха», 1927; «Предсказатель», 1925).Ф. Малявин.Старуха. 1927г.
Ф. Малявин. Предсказатель.1925
Были и лишенные черт гротеска, отмеченные монументальностью образов произведения(«Русские бабы», 1920е). Часто Малявин помещал своих героинь на фоне широкого пейзажа, где неизменно изображались крепкие крестьянские дома и церковь.Ф. Малявин.«Русские бабы», 1920е.
Вновь в творчестве мастера большую роль играл портрет. В предвоенные годы Малявинпортретист был широко известен в Европе. Среди его моделей были король Швеции Густав V, королева Югославии Мария, экспремьерминистр Чехословакии Карел Крамарж.
Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе, он был задержан оккупационнымивластями, его допрашивали, приняв за шпиона, правда, потом отпустили. Художник испытал серьезный стресс, пешком прошел полЕвропы, добираясь до Ниццы, где он в то время жил.
Организм семидесятилетнего Малявина не выдержал, и 23 декабря 1940 года он умер.
Филипп Малявин . Филипп Малявин. Пляшущая баба
Символизм красного, одного из самых выразительных цветов в истории искусства находит особенное прочтение в картинах Филиппа Малявина.Яркие платья, развивающиеся от ветра и движения, как полыхающий свет, воодушевленные лица олицетворяют торжество и славу, огонь и силу русской души, запечатленной в этих запоминающихся навсегда, поражающих воображение образах.
Красный — цвет огня, символизирующий одновременно свет и тепло и пожар страсти, радость жизни и, вместе с тем, скорбь и печаль.
Красный в старину воспринимался как прекрасный, красивый, но за этим «красным» праздником, на пределе счастливого вдохновения души, видится и другая — обратная сторона крестьянской жизни, трудность которой женщины разделяли в полной мере со своими мужьями. Баба 1916
Другие работы художника:
Ф.Малявин. Ню в шляпе из цветов.
Ф.Малявин. Даная
Филипп Малявин Портрет Александры Балашовой 1924 г.
.Портрет скульптора Беклемишева
Филипп Малявин . Автопортрет
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях: — выберите тему — пройдите небольшой тест
— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ
Подробнее… или выбрать тему
Источник: https://znanio.ru/media/kurs_lektsij_istoriya_kartin_master_krasnogo_filipp_malyavin_istoriya_izobrazitelnogo_iskusstva_dhsh-122902/144344
Чем интересен художник Малявин?
С детства, самозабвенно увлекаясь рисованием и не ведая о том, что делает, он подручными средствами — угольками, огрызками карандашей, самодельными кисточками — на таких же подручных основах — печке, стенах, досках, парусиновых палатках — создавал портреты односельчан, пейзажи, рисовал животных, панорамные батальные сцены, комические ситуации из жизни крестьянства. Еще одним его художественным развлечением была лепка забавных игрушек из глины — этим будущий художник занимался на берегу речки, где купался, загорал и ловил рыбу и раков с ватагой своих ровесников.
В ранней юности Филипп испытал первую влюбленность и непреодолимую тягу к знаниям и путешествиям, к искусству. Этому поспособствовала просвещенная семья местного священника, куда начинающий художник был вхож на дружеских правах.
В семье Филиппа не было средств на настоящую учебу, заработки не помогли собрать необходимые деньги, и чтобы как-то решить проблему, пришлось даже просить милостыню по соседним селам, и крестьяне охотно давали денежное подаяние на святое, как они считали, дело.
А монах Кораблин не только подал идею о том, что юному дарованию надо учиться в Афонском монастыре (в Греции), но и немало поспособствовал его отправке в иконописную мастерскую и лично сопроводил до самого монастыря, где Малявин постигал Бога, строгий монашеский образ жизни и таинство иконописания.
Иконы молодого художника заметно выделялись на фоне других работ в мастерской, и вскоре его перевели в художественную артель, которая занималась росписью церквей.
Здесь, среди отчаянных завистников, Филипп чуть не погиб, падая с высоких лесов, подпиленных специально для него коварными душегубцами. Малявин вернулся в иконописную мастерскую, а вскоре поехал на побывку домой.
На руках у него был пакет с предписанием и ходатайство об освобождении от солдатчины.
Искусство помогло Филиппу Андреевичу избежать нелегкой, муторной солдатской доли. Военный начальник в г. Бузулуке, решавший судьбу художника, был любителем лошадей, и получил от Малявина в подарок такую «тройку» на холсте, что в восхищении тут же освободил юношу от воинской повинности навечно.
И вот — снова Афон. Художник жаждет учиться, много рисует с натуры, на пленере, а настоящего удовлетворения нет… И в декабре 1881 года происходит событие, круто изменившее всю его жизнь.
Известный скульптор Беклемишев, путешествуя за границей, приехал на Афон, чтобы осмотреть архитектуру, скульптуру и живопись монастырей и церквей.
Здесь он заинтересовался работами Малявина и тут же предложил учиться в императорской Академии художеств в Петербурге.
И снова святые русские отцы помогли Филиппу Андреевичу, оказав посильную денежную помощь на период обучения в Академии, с условием по окончанию учебы вернуться в монастырь. Дали провожатого в Петербург.
Когда Филипп вернулся из Петербурга домой, он начал усиленно готовиться к предстоящему вступительному экзамену в Академию, но перед самым отъездом вновь остро проявила себя денежная проблема. И снова выручили крестьяне.
На сельском сходе писарь написал и зачитал документ под названием «Временный увольнительный приговор для поступления в учебное заведение по науке живописи». 169 крестьян, из которых грамотными оказались лишь 7, документ одобрили, удостоверили, а за неграмотных расписался Алексей Дронский.
Все неурядицы были решены, все сословные препятствия преодолены, и в сентябре 1892 года Малявин успешно сдал экзамен и был принят в Академию художеств.
Академия отучала Малявина от монашеских привычек, давала расширенное общее образование и приобщала к миру художников, которые отмечали большой природный ум и жадную тягу Филиппа Андреевича к искусству и науке.
А Малявин шел дорогой новатора — дерзко ломал устаревшие традиции и нормы. В Академии Филипп Андреевич стал учеником и другом известного художника И. Е. Репина, с которым позднее неоднократно ездил на этюды в родную Казанку.
Первые выставки, первые медали за творчество — всё это в Академии.
А потом была творческая жизнь в деревне Аксиньино Рязанской губернии. На Афон он не вернулся, так как в церковной стипендии ему было отказано. С 1906 года Филипп Андреевич — академик живописи.
В 1918 году — переезд в Рязань, где состоялась его первая персональная выставка. Через два года Малявин жил и работал в Москве, где по инициативе А. В. Луначарского познакомился с В. И.
Лениным, бывал в Кремле и создал ряд известных работ, посвященных вождю мирового пролетариата.
«Малявин — гений, Малявин — талант и мастер, Малявин — философ…» — примерно так отзывались о художнике его наставники, учителя, коллеги и почитатели высокого таланта.
Главная тема работ — тема русской крестьянки. Только его работы «Смех» и «Вихрь» ошеломили зрителей буйством красок, размашистым движением, красотой и удалью русской натуры.
А художник создал десятки картин, сотни этюдов и рисунков.
В 1922 году Ф. А. Малявин с семьей уехал за границу. Там ему пришлось столкнуться с «удручающей безнравственностью и бездуховностью». Там он однажды заявил: «Вне Родины — нет искусства». Там он побывал в фашистской тюрьме.
За границей серьезно заболел и умер, а его близкие родственники дешево распродали живописные полотна, поэтому большая часть творческого наследия художника находится в известных музеях мира. Но и в России, в самых известных музеях страны, выставляются и хранятся работы знаменитого художника из крестьян.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/12458/