Иероним Босх Корабль дураков: Описание произведения
Мысль о том, что «Корабль дураков» из Лувра – не отдельное произведение, а, скорее всего, часть утраченного триптиха, высказывалась достаточно давно.
Но только в начале 2016-го года, во время выставки Босха на его родине, в голландском городе Хертогенбосе, разрозненные фрагменты удалось собрать под одной крышей.
Центральная часть предполагаемого триптиха считается утраченной, а вот его створками являются известные картины Босха: правая – это «Смерть скупца» (Национальная галерея, Вашингтон), левая же створка складывается из двух ныне разделённых работ – «Аллегории обжорства и похоти» (Художественная галерея Йельского университета) и «Корабля дураков» (Лувр, Париж).Впрочем, за несколько веков «самостоятельного плавания» осевший в луврской гавани «Корабль дураков» Босха стал восприниматься и толковаться как вполне самостоятельное произведение.
Персонажи
На маленьком утлом судёнышке собралась тесная компания. Дюжина человек заняты разнообразными делами: они поют, пьют, черпают воду, тянутся разинутыми ртами за подвешенной ковригой хлеба, а кто-то наиболее решительный – карабкается по мачте с ножом в руке, чтобы срезать неизвестно кем подвешенную туда жареную птицу.
Двое их них (монах и монахиня) духовного звания, остальные одеты в платья мещан. И все без исключения выглядят, мягко говоря, не очень-то благообразно.
«Да и лица у них смешные, – говорит об обитателях «Корабля дураков» историк искусства Паола Волкова. – Они не персоны – они персонажи балаганного действа. Они все на одно лицо, все-все персонажи – одинаковые.
Такое впечатление, что они все у Босха выходят с какого-то конвейера. Дяденьки и тетеньки – отличить их друг от друга у Босха очень сложно, разве что по одежде. Они – такие выструганные деревянные человечки. Полуфабрикаты людей. У них есть только признаки людей: голова, руки, глаза. Босх открыл какого-то совершенно нового героя.
Как писал детский поэт, «друг на друга все похожи, все с хвостами на боку». Это даже не народ – это масса человеческая, которая живёт инстинктами, какой-то первичной жизнью».
Корабль
Что же, изображая этих людей, стремится донести до зрителя Босх? Для этого нужно ответить, что символизирует корабль. Во-первых, корабль – это аллегория человеческой жизни, если рассматривать её как рискованное плавание.
Во-вторых, в средневековой эстетике корабль однозначно ассоциируется с церковью. Центральная часть храмов так и называлась «неф» – то есть корабль (французское слово nef произошло от латинского navis – корабль).
Церковь рассматривалась как корабль спасения, единственное средство удержаться на плаву в бурных водах существования.
Но корабль у Босха, кажется, давно никуда не плывёт. Он сидит на мели в мутной воде у темного берега, а его мачта уже пустила ростки и превратилась в дерево.
Отчего так происходит? Почему корабль спасения не в состоянии кого бы то ни было спасти? Очевидно, человеческие пороки, хотя еще и не утянули корабль на дно, но не дают ему двигаться вперёд.
Монах и монашка распевают под музыку развесёлую песню – подобное музицирование в живописи той эпохи трактовалась как прелюдия для любовных утех. На это же указывают лежащие на столе вишни – символ сладострастия.
Все остальные выглядят поглощенными мыслями о еде и питье, и им нет никакого дела до смысла жизни или спасения. Потому и сверху на «Корабль дураков» взирает не Христос (как в триптихе «Воз сена»), не Жена, «облеченная в солнце» (как в «Иоанне на острове Патмос») и не Рождественская звезда (как в «Поклонении волхвов»), а прячущаяся в кроне дерева сова – птица ночи и символ дьявола.
О смысле названия
Нам не известно, какие наименования давал своим картинам Босх: все они обязаны своими названиями каталогам. Вероятней всего, картина была названа «Корабль дураков» позже, по аналогии с одноименной поэмой современника Босха Себастьяна Бранта. В своих скептических взглядах на современность они с Босхом во многом совпадали.
«Во тьму и ночь мир погружён, отвергнут Богом, / Глупцы кишат по всем дорогам», – писал Брант. Глупость и для поэта, и для художника – корень множества пороков. Собрать «темных людей» на корабль да и отправить всех скопом в страну Глупляндию – такой выход предлагал Брант.
Но, кажется, персонажи Босха до это пункта назначения не доплыли: остались влачить свое незавидное существование на корабле, который вместо того, чтобы двигаться вперёд, пустил корни у берега.
Образ шута
Некоторые интерпретаторы полагают, что в «Корабле дураков» Босха есть и авторская интонация, авторский голос. Он воплощён в образе шута-горбуна, который сидит с чашей вина, отвернувшись от всех. Шут единственный из обитателей корабля, кто не втянут в общее греховное веселье, единственный, кто, по-видимому, осознаёт, что всё пошло не так.
Технические нюансы
Источник: https://artchive.ru/artists/65~Ieronim_Boskh/works/231090~Korabl_durakov
«Корабль дураков». Картина Иеронима Босха. Фото
Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article2/ship/of_fools.htm
«Корабль дураков» Босха .Это о нас с вами? | Волшебная сила искусства
Мы с вами уже знакомились с творчеством Иеронима Босха (1450-1516) — нидерландского художника, одного из крупнейших мастеров Северного Возрождения.
Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Сегодня посмотрим один из его шедевров «КОРАБЛЬ ДУРАКОВ»
Эта картина одна из самых известных картин великого нидерландского художника.
Иероним Босх. Корабль дураков.1495-1500гг. Лувр.Париж.
«Корабль дураков». Это емкий символ, возникший в Средние века — символ безумного человечества, которое плывет без руля и без ветрил, не зная цели своего путешествия.
Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».
По одной версии — это произведение было написано под вдохновением от сатирической поэмы Себастиана Бранта «Корабль дураков», в котором описывается, как корабль с дураками отчалил в страну дураков.
По другой версии — это аллегорическая тема, которая направлена на осмеяние существующей церкви.
Картина наполнена большим количеством символов,поэтому требует детального объяснения.
АНАЛИЗ ДЕТАЛЕЙ КАРТИНЫ.
Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски.
Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.
В центре картины вместе с крестьянами на корабле беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова.
Монахиня с лютней, забыв о скромности, об обете послушания, горланит что-то развеселое и совершенно светское. Напротив нее сидит монах.
Рты персонажей широко раскрыты, но не только потому, что они поют во все горло, — они заняты весьма своеобразным и требующим полного сосредоточения делом: на шнуре подвешена краюха хлеба – традиционное ярмарочное развлечение, – надо укусить хлеб, не касаясь его руками.
Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином.
Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом.
Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад.
Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём.
Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.
Если вы присмотритесь, то увидите, что к стволу орешника прикреплен вымпел розоватого цвета, а у основания этого вымпела изображен перевернутый полумесяц. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси, и шире – знак дьявола.
ИНТЕРЕСНАЯ ДЕТАЛЬ
Единственный дурак по профессии – шут, единственный, кому следовало бы балагурить, скоморошничать, дурачиться, ведет себя серьезней остальных. Нахохлился, отвернулся, пьет свой стакан. Его функции исполняют другие. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости.
Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков.
ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ БОСХ?
Босх смеётся , но это — грустный смех.
Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и «дураки».
Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно.
Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи — скрытые существа нашего внутреннего мира.
«Корабль Дураков» — не о других людях, это — о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?
Источники.
http://nearyou.ru/bosch/fool.html
http://bibliotekar.ru/muzeumLuvr/13.htm
http://art-assorty.ru/5395-korabl-durakov-bosch.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C_%D0%B4%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0)
Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/3033078
Картины Босха. Как разгадывать его живописные ребусы
Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся.
Потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё голландских пословиц. И даже астрологии.
Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые так пленяют своей загадочностью.
1. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia.commons.org
“Сад земных наслаждений” – самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды. Причудливые фонтаны. Диковинные монстры.
В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но Босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.
Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия. Символами которых являются гигантские ягоды и птицы.
Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.
Если не получится, найдёте ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений”.
А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создан на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.
У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная.
Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.
Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты в Ад попали?
Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений”.
2. Корабль дураков. 1495-1500 гг
Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org
Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.
Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.
Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.
“Корабль дураков” – это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя часть хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.
Двое из них и подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.
Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
3. Искушение святого Антония. 1505-1506 гг
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org
Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ – четыре сюжета из жизни отшельника.
Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Не давало ему покоя, что тот борется с земными искушениями.
Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его обессиленного ведут под руки.
На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются собразнить его элексиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку совратить святого с его праведного пути. Прийдя к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.
Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.
И монстры с головой овцы с телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.
Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.
Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.
Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но фантазии хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org
4. Блудный сын. 1500 г
Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org
На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей – один главный герой. Путник.
Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.
Он оглядывается на дом. Который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.
Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.
Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды
Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.
“Блудный сын” похож на другого путника. Который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.
Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид
Здесь смысл похожий. Мы – путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?
5. Несение креста 1515-1516 гг
Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu
Неожиданная работа для Босха. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей – очень близкое приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.
Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на их лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.
Обратите внимания, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаившийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем углу.
Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org
Они закрыли глаза. Отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника налево, в сторону жизни.
На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми? Освободившись от агрессии и осуждения.
***
Босх был художником Эпохи Возрождения. Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Поэтому его главный герой – человек. Которого он рассмотрел со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.
Его вердикт не утешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное вовремя посмотреть на себя со стороны.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»
Источники:
Источник: https://arts-dnevnik.ru/bosh-kartiny/
«Корабли дураков»
В литературе довольно часто встречается приём помещения персонажей романа, повести, рассказа в какое-то замкнутое пространство . Используется этот прием вероятно для более полного раскрытия характера персонажа, исключив внешние воздействия. Впрочем автор может преследовать различные цели.
Такой приём можно встретить, например, у Даниэля Дефо, Джонатана Свифта, Агаты Кристи, Жюль Верна и других. Но тема такой изоляции персонажей своих произведений для обозначения людских пороков будоражит умы многих уже на протяжении ни одной сотни лет.Это создание «Корабля дураков»Символ – человечество, плывущее на ковчеге-корабле – весьма благодатный.
Дураками прозывались в средневековой европейской традиции просто порочные и греховные люди.Замкнутое пространство корабля, обыватели, превращающиеся в варваров, – символ нашего общего гигантского ковчега. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала.
Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях.И вот к этой теме обратился выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе –Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен ), 1460 -1516Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным.
Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени… воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха.
Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире.Иероним Босх, Корабль дураков (Лувр, Париж)Пассажиры корабля Босха— представители различных слоев общества.
Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни.Вместо мачты — дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой — веслом На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего.
Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.
Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве — симолы зла и ересиМонах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдей к занятию любовью.Плоды вишни, лютня и винный кувшин — распутство и потеря самообладания от вина.Корабль дураков, гравюра на дереве, 1549 год (автор неизвестен).
Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и «дураки». Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно.
«Корабль Дураков» — не о других людях, это — о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?
КОРАБЛЬ ДУРАКОВ
Мир погружен, отвергнут богом,Кишат глупцы по всем дорогам.Жить дураками им не стыдно,Но узнанными быть обидно«Что делать?» — думал я.
И вот Решил создать дурацкий флот
Всё это есть в тексте Себастьяна Бранта Корабль дураков.
«Дурак» — излюбленное слово.Когда дурак честит другого,Но между ними ни на грош
Ни в чем различья не найдешь.
А. Дюрер, портрет С.Бранта Себастьян Брант (Brant, Sebastian) (1457-1521), немецкий ученый, гуманист, поэт. Родился в 1457 в Страсбурге. Учился в Базеле, там же в 1484 получил право на преподавание, в 1489 — ученую степень доктора права. В 1501 стал синдиком в Страсбурге, в 1503 — муниципальным канцлером этого города. Умер Брант в Страсбурге 10 мая 1521.
БРАНТ Себастьян (фронтиспис в книге Корабль дураков)Брант сочинял латинские стихи (Varia carmina; лат. — разные стихи; 1498) и составлял своды законов, но наибольшую известность снискало ему стихотворное сочинение на немецком языке Корабль дураков (Das Narrenschiff, 1494).
Дурак с волынкой (иллюстрация к главе 54 книги Себастьяна Бранта)Изощренная изобретательность, подкрепляемая иллюстрациями — в книге было 75 гравюр, бульшей частью превосходных, в духе ранних работ А.Дюрера, — сделала это произведение своего рода светской Библией.«Корабль дураков.
» Брант«Корабль дураков», rоторый ради пользы, благого поучения, увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого — с исключительным тщанием, рачительностью и трудолюбием создан Себастианом Брантом, доктором обоих прав, и отпечатан в Базеле на масленой неделе, именуемой «Ярмаркой дураков», в лето тысяча четыреста девяносто четвертое от рождества Христова»Себастьян Брант.Кэтрин Энн Портер и ее «Корабль дураков».Кэтрин Энн Портер (1890-1980)Кэтрин Энн Портер написала единственный роман в своей жизни . Роман «Корабль дураков», который разошелся по миру, получил международное признание и стал основой для одноименного фильма Стенли Крамера. Моментально было выкуплено право на экранизацию. За весьма немалую сумму: 500000 долларов (сейчас 3,5 миллиона с учетом инфляции).Фильм, кстати, тоже получил всевозможные награды.Постер к фильму «Корабль дураков» Кэтрин Энн Портер родилась 15 мая 1890 года и умерла 18 сентября 1980 года. Мать умерла в пятых родах. Старший ребенок умер во младенчестве, осталось четверо – один грудничок, а Кэтрин (тогда Келли) было всего два годика. Отец отдал всех четверых бабушке. Кстати, по отцу она была родственницей О.Генри. Урожденная Калли Рассел Портер поменяла своё имя на Кэтрин Энн Портер – в честь бабушки.Кэтрин Энн Портер, урожденная Калли Рассел Портер,В 16 лет Кэтрин Портер уже выходит замуж, но быстро разводится: богатый муж распускал руки. Затем она очень тяжело заболевает и болеет долго. Врачи диагностируют то туберкулез, то бронхит, дальше не легче – эпидемия «испанки», особого гриппа. Но организм справился, хотя когда молодая женщина выходила из санатория, она была бестелесная и лысая. Когда же волосы отросли, то были совершенно белыми и таковыми уже и остались на всю жизнь .Дальше был Нью-Йорк и существование «литературным негром».Портер (Porter) Кэтрин Энн В шумном бурлящем Нью-Йорке Портер увлекается левыми идеями и даже отправляется в Мексику, где знакомится с Диего Риверой. В Мексике же она переживает какую-то драму, в результате которой отходит одновременно и от радикализма, и от католической церкви. Целое десятилетие Кэтрин Энн Портер так и курсирует из Мексики в Нью-Йорк и обратно. Еще раз выходит замуж, но тоже ненадолго. Только в 40 лет она публикует под своим именем полноценный цикл рассказов, который сразу принес ей литературное признание. Еще два раза выходит замуж, но снова мечты о семейном счастье не сбываются. Детей тоже не было по состоянию здоровья.Кэтрин Энн Портер начинает преподавать в различных американских университетах. Ее лекции пользовались большим успехом у студентов. И только в 1962 году (в 72 года) она публикует свой первый и единственный роман «Корабль дураков», который тут же стал знаменит везде, где был переведен.Обложка первого издания книги И, хотя автор заявила, что больше писать не будет, через несколько лет последовал сборник рассказов, за который писательница получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию. А в 87 лет Кэтрин Энн Портер написала повесть «Тщета земная».Кэтрин Энн Портер (Katherine Anne Porter)«Корабль дураков» – слепок человеческого общества, вне зависимости от времени и места. «Карго греховных душ» пересекает моря и океаны (путь человечества). Обличаемые человеческие пороки за 500 лет не иссякли и не изменились, разве что в список нашлось еще что добавить.Кэтрин Энн Портер написала книгу-обличение, книгу-предупреждение, книгу-раздумье.Николай Владимирович Коляда — советский и российский актёр, писатель, драматург, сценарист, театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации лауреат международной премии им. К. С. СтаниславскогоНиколай Коляда Нелюдимо наше море… или Корабль дураков» Жанр: трагикомическая притча
Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе
Много бед погребено.
«Корабль дураков» — это злополучная коммуналка, которых в нашей стране еще немало. Разные здесь живут люди, со своими горестями и радостями. Дружат, ругаются, но, несмотря на непростые взаимоотношения, соседи вьнуждены уживаться. В сложности и абсурдности нашей жизни, попадая в нелепые, комедийные ситуации, они все же находят радости и праздники души. Герои нашей истории — просты? люди, очень похожие на «чудиков» Василия Шукшина.Комедия по пьесе Н.Коляды.Свою коммуналку они сравнивают с Ноевым ковчегом и не случайно название пьесы взято из библейских сюжетов. Свою пьесу Коляда написал в советское время, но характеры людей с тех пор не намного изменились, да и жизнь простых людей не стала лучше. Психология спектакля и строится на поведении и взаимоотношениях людей, живущих рядом.Грегори НОРМИНТОНКОРАБЛЬ ДУРАКОВ«Корабль дураков», дебютный роман 25-летнего писателя и актера Грегори Норминтона – лучший пастиш на средневековую тему после «Имени Розы» и «Баудолино» Умберто Эко. Вдохновясь знаменитым полотном Иеронима Босха, Норминтон создал искуснейшую постмодернистскую мозаику – оживил всех героев картины и снабдил каждого из них своей историей-стилизацией. Искусное подражание разнообразным высоким и низким штилям (рыцарский роман, поэзия вагантов, куртуазная литература и даже барочная грубость Гриммельсгаузена) сочитается у Норминтона с живой и весьма ироничной интонацией. Это один из немногих примеров, свидетельствующих о великолепном знании автором своего предмета, не затененного мертвым наукообразием.Грегори Норминтон (Gregory Norminton)
«Нагруженный под завязку, что твое блюдо, до краев полное вишни, корабль дураков застыл на лужайке моря. И хотя легкий бриз развевает флажок на мачте, море – зеленое и спокойное, точно сад. Корабль – это скорее утлая лодчонка, и даже не лодка, а так, непонятного свойства посудина с еще живым деревом вместо мачты.
В его пышной кроне засел чудной вахтенный (чудной, потому что сова; да и сама сова тоже чудная, потому что и с клювом, и со ртом). И немало еще несуразиц на этом неправильном корабле: вместо руля – деревянный черпак, команды нет и в помине, а пассажиры явно не приспособлены к мореходному делу.
Вот вся честная компания (в произвольном порядке): трое певцов-горлопанов, бесстыдник-купальщик, блюющий пропойца, храпящий пропойца, пьяная баба, обжора, монах, шут и монашка с лютней.
Список предметов неодушевленных: фляги с вином или элем, стакан, плошка для подаяний, бочка спиртного, нож, жареная курица, дохлая рыба, ком теста и блюдо (как вы уже догадались) с вишней, каковая олицетворяет собой грех сладострастия, либо сладострастную тягу к греху – понятия часто равнозначные.»
Корабль дураков. Грегори Норминтон.
Компания, надо сказать, разношерстная. Давно ли они собрались вместе? Все указания на Время отсутствуют. Время, кажется, отсутствует тоже. Здесь всегда – полдень, если судить по свету.
Можно предположить, что тепло, но и Погоды тут нет.Этот унылый застой, это настырное однообразие – как все нудно и скучно.
Чем они развлекают себя, эти люди? Что они здесь делают? Сидят, стоят и лежат, перегибаются через борт, тянутся приподнявшись на цыпочках, плещутся в море.
Да, это понятно. Но что они здесь делают?»
Кто такой Тед Качинский? Тед Качинский – профессор математики, объявивший войну человечеству. В 1971 году он покинул цивилизацию и поселился в лесах штата Монтана в самодельной хижине, питаясь добытыми охотой кроликами, выращенными скудными овощами и собранными кореньями.
Кроме того, в своем уединении, он собирал самодельные взрывные устройства, упаковывал их в посылки и отправлял по адресам виднейших лабораторий, научных центров, университетов. В результате его деятельности погибло 3 человека, 29 были ранены. ФБР искало его 18 лет и дало ему кличку Unabomber (от «UNiversities and Airlines BOMbings» — «УНиверситетов и Авиакомпаний БОМбардировки»).
Тед хотел парализовать общество, целясь в его самые уязвимые узлы, системы коммуникации, транспорта и научные объекты. Общество объявило его Сатаной, сделала из него врага номер 1, монстра, способного уничтожить любого. 3 апреля 1996 года Тед был арестован, благодаря тому, что его опознал собственный брат.
Сейчас он отбывает 4 пожизненных срока в федеральной тюрьме ADX Florens в Колорадо, принадлежащей к разряду supermax, это один из наиболее охраняемых объектов в США.Тедом написано несколько статей, «Манифест Унабомбера» или «Индустриальное общество и его будущее», рассказы, из которых наиболее известным является «Корабль дураков».
«Как-то раз капитан корабля и его помощники так высоко возомнили о самих себе и о своем мастерстве, и до того преисполнились спеси, что разум их помутился.
Они взяли курс на север и плыли вперед, пока им не стали встречаться на пути айсберги и опасные льдины, но и тогда они продолжали держать курс на север, посреди предательских вод, с тем только, чтобы предоставить себе возможность еще блистательнее отличиться в деле морского искусства.
По мере того, как судно прибавляло и прибавляло градусы широты, пассажирам становилось все неуютнее. Они стали ссориться между собой и жаловаться на условия, в которых им приходилось жить…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Корабль же все плыл и плыл на север, и спустя какое-то время попал в затор между двумя айсбергами и все утонули.»
«Корабль дураков » — это образ не сегодняшний, образ с традицией.Но оказался затребован в наше время.О «Корабле дураков» написано множество песен»
Пьяный ветер, волны — быки,В трюмах крысы и мрак.Наш корабль ведут дуракиНа фальшивый маяк.Дураки! Дураки! Дураки!Ярко светит красный фонарьВ бухте у Сатаны,Ждет давно безумный корабльЗуб огромной скалы.
Дураки! Дураки! Дураки!Скалы, эй! Скалы, эй! Скалы, эй, Берегись!Дуракам на всё наплевать,Им неведом закон,Брошен руль и мачты скрипят,Под ударами волн.Дураков нам не вразумитьИ не взять на испуг,Прежде чем добычу делить,Оглянитесь вокруг.
Дураки! Дураки! Дураки!
Скалы, эй! Скалы, эй! Скалы, эй! Берегись!
Пепел На Ветру. Корабль Дураков. Я Не Хочу Войны
Источник: https://ngasanova.livejournal.com/153372.html
Иероним Босх. Корабль дураков
Принято считать, что Иероним Босх родился около 1450 года. Настоящее его имя Иероним Антонис ван Акен, однако некоторые свои работы художник подписывал «Босх».
Дед и отец художника были живописцами, мать происходила из семьи резчика по дереву, и мальчик с самого раннего детства приобщился к профессиональным художественным традициям семьи. Босх несомненно был знаком с богословской литературой, знал жития святых, описания их видений.
Кроме того, он был в курсе последних достижений наук, наслышан об алхимии, астрологии, народной медицине. Одним словом, это был образованнейший человек своей эпохи. Для нас же главное, что живописец Иероним Босх претворял все, что знал и видел, в своеобразные, гротескные художественные образы.
В имеющихся архивах Босх впервые упомянут как «Иероним-живописец» в 1480 году. Сохранилась и запись 1481 года о его браке с Алейд ван Мервей, происходившей из знатной семьи. Этот брак принес художнику благосостояние, возможность не зависеть в своем творчестве от воли заказчиков и добиться славы самого оригинального голландского мастера.
Отношение к Босху резко менялось на протяжении веков. В первое время наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.
Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и XX веков. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. В последние же годы он стал едва ли не самым популярным и загадочным заподноевропейским художником прошлого. О нем написаны десятки книг, ряд авторов видят в Босхе предшественника современного сюрреализма.
Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем — знаки сатаны. Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль? Картина исполнена, видимо, около 1500 года: ее сохранность не очень хороша, пострадал задний план полотна. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа.Фрагмент |
Марфа Всеволодовна Замкова
Библиотекарь.Ру
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/7469138.html
Иероним Босх (ок. 1460 -1516). Корабль дураков
Иероним Босх — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основополо-жников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
Творчество Босха остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после смерти сюрреалисты нарекли его «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени…
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».
В Босхе видели предшественника сюрреализма, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения…
Некоторые из этих гипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин.
Удивителен подход художника к решению пространственных задач.
В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель.
Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
Иероним родился в большой семье потомственных художников. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Иероним с детства приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.
Затем Босх учился в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где он познакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 Босх вернулся в Хертогенбос мастером-живописцем.
В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им.
Брак Иеронима Босха не был счастливым (супруги не имели детей), но он дал ему материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел. Картины «Операция глупости» и «Фокусник» высмеивают людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.
Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.
Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500. Лувр, Париж, Франция
Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья.
Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях. Пассажиры корабля Босха— представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни.
Вместо мачты — дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой — веслом На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски.
Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве — симолы зла и ереси.
Монах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдей к занятию любовью. Плоды вишни, лютня и винный кувшин — распутство и потеря самообладания от вина.
Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль? Дураки на корабле — не безбожники, так как среди них — монах и монахиня, но они все живут «в глупости». Босх смеётся , но это — грустный смех. Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле».
Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и «дураки». Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно. Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи — скрытые существа нашего внутреннего мира.
«Корабль Дураков» — не о других людях, это — о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://tomaovsjnka.livejournal.com/88174.html
Hieronymus Bosch Иероним Босх Картина Корабль дураков 1490
Hieronymus Bosch. Иероним Босх. Картина «Корабль дураков» 1490 — 1500 -е годы. Музей Лувр, Париж.
Еру н Анто нисон ван А кен (более известный как Иеро ним Босх ) около 1450— 9 августа 1516 Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
В родном городе Босха — Хертогенбосе — открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Картина «Корабль дураков» — произведение зрелого Босха, созданное примерно между 1490 и 1500 годами. «Корабль дураков» , без всякого сомнения, является сатирой, точный смысл которой, однако, не совсем ясен.
На картине «Корабль дураков» , монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства.
Монах и монашка — главные персонажи этой безумной пирушки в открытом море. Обе мачты пустили побеги и обросли листвой, как деревья. Общество веселится напропалую, бросив судно плыть по течению.
Возможно, Босх вдохновлялся сатирической поэмой Себастиана Бранта («Корабль дураков»), опубликованной в 1494 году, которая рассказывает, как корабль с дураками отчалил в страну дураков. Собственно, знаменитая картина «Корабль дураков» многими искусствоведами считается вершиной зрелого периода в творчестве мастера.
Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию» , олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.
Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Грех любострастия символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином.
Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом.
Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём.
Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.
Здесь верховодит шут; по замыслу его роль — сатирическое обличение обычаев и нравов того времени. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность; «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой.
Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками, и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рёйнерта» , на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин; её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни, и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного.
Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков» , ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков.
Вероятно, и Босх был знаком с этой сатирой, но вряд ли она послужила ему творческим стимулом — в Средние века корабль был одной из самых распространённых метафор. Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486 г.
в Харлеме, и потому возникает искушение представить картину Босха, вероятно, читавшего её, как пародию.
Источник: http://present5.com/hieronymus-bosch-ieronim-bosx-kartina-korabl-durakov-1490/