Описание картины ильи репина «на дерновой скамье»

Подготовка к сочинению на проблемную тему. Устное высказывание по картине И.Е. Репина «На дерновой скамье». Учитель: Проскурина О.С. 29 октября 2003г. — презентация

1 Подготовка к сочинению на проблемную тему. Устное высказывание по картине И.Е. Репина «На дерновой скамье». Учитель: Проскурина О.С. 29 октября 2003г.<\p>

2 Новые слова Импрессионизм Палитра Этюд Интерпретировать Фон Колорит Пленэр Проблема<\p>

3 Илья Ефимович Репин «Краски должны выражать наши мысли, колорит – настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке.» /И.Е. Репин/<\p>

4 Семья художника Отдых Осенний букет Надя<\p>

5 Исторические полотна Запорожцы Царь Иван Грозный и его сын Иван<\p>

6 И.Е.Репин – мастер портрета Мужичок из робких Писатель Леонид Андреев<\p>

7 В духе реализма Бурлаки на Волге Не ждали<\p>

8 На дерновой скамье<\p>

9 Темы миниатюр 1. Композиция картины 2. Фон 3. Деревья 4. Цвет 5. Собака 6. Взрослые на картине 7. Изображение детей 8. Гармония<\p>

10 Искусствоведческий текст 1 «На дерновой скамье» написана в пленэре с превосходной передачей света в сдержанной гамме зеленых, золотисто-желтых цветов пейзажа с добавлением рыже-коричневого цвета стволов деревьев и приглушенных белого, синего и серого в одеждах. Картина пленяет своей тихой и спокойной поэтичностью. Сохраняя всю непосредственность и свежесть этюда, она обладает единой композиционностью. Мы видим симметрию масс и цветовых пятен. Темные фигуры даны на светлом открытом фоне и, напротив, светлые на фоне листьев. Очень удачно найдено соотношение фигурной и пейзажной частей. По длине картины они почти равны друг другу, тем самым соответствуя равнозначности пейзажного и портретно-жанрового момента в изображении. Значительная высота деревьев и неба придает изображению необходимую пространственность и «воздух». Несколько сдвинув ради естественности группу от центра, художник уравновесил это тем, что фигуры детей поместил внизу слева, Репин не ставил себе в этой картине собственно портретных задач. Он портретирует не столько лица, сколько фигуры. В этом случае в характеристике людей он исходил из внешнего облика, манеры держаться … А.А. Федоров-Давыдов<\p>

11 Искусствоведческий текст 2 По приезде в Петербург он (Репин) отвез семью в Красное Село, на дачу к Шевцовым, где они прожили лето. Здесь Репин вскоре по приезде написал очаровательную небольшую картину «На дерновой скамье», изображающую уголок в саду, заросший деревьями, на фоне которых на скамье, покрытой дерном, расположилась семья Шевцовых. Тут же сидит В.А. Репина, а на траве играют дети, Вера и Надежда, родившаяся в Париже. Картина эта долгое время оставалась в неизвестности, ибо находилась в семье Шевцовых. Только в 1916 году она была приобретена Русским музеем. Блестящая по приемам и по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда- либо написанным Репиным. И.Э. Грабарь.<\p>

12 Искусствоведческий текст 3 «На картине у Ильи Ефимовича Репина люди отдыхают. Семья расположилась в саду, под деревьями, на сложенной из дерна скамье. Люди собрались вместе, но не беседуют каждый углубился в свои мысли. Человек в военной форме читает газету. О чем-то тяжело задумался старик. Две женщины, старая и молодая, заняты рукоделием; но и они не беспечны их тоже тревожат какие-то думы. И так же о своем замечталась молодая женщина в белом платье. Дети играют в траве». В. Порудонимский<\p>

13 Искусствоведческий текст 4 По своей задаче это групповой портрет в пленэре. Живопись здесь светоносная, фактура своеобразна. Обработка поверхности холста не меняется в связи с переходом от одного предмета к другому. Фактура живописная, поэтому предстает как самоценный элемент. Быстрой кистью художник уловил характеры, позы. Характеристики рассчитаны не на длительный психологический анализ, а на острое восприятие каких-то важнейших черт каждого персонажа. В.Д. Сарабьянов<\p>

14 Как вы думаете, в чём состоит счастье семьи, семейной жизни? Какую семью, на ваш взгляд, можно считать счастливой?<\p>

15 Темы сочинений: 1.Как я понимаю сюжет картины И.Е.Репина «На дерновой скамье»; 2.Роль семьи в жизни человека и общества; 3.Картина «На дерновой скамье» как особое явление в творчестве И.Е.Репина.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/83942/

Подготовка к сочинению на проблемную тему. Устное высказывание по картине И.Е. Репина «На дерновой скамье». — презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Подготовка к сочинению на проблемную тему. Устное высказывание по картине И.Е. Репина «На дерновой скамье». Учитель: Проскурина О.С. 29 октября 2003г.

Слайд 2
Описание слайда:

Новые слова Импрессионизм Палитра Этюд Интерпретировать Фон Колорит Пленэр Проблема

Слайд 3
Описание слайда:

Илья Ефимович Репин «Краски должны выражать наши мысли, колорит – настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке.» /И.Е. Репин/

Слайд 4
Описание слайда:

Семья художника Отдых Осенний букет Надя

Слайд 5
Описание слайда:

Исторические полотна Запорожцы Царь Иван Грозный и его сын Иван

Слайд 6
Описание слайда:

И.Е.Репин – мастер портрета Мужичок из робких Писатель Леонид Андреев

Слайд 7
Описание слайда:

В духе реализма Бурлаки на Волге Не ждали

Слайд 8
Описание слайда:

На дерновой скамье

Слайд 9
Описание слайда:

Темы миниатюр Композиция картины Фон Деревья Цвет Собака Взрослые на картине Изображение детей Гармония

Слайд 10
Описание слайда:

Искусствоведческий текст №1 «На дерновой скамье» написана в пленэре с превосходной передачей света в сдержанной гамме зеленых, золотисто-желтых цветов пейзажа с добавлением рыже-коричневого цвета стволов деревьев и приглушенных белого, синего и серого в одеждах. Картина пленяет своей тихой и спокойной поэтичностью.

Сохраняя всю непосредственность и свежесть этюда, она обладает единой композиционностью. Мы видим симметрию масс и цветовых пятен. Темные фигуры даны на светлом открытом фоне и, напротив, светлые на фоне листьев. Очень удачно найдено соотношение фигурной и пейзажной частей.

По длине картины они почти равны друг другу, тем самым соответствуя равнозначности пейзажного и портретно-жанрового момента в изображении. Значительная высота деревьев и неба придает изображению необходимую пространственность и «воздух».

Несколько сдвинув ради естественности группу от центра, художник уравновесил это тем, что фигуры детей поместил внизу слева, Репин не ставил себе в этой картине собственно портретных задач. Он портретирует не столько лица, сколько фигуры. В этом случае в характеристике людей он исходил из внешнего облика, манеры держаться … А.А. Федоров-Давыдов

Слайд 11
Описание слайда:

Искусствоведческий текст №2 По приезде в Петербург он (Репин) отвез семью в Красное Село, на дачу к Шевцовым, где они прожили лето. Здесь Репин вскоре по приезде написал очаровательную небольшую картину «На дерновой скамье», изображающую уголок в саду, заросший деревьями, на фоне которых на скамье, покрытой дерном, расположилась семья Шевцовых.

Тут же сидит В.А. Репина, а на траве играют дети, Вера и Надежда, родившаяся в Париже. Картина эта долгое время оставалась в неизвестности, ибо находилась в семье Шевцовых. Только в 1916 году она была приобретена Русским музеем. Блестящая по приемам и по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда- либо написанным Репиным. И.

Э. Грабарь.

Слайд 12
Описание слайда:

Искусствоведческий текст №3 «На картине у Ильи Ефимовича Репина люди отдыхают. Семья расположилась в саду, под деревьями, на сложенной из дерна скамье. Люди собрались вместе, но не беседуют — каждый углубился в свои мысли.

Человек в военной форме читает газету. О чем-то тяжело задумался старик. Две женщины, старая и молодая, заняты рукоделием; но и они не беспечны — их тоже тревожат какие-то думы. И так же о своем замечталась молодая женщина в белом платье.

Дети играют в траве». В. Порудонимский

Слайд 13
Описание слайда:

Искусствоведческий текст №4 По своей задаче — это групповой портрет в пленэре. Живопись здесь светоносная, фактура своеобразна. Обработка поверхности холста не меняется в связи с переходом от одного предмета к другому.

Фактура живописная, поэтому предстает как самоценный элемент. Быстрой кистью художник уловил характеры, позы.

Характеристики рассчитаны не на длительный психологический анализ, а на острое восприятие каких-то важнейших черт каждого персонажа. В.Д. Сарабьянов

Слайд 14
Описание слайда:

Как вы думаете, в чём состоит счастье семьи, семейной жизни? Какую семью, на ваш взгляд, можно считать счастливой?

Слайд 15
Описание слайда:

Темы сочинений: 1.Как я понимаю сюжет картины И.Е.Репина «На дерновой скамье»; 2.Роль семьи в жизни человека и общества; 3.Картина «На дерновой скамье» как особое явление в творчестве И.Е.Репина.

Источник: https://presentacii.ru/presentation/podgotovka-k-sochineniyu-na-problemnuyu-temu-ustnoe-vyskazyvanie-po-kartine-ie-repina-na-dernovoj-skame

Читать

БЕЛЫЙ ГОРОД

Москва, 2000

Автор текста Екатерина Алленова

Руководители проекта: А. Астахов, К. Чеченев

Ответственный редактор: Н. Надольская

Редактор: Н. Борисовская

ISBN 5-7793-0220-0

Отпечатано в Италии

© Белый город, 2000

Репутация Репина как художника, соединившего в своем творчестве лучшие черты русского реализма, — эта репутация сложилась еще при его жизни. «Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…

Изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы», — писал Яков Минченков в знаменитых Воспоминаниях о передвижниках.

«На Передвижных выставках мы учились жизни, и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина», — вторит Минченкову Александр Бенуа.

Оба мемуариста — представители поколения молодых современников Репина, поколения, для которого Репин, задолго до конца своего жизненного пути, стал «живым классиком», олицетворением русского реализма в целом.

Действительно, искусство Репина являет собой квинтэссенцию тех тенденций и приемов воздействия на зрителя, которые были выработаны в контексте реализма второй половины XIX века — это в известной мере собирательный образ русского искусства того времени, включая жанровый репертуар, художественные средства, соотношение между жанрами.

Автопортрет. 1878

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Веры Алексеевны Шевцовой, впоследствии жены художника. 1869

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вид на школу военных топографов в Чугуеве. Между 1854-1857

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Василия Ефимовича Репина, брата художника. 1867

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Репин был портретистом, мастером бытовой картины, историческим живописцем.

Иерархия жанров в передвижнической среде могла поспорить с академической: большинство художников «второго эшелона» прочно занимали завоеванное ими место, постоянно разрабатывая одну и ту же тему и, как правило, оставаясь в рамках одной разновидности какого-либо жанра. Репин «умел все».

Жанры в его творчестве активно взаимодействуют. В исторической и жанровой живописи художник показывает себя очень значительным портретистом — мера индивидуализации каждого персонажа, доведенная часто до качества портретное™, в его картинах значительно выше, чем у любого из современных ему мастеров.

В произведениях «народнической серии» бытовой жанр у Репина смыкается с историческим.

Репин, правда, не занимался специально пейзажем, но то, что было выработано во второй половине века в области пейзажа, тяготеющего к импрессионизму, — передача быстроты и изменчивости жизненных впечатлений, открытый стремительный мазок, богатство фактуры — все это присутствует в репинских работах. С равным мастерством Репин пишет интерьерные сцены и сцены на открытом воздухе, а в немногих произведениях, где самостоятельной живописной темой становится природа, художник не уступает лучшим достижениям не только русской, но и европейской пейзажной школы.

Бурлаки, идущие вброд. 1872

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Воскрешение дочери Иаира. Эскиз. 1871

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иов и его друзья. 1869

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина Бурлаки на Волге, с которой Репин дебютировал перед широкой публикой, сразу сделала его лидером среди русских художников.

«Четыре года тому назад Перов был впереди всех, — писал Иван Крамской, — еще только четыре года, а после Репина бурлаков он невозможен».

Репин стал первым русским художником, воплотившим не раз высказанную Владимиром Стасовым идею «хоровой картины». Своими Бурлаками Репин, в сущности, положил начало одной из магистральных тем русского искусства.

Казалось бы, одной этой картиной роль и место Репина в русской живописи в качестве «эпического поэта русского народа» и выразителя народных дум, устремлений и характеров были уже определены. Но ближайшие работы Репина оказались «изменой» этому привлекательному демократическому идеалу.

Воскрешение дочери Иаира. 1871

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В мае 1873 года художник отправился в Европу в качестве пенсионера Академии художеств.

Он посетил Всемирную выставку в Вене, где экспонировались его Бурлаки, путешествовал по Италии и наконец обосновался в Париже, на Монмартре, где начал работу над картинами Садко и Парижское кафе.

Сюжеты этих произведений — фантастическая сказка и жанровая сцена «во французском вкусе» — кажутся совершенно «не репинскими».

Репин писал Стасову, что он «ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте».

Крамской, «душа передвижничества», был всем этим поражен и озадачен. «Я одного не понимаю, как могло случиться, что Вы это писали? …

Я думал, что у вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и специальная народная струна. …Человек, у которого течет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способен…

изображать тяжелый, крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток».

«Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикие организмы, — отвечал Репин, — нет, я хочу писать всех, которые произведут на меня впечатление» — и такой ответ есть не что иное, как утверждение права творческой свободы.

Дама, играющая зонтиком. 1874 Эскиз для картины Парижское кафе

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дорога на Монмартр в Париже. 1875

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дама, опирающаяся на стул. 1875 Эскиз для картины Парижское кафе

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина. Если попытаться определить «суммарный вектор» репинского искусства, путь, по которому шло его развитие, то окажется, что сделать это довольно трудно. В одно и то же время Репин способен был работать над совершенно различными вещами и в различной манере.

Бурлаки, Садко и Парижское кафе словно задуманы тремя разными художниками.

Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д.

Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно…» — так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства, и с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571305&p=1

Репин Илья Ефимович (1844-1930)

Репин Илья Ефимович — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен

Портрет писателя Александра Жиркевича

Афанасий Фет

Выбор великокняжеской невесты

Бурлаки на Волге

Вечеринка

Яблоки и листья

Николай Чудотворец из Миры в Ликии

Портрет П. М. Третьякова

Портрет Владимира Васильевича Стасова, русского музыкального критика и историка искусства

Портрет Льва Толстого

Портрет Д. И. Менделеева

Император Николай II

Портрет писателя Алексея Феофилактовича Писемского

Константин Победоносцев

Портрет профессора Иванова

Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царс

Манифестация 17 октября 1905 года

Осенний букет

Запорожцы

Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года

Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны

Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского

Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника

Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна

Садко в Подводном царстве

Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре

Портрет Витте с картины «Заседание Государственного Совета»

Воскрешение дочери Иаира. 1871. Холст, масло. 229 x 382.

Приготовление к экзамену. 1864. Холст, масло. 38 x 46,5.

Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль. 1874. Холст, масло. 74 x 50.

На дерновой скамье. Красное село. 1876. Холст, масло. 36 x 55,5.

Портрет художника А.И.Куинджи. 1877. Холст, масло. 147,1 x 104,8.

Мужик с дурным глазом. 1877. Холст, масло. 60 x 49.

Протодиакон. 1877. Холст, масло. 125,5 x 97,5.

Негритянка. 1876. Холст, масло. 115 x 92.

Портрет критика В.В.Стасова. 1873. Холст, масло. 80,9 x 65.

Портрет С.И.Мамонтова. 1878. Холст, масло

Девочка с букетом (Вера Репина). 1878. Холст, масло. 61 x 49.

Автопортрет. 1878. Холст, масло. 69,5 × 49,6.

Мужичок из робких. 1877. Холст, масло. 65 x 53.

Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 1879. Холст, масло. 38 x 61.

Портрет художника В.И.Сурикова. 1877. Холст, масло. 62,5 x 54.

Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888. Холст, масло. 215 x 196.

Портрет С.М. Драгомировой. 1889. Холст, масло. 98,5 x 78,5.

Портрет С.И.Мамонтова. 1880. Холст, масло. 75 x 66.

Портрет Нади Репиной. 1881. Холст, масло. 66 x 54

Отдых. Портрет Веры Репиной, жены художника. 1882. Холст, масло. 143 x 94.

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887. Холст, масло. 101 x 118,5

Блондинка. Портрет Ольги Тевяшевой. 1898. Холст, масло. 71 x 58.

Портрет художника В.А.Серова . 1897. Холст, уголь. 96 x 62.

Портрет М.К.Тенишевой. 1898

Портрет баронессы В.И.Икскуль фон Гильденбандт. 1889. Холст, масло. 196,5 x 71,7.

Портрет А.К.Толстого. 1896. Холст, масло

Портрет виолончелиста А.В.Вержбиловича. 1895. Холст, масло. 87 x 58.

Какой простор! 1903. Холст, масло. 179 x 284,5.

Портрет Н.И.Репиной. 1896. Бумага, акварель. 45,7 x 29,2.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его

Портрет Л.Н.Андреева. 1904. Холст, масло. 76 x 66,5.

Абрамцево. Летний пейзаж. 1880. Холст, масло. 52,2 х 49.

Источник: https://arts.in.ua/classics/repin_ilya

Репин Илья Ефимович

Илья Репин

(1844–1930)

Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо.

Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.

И радости, и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни».

   Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом украинском городе Чугуеве, неподалеку от Харькова. «Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное – ниже поселян считались разве что крепостные», – писал позднее художник.

Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Однако мальчику не повезло, потому что отделение было вскоре закрыто.

Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.

 Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов. Но он мечтает о большем. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.

Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И.Н. Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости.

С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.

   По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Илья посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо.

   В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии.

   В 1873 году Репин завершает картину «Бурлаки на Волге». Сюжет ее возник у художника еще в 1868 году, во время воскресной прогулки по Неве.

Репина поразил контраст между встретившейся ватагой бурлаков и «чистым ароматным цветником господ».

В своих воспоминаниях он пишет, что «своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз».

   В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине. «Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.

   В.В. Стасов пишет: «…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем жива была потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя».

   В мае 1873 года Репин уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.

   Около трех лет художник провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет: «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, И.С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину «Парижское кафе».

   В 1876 году Репин пишет портрет жены, поясной, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус.

   В том же году Репин возвращается в Россию. Здесь, уже на русской земле, он пишет замечательную картину «На дерновой скамье», представляющую собой групповой портрет в пейзаже. Художник И.Э. Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда-либо написанным Репиным».

   Репин с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд «Мужичок из робких» (1877) и портрет «Протодьякон» (1877).

   Композитор М. Мусоргский в письме к Стасову пишет: «…видел «Протодьякона», созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

   «Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году.

   Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты.

   С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879).

   Учитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности… Он не драматик, он не историк».

   Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.

Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества.

Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности.

   Также в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Далее художник не раз обращается к образу революционера.

В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного.

Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу.

   К этому циклу примыкают картина «Отказ от исповеди», «Сходка», «Не ждали» (1884).

   «Вместе с членами семьи все наше внимание обращено на входящего мужчину. Он в стоптанных, много хоженых сапогах, рыжем армяке, выгоревшем на солнце и не раз омытом дождями.

Глаза ввалились, смотрят испытующе и выжидательно, губы привычно сжаты, а пальцы, неуклюже высвободившись из-под слишком длинного рукава, робко прижимают к себе жалкую шапчонку.

Раз взглянув на него, нельзя забыть этих вопрошающих глаз. Незабываемое лицо!

   В лицах и позах родных целая гамма сложнейших чувств, выраженных у каждого из них по-разному – радость, изумление, испуг; даже равнодушие прислуги делает эти переживания еще убедительнее.

Все – каждая поза участников сцены, выражение их лиц, жесты подчинено единой цели – подчеркнуть значительность происходящего события – внезапное появление близкого человека после долгой и трагической разлуки.

Вместе с тем каждая деталь в картине: скромная обстановка комнаты, портреты Некрасова и Шевченко на стене еще глубже раскрывают основной замысел произведения, выявляют те симпатии и устремления, какими жила передовая интеллигенция того времени», – анализирует картину «Не ждали» Н. Шанина.

   В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван».

Жена великого химика Менделеева вспоминает: «Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес.

Перед нами было «Убиение Грозным сына». Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали».

   Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!..

Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами.

Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени, и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Подробность шекспировского комизма… «Иван Грозный» – явление в русской живописи необычайное».

   Консервативная же часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство».

Картину купил П.М. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.

   Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер.

   Создание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: «»Запорожцев» я еще не кончил. Какая трудная вещь – кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии!.. Конца не предвижу: туго идет. Совсем на время картину закрыл».

   12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств.

   «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III.

   Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берет мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава.

   В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих многих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Н.В. Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу… Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь умрешь, и все останется недомалеванным».

   Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.

Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами.

Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.

   Репин вошел в историю как крупнейший художник-портретист. Он создал целую галерею портретов своих современников: М.П. Мусоргского (1881), А.Г. Рубинштейна (1881), В.И. Сурикова (1885), А.И. Дельвига (1882), Д.И. Менделеева (1885), П.М.

Третьякова (1883), М.И. Глинки (1887), И.Н. Крамского (1882), Т.Л. Толстого (1893), А.П. Боткиной (1900), В.А. Серова (1901), Л.Н. Андреева (1904), Н.А. Морозова (1910), В.Г. Короленко (1912), В.М. Бехтерева (1913), П.П. Чистякова (1914).

   За каждым изображением стоит незаурядная личность. И.Э. Грабарь справедливо замечает, что «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем».

   Он писал портреты быстро, иногда видя свою модель урывками, писал даже по памяти, как, например, Льва Толстого, лежащего под деревом.

Настоящим шедевром является портрет композитора Мусоргского, друга Репина, написанный накануне смерти великого музыканта. Крамской, сам блестящий портретист, увидев портрет Мусоргского, по словам Стасова, «просто ахнул от удивления».

Стасов писал Третьякову: «Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства».

   Другой шедевр художника – портрет А.Ф. Писемского. Грабарь не скрывает своего восторга: «Здесь не просто рядовой портрет знаменитого писателя… а из ряда вон выходящее художественное произведение. Не надо знать изображенного лично, чтобы не сомневаться в силе и правде этой характеристики».

   В 1901 году Илья Ефимович приступает к работе над грандиозным (4,62×8,53 метра) групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов.

   Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет. Замысел картины в процессе работы несколько раз менялся, и традиционный официальный портрет постепенно превратился в глубокое эпическое полотно.

   В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман-Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга.

До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф.

Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов.

   Наталья Борисовна была культурной женщиной, обладавшей властным характером. Она организовала такой порядок жизни, чтобы Репину можно было спокойно работать. Нордман умерла в 1914 году от туберкулеза.

   После Октябрьской революции Куоккала оказывается за пределами нового советского государства. Репин так больше и не вернулся в Россию. Он умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Источник: http://art.batato.ru/repin-ilya-efimovich/

Русская культура. Илья Репин

«Автопортрет»
1878г.Холст, масло 49,6 x 69,5Государственный Русский музей

Санкт-Петербург


Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. И радости, и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни».

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца в городке Чугуеве, близ Харькова.В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем Академии. В Академии знакомство и общение с Крамским продолжилось, молодой и очень серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусство.

“Художник есть критик общественных явлений, — говорил он ему, — он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни”. В период учения Репин общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее “четвергах”.

О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д. В. Каракозова перед казнью.

Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими “программами” религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе.

Такова картина “Иов и его друзья” (1869), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре “Приготовление к экзамену” (1864), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867), матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868). В портрете В. А.

Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений.

«Иов и его друзья»1869г.Холст, масло 199 х 133Государственный Русский музей

Санкт-Петербург


«Подготовка к экзамену»1864г.Холст, масло 46,5 x 38Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



«Портрет Веры Шевцовой»1869г.Холст, масло 67 х 83Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



Портрет матери художника Т. С. Репиной.
1867По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Илья посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо.

В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии.


«Воскрешение дочери Иаира»1871г.Холст, масло. 229 x 382 см

Государственный Русский музей



В 1873 году Репин завершает картину «Бурлаки на Волге». Сюжет ее возник у художника еще в 1868 году, во время воскресной прогулки по Неве. Репина поразил контраст между встретившейся ватагой бурлаков и «чистым ароматным цветником господ». В своих воспоминаниях он пишет, что «своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз».


«Бурлаки на Волге»1870-1873гг.Холст, масло. 131.5 x 281 см

Государственный Русский музей



«Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.

В.В. Стасов пишет: «…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем жива была потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя».

В мае 1873 года Репин уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.



«Вера Репина. Отдых»
1882


Около трех лет художник провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет: «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, И.С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину «Парижское кафе».


«Дама, опирающаяся на спинку стула»Этюд для картины «Парижское кофе»1875г.Холст, масло 26,5 x 40,3Государственный Русский музей

Санкт-Петербург


В 1876 году Репин пишет портрет жены, поясной, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус.



«Портрет В.А.Репиной, жены художника»1876г.Холст, масло. 59 x 49 см

Государственный Русский музей



В том же году Репин возвращается в Россию. Здесь, уже на русской земле, он пишет замечательную картину «На дерновой скамье», представляющую собой групповой портрет в пейзаже. Художник И.Э. Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда‑либо написанным Репиным».


«На дерновой скамье. Красное село»1876г.Холст, масло. 36 x 55.5 см

Государственный Русский музей



Репин с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд «Мужичок из робких» (1877) и портрет «Протодьякон» (1877).



«Мужичок из робких»1877Холст, масло 65 х 54Нижегородский государственный художественный музей

Нижний Новгород



«Протодиакон»1877Холст, масло 96 х 124Государственная Третьяковская галерея

Москва

Композитор М. Мусоргский в письме к Стасову пишет: «…видел «Протодьякона», созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году.

Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты.

Портрет Веры Репиной 
1878


На меже. В. А. Репина с детьми идет по меже. 1879


Абрамцево. 1880

С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879).


«Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201,8 х 145,3Государственная Третьяковская галерея

Москва



Учитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности… Он не драматик, он не историк».

Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.

Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества.

Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности.



«Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галерея

Москва



Также в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Далее художник не раз обращается к образу революционера. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу.


Под конвоем. По грязной дороге. 1876


«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. 34.8 x 54.6 см

Государственная Третьяковская галерея



В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Жена великого химика Менделеева вспоминает: «Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Перед нами было «Убиение Грозным сына». Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали».


«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г.Холст, масло. 199.5 x 254 см

Государственная Третьяковская галерея



Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!.. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени, и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Подробность шекспировского комизма… «Иван Грозный» – явление в русской живописи необычайное».

Консервативная же часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство».

Картину купил П.М. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители.

Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер.



«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг.Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музей

Санкт-Петербург



Создание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: «»Запорожцев» я еще не кончил. Какая трудная вещь – кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии!.. Конца не предвижу: туго идет. Совсем на время картину закрыл».

12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств.

«Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III.
Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берет мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава.

В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих многих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Н.В. Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу… Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь умрешь, и все останется недомалеванным».

Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.

Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами.

Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.


«Осенний букет»1892Холст, масло. 114 x 67 см

Государственная Третьяковская галерея



В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман‑Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф. Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов.


Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903

Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Позже он писал о себе: “Я человек 60-х годов… я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует”.

Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин.

Современники восхищались его до иллюзии “живыми” портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане — умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.

А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском селе. 
1911




«Какой простор!»1903г.Холст, масло. 179 x 284.5 см

Государственный Русский музей





«Крестный ход. Явленная икона»Эскиз.

1877г.



Л. Н. Толстой босой. 
1901




«Лев Николаевич Толстой в лесу»1891Холст, масло 60 x 50Государственная Третьяковская галерея

Москва





Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 
1879




«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»1888г.Холст, масло. 215 x 196 см

Государственный Русский музей

«Портрет графини Муизы Мерси Д'аржанто»1890Холст, масло. 86.5 x 108 см

Государственная Третьяковская галерея





«Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова»
1893г.




«Портрет Николая II»1895Холст, масло. 210 x 197 см

Государственный Русский музей

http://kolybanov.livejourna…

https://my.mail.ru/mail/ga-vdv/video/752/1803.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43215701172

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector