Описание картины ильи машкова «снедь московская хлебы»

Илья Иванович Машков Снедь московская. Хлебы: Описание произведения

«Снедь московская. Хлебы», голодным смотреть запрещается – такое предупреждение должно предварять взгляд на картину.

На овальном темно-красном столе изобилие различных хлебобулочных изделий, провоцирующее желание немедленно протянуть руку и взять с верхней полки огромный крендель, второй рукой – мягкую булочку внизу отломить, третью запустить в баранки, четвертой потянуться за посыпанным сахарной пудрой кексом… В общем, рук желательно иметь много.

Здесь и темный подовый хлеб, и румяная хала, и сухарики, и пирожные, и ромовые бабы, и батон, и каравай. Сложно не ощутить ароматы свежеиспеченного хлеба, глядя на московские «хлебы».

Машков неоднократно обращался к теме хлеба. Первый хлебный натюрморт датируется 1912 годом.

Это период увлечения неопримитивизмом, от картины исходит ощущение необузданности, радости от бесконечности собственных сил, вызова академизму. Все эти булки и батоны гипертрофированы, их лучше всего описывают слово «очень», меры художник пока не знает. Один из критиков того времени написал: «Чувствуется радость дикаря, который впервые видит вот это вот удивление – эти «Хлеба», эти формы фруктов».

Следующий хлебный натюрморт датируется 1915 годом и явно демонстрирует, что художник развивался, изменялся, не стоял на месте. Здесь мы уже видим сопоставление разных фактур и цветов: румяный хлеб, спокойные оттенки овощей, яркие и сочные груши, матовая и прозрачная бутылки.

А в 1925 году на выставке АХРР (Ассоциации художников революционной России) «Революция, быт и труд» Машков представил триптих «Снедь московская». Помимо описываемых здесь «Хлебов», в него вошли «Мясо, дичь» и «Фрукты», натюрморт с виноградом.

Машков так писал об этих «Хлебах»: «Я захотел доказать (…), что наше советское живописное искусство должно быть по ощущению созвучно нашему времени и понятно, убедительно, доходчиво каждому трудящемуся человеку. Натюрморт «Хлебы» – это наша московская рядовая пекарня своего времени… и композиция как бы безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская».

Машков искренне верил в революционные идеалы. Но картины получились кое-чем большим, чем предполагал сам художник.

Вспомним исторический контекст – страна только выдохнула после железных тисков военного коммунизма, началась нестабильная эпоха нэпа, призывающая с одной стороны развиваться и богатеть (хотя уже и не с чего), а с другой – в любой момент грозящая раскулачиванием… И в это время Машков пишет «Московскую снедь».

Советский быт? Ха, да это трапеза Гаргантюа, а не Советский Союз! Есть разница в том, чтобы писать еду, когда она просто еда, и писать хлеб, когда ты уже хорошо знаешь, что его может и не быть. Здесь – второй случай.

В этих щедрых, богатых, изобильных натюрмортах, на этом празднике жизни чувствуется некая нарочитость, преувеличенность, отчаянье карнавала, который вот-вот закончится. Закончился, как мы уже знаем. Знал ли Машков? Неизвестно. Он хотел «шагать в ногу» с революцией, но, сам того не ведая, шагнул дальше.

Кстати, последний «хлебный натюрморт» он пишет в 1936 году. Начиналась эпоха большой чистки… «Советские хлебы» по сделанным художником эскизам выпекал московский хлебокомбинат. Тут вам и каравай в виде герба СССР, и выпеченные колосья, и изобилие булок, кренделей, батонов… Сталинский ампир! Атрибуты советской власти, которые… можно съесть! Предполагал ли художник второе дно, которое станет очевидным гораздо позже нам, но не его современникам? Вопрос, на который нет ответа.

Источник: https://artchive.ru/artists/1216~Ilja_Ivanovich_Mashkov/works/379622~Sned_moskovskaja_Khleby

Презентация к уроку по рисованию (подготовительная группа) на тему

Беседа для детей 6-7 лет.

Натюрморт Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская: хлебы».

    – Сегодня я расскажу вам историю про одного художника. (2) Художник Илья Иванович Машков очень любил рисовать натюрморты- разные предметы, фрукты, овощи. Однажды утром он пришёл в булочную, а там- чего там только не было! (3) И хлеб, и булки, и булочки, и пирожные, и крендели- всего не перечислишь.

И всё такое свежее, ароматное, аппетитное! А какое разнообразие форм и цвета! И захотелось ему нарисовать всё это богатство, чтобы и другие люди удивились и порадовались этой красоте и изобилию. Он накупил всяких изделий, принёс их домой и стал красиво раскладывать на столе, чтобы составить натюрморт.

Но хлебов, булок, булочек было так много, что на столе всё не поместилось, пришлось несколько хлебов положить на полочку; там же он пристроил румяный бублик и связку баранок. Написал художник свою картину и назвал её «Снедь московская: хлебы». Снедь так раньше называли еду, пищу.

Московская, наверно потому что художник писал свою картину в Москве. Хлебы, потому что на картине много разных видов хлеба.

    Давайте внимательно рассмотрим натюрморт и расскажем, какие же здесь нарисованы хлебные и кондитерские изделия.

    Что стоит в самом центре стола? Белая ваза, а на ней маленькие булочки, сухари, пирожные- в вазе им самое место. Справа около вазочки- ещё несколько сухариков, на белой салфетке- облитый сахарной глазурью кекс, румяная плетёная сдобная булочка, а за ней два калача. У самой стены- булка с поджаристой хрустящей корочкой и большой рулет с изюмом.

Слева от вазы маленькая коробочка с пирожными, а за ней- пышная плетёнка с маком- хала. На дальнем плане за вазой видны ещё какие-то хлебы. Настоящая выставка! Но это ещё не всё. На полке красиво разложены: круглый белый каравай, ржаной «кирпичик», замысловато сплетённый крендель, маленький хлебец.

Слева красуется большой бублик, а справа заманчиво свешивается связка золотистых баранок.

    Как много всего, какие разные все эти изделия по форме, по цвету, вкусу, запаху! Большие и маленькие, белые и чёрные, квадратные и круглые, высокие и плоские, сладкие и солёные. Давайте теперь составим свой натюрморт с хлебом. (Проводится дидактическая ига «Составь натюрморт»)

   А теперь давайте обратим внимание какое разнообразие оттенков цвета использовано в этой картине! Коричневые, коричневато- золотистые, ржаво- красные, светло-охристые, беловато-коричневые- все эти булки и булочки кажутся такими свежими и тёплыми.

Мы как бы ощущаем жар и аромат только что выпеченного, свежего хлеба. Чтобы ярче высветить теплоту хлеба, заключенную в нем энергию солнца, художник нарисовал свешивающуюся со стены изумрудно- зелёную, тёмного холодного тона ткань.

Она создаёт ощущение цветового контраста с теплыми тонами хлеба.

    Как вы думаете, почему художник поместил все эти предметы на тёмно- бордовую полированную поверхность стола? Ну конечно, чтобы подчеркнуть аппетитную поджаристость, шершавую поверхность хлебных корочек по контрасту с гладкой поверхностью стола. Хлебы красуются, привлекают, манят, дразнят своим видом и запахом. Что может быть вкуснее душистого свежего хлеба!

    Ну как, понравилась вам картина? «Вкусная» она? Картина Ильи Ивановича Машкова посвящена не только хлебу, но и человеку- хлеборобу, землепашцу, пекарю. Потому что хлеб- это прежде всего труд, который в него вложили сотни людей в городе и на селе.

    А теперь давайте немного поиграем! Я вам предлагаю игру «Подбери слово». Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, никак не подобрать верное слово. Я буду называть два-три слова, а вы выберете из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и постараетесь объяснить свой выбор. Слушайте и смотрите внимательно. Какая это картина? (4-15)

Просторная, тесная?

Тесная. Здесь изображено много хлебных изделий. Они теснятся, будто спорят друг с другом, кто красивее, кто важнее.

Беспокойная, спокойная?

Беспокойная. Так бывает, когда собирается очень много народа в одной комнате. Все эти булки, хлебы, пирожные собрались вместе, им тесно, беспокойно.

Радостная, унылая?

Радостная. Здесь нарисовано изобилие. Вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто все эти хлебы, булки, булочки хвастают друг перед другом, кто из них наряднее.

Лёгкая, тяжёлая?

Тяжёлая. Здесь много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг- пышные булки, пирожные. Всё вместе выглядит как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?

Тёплая, холодная?

Тёплая. Кажется, что хлеб тёплый, всё здесь такое поджаристое, коричневато- золотое. Всё вкусное, будто дышит теплом. Хлеб согревает- это сама жизнь.

Обыкновенная, сказочная, скучная?

Обыкновенная и сказочная одновременно. Но не скучная. Здесь вроде бы всё обыкновенное, но необычно изобилие хлебных изделий.

    Вот мы с вами и познакомились с замечательной картиной Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская: хлебы».

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/01/13/beseda-dlya-detey-6-7-let-natyurmort-ili-ivanovicha-mashkova-sned

Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Школа-гимназия «№ 6»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

урок/внеурочное занятие урок развития речи

предмет русский язык

класс 5

(Жадан Ольга Сергеевна)

Аннотация.

Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы». Различные формы работы с использованием ИКТ позволяют сделать урок развивающе-занимательным, способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Ключевые слова.

Описание, план, натюрморт, живопись, жанр, картина, художник, краски, оттенки, тон, выпечка, хлеб, сдоба, калачи.

Пояснительная записка.

Данная разработка урока является актуальной, так как показывает практическое применение межпредметных связей на уроке русского языка, что помогает сформировать у обучающихся потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при изучении материала.

Будущее обучающегося зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Одним из путей решения этой проблемы является реализация межпредметных связей, которые позволяют раскрыть взаимосвязь русского языка с другими предметами гуманитарно-художественно-эстетического направления.

Различные формы работы позволяют сделать урок развивающе-занимательным, способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Основная часть.

Тип урока: интегрированный (учебные дисциплины: русский язык, литература, искусство).

Форма выполнения задания: индивидуальная, парная, групповая работа обучающихся.

Условие проведения: учебный класс, оснащенный ноутбуком, мультимедийным проектором, экраном для демонстрации.

Цель урока: обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений.

Задачи:

  1. Пополнить словарный запас обучающихся;

  2. Развивать языковое чутьё, учить редактированию текста.

  3. Дать понятие натюрморта, познакомить с особенностями этого жанра живописи.

  4. Подготовить обучающихся к самостоятельному описанию натюрморта.

  5. Развивать логическое мышление и воображение обучающихся, умение сравнивать и анализировать.

  6. Формировать эстетический вкус обучающихся.

  7. Формировать коммуникативные универсальные учебные действия, направленные на умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Читайте также:  Описание картины жана-батиста симеона шардена «молитва перед обедом»

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Объявление темы, целей и задач урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, я хочу начать его загадкой (Приложение 1, слайд 2)

  • Ребята, кто отгадал, о чём идёт речь? (о хлебе). (Слайд 3)
  • Проанализируйте, какие имена прилагательные используются в загадке для того, чтобы нам легче было её разгадать (тёплый, золотистый).
  • Для чего нам необходима данная часть речи? (для описания предмета, человека; делает нашу речь богаче, образнее).

Имена прилагательные создают яркую, образную, красочную картину, передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее, помогают выразить авторское отношение к описываемым предметам.

  • Какой термин мы используем в литературе для таких художественных определений? (Эпитеты).
  • А с помощью чего передают своё видение мира художники? (Картин, живописи).

Если объединить эти две темы во едино, вы узнаете, чем мы будем заниматься на уроке, а в помощь вам – зашифрованное послание (Слайд 4).

Вставьте на месте цифр гласные буквы, порядковый номер которых соответствует нумерации в алфавите.

С 16 ч10нен10е-16п10с1н10е к1рт10ны 10.10. М1шк16в1 «Снедь м16ск16вск1я. Хлебы».

(Слайд 5) («Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»).

На уроке мы будем заниматься описанием предметов, изображённых на картинеИ.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать.

  • Скажите, что вы ждёте от урока, чему хотите научиться? (узнать что-то новое; научиться самостоятельно описывать картину; получить хорошую оценку; узнать, кто такой И.И. Машков, познакомится с его работами) Чтобы достичь поставленных целей, нам необходимо научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Кроме этого сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется «натюрморт».

III. Беседа о жанре живописи – «натюрморт» и об истории создания этого жанра

  • Ребята, какие жанры живописи вы знаете? (Портрет, пейзаж, натюрморт) (Слайд 6)
  • Кто может назвать лексическое значение слова «натюрморт».

«Натюрморт» – французское слово и означает оно буквально «мёртвая природа». (Слайд 7)

  • Если художник изображает васильки на цветущем лугу, то такую картину называют пейзажем. Те же цветы, стоящие в вазе на столе, уже составят натюрморт.
  • Натюрморт – это картины, изображающие предметы обихода, цветы, хлеб, личные вещи разных людей и т. д.
  • В натюрмортах изображают не только неодушевлённые предметы – фрукты, цветы, но и живую рыбу и дичь.

Опережающее домашнее задание

  • Где же впервые появился этот жанр искусства?

(Ученик 1) Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XYII века. Это было время, когда народ победил в буржуазной революции, освободился от власти феодалов и церкви. Это было время расцвета голландской живописи. Все увлекались искусством, все покупали картины. Художники иногда даже платили картинами за квартиру, за одежду, за пищу.

(Ученик 2) С особой любовью писали голландцы натюрморты.

Они предпочитали серые тона, особенно для фона, но зато – золотой лимон, сочные персики с бархатистым пушком, серебристая селёдка! Они вдохновенно писали на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды.

Эти натюрморты были небольшими по размерам, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы». Они-то и являются родоначальниками натюрморта.

  • Экскурсия в картинную галерею «Натюрморт» (Приложение 2)

Какое настроение вызвал у вас просмотр видеопрезентации, какие эмоции вы испытали? (Положительные эмоции; улучшилось настроение; поразило буйство красок; ощущение тепла, света; уверенность в том, что день будет хороший, всё удастся)

Учитель.

Кто же такой И.И. Машков? Он был родом с Дона, из станицы Михайловской. Рос в бедной крестьянской семье, не помышлял об искусстве, но для себя рисовал.

С 12 лет его отдали «в люди» и с первым профессиональным художником он познакомился лишь в 18 лет.

Одарённость Машкова была настолько очевидна, что, несмотря на отсутствие серьёзной подготовки, его сразу приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали А.Е.Архипов, К.А.Коровин, В.А.Серов.

IV. Основная часть урока

  • Что мы знаем о самой картине? Индивидуальное домашнее задание (Ученик 3)

Я расскажу вам о картине Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы» Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине булки, калачи, плюшки, баранки как будто только что из печи – румяные, аппетитные. Художник любуется их разнообразными формами (и круглые, и овальные, и квадратные, и витые), их окраской. (Слайд 8)

Эта картина была написана в 20-е годы, немного похожие на наши времена. Тогда в московских магазинах можно было купить разную снедь, изготовленную по ещё дедовским рецептам. Этот натюрморт – настоящий гимн искусству пекаря, его золотым рукам. Так немые вещи могут рассказать много об истории, о людях, их вкусах, обычаях.

1. Работа в тетрадях.

Запись числа, темы урока. А теперь давайте узнаем, что думает сам художник о своём произведении.

Работа с учебником. Упражнение 526.

  • Какие тематические группы преобладают в тексте?
  • Выпишите однородные члены предложения. (Связки баранок, крендель, лепёшка, булочки, расстегаи; разламывается, откусывается, растаивает рассыпается, проминается, режется).
  • Что объединяет вторую группу однородных членов предложения? (Глаголы, пишутся без ь знака).

2. Беседа по картине И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Упражнение 527. Рассмотрите картину внимательно и ответьте на следующие вопросы:

1 группа. Что изображено на картине?

2 группа. Какова композиция картины?

3 группа. Удалось ли художнику воплотить свой замысел?

4 группа. Моё отношение к картине.

(После обсуждения от каждой группы выходит представитель, комментирующий ответ).

На слайде записаны прилагательные. Выберите и запишите те слова, с помощью которых можно наиболее точно передать признаки предметов, изображённых на картине. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Какое правило мы повторили при выполнении данного задания? (Правописание прилагательных через дефис).

Вывод: В картине очень важно, где и как расположены предметы, важны и краски (цвет), которые подобрал художник для того, чтобы полнее и лучше выразить своё отношение к изображаемому.

3. Работа с предложенным текстом

  • Прослушайте описание картины и подумайте, что бы вы хотели дополнить к данному описанию (проблемная ситуация)

Образец описания картины

Передо мной картина Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы».

На переднем плане я вижу хлеб, хрустящая корочка покрывает румяный испеченный кирпичик. Сдобный и обыкновенный хлеб, сладкие булки, калачи, сайки, баранки, крендельки и сушки- всё, чего душе угодно, изобразила талантливая рука художника. На заднем плане натюрморт дополняет полка с хлебами. Оттеняет цвет хлеба изумрудная ткань, небрежно свисающая со стены.

Ни для кого не секрет, что самые тёплые чувства связаны с родным домом, с тем самым местом, в котором не просто родился и вырос, но и в которое всегда можешь вернуться, зная, что именно там живут самые дорогие и близкие сердцу люди. Именно такие чувства испытываю я, глядя на картину И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

4. Вопросы классу

  • Можно ли это описание назвать полным?
  • Сумел ли рассказчик раскрыть замысел художника?

5. Составление плана описания

Ребята, давайте теперь составим план устного описания картины в форме вопросов (обсуждение и запись на доске).

а) Почему картину И.И.Машкова можно назвать натюрмортом?

б) Какие предметы изобразил художник?

в) Какими красками художник передал цвет выпечки?

г) Какое настроение передал художник?

6. Работа в тетрадях

Запись плана.

7. Устное описание картины учащимися.

Задача:

  • выслушать устное сочинение товарища и проанализировать его; отметить положительные стороны и недочёты, если они есть;
  • составить устное сочинение, используя опорные слова, записанные на доске и в тетрадях, используя материал упражнения 526.

8. Анализ устных сочинений по таблице (Слайд 10)

9. Составление синквейна.

Ребята, сегодня мы заглянули в художественную студию мастера натюрморта. А теперь каждый из вас примерит роль писателя. Вам необходимо составить синквейн, сегодня ключевыми словами на уроке были «натюрморт» и «хлеб» (1 вариант – «хлеб», 2 вариант – «натюрморт». (Слайд 11)

Обучающиеся зачитывают свои варианты

V. Задание на дом

Упражнение 529. Написать сочинение – миниатюру по картине с использованием плана.

VI. Подведение итогов

  • Закончи предложение (Слайд 12)

На уроке мне понравилось…

Сегодня я узнал(а) новое о…

Мне было интересно выполнять…

Литература

  1. Каменева Е. Какого цвета радуга. // М., «Детская литература», 1997.

  2. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. // Учебно-наглядное пособие. Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2013.

  3. Русский язык. 5 класс / Под ред. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова – М.: Просвещение, 2016.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/sochinieniie_opisaniie_kartiny_i_i_mashkova_snied_moskovskaia_khlieby

Описание картины Ильи Машкова «Клубника и белый кувшин». Картины машкова

Главная » Картины » Картины машкова

Машков является великим представителем русского авангарда. Он так же работал в жанрах реализма, кубизма, постимпрессионизма. Его произведения считаются одними из самых ярких представителей художественного жанра авангард в настоящее время. Машков так же стал известен как основатель «Бубнового валета».

Илья Машков произведение «Хлебы» создал в 1912 году. В тот период на прилавках магазинов начинает появляться большое разнообразие продуктов, вдохновленный этим художник с воодушевлением изображает свои натюрморты с хлебом. «Хлебы» — это обычная московская пекарня на Смоленском рынке, доступная любому обывателю.

Созданное произведение художник Машков превращает в праздничное событие. Пышные хлеба, булки и батоны как будто только из печи. Цветовые оттенки коричневого, желтого, красного передают

жар только что приготовленного свежего хлеба. От картины как будто даже исходит запах горячей выпечки.

Нагромождение большого изобилия хлебов захватывает автора. Он переносит на полотно обыденную еду из нашей жизни, как будто приглашая насладиться богатством и изобилием всевозможных сортов выпечки.

В этом натюрморте Машков бросает вызов позднему импрессионизму, убирая из своего произведения утонченность и изящность. Построение композиции натюрморта вполне осознанное, в ней проявляется четкость форм и материальность предметов.

Работы художника отличаются высокой энергетикой, динамичной композицией. Машков пишет художественное полотно рельефными мазками, воссоздавая реальный мир материальных вещей. После этого произведения последовала серия натюрмортов с изображением хлебобулочных изделий – «Снедь московская. Хлебы» и «Советские хлеба».

Картины художника находятся в таких известных музеях как Третьяковская галерея и Русский музей.

Прислал: Давыдова Юлия . 2017-10-08 21:43:18

opisanie-kartin.iusite.ru

Описание картины Ильи Машкова «Клубника и белый кувшин»

Илья Иванович Машков русский (советский) художник двадцатого века. Все его творчество является подтверждением широкой русской души. Нам известны более одной тысячи его картин. Это портреты, сюжетно-тематические произведения, пейзажи и, конечно же, натюрморты.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «галатея сфер»

Натюрморт «Клубника и белый кувшин» написан в последние годы жизни Ильи Машкова (1943г.). На протяжении всего своего творчества, живописец писал свои картины в разных направлениях: авангард, постимпрессионизм, фовизм и др. И лишь на закате своей жизни и творческого пути художник стремится к реализму в своих полотнах.

Полотна Машкова стали более понятны неискушенному зрителю. Теперь обычные люди видят в картинах красоту окружающего мира без гипербол и скрытого смысла. Появляется возможность оценить мастерство живописца со стороны его точности мазков кисти и использования светотеней.

Рассматривая полотно «Клубника и белый кувшин» зритель испытывает положительные эмоции. На картине изображены дары лета. Год выдался урожайным, поскольку художник описывает изобилие летних ягод.

Большие, сочные плоды клубники рассыпаны по столу хаотично и являются «главными персонажами» этого натюрморта. Также на столе присутствует черная и белая смородина, что добавляет дополнительных красок полотну.

Малина затерялась среди других ягод. И конечно же, на полотне изображен белый кувшин. Зрителю непременно кажется, что он чем-то наполнен, возможно, это вода или молоко. Белый кувшин идеально вписывается в натюрморт художника.

Он дополняет гармоничность картины и полноту.

Фон картины выполнен в бежево-коричневых тонах. Небогатая обстановка и убранство стола указывают, что это дом обычных крестьян радующихся плодам своих рук и щедрости русской земли.

opisanie-kartin.com

Описание картины Ильи Машкова «Снедь московская хлебы»

Чувствуется нарочитая картинность этого натюрморта. Художник сочинил его. Его натюрморт обращен на зрителя. Мы видим вкуснейшую снедь Москвы во всей ее красоте и невероятном изобилии.

Машков очень внимательно относился к особой постановке каждого натюрморта. Именно это большей частью и предрешало успех его творений.

В живописной манере чувствуется определенная сдержанность и невероятное спокойствие. Натюрморт художника несколько камерный.

Зритель чувствует желание художника передать предмет убедительно и при этом чувственно. Перед нами классический пример натюрморта советской эпохи.

Смотреть это полотно голодным категорически запрещено. Овальный стол темно-красного цвета просто завален различными хлебобулочными изделиями.

Они провоцируют громадное желание взять крендель с полки и съесть его с большим аппетитом. Мы видим подовый хлеб, вкусные сухарики, аппетитную халу, отменные пирожные и множество других вкусных вещей.

Практически невозможно не почувствовать умопомрачительные ароматы, которые витают в воздухе.

У Машкова весь хлеб и булки нарочито преувеличены. Он словно делает смелый вызов академизму современности.

Кажется, что композиция здесь нескладная и совершенно неподдающаяся какой-либо систематизации. Именно этого и хотел добиться Машков. Главной его целью было передать все великолепие московской пекарни.

Натюрморт впечатляет богатством и щедростью. Он просто притягивает к себе особым изобилием. Художник демонстрирует всем нам особый праздник, которому всегда есть место в жизни. Но ощущается некоторая преувеличенность. Карнавал скоро закончится, и отчаяние уже начинает ощущаться. Оказалось, что эти грандиозные предчувствия не обманули художника. Но, вполне возможно, что он этого и не знал.

opisanie-kartin.com

Илья Иванович Машков, «Автопортрет и портрет П. Кончаловского»

Живопись XX в

Илья Машков – известный русский художник начала XX в. Он принадлежит к когорте художников-примитивистов. Идеи примитивизма особенно активно развивались в начале прошлого века. Для художников-примитивистов было характерно обращение к традициям городского низового искусства, городского изобразительного фольклора – лубкам, вывескам и т.д.

В 1910 г. группа московских художников, в которую входили И. Машков, А. Лентулов, Н. Гончарова, П. Кончаловский и др., организовала выставку своих картин под названием «Бубновый валет».

Особенностью данной выставки было то, что рядом со своими полотнами художники разместили работы никому не известных художников и лубки.

Кроме того, картины были развешены сплошными рядами без просветов между ними.

По свидетельствам очевидцев, такая организация выставки производила впечатление просмотра одной большой картины. Как считали сами художники, данное размещение картин должно было наиболее ярко выявить творческую манеру каждого художника. Зритель, переходя от одной картины к другой, все более и более углублялся в художественный мир автора картин.

Естественно, что отзывы газет о подобной выставке были крайне отрицательными. Тем не менее именно эти отзывы могут служить доказательством того, что цель художников была достигнута.

Газетчики подхватили мяч, брошенный устроителями выставки. Ведь выставка являлась своего рода бравадой, вызовом обществу, клоунадой, балаганным действом.

Газетная ругань вполне соответствовала принципу художников, который гласил: «Чем хуже, тем лучше».

Через несколько лет после проведения выставки «Бубновый валет» Кончаловский, Машков и Лентулов организовали художественное общество с таким же названием. Несмотря на то что все три художника входили в это общество, индивидуальное развитие каждого из живописцев не примитивизмом начиналось и не примитивизмом заканчивалось. Позднее участие в этой организации покажется им «детской болезнью».

Для манеры Машкова «бубнововалетского» периода были характерны безудержное буйство красок, плотность и фактур-ность наносимых мазков. Это относится прежде всего к его натюрмортам. Перед зрителем представал не цвет изображенных предметов, а сама краска, не объем фруктов, а объем представляющих их мазков.

Весьма разнообразны портреты художника. Один из самых интересных – «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Это огромный холст, представляющий собой изображение самого художника и его друга Кончаловского в виде двух атлетов, сидящих на диване.

Более того: эти два атлета с огромными бицепсами исполняют романс. Сам автор держит в руках скрипку, а Кончаловский – ноты. Этот портрет является ярким примером балаганного, театрализованного искусства. Герои картины открыто и весело обращаются к зрителям. Они расположены как бы на авансцене. Огромные размеры картины создают эффект «разрушения рампы».

Герои картины словно сходят с полотна, приглашая зрителей принять участие в начинающемся представлении. Бравада заключается здесь не столько в том, что художник изобразил себя в виде ярмарочного атлета, а скорее в том, что этот атлет еще претендует на занятия музыкой. Сам стиль изображения тоже был призван шокировать зрителя.

Этот портрет – явно «игровая» картина.

В таком же стиле написаны и пейзажи Машкова. В основном прототипами пейзажей являлись средники на подносах. Однако, как это ни странно, уподобляя пейзажи раскрашенным подносам, живопись художника наполнялась жизнью, а не умерщвляла ее. Отход Машкова от примитивизма произошел в 1913-1914 гг. В дальнейшем художник увлекся традициями живописи Поля Сезанна.

Он пытался соединить в своем творчестве «предметность» натуры и «вещественность» живописи. К 1915-1916 гг. ему это удалось. В это время в работах Машкова начинает проявляться тип глубинного изображения вещей. Теперь уже фактура предмета стала преобладать над фактурой письма.

Однако некоторые остатки мироощущения примитивизма сохранились в творчестве Машкова вплоть до начала 1930-х. гг.

jivopis.org

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-mashkova.html

Бинарный урок “Сочинение – описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»”

Цель:

  1. Ознакомление детей с особенностями натюрморта как жанра живописи (с термином «натюрморт»);
  2. учить внимательно рассматривать картины;
  3. познакомить учащихся с историей появления натюрморта;
  4. подготовить учащихся к устному описанию натюрморта И.И. Машкова;
  5. учить изображать предметы, входящие в натюрморт, выразительно используя краски, передать настроение натюрморта.

Оборудование:

  • репродукции картин И.И. Машкова – его натюрморты «Снедь московская: хлебы» и «Натюрморт. Синие сливы»;
  • грамзапись с пьесами И.И.

    Чайковского «Времена года»;

  • запись на магнитофонной ленте с описанием картины И.И. Машкова;
  • таблица «Вопросы для обсуждения»;
  • раздаточный материал с репродукцией натюрморта И.И.

    Машкова «Клубника и белый кувшин»;

  • предметы для составления натюрморта, краски, кисти, бумага.

Ход урока

I. Организационный момент

А) приветствие;

Б) проверка готовности к уроку.

II. Объявление темы, целей и задач урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства.

На этом уроке мы будем заниматься описанием предметов, изображённых на картине, описанием картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать.

Вот почему наша задача – научиться рассказать о том, что и как изображено на картине. Кроме этого сегодня мы ознакомимся с жанром живописи, который называется «натюрморт» и нарисуем натюрморт сами.

III. Беседа о жанре живописи – «натюрморт» и об истории создания этого жанра

  • Ребята, какие жанры живописи вы знаете? /портрет, пейзаж, натюрморт…/
  • Кто может назвать лексическое значение слова «натюрморт».
  • «Натюрморт» – французское слово и означает оно буквально «мёртвая природа».
  • Если художник изображает васильки на цветущем лугу, то такую картину называют пейзажем.

    Те же цветы, стоящие в вазе на столе, уже составят натюрморт.

  • Натюрморт – это картины, изображающие предметы обихода, цветы, хлеб, личные вещи разных людей и т. д.
  • В натюрмортах изображают не только неодушевлённые предметы – фрукты, цветы, но и живую рыбу и дичь.

  • Где же впервые появился этот жанр искусства?

Рассказ учителя ИЗО искусства

– Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XYII века. Это было время, когда народ победил в буржуазной революции, освободился от власти феодалов и церкви. Окончилась победой и долгая война с испанскими захватчиками. Мужественный, трудолюбивый голландский народ вернулся к мирной жизни. И тогда люди особенно остро почувствовали, как мила им природа и их простая жизнь.

Это было время расцвета голландской живописи. Все увлекались искусством, все покупали картины. Художники иногда даже платили картинами за квартиру, за одежду, за пищу.

С особой любовью писали голландцы натюрморты.

Они предпочитали серые тона, особенно для фона, но зато – золотой лимон, сочные персики с бархатистым пушком, серебристая селёдка!!! Голландские художники очень умело пользовались светотенью и тончайшими переходами цвета, и потому так необыкновенно выпуклы стеклянные бокалы, в которых проблёскивает налитое вино. Они вдохновенно писали на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды. Эти натюрморты были небольшими по размерам, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы». Они-то и являются родоначальниками натюрморта.

Показ иллюстраций

Посмотрите на произведение голландского художника Ван де Вельде (Рисунок 1).

Рисунок 1

На непокрытом столе кувшин, расписанное блюдо, глиняные трубки и две металлические миски, на поверхности которых горят блики. Как искусно передана форма предметов и материал, из которого они сделаны.

Художник изобразил самые скромные, обычные вещи, но силою искусства сумел раскрыть нам их красоту и поэтичность.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. Вот перед вами один из натюрмортов М.Сарьяна «Цветы Еревана». Цветы здесь такие яркие, пышные, тёплые, что всем смотрящим на эту картину хочется, чтобы поскорее наступило теплое, жаркое лето. (Рисунок 2).

Рисунок 2

Очень любил писать натюрморты русский художник Илья Иванович Машков.

Учитель русского языка

Слово о художнике И.И. Машкове и его картинах

Илья Иванович Машков (1881-1944) – заслуженный деятель искусств РСФСР. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. С него он начал свой самостоятельный путь художника и ему остался верен до конца жизни.

Рассказ 1 ученицы

Я расскажу вам о картине Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская» (Рисунок 3). Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине булки, калачи, плюшки, баранки как будто только что из печи – румяные, аппетитные. Художник любуется их разнообразными формами (и круглые, и овальные, и квадратные, и витые), их окраской.

Рисунок 3

Рассказ учителя русского языка

Эта картина была написана в 20-е годы, немного похожие на наши времена. Тогда в московских магазинах можно было купить разную снедь, изготовленную по ещё дедовским рецептам. Этот натюрморт – настоящий гимн искусству пекаря, его золотым рукам. Так немые вещи могут рассказать много об истории, о людях, их вкусах, обычаях.

Рассказ 2 ученицы

Мне очень нравится картина Ильи Ивановича Машкова, которая называется «Натюрморт. Синие сливы» (Рисунок 4). До чего же яркая, нарядная, праздничная и «вкусная» картина! Глядя на картину, я представляю, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царём Апельсином.

Синяя стража надёжно охраняет его. Стражники сливы хоть и небольшие, но плотно, крепко держат строй. Они здесь главные. Вот почему художник назвал свою картину «Синие сливы». А персики – как придворные, склонились в поклоне и почтительно слушают приказ своего царя.

Вот какую интересную картину придумал художник Илья Иванович Машков.

Рисунок 4

IV. Основная часть урока

1. Работа в тетрадях.

Запись числа, темы урока, опорных слов, записанных на доске заранее, с выделением изученных орфограмм: (ощутить красоту природы, не оставят равнодушным, общение с природой, мягкий свет, глиняный кувшин, жестяной поднос, крупные сочные ягоды, холщовая скатерть, прозрачная вода, влажные ягоды, душистая смородина, бело-матовый кувшин, фиолетово-синие тени, солнечное тепло ягод, радость жизни, плодородие природы).

2. Беседа по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

У вас на партах лежат репродукции картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин» (Рисунок 5). Рассмотрите картину внимательно и ответьте на следующие вопросы:

а) Какие предметы изобразил художник? /белый кувшин, чёрную и белую смородину/

б) Что поместил художник в центре своей картины? /клубнику и белый кувшин, белую и чёрную смородину/

в) Как вы думаете, почему художник так расположил предметы? /художник таким расположением предметов на своей картине передал настроение, которое навевает щедрое, жаркое лето/

г) Какие ещё предметы изображены на картине?

д) Зачем художник поместил на своём натюрморте другие ягоды? /автор хотел показать щедрость природы, жаркое лето/

Рисунок 5

– Своё настроение художник передаёт с помощью красок, которые он использует, изображая предметы.

е) Какие краски использует автор для описания клубники и смородины, других предметов, изображённых на картине?

– На доске записаны слова, обозначающие различные оттенки красного и серого цвета (красно-алый, розовый, вишнёвый, гранатовый, малиновый, пунцовый, рубиновый; серо-дымчатый, сизый, стальной, землистый ).

– Выберите те слова, с помощью которых можно наиболее точно передать цвета предметов, изображённых на картине.

Вывод: В картине очень важно, где и как расположены предметы, важны и краски (цвет), которые подобрал художник для того, чтобы полнее и лучше выразить своё отношение к изображаемому.

3. Работа с предложенным текстом

– Прослушайте описание картины и подумайте, что бы вы хотели дополнить к данному описанию. / проблемная ситуация /

Образец описания картины (запись на магнитофонной плёнке)

Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморты И.И. Машкова не оставят равнодушным.

Трудно сказать, как рождена была эта картина – слиток какой-то необыкновенной радости от сознания непосредственного общения с природой… Мне кажется, что художник, устав бродить по лесу, зашёл в избушку лесника.

И здесь, на деревянном, грубо сколоченном столе, освещённом мягким светом, льющимся из небольшого окошка, увидел белый глиняный кувшин, жестяной поднос и небольшую тарелку, наполненную крупными сочными ягодами клубники, чёрной смородины.

Только что сорванные, рассыпанные по столу ягоды тёмно-красной клубники и спелой малины оттеняют серую поверхность скатерти. Из банки, наполненной прозрачной водой, тяжело свисают влажные ягоды душистой смородины.

Бело-матовый кувшин, фиолетово-синие тени ещё сильнее заставляет ощутить солнечное тепло ягод.

Предметы настолько объёмны, что невольно кажется: протяни руку и почувствуешь холодное прикосновение глиняного кувшина и жестяного подноса, влажность и упругость спелых ягод и тёмно-зелёных листьев.

Подумать только, какая пленительная песнь радости жизни, мощной красоте и плодородию природы содержится в этом натюрморте!

4. Вопросы классу

  • Можно ли это описание назвать полным?
  • Сумел ли рассказчик раскрыть замысел художника?

5. Составление плана описания

– Ребята, давайте теперь составим план устного описания картины в форме вопросов (обсуждение и запись на доске).

а) Почему картину И.И.Машкова можно назвать натюрмортом?

б) Какие предметы изобразил художник?

в) Какими красками художник передал цвет ягод?

г) Какое настроение передал художник?

6. Работа в тетрадях

Запись плана.

7. Устное описание картины учащимися.

Задача:

  • выслушать устное сочинение товарища и проанализировать его; отметить положительные стороны и недочёты, если они есть;
  • составить устное сочинение, используя опорные слова, записанные на доске и в тетрадях.

8. Анализ устных сочинений по таблице, вывешенной на доске

Таблица

  1. Правильно ли и полно описано изображённое на картине?
  2. Раскрыта ли основная мысль художника?
  3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?
  4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?
  5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

V. Задание на дом

Написать сочинение – миниатюру по картине с использованием плана.

2 часть урока, посвящена изобразительному искусству.

I. Организационный момент

Учитель: Продолжаем наш необычный урок.

II. Проверка готовности ко II части урока (ИЗО)

III. Беседа – обобщение по I части урока

– Чем мы занимались в Iчасти нашего необычного урока? (Говорили о жанре живописи “натюрморт”; описывали натюрморт И.И.Машкова “Клубника и белый кувшин”).

– Можем ли мы по картине узнать замысел художника и его настроение?

– С помощью чего художнику удаётся это сделать?

– Сейчас мы с вами попробуем выступить в роли художников, которые рисуют натюрморт. Для этого нам надо самим составить натюрморт.

IV. Основная часть урока (урок ведёт учитель ИЗО )

1. Беседа о зиме.

– Какое сейчас время года?

– Какой праздник мы все с нетерпением ожидаем?

– Почему мы так любим новогодний праздник ?

2. Составление натюрморта.

Учащимся предлагаются несколько предметов для составления новогоднего натюрморта. Среди предметов обязательно должны быть: еловая ветка, свеча с подсвечником, апельсины, яблоки, ваза.

– Попробуем составить новогодний, праздничный натюрморт. Для этого надо выбрать такие предметы, изображение которых помогут каждому зрителю почувствовать настроение ожидания праздника, ожидание таинственного, чудесного.

Что же такого таинственного, чудесного мы все ждём, и почему мы этого ждем?
(Ответ: в Новогоднюю ночь всегда происходит что-нибудь хорошее, у детей используются самые заветные желания, приходит Дед Мороз, Снегурочка, детей приглашают на ёлки ).

Учитель помогает учащимся выбрать предметы для натюрморта и советует как правильно расположить драпировку и предметы на ней.

– Какие материалы нам понадобятся для работы? Рамка, кисти, краски, бумага, простой карандаш, палитра, вода.

– Для чего нужна рамка? Рамка помогает правильно расположить предметы, правильно их скомпоновать, правильно расположить изображаемую натуру на листе бумаги, исключить все лишние детали при изображении натюрморта.

3. Инструктаж по технике безопасности

При рисовании надо аккуратно пользоваться кисточками, карандашами, не размахивать ими, не брать в рот, пользоваться салфеткой.

4. Практическая работа

– С чего мы начинаем рисунок? С карандашного наброска .

Старайтесь делать набросок тонко, слегка касаясь карандашом листа бумаги, ластиком лучше не пользоваться, он очень портит бумагу, краска в этом месте ляжет плохо. Прорисовывать детали карандашом не надо, это мы сделаем кистью. Предметы, фрукты не надо рисовать крупнее, чем они есть в действительности.

(Показать ещё раз весь натюрморт сквозь рамку, т. е. приложить рамку к натюрморту, выделить предметы, которые надо включить в набросок; при рисовании круглых форм потренироваться сначала «рисованию» в воздухе, несколько раз, рисуя круги карандашом. Когда большинство детей закончат набросок, помочь остальным детям показом на доске, потом стереть с доски).

Теперь смочите водой губку, лишнюю воду отожмите и слегка смочите весь лист бумаги. Раскрашивание начнём с самых светлых мест, светлыми красками, пририсуем светло-голубой краской драпировку, оставив место для оранжевых апельсинов. (Помочь советом и показом на своём листе в подборе оттенков).

Пририсуем еловую веточку, она колючая, иголки острые, тонкие, и рисовать её надо жёсткой кистью, между иголочками должна просвечивать голубая драпировка. Постоянно надо следить за тем, чтобы вода была «живая», чистая, надо её вовремя менять.

При раскрашивании на предметах надо оставлять блики, сверху предметы немного светлее, чем снизу, а на боку обязательно есть весёлый, задорный блик.

5. Самостоятельная работа

Работа проходит на фоне музыки П.И.Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года». Учитель помогает детям в подборе и смешивании красок. По окончании работы, пока рисунки сохнут, учащиеся убирают рабочее место.

6. Анализ творческих работ

Продемонстрировать наиболее удавшиеся рисунки учащихся, к обсуждению привлечь детей, использовать таблицу (см. текст выше).

V. Подведение итогов урока

Анализ урока, выставление оценок.

VI. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру «Описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»,используя план, опорные слова и словосочетания, записанные в тетрадях, найти репродукции натюрмортов других художников, рассмотреть их и записать в тетрадь по искусству название и фамилию автора, если возможно, приклеить репродукцию в тетрадь.

Источник: http://zvonoknaurok.ru/load/russkij_jazyk/konspekty_urokov/binarnyj_urok_quot_sochinenie_opisanie_kartiny_i_i_mashkova_klubnika_i_belyj_kuvshin_quot/3-1-0-4054

Ссылка на основную публикацию