Описание картины ильи репина «мужичок из робких»

И. Е. Репин Автопортрет Repin Ilya

Илья Ефимович Репин один из самых заметных основоположников русской живописи 19 века, оставивший для всего человечества богатство живописных и неповторимых образов, правдиво отражающих различные периоды русской истории.

Художник прожил долгую и плодотворную жизнь, создавая в течении своей жизни один шедевр за другим и только сегодня в наше время мы понимаем и осознаем насколько, этот гениальный художник обогатил нашу культуру, раскрывая в своих произведениях путь к добру и справедливости.

Можно уверенно сказать аналогов таланта нашего великого художника, как Илья Репин просто нет не в одной стране мира. При жизни художника большинство современников всегда восхищались его не простыми жанровыми композициями.

Не обошлось и без критиков, коих у Репина по жизни было тоже не мало, критиковали его в основном за правдивые сцены в картинах, не признавая его творчества,но это и не удивительно, Репин, как известно был демократически настроенной личностью, ему многое не нравилось в царской России,

неравенство, унижение людей, чванливость. Вслед за Перовым он занял очередную и свободную в то время нишу, пытаясь высмеять в своих произведениях зажравшихся и сытых господ.

В таких масштабных его работах, как Бурлаки на Волге, Крестный ход в курской губернии, Арест пропагандиста и др, Репин открыто обличает существующий строй, стараясь показать сострадание к угнетенному русскому народу и пробуждение к справедливости, что в его время было фактически нереально

Краткая Биография Репина. Илья Ефимович родился в 1844 году 24 июля или 5 августа по старому стилю в Украине, Харьковской губернии, село Чугуево. Еще в раннем детстве у него была раскрыта тяга к рисованию, в 10 лет от роду некоторые навыки он получает в школе военных топографов. Первым его учителем был местный иконописец некто И.М. Бунаков.

В дальнейшем для совершенствования навыков рисования он поступает на учебу в рисовальную школу в городе Санкт Петербург, в дальнейшем он поступает учиться в академию художеств, где с большими успехами Репин обучается с 1864 года по 1871. Во время учебы Молодой художник знакомится со многими своими коллегами и со своим будущим почитателем критиком Стасовым и известным художником Крамским Иваном Николаевичем, который во многом помогает Репину.

Также Репин знакомится со многими демократически настроенными людьми своего времени, которые также оказывают на него большое влияние, Репину это очень нравится, они ратуют за справедливость, обличая существующие нравы и унизительные порядки сложившиеся при правлении Царя Николая.

Во время учебы в академии Репин много пишет работ на академические темы, одна из известных его работ Воскрешение дочери Иаира, он исполняет много живописных портретов, например портрет Шевцовой В.А. и Хлобощина Р.Д., многофигурный портрет под названием Славянские композиторы.

Но академическая идеология далеко не по нраву Репину, как уже продвинутый художник уже с демократическими взглядами на жизнь, его впечатляет не мифологические образы навязываемые в академии, а написание картин раскрывающих непростую жизнь униженного народа. Такой подход шел в разрез с академией и Репин даже пытался прекратить учебу, но ему пообещали оплатить поездку по Волге а потом и за границу.

1970 по 1873 Репин пишет и рисует много эскизов и этюдов к картине Бурлаки на Волге, это произведение шокирует яркой и правдивой выразительностью всю современное общество, как положительными, так и отрицательными отзывами тех слоев общества не довольных смелым вызовом Репина.

В 1873 году Илья Репин вместе семьей отправляется за границу посетив также такие страны, как Австрию и Италию и Францию, создает ряд работ: Продавец новостей в Париже, Еврей на молитве, Парижское кафе, Девочка рыбачка, картину Садко и знаменитый портрет Тургенева. В Россию Репин возвращается в 1876 году в середине лета, позже уже осенью он навещает свой родной Чугуев и создает ряд полотен: среди которых картины Мужичок из робких, Протодиакон были выставлены на 6 передвижной выставке в 1878 году.

Позднее у же перебравшись в Москву он пишет новые работы Крестный ход в дубовом лесу 1878 г, в это время Художник Репин близко знакомится с известным меценатом с Саввой Ивановичем Мамонтовым.

В своем имении Мамонтов создал большую мастерскую для художников, куда соответственно часто приглашали и Илью Репина.

Благодаря знакомству художника с Мамонтовым, Репину был продемонстрировано текстовое письмо. где казаки писали послание Турецкому Султану.

С большим впечатлением от письма казаков Репин задумал писать картину, впоследствии начиная с 1880 года полотно Запорожцы пишут письмо турецкому султану он закончит в 1891 году. С 1880 по 1883 годы художник плотно работает с известной картиной Крестный ход в Курской губернии, которую потом у него выкупит меценат Павел Третьяков.

Чувствуя себя демократом течении многих лет Репин обращается также к Революционной теме, создавая ряд картин подолгу собирая образы героев, Арест пропагандиста, под конвоем по грязной дороге, Сходка при свете лампы, насыщенную психологизмом картина Отказ от исповеди и другие работы.

1885 год Репин пишет одно и самых трагичных работ посвященная русской истории Иван Грозный убивает своего сына, произведение было экспонировано в Санкт Петербурге на 8 выставке художников передвижников, картина сразу вызвала шок, видно слухи дошли до царя и картину было приказано снять с выставки. Тем не менее произведение впоследствии было выкуплено Третьяковым и хранилось в его коллекции.

в 80-е годы Репин пишет большое количество портретов: Военного инженера Дельвига, портрет известного изобретателя химика Дмитрия Ивановича Менделеева, мецената Павла Михайловича Третьякова и его дочери, портрет композитора Мусоргского Модеста Петровича, ряд портретов великого писателя Льва Николаевича Толстого и его родственников, среди них Толстой на отдыхе в лесу, Толстой на пашне, Толстой в кабинете под сводами, картина Стрекоза, портрет жены художника.

в 1887 году из за неурядиц в семье Репину приходится развестись с женой В.

Алексеевой, в то время Репин чувствовал ухудшение здоровья он выходит из состава передвижников и уезжает в Витебскую область, продолжая заниматься творчеством.

с 1887 года 1888 Репин вплотную занимается запорожцами, изучая быт и нрав казаков, он едет на Кубань знакомится с казаками, с их привычками и образностью, пишет их с натуры. Картину с запорожцами Репин заканчивает в 1891 году.

В 1901 году от правительства России художнику поступает крупный заказ Торжественное заседание Государственного Совета, на картине изображено около 80 человек, с которым мастер работал не покладая рук в течении 2 лет, это одно из самых крупных произведений известного живописца.

в 1899 г Илья Репин решил пожениться с Н. Б.Нордман-Северовой. Не далеко от Санкт Петербурга есть любимая дача Репина здесь он надолго поселился со второй своей женой и продолжал заниматься творчеством поскольку мог до самой старости. в 1930 году 29 сентября художник умер.

Илья Репин прожил очень насыщенную творческую жизнь, одаренный огромным, редким талантом человек, который оставил на века своим потомкам великолепные произведения живописи второй половины 19-го и начало 20 века

Источник: http://www.art-portrets.ru/portret_repina.html

Илья ефимович репин — художники

«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо.

Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, — оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях — лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни.

Читайте также:  Описание картины андрея рябушкина «едут!»

И радости, и горести — радости до счастья, горести до смерти — все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни».

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом украинском городе Чугуеве, неподалеку от Харькова. «Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное — ниже поселян считались разве что крепостные», — писал позднее художник.

Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Однако мальчику не повезло, потому что отделение было вскоре закрыто.

Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.

Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов. Но он мечтает о большем. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.

Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И.Н. Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости.

С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.

По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Илья посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо.

В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии.

В 1873 году Репин завершает картину «Бурлаки на Волге». Сюжет ее возник у художника еще в 1868 году, во время воскресной прогулки по Неве.

«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Репина поразил контраст между встретившейся ватагой бурлаков и «чистым ароматным цветником господ». В своих воспоминаниях он пишет, что «своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз».

В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине. «Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.

В.В. Стасов пишет: «…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем жива была потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя».

В мае 1873 года Репин уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.

Около трех лет художник провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет: «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, И.С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину «Парижское кафе».

В 1876 году Репин пишет портрет жены, поясной, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус.

В том же году Репин возвращается в Россию. Здесь, уже на русской земле, он пишет замечательную картину «На дерновой скамье», представляющую собой групповой портрет в пейзаже. Художник И.Э. Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда-либо написанным Репиным».

Репин с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд «Мужичок из робких» (1877) и портрет «Протодьякон» (1877).

Композитор М. Мусоргский в письме к Стасову пишет: «…видел «Протодьякона», созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году.

Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых.

«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты.

С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879).

Учитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности… Он не драматик, он не историк».

Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.

Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества.

Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности.

Также в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему — «Под жандармским конвоем» (1876). Далее художник не раз обращается к образу революционера.

В «Аресте пропагандиста» (1880-1889) главный герой — молодой революционер, схваченный полицией. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного.

Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу.

К этому циклу примыкают картина «Отказ от исповеди», «Сходка», «Не ждали» (1884).

«Вместе с членами семьи все наше внимание обращено на входящего мужчину. Он в стоптанных, много хоженых сапогах, рыжем армяке, выгоревшем на солнце и не раз омытом дождями.

Глаза ввалились, смотрят испытующе и выжидательно, губы привычно сжаты, а пальцы, неуклюже высвободившись из-под слишком длинного рукава, робко прижимают к себе жалкую шапчонку.

Раз взглянув на него, нельзя забыть этих вопрошающих глаз. Незабываемое лицо!

В лицах и позах родных целая гамма сложнейших чувств, выраженных у каждого из них по-разному — радость, изумление, испуг; даже равнодушие прислуги делает эти переживания еще убедительнее.

Все — каждая поза участников сцены, выражение их лиц, жесты подчинено единой цели — подчеркнуть значительность происходящего события — внезапное появление близкого человека после долгой и трагической разлуки.

Читайте также:  Описание картины александра герасимова «после дождя»

«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Вместе с тем каждая деталь в картине: скромная обстановка комнаты, портреты Некрасова и Шевченко на стене еще глубже раскрывают основной замысел произведения, выявляют те симпатии и устремления, какими жила передовая интеллигенция того времени», — анализирует картину «Не ждали» Н. Шанина.

В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван».

Жена великого химика Менделеева вспоминает: «Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес.

Перед нами было «Убиение Грозным сына». Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали».

Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!..

Выражено и выпукло выдвинута на первый план — нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами.

Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени, и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Подробность шекспировского комизма… «Иван Грозный» — явление в русской живописи необычайное».

Консервативная же часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство».

Картину купил П.М. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.

Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878-1891). Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер.

Создание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: «Запорожцев» я еще не кончил.

«ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН»

Какая трудная вещь — кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии!.. Конца не предвижу: туго идет. Совсем на время картину закрыл».

12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств.

«Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену — 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III.

Конец восьмидесятых — тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берет мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава.

В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих многих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Н.В. Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу… Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь умрешь, и все останется недомалеванным».

Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.

Некоторое время Репин увлекается новым своим положением — занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами.

Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры — «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.

Репин вошел в историю как крупнейший художник-портретист. Он создал целую галерею портретов своих современников: М.П. Мусоргского (1881), А.Г. Рубинштейна (1881), В.И. Сурикова (1885), А.И. Дельвига (1882), Д.И. Менделеева (1885), П.М.

Третьякова (1883), М.И. Глинки (1887), И.Н. Крамского (1882), Т.Л. Толстого (1893), А.П. Боткиной (1900), В.А. Серова (1901), Л.Н. Андреева (1904), Н.А. Морозова (1910), В.Г. Короленко (1912), В.М. Бехтерева (1913), П.П. Чистякова (1914).

За каждым изображением стоит незаурядная личность. И.Э. Грабарь справедливо замечает, что «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем».

Он писал портреты быстро, иногда видя свою модель урывками, писал даже по памяти, как, например, Льва Толстого, лежащего под деревом.

Настоящим шедевром является портрет композитора Мусоргского, друга Репина, написанный накануне смерти великого музыканта. Крамской, сам блестящий портретист, увидев портрет Мусоргского, по словам Стасова, «просто ахнул от удивления». Стасов писал Третьякову: «Портрет Мусоргского кисти Репина — одно из величайших созданий всего русского искусства».

Другой шедевр художника — портрет А.Ф. Писемского. Грабарь не скрывает своего восторга: «Здесь не просто рядовой портрет знаменитого писателя… а из ряда вон выходящее художественное произведение. Не надо знать изображенного лично, чтобы не сомневаться в силе и правде этой характеристики».

В 1901 году Илья Ефимович приступает к работе над грандиозным (4,62×8,53 метра) групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов.

Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет. Замысел картины в процессе работы несколько раз менялся, и традиционный официальный портрет постепенно превратился в глубокое эпическое полотно.

В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман-Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга.

До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф.

Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов.

Наталья Борисовна была культурной женщиной, обладавшей властным характером. Она организовала такой порядок жизни, чтобы Репину можно было спокойно работать. Нордман умерла в 1914 году от туберкулеза.

После Октябрьской революции Куоккала оказывается за пределами нового советского государства. Репин так больше и не вернулся в Россию. Он умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Источник: http://the100.ru/painter/ilya-repin.html

Мужичок из робких. Этюд

Полтора года (1876—1878), проведенные Репиным на родине, в Чугуеве, были временем его погружения в народную крестьянскую жизнь.

Он постоянно «бывал на свадьбах, на базарах, в волостных правлениях, на постоялых дворах, в трактирах и в церквах», то есть там, где можно было наблюдать быт и нравы.

«Описать этого не в состоянии, но чего только я не наслушался, а, главное, не навидался…», — сообщал Репин Стасову.

Читайте также:  Описание картины александра иванова «хождение по водам»

Он ищет здесь образы и явления, которые должны вдохновить его искусство.

Стремясь понять, художественно освоить, отобразить изменившийся быт и людей пореформенной деревни, Репин пишет картины на самые различные сюжеты крестьянской жизни, а также портреты-типы.

В Чугуеве начинается та его работа над крестьянской темой, которая много позднее увенчается «Крестным ходом в Курской губернии». Здесь же в Чугуеве зарождается революционная тематика.

«Мужичок из робких», как и одновременный «Мужик с дурным глазом», замечательные достижения Репина в области развития того крестьянского портрета-типа, начало которому положил В.Г.Перов. Многое в этой области сделал Крамской. Но по его же собственному признанию Репин достиг здесь новых вершин реализма.

«Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть», — писал Крамской Стасову еще в 1876 году.

Такие работы чугуевского периода, как «Мужичок из робких», выразительный тип замученного нуждой бедняка, и «Мужик с дурным глазом», образ зажиточного «крепкого» крестьянина, свидетельствуют о верности суждения Крамского.

Измученное, исхудалое от недоедания и каторжной работы лицо «Мужичка из робких» с больными слезящимися глазами, весь его взъерошенный облик с всклокоченными волосами, с плохо, небрежно запахнутым армяком — все говорит о его бедности, задавленности нуждой, затравленности бесправием, униженности и замордованности.

Но сквозь бесконечную усталость в чертах его лица, в его глазах видна пристальная настороженность, сквозь привычное для бедняка «искательство» — скрытая злоба, ненависть и недоверие ко всем господам и ко всякому начальству.

Репин создает здесь еще более сложный и глубокий образ, чем в типах бурлаков, образ, противоречивость которого создана новыми страшными условиями крестьянской жизни в пореформенное время. Глядя на этот образ, вспоминаешь замечание Ф. Энгельса о положении русского крестьянина, который не может ни жить, ни умереть, слова В.И.

Ленина о тех грудах ненависти и стихийного бунта, которые накапливала в русском крестьянстве двойная эксплуатация, феодальная и капиталистическая. «Мужичонко-разбойничек» называл его Мусоргский.

Портрет поясной, легкий наклон корпуса вперед подчеркивает нервность образа, его настороженность и выжидательность. Он словно чего-то ждет или просит, готовый под гнетом нужды выпрашивать и исполнять любую работу.

Фигура сдвинута к краю, и перед ней дано пространство, подчеркивающее потенциальное движение.

Психологический смысл такой динамической композиции становится особенно ясен при сравнении ее со статикой и фронтальностью изображения «Мужика с дурным глазом».

Написанный в серо-коричневой, почти монохромной гамме, портрет очень пластичен по живописи. В самом расположении мазков видна характерная для Репина лепка формы.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/repin_il_ya_efimovich_1844/muzhichok_iz_robkih_etyud/

Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)

И.Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19-го века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи
передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Репин не признавал «Искусства для искусства». » Я не могу заниматься непосредственным творчеством, — писал он, — делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени.

Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст.»

Репин был величайшим реалистом. Его искусство, основанное на глубоко реалистической основе, отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Родился Репин в 1844 году в г.Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.

Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками.

Тронька подарил краски Илье, и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.

Начальное обучение рисованию Репин получил в школе военных топографов. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Когда ему исполнилось 19 лет, Репин смог поехать в Петербург. Здесь он сначала поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в Академию.

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра.» Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.

Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей.

Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно «Бурлаки на Волге», которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.

Полотно «Бурлаки на Волге» на академической выставке 1873 года стало событием общественной жизни. Художник , казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение.

В 1871 году Репин закончил Академию художеств с Большой Золотой медалью, полученной за программное произведение на заданную тему «Воскрешение дочери Иаира». Также он получил право на пенсионерскую поездку за границу для повышения своего мастерства. За границей он пробыл 3 года, и раньше положенного срока вернулся на родину, в Чугуев. Здесь Репин много и плодотворно работает.

Еще во время работы над образами к картине «Бурлаки на Волге» художник много размышляет о несправедливом устроении жизни, о нищете и бесправии трудового люда. Стал прислушиваться к революционным идеям, которые в то время активно витали в обществе. Под влиянием этих идей Репин создает много произведений на эту тему.

Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. Он писал портреты, картины на исторические, бытовые сюжеты. К старости он так перетрудил руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке — жить и не писать он не мог.

Весьма значительна и его деятельность как педагога. Репин преподавал в Академии художеств. Также он написал талантливую книгу воспоминаний «Далекое близкое».

С 1900 года Репин поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни. После революции местечко Куоккала остается за границей, в Финляндии. Первое время его еще навещают русские художники, но с годами эта связь ослабевает.

Репин болезненно переживает оторванность от жизни, продолжает живо интересоваться событиями в России. Он очень хотел вернуться, но дочь Вера была категорически против, к тому же помешала болезнь. 29 сентября 1930 года его не стало.

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.

Источник: http://cvetamira.ru/repin-ilya-efimovich-1844-1930

Ссылка на основную публикацию