Описание картины ильи репина «не ждали»

Не ждали

Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали». Холст, масло. В этой картине нашли наиболее совершенное и глубокое выражение психологические поиски Репина.

Замысел произведения возник у художника летом 1883 года во время пребывания на даче в Мартышкино, под Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены в картине.

Как впоследствии писали художники Александр Бенуа, Михаил Нестеров, Игорь Грабарь и Валентин Серов, именно эта работа Репина произвела на них самое сильное и неизгладимое впечатление.

Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера.

Стремление Репина к психологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося – потрепанный армяк, стоптанные сапоги, – так и неожиданность его прихода). Пройдет этот минутный столбняк, парализовавший всю семью, и чувства хлынут наружу, выльются в какие-то шумные восклицания, порывистые движения, суету. Репин не изображает всего этого, предоставляя зрителю домыслить в воображении запечатленную сцену.

В картине царит напряженная тишина.

Смысловым и композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур – вернувшегося ссыльного, который с тревожным ожиданием и щемящей нежностью смотрит в лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, и этой женщины, которая сердцем матери уже узнала своего сына, но еще как бы боится поверить внутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем, измученном лице дорогие ей черты.

Фигура матери изображена со спины, чтобы ее лицо своим сложным выражением не спорило с лицом ссыльного, не мешало зрителю в первую очередь воспринимать именно героя картины.

Но как выразительна эта фигура высокой старой женщины в траурном одеянии, дрожащей рукой едва касающейся спинки кресла, как бы ища в нем опоры! Острый профиль воскового лица матери, седые волосы, прикрытые черной кружевной наколкой, резко очерченный силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, теперь согбенной преждевременной старостью, – всё говорит о горе, которое легло на ее плечи.

Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе, исподлобья глядящая на пришельца, не узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии); мальчик-гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, что кажется – из глаз его вот-вот хлынут слезы; молодая женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности, испуга, радости. Художник не дает счастливой развязки в картине – не в ней дело, а в тех противоречивых и глубоких чувствах, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни.

Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферу семейного уюта. Этот семейный уют, привычный уклад жизни семьи, который читается в только что прерванных занятиях каждого из присутствующих, объединяют воедино их всех.

И только вернувшийся выглядит в этой светлой, чистой, прибранной комнате пришельцем из другого мира. С ним этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этого маленького «островка».

Ссыльный в момент, представленный в картине, еще противостоит всей семье. Его отчужденность, необычность всего его вида подчеркивают драматизм происходящего. Вернувшийся дан в пустом пространстве комнаты. Ему надо сделать несколько шагов навстречу близким, надо почувствовать, что они приняли его, рады встрече с ним.

Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Половицы пола стремительно и в сильном перспективном сокращении уходят в глубину – создается ощущение, что почва ускользает у него из-под ног. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины.

Тонко почувствованное психологическое состояние вернувшегося ссыльного находит яркое зрительное выражение.

Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, Репин не показывает в картине простой и открытой радости встречи, что крайне упростило бы содержание произведения.

Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко – борцов за народное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. В этой теме морального оправдания героя – высокий гражданственный пафос произведения, его этический смысл.
Серьезность и общественная значимость проблем, которые были подняты Репиным, заставили его решать произведение на большом холсте, в формах, очищенных от элементов жанровости и бытовизма. Современная тема получила историческое истолкование, приобрела большое общечеловеческое содержание.

«Не ждали» – одна из самых пленерных, напоенных светом и воздухом работ Репина. Рассеянный свет, льющийся через открытую дверь балкона, приглушает краски картины и в то же время придает им особую свежесть и чистоту.

Эта светлая, тонко сгармонированная гамма хорошо соответствует эмоциональному строю произведения, чистоте чувств изображенных людей.
Позировали ему члены семьи и разные знакомые:  для матери вернувшегося ссыльного – теща художника, Е. Д. Шевцова, для жены – В. И. Репина, жена художника, и В. Д.

Стасова; девочка написана с Веры Репиной, дочери художника, мальчик – с Сережи Костычева.

Впервые он создавал картину прямо с натуры, без предварительных эскизов, но все равно много раз переписывал, изменяя образы до неузнаваемости. Несмотря на то что художник уже прочно обосновался в северной столице, он продолжал наведываться в Москву, с удовольствием поддерживал теплые отношения с Поленовым, Суриковым, Васнецовым и, конечно, Третьяковым.
Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/repin_ne_zhdali.html

Так какую картину написал Репин: “Приплыли” или “Не ждали”?

Знаете ли вы что, что картина Репина «Приплыли» – вовсе не Репиным 

написана, да и называется иначе – “Монахи (Не туда заехали)”. Обитает картина на Украине, в Сумском художественном музее им. Никанора Онацкого, а написал ее современник Репина, воронежский художник и педагог Лев Соловьев, который также много занимался иконописью. 

Впрочем, сюжет картины, несмотря на другое название, вполне укладывается в смысл, который вкладывают, вспоминая якобы произведение Репина.

Когда ситуация приводит к конфузу участников, когда смешно и немножко стыдно, когда за поворотом (буквальным или аллегорическим) оказывается совсем не то, что предполагалось, мы выдыхаем и говорим: «Ну вот, картина Репина «Приплыли!». И улыбаемся – весело или саркастически в зависимости от ситуации.

Глядя на картину, к которой намертво пристало это название, сложно сохранить серьезность. Речка на околице, туманная погода, плохая видимость. На лодке – монахи. Уж неведомо, куда они направлялись, но явно в какое-то другое место.

Но в тумане их лодку вынесло к берегу, на котором деревенские бабы моются. Эдакая женская баня на реке.

Небось, монахам, когда туман прояснился и они оказались в окружении множества голых барышень, только и оставалось резюмировать: картина Репина «Приплыли»!

Забавности сюжету придает тот факт, что монахи отнюдь не отводят очи от искушений дьявольских, напротив, не сводят с девиц глаз.

Особое обаяние в картину привносят двое озорных ребятишек, которые единственные смотрят, кажется, зрителю прямо в глаза.

Кажется, они и нас поймали на совсем не монашеском разглядывании голых барышень, и сейчас захохочут: попались, мол. А нам останется только согласиться и кивнуть: «Картина Репина «Приплыли», не отрицаем, мол».

По всей вероятности, на одной из выставок не туда заехавшие «Монахи» соседствовали с работами Ильи Репина. По ассоциации с афористичным названием другой его работы – «Не ждали» – могло возникнуть это «картина Репина «Приплыли».

“Монахи (Не туда заехали)” автор Лев Соловьев. Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина, Сумы

Картина Репина «Не ждали» изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Позировали для картины жена Репина Вера Шевцова, их дочь, теща, друзья дома. Ссыльный написан с Всеволода Гаршина. 

Примечательно, что обстановку Репин изначально определил, и комната в эскизах практически не изменяется, а вот персонажи в процессе работы подвергались значительным пертурбациям. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации.

В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Настроение этого варианта – радость от возвращения, радость встречи и даже ощущение сюрприза, почти новогоднего подарка.

Совсем иным стал окончательный вариант.

Картина Репина «Не ждали» 1884 (художник будет дорабатывать ее до 1888-го) года показывает нам вернувшегося мужчину. Неожиданность, шок, который вскоре сменится радостью, – есть. Ощущения сюрприза нет и в помине. Изначально автор предполагал показать несломленного героя, борца за свободу. Но окончательный вариант – о другом. В нем сильны мотивы возвращения блудного сына и воскрешения.

Герой напряженно и мучительно всматривается в лица родных: примут ли они его? Не вынесут ли и свой обвинительный приговор? Лицо вошедшего большей частью в тени, но настороженный взгляд огромных глаз нам виден. В них – вопрос и попытка оправдаться, в них дилемма между велением совести, которому он последовал, и тем фактом, что он покинул семью.

Ждут ли его здесь? Как его встретят?

Рассмотрим обстановку: голый деревянный пол, скромные обои, всё очень чисто и довольно бедно – здесь явно нет лишних средств.

На стене – фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым, и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского).

Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. А библейские аллюзии дают понять, что возращение героя, претерпевшего множество мучений, подобно воскрешению из мертвых.

Читайте также:  Описание картины микеланджело буанарроти «леда и лебедь»

Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату, испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду.

Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Мать привстала с кресла, протягивает вперед ослабевшую руку, мы не видим ее глаз, но догадываемся, что в них надежда, страх, радость и, скорее всего, слезы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника, и сейчас окончательно узнает в нем сына.

Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник.

Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека.

А вот мальчик постарше, он, напротив, весь вытянулся в направлении отца, приоткрыл рот, глаза его сияют и, вероятно, в следующее мгновение он радостно завизжит. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия.

А сейчас – миг, предшествующий этому, и в нём с невероятным мастерством отражены чаяния, страхи и надежды. Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор – речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде.

Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Равнодушным она мало кого оставила, мнения разделились на два противоположных лагеря. Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание».

А реакционная критика, не удовлетворенная сюжетом, разнесла картину в пух и прах, язвительно обыграв название. В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка».

Это хуже, чем преступление, это – ошибка… Не ждали! Какая фальшь…».

Претензии к картине были даже у Павла Третьякова, что не помешало ему купить полотно в свою коллекцию.

А вот это первый вариант-эскиз картины «Не ждали»:

Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. 

Собран материал на базе статей Алены Эсауловой (с сайта https://artchive.ru)

Источник: https://eugenpr.livejournal.com/409407.html

Cочинение по картине Репина «Не ждали»

Одним из интереснейших произведений Третьяковской галереи является картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали». Эта картина поражает своей интересной историей, изображенной на ней, и по этой причине я решил написать о ней в своем сочинении.

Данная картина является национальным достоянием и находится в собрании картин Третьяковской галереи. Картина была написана в примерно в 1884- 1888 годах. На ней изображен мужчина, который вернулся из политической ссылки и далеких чужих краев. Если разобрать картину по цвету, то цвета гармоничные.

Картина написана в мягких теплых полутонах, которые создают впечатление, что это радостный выходной день, который только начинается. Об этом говорит теплый солнечный свет, который пробивается сквозь оконные стекла. По сути своей, картина вызывает хорошие положительные эмоции.

Ведь что может быть лучше возвращение человека, которого, в общем-то, уже и не ждали и не думали, что вернется.

Художнику очень хорошо удался этот момент, вернувшийся со ссылки, не может сразу узнать родных, потому как кто-то постарел, ребятишки подросли, и они до конца не могут его узнать и поверить своим глазам.

Он ли это? Видимо, художником и было задумано передать эту немую паузу перед радостными эмоциями встречи и даже слезами радости. О том, что герой картины вернулся неожиданно, свидетельствует то, что он неопрятно одет, небрит, создается впечатление, что он давно не мылся, и очень усталый.

На его лице читается усталость, он устал от ссылки от длинной дороги домой и вот он, наконец, вернулся!

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Эффект неожиданности и читается на лицах домочадцев. Так же о том, что он вошел совсем недавно свидетельствует открытая дверь, которую ему открыла женщина. На дальнем плане мы видим втору темную фигуру женщины, которая, удивленно выглядывает и не верит в его возвращение. Эффект неожиданности возвращения читается на лице другой не менее важной фигуры этой картины.

Эта женщина, которая встала из-за стола и явно не ожидала его увидеть. Хоть и художник изобразил ее в профиль, но в ее глазах читается немая сцена неожиданности и неверия собственным глазам от неожиданности она развела руками. На ее губах читается шепот «ты ли это».

Из истории картины известно, что эта престарелая женщина матушка, возвратившегося из далекой ссылки каторжанина.

Очень хорошо дополняют эту картину ребятишки и женщина за фортепьяно. Женщина его узнала, она очень рада его возвращению, судя по ее радостной улыбки на лице.

А вот маленькая девочка, в углу сидящая около мальчика, смотрит на возвратившегося с каким-то недоверием и не пониманием, он, очевидно, его не узнала и не поняла еще кто же этот небритый странник в лохмотьях. Ну и не могу не затронуть маленького мальчика сидящего в углу, который очень рад возвращению их члена семьи.

В целом картина не тяжелая и производит хорошее впечатление и вызывает радостные эмоции, если вам выпадет счастливый шанс посетить Третьяковскую галерею, обязательно взгляните на эту картину.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/05/kartina-repin-ne-zhdali.html

Описание Картины “Не ждали”. Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Имя Ильи Репина знакомо всем и каждому. По своему огромному таланту, этот человек достоин занять одно из самых видных мест в истории европейской живописи. Художник родился в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения.

Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Начальные уроки рисования Репин получил в топографической школе. На свой “страх и риск” в 1863 году Репин приехал в Петербург. В Рисовальной школе при Бирже он встречается с И. Н. Крамским, который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы.

Репин поступил в Академию художеств и закончил ее с золотой медалью, после чего отправился в путешествие по Италии и Франции. Художник регулярно участвовал в выставках Передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни – в Куоккале, на Карельском перешейке.

Там он и умер в 1930 году.

Илья Репин оставил огромное художественное наследство. Многочисленные жанровые, бытовые картины, портреты и произведения исторической тематики находяться в музеях Украины, России и частных коллекциях.

“НЕ ЖДАЛИ”

Картина “Не ждали” – лучшая из работ Репина на темы революционной борьбы. Этой работой художник который раз показал, чьи интересы отстаивает его кисть.

Он был неизменно на стороне тех, кто вступал в смелое единоборство с самодержавием, и в целой серии проникновенных картин выразил свое горячее сочувствие униженному трудовому народу и борцам-революционерам, жертвовавшим жизнью во.

.. имя освобождения родного народа из-под власти его вековых угнетателей.

Содержание картины нееложно. Комната залитая ярким светом. Солнечные лучи пронизывают воздух, они играют, переливаясь цветами радуги, на полу, на стенах, на потолке. Тщательно, до мелочей выписана обстановка комнаты, мебель, картины, балконная дверь со стекающими дождевыми каплями по стеклу, отстающие в сыром углу обои, щели на половицах.

Вся семья в сборе. Сидя за столом, готовят уроки дети, мальчик и девочка. У рояля молодая женщина. Здесь же пожилая дама в черном платье.

И вот в комнату входит кто-то посторонний. В первое мгновение его не узнают. Не верят себе, неужели это он? Не может быть!.. Но это он, он!

Все элементы картины правдиво и точно характеризуют среду, людей, их душевное состояние.

Пусть в картине Репина запечатлен только один момент, только одно краткое мгновение, вызвавшее у всех участников сцены глубочайшее смятение чувств, – любому зрителю ясно: в свою семью из далекой ссылки, а может быть, и с каторги неожиданно возвратился сын, муж, отец.

Вся сцена полна необычайного напряжения, готового вот-вот разрядиться в шуме счастливых, радостных возгласов. Кажется, еще миг и вошедшего узнают все. И бросятся навстречу тому, кого, быть может, считали уже погибшим.

Не случайно Репин написал женщин, старушку-мать и сидящую у рояля молодую женщину, в темных траурных платьях. Ведь возвращения с царской каторги не ждали, попавший туда обычно не возвращался. В “Не ждали” правдиво запечатлена яркая страница жизни и быта демократической интеллигенции 70-80 гг. XIX века.

(No Ratings Yet)
Loading…
Описание Картины “Не ждали”. Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение: описание картины Левитана “Березовая роща” Сочинение: описание картины Левитана “Березовая роща” Описание темы: Художественное описание картины Левитана “Березовая роща”? описание летней природы березового леса, описание…
  2. Сочинение: описание картины Левитана “Весна. Большая вода” Сочинение: описание картины Левитана “Весна. Большая вода” Описание темы: Описание картины Левитана “Весна. Большая вода”, весна в русской деревне, половодье….
  3. Сочинение: описание картины И. Э. Грабаря “Февральская лазурь” Описание темы: Радость приближающейся весны в картине Грабаря “Февральская лазурь”. Как-то в феврале художник отдыхал на даче у своих друзей….
  4. Сочинение: описание картины Поленова “Заросший пруд” Сочинение: описание картины Поленова “Заросший пруд” Описание темы: Обычный летний день, парк, пруд. Художественное описание картины Поленова “Заросший пруд”. Заросший…
  5. Сочинение: описание картины И. Левитана “Золотая осень” Сочинение: описание картины И. Левитана “Золотая осень” Описание темы: Бабье лето, теплые деньки и ранимая красота осенней природы леса. Художественное…
  6. Сочинение: описание картины Юона “Конец зимы. Полдень.” Сочинение: описание картины Юона “Конец зимы. Полдень.” Описание темы: Пересечение весны с зимой в описании картины Юона “Конец зимы. Полдень”….
  7. Сочинение: описание картины Крымова “Зимний вечер” Сочинение: описание картины Крымова “Зимний вечер” Описание темы: Холодное зимнее время, когда на улице трещит мороз, а окошки домов пропускают…
  8. Сочинение: описание картины Пластова “Сенокос” Сочинение: описание картины Пластова “Сенокос” Описание темы: Важная для крестьянина пора от которой зависит вся последующая зима. Впрочем, так оно…
  9. Сочинение: описание картины Левитана “Зимой в лесу” Сочинение: описание картины Левитана “Зимой в лесу” Описание темы: Холодная и до мурашек по спине красивая картина зимнего леса и…
  10. Сочинение: описание картины Левитана “Осень. Дорога в деревне” Сочинение: описание картины Левитана “Осень. Дорога в деревне” Описание темы: грустная ненастная пора поздней осени. Художественное описание картины Левитана “Осень….
  11. Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “Дары осени” Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “Дары осени” Описание темы: Осенний натюрморт в картине Герасимова “Дары осени”. Яблоки в тарелке,…
  12. Сочинение: описание картины Нисского “Февраль. Подмосковье” Сочинение: описание картины Нисского “Февраль. Подмосковье” Описание темы: Зима прекрасна не только в лесу, но и в городских условиях, о…
  13. Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “После дождя” Сочинение: описание картины А. М. Герасимова “После дождя”. “Мокрый” эффект в картине Герасимова “После дождя”. Давайте вместе посмотрим на картину…
  14. Сочинение: описание картины И. И. Бродского “Летний сад осенью” Сочинение: описание картины И. И. Бродского “Летний сад осенью” Описание темы: городской прогулочный парк в картине Бродского “Летний сад осенью”….
  15. Сочинение: описание картины В. Поленова “Золотая осень” Сочинение: описание картины В. Поленова “Золотая осень” Описание темы: Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река…
  16. Сочинение: описание картины А. Саврасова “Грачи прилетели” Сочинение: описание картины А. Саврасова “Грачи прилетели” Описание темы: Описание картины А. Саврасова “Грачи прилетели”, наступление весны, прилет первых птиц….
  17. Сочинение: описание картины Левитана “Март” Сочинение: описание картины Левитана “Март” Описание темы: Описание картины Левитана “Март”, весна идет – весне дорога, описание весеннего настроения, радости…
  18. Сочинение: описание картины Пластова “Летом” Сочинение: описание картины Пластова “Летом” Описание темы: Лето дарит не только тепло и солнце, но и полные корзины грибов и…
  19. Сочинение: описание картины Яблонской “Утро” Сочинение: описание картины Яблонской “Утро” Описание темы: Утро. Девочка, недавно проснувшись, делает зарядку. Легкая и непринужденная обстановка, как бы самого…
  20. Описание картины “Приезд гувернантки в купеческий дом” Василий Григорьевич Перов – русский живописец, рисовальщик, мастер бытовой живописи, портретист, исторический живописец. Родился художник в г. Тобольске. Он был…
Читайте также:  Васнецов виктор. церковь спаса нерукотворного

Источник: https://ege-russian.ru/opisanie-kartiny-ne-zhdali-ilya-efimovich-repin-1844-1930/

Анализ картины И.Репина “Не ждали” – ArtClub

16.03.2017

Для того, чтобы понять картину нужно ее внимательно рассмотреть, проанализировать каждого героя, т.е. обратить внимание на детали, прислушаться к своим эмоциям и чувствам от конкретной картины, вступить с ней диалог, задать себе необходимые вопросы, которые помогут в полной мере раскрыть замысел автора.

Давайте сделаем все вышесказанное на примере следующей картины:

И.Репин «Не ждали», 1884-1887 г.

Что мы видим на картине?

Светлая комната. В нее только что вошел человек. Судя по реакции домашних его приход неожиданный. Все домашние в замешательстве.

Как выглядит этот человек? Какие эмоции он испытывает?

У него странная одежда, измученное лицо и глубоко запавшие глаза. В глазах вопрос, напряженное ожидание. В повороте головы, во всем его облике есть какая-то неуверенность. Он остановился в нерешительности. Его никто не ждал, и приход его — неожиданность. Это видно по тому, как отнеслись к его появлению все люди, находящиеся в комнате.

Что чувствует жена? Как она выглядит? О чем думают дети?

Жена, женщина, сидящая у рояля, кажется слабой и  болезненной. Она растеряна и обрадована.

Исподлобья, серьезно и строго смотрит на него девочка. Совершенно очевидно, что она его не знает или не помнит. А с каким восторгом мальчик смотрит на вошедшего. Он узнал его, он рад. Еще мгновение — и с криком восторга он бросится к отцу.

Как выглядит мать? Какие ее жесты описывают ее эмоции и являются говорящими для нас?

Мать привстала с кресла. Она не верит своим глазам. Возможно, она и не надеялась уже на своем веку увидеть сына. Ее сутулая спина, рука, прижатая к груди, открывает нам всю палитру ее переживаний.

Как выглядит горничная? О чем говорят ее жесты?

Ее лицо выражает недоумение: правильно ли она сделала, что впустила в дом этого незнакомого плохо одетого господина? Не пожурит ли хозяйка за этот поступок?

Она все еще держится за ручку двери. Этот жест еще больше подчеркивает ее испуг: она слегка приоткрыла дверь, но не распахнула ее и робко впустила в комнату незнакомого человека.

Проанализиров картину, мы понимаем, что художник хотел  рассказать историю ссыльных, но не историю ужасов лагерей, а ужас внутри каждого вернувшегося человека:

  • Как отреагирует семья на его возвращение? Ждут ли его вообще? Может, жена вышла замуж. Сможет ли она вообще простить его? Может, она никогда не одобряла его революционной деятельности и предостерегала, к каким ужасным последствиям для семьи это может привести.
  • Застанет ли он мать живой?
  • что испытывает человек, когда собственный ребенок его не узнает?

Написать картину с такой предельной простотой и убедительностью очень и очень нелегко. Чтобы донести свой сюжет, художник должен выбрать такой момент, в котором характер каждого из действующих лиц проявился бы особенно полно. Давайте представим, что он выбрал не этот момент, а другой:

Все уже узнали пришедшего. Сын подбежал проворнее других и повис на шее отца. Мать подошла с одной стороны, жена — с другой. Вот девочка, наверное, по-прежнему дичится и недоумевает да горничная продолжает стоять у двери. А может, ее уже нет: поняла, что пришел свой человек, и ушла, чтобы не мешать.

Будь все так, поняли бы мы, что произошло? Что вернулся ссыльный, что произошла драма… Почему радуется мальчик, почему исподлобья смотрит девочка, а мать и жена торопятся к вошедшему?

Эмоции почти у всех одинаковые — все радуются. А сколько различных эмоций показывает нам оригинал?

Или художник изобразил бы еще более поздний момент: глава семьи умылся, переоделся и в кругу семьи рассказывает о чем-то пережитом. Опять все было бы далеко не так ясно, как сейчас.

Мы подумали бы, что все дело именно в интересном рассказе, который все так внимательно слушают. Разве можно узнать в таком сюжете сложную драму, переживаемую семьей? Конечно, нет.

Вот почему выбор момента, который будет изображен в картине, так важен.

Известно, что Репин несколько раз переписывал лицо главного героя: то делал его возвышенно-героическим, то страдальчески-усталым.

Как видите, чтобы понять замысел автора, нужно просто быть внимательным. Смотрите, и увидите!

При подготовке материала использована книга Б.Эренгросс «По законам красоты», Изд-во: Детгиз, 1961 г.

Источник: http://artclub.by/archives/760

Не ждали – Репин И. Е. :: Артпоиск – русские художники

Картина имеет два варианта. Первый, относящийся к 1883 году, был начат Репиным на даче в Мартышкине, под Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены в картине.

В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали женщина и две девушки, предположительно сестры. Картина была такого же небольшого размера, как и «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди».

Вслед за этой картиной Репин в 1884 году начинает другой вариант, которому предстояло стать основным.

Картина эта писалась так же быстро и уже в том же 1884 году экспонировалась на Передвижной выставке. Но затем Репин ее дорабатывал в 1885, 1887 и 1888 годах, изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери и жены.

Через десять лет по окончании всякой работы над вторым вариантом Репин в 1898 году вновь берется за первый вариант и дорабатывает его, преимущественно образ входящей девушки.

Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы. Художник и выполнил его в гораздо больших размерах, видоизменил персонажи и увеличил их число. Входящая девушка была заменена возвратившимся из ссылки революционером, встающая с кресла на первом плане — старухой матерью, вместо одной девушки за столом изображены мальчик и маленькая девочка.

В дверях появились две женские фигуры. Сохранилась только фигура за роялем, но изменились ее облик и поза. Все эти изменения придали картине иное звучание, сообщили ее сюжету более богатое и значительное содержание. Чисто семейная, интимная сцена первого варианта приобрела общественный характер и смысл. В связи с этим, очевидно, Репин и увеличил размеры картины, придав ей монументальность.

В картине «Не ждали» Репин нашел такой сюжет, который позволил ему создать полотно большой идейной содержательности, обнаружив свой талант жанриста, свое мастерство психологической характеристики. Как и в «Отказе от исповеди», Репин дает в картине «Не ждали» психологическое решение революционной темы. Но здесь оно носит характер действия.

Это диктовалось самим смыслом сюжета неожиданного возвращения. Заменяя во втором варианте персонажи, увеличивая их число, Репин преследовал задачи наилучшего развития и показа этого действия.

Как это бывало в целом ряде репинских картин, решение сюжета шло путем преодоления внешней характеристики, надуманности и «иллюстративности» и создания живой, выхваченной из жизни сцены. Так, вначале Репин ввел в картину фигуру отца, предупреждающего о возвращении ссыльного и подготовляющего таким образом присутствующих.

Была и еще, по свидетельству Стасова, фигура «какого-то старика». Но в процессе работы над картиной Репин убрал то, что носило слишком внешний характер, и сосредоточился именно на психологическом решении темы. Вместе с тем он оставил фигуры, способствующие сохранению действенности сцены.

Так, например, фигуры женщин в дверях нужны для того, чтобы показать переживание сцены также и сторонними людьми, а не только членами семьи, которые, в свою очередь, показаны более разнообразно, чем в первом варианте.

Интересно, что все изменения в композиции, удаление фигур, как и переработка выражения лиц, производились Репиным непосредственно на самом холсте. Картина, таким образом, компоновалась, подобно тому, как если бы это была театральная мизансцена.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «жемчужина»

Первый вариант картины Репин писал прямо с натуры, у себя на даче, разместив в комнате в качестве действующих лиц сеоих родных и знакомых. Они же послужили моделями и для большой картины: жена возвратившегося писана с жены художника и с В. Д.

Стасовой, старуха мать — с тещи, Шевцовой, девочка за столом — с Веры Репиной, мальчик — с С. Костычева, горничная в дверях — с прислуги Репиных. Большая картина, вероятно, также была начата в Мартышкине в какой-то мере с натуры.

Продолжая работу над нею уже в Петербурге, Репин компонует и пишет ее, как бы имея перед глазами натурную сцену — метод, который он применил также в «Запорожцах».

Перед нами изображение типической интеллигентской семьи в обычной ее обстановке. Героическая революционная тематика в картине «Не ждали» выступила в привычной форме жанровой картины современной жизни.

Благодаря этому сама жанровая живопись и современная жизнь были возведены в ранг исторической картины, что правильно отметил еще Стасов. Внутренней темой картины стала проблема отношения общественного и личного, семейного долга.

Она решалась в сюжете неожиданного возвращения революционера в свою семью, оставшуюся без него одинокой как ожидание того, каким образом будет воспринято это возвращение, будет ли революционер оправдан своей семьей.

Эта проблема оправдания революционера семьей была, в сущности, проблемой оправдания и благословения революционного подвига, которое Репин давал в картине в единственно возможной в условиях цензуры форме.

Отсюда ясно, что основной задачей картины было убедительно показать именно неожиданность возвращения революционера, многообразие переживаний его самого и членов его семьи.

Известно, что Репин трижды переписывал лицо и наклон головы входящего, придавая ему то более возвышенное, героическое и прекрасное, то более страдающее и усталое выражение.

Наконец, в последнем, четвертом варианте он добился правильного решения, сообщив энергичному лицу и всему облику возвратившегося выражение неуверенности, сочетав в его лице героизм и страдание одновременно.

Всякое иное решение было бы неверным в том отношении, что оно так или иначе упрощало сложность морально-психологической проблемы, снижая ее либо сразу показанной уверенностью в благословении, в признании, либо излишней жалостью и состраданием.

В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик. Каждый из персонажей обрисован и подан с исключительной силой и выпуклостью, вплоть до таких второстепенных персонажей, как прислуга в дверях или маленькая девочка за столом.

Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи матери. Она настолько выразительна, что Репин мог позволить себе почти не показать ее лица, дав его в таком повороте, при котором не видно его выражения.

Хороши руки старухи и молодой женщины за роялем, охарактеризованные удивительно индивидуально.

Неожиданность появления революционера, его внутренняя неуверенность переданы не только в лице, но и во всей его позе, в том, как он неустойчиво стоит на полу, каким еще «чужим» смотрится в интерьере.

Это впечатление создается благодаря тому, что фигура выглядит темным пятном на общем светлом тоне интерьера, тем более что и дана она на фоне открытой двери.

Таким чужим он и должен был казаться, во всяком случае, в первые мгновения встречи.

Темная фигура вернувшегося в коричневом армяке и больших истоптанных на просторах дальних дорог сапогах вносит в семейный интерьер нечто от Сибири и каторги, и с ней, раздвигая стены домика, сюда, в семью, где играют на рояле и детишки готовят уроки, словно входит громада истории, суровая жестокость жизни и испытаний революционера.

Неустойчивость фигура вернувшегося получает еще и потому, что она изображена под иным углом к плоскости пола, чем фигуры остальных членов семьи. Композиция картины легко делится на две части. При этом можно обнаружить, что уровень горизонта в них разный; это видно по перспективе досок пола.

Обращает на себя внимание и то, что все персонажи правой части, то есть семья вернувшегося, даются на замкнутом фоне стен, в то время как все персонажи левой части, и в том числе вернувшийся, даны в свободном пространстве, залитом светом, льющимся из балконной двери и из двери в глубине.

Такая асимметричность композиции, как и в «Аресте пропагандиста», усиливает динамику изображения, что особенно важно было здесь при передаче неожиданности свидания.

Репин строит композицию, как схваченную на лету сцену. Действия всех. персонажей изображены в самом их начале: революционер делает первые шаги, старуха только встала и хочет двинуться ему навстречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову.

Все застигнуты неожиданно, их переживания еще смутны и неопределенны. Это первый шаг встречи, узнавания, когда еще своим глазам не веришь, еще полностью не осознаешь увиденного.

Еще мгновение — и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания. Он, как и в «Иване Грозном», изображает вечно длящимся переходное мгновение.

Благодаря этому решение не дается сразу готовым, а, так сказать, домысливается самим зрителем. Оправдание и благословение революционера получает тем более общественное и общезначимое звучание.

Особенно динамичны фигуры вернувшегося и матери. Направленные прямо друг на друга, они образуют основной психологический и формальный узел композиции.

Направление устремления фигуры матери влечет наш взор к фигуре входящего и вместе с тем является связующим между его фигурой и персонажами правой части картины.

Сдвинутое кресло на первом плане подчеркивает неожиданность события, вносит в изображение момент жизненной случайности. Вместе с тем оно закрывает в этом месте пол, не позволяя зрителю увидеть различие горизонтов двух частей картины.

Репин стремился в композиции картины, как и в позах и жестах застигнутых врасплох людей, создать иллюзию наибольшей естественной случайности. Он нарочито срезает краями картины стул справа и кресло слева. Но одновременно монументальность картины, ее «историчность» требовали картинной построенности композиции.

Это достигается посредством уравновешивания ясно видимых горизонталей и вертикалей, выявленных и архитектурой комнаты, и фигурами, и обстановкой.

Асимметричное, «случайное» в своей моментальности расположение людей и предметов оказывается уложенным в строгое линейное построение, в линейный костяк, конструкцию композиции.

Формат картины представляет собой слегка вытянутый в длину, приближающийся к квадрату прямоугольник.

Сравнивая этот формат с вертикальным форматом первого варианта, становится ясным, что удлинение по горизонтали вызвано усложнением сцены, в частности, развитием второстепенного, дополнительного к основной сцене эпизода с детишками за столом.

Этот формат создает гармоничное отношение между многочисленными фигурами и сравнительно небольшим, но кажущимся большим благодаря вытянутости в длину интерьером. Недаром зрительно картина воспринимается и в особенности запоминается как квадратная, и уж скорее вертикально, нежели горизонтально ориентированная.

Репин замечательно сумел сочетать в картине важное со второстепенным, значительное с теми мелочами, которые сообщают сцене жизненность, жанровую убедительность, которые в возвышенность общей трактовки события вносят лирическую теплоту.

Таков, например, образ сидящей девочки за столом с болтающимися над полом кривыми ножками, весь с любовью написанный интерьер, переносящий нас в типичную обстановку интеллигентской семьи того времени, таков мягкий ласковый свет летнего дня, льющийся через полурастворенную балконную дверь, на стеклах которой еще видны капли недавно прошедшего дождя. Детали обстановки имеют, как и натюрморт в «Царевне Софье» или чемодан в «Аресте пропагандиста», разъясняющее сюжет значение. Так, на стене над роялем недаром изображаются портреты Шевченко и Некрасова, столь обычные в этой обстановке, а между ними гравюра с популярной тогда картины Штейбена «Голгофа». Аналогии с евангельской легендой о страдании и жертве собой за людей были очень распространены в среде революционной интеллигенции. Такие детали, как дождевые капли на стекле, свидетельствуют о наблюдательности художника, о том увлечении и интересе, с которым он пишет картину, о его чисто профессиональном художническом внимании к своей работе, подобно изображению капель воска на сукне пола в «Царевне Софье».

Картина «Не ждали» — выдающееся полотно Репина по красоте и мастерству ее живописного решения. Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность.

Как и в «Крестном ходе в Курской губернии», и даже, пожалуй, еще в большей мере эта натуральность освещения и пленэрной светлой тональности подчинена в целом некоему общему колористическому строю произведения, в котором наряду с гармонией светлых голубоватых и зеленоватых тонов сильно звучат и контрасты темных пятен.

Колористическое решение картины, в такой же мере как и ее композиция, представляет столь удачно найденное, ясное построение, что оно кажется само собой разумеющимся, непосредственно натуральным.

На самом же деле, натуральное здесь упорядочено и приведено в определенную систему, тем более строгую и гармоничную, что кажущаяся случайность живой действительности выполняет задачу показать возвышенную мораль, душевное благородство и величие поступков как естественную жизнь и чувства простых людей.

Сохраняя свою естественность, они стали в изображении Репина столь же подлинно историчными героями, как это было в условной возвышенности героев исторической живописи прошлого.

Найдя и показав действительных героев своего времени, художник совершил большой шаг вперед в развитии и жанровой и исторической живописи. Вернее, он достиг их особого слияния, которое открывало возможность исторической живописи на современные темы.

А. Фёдоров-Давыдов, 1959

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/repin_il_ya_efimovich_1844/ne_zhdali/

Ссылка на основную публикацию