Описание картины иеронима босха «поклонение волхвов»

Иероним Босх Поклонение волхвов. Триптих: Описание произведения

«Поклонение волхвов» Иеронима Босха – тот редкий случай, когда, не зная точной датировки работы (музей Прадо указывает неопределённое «около 1494 года», но многие специалисты датируют триптих 1510-ми годами и считают одной из последних работ художника), мы с полной определённостью можем назвать её заказчиков (донаторов).

Триптих был заказан родовитым бюргером из Хертогенбоса Питером Бронхорстом (Bronchorst) по случаю его бракосочетания с Агнесой Боссюйсе (Bosshuyse). Их коленопреклоненные портреты в сопровождении небесных покровителей обоих – святого Петра и святой Агнессы – размещаются на внутренних створках триптиха.

По замыслу молодоженов, «Поклонение волхвов» должно было украсить часовню Братства Богоматери в Хертогенбосе – к этой же религиозной организации, согласно сохранившимся архивным документам, принадлежал и сам Босх.

Судьба, однако, распорядилась иначе: уже в середине XVI века «Поклонение волхвов» было сначала перевезено в Брюссель Иеганом де Кассембротом, секретарём герцога Эгмонтского, а в 1567-м году конфисковано у него герцогом Альбой – испанским наместником в Нидерландах, прославившимся своей феноменальной жестокостью.

Несколько лет спустя Альба передал триптих королю Испании Филиппу II, большому ценителю творчества Босха. Между 12 и 16 апреля 1574 года работа поступила в Эскориал, а в 1839-м году была перемещена в Прадо, где находится по сей день.

«Поклонение волхвов» превосходно сохранилось: на рамах даже остались следы первоначальной позолоты.
Внешние створки «Поклонения волхов», как и в остальных триптихах Босха, выполнены в монохромной технике, именуемой «гризайль». Её серо-коричневую гамму нарушает только яркая фигура коленопреклонённого донатора в красном головном уборе. Недавние исследования неопровержимо доказали, что она не принадлежит Босху и была дописана позднее.

Сюжет внешних створок получил название «Месса св. Григория».

В житии этого святого содержится легенда о том, как однажды в ходе мессы причетник, помогавший Григорию Великому вести службу, засомневался, что святые дары в самом деле претворяются во время причастия в тело и кровь Христа.

Тогда Григорий начал горячо молиться, чтобы Господь явил знамение, которое укрепит маловерного. И его молитвы были услышаны: в алтаре возник Христос в терновом венце, показывая язвы от гвоздей.

Задача внешних створок – настраивать зрителя на восприятие того, что он увидит, когда створки триптиха распахнутся. В каком-то смысле Босх пишет католическую мессу не только снаружи: считается, что изнутри и на внутренних створках «Поклонения волхвов» Босх уподобляет всё происходящее церковной литургии.

Внутренние створки с изображёнными на них донаторами объединены с центральной частью триптиха, благодаря общему для них пейзажу в красивой зеленовато-охристой гамме. Прекрасный вид живописует природу Северно Брабанта, родины художника.Как и любой другой средневековый мастер, на заднем плане Босх изображает различные небольшие по масштабам сценки, чтобы заполнить пространство.

Например, в средней трети левой створки, чуть выше головы донатора Бронхорста, можно видеть, как старец Иосиф, муж Марии, сушит над огнём костра детские пелёнки. Здесь отражены простодушные народные представления об Иосифе как о рогоносце, обманутом муже: голландским священникам стоило немалых усилий повернуть мысли своей паствы на этот счёт в благочестивое русло.

На первый взгляд, может показаться, что «Поклонение волхвов» Босха не слишком отличается от знаменитых алтарей его предшественника Яна ван Эйка. Мы так же видим религиозную сцену, воссозданную при помощи красивого и гармоничного колорита и сбалансированной композиции.

Типажи Богоматери и Младенца типично нидерландские, узнаваемые – подобные можно встретить у ван Эйка или у Рогира ван дер Вейдена. И на какой-то момент даже может показаться, что здесь передано благоговейное и трепетное настроение, столь характерное для рождественской тематики.

Но стоит присмотреться внимательнее – и всё традиционное благолепие осыпается, как фальшивая позолота. И взамен умиротворения зритель проникается типично босховским ощущением нарастающей тревоги. На первый план выходят загадки и вопиющие несоответствия.

Зачем, например, нужен такой кричащий диссонанс между тщательно и филигранно прописанными одеждой и драгоценностями волхвов и грубыми щелями, трещинами, неряшливыми кусками соломы в полуразвалившейся постройке? Почему пастухи, которых влезли на крышу, ведут себя столь бесцеремонно? И главное – почему царей (волхвов) не три, как в каноническом тексте или в любом другом живописном изображении этой сцены, а – отчего-то четыре? Или, быть может, четвёртый, в царской короне и плаще, едва скрывающем наготу, привязанный в дверях – это вовсе не волхв? Но кто же он? Что заставило Босха ввести в устоявшуюся композицию нового персонажа – такого неожиданного и необъяснимо загадочного? На большинство вопросов однозначных ответов нет до сих пор, а то, чем располагает наука, – лишь версии.

Трое принесших дары младенцу волхвов (или царей), которых звали Балтазар, Каспар и Мельхиор, со временем стали отождествляться со сторонами света, в которых распространилось христианство, – Европой, Азией и Африкой, поэтому младшего из волхвов, Каспара, художник изображает чернокожим, и по реалистичности и мастерству исполнения его считают одним из лучших образов Босха.

Новый завет сообщает, каким были дары волхвов: они принесли Иисусу золото (поскольку верили, что на землю пришёл царь), ладан (благовоние, которое курилось в храмах – так волхвы признавали божественную природу младенца) и смирну (которая использовалась при бальзамировании покойников – этим волхвы давали понять, что им открыта и будущая смерть Христа).

Но Босх не ограничивается простой живописной констатацией в изображении даров – он поступает гораздо оригинальнее. Тут сказывается его любовь к мелким деталям и многозначительным подробностям. Балтазар, старший волхв в красном плаще, у Босха ставит к ногам Марии золотую скульптуру.

Она изображает персонажей Ветхого завета – Авраама и его сына Исаака, которого отец намерен принести в жертву. Это предвестие той жертвы, которую божественному младенцу предстоит принести на кресте. Мельхиор, второй из волхвов, облачён в невероятный по красоте нагрудник из драгоценных камней, изображающий визит царицы Савской к царю Соломону.

Темнокожий Каспар держит в руке державу из серебра. Сверху её венчает птица – орёл или пеликан (символ жертвы и искупления), а на самой державе также изображены ветхозаветные персонажи – военачальник Авенир и победитель Голиафа Давид.На дальнем плане показано войско, часть которого готовится перейти реку вброд.

Возможно, это свита одного из царей или, может быть, намёк на войско трёх земных царей, описанное в Апокалипсисе.Но наибольшее замешательство вызывает группа гротескных персонажей, проникших внутрь полуразрушенного хлева, и в особенности – их вероятный предводитель. Его наготу прикрывает только пурпурный плащ.

На одной ноге – прозрачный цилиндр, скрывающий язву (кстати, раненая нога во времена Босха считалась символом греховности, невежества, а также обозначала людей, еще не обращённых в христианство), а между ног – золотое полотнище с вытканными на нём демонами. Голова увенчана короной, руки – украшены золотыми браслетами. В одной из них он держит громоздкий золотой шлем.

Кем же он может быть?

Одна из самых распространённых (хотя и недоказуемых) версий состоит в том, что перед нами – дьявольская свита, которая жаждет вмешаться в происходящее. На это указывает выражение явной враждебности на их лицах, чем-то напоминающих персонажей гентского «Несения креста», и только их предводитель не выражает озлобленности, а смотрит на младенца с необъяснимым лукавством.

Другие версии допускают, что это вохв Валаам из «Книги Чисел», который предрёк явление мессии, но потом, соблазнившись, превратившийся из пророка в лжеучителя. Он оступился, но теперь ожидает помилования от Христа.

На заднем плане, выше крыше хлева кто-то как раз тянет осла: это может быть напоминанием о пресловутой «Валаамовой ослице», которая упиралась и не хотела идти вперёд, а потом заговорила. Такую версию со ссылкой на неопубликованную статью Шарля Сийя излагает Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Раем и Адом».

Еще одна из версий гласит, что в хлев проник царь Ирод и его лазутчики.Ученый Николас Бом (на основе исследований которого BBC был снят фильм «Загадки Иеронима Босха») полагает, что перед нами прародитель Христа – царь Давид.

Читайте также:  Описание картины василия сурикова «переход суворова через альпы»

Его обнажённая фигура, украшенная золотом и прикрытая пламенеющим плащом, – это напоминание о ветхозаветном эпизоде перенесения ковчега, когда «Давид скакал из всей силы перед Господом…» (2-я Царств 6: 12 и далее).

«Единственно верной» версии не существует, что делает триптих одной из самых загадочных работ Босха и самым необычным «Поклонением волхвов» в истории европейского искусства.

См. также «Поклонение волхвов» из Филадельфии (картина, приписываемая Босху, но скорее выполненная в его мастерской и законченная после его смерти).

Источник: https://artchive.ru/artists/65~Ieronim_Boskh/works/231031~Poklonenie_volkhvov_Triptikh

Поклонение волхвов (триптих Босха). Евангелие в искусстве — Евангельские места. Путеводитель

Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.

Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака; это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.

Нагрудник второго волхва — Мельхиора — украшен резным изображением ещё одной сцены из Ветхого Завета — посещения царя Соломона царицей Савской.

Третий, чернокожий Гаспар волхв держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображён Авенир, воздающий почести Давиду.

Поклонение волхвов Босх (около 1450–1516), Public Domain

За сценой внимательно наблюдают оборванные крестьяне, которые выглядывают справа из-за стены хлева, а чтобы лучше видеть, лезут на крышу и карабкаются на деревья.

Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XV в. они часто появляются в качестве зрителей.

Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать, их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов, и это важный нюанс — пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» — неиудеи — признали в младенце истинного Мессию.

Самый загадочный персонаж — это человек, стоящий в дверях хлева позади волхвов. Полуобнажённый — на нём лишь рубашка и багряный плащ, — с массивной короной на голове, с золотым браслетом на запястье, с прозрачным цилиндром, прикрывающим язву на лодыжке, он смотрит на Иисуса с какой-то двусмысленной улыбкой, в то время как на лицах его спутников написана нескрываемая враждебность.

Поскольку эти гротескные фигуры находятся внутри полуразвалившегося хлева — старинного символа синагоги, — было принято считать, что это либо Ирод и его лазутчики, либо Антихрист со свитой.

То и другое не слишком убедительно, хотя связь этого персонажа с силами зла несомненна — о ней свидетельствуют демоны, вытканные золотом на полотнище, свисающем у него между ног.

Они же изображены на предмете, который полуобнажённый персонаж держит в левой руке, причём, как ни странно, предмет этот не может быть ничем иным, кроме шлема второго волхва. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги.

Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Известны также трактования этого образа, авторы которых видели в обнажённом персонаже царя Давида и отлучённого от церкви пророка Валаама.

Внутренние створки

На внутренней стороне створок триптиха изображены Святой Пётр и Святая Агнеса с донаторами.

Св.

Пётр с донатором Босх (около 1450–1516), Public Domain

Имя коленопреклонённой женщины — Агнес Боссюйсе, на это указывает фамильный герб и присутствие её святой покровительницы Святой Агнесы с непременным атрибутом — агнцем на заднем плане. Семейство Боссюйсе вместе с семейством Бронхорст, как об этом свидетельствует герб на левой створке, заказали этот образ, видимо, предназначенный для хертогенбосского собора.

Персонаж, сидящий на вязанке хвороста под дырявой крышей, сушит какие-то вещи над огнём. Вероятно, это Святой Иосиф, занятый сушкой пелёнок младенца Христа.

Св.

Агнеса с донатором Босх (около 1450–1516), Public Domain

На заднем плане раскинулась привольная мирная долина, купающаяся в горячих лучах солнца. Золото неба у горизонта выше переходит в лазурную дымку — этот приём становится обычным в зрелом творчестве Босха.

Однако покой и мир пейзажа лишь видимость: зло обнаруживает себя во множестве мелких деталей, рассеянных по всей площади триптиха. Волк и медведь, к примеру, нападают на путешественников (это указание на непредвиденные препятствия, стоящие на жизненном пути человека).

Внешние створки

Триптих является одним из самых загадочных в творчестве Босха и заключает в себе символику, отсылающую к установлению мессы, как об этом свидетельствуют наружные стороны боковых створок с изображением Мессы Святого Григория. Папа Григорий Великий изображён служащим мессу, во время которой за алтарём появляется сам Христос в окружении сцен Страстей. Внешние створки написаны в монохромной коричневато-серой гамме, за исключением фигур донаторов.

Легенда о мессе Св. Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.

Внешние створки Босх (около 1450–1516), GNU 1.2

В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв.

Босх представляет это чудо в виде безмолвного духовного диалога между коленопреклонённым папой и Христом, восстающим из саркофага.

Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.

Источник: http://gospel-ru.touristgems.com/culture/3176-poklonenie-volxvov-triptix-bosxa/

Поклонение Волхвов (Иероним Босх)

Поклонение волхвов (триптих Босха) «Поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) — последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части.

В 1568 году триптих конфискован герцогом Альбой у Яна Каземборта, секретаря герцога Эгмонтского. Впоследствии он упоминается в числе картин, отправленных Филиппом II в 1574 году в монастырь Эскориал.

Ныне хранится в музее Прадо в Мадриде.

“Поклонение волхвов” показывает представление Младенца Христа трем волхвам, прибывшим с Востока. В отличие от других триптихов Босха, которые “читают” от слева направо, этот – от центра.

Центральная часть

На центральной панели изображена библейская сцена “Поклонение волхвов” Волхвы вручают богатые подарки ,показывая огромное уважение Марии с Младенцем.Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака; это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Нагрудник второго волхва — Мельхиора — украшен резным изображением ещё одной сцены из Ветхого Завета — посещения царя Соломона царицей Савской. Третий, чернокожий Гаспар волхв держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображён Авенир, воздающий почести Давиду. За сценой внимательно наблюдают оборванные крестьяне, которые выглядывают справа из-за стены хлева, а чтобы лучше видеть, лезут на крышу и карабкаются на деревья. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XV в. они часто появляются в качестве зрителей. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать, их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов, и это важный нюанс — пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» — неиудеи — признали в младенце истинного Мессию. Самый загадочный персонаж — это человек, стоящий в дверях хлева позади волхвов. Полуобнажённый — на нём лишь рубашка и багряный плащ, — с массивной короной на голове, с золотым браслетом на запястье, с прозрачным цилиндром, прикрывающим язву на лодыжке, он смотрит на Иисуса с какой-то двусмысленной улыбкой, в то время как на лицах его спутников написана нескрываемая враждебность. Поскольку эти гротескные фигуры находятся внутри полуразвалившегося хлева — старинного символа синагоги, — было принято считать, что это либо Ирод и его лазутчики, либо Антихрист со свитой. То и другое не слишком убедительно, хотя связь этого персонажа с силами зла несомненна — о ней свидетельствуют демоны, вытканные золотом на полотнище, свисающем у него между ног. Они же изображены на предмете, который полуобнажённый персонаж держит в левой руке, причём, как ни странно, предмет этот не может быть ничем иным, кроме шлема второго волхва. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Известны также трактования этого образа, авторы которых видели в обнажённом персонаже царя Давида и отлучённого от церкви пророка Валаама. Внутренние створки На боковых створках изображены коленопреклоненные донаторы (заказчики) бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса со своими святыми покровителями Св.Петром и Св.Агнессой

Читайте также:  Описание картины василия перова «возвращение крестьян с похорон зимою»

Имя коленопреклонённой женщины — Агнес Боссюйсе, на это указывает фамильный герб и присутствие её святой покровительницы Святой Агнесы с непременным атрибутом — агнцем на заднем плане. Семейство Боссюйсе вместе с семейством Бронхорст, как об этом свидетельствует герб на левой створке, заказали этот образ, видимо, предназначенный для хертогенбосского собора. Персонаж, сидящий на вязанке хвороста под дырявой крышей, сушит какие-то вещи над огнём. Вероятно, это Святой Иосиф, занятый сушкой пелёнок младенца Христа. На заднем плане раскинулась привольная мирная долина, купающаяся в горячих лучах солнца. Золото неба у горизонта выше переходит в лазурную дымку — этот приём становится обычным в зрелом творчестве Босха. Однако покой и мир пейзажа лишь видимость: зло обнаруживает себя во множестве мелких деталей, рассеянных по всей площади триптиха. Волк и медведь, к примеру, нападают на путешественников (это указание на непредвиденные препятствия, стоящие на жизненном пути человека).<\p>

Внешние створки

Триптих является одним из самых загадочных в творчестве Босха и заключает в себе символику, отсылающую к установлению мессы, как об этом свидетельствуют наружные стороны боковых створок с изображением Мессы Святого Григория. Папа Григорий Великий изображён служащим мессу, во время которой за алтарём появляется сам Христос в окружении сцен Страстей. Внутренние створки написаны в монохромной коричневато-серой гамме, за исключением фигур донаторов. Легенда о мессе Св. Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв. Босх представляет это чудо в виде безмолвного духовного диалога между коленопреклонённым папой и Христом, восстающим из саркофага. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.<\p>

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/1589963.html

Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото

Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото.Иероним Босх – средневековый художник модный и в наши дни, в частности, из-за своих апокалиптических идей. Фрагменты его работы под названием «Сад земных наслаждений» сейчас можно увидеть даже на легинсах и в детской раскраске, в его честь также была названа современная музыкальная группа. Почему?Несколько фанатичные, если это можно так назвать, картины художника позднего средневековья были популярны своими кошмарными деталями: человек, играющий на флейте, торчащей у него из заднего прохода, при помощи выпускания газов или птица-монстр, пожирающая грешников и испражняющаяся ими в яму для нечистот и прочее… Король Испании Филипп II – покровитель инквизиции, повесил одну из картин Босха («Семь смертных грехов») в своей спальне. Возможно, она помогала ему лучше настроиться на борьбу с еретиками.Самая известная картина Босха – триптих «Сад земных наслаждений». На левой части триптиха изображены Бог, Адам и Ева в раю, на центральной: непосредственно сад наслаждений, на правой части: деградация, грешники, ад.Несмотря на то, что сюжет этой картины на первый взгляд кажется далеко не детским, из ее фрагментов была создана раскраска для детей возрастом от 6-ти лет. «Coloring Book Hieronymus Bosch» знакомит детей с удивительными пейзажами, фантастическими фруктами и цветами, и сказочными животными, которых рисовал Босх. По словам автора, раскраска издана с целью помочь детям развиваться творчески и вдохновить их на создание собственных произведений искусства в будущем.Также в 1991 году была издана художественная книга «Pish Posh, Said Hieronymus Bosch» (“Тьфу, тьфу, сказал Иероним Босх”). Сюжет книги это рассказ недовольной домработницы Босха, которая уже сыта по горло беспорядком, который его дикие монстры (крылатая рыба и тому подобные существа) делают вокруг дома.Эти два продукта говорят о том, что, несмотря на то, что Иероним Босх умер 500 лет назад, образы из его работ и его видение, кажется, являются более популярными чем когда-либо. О всех его картинах вышла новая книга от всемирно известного издательства TASCHEN. В 2007 году в родном городе Босха Хертогенбосе был открыт арт-центр посвященный его творчеству. Принты его картин украшают обувь от Doc Martens, майки и толстовки, доски для серфинга и скейтборды. Почему это происходит?Босх пользовался большой популярностью при жизни. Он вдохновил так много подражателей, что иногда сложно определить его первоначальные каноны. Но ведь с тех пор прошло так много времени: дни контрреформации, стиль барокко…”Католическая церковь восстанавливает свои позиции, и она хотела бы подчеркнуть церковь, спасение и святых, что было не совсем то, на чем сосредотачивался Босх”, сказал Ларри Сильвер, профессор истории искусств в Университете штата Пенсильвания, по телефону. “Взять Рубенса. Тогда, просто не могло быть так, что и Босх и Рубенс могли быть одновременно востребованными. Это одно из обстоятельств, которые положили конец его популярности на тот момент, это, как бы, был поворот от пессимизма к светлой стороне.”Такое положение дел сохранялось вплоть до начала 20 века. Историки искусства, такие как Карл Юсти не проявляли особого интереса к живописи Босха, в отличие от основоположников и теоретиков сюрреализма, таких как, например, Андре Бретон, которые начали новую волну интереса к картинам Иеронима Босха. Сюрреалисты и любители сюрреализма оценили его воображение и “бессознательную живопись”. Они были в восторге от его идей против организованной религии и буржуазной морали.Богемный восторг такого рода стал постоянно присутствовать в историях об Иерониме. Существует тезис, впервые выдвинутый Вильгельмом Франгером в 1947 году, о том, что Босх был членом культа под названием «Братья свободного духа». В такой интерпретации, центральная часть сада показывает не мир, который скатывается к греховности, а наслаждение сексуальными тантрическими изысками свободной любви, гармонией с природой. Есть еще интересное упоминание сада земных наслаждений в книге Код да Винчи, в главе 37.Также есть версия не менее популярная, чем о секс – культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. По словам автора Walter Bosing, для Босха это “работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей”. Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений.Такие интерпретации соответствуют современным стереотипам о психоделических картинах художника с расстроенной психикой, но для современных экспертов они не представляют из себя ничего большего, чем шутки, академики только посмеиваются над ними. Bosing называет их “научной ерундой”. Вероятнее предположить, что Босх просто был художником полностью вне своего времени, а не сумасшедшим наркоманом, посещающим сектантские оргии и рисующим их после употребления ЛСД.В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик…) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.Его популярность, в настоящее время, исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Картины Иеронима Босха одинаково привлекают как наших соотечественников, так и зарубежных зрителей. Босх – был личностью весьма интересной. Его картины очень многогранны и неоднозначны, их можно понимать по-разному. Поэтому, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас.Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.Картина «Корабль дураков» выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.Картина «Несение креста» (Гент) выполнена маслом на доске, примерно в 1490 – 1500 году. Ее размер: 83,5 см. 77 см. Картина находится в Музее изящных искусств, в Генте.Картина «Несение креста» (Вена) выполнена маслом на доске, примерно в 1515 – 1516 году. Ее размер: 32 см. 57 см. Картина находится в Музее истории искусств, в Вене.«Несение креста» (Мадрид) – боковая панель от триптиха, который не сохранился, выполнена маслом на доске, примерно в 1505 году. Ее размер: 94 см. 150 см. Картина находится в Королевском дворце, в Мадриде.Триптих «Искушение святого Антония» выполнен маслом на дереве, примерно в 1505 – 1506 году. Его размер: 225 см. 131,5 см. Картина находится в Национальном музее старинного искусства, в Лиссабоне.Панно «Искушение святого Антония» выполнено маслом на дереве, не ранее 1490 года. Его размер: 52,5 см. 73 см. Находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.Картина «Блудный сын» выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее диаметр: 70 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.Картина «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 – 1480 году. Ее размер: 150 см. х 120 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.Картина «Святой Христофор» выполнена маслом на доске, примерно в 1504 – 1505 году. Ее размер: 71,5 см. х 113 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.Триптих «Страшный суд» выполнен маслом на дереве, примерно в 1504 году. Его размер: 247 см. 164 см. Картина находится в Академии изобразительных искусств, в Вене.Картина «Увенчание терновым венцом» (Лондон) выполнена маслом на доске, примерно в 1508 – 1509 году. Ее размер: 59 см. х 73 см. Картина находится в Национальной галерее, в Лондоне.Картина «Увенчание терновым венцом» (Эскориал) выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее размер: 195 см. х 165 см. Картина находится в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.Триптих «Воз сена» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1502 году. Его размер: 190 см. 135 см. Картина существует в двух экземплярах. Один находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде. Второй в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.Картина «Извлечение камня глупости» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 – 1480 году. Ее размер: 35 см. х 48 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.Триптих «Поклонение волхвов» выполнен маслом на дереве, примерно в 1510 году. Его размер: 138 см. 138 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.Рекомендуем к прочтению:Сад земных наслаждений. Иероним Босх.«Корабль дураков» картина Иеронима Босха.
Читайте также:  Описание картины ефима волкова «весной»

Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article/Bosch/painting.htm

Картина «Поклонение волхвов»

Аналитика и описание незавершенной работы Леонардо.

Поклонение волхвов

Получение этого заказа, условием которого является написание сюжета поклонения волхвов новорожденному Иисусу, возможно, тоже не обошлось без помощи Пьеро да Винчи, который был нотариусом и монастыря Сан-Донато.

Поклонение волхвов

Странная оплата

Письменный договор на «Поклонение волхвов» показывает, что распространенной в то время практикой было платить художнику «натурой». Деньги на создание образа были пожертвованы в 1479 году фабрикантом, изготовителем седел.

Основную оплату работы Леонардо, которая должна была быть выполнена в течение 24–30 месяцев, составляла треть земельного участка в Вальдельзе, расположенного между Флоренцией и Сиеной. Судя по записи, эта земля была дарована монастырю «Симоном, отцом брата Франческо». По договору монахи могли выкупить этот участок обратно — за 300 флоринов в течение трех лет.

Один из параграфов договора весьма странен: Леонардо должен был выдать 150 флоринов на приданое «дочери Сальвестро ди Джованни», внучке покровителя монастыря.

Работа не была завершена, и договор был расторгнут. Но этот договор свидетельствует о том, что художники получали оплату не только деньгами. Из других документов мы знаем, что Леонардо платили и вином, и древесиной, и зерном.

Научный анализ

Развитие инфракрасной технологии исследования живописи позволило увидеть, что скрывается под мрачной полупрозрачной коричневой краской, покрывающей поверхность полотна.

Недавно проведенные уважаемым флорентийским ученым и историком искусства профессором Маурицио Серачини, который изучает работы Леонардо в течение многих лет, анализы доказали, что наброски, созданные Леонардо, были позднее покрыты слоем коричневатой краски. Судя по стилю, это дополнение было сделано не рукой Леонардо.

Возможно, нужно было привести к единообразию множество различных сцен и уничтожить республиканский подтекст, который мог быть ассоциирован с иконографией изображений.

Наброски поклонения волхвов

Скрытый смысл

Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». Несколько эскизов общего плана, а также наброски отдельных фигур показывают, что Леонардо всякий раз несколько изменял композицию.

В центре полотна традиционная сцена, как она описана в Евангелии от Матфея: поклонение волхвов, или мудрецов, Мадонне с младенцем. Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена.

Возможно, Леонардо намеревался выстроить визуальный ряд так, чтобы перенести акцент на встречу трех мировых сил: Азии, Африки и Европы, объединенных рождением Христа и распространением христианства. Молодому, полному вдохновения художнику могла быть интересна несколько иная интерпретация традиционной сцены.

На заднем плане зритель видит сражение. Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством? С уверенностью можно сказать одно: в этой работе Леонардо изучает изображение эмоций на лицах Святого семейства и волхвов, которые определенным образом взаимодействуют с ритмом движения на заднем плане картины.

Второй незавершенный проект

Поклонение волхвов, Липпи.

Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан.

Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно «Поклонение волхвов», на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов…, и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы». Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее.

Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиплино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/kartina-poklonenie-volxvov.html

Ссылка на основную публикацию