Примерные конспекты непосредственно образовательной деятельности эколого-эстетического цикла по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об осенней рябине
Примерные конспекты непосредственно образовательной деятельности эколого-эстетического цикла по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об осенней рябине
Цель: Совершенствовать умение выделять характерные особенности дерева, подбирать образные сравнения, поэтические эпитеты, выделять признаки внешней красивости (тонкий ствол, багряные листья, алые грозди ягод); вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней рябины.
- Ребята, старичок-Лесовичок снова приглашает нас в гости в своё лесное царство-государство. Сегодня он хочет нам показать своё самое любимое дерево, но сначала просит отгадать загадку про него:
- Коралл – это такой поделочный камень красного цвета, из которого делают различные женские украшения: бусы, серьги, браслеты. Значит, получается, что рябина нарядилась в красные украшения.
- Да вот она, полюбуйтесь. Нарядная? Красивая? А почему она красивая? (тёмно-красные листья и алые грозди ягод) Вам нравится рябинка?
- Рябина – очень красивое дерево, особенно осенью. Летом она скромна и неприметна. А вот осенью она как будто к празднику наряжается. Послушайте, как об этом рассказывает в своём стихотворении детская поэтесса О.Высотская:
- С кем сравнивает поэтесса рябину? (с девушкой, которая нарядилась к празднику в красные бусы)
- И в самом деле, посмотрите, ствол у рябины тонкий и гибкий, как девичий стан, листья оранжевые, красные, тёмно-бордовые – такой цвет называют багряным. Алые ягоды собраны в крупные грозди. Эта красавица даже издалека привлекает к себе внимание.
- А давайте рассмотрим, какие у рябины листья. Они красивые? Почему красивые? (необычные, состоят из множества узких, вытянутых листочков)
- Да, листочек у рябины необычный, сложный, к черенку длинные, узкие листочки крепятся попарно. Такие листья делают рябину ещё наряднее. Она как будто вся укуталась в багряное ажурное кружево и увесилась алыми крупными серьгами.
- Давайте скажем рябинке комплименты, расскажем ей, какая она нарядная, красивая, стройная (дети подбирают эпитеты, образные сравнения, говорят ласковые слова)
- А как же надо относиться к рябине, чтобы она всегда оставалась такой нарядной и радовала нас своей красотой? (беречь, заботиться, любить, не ломать веток)
- А вы хотите превратиться в таких нарядных рябинок? Давайте представим, что мы – красивые осенние рябинки.
- Чем осенняя рябина отличается от других деревьев?
- Почему про рябину говорят, что она нарядилась в красные бусы?
- Нравится вам рябина? Почему нравится?
2. Рассматривание репродукции картины И.Э.Грабаря «Рябинка»
Предварительная работа:
- Любование осенней рябинкой в парке; выделение её характерных отличительных особенностей.
- Рассматривание рябиновых листьев.
Оборудование: репродукция картины И.Грабаря «Рябинка»; фонограмма музыкального произведения Э.Грига «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».
^
(Дети садятся в полукруг)
- Мы с вами недавно ходили в парк. что вам там понравилось, запомнилось? Каким деревом мы любовались? (рябиной)
- А какая была рябина? (красивая, нарядная ,в красных «бусах»)
- А сегодня я хочу вам показать, как о рябине рассказал художник.
(Воспитатель открывает репродукцию, даёт детям возможность полюбоваться ею)
- Эту картину написал русский художник Игорь Грабарь. Он очень любил природу и посвятил ей много своих картин.
- Что вы видите на этой картине? (деревья, река, деревня на противоположном берегу реки)
- А какое время года изобразил художник? (осень) Как вы догадались?
- Что художник изобразил в центре картины, на переднем плане? (молодую рябинку) почему он решил изобразить её в центре?
- Что художник изобразил по сторонам от рябинки? (две высокие старые берёзы с длинными, спускающимися вниз ветвями)
- А что он изобразил на дальнем плане, вдалеке от нас? (сине-зелёная речная гладь и маленькие деревенские домики на том берегу реки)
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (весёлое, радостное, солнечное)
- А какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
- Да, художник испытывал чувство восторга и радости, увидев такой пейзаж: яркий, солнечный день, золотые «косы» берёз, нарядная огненная рябинка и сине-зелёная река. Этот пейзаж настолько впечатлил художника, что он решил непременно нарисовать его, чтобы и мы с вами могли насладиться красотой осенней природы.
- А что помогло художнику передать своё восхищение и восторг? (яркие краски)
- А какие краски использовал художник? Назовите их.
- Каких цветов использовал художник больше, тёплых или холодных?
- Художник одновременно использовал и тёплые цвета осенней листвы, и холодные цвета воды и осеннего неба, которые занимают весь задний план картины. Этим он хотел показать нам, что, хотя и светит солнце, и играет в золотой листве, но оно уже не так согревает, чувствуется осенний холодок и небо уже не такое синее как летом, оно с белёсыми отсветами.
- С помощью чего художник привлёк внимание к рябине? С помощью чего он передал её красоту, хрупкость, грациозность? В чём заключается «загадка» этой картины?
- Я вам помогу её отгадать. Посмотрите, рябинка стоит такая хрупкая и маленькая среди высоких старых берёз, она как огонёк светится на фоне синей речной глади. И, хотя она невелика, но сразу притягивает к себе внимание. Она как будто вся звенит, как натянутая струнка. Вот как художник красиво рассказал нам о рябине, и картину свою он так и назвал «Рябинка». А теперь послушайте, как об этом удивительно красивом дереве рассказал поэт:
Как хорош и красив у рябины наряд! Бусы, серьги её, как рубины горят, И дрожат на ветру листья, как кружева, Тихо шепчет о чём-то резная листва. Как хорош и красив у рябины наряд, Жаль, его унесёт золотой листопад. Но пока не пришли эти поздние дни, Красотою своей нас, рябина, плени.
- Передаёт ли это стихотворение образ рябинки изображённой на картине? С помощью каких слов?
- Почему поэт сравнивает листья рябины с кружевами? О каких бусах и серьгах идёт речь?
- А теперь представьте, что вы попали в это чудесное место, изображённое художником.
(Звучит музыка Э.Грига. Дети слушают её и рассматривают картину) — Что вы представили, услышали, почувствовали, слушая эту музыку?
- Соответствует ли эта музыка содержанию картины? Какое настроение у этой музыки?
- А теперь представьте, что вы превратились в осенних рябинок. Как бы рябинки станцевали на лесной лужайке?
(Дети имитируют образ рябинки под музыку Э.Грига. Воспитатель всем даёт разную оценку, хвалит детей) — С какой картиной художника И.Грабаря мы с вами познакомились? — О чём нам рассказал художник в своей картине? — Какой он изобразил рябинку? — Согласны ли вы с художником, что рябина – это красивое, нарядное дерево? — Как бы вы назвали эту картину? — Как бы вы изобразили рябинку? — А как бы вы назвали свою картину? — На следующем занятии мы тоже будем рисовать рябину, как художники.
3. Занятие по изобразительной деятельности «Уральская рябинушка»
(коллективное рисование)
Тип: на тему
Вид: предметное
Программное содержание:
^ ^
3. Воспитательные задачи: формировать у детей заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности, давать объективную оценку результатам общего труда и каждого участника в отдельности; воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности.
^ предложить самостоятельно украсить ветку листьями и гроздями ягод.
Оборудование: общее панно с изображением дерева без листьев, разрезанное на сегменты по количеству детей; репродукция картины И.Э.Грабаря «Рябинка»; фонограмма спокойной мелодичной музыки.
^ акварельные краски, кисти, палитры.
Подготовительная работа:
- любование рябиной на прогулке; выделение её характерных особенностей;
- рассматривание рябиновых листьев; дидактическая игра «С какого дерева листок»;
- рассматривание репродукции картины И.Э.Грабаря «Рябинка».
Ход занятия
I часть:
(Дети садятся в полукруг)
- Ребята, у нас сегодня гости. Это Хрюша и Степашка. Они рассказали мне, что готовят передачу про разные деревья. Всю страну объехали, каких только деревьев не видели, а вот рябинки такой, как у нас нигде не нашли. Вот и решили они за помощью к нам обратиться. А что, ребята, давайте поможем Хрюше со Степашкой. Нарисуем для них рябину, настоящую, уральскую?
- Посмотрите, у меня даже дерево уже нарисовано, только чего-то не хватает. Чего же? (листьев, ягод)
- Давайте вспомним, какая она, осенняя рябинка. Помните, какой её изобразил художник И.Грабарь?
(Воспитатель открывает репродукцию картины И.Грабаря «Рябинка»)
- Какие цвета использовал художник при изображении рябины? Кто больше заметит различных оттенков цвета? (дети называют оттенки рябины)
- А какие листья у рябины? Давайте ещё раз рассмотрим рябиновый листок. (воспитатель раздаёт каждому ребёнку по листочку)
- У рябины необычные листья, сложные. К черенку узкие листочки крепятся попарно. Каким приёмом можно изобразить такие листочки? (примакиванием)
- Для того, чтобы листочки выглядели как настоящие, можно на кисть взять сразу две краски: с одной стороны красную, а с другой – жёлтую. Вот так. (показ). А потом примакнуть кисть к бумаге. Видите, как краски красиво смешиваются.
- А какие у рябины ягоды? На что они похожи? (на горсть красных бусинок) рисовать их нужно концом кисти и располагать группами в форме овальных гроздьев. (показ)
- А сейчас каждый из вас выполнит часть общей работы, украсит свою веточку листьями и гроздьями ягод.
II часть:
(Воспитатель вынимает из наборного полотна нарезанные заранее листы бумаги с изображением веток рябины и раздаёт их детям; напоминает, что листья располагаются по обеим сторонам веточки, ягоды рисуются концом кисти и компонуются в грозди.)
^
(Воспитатель вставляет работы в соответствующие места общей картины. Дети вместе с Хрюшей и Степашкой рассматривают работу. Воспитатель просит рассказать детей о работах своих товарищей.)
- Посмотрите, наша рябина собрала все тёплые тона горячего лета: ягодки налились ярко-красным цветом, листья стали ярко-жёлтыми, оранжевыми, бордовыми. Как огонёк, как костёр горит наша рябина и согревает нас своим теплом, теплом уходящего лета. И это благодаря вам, ребята. Каждый вложил частичку своего труда, и поэтому наша рябинка получилась такой нарядной и красивой. Мне даже захотелось прочитать стихотворение о ней:
Живу в краю рябиновом По имени Оса. Рябинами украшены Дворы, дома, леса. И золотою осенью В погожие деньки Рябины этой ягоды Горят как огоньки.
— Хрюша и Степашка благодарят вас, ребята. Они хотят показать нашу рябинку ребятам тех мест, где она не растёт. Они посмотрят и скажут: «Что за природа на Урале! Что за рябинка! Не дерево, а сказка!»
Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1096087.html
Творческий диктант по картине и.э. грабаря « рябинка»
Творческий диктант по картине и.э. грабаря « рябинка»
ЗАДАЧА: творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся, который предполагает частичное самостоятельное конструирование текста на данной основе.
ЦЕЛИ УРОКА: обучающая – научить учащихся пользоваться определёнными группами слов; точно и правдиво, ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме; систематизировать собранный материал; подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
воспитывающая – самостоятельность; творческая активность; восприятие произведения искусства, любовь к природе.
развивающая – внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: репродукция картины И.Э. Грабаря «Рябинка»; альбом «Времена года»; выставка иллюстраций и рисунков детей; выставка книг; переносная доска с материалами для словарно-стилистической работы; грампластинка «Времена года» П.И. Чайковского
ХОД УРОКА: Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуется там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А.К. Толстой.
1. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить её на материале пейзажа по картине.
Вопросы классу.
1) Что такое описание? ( Это тип речи. Основа описания – перечень одновременных или постоянных признаков предмета или явления.)
2) Каковы задачи художественного описания? ( Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность, образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить его, передать своё отношение к пейзажу; те чувства, мысли, желания, который этот пейзаж вызывает у вас.)
3) Чтобы ваше описание было красочным и точным, какие художественные средства языка надо использовать? (Эпитеты, метафоры, сравнения…)
4) А какая часть речи помогает нам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)
2. Ребята, обратите внимание на выставку ваших рисунков. Вы с помощью кисти, карандаша попытались передать камчатские пейзажи, постарались выразить в них свои ощущения, чувства. А сегодня мы попробуем тоже самое словом. Но сначала познакомимся с творчеством замечательного художника И.Э. Грабаря, с его картиной «Рябинка». ( Слово о художнике.)
3. Беседа по картине.
Рассмотрим картину И.Э. Грабаря «Рябинка» (1915 г.)
1) Каково общее впечатление от пейзажа: грустное или радостное? Какие чувства рождает пейзаж? (Удивительно красивую картину создал И.Э.
Это праздничный день осени: деревья в роскошном наряде… Бывает так чаще во второй половине сентября, когда дружно желтеют берёзы… Настроение радостное, бодрое, хочется вдохнуть свежий воздух… и в то же время грустное… потому что вся эта красота скоро кончится, задуют холодные ветры, и облетят с деревьев золотые листья.)
2) Каков, по – вашему, замысел художника? (Передать нам, зрителям, заряд жизнелюбия «Рябинка предстаёт перед нами как праздничное зрелище.)
3) Что изображено на картине? Какова её композиция? ( Композиция – соединение частей в единое целое в определённом порядке. Композиция предстаёт пред нами в согласованности всех элементов.
Они перед нашими глазами, и нужно увидеть связь между ними, понять смысл изображённого на картине) (Красавица – рябинка, наполнены живительным соком её ягоды, горят оранжево – красными огоньками, кажется, что ещё мгновенье и кисть рябины сорвётся вниз и рассыпятся ягоды на земле; рядом задумчивые берёзки.)
4) Какое время года изображено на картине? (Осень! Унылая пора!)
5) Каков колорит картины? ( Колорит — соотношение красок по тону, по насыщенности цвета. Колорит яркий, тёплый, преобладают золотые, ярко-красные краски, присущие только осени)
Глядя на картину «Рябинка», полную света и воздуха; золотых, ярких красок, чувствуем как красива русская природа, проникаем радостным и бодрым настроением.
Осень! Любимое время года А.С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
-
Прослушивание музыкальной пьесы.
Богатством красок и звуков осень привлекла и замечательного художника И.Э. Грабаря, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал «Времена года» – альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это…
После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:
1) Что представляете вы когда слышите эту музыку?
2) Как звучит мелодия в музыке Чайковского?
3) Понравилась ли вам музыка и чем?
4) Что общего между картиной И.Э. Грабаря и музыкой П.И. Чайковского? ( Чайковский передал в звуках то же, что Грабарь изобразил красками, — прощальная краса…)
5. Составление плана, подбор материалов.
План | Рабочие материалы |
I Художник написавший картину | (см. выше) |
II «Рябинка» (описание картины) | Удивительная, красивая, прекрасная.Праздничный день. Золотая осень. Ясное, солнечное осеннее утро. Воздух тихий, прозрачный, тёплый. |
1. (время года) Золотая осень! | |
(передний план) | Наполненные живительным соком ягоды рябины горят оранжево-красными огоньками, кажется, что ещё мгновенье и кисть сорвётся, рассыплется. |
(задний план) | Кружевные, оранжево-красные. Берёзы задумчивые, белоствольные, статные. Листва золотая, ярко красная. Озимые поля сквозь свисающие ветви золотистой берёзы.Ярко-зелённые поля. |
4. Какое настроение создаёт картина. | Бодрое, светлое, радостное, хочется вдохнуть свежий воздух. |
III Моё отношение к картине. | Привлекает красочность и правдивость. Художник любит природу и правдиво передаёт её прелесть. |
6. Речевая подготовка.
Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов.
ЗАДАНИЕ 1. Подберите синонимы к словам.
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.
Картина – полотно, репродукция картины.
(Картина) чудесная, замечательная, прекрасная.
Создаёт – пишет.
ЗАДАНИЕ 2. Уместно ли внести олицетворение?
(Солнце льёт свет, красавица-рябинка, задумчивые берёзки.)
Олицетворение – Изображение неживых предметов в виде живых существ.
Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание выразительным образом.
7. Чтение текста диктанта.
Ребята, текст очень обедняет картину. Это объясняется тем, что в нём почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображённых предметов.
Наша задача – распространить текст за счёт эпитетов, но так, чтобы употреблённые слова соответствовали изображённому на картине, чтобы определения были яркими, образными, выразительными.
Я буду читать текст и ставить вопросы к словам, к которым нужно подыскать прилагательное. Посмотрим как изменится текст.
РЯБИНКА.
Удивительно «какую?» (красивую) картину создал И.Э. Грабарь. Это «какой?» (праздничный) день осени, деревья в «каком?» (роскошном золотом) наряде… Бывает так чаще всего во второй половине сентября, когда дружно желтеют берёзы, и ещё часты «какие?» (солнечные) дни.
На полотне «Рябинка» природа предстаёт перед нами как «какое?» (яркое праздничное) зрелище. «Какой?» (осенний солнечный) день. Воздух «какой?» (тихий, прозрачный, тёплый).
Небо «какое?» (нежное) всё светится, переливается «каким?» (розоватым, голубоватым) светом.
На картине не изображено солнце, но мы чувствуем «какой?» (золотистый, солнечный) свет на «каких?» (задумчивых, белоствольных, статных) берёзах, на красавице – рябине.
В центре репродукции вспыхивает кружевная «какая?» (оранжево-красная) листва рябины на фоне «какого?» (ярко-зелёного) поля. С обеих сторон берёзы с «какими?» (длинными ниспадающими) гирляндами «какой?» (золотой) листвы торжественно обрамляют картину.
Вдали художник изобразил «какие?» (озимые) поля и слегка тронутые желтизной дали, виднеющиеся сквозь свисающие ветви «каких?» (золотистых берёз. Вершины мы не видим, не видим и часть холма, на который падают «какие?» (осенние) листья, но ощущаем «какой?» (ясный) день «осени первоначальной», поэтом которой Грабарь останется всегда.
Зачитать вслух 2-3 работы.
Весь класс привлекается к обсуждению прочитанных вариантов. Учащиеся отмечают неудачные вставки, предлагают свои, более точные, выразительные определения.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение по картине И.Э. Грабаря «Рябинка».
И.Э. ГРАБАРЬ (1871 – 1960)
И.Э. был певцом родной природы. Всем нам известны его картины: «Сентябрьский снег» (1903), где снег искрится на солнце; протянулись от обнажённых деревьев сине-голубые тени («Мартовский снег» 1904), розовым жемчугом переливается иней, застывший на ветвях («Февральская лазурь» 1904), радует глаз золотой убор осенних лесов с ярко-красной рябиной («Рябинка» 1915).
Учился в Петербурге (1894-96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98).
Интересовало художника состояние природы в разные времена года, рядом с пейзажем и портреты, был одним из первых, кто отвёл в живописи почётное место натюрморту («Неприбранный стол» 1907, «Груши на зелёной драпировке» 1922). Кроме прекрасных живописных произведений художник оставил много литературных и научных трудов. («История русского искусства» и многие другие).
Грабарь был педагогом и воспитателем молодых художников.
Ему было присвоено звание народного художника СССР.
Источник: https://multiurok.ru/files/tvorchieskii-diktant-po-kartinie-i-e-grabaria-riabinka.html
Живопись. Игорь Эммануилович Грабарь | МУЗА НАШЕГО ДВОРА
(Нажать для увеличения)
Февральская лазурь
Белая зима. Грачиные гнёзда
Мартовский снег
Иней. Восход солнца
Иней (1905)
Зимнее утро
Зимний вечер
(1871-1960)
Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.
Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.
С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств
1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Сомов, Билибин.
Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.
Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.
Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншеи из снега. Ему удалось создать новый образ русской природы.
В 1909 – 1914 годах Грабарь предстает перед нами как архитектор. По его проекту был построен санаторий «Захарьино», находящийся под Москвой, архитектурный облик которого отразил увлечение Грабаря русским классицизмом и архитектурой Возрождения в Италии.
В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.
Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане.
В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность.
Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую.
Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства — икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.
В 1926—30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.
С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов.
Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина».
Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».
Работа над образом советского человека помогла Грабарю обратиться к большим историческим темам. Он создал полотна «В. И. Ленин у прямого провода» и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина».
В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.
Грабарь пользовался неоднозначной репутацией среди коллег. Многие называли художника «Угорь Обмануилович Гробарь». Именно Грабарь пошел против воли П. М. Третьякова, который завещал оставить в неприкосновенности собранную им галерею, устроив в Лондоне выставку русского искусства, которая должна была быть продемонстрировать Советскую Россию миру.
Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.
Источник: http://maxpark.com/community/3610/content/1840645